Загадки про восклицательный и вопросительный знаки: Загадки про знаки препинания для детей – Загадки о знаках препинания с ответами для младших школьников

Загадки про знаки препинания для детей

Содержание статьи:

Знаки препинания нужны для того, чтобы наша речь была ясной, точной, эмоциональной и выразительной. Они помогают легче воспринимать написанное и услышанное. А для того, чтобы ребенку было легче понять и усвоить их предложите ему загадки про знаки препинания.

Загадки о знаках препинания с ответами

  1. Точка, палочка, крючки,
    Неприметные значки,
    А во время чтения
    Требуют прочтения.
    (Знаки препинания)
  2. У последней
    Точки,
    На последней
    Строчке,
    Собралась компания
    Знаков …
  3. Я фигурка небольшая,
    Точка надо мной большая,
    Коль спросить что соберешься,
    Без меня не обойдешься.
    (Знаки препинания)

Загадки про вопрос, вопросительный знак

  1. Вечно думая
    Над смыслом,
    Изогнулся
    Коромыслом.
    (Вопросительный знак)
  2. Разные вопросы задаю я всем:
    Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
    Где? Куда и почему?
    Это вам или кому?
    Отчего? О ком? О чем?
    Что же это и по чём?
    Что? Каким? Который? Чья? –
    Вот вся логика моя.
    Рассуждать везде мастак
    Скажите, какой знак?
    (Вопросительный)
  3. На странице стою,
    Всем вопросы задаю.
    Согнут я всегда в дугу –
    Разогнуться не могу.
    (Вопросительный знак)
  4. Я – фигурка небольшая,
    Точка подо мной большая.
    Коль спросить что соберётесь,
    Без меня не обойдётесь.
    (Вопросительный знак)
  5. Уже назрел и встал ребром.
    Ответь сейчас, а не потом.
    (Вопрос)
  6. Знак такой: крючок и точка,
    Напишу его на строчке.
    Если что-то я спрошу,
    То его в конце пишу.
    Сколько? Где? Когда? Все просто…
    После слов тех — …
    (знак вопроса)

Загадки про точку

  1. Потеряла хвост запятая,
    И теперь она кто такая?
    (Точка)
  2. Я маковой крупинкой
    Упала на тропинку,
    Остановила вас –
    Закончила рассказ.
    (Точка)
  3. Я писал письмо Сережке,
    О делах, друзьях немножко.
    Не писал я много слов,
    Ну а вышло пять листов.
    В конце пятого листочка
    Я закончил. Ставлю…
    (точку)
  4. Я всему всегда венец:
    Предложению конец.
    Кто я? Быстро отгадай
    И рассказ свой продолжай.
    (точка)
  5. Загораживает
    Путь,
    Предлагает
    Отдохнуть.
    (Точка)

Загадки про восклицательный знак

  1. Бурным чувствам
    Нет конца:
    Пылкий нрав
    У молодца.
    (Восклицательный знак)
  2. Какая погода!
    И снег замечательный!
    Поставлю в конце
    Знак другой —…
    (восклицательный)
  3. Друзья! В произведениях
    Стою я для того,
    Чтоб выразить волнение,
    Тревогу, восхищение,
    Победу, торжество!
    Не зря я от рождения
    Противник тишины!
    Где я, те предложения
    С особым выражением
    Произнести должны.
  4. Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу,
    Помолчать даже немного не хочу!
    (Восклицательный знак)
  5. Узнать меня пустяк:
    Я самый восхитительный,
    Веселый, добрый знак!
    Обычно в предложении
    Стою я для того,
    Чтоб выделить волнение,
    Тревогу, восхищение,
    Победу,
    Торжество:
    Мне право от рождения
    В грамматике дано:
    Где я,
    То предложение
    С особым выражением
    Произнестись должно!
    (Восклицательный знак)

Загадки про запятую

  1. Знак препинания очень нам нужный,
    С точкой он схож и вообще с нею дружен.
    Точки сестру с завитушкой смешною
    Мы называем всегда…
    (Запятою)
  2. На крохотное ушко
    Похожа завитушка.
    Велит нам
    Постоять чуть-чуть
    И отправляться дальше в путь.
    (Запятая)
  3. Я девица непростая,
    Мое имя угадай.
    Мне едва хватает дня,
    Все, чуть что, зовут меня!
    (Запятая)
  4. Все умею рисовать!
    Дайте только мне тетрадь!
    Рисовать умею точки,
    И квадратик, и кружочки,
    Точку с хвостиком… Я знаю –
    Эта точка – … !
    (Запятая)
  5. Я не крючок и не зацепка,
    За все слова держусь я цепко.
    Моя фамилия простая –
    Прошу запомнить – …!

Загадки о других знаках препинания с ответами

  1. Если текст вдруг незаконченный,
    Вместо точки стоит…
    (многоточие)
  2. “Ляжет палочкой на строчку,
    Проходите по мосточку”.
    (Тире)
  3. Я – минус в математике,
    Но знак другой в грамматике.
    Знаком я детворе,
    Меня зовут …
    (Тире)
  4. Знак препинания нужен цитатам.
    А вот какой – мне подскажут ребята.
    (Кавычки)
  5. Можно много излагать
    Разного и прочего,
    Если ж нечего сказать –
    Ставим …!

Презентация «Загадки о знаках препинания»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №1374 Охотина Евгения Павловн Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №1374 Охотина Евгения Павловна Загадки о знаках препинания

2 слайд №1 Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.
Описание слайда:

№1 Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.

3 слайд №2 Всегда подслушать норовит то, что другие говорят! Описание слайда:

№2 Всегда подслушать норовит то, что другие говорят!

4 слайд
№3 Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Описание слайда:

№3 Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!

5 слайд №4 Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, но-тайком, какими-то далёкими тума
Описание слайда:

№4 Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, но-тайком, какими-то далёкими туманными намёками.

6 слайд №5 Ляжет палочкой на строчку. Проходите по мосточку. Описание слайда:

№5 Ляжет палочкой на строчку. Проходите по мосточку.

7 слайд №6 Загораживает путь: предлагает отдохнуть. Описание слайда:

№6 Загораживает путь: предлагает отдохнуть.

8 слайд №7 Словам раскрываем объятья: - Ждем в гости вас, милые братья!
Описание слайда:

№7 Словам раскрываем объятья: — Ждем в гости вас, милые братья!

9 слайд №8 Вот такая вот сестрица, В предложении искрится. Не пускает сразу дальше, А Описание слайда:

№8 Вот такая вот сестрица, В предложении искрится. Не пускает сразу дальше, А велит стоять немного, Будет вам тогда дорога.

10 слайд №9 Точки, палочки, крючки, неприметные значки, а во время чтения требуют почт Описание слайда:

№9 Точки, палочки, крючки, неприметные значки, а во время чтения требуют почтения.

11 слайд Ответы Проверьте себя! 1) Вопросительный знак
Описание слайда:

Ответы Проверьте себя! 1) Вопросительный знак

12 слайд 2) Кавычки Описание слайда:

2) Кавычки

13 слайд 3)Восклицательный знак Описание слайда:

3)Восклицательный знак

14 слайд 4) Многоточие Описание слайда:

4) Многоточие

15 слайд 5) Тире Описание слайда:

5) Тире

16 слайд 6) Точка Описание слайда:

6) Точка

17 слайд 7) Скобки Описание слайда:

7) Скобки

18 слайд 8) Запятая Описание слайда:

8) Запятая

19 слайд 9) Знаки препинания Описание слайда:

9) Знаки препинания

20 слайд Оцени свои знания. Загадка отгадана и слово написано без ошибок 9 правильных Описание слайда:

Оцени свои знания. Загадка отгадана и слово написано без ошибок 9 правильных ответов – «5» 7-8-«4» 4-6-«3» 3-0-«2»

Оцени свои знания. Загадка отгадана и слово написано без ошибок 9 правильных

Курс повышения квалификации

Оцени свои знания. Загадка отгадана и слово написано без ошибок 9 правильных

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Оцени свои знания. Загадка отгадана и слово написано без ошибок 9 правильных

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-419210

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Восклицательный и вопросительный знак *

Вопрос

Валентин Серых

Этот знак совсем не прост,
Что с названьем вяжется.
Тем не менее, Вопрос
Лишним не покажется.
Если мы порой хитрим.
Речь «вокруг» ведется,
Только он и применим.
«Каверзным» зовется.
В нем, оттенками звеня,
Палитра развернулась.
От «Уходишь от меня?»
До радости «Вернулась?»
«Почему» — не пишут так.
Знак Вопроса ставится.
Это самый первый знак,
Что детишкам нравится.
Не доклад, а сплошь вода.
Зритель засыпает.
Кем-то брошенное «Да?»
Сразу тон меняет.
Момент истины настал
С одобренья гулом.
И докладчик сразу стал
Пламенным трибуном.
Разговор вперед идет,
Как оно и следует.
А Вопрос не устает.
Продолженья требует.
Кто-то должен отвечать,
А с него нет спроса.
Продолжает выступать
В качестве Вопроса.
Он штанишки перерос.
Переросток просто.
«Может быть один Вопрос?» —
Под большим вопросом.

Восклицание

Валентин Серых

Что читающего ждет?
— Восторг и порицание.
Шквал эмоций донесет
Символ восклицания.
Будь на сто процентов трезв,
Скажет: «Выпил лишнего!»
Он и сам похож на жезл,
Что в руках гаишника.
Силы в нем, как у зверей,
Жалости не знающих.
Иль в дубине дикарей,
Жертвы добивающих.
Восклицаньем метят строчку,
Чтоб в глаза бросалась.
В этом он похож на точку,
Что с цепи сорвалась.
Громогласен этот знак.
Горя с ним изведаешь.
На него идти «ва-банк»,
Только хуже сделаешь.
Если воздух потрясен,
Значит страсти «крышка».
Притворись, что удручен

И сиди, что мышка
C ним в молчанку поиграй.
Пар излишний сбросит.
От «Какой ты негодяй!»
До «Народ Вас просит!»
Если ты все также трезв,
То момент настанет:
Скорбно выгнет спину жезл
И Вопросом станет.

Вопросительный знак

Екатерина Вадзинская

У каждого знака есть тысячи дел,
У каждого планы свои и запросы,
А мне остаётся один лишь удел —
Всё ставить, и ставить, и ставить вопросы.
Узнать меня просто: я крив и горбат,
Я вечно в раздумьях: что делать? что будет?
Но счастлив я тем, что любой из ребят
Запомнит меня и вовек не забудет!

Восклицательный знак

Екатерина Вадзинская

Высокий, стройный, обаятельный,
Неукротимый и лихой,
Я знак важнейший — Восклицательный,
Один в грамматике такой.
Когда от счастья вы воскликните,
Когда изменитесь в лице,
Я встану гордым повелителем
У предложенья на конце.
Когда от боли вы заплачете,
Когда найдут вас и спасут,
То сразу так или иначе я,
Бесспорно, буду тут как тут.
Но я, великий Восклицательный,
Могу взорвать свой грозный пыл,
Узнав, что школьник невнимательный
Меня поставить позабыл!

Загадки — знаки препинания — Вопросительный знак

Лидия Толченникова

А, Вы, кто? Зачем? Куда?
Почему? А с кем? Когда?
А ты где? А сколько вас?
Отчего? Какой вы класс?
Он всегда для всех в подмогу,
Не забудь позвать в дорогу. — Вопросительный знак.

Загадки — знаки препинания — Восклицательный знак

Лидия Толченникова

Я восторг ваш и успех,
Я улыбка, счастье, смех.
Удивить вас всех готов,
Я всегда, где меньше слов.
Восклицаю, поощряю
И на подвиг вдохновляю!

Восклицательный знак.
Вопросительный знак

Семен Островский

Вопросительный знак
Любознательным рос —
Без конца задавал
За вопросом вопрос.
И курьёзным вопросом
Нередко в тупик
Ставил в школе
Учителя
Он,
Ученик.
Те вопросы,
В итоге,
Пошли ему впрок —
Вскоре сам он
Ответы
Давать уже мог.
Вопросительный знак
Спину гнуть перестал.
Вопросительный знак
Восклицательным стал!

Вопросительный знак

Ткач Елена

Горбоносый этот знак —
Любопытнейший чудак —
Так и сыплет он вопросы:
«Кто? Куда? Откуда? Как?
Что? Когда? Где? Почему?»…
Очень грустно одному
Вопросительному знаку —
Помоги, ответь ему!
—-
Любопытно сунет нос
Всюду этот знак — ВОПРОС

Зацепил крючок-вопросом
Любознательнейший носом!
Попадёшься на крючок,
будто бабочка в сачок!

Восклицательный знак

Ткач Елена

Удивление, страданье,
Восхищение, испуг —
Отрицанье …
Восклицанья
Так и прыгают вокруг:
«Как же так! ай-яй-яй —
Уронили невзначай!
Ненарочно! Впропыхах!
Караул! Кошмар! Ох! Ах!» —
Восклицательные знаки
Так и ставятся вразмах!!!

Восклицательный знак

Юрий Костюкович

Я — знак, как палка, что в руке
Гаишника на перекрёстке.
Там, где стою я на листке,
Там речь отчётлива и жестка.

Вам без меня не обойтись,
Я выражаю пик эмоций.
Коль крикнуть: «Быстро разойтись!»
Тут не поставишь многоточий.

Воздать мне должное пора,
Ведь я на грань ступаю смело.
Как крикнешь русское «Ура!»,
Если меня не пустишь в дело?

Нет, я в речах не новичок
И без меня восторгов нету.
Я — восклицания значок!
Карету мне, друзья! Карету!

«Мысли, чувства и… знаки препинания». «Полезно-забавная» игра для учащихся 8-х классов

Цели и задачи:

  1. Привлечение внимания к истории русского языка, к необходимости правильного использования знаков препинания.
  2. Воспитание любознательности и остроумия.
  3. Привлечение внимания к художественной литературе, воспитание умений и навыков выразительного чтения.

Оформление зала:

  1. Газеты, юмористические рисунки на тему мероприятия.
  2. Творческие работы учащихся на тему: “Роль знаков препинания в моей жизни”.

Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком,
с расстановкой.
А.С. Грибоедов

Знаки ставятся по силе разума.
М.В. Ломоносов

1-й ведущий: Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием? (Участники игры произносят эти слова с разной интонацией.)

2-й ведущий: Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что так легко произнести?

Третий ведущий записывает на доске слово “Школа”, произнесенное с разной интонацией: Школа. Школа? Школа!? Школа! Школа… Школа- Школа: Школа!!! (Участники игры вместе с ведущим произносят слова.)

1-й ведущий: При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным: решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!

2-й ведущий: Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.

Ученик читает стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской, в котором вместо слов, называющих знаки препинания, делает паузы. Все участники мероприятия вместе с ним заканчивают строчки.

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки:
В одной запятые, в другой были скобки.
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в ( ),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится ?
В напрасных усильях чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит – ,
Порою “ ”, порой:
И не жалел для концов …

3-й ведущий: Когда же люди стали пользоваться знаками препинания? Какова история пунктуации? Узнать следующие интересные факты нам помогла замечательная энциклопедия для детей “Языкознание”, выпущенная издательством “Аванта +” в 1998 году (стр. 231).

“Препинания служат к изъяснению смысла в письме и ко избежанию всякого противного толкования. Оные препинания ставятся по силе разума и по его расположению и союзам”, – писал Н.Г. Курганов в “Письмовнике, содержащем в себе науку российского языка, со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия”.Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означал крест; изредка встречается осмысленное употребление точек.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания в современном смысле этого слова постепенно проникали и в рукописные тексты. А уже в “Российской грамматике” М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный “строчным знакам”.

1-й ведущий: Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и “удивительном” знаках, о запятой, точке с запятой и “двух точках”, о “вместительном” (скобки) и “единительном” (дефис) строчных знаках. В конце 18 века в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. В последних изданиях “Письмовника” Н.Г. Курганова (1725–1796 гг.) к знакам препинания были причислены “примечательный” (подчеркивание или шрифтовое выделение) и “отменительный” (кавычки).

2-й ведущий: В 1797 году в грамматике Антона Алексеевича Барсова (1730 – 1791 г.г.) уже описаны тире (“молчанка”), кавычки (“вносный” знак), звездочка (“примечательный”) и параграф (“статейный”). Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Позже в особых случаях стали использовать комбинацию знаков препинания.

3-й ведущий: А возможно ли сейчас придумать еще какие-нибудь знаки?

Ведущий предлагает учащимся попробовать изобрести новые знаки препинания.

С этого момента зал можно разделить на две команды, предложить командам придумать название и выбрать капитанов.

1-й ведущий: Подумайте, каково “географическое положение” пунктуационных знаков? Подсказываю: у них есть три самых любимых места обитания.

Учащиеся, принимая за основу сложное предложение, изображают его в виде рисунка какой-либо местности и показывают место знаков препинания.

(В конце предложения: . ! ? …;
между простыми в составе сложного: , ; : – ;
внутри простого предложения: , : ,, ( ) …)

2-й ведущий: Теперь, когда мы вспомнили все знаки препинания, знаем их место в предложении, подумаем над тем, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания.

Учащимся предложено составить текст телеграмм или записок с использованием только знаков препинания.

Примеры получившихся записок: 1) “ !?…”; 2) “ . ?”; 3) “ !?” ; 4) “? !” ; 5) “ ?” ; 6) “!” и другие.

Одна команда демонстрирует записки, другая – расшифровывает.

3-й ведущий: Да, одна из команд повторила замечательный опыт самой короткой переписки в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как был напечатан роман “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только “?”. И получил ответ: “!”. Так он узнал, что его книга очень заинтересовала читателей.

1-й ведущий: А был ли в истории еще какой-нибудь удивительный случай, связанный со знаками препинания?

Учащиеся вспоминают, что русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен. (Участники игры могут приводить разные примеры и из собственного опыта.)

2 ведущий предлагает командам тексты и предложения, понять которые однозначно можно только с помощью знаков препинания. Знаки препинания расставляют команды.

1. Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2. …Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

(Если позволяет время, можно предложить несколько текстов.)

3-й ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию. Некоторые ученики читают свои сочинения.

1-й ведущий загадывает веселые загадки о знаках препинания.

Точка, запятая:

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.

Восклицательный знак:

Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!

Вопросительный знак:

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

Многоточие:

Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но – тайком,
Какими-то далекими
Туманными намеками…

Двоеточие:

Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…

Тире:

Ляжет палочкой
На строчку:
– Проходите
По мосточку.

Кавычки:

Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…

Запятая:

Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку.

Скобки:

Словам раскрывают объятья:
– Ждем в гости вас, милые братья!

Точка:

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

( Если позволяет время, можно после каждой загадки сочинять предложение с данным знаком препинания на какую-нибудь интересную тему.)

2-й ведущий: Одним из самых любимых знаков препинания у детей является, конечно же, вопросительный. Нас постоянно что-то интересует. Всегда ли мы получаем на свои вопросы ответы? К сожалению, не всегда. Как называются такие вопросы? (Риторические.) Приведите примеры таких вопросов из своего опыта.

А знаете ли вы, что такие вопросы встречаются часто в художественных текстах?Попробуйте определить, какие настроения и чувства эти вопросы помогают выразить А.С. Пушкину в стихотворении “Певец”. (От каждой команды приглашается по одному участнику для выразительного чтения стихотворения.)

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

1-й ведущий: Бесконечен мир человеческих чувств: радость, счастье, восторг, гнев, отчаяние, страх, печаль… Показать их в письменной речи нам помогают разные знаки препинания. Мы смогли в этом убедиться, прочитав стихотворение А.С.Пушкина. И помог нам вопросительный знак. А можно ли при помощи восклицательного знака показать эти чувства?

Прочитайте данные отрывки выразительно. Определите, какие из чувств выражены в прочитанных отрывках. (Можно предложить придумать рисунки-ассоциации.) Попробуйте угадать произведение.

Надо мною
небо.
Синий шелк!
Никогда
не было
так хорошо! (В. Маяковский)
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит. (А.С.Пушкин)
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! (А.С.Пушкин)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. (А.С.Пушкин)
И вслед раздался голос шумный:
“Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад; я не шучу!
Как раз нахала проглочу!” (А.С.Пушкин)
Осада! приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой. (А.С.Пушкин)
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К.Чуковский)
Что случилось?
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!..
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас. (С.Михалков)
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы. (А.С.Пушкин)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
(А.С.Пушкин)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”– говорим.
Если к чаю иль к обеду
В дом войдем –
Не любо, что ль,
Поклонясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”
“Хлеб да соль!”…
Даже стае журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
“В счастливый час!” (А.Яшин)
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
(А.С.Пушкин)

3-й ведущий: И всем участникам нашей “полезнозабавной” игры мы желаем: “В счастливый час!” Игра позволила нам убедиться в том, что очень часто именно знаки препинания помогают лучше понимать друг друга. Мы желаем вам не бояться знаков препинания, проникать в их секреты, хорошо учить правила, и тогда вам будет очень легко говорить, читать и писать “ с чувством, с толком, с расстановкой”!

Ведущие подводят итоги игры.

Список использованной литературы

  1.  Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Изд-во “АРГО”, 1996.
  2.  Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/Главн. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 1998.

Загадки с ответами «Ученье — свет»

Отличные загадки о школе, буквах, книгах. Используйте в викторинах, для школьников, и в конкурсах для дошкольников.

Азбука

Первая книжка
Для малышей.
Учит — мучит,
А научит — радует.
***

Алфавит

На странице букваря
Тридцать три богатыря,
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
***
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё …
***
На обложке букваря
Друг за дружкою стоят
Тридцать три девицы —
Все красавицы.
***

Альбом

Не простая эта книга,
Угадайте, малыши!
Чтобы были там картинки,
Я достал карандаши.
***

Библиотека

Снаружи смотреть — дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
***
Живей отгадайте, девчонки, мальчишки —
Светланы, Татьяны, Артёмы и Кости:
Где ваши друзья живут — добрые книжки?
Куда вы частенько приходите в гости?
***

Букварь

Эта книга не простая —
По ней я буквы изучаю.
***

Буквы

На край Москвы пойдёшь,
Что найдёшь?
(А)
***
В небе есть,
В земле нет,
В бобе две,
В мужике ни одной нет.
(Б)
***
Чего нет в России,
Найдётся в Москве,
Нет в Петербурге,
А видно в Неве.
(В)
***
Что находится посередине Киева?
(Е)
***
С зимой она не дружит,
А осенью послужит,
С весной в ладах и с летом.
Скажите, кто же это?
(Е)
***
Какое начало жизни и какой её конец?
(Ж,Ь)
***
Что находится между горой и долиной?
(И)
***
Что находится
Между рекой и берегом?
(И)
***
А и Б сидели на трубе.
А упало,Б пропало.
Что осталось на трубе?
(И)
***
Что стоит между стеной и дверью?
(И)
***
Что среди Волги стоит?
(Л)
***
Что посреди земли стоит?
(М)
***
У человека одно,
У ворона два,
У медведя ни одного?
(О)
***
Я — в крыжовнике, перроне,
Море, озере, гармони.
А в компоте и болоте
Не ищите — не найдёте.
Безошибочно, друзья,
Назовите, кто же я?
(Р)
***
Что посреди Уфы стоит?
(Ф)
***

Бумага, буквы

Поле белое,
Овцы чёрные.
***
Тридцать три сестрички —
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
***
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе,
Разобраться в них смогу.
***
Тридцать три родных сестрицы
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
***
Человечки чёрные,
Умные, учёные,
Друг за другом
Стали в ряд,
Молча с нами говорят.
***
На белых полях малютки стоят
И людям всё обо всём говорят,
Хоть языка с рожденья нет…
Мы рады слышать ваш ответ.
***
В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
(Буквы в тетради )
***
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Станут в ряд —
Сейчас заговорят.
***
Чёрные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их разгадает.
***
Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
***
Сели птицы
На страницы,
Знают быль
И небылицы.
***
Человечки стали в ряд —
Обо всём нам говорят.
***
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
***
Тридцать три богатыря —
Неразлучные друзья.
Всякий раз мы их встречаем,
Когда книжечку читаем.
***
Семя плоско,
Поле гладко;
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит,
А плод приносит.
(Бумага, буквы, человек, знания)
***
Белое поле, чёрное семя.
Кто сеет, тот разумеет.
(Бумага, буквы, ум)
***
Ни небо, ни земля,
Собой бела;
Трое по ней ходят,
Одного водят,
Два соглядают,
Один повелевает.
(Бумага, пальцы, карандаш, глаза, ум )
***

Глобус

Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет.
***
Познакомишься со мной —
И увидишь шар земной,
Покажу тебе все страны,
И моря, и океаны.
***
На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю …
***
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
***
Шар земной
Внесли в автобус!..
Оказалось, это …
***
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля,
И Северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь.
***

Дневник

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься — скажу.
***
Как успевает ученик
Расскажет нам его …
***

Доска школьная

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потру тряпицей —
Чиста страница.
***
На чёрном поле —
Скок-поскок —
Гуляет зайчик-белячок.
(Доска и мел )
***

Звонок

Кулик — не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
***
Сроду он не ест, не пьёт —
Песни звонкие поёт-
И с урока на урок
Подаёт свой голосок.
***

Знаки препинания

Сутулый, как дед,
Хочет знать на всё ответ.
(Вопросительный знак)
***
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу —
Разогнуться не могу.
(Вопросительный знак)
***
Голову склонил, повесил нос.
Он всегда не весел.
Он — …
( Вопрос)
***
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
(Запятая )
***
На странице
Вверх тормашками торчу:
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу!
(Восклицательный знак)
***
Куда его ты ни поставишь —
Быть равнодушным не заставишь.
(Восклицательный знак )
***
Я — минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут …
***
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас —
Закончила рассказ.
(Точка)
***

Знания

Что дороже денег,
Острее сабли,
Сильнее пушки?
***

Карандаш

Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка.
Где носом поведёт
Там заметку кладёт.
***
В снежном поле по дороге
Мчится конь одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след.
***
Я — чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу — изображу.
***
Он признался ножу:
— Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
***
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…
Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
***
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход.
***
Любим нос везде совать:
И чертить и рисовать,
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами.
***
Деревянный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт —
Каждый след его поймёт.
***
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно …
***
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы — твои труды.
***
Он не водится с огнём,
Рост теряет день за днём.
Много трудится. А мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы.
***
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
***
По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу:
Хочешь — домик нарисую,
Хочешь — ёлочку в снегу,
Хочешь — дядю, хочешь — сад.
Мне любой ребёнок рад.
***
Проведу им по бумаге:
На листке зажгутся флаги.
Захочу — и, словно в сказке,
Малышей помчат салазки.
Что сейчас в руках держу,
По бумаге чем вожу?
***
Для меня резинка, братцы, —
Лютый враг!
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку —
Красота!
А она прошлась немножко —
Нет, кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь! —
Так вовсю ругал резинку …
***
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
***
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
***
Нарисую, что хочу,
Только носик подточу.
***
Живут в коробке мальчики,
Одетые в кафтанчики:
Синий, жёлтый, голубой,
Дружат с небом и водой
И с весёлым солнцем
За моим оконцем.
Чёрный дружит с тенью,
А зелёный — с елью,
Красят, красят мой альбом —
И короче с каждым днём.
Кто же эти мальчики,
Одетые в кафтанчики?
***

Карта

Моря есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Что это?
***
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
***
В сетке тонких, как ниточки, линий
Острова и заливы видны,
И моря, и леса, и пустыни
Самой лучшей на свете страны.
Что это?
***

Кисточка

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
***
Это что тут за зверёк
Ходит вдоль и поперёк?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост.
***

Класс

Что за комната такая —
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами?
***

Классный журнал

По алфавиту, в строгом порядке
Сорок фамилий в толстой тетрадке.
Справа от них разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали ваши отметки.
***

Клякса

Замарашка-озорница
Вдруг уселась на страницу,
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
***

Книга

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
***
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь в десять раз умней.
***
Языка нет, а рассказывает.
***
Кто говорит молча?
Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
***
Открыть свои тайны любому готова,
Но от неё не услышишь ни слова.
***
Сама мала, а ума придала.
***
Не дерево, но с листьями.
Не человек, но со словами,
Не шуба, но со швом.
***
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
***
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает —
Многое знает.
***
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
***
Тороплюсь я нынче
С улицы домой:
Ждёт меня дома
Рассказчик немой.
***
У сосны и ёлки — листики-иголки,
На наших листочках
Растут слова и строчки.
***
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями:
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
***
Лежит на полке и молчит.
Возьми, открой — заговорит,
Расскажет всё на свете.
Дружите с нею, дети.
***

Компас

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
***
По стране в поход идём —
Друга мы с собой берём.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута отклониться,
Нам покажет верный друг
Путь на север, путь на юг.
***
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
***
Скажет, хоть без рук,
Где север, а где юг.
***
Я — твой товарищ, капитан,
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, —
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной.
Я закачаюсь, задрожу —
И путь на север укажу.
***
Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо брать его с собой.
Он в кармане уместится,
Он вам очень пригодится —
Он укажет путь домой.
***
Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь.
***
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мною заберёшься —
С пути не собьёшься.
***
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
***
Я маленький, да удаленький:
Стоит на меня взглянуть —
И тотчас узнаешь путь.
***
Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
***
На ладонь он ляжет весь.
Не часы — а стрелка есть.
Он в дороге пригодится —
С ним нигде не заблудиться.
***

Краски и кисточка

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
***

Ластик

Повод дашь — лизун, шурша,
Слижет след карандаша.
***
Коль ему работу дашь —
Зря трудился карандаш.
***

Линейка

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? — …
***

Мел

По чёрному полю — скок-поскок —
Петляет зайчик-белячок.
***
Белый камешек растаял —
На доске следы оставил.
***
Что за чиж на чёрном поле
Чертит клювом белый след?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.
***
Белая чайка по чёрному полю скакала,
Следы за собой оставляла.
***
В чёрном поле заяц белый
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? — …
***
По чёрной лужайке
Скачет белый зайка.
Не ворует он редиски,
Не боится хитрой лиски.
***
По чёрной земле
Белый заяц пробежал.
***

Ноты

На листочке,
На страничке —
То не птички.
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки.
***
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
***
Пять ступенек — лесенка,
На ступеньках — песенка.
***

Оценки

В школе есть такая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Единица)
***
Чёрненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает.
(Двойка)
***
Вид ее – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи нет.
(Двойка)
***
Что стоит в конце страницы,
Украшает всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Только лишь оценкой….
***
Есть друзья , такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я
А со мною вся семья.
***

Пальцы пишут

Трое одним плугом пашут.
***
Пятеро волов одной сохой пашут.
***

Пенал

Те, кто пишут,
Те, кто трут
В этом домике живут
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
***
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и ….
***
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки –
Что угодно для души
***

Первоклассник

Шел с цветами новичок –
За плечами сундучок.
***

Перо

Ползет улитка,
За улиткой – нитка.
Нитка витая,
Улитка золотая.
***
Стальной конёк
По белому полю бегает
И за собой чёрные следы оставляет.
***

Портфель

Я ношу с собою друга,
Он набит бывает туго,
Без него я, как без рук.
Кто же этот верный друг?
***
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
***
Как прилежный ученик,
В школу он ходить привык.
У него в порядке
Книги и тетрадки.
Только зря его старанья,
Сам он — без образованья.
***
У меня чудесный дом,
Всё, что нужно, есть в нём,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
***

Ранец

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
***

Ручка

Отгадай, что за вещица:
Клюв имеет, а не птица,
Этим клювом она сеет,
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки.
***
Я оставляю тонкий след,
Но жить он может много лет.
***
По полю ходила —
Клювом водила,
Стёжечку оставила —
Точечку поставила.
***
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
***
В небесах и на земле
Я с собой её ношу,
Не машу я ей — пишу.
Замечательная штучка —
Самопишущая …
***

Слово

Не мёд, а ко всем льнёт.
***

Спортзал

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе — кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка?
***

Строчки

В каждой книжке и тетрадке
Можно встретить эти грядки.
***

Тетрадь

То я в клетку, то в линейку,
Ты писать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я? — …
***
У меня обложка синяя,
На любой странице — линия,
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку.
***
Развернули дети
Голубые сети —
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
(Клеточки в тетради)
***

Увеличительное стекло

Стёклышко на толстой ножке
Как волшебное окошко!
Попадёт козявка-мошка
Под волшебное окошко —
И в крылатого слона
Превращается она.
***

Учебник

Учитель у меня в портфеле!
Как? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его … зовут.
***

Ученик

Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос такой возник:
Кто он? Это — …
***

Фломастер

Не кисть, не ручка и не карандаш,
а рисовать можно.
***

Циркуль

Изобразить помог мне друг
Серп месяца и солнца круг.
Потом со мной нарисовал
Дугу, окружность и овал.
Искусен тонконожка-друг,
Не умалить его заслуг.
***
Договорились две ноги
Делать дуги и круги.
***

Цифры

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
***
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
(Девять)
***
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
( Восемь )
***

Школа

Стоит высокий, светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
***
Стоит дом —
Кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт.
***
Войдёшь в дом слепым,
А выйдешь зрячим.
***

Развлечения, игры, розыгрыши

О.Узорова.Е.Нефедова

Конспект урока русского языка в 4 классе «Как и когда появились знаки препинания»

Урок по родному (русскому) языку в 4 классе на тему:

«Как и когда появились знаки препинания?»

  1. Оргмомент.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: Добрый день уважаемые гости. Рады приветствовать вас на уроке родного языка в 4 классе. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: сейчас я вам зачитаю четверостишье, а вы попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать на уроке.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

Учитель: о чем говорится в четверостишьи?

Дети: о знаках препинания.

Учитель: почему их нужно почитать? Для чего они нужны нам в письменной речи?

Дети: они делают нашу речь понятной и выразительной.

Учитель: знаки препинания очень важны для письменной речи. О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: о знаках препинания.

  1. Изучение новой темы.

Из истории знаков препинания.

Учитель: сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.

На доске записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.

Учитель: легко ли понять этот текст? Почему?

Дети: нет, так в нем нет знаков препинания.

Учитель: вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На доске:

ДАМАСДАВАЛАВБАГАЖДИВАНЧЕМОДАНСАКВОЯЖКАРТИНУКОРЗИНУКАРТОНКУИМАЛЕНЬКУЮСОБАЧОНКУ

Учитель: кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае.

ДМСДВЛВБГЖДИВНЧМДНСКВЖКРТНКРЗНКРТНКМЛНЬКСБЧНК

Учитель: ребята, тяжело читать такие тексты?

Дети: да.

Учитель: затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите.

ДАМА●СДАВАЛА●В●БАГАЖ●ДИВАН●ЧЕМОДАН●САКВОЯЖ●КАРТИНУ●КОРЗИНУ●КАРТОНКУ●И●МАЛЕНЬКУЮ●СОБАЧОНКУ

Потом появился небольшой пробел

ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ДИВАН ЧЕМОДАН САКВОЯЖ КАРТИНУ КОРЗИНУ КАРТОНКУ И МАЛЕНЬКУЮ СОБАЧОНКУ

И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

Учитель: всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.

Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Дети: точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, кавычки, скобки, тире.

Учитель: сейчас ребята мы с вами разделимся на группы. Каждой группе раздаются по три таблички, на которых изображены знаки препинания: запятая, двоеточие и тире. Таблички вешаются на грудь трем участникам из каждой команды. На доске появляются предложения и группа должна сообразить, какой знак препинания пропущен

-Я подошел к калитке с громким лаем навстречу мне выбежал Барбос.

— Волга — великая русская река.

— Здесь росли разные деревья клен и дикая груша, ель и береза, осина и ольха…

— Травка зеленеет солнышко блестит

— Снегирь – пухленькая красногрудая птичка

Учитель: молодцы ребята, справились с заданием. Каждый из вас подготовил загадки про знаки препинания. Давайте их отгадаем. Выходит ученик, читает загадку. Дети отгадывают, ученик показывает знак на карточке

  1. Вечно думая над смыслом, 

Изогнулся коромыслом. 

И не знаю, что сказать? 

Что ответить? Промолчать?(вопросительный знак)

  1. Узнать меня пустяк:

Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!

Обычно в предложении.

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу,

Торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я,

То предложение

С особым выражением

Произнестись должно! (восклицательный знак)

  1. Я всему всегда венец;

Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай. (точка)

Учитель: остальные знаки препинания представьтесь нам, пожалуйста.

  1. Мы три подружки и сестрички,

Стоим в конце любой странички.

Там, где что-то не сказали,

Или что-то не узнали. (многоточие)

  1. Глазастое

Ходит, Знаниями Хвастая:

Так и хочется Ему

Разъяснить нам, Что к чему… (двоеточие)

  1. Я смысл слова разъясняю,

Я — тире, я много знаю.

Лягу Палочкой

На строчку:

— Проходите

По мосточку.

  1. А меня вы не забыли? Как всегда не позабыли? Прошу любить и миловать: «Казнить нельзя, помиловать!» (запятая)

(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).

Кавычки: Мы — кавычки, и вы сразу

 Нас узнаете по фразе,

Афоризму, прямой речи.

Нет милее нас на свете.

Скобки: Ну, а мы всегда вам рады,

Хоть похожи на преграду:

Если первая откроет,

То вторая все закроет.

Поясняем иногда,

Что? Зачем? Когда? Куда?

Учитель: спасибо ребята. Небольшая физкультминутка

Учитель: ребята, а какой из знаков препинания самый древний? (точка)

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово вошло в название таких 4 знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке 16 – 18 веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».

Учитель: у вас на партах лежат карточки с текстом. Вам нужно при помощи точки определить границы предложений.

Определите границы предложений. Исправьте ошибки.

Пролетели каникулы первого сентября я встал пораньше сложил свои 
книжечки в сумку и отправился в школу в этот день на улице царило большое
оживление все мальчики и девочки высыпали на улицу и шагали в школу.

  1. Закрепление.

Учитель: молодцы ребята, справились с заданием. И в завершении нашего урока мы сейчас с вами напишем небольшой графический диктант. Я прочитаю вам стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», а вы запишите только знаки препинания, о которых в нем рассказывается.

С.МАРШАК

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ(отрывок)

У последней ТОЧКИ

На последней строчке                                                                                       .

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал Чудак-

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.                                                                        !

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул!Разбой!

Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:                                ?

-Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились ЗАПЯТЫЕ,                                                                                           ,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,                                                                                    :

Прикатило МНОГОТОЧИЕ,                                                                                 …
И прочие,

И прочие,

И прочие…

Заявили запятые:

-Мы- особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки

Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:                                                                                     ;

-Если нет над вами точки,

Запятая-знак пустой!

 

Учитель: СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?

Дети: 7 знаков препинания.

-А их сколько (10).Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

(«…»    —       (    ) ).

 Учитель: ребята, что нового вы узнали на уроке?

  Сегодня на уроке я узнал…

  Сегодня на уроке я научился…

  Какое задание вам показалось интересным?

  Какое задание получилось скучным?

  Что далось вам легко и что трудно?

  1. Рефлексия.

Перед вами лежат красные, зеленые и желтые яблочки. Если вам было очень интересно, вы узнали много нового, то возьмите в руки красное яблочко. Если было не очень интересно – возьмите желтое яблочко. Если вам было совсем неинтересно – зеленое. А теперь прикрепите свои яблочки на яблоню.

  1. Домашнее задание.

Учитель: домашнее задание у вас будет на карточках. Вам нужно будет расставить знаки препинания, так чтобы не было нелепицы, и записать этот текст в тетрадь.

Расставьте знаки препинания так, чтобы не было нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

  1. Выставление оценок.

Всем спасибо за урок!

Загадки про точку запятую вопросительный знак восклицательный. Какие есть загадки про знаки препинания

: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и

правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

текст для аргументов

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит… – (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова? – (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия. (18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание. (21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!.. – (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. «(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене. – (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу. – (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка;

джаз – это состояние души. (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке… (44)И песня пошла… (По М. Москвиной)*

Женщина в рассказах Шукшина в рассказах особенно сочувствия как правило не заслуживают и черты многих и многих героинь составляет для нас с вами фигуру далеко не симпатичную.Если бы дело было лишь в сочувствии или в не сочувствии не следовало бы и заводить этот разговор который так или иначе задевает самолюбие женщины. Дело однако в большем в состоянии и даже направленности характера в в направленности его к себе каким должен быть человек или от себя каким он быть должен.Дело в конечном итоге в результатах движения.
Нужно расставить знаки препинания и объяснить их расстановку.

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Расставьте знаки препинания.1. Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору. 2. Дыхание становилось глубже по мере того как отдыхало тело. 3.

Потоптались и решили перед тем как зайдет солнце опять собраться. 4. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались пухлыми. 5. Помогите мне подобно тому как вы ему помогли. 6. Подлужный продолжал смотреть вниз несмотря на то что он был полностью изобличен. 7. Вы обещали в случае если у вас будет повесть не забыть нас. 8. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё. 9. Трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась всходить луна. 10. Но вероятно в мире уже что-то происходило потому что хотя стояло все то же горячее приморское лето дача уже не показалась мне римской виллой. 11. Теперь он решил для себя что для того чтобы чувствовать себя вполне правым он теперь будет больше работать. 12. Они спросили откуда я. 13. Они разбрелись кто куда. 14. Есть вершины которые сколько (н…) отходи от них никогда не теряются из виду.Задание 11. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.1. Только у…кая саженей в трис

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *