Упражнение логопедия маляр: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Содержание

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.

  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.

  2. Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.

  3. Косинова Е. М. Уроки логопеда — М.: ЭКСМО, 2003 г.

  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.

  5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Материал по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ и щёк

1. «Бегемотик» — Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. «Лягушки» — На улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5-10.

3. «Слоник» — Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

4. Чередовать «Лягушки», «Слоник» сначала медленно, потом всё быстрее. 

5. «Воздушный шарик» — Надуть одну щёку, сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Упражнения для языка

6. «Змея» — 1)На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

              2) На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

7. «Месим тесто» — На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

8. «Блинчик» — На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.

9. «Лошадка» — На улыбке, рот широко открыт; цоканье кончиком языка о твёрдое нёбо; нижняя челюсть неподвижна.

10. «Расчёска» — На улыбке; закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 3-4 раза.

11. «Маятник» — На улыбке, рот открыт; тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

12. «Ёжик бегает» — Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

13. «Футбол» — 1) Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

                     2) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!

14. «Качели» — На улыбке, рот широко открыт; на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Язык «широкий». Повторить 4-5 раз.

15. «Индюк» — На улыбке; открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: «была-была-была». Язык должен облизывать губу!

16. «Варенье» — На улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу (а] сначала в одну, затем в другую стороны; б] делая движения языком сверху — вниз), потом нижнюю губу. Повторить 4-5 раз.

17. «Киска лакает молоко» — На улыбке; рот открыть, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка, убрать язык. Закрыть рот. Повторить 5-7 раз.

18. «Чашка» — 1) На улыбке; открыть рот, высунуть широкий язычок и тянуть его к носу. Бока языка должны быть загнуты вверх, чтобы «чай не пролился». Нижней губой не помогать. Удерживать под счёт от 5 до 10.

                     2) Тоже самое, только «чашечка» задвигается за зубки, внутрь ротовой полости.

19. «Почистим зубки» — На улыбке; открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счёт от 7 до 8. Затем почистить за верхними зубами . Рот при этом широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Повторить 3-5 раз.

20. «Киска сердится» -1) На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз.                               2) «Погладим киску» — Язык в положении «Киска сердится». Прижать язык верхними зубами и скатиться вниз к кончику языка, как бы «погладить киску».

                               3) Язык в том же положении. Язык зацепить за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд – назад.

21. «Парус» — 1) На улыбке; рот широко открыть, кончик языка поставить на альвеолы за верхними зубами. Язык «широкий». Удерживать язык в таком положении под счёт от 8 до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

                   2) Язык в том же положении. Сильное дутьё в щель между широким языком и нёбом.

22. «Маляр» — На улыбке; рот широко открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счёт до 8.

23. «Грибок» — На улыбке; присосать язык к нёбу, широко открыть рот (Язык должен остаться присосанным к нёбу! Язык «широкий»!).

24. «Дятел» — 1) На улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить : «д-д-д». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал».

                   2) Потом стучать: «д-дд, д-дд»

                   3) А потом: «дд-д, дд-д».

25. «Комарик» — На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубами. Произносить: «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на альвеолы энергично.

26. «Моторчик» — 1) На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по альвеолам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын». Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять 5-10 секунд.

                    2) Потом заводить моторчик: «дын-дын-дын». Повторить 4-5 раз.

27. «Гармошка» — На улыбке; присосать язык к нёбу. Широко открывать и закрывать рот, не отпуская языка. Повторить 4-5 раз.

28. «Пароход гудит» — Приоткрыть рот, кончик языка опущен за нижние зубы. Длительно произносить: «ы-ы-ы-ы».

Упражнения для правильно выдыхаемой струи воздуха

29. «Ветерок» — На улыбке; положить широкий язык на нижнюю губу («блинчик»), кончик языка опущен, боковые края прижаты к верхним зубам, и, как бы произнося длительно звук ф-ф-ф, одуть ватку на другой конец стола. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы! Следить, чтобы щёки не надувались! Чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х!

30. «Свисток» — Кончик языка за нижними зубами, сильное дутьё. Воздух проходит по средней линии языка. Можно дуть в трубочку. Выдуваемый воздух холодный. 

Упражнения для правильного речевого дыхания

31. «Нюхать цветок» — Сделать вдох через нос; на выдохе через рот произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Для [с], [сь], [з], [зь], [ц]:  Чередовать «Лягушки» — «Слоник»,  «Месим тесто», «Лягушки», «Слоник», «Блинчик», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Качели», «Футбол», «Свисток», «Ветерок».

Для [ш], [ч], [ж], [щ]: Чередовать «Лягушки» — «Слоник»,  «Блинчик», «Качели», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Чашка», «Парус», «Лошадка».

Для [л], [ль]:  «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Индюк», «Пароход гудит».

Для [р], [рь]: «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Почистим зубки»,  «Индюк», «Комарик», «Дятел», «Моторчик».

                        

Картотека по логопедии на тему: Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ

ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени.

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается  произношение звуков,  требующих поднятие языка вверх.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

  • Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх (р, ш, ж), ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
  • Звуки (л, ч, щ, ть, дь) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.
  • Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Правила выполнения упражнений

  • При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  • Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  • Следует иметь в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

      Едем, едем на лошадке
     По дорожке гладкой.
     В гости нас звала соседка
     Кушать пудинг сладкий.  
     Мы приехали к обеду,
     А соседки дома нету.

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 Я стою на ножке тонкой,

 Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

        На гармошке я играю,
        Рот пошире открываю,
        К нёбу язычок прижму,
        Ниже челюсть отведу.

Упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук  Д – Д — Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

Упражнение «Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были не подвижны.

Язычок наш молодец,

Тянется до носика…

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение «Котенок»

На блюдечко положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Мы налили в миску

Молоко для киски.

Кошечка лакает –

Язычок мелькает.

Упражнение «Самомассаж»

Выполнить упражнение «грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

Упражнение «Крот»

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.    

Во дворе горка.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

Под горкой норка.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

В этой норке.

Крот стережет норку.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  2. Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: КАРО, 2005 г.
  3. Косинова Е. М. Уроки логопеда  — М.: ЭКСМО, 2003 г.
  4. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
  5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Упражнения для развития укороченной уздечки

11 Мар 2011 Автор Ekaterina

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Червякова Наталья Алексеевна

учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1.      При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4],  Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

  • Прием Е.В. Новиковой [6]

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

  • Упражнение   «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

– Во дворе горка, –

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– В этой норке

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.
Предыдущий материал из рубрики —
Логопеду в помощь:



Логопедическое занятие «Язычок — маляр»


Логопедическое занятие «Язычок — маляр». Артикуляционные упражнения для мышц языка.

«Непослушный язычок»

Улыбаемся, язык расслаблен. Язык слегка высовываем и укладываем на нижнюю губу.

Язычок — маляр

Раз! Начинаем легко хлопать зубами по расслабленному языку, приговаривая «пя-пя-пя».

Два! Язык прячем обратно. Мышцы лица расслабляем.

Зубы не должны слишком сильно прикусывать язык, а только создавать ощущение легкого давления. Упражнение можно усложнить: во время прикусывания язык выдвигается вперед и задвигается обратно, тогда происходит хороший массаж всего языка. Упражнение выполнять от 5 до 15 сек.

«Маляр»

Расслабляем мышцы лица и язык.

Раз! Язык высунуть, облизать верхнюю и нижнюю губы (язык движется по кругу), язык спрятать.

Два! Движения полностью повторяется (язык движется в противоположную сторону).

Каждое упражнение выполняем по 4 — 5 раз в одну и другую стороны.

«Расческа для язычка»

Язык широкий, расслабленный.

Раз! Язычок, оставаясь широким, протискивается через верхние зубы. Они, прижимаясь к языку, как расческа жестко массируют его.

Два! Язык прячем обратно и даем малышу несколько секунд для отдыха.

Логопедическое занятие «Язычок — маляр». Все эти упражнения хорошо массируют язык, улучшают кровообращение в нем. Язык будет гибким, мягким и податливым, что упростит дальнейшие логопедические занятия.

Капля росы

Артикуляционная гимнастика для языка | ИгроМама

Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.

В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.

Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.

Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.

А на этой странице ВИДЕО АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА вы можете увидеть, как выполнять данные упражнения. 

Артикуляционное упражнение ДОМИК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Домик

Артикуляционное упражнение БЕГЕМОТИК

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Артикуляционное упражнение Бегемотик

Артикуляционное упражнение УЛЫБКА (лягушка улыбается)

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.


Артикуляционное упражнение ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)


Артикуляционное упражнение ЗМЕЙКА (ИГОЛОЧКА)


Артикуляционное упражнение ЛОШАДКА


Артикуляционное упражнение РАСЧЕСКА


Артикуляционное упражнение ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК


Артикуляционное упражнение ЧАСИКИ


Артикуляционное упражнение КАЧЕЛИ


Артикуляционное упражнение ФУТБОЛ


Артикуляционное упражнение ИНДЮК


Артикуляционное упражнение МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)


Артикуляционное упражнение БЛИНЧИК


Артикуляционное упражнение ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ


Артикуляционное упражнение ЧАШЕЧКА


Артикуляционное упражнение ЧИСТИМ ЗУБЫ


Артикуляционное упражнение КИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)


Артикуляционное упражнение ПАРУС


Артикуляционное упражнение МАЛЯР


Артикуляционное упражнение ГРИБОК


Артикуляционное упражнение ГАРМОШКА


Артикуляционное упражнение ДЯТЕЛ


Артикуляционное упражнение МОТОРЧИК


Отдельно изображения для этих упражнений и игры можно скачать на нашем сайте ЗДЕСЬ,  а также вы можете просмотреть все видео по полной артикуляционной гимнастике и распределение по звукам в нашем курсе «Артикуляционная гимнастика с Вороной-Матрёной».

К логопеду в кабинет: Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лягушки»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.


                           Подражаем мы лягушкам:
                           Тянем губы прямо к ушкам.
                           Вы сейчас тяните губки —
                           Я увижу ваши зубки.
                           Мы потянем — перестанем
                           И нисколько не устанем.

Упражнение «Слоник»

Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.


                             Буду подражать слону!
                             Губы хоботом тяну.
                             А теперь их отпускаю
                             И на место возвращаю.

Упражнение «Расчёска»

Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.


                          С волосами я дружу,
                          Их в порядок привожу.
                          Благодарна мне причёска.
                          А зовут меня … (расчёска).

             Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

                            Тик-так, тик-так.
                            Язычок качался так.
                            Словно маятник часов,
                            Покачаться он готов.

Упражнение «Ёжик»

Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

                                У меня в иголках шёрстка
                                И в норе запасов горстка.
                                Лучше ты меня не трожь!
                                Я — колючий серый ёж!


                        Упражнение «Футбол»


Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
                          Во дворе народ толпится.
                          Там идёт футбольный матч.
                          И вратарь наш, Генка Спицын,
                          Пропустить не должен мяч.
                          Потому что наблюдает
                          За игрою из окна
                          Катерина. Всякий знает:
                          Генке нравится она.

Упражнение «Качели»

Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

                                    Сели дети на качели
                                    И взлетели выше ели.
                                    Даже солнышка коснулись,
                                    А потом назад вернулись.

                   Упражнение «Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

                           Я индюк «балды-балда».
                           Разбегайтесь кто куда.

                 Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами — пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

                             Тесто мнём, мнём, мнём,
                             Тесто жмём, жмём, жмём,
                             После скалку мы возьмём,
                             Тесто тонко раскатаем,
                             Выпекать пирог поставим.
                             Раз, два, три, четыре, пять —
                             Не пора ли вынимать?

                    Упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

                            Испекли блинов немножко,
                            Остудили на окошке.
                            Есть их буду со сметаной,
                            Пригласим к обеду маму.

                        Упражнение «Варенье»

1.Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

2.Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

                                Блин мы ели с наслажденьем —
                                Перепачкались вареньем.
                                Чтоб варенье с губ убрать,
                                Ротик нужно облизать.

Упражнение «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, чтобы бока язычка были загнуты вверх в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

                        Вкусных мы блинов поели,
                        Выпить чаю захотели.
                        Язык к носу мы потянем,
                        Не прольём ни капли чая.

                       Упражнение «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

                             Зубки нужно чистить дважды:
                             Каждое утро и вечер каждый.

                Упражнение «Лягушка и слоник»

На «раз» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» — сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз — два». Повторить 5-6 раз.

                   Раз — лягушка с толстым брюшком,
                   Два — большой и добрый слон.
                   Ежедневно на опушке,
                   Посадив её в кадушку,
                   Как под душем, ту лягушку
                   Поливал из шланга он.

                 Упражнение «Киска сердится»

1.Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

2.Язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

                          Выгляни в окошко —
                          Там увидишь кошку.
                          Кошка спинку выгнула,
                          Зашипела, прыгнула…
                          Рассердилась киска —
                          Не подходите близко!

Упражнение «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхним зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

                 Лодочка под парусом по реке плывёт,
                 На прогулку лодочка малышей везёт.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

                               Я сегодня утром встал
                               И посёлок не узнал:
                               Каждый столб и каждый дом
                               Был покрашен маляром.
                               Если хочешь жить, как в сказке,
                               Позови на помощь краски!

Упражнение «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язык «присасывается» к нёбу.

                      Под берёзой, у дорожки
                      Гриб растёт на толстой ножке.
                      Мимо мы пройти не сможем,
                      Гриб в лукошко мы положим.

Упражнение «Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

                               Дятел на стволе сидит,
                               Клювом по нему стучит.
                               Стук да стук, стук да стуки —
                               Раздаётся громкий звук.

Упражнение «Комарик»

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки. Пытаться произнести «дзззз…», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

                       Прилетает по ночам,
                       Не даёт заснуть он нам:
                       Зло звенит, над ухом вьётся,
                       Только в руки не даётся.

9 способов заставить его работать

Запланировать время

Поместите домашнее задание в календарь, как любое другое важное мероприятие. Выберите время дня, когда у вас есть энергия и вы можете сосредоточиться. Запланируйте логопедические упражнения на это время каждый день, чтобы выработать привычку. Если ваша цель — час практики каждый день, не думайте, что вам нужно делать все сразу. Вы можете разбить домашнее задание на части по 20 или 30 минут, чтобы избежать умственной усталости и скуки. Помните: главное — последовательность.

Всего 20 минут в день в течение 4 недель — это все, что потребовалось каждому участнику с афазией, чтобы продемонстрировать улучшение с помощью нашего приложения «Языковая терапия 4-в-1» в домашних условиях в рамках исследования в Кембридже.

Составьте план

Если ваш речевой патолог (SLP) не дает вам определенного набора упражнений, вам решать, что вы будете делать каждый день и когда. Хорошая идея — сделать «бутерброд» из сложностей. То есть начните с чего-то, что не слишком сложно для разминки мозга, затем переходите к более сложным задачам, а затем заканчивайте чем-то более легким, чтобы почувствовать себя увереннее.

Выберите хорошее место

Найдите в доме удобное место, но не слишком , чтобы выполнять свою работу. Если диван или кресло оставляет вас слишком расслабленным, ваше внимание также может расслабиться. Сидеть за кухонным столом или за письменным столом — хорошая идея, так как это поможет вам настроиться на работу. Конечно, если сидеть прямо на стуле физически неудобно, вы также не сможете сосредоточиться на своей работе.

Минимизируйте отвлекающие факторы

Фоновый шум затрудняет фокусировку, поэтому выключайте телевизор или радио, когда делаете уроки.Отключите оповещения на телефоне и компьютере. Выберите время, когда члены семьи не находятся в одной комнате. Иногда спокойный музыкальный фон помогает сосредоточиться, поэтому поэкспериментируйте с тем, что вам подходит.

Имейте под рукой помощника

Партнер по общению может сильно помочь с логопедическими упражнениями. Помощник может сообщить вам, правильный или ясный ответ, подсказать, когда вы застряли, или вступить в разговор, чтобы помочь вам отработать стратегию. Они могут предложить техническую помощь, если она вам понадобится, если вы тренируетесь на компьютере или планшете.Также может быть полезно, чтобы ваш помощник посетил некоторые из ваших логопедических занятий. Помощник узнает у терапевта советы, которые он может закрепить дома. Помощники по выполнению домашних заданий могут присоединиться к вам через Skype, Facetime или по телефону, так что ваши близкие смогут поддержать вас, даже если они не живут поблизости.

Один из способов начать — использовать разговорную терапию, приложение, предназначенное для использования двумя или более людьми. Интересные темы и структурированные вопросы стимулируют обсуждение и обмен мнениями, чтобы помочь вам работать над речевыми и языковыми целями дома.Даже пары, которые, казалось бы, могут читать мысли друг друга, найдут что-то новое, о чем можно поговорить с помощью этого приложения.

Остерегайтесь разочарований

Если вы почувствуете гнев или разочарование во время тренировки, остановитесь. Сделай перерыв. Глубоко вдохните и успокойтесь. Предполагается, что практика поможет вам поправиться. Если логопедические упражнения вызывают у вас разочарование, вероятно, они слишком трудны или вы слишком устали. Просить помощи. Или выберите более простое занятие или настройку. Если вы начнете ассоциировать домашнее задание с отрицательными эмоциями, вы, вероятно, не будете придерживаться своего графика.Вам нужно остерегаться негативных чувств и менять то, что вы делаете, как только вы их чувствуете.

Вознаградите свои усилия

Важно ставить перед собой цели и не менее важно вознаграждать себя за их достижение. Простое соблюдение расписания тренировок — огромное достижение, так что отдайте себе должное. Количество пунктов, которые вы получите правильно, не имеет такого значения, как то, что вы пытаетесь. Со временем ваши усилия окупятся, и это может стать собственной наградой.

Используйте свои навыки вне домашнего задания

Мозг молодого возраста изменяется быстрее, чем мозг старшего возраста, но улучшение возможно в любом возрасте.

Смысл домашних логопедических упражнений — не в том, чтобы хорошо выполнять домашние упражнения, а в том, чтобы улучшить ваше мышление и коммуникативные навыки, пока вы занимаетесь делами, которые для вас важны. Это то, что SLP называют «переходящим». Это не всегда легко, но перенос — цель любого упражнения.

Практикуйте свои домашние задания в течение дня.Например, если вы работали над описанием слов, попробуйте описать слова, которые вы не можете вспомнить во время разговора за ужином. Попросите семью и друзей побудить вас использовать ваши стратегии в повседневной жизни. Однако никому не нравится, когда его все время исправляют, поэтому можно установить время, когда вам нужны напоминания, и время, когда вы просто хотите, чтобы вас оставили говорить, как вам нравится. Убедитесь, что вы четко знаете, какое время у друзей и родственников.

Используйте хорошие инструменты

Практика одного навыка может привести к улучшению связанного навыка.

Попробуйте совместить эти советы с приложением, специально разработанным для того, чтобы помочь взрослым восстановить языковые навыки после инсульта или другой приобретенной черепно-мозговой травмы. Приложения Tactus Therapy разработаны патологом речи, чтобы вы могли практиковать те же навыки, над которыми вы работаете в терапии, дома. Вы можете быть уверены, что логопедические упражнения основаны на известных техниках, помогающих взрослым с приобретенными коммуникативными расстройствами. Мы желаем вам успеха!

С приложением Tactus Therapy вы можете делать больше повторений и практиковаться между сеансами терапии — и это может помочь ускорить ваш прогресс.Ответьте на несколько простых вопросов, и с помощью мастера поиска приложений вам будут показаны лучшие приложения. Тогда вы можете попробовать их бесплатно!

,

Что это такое, как это работает и зачем вам нужна терапия

Логопедия — это оценка и лечение коммуникативных проблем и нарушений речи. Его проводят логопеды (SLP), которых часто называют логопедами.

Логопедические техники используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, языковые интервенции и другие, в зависимости от типа речевого или языкового расстройства.

Речевая терапия может потребоваться при нарушениях речи, которые развиваются в детстве, или нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или травмой головного мозга.

Есть несколько расстройств речи и языка, которые можно вылечить с помощью логопеда.

  • Расстройства артикуляции. Расстройство артикуляции — это неспособность правильно формировать определенные словесные звуки. Ребенок с этим расстройством речи может ронять, менять местами, искажать или добавлять звуки слов. Пример искажения слова — сказать «thith» вместо «this».
  • Нарушения беглости речи. Нарушение беглости речи влияет на протекание, скорость и ритм речи.Заикание и беспорядок — нарушение беглости. У человека с заиканием возникают проблемы с извлечением звука, его речь может быть заблокирована или прервана, или он может повторять часть всего слова. Человек с беспорядком часто говорит очень быстро и соединяет слова воедино.
  • Резонансные расстройства. Резонансное расстройство возникает, когда блокировка или препятствие регулярному потоку воздуха в носовой или ротовой полости изменяет вибрации, ответственные за качество голоса. Это также может произойти, если небно-глоточный клапан не закрывается должным образом.Резонансные расстройства часто связаны с волчьей пастью, неврологическими расстройствами и опухшими миндалинами.
  • Расстройства рецепции. Человек с расстройством рецептивной речи плохо понимает и обрабатывает то, что говорят другие. Это может привести к тому, что вы будете казаться безразличным, когда кто-то говорит, вам будет сложно следовать указаниям или у вас будет ограниченный словарный запас. Другие языковые расстройства, аутизм, потеря слуха и травма головы могут привести к расстройству рецептивной речи.
  • Расстройства экспрессии. Расстройство экспрессивной речи — трудности с передачей или выражением информации. Если у вас расстройство экспрессии, у вас могут возникнуть проблемы с построением точных предложений, например с неправильным временем глагола. Это связано с нарушениями развития, такими как синдром Дауна и потеря слуха. Это также может быть результатом травмы головы или состояния здоровья.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства. Затруднения в общении из-за травмы части мозга, которая контролирует вашу способность мыслить, называется когнитивно-коммуникативным расстройством.Это может привести к проблемам с памятью, решению проблем и затруднению речи или слушания. Это может быть вызвано биологическими проблемами, такими как аномалии развития мозга, определенные неврологические состояния, травма головного мозга или инсульт.
  • Афазия. Это приобретенное коммуникативное расстройство, которое влияет на способность человека говорить и понимать других. Это также часто влияет на способность человека читать и писать. Инсульт — наиболее частая причина афазии, хотя ее также могут вызывать другие заболевания мозга.
  • Дизартрия. Это состояние характеризуется медленной или невнятной речью из-за слабости или неспособности контролировать мышцы, используемые для речи. Чаще всего это вызвано расстройствами нервной системы и состояниями, вызывающими паралич лицевого нерва или слабостью горла и языка, такими как рассеянный склероз (РС), боковой амиотрофический склероз (БАС) и инсульт.

Логопедия обычно начинается с оценки SLP, который определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения.

Логопед для детей

Логопедия для вашего ребенка может проходить в классе или в небольшой группе, или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Логопедические упражнения и занятия различаются в зависимости от заболевания, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время логопедии для детей SLP может:

  • взаимодействовать посредством разговора и игры, а также использовать книги, изображения других предметов в рамках языкового вмешательства, чтобы помочь стимулировать языковое развитие.
  • моделировать правильные звуки и слоги для ребенка в соответствии с его возрастом. играть, чтобы научить ребенка издавать определенные звуки
  • Обеспечьте стратегии и домашнее задание для ребенка и родителя или опекуна о том, как проводить логопедию дома

Логопедия для взрослых

Логопедия для взрослых также начинается с оценки для определения ваши потребности и лучшее лечение.Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением.

Терапия может также включать повторное обучение функции глотания, если травма или заболевание, такое как болезнь Паркинсона или рак ротовой полости, вызвали затруднения при глотании.

Упражнения могут включать:

  • решение проблем, память и организацию, а также другие действия, направленные на улучшение когнитивной коммуникации
  • разговорные тактики для улучшения социальной коммуникации
  • дыхательные упражнения для резонанса
  • упражнения для укрепления мышц ротовой полости

Там же Если вы хотите попробовать упражнения с логопедом дома, доступно множество ресурсов, в том числе:

  • приложений логопедии
  • языковых развивающих игр и игрушек, таких как флип-карты и флеш-карты
  • рабочие тетради

Количество Время, в течение которого человеку нужна логопедия, зависит от нескольких факторов, в том числе:

  • их возраста
  • типа и тяжести речевого расстройства
  • частоты терапии
  • основного заболевания
  • лечения основного заболевания

некоторых нарушения речи начинаются в детстве и я Они улучшаются с возрастом, тогда как другие продолжают развиваться и требуют длительного лечения и поддержки.

Расстройство общения, вызванное инсультом или другим заболеванием, может улучшиться как после лечения, так и по мере улучшения состояния.

Успешность логопедии варьируется в зависимости от заболевания, которое лечится, и возрастных групп. Когда вы начинаете заниматься логопедом, это также может повлиять на результат.

Логопедия для детей младшего возраста оказалась наиболее успешной, если ее начать рано и практиковать дома с участием родителей или опекунов.

Логопедом можно лечить широкий спектр задержек и расстройств речи и языка у детей и взрослых.При раннем вмешательстве логопед может улучшить общение и повысить уверенность в себе.

.

Упражнения, упражнения и советы для родителей

Некоторые дети могут говорить, но слова не будут плавными. Они не могут выразить свои мысли полным предложением, так как слова или слоги обрываются. В их речи может быть нечеткость или возможно заикание.

Такие проблемы являются препятствием для общения ребенка и в некоторых случаях могут сделать ребенка менее уверенным в себе.

Эти проблемы можно решить с помощью логопеда. В этом посте MomJunction расскажет вам о логопеде для детей и поделится некоторыми играми и занятиями, которыми вы можете заниматься дома.

Что такое логопедия?

Логопедия — это метод языкового вмешательства, направленный на улучшение речи ребенка, его способности различать речь и преодоления таких проблем, как плохая артикуляция, нарушение речи (повторение звука, слова или фразы), а также фонологические и голосовые нарушения.

Это помогает ребенку лучше выражать себя с помощью вербального и невербального языка. Он фокусируется на:

  • Артикуляция и беглость для формирования звуков, слов и предложений.Дети, страдающие речевыми проблемами, не умеют произносить слова и бегло говорить. Логопедия направлена ​​на решение этой проблемы, чтобы помочь лучше сформулировать слова.
  • Регулировка громкости речи. Часто дети с проблемами речи говорят либо с низким, либо с высоким уровнем громкости. Логопедия помогает детям четко произносить слова и регулировать высоту звука и громкость.
  • Выразительный язык через изображения, знаки и письменные формы.Детям, страдающим нарушениями речи, трудно передать сообщение другим, используя слова, предложения и письмо. Им также сложно правильно использовать грамматику, составлять слова в предложения и описывать происшествия. Логопедия направлена ​​на работу в этих областях.

Как правило, дети не хотят разговаривать или разговаривают с перерывами. Трудно понять, что они хотят сказать. Но это не значит, что ребенку нужна терапия.

Вернуться к началу

[Читать: Развитие речи у детей ]

Как узнать, нужна ли вашему ребенку логопедия?

Когда возникает необходимость в логопеде, вам нужно понимать уровни проблемы.Вот несколько критериев (1):

1. Вашему ребенку нужна логопедия, если:

  • Людям трудно понять, что ваш ребенок говорит, поскольку речь нечеткая.
  • Вашему ребенку сложно произносить слова или переводить свои мысли в слова.
  • Нарушение речи ребенка с заиканием, повторением, удлинением и блокировкой.
  • Ребенок произносит только одно или два слова, например, мама, папа, а не предложения из двух-трех слов.
  • Ваш ребенок не развил социальные навыки, такие как дружба, прямой контакт, обучение игровым навыкам и общение с другими.

2. Ваш ребенок может иметь прекрасное произношение и рано читать. Но им все же может потребоваться логопедия, чтобы отточить свои практические языковые навыки, или процесс правильного использования языка в социальных сценариях , чтобы поговорить, завести новых друзей или просто попросить кого-то.

3. Ребенку также может потребоваться логопедия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушение слуха, поскольку они влияют на способность общаться.

Проконсультируйтесь с логопедом (SLP) в вышеуказанных случаях.SLP часто начинают оказание помощи этим детям в раннем возрасте и продолжают в школьные годы.

Даже если ваш ребенок записан на логопедическую службу, вы все равно можете выполнять упражнения дома для поддержки лечения.

Если речь задерживается, то в первую очередь следует учитывать, в порядке ли ребенок со слухом. Это можно оценить дома, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к музыке или звуку из телевизора.

В начало

Советы родителям по логопедии дома

Одна из самых важных вещей, которую нужно сделать, — это избегать любых негативных комментариев о речи вашего ребенка.Если ваш ребенок заикается, не давите на него. Вместо этого следуйте приведенным ниже советам:

  1. Поощряйте беседу: Спросите ребенка, заставляя задуматься, например: «Что бы вы сделали, если бы у вас была птица для друга?» Задавая вопросы, требующие подробных ответов, вы поощряете ребенка выражать свои идеи.
  1. Слушайте внимательно. Слушайте своего ребенка внимательно, даже если ему нужно время, чтобы закончить свои предложения. Когда вы слушаете, ваш ребенок уверенно говорит.Они изо всех сил стараются говорить бегло.
  1. Вы можете попробовать это упражнение: Соберите вместе своего ребенка и его друзей или братьев и сестер и сделайте круг. Шепните предложение одному ребенку, и он передаст его другому и так далее. В конечном итоге приговор, объявленный последним ребенком, должен быть таким же, как вы сказали первому ребенку.
  1. Заставьте ребенка прочитать: Купите несколько интересных сборников рассказов или возьмите новость, которая интересна вашему ребенку, и попросите их прочитать ее вслух.Скажите им, чтобы они повторили это дважды или трижды. Такие занятия способствуют развитию разговорных и языковых навыков.
  1. Проведите оценку: Оцените своего ребенка и посмотрите, в каких областях ваш ребенок задерживается. Это поможет вам узнать, являются ли проблемы с речью самостоятельными или связаны с другими проблемами развития. Вы можете анализировать, сравнивая успеваемость вашего ребенка с обычными вехами у детей этого возраста.
  1. Целевые области: Выберите конкретные проблемные области, которые вы хотите рассмотреть и решить.Цели должны быть достижимыми как для вас, так и для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на возрастных целях, которые обычно достигаются детьми этого возраста.
  1. Обращайтесь к одному звуку за раз: Начните с разбивки проблемы на более простые и уменьшенные версии, а затем обучите их конкретно.

Если вы хотите научить своего ребенка правильно использовать звук f , сначала покажите ему, как произносить звук ( fff ), затем учите слоги ( fuh / oof ), а затем переходите к словам ( f f или рыба ) и, наконец, используйте эти слова в предложениях и беседах.

Вы можете попробовать несколько занятий, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Но помните, что вашему ребенку они должны нравиться. Они могут не сотрудничать, если им скучно.

Вернуться к началу

[Прочитать: Расстройства общения у детей ]

Логопедические упражнения и упражнения

Каждое из приведенных ниже упражнений привлекает ребенка и стимулирует выработку речи.

1. Карточки и карточки с вопросами

Разместите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите их сказать, что они видят на карточке.Начните с нескольких карточек и увеличивайте картинки по мере продвижения. Если вашему ребенку сложно произносить определенные слова, вы поймете, на что нужно потратить больше времени.

Карты вопросов содержат простые вопросы для детей. Выбирайте по одной карточке и замедляйтесь, чтобы поговорить. Это может быть отличной стратегией, чтобы вовлечь ребенка в разговор.
Вопросы могут быть типа: «Если бы вы получили один подарок прямо сейчас, что бы это было?» / «Если бы вы могли изменить что-то в школе, что бы это было?»

2.Зеркало для упражнений

Зеркала обеспечивают визуальную обратную связь. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, как правильно двигать ртом, чтобы воспроизводить звуки. Разговор перед зеркалом помогает ребенку наблюдать, как он двигает своим ртом, издавая этот особый звук.

Встаньте перед зеркалом и производите каждый звук для вашего ребенка. Затем помогите им увидеть различия через зеркало.

3. Прыгай и говори

Эта игра заставляет вашего ребенка повторить слово девять раз.Начните со слов, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и попросите ребенка произносить слово каждый раз, когда он набирает номер. Когда они завершат прыжок до 9, измените слово и позвольте им снова прыгнуть, на этот раз с новым словом.

Вы можете начать с меньшего количества слов и постепенно увеличивать их.

Как только они закончат игру, правильно произнеся слова, наградите их подарком. Это повышает уверенность ребенка.

[Читать: Дислексия у детей ]

4.Play catch

Возьмите мяч и бросьте его вперед и назад. Поиграйте с ребенком в мяч, пока он тренирует свои слова. Таким образом, они делают два упражнения одновременно.

5. Прогуляйтесь

Если вы гуляете с ребенком куда-нибудь, попросите его делать шаг вперед при каждом правильном повторении. Вы можете попробовать это, когда находитесь в парке или заходите в свой дом.

Кроме того, чтобы играть с ребенком в такие игры, вы должны заставить его тренировать мышцы ротовой полости.

Упражнения оральной моторики

Оральная моторика относится к задействованию мышц внутри рта, включая губы, щеки, челюсть и язык.Все эти части связаны с мышцами, которые могут быть сильными или слабыми, скоординированными или нескоординированными.

Нам необходимы сильные оральные моторные навыки, чтобы мы могли говорить, есть, глотать или пить. Вот различные оральные двигательные упражнения, которые вы можете использовать для своих детей, не выходя из дома.

1. Движения губ

Эти движения губ являются отличным упражнением для полости рта для детей.

  • Скажи ооо, потом ее. Объедините «у-у-у-у». Все эти высказывания имеют разные модели движения.
  • Попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить.
  • Ребенок может надуть щеки, не разжимая губ. Как вариант, они могут надуть одну щеку и дать отдых другой.
  • Попросите ребенка надуть воздушный шарик или свисток.
  • То же самое можно сделать и с губами. Надуйте верхнюю губу, а затем нижнюю. Расслабьтесь. Повторение.
  • Заставьте ребенка пить из соломинки вместо чашки.

2. Движения языка

Попробуйте эти «скороговорки».

  • Заставьте ребенка практиковать такие звуки кончика языка, как «т-т-т-т», «д-д-д-д», «п-п-п-п».
  • Скажите «вперед» с преувеличением
  • Пусть ваш ребенок держит язык за зубами, а не касается губ или зубов. Они должны сжать язык, а затем расслабиться.
  • Попросите ребенка высунуть язык и делать круговые движения.

[Читать: Советы по улучшению концентрации внимания у детей ]

3. Движения щеки

С помощью этих движений вы можете укрепить мышцы щек ребенка:

  • Попросите ребенка держать губы закрытыми и сжать щеки.
  • Сделайте губами букву «о» и двигайте ими круговые движения. Расслабьтесь и повторите.
  • Пейте воду через трубочку.

Еще несколько упражнений для развития оральной моторики:

4. Надуйте пузыри

Пусть ваш ребенок надувает пузыри для контроля дыхания, а также для губ. Это заставляет детей поджимать губы, что является оральным двигательным упражнением.

5. Настройте гармошку

Дуть на губную гармошку помогает контролировать дыхание и поджимать губы. Если у вашего ребенка слабый контроль дыхания, попросите его издавать громкие звуки на губной гармошке, а если у него слабая сила губ, сосредоточьтесь на игре по одной ноте за раз.

6. Арахисовое масло

Кто не любит арахисовое масло? Вотрите немного в губы ребенка и попросите его лизнуть. Нанесите масло из одного угла в другой, чтобы язык доходил от одной стороны до другой.

Помимо этих заданий, вы можете побудить ребенка говорить и развивать его речь с помощью простых заданий с самого младенчества.

Вернуться к началу

[Читать: ADD In Children ]

Возрастные задания для развития речи

Вот несколько занятий, которые вы можете попробовать дома.

Помните, что дети учатся говорить естественно, и поэтому вы не должны оказывать на них давление. Этими занятиями можно заниматься только в том случае, если они нравятся ребенку. Не заставляйте ребенка выполнять эти действия.

От рождения до 2 лет

В этом возрасте ребенок не может говорить, но издает некоторые звуки. Следовательно, вы не можете знать, нужны ли им какие-либо логопеды. Вы можете выполнить следующие упражнения, если хотите научить ребенка произносить звуки / произносить слоги.

  • Издает звуки типа « ma, » « ba, » « da ». В конце концов, ваш ребенок может повторить их.
  • Делайте вид, что разговариваете с малышом, когда он издает звуки. Говорите и повторяйте все, что они говорят. Это побуждает их больше «говорить».
  • Научите малыша хлопать в ладоши.
  • Говорите с малышом, когда купаете, гуляете или кормите его. Вы можете говорить о чем угодно.
  • Используйте жесты, такие как размахивание руками и указание.
  • Обсудите с малышом звуки животных, например: «Собака издает поклон».
  • Используйте гласные в словах.

От 2 до 4 лет

  • Говорите четко, чтобы ребенок узнал это от вас.
  • Повторите то, что говорит ваш ребенок, чтобы сказать ему, что вы понимаете.
  • Добавь к тому, что они говорят. Пример: «Сок манго? У меня есть сок. У меня есть сок манго. Хотите сока манго?
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да / нет». Вы можете попросить их придумать такие предложения, как «Я могу летать», «Дерево может ходить» , а затем вы ответите утвердительно или нет.
  • Положите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка вынимать по одному и рассказывать вам, как его зовут и как им пользоваться. «Это карандаш. Я рисую эскизы карандашом. Я тоже пишу этим карандашом ».
  • Попросите ребенка прочитать вслух, медленно произнося каждое слово по отдельности.

Вернуться к началу

Вы также можете использовать игрушки для развития речи и логопедические книги.

Не спешите начинать логопед для вашего ребенка. Дайте им время улучшить свои разговорные навыки.Вам нужно проявить терпение и позитив, помогая ребенку научиться говорить. Наибольшую пользу детям приносит, когда им сопереживают родители.

Вы пробовали логопеду для своих детей? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.

Рекомендованные статьи:

Была ли эта информация полезной? ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *