Стихотворение простите юсупов: Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2 7 лет (13 стр.) – Азбука вежливости ( игровая программа)

Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2 7 лет (13 стр.)

Творчество детей (когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т. д.) значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысливания ими (на своем возрастном уровне) нравственных явлений.

Большое значение в этической беседе имеют вопросы, которые задает детям воспитатель. Они продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей, понимания ими текста. Главная задача вопросов – выяснить суть нравственной проблемы, дать детям возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, свое понимание произведения. При этом важно проявлять уважение к ребенку, внимание к любому его высказыванию, стимулировать его активность (даже если кажется, что он уходит в сторону, фантазирует).

Необходимо обращать внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью можно предложить им раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное понятие. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называют то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Можно предложить ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»)

Главное в этической беседе – интерес детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение.

Дополнительный материал

Материал для этической беседы о вежливости и доброжелательности

Стихотворение Н. Найденовой «Мы всему научимся»

Мы всему научимся,

Много будем знать,

Будем паши правила

Дружно выполнять.

Стихотворение с. Маршака «Ежели вы вежливы»

И ежели вы

Вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

И ежели вы Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете <…>

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Воспитатель. О каких правилах здесь говорится? Назовите их.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла маленькая лисичка по берегу моря. Из воды высунулся бычок – морская рыбка. Лисичка стала дразнить бычка: «Бычок пучеглазый, большеротый, бычок – колючий бочок!» А бычок говорит лисичке: «А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!». Заплакала маленькая лисичка, побежала домой. «Кто тебя обидел?» – спросила мама. А лисичка отвечает: «Бычок сказал, что я косматая и глаза у меня круглые».

«А ты бычку что-нибудь говорила?» – «Я сказала, что он пучеглазый и большеротый». «Вот видишь, – сказала мама-лисица, – ты первая его обидела».

После чтения сказки воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведением детей, не называя конкретных имен. Затем педагог делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Рассказ К. Ушинского

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец?

Рассказ «Это я виноват»

(из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского «Учись говорить правильно»)

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

– А ну сознавайтесь, кто из вас банку с вареньем разбил?

– Это я виноват, – сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Воспитатель. Каким словом можно назвать поступок Юры? Почему он так поступил?

Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера (глава последняя)

Это случилось с мелким мальчиком Федей. Он пошел с мамой в зоопарк, там, конечно, захотел мороженого, а мама сказала:

– Нет. Горло вчера хрипело. Опять захрипит.

Тогда Федя лег на спину, стал сучить ногами по земле.

– Пусть хрипит! – кричал Федя. – Станешь старая, сама заболеешь, никогда тебе градусник не поставлю, таблеток не дам, чаю не принесу с лимоном!

Одна пожилая бабушка кормила носорогов капустой – у нее на это было специальное разрешение от главного сторожа зоопарка, – услышала Федины крики, возмутилась:

– Хулиганство – так с мамой разговаривать. Сейчас зову милиционера!

– А я, – сказал Федя, от злости сам не понимая, что говорит, – вашего милиционера толкну, он упадет, я ему на нос наступлю!

И тут как раз подошел молодой милиционер. Он сказал:

– Не надо милиционерам на носы наступать. Лучше попроси у мамы прощения.

– Не попрошу! – крикнул Федя. – Теперь начну в другом доме жить. С чужими людьми.

Люди – посетители зоопарка – услышали, сказали друг другу:

– Какой слаборазвитый мальчик. Глупый до невозможности.

– Сами глупые! – крикнул Федя. – Вот начнется пожар и наводнение – не помогу. У вас диваны сгорят, дома с крышами! Сами потонете. А я буду стоять, смеяться.

– Посмотри на этого мальчика, – сказала большая слониха своему маленькому слоненку. – Никогда не поступай так, как он.

Воспитатель. Может быть, кто-то узнал себя в этом мальчике? Тогда посмейтесь сами над собой. Но будет ли этот смех веселым? Можно ли сказать, что это смех сквозь слезы? Кого из героев вам жалко? (Маму, Федю.) Почему их жалко? Что переживала мама, когда Федя проделывал свои «фокусы»? Придумайте конец этой истории.

Стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся.

Взглянул им в глаза.

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое

Чудесное слово.

Воспитатель. Когда мы говорим слово «простите»? Какие еще слова, подобные этому, вам знакомы? ( Извините, виноват, больше не буду…)

Стихотворение М. Либина

Мамочка, прости меня —

Я скатерть облила…

И твои тюльпаны

Упали со стола…

И разбилась вазочка.

И лужа на полу…

Если хочешь, мамочка,

В углу я постою.

Воспитатель. Как вы думаете, что мама сказала на это признание? Какая пословица подходит к этой ситуации?

(Повинную голову меч не сечет.)

Рассказ Л. Толстого

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».

Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Воспитатель. Мог ли мальчик не признать свою вину, ведь никто не видел, как он разбил чашку? Почему мальчик затрясся от страха? Страшно ли обманывать других? Вот как мы говорим о правде, честности: «Правда светлее солнца», «Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают», «Правдой мир держится». Что почувствовал мальчик, когда папа сказал «спасибо»?

Азбука вежливости ( игровая программа)

Игровая программа «Азбука вежливости» для обучающихся 1 -4 классов.

Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ребята, мы сегодня поговорим о волшебных словах. Что же это за слова?

Это обычные, простые, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному. Вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были радушными, ясными, такими. Чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает просто лень

Сказать при встрече: «Добрый день»!

Казалось бы. Простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»!

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»!

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!

А. Барто

— Каких слов не знает мальчик?

— Как ему помочь?

Чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, не забывать их, как герой из стихотворения.

Сейчас, мы с вами решим несколько задач. Будьте внимательны.

Анализ ситуаций.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов»? Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Найдите их.

2. приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

— Какую ошибку допустил Максим?

3. Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь»? – спросила мама.

«Я его вообще никак не зову, — ответила Рита,- я ему просто кричу: «Эй, ты!»

— Права ли Рита?

— Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

4. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года. Другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, 1 большой сверток. Одна из книг упала.

«У вас упала книга»,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

«Разве»? – удивился тот. «Конечно,- объяснил мальчик,- ведь у вас было 3 книги, портфель и 1 пакет – итого 5 вещей, а теперь осталось 4».

«Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. – Однако есть правила, которых ты еще не усвоил».

— Какие это правила?

— Что должен был сделать мальчик?

5. Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через 2 ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «здрасьте, Лидия Ивановна». Что им ответила учительница мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую.

— Найдите ошибки в поведении мальчиков.

6. –Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье:

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Шепчу тете Рите,

Позвав ее в угол:

«Вы мне не дарите,

Пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигренка полосатого

Удивленного, смышленого, усатого!»

В школу нас бы провожал он,

И с работы он встречал бы,

Встречал дядю Колю,

Подружек по школе,

По классу второму

Встречать успевал бы

И маму, и папу

И мне подавал бы по-дружески лапу.

«Подарите мне тигренка полосатого…»

— О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?

В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то хорошее, интересное. Но подумайте, пожалуйста , вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определенный подарок (машину, куклу и т.д.)

Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?

Да, этим героям необходимо быть вежливыми. Чтобы быть вежливым надо знать правила.

Давайте послушаем эти правила из «Азбуки вежливости»

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

2. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, перестают быть вежливыми.

3. Сила «вежливых слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном отвернувшись в сторону.

4. Проснувшись, говори родным: «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойны ночи». Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

5. Здороваться надо со всеми, кого встречаешь в этот день. Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней. Надо, обращаться ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте».

6. Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. Со взрослыми надо здороваться первым. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

7. Всегда говори «спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, сделали подарок, оказали услугу. После еды скажи «спасибо» тому, кто тебя накормил.

8. Надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил: « Простите меня, пожалуйста». «Извините меня».

9. Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться, и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Ольга Ивановна. Мне надо сказать…»

10. Уходя из школы, от товарища, из гостей, не забудь сказать «до свидания».

Забирая шапку, оставляй улыбку.

— Какие бы правила добавили вы в эту «Азбуку вежливости»?

Ролевая игра.

1. Вызвать 2 ученика.

Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

— Как вы должны поступить в этом случае?

— Что должен сказать тот, то занял ваше место?

2. Вам надо пригласить друзей на день рождения.

— Какие слова вы должны при этом сказать?

— Что вы ответите, если получили приглашение?

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Стихотворение Н. Юсупова «Простите».

Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…»

«Простите»!- казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

— Какое слово спасло папу? Почему? Как мы должны говорить эти слова?

Слова – извинения – тоже слова вежливости: извините, простите. Часто к ним добавляют слова «пожалуйста». Но чтобы они оставались волшебными, запомните правило: слова не должны расходиться с делом. Существует еще много вежливых слов. Давайте вспомним эти слова в нашей игре.

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов» (Дерево)

1.Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо)

2. Зазеленеет стары пень,

Когда услышишь…. (спасибо)

3. Если больше есть не в силах Скажем маме мы … (спасибо)

4. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (простите, пожалуйста)

6. И во Франции, и а Дании

На прощанье говорят …. (до свидания)

Посмотрите на наше дерево. Назовите еще раз слова вежливости. Какое замечательное «дерево вежливости» у нас получилось.

Звучит музыка «Улыбка» Выходят Буратино и Мальвина.

М. Здравствуй, Буратино!

Б. Здравствуй, Мальвина!

М. Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Б. Плохо я справился с заданием.

М. Почему?

Б. Потому, что не умею себя сдерживать.

М. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Б. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

М. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Б. Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

М. Подожди, Буратино, пусть ребята подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Мнение ребят)

Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Б. Не было этого, не было, не было…

М. Ну вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» — или: «Хочу в школу, хочу в школу» — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Б. Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как, посадка прошла»? Он обиделся и почему-то ушел: что я плохого ему сказал? (Ответы детей)

М. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно следить за своими словами.

Б. Я разве один та разговариваю? Да я. Можно сказать, учусь у ребят. Многие из них очень похожи на меня. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу.

Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

М. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Запомните это!

Исполнение песни «Дорогою добра»

Ребята, вы исполнили замечательную песню «Дорогою добра». В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

— Мы с вами вспомнили волшебные слова, решили задачи, помогли героям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

Лучшие стихи для воспитания вежливости

Воспитывать маленьких леди и джентльменов без нудных назиданий возможно. Стиховоспитание – занятие развлекательное и познавательное одновременно. Выбирайте произведения, которые подойдут вашему ребёнку, в помощь эта подборка.

Вежливость — это признак хорошего воспитания, она идёт рука об руку с духовно-нравственной культурой человека. Конечно, хорошие манеры сами по себе не появятся, всё зависит от того, сколько времени уделили родители целенаправленному обучению и подают ли пример ребёнку сами.

Несомненно, правила поведения в обществе лучше преподносить малышу, используя игровую форму. Отличным помощником в этом деле могут стать тематические стихи. Их первый плюс – это рифма, которую легко запомнить, а второй – герои, наглядно показывающие, почему надо быть тактичными и дружелюбными. Всем известны сюжетные зарисовки советских авторов: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Популярные современные детские поэты, такие как Андрей Усачёв и Юрий Чичёв, создают целые циклы о правилах хорошего тона.

Обсуждайте с детьми прочитанные произведения, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. При этом беседа должна проходить в непринуждённой обстановке, имейте в виду, тонкости человеческих отношений, тем более этикета, маленький человек, в силу своего возраста, не может постичь сразу. 

Стихотворения для воспитания вежливости посвящаются не только «волшебным» словам, но и «красивым» и «некрасивым» поступкам.

Стихи про вежливые поступки

В гостях

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,
Поздороваться забыли.
Не сказали на прощанье
Ни «пока», ни «до свиданья»,
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.

Л. Ерохина

Вежливый слон

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо –
Очень –
Сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!

В. Лунин

Если в нос засунул мальчик
Свой неугомонный пальчик
И себе икру намазал
Всю из баночки в гостях,
За столом болтал ногою,
Розу с торта снял рукою,
Слопал, не моргнувши глазом, —
Это, дети, — не пустяк.
Что вы скажете на это?
Он не знает ЭТИКЕТА,
И его на день рожденья
Мы к себе не позовём.
И красив он и упитан,
Но нисколько не воспитан.
С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Он, кончено, не знаком.

Ю. Чичёв

О рукопожатии

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам…
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.

Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме…
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

А. Усачёв

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!

Г. Лагздынь

Главное правило

Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!

Г. Дядина

Кто сильнее?

Тот храбрее,
Кто добрее.
Тот сильнее,
Кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками.

Ю. Мориц

Стихи про вежливые слова

Волшебные слова

Четыре волшебные слова –
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Ю. Чичёв

О вежливых словах

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

А. Кондратьев

Спасибо

Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
«Спасибо!» ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждёт!

М. Яснов

Пожалуйста

Слово это словно ключик
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.

О. Александрова

Чудесное слово

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

Н. Юсупов

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Вера Петрова, Татьяна Стульник — Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет

Творчество детей (когда требуется изменить конец произведения, продолжить рассказ, придумать свою историю, сказку на определенную тему, дать название прочитанному тексту, сделать иллюстрации, подобрать пословицу или поговорку при оценке поступка героя и т. д.) значительно увеличивает эффективность усвоения и осмысливания ими (на своем возрастном уровне) нравственных явлений.

Большое значение в этической беседе имеют вопросы, которые задает детям воспитатель. Они продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей, понимания ими текста. Главная задача вопросов – выяснить суть нравственной проблемы, дать детям возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, свое понимание произведения. При этом важно проявлять уважение к ребенку, внимание к любому его высказыванию, стимулировать его активность (даже если кажется, что он уходит в сторону, фантазирует).

Необходимо обращать внимание на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. С этой целью можно предложить им раскрыть значение некоторых слов, привести пример ситуации, применительно к которой можно использовать то или иное понятие. Для детей данного возраста это трудная задача. Обычно они называют то или иное действие (делится конфетами, дает поиграть своей игрушкой, не дерется и т. д.). Можно предложить ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки, рассказа. («Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»)

Главное в этической беседе – интерес детей к обсуждаемой проблеме, их активность, стремление обосновать свое суждение.

Дополнительный материал

Материал для этической беседы о вежливости и доброжелательности

Стихотворение Н. Найденовой «Мы всему научимся»

Мы всему научимся,

Много будем знать,

Будем паши правила

Дружно выполнять.

Стихотворение с. Маршака «Ежели вы вежливы»

И ежели вы

Вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

И ежели вы Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете <…>

И ежели вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Воспитатель. О каких правилах здесь говорится? Назовите их.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла маленькая лисичка по берегу моря. Из воды высунулся бычок – морская рыбка. Лисичка стала дразнить бычка: «Бычок пучеглазый, большеротый, бычок – колючий бочок!» А бычок говорит лисичке: «А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!». Заплакала маленькая лисичка, побежала домой. «Кто тебя обидел?» – спросила мама. А лисичка отвечает: «Бычок сказал, что я косматая и глаза у меня круглые».

«А ты бычку что-нибудь говорила?» – «Я сказала, что он пучеглазый и большеротый». «Вот видишь, – сказала мама-лисица, – ты первая его обидела».

После чтения сказки воспитатель предлагает детям высказать свое отношение к персонажам сказки. Проводит аналогию с поведением детей, не называя конкретных имен. Затем педагог делает вывод: «Дразниться нельзя, это очень обидно. Дразниться плохо».

Рассказ К. Ушинского

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец?

Рассказ «Это я виноват»

(из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского «Учись говорить правильно»)

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

– А ну сознавайтесь, кто из вас банку с вареньем разбил?

– Это я виноват, – сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Воспитатель. Каким словом можно назвать поступок Юры? Почему он так поступил?

Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера (глава последняя)

Это случилось с мелким мальчиком Федей. Он пошел с мамой в зоопарк, там, конечно, захотел мороженого, а мама сказала:

– Нет. Горло вчера хрипело. Опять захрипит.

Тогда Федя лег на спину, стал сучить ногами по земле.

– Пусть хрипит! – кричал Федя. – Станешь старая, сама заболеешь, никогда тебе градусник не поставлю, таблеток не дам, чаю не принесу с лимоном!

Одна пожилая бабушка кормила носорогов капустой – у нее на это было специальное разрешение от главного сторожа зоопарка, – услышала Федины крики, возмутилась:

– Хулиганство – так с мамой разговаривать. Сейчас зову милиционера!

– А я, – сказал Федя, от злости сам не понимая, что говорит, – вашего милиционера толкну, он упадет, я ему на нос наступлю!

И тут как раз подошел молодой милиционер. Он сказал:

– Не надо милиционерам на носы наступать. Лучше попроси у мамы прощения.

– Не попрошу! – крикнул Федя. – Теперь начну в другом доме жить. С чужими людьми.

Люди – посетители зоопарка – услышали, сказали друг другу:

– Какой слаборазвитый мальчик. Глупый до невозможности.

– Сами глупые! – крикнул Федя. – Вот начнется пожар и наводнение – не помогу. У вас диваны сгорят, дома с крышами! Сами потонете. А я буду стоять, смеяться.

– Посмотри на этого мальчика, – сказала большая слониха своему маленькому слоненку. – Никогда не поступай так, как он.

Воспитатель. Может быть, кто-то узнал себя в этом мальчике? Тогда посмейтесь сами над собой. Но будет ли этот смех веселым? Можно ли сказать, что это смех сквозь слезы? Кого из героев вам жалко? (Маму, Федю.) Почему их жалко? Что переживала мама, когда Федя проделывал свои «фокусы»? Придумайте конец этой истории.

Стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся.

Взглянул им в глаза.

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нем такого.

А вот ведь какое

Чудесное слово.

Воспитатель. Когда мы говорим слово «простите»? Какие еще слова, подобные этому, вам знакомы? ( Извините, виноват, больше не буду…)

Стихотворение М. Либина

Мамочка, прости меня —

Я скатерть облила…

И твои тюльпаны

Упали со стола…

И разбилась вазочка.

И лужа на полу…

Если хочешь, мамочка,

В углу я постою.

Воспитатель. Как вы думаете, что мама сказала на это признание? Какая пословица подходит к этой ситуации? (Повинную голову меч не сечет.)

Рассказ Л. Толстого

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».

Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Воспитатель. Мог ли мальчик не признать свою вину, ведь никто не видел, как он разбил чашку? Почему мальчик затрясся от страха? Страшно ли обманывать других? Вот как мы говорим о правде, честности: «Правда светлее солнца», «Вчера солгал, сегодня лгуном обзывают», «Правдой мир держится». Что почувствовал мальчик, когда папа сказал «спасибо»?

Методическая разработка (1 класс) по теме: Урок этикета»Волшебное слово — что ясный день».

                                Занятие по этикету для учащихся 1 класса

                           «Волшебное слово – что ясный день».

1 .Сегодня на занятии мы поговорим о волшебных словах. Тема нашего занятия так и называется «Волшебное слово – что ясный день».

2 .Давайте послушаем стихотворение об одном ученике.

  1.  Друзья мои, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…А впрочем,

Мы лучше здесь его не назовём.

  1.  «Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»

Произносить он не привык,

Простое слово «извините»

Не одолел его язык.

  1. Если бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово»

Он вместо «Здравствуй» говорит.

  1.  А в место слова «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл, пока, всего!»

  1.  Не скажет он друзьям по школе:

«Алёша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовёт он только

«Алёшка», «Петька», «Ванька», «Толька».

  1.  Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаю.

  1.  Но может быть он вам знаком

И вы встречались с ним где – либо?

Так расскажите нам о нём.

А мы… Мы скажем вас спасибо!

-Можно ли назвать ученика из этого стихотворения вежливым? Почему?

(Нет. Он не использует в речи вежливые слова, без уважения обращается к своим друзьям по школе.)

Нет, на такого ученика нельзя равняться!

3 .А как же надо начинать день?

     Хорошее утро – это залог хорошего настроения на весь день, а значит, весь день будет удачным. Так приятно услышать утреннее приветствие, ведь это ни что иное, как знак любви к близким, проявление заботы о них.

    Приветствие содержит и смысловую информацию. Например, слово «Здравствуйте» означает…(пожелание здоровья).

      Помните, что приветствие произносится искренне и внятно.

      Ещё какие правила приветствия вам знакомы?(Младший первым приветствует старшего, но если это касается рукопожатия, то старший должен быть первым).

     -А сейчас проведём игру «Я знаю 5 слов приветствия».

     -Какие слова употребляют, приветствуя близкого знакомого? (Привет! Салют!)

      -Каким же должен быть человек с самого начала дня? (Приветливым, добрым, весёлым.)

      4 . – Я сейчас прочитаю стихотворение о девочке Маше, а вы подумайте: о каком слове она забыла?

             Маша знала слов не мало,

             Но одно из них пропало,

             И оно  то, как на грех,

             Говорится чаще всех.

            Это слово ходит следом

            За подарком, за обедом,

            Это слово говорят,

          Если вас благодарят.

         -Спасибо.

-А что означают слова «спасибо», «благодарю»?(«Спасибо» — старинное слово, «спаси бог», «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благодарю» — «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».)

-Что изображено на картинке? Озвучьте иллюстрацию. (Большое спасибо, внучек! Я никак не могла найти очки, а ты помог. Глазастый мой!)

5 .-А теперь послушаем стихотворение Н. Юсупова «Простите».

     Папа разбил драгоценную вазу.

     Бабушка с мамой нахмурились сразу.

     Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

     И вежливо. Тихо «простите» сказал.

     И мама молчит, улыбается даже:

     «Мы купим другую. Есть лучше в продаже…»

     «Простите» — казалось бы, что в нём такого?

      А вот ведь какое волшебное слово!

-Какое волшебное слово помогло папе?

-А сейчас проведём аукцион слов – извинений.(Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения; виноват; мне очень жаль.)

6 .Сценка «Прощание»

Ребята вышли из школы вместе с учительницей.

-До свидания, Анна Ивановна!

-Всего хорошего, мальчики.

Около дома ребята попрощались.

-Пока, Вова!

-До завтра, Алёша!

-Какое слово употребили мальчики при прощании с учительницей?(До свидания.)

-Подберите к слову «свидание» близкое по значению. (Встреча.)

-Что ещё можно сказать прощаясь? (До встречи.)

-Прощаясь можно уточнить время будущей встречи. Вспомните, что сказал Вова. (До завтра.)

-Слово «до свидания» употребляют в разговоре с любым собеседником. Слова «До встречи», а особенно «До завтра» употребляют в разговоре с близкими знакомыми.

-Что бы сделать приятное человеку, можно пожелать ему что – либо на прощанье.

-Что пожелала учительница Анна Ивановна? (Всего хорошего.)

               -Что изображено на картинке? Озвучьте картинку.( Антон и Катя отправляют в дальнее плавание мишку. Они машут ему на прощание руками, кричат: «Счастливого плавания, мишутка!»

7 . –Как вы понимаете пословицу «Вежливости все двери открываются». (Зачем отбирать или требовать то, что можно получить, просто попросив. Доброе слово всегда действует безотказно.)

-У меня в руках книга Лихачёва «Уроки этикета». А что означает слово «этикет»? (Этикет — это  правила поведения человека в обществе. ) Кто хотел бы почитать эту книгу? Как попросите книгу, которая вас заинтересовала?

8 . – Сегодня у нас необычный гость.

     Как его зовут? (Степашка.)

-Здравствуйте дорогие мои девочки и мальчики! Я пришёл к вам на урок, чтобы провести игру «Вежливые ребята».

Слушайте мой рассказ внимательно, а где нужно, вставляйте в текст волшебные слова.

        Однажды Ваня Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребёнком на руках . Вова встал и сказал ей: «Садитесь… (пожалуйста)!»

       Женщина тоже была вежливая. Она поблагодарила Вову и сказала ему: «… (спасибо)»

       Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вове, что надо держаться, но Вова быстро сказал ему: «… (извините)». И мужчина улыбнулся и сказал: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

-Я вижу, что вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их почаще.

До свидания, ребята!

9 . – Добрый день! – тебе сказали.

      — Добрый день! –ответил ты.

     Как две ниточки связали-

     Теплоты и доброты.

Нам желают:

-Доброго  пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведёт, конечно,

Добрый путь-

К доброму

Чему – нибудь .

         -Здравствуйте!-

                      Ты скажешь человеку.

         -Здравствуй!-

                       Улыбнётся он в ответ.

        И наверно, не пойдёт в аптеку

        И здоровым будет много лет.

Отменить что ли,

Слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет,

Пожалуй что,

Без «пожалуйста»

Нам становится

Неуютно.

           За что мы говорим «спасибо»?

          За всё, что делают для нас.

          И мы припомнить не смогли бы-

          Кому сказали?

          Сколько раз?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать,

Но если я всё же забуду-

Простите, я больше не буду.

        — Желаю вам, ребята, хорошо знать и применять все волшебные слова и не упускать случая, сказать и делать хорошее людям.

                                                       Список 3 «В» класса МОУ «СОШ № 34»,                                          

                                          получающих молоко   ____________ 2012 года.

 

Имя,фамилия

1

Абрамов Максим

2

Бадикова Дарья

3

Бурукина Виктория

4

Волостнова Софья

5

Галецкая Влада

6

Дудкина Мария

7

Ерёмина Полина

8

Живаева Валерия

9

Зиброва Наталья

10

Иванникова Зоя

11

Колчин Дмтрий

12

Мирякова Наталия

13

Никитцов Максим

14

Ноздров Андрей

15

Павлухин Николай

16

Поповнина Софья

17

Прачкин Илья

18

Ситникова Ксения

19

Соколов Илья

20

Угольников Данила

21

Уханов Кирилл

22

Фролов Данила

23

Хайрутдинова Алина

24

Храмова Дарья

25

Хренников Егор

26

Чесалин Артём

27

Шершуков Андрей

Выдано молока:


           

                        Директор МОУ «СОШ № 34» ______ Н.Ф.Бортникова.

                            Классный руководитель ______ Е.А.Каштанова.                            

 

Материал к утреннику — Начальные классы

Материал к празднику « Ежели вы вежливы»

С. Маршак .Ежели вы вежливы

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе,

А не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И , ежели вы вежливы,

То ,сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать,как две сороки.

И, ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой и бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам,товарищ,надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

И ежели вы вежливы,-

Тому,кто послабее,

Вы будете защитником ,

пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я,

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И право ,очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

без спросу не берите.

А.Барто Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все. Но,если к этой Любочке

Вы придёте в дом-

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляя на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Говорит она,толкаясь:

-Фу,какая теснота!-

Говорит она старушке:

-Это детские места!

-Ну,садись!-вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей её красе.

Случается,что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А.Лифшиц.Два козла

Однажды на лужайке

Подрались два козла,

Подрались для забавы,

Не то,чтобы со зла.

Один из них тихонько

Приятеля лягнул,

Другой из них легонько

Приятеля боднул.

Один лягнул приятеля

Немножко посильней-

Другой боднул приятеля

Немножко побольней.

Один разгорячился,

Лягнул,что было сил!

Другой его рогами

Под брюхо подцепил!

Кто прав,а кто виновен-

Запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся

Не в шутку, а всерьёз…

Я вспомнил эту драку,

Когда передо мной

На школьной переменке

Такой же вспыхнул бой.

Б.Заходер.Перемена

«Перемена,перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он,то, несомненно,

С ним – большая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он,гляди,какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

Ваське,Кольке и Серёжке.

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи.

Словом,сделал всё,что мог1

Ну ,тут – опять звонок…

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

-Ничего,- вздыхает Вова,-

На уроке отдохнём!

А. Дрозд. Запомнила

Есть в квартире нашей А Наташа села,

Девочка Наташа. Все конфеты съела,

Мама принесла ей Съела и смеётся:

Как то раз конфет. -Мама, не ругай.

И сказала строго: Я не позабыла,

-Съешь сейчас немного Помнишь , ты учила:

И оставь на завтра… — Никогда на завтра

Отложи в буфет. Дел не оставляй!

А.Милявский . Рак- отшельник

Вот сидит на самом дне Целый день молчит от злости,

Рак-отшельник в тишине. Ни к кому не ходит в гости.

Он хотя и неказист, И назло своей родне

Но ужасный эгоист. Дом таскает на спине.

Б.Белова . Катин карандаш

Потерялся карандаш,

Новый Катин карандаш.

Мы искали больше часа-

Не нашли! Исчез из класса.

А наутро в классе- шёпот…

Тихий смех…и дружный хохот!

Мы подходим к пятой парте

И вручаем не спеша,

И вручаем нашей Кате

Тридцать два карандаша.

Б.Белова. Трудная работа

Сколько раз твердила кошке:

-Некрасиво есть без ложки!

Не успеешь отвернуться —

Кошка вылизала блюдце.

Зря щенку я объясняла,

Чтоб не спал без одеяла:

Снова лёг у раскладушки

Буз простынки ,без подушки.

С поросёнком- ещё хуже-

Он опять купался в луже!

И козлёнок непослушный-

Съел четыре грязных груши.

Трудная это работа-

Воспитывать кого-то.

Б.Белова. « Радостное дело»

В старой сказке говорится,

Жили в древности сестрицы:

Лень,Зевота,Неохота,

Недотёпа и Дремота.

Все они мечтали,чтобы

В школе не было учёбы.

Чтобы в школе круглый год –

Ни волнений ,не забот!

Чтоб заботились о них:

От труда оберегали!

Да нарядней одевали,

Да вкусней кормили их.

В новой сказке говорится:

До сих пор живут сестрицы.

Коль поищете- найдёте

Дома,в школе ,на работе…

Лень,Зевота,Неохота,

Недотёпа и Дремота.

Не состарилися даже!

И мечта у них всё та же!

Н. Юсупов. «Простите»

Папа розбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся,

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

« Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже.

«Простите»- казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Н.Юсупов. Добрые слова

Видел Настю-ученицу

Я на улице сейчас.

Настя-славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова ….(здравствуй).

Встретил Витю я ,соседа.

Встреча грустная была.

На меня он,как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте- зря от Вити

Ждал я слова …( извините)

Дед про внучку говорил:

-Экая досада-

Я портфель ей подарил,

Вижу,очень рада!

Но нельзя молчать ж молчать,как рыба.

Ну сказала бы …(спасибо)

С. Погореловский.Перестарался

Вот кто вежливость у нас — Что с тобой?-вскричала мать-

Проявил на деле: Заболел,сыночек?

Он в полночный тихий час — Я забыл тебе сказать:

Поднял мать с постели. Мама,доброй ночи!

В.Кривошеев.Доброе утро

Придумано кем-то -Доброе утро!

Просто и мудро Солнцу и птицам,

При встрече здороваться: Доброе утро

-Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым,доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В .Кривошеев. Пожалуйста,потише

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела,

Учтите,никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то,что к вам проиехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет.

Что вы немножко пошалили в школе,

И маму вызывает педсовет.

Совсем необязательно кричать.

Ведь вас и так услышат.

Ведь вас и так услышат-

Попробуйте всё тихо рассказать.

В музее,кинозале и трамвае

О том ,о сём друг говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что,как в лесу дремучем,мы кричим.

О том ,что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед.

У дедушки к дождю разнылись кости,

А,между прочим, дождика всё нет.

Пожалуйста,потише !

Спокойно говори, а не кричи.

Пожалуйста,потише!

Потише говори!

Учить правилам общения, правилам культурного поведения, формировать привычку употреблять слова вежливости, обратить внимание детей на то, что добрые дела непрем

Цель. Учить правилам общения, правилам культурного поведения, формировать привычку употреблять слова вежливости, обратить внимание детей на то, что добрые дела непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Воспитывать вежливость, доброжелательность, умение дружить, уважительное отношение к людям.

Ученик.

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий. Не только детям, но и взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми? Ведь это не так уж трудно!

Чтобы научиться правилам культурного поведения, сегодня мы отправляемся с вами на прогулку по городу Вежливости.

Улица Волшебных Слов

1-й ведущий. Вежливые слова – это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными мы их называем потому, что жить без них на свете просто нельзя.

Какие слова говорят при приветствии?

Здравствуйте!

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

С добрым утром!

Доброго здоровья!

Привет!

2-й ведущий. Каждый наш день должен начинаться со слов: “Доброе утро!” Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

1-й ведущий. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении “Я и солнышко”.

Ученик.

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! —
Сказало.
— Доброе утро! —
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если, проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
— Доброе утро!

1-й ведущий. Слово “Здравствуйте!” очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово “Здравствуйте!”, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

2-й ведущий. Назовите вежливые слова, которые употребляют при обращении к кому-либо с просьбой.

Прошу вас!

Будьте добры!

Пожалуйста!

Будьте любезны!

Разрешите, пожалуйста!

1-й ведущий. Какие слова мы говорим, когда нужно попросить прощения?

Простите!

Простите, пожалуйста!

Прошу прощения!

Извините!

Ученик читает стихотворение Н. Юсупова «Простите»

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…»

«Простите!» — казалось бы,

Что в нём такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

2-й ведущий. Какие слова благодарности вы знаете?

Спасибо!

Благодарю!

Большое спасибо!

1-й ведущий. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

— Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.

2-й ведущий. Какие слова произносят при прощании?

До свидания!

Всего хорошего!

Всего доброго!

До встречи!

Доброго пути!

1-й ведущий. Какие слова каждый скажет своим родным перед тем, как идти спать?

(Спокойной ночи)

Конкурс «Волшебные слова»

Участвуют по два представителя от каждого класса. Делая шаг, игроки произносят вежливые слова. Побеждает тот, кто опередит всех и скажет последнее слово.

Выходят 6 учеников.

Вместе.

“Здравствуйте!”

1-й ученик.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вместе.

“Доброго пути!”

2-й ученик.

Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Вместе.

“Спасибо!”

3-й ученик.

Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз…
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.

Вместе.

“Пожалуйста!”

4-й ученик.

Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно…
Нет, пожалуй, что
Без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Вместе.

«Простите!»

5-й ученик.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал, забывать.

А если я всё же забуду, –

Простите, я больше не буду.

Вместе.

“До свидания!”

6-й ученик.

Когда мы увидимся снова? —
Никто не ответит заранее…
Сказать остается два слова,
И мы говорим: “До свидания!”

Игра на внимание «Пожалуйста»

По моей просьбе вы исполняете определённые команды. Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете.

Встаньте! Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки вверх! Пожалуйста, поднимите руки вверх! Встаньте на носочки! Опустите руки! Прошу вас, опустите руки! Будьте добры, присядьте! Встаньте! Встаньте, пожалуйста! Поставьте руки на пояс! Поставьте руки на пояс, будьте любезны! Сделайте, пожалуйста, 5 наклонов вправо! 5 наклонов влево! Прошу вас, сделайте 5 наклонов влево! Молодцы, погладьте себя по головке! Погладьте себя по головке, пожалуйста!

Ведущий. Для того чтобы стать вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

Аллея Добра

Ведущий. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.

1-й ученик.

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

2-й ученик.

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней!

3-й ученик.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

4-й ученик.

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

5-й ученик.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Вместе.

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

Ведущий. Доброта — это ценное нравственное качество. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала народная мудрость! Вспомним некоторые из них.

Игра «Кто больше»

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь и сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые умирают, да дела их живут.

Чего не сделаешь силком, добьёшься добром.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Добро помни, а зло забывай.

За добро добром платят.

Добро век не забудется.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе дело два века живёт.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Дорога Добра

сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя

Не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что это жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

Ведущий.

В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Сегодня многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы — это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас. Так давайте же делать добро людям и сами будем счастливы!

Проспект Дружбы

1-й ученик.

Когда живётся дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

2-й ученик.

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора

Из любого спора.

3-й ученик.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

4-й ученик.

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Мы – друзья»

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского «Всё мы делим пополам»)

1-й ученик.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Я – худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!..

2-й ученик.

Дело в том, что он и я

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе…

Отстаём!

1-й ученик.

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

2-й ученик.

Что-то, Вова,

Позабыл.

1-й ученик.

И я забыл!

Ну не важно! Дрались честно.

Как положено друзьям:

Я как стукну!

2-й ученик.

Я как тресну!

Он как даст!

1-й ученик.

А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

2-й ученик.

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Вместе.

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

(Девочка делает вид, что обливает мальчиков из ведра)

1-й ученик.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

Девочка.

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

(Вновь звучит мелодия песни В. Шаинского «Мы – друзья»)

Ведущий. Расскажите, пожалуйста, Пете и Вове, как должны себя вести настоящие

друзья?

(Выслушиваются ответы детей.)

Ведущий. Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга. Все проблемы друзья решают мирным путём, без ссор.

Игра «Дружеское рукопожатие»

2 человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперёд, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.

Мир похож на цветной луг

сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского

Ветер зовёт за собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга не встретил пока,

Жаль, жаль, жаль.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь,

Другом верным всегда будь.

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделай хмурый денёк веселей,

Друг, друг, друг.

Припев.

Друг для тебя одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда – не беда,

Да, да, да.

Припев.

Ведущий. Как хорошо, если рядом настоящий друг, добрый, отзывчивый, который разделит радость и придёт на помощь в трудную минуту. Давайте никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя мультфильма, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

(Дети говорят друг слова кота Леопольда друг другу)

Площадь Вежливости

Ведущий. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с

тобой. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

Работа в группах (классах). Решение ситуативных задач.

1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному мальчику 8 лет, а другому – 10?

(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее)

2. Одна девочка жаловалась маме:

— Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.

— А как ты его зовёшь? – спросила мама.

— Я ему просто кричу: «Эй ты!»

Скажите, права ли Галя? Как нужно обращаться друг к другу?

3. Две учительницы разговаривают на перемене. К ним подбегает ученица и спрашивает: «Татьяна Николаевна, почему меня обижает Петя?»

Какие правила поведения нарушила ученица?

4. Перемена. В класс входит папа одной из учениц, чтобы побеседовать с учительницей. Ученики бегают по классу, громко разговаривают, перебивают их беседу.

Какие правила поведения нарушили ученики и как поступили бы вы?

Экзамен на вежливость.

Задание. На три стула нужно посадить 4 человека: взрослого, девочку, 2 мальчика.

Игра «Вежливо – невежливо»

Попробуем определить знатоков правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте, если невежливо – прячьте руки за спину.

поздороваться при встрече

толкнуть и не извиниться

помочь поднять упавшие вещи

взять билет в автобусе

не уступить место в автобусе

перебить взрослого во время разговора

поздороваться с незнакомой учительницей

бросить фантик от конфеты на пол

помочь старушке перейти дорогу

поделиться конфетами с другом

опоздать на урок

поблагодарить маму за ужин

громко кричать на перемене

помочь младшей сестричке одеться

Станция «Конечная»

Ведущий. Много славных дел ждёт вас впереди. Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, честными, вежливыми. А этому нужно учиться с детства.

Ученик.

Слова «До свиданья!»,

«Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста!», «Здравствуйте!» —

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В школе,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку,

Как воздух,

Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Ведущий. Чтобы проверить, как вы запомнили вежливые слова, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: «… (Добрый день)».

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, … (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: «Простите, … (пожалуйста)!»

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю …(пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Мы хотим, чтоб птицы пели

муз. Я. Жабко, сл. Е. Каргановой, Я. Жабко

1. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала

Хрусталём роса.

2. Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый

Золотистый дождь.

3. Мы хотим, чтоб на планете

Были счастливы все дети.

Ах, как хочется со всеми нам дружить!

Будем в школах мы учиться,

Будем к звёздам мы стремиться

И сады в краю любимом

Будем мы растить!

Ведущий. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, глядя в глаза, скажите хорошие слова. (Дети выполняют.) Повернитесь в другую сторону и сделайте то же самое. Я хочу, чтобы вы ушли с праздника с тёплыми чувствами и хорошим настроением.

Всего вам доброго!

Если добрый ты…

сл. М. Пляцковского, муз. Б Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал…

Если ясный день, это – хорошо,

А когда наоборот – плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними – веселей,

А когда наоборот – скучно!

Ученики читают стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?»

1-й ученик.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

2-й ученик.

«Извините, я ошибку признаю».

1-й ученик.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

2-й ученик.

«Извините, я немного опоздал».

1-й ученик.

Наш учитель просит Витю

Показать на карте Псков.

2-й ученик.

Извините, но похоже,

Я к уроку не готов.

1-й ученик.

Спор давно ведётся в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

2-й ведущий. А как вы думаете, вежлив Витя или нет?

(ответы детей)

1-й ведущий. Правильно. Вежливый человек никогда не обидит малыша, не станет опаздывать на урок, а к урокам будет готовиться старательно и добросовестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *