Дети дождя аутизм: Почему аутистов называют дети дождя – «Дети дождя» и «дети солнца» живут среди нас

Почему аутистов называют дети дождя

Сегодня в обществе принято называть детей с аутизмом “особенными”, детьми обращенными «внутрь себя». В официальных кругах детей с аутизмом называют — “дети с расстройством аутистического спектра. Родители, детей с РАС ласково зовут своих чад “аутята”. Но есть имя аутизма? которое пришло прямиком со страниц художественной литературы, и на всегда осталось в массовом сознании. И так, попробуем разобраться, почему аутистов называют дети дождя.

Роман Леонора Флейшера под названием “Человек Дождя”, навсегда связал аутизм с романтическим образом главного героя. Герой книги Рейманд (Raymand) аутист, но вовсе не ребенок, однако традиция называть детей с аутизмом “Детьми дождя” однозначно происходит от названия романа “Человек дождя”. 

Что такое аутизм

Аутизм — сложное врожденное нарушение в развитии. Выражается в том, что человек не испытывает потребности в общении даже с самыми близкими людьми. Дети с аутизмом не проявляют исследовательской активности, сложно поддаются обучению, развитие ребенка происходит как правило фрагментарно и в отдельных сферах. Расстройства аутистического спектра — понятие, которое объединяет в себе различные формы аутизма. Умственное развитие при аутизме имеет большой разброс, аутизм может сопровождаться, как и тяжелой степенью умственной отсталости, так и нормальным уровнем интеллекта

По книге был снят великолепный фильм Барри Левинсона, который навсегда изменил отношение общественности к проблеме детей с аутизмом. Фильм получил множество престижных наград, стал культовым для всех кто решил связать свою профессию с обучением  воспитанием детей с Расстройствами аутистического спектра. 

Фильм «Человект Дождя»

Дастин Хоффман сыграл романтический образ “Человека Дождя” который многие представляют, когда слышат слово аутизм. Кроткий и загадочный, погруженный в свой внутренний мир, очаровательно наивный Рэймонд Бэббит — главный герой фильма и своего рода символ аутизма конца 80х. Второй герой повести — брат Рэймонда Чарльз — ценничный и расчетливый проныра, обиженный на отца лишившего его наследства.

3 основные характеристики аутизма по версии диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM) — стереотипное поведение, нарушение речевого развития, нарушение социального взаимодействия. 

Волей судьбы герои фильма отправляются вместе в путешествие через всю Америку, путешествие раскрывает героев фильма друг другу, и зрителю.

Чарли поначалу очень раздражают странности Реймонда, и он видит в брате только проблему.

Жизнь Рэймонда подчинена особому распорядку и ритуалам, он боится летать, и не может пропускать свою любимую передачу. Брат аутист, доставляет Чарли массу неудобств. Но со временем Чарли понимает, что брат — это единственный для него, родной человек. Реймонд пробуждает в Чарли детские воспоминания, практически учит брата состраданию и терпимости. 

«Человек дождя» Реймонд и Чарли, сцена в аэропорту

Ошибочно полагать, что “Человек Дождя” — это фильм о аутизме. Этот фильм скорее о братской любви, о глубокой привязанности, которая пробуждается вопреки аутизму, и детским обидам. Реймонд не может ответить Чарли взаимностью, но именно он становится тем, кто вдохновляет брата на принятие и любовь. 

Человек дождя стал фильмом, который поменял общественное восприятие людей с ментальными нарушениями. Внес огромный вклад в массовую культуру толлерантности, его невозможно посмотреть, и остаться равнодушным. Фильм как откровение, раскрывает трагедию людей и их взаимоотношений. 

Именно благодаря влиянию фильма, имя «дети дождя » стало нарицательным для детей с аутизмом.  

 И все таки Почему аутистов называют дети дождя

Ответ на этот вопрос аккуратно зашифрован в имени главного героя — аутиста Рейманда. 

Rainman образованно от Raymand

Внимательный читатель, заметит, что Реймонд ( Raymond ) созвучно с Rain man.Rain man — герой детских воспоминаний Чарли, который приходил к нему в «трудную минуту», утешал, помогал пережить детские страхи.

Взрослый Раймонд, помог уже взрослому Чарли понять и переосмыслить собственную жизнь. 

Конечно, обыденная жизнь аутиста далека от романтического образа “Человека Дождя». Проблемы с которыми сталкиваются дети с аутизмом более прозаичны, связаны с различными социальными и бытовыми трудностями.Фильм о том как вопреки ограничениям сближаются два разных человека. Как важно быть рядом с тем, кому нужна помощь. Чарли помог Реймонду увидеть мир, а Рейманд помог Чарли разглядеть добро внутри себя.

«Дети дождя» и «дети солнца» живут среди нас

Про аутистов говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. На все, что окружает их, они реагируют очень болезненно. Потому что воспринимают этот мир гипертрофированно.

«Они так устроены. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение — слишком интенсивное, — говорит руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг. — Почему так? Мы не знаем. Конечно, есть разные теории — генетическая, нейробиологическая, но это всего лишь теории».

Что такое аутизм — малопонятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы. В России нет даже собственной статистики по аутизму, у нас пользуются  данными зарубежных статистических служб. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, на каждых 150 детей на планете приходится один больной аутизмом. Но, опять же, болезнь это или особенности развития и поведения — до сих пор остается вопросом.

«Я с ужасом думаю, что будет с Соней, когда меня не станет»

Соня Шаталова, которой сейчас 18 лет, — девушка-загадка. До двух лет она развивалась как обычный ребенок ее возраста. И лишь потом мама Сони стала замечать: с дочерью что-то не так. Вскоре девочке поставили диагноз «аутизм».

«Врачи мне сразу предложили отказаться от нее, очень любезно сказали, что готовы помочь с оформлением документов, пообещали, что все быстро устроят», — рассказывает мама Сони Евгения Шаталова.

Когда  Евгения Николаевна выходила с Соней во двор, дети тыкали пальцами и кричали вслед: «Дурочка!». Они заходили в автобус, взрослые отворачивались или пеняли: «Ну что же вы, мамаша, с таким ребеночком общественным транспортом пользуетесь?»

По словам Евгении Шаталовой, мир ее дочери, как и любого аутиста, «прерывен». Соня  воспринимает его пятнами, отдельными фрагментами.

«Вот вы стоите и знаете, что за вашей спиной сейчас происходит и находится, а она нет. У нее за спиной черная пустота, а перед глазами все отдельными кусками. Поймите, это мука», — говорит Евгения Николаевна.

«Дети дождя»: почему ребенок становится аутистом?

ЧТО ЭТО ЗА БОЛЕЗНЬ?

…Сначала малыш не смотрит никому в глаза, потом отказывается от маминых ласк. Он не говорит и часами может смотреть в одну точку. Он ест только определенные продукты и только из тарелки определенного цвета, а в детском саду играет сам с собой. Присмотритесь к вашему ребенку: если он днем за днем погружается в себя, возможно, ему очень нужна помощь, чтобы научиться жить в нашем мире.

Аутизм — психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие — «люди дождя». Появление в семье такого ребенка — это тяжелое испытание на всю жизнь. Ведь аутизм неизлечим.

— Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции, — уточняет психолог Анна Симоненко. — Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех.

В БЕЛАРУСИ ВЫЯВЛЯЕТСЯ МЕНЕЕ 10% ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» ставится, как правило, после трех лет, проявления этого расстройства заметны с рождения. Но зачастую их не замечают или игнорируют и родители и доктора. Первые — из-за незнания или страха получить психиатрический диагноз. Вторые — из-за недостаточной компетентности в этой области, из-за нехватки кадров, больших нагрузок, невнимательности. А ведь первыми заметить проблему могут именно родители и педиатры.

Так или иначе, на конец января 2011 года в Минске с расстройствами аутистического спектра (это собирательный термин для расстройств одного типа: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, связанный с нарушением развития мозга) на учете состоит всего 116 детей.

Но мировая статистика показывает, что детей-аутистов в обществе гораздо больше. По данным знаменитого американского специалиста в области аутизма, доктора Эрика Шоплера, в 2007 году из каждых 150 — 155 новорожденных один малыш рождался с расстройством аутистического спектра.

— Если учесть, что детское население Минска — 303 тысячи, то, согласно мировой статистике, число детей в столице, нуждающихся в лечении и коррекции аутистических расстройств, достигает приблизительно 2000 человек, — говорит Анна Владимировна. — Получается замкнутый круг: при таком количестве выявленных случаев трудно оценить всю серьезность проблемы, и, как следствие, без должного внимания к аутизму без диагноза остаются более 90% пациентов.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ ЕСТЬ, ВЗРОСЛОГО — НЕТ?

Есть еще одна черная дыра, в которой пропадают аутисты. Любой ребенок, получивший диагноз «детский аутизм», со временем заново проходит обследование. И для аутистов старше 18 лет диагноз «детский аутизм» превращается в разные варианты шизофрении или умственной отсталости.

— Возможно, в ближайшем будущем, когда состоится очередной пересмотр Международной классификации болезней, такой термин, как «Расстройство аутистического спектра», будет внесен в перечень диагнозов, — говорит Анна Симоненко. — Это позволит людям с аутизмом и во взрослой жизни рассчитывать на специализированную помощь.

ПРИЧИНА АУТИЗМА У РЕБЕНКА — В ПОВЕДЕНИИ МАТЕРИ?

Несмотря на то, что сейчас проводится множество исследований по аутизму, его причины до сих пор не установлены. Большинство исследователей полагают, что аутизм является генетическим расстройством. Другие считают, что причиной аутизма могут стать перенесенная во время беременности краснуха, диабет, контакт с пестицидами, высокий уровень стресса матери. Другие винят аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Есть и те, кто считает: причиной аутизма у ребенка являются особенности воспитания.

— Предположения о том, что аутизм появляется вследствие того, что мамы избрали диктаторский стиль воспитания, опровергнуты еще в прошлом веке, — говорит Анна Симоненко. — Ясно только одно: у аутизма нет границ. За помощью специалистов обращаются люди с совершенно разным достатком, семейным укладом и отношением к ребенку.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Как распознать ребенка-аутиста?

Неспособность вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Это один из основных признаков и проявляется он буквально с младенчества — когда малыш избегает прямого взгляда глаза в глаза, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти.

Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.

Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.

Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).

Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутиста заключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.

БУДЬ В КУРСЕ!

Как обучать ребенка-аутиста?

«Мы в полной растерянности, как учить ребенка-аутиста и где искать помощь? Моей внучке 7 лет, недавно поставили этот диагноз».

Регина. Вилейка.

— Вам нужна помощь профессионала, специально подготовленного для работы с аутичными детьми, — отвечает психолог Анна Симоненко. — Опыт показывает, что без подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя, как правило, не могут работать с такими детишками.

В Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере можно пройти медицинское и психологическое обследование, получить индивидуальную психологическую консультацию по вопросам воспитания обучения и развития такого ребенка. Что же касается помощи в республике в целом, то стоит обращаться в первую очередь к детским психоневрологам по месту жительства.

— В зависимости от степени нарушения ребенок может посещать обычное или специальное дошкольное учреждение, общеобразовательную или специальную школу. В случае серьезных проблем ребенок с аутизмом может обучаться в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или получать образование на дому, — рассказала Антонина Змушко, начальник управления специального образования Министерства образования РБ. — Рекомендации по выбору места обучения даются индивидуально для каждого ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, работающей в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка. Такие центры есть во всех районах республики.

КСТАТИ

Согласно статистике, многие из детей-аутистов не могут научиться читать и писать. 70% из них не имеют друзей, 95% из них никогда не женятся и не выйдут замуж. Только 25 — 30% смогут устроиться когда-нибудь на работу. У 55 — 60% малышей с таким диагнозом — глубокая умственная отсталость, а у 15 — 20% — легкая умственная отсталость.

Дети дождя. Аутизм

Виктория Цуркан – мама восьмилетнего мальчика – рассказывает, что сын развивался абсолютно нормально, но в 2,4 года произошёл так называемый «распад навыков»: ребёнок перестал разговаривать, самостоятельно ходить в туалет, разучился брать в руки столовые приборы, он просто смотрел в одну точку.

Для родителей начался путь по всем кругам ада. После долгих обследований везде и всюду в тверском психоневрологическом диспансере сыну поставили диагноз – «аутизм».

— Мы испытали шок. Это ужас в семье, который не передать словами. — Виктория плачет. – Прошло пять лет, а я до сих пор иногда не могу сдержать слез – представляю себя на месте родителей, которые через это проходят. Муж спокойнее это воспринял, сказал, что любит сына таким, какой он есть. Меня же колотило полгода. Потом я взяла себя в руки и начала искать пути решения.

В 2013 году сын пошёл в коррекционный детский сад № 152, потом мама обратилась в реабилитационный центр при психоневрологическом диспансере, где ребенку предоставили нескольких педагогов, услуги каждого из которых ограничивались 10 занятиями в год.

В Лекотеке предложили индивидуальные занятия с психологом два раза в неделю, затем перевели на групповые занятия, куда мама с сыном отходили 2 года. Вся помощь оказалась ничтожно маленькой в сравнении в тем, какая на самом деле требовалась ребенку. Тем более что прогресс в реабилитации был не ахти какой.

Так Виктория с сыном попали в платный реабилитационный центр «Солнечный мир» в Москве, где ребенку составили индивидуальную программу реабилитации со всем спектром необходимых услуг. Это было очень дорого, вспоминает Вика. Помог семье Цуркан уже бывший директор тверского «Водоканала», где работает муж Вики, Дмитрий Капустин. Опыта и знаний не хватало, мама стала учиться поведенческому анализу на дистанционных курсах Юлии Эрц, а сын – делать первые успехи.

Виктории и всей семье пришлось учиться по-новому жить. Распорядок дня мамы и сына больше напоминал «день сурка»: с утра завтрак и несколько часов занятий на развитие различных навыков – обед – сон – снова занятия – ужин – игры – сон и с утра по новой.

— Нам повезло, у нас спокойный ребенок. Он не зациклен на каком-то определенном маршруте (иногда дети с аутизмом выбирают себе один маршрут и стараются не отклоняться от него), не устраивает истерик, с ним всегда можно договориться, очень терпелив, послушен, что иногда даже пугает. Да, он боится посещать новое место, он полностью раскоординирован и ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой атмосфере и к новой ситуации. Он подвержен беспричинным страхам. Например, боится животных, даже птиц. Но он способен покормить уточек, если они находятся на приличном расстоянии от него.

У мальчика апраксия речи, если по-простому – «каша во рту». То, что он пытается сказать, не всегда понятно даже маме. На детской площадке некоторые бабушки берут за руку и уводят внуков подальше от «странного» мальчика, дети могут обозвать его «дураком». Как говорит Виктория, родители в основном относятся с пониманием, но ошибочно предполагают, что он самодостаточен, потому что сам себя может развлечь, один играет, ходит, лазает по детской площадке.

— Да, но, к сожалению, он не общается, не отвечает на вопросы других детей, что ужасно. Но всё мы преодолеем, и все у нас получится.

«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме

11 Апрель 2019 12:01

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.


Презентация «Дети дождя или ранний аутизм»

Нарушения в поведении

.

hello_html_m36b9b4f4.jpg

Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться

hello_html_3c35bc80.jpg

Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем

hello_html_77856025.jpg

Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)

hello_html_m30ad86f5.jpg

Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси

hello_html_5672322f.jpg

Часто многократно взмахивает руками

hello_html_2b6ee432.jpg

Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается

hello_html_m10b92d9b.jpg

Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу

hello_html_m7eeceb44.jpg

Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы

hello_html_m45273b96.jpg

Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами

hello_html_68cff7f3.jpg

Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь

hello_html_m6dd97826.jpg

Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Аутисты — дети дождя — Экспресс газета

Краснуха, прививки, «мать-холодильник»… Кто виноват в том, что ребенок «ушел в себя»?

Специалисты отмечают: аутичных деток становится больше. Почему – доподлинно никто не знает. Но известно одно: чем раньше удается заметить нарушения в развитии малыша и начать c ним заниматься, тем выше шансы, что он сможет лучше приспособиться к обществу. Накануне 2 апреля – Международного дня распространения информации об аутизме — мы говорим с научным сотрудником Института коррекционной педагогики РАО, кандидатом психологических наук Игорем КОСТИНЫМ о том, что надо знать о «людях дождя».

 «С моим ребенком что-то не так», — именно так формулируют свои первые жалобы мамы, чьим детям впоследствии диагностируют аутизм.

«У нас педиатр еще в три месяца глухоту заподозрила. Я пыталась привлечь внимание сына: агукала, в ладоши хлопала – реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпался от каждого звука – тугоухость была исключена», — рассказывает мама ребенка с аутизмом.

«С полутора лет ходили по одному и тому же пути. На мостике надо было остановиться. У колодца сказать: «Вода». У одного из окошечек произнести: «Нет кошечки!» — если там не было кошки. Также были действия открывать-закрывать двери. Или наливать чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет – и… снова. Так около часа», — делится еще одна родительница.

«Другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: «Катя», — девочка обернулась сразу, а моего можно хоть с колоколами звать, он не обернется никогда»,- говорит о подросшем сынишке третья мамочка.

Все описанные симптомы свидетельствуют о формирующемся нарушении развития. К ним можно добавить еще несколько:

* малыш не проявляет активно радости при приближении мамы или кого-то из близких;

* подолгу рассматривает одну и ту же картинку: узор на обоях, колебание света и тени, узор из веток на прогулке;

* совершает вычурные, навязчивые движения: потряхивает руками, раскачивается, бегает по кругу;

* в возрасте «почемучек» не задает вопросов;

* относится к близким как к неодушевленным предметам, может лазить по ним, как по мебели, избегает смотреть в глаза. При этом испытывает постоянную потребность в присутствии мамы, хотя рядом с мамой не проявляет активных попыток вступить с ней в контакт;

* устанавливает жесткие ритуалы и правила: можно ехать только на желтом автобусе, есть печенье определенного сорта, пить из одной чашки, яблоко резать только так, а не иначе.

Среди специалистов, которые изучают расстройства аутического спектра – такой термин используют для описания подобных нарушений, ходит суждение: «Если вы знакомы с одним аутистом, это означает, что вы знакомы с одним аутистом», — настолько они все разные. Возможно, поэтому вокруг этого явления сложилось много суждений, которые часто далеки от истины. Подтвердить или опровергнуть их я и попросила Игоря Анатольевича Костина.

Миф 1. Почти все аутисты – гении.

— Среди людей с расстройством акустического спектра в чем-то особенно талантливы около 10 процентов. Например, мы работаем с детьми, которые легко определяют день недели, какой бы год вы ни назвали. Но таких гениев, как в «Человеке дождя», я не встречал. Беда в том, что и выдающиеся способности не всегда помогают человеку адаптироваться в жизни.

Миф 2. Аутисты страдают слабоумием.

— Далеко не всегда. Считается, что более чем у половины детей с аутическими расстройствами коэффициент интеллекта попадает в зону интеллектуальных нарушений. Часто сохраняются островки таланта и способностей — бывает, в чем-то такой ребенок хорошо себя проявляет, а в чем-то остается на уровне умственной отсталости.

Миф 3. Аутисты неуправляемы и агрессивны.

— Агрессия может возникать, когда эти люди попадают в дискомфортную ситуацию. Например, при большом скоплении народа в метро или когда слышат громкий звук – скажем, шум электродрели. В тяжелых случаях развивается самоагрессия: аутист бьет себя, кусает руки. Он не стремится причинить боль другому человеку, а пытается выйти из крайне дискомфортной ситуации, словно взывая: «Я больше не могу!».

Миф 4. Живущие в своем мире «люди дождя» глухи к чужим переживаниям.

— Способность сопереживать другому человеку – то, что называется эмпатией, – действительно формируется у аутистов с трудом. Не чувствуя нюансов отношений, переживаний окружающих, они часто попадают в нелепые ситуации, иногда, к сожалению, становятся объектом травли со стороны одноклассников. Могут сказать что-то невпопад или не к месту засмеяться. Но если прилагать усилия, то потихоньку, со временем, и такие люди становятся более внимательными и чувствительными к другим.

Миф 5. Аутизм бывает только у детей.

Это расстройство, к сожалению, остается с человеком всю жизнь – его нельзя вылечить волшебной таблеткой. Специальные занятия помогают адаптироваться, но трудности часто остаются и во взрослом возрасте.

Миф 6. В формировании аутических расстройств виноваты родители.

Лет 40-50 назад существовало понятие «мать-холодильник»: дескать, мама недостаточно контактирует с ребенком, малоэмоциональна. Но в последнее время всерьез это не обсуждается, потому что установлено, что аутические расстройства имеют биологическую природу. Родители необычных детей, наоборот, чаще всего невероятно терпеливы и самоотверженны.

Миф 7. Заболевание провоцируют прививки.

Тут тоже все непросто, потому что прививают миллионы детей, а аутизм диагностируют у сотен. В то же время действительно бывает, что развитие ребенка начинает ломаться после тяжело перенесенной вакцинации, особенно после поливалентной.

— Тем, кто говорит о лавинообразном увеличении количества аутистов, можно возразить: скорее всего, таких детей просто чаще выявляют, — рассуждает наш эксперт. — Впрочем, нарушений развития действительно стало больше. Причиной заболевания считаются генетический фактор и повреждения центральной нервной системы — внутриутробные либо в младенческом возрасте. Часто нарушения развиваются у ребенка, чья мама во время беременности переболела краснухой или перенесла какую-то другую вредность.. Есть непроверенная информация о том, что аутистов больше среди детей, рожденных после ЭКО.

ПРИКИНЬ!

По подсчетам Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай заболевания приходился на 150 детей. Сегодня американская ассоциация Autism Speaks отмечает один случай на 88 детей. По России данных по аутистам нет.

ИМЕЙ В ВИДУ!

Если кто-то из «специалистов» обещает быстро «вылечить» ребенка — не верьте: это шарлатаны. Коррекция аутизма – долгий, трудоемкий процесс. Волшебных средств от него не существует. В таких детей нужно вкладывать очень много усилий в течение многих лет. Только так можно добиться продвижения в адаптации и самостоятельности, развить контакт и гибкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *