РАЗВИТИЕ / Занятия с ребенком (8 месяцев)
Практические советы
Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный «кабинет» с разными баночками, кастрюльками и ложками. А «личный» ящик в шкафчике ванной займет внимание «владельца», когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.
Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.
У вашего малыша должна быть своя «библиотечка». Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как «Погладь кролика» или «Телефон», но хорошо, если в детской «библиотеке» будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными «героями», и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
Время игр
Новые открытия
Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, «поговорить» и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей.
Игры с телефоном: Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.
Внимание к разным звукам Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
Звуки, которые малыш слышит во время прогулки: Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу «объект» и назовите его. «Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?» Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.
Поиграйте со шляпой: Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало — собственное отражение вызовет у него восторг.
Разные «языки»: У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: «Собачка говорит: „гав, гав“! Где у нас собачка?»
Форма для пирога с овсяной крупой: В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.
Как улучшить координацию движений: Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку:
На лужайке прыгал зайка.
Тигр, нежась на лужайке,
Никого не обижал.
Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз.
Прогулка «тележкой»: когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5-10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках.
Игра «в прятки»: Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
Как пробраться над, под и через: Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.
Качающийся ребенок: Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом» вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения.
Заберись и достань игрушку: Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых.
Решение проблем
«Делай, как я»: Поиграйте с ребенком в «делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», пусть малыш повторяет ваши движения.
Ложка — инструмент: Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть «битию»: плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта.
Разрушаем «башню»: Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.
Чашка вверх дном: Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.
Положите игрушку на салфетку: Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.
Игрушка под одеялом: На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг.
Кастрюльки и сковородки: Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой «сюрприз». Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку.
Сделайте коробку для игрушек: Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.
Игрушки в вазе: Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.
Формочка для кексов: Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их обратно.
Прозрачные и непрозрачные барьеры: Когда ребенок научился играть в разнообразные «прятки», попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?
Как высыпать кукурузные хлопья: Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев. Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького.
Как найти картинку: Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку.
Игра с пасхальными яйцами: Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
Повседневные дела
Время кормления
Для малыша, у которого растут зубки: Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы.
Покатать машинку можно и в ресторане: Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокий детский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой и покатать ее туда-сюда по поверхности детского столика.
Время купания и обтирания
Пойте песенку во время купания: Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку.
Положите в ванночку лодочку: Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку — коробочка станет лодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду. Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик «в лодочке», а потом постарается его схватить.
Охота за своим пальчиком: Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку.
Самообслуживание: Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки.
Время отдыха
«Осязательные» картинки: Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика — все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».
Части тела: Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа «пряток». Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся «часть тела». Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.
Как развивать ребенка в 8 месяцев
Правда, не верится? Вашему крохе уже 8 месяцев! Он уже уверенно сидит, умеет ползать по-пластунски, а может быть, и на четвереньках, сует свои любопытные пальчики везде, куда только может дотянуться и демонстрирует просто неиссякаемую энергию и интерес к окружающему. Иногда нам с вами полезно тоже немного побыть детьми. Очень может быть, что сегодняшний список на тему «Как развивать ребенка в 8 месяцев» будет в этом хорошим помощником.
Качу мячик
Малыш может сидеть, а значит, обе его руки теперь свободны для игр и забав! Что ж, пора знакомиться с мячом. А кто у нас любит играть в мяч? Конечно, папы. Для игры выберите небольшой легкий мяч диаметром примерно 10 см. Пусть папа сядет напротив малыша на полу. Вы же разместитесь позади крохи, чтобы помогать ему ловить мяч и при необходимости поддерживать спинку. Покажите ребенку, как можно толкать мяч папе, а потом вместе ловить его. Упражнение способствует налаживанию эмоционального контакта, учит ребенка совместной игре, развивает зрительно-двигательную координацию, укрепляет мышцы спины и живота.
На веревочке
Восьмимесячный ребенок проявляет большой интерес к падающим предметам, увлеченно прослеживая взглядом траекторию их движения. Если вы заметили у вашего малыша склонность выбрасывать все игрушки из кроватки или манежа, попробуйте привязать к некоторым игрушкам веревочки и покажите, как можно их использовать. Постепенно ваш ребенок научится подтягивать выпавшие из кроватки игрушки за веревочку. Также вы можете использовать этот период разбрасывания игрушек для развития представлений ребенка о свойствах предметов. Обращайте его внимание на то, с каким звуком упал предмет, покатился он или остался лежать на месте.
Пальчиковая гимнастика
В этом месяце ваши ежедневные усилия в выполнении пальчиковой гимнастики с малышом, наконец, увенчаются ожидаемым успехом. Кроха начнет самостоятельно повторять, пусть пока не очень четко, движения пальчиками. Повторяйте полюбившиеся ребеночку упражнения, и примерно раз в неделю разучивайте новый стишок. Вот некоторые из наших любимых:
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Сорока-сорока, где была? — Далеко!
Кашку варила, деток кормила. (Слегка щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (Загибаем мизинчик ребенка)
Этому дала, (Загибаем безымянный пальчик)
Этому дала, (Загибаем средний пальчик)
Этому дала, (Загибаем указательный пальчик)
А этому не дала: (Шевелим большой пальчик)
Ты дров не колол, ты воду не носил! Не будет тебе каши!
Тут пень… Тут колода… тут холо-о-о-дная вода!!! (Рассказывайте, медленно перебираясь своими пальцами от запястья малыша, вдоль руки. В конце стихотворения Вы внезапно и быстро касаетесь одним из пальцев подмышки малыша — можете пощекотать его, смеху и ликованию не будет предела!)
ЛАДУШКИ
— Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели.
(Тут помашите руками, как крыльями)
На головку сели,
(Прижмите ладони к голове)
Сели-посидели,
Ладушки запели!
(Можно начать текст сначала)
Рисуем карандашами
Продолжаем знакомить нашего кроху с различными техниками и материалами для творческого самовыражения. В этом месяце предлагаю вам познакомить его с карандашами. Лучше всего для первого знакомства подойдут толстые восковые карандаши или пастельные мелки. Разломите мелки или карандаши пополам – теперь кроха сможет держать их, только обхватив «щепоткой», то есть мы сразу же будем формировать правильный захват карандаша. Взяв руку крохи в свою, проведите карандашом по бумаге. Обратите внимание малыша на след, который остался на листе. Посмотрите, как будет рисовать кроха. Не стоит сразу же доставать целую коробку карандашей или мелков, так как в этом случае внимание крохи скорее привлекут не следы его творчества, а сами карандаши. А это уже следующая игра.
Карандаши
Для этой игры подойдут восковые или обычные короткие детские карандашики и пара коробочек или стаканчиков, в которые их можно складывать. Восьмимесячный ребенок будет с большим удовольствием перекладывать карандашики из одной коробочки в другую. Вы можете повторить эту игру с любыми другими однородными (и не очень) предметами, например, кубиками, мячиками, кольцами от пирамидки.
Кстати, о пирамидке, кубиках, сортерах и стаканчиках-вкладышах. Пришло и их время. Давайте подробнее поговорим о том, как развивать ребенка в 8 месяцев с помощью этих игрушек, уже ставших классикой.
Кубики
Помимо того, что кубики можно складывать и выкладывать из коробки, в 8 месяцев вы можете начать возводить первые башни с вашим малышом. Для начала будет достаточно 3-4 кубиков. Используйте мякиши, легкие кубики из картонных коробок, пластмассовые и деревянные кубики. Как вы уже поняли, чем разнообразнее материалы, из которых изготовлены игрушки вашего малыша, тем лучше. Сядьте рядом с крохой на пол и его ручкой поставьте несколько кубиков один на другой, приговаривая:
Кубик на кубик кладем,
И получается дом!
Стройте разные башни – высокие и низкие, красные и синие, из больших и маленьких кубиков, и обращайте внимание ребеночка на эти различия. Будьте готовы к тому, что как только башня будем вами построена, кроха разрушит ее. Не расстраивайтесь, а порадуйтесь эффектному крушению вместе с малышом.
Пирамидка
Для первого знакомства с пирамидкой выбирайте экземпляр с 3-5 кольцами и расширяющимся книзу основанием. Такую пирамидку кроха быстрее научится собирать самостоятельно. Но сначала мы будем учиться снимать кольца с пирамидки. Для восьмимесячного ребенка это довольно непростая задача, поэтому сначала вам следует держать пирамидку почти горизонтально, и только потом, когда малыш освоит это положение, вы сможете поставить ее вертикально. Во время игры с пирамидкой не упускайте возможности обогащения словарного запаса ребенка, называйте цвета колец пирамидки, проговаривайте и сравнивайте их размеры.
Стаканчики-вкладыши
Яркие разноцветные стаканчики-вкладыши я считаю игрушкой №1 для ребенка первого года жизни. Соотношение цены и возможностей использования в играх этих стаканчиков просто потрясающее! Даже если у вас по какой-то причине все еще нет таких стаканчиков, воспользуйтесь стаканчиками от йогуртов или творожков. Малыш будет с удовольствием вытаскивать их и пытаться сложить обратно в такую же ровную стопочку, как получилась у мамы.
Сортер
Те же кубики и несколько теннисных мячиков пригодятся вам и для первого самодельного сортера. Значение этой игрушки для развития мышления ребенка трудно переоценить. В игре формируется пространственное воображение, малыш учится соотносить фигуру и ее проекцию (отверстие) по форме и размеру. Для начала вам понадобится только 2 фигуры – кубик и шарик – и картонная коробка, например, из-под обуви. Обклейте ее цветной бумагой или ярко раскрасьте фломастерами, а в крышке прорежьте отверстия – так, чтобы в каждое из них достаточно легко проходила одна из фигур. Края отверстий для прочности лучше обклеить скотчем. Теперь можно играть. Не спешите подсказывать крохе, дайте ему возможность самому покрутить кубик и убедиться в том, что он никак не хочет пролезать в круглое отверстие. Если малыш очень сильно нервничает, мягко подскажите ему. Очень скоро он научится безошибочно определять подходящее отверстие для кубика и шарика. Тогда вы сможете усложнить игру, прорезав дополнительные отверстия для предметов другой формы или размера.
Черный ящик
Еще одна забава с коробкой, направленная на этот раз на обогащение тактильных ощущений, увеличение пассивного словарного запаса и развитие образных представлений. Проделайте в коробочке несколько небольших круглых отверстий по размеру пальчика ребенка. Внутри коробку разделите картонными перегородками на несколько отсеков по количеству отверстий. Теперь в каждый отсек положите разный на ощупь материал, например, мягкий и шершавый кусочки губки, шуршащий пакет, вату, кусочек меха, фольгу, моточек шерстяных ниток и т.д. Покажите ребенку, как можно засовывать пальчик в дырочку. Каждый раз описывайте ощущения ребенка и высказывайте предположения по поводу того, что находится внутри (сделайте для себя пометки на крышке коробки напротив каждого отверстия). Когда ребенок станет постарше, вы сможете класть в коробку пару одинаковых наполнителей, а его задачей будет найти их.
С каждым месяцем вашему малышу становится доступно все больше разнообразных игр и развивающих занятий. А ведь еще нужно оставить время для самостоятельных игр ребенка и спокойной созерцательной деятельности. Может быть, иногда вам кажется, что успеть поиграть во все просто нереально. Во-первых, это и не нужно. Если вы выполняете хотя бы часть предложенных рекомендаций, но делаете это регулярно, вы уже делаете очень многое для развития вашего малыша. Во-вторых, если вас интересует, как развивать ребенка в 8 месяцев, успевая при этом заниматься домашними делами, находить время на себя и на мужа, то вам следует знать, что очень многие игры и занятия можно совмещать с вашими домашними делами, проводить во время прогулки или гигиенических процедур. Например, это касается игр во время купания.
Наклейки для ванной
Интереснейшее занятие для восьмимесячного малыша – наклеивать и отклеивать со стенок ванной разнообразные фигурки. Сейчас такие фигурки можно купить в детских магазинах, но для разнообразия я все равно рекомендую сделать несколько самодельных наборов. Что можно использовать? Из пористой резины (продается в магазинах товаров для творчества, бывает разных цветов и толщины) и хозяйственных целлюлозных салфеток получаются отличные геометрические фигуры, силуэты животных, рыб, птиц, корабликов, машин, фруктов и овощей. Также можно вырезать фрагменты с интересными изображениями из полиэтиленовых пакетов с рисунками. Покажите малышу, как цеплять мокрые «наклейки» на стены ванной, и он полюбит вечернее купание 🙂
Снова стаканчики
Стаканчики-вкладыши, о которых я писала выше, могут также быть отличной игрушкой для ванны. Малыш с интересом будет набирать и выливать из них воду, а также наблюдать, как вода вытекает из дырочек в дне стаканчиков. Занятие способствует развитию соотносящих движений рук, наблюдательности и произвольного внимания.
Выжимаем губку
Покажите малышу, как выжимать губку. Можно вырезать из губки какую-нибудь фигурку, например тучку, или воспользоваться покупными поролоновыми игрушками. Это упражнение направлено на развитие мелкой моторики, в частности, развитию силы пальцев и укреплению кистевого сустава. Кстати, играть в нее можно не только в ванной, но и на полу, застеленном клеенкой. Поставьте перед малышом пару тазиков, добавьте немного детского шампуня, и, уверяю вас, кроха надолго увлечется процессом.
Рыбалка
Вырезанных из целлюлозных или хозяйственных губок рыбок (или другие игрушки) можно ловить. Устройте импровизированную рыбалку, где в качестве удочки будет выступать пластмассовая чашечка с ручкой или все тот же пластиковый стаканчик. Подайте малышу пример, показав, как можно ловить «рыбок» с помощью этого нехитрого приспособления.
Предлагаю на этом завершить разговор о том, как развивать ребенка в 8 месяцев. Не пытайтесь занять своего кроху развивающими занятиями от рассвета до заката. Помните, что ему нужно немного времени для самостоятельных игр, отдыха и «переваривания» впечатлений. Внимательно наблюдайте за малышом – если он увлекся игрушкой, просто побудьте рядом или займитесь своими делами неподалеку, но будьте готовы предложить новую интересную игру, когда малыш будет к этому готов.
Занятия с ребенком (8 месяцев)
Практические советы
Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный «кабинет» с разными баночками, кастрюльками и ложками. А «личный» ящик в шкафчике ванной займет внимание «владельца», когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом, малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр.
Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.
У вашего малыша должна быть своя «библиотечка». Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как «Погладь кролика» или «Телефон», но хорошо, если в детской «библиотеке» будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными «героями», и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
Время игр
Новые открытия
Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, «поговорить» и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей.
Игры с телефоном: Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.
Внимание к разным звукамОбращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
Звуки, которые малыш слышит во время прогулки: Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу «объект» и назовите его. «Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?» Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать.
Поиграйте со шляпой: Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало – собственное отражение вызовет у него восторг.
Разные «языки»: У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: «Собачка говорит: „гав, гав“! Где у нас собачка?»
Форма для пирога с овсяной крупой: В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится размешивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики.
Как улучшить координацию движений: Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку:
На лужайке прыгал зайка.
Вместе с ним барсук играл.
Тигр, нежась на лужайке,
Никого не обижал.
Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз.
Прогулка «тележкой»: когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5-10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках.
Игра «в прятки»: Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
Как пробраться над, под и через: Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек.
Качающийся ребенок: Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом» вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения.
Заберись и достань игрушку: Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых.
Решение проблем
«Делай, как я»: Поиграйте с ребенком в «делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», пусть малыш повторяет ваши движения.
Ложка – инструмент: Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть «битию»: плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта.
Разрушаем «башню»: Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.
Чашка вверх дном: Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы.
Положите игрушку на салфетку: Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.
Игрушка под одеялом: На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг.
Кастрюльки и сковородки: Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой «сюрприз». Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку.
Сделайте коробку для игрушек: Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу.
Игрушки в вазе: Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.
Формочка для кексов: Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их обратно.
Прозрачные и непрозрачные барьеры: Когда ребенок научился играть в разнообразные «прятки», попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?
Как высыпать кукурузные хлопья: Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев. Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького.
Как найти картинку: Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку.
Игра с пасхальными яйцами: Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
Повседневные дела
Время кормления
Для малыша, у которого растут зубки: Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы.
Покатать машинку можно и в ресторане: Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокий детский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой и покатать ее туда-сюда по поверхности детского столика.
Время купания и обтирания
Пойте песенку во время купания: Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку.
Положите в ванночку лодочку: Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку – коробочка станет лодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду. Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик «в лодочке», а потом постарается его схватить.
Охота за своим пальчиком: Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку.
Самообслуживание: Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки.
Время отдыха
«Осязательные» картинки: Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика – все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».
Части тела: Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа «пряток». Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся «часть тела». Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно.
Упражнения для детей в 8 месяцев
Знакомясь с комплексом упражнений для детей в 8 месяцев, не стоит ждать от него чего-то радикального – большинство упражнений уже знакомы вам по прошлым месяцам. Малыш делает то, что должен уметь ребёнок в 8 месяцев, но продолжительность гимнастики плавно нарастает, незаметно увеличивается количество подходов, а малыш существенно крепнет, готовясь к новым физическим успехам. И, конечно, тренировка проходит в виде игры — 8-месячный ребёнок наилучшим образом воспринимает именно этот метод развития и обучения.
Что должны учитывать упражнения для детей в 8 месяцев?
8-месячный ребёнок становится настолько подвижным, что мамы уже начинают потихоньку скучать по тому времени, когда кроха спокойно лежал в своей кроватке. Что же умеет 8-месячный ребёнок? Многие дети умеют сидеть и ползать – куда там уговорить ребёнка спокойно полежать, пока мама помассирует ручку или ножку. Малышу хочется активности, так что акцент с массажа пора сместить на гимнастические упражнения.
- Гимнастические упражнения для детей в 8 месяцев призваны укреплять их физическое развитие – уже скоро малыш научится стоять и ходить с опорой.
- Тактильный контакт с ребёнком укрепляет вашу эмоциональную связь, дарит малышу ощущение уверенности в себе и физической безопасности.
- Массаж ладоней и ступней стимулирует развитие мелкой моторики и мозговой активности, что увеличивает шансы на то, что ребёнок побыстрее заговорит.
Ежедневный массаж в детском возрасте стимулирует двигательную активность ребёнка. Учебная программа для мам представлена в видеоматериале.
Рекомендованные ниже упражнения подходят для детей 8 месяцев, если их развитие не имеет медицинских противопоказаний.
Комплекс упражнений для детей в 8 месяцев
Обратите внимание, что упражнения больше похожи на игры. Кроме того, они учитывают, что умеет ребёнок в 8-месяцев — это своего рода последовательная программа развития.
- Бокс с кольцами. Уже знакомое вам упражнение с кольцами, которые с одной стороны держите вы, а с другой – ребёнок. Действуйте аккуратно, не слишком нагружая суставы малыша.
- Разрабатывание плечевых суставов. Уложив ребёнка на спину, зафиксируйте ладонями запястья и выполняйте широкие круговые движения – неважно, синхронно или вразрез.
- Перевороты со спины на живот. Не так давно вы помогали малышу, подталкивая и поддерживая его. В этом возрасте достаточно попросить или поманить ребёнка игрушкой.
- Самостоятельное ползание. Большинству 8-месячных детей для этого упражнения уже не нужна мамина поддержка под пяточки – роль стимула выполняют движущиеся игрушки.
- Присаживание со вставанием. Лежащего на спине кроху поддерживайте подмышки, помогая присесть, а после – встать на ножки. После того, как малыш упрёт ступни в стол, последовательно верните его в лежачее положение.
- Присаживание за одну руку. Несмотря на то, что это упражнение включает всего половину предыдущего, разница в том, что вы не держите малыша подмышки, а даёте ему одну руку.
- Упражнение «аэроплан». Это уже знакомое упражнение обычно нравится детям – уложите малыша на животик и, дав ему свои указательные пальцы, разведите ручки в стороны, побуждая поднять голову и прогнуть спинку.
- Упражнение «парение». Это упражнение удобно делать на гимнастическом мяче – уложите кроху на животик и, придерживая ножки и таз малыша, простимулируйте его потянуться вверх – например, за игрушкой.
- Шагание. Аккуратно поддерживая ребёнка подмышки, поставьте его на ножки – он начнёт переступать с ноги на ногу. Хорошо физически развитым детям поддержку подмышки можно заменить опорой на ваши указательные пальцы.
Не забывайте, что гимнастика у малышей проходит по той же схеме, что и у взрослых. Комплекс развивающих упражнений для 8-месячных детей предваряет разминка, а завершает заминка – не забывайте встряхивать мышцы, сбрасывая с них напряжение и заканчивать комплекс успокоительными массажными пассами.
Физическое развитие ребёнка в 8 месяцев проходит в увлекательных играх – подчас на нём даже не нужно особо концентрировать внимание. Дети любят играть и хотят, чтобы у них всегда была компания. Помочь родителям выкроить несколько минут на себя призван широкий ассортимент магазина детских товаров bambini-land.ru – в нём есть всё, что нужно для интересных игр, комфортного сна, безопасности и просто счастливой жизни вашего ребёнка.
Посмотрите видео «Упражнения для детей 8 месяцев»
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев — запись пользователя Алена (id1347149) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие от 6-9 месяцев
Добрый день, дорогие мамы! Вот собрала развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев, спешу делиться:)
Сразу вопрос, в какие игры вы с малышом любите/любили играть в этом возрасте? Какие любимые? Какие из приведенных игр Вам не под силу или Вам не очень интересны?
Итак, посмотрим, какие варианты игр мы имеем в запасе 🙂
В первую очередь важно определиться, какие качества мы хотим привить нашему ребенку и какие способности развить у малыша. Исходя из этого убеждения, все игры распределены по зонам развития: практическое развитие, сенсорное развитие, математическое развитие, развитие речи, естественнонаучное развитие, духовное развитие.
Более подробно о зонах развития читайте в двух следующих статья:
1. практическое развитие, сенсорное развитие.
2. математическое развитие, развитие речи,естественнонаучное развитие, духовное развитие.
Хочу сразу отметить то, что распределение игр по зонам развития в большей степени условное. Так как, чаще всего, одна игра затрагивает несколько зон развития малыша. Например, делая массаж под хорошую музыку с потешками, пестушками и пальчиковой гимнастикой, вы не только физически развиваете малыша, но также эти занятия затрагивают зону музыкального развития и зону развития речи ребенка.
И это правильно, и чем больше качеств развивает у ребенка одна игра, тем лучше. Главное — чувствовать меру:)
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев начнем с зоны практического развития малыша.
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев. Практическое развитие
1. Повторяй за мной
Показывайте ребенку разные действия, по его силам, и пусть он повторяет за Вами, делая сам или делает с Вашей помощью:
— складывайте кастрюльки друг в друга, а затем доставайте их;
— наливать и переливать воду из чашки в чашку или других емкостей;
— открывайте и закрывайте крышечки;
— учите ребенка кушать ложкой и пить из чашки;
— открывать и закрывать кран с водой;
— открывать и закрывать дверцы, которые ему можно;
— складывать и доставать различные вещи из коробок;
— можете взять форму для кексов и в каждое углубление складывать мячики и доставать их. Можно также поиграть с яйцами и лотками для них. Лучше взять игрушечные или деревянные яички.
Поиграйте сначала с одной вещью, а потом возьмите другую, отличной формы и размера.
Даже в этом возрасте малыш может многое сделать вместе с Вами. Учите его безопасным вещам, но указывайте и на то, что опасно, если ребенок проявляет интерес к таким вещам. Не оставляйте малыша без присмотра! Все, что небезопасно, прячьте «подальше от греха», закрывайте полки со «взрослыми» вещами на замки и т.д.
2. Игры с головными уборами
Пусть ребенок перед зеркалом попытается одеть сам на себя шапку, шляпу, кепку и т.д. Если у него совсем не получается, помогите ему и оденьте что-то на себя. Снимать шапку у него точно должно получится:)
И, таким образом, весело проведите время перед зеркалом, ребенку понравиться видеть разнообразные образы.
3. Взаимодействие предметов и причинно-следственная связь
Ребенок должен потихоньку понимать, что разные предметы взаимодействуют друг с другом, и во время определенных манипуляций с одним предметом, что-то при этом происходит и со вторым. И существует определенный результат действий с предметом.
Например, игрушка лежит на пеленке, и если пеленку потянуть, то игрушка станет ближе; аналогично с игрушкой на веревочке; нажимаем на кнопки и слышим разные звуки и т.д. Предлагайте ему такие варианты игр, чтобы он мог осознавать эту зависимость (что-то потянуть, на что-то нажать, расстегнуть и т.д.).
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев. Сенсорное развитие
В этой зоне ребенок развивает зрение (глаза), осязание (через кожу всего тела), вкус (рот), обоняние (нос), слух (уши).
Малыш учится различать температуру, вес предметов, высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей и т.д.
Во время игр давайте малышу возможность использовать свои органы восприятия: рассмотреть; потрогать самому или посредством прикосновений к ребенку; там, где можно попробовать; понюхать; послушать.
Общение при помощи прикосновений — очень важно для ребенка. Ведь он пока не умеет говорить, слух дает ему мало информации, а с помощью прикосновений он лучше понимает, в том числе и то, что Вы рядом и его любите.
Отдельно можно добавить игры с теплыми камешками на уличке, или теплым песком; можно дать потрогать ребенку лед или включить воду разной температуры.
Давайте нюхать ребенку цветы на улице, если у него нет аллергии, специи, чаи и т.д.
Можем поиграть с кусочками разных тканей или лентами разной фактуры — это хорошо также и для развития мелкой моторики.
Кроме того, что ребенок многие вещи тянет в рот, вкус развиваем введение разнообразного и полезного прикорма. 🙂
Это далеко не все игры на сенсорное развитие. Но они приведены не здесь, а в следующих зонах, например в зоне математического развития и зоне развития речи. Я уже говорила, распределение игр по зонам развития, достаточно условное.
Развивающие занятия для ребенка в 8 месяцев. Математическое развитие
Больше игр Вы найдете здесь!
Комплекс упражнений для детей 7-8 месяцев
Это наша так называемая зарядка, которую мы делаем каждое утро. Сам комплекс взят из книги, которую нам дала наша массажистка, замечательный профессионал с почти 50 летним опытом работы с детьми.
Книжку эту найти нигде уже нереально, потому странички я фотографировала, но для удобства запишу здесь, кроме того, возможно кому-то еще пригодится.
Этот комплект подходит детишкам 7-8 месяцев ( но разумеется в книге есть упражнения для всех возрастов вплоть для года и далее)
1.Круговые движения стоп
Поднять ноги ребенка, захватить снизу одной рукой за голень, а другой за переднюю часть стопы; осторожно производить круговые движения стопы в голеностопном суставе. Проделать это 2-3 раза в каждую сторону той и другой ногой.
2. Поочередное поднимание ногЗахватив ноги ребенка за голени так, чтобы большие пальцы обхватывали икроножную мышцу, поочередно поднимать и опускать выпрямленные ноги. Повторить 4-5 раз каждой ногой, поднимая их до образования прямого угла с туловищем.
Захватив ноги ребенка правой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять таз и ноги, удерживая спину правой рукой и побуждая ребенка прогибать спину, опираясь на стопы и голову. Проделать 2-3 раза.
4. Массаж живота5. Поворот на спину
Взять лежащего на животе ребенка обеими руками за голени и побуждать его переворачиваться на спину и обратно. Повторить 3-4 раза.
6. Массаж спины
7. Присаживание за выпрямленные руки
Поддерживая ребенка за кисти выпрямленных рук, побуждаем его садится и осторожно опускаем обратно. Повторить 4-5 раз.
8. Отведение рук в стороны.
Ребенок сидит. Взять руки за кисти, развести их в стороны и свести впереди вместе. Повторить 6-8 раз.
9. Поднимание рук вверх.Захватить руки сидящего ребенка за кисти, поднимать их вверх и опускать вниз. Повторить 6-8 раз.
Ребенок сидит. Держа перед малышом мяч, побуждать ребенка тянуться за ним и перекладывать мяч из одной руки в другую. Повторить 4-6 раз.
11. Доставание мяча.Побуждать ребенка тянуться за мячом вверх. Повторить 6-8 раз.
12. Повороты туловища.
Подавая ребенку мяч с разных сторон, побуждать его тянуться за ним, поворачивая туловище в одну и в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев, развитие и питание мальчиков и девочек на восьмом месяце, все о 8 месячном малыше
Ребенок 8 месяцев
Наши поздравления! Малышу исполнилось 8 месяцев! Меню ребенка в 7,8 месяцев – уже очень шустрый и подвижный карапуз, который маме с папой не даст ни минуты покоя. Он приползает к маме на кухню из комнаты, призывает папу к общению и радостно лепечет, рассказывая родным какую-то свою историю.
Смешливый малыш активно ползает, поворачивается из стороны в сторону и обладает цепкой хваткой: свободно берет в ручки игрушки и перекладывает их с места на место. Достаточно длительное время он может провести, открывая и закрывая крышку на коробке, складывая и раскладывая стаканчики один в другой, и даже «читает» книжки, разглядывая яркие рисунки.
Нередко в 8 месяцев ощутимо меняется характер ребенка: он начинает проявлять упрямство, капризничать и реагировать громким плачем на запрет. Это то время, когда маме с папой приходится контролировать себя и свое отношение к ребенку, унимать эмоции и практиковать воспитательные методы.
Игры малыша становятся еще более разнообразными и интересными, он с удовольствием хлопает в ладоши и топает ножками, покачивает головкой, а на прощанье знакомым по просьбе матери машет ладошкой.
Рост и вес ребенка в 8 месяцев
В течение восьмого месяца интенсивность прибавки в весе несколько снизится. Замедление темпов роста и набора веса специалисты поясняют тем, что с этого времени основным заданием организма по достижении мышечной массы становится формирование физических навыков.
Так, за 8 месяц кроха наберет около 500 г. В то же время, показатели роста остаются прежними – плюс 2 см в среднем. То есть, на исходе месяца рост и вес ребенка достигнут 70-72 см и 8500-9000 г соответственно. Если для мальчиков характерны более высокие показатели, девочки могут быть и менее крупными, достигая 69-70 см ростом при весе в 7900-8500 г.
Режим дня ребенка в 8 месяцев
Соблюдение режима для 8-месячного ребенка все так же важно: кормление ребенка происходит в определенное время, пару раз днем кроха спит, основной – ночной сон – остается самым длительным и крепким.
Режим питания ребенка сохраняется прежним: кушает кроха 5 раз в день, приблизительно через каждые четыре часа. После кормлений наступает время бодрствования и активности: карапуз играется, общается с родителями, ползает по комнате. В первой половине дня, в период бодрствования, следует выделить время для гимнастики и массажа. Заниматься с ребенком следует в течение 7-10 минут, желательно совмещая занятия с принятием воздушных ванн.
Обычно в восемь месяцев детей уже отучают от ночных кормлений – малыш спит ночью все 9-11 часов. А вот днем карапуз обычно переходит уже на 2-х разовый режим сна, засыпая дважды в день и пребывая в состоянии сна 2-2,5 часа. Очень важно не будить ребенка раньше времени и всегда укладывать его отдыхать, не смотря ни на что: недоспавший кроха становится капризным и плаксивым, пребывает в состоянии перевозбуждения или, наоборот, вялости.На протяжении дня, опять же, с карапузом нужно гулять – не менее 2-х раз по 2-2,5 часа. Хорош о, если на прогулке кроха спит, свежий воздух как нельзя лучше способствует нормальному сну.
Вечером же для деток 8 месяцев предусмотрено традиционное купание перед сном. В этом возрасте малыши получают истинное удовольствие от купания – они брызгают водичкой, хлопают по поверхности воды ладошками, с увлечением играются с резиновыми или пластмассовыми игрушками. Следует знать, что сейчас ребенок чутко реагирует на звуки, поэтому важно его в ванной не испугать: не следует открывать слив воды, которая не только шумит, но и стремительно исчезает в стоке, что может быть страшным для ребенка.
Сколько ест ребенок в 8 месяцев
В общем, за день кроха 8-ми месяцев съедает около 1 л пищи (в учет не берется водичка для питья). Беря во внимание, что режим питания для восьмимесячных деток предусмотрен пятиразовый, можно посчитать: за один раз ребенок употребляет приблизительно 200 г еды.
При условии, что у мамы еще пока вырабатывается молоко, основным продуктом для малыша остается как раз материнское молоко. Традиционно, грудью малыша кормят в утреннее и вечернее время (после пробуждения и перед сном). В случае, когда малыш переведен на искусственное питание, чаще применяется режим питания, предусматривающий одноразовое кормление смесью и в остальное время прикормом.
В то же время, в рационе питания дитяти уже присутствует достаточно много продуктов – фруктовые и овощные пюре, каши, соки, яичный желток и даже мясо. Если с творожком кроха не знаком еще с прошлого месяца, самое время дать ему попробовать и этот продукт, а со временем – еще и кефир.
В восемь месяцев ребенку уже можно предлагать многокомпонентные каши или даже добавлять в каши фрукты или ягодки. Но вот с ягодами и фруктами следует осторожничать: некоторые из них являются аллергенами и способны спровоцировать аллергические реакции (речь идет о цитрусовых, красных ягодах – клубника, малина и т.д.).
Постепенно в этом возрасте можно увеличивать и количество даваемого в качестве прикорма мяса. Не стоит «усердствовать» разве что с мясом цыпленка, курицы – такие его сорта также являются аллергенами. Мясо можно давать малышу как в виде мясного пюре, так и смешивая его с пюре овощным. Учитывая же, что в рационе малыша присутствуют и мясо, и яичный желток, ни в коем случае не давать эти два продукта ребенку в один день, и тем более – в одно кормление.
К тем продуктам, которые уже присутствуют в рационе ребенка, в 8 месяцев можно добавлять мясные бульоны или супчики-пюре, сваренные на мясном бульоне. Кроме того, разрешены деткам в таком возрасте сухарики, печенья, сушки. Кстати, твердые баранки еще и исполняют функцию грызунка во время прорезывания зубов, с помощью которого ребеночек чешет десны.
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев
Восьмимесячный ребенок умеет уже так много, что даже не вериться, что прошло немногим больше полгода с момента, как этот здоровый и крепкий карапуз появился на свет.
В 8 месяцев детки уже активно и достаточно быстро ползают, а некоторые даже делают попытки встать на ножки. Правда, из сидячего положения самостоятельно малышу еще вряд ли удастся встать, но вот при поддержке мамы кроха таки на ноги поднимается. К концу же месяца вставать ребенок способен и сам, держась за стенку манежика.
Самостоятельно карапуз уже может и стоять, при этом даже держа в одной ручке игрушку. Стоя, кроха может переступать с ножки на ножку. Также переставляет ножки, когда мама, держа его подмышки, стимулирует к тому, чтобы малыш пошел.
Игрушки ребенок держит свободно, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Если протянуть крохе игрушку, когда он в каждой руке держит по одной, какую-то из них он выбросит, чтобы взять предложенную. Кстати, процесс выкидывания игрушек для ребенка становится каким-то созерцательным процессом: бросая их, он внимательно смотрит за их траекторией полета и куда они упали. Затем снова может взять игрушку в руки и повторно бросить.
На новый этап выходит общение ребенка со взрослыми: малыш уже указывает ручкой родителям, какую игрушку он желает в тот или иной момент, жестами объясняет, что хочет, например, добраться до шкафа и потрогать книги, находящиеся в нем. К тому же, на пути к цели, ребенок уже умеет отложить в сторону предмет, который ему мешает – так он учится решать задачи.
Играя с игрушкой, кроха подражает действиям взрослых: катает ее и стучит по ней, умеет снимать крышку, толкать ножкой мяч. А на просьбу родных и близких – хлопает в ладоши, поднимает руку или ногу, машет «па-па».
В 8 месяцев меняется отношение ребенка к незнакомым людям: он уже четко отличает близких и родных от незнакомцев. Если в комнату, где малыш находится один, зайдет незнакомый для него человек, ребенок даже может удариться в истерику, испытав настоящую панику. Помимо испуганного плача, ребенок может реагировать на незнакомца полным его игнорированием, отворачиваться или отползать от чужака. Кроме страха перед незнакомыми людьми, среди восьмимесячных деток распространены и другие страхи: малыш может пугаться пылесоса, стиральной машинки или каких-либо других громких звуков. Чтоб унять беспочвенный страх, следует «познакомить» малыша с бытовыми приборами, показать, как они работают и объяснить, что ничего страшного в них нет.
Карапуз 8-ми месяцев от роду довольно четко лепечет, составляя звуки в слоги, пытается имитировать посторонние звуки и подражать речи родителей. Причем, в лепете ребенка присутствуют практически все звуки языка, которые он всячески комбинирует. Общаясь с собеседником, ребенок придает речи тон торжества или радости, гнева или нетерпения.
8 месяцев – это тот возраст, когда ребенок уже узнает себя не только в зеркале, но и на фотографии. И, узнавая, радуется и улыбается.
Обладая очень музыкальным слухом, 8-месячный кроха очень чувствительный к голосу мамы – для него нет лучшей музыки, чем песня из ее уст. С не меньшим удовольствием ребенок слушает музыку в записи, и нередко некоторые детки даже покачиваются в такт мелодии или притоптывают ножками.
Развивающие занятия и игры для 8-месячного ребенка
8-месячный ребенок новую информацию впитывает, словно губка, вместе с тем, продолжает совершенствоваться физически. Поскольку малыш уже достаточно взросл и развит, усложняются и становятся более разнообразными и развивающие занятия и игры.
Важно ежедневно уделять внимание знакомству ребенка с новыми словами. Находясь с крохой на прогулке, следует отслеживать, что привлекло его внимание. Пробегающая собака? Пролетающий самолет? Мальчик на велосипеде? Следует вслух назвать «объект», показывая на него рукой и призывая малыша посмотреть в том направлении, запоминая название. «Смотри, вот там собачка. Видишь? Это – собачка». Кстати, нередко животных в этом возрасте ребенок уже «идентифицирует»: на вопрос, «где ав-ав?», способен указать на собаку ручкой.
С малого возраста полезно развивать координацию и равновесие ребенка. С этой целью можно, танцуя с малышом на руках, качать его вверх-вниз, устраивать ему «горки» на коленях и на коленях же качать, предварительно усадив малыша.
Хорошо играть с ребенком в «тележку»: взяв его за ножки, слегка приподнять, чтоб он уперся на ручки: пусть кроха попробует, переставляя их, пройти на руках. «Подталкивая» ребенка к передвижению на руках, можно его легонько раскачивать, при этом необходимо наблюдать за реакцией карапуза – если ему не нравится игра или он устал, занятие нужно прекратить.
Поскольку ребенок уже свободно ползает по помещению, можно предложить ему сыграть в «прятки». Достаточно просто спрятаться где-нибудь за стулом – малыш же пускай ищет.
Для развития мелкой моторики можно использовать для игр обыкновенную крупу. Так, насыпав в форму для пирога овсяную или рисовую крупу, затем предложить малышу запустить в крупу ручку. Ребенок получает огромное удовольствие, размешивая крупу рукой или пропуская ее сквозь пальчики. Только во время игры необходимо все время находится рядом с малышом – в отсутствии взрослых он может попробовать проглотить рис и поперхнуться.
Учитывая, что кроха сейчас активно осваивает навыки речи, можно предложить ему поговорить по телефону. Для разговора подойдет как игрушечный аппарат, так и настоящий, предварительно отключенный от сети. Малыш уже не раз видел, как мама или папа разговаривают по телефону, потому повторить их действия для него не составит никакого труда – он радостно будет болтать в трубку.
Для лучшего знакомства с собственным телом, можно поиграть с малышом в «шляпу»: дать ему папину шляпу или шапку – пусть он попробует надеть ее на голову. По такому же принципу можно играть с пластмассовыми мисками: когда кроха оденет ее на голову, дайте ему посмотреться на себя в зеркало – собственное отражение вызовет у карапуза искреннее веселье.
Ребенок в 8 месяцев: родителям на заметку
Многие родители, пытаясь облегчить себе жизнь, к 8-ми месяцам усаживают ребенка в ходунки. Делать этого специалисты категорично не рекомендуют – в этом возрасте мышечная и костная системы малыша еще недостаточно окрепшие, и полученная лишняя нагрузка может негативно сказаться на их формировании.
Крайне важным остается в этом возрасте создание всех необходимых условий для безопасности ребенка: он все так же старается заползти в каждый угол и попробовать на вкус каждый незнакомый попавшийся по дороге предмет.
Кроме того, детеныш спокойно может приползать к маме на кухню – это помещение словно «магнитом» притягивает практически всех малышей и становится для них излюбленным местом для игр. И, пожалуй, самым опасным. Очень важно, чтобы во всех открывающихся нижних ящичках и на нижних полочках оставались только небьющиеся и не рассыпчатые вещи и продукты. Ножи и столовые приборы необходимо спрятать как можно выше и дальше, устраняя возможность для ребенка добраться до них.
Всегда, во всех случаях нужно следить за тем, чтобы ребенок не дотянулся до скатерти на кухонном столе. Ведь он вполне может захотеть ухватиться за нее и потянуть на себя в тот момент, когда на столе стоит горячий суп или чай. По той же причине следует следить за ребенком, когда он сидит за столом у мамы на руках – кроха запросто может опрокинуть и на себя и на родительницу заодно хоть салат, потянув за тарелку, хоть компот, опрокинув кружку.
Зубы у всех деток появляются в разное время, и вполне возможно, что к 8-му месяцу ребенок будет уже счастливым «обладателем» первых четырех зубов. Если так оно и есть, целесообразно потихоньку начинать давать крохе не пюре, а мелко измельченную пищу. А еще – кусочки мягкого печенья, фруктов, картофеля, морковки, на которых ребенок будет тренироваться кусать и жевать.
8 месяцев является еще и подходящим возрастом для приучения крохи к горшку. Но только в том случае, когда ребенок сидит на горшке охотно и спокойно – если малыш категорически от горшка отказывается, нельзя заставлять его, значит, еще не время. В случае же, когда кроха нормально реагирует на высаживание на горшок, не следует держать его на нем дольше 10-ти минут, даже если ребенок не «сходит в туалет». И еще: в момент, когда кроха сидит на горшке, нельзя давать ему игрушки и отвлекать.