Упражнение один много: Методическая разработка по коррекционной педагогике: Дидактическая игра «Один-много» для дошкольников 6-7 лет – Сборник лексико-грамматических игр и упражнений в контексте взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя речевой группы ДОУ

Методическая разработка по коррекционной педагогике: Дидактическая игра «Один-много» для дошкольников 6-7 лет

Дидактическая игра «Один-много» для дошкольников 6-7 лет

Играем — речь развиваем.

Известно, что прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира,предметной деятельности.
Предлагаю описание практического игрового материала по развитию и коррекции словаря дошкольника. Использование игрового материала поможет логопедам, воспитателям, родителям усвоить вместе с детьми значение слов, приобрести знания об особенностях усвоения словаря в игровой форме, ясно представить основные направления работы по формированию словаря.
Цель: ознакомление с игровым материалом по формированию словаря у детей;
Задачи:
-формировать грамматический строй речи,лексическую систему слов;
-закрепить умения согласовывать слова;
-развивать внимание,память,мышление,речь;
Этапы работы:
-ознакомление с новым словом;
-уточнение значения слова;
-закрепление изученного материала;
Рассмотрим игровое упражнение «Один-много»,направленное на развитие словаря.
Игра «Один-много»
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Оборудование: мяч,предметные картинки;
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч,ребёнок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных,красочных картинок.
Чтоб вы могли меня понять,
Придётся вам загадки отгадать.
У каждого слова своё значение,
На что указывает слов предназначение.

Лёгкий,воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый-он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.(Шар)
(показываем картинки детям)
-Шар один


-Шаров много


Он старенький-маленький,
А новый-большой.

Реклама 14

Бывает простой он,
Бывает цветной.
Поможет в тетради мне написать,
Картинку раскрасить,нарисовать.
Он на уроке будет со мной,
Мой Друг.И помощник в учёбе он мой.(Карандаш)
-Карандаш один


-Карандашей много


Оно на дереве в саду созревает,
Вкус и цвет плода разным бывает.
И кислое,и сладкое-
На вкус оно приятное.
Зелёного,жёлтого,красного цвета,
Полезно оно!Все знают про это.(Яблоко)
-Яблоко одно


-Яблок много


Разноцветный колобок,
Он тебе подставит бок,
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!
Кто же весело так скачет?-
Мой весёлый,круглый… (Мячик)
-Мяч один


-Мячей много


Появились у соседки-
Доброй курицы-наседки,
Яркие пушистые
Солнышки лучистые.
Славные ребятки
Жёлтые….(Цыплятки)
-Курица одна,цыплят много


Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?(Утята)
-Утка одна,утят много


Летят пушинки белые,
Кружатся на ветру.
Холодные красавицы укрыли поутру
Всю землю покрывалами.
Узоров их не счесть.
Белоснежные пушинки-
Это нежные…(Снежинки)
-Снежинка одна


-Снежинок много

Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика-
Красавицу спасу!(Ёлка)
-Ёлка одна, игрушек много


Закрепление изученного материала на развитие внимания, памяти, мышления, речи:
-Шар один, а много…(шаров);
-Карандаш один, а много…(карандашей);
-Яблоко одно, а много…(яблок);
-Мяч один, а много…(мячей);
-Курица одна, а много…(цыплят);
-Утка одна, а много…(утят);
-Снежинка одна, а много…(снежинок);
-Ёлка одна, а много… (игрушек);
Таким образом, использование дидактических упражнений в процессе обучения, развивает у детей воображение, память, помогает активизировать накопленную информацию и словарный запас.

Занятие по теме «Один Много»

Конспект занятия

Тема: Один. Много.

Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. 
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления.
Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.

Ход занятия.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.


— Что лежит у меня в корзинке? (Мячики) 
— Сколько у меня мячиков в корзинке? (

Много) 
— Возьму один мячик. У меня один красный мячик. 
— Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики
— Сколько было мячиков в корзинке? Много. 
— А теперь сколько осталось? Ни одного. 
Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.


3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении)

 Переложите мячик в левую руку.

Поднимите мячик над головой.

Спрячьте за спину.

Держите мячик перед собой. 

Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали, 
Потихоньку закружились и на коврик опустились.


4. Давайте соберем мячики в корзинку.

— Сколько мячиков лежит в корзинке? (

Ни одного)
— Я положу в корзинку 1 красный мяч. 
— Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил? 
(Все мячики собрать в корзинку) 
— Сколько в корзинке мячиков? (Много)

-Мы положили по одному, и их стало много.


5.Игра «Поезд».

Мы сидели, мы устали, 
А сейчас мы дружно встали. 
Ножками потопали, 
Ручками похлопали. 
Соберем мы паровоз,

 
чтобы в гости нас повез. 
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы. 
— Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол. 
«Подъехать» к строительному уголку. — Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол. 
«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. — Сколько мишек? (Один) Сколько собачек?(Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т.д.
«Подъехать» к столу. — Что лежит на столе? Для чего нужны ? — Это игрушки, нужны для того, чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)
— О чем еще можно сказать «много», «один»?

6. Итог.

Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

 

План-конспект занятия: Конспект НОД математика. Один, много, ни одного

Занятие по математике в группе раннего возраста

Тема: Один, много, ни одного

Цели: Учить отвечать на вопрос «сколько? » словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи. 

Образовательные задачи

— продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

— закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность

-Расширять и активизировать словарь детей.

-Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание трудиться;

-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Шарики разноцветные. Большие и маленькие кубики по числу детей. Фонарики красного и зеленого цвета на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка убегает ловко

Кто это?

Дети: Зайка

Воспитатель: Правильно это зайка, его зовут Степашка.

Показываем мягкую игрушку зайку.

Воспитатель: Дети, а Зайчик пришел не с пустыми руками, он принес нам волшебную корзину.

Воспитатель показывает красочную корзину, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета).

В: Ребята, как Вы думаете, что находится в этой корзине?

Дети высказывают свои предположения.

В: Давайте посмотрим, что же лежит в корзине.

Открывает ее.

В:А тут шарики! Сколько шариков?

Д: Много.

Воспитатель раздает шары и спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.

В: А в коробке сколько шариков?

Д: Ни одного. Пуста корзинка.

В: Давайте снова шарики в корзинку положим.

Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает их о цвете и количестве шариков.

В: Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало в корзинке?

Д: Много!

В: Ребята, Зайка не привык сидеть долго на одном месте. Надо ему немного размяться. Составите ему компанию?

Физкультминутка; 

Зайчик серенький сидит (присаживаемся, руки складываем на груди, изображая лапки)

И ушами шевелит (прикладываем ладони к голове)

Вот так, вот так (двигаем в разные стороны).

Зайке холодно сидеть (потираем плечи),

Надо лапочки погреть (показываем ладошки):

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем).

Зайке холодно стоять (притопываем ногами),

Надо зайке поскакать! Прыг-скок, прыг-скок (скачем, как зайчики).

Под стульчиками каждого ребенка лежат 1 большой и 1 маленький кубик.

В: Ребята, Зайка еще любит играть в кубики и принес для каждого из вас кубики. Ну где же он их оставил?

Дети находят кубики под своим стульчиком.

В: Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мы поможем Зайке? Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают). Покажите маленький (показывают).

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

В: Посмотрите это какая коробка?

Д: Большая

В: А эта коробка, какая?

Д: Маленькая

В: Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку

Дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.

В: Вот мы и помогли Зайке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Гость наш доволен, он улыбается.

Игра «Зажги фонарики»

Воспитатель: Ребята! Наш Зайчик загрустил, давайте его развеселим! Воспитатель раздает детям фонарики красного и зеленого цвета.

Солнце красное зашло,

Стало на дворе темно.

Вы мне, детки, помогите,

Красные, зеленые фонарики зажгите!

Дети поднимают фонарики и машут ими.

Снова утро на дворе,

Фонарики погасли все!

Дети опускают фонарики.

Воспитатель: Сколько у тебя фонариков?

Дети: Один.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Зелёного.                                                                                              

Воспитатель: Сколько всего фонариков?

Дети: Много.

Зайчик  благодарит детей и уходит.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами славно поиграли! Какая игра вам понравилась больше всего? Сколько было мячей? А фонариков?

Конспект занятия «Один- много» | Социальная сеть работников образования

Задачи:

Образовательные: закрепление умения определять совокупность словами один, много, ни одного; отвечать на вопрос «сколько?»; название геометрических фигур; название основных цветов. Закрепление умения последовательного наложения и приложения одной группы предметов к предметам другой.

Развивающие: закрепление умения составлять группы предметов из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, умения ориентироваться в контрастных частях суток: день- ночь, утро- вечер. Продолжать развивать зрительное внимание, логическое  мышление. Закрепление правил поведения в природе (не трогать животных, не рвать растения и т.д.)

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к животным.

 

Интеграции образовательных областей:

ОО «Физическое развитие» — Закрепление умения сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

ОО «Речевое развитие» — продолжать заслушивать ответы детей. Умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Пополнять и активизировать словарь детей. Закрепление умения развивать речь при помощи  загадок;

ОО «Социально- коммуникативное развитие»Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

 

Методические приемы: организационный момент; вопрос- ответная беседа; отгадывание загадок; физкультминутка; выполнение задания; пальчиковая гимнастика; дидактическая игра «Что лишнее?»; подвижная игра «Найди свой домик»;  рефлексия.

 

Предварительная работа по образовательным областям: 

ОО «Речевое развитие»Чтение русских народных и мордовских сказок о животных; отгадывание загадок.

          ОО «Познавательное развитие»— рассматривание иллюстраций «Времена суток»; повторение названий геометрических фигур; проведение занятий по ФЭМП.

          ОО «Социально- коммуникативное развитие» дидактические игра «Убери лишний предмет», «Угадай по цвету», «Разложи фигуры».

 

Словарная работа: огромный, богатый, берлога, дупло, плутовка, ловкая, сарай.

 

Оборудование:

Демонстрационный: картинки «Времена суток», Медведь, Белочка, Лиса, карточки для выполнения задания.

          Раздаточный: Геометрические фигуры, шишки, полоски.

 

Место проведения – Групповая комната.

 

 

Ход

1. Организационный момент  «Подари улыбку» (дети стоят в кругу)

          В.-  Собрались все дети в круг.

 Я — твой друг и ты — мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

В.- А сейчас послушайте внимательно, и ответьте на мои вопросы.

1.  Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает? (Утром- мы просыпаюсь утром)

2.  Солнце светит ярко, воробей гуляет. Когда это бывает? (Днем)

3.  Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает? (вечером)

4.  Посмотрите дети, месяц на небе, звездочки светят. Когда это бывает? (Ночью)

Молодцы! Сегодня к нам на занятие придут гости, но, чтобы они пришли, мы должны разгадывать загадки.

Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех,

Кто в берлоге, до весны, днём и ночью видит сны? (Медведь)

Это какое животное? (дикое)

— Почему? (живет в лесу)

— А чем питается он? (ягоды, рыба, мед)

— А что еще растет в лесу? (цветы, грибы, ягоды)

— А  можно рвать цветы, ломать ветки деревьев, трогать животных? (нет)

Правильно, нельзя! Нужно соблюдать правила поведения в природе (детям предлагается рассмотреть карточки с правилами поведения в природе)

А медведь   принес вам шишки.

— сколько шишек у медведя в корзине? (много). (Воспитатель раздает по одной шишке детям).

— а теперь у вас сколько шишек? (по одной)

 — А сколько в корзине осталось шишек? (ни одной)

— Правильно. (складывают шишки в корзину)

 сколько же теперь у Медведя шишек в корзине «Много» .

В.- Миша, А мы про тебя игру знаем. Дети становитесь все в круг и повторяйте все движения за мной. (Воспитатель показывает, дети повторяют)

Наш мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в сторону развёл, видно мёду не нашёл.

Мишка, ну-ка не зевай, вместе с нами поиграй.

Лапками хлоп-хлоп, ножками топ-топ.

Воспитатель: А теперь снова загадки.

 Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка)

— А кошка это какое животное? (домашнее)

— Почему? (живет рядом с человеком)

Ой, она грустная, плачет. А, что ты плачешь? Присаживайся к нам, да рассказывай, что случилось Шепчет что-то воспитателю и показывает на сумку

Да, не плачь (успокаивает кошку). Ребята Кошка потеряла бусы, а нашла вот что (достаёт из сумки).

 — Вы знаете, что это такое? (геометрические фигуры)

В. — наши дети знают геометрические фигуры и тебя научат.  Что это за фигура? (показывает одну фигуру). (Круг)

 — А какого она цвета? (Красного)

— как правильно мы его назовем? (красный круг, синий квадрат, желтый треугольник, белый овал)

В. — Вот видишь Кошка и ничего сложного. Ты не переживай, мы с ребятами соберем тебе бусы из геометрических фигур. Дети проходят за столы

В.- А прежде чем мы начнем за работу, нужно пальцы нам размять, приготовили ладони.

Пальчиковая гимнастика:

Жили были пальчики (сгибание пальцев) девочки и мальчики.

Этот пальчик Танечка (мизинчик, этот пальчик Сонечка (безымянный,

Посерёдочке Сергей (средний, рядом братец Алексей (указательный).

Ну, а этот Гришка, Гришка шалунишка (большой)

В. —У вас на столах лежат тарелки, а что в них находится? (геометрические фигуры, полоски- длинная узкая, широкая короткая)

— геометрические фигуры надо разложить, как на доске. Какая первая фигура? (красный круг), а за ним какая? (синий квадрат, желтый треугольник, белый овал).

В.- А на какой полоске находятся мои геометрические фигуры? (на длинной узкой).

Положите перед собой узкую длинную полоску, а нее широкую короткую. Молодцы.

В.- Выбираем узкую длинную полоску, и начинаем выкладывать наши бусы.

— с какой геометрической фигуры начнем? (с красного круга)

— а потом? (синий квадрат, желтый треугольник, белый овал).

В.- Какие красивые бусы у нас получились!

В: — послушаем следующую загадку:

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая.

В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса)

В. — Ребята, посмотрите, какая Лиса (красивая, рыжая, хитрая)

—  Она принесла нам игру. Посмотрите на картинку и угадайте, что здесь лишнее (показывает карточку).  Какая фигура здесь лишняя (Большой красный квадрат  и 3 маленьких)

— Правильно, а почему? (Красный большой квадрат.)

В. — Следующая карточка (3 желтых треугольника и один зелёный. Треугольник зеленого цвета)

В. — 3 зелёных круга и один зелёный овал (Лишний овал)

В.- какой необычный гость к нам пришел! Кто это? (Гусь)

— А гусь это кто? (птица)

— Каких птиц вы еще знаете? (дятел, кукушка, голубь, воробей, синица и т.д.)

— Где живут птицы? (на дереве)

— Какие деревья  вы знаете? (береза, дуб, клен и т.д.)

В.- Посмотрите, какие картинки принес нам Гусь. (сравнение широкий- узкий, высокий- низкий)

В. — Молодцы,  а теперь пора повеселиться. Давайте поиграем в игру «Найди свой домик.» У каждой геометрической фигуры есть свой домик. (Воспитатель кладет на ковер 2 обруча, в один из обручей кладет круг, в другой — квадрат. Детям раздаются разные геометрические фигуры)

В.: Обручи — ваши домики. У кого в руке круг  — у тех обруч с кругом. Обруч с квадратом — дом тех, у кого в руке геометрическая фигура квадрат и т.д. Пока я играю в бубен, вы бежите в колоне со мной, как только бубен перестанет изучать каждый бежит в свой домик.

В. — Как нам было весело сегодня! А кто же к нам в гости приходил? (Медведь, Кошка, Лиса, Гусь)

В. — мы сегодня на занятие научили Медведя шишки считать, для Кошки сделали бусы из геометрических фигур, сложные задания Лисы  все отгадали, и рассмотрели картинки, которые принес нам Гусь.  На этом наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам подойти к столу, и выбрать геометрическую фигуру такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Всем большое спасибо.

 

План-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме: Один. Много.

Конспект занятия по математике( вторая младшая группа)

Тема: Один. Много.

Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. 
Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).
Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.

Ход урока.

1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти здесь)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.


— Что лежит у меня в корзинке? (Мячики) 
— Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много) 
— Возьму один мячик. У меня один красный мячик. 
— Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики) 
— Сколько было мячиков в корзинке? Много. 
— А теперь сколько осталось? Ни одного. 
Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.


3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали, 
Потихоньку закружились и на коврик опустились.


4. Давайте соберем мячики в корзинку.

— Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного)
— Я положу в корзинку 1 красный мяч. 
— Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил? 
(Все мячики собрать в корзинку) 
— Сколько в корзинке мячиков? (Много)
-Мы положили по одному, и их стало много.


5.Игра «Поезд».

Мы сидели, мы устали, 
А сейчас мы дружно встали. 
Ножками потопали, 
Ручками похлопали. 
Соберем мы паровоз, 
чтобы в гости нас повез. 
Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы. 
— Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол. 
«Подъехать» к строительному уголку. — Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол. 
«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. — Сколько мишек? (Один) Сколько собачек?(Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т.д.
«Подъехать» к столу. — Что лежит на столе? Для чего нужны ? — Это игрушки, нужны для того. чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)
— О чем еще можно сказать «много», «один»?

6. Итог урока.

Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

 

Конспект по математике «Один — много» в подготовительной группе с ЗПР

Картотека № 3

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Подготовительная группа (фронтальное)

(для детей с задержкой психического развития)

Тема: «Один, много, столько же»

Тема недели: «Домашние животные их детеныши.»

Учитель-дефектолог Хужина Наталия Ивановна

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

— закрепить и уточнить с детьми количественные отношения «Один, много, столько же», на основе визуального сравнения и пересчета.

— учить соотносить число 1 с количеством и цифрой.

Коррекционно – развивающие:

— корректировать мыслительные операции.

— развивать зрительную и слуховую память.

— корректировать общую двигательную сферу детей.

— развитие графо – моторных навыков.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать интерес к математике, помощь друг к другу.

Оборудование: картинный материал «Домашние животные», цифра 1, раздаточный материал домашние животные, тетради, карандаши, игра «Развивающее лото».

Ход занятия

1.Орг. момент

(психолог. настрой)

1минута

Дефектолог приветствует детей на ковре:

-Ребята, послушайте стихотворение:

«осень, осень, ты красива,

и мы рады все тебе и

осенние улыбки,

дарим всем мы на земле!»

Ребята, к нам сегодня пришло в гости солнышко и желает посмотреть, что же ребятки умеют делать? А что не хватает нашему солнышку?

Дети прикрепляют к солнцу лучики.

2.Вводная часть.

2 минуты.

Дефектолог предлагает детям поиграть в игру.

Игра «Кого (чего) в группе: один? (много)?»

-В группе много игрушек, один Ярослав и т. д.

Дети стоят в кругу и слушают дефектолога.

3.Основная часть.18 минут

Дефектолог предлагает детям подойти к доске.

Развитие восприятия.

На доске выставлены предметные картинки с изображением домашних животных один и много.

— Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам.- По какому признаку можно сгруппировать эти картинки?

-Сколько мышек вы видите на картинках? (много)

— Много это сколько? (когда трудно посчитать)

— Сколько собачек? (один)

-Сколько кошечек? (одно)

— А почему вы сразу говорите, какое количество домашних животных? (потому что их легко посчитать)

(Дефектолог демонстрирует цифру 1на доску и предлагает детям сесть за столы)

Чтение стихотворения.

Педагог читает стихотворение:

Вот один, ил единица,

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

С. Маршак.

Дефектолог: Нарисуйте в воздухе, выложите из ниток число 1.

На какие предметы похожа цифра 1? (По стихотворению) (на крючок, на обломанный сучок)

-Ребята, каких предметов в природе по одному? (солнце, месяц)

-Молодцы, ребята!

Зрительная гимнастика для глаз. «Вот стоит осенний лес!»

Вот стоит осенний лес,

В нем много сказок и чудес!

Слева — сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Выполняют круговые движения глазами

Выполняют движения глазами влево – вправо

Выполняют движения глазами вверх – вниз

Дидактическая игра «Положи верно»

На столе у каждого ребенка картинки с домашними животными

Дефектолог предлагает детям выложить на коврик справа 5 кошечек, а слева 1 собачку.

-Сколько кошек? (5)

-Сколько собачек? (1)

-Чего много собак или кошек? (кошек)

-Сколько собачек? (Один)

— Справа на коврике уберите 4 кошечки.

-Сколько кошек стало? (1)

— Сколько собачек? (1)

-кошек стало столько же сколько собачек. .

(Дефектолог вместе с детьми проговаривают слово столько же)

Дефектолог предлагает детям физическую разминку.

Дети стоят у доски.

По признаку фруктов.

Дети сидят за столами.

Дети сидят за столами.

4.Физминутка 1минута

«На лужайке»

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я – котенок, ты – щенок. Становитесь в наш кружок встают в круг.

Раз, два, три, четыре — раздвигайте круг по шире. Расходятся.

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.

Становитесь в круг опять — будем с солнышком играть.

Мы — веселые лучи, мы резвы и горячи!

Дети на ковре выполняют движения.

5.Закреление

6 минут

Пальчиковая гимнастика.

hello_html_77689298.jpg

Работа в тетради.

hello_html_6392d01e.jpg

Дети сидят за столами и выполняют задание.

6. Итог занятия.

2 мин.

Дефектолог: что вам больше всего запомнилось? Что понравилось на занятии?

Вы сегодня были молодцы! И вам предлагаю поиграть в игру. Дефектолог дает на время игру «Развивающее лото»

Дети стоят в кругу.

Формирование грамматического строя речи. Упражнение «Один- много».

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

Весной у лесных зверей появляются детеныши — лес­ные малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями. Рассмотрите картинки животных. Кого видите на картинке?

Логопед обращает внимание на окончание -ей в образованных словах.

Про кого из этих животных говорят «колючий»? (Неук­люжий? Большой? Длинная? Смелый?)

Логопед обращает внимание на окончание прилагательных: -ий, -ой, -ый. За выполненную работу дети получают подснежник.

Звуковой анализ.

И красавица весна

Нам загадку принесла.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка

Кто же это? (Зайка.)

Составьте схему слова зайка.
Дети составляют и читают схему.

Уберите из схемы звуки [а], [з], [к]. Какой звук остал­ся? Что вы узнали о нем?

Дети получают подснежник.

Итог занятия.

Весна проводит игру «Словознайка» — кто последним назовет слово со звуком [й], тот получает «солнышко».

Весна прощается с детьми:

Я иду лес наряжать,

Лето в гости поджидать.

ЗАНЯТИЕ №114

Тема: буквы Й, й.

Цель: закрепить звук [й]; познакомиться с его графичес­ким обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма; упражнять в пе­редаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие. Оборудование: буквы Й, й, кассы букв, игрушка (картинка) Незнайка, наборное полотно, тетради, ручки, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Назовите слово со звуком [й].

2. Повторение. Характеристика звука [й].

Звук [й] есть в имени сказочного маленького человеч­ка. Он жил в цветочном городе, носил яркую голубую шля­пу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галсту­ком. Он ничего не знал, поэтому его назвали … (Незнайка).

Логопед демонстрирует картинку или игрушку Незнайки.

— Расскажите ему, что вы узнали о звуке [й].

3. Знакомство с буквами И, и.

— Какой буквой обозначается звук [й]?

— Я знаю — говорит Незнайка, — и достает из кармана бу­кву И. Какой звук обозначает эта буква?

— А это какая буква?- спрашивает Незнайка, — и достает из кармана букву Й. (Эта буква обозначает отрывистый, короткий звук [й] и называется она «и краткое».)

Логопед демонстрирует чтение буквы Й, затем читают букву дети.

4. Закрепление буквы Й (с. 14).

— Посмотрите, кто изображен в левом верхнем углу стра­ницы? Почему он здесь находится? Посмотрите на буквы в зеленой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Й? Какие это элементы? Прочитайте буквы.

— Букву -«и краткий» можно увидеть, когда птичка про­летает над калиткой.

Летает над калиткой

Птица,

Но на калитку

Не садится.

(Е. Тарлапан)

В каком домике поселится буква Й? Почему?

5. Звуко-буквенный анализ.

Дети находят в кассе букв место букве Й.

— Незнайка плохо знает буквы и не умеет из букв состав­лять слова. Покажите Незнайке, как надо составлять слова. Закончите пословицу и стихотворения. Составьте эти слова в кассе.

Холода не бойся,

В воде холодной … (мойся)

Работай, силы не жалей,

Будь трудолюбив, как … (муравей)

Где двое — там третий … (лишний)

Все сразу понимает Знайка,

А разевает рот … (Незнайка)

6. Физминутка. Игра «Слушай внимательно и выполняй».

Логопед называет действие, которое должны выполнить дети, а сам при этом демонстрирует другое действие: «При­седай! Шагай! Топай! Хлопай!» И т.д.

7. Письмо.

а) Письмо буквы Й.

Незнайка говорит, что у него в кармане есть стихотво­рение о букве Й.

Букву Й зовут «и кратким».

Выглядит, как И в тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

б) Решение кроссворда «Лесенка й».
Кроссворд помещен в тетрадях детей.

Незнайка никогда не решал кроссворды. Объясните, что такое кроссворд? Впишите в последние клеточки букву Й. Получается кроссворд «Лесенка Й». Отгадайте первое слово. Сколько в нем букв? Какое это слово?

8. Чтение (с. 14).

а) Чтение слов.

Вот в небесах бумажный змей.

Слова на нем прочесть сумей!

Дети дополняют слоги до целого слова.

А теперь, дружок, прочитай-ка

Слова, похожие на слово «Незнайка»

Дети читают слова со слогом «ка».

Следующие слова прочти

И к ним рифму подбери.

Дети читают слова и подбирают рифму.

б) Чтение загадки.

Прочти, смекай –

Загадку отгадай.

Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.

в) «Отгадай слово».

Дети самостоятельно решают кроссворд « Трамвай».

Какой последний звук в слове трамвай?

Итог занятия.

Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

— Что вы узнали о букве Й?

 

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звуки [ль]-[й].

Цель: учить дифференцировать звуки [ль]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении и на письме; учить устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать навык чтения, звуко-буквенный анализ; развивать мышление. Оборудование: предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей картинки: лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попу­гай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей.

Назовите предмет, изображенный на картинке. Если слово отвечает на вопрос: «Кто это?» — поставьте картинку на доску слева. Если слово отвечает на вопрос: «Что это? » — поставьте картинку справа.

Дети расставляют картинки и садятся на места.

2. Дифференциация звуков [ль]-[й] на слух и в произношении.

На планете, откуда прилетел Юпик, есть птицы, летаю­щие между звездами. Эти птицы умеют говорить. Их называ­ют говоруны. На нашей планете тоже есть говорящие птицы.

В клетке живет,

Песен не поет,

Нас удивляет,

Слова повторяет.

Кто же это угадай,

Это птица… (попугай).

— Рассмотрите попугаев на с. 15. Что вы знаете о них? Это птицы с ярко окрашенным оперением, жизнерадостные. Они привыкают к домашней обстановке. Попугаи смышленые и способные птицы, их можно научить разговаривать и петь.

— Этих попугаев подарили Юпику. Юпик назвал их Лёшка и Йошка. Слева — попугай Лёшка, а справа — попу­гай Йошка. Их имена отличаются только первыми звуками. Какие это звуки? Произнесите несколько раз звук [ль]. Где находится кончик языка при произнесении звука [лъ]?

Произнесите звук [й]. Понаблюдайте за кончиком язы­ка. Где он находится?

— Чтобы правильно называть имена попугаев, нужно сле­дить за положением кончика языка. Произнесите звуки [ль] и [й] по стрелкам, указывающим на положение кон­чика языка.

— Произнесите несколько раз: Лешка — Йошка.

— Юпик решил научить попугаев говорить. Рано утром он показывал попугаям картинки и отчетливо называл их по несколько раз, затем угощал попугаев лакомствами. Через две недели каждый из попугаев выучил по три слова со сво­им звуком. Посмотрите на эти картинки. Какие слова вы­учил Лёшка? А какие слова выучил Йошка?

3. Звуко-буквенный анализ.

— Попугаи очень полюбили Юпйка. Ведь он заботился о них, играл с ними, учил говорить. Спустя еще две недели попугаи научились говорить предложение: «Это мой люби­мый Юпик». Сколько слов в этом предложении? Назовите каждое слово. Составьте предложение в кассе букв.

4. Физминутка. Подвижная игра «Попугаи в клетках».

Логопед кладет на пол два обруча разного цвета — клетки для попугаев. Дети каждого ряда встают в свой обруч. По сигналу логопеда «попугаи» вылетают из клетки, разлета­ются в разные стороны. По второму сигналу дети возвраща­ются на свои места. В какой клетке быстрее соберутся попу­гаи? Расположение клеток меняется.

5. Чтение.

а) Чтение слов.

— Юпик играл с попугаями, говорил им похожие слова, а они повторяли. Прочитайте эти слова. При чтении букв Я, Ю, Е, Ё кончик языка ставьте на нижние зубы, как и при Й. А при чтении слов с буквой Л — за верхние зубы.

Дети читают столбики слов.

б) Работа с деформированными предложениями.

— Юпик написал предложение. Разрезал его на слова, чтобы учить эти слова с попугаями. Слова попугаи выучили, а предложение обратно собрать Юпик не может. Прочи­тайте слова, составьте из них предложение.

Решение кроссворда «Лейка».

Рассмотрите картинки цветов внизу страницы. Как они называются? Впишите слова в схемы. Отгадайте слово, опу­стив по стрелкам в его схему буквы из слов репей и василек.

Итог занятия.

Назовите первый звук в слове лейка. Назовите третий звук в этом слове. Чем отличается произношение этих зву­ков? Как звали попугаев? Передайте по цепочке в быстром
темпе имена попугаев Лёшка — Йошка.

 

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звук [ч].

Цель: уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложнопод­чиненных предложений с союзом «потому что»; разви­вать мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичи­ки, ворота для подлезания, канат, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

— Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.

колобок звездочет сосулька

барабан дудочка фанфары

балалайка лилипут шишка

попугай мультфильм вертолет

Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «Хоботок» — «Трубочка» -«Рупор ». «Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком [ч] (с. 16).

Загадка: В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

— Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар. из-под колес: ч-ч-ч.

4. Анализ артикуляции звука.

— Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.

Дети анализируют произношение звука [ч] по схеме. Губы ок­руглены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.

Какой звук [ч]? (Согласный, только мягкий, глухой.) Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не пока­зал синюю фишку?

5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным».

— Увидев зеленый фонарик Юпика, паровоз остановился.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу,стучу,стучу.

В страну сказок я лечу.

— Юпик объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ч]:

вагончик стучат станция

шпалы мчится страна

прочный колеса чудесная

рельсы качается сказочная

6. Упражнение в произношении звука [ч].

Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу — чу, чу, чу.

Ча, ча, ча — ча, ча.

Чи — чи — чи, чи — чи




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *