Стихи про согласные буквы: Стихи про гласные и согласные буквы — Стихи, картинки и любовь… – Стихи про согласные звуки | KidsClever

Содержание

Методическая разработка по теме: Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.

Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.

Для закрепления понятий «Гласный  звук»  я использую авторское универсальное стихотворение.

  В это стихотворение  на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».                                                                                                                   

 Звуки ГОЛОСА польются,

 их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

 Звуки  ГЛАСНЫМИ  зовутся,

 в каждом слове их найдём.

 А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

  ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

Когда в подготовительной группе  знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить  понятие «ЗВУКИ»  на  понятие  «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:

 

Звуки ГОЛОСА польются,

  их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

  БУКВЫ   ГЛАСНЫМИ  зовутся,

  в каждом слове их найдём.

  А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

  ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

 И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе  (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте  рифму)  это стихотворение может звучать так:

Звуки ГОЛОСА польются,

 их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

 БУКВЫ   ГЛАСНЫМИ  зовутся,

 в каждом слове их найдём.

 А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

 ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

Е,  Ё,  Ю,  Я-(дети загибают пальцы)

Их запомните, друзья!

10 гласных- 10 пальцев.

Для закрепления понятия «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»  использую такое четверостишие:

Во рту всегда преграда есть.

Их даже петь нельзя.

Мы их СОГЛАСНЫМИ  зовём

        Запомните, друзья!

И конечно же использую классическое, всем известное  двустишие о «Звуках» и «Буквах»:

ЗВУКИ мы произносим и слышим.

    А БУКВЫ  мы видим, читаем и пишем.

 

Стихи о гласных буквах | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ СТИХОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Рыбинцева Галина Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ№127, г.Мурманска

При знакомстве с гласными звуками и буквами сочиняю короткие стихи, которые вносят в занятие оживление, служат “мостиками” при переходе от одного задания к другому и помогают детям быстрее и легче усвоить предложенный материал.

*Рот открыт, и звук поётся, нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?..
Верно! Гласный! Молодцы! /авт./

*Гласную песенку красиво пропевай
И место на занятии скорее занимай. /авт./
(Дети могут пользоваться при этом карточками с символами гласных звуков.)

*Правило о звуках и буквах вспоминайте,
Громко и чётко нам отвечайте. /авт./

*Услышишь гласный звук – фонарик поднимай.
Не спеши, подумай, но и не отставай. /авт./

*Похожи они, как родные сестрёнки,
Есть голос у них и поют они звонко”. /авт./

*Чтоб в тетрадочках писать – нужно пальчики размять. /авт./

(Пальчиковая гимнастика с маленькими шариками или другими тренажерами).

*Слова по картинкам вы называйте
И гласный в них определяйте. /авт./
(Дети называют картинку и определяют какие гласные звуки есть в названии)

*А сейчас —
Буквы все мы назовём
И стихи о них прочтём. /авт./
(Дети называют буквы и читают стихи)

*Гласные звуки очень важны,Гласные звуки всем нам нужны.
Даже животные, птицы и звери
Без гласных звуков
Жить не умеют. /авт./
(Дети подбирают символы гласных звуков к картинкам с изображение птиц и животных)

*Звуки гласные ловите
И слова мне подарите. /авт./
(Придумывают слова с предложенным гласным звуком.)

Физминутка. /авт./

Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать: Хлопают ладошками и кулачками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. “Дрожат” поднятыми вверх руками.
О – это ОСЛИК в дорогу собрался, Наклоняются вперёд, руки на спине.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос — удивляются, приподнимая плечи.
Пусть отдыхает, но каждый узнает, Машут рукой.

Что слов на звук Ы никогда не бывает. Грозят пальчиком.
А, У, О, И, Э, Ы – Хлопают попеременно ладошками и кулачками.
Это точно знаем мы,
Что гласных звуков ровно шесть,
Их не сложно перечесть.

*Если в слове буква Ё – ударение падает на неё. /авт/

При знакомстве с согласными звуками и буквами тоже использую свои коротенькие стихи.

*Чтобы твёрдый звук найти,
Крепко кулачок сожми. Дети крепко сжимают кулачок.
Чтобы мягкий отыскать,
Не надо сильно его сжимать. /авт./ Дети чуть-чуть сжимают пальцы.

*Если звук глухой,
Мы знаем-
Наши ушки отдыхают.
Если звонкий –

Стихотворение «Гласные и согласные», конкурс Пифагоровы штаны

1.

Фонетика. Характеристика букв и звуков.

 

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

2.

Бабушка фонетику

Объясняла внуку:

В языке заметили

Много разных звуков.

Их рисуют в строчках

Буквами, смотри,

Сосчитаем точно:

Ровно тридцать три.

 

Строгие согласные —

Двадцать и одна,

Стройные, прекрасные,

Выправка видна.

Армия толковая,

Глухо лишь звучит,

И решили новые

Гласные включить.

 

Эти грянут громко,

Их по одному

Слушать мало толку —

Учат не тому:

Очень любят гласность,

Яркие на вид,

Смелым быть опасно —

Опыт говорит!

 

Хорошо, что звуков

Гласных только шесть,

Остальные — буквы,

Следует учесть.

Тридцать шесть согласных,

Но закон таков:

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

 

Мне теперь всё ясно, —

Отвечает внук, —

Есть один лишь гласный

На троих, кто глух.

Эти трое дружно

Усмиряют нрав:

То шипят, то глушат,

Если он не прав.

3.

Фонетика русского языка — тема не одного урока. Звуки и буквы — это только начало. На уроке можно развить тему глубже.

Предлагаю это стихотворение в качестве самостоятельной работы дома для закрепления материала.

Стихи про буквы алфавита от А до Я – 33 картинки

Стихи про буквы алфавита от А до Я. Благодаря веселым стихам про буквы ребенок легче и быстрее запоминает алфавит.

Содержание статьи:

Стихи про буквы алфавита от А до Я

Стихи на букву А

АнАнАс, АвокАдо, АйвА,
Апельсин, Абрикос и Арбуз…
Почему-то словА с буквой «А»
ЧрезвычАйно приятны нА вкус.
Просто слюнки текут – тАк хочу!..
КстАти, вспомнил ещё Алычу.

Н. Радченко

Все стихи про букву А для детей

стих про букву а

Смотрите также:

Слова на букву А для детей в начале слова картинки — 23 наглядные картинки

Стихи на букву Б

Буква Б – смешной Барашек
Спрятался среди ромашек.
Он за буквой А стоит,
Из кудряшек состоит.

К. Зеленая

***

Буква Б, как бегемотик,
Нарисуем ей животик,
Козырек добавим выше:
Буква Б у нас под крышей.

С. Рейн

***

Где найти мне Букву Б?
Может Быть она — в труБе?
Ну, а может на раБоте
И появится к суББоте?
Или прячется в изБе?
Или едет на арБе?
Кто, реБята, мне подскажет
Где найти мне Букву Б?

Н. Манжос

***

В хлеБо-Булочном отделе
Мы с БаБулей оглядели
Все Батоны и Буханки,
Булки, БуБлики, Баранки
И Бисквиты, и Багеты…
Что Бы выБрать нам к оБеду?

Н. Радченко

Все стихи про букву Б для детей

стих про букву б

Стихи на букву В

Высоко Взлетает Ворон,
Ворон Видит Всё Вокруг.
Видит Ворон; Волки Встали
у Ветвистой Вербы в круг.

С. Целищев

***

Волк Вошел с утра Во дВор,
Испугался Волка Вор.
Во Всю пасть Волк зарычал,
Вора Весело Встречал.

Д. Смайлз

***

Вова любит Виноград,
И Вишневый лимонад.

Н. Лимонова

***

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС КОММЕНТАРИЕВ!
Напишите комментарии на сайте и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-kommentariev-izuchaem-vmeste-s-mamoj/

Буква В – Верблюд двугорбый,
Он большой и очень гордый.
У верблюда два горба,
И у буквы В их два.

К. Зеленая

Все стихи про букву В для детей

стих про букву в

Стихи на букву Г

Гусь Гусыне ГоГотал:
В Гости, вас, я приГлашал!
А Гусыня отвечала:
Я с Гусятами иГрала

С. Атилла

Все стихи про букву Г для детей

стих про букву г

Стихи на букву Д

Буква Д – просторный Дом.
В нем тепло, уютно в нем.
Там живут игрушки
Куклы и зверушки.

К. Зеленая

Все стихи про букву Д для детей

стих про букву д

Стихи на букву Е

Если нет других хлопот,
Ежевику ест енот.
Едет в дальний лес к ежам:
Ежевики много там!

Н. Пунько

***
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, елка тоже.

С.Я. Маршак

Все стихи про букву Е для детей

стих про букву е

Стихи на букву Ё

Буква Ё всегда с глазами
И с колючими ЕЖАМИ.
ЁЖ везЁт еЁ на спинке
С ежевикой и травинкой.

А. Мишутин

Все стихи про букву Ё для детей

стих про букву ё

Смотрите также:

Слова на букву Е и Ё для детей — 15 красочных картинок

Стихи на букву Ж

Жук Живет у береЖка,
БезмятеЖна Жизнь Жука.
То на солнышке леЖит,
То круЖится и ЖуЖЖит.

Д. Смайлз

Все стихи про букву Ж для детей

стих про букву ж

Стихи на букву З

Буква З — ушастый Зайка,
Зайка — маленький зазнайка.
Знает всех зверей в лесу,
Даже хитрую лису.

К. Зеленая

Все стихи про букву З для детей

стихи про букву з

Стихи на букву И

Вот зигзагом буква И,
Будто молния — гляди.
Ира в Игры не Играла,
Ира И в словах Искала.

С. Иванов

Смотрите также:

Слова на букву И для детей — 17 красочных картинок

стих про букву и

Стихи на букву Й

Йог всегда для нас найдёт
Йогурт и, конечно, йод.
Йод найдёт в аптечке новой,
Йогурт — на столе в столовой.

Н. Пунько

стих про букву й

Стихи на букву К

Начинаются вопросы
С буКвы «Ка». Одни расспросы!
Кто, Куда, Когда, Кому?
КаК ответить? Не пойму!
БуКва любопытна очень,
Обо мне узнать всё хочет.

В. Аношина

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Л

Лев могуч, красив и гЛадок,
Любит он во всём порядок.
Лишь причёска подкачаЛа —
Льву одной расчёски маЛо.

Т. Лаврова

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву М

Мама моет Мишу с мылом:
Масло, мел, фломастер смыла,
Мусс, мороженое, мак,
Мишу не найдёт никак…

Н. Мельник

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Н

Носорог кричит друзьям,
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый Год встречать.

В. Морозов

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву О

УбежалО мОлОкО,
Друг уехал далекО.
Не успел сходить в кинО
И весь день смОтрел в ОкнО.
Я слОва учу легкО,
Если есть там Буква О!

М. Бородицкая

Смотрите также:

Слова на букву О для детей в начале слова — 22 наглядные картинки

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву П

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

А. Шибаев

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Р

Рак, ре-ка, ру-баш-ка, ре-ко-мен-да-ци-я.
Вот какие разные по длине бывают слова на букву Р.

Говорит ворона: — Кар-р-р!
У меня огромный дар-р.
Всем ребятам я пример-р,
Не трудна мне буква Р.

А. Мохорев

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву С

Букву С люблю я очень,
С буквы С пишу «Сыночек».
Что ещё? Сказать Сумей-ка!
Сок, и Солнце, и Скамейка.

А. Манфиш

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Т

Потерялась Буква Т,
Заблудилась в темноТе!
Мы везде её искали,
Мы соседей привлекали.
Не нашли её бы, неТ,
Если б не включили свеТ!

Н. Манжос

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву У

У меня есть Буква У.
У тебя есть Буква У.
У него есть Буква У.
У неё есть Буква У.
Где ещё есть Буква У?
Сообщите нам, АУ!!!

Н. Манжос

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ф

Федя знания любил –
Флору, фауну учил.
Фауна – фазан, форель.
Флора – фрукты, фикус, ель.

Л. Яковенко

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Х

Хрюшка наша хороша,
Ходит важно, не спеша.
«Хрю-хрю-хрю-хрю» — хрюкает,
Поросят баюкает.

М. Кенгуру

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ц

Цапля выступала в Цирке,
Цапля складывала Цифры.
Не сумела сосчитать
Сколько будет пять и пять.

И. Уханова

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ч

Букву Ч мы изуЧаем.
На уроке не скуЧаем.
Это ж надо так слуЧиться,
ОЧень любим мы уЧиться!

Н. Манжос

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ш

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

С. Иванов

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Щ

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука Щётку раскусила,
Щётку чуть не проглотила.

Н. Пунько

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ъ

Ъ (твердый знак) дал объявленье:
«Десять банок съем варенья!»

И. Красникова

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ы

Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву… Ы.

В. Косовицкий

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ь

Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.

В. Степанов

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Э

Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс…
Эскимосы теперь знают:
Эскимо в кармане тает.

Н. Пунько

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Ю

Юрта — это домик в тундре,
Юнга плавает на судне,
Юбка пышная у Кати,
Юрка — скачет на кровати.

Е. Вартересьянц

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи на букву Я

Яблочко румяное
Выросло на веточке.
Яркое, желанное,
Подходите, деточки!
Угостит вас яблонька
Фруктом свежим сладеньким.
Будет радость Павлику,
Саше, Оле, Наденьке.

М. Борина-Малхасян

стихи про буквы алфавита от а до я

Стихи про буквы алфавита от А до Я — С. Я. Маршак

Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Носорог бодает рогом —
Не шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек —
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты — силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

С.Я. Маршак

Все обучающие материалы по изучению букв в рубрике — Алфавит русский для детей. Стихи про буквы алфавита от А до Я — стихи и изображения принадлежат их законным авторам.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами я, ё, е, ю, я

Цели и задачи:

  • повторить полученные знания о гласных и согласных звуках;
  • учить детей дифференцировать звуки;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока.

— Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика и узнаем об одном волшебнике-хвастунишке и том, какие чудеса могут творить гласные буквы.

3. Сказка «Два медведя»

Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: «Та — та — та», а другой: «Тя — тя — тя».

— Как вы думаете, как выглядели медведи?

Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т] звучал мягко. (рис 1.)

  • Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят «по цепочке»
  • Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.

Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем?

4. А теперь, давайте вспомним, что мы знаем про гласные звуки?

Давайте с вами произнесём звуки «а, о, у, ы, э» перед зеркалом. Посмотрите, как они произносятся: воздух во рту не встречает преграды, звуки поём голосом.

Голосом — гласом, поэтому его так и называют - гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный

5. А что мы знаем про согласные звуки?

Это СОседи наших гласных и называются они СО - гласные. Чем же характеризуются согласные звуки? При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду.

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными и согласными звуками. Послушайте стихотворение о согласных звуках:

НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,

Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые — словно грубее и ниже,
Как будто твердые — злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее — он даже зол.

6. А сейчас я расскажу вам сказку о двух буквах-сестричках, живут они , конечно, в нашей волшебной стране Грамматике. Одна из них гласная, а другая согласная. И какие чудеса они творят!

Жили-были 2 буквы-сестрички. Они были очень похожи.

Писались почти одинаково. Только у буквы й (рис. 3) был сверху беретик, а у и (рис.2) не было. Звучали они почти одинаково. Только и протяжно, а й коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.

Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам I ряда (а, о, у, э, ы) и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Слились их звуки, и получилась новая буква — н. Тогда остальные буквы о, у, э тоже стали петь вместе с й. И стали получаться новые буквы ё, ю, е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква и. Так и получились гласные II ряда.

Гласные I ряда а, о, у, ы, э

Гласные II ряда я , ё, ю, и, е

Если мы слышим в слове 2 звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э], то писать вместо них следует по одной букве я, ё, ю, е.

7. Давайте вернёмся к нашим замечательным медведям!

Получается, что один медведь был большой и любил петь песни твердым голосом с гласными I ряда. Второй медведь был маленький и пел тонким голосом с гласными II ряда.

  • Пропой слоги голосом большого медведя: та.ро, ду, сэ, ны.
  • Пропой слоги голосом медвежонка: мя, сё, лю, ве, ди.
  • Спой песенки медведя: Спой песенки медвежонка:
ду-ду-ду дю-дю-дю
до — до — до дё — дё — дё
дэ — дэ — дэ де — де — де
да — да — да дя — дя — дя
ды — ды — ды
ди — ди — ди

Прочитайте слоги I столбика. Прочитай слоги II столбика. Как звучат согласные? (мягко и твёрдо)

8. В нашей замечательной стране живет известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала теплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (а это были гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук», стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку. (По Г. Н. Сорокину.)

А царица страны Грамматика сформулировала правило:

Гласные буквы I ряда а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных.

Гласные буквы II ряда я, ё, ю, е, и пишутся после мягких согласных.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами я, ё, ю, е, и и мягким знаком.

  • Произнеси слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна,

— В этих словах есть мягкий знак? (Мягкость впереди стоящего согласного здесь обозначает буква я.)

А здесь постарались буквы II ряда и изменили слова:

Прочитайте пары слов и сравните их по смыслу.

мал — мял вол — вёп лук — люк
вал — вял ров — рёв тук — тюк
рад — ряд воз — вёз суда — сюда
пальцы — пяльцы нос-нёс мода-мёда

9. Тренировочные упражнения:

— Подними синий кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

— Подними красный кружок, если услышишь согласный звук:

С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы

Прослушай слова, выдели голосом первую букву и запиши её в тетрадь:

Яша, ёж, иглы, ель.

Бельё, полы, Саша, рою.

10. Итог занятия.

— О каких буквах мы с Вами сегодня говорили. Какие гласные I ряда вы знаете? Какие гласные II ряда вы знаете? Что дают согласным гласные буквы II ряда?

Список литературы:

  1. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы. — 2-е изд., — Волгоград: Учитель, 2008, -86 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда, М.: Владос, 2006. — 335 с.
  3. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. — М.: ВАКО, 2010, — 368 с.

СТИХИ про парные согласные

8

Парные звонкие и глухие согласные.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

— Где растёт морковь?

— На грядках.

— Буквы пишут где?

— В тетрадках.

— Чистим что мы?

— Чистим зубки.

— Одеваем в холод?

— Шубки.

— Любим все?

— Снежки, салазки.

— А читаем часто?

— Сказки.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

Обед, завод, медведь, кровать,

Отряд, народ, этаж, тетрадь,

Нож, стриж, снег, гараж,

Лошадь, пруд, труд, шалаш.

Ложка, лодка, рыбка, грядка,

Шутка, утка и тетрадка,

Книжка, крышка и рубашка,

Травка, сетка, промокашка.

Дружки, снежки, рожки, прыжки,

Сапожки, рожки, пирожки,

Лужки, флажки и ложки,

Кружки и поварёшки. (Найди лишнее слово.)

Мышка, кошка, глазки, лапки,

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки. (Составь предложение со словами каждой строчки.)

ЗАГАДКИ:

Он зелёный, полосатый,

Как воздушный шар пузатый,

А разрезали – смотри:

Мякоть красная внутри.

До чего хорош на вкус!

Называется … (арбуз)

Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет. (Гвоздь.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. (Гриб.)

В воде купался,

А сух остался. (Гусь.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

Его просят, его ждут,

А как придёт, прятаться начнут. (Дождь.)

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. (Дождь.)

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ.)

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж.)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж.)

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернётся он в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (Ёж.)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (Жираф.)

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дои и самолёт

И большущий пароход. (Карандаш.)

В одежде богатой

Живёт без оконца.

Да сам слеповатый –

Не видывал солнца. (Крот)

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище. (Кошка.)

Маленькие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка.)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост – как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Сидит Игнатка на грядке

Весь в заплатках.

Кто его потрогает,

Тот и заплачет. (Лук.)

До слёз доводит этот друг,

Когда его разденут вдруг. (Лук)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)

Красна девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд.)

В поле тычинка –

Золотая вершинка. (Рожь.)

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь. (Самолёт.)

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег.)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт. (Снег.)

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрёт, тогда и заревёт. (Снег.)

На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло – одеяло всё сошло. (Снег.)

Белое покрывало

Землю покрывало.

Солнце припекло –

Одеяло утекло. (Снег)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна… (тетрадь).

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь.)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

Да не бойтесь, ладно уж,

Не ужалит этот … (уж).

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Весёлые и гладкие!

Значит я надёжный друг –

Электрический… (утюг).

Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический… (утюг).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

В нашем доме – деревянный дом.

Вся одежда в нём живёт. (Шкаф)

Стихи про буквы русского алфавита

Стихи

* * *
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой «А» дружны навеки!

Просмотров: 681

Подробнее: Стихи про букву «А»

Рейтинг:  5 / 5

Стихи

* * *
Буква Б — большая бука,
Брови хмурит и бубнит:
— Не забуду братцам-буквам
Даже маленьких обид!

Просмотров: 520

Подробнее: Стихи про букву «Б»

Рейтинг:  5 / 5

Стихи

* * *
Букву В верблюд двугорбый
На спине таскает гордый.
Одногорбому обидно —
Буквы В на нём не видно.
(С. Островский)

Просмотров: 490

Подробнее: Стихи про букву «В»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *