Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Рассказ о слове с. 72
Наши проекты. Рассказ о слове
- Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.
1. Лексическое значение слова:
Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°).
Холодная, зимняя погода.
2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.
3. Синонимы: мороз, холод, стужа.
Антонимы: мороз — жара, мороз — зной.
Фразеологизм: Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.
Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.
6. Предложения с этим словом.
Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.
заря
Произносим: [зар’а]
Записываем: заря (словарное слово).
Многозначное слово.
1. Лексическое значение слова заря:
1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
2. Время появления на горизонте этого освещения.
3. (перен.) Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).
4. (военн. (также зоря))
5. (военн.) воинский церемониал.
6. (ботан. (также зоря)) Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.
Прямое значение: На востоке занималась новая заря.
Переносное значение: На заре истории — киммерийцы, скифы и сарматы.
2. Однокоренные слова: заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.
3. Синонимы: рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы: поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря
4. Сочетаемость слова: утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая… (заря)
5. Пословицы:
Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.
Загадка:
Красная девица в зеркало глядится. (Заря)
6. Предложения с этим словом.
Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)
Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)
Небо широкое, широкое.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Рассказ о слове с. 72
4.1 (81.5%) от 441 голосующихКак Катя сделала проект «Рассказ о слове». Русский язык, 3 класс :: Это интересно!
Катя не пошла простым путем сделать как предлагали — просто оформить разбор на листе А4. А сама вызвалась сделать лэпбук.Мои занятия с ней не прошли даром:)
Лэпбук я ей немножко помогла — чертила и отмеряла кармашки, даже задумалась, чтобы сделать ей шаблоны — надоело каждый раз заново вымерять, пусть комбинирует из готовых:)
А вот с наполнением лэпбука она сама разобралась. Правда, с выбором самого слова пришлось помучиться — это только кажется, что можно взять любое.
Не тут-то было: то к нему антоним не подберешь, то синонимов мало — скучно, то поговорок нет или они такие странные, что нормальные люди их не знают))) Еле нашли такое, чтобы все пункты плана проекта в нем отразить можно было. Это оказалось слово «день». А что у Кати с ним вышло, я дальше покажу подробнее.
Лэпбук для проекта по русскому языку «Рассказ о слове» |
Вот так вот лэпбук для проекта «Рассказ о слове» выглядит внутри. Правда, уже серьезно? Никаких картинок и фоток, как в прежних лэпбуках.
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс |
А вот так будет, если все, что внутри, открыть.
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс |
Дальше по-порядку:
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Однокоренные слова |
Здесь вот лексическое значение. Вернее значения, так как слово многозначное: день может быть как сутки, может быть как светлое время суток и может быть временем после утра, но перед вечером.
И фразеологизмы со словом «день». Их достаточно много, Катя повыписывала самые ходовые.
Детали лэпбука «Рассказ о слове».Фразеологизмы и лексическое значение |
Вот здесь антоним. Нашли всего один «день-ночь». Зато Катя нарисовала к ним картинку.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Антонимы |
С синонимами слову «день» повезло больше — их в лэпбуке три: сутки, обед (в смысле обеденное время (говорят: я приду после обеда) и просто названия дней недели.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Сиинонимы |
В кармашке лэпбука вложены слова, которые можно сочетать со словом «день» — их так много, что при желании можно было бы найти хоть сто штук.
И определила, что за часть речи наше слово:)
Для полноты картины надо бы еще грамматический разбор слова сделать, да они еще не умеют — как раз следующая тема будет об этом.
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Часть речи |
С правой стороны лэпбука вся «литературная» часть.
Пословицы про слово «день» не редкость: мы нашли в интернете целый список.
А вот с загадками сложнее. Всего две нормальных. Отгадайте: «Что было вчера и будет завтра?» и «С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился».
Детали лэпбука «Рассказ о слове». Пословицы, загадки, предложения со словом |
И под конец оставили оформление обложки. Хорошо, что у нас дома есть цветной скотч — им быстренько можно все украсить:)
Проект по русскому языку «Рассказ о слове» |
Вот уставшая, но довольная ученица со своим проектом 🙂
Проект по русскому языку «Рассказ о слове» |
А вы хотите тоже научиться делать лэпбуки?
У меня в блоге есть матер-класс, в котором я рассказываю как их делать самостоятельно
Посмотреть его можно тут: «МК Как сделать лэпбук?»
А если вам хочется воспользоваться уже готовыми файлами для лэпбуков, то у меня на сайте Магазина лэпбуков http://lapbook.ru/ их уже три десятка
Заходите, выбирайте, клейте папочки!
А вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для младшей школы Математический детектив, Проект «Страны мира»: Лэпбук про Австралию, Проект «Города России»: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект «Есть ли интеллект у хомяка?», Проект «Красная книга. Возьмем под защиту», Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация «Геокешинг», Проект «Мой домашний питомец», Коллаж «Моя семья в годы войны», Космическая коробочка, Исследовательский проект «Изучение дождевого червя в домашних условиях», Можно ли есть снег — опыты по мотивам урока, «Профессия — художник», Презентация «Как зимуют птицы», Презентация о зоопарке «Солнечный остров», Проект «Моя семья», Проект «Математика вокруг нас», Коллекция горных пород.
Проект по русскому языку «Словарь цвета»
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение
Новорозинская основная общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
Состав проектной группы: учащиеся 5 класса
Руководитель: Н.С. Белькеева,
учитель русского языка и литературы
2014 – 2015 учебный год
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: «Словарь цвета».
2. Руководитель проекта: Белькеева Н.С.
3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, информатика.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 5 класс (9-10 лет).
6. Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).
7. Тип проекта по продолжительности выполнения: средней продолжительности (2014-2015 учебный год).
8. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий с элементами исследования.
9. Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.
10. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).
11. Заказчик проекта: учитель.
12. Цель проекта:
— познакомить с языковым материалом, который можно использовать для организации словарно-орфографической работы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
— развивать творческие способности учащихся;
— оформить творческие работы учащихся как наглядный дидактический материал для работы на уроках.
Педагогические цели проекта:
познакомить со словами с непроверяемой гласной в корне слова, используя такие разделы:
— толкование слова;
— однокоренные слова;
— сочетаемость слов;
— синонимы;
— практический материал: пословицы, поговорки, тексты из художественных произведений.
организовать повседневную работу над трудными словами, которая помогла бы запомнить правописание этих слов;
в ходе работы над проектом развивать творческие и познавательные способности учащихся, способность к самообучению;
развивать интерес учащихся к родному языку;
формировать умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию;
развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Используемые средства:
— Орфографические словари;
— Толковый словарь;
— Интернет ресурсы.
— Учебное издание Ладыженская Т.А. «Русский язык» 5 класс в двух частях.
13. Этапы работы над проектом:
1. Знакомство со словарными словами. Постановка цели.
2. Обсуждение приемов, способов, форм, которые будут использованы при работе над проектом.
3. Оформление проекта «Словарь цвета».
4. Защита проекта.
Начало работы над проектом – сентябрь 2014 год.
Защита проекта – май 2015 год.
14. Аннотация.
По проекту «Словарь цвета» начали работать в сентябре 2014 года. Началом работы по проекту послужила проблема написания слов с безударной гласной непроверяемой ударением. Поэтому мы решили организовать работу по данному проекту.
На первом этапе учащиеся предлагали свои идеи по данному вопросу:
— Выделять группы слов по темам. Из этих групп выбрали одну, словарные слова, обозначающие цвет.
— Рассматривать происхождение слов, как способ запоминания их.
— Сделать карточки-подсказки (были предложены самые различные формы, способы).
— Оформить «Словарь цвета»
На втором этапе учащиеся занялись поисковой работой с использованием словарей, сборник загадок и пословиц, интернет ресурсы и т.д. На этапе ознакомления со словом работали над смысловым и звуковым анализом. Использовали карточки с изображением цвета. Подбирали пословицы, поговорки, тексты из художественных произведений. Дети обсуждали и предлагали способы и формы для запоминания словарного слова.
На третьем этапе учащиеся выбрали способ оформления проекта «Словарь цвета».
На четвертом заключительном этапе учащиеся защищали свой проект. Творческая работа детей выполнена аккуратно, красочно, интересно.
Материалы проекта успешно используются на уроках русского языка.
Жёлтый.
Жёлтый, — ая, -ое; желта, жёлто и желто, жёлты и желты. Имеющий окраску одного из основных цветов спектра-среднего между оранжевым и зелёным; цвета яичного желтка; золота.
Жёлтая окраска.
Однокоренные слова. Жёлтый, жёлтенький, желтоватый, желтизна, желтеть, желтить.
Сочетаемость слов. Цвет, краска, лицо, платье, ткань, сумка, нитки, портфель, карандаш, стена, машина, листья, песок жёлтый. Совсем жёлтый. Быть, стать жёлтым.
Синонимы. Жёлтый, золотой, лимонный, канареечный, шафранный и шафрановый, янтарный, соломенный, яичный.
Предложения, тексты.
1) Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. ( И.А Бунин)
2) Расстелила на полянах осень жёлтые шелка. (А.Болонский)
3) Синий лёд, зелёный лёд, серый, желтоватый, к верной гибели идёт — нет ему возврата. (С.Маршак)
4) Листья пожелтелые по ветру летят. ( А.Толстой)
5) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А.Пушкин)
6)Берёзы и клёны осень покрыла лимонной желтизной. (Г.Скребицкий)
7) Тускло желтила кухню висячая лампа. (М.Шолохов)
Зелёный.
Зелёный, — ая, — ое; — один из трёх основных цветов, зелёным считают цвет видимого электромагнитного излучения (света) с длинами волн, лежащими в диапазоне приблизительно 500—560 нанометров. В системе CMYK в полиграфии зелёный получается при смешении жёлтого и сине-зелёного (циана).
Однокоренные слова. Зеленее, озеленение, зелень, зеленоватый, зеленоглазый
Сочетаемость слов. Цветок, крокодил, одежда, огурец, лес, нитки, ель, карандаш, тетрадка, машина, листья зеленые.
Синонимы. Травяной, изумрудный, малахитовый, болотный, бутылочный, салатный, бледный, бледно-зеленый
Фразеологизмы.
«Зеленая улица» — это прямая, свободная дорога, беспрепятственная возможность реализации своих задумок.
Лет сто назад это выражение вызывало у всех ужас: зеленой улицей называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен палкой, точнее, гибким прутом, шпицрутеном.
Предложения, тексты.
Зеленый седому не указ. (Пословица)
Красное лето — зеленый покос. (Пословица)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том… (А.С. Пушкин)
Зеленеют все опушки. Зеленеет пруд. А зеленые лягушки песенку поют. (Саша Черный)
Голубой.
Голубой -ая, -ое; — имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между зелёным и синим; цвета ясного неба, светло-синий, лазурный.
Однокоренные слова. Голубенький, голубоватый, голубоватость, голубоглазый, голубеет, голубоватость
Сочетаемость слов. Глаза, джинсы, шар, огонь, халат, костюм, конверт, цветок, ковер, кристалл. Голубой берет.
Синонимы. Небесный, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный.
Фразеологизмы.
«На блюдечке с голубой каемочкой» — получить без всяких усилий в нужном для кого-то виде.
«Михаил норовил все своими глазами увидеть, все своими ушами услышать. Не ждал, когда на блюдечке с голубой каемочкой подадут дело на новое слушанье в суд» (А. Санжаровский).
Предложения, тексты.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (А.С. Пушкин)
У неба цвет отличный. Он чистый, голубой. (Ирис Ревю)
Низкий дом с голубыми ставнями. Не забыть мне тебя ни когда. (С.А. Есенин)
Лазурный.
Лазурный -ое, -ая; — светло-синий свет, синева; о безоблачном голубом небе.
Однокоренные слова. Лазурно, лазурнейший, лазурность, лазурно – голубой.
Сочетаемость слов. Берег, небосвод, цветок, дворец, атлас, камень. Сиять, отражаться, светиться. Лазурное море.
Синонимы. Небесно-голубой, бирюзовый, голубой, небесный.
Предложения, тексты.
Здесь долго светится небесная лазурь. (А.С. Пушкин)
Трофим знал названия всем этим краскам: желтая – гуммигут, синяя – лазурь… (Репин)
Лазурный, пышный сарафан Одел Людмилы стройный стан. (А.С. Пушкин)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновало. (А.Н. Плещеев)
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь… (Ф.И. Тютчев)
Изумрудный.
Изумрудный, ая, ое; ден, дна.
1. Изумруд, а, м. Прозрачный драгоценный камень густого зелёного цвета. прил. изумрудный, ая, ое. И. перстень (с изумрудом).
2. Прозрачно зелёный, цвета изумруда. Изумрудная вода.
Однокоренные слова. Изумрудно, изумрудность, изумруд, изумрудно-зеленый
Сочетаемость слов. Город, оттенок, ковер, перстень, браслет, шелк, глаза. Зеленеть, блестеть, переливаться. Изумрудное ожерелье.
Синонимы. Травяной, зелёный, малахитовый, болотный, бутылочный, салатный, бледный, бледно-зеленый
Предложения, тексты.
Серёжки на берёзах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром забилась на ветру молодая, ещё изумрудная листва. (Саша Чёрный)
Виллина сообщает Элли, что вернуть её в Канзас может великий волшебник Гудвин, который живёт в Изумрудном Городе. (А.М. Волков)
Лишь кое-где между кустами выдавались крохотные полянки с изумрудно-зелёной, шелковистой тонкой травой. (И.С. Тургенев)
Сам пастух и его козы на изумрудно–зеленой лужайке выглядели так живописно, что Андрей не удержался и несколько раз пощелкал его с разных сторон. (Ф. Искандер)
Волшебство красок пропало, изумрудные и сапфировые цвета потускнели и вовсе исчезли с нашего небосвода. (Жюль Верн)
Бирюзовый.
Бризовый, -ая, -ое.
1. минерал небесно-голубого, голубовато-зелёного, яблочного и серовато-зелёного цвета.
2. Зеленовато-голубой, цвета бирюзы. Бирюзовое море.
Однокоренные слова. Бирюза,
Сочетаемость слов. Халат, браслет, шарф, перстень, платок, шар. Светиться, сиять. Бирюзовое платье.
Синонимы. Небесно-голубой, лазурный, голубой, небесный.
Предложения, тексты.
Бирюзовые глаза, а душа — сажа. (Пословица)
Малого роста, коренастый, с бирюзовыми глазками, с белой косичкой, заплетенной лентою, старичок. (Ю. Тынянов)
У меня есть веские причины полагать, что бирюзовая хворь подействует и на дракона. (Шумилов П.Р.)
Спустя две ночи Белая Кобра оплакивала в темноте потерю анкаса и свой позор. Вдруг бирюзовый жезл, вращаясь, пролетел через отверстие в стене и со звоном упал на рассыпанные золотые монеты. (Р. Киплинг)
– Ай-ай, какие лошадушки – на седельцах кисточки, и кафтаны красные, шаровары бирюзовые, – пела Арина, – и шапочки бахарские, а ребятушки бородатые. (Ю. Тынянов)
Небесный.
Ннебесный, -ая, -ое, -сен, -сна.
1. Нежно-голубой, цвета безоблачного неба. сущ. небесность, и, ж.
Однокоренные слова. Небесно, небесно-голубой, небесность.
Сочетаемость слов. Свод, огонь, корабль, глаз, отец, купол, город, камень, ангел, гром. Сиять, синить. Небесный покровитель.
Синонимы. Земной, небо, небеса, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный, голубой.
Фразеологизмы.
«Манна небесная» — с нетерпением ожидаемое, крайне необходимое.
«Олух Царя Небесного» — разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня».
Предложения, текст.
На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. (М. Булгаков)
Танцовщица устроилась в глубокой тени под тентом, а остальные шестеро с блаженными физиономиями погрузились в небесную по цвету, прохладную воду. (И. Ефремов)
«Куда идут деньги?» – задумывался он, вытягивая рейсфедером на небесного цвета кальке длинную и тонкую линию. (И. Ильф)
Серый.
Серый –ая, -ое; — имеющий смешанный черно-белый цвет; цвет золы.
Однокоренные слова. Серенький, сероватый,
Сочетаемость слов. Шинель, волк, глаза, хлеб. Серые тучи.
Синонимы. Тёмный, дымчатый, мышиный, ненастный, непогожий, хмурый, серенький, сер, белый, бесцветный, бледный, стальной, мышастый, пепельный, пасмурный, холодный, землистый, бескровный, тусклый.
Фразеологизмы.
«Серое будущее» — туманное, безотрадное;
«Серая мышь» – тихий, незаметный человек.
Предложения, тексты.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес. (С.А. Есенин)
Серая рябь пошла по реке. (К.Г. Паустовский)
Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне». (В.Г. Короленко)
Не спеши волчонка хвалить, дай зубам у серого вырасти. (Пословица)
А за ним крадется вслед
Серый кот. (О. Дриз)
Серый кот не виноват,
Нет. (А. Введенский)
Лиловый.
Лиловый, -ая, -ое, -ов. Цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый. Л. цвет. Лиловое платье. Сущ. лиловость, и, ж.
Однокоренные слова. Лиловатый, лилово-розовый, лиловенький, лиловатость, лиловость, лиловатенький.
Сочетаемость слов. Глаз, цвет, оттенок, синяк, бархат, туман, шар, плащ, костюм, шелк. Цвести, светиться, наливаться, засветиться, блеснуть, зацветать, светить, потемнеть. Лиловые глаза
Синонимы. Лиловатый, фиолетовый, сиреневый.
Предложения, тексты.
1) Сплела себе славный венок –
Все беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок. (Н.А. Некрасов)
2) Весь лиловый
Новый дом.
Весь лиловый
Кот на нем… (Р. Сеф)
3) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный… (И. Бунин)
Фиолетовый.
Фиолетовый –ая, -ое, ые; — синий с добавлением красного цвета.
Однокоренные слова. Фиолетово-зелёный, фиолетово-красный, фиолетово-синий.
Сочетаемость слов. Глаз, цвет, оттенок, синяк, луч, плащ, круг. Светиться, сверкать, полыхнуть, мерцать, задрожать, сверкнуть, отливать, вспыхнуть, блеснуть, оплетать, поблескивать, засветиться. Фиолетовый цвет.
Синонимы. Лиловый, лиловатый, сиреневый, темно-фиолетовый, светло-фиолетовый, аметистовый, фиалковый, нежно-фиолетовый, огненно-фиолетовый.
Предложения, тексты.
Фиолетовая лента дороги извивалась вокруг холмов, то исчезая, то возникая вновь, темнея на поворотах, минуя деревни, и затем, выпрямившись, устремлялась к перевалу на горизонте. (Э.М. Ремарк)
Вы обратили внимание, что правая перчатка у нее порвана на указательном пальце, но не разглядели, что и перчатка и палец испачканы фиолетовыми чернилами. (А. Дойл)
Последнее письмо Григория побывало в чьих-то руках: половина письма была аккуратно затушевана фиолетовыми чернилами, а на полях серой бумаги стоял непонятный чернильный значок. (М. Шолохов)
Остренькое безбровое лицо Михея крылось фиолетовым румянцем, из-под треснувшего пополам козырька обильно сыпался пот. (М. Шолохов)
Янтарный.
Янтарный, -ая, -ое.
1. Янтарь — твёрдое смолистое прозрачное вещество жёлтого цвета.
2. Прозрачно-жёлтый, цвета янтаря. Янтарные гроздья винограда. Сущ. янтарность, и, ж.
Однокоренные слова. Янтарно, янтарность.
Сочетаемость слов. Глаза, цвет, мундштук, напиток, оттенок, огонек, час, блеск, шарик, отблеск, амулет, взгляд, шар, храм, огонь, кабинет, блик, кулон. Светиться, просвечивать, гореть, желтеть, мерцать, поблескивать. Янтарные бусы, янтарная кислота.
Синонимы. Желтый, яичный, золотой, шафранный, шафрановый, канареечный, лимонный, соломенный, медовый, желтый.
Предложения, тексты.
1) Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет… (И. Бунин)
2) Закатное солнце окрашивало стену перед ним теплым янтарным светом; ишак, почуяв лепешечный запах, поднял уши — кончики их опушились в сиянии, сквозя тонкими волосками. (Л. Соловьёв)
3) Солнце снова выглянуло из–за облака и засверкало в слитках сот, дробясь в темно–коричневых и опрозрачивая янтарные. (Ф.А. Искандер)
4) Ведро с верхом было наполнено сочащимися, янтарными и темно–коричневыми сотами. (Ф.А. Искандер)
Золотой.
Золотой, -ая, -ое.
Золото — химический элемент, благородный металл жёлтого цвета, употр. как мерило ценностей и в драгоценных изделиях.
Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).
Однокоренные слова. Золотившийся, золото, золотиться, золотивший, золотить.
Сочетаемость слов. Час, браслет, век, глаз, перстень, дракон, обруч, крест, ворот, песок, зуб, медальон, кубок, слиток, шар. Золотой медалист.
Синонимы. Желтый, златой, лимонный, яичный, соломенный, янтарный, шафранножёлтый, канареечный, всезлатой.
Фразеологизмы.
«Золотое руно» — золото, богатство, которым стремятся овладеть
«Золотой дождь» — богатство, неожиданное обогащение.
«Золотой век» — так мы называем самое лучшее время, дни расцвета чего-либо.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. (С. Есенин)
Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу. (Русская народная сказка)
4=Н
Лимонный.
Лимонный, -ая, -ое.
1. Светло-жёлтый, цвета лимона.
Однокоренные слова. Лимонад, лимонно, лимонница, лимонно-жёлтый, лимонник, лимонничать, лимончик.
Сочетаемость слов. Сок, пирог, запах, цвет, аромат, торт, кекс, леденец, шербет, напиток, крем, оттенок, коктейль, соус, сироп, глаз, суп, чай, пудинг. Лимонная кислота, лимонный сок.
Синонимы. Янтарный, шафранный, шафранножёлтый, яичный, шафрановый, цвета лимона, соломенный, светло-желтый, лимоновый, канареечный, золотой, золотистый, желтый
Предложения, тексты.
1) Тут было множество кокосовых пальм, апельсинных и лимонных деревьев, но все дикорастущих, и лишь на немногих из них были плоды, по крайней мере в тот момент. (Даниэль Дефо)
2) Здесь не было ни доброго Николая Ивановича, ни девушки из метро в красной шапке и слимонными кудрями. (С. Розанов)
3) — Оставайся здесь, он сейчас вернется, — сказала девушка в красной фуражке и с пышными кудрямилимонного цвета. (С. Розанов)
Используемые источники:
http://rebus1.com/
https://www.google.ru/search?q=голубой+цветок&newwindow=1&espv=2&biw=1324&bih=639&tbm
http://frazbook.ru/frazeologizmy/
http://xn—-7sbfc3aaqnhaffdukg9p.xn--p1ai/
http://text.ru/synonym/
http://moyslovar.ru/
http://slovonline.ru/
http://obuchonok.ru/node/1161
https://wikivox.ru/
Проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове «Радуга»
ПРОЕКТ
по русскому языку
Рассказ о слове «Радуга»
Выполнил
ученик 3 класса
Авдеев Игорь
Рассказ о слове «Радуга»
Произносим радуга
радуга
Пишем радуга
1.Лексическое значение слова:
Разноцветная дуга на небе, образующая вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
2. Однокоренные слова: радуга, радужка, радужный.
3. Синонимы: семицвет
4. Антонимы: —
5. Фразеологизм: Как будто все краски природы встретились друг с другом на небе.
6. Сочетаемость слова: высокая, пёстрая, многоцветная, семицветная (радуга)
7.Пословицы: Радуга-дуга, не пей нашу воду.
Радуга-дуга ,перебей дождя.
Радуга ушат воды выпила.
8. Приметы:
Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью.
Радуга утром — к дождю.
Радуга зимою — к морозу либо к снегу.
Если радуга появляется при хорошей погоде — наступит ненастье, а если при плохой, то будет сухо.
Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится, если низко — то скоро будет дождь.
Если радуга яркая — к ненастью.
9. Загадки:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
(Радуга)
Приказало солнце: строй
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет —
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Разноцветно коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов — одна дуга,
Это чудо — …
(Радуга)
После дождика бывает,
Что полнеба закрывает.
Разноцветная дуга
Солнечная …
(Радуга)
8. Стихи о радуге:
С.Я. Маршак «Радуга-дуга»
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом —
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман —
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.
9.Предложение со словом Радуга:
После дождя на небе часто бывает радуга.
После дождя, особенно вечером, очень красива радуга.
Немного о цветах… (автор текста Рада) ~ Проза (Рассказ)
*******
***
Любой человек, наверное, раз в жизни видел цветущее поле. Тогда он не сможет забыть этого чудесного зрелища. От малейшего ветерка колышется этот ковер из цветов и трав. Запах их невозможно передать никакими словами. Краски полевых цветов очень разнообразны: жёлтый, белый, розовый, фиолетовый, малиновый, ярко-голубой, васильковый и множество других. Полевых цветов не сосчитать. Их так много, что и названий-то всех не знаем.
ВАСИЛЕК
Василек – прекрасный цветок. Его длинные лепестки напоминают перья сказочной птицы. Он выражает нежность своим нежно-голубым цветом. Цветок из сказочных времен.
Существует легенда.
«Жила в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем. С утра до ночи, работал он на своем поле. Когда возвращался домой, спускался к реке умыться, отдохнуть. Он и не знал, что в той реке живет русалка, и каждый вечер наблюдала за ним, раздвинув листья кувшинки.
«Ах, если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубинке. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! – шепчет тихо русалка, вздыхая.
Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел русалочьей красоты. Тогда красавица рассердилась, и чтобы он никому не достался, превратила его в цветок. Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке. И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше».
С тех пор растет василек синий только среди ржи, а если встретится в другом месте, значит, когда-то здесь было ржаное поле. Васильков в природе более 550 видов. Люди любуются, собирают из них букеты, плетут венки. Но земледельцы такой красоте не очень рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. Вредны они в большом количестве и для животных – коров, лошадей, могут даже погибнуть. Василек все же приносит и пользу. В его цветах много меда. Народные целители и современная медицина используют целебные свойства василька.
Вот такой он, цветок-василек!
КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик – цветок радости, символ полной открытости, оберег, который отгоняет нечистую силу. По народному поверью, услышать звон колокольчиков можно только раз в году – в волшебную ночь накануне Ивана Купалы, а любоваться цветением все лето. Видов колокольчиков великое множество: мелкие и крупные, широкие и узкие, фиолетовые и светло-голубые, белые.
По одному из преданий, колокольчики появились, «когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда звон колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков».
А по другой легенде, «цветы колокольчики стали прототипом церковных колоколов. Они являются символами духовности и любви. Существует итальянская легенда о происхождении колоколов. Будто в 16 веке епископ Паулиний во время прогулки услышал тихий, мелодичный звон, доносящийся от синих колокольчиков. Старец был настолько очарован красотой цветка, что повелел отлить цветок из меди и повесить его на крыше собора. Считается, что так появился первый церковный колокол».
По третьему преданию, «в колокольчик превратилась шляпа самого музыкального на свете гнома, которую он забыл на лугу после полуночного концерта».
Колокольчик в древности считался сильным приворотным средством. Чтобы привлечь любимого, девушка срывала на рассвете колокольчик, а потом прикрепляла его к ставне. А еще если сорвать цветок и положить в ботинок, то удача непременно будет вам сопутствовать. При этом приговаривая: «Колокольчик-колокольчик, принести мне удачу до завтрашней ночи».
ОДУВАНЧИК
Одуванчик на языке цветов означает – счастье и преданность. За неиссякаемую живительную силу величают «эликсиром жизни», «бабушкиной травой». Знахари уверены, что ежедневное употребление нескольких горьковатых листьев и желтых соцветий одуванчика, значительно повышает мужскую силу. Также много витаминов и полезных элементов. Корни к осени накапливают много инулина- «эликсира жизни».
Легенда об Одуванчике:
«В давние времена на берегу Большой реки была маленькая деревушка. На самом ее краю стоял домик. В нем жила красивая девочка. Она пасла козу и торговала молоком. В зеленом платье и золотисто желтой косынке она с деревянным подойником обходила дома и каждому, кто желал, наливала молока в кувшин.
Она была похожа на добрую фею. Веселая и улыбчивая, она несла солнце и весну в самые мрачные дома, находила доброе слово и приносила благую весть. За это ее прозвали Молочницей-Отдуваночкой, так как она «отдувала», отгоняла от людей самые мрачные мысли и плохое настроение.
Повзрослела девочка и полюбила Жаворонка за его песню без слов. Эта песня волновала ее до глубины души. Счастье переполняло ее сердце. Но длилось оно недолго. Она сама разрушила свою большую любовь. Ей хотелось узнать слова песни Жаворонка. Он спустился к ней из поднебесья и пропел: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч!».
Охватило девушку желание удержать любимого, оставить его рядом с собой, и бросилась она к нему с мольбой. Но, вольная птица, Жаворонок взмыл в небо и улетел. Только теперь поняла она, что захотев лишить Жаворонка свободы, потеряла его любовь. В отчаянии она взмахнула косынкой, и выпало из нее несколько золотых монеток. И полетели золотые, закружились на ветру. Долго кружил ветер и разносил золотые по всему свету. Там, где падали, весной появлялось много золотых цветов, которые люди называют просто одуванчиками.
А Жаворонок кружит над ними и поет свою песню без слов».
РОМАШКА
В далекие времена лесная фея полюбила молодого пастуха. В знак своей любви и преданности, она открыла ему тайны врачевания травами. Пастух стал врачевать и брать за это большие деньги. Стал обогащаться, а фею забыл.
А фея ждала пастуха и плакала, и каждая ее слезинка превращалась в ромашку. Так и превратилась фея в поле ромашек. С годами пастух стал терять дар врачевания. Он вспомнил о своей фее, пришел к ней, но увидел лишь ромашковое поле.
С тех пор ромашки дарят людям свои целебные силы в память о чистой и бескорыстной любви. В России ромашки – символ семьи, любви и верности.
*******
***
Я с детства люблю эти простые полевые цветы. Бывало, еще в далеком детстве, до начала сенокоса, выйдешь на нескошенный, заросший травою луг, а там видимо невидимо разноцветных цветов. Там колокольчики и ромашки, васильки и одуванчики. Видимо невидимо! Глаза разбегаются. Слегка кружится голова от такого аромата…
Никакими словами не передать то очарование и колдовство, которое вдруг окрыляют сердце!
От воспоминаний тепло разносится по всему моему сердцу.
Проект по русскому языку (3 класс): Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове».
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Рассказ о слове.
Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»
Лузан Варвара,
Зотина Кристина,
Бабаев Иван,
Шляхова Екатерина,
Белая Александра,
Чернова Арина.
Руководитель проекта: Баженова И.Н., учитель начальных классов
Сальское
2019
Введение
Тема нашего проекта «Рассказ о слове». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.
Актуальность нашей темы очевидна, мы будем анализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель проекта: произвести полный лингвостилистический анализ слова «голова», то есть изучить происхождение, значение слова «голова», его словоупотребление
Нашим проектным продуктом будет лэпбук «Рассказ о слове голова».
Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
1. Рассмотреть происхождение слова.
2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.
3.Выяснить лексическое значение слова голова в толковом словаре.
4.Подобрать однокоренные слова.
5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.
6. Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.
7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
8. Подготовиться к защите проекта.
Тип проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный.
По продолжительности проекта: кратковременный.
По количеству участников: групповой.
По профилю: предметный (русский язык).
Срок реализации:
Основная часть
Для достижения цели проекта мы составили план работы:
1.Происхождение слова голова.
2.Произношение. Правописание.
3.Лексическое значение слова.
4.Синонимы и антонимы к этому слову.
5.Найти родственные слова.
6.Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
7.Найти пословицы про слово.
8.Подобрать загадки.
9.Написать отрывки стихотворений, частушек, в которых встречается выбранное слово.
10. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме лэпбука.
11.Подготовиться к защите проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сначала мы думали, какое слово взять для работы над проектом. Ребята предлагали слова: Родина, дружба, солнце, весна, голова. Путем голосования было выбрано слово – голова. Нам Ирина Николаевна дала задание найти загадки, пословицы, поговорки с данным словом. Мы записывали их на листочкам и собирали в классе. И вот когда информация была собрана, началась работа.
1.Происхождение слова «голова»
Происходит от праславянского языка *golva. От этого слова произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне — прусское gallū. .Латинское calva «череп» — от calvus «лысый», древнеисландское kollr «округлая вершина горы, голова» . Следовательно, голова в этих языках восходит к слову, обозначавшему похожий по форме предмет. Интересно, что просторечный синоним- слово башка заимствовано из тюркских языков (от «баш» — голова, например, в татарском языке)
2. Произносим [галава]. Пишем голова. В слове две безударные гласные. Подберём проверочные слова: головы, головушка.
3. Лексическое значение слова. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Голова:
А).Часть тела человека (животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного).
Б).Единицы счёта скота. Колхозное стадо в 200 голов.
В).Ум. Рассудок. Человек с головой.
Г).Человек как носитель каких-то идей, взглядов, способностей, свойств. Он умная голова.
Д).Руководитель. Начальник.
Мы узнали, работая с толковым словарём, что слово голова многозначное.
4.Синонимы и антоним
На уроках русского языка мы узнали, что антонимы, это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрали из самостоятельно. Антонимы: голова – хвост, голова – ноги.
Синонимы, это слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Мы стали подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте мы решили обратиться за помощью к интернету. Мы подобрали такие синонимы: ум, башка, тыква. Оказалось, что у слова голова 93 синонима, а мы подобрали только три.
5. Родственные слова.
Опираясь на свои знания об однокоренных словах, нам удалось подобрать одиннадцать однокоренных слов. Головка, головач, головастик, головастый, головной, большеголовый, болиголов, безголовый, головушка, трёхголовый, головёнка. Их конечно, намного больше.
«Родственники» слова ГОЛОВА
Части речи | Количество слов |
Имя существительное | 120 |
Имя прилагательное | 63 |
Глагол | 14 |
Наречие | 3 |
Итого | 200 |
6.Фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Найти фразеологизмы к слову голова нам помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много. Тогда Ваня предложил нарисовать голову и рядом с ней написать фразеологизмы. Для них мы выделили целую страницу.
7. Пословицы.
Пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом.
Повешенную голову и меч не сечет.
Хлеб – всему голова.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Много говорить, голова заболит.
Голова у ног ума не просит.
Была бы голова, будет борода.
Была бы голова, будет борода.
С похвал голова вскружилась.
Голова, как у вола, а все, вишь, мала (т. е. глуп).
За худые слова слетит и голова.
Гуляй, покуда голова не покрыта.
По моде голова в комоде.
Голова удатна, да лень перекатна.
С поклону голова не заболит.
Солдатская голова, как под дождичком трава
Много говорить — голова заболит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Здоровье — всему голова, всего дороже.
Цела ли шапка, а голова пропала.
Куда голова клонилась, туда и повалилась.
Топор всему делу голова.
Честь головою оберегают.
8. Загадки.
Что такое загадка? Мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Загадка это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Собирать загадки всегда интересно. Попробуйте, отгадайте.
Горошек умён, семь дырочек в нём.
Видит, слышит, ждёт, дышит.
Ходить сама не может,
Ноги переставить сможет.
Правильно, это всё о голове.
9. Стихотворения, частушки, где встречается выбранное слово.
Это задание было самым трудным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, рассказов, где встречается слово голова.
Саша вспомнила стихотворение про совушку.
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася! ( К. И. Чуковский)
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ. (Потешка )
Поберечь бы мне головушку свою
В ту далёкую, прекрасную пору
В юности, когда метель мела
Не покрыта была буйна голова. ( Олег Штиль)
Голова всему венец –
В ней начало и конец,
Без нее, сыны и дочки,
Не прочтете вы ни строчки: ( Ю. Коринец)
Говорят, я некрасива.
Мне не надо краски.
Был бы разум в голове.
Да весёлы глазки. ( Частушка)
— Открой, маменька, окошко,
Голова что-то болит.
— Не обманывай ты, дочка,
У ворот кто-то стоит. (Частушка)
10. Систематизация полученных материалов.
Когда все материалы были собраны, перед нами встал вопрос, а как всё оформить? Катя предложила написать все на альбом листе, Ваня предлагал листики с заметками наклеить на лист ватмана. Ирина Николаевна предложила оформить все в виде лэпбука. А что это такое? Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. И началась у нас работа.
Технологическая карта
Изготовление плаката «Рассказ о слове.
№ | Что и как делаем | Изображение | Материалы |
1 | Берём листы формата А-3, скотч, ножницы, цветную бумагу. | Листы формата А-3,скотч, ножницы, цв. бумага | |
2 | Складываем конверт для загадок. | Цветная бумага, ножницы. | |
3 | Некоторые сообщения были написаны неразборчивым почерком и Матвей решил их напечатать. | Компьютер. | |
4 | Саша решила сделать для антонимов тучки. | Цветная бумага, ножницы. | |
5 | Арина ищет загадки в книге. | Книга «Загадки, скороговорки». | |
5 | Делаем цветик-семицветик, где напишем сочетаемость слов. | Цветная бумага, ножницы,клей. | |
6 | Саша оформляет страницу с фразеологизмами. | Словарь фразеологизмов, лист бумаги, ручка. | |
7 | Варя записывает пословицы. | Цветная бумага, ножницы. | |
8 | Работаем над оформлением. | Цветная бумага, ножницы, клей. | |
9 | Вот такой лэпбук получился. | Цветная бумага, ножницы, клей. |
Заключение
Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.
Во-первых, мы повторили раздел «Слово в языке и речи».
Во-вторых, мы закрепили умение работать со словарями.
В-третьих, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.
В-четвёртых, мы закрепляли умение искать информацию в интернете.
В-пятых, мы провели исследование и собрали много информацию о слове «голова».
И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы можем сделать вывод, что слово «голова» очень богатое по значению слово, которое встречается в и в художественной, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках; во фразеологизмах, сохраняя культурный образ, созданный русским народом.
Литература
1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»
2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).
3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.
4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.
5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk
6. http://uchitelya.com/obschestvoznanie/5799-issledovatelskaya-rabota-enciklopediya-odnogo-slova-golova-3-klass.html
7.https://studfiles.net
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Значение цвета в произведениях русских писателей
Значение цвета в произведениях русских писателей
Салимова А.А. 11МАОУ Домодедовская СОШ №2
Филиппова И.В. 11МАОУ Домодедовская СОШ №2
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение.
Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства. Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве.
Цель данного исследования: Определить символику цвета в произведениях А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
Проанализировать произведения И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна: «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные Аллеи», «О Любви», «Дом с мезонином», «Невеста», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Определить роль использования цвета в произведениях
Выявить количество разных цветов в творчестве И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна
Провести социологический опрос
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение цветовой символики дает возможность проникнуться глубочайшим внутренним миром как героев произведений, так и самих авторов.
Новизна работы определяется попыткой рассмотреть символику цвета в контексте литературного произведения.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов работы на уроках литературы.
Гипотеза: «символика цвета определяет настроение и характер произведения»
Работа состоит из нескольких частей: введения, основной части, анкетирования, сравнительного анализа, заключения
Мне было интересно узнать, в каком контексте авторы используют цвет, поэтому в своей работе я отразила некоторые моменты, содержащие цвет и попыталась дать определение чувств, возникающих при чтении. Например, «…вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зелёные озими…»- описание природа; «…в будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и темно-синей юбочке…» — образ героини;
«…это была нитка дешевых красных бус…» — печаль, олицетворение последней надежды, веры и любви.
Так же в процессе исследования я провела социологический опрос среди учащихся 11 классов МАОУ Домодедовской СОШ№2. К результатам опроса я буду обращаться в течение всей работы.
Вопросы анкетирования
1. С каким цветом ассоциируется у вас творчество писателей
И.А.Бунина
А.П.Чехова
А.И.Куприна?
2. Как вы думаете, кто из перечисленных авторов чаще всего обращался к лексике, обозначающей цвет?
Творчество И.А.Бунина.
Бунина надо читать, изучать самостоятельно и навсегда забыть о тщетных попытках рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Стоит подметить, что у Ивана Андреевича было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения. Он был счастливым писателем, который с одинаковой зоркостью видел все: ««тихую, темную» избу, стекло, «холодно играющее разноцветными огоньками» и «скудные, свинцовые, спокойные» дни поздней осени».
В произведениях И.А. Бунин часто использует символику цвета, чтобы выразить душевное состояние героев.
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок…»- приятные воспоминания.
«…Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя…»- мечты и желания
«…а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, мандарины и красный квас,- крепкий и сладкий-пресладкий…»- описание радостных чувств.
«…на ранней утренней заре, по ледяному ветру и первому мокрому зазимку, уезжали в леса и в поле, а к сумеркам опять возвращались, все в грязи, с раскрасневшимися лицами…..» — чувство усталости, описание образа.
«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:
«…Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой , подсохший и поредевший сад…»- приятные воспоминания, радость
«…большая была старуха, вся какая-то темная…шея —желтая и высохшая…» — образ человека
«…пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца…» — увядание души, грусть.
«…дедовские книги в толстых кожанных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шерщавой бумагой…» — радость
«СИНИЙ» фрагменты:
«…долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами…» — умиротворение
«…вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синевытые, пасмурные…» — приятные воспоминания
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами голубое небо…» -печаль
«…снова нагонял зловещие космы пепельных облаков…»- печаль
«Фиолетовый» фрагменты:
«…окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь заседлывать лошадей…»- нетерпение, восторг
«…это оттого, что дом окружён садом, а верхние стекла окон цветные: лиловые…»- умиротворение; описание уютного дома
«Голубой» фрагменты:
«…и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым…»-умиротворение
«…погасал его свет, закрывалось окошечко в голубое небо…»- грусть
Произведение «Легкое дыхание»
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…Апрель, дни серые…» — печаль
«…сереет весеннее поле…»-грусть
«РОЗОВЫЙ» фрагменты:
«…розовый вечер…» — эйфория
«БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная…»- описание внешности
«…белеет облачный склон…»- грусть
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…черные, кипящие смолой глаза…» — восхищение
«…черные, как ночь, ресницы…»- восторг
«…в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева…»-скорбь
«…глаза совсем молодые, черные…»- умиление
Произведение «Темные аллеи»
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…чернобровый…чернобровая…черные брови…»-образ героя
«…все меняя черные колеи…»-грусть
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…покраснел…краснея…покраснел…»-смущение, растерянность
Творчество А.П.Чехова.
Цветовая деталь для Чехова – это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали автор даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы. Именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.
Произведение «О Любви»
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни…»- образ героя
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…начинаешь тосковать по черном сюртуке…»- печаль
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…и уши краснели…с красными ушами…»- волнение, смущение
Произведение «Дом с Мезонином»
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«Белокуров»*12 — говорящая фамилия, которая позволяет предположить возраст героя. «БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином…» — воодушевление
«…белые каменные ворота…» — очарование
«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:
«…высоко на вершинах держался яркий золотой свет…» — умиротворение
«СИНИЙ» фрагменты:
«…штанах из синей дабы…»- цвет дешевой ткани
«…в будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и темно-синей юбочке…» — образ героини
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…увидев меня, слегка краснела…»-смущение
«…покрытая багровым облаком, восходила луна…»- грусть
«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:
«…с толпой зеленых ив…»- восторг
«…зеленый огонь…»-грусть;
«…припомниться зеленый огонь…»-мимолетная радость, в тоже время и тоска
Произведение «Дама с собачкой»
«БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…за нею бежал белый шпиц…она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем…» — описание собаки, описание образа героя
«…на вершинах гор неподвижно стояли белые облака…» — описание природы
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…красивые серые глаза…» — приятные воспоминания
«…одета в его любимое серое платье…» — радость
«…голова его уже начинала седеть…у него голова стала седой…» — описание возраста героя
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…человека в красной шапке…» — описание внешности
«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:
«…по ней от луны шла золотая полоса…» — легкость, красота
Творчество А.И.Куприна.
Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни, но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной», «весело-синий», «густо-красный», «серебристо-зеленый», «кровавый», «жемчужный», «лиловый», «оливковый», «молочный», цвет «черного жемчуга», цвет «осеннего неба», «яблочно-зеленый», «пенно-розовый» и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением.
Произведение «Гранатовый браслет»
«БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…выпуклыми от ветра, белыми парусами…» — покой, спокойствие
«…и кожа на щеках нежная, шейка такая белая, невинная…» — чистота чувств
«…звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады…» — описание природы
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов…» — очарование
«…только что настали красные денечки…» — печаль
«….Вера покраснела при этих словах…» — смущение
«… шептал Желтков, глядя вниз, на пол, и краснея…» — стыд
«…вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу…» — любовь
«РОЗОВЫЙ» фрагменты:
«…розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы…» — наслаждение
«…в лунном свете есть какой-то розовый оттенок…» — насмешка
«…и тщательно перевязанный розовой ленточкой…» — чистота чувств
«…повеял на меня сильный розовый запах…» — удивление
«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:
«…на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина…деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья…» — описание природы
«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:
«…наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых сучьях…» — описание природы
«…по вей террасе разливался зеленый полусвет…» — описание природы
«…маленький зеленый камешек…один зеленый…зеленый гранат…» -любовь
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…посеревшем от времени…» — описание предмета, чистота чувств
«…на его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина…»
«…сероглазая, старая женщина…» — описание героя
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи…» — описание загадочной атмосферы
«…старик замолчал и осторожно потянул губами черное вино…» — описание образа героя
«…ночь была черна…» — описание времени
Повесть «Олеся»
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…красные лапы…» — удивление
«…с очень короткими красными веками…» — описание героя
«…еще больше краснея…» — смущение
«…сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями…»- умиротворение
«…красной, огромной физиономии…» — описание героя
«…с рыжими огромными клетками…в огненно-красном галстуке…» — описание образа
«…длинные красные ссадины изборождали ее лоб…» — печаль, отвращение
«…это была нитка дешевых красных бус…» — печаль, олицетворение последней надежды, веры и любови
«РОЗОВЫЙ» фрагменты:
«…снег розовел на солнце…» — описание природы
«…в смугло-розовом тоне кожи…» — описание героя
«СЕРЫЙ» фрагменты:
«…огромный серый заяц…» — описание животного
«…мы люди простые, серые…» — печаль
«КОРИЧНЕВЫЙ» фрагменты:
«…я вижу ее коричневую кожу…» — описание героини
«…по улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки…» — описание пейзажа
«…ее коричневое лицо собралось в чудовищную, отвратительную гримасу…» -описание образа героини
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…черными глазами…жесткую черную бороду…» — описание внешности
«…ее черного искусства я не умел найти объяснения…» — магия, волшебство
«…пол неба закрыла черная туча…» — описание природы
«БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…сверкая своими белыми зубами…» — описание героя
«…были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы…» — описание природы
«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:
«…а лицо у него мертвое зеленое…» — болезнь
«…большая зеленая площадь, идущая от церкви до кабака…» — описание окружающего мира
Произведение «Суламифь»
«КРАСНЫЙ» фрагменты:
«…красное дерево…» — вид дерева
«…красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет…» — красота девушки
«…бледно было его лицо, губы –точно яркая алая лента…» — описание главного героя
«…на указательном пальце носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса…» — богатство
«…опускает глаза и сама краснеет…» — стыд
«…красная нижняя губа бессильно свисала вниз…» — описание внешности
«…драгоценные подвески из глубоко-красных карбункулов…» — богатство, выражение чистой любви
«…глаза ее горели напряженным красным огнем…» — ненависть
«…руки его обагрены алой кровью…» — смерть
«…венец из кроваво-красных рубинов…» — символ любви и смерти
«БЕЛЫЙ» фрагменты:
«…надели на нее короткую белую тунику…» — образ главной героини
«…древний старец в белой одежде…» — святость, мудрость
«…от прикосновения прекрасных белых рук царицы…» — восторг
«…он принял из рук помощника белого голубя…» — смерть, кара
«…лицо ее было бело…» — смерть
«ЖЕЛТЫЙ» фрагменты:
«…виссон, шитый золотом…» — описание одежды
«…носивших золотые звенящие запястья на руках, золотые обручи на плечах…» — богатство
«…с золотыми локотниками…» — богатство
«…шатер был украшен золотым шитьем…» — величие
«ЧЕРНЫЙ» фрагменты:
«…старшим над ними сегодня был чернокудрый красавец…» — описание героя
«…и с суровым взглядом из-под косматых черных бровей…» — описание героя
«…при черном кашле…» — болезнь
«…отводит черные мысли…» — печаль
«…черную меланхолию…» — болезнь
«ЗЕЛЕНЫЙ» фрагменты:
«…длинные зеленые глаза потемнели…» — ненависть
«…зеленая трава пестреет…» — описание природы
«СИНИЙ» фрагменты:
«…синие звезды на лбу и на щеках…» — описание героя
«…синим, густым, пьянящим, ароматным фимиамом…» — описание предмета
«ГОЛУБОЙ» фрагменты:
«…девушка была в легком голубом платье…» -описание героя
«…его выцветшие голубые глаза…» — черты главного героя
«…множество слуг шло в голубых одеждах…» — описание второстепенных героев
Сравнительный Анализ
Цвет |
«Антоновские яблоки» |
«Легкое дыхание» |
«Темные аллеи» |
Всего |
Красный |
14 |
1 |
5 |
20 |
Желтый |
9 |
— |
1 |
10 |
Зеленый |
4 |
— |
— |
4 |
Синий |
3 |
— |
— |
3 |
Серый |
3 |
2 |
— |
5 |
Фиолетовый |
2 |
— |
— |
2 |
Голубой |
5 |
— |
— |
5 |
Розовый |
1 |
1 |
— |
2 |
Белый |
5 |
3 |
1 |
9 |
Черный |
11 |
5 |
4 |
20 |
Проанализировав произведения, я выяснила, что в «Антоновских яблоках» автор обращается к цвету 57 раз, сочетая перечисленные цвета, тем самым получая более полный, конкретный образ окружающего мира. В произведении «Легкое дыхание» Бунин прибегал к цвету 12 раз, а в рассказе «Темные аллеи», несмотря на цветное звучащее название, Иван Андреевич использовал цвет 11 раз. У респондентов творчество Бунина ассоциируется больше всего с «белым» цветом, но, опираясь на проведенную работу, я увидела, что цветовой спектр его произведений гораздо больше и в нем преобладают красный и черный цвета, а белый находится на 4 позиции.
Цвет |
«О Любви» |
«Дом с мезонином» |
«Дама с собачкой» |
Всего |
Белый |
— |
3 |
7 |
10 |
Красный |
1 |
2 |
1 |
4 |
Серый |
1 |
12 |
3 |
16 |
Желтый |
— |
1 |
1 |
2 |
Фиолетовый |
— |
— |
1 |
1 |
Зелёный |
— |
5 |
— |
5 |
Синий |
— |
2 |
— |
2 |
Чёрный |
1 |
— |
— |
1 |
Изучая заявленные произведения, я предполагала, что в рассказе «О любви» имеет место быть большая цветовая гамма, но оказалось, что автор обратился к цвету всего три раза. «Дама с собачкой» -13 , а вот «Дом с мезонином» — 25 раз. По результатам опроса многие участники ответили, что в творчестве Чехова преобладает черный цвет. Вполне возможно, однако в произведениях «О любви», «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой» черный цвет на последнем месте, а серый занимает лидирующую позицию. Опираясь на определения этимологического словаря слова «серый» , приняла «говорящую» фамилию героя за цвет в рассказе «Дом с мезонином».
Цвет |
«Гранатовый браслет» |
«Олеся» |
«Суламифь» |
Всего |
Красный |
12 |
14 |
37 |
63 |
Белый |
8 |
7 |
28 |
43 |
Чёрный |
5 |
9 |
25 |
39 |
Серый |
4 |
4 |
6 |
14 |
Желтый |
5 |
2 |
34 |
41 |
Зелёный |
5 |
5 |
10 |
20 |
Коричневый |
— |
7 |
— |
7 |
Синий |
2 |
1 |
6 |
9 |
Голубой |
2 |
5 |
8 |
15 |
Фиолетовый |
— |
3 |
6 |
9 |
Розовый |
6 |
3 |
4 |
13 |
Куприну не чужда поэтика сказок и легенд, которая содержит всю палитру красок, и в прекрасном, завораживающем произведении «Суламифь» прослеживается 164 момента, в которых автор использует цвет, в «Олесе» — 60 а в повести «Гранатовый браслет» — всего, как ни парадоксально, 49
Респонденты в творчестве Куприна отметили красный цвет. Возможно, потому что красный цвет -это цвет жизни, который символизирует активность и энергию, крепость и решимость, любовь, гнев, что так характерно для героев Куприна. Из всех вышеперечисленных произведений «коричневый» цвет использовался в повести «Олеся» для описания внешности, природы.
Заключение.
При подготовке к своей работе я использовала этимологические словари, чтобы более глубоко определить значимость использования цвета, и с огромным удовольствием познакомилась с произведениями великих мастеров слова. Мы доказали, что, используя цвета в своих произведениях, авторы полностью смогли передать испытываемые чувства и эмоции нам, читателям.
А еще я убедилась, что практически каждое произведение обладает своим цветом.
Литература:
А.П.Чехов. Рассказы и повести, Москва, «Детская литература», 2012
А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Повести и рассказы, Москва, «Детская литература», 2012
И.А.Бунин. «Чистый понедельник». Повести и рассказы, Москва, «Детская литература», 2017
Универсальный словарь по русскому языку, издательство «Весь», 2009
«Школьный этимологический словарь» Г.А.Крылова. Феникс, 2014 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социологический опрос
Темы опроса:
1. С каким цветом ассоциируется у вас творчество писателей
И.А.Бунина
А.П.Чехова
А.И.Куприна?
Сравнительный Анализ:
И.А.Бунин
2.А.П.Чехов
3.А.И.Куприн
2. Как вы думаете, кто из перечисленных авторов чаще всего обращался к лексике, обозначающей цвет?
Просмотров работы: 134