Слабоумие у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-15 лет – Слабоумие у детей: классификация, симптомы

Содержание

Слабоумие у детей: классификация, симптомы

Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

 

Симптомы слабоумия у детей

Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

Органическая деменция у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Органическая деменция у детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Общие сведения

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Органическая деменция у детей

Органическая деменция у детей

Причины органической деменции у детей

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

Патогенез

В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Классификация

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Симптомы органической деменции у детей

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Осложнения

Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

Диагностика

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

Лечение органической деменции у детей

Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

Прогноз и профилактика

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

симптомы и признаки, диагностика. Лечение детской деменции в Москве

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Деменция у детей

Причины деменции у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Симптомы деменции у детей

Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

  • нарушение мыслительной деятельности;
  • отсутствие критического мышления;
  • нарушения памяти;
  • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
  • снижение внимания и концентрации;
  • расстройства зрения и слуха;
  • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
  • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • утрата ранее приобретенных навыков;
  • затруднения в самообслуживании;
  • угасают коммуникативные навыки.

При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте. 

При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

Диагностика деменции у детей

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Лечение деменции

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами — квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Автор

Деменция у детей Елена Михайловна Бунина

Врач-психотерапевт, врач высшей категории

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

Наши специалисты

Владимир Владимирович Захаров

Врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Игорь Сергеевич Мацокин

Врач-невролог

Полина Юрьевна Вахромеева

Врач-невролог

Константин Юрьевич Казанцев

Врач — невролог, ведущий специалист отделения неврологии

Елена Александровна Чечет

Врач-невролог

Цены на диагностику деменции


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


причины, симптомы, виды, диагностика и лечение

Виды детской деменции

Резидуально-органическая (вторичная)

  1. Является следствием и остаточным проявлением различных поражений развивающегося головного мозга.
  2. Динамика патологических изменений будет зависеть от возраста, в котором ребенок перенес травму. Например, вследствие церебральных поражений в школьном возрасте. Наблюдается не только резкий контраст между теми знаниями, который ребенок приобрел до поражения ЦНС, но и его когнитивными возможностями в посттравматическом периоде.
  3. Процесс распада личности, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения опережают патологические изменения познавательных процессов – это связано с тем, что у детей и подростков не закреплены социальные нормы поведения.  Соответственно, чем раньше ребенок перенес заболевание, поразившее головной мозг, тем ярче буде клиническая картина резидуально-органической деменции.
  4. Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности повышаются инстинктивные влечения (сексуальность, прожорливость), поведение бесцельно и непоследовательно, отсутствует критичность к своему состоянию и, часто, инстинкт самосохранения.

Прогрессирующая деменция

Связана с некоторыми наследственными заболеваниями, которые могут проявиться не с рождения, а намного позже.

В  случаях генетически обусловленной деменции, симптомы прогрессируют по мере развития самого заболевания.

Болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Ретта, лейкодистрофии и другие наследственные заболевания вызывают нейропсихологический дефект прогрессирующего характера.

БолезньХарактеристика
Болезнь Ньюмана-Пика Вследствие нарушения обмена веществ, которое вызывается данным заболеванием, в организме человека, в том числе головном мозге, скапливается большое количество липидов, что приводит к интеллектуальным патологиям. Чаще всего болезнь проявляется в подростковом возрасте.
Болезнь ЛафораРедкое генетическое заболевание, при котором головной мозг, а также внутренние органы, поражают микроскопические структуры, так называемые тельца Лафора, которые вызывают прогрессирующее слабоумие.

Продолжительность жизни при болезни Лафора – от двух до десяти лет.

Синдром РеттаГенетическое заболевание, поражающее центральную нервную систему в раннем возрасте.
  • Страдают синдромом Ретта преимущественно девочки;
  • Проявляется недуг примерно в 4-месячном возрасте в виде отставания в развитии двигательных навыков;
  • Позже, девочки с синдромом Ретта, имеют задержку как моторного, так и психического развития, другие сопровождающие симптомы, в том числе, проблемы с дыханием.

каковы первые симптомы и признаки слабоумия, можно ли вылечить недуг?

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года. Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ. Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.

По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер. Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики. Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью. Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе. Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями. Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой. Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует. Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы. Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Различия заболевания у мужчин и женщин

Проявления деменции у мужчин и женщин во многом схожи.

По статистике, женщины больше подвержены наступлению маразма. Симптоматика женской деменции является более выраженной.

Это объясняется тем, что у представительниц слабого пола психика более подвижна, чем у мужчин. Поэтому главные различия мужских и женских симптомов слабоумия проявляются в эмоциональной сфере.

Проявления деменции у женщин:

  • повышенное упрямство;
  • постоянная плаксивость, обидчивость;
  • маниакальная подозрительность.

Первые признаки мужского маразма:

  • консерватизм в суждениях, отрицание всего нового;
  • склонность к поучениям, назидательности;
  • преувеличение прошлых достижений;
  • извращенность в сексуальной сфере;
  • эгоизм, равнодушие к окружающим;
  • чрезмерная ревность.

Поздняя деменция у мужчин и женщин протекает одинаково.

Сосудистая деменция

Различают два вида сосудистой деменции – возникшая после инсульта и развившаяся в результате хронической недостаточности кровоснабжения головного мозга. При постинсультном приобретенном слабоумии в клинической картине обычно превалируют очаговые расстройства (нарушения речи, парезы и параличи). Характер неврологических нарушений зависит от локализации и размера кровоизлияния или участка с нарушенным кровоснабжением, качества лечения в первые часы после инсульта и некоторых других факторов. При хронических нарушениях кровоснабжения преобладают симптомы слабоумия, а неврологическая симптоматика достаточно однообразна и выражена менее ярко.

Чаще всего сосудистая деменция возникает при атеросклерозе и гипертонической болезни, реже – при тяжелом сахарном диабете и некоторых ревматических заболеваниях, еще реже – при эмболиях и тромбозах вследствие скелетных травм, повышения свертываемости крови и болезней периферических вен. Вероятность развития приобретенного слабоумия увеличивается при болезнях сердечно-сосудистой системы, курении и излишнем весе.

Первым признаком заболевания становятся затруднения при попытке сосредоточиться, рассеянное внимание, быстрая утомляемость, некоторая ригидность умственной деятельности, трудности планирования и снижение способности к анализу. Расстройства памяти выражены менее резко, чем при болезни Альцгеймера

Отмечается некоторая забывчивость, но при «толчке» в виде наводящего вопроса или предложении нескольких вариантов ответа больной без труда вспоминает необходимую информацию. У многих пациентов выявляется эмоциональная неустойчивость, настроение снижено, возможны депрессии и субдепрессии.

Неврологические нарушения включают в себя дизартрию, дисфонию, изменения походки (шарканье, уменьшение длины шага, «прилипание» подошв к поверхности), замедление движений, оскудение жестикуляции и мимики. Диагноз выставляется на основании клинической картины, УЗДГ и МРА сосудов головного мозга и других исследований. Для оценки тяжести основной патологии и составления схемы патогенетической терапии пациентов направляют на консультации к соответствующим специалистам: терапевту, эндокринологу, кардиологу, флебологу. Лечение – симптоматическая терапия, терапия основного заболевания. Скорость развития деменции определяется особенностями течения ведущей патологии.

Когнитивные тесты

Вопросы теста

  1. Каков ваш возраст?
  2. Сколько сейчас времени с точностью до часа?
  3. Повторите адрес, который я сейчас вам покажу.
  4. Какой сейчас год?
  5. В какой больнице и в каком городе мы сейчас находимся?
  6. Сможете ли вы сейчас узнать двух людей, которых видели ранее (например, врача, медсестру)?
  7. Назовите дату вашего рождения.
  8. В каком году началась Великая Отечественная Война (можно спросить о любой другой общеизвестной дате)?
  9. Как зовут нашего нынешнего президента (или другую известную личность)?
  10. Посчитайте в обратном порядке от 20 до 1.

Тест GPCOGВрач задает 6 вопросов о том, как изменилось состояние пациента за последние 5-10 лет, на которые можно ответить «да», «нет» или «не знаю

  1. Возникает ли больше проблем с запоминанием недавно произошедших событий, вещей, которыми пользуется больной?
  2. Стало ли сложнее вспоминать разговоры, происходившие несколько дней назад?
  3. Стало ли сложнее находить нужные слова во время общения?
  4. Стало ли сложнее распоряжаться деньгами, управлять личным или семейным бюджетом?
  5. Стало ли сложнее самостоятельно вовремя и правильно принимать лекарства?
  6. Стало ли для пациента сложнее пользоваться общественным или личным транспортом (тут не имеются в виду проблемы, возникшие из-за других причин, например, из-за травм)?

Умственная отсталость с рождения

Врожденное слабоумие (олигофрения) – ряд заболеваний, характеризующийся врожденным или приобретенным в течение первых трех лет жизни умственным недоразвитием.

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень болезни. Такие люди адекватны, выполняют несложную работу, не нарушают общепринятые правила. Диагностируется сложнее, так как нет выраженных симптомов. Для больных характерно отсутствие фантазии, узкое мышление.

Имбецильность – средняя стадия олигофрении. Способны к самообслуживанию, но нуждаются в постоянной опеке. Понимают, когда к ним обращаются, знают близких людей. Плохо развита моторика и координация. Словарный запас беден, мышление примитивно, память и внимание недоразвиты.

Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Люди с таким диагнозом требуют постоянного ухода, не способны к самообслуживанию. Не выделяют близких людей, нередко проявляют агрессию.

Речь отсутствует, иногда произносят отдельные слова и звуки. Не имеют самых элементарных навыков. Не контролируют работу органов малого таза. Основные потребности – еда и сон.

Причины:

  • наследственность,
  • генетические нарушения,
  • внутриутробные инфекции беременных (краснуха, токсоплазмоз, сифилис),
  • алкоголизм, наркомания матери,
  • близкородственные браки,
  • черепно-мозговые травмы при родах.

Классификация болезни

Деменцию можно классифицировать по типу, степени развития (легкая, умеренная и тяжелая), локализации патологического процесса. В зависимости от возраста пациента, в котором возникло поражение, выделяют сенильные и пресенильные деменции. Пресенильные возникают раньше 65 лет и всегда протекают на фоне других заболеваний (болезни Альцгеймера, сосудистых поражений, алкоголизма).

Классификация по локализации

Выделяют четыре локализации заболевания: корковую, подкорковую, сосудистую, мультифокальную. Корковая деменция отличается поражением коры головного мозга с последующей его атрофией. При этом больше всего страдает память, речь, мышление, но влияния на двигательную функцию нет.

Такая локализация сочетается с атрофическими изменениями, наиболее часто возникает сенильная деменция альцгеймеровского типа (в 50-60% случаях корковой локализации), немного реже – алкогольная и вызванная болезнью Пика.

Корковое слабоумие чаще поражает женщин, это обусловлено тем, что слабый пол больше подвержен заболеваниям Пика и Альцгеймера, что ученые связывают с гормональными проблемами из-за недостаточной выработки эстрогенов.

Болезнь Альцгеймера и сенильная деменция схожи по проявлениям. Но болезнь Альцгеймера прогрессирует медленнее, симптоматика ее менее выражена, основное проявление – забывчивость, потеря памяти, в то время как деменция – это целый комплекс симптомов, когда кроме потери памяти происходит полное изменение личности.

Сравнение болезни Альцгеймера и сенильной деменции
Болезнь АльцгеймераСенильная деменция
Может привести к деменцииНе может привести к болезни Альцгеймера
Изменения личности незначительные, иногда возникает заострение личных черт характера, плаксивость, ранимость, сентиментальность.Изменение от незначительных до полного разрушения личности
Двигательная активность не нарушается, или страдает лишь на последней стадииВ зависимости от локализации может отличаться значительными нарушениями со стороны двигательной системы (от тремора до полной обездвиженности)
Причины до конца не изучены, связывают с синтезом аномального белкаПричина — поражение и последующая атрофия мозга.

При подкорковой локализации поражаются подкорковые структуры (например, белое вещество мозга), в результате чего теряются многие навыки, больной страдает забывчивостью, у него замедляются мышление и речь. Такую локализацию можно определить по двигательным нарушениям: появляется тремор, подергивание или скованность мышц. Болезни, которые сопровождают подкорковую деменцию – Паркинсона, Хантингтона, надъядерный паралич.

Болезнь сенильная деменция, когда поражаются сосуды и нарушается кровообращение, из-за чего страдают корковая и подкорковая зоны, называется сосудистой. При этом виде слабоумия человек постепенно (хотя бывают случаи и острого начала) утрачивает черты личности, интеллект, перестает понимать речь, теряет двигательные навыки. Пациент с сосудистой формой должен находиться под присмотром врачей, так как возможен внезапный летальный исход.

Мультифокальная деменция – самый тяжелый вид расстройства, при котором возникает множество очагов поражения, страдает центральная нервная система. Прогрессирование быстрое, тяжелая стадия начинается уже через несколько месяцев после первого симптома. Симптоматика нетипичная, болезнь кроме личностных изменений проявляется поражениями мозжечка, то есть появляются сонливость, нарушение координации движений, беспорядочные непроизвольные движения, персеверация (пациент постоянно повторяет одну фразу, одно движение).

Другие классификации

Кроме общепринятой классификации по локализации или по степени развития ученые разных стран определяют сенильную деменцию по типу (сосудистая, атрофическая или смешанная), синдрому, клиническому варианту.

Ученые, которые придерживаются классификации по клиническому варианту, предполагают наличие сенильной деменций таких типов:

  • сосудистая;
  • альцгеймеровского типа;
  • алкогольная;
  • лобно-височная (болезнь Пика).

Синдромальная классификация предполагает разделение на лакунарное и тотальное слабоумие. Старческая сенильная деменция по лакунарному типу затрагивает память. Характер личности почти не меняется, но может проявиться плаксивость, сентиментальность, капризность. Тотальное слабоумие сильнее выражено и кроме памяти охватывает другие аспекты личности. Происходит нарушение мышления, восприятия, возможна полная дезориентация.

Лечение

Врач назначает лечение в зависимости от этиологии и стадии болезни.

Основные направления терапии и препараты:

  • повышение стойкости нервной системы (тонизирующие препараты),
  • коррекция поведения (транквилизаторы),
  • улучшение кровообращения (ноотропные препараты),
  • устранение агрессии, беспокойства, апатии, (антидепрессанты),
  • общеукрепляющие средства.

Помимо этого проводится корректировка питания, исключается курение и прием алкоголя.

Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз, назначить план обследования и лечения.

К сожалению, слабоумие невозможно излечить полностью

Но важно как можно раньше распознать заболевание и обратиться к специалисту

Начатое вовремя лечение помогает не допустить быстрого прогрессирования болезни. Повысить качество жизни и уменьшить проявление симптомов — вот основные задачи лечения.

Умственная отсталость, олигофрения, деменция — об отличиях в этом видео:

Механизм развития сенильной деменции

Механизм развития (то есть патогенез) инволюционных психических расстройств достаточно сложен. Первичным звеном является изменение в работе структур гипоталамуса, прежде всего тех, которые регулируют обменно-эндокринные функции организма, в частности гипофиза. В результате гормонального дисбаланса нарушается функционирование многих органов организма, кроме того, он негативно воздействует на кору и подкорковые структуры, делая их уязвимыми для множества внешних факторов, не несущих опасности здоровому человеку. То есть, минимальная психотравматизация, бытовые стрессы приводят к срыву высшей нервной деятельности у предрасположенных лиц.

Постепенно погибают нейроны, ответственные за умственную, психическую деятельность и социальную адаптацию: больной теряет память, способность к обучению, не может логически мыслить, у него пропадает интерес к окружающим и жизни, на поздних стадиях даже утрачивается способность к самообслуживанию.

Морфологически при сенильной деменции вследствие атрофии уменьшаются объем и масса головного мозга. Борозды и желудочки расширяются, извилины заостряются, а конфигурация областей мозга и пропорции между ними сохраняются, то есть атрофия равномерная.

Нейроны уменьшаются в размерах, сжимаются, но контуры их остаются прежними. Нервные отростки погибают и замещаются соединительной тканью (склерозируются), склеиваются друг с другом.

Типичными для старческой деменции являются множественные очаги некроза круглой формы, в центре представленные бурой гомогенной массой, а на периферии – нитями. Это так называемые очажки запустения и старческие друзы.

Тактика лечения

Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Куда обратиться к специалистам

В районной поликлинике находятся специалисты, которые будут наблюдать пациента с деменцией. Участковый терапевт посетит больного на дому или примет на амбулаторном поликлиническом приеме. Этот врач оценивает характер патологических симптомов и дает направление к другим врачам.

Невролог и психиатр ведут прием больных в районной и городской поликлинике. Специалист по деменции консультирует пациентов на базе областной клинической больницы или специализированных клиник в крупных городах.

Порядок осмотра

Деменция развивается с потерей самокритики к своему состоянию, поэтому инициатором посещения врача должны стать родственники больного

При отказе явиться на прием к специалисту, близкие люди могут акцентировать внимание на конкретных жалобах на самочувствие:

  • головную боль;
  • головокружение;
  • шум в голове и ушах;
  • шаткость походки.

Затягивать визит к врачу нежелательно, потому что при отсутствии лечебной коррекции стадии деменции могут развиваться стремительно. Только своевременно начатое лечение дает возможность максимально долго сохранять практические навыки и информацию.

Диспансерный учет

В зависимости от преобладания симптоматики пациента с деменцией ставят на диспансерный учет. Постоянное наблюдение дает возможность наблюдать за изменением в состоянии и своевременно диагностировать наступление следующего этапа. Диспансеризацию пожилого человека может осуществить невролог, психиатр или участковый терапевт.

Госпитализация

Направление в стационар необходимо в следующих ситуациях:

  • острое психическое и двигательное возбуждение;
  • агрессия в отношении окружающих или самоагрессия;
  • суицидальные попытки;
  • нарушение сознания с утратой способности ориентироваться во времени и пространстве.

Пациента госпитализируют в психиатрическую больницу для снятия психотических симптомов (бред, галлюцинации) и агрессивного настроения. После выписки решается вопрос об оформлении в интернат для престарелых людей с психическими нарушениями или пребывании пожилого человека в домашних условиях под наблюдением родственников и медицинских работников.

Принудительное лечение

Согласно Положению о психиатрической помощи лечение больных должно проводиться с их добровольного согласия. Исключение составляют случаи, когда пациент с деменцией признан недееспособным и не может самостоятельно решать вопрос о лечении.

Специалист по деменции дает направление на стационарное лечение при появлении галлюцинаций и бредовых идей, агрессии. В ситуации, опасной для окружающих, принимается решение о принудительном лечении. В крайних ситуациях родственники должны вызывать специализированную бригаду скорой помощи, которая доставит больного для лечения в психиатрическую больницу.

Гериатрические учреждения

На последних стадиях слабоумия основное значение приобретает уход за больным. В учреждениях гериатрического профиля врач, лечащий деменцию, лежачему больному назначает препараты для поддержания жизненного тонуса. Специализированный уход предусматривает своевременную смену памперсов, кормление (с ложки или через зонд).

Своевременное обращение к специалисту дает возможность максимально приспособить пациента к изменившимся жизненным условиям. Врач лечит деменцию у пожилых людей согласно ее стадии и симптомам. Диагностика слабоумия и выяснение его причины дает возможность затормозить развитие болезни. Назначенное медикаментозное лечение и методы реабилитации позволяют стабилизировать состояние и максимально сохранить самостоятельность и дееспособность.

Проявления деменции

Симптомы, при возникновении которых необходимо обратиться к врачу

  • Нарушение памяти. Больной не помнит о том, что произошло недавно, тут же забывает имя человека, с которым его только что познакомили, несколько раз переспрашивает одно и то же, не помнит, что сделал или сказал несколько минут назад.
  • Сложности с выполнением простых, привычных задач. Например, домохозяйка, которая всю жизнь занималась приготовлением пищи, больше не в состоянии сварить обед, не может вспомнить, какие нужны ингредиенты, в каком порядке их нужно опускать в кастрюлю.
  • Проблемы в общении. Больной забывает знакомые слова или употребляет их неправильно, испытывает сложности с подбором нужных слов во время разговора.
  • Нарушение ориентации на местности. Человек, страдающий деменцией, может пойти в магазин по привычному маршруту и не найти обратную дорогу домой.
  • Недальновидность. Например, если оставить больного посидеть с маленьким ребенком, то он может забыть об этом и уйти из дома.
  • Нарушение абстрактного мышления. Ярче всего это проявляется во время работы с цифрами, например, при разных операциях с деньгами.
  • Нарушение расположения вещей. Больной часто кладет вещи не на их привычные места – например, может оставить ключи от автомобиля в холодильнике. Причем, постоянно об этом забывает.
  • Резкие смены настроения. Многие люди, страдающие деменцией, становятся эмоционально нестабильными.
  • Изменения личности. Человек становится чрезмерно раздражительным, подозрительным, или начинает постоянно чего-то бояться. Он становится до крайности упертым и практически не способен изменить своего мнения. Все новое, незнакомое воспринимает как представляющее угрозу.
  • Изменения поведения. Многие больные становятся эгоистичными, грубыми, бесцеремонными. Они везде ставят на первый план свои интересы. Могут совершать чудаковатые поступки. Нередко проявляют повышенный интерес к молодым людям противоположного пола.
  • Снижение инициативы. Человек становится безынициативным, не проявляет интереса к новым начинаниям, предложениям других людей. Иногда больной становится полностью безучастен к тому, что происходит вокруг.  

Степени деменции

Легкая Умеренная Тяжелая
  • Работоспособность нарушена.
  • Больной может обслуживать себя самостоятельно, практически не нуждается в уходе.
  • Часто сохраняется критика – человек понимает, что болен, нередко сильно переживает из-за этого.
  • Больной не в состоянии полностью себя обслуживать.
  • Его опасно оставлять одного, необходим уход.
  • Больной практически полностью утрачивает способность к самообслуживанию.
  • Очень плохо понимает, что ему говорят, или не понимает вообще.
  • Требуется постоянный уход.

Стадии деменции (классификация ВОЗ, источник

Ранняя Средняя Поздняя
Заболевание развивается постепенно, поэтому больные и их родственники часто не замечают его симптомы и не обращаются вовремя к врачу.Симптомы:
  • больной становится забывчивым;
  • нарушается счет времени;
  • нарушается ориентация на местности, больной может заблудиться в знакомом месте.
Симптомы заболевания становятся более выраженными:
  • больной забывает недавние события, имена и лица людей;
  • нарушается ориентация в собственном доме;
  • нарастают сложности в общении;
  • больной не может ухаживать за собой, ему требуется посторонняя помощь;
  • нарушается поведение;
  • больной может в течение длительного времени совершать однообразные бесцельные действия, задавать один и тот же вопрос.
На этой стадии больной практически полностью зависит от близких и нуждается в постоянном уходе.Симптомы:
  • полная потеря ориентации во времени и пространстве;
  • больному сложно узнавать родственников, друзей;
  • требуется постоянный уход, на поздних стадиях больной не может сам есть и выполнять простейшие гигиенические процедуры;
  • нарастают нарушения поведения, больной может становиться агрессивным.

причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Представляет собой приобретенную форму слабоумия, характеризующуюся снижением познавательной деятельности, потерей приобретенных практических навыков и усвоенных знаний.

Причины

Специалисты связывают развитие детского слабоумия с воздействием на организм ребенка факторов, которые нарушают функционирование мозговых структур. Причинами развития патологии могут являться нейроинфекции. Органическая деменция может являться осложнением таких заболеваний, как менингит, энцефалит, церебральный арахноидит. Иногда снижение интеллектуальных способностей ребенка может возникать на фоне черепно-мозговых травм. Заболевание может являться следствием ушиба или открытых повреждений головного мозга.

ВИЧ-инфекция, характеризующаяся развитием клинических проявлений, способна поражать центральную нервную систему ребенка. Поражение головного мозга сопровождается развитием энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.

Токсическое поражение центральной нервной системы лекарственными средствами, тяжелыми металлами, писихоактивными веществами или алкоголем довольно часто является основной причиной развития у ребенка деменции.

Симптомы

Клинические проявления органического слабоумия у детей зависят от возраста ребенка. Церебральные поражения, которые перенесены в школьном возрасте, обусловлены развитием контраста между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальных познавательных возможностей. У таких детей отмечается фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь, достаточный словарный запас, а бытовые и школьные навыки нормально развиты. Во время общения с ребенком обращает внимание на себя доминирование конкретно-ситуационного мышления: такие дети детализировано описываю пережитые события, а их рассуждения ориентированы на практические действия и результаты.

Абстрактное мышление при такой патологии обнаруживается только в единичных случаях либо полностью отсутствует, такие дети не понимают переносное значение пословиц, поговорок, юмор, также у них затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но при этом их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления значительно снижена. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро истощаемы, запоминание им дается с большим трудом. Выявляются аффективные и личностные нарушения. Такие дети эмоционально неустойчивы, у них отмечаются высокая эмоциональная лабильность. Исчезают нюансы эмоций, нарастает их обеднение и уплощение. Для тяжелой формы патологии характерно преобладание полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов и выраженным стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста клиническая картина органической деменции является более выраженной. Такие малыши эмоционально неустойчивый, у них реакции радости быстро сменяются гневом и плачем, практически у всех детей отмечается выраженное психомоторное возбуждение. Эмоциональная сфера крайне обеднена: у них не развивается чувства привязанности, не возникает тоски по матери, отсутствует реакция на похвалу или порицание. Отмечается усиление элементарного влечения, возникает прожорливость и сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен, внешне они выглядят неопрятными и неряшлевыми.

Отмечается тотальное нарушение познавательных функций. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образованных ассоциаций и повторения без осмысления. Усвоение правил и игровых ролей недоступно.

Диагностика

Для постановки диагноза органическая деменция у детей ребенку назначается комплексное обследование, основанное на использовании клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Диагностический алгоритм включает консультацию невролога, психиатра и психолога, проведении магниторезонансной и компьютерной томографии.

Лечение

Терапия детского органического слабоумия представляет собой длительный процесс, требующий системности и организованности не только от детей или родителей, но и врачей. Основное лечение направлено на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется средством применения фармакотерапии, основанной на назначении средств, улучшающих обмен веществ в мозговых нервных клетках и усиливающих мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов. Помимо медикаментозного лечения такие дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи.

Профилактика

В связи с тем, что нарушения являются следствием другого заболевания профилактика органической деменции у детей,является достаточно сложной задачей и заключается в предупреждении развития травм и своевременном лечении заболеваний способных вызвать у ребенка развитие слабоумия.

Слабоумие у взрослых и у детей:причины и признаки

Врожденное или приобретенное нарушение интеллектуального развития, которое сопровождается уменьшением приобретенных запасов знаний и навыков и снижение способности понимать связь окружающих явлений – называется слабоумие.

Болезнь может быть врожденная или приобретенная. Деменция – это прогрессирующий распад интеллекта. Она возникает при повреждении головного мозга, причины которого могут быть различны, от механического повреждения до химической травмы.

Особенностью приобретенного слабоумия является ее развитие после нормальной работы мозга.

Основные симптомы слабоумия:

  1. Мозаичность психических нарушений
  2. Снижение памяти, внимания, психической активности
  3. Ухудшение познавательных функций и приобретенных навыков
  4. Личностные расстройства
  5. Низкая возможность реализации запасов знаний

При легкой форме больной имеет провалы в кратковременной памяти. Он может забыть, куда направлялся, что случилось в сегодняшний день, номера телефонов. При тяжелой форме существенно страдает правильность речи, долговременная память, дезориентация во времени и пространстве. Эти признаки появляются с первых дней заболевания, а изменение личности и расстройство поведения развивается постепенно. В итоге больные слабоумием люди становятся зависимыми от родных и близких, и требуют постоянного ухода.

Дети

Слабоумие у детей встречается крайне редко и чаще всего является следствием травмы ребёнка или неправильного образа жизни его родителей. Для диагностики врожденного слабоумия используют специальный тест. Его цель определить степень развития интеллекта ребенка по определенной формуле. Если степень интеллекта ниже развития определенного возраста, ставится диагноз. Но скрытность и замкнутость ребёнка также могут являться признаками слабоумия, поэтому родители должны быть внимательны к своим детям.

Детское слабоумие в раннем возрасте определяется утратой моторных навыков, опрятности и самообслуживание, плохая речь. У детей школьного возраста появляется низкая умственная работоспособность, ослабление памяти, невозможность сконцентрироваться на поставленных задачах.

При постановке диагноза умственной отсталости, очень важна своевременность. Используются простые тесты, анализы обмена веществ, функций эндокринной системы и тщательные неврологические исследования. Болезнь полностью неизлечима и для родителей главной задачей становится научить и сохранить в ребенке основные навыки самостоятельного существования.

Слабоумие у людей в возрасте

При диагностике старческого слабоумия исследуют щитовидную железу, головной мозг и проводят психологическое тестирование. У пожилых людей старческое слабоумие провоцируется употреблением множества различных лекарств, что отрицательно влияет на печень и ведет к интоксикации, что поражает головной мозг. Такой вид заболевания у пожилых людей необратим.

Лечение старческого слабоумия психосоциальной терапией и специальными лекарствами является распространённой практикой. Поддержка друзей и родных, знакомая домашняя обстановка, является психосоциальной терапией. Медикаменты назначаются при галлюцинациях, бессоннице, депрессии, эпилептических припадках или агрессии к окружающим. Старческая деменция полностью не излечивается, поэтому задачей врачей и родственников становится сохранение элементарных навыков больного.

Взрослые

Слабоумие у взрослых приобретается вследствие повреждений головного мозга или ЦНС. Травмы головы, отравление или алкоголизм. Спровоцировать заболевание может инсульт с необратимыми поражениями участков головного мозга.

Алкогольное слабоумие сопровождается нарушениями памяти, галлюцинациями, неконтролируемой агрессией. Частое употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток головного мозга, что влечет за собой многие необратимые процессы. Лечение и выздоровление зависит от степени алкогольной зависимости и стадии запущенности болезни.

При инсульте и повреждении головы, слабоумие у взрослых может нести стационарный характер и долгое время не развиваться. При лечении человека используют специальные медицинские препараты и восстанавливающую терапию. Своевременное лечение слабоумия при инсульте дает возможность врачам полностью избавить пациента от признаков заболевания.

Как лечить слабоумие в конкретно взятом случае сможет сказать только опытный специалист-психотерапевт. Именно поэтому перед приёмом любых препаратов необходимо проконсультироваться с врачом!

Виды слабоумия и приобретённой деменции

  1. Статическая — причиной является отсутствие прогресса заболевания и возникает при единичном повреждении мозга. При обратимых травмах может наблюдаться временное слабоумие.
  2. Прогрессирующая, возможна при многих заболеваниях мозга.
  3. Слабоумие альцгеймерского типа, для которого характерна атрофия мозга.
  4. Сенильная — появляется в 50-60 лет, пресинильная в 70-80.
  5. Мультиинфарктная деменция. Ее причиной бывают инфаркты и инсульты, которые происходили ранее. Встречается у людей старше 70 лет.
  6. Врождённое слабоумие встречается у детей, родители которых употребляли алкоголь, наркотические или психотропные препараты в период беременности или незадолго до неё.
  7. Приобретённое слабоумие может развиваться у человека после повреждения головного мозга, в результате травмы, болезни или приёма наркотических или токсичных веществ.

Стадии слабоумия бывают 3-х видов — идиотия, имбецильность и дебильность.

Степени врожденного слабоумия

Легкая степень слабоумия, проявляется ограниченной способностью к абстрактному мышлению. Такие люди оканчивают начальную школу по особой программе, осваивают немногие специальности и имеют слабую квалификацию.

При умеренной степени отсталости, медленно развивается речь и мышление. Навыки самообслуживания и моторики на низком уровне, могут работать на простых работах под четким контролем и не могут самостоятельно отдельно проживать.

Тяжелая отсталость проявляется отсталостью речи, невозможностью окончить начальную школу, слабым овладением навыков самообслуживания. Такие больные требуют постоянного наблюдения и ухода.

При глубоком слабоумии у многих интеллект не развивается вообще, некоторые могут обладать только несколькими эмоциями, но не осваивают никаких навыков. Такие люди полностью или частично неподвижны, страдают самопроизвольным выделением экскрементов, они нуждаются в постоянном уходе и круглосуточном наблюдении.

Шизофренические расстройства, связанные со слабоумием

Шизофрения может параллельно развиваться при слабоумии. Люди, страдающие шизофреническим видом слабоумия не в состоянии использовать свои знания и навыки в жизни из-за отрешенности от реальности. Не проявляется тяжелыми нарушениями памяти, и сохраняются ранее приобретенные навыки и знания.

Длительность жизни

Заболевание полностью не изучено и выявлены не все причины возникновения врожденного или приобретенного слабоумия. Врожденная болезнь прогрессирует от вида и тяжести и сроки жизни пациента довольно сложно определить. Все зависит от генетических данных, физического здоровья и условий жизни больного.

Слабоумие от поражения сосудов мозга:

Среднее число продолжительности жизни при деменции колеблется от 7 до 10 лет. Всего 5% больных слабоумием имеют шанс обратить процесс вспять и вылечиться от этого недуга. При правильном и своевременном лечении, восполнении нехватки определенных витаминов, человек может вернуться к нормальному образу жизни. В остальных вариантах продолжительность жизни будет зависеть от степени тяжести, зон поражения, правильного лечения и ухода. Задокументированы случаи, где люди со слабоумием жили до 25 лет после определения диагноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *