10 советов для подростков и их
Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей — самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения — это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?
Взрослеть не стыдно
Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей — самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения — это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?
Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей. И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо.
Взрослеть — не стыдно
Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики — с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже. Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение. «Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.
Нет исключений
Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.
«Качели» — вещь неприятная
100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно. И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску. Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр — совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет. Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.
Мозг можно перехитрить
Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:
-
-
Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения — не лезь в эту ситуацию.
-
Используй своих родителей как «отмазку»: очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому — нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».
С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители
Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.
Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого
Интернет — это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений. Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им. Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.
Питание, спорт, гигиена, сон
-
Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.
-
Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.
-
Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.
-
Гигиена — это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.
-
Сон — это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память — значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон — это более стабильное настроение на весь день!
Родители тоже были подростками
Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь — обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то — говори. Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.
Выбирай правильные слова
Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела — другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.
Общение
Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано econet.ru
©Кара Наттерсон
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Лайфхаки для подростков: что сделать сегодня, чтобы прожить жизнь в своё удовольствие
Прежде чем я оглашу вопрос, постараюсь объяснить вам, как иногда трудно или даже невыносимо во всей этой воспитательной работе приходится подросткам со мной. Представьте себе человека, в перечне ценностей которого одно из первых мест занимает самодисциплина или самоконтроль. К тому же человек этот давно не подросток, почти не помнит, каково это, и только знает из умных книжек о сложностях пубертатного периода, связанных с активной перестройкой мозга.
Нет, я не считаю, что развлечения и веселье совсем не нужны, но у меня особый взгляд на них, и для счастья и успеха в жизни дело это второстепенное или даже третьестепенное. При всём этом подопечные мои с удовольствием приходят на наши встречи и активно участвуют в них. Удивительные люди!
Но даже они однажды не выдержали и спросили: «Мы уже не дети, но всё же ещё не взрослые и даже не молодёжь. Если делать всё, что ты говоришь нам, то когда же развлекаться, встречаться для игр и общения?» «Действительно, — подумал я, — не забираю ли я детство у этих ребят?» Я взял тайм-аут, чтобы дать ответ. Он не должен выглядеть правилом, но должен помочь каждому принять собственное решение. Что же каждый молодой человек должен понять, чтобы самостоятельно найти баланс?
Простая арифметика жизни
Допустим, что самому юному нашему читателю 15 лет и окончательно выйдет он в самостоятельную жизнь в 25, а проживёт он до 70 лет. То есть у него 10 лет более-менее беззаботной жизни, а потом 45 лет бытовых, семейных, карьерных и прочих забот.
Вариант 1
Наш герой растрачивает эти 10 лет на игры, вечеринки, экстрим и вообще живёт в своё удовольствие. Конечно, он хороший сын, друг, брат, хорошо учится, оканчивает с отличием вуз и устраивается на высокооплачиваемую работу. Но не более. Скорее всего, окажется, что выбор работы был продиктован размерами дохода или престижем, но не его мечтами, наклонностями и предпочтениями.
Из опыта знаю, что если молодой человек прилагает усилия, чтобы просто быть «хорошим», а остальное время тратит на сладкую жизнь, то у него совсем не остаётся времени для размышлений о своём призвании, своей мечте и приготовлению к такой непростой, но очень разнообразной и увлекательной жизни.
В итоге: человеку светит перспектива отдать самые продуктивные годы нелюбимой работе, возможно, неверно выбранному спутнику жизни или кидаться из одного порта в другой, так и не найдя пристанища.
Вариант 2
Наш герой в эти десять относительно беззаботных лет сильно отличается от остальных сверстников. Возьмём по максимуму. Он не ходит на вечеринки и дискотеки, не играет в видеоигры, голова его не забита представителями противоположного пола. Во время занятий, будь то дома или в учебном заведении, он максимально сосредоточен. В свободное от учёбы время он пытается понять свои склонности и предпочтения, изучает разные профессии, пробует зарабатывать деньги, планировать своё время, дополнительно учит иностранные языки…
Кроме того, что он добровольно лишает себя всех «радостей» подростковой и молодёжной жизни, он становится объектом насмешек и откровенных издёвок. Впрочем, я уверен, мотив подобных издевательств — страх и зависть.
В итоге: наш герой приспособлен к этой жизни. Он может зарабатывать тем, что ему по-настоящему нравится. Возможно, он сидит в офисе известной IT-корпорации и создаёт удивительные продукты. Возможно, он удалённо работает дизайнером, путешествуя по миру. В любом случае он делает то, что приносит ему удовольствие.
К тому же он не боится поменять или потерять работу. Десять молодых лет, когда остальные веселились, он пахал, вкладывая в будущее, и вот теперь впереди у него 45 лет, когда он будет жить в своё удовольствие, заниматься тем, что ему нравится, и ещё получать за это деньги.
Индивидуальный выбор
Конечно, я считаю второй вариант идеальной жизнью, но понимаю, что все мы разные и по-разному видим счастливую жизнь. Надеюсь, что, размышляя над обоими вариантами, каждый поймёт основную мысль и сможет сделать самостоятельный правильный выбор именно для себя.
Личный опыт
Моя жизнь не была такой гладкой и идеальной. Она была похожа на первый вариант и даже хуже, потому что я не был ни хорошим сыном, ни хорошим студентом. И одна из причин заключается в том, что мне никогда не попадались такие статьи. В какой-то момент моей жизни я всё чаще начал встречать подобные материалы и, когда была достигнута критическая масса, принял решение поменять всё.
Я оставил нелюбимую работу, которая приносила мне хороший доход, но была для меня бессмысленной. Мне пришлось около года жить без зарплаты, так как я учился тому, чем хочу заниматься. Было всякое, но всё Небо было заинтересовано в моей судьбе, и сегодня меня обеспечивает дело, которое я люблю и которым готов заниматься день и ночь. Я счастлив и удовлетворён, но, проведи я свою молодость разумно, всё это произошло бы намного раньше и менее болезненно.
Советы подросткам
Организуй свою жизнь
Пойми, если мы хотим куда-то добраться, нам нужна карта. А если мы хотим чего-то достичь, то нам нужен план. Это не просто план дня, это может быть планом всей жизни из четырёх уровней. Конечно, он будет со временем меняться, но в любом случае выбирать направление всегда будешь ты. Сейчас, когда у тебя есть тыл в лице твоих родителей, бабушек и дедушек, самое время вложить его в поиски и метания, в то, чтобы найти себя и своё.
Научись трудиться
Кто бы что ни говорил, всякое достижение стоит усилий. Даже в любимом деле или хобби нужны усилия для достижения высот. Научись трудиться интеллектуально. Человек с развитым интеллектом найдёт выход из любой ситуации, при этом сохранит оптимизм и бодрость духа. Научись трудиться физически. Не отлынивай от поездок на дачу, а ещё лучше возьми под своё «шефство» участок, который проведёшь от посева до сохранения урожая. Это научит трудолюбию, упорству, целеустремлённости, преподаст много уроков и поможет сформировать практическое мышление.
Заботься о здоровье
Я знаю, что в молодости кажется, будто твоего здоровья хватит на твоих детей, внуков и даже немного останется правнукам. Но если не относиться к нему бережно, то его не хватит даже тебе. Помни, что здоровье — это не только хорошее самочувствие, но и привлекательный внешний вид. О здоровье интеллектуальном и духовном тоже необходимо заботиться. Критически относись к тому, что ты смотришь, слушаешь и читаешь.
Научись справляться с проблемами
Не думай, что когда-то можно добиться полного отсутствия проблем. И даже не стремись к этому. Проблемы — катализаторы нашего роста. Научись правильно относиться к проблемам и преодолевать их.
Прислушивайся к советам и живи своим умом
Слушай, что тебе говорят взрослые и опытные люди. Особенно прислушивайся к тем, кто многого достиг или круто изменил свою жизнь в лучшую сторону.
Я, например, практикую следование советам таких людей слово в слово и буква в букву. Но проходит время, и я начинаю анализировать, что можно изменить, чтобы этот совет подходил для меня и моей жизни. Иногда я понимаю, что совет совсем не подходит мне, и отбрасываю его. Но подобные выводы можно сделать только после неуклонного следования советам. Это сделает тебя мудрее, разборчивее, и со временем ты сам начнёшь понимать ценность симбиоза советов и личного опыта.
А пока перед тобой лежит довольно непростой, но увлекательный путь свершений и достижений. Как его пройти — зависит только от тебя. Счастливого пути!
Как выстроить здоровую самооценку. Советы для подростков
Ирина Балманжи
Кто из родителей не хочет, чтобы их ребенок был уверенным в себе, имел здоровую самооценку и обладал чувством собственного достоинства? Без этих качеств трудно добиться успеха в жизни, поэтому их обязательно нужно развивать. Как именно? Об этом подростку расскажет книга «Ты сильнее, чем ты думаешь». Делимся советами из нее.
Ищи опору в самом себе
Помни: ты несешь ответственность за собственную самооценку. Другие люди могут попытаться поддержать (или сломать) ее, но никто не может заставить тебя ощущать себя более или менее достойным.
Записывай свои достижения
Чтобы всегда помнить о своих сильных сторонах, заведи Список достижений.
Прямо сейчас запиши пять своих дел или поступков за сегодня, которые побудили тебя быть довольным собой.
Поначалу может быть трудно придумать хотя бы один пункт. Но не сдавайся! Источник
Писать можно не только о великих свершениях. Необязательно быть героем или звездой. В твоем списке могут быть пункты о том, что ты:
- навел порядок в своей комнате без напоминаний;
- не опоздал в школу;
- старательно готовился к проверочной работе по математике;
- помог новому ученику в школе;
- выступал с докладом перед всем классом;
- сходил на просмотр в футбольную команду;
- накрыл стол к ужину;
- утешил младшую сестру, когда она упала и разодрала коленку;
- честно признался родителям, что это ты разбил окно в спальне.
Делай это каждый день. В будни и в выходные. В учебные дни и на каникулах. Находи пять поводов ежедневно быть довольным собой. Список достижений будет напоминать тебе, что ты — ценная и достойная личность.
Веди позитивный внутренний диалог
Когда у тебя появляются негативные или критические мысли о себе, старайся заменять их позитивными. Когда твой внутренний голос говорит тебе гадости, ответь ему! Вместо того чтобы снова и снова думать о том, что вызывает у тебя досаду и беспокойство, подумай о том, чем ты доволен.
Вместо…
«…я ничего не могу сделать правильно»;
«…никто не хочет со мной дружить»;
«…иногда я так туплю!»;
«…а если никому не понравится мой проект для научной ярмарки?» —
скажи:
«…я хорошо умею разводить костер»;
«…я сам могу с кем-нибудь подружиться»;
«…я много знаю о животных, особенно о собаках»;
«…я усердно работал над своим проектом для научной ярмарки и доволен им».
Проводи время с теми, кто тебя любит
Возможно, тебе хочется проводить больше времени с друзьями и меньше — с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, тетями, дядями и другими членами семьи.
Иногда родственники могут надоедать, но они дают тебе то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Да, бывает, что они к тебе придираются. Но тем ценнее их похвала и добрые слова.
Безусловная любовь и принятие отлично укрепляют самооценку. Источник
Если к тебе подойдет незнакомый человек и скажет: «Ты самый лучший, самый умный, самый замечательный ребенок в мире», ты постараешься убежать от него как можно быстрее. Но если это скажет твоя бабушка, ты улыбнешься, обнимешь ее и, конечно, поверишь ей.
Делай добро
Есть много способов помочь людям и сделать мир лучше. Оглянись вокруг. Поговори с друзьями, соседями, родственниками. Спроси совета у родителей, учителей, местных активистов.
Может быть, вы захотите всей семьей организовать благотворительное движение? Вступить в благотворительный клуб или организовать его в школе? Поучаствовать в работе клуба, группы, отряда или команды, которые активно занимаются общественной деятельностью?
Чтобы приносить пользу обществу, необязательно вступать в организацию. Ты можешь просто посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывай помогать по дому своим родителям.
Не сравнивай себя с другими людьми
Избавиться от этой привычки нелегко. В нашей культуре, к сожалению, принято сравнивать людей. Родители сравнивают с другими своих детей, учителя — учеников. Это совершенно бессмысленно. Помни, что ты — единственный в своем роде. В мире нет другого тебя.
Не переживай из-за того, что о тебе подумают
Многие волнуются перед встречей с новыми людьми. Они гадают: «Что обо мне подумают? Я понравлюсь? Никто не сочтет меня глупым? Не подумает, что я скучный?» Эти мысли усиливают беспокойство. Кроме того, заставляют испытывать чувство бессилия, стеснения и стыда.
Ты можешь выбрать другой образ мыслей. Ты можешь спросить себя: «Интересно, какими окажутся новые знакомые? Они мне понравятся? Мне будет с ними интересно?» Тогда силы будут равны, и тебе нечего будет стыдиться.
Занимайся тем, что тебе нравится
Выбери себе какое-нибудь дело просто для развлечения. Занимайся им, когда появляется возможность. Можно плавать, строить модели, рисовать картины или комиксы, играть в баскетбол. Писать рассказы, быть клоуном, разрабатывать собственный сайт, играть на гитаре.
Хобби сделает твою жизнь ярче и благотворно скажется на самооценке. Источник
Забудь старую поговорку: «Если делать, то делать хорошо». Не старайся добиться совершенства во всем. Просто будь собой и получай удовольствие.
Заботься о своем здоровье
Больше двигайся. Гуляй, езди на велосипеде, бегай, делай зарядку. Это поможет тебе укрепить здоровье и поддерживать хорошую форму, и ты станешь чувствовать себя лучше. Физическая активность повышает самооценку, поддерживает позитивное восприятие своего тела.
Хотя бы раз в день делай что-нибудь полезное для мозга
Разгадай головоломку или реши задачку на сообразительность. Почитай книгу. Выучи отрывок из песни, стихотворения или пьесы. Послушай по радио концерт. Сходи в музей (настоящий или виртуальный, в интернете). Узнай что-нибудь новое.
Не культивируй в себе чувство вины
Вина и ответственность — разные вещи. Вина — негативное чувство. Ответственность — позитивное. Чувство вины заставляет тебя думать: «Я никуда не гожусь», «Я плохо поступаю», «Я плохой человек». Чувство ответственности заставляет тебя думать: «Я это сделал, но попытаюсь все исправить», «В следующий раз постараюсь сделать лучше».
Каждый из нас совершал проступки, о которых потом жалел. Каждый кого-то обижал. Но мы не должны вечно испытывать грусть, вину или стыд.
Если тебя тревожит какой-то из твоих прошлых проступков, вспомни его в последний раз. Подумай, что тогда произошло. Что ты сделал? Что сказал? В этом участвовали другие люди? Что они сделали или сказали? Какие были последствия? А теперь закрой глаза и скажи: «Мне очень жаль, и я прощаю себя».
По материалам книги «Ты сильнее, чем ты думаешь»
Обложка поста отсюда
Психологические рекомендации для подростка
Статья Тема: «Рекомендации школьнику.
Как эффективно выступать.»
Выполнила Матох Т.В.- школьный психолог МОУ СОШ № 4 г. Новодвинска.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ СТАТЬИ. Советы психолога школьникам для публичному выступлению
Старшекласснику не редко приходится выступать на семинаре , конференции , уроке с докладом или рефератом. К слову сказать , почему -то некоторые учителя не вызывают сегодня ученика с устным ответом по домашнему заданию к доске, а предпочитают ответы ученика с места. Это , по моему мнению ,не есть хорошо . В годы моей учебы на всех уроках с ответом мы выходили к доске и получали опыт публичного выступления уже в школе. Когда школьник у доски перед своими сверстниками ,то он демонстрирует не только свои знания и умения, но и проявляет волю , характер, презентует себя ,как личность. Здесь важным становится все : цвет одежды и манеры , жесты и мимика и многое другое. Опираясь на личный опыт выступлений на семинарах , учась в институте ; собраниях, затем учителем на уроках и классных часах , работая в системе образования в техникуме на разных должностях , в школе я выработала свои правила выступлений публично, с чем и хочу поделиться в своей статье. Вот основные правила и принципы с которыми и хочу поделиться и рекомендовать школьнику или студенту , их всего восемь :
Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную информацию, а также ёмкие формулировки с «оживляющим эффектом».
«Провокация» На некоторое время вызовите у слушателей несогласие с изложенной информацией, используйте этот период , чтобы подготовить их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
Гипербола . Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории; это помогает выявить причинно-следственные связи и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей.
Не забудьте однако ,позже уже без преувеличения четко излагать свою позицию по затронутой проблеме.
Сопоставление всех» за» и « против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами и историей вопроса. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы , используя : « Однако на самом деле…»
Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет опыта ( работа , закон , наука и т.д. )
Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателем. Не упускайте подробности важных для аудитории тем , заставляя слушателя сопереживать.
Юмор. Не « засушивайте» свою речь. Приводите смешные , парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками , забавными историями из жизни окружающих вас людей.
Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности. Сознательно выбирайте такие формулировки ,которые заметно отличаются от привычного стиля , особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста.
Рекомендации подростку .
Как стать уверенным в себе и решать собственные проблемы.
— Утром приложи максимум усилий чтобы выйти из дома в наилучшем виде. Взгляни на своё отражение зеркало: утром , днём , вечером;
— Помни, люди не замечают вещи очевидные для тебя. Можно обратить внимание человека на то , что тебя смущает. Поэтому не стоит быть слишком критичным по отношению к себе ;
— Не будь слишком критичен по отношению к другим . Если ты про себя постоянно отмечаешь недостатки других людей , и такая повышенная критичность переросла в привычку, от неё необходимо как можно как можно скорее избавиться , а в противном случае ты будешь всё время думать что и твоя внешность и одежда – отличная мишень для критики. Уверенности это не прибавляет.
— Будь искренен и не стесняйся сказать вещи , как приятные ( когда на тебя производит впечатление чья-то жизнерадостность , успех или обаяние ), так и не очень ( кто-то не вник в тему разговора или что-то не знает ). Искренность покоряет всех ;
— Стремись понять других. Например , некоторых людей агрессивными может сделать стеснительность. Если кто-то с тобой говорит резко, не обязательно виновен ты- может быть , этому человеку просто надо побороть смущение. Однако , самому никогда не стоит выбирать в общении такой способ самоутверждения. Не забывай , что каждое событие можно оценить по-разному . Более терпимо относитесь к людям;
— Имейте в жизни чётко поставленную перед собой цель;
— Хвали себя за каждое даже самое маленькое достижение , старайся запомнить только их. В таком случае через даже короткое время ты расстанешься с неуверенностью;
— Давай себе право на ошибку. Однажды ты убедишься , что способен справиться с трудностями, в таком случае твои неудачи уже не будут иметь особого значения . Немного времени , усилий и уверенность в себе вернётся , благодаря очевидному факту – ты способен на многое , на большее, чем казалось ещё недавно .
— Не стоит сравнивать себя с окружающими людьми и зависеть от мнения сверстников.
— Никогда не говори о себе плохо , избегай приписывать себе отрицательные черты – « глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», и т.д. Помни, что чувство вины и стыда не помогает людям добиваться успеха . Не позволяй себе зацикливаться на этих чувствах.
— Не стоит воспринимать критику в свой адрес , как отрицательную оценку своей личности. Нужно стараться из любой критики извлечь для себя пользу.
— Позволяйте себе иногда расслабиться , прислушиваться к своим мыслям , заняться тем , что тебе по душе .Чаще оставайся наедине с собой, так ты сможешь лучше себя понять.
— Старайся чаще общаться с другими людьми Пойми , что люди очень все разные и не похожи друг на друга и очень своеобразны . Каждый человек – индивидуальность. Реши , что ты хочешь получить и что ты можешь дать людям. Предстать , что каждый может испытывать страх , постарайся помочь такому неуверенному человеку.
— Следи за своей осанкой , походкой , интонацией. Позы должны быть открытыми , жесты выразительными . Расправь плечи – походка должна быть прямой и чёткой . Всем своим видом ты должен показать , что ты уверенный в себе человек . Язык тела жестов , поз подсознательно влияет на нашу уверенность в себе. Просто мало кто об этом знает.
— Всегда помни , что ты непассивный объект на который валятся все неприятности .
Ты неповторимая личность , активный творец своей жизни .
Если ты уверен в себе , то любое препятствие становится для тебя вызовом ,
который побуждает к новым свершениям.
ВЕРЬ В СВОИ СИЛЫ !
Статья тема : Нравишься ли ты людям?
Выполнила Матох Т.В.- школьный психолог МОУ СОШ № 4 г. Новодвинска.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ СТАТЬИ. Советы психолога старшеклассникам для успешной социализации.
Навряд ли мы задаем себе такой вопрос всякий раз ,когда что-то не получается у нас в общении на работе , в школе или дома. Да, наверное не совсем правильно, если мы всем нравимся. Не может человек , его стиль и манеры всем быть угодны. В своей статье я попыталась составить некоторые принципы и правила в общении, которые позволяют максимально удовлетворить многих людей .с которыми мы в контакте по жизни и понравится им.
1.Мы не должен замечать и постоянно думать о том , что нас пристально оценивают те с кем общаемся.
2.Далеко не самое мудрое сохранить достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.
3.Если человек заметил ошибки в речи других, совсем не обязательно их поправить.
4.Не стоит навязчиво обсуждать с друзьями свое хобби и увлечения , не думая о том разделяют они или нет наши увлечения. Многим они безразличны – у людей возможно свои проблемы.
5.Когда общаетесь с незнакомым человеком, то вы не должны демонстративно проявлять своё остроумие, привлекательность и производить на них впечатление.
6 Если вдруг вас представляют другому человеку , а вы не расслышал его имя , то разумнее попросить его повторить . Любому человеку очень не нравится ,когда его не заметили или забыли его имя , но это лучше ,чем об этом спрашивать позднее. Имя человека – самое сладостное слово.
7.Человек не должен стараться, чтобы его поведение соответствовало компании в которой он находится. Будьте естественнее. Если у вас личные проблемы, то сообщите об этом ,но не одевайте «маску» благополучия.
8.Не стоит бояться общения с остроумным человеком и выходить из общего разговора, где возможно он играет главную или ведущую роль
9.Не стоит оказывать слишком много услуг другим , думая лишь о том ,очень немногие оценят эти услуги по достоинству. Люди не любят быть должными.
10.Лучше, если другие зависят от вас, чем если Вы зависите от других.
11. Настоящий друг не только тот , кто всегда старается помогать своим друзьям, ему надо говорить правду и доверять.
12.Человек не должен выставлять напоказ свои лучшие качества для того чтобы , его оценили по достоинству и одобрили.
13.Если в компании рассказывают анекдот или историю о который вы слышали, вы не должны останавливать рассказчика.
14.Настоящий друг не должен требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они и не хотят того.
15.Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения , когда кто-нибудь выражает противоположное мнение.
Эти принципы можно использовать для обсуждения по темам Общения среди людей.
ВЕРЬ В СВОИ СИЛЫ !
Советы подросткам «Важные советы» — Советы психолога подросткам — Советы психолога — Каталог статей
Как планировать свою деятельность
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.
Как воспитывать волю
1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе».
4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого — «человека привычки», от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
Несколько полезных установок в общении
1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
3. Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
6. Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
7. Как говорил Дейл Карнеги, «если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней».
Как решать мысленные задачи
1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? В чем их стереотипность: почему они не годятся?
6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
Как развивать свой ум
1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют».
Девять заповедей Мнемозины
1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт».
4. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
6. Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.
7. Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
8. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
9. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».
Как совершенствовать свои способности
1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
2. Раннее самоопределение, конечно, дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% — дважды, а 20% — свыше двух раз.
3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
4. Гете сказал: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет». Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.
Как пользоваться своим воображением
1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить — не следовать за этим воображением, а управлять им.
2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно, что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь, сядь в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.
Как управлять своими эмоциями
1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
5. Если у тебя возникло раздражение или злость, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Как произвести первое положительное впечатление
1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
2. Увидев человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
3. Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь говорит, смотрите на человека, не вниз и не в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
4. Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
5. Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия «Рад видеть Вас», чем «Как поживаете?».
6. Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
7. Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что Вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
8. Если Вы хозяин, проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
9. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
12. Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.
Материал обработала И. В. Скубий,
педагог-психолог
Источник: http://nsportal.ru/
Советы подросткам — Советы психолога подросткам — Советы психолога — Каталог статей
Общение со сверстниками противоположного пола.
Проявляющееся в подростковом возрасте чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействия. Этому, естественно, способствуют бурное телесное (физическое) развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».
Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.
Формы общения со сверстниками противоположного пола.
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется сначала в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении.
В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки того и другого пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
Романтические отношения.
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.
Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»
Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.
Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.
Многие отроки не переживают открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.
Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и образ сердечной склонности, давно растворившийся в перипетиях реальной жизни.
Рекомендации от психолога подросткам. Общение с товарищами.
1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
2) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
3) Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
4) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства.
5) Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.
6) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
7) Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
8) Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.
9) Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.
Источник: Мухина В.С.
«Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество»
Как развить внутреннюю силу: 8 советов для подростка
Ирина Балманжи
Переход от детства к юности — один из самых важных и сложных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит становление личности. Будущее подростка во многом зависит от того, научится ли он ценить себя, верить в свои способности, нести ответственность за свои поступки, прислушиваться к своим желаниям и смело идти вперед, отбросив сомнения.
Ниже — советы, которые помогут подростку развить внутреннюю силу.
Воспитывай в себе ответственность
Ты несешь ответственность за то, что ты за человек и какую жизнь ведешь. Это не значит, что ты можешь контролировать все, что с тобой происходит.
Ты сильнее, чем ты думаешь
В жизни есть много событий и явлений, которые никак от тебя не зависят. Например, погода. Или квартира, в которой живет твоя семья. Или поступки других людей.
Ты отвечаешь только за свое собственное поведение и свои собственные чувства.
Ты можешь выбирать, как поступить с тем, что преподносит жизнь. Можешь выбирать, как реагировать на проблемы.
Если учитель поставил тебе плохую оценку, ты можешь разозлиться на него. Или рассердиться на себя. А можешь выбрать другие, более позитивные и полезные, чувства. Например, сказать себе: «Я сделал все, что мог, и поэтому я молодец. Перед следующей контрольной я попрошу кого-нибудь помочь мне и постараюсь написать лучше».
Изменив мысли, ты можешь повлиять на свои эмоции и поведение. Источник
Когда мы по-настоящему осознаем, что сами отвечаем за собственные чувства и поступки, то начинаем принимать разумные решения, такие как:
- говорить правду, вместо того чтобы лгать, преувеличивать, выдумывать или искать оправдания;
- быть надежными и заслуживать доверия;
- держать руки при себе, даже если очень злимся и нам очень хочется кого-нибудь ударить;
- самостоятельно делать уроки и выполнять обязанности по дому без посторонних напоминаний.
Все это ведет к улучшениям дома и в школе. Более того, ответственность помогает тебе чувствовать себя спокойно и уверенно. Она дает ощущение личной силы.
Важно знать еще кое-что: нести ответственность не значит быть совершенством. Ты по-прежнему можешь ошибаться. Иногда ты будешь делать то, чего не стоило бы. Никто не идеален!
Главное — совершая неправильный поступок, ты берешь на себя ответственность. Ты признаешься в сделанном и приносишь извинения. Если ты что-то сломаешь, то предложишь починить или заменить на новое. Ты делаешь все возможное, чтобы исправить ситуацию. А если уж совсем ничего не помогает, ты двигаешься дальше.
Смотри на вещи реалистично
Катя решила, что будет ходить после школы в баскетбольную секцию. Она планирует тренироваться каждый день и не пропускать ни одной игры. Она представляет себе, как в конце года станет самой лучшей баскетболисткой в школе — или даже во всей лиге!
Замечательно, что Катя хочет играть в баскетбол. Здорово, что собирается тренироваться и участвовать во всех играх. Но реалистично ли она смотрит на вещи, ожидая стать самой лучшей?
Может быть, она будет хорошей баскетболисткой. Может быть, даже отличной. Это зависит от того, насколько усердно она будет тренироваться, как часто участвовать в матчах и есть ли у нее способности к баскетболу. Но станет ли она самой лучшей? Шансы не слишком велики. Лучшим может быть только один, а в лиге много участников.
Нереалистичные ожидания — путь к разочарованию. Источник
Сегодня в обществе успех ценится выше многого другого. Важно быть самым сильным, самым быстрым, самым богатым, самой умной, самой красивой, самой яркой звездой. Но это не имеет никакого отношения к личной силе.
Личная сила — это когда мы делаем все, на что способны, в том деле, которое считаем для себя важным. И это значит, что мы довольны собой, даже если наш лучший результат — не самый лучший вообще.
Катя вполне может узнать много нового о баскетболе. Она может научиться лучше вести мяч, забивать и играть на разных позициях. Она может завести в команде новых друзей. И главное, она может делать ошибки и не считать, что обязана быть совершенством. Так выглядят реалистичные ожидания.
Называй и признавай свои чувства, потребности и планы на будущее
Ты можешь попытаться задвинуть подальше свои чувства, планы на будущее и потребности, запереть их внутри себя. Но, видишь ли, они не станут спокойно лежать там, где ты их спрячешь. Позднее они превратятся в проблемы.
Сегодня и у многих взрослых в жизни есть проблемы. Врачи и психологи считают: это потому, что они отрицали или старались забыть важные чувства, планы на будущее и потребности, когда были детьми. Когда люди так поступают, то перестают понимать, кто они такие. И теряют самих себя.
Чтобы этого не случилось с тобой, во-первых, проговаривай то, что ощущаешь. Помни, что ты имеешь право на любые эмоции: грусть, зависть, злость, страх, радость… Все мы время от времени испытываем не очень приятные чувства. Это нормально. Признать их важно хотя бы потому, что только после этого ты сможешь ими управлять.
Что ты чувствуешь? Злость, ярость, горе? А может, тебе всего лишь немного грустно? Давая своим эмоциям правильные названия, ты увеличиваешь личную силу. Источник
Во-вторых, вместо того чтобы слепо угождать другим людям — родителям, друзьям, одноклассникам, — старайся разобраться в собственных мечтах и потребностях.
Чтобы лучше понять себя, можешь использовать личный дневник или просто вести внутренний диалог. Вот как это работает.
1. Спроси: «Что я сегодня чувствую?» Затем назови чувство, которое испытываешь. Потом обсуди его с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Сегодня мне грустно».
Спроси: «Почему мне грустно? Что вызывает грусть?»
Скажи: «Мне грустно, потому что вчера я поспорил с папой».
Спроси: «Что я могу сделать, чтобы не грустить?»
Скажи: «Я могу поговорить с папой о нашем споре».
Иногда ты не можешь изменить чувство, но все равно стоит обсудить его с собой. Это в любом случае лучше, чем задвигать его подальше или запирать внутри себя.
2. Спроси: «О чем я мечтаю?» Затем обозначь свои планы на ближайшее или на отдаленное будущее. Затем обсуди их с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Когда-нибудь я хочу работать с животными».
Спроси: «Чему нужно научиться, чтобы воплотить этот план в жизнь?»
Скажи: «Для начала я могу почитать книги о людях, которые работают с животными».
Спроси: «Что еще я могу сделать?»
Скажи: «Поговорить с ветеринарами и дрессировщиками».
3. Спроси: «Мне что-нибудь нужно прямо сейчас?» Если ответ «да», постарайся осознать свою потребность. Затем обсуди ее с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Мне нужно завести друзей в школе. Иногда мне бывает очень одиноко и грустно».
Спроси: «Как мне завести друзей?»
Скажи: «Я могу спросить, хочет ли кто-нибудь на перемене побросать со мной мяч в корзину».
Спроси: «А если никто не согласится?»
Скажи: «Я могу найти других ребят, которые играют в мяч, и спросить, можно ли поиграть с ними».
Постарайся, чтобы обсуждение с собой вошло у тебя в привычку. Будет здорово, если ты сможешь каждый день находить для этого время.
Выстраивай положительную самооценку
Чтобы добиться успеха в жизни, необходима положительная самооценка. Нужно быть уверенным, что ты достоин счастья.
Возможно, тебе приходилось слышать, как люди говорят о самооценке, будто это что-то плохое. Они думают, что те, у кого она высока, много хвастаются и считают себя лучше остальных. Они ошибаются.
Положительная самооценка означает, что ты доволен собой и изнутри ощущаешь собственное достоинство. Не потому, что говоришь себе: «Я особенный и замечательный». И не потому, что другие так говорят.
Иметь положительную самооценку — значит быть довольным собой, потому что ты совершаешь достойные поступки.
Может быть, ты поставил перед собой личную цель и достиг ее. Может быть, ты совершил добрый поступок. Может быть, ты хорошо умеешь справляться с трудностями. Может быть, ты относишься к другим людям с уважением. А может, просто придерживаешься своих убеждений и ценностей и не изменяешь себе.
Высокая самооценка — это не чувство превосходства над окружающими. Она вообще не имеет отношения к другим людям. Она связана только с тобой.
Положительная самооценка — это суперсила, которая поможет тебе идти по жизни с высоко поднятой головой. Источник
Вот три хороших способа повысить самооценку.
1. Заведи список достижений. Каждый день записывай пять своих дел или поступков, которые побудили тебя быть довольным собой. Писать можно не только о великих свершениях. Если ты навел порядок в своей комнате, хорошо подготовился к контрольной или помог маме накрыть стол к ужину, тебе уже есть чем гордиться!
2. Веди позитивный внутренний диалог. Когда у тебя появляются негативные или критические мысли о себе, старайся заменять их позитивными. Когда твой внутренний голос говорит тебе гадости, ответь ему! Вместо того чтобы снова и снова думать о том, что вызывает у тебя досаду и беспокойство, подумай о том, чем ты доволен.
Вместо…
«…я ничего не могу сделать правильно»;
«…никто не хочет со мной дружить»;
«…а если никому не понравится мой проект для научной ярмарки?» —
скажи:
«…я хорошо умею разводить костер»;
«…я сам могу с кем-нибудь подружиться»;
«…я усердно работал над своим проектом и доволен им».
3. Делай добро. Чтобы приносить пользу обществу, необязательно вступать в благотворительную организацию. Ты можешь просто посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми. И не забывай помогать по дому своим родителям.
Занимайся спортом
Физические нагрузки полезны для здоровья, это так, но польза чувствуется не сразу, а есть и более быстрый эффект: при занятиях спортом выделяются эндорфины, гормоны радости. Они попадают в мозг, и ты чувствуешь себя счастливым и нравишься себе.
Твое личное тело
Остается вопрос: чем именно заняться? Очень важно выбрать спорт, который будет тебе интересен! Ты можешь кататься на роликах, прыгать через скакалку, танцевать, крутить обручи, плавать, играть в волейбол…
Сколько в мире веселых способов подвигаться, не перечислишь. Тебе просто нужно найти занятие по душе. Источник
Если полюбить спорт никак не получается, попробуй поставить себе цель заниматься 20 минут три раза в неделю. Планируй заранее, и ты легко найдешь время.
Ты также можешь тренироваться в одиночестве, прежде чем демонстрировать миру свои новые умения. Но старайся преодолеть неуверенность. Все начинают с нуля, и чемпионы когда-то были новичками. Занятия спортом развивают веру в себя. Самое сложное — начать!
Медитируй
Телефон, компьютер, школа, друзья, родители… Столько всего! Бывает, что все наваливается и голова просто распухает. Тогда нужно немного времени, чтобы перезагрузиться — всего минут 10–20. И ты можешь это сделать!
Нужно все выключить — телефон, компьютер, музыку… даже свет, если хочешь. Ложись, садись, глаза можно закрыть или оставить открытыми. Как считаешь нужным — это ТВОЕ время. Теперь сосредоточься на дыхании и не думай больше ни о чем.
Пусть твой ум станет чистым, как безоблачное голубое небо. Мысли будут приходить и уходить, но представляй, что это лишь облака, проплывающие по небу. Они уходят, и ум опять становится чистым и синим. Слушай свои вдохи и выдохи и старайся дышать как можно глубже.
Почувствуй, как с выдохами напряжение покидает тебя. Иллюстрация из книги «Твое личное тело»
Пусть с каждым вдохом и выдохом живот расслабляется и расширяется. Если ум принимается блуждать и ты начинаешь думать о ссоре с мамой или о том, что красный свитер будет здорово смотреться с новыми джинсами, спокойно напомни себе, что сейчас время недумания, и сосредоточься на дыхании. Когда выдыхаешь, представляй, что эта мысль — облачко, которое ты отпускаешь, оставляя небо твоего ума чистым и голубым.
Получай новый опыт
Мы смотрим одни и те же каналы, слушаем одну и ту же музыку и играем в те же игры изо дня в день. Переключайся — это станет отличным упражнением для ума и откроет для тебя новые горизонты. Иногда стоит зайти на новый сайт (с разрешения родителей). Если тебя волнует какой-то вопрос, ищи на него ответ; ищи события и людей, которые тебе интересны, блоги про хобби, которыми ты сам хотел бы заняться.
С интернетом ты можешь побывать где угодно — но ведь при этом ты все равно сидишь дома и просто пялишься в экран! Трудно оторваться от планшета, но видеть что-то своими глазами и делать что-то своими руками в реальном мире ГОРАЗДО интереснее.
Откройся новому опыту! Научись карточным фокусам, прочитай книгу, которая не совсем в твоем вкусе, смастери модель самолета. Исследуй мир, и пусть твой мозг получает лучшую пищу в виде самых качественных идей, задач, образов, звуков и цветов.
Юные годы — идеальное время для экспериментов. Источник
Разнообразь досуг теми видами деятельности, которыми никогда не занимался раньше. Если что-то тебя особенно заинтересует, продолжай развиваться в этой области. Не дай волнению и неуверенности остановить тебя! Сначала не все может получаться, но со временем навык появится.
Улыбайся своему отражению в зеркале
Идеальная фигура в бикини, накачанный торс, лицо без единого пятнышка — ВСЕ, что мы видим в интернете или журналах, отретушировано! Нет никакого смысла сравнивать себя и эти картинки. Зубы на таких снимках делают белее, а попы — более упругими.
Мы пролистываем эти журналы и смотрим на рекламные плакаты, сравнивая себя с моделями, которые кажутся нам образцами совершенства, хотя все эти люди — НЕНАСТОЯЩИЕ! Не сравнивай себя с ними НИ-КОГ-ДА. И не только с ними — вообще перестань сравнивать! Это приведет только к комплексам.
Все мы разные, и в каждом есть красота и черты, достойные любви. Ретушированное изображение никогда не передаст обаяния живого человека. Каким бы ни были твое лицо и тело, ЛЮБИ их, принимай и заботься о них!
Взгляни на себя со стороны. Что тебе в себе НРАВИТСЯ? Какие у тебя достоинства? Порадуйся этим чертам, можешь даже перечислить на бумаге свои красивости, если захочешь!
Самые привлекательные люди — те, кто чувствует себя комфортно «в своей шкуре». Источник
Когда почувствуешь, что противный голосок в голове снова твердит «если бы у меня был нос поменьше (блестящие волосы, ноги подлиннее)…», перечитай свой список и напомни себе, как много у тебя ПОТРЯСАЮЩИХ черт! И улыбнись своему отражению.
Будь выше глупых журнальных идеалов и знай: хорошо выглядит тот человек, который нравится самому себе. И точка!
По материалам книг «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Твое личное тело», «Как помочь ребенку повзрослеть»
Обложка поста отсюда