Тибетская медицина чжуд ши: Первая консультация – бесплатно +7 (495) 228-28-08, +7 (925) 925-68-88 – лечение, секреты питания, очищение организма и лечение суставов, рецепты, отзывы

Чжуд-ши. Основы тибетской медицины читать онлайн

ББК 53.59 457

Ч 57 Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. — СПб.: «Невский проспект», 1999. — 156 с. (Классика естественной медицины.)

ISBN 5-8378-0020-4

В чем секрет долголетия тибетцев? Может быть, в том, что они жили и живут, не теряя связи с Природой?

Знаменитый трактат «Чжуд-ши» — это не просто «справочник лечащего врача», хотя и является со второй половины XII века основным пособием тибетских врачевателей. Он полезен не только тем, кто лечит, но и тем, кто лечится, и особенно тем, кто собирается оставаться здоровым всю жизнь.

Сезонное питание, выбор своих, индивидуальных методик оздоровления в зависимости от конституции, возраста, образа жизни и причин, вызывающих болезни.

Сохранить здоровье — это настоящее искусство, которому учит трактат «Чжуд-ши».

ISBN 5-8378-0020-4

© Издательство

«Невский проспект», 1999

От редакции

Знания, которыми обладали народы Древней Индии, Китая, Монголии, Тибета, сосредоточились в одной яркой точке, которая в течение тысячелетий освещала путь всей тибетской врачебной науке. Этой точкой был и остается древнетибетский медицинский трактат «Чжуд-ши» — свод тайных устных наставлений, передававшихся от учителя к ученику.

Если мы позволим себе сравнить наш организм с компьютером, то по изначальному замыслу «Чжуд-ши» был создан как руководство для опытных «программистов», для врачей, профессионально изучающих человеческое тело и то, как природные процессы — жара, холод, влага — действуют на него, выводя из равновесия и вызывая болезни.

Сейчас перед вами книга, в которую из всего огромного, многопланового трактата вошли только те главы, которые могут пригодиться нам с вами, обычным «пользователям», которые стремятся получше узнать свой «компьютер» и научиться эксплуатировать его по возможности грамотно.

Из огромного количества тем, которые вмещает в себя вышеупомянутый трактат, нами были выбраны только те, которые касаются поддержания здоровья, предотвращения болезней и достижения долголетия, то есть все то, что должен знать о себе каждый уважающий свое здоровье человек, чтобы не пришлось ему «чинить» свой «компьютер» от серьезных повреждений.

Вы узнаете о том, как «подстроить» свой образ жизни под сезоны года, об особенностях такого «сезонного» образа жизни. Поймете, что все люди делятся на определенные типы — конституции «ветра», «слизи», «желчи» или их сочетания, которые отражаются во внешности и поведении, и сможете определить свой тип. Обратите особое внимание на описание этих типов, чтобы, опираясь на них, использовать знания и рекомендации древних медиков. Ведь для каждого типа конституции «Чжуд-ши» предлагает свой, индивидуальный режим питания и рекомендует продукты, режим сна, режим половой жизни, способы лечения, образ жизни.

Из раздела, предназначенного для «программистов», то есть профессиональных врачей, мы решили оставить все, что касается причин возникновения болезней, некоторые приемы диагностики и лечебные рекомендации.

Знакомство с трактатом «Чжуд-ши» станет откровением для многих интересующихся проблемами оздоровления людей. Но некоторые рекомендации из тех, что вы найдете здесь, уже знакомы нашим читателям по книгам известных авторов. Например, Г. П. Малахов в своей системе использовал тибетский солнечно-лунный календарь как основу, на которой строится биоритмология оздоровления организма.

Теперь у вас есть возможность не только ознакомиться с первоисточником, но и применить эти древние знания на практике. Надеемся, что этот уникальный трактат поможет вам лучше понять собственный организм, уберечься от болезней и достигнуть долголетия.

Вступление

Тибет… Может быть, это самая загадочная страна в мире. Много веков Тибет хранил свои тайны, настороженно противясь проявлениям «детского» любопытства Европы. Но XX век не признает тайн, и постепенно перед удивленным взором европейцев раскрылся удивительный мир буддийского государства с его философией, наукой, искусством… Стали известны уникальные системы восточной медицины, где человек представлялся не как механическое существо, у которого изредка выходят из строя некоторые детали, требующие починки, а как малая частица огромной вселенной — микрокосм, в котором отражены, как в капле воды, — океан, все принципы и законы мироздания. Здоровье человека — не просто удобное для жизни состояние, но проявление высшей гармонии и совершенства этого мира. Не случайно все восточные медицинские системы так тесно связаны с философией и религией.

Тибетская медицина занимает в ряду восточных медицинских систем особое место. Так сложилась история этого государства, что здесь соприкоснулись две древнейшие культуры — Индии и Китая. Тибетские врачи не только восприняли эти две медицинские традиции, но смогли интегрировать их в единую медицинскую систему, развив и обогатив ее собственным практическим опытом, соотнеся ее с географическими и климатическими особенностями своей страны. Тибетская медицина — это своеобразная, не сводимая ни к одному из своих источников система, которой доверяют миллионы людей. Тысячелетиями ее услугами пользовались не только тибетцы, но и жители Индии, северо-западной части Китая, Монголии, юго-восточной части Туркестана, бурятских и калмыцких степей.

Во второй половине XIX века через Бурятию и Калмыкию тибетская медицина проникла в Россию, к помощи тибетских лекарей прибегали многие знатные особы, включая лиц царской фамилии. В конце XIX века появился первый перевод на русский язык знаменитого медицинского трактата «Чжуд-щи», сделанный Жамсараном (Петром Александровичем) Бадмаевым*. В XX веке началось систематическое изучение тибетской медицинской системы российскими учеными-медиками, над этими проблемами работали целые отделения научных институтов. Результатом этой работы стал новый перевод «Чжуд-ши», а также ряд монографий и статей, посвященных разным аспектам тибетской медицины.

Но не только медикам интересны древние тибетские тексты. Сам автор великого медицинского сочинения, понимая это, обращался не только к врачам:

«О друзья, тот, кто хочет жить не болея, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет долголетия, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет быть богатым, счастливым, пусть учит наставления по врачеванию! Кто хочет избавлять от страданий других, кто хочет вознестись над головами, пусть учит наставления по врачеванию!»

* О Бадмаеве П. А. см. Приложение II.

Часть I

ОСНОВЫ

ТИБЕТСКОЙ

МЕДИЦИНЫ

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ «ЧЖУД-ШИ»

Полный свод знаний по тибетской медицине содержится в четырехтомном трактате, записанном Ютог-ба Йондан-гонпо*. Трактат имеет название «Сердце (экстракт) амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений».

Амрита — нектар, эликсир; мифический напиток бессмертия, добытый богами и асурами при пах-тании молочного океана; в переносном значении синоним слова «медицина». Восемь членов медицины — болезни тела, детские болезни, женские болезни, болезни от демонов, раны, отравления, старость, половое бессилие.

Этимология слова «тантра» имеет различные толкования. В Вайдурья-онбо сделана попытка объяснить значение слова с медицинской точки зрения. Оно разделено на два корня: «тану» — тело и «трая» — защита. Применительно к текстам это слово указывает на сокровенный характер их содержания, необходимость знакомства с устной традицией комментирования, которая передается непосредственно от учителя к ученику.

Повествование здесь ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее, его «медицинской ипостаси»

*О Ютог-ба Йондан-гонпо см. Приложение I.

Бхайшаджья-гуру (Верховного медика). Бхайшаджья-гуру восседает на престоле в середине дворца, расположенного в городе Лта-на-сдуг (Прекрасный на вид). Дворец украшен лекарственными драгоценными камнями разных видов, усмиряющими 404 болезни. Слушателями, окружающими Учителя четырьмя кругами со всех сторон, являются различные боги, риши и последователи буддизма.

Однако сам Будда не принимает участия в процессе изложения, перед каждой тантрой он погружается в состояние самадхи (полного сосредоточения) и выходит из него после завершения тантры. Как только Будда входит в самадхи, из его тела вырывается луч сотен и тысяч разных цветов, распространяется по десяти сторонам света и очищает все живые существа от скверны, грехов и болезней. Затем Будда эманирует из себя риши, представляющих его личность в разных аспектах. Постоянным действующим лицом является риши Маносиджи — персонификация языка Будды, который и задает Верховному медику вопросы. Отвечают на эти вопросы остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела Будды и рассказывают по одной тантре. Поэтому трактат состоит из четырех томов и кратко называется «Чжуд-ши», что означает «Четыре тантры».

Как тело человека —

высшее из всех шести видов рождений —

содержать в здоровье, лечить при болезнях,

чтобы оно жило долго, преуспевая в светских

и религиозных делах,

кратко расскажу… —

говорит риши Видьяджняна, воплощение Будды.

ГЛАВЫ О ЗДОРОВЬЕ

И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ,

О БОЛЕЗНЯХ, ИХ ПРИЧИНАХ И ЛЕЧЕНИИ

В «Чжуд-ши», так же как в большинстве восточных медицинских систем, первостепенное внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, а также проблемам сохранения и поддержания здоровья.

Тибетские врачи дают человеку множество советов и рекомендаций, которые помогут сохранить здоровье и предупредить развитие болезней. Все эти профилактические методы и наставления, касающиеся правильного образа жизни, основаны на принципах индивидуального подхода к человеку.

Как утверждают тибетские лекари, любые изменения физического и психологического состояния человека происходят под влиянием различных факторов окружающей среды. Во-первых, это объективные факторы, которые человек изменить не способен, — климатические условия региона проживания, смена времен года; во-вторых, это субъективные факторы, определяемые самим человеком, — образ жизни, характер питания, условия быта, вид трудовой деятельности, особенности сексуальных отношений. В связи с этим предлагается неблагоприятные для организма действия объективных факторов корректировать с помощью факторов субъективных.

Но для того чтобы человек смог создать для себя наиболее благоприятные условия жизни и эффективно использовать их для поддержания здоровья, он должен располагать информацией о том, как действуют объективные и субъективные факторы на людей разных конституциональных типов и как они взаимодействуют на уровне человеческого организма. Эти знания и предлагает нам тибетская медицинская система.

Традиционная тибетская медицина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2016; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2016; проверки требуют 38 правок.
Тибетская медицинская танка

Традиционная тибетская медицина — традиционная буддийская система врачевания, появившаяся и распространившаяся на территории Тибета в 5-7 вв.[1] Сложилась под влиянием древнеиндийской и древнекитайской медицины, текстов тантры и абхидхармы.[2]

В современной медицинской науке оценки тибетской медицины неоднозначны.[1]

Основу тибетской медицины составляет учение о трех ньепа («виновниках»)[2]:

Жизнь в тибетской медицине определяется как «пульсация», а здоровье и болезни считаются зависящими от «пульсирующих» сущностей — «ветра», «желчи», «слизи».

Большое значение в тибетской медицине придаётся воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей[3], диететике[1]. В основе терапии лежит использование природных средств растительного и животного происхождения (до 1000 наименований): «Всё, окружающее нас, может служить лекарством»[4]. Учение о лекарствах подразделяется на отдельные дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления.[2]

Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (V в.). Основной текст — «Чжуд-ши» (также «Жуд-Ши», «Чжуд-Ши», «Джуд-Ши»; в переводе: «Четыре основы») — составляет предмет тибетской медицины. «Чжуд-ши» написан в стихотворной форме и был предназначен для заучивания наизусть. Полное название  — «Сердце амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам тантры и абхидхармы.

Трактат состоит из следующих частей[2]:

  • «Ца-чжуд» («Дефиниция, или определение медицины») — «тантра основ», состоит из шести глав. Раскрывает сущность тибетской медицины, здесь даются сведения об основных болезнях, диагностике и способах лечения, описывается структура и краткое содержание «Чжуд-ши».
  • «Шед-чжуд» («Теоретическая медицина») — «тантра объяснений», состоит из 31 главы и является практическим руководством по лечению 404 болезней. В этом разделе изложена общая теория по анатомии, физиологии, эмбриологии, фармакотерапии, объясняется, как устроен и функционирует организм, даются советы по образу жизни и правильному питанию. Последняя глава описывает какими качествами должен обладать врач.
  • «Маннаг-чжуд» («Клиническая медицина») — «тантра наставлений», содержит два раздела и 92 главы. Описаны основные причины заболеваний, сопутствующие факторы и симптомы, указаны способы подготовки к обследованию, средства лечения и методы профилактики.
  • «Чи-чжуд» («Фармацея», или «Инструментарий медицины») — «дополнительная тантра», состоит из 27 глав. Содержит сведения по диагностике, рецепты по заготовке и использованию тибетских лекарств. Тантра также описывает пять лечебных процедур (кровопускание, прижигание, компрессы, ванны и втирания) и усиливающее их действие иглоукалывание.

В дальнейшее развитие тибетской медицины внесли большой вклад Ютогба Йондан-гомбо младший (1112—1209), написавший «Шалог-жоб-жад» — комментарий к «Чжуд-ши»[5], и Десрид Санчжай Джамцхо (1653—1705), написавший труд «Лхантхаб» («Руководства по терапии») в качестве дополнения к 3-й части «Чжудши» и «Вайдурья-онбо» (комментарий к «Чжуд-ши»).[2]

Российский читатель впервые смог познакомиться с текстом «Чжуд-ши» в 1898 году[6], когда был опубликован труд П. А. Бадмаева «О системе врачебной науки Тибета», включающий комментированный перевод первых двух частей трактата. В 1903 году вышла новая редакция перевода Бадмаева, а пять лет спустя появился ещё один перевод «Чжуд-ши», выполненный А. М. Позднеевым в 1876—1898 годах. Существует также перевод Д. Б. Дашиева, впервые опубликованный в 1988 году[7].

Изучение и использование тибетской медицины[править | править код]

Первые сведения о тибетской медицине в Европе сообщил венгерский тибетолог А. Чома де Керёши. В России её изучением до октябрьской революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и другие. В 1875 году в Петербурге была открыта клиника и амбулатория тибетской медицины. В дальнейшем исследованием занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е., Чойжинимаева С. Г., в Институте лекарственных растений в Москве, Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом институте, Институте общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук.[2] Значительная коллекция тибетских медицинских текстов хранится в фондах Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Она каталогизирована и описана[8].

Традиционная тибетская медицина широко применяется в Тибетском автономном районе КНР, тибетских территориально-административных образованиях в провинциях Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Юньнань, где она является частью системы общественного здравоохранения. Популяризация этого направления медицины считается одной из важных задач правительства Китая. Она также распространена среди тибетской эмигрантской общины в Индии, официально признается и поддерживается Центральной тибетской администрацией (правительством в изгнании)[9]. Знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились и накапливались в тибетских монастырях, часто под покровом тайны. Сегодня крупнейшие университеты Тибета (Tibet University of Traditional Tibetan Medicine, the Qinghai University Medical School) предлагают курсы, доступные всем желающим[10].

В настоящее время традиционная тибетская медицина продолжает использоваться на Тибете, в Индии, Непале, Бутане, России (Сибирь), Китае и Монголии. Кроме этого, в последние десятилетия она приобрела некоторую популярность также в Европе, Северной Америке и других регионах.

  1. 1 2 3 Тибетская медицина // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  2. 1 2 3 4 5 6 Медицина тибетская / Е. Д. Огнева // Буддизм: Словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др.; под общ. ред. Н. Л. Жуковской и др. — М. : Республика, 1992.
  3. ↑ Народная медицина / В. А. Базанов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. ↑ Бадмаев, 1903, с. 39.
  5. ↑ Бадмаев, 1903, с. 55.
  6. ↑ Грекова, 1988, с. 11.
  7. ↑ «ЧЖУД-ШИ» : памятник средневековой тибетской культуры / пер. с тиб. Д. Б. Дашиева. — Наука, 1988. — 349 с.
  8. ↑ Жабон Ю. Ж. Аннотированный каталог медицинской коллекции Тибетского фонда Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН / Архивные коллекции Центра восточных рукописей и ксилографов / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 241 с.
  9. ↑ Official website of Tibetan Medical & Astrological Institute
  10. ↑ Push to bring Tibetan medicine to the world : [англ.] // Global Times. — 2010. — 19 November.  (недоступная ссылка — история)

Книги[править | править код]

  • «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины / пер. с тиб., предисл., примеч., указатели Д. Б. Дашиева; отв. ред. С. М. Николаев. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 766 с. — ISBN 5-02-018033-5.
  • Бадмаев П. А. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-Ши». — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1903. — 159 с.
    • 2-е изд. (репринт.): М., 1991; 3-е изд. (репринт.): М., 2010; 4-е изд. (репринт.): М., 2011; 5-е изд. (репринт.): М., 2014; 6-е изд. (репринт.): М., 2016.
  • Бадмаев П. А. О системе врачебной науки Тибета. — СПб. : Скоропечатня «Надежда», 1898. — Т. 1. — 234 с.
  • Донден Е. Введение в тибетскую медицину: здоровье и равновесие / Еши Донден. — СПб.: Уддияна, 2005. — 272 с. — ISBN 594121028X.
  • Рапгэй Л. Тибетская книга целительства. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 240 с. — ISBN 9785818304671.
  • Дунчжи Ч., Баяндуров С. Э. Основы Тибетской медицины (ознакомительный курс для системы последипломного образования врачей) / Чжома Дунчжи, С. Э. Баяндуров. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ» Росздрава, 2006. — 187 с.
  • Дунчжи Ч., Баяндуров С. Э. «Тибетская медицина» (учебное пособие для врачей) / Чжома Дунчжи, С. Э. Баяндуров. — Днепропетровск, 2009. — 375 с.
  • Donden Y. Health Through Balance: An Introduction to Tibetan Medicine / Yeshi Donden. — New York : Snow Lion Publications, 1986. (англ.)
  • Schrempf M. Soundings in Tibetan Medicine: Anthropological and Historical Perspectives / Mona Schrempf. — BRILL, 2007. — 449 p. — ISBN 9789004155503. (англ.)
  • Баторова С.М. и др. Растения тибетской медицины: опыт фармакогностического исследования. — Новосибирск, 1989.
  • Учебник тибетской медицины / С монгольского и тибетского перевёл А. Позднеев. — СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1908. — Т. 1. — 425 с.
  • Петр Бадмаев. Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши / Предислов. Б. С. Гусев // Репринтное воспроизведение издания «Главное руководство по врачебной науке Тибета. Жуд-Ши». СПб., 1903. — М.: Наука, 1991. — 256 с. — ISBN 5-02-004134-3.
  • Грекова Т. И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. — СПб.: Атон, 1998. — 400, [16] с. — 5000 экз. — ISBN 5-89077-036-5.

Статьи[править | править код]

Звукозаписи[править | править код]

Читать онлайн «Чжуд-ши. Основы тибетской медицины» — RuLit

ББК 53.59 457

Ч 57 Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. — СПб.: «Невский проспект», 1999. — 156 с. (Классика естественной медицины.)

ISBN 5-8378-0020-4

В чем секрет долголетия тибетцев? Может быть, в том, что они жили и живут, не теряя связи с Природой?

Знаменитый трактат «Чжуд-ши» — это не просто «справочник лечащего врача», хотя и является со второй половины XII века основным пособием тибетских врачевателей. Он полезен не только тем, кто лечит, но и тем, кто лечится, и особенно тем, кто собирается оставаться здоровым всю жизнь.

Сезонное питание, выбор своих, индивидуальных методик оздоровления в зависимости от конституции, возраста, образа жизни и причин, вызывающих болезни.

Сохранить здоровье — это настоящее искусство, которому учит трактат «Чжуд-ши».

ISBN 5-8378-0020-4

© Издательство

«Невский проспект», 1999

От редакции

Знания, которыми обладали народы Древней Индии, Китая, Монголии, Тибета, сосредоточились в одной яркой точке, которая в течение тысячелетий освещала путь всей тибетской врачебной науке. Этой точкой был и остается древнетибетский медицинский трактат «Чжуд-ши» — свод тайных устных наставлений, передававшихся от учителя к ученику.

Если мы позволим себе сравнить наш организм с компьютером, то по изначальному замыслу «Чжуд-ши» был создан как руководство для опытных «программистов», для врачей, профессионально изучающих человеческое тело и то, как природные процессы — жара, холод, влага — действуют на него, выводя из равновесия и вызывая болезни.

Сейчас перед вами книга, в которую из всего огромного, многопланового трактата вошли только те главы, которые могут пригодиться нам с вами, обычным «пользователям», которые стремятся получше узнать свой «компьютер» и научиться эксплуатировать его по возможности грамотно.

Из огромного количества тем, которые вмещает в себя вышеупомянутый трактат, нами были выбраны только те, которые касаются поддержания здоровья, предотвращения болезней и достижения долголетия, то есть все то, что должен знать о себе каждый уважающий свое здоровье человек, чтобы не пришлось ему «чинить» свой «компьютер» от серьезных повреждений.

Вы узнаете о том, как «подстроить» свой образ жизни под сезоны года, об особенностях такого «сезонного» образа жизни. Поймете, что все люди делятся на определенные типы — конституции «ветра», «слизи», «желчи» или их сочетания, которые отражаются во внешности и поведении, и сможете определить свой тип. Обратите особое внимание на описание этих типов, чтобы, опираясь на них, использовать знания и рекомендации древних медиков. Ведь для каждого типа конституции «Чжуд-ши» предлагает свой, индивидуальный режим питания и рекомендует продукты, режим сна, режим половой жизни, способы лечения, образ жизни.

Из раздела, предназначенного для «программистов», то есть профессиональных врачей, мы решили оставить все, что касается причин возникновения болезней, некоторые приемы диагностики и лечебные рекомендации.

Знакомство с трактатом «Чжуд-ши» станет откровением для многих интересующихся проблемами оздоровления людей. Но некоторые рекомендации из тех, что вы найдете здесь, уже знакомы нашим читателям по книгам известных авторов. Например, Г. П. Малахов в своей системе использовал тибетский солнечно-лунный календарь как основу, на которой строится биоритмология оздоровления организма.

Теперь у вас есть возможность не только ознакомиться с первоисточником, но и применить эти древние знания на практике. Надеемся, что этот уникальный трактат поможет вам лучше понять собственный организм, уберечься от болезней и достигнуть долголетия.

Вступление

Тибет… Может быть, это самая загадочная страна в мире. Много веков Тибет хранил свои тайны, настороженно противясь проявлениям «детского» любопытства Европы. Но XX век не признает тайн, и постепенно перед удивленным взором европейцев раскрылся удивительный мир буддийского государства с его философией, наукой, искусством… Стали известны уникальные системы восточной медицины, где человек представлялся не как механическое существо, у которого изредка выходят из строя некоторые детали, требующие починки, а как малая частица огромной вселенной — микрокосм, в котором отражены, как в капле воды, — океан, все принципы и законы мироздания. Здоровье человека — не просто удобное для жизни состояние, но проявление высшей гармонии и совершенства этого мира. Не случайно все восточные медицинские системы так тесно связаны с философией и религией.

Тибетская медицина занимает в ряду восточных медицинских систем особое место. Так сложилась история этого государства, что здесь соприкоснулись две древнейшие культуры — Индии и Китая. Тибетские врачи не только восприняли эти две медицинские традиции, но смогли интегрировать их в единую медицинскую систему, развив и обогатив ее собственным практическим опытом, соотнеся ее с географическими и климатическими особенностями своей страны. Тибетская медицина — это своеобразная, не сводимая ни к одному из своих источников система, которой доверяют миллионы людей. Тысячелетиями ее услугами пользовались не только тибетцы, но и жители Индии, северо-западной части Китая, Монголии, юго-восточной части Туркестана, бурятских и калмыцких степей.

Читать книгу Тибетская медицина

Петр Александрович Бадмаев Тибетская медицина Главное руководство по врачебной науке Тибета Чжуд-ши

Предисловие

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).

Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соп

ЧЖУД-ШИ (трактат о Тибетской медицине в 4-х томах)

Книга
Название: ЧЖУД-ШИ (трактат о Тибетской медицине в 4-х томах)
Автор: Дашиева (перевод)
Формат: doc
Размер файла: 4,7 Mб

Отрывок из книги:
Раздел 10. Лечение женских болезней
Затем риши Маносиджи выразил просьбу: О учитель, риши Видьяджняна! Как выучить раздел о лечении женских болезней? Пусть исцелитель, Царь лекарей, благоволит рассказать!
Риши Видьяджняна изрек: О великий риши, слушай! Расскажу раздел о лечении женских болезней. Человеческое тело, состоящее из трех ядов и четырех первоэлементов, по воле кармы рождается мужским или женским. У кого добродетелей меньше, получают женское тело, отличающееся грудями, маткой и месячными. Высшие из «сил тела» — это семя белое и красное. Красное — это менструации, начинающиеся с двенадцати лет.
Оно задерживает сперму в матке, от него — зачатие и рождение. А белое — растит грудь и дает питание [ребенку]. Они [то есть белое и красное семя] под влиянием кармы, питания и демонов гдон вызывают пять болезней матки, шестнадцать болезней сосудов, девять видов скрапа, два вида болезней червей — итого тридцать две основные женские болезни и восемь обычных — всего получается сорок болезней1. Болезни «низкого» и «избыточного» женского тела делятся на три [группы]: общие, частные, обычные. Расскажу об общих болезнях в четырех [частях]: различия, причины, признаки, способы лечения. Различают две [общие] болезни: опасность крови и опасность ветра. Их причины. Первая — это менструации. Пока болезнь еще свежая, она называется «опасность крови». Позже, когда присоединится ветер, болезнь будет называться «опасность ветра».
Их признаки. Общим признаком опасности крови являются ноющие боли в костях ниже поясницы и боли в области мочеиспускательного канала, чувство жара внизу живота, ноющие боли в спине и диафрагме, пульс частый, с признаками жара, мокнущие мелкие сыпи, кровотечения из матки, или же кровь свертывается и нагнаивается прямо в матке. При опасности ветра — ноющие боли в костях, головокружение, чувство холода в костях головы, зябнет тело, болит где-то между кожей и мясом, мясо отекает, вздувается и немеет, сердцебиение, темнота в глазах, обмороки, потеря памяти, спазмы в мочеиспускательном канале и внизу живота, выделяется мутная жидкость, менструации без перерыва. Способов лечения два — очищения и соки. Опасность крови лечат очищениями. Очищений два вида: очищение живота и очищение сосудов. Очищений живота два — очищение большое и малое. Очищений сосудов тоже два — очищение сосудов внутренних и внешних. Подготовка — перед очищением назначаются масла2 . Сама процедура такова: отвари миробалан хебула с ревенем и корицей, остуди, размешай, добавь имбирь, корицу, соломоцвет, молочай кхронг-бу, каменную соль, молочай дур-бйид. Раздели состав на две части: «поднимающую» [болезнь с места] и «изгоняющую». идя малого очищения живота возьми в равных дозах подофилл, молочай тхар-ну, молочай дур-бйид [красный], корицу, каменную соль и гедихиум, измельчи и дай со сгущенным отваром ревеня. «Кнут» и «предупреждение осложнений» общие, то есть как у всех слабительных.
Так без остатка изгоняются свернувшаяся менструальная кровь, скраны матки, мертвый плод, гной и болезнь «опасность крови». Очищение сосудов. Подготовка: дай отвар гедихиума, на низ живота поставь компресс из разных цветов, глины с крепостной стены, жмыха и голубиного помета, согретых в вине. Когда прослабит, разотри [больную] и дай шпанских мушек с «золотым песком», корицей, кардамоном настоящим, соскобом со стенок ступы, коры индиго и мочи восьмилетнего ребенка. Способ назначения такой же, как при очищении сосудов вообще. Очищений внешних сосудов три вида: большое, среднее и малое. Большое. Вводи в матку пилюли из нашатыря, корицы, красной соли, рогов носорога, сайгака, оронго и оленя, клещевины, молочая дур-бйид, кедра, ящерицы да-бйид, шерсти с хвоста летяги, закваски винной, кардамона настоящего, лишайников с камней, соды и коричневой патоки. Среднее. Пилюли готовятся из кардамона настоящего, нашатыря, «трех горячих», клещевины, молочая дур-бйид, глауберовой соли, винной закваски, витании, можжевельника шуг-цхер, меда и патоки. Малое. Из шафрана, кардамона настоящего, шпанских мушек, молочая дур-бйда, соды и патоки сделай пилюлю или отвар, который вводи в матку трубочкой чеу. Низ живота грей компрессами и растирай. Появятся боли — не пугайся. Когда матка сожмется, введи трубку и выпусти [содержимое]. Так без остатка изгоняется свернувшаяся кровь (скраны, погибший плод и болезнь матки — «опасность крови»). Второй способ лечения — лечение «опасности ветра» [соками]. Применяются три сока: мясной, винный, лекарственный. Приготовление «Сока мяса». Возьми от упитанного трехлетнего барана [нижние края] легких, [кончик] сердца, [долю] печени, селезенку, [правую] почку с жиром, внутренний жир, прямую кишку [с пядь], [кончик] языка, гортань, железу с плеча, кадык, плечо, затылок, копчик, четыре первые пары ребер с позвонками, яички, [правый] глаз, мясо с [правого] бока, [правую] плечевую кость, мясо с четырех голеней, мелко порежь, раздроби. Вскипяти в каменном котле две пригоршни старого ячьего масла, заложи туда все мясо, доведи до кипения, налей две пригоршни водки и снова доведи до кипения, добавь пригоршню воды, настоянной на «трех горячих» с ферулой, вскипяти и добавь пригоршню крови, не смешанной с водой, и вари, помешивая. Затем свари оставшееся мясо и все смешай. Корми этой похлебкой три раза в день, — запивать крепким вином. Оберегай [больную] от холода и сквозняков. Так ты изгонишь болезнь «опасность ветра». «Соков вина», изгоняющих «опасность ветра», пять. Это вина — медовое, паточное, вина из якорцев, масла, костей. Лекарственных соков два: «Сок крови» и «Сок масла». Приготовление «Сока крови». Смешай ячье, баранье, оленье мясо, жир и кровь с костным отваром, добавь корицу, свари, остуди, добавь еще лук, молодые побеги бамбука, ревень, каменную соль, «три горячих» и давай утром натощак в теплом виде. Или в ослиную кровь, не разбавленную водой, положи корицу, кардамон настоящий, тиноспору, можжевельник вечнозеленый, краба, каменную соль и ревень, свари, помешивая, влей костный отвар, доведи до кипения и давай по утрам натощак по одной пригоршне. «Сок масла» — в масло «пяти корней» добавь мед, патоку, и дополнительные лекарства3; принимать по утрам и после обеда — им удаляют «опасность ветра».

Вопросы и ответы — Клиника Чжуд-Ши

Что такое «Чжуд-Ши»?

«Чжуд-Ши» — это классический трактат тибетской медицины. В тибетской медицине основной задачей врача считается не только исцеление человека от болезни. Не менее важным делом полагается предотвращение болезни путем установления гармоничных отношений человека с его окружающей средой. Поэтому значительная часть трактата посвящена вопросам правильного образа жизни и способам профилактики заболеваний.

Чем отличается тибетская медицина от европейской?

Тибетская медицина рассматривает организм человека как единое целое — микрокосм, неразрывно связанный с окружающей средой. В отличие от европейской, тибетская медицина лечит не симптомы, а причину заболевания. Найти причину недомогания — главная задача врача, практикующего тибетскую медицину. И, конечно, устранить ее. Для этого врач внимательно изучает не только организм человека, но и внешние факторы, которые могут влиять на самочувствие — образ жизни, привычки, питание.

Что происходит на первом приеме у доктора? Что такое пульсовая диагностика? Как можно узнать по пульсу все про меня? Должен ли я рассказать врачу о своих хронических заболеваниях или он сам узнает?

На первом приеме врач собирает анамнез болезни пациента. В первую очередь он проводит пульсовую диагностику — слушает пульс на обеих руках, на каждом запястье есть четыре точки, биение крови в которых позволяет определить состояние различных внутренних органов. Затем, чтобы подтвердить свои предположения, врач задает вам вопросы о вашем образе жизни, самочувствии, привычках и, часто, хронических болезнях. Не стоит рассказывать о выводах, которые делали другие врачи о вашем здоровье, а вот принести результаты анализов, особенно если вы делали их недавно — не помешает.

Что такое доши — ветер, желчь, слизь?

Согласно тибетской традиции, наш мир, в том числе и люди, состоит из трех видов энергии: Ветра, Желчи и Слизи. Как правило, в каждом человеке преобладает одна из этих энергий. Каждая энергия диктует определенный тип поведения, взаимоотношений с миром и предрасположенностей к болезням и образу жизни. Если вы следуете предрасположенностям своего вида энергии, вы редко болеете и ваш организм находится в равновесии. Если же баланс сил в организме нарушен, то это приводит к различным заболеваниям.

Что такое здоровый человек, с точки зрения тибетской медицины?

Это организм, в котором все три стихии находятся в равновесии. Это может быть идеальное соотношение дош, что встречается крайне редко, либо естественный баланс с преобладанием одной из дош, свойственный конкретному человеку.

Сколько курсов травяных сборов мне нужно пропить/сколько процедур мне надо пройти, чтобы выздороветь?

Это очень индивидуально и зависит от чувствительности каждого человека. Например, ри курсах иглотерапии уже на третьем сеансе понятно есть положительная динамика или пациенту этот тип лечения не подходит, что тоже возможно.

От чего зависит успех лечения?

От индивидуальных особенностей организма и соблюдения рекомендаций врача. Например, травяные сборы не действуют, если они просто лежат в упаковке, либо не точно соблюдаются рекомендации приема.

Что входит в состав травяных сборов? Кто их готовит?

Состав травяных сборов очень сложен — он может включать до 40 ингредиентов. Их собирают лично врачи клиники на Алтае и в Бурятии. Готовит травяные сборы лично глава клиники — Балбар лама: «Для приготовления лекарств я использую только натуральные травы, растущие в степях Бурятии, и минералы».

Почему тибетские препараты горькие?

Тибетские препараты исключительно натуральные и состоят из высушенных и измельченных трав, минералов, специй. Обычно они имеют горький (например, трава тысячелистника) или даже жгучий (кардамон, корица, корень имбиря, черный и длинный перец) вкус. К тому же мы не добавляем в состав препаратов различные компоненты, которые улучшают вкус или запах наших препаратов.

Какие побочные действия могут быть при приеме травяных сборов?

При приготовлении тибетских травяных составов не используются никакие химические добавки для усиления терапевтического эффекта, именно поэтому лекарства не вызывают побочных явлений и не имеют противопоказаний.

Можно ли принимать традиционные лекарства и ходить к другим врачам во время лечения у вас?

Да, но о приеме лекарств лучше предупредить своего врача обо всех лекарственных препаратах, которые вы принимаете, чтобы он мог корректировать лечение травяными сборами.

Совместимо ли ваше лечение с алкоголем?

Некоторые травяные сборы категорически не совместимы с алкоголем. Уточняйте это отдельно у вашего врача, когда он прописывает вам лекарство. С другой стороны, отдельные препараты отлично лечат похмелье и выводят остатки алкоголя из организма.

Что можно и что нельзя есть во время лечения?

Как правило, ограничения в рационе зависят от конкретных нарушений баланса в организме и ведущей “доши” каждого человека, поэтому все рекомендации по пищевым ограничениям строго индивидуальны и ситуативны.

Можно ли с помощью восточной медицины снизить вес? Бросить курить?

Да, несомненно, комплекс процедур — фитотерапия в сочетании с рефлексотерапией — может помочь в решении проблемы с избыточным весом или вредными привычками.

Какие заболевания успешно лечит восточная медицина?

Восточная медицина успешно справляется с простудными заболеваниями, хроническими заболеваниями внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Восточная медицина не берется лечить генетические заболевания, онкологию и неизлечимые болезни, хотя может облегчить их течение и проявления, осложняющие повседневную жизнь. Так же восточная медицина не может стать альтернативой оперативному вмешательству, если оно является необходимым.

Лечите ли вы детей? Пожилых людей?

Да, детям и пожилым людям восточная медицина может помочь даже больше, чем традиционная, так как она более щадяще относится к организму человека.

С какого возраста в Чжуд-Ши можно приводить детей?

Тибетская медицина способна помочь детям в любом возрасте, даже новорожденным.

Новорожденного ребенка тибетские врачи рекомендуют почти сразу показать остеопату, потому что во время рождения (при прохождении по родовым путям) у ребенка могут деформироваться кости черепа. В клинике Чжуд-Ши с детьми до трёх лет работает доктор-остеопат Сайхан.

Травяные сборы детям могут назначаться с 2,5 – 3 лет. Как правило, в этом возрасте к нам приводят часто болеющих детей. Эти сборы повышают сопротивляемость организма инфекции и местный иммунитет носоглотки и горла.

Наконец, третья категория детей – гиперактивные дети. Им сложно долго сосредоточиться на чем-то одном, часто бывают проблемы с поведением и успеваемостью в школе. У таких детей сложности с концентрацией внимания, заучиванием материалов, усидчивостью. Иногда всё это сопровождается головной болью. Таким детям, после осмотра мы назначаем фитосборы и проводим остеопатическое лечение.

Иглорефлексотерапия- это больно?

Есть разные школы иглотерапии — более жестки и более мягкие, но в основном, установка иголок не болезненна — толщина иглы сравнима с толщиной человеческого волоса. Если во время процедуры вы испытываете неприятные ощущения в точке укола — немедленно сообщите об этом вашему врачу — процедура должна проводиться при полностью расслабленной нервной системе без каких либо неприятных ощущений.

Есть ли противопоказания при иглоукалывании?

Есть точка зрения, что иглоукалывание противопоказано при онкологических заболеваниях, так как иглоукалывание активизирует биологическую активность организма, и таким образом может запустить процесс более активного распространения болезни.

Сколько процедур иглоукалывания нужно для лечения?

Курс иглоукалывания завит от конкретного заболевания и чувствительности пациента. Средний курс — это 7 — 10 процедур. На третьей — четвертой процедуре уже можно оценить динамику лечения.

Эффективны ли иголки при мигренях/похудении?

Да, иглотерапия дает отличный результат при мигренях (хотя еще лучшего можно добиться при комплексном подходе — иглотерапии и остеопатических процедурах), так же иглорефлексотерапия входит в комплекс по снижению веса, который есть в нашей клинике.

Ставят ли иголки детям? Беременным?

Да, беременность не является противопоказанием для лечения с помощью иглотерапии.

Можно ли приводить детей на иглоукалывание?

Некоторые дети категорически отказываются от этой процедуры, некоторые переносят ее нормально. Обычно на акупунктуру можно приводить детей с 6-7 лет. Это как раз тот возраст, когда они уже могут спокойно лежать на кушетке, пока идет процедура.

Чаще всего иглоукалывание детям назначают при различных аллергиях – пищевой или на весеннее цветение.

Сколько длится процедура в среднем?

В среднем любая процедура длится около часа.

Какие необычные процедуры есть в клинике?

В клинике проводят уникальную лечебную процедуру «Табан аршан» («Пять источников»). Суть метода состоит в комплексном использовании пяти различных старинных тибетских препаратов, которые заворачивают в шелк. Мешочки нагревают до определенной температуры и прикладывают к биологически активным точкам на теле человека или обтирают (массируют) ими тело.

Как тибетская медицина относится к косметическим уходам?

У нас в клинике мы не только проводим косметические процедуры традиционными методами восточной медицины, активизируя работу мышечной ткани и лимфотока, что приводит к повышению упругости кожи, улучшению цвета лица, подтяжки овала лица. Сейчас клиника «Чжуд-Ши» начала сотрудничество с косметической маркой Meder Beauty Science,созданной Тийной Орасмяэ-Медер, врача-косметолога и эксперта совета по косметической безопасности Европы.

Что мы лечим — Клиника Чжуд-Ши

Традиционная тибетская медицина существует уже 15 веков, развивалась и совершенствовалась, во многом, под влиянием буддизма. Поэтому в ней большое значение уделяется не только общему оздоровлению организма, но и гармоничному развитию души и тела.

Тибетская медицина не отрицает традиционные методы лечения, а все доктора центра Чжуд-Ши имеют классическое медицинское образование.

К тибетской медицине впервые обращаются за диагностикой, оздоровлением организма и профилактикой. С помощью ее методов можно уменьшить проявления хронических болезней, улучшить качество жизни, нормализовать вес, наладить работу внутренних органов, уменьшить воздействие стресса на организм.
Среди заболеваний, которые лечат в Чжуд-Ши, – бессонница, аллергии, невралгия, пониженный иммунитет, варикоз, вестибулярный синдром, различные нарушения пищеварения, аденоиды у детей и многое другое.

Пациент может выбрать одну из комплексных оздоровительных программ, направленных на улучшение обменных процессов в организме, очищение сосудов, питание и улучшение подвижности суставов, лечение остеохондроза и других заболеваний позвоночника. Клиника работает и с пожилыми людьми и с маленькими детьми.

Каждый пациент клиники Чжуд-Ши  сначала проходит сеанс пульсовой диагностики. Этот метод позволяет выявить даже заболевания, которые пока не проявляют себя симптомами. Для уточнения и подтверждения диагноза используются лабораторные и ультразвуковые исследования, которые проводятся тут же в центре. Для коррекции состояния и лечения используются разные методы: рефлексотерапия (или иглоукалывание), гирудотерапия, различные массажи,  прогревания и прижигания, мануальная терапия и остеопатия, оздоровительная гимнастика и фитотерапия (лечение травами).

Растительные сборы имеют природное происхождение. Их изготовление — сложное и ответственное дело: огромное значение имеет технология обработки, пропорции и сочетания элементов, поэтому все они производятся под непосредственным контролем Барбар ламы. И очень важно соблюдать рекомендации врачей по их приему и образу жизни.

Берегите свое здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *