Родственные связи. Кто кому кем приходится? || Интересное || Родовое дерево
Ещё не так давно семьи были большими, когда под одной крышей или по соседству жили несколько поколений ближних и дальних родственников. Людей одного рода объединяли общие интересы и ценности. Мы до сих пор говорим: «Похож на тетю; вылитый дедушка».
А похож ли ребенок на прадеда — уже не знаем. Круг родных сузился: отец, мать, дедушка, бабушка, сестра, брат… Чем дальше родство, тем труднее определить, кем приходится «седьмая вода на киселе». Но настоящая путаница начинается после свадьбы, когда появляются новые родственники.
Существует три группы родственных связей:
- кровное родство (родство по крови) – непосредственно родственники
- свойственники – родство по браку
- неродственные связи
Давайте постараемся разобраться в сложной картине переплетений родственных связей и заглянем в словарь родственных отношений.
Словарь родственных отношений
Бабушка, бабка — мать отца или матери, жена деда
Брат крестный — сын крестного отца
Брат крестовый, брат по кресту, названый брат — лица, обменявшиеся нательными крестами
Братан, брательник — двоюродный брат
Братанич — племянник по брату
Братаниха — жена двоюродного брата
Братанна — дочь брата, племянница по брату
Брательница — родственница двоюродная или дальняя
Братова — жена брата
Братыч — сын брата, племянник по брату
Вдова — женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа
Вдовец
Великая тетка — сестра деда или бабки (двоюродная бабка)
Великий дядя — брат деда или бабки
Ветвь — линия родства
Внук — сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы
Внучатая двоюродная племянница — внучка двоюродного брата или сестры
Внучатая племянница — внучка брата или сестры (троюродная племянница)
Внучатый, внучатный — являющийся родственником в третьем колене, троюродный
Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры
Внучатый двоюродный племянник
Внучатый племянник — внук брата или сестры
Внучатый троюродный племянник — внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник)
Внучка, внука — дочь сына или дочери, племянника или племянницы
Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда
Двоюродная прабабушка — сестра прабабушки или прадеда
Двоюродная прапрабабушка — сестра прапрабабушки или прапрадеда
Двоюродная племянница — дочь двоюродного брата или сестры
Двоюродная сестра — дочь дяди или тетки
Двоюродная тетка
Двоюродный — состоящий в родстве во втором колене
Двоюродный брат — сын дяди или тетки
Двоюродный дед — брат деда или бабушки
Двоюродный дядя — двоюродный брат отца или матери
Двоюродный племянник — сын двоюродного брата или сестры
Двоюродный прадед — брат прадеда или прабабушки
Двоюродный прапрадед — брат прапрадеда или прапрабабушки
Деверь — брат мужа
Дед, дедушка — отец отца или матери
Дед крестный — отец крестного отца
Дедич — прямой наследник по деду
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям
Дочь названая — приемыш, воспитанница
Дщерич — племянник по тетке
Дщерша — племянница по тетке
Дядька — человек, ухаживающий за ребенком
Дядя — брат отца или матери, а также муж тетки
Единокровные дети (однородные) — дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей)
Единоутробные дети (одноутробные) — дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов
Единоутробный — рожденный той же матерью, но от другого отца
Жена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке
Женима, женища — невенчанная четвертая жена
Жених — сговоривший себе невесту
Золовка, золовища, золова — сестра мужа, иногда жена брата
Зять — муж дочери, сестры
Колено — разветвление рода, поколение в родословной
Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери
Крестник — крестный сын
Крестница — крестная дочь
Крестный отец — участник обряда крещения в роли духовного отца
Кровное родство
Кровный — о родстве в пределах одной семьи
Кузен — двоюродный брат
Кузина — двоюродная сестра
Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери
Кума — крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу
Малая тетка — сестра отца или матери (двоюродная тетка)
Малый дядя — брат отца или матери
Мать — женщина по отношению к своим детям
Мать крестная, крестовая — восприемница при обряде крещения
Мать названая — мать приемышу, воспитаннику
Мать посаженная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха
Мачеха — неродная мать, другая жена отца по отношению к его детям от прежнего брака
Молочная сестра — ребенок (женщина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям
Молочный брат — ребенок (мужчина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям
Муж — мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке
Невестка — жена брата или жена сына, а также жена одного брата по отношению к жене другого брата
Однородный (единокровный) — происходящий от одного отца
Одноутробный (единоутробный) — происходящий от одной матери
Отец — мужчина по отношению к своим детям
Отец крестный — восприемник при обряде крещения
Отец названный — отец приемышу, воспитаннику
Отец прибеседный, посаженный, ряженый — мужчина, заменяющий на свадьбе родного отца жениха
Отчим — неродной отец, другой муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака
Отценачальник — старший в поколении
Падчерица — неродная дочь одного из супругов
Племянник — сын брата или сестры
Племянница — дочь брата или сестры
Племяш — родич, родственник, земляк
Побочный (сын, дочь) — сын или дочь, происходящие не от законного брака
Поколение — родственники одной степени родства по отношению к общему предку
Полнородный — происходящий от одних родителей
Потомок — человек, происходящий по рождению из какого-нибудь рода, человек по отношению к своим предкам
Прабабка — мать деда или бабушки
Правнук — сын внука или внучки
Правнучатая двоюродная племянница — правнучка двоюродного брата или сестры
Правнучатая племянница — правнучка брата или сестры
Правнучатая троюродная племянница — правнучка троюродного брата или сестры
Правнучатый двоюродный племянник — правнук двоюродного брата или сестры
Правнучатый племянник — правнук брата или сестры
Правнучатый троюродный племянник — правнук троюродного брата или сестры
Правнучка — дочь внука или внучки
Прадед — отец деда или бабушки
Праправнук — сын правнука или правнучки
Праправнучатая двоюродная племянница — праправнучка двоюродного брата или сестры
Праправнучатая племянница — праправнучка брата или сестры
Праправнучатая троюродная племянница — праправнучка троюродного брата или сестры
Праправнучатый двоюродный племянник — праправнук двоюродного брата или сестры
Праправнучатый племянник — праправнук брата или сестры
Праправнучатый троюродный племянник — праправнук троюродного брата или сестры
Праправнучка — дочь правнука или правнучки
Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род
Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки
Предок — древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений
Привенчанный — происходящий от одних родителей, но до брака рожденный, а затем в нем признанный
Приемная дочь — усыновленный чужой ребенок, девочка
Приемный сын — усыновленный чужой ребенок, мальчик
Пятиюродный — являющийся родственником в пятом колене (по прапрадеду)
Род — ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение
Родители — отец и мать по отношению к детям
Родитель — то же, что и отец
Родительница — то же, что и мать
Родной — происходящий от одних родителей См кровный, полнородный
Родня — родственники
Родоначальник — первый известный представитель рода, от которого он ведет начало
Родословие — то же, что генеалогия
Родословная — перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства
Родственник — тот, кто находится в родстве с кем-нибудь
Родство — отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших родственников
Сват(м), сватья(ж) — родитель одного из супругов по отношению к родителям другого супруга
Свекор — отец мужа
Свекровь — мать мужа
Сводные — братья и сестры, происходящие от разных родителей
Сводные дети — дети, приходящиеся друг другу братьями или сестрами по отчиму или мачехе
Свойственник — человек, который состоит в свойстве с кем-нибудь
Свойство — отношение близости между людьми, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов)
Свояк — муж свояченицы (сестры жены)
Свояки — лица, женатые на двух сестрах
Свояченица — сестра жены
Семиюродный — являющийся родственником в седьмом колене (по прапрапрапрапрадеду)
Семья — группа живущих вместе родственников
Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям
Сестренка, сестрина, сестричка — двоюродная сестра
Сестренница — двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца
Сестрич, сестренич, сестричищ (древ. рус.) — сын сестры матери (племянник по сестре)
Сирота — ребенок или несовершеннолетний, лишившийся одного или обоих родителей
Сноха — жена сына по отношению к его родителям, невестка
Сношенница — жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу
Супруг — муж
Супруга — жена
Сын — мужчина, мальчик по отношению к своим родителям
Сын крёстный (крестник) — лицо мужского пола по отношению к восприемнику
Сын названный — приемыш, воспитанник
Тесть — отец жены
Тётя, тётка — сестра отца или матери, а также жена дяди
Тёща — мать жены
Троюродная бабушка — двоюродная сестра деда или бабушки
Троюродная племянница — дочь троюродного брата или сестры
Троюродная прабабушка — двоюродная сестра прадеда или прабабушки
Троюродная прапрабабушка — двоюродная сестра прапрадеда или прабабушки
Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди (тетки)
Троюродная тетя — троюродная сестра отца или матери
Троюродный — являющийся родственником в третьем колене (по прадеду) (см. внучатый)
Троюродный брат — сын двоюродного дяди (тётки)
Троюродный дед — двоюродный брат деда или бабушки
Троюродный дядя — троюродный брат отца или матери
Троюродный племянник — сын троюродного брата или сестры
Троюродный прадед — двоюродный брат прадеда или прабабушки
Троюродный прапрадед — двоюродный брат прапрадеда или прапрабабушки
Удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям
Усыновленный — лицо мужского пола по отношению к приемным родителям
Фамилия — то же, что род, семья
Четвероюродная бабушка — троюродная сестра деда или бабушки
Четвероюродная племянница — дочь четвероюродного брата или сестры
Четвероюродная прабабушка — троюродная сестра прадеда или прабабушки
Четвероюродная прапрабабушка — троюродная сестра прапрадеда или прабабушки
Четвероюродная сестра — дочь троюродного дяди (тетки)
Четвероюродная тетя — четвероюродная сестра отца или матери
Четвероюродный — являющийся родственником в четвертом колене по прадеду
Четвероюродный брат — сын троюродного дяди (тетки)
Четвероюродный дед — троюродный брат деда или бабушки
Четвероюродный дядя — четвероюродный брат отца или матери
Четвероюродный племянник — сын четвероюродного брата или сестры
Четвероюродный прадед — троюродный брат прадеда или прабабушки
Четвероюродный прапрадед — троюродный брат прапрадеда
Шестиюродный — являющийся родственником в шестом колене (по прапрапрапрадеду)
Шурин — брат жены
Шурич — сын шурина (брата жены)
Ятров (ятровка) — жена деверя (брата мужа)
Терминология родства — кто в семье кому кем приходится. Как кого в роду называть.
- Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
- Брат — каждый из сыновей одних родителей.
- Брат крестный — сын крестного отца.
- Брат крестовый, брат по кресту, брат названный — лица, обменявшиеся нательными крестами.
- Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
- Братаниха — жена двоюродного брата.
- Братанна — дочь брата, племянница по брату.
- Братова — жена брата.
- Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
- Братыч — сын брата, племянник по брату.
- Вдова — женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
- Вдовец — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
- Внук — сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
- Внучка, внука — дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
- Деверь — брат мужа.
- Дед — отец матери или отца.
- Дед крестный — отец крестного отца.
- Дедина, дедка — тетка по дяде.
- Дедич — прямой наследник по деду.
- Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
- Дочь названная — приемыш, воспитанница.
- Дщерич — племянник по тетке.
- Дщерша — племянница по тетке.
- Дядька — приставленный для ухода и надзора за ребенком.
- Дядя — брат отца или матери.
- Жена — замужняя женщина по отношению к мужу.
- Жених — сговоривший себе невесту.
- Золовица, золовка, золова — сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
- Зять — муж дочери, сестры, золовки.
- Кум, кума — см: Отец крестный, мать крестная.
- Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям.
- Мать крестная, мать крестовая — восприемница при обряде крещения.
- Мать названная — мать приемышу, воспитаннику.
- Мать молочная — мамка, кормилица.
- Мать посаженная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
- Мачеха — другая жена отца, неродная мать.
- Муж — женатый мужчина по отношению к жене.
- Невестка — жена сына.
- Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.
- Отец крестный — восприемник у купели.
- Отец названый — отец приемышу, воспитаннику.
- Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый — лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
- Отценачальник — старший в поколении.
- Отчим — другой муж матери, неродной отец.
- Отчинник, отчич — сын, наследник.
- Падчерица — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
- Пасынок — сын неродной одному из супругов.
- Племянник — сын брата или сестры.
- Племянница — дочь брата или сестры.
- Племяш — родич, родственник.
- Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
- Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки.
- Родоначальник — первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
- Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
- Свекор — отец мужа.
- Свекровь — мать мужа.
- Свойственник — лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
- Свояки — лица, женатые на двух сестрах.
- Свояки двоюродные — лица, женатые на двоюродных сестрах.
- Сестра — дочь одних родителей.
- Сестренница — двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
- Сестренка, сестрина, сестричка — двоюродная сестра.
- Сестренич, сестрич — сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
- Сноха, сыноха — жена сына, невестка.
- Сношенница — жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
- Супруг — муж.
- Супруга — жена.
- Сын — лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
- Сын крестный (крестник) — лицо мужского пола по отношению к восприемнику.
- Сын названый — приемыш, воспитанник.
- Тесть — отец жены.
- Тетка, тетя — сестра отца или матери.
- Теща — мать жены.
- Шурин — родной брат жены.
Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:
- Внучатный, внучатый — о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
- Двоюродный — о родстве, происходящем из второго колена.
- Кровный — о родстве в пределах одной семьи.
- Однородный — о происхождении от одного отца.
- Одноутробный — о происхождении от одной матери.
- Полнородный — о происхождении от одних родителей.
- Пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
- Привенчанный — о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.
- Родной — о происхождении от одних родителей.
- Сводный — о происхождении от разных родителей.
- Усыновленный — лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
- Удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям.
Родственная связь. Кто является близким родственником
Семья – это небольшая ячейка современного общества. Ценности данного института нужны человеку, ведь без них жизнь становится неполноценной, скудной. Для того чтобы правильно называть всех многочисленных членов большого семейства, нужно разобраться в родственных отношениях.
Предлагаем вашему вниманию материал, который поможет понять, кто является близким родственником, а кто к таковым не относится. Если раньше все родственные связи очень ценились и изучались, то в современном обществе знания эти немного утратились. Постараемся разложить все по полочкам.Зачем нужно знать виды родственных связей?
В недалекие времена семьи были большими, причем в одном доме могло проживать сразу несколько разных поколений дальних и близких родственников. Людей одного рода всегда объединяла родственная связь. У них всегда были схожие ценности, заботы, потребности. Раньше такое выражение «похож на дядю, как три капли воды», подразумевало, что племянник и дядя — ближайшие родственники. Сегодня семейные ценности постепенно уходят на второй план, и теперь чаще всего люди знают родство только до кровных братьев и сестер, не вспоминая о двоюродных и троюродных.
Как подразделяются связи?
Принято подразделять все родственные связи на три основные группы:
— родство по крови, то есть ближайшие родственники;
— свойственники — по браку;
— неродственные связи.
Родственные связи: страницы истории
Проанализируем сложную картину хитростных переплетений разных родственных связей и обратимся к словарю.
Начнем с такого понятия, как родители. Под ними принято понимать мать и отца. Папа (в разговорном стиле: папаня, папенька, тятька, батька, тятенька, папуля, папаша, папан, батяня) – мужчина в отношении своих родных детей. Мама (маменька, маманя, мамуля, мамка, мамаша, матушка) – это женщина в отношении тех же малышей.
Дети – термин, который обозначает дочерей и сыновей. Сын (сынка, сыночек, сынок, сына, сынулька) – это мальчик, юноша, мужчина в отношении к собственным родителям. Дочь (дочурка, дочка, дщерь, дочерь, доченька, доча) – девочка, девушка, женщина относительно ее матери и отца.
Внебрачные дети (байстрюки, незаконнорожденные, безотцовщина, безбатешные, бастарды) – те, чьи родители перед их рождением не были в брачных отношениях. Бастардами в средние века в Западной Европе называли внебрачных детей государственных особ, например герцога, короля. В последнее время подобное выражение приобрело вульгарное и оскорбительное значение — ублюдки. В 19-20 веках тех детей, что были рождены до брака, принято было называть сколотными. А рожденных от членов царской (королевской) семьи и людей не царского происхождения называли морганатическими. Такие отпрыски не имели права на престонаследие, в них не признавали наличие королевской крови.
Родственные связи через поколение
Родственная связь через поколение помогает разобраться с тем, когда у мужчин и женщин появится новый статус: бабушки и дедушки.
Дед (дедка, дедушка, дедок, дедуся, дедуля) – мужчина в отношении к детям своей дочери либо сына, отец мамы либо отца, муж бабушки.Бабушка (бабуля, бабка, баба, ба, бабуся) – женщина в отношении детей дочери либо сына, а также жена дедушки. Внуком (внучком) считается мальчик, юноша, мужчина в отношении собственных бабушек и дедушек, кроме того, это сын племянницы либо племянника. Внучка (либо внученька) — девочка, девушка, женщина в отношении бабушки либо дедушки, ею может быть дочь племянницы либо племянника.А вот и родственники, список которых переносится через несколько поколений. Прадедушкой (прадедом) считают мужчину в отношении к детям внучки либо внука, это отец бабушки либо дедушки.
Прабабушкой (прабабкой) называют женщину в отношении детей внучки либо внука, это бабушка любого родителя (мамы либо папы).Правнуком будет мальчик, юноша, мужчина в отношении к прабабушке и прадедушке, это сын внучки либо внука. Правнучкой считают девочку, девушку, женщину в отношении прабабушки и прадедушки, внучку сына либо дочери.
Родственная связь через несколько поколений
Предком считают древнейшего предшественника по данному роду, кроме того, любого соотечественника из всех прежних поколений. Пращуром является отец прапрабабушки либо прапрадедушки, чаще всего любой отдаленный предок вашего рода. Пращуркой является мама прапрабабушки либо прапрадедушки, отдаленного предка.
Прародителем является праотец, то есть родоначальник — самый известный представитель рода, от него и пошло родословие. Прародительницей (праматерью, родоначальницей) называют первую легендарную представительницу рода, с которой и начали вести родословие.
Пробандом (пропозитом) считают то лицо, с которого идет запись родословной. Потомком (отпрыском) называют человека, который происходит от предка по рождению. Потомки – это представители будущих поколений. Интересно также отметить и то, что есть такие понятия в родословии, как (пра)квнучка, (пра)кбабка, (пра)кдед, (пра)квнук, под которыми подразумевают предков и потомков через к+1 поколения.
Кровные родственники в русской генеалогии считаются прямыми по родству только в мужской линии. Принцип «от отца к сыну» является нисходящим и отлично иллюстрирует неактуальность в определенном промежутке времени статуса принадлежности мужчин к дворянскому сословию, так как его не передавали по женской (материнской) линии. Все потомки и предки по женской (материнской) стороне в прямом родстве не пребывают, то есть она становится последним и единственным прямым потомком в своей линии. Существует такое понятие, как «осечка рода», подразумевающее отсутствие в семье сыновей. В качестве примеров осознания прямого родства можно рассмотреть нормы престолонаследования.
Что собой представляет непрямое кровное родство?
Если брат и сестра имеют одного отца и маму, в таком случае их считают кровными, полнородными. Братом называют мальчика, юношу, мужчину в отношении других детей, если родители у них одни и те же. Старшим считают мальчика в семье, имеющего максимальный возраст в отношении других малышей одних и тех же папы и мамы. Младшим будет мальчик, возраст которого минимален по сравнению с остальными. Главное условие – одни и те же родители.
Привенчанным называют брата, который был рожден до заключения брака, но признан родителями своим ребенком. Сестра – это девочка, девушка, женщина в отношении других детей (ребенка), которые были рождены одними родителями. Старшей будет девочка (девушка, женщина), возраст которой больше, чем у остальных отпрысков. Здесь также работает условие, чтобы все дети были рождены одними и теми же родителями. Младшей называют девочку (девушку, женщину), рожденную в семье последней. Привенчанной в былые времена называли сестру, которая была рождена еще до заключения брака между родителями, то есть до официального венчания, но они не отказались от младенца.
Ближайшие родственники — это близнецы. Кого так называют? Ими принято считать детей одной мамы, которая разродилась сразу несколькими младенцами за одну беременность. Существуют однояйцевые близнецы, которые имеют один пол, а также удивительное внешнее сходство. А есть разнояйцевые, которые могут быть разного пола. В некоторых случаях под близнецами понимают только идентичных (однояйцевых) сестер либо братьев, а разнояйцевых считают тройняшками, двойняшками, учитывая их численность.Сибсы (сиблинги) – термин, который используется для обозначения сестер и братьев (в отношениях между ними), которые происходят от единых родителей, при этом не являются близнецами. Неполнородные сиблинги — отпрыски, у которых один общий родитель (мама либо папа). Существует подразделение неполнородных на несколько групп:
— однокровные (единокровные), то есть происходящие от разных мам, но от одного папы;
— одноутробные (единоутробные), то есть происходящие от разных пап и одной мамы.
Есть родственная связь и между сводными сестрами и братьями. Под сводными подразумевают тех, чьи родители между собой находятся в законном браке, при этом не имеют общих детей. Пожалуй, подобный вариант родовых отношений, то есть такие виды родственников, как сводные сестра и брат, с точки зрения социального, юридического статуса, считается некровным родством. Предполагается расценивание непосредственных родовых отношений между сводными как свойственных до тех пор, пока у их родителей не будут рождены общие дети, то есть их единоутробные и единокровные родственники. Через потомство все они будут кровными, так как прямые потомки сводных, а также потомки их единоутробных, единокровных сестер и братьев будут являться таковыми по определению, они состоят в родстве с родителями (спустя поколение, и непосредственно с самими сестрами и братьями, а также и между собой.
Двоюродные родственники
Рассмотренные нами близкие родственные связи – лишь небольшой перечень тех сложных переплетений, которые определяются генетическими особенностями каждого рода.Проанализируем связи между двоюродными родственниками. Итак, если рассматривать детей в семьях, которые создали родные брат и сестра, то они будут в отношении друг друга двоюродными. Кузеном считается мальчик (юноша, мужчина) в отношении детей своей тети либо дяди, так называют сына тети либо дяди.
Раньше двоюродного брата по отцу, то есть сына дядюшки, называли стрыйчич, а по маме — уйчич. Кузиной называют девочку, девушку, женщину в отношении детей тети либо дяди, это и дочь тети либо дяди. В старинные времена ее ласково называли стрыечка.
Троюродная и четырехъюродная связь
Попробуем разобраться, кто является родственником по троюродной линии. Детей двоюродных сестер и братьев в отношении друг друга называют троюродными. Так называют внука сестры либо брата, а также двоюродного племянника мамы или папы, сына двоюродной тети либо дяди. Троюродной сестрой в родословии называют внучку сестры либо брата бабушки или дедушки, ею же считается дочь двоюродной тети или дяди.
Далеко не все знают свои родственные связи. Кто кому приходится в четвертом поколении? Родные брат и сестра общих родителей, двоюродные с общими бабушкой и дедушкой, троюродные с общими прабабушкой и прадедушкой… Можно продолжать, но суть связей очевидна. С четвертого поколения стараются указывать полное количество «колен», существующих между родственниками. Такое понятие, как кузина (кузен), на практике имеет гораздо больший смысл, чем простое обозначение двоюродной сестры или брата. Во времена Средневековья в монархических домах Европы, кроме современного именования по боковой линии, в случае принадлежности к тому же поколению использовали данное понятие и к боковым родственникам минувшего поколения, если возраст был примерно равным.
Подобный факт продемонстрирован в историческом романе М. Дрюона «Проклятые короли», где «кузиной» графом Робертом Артуа именуется четвероюродная сестра – английская королева Изабелла. Также данное слово очень часто можно встретить в зарубежных фильмах, хоть в наше время в современном отечественном обществе оно приживается далеко не всегда, так как более приемлемым для подсознания людей является просто сестра (часто слово «двоюродная» просто опускается). Однако оба варианта верны, поэтому осуждать тех, кто игнорирует слово «кузина», не приходится.
Соседние поколения
Таблица родственных связей показывает цепочку между разными поколениями, а как называют родственников в соседних поколениях? Уй — так раньше звали брата матери. Стрыя – это сестра отца, а стрый – его брат. Вуйна – сестра мамы. В настоящее время подобные обозначения не встречаются, они безвозвратно ушли из русского языка, который в далекие времена был намного богаче. В старину племянника по брату, сына брата, называли братыч. Может, именно перенасыщенность слов для обозначения своих родичей и привела к значительному упрощению.
Сегодня некоторые понятия используются явно не по их прямому назначению, так как мало кто в наши дни разбирается в родственных связях, их старорусских названиях. Сестрич – так в старину называли племянника по сестре. А тратаниной звали племянницу по брату или дочь брата. Стрый малый – такое название было в прошлых веках у двоюродного дяди, то есть мальчика (юноша, мужчина) в отношении детей двоюродной сестры либо брата.
Как назывались дети кровных родственников, а также двоюродные сестры и братья родителей? Дщерич — так именовали племянника по тете, а дщерей называли племянницу. Троюродной тетей является девочка в отношении детей троюродной сестры либо троюродного брата, а также троюродная сестра мамы либо отца.
Родители (родственники через поколения), например сестры и братья дедушки и бабушки, являются старым великаном, раньше так именовали двоюродного дедушку (старшего брата). Есть и старый малый, то есть двоюродный дед (младший брат). Великой тетей считается двоюродная бабушка, то есть тетя мамы либо папы, а также сестра дедушки. Внучатой племянницей называют двоюродную или внучку родного брата либо сестры. Внучатым племянником является двоюродная внучка или дочь племянницы, а также внучка родной сестры либо брата. Хотите знать, кто является близким родственником? Воспользуйтесь теми материалами, которые мы для вас подобрали.
После заключения брака появляется другая линия родства и новый статус: супруга либо супруг. Вторым является мужчина в отношении женщины, с которой он заключил законный брак. Супругой является женщина, которая вышла за этого мужчину замуж. Отца мужа называют свекром, маму — свекровью. Мать жены для мужа является тещей, а отец — тестем. Сватом является отец молодых по отношению к родителям молодой, и наоборот, отец молодого в отношении родителей молодой. Сватьей называют маму каждого супруга в отношении к родителям второго члена семейного союза. Деверем (швагером) является брат супруга. Золовкой называют его сестру. Шурином (швагером) является брат жены. Сын шурина будет шуричем. Свояченицей является сестра супруги. Примак – это зять, который был принят в род семьи тещей либо тестем, ведущий с ними одно общее хозяйство. Зятем же зовется муж сестры, дочери. Снохой (невесткой) считают родители сына его жену. Супруга брата является ятровкой. Свояком принято называть мужа сестры жены, то есть это будут мужчины, женатые на сестрах. Братанихой называют жену двоюродного брата.
Неродственные отношения
Неродственные отношения играют в жизни любого человека важную роль. Зазнобой называют девушку, в которую влюблен мужчина. Хахалем она (кончено, чаще всего не она, а все окружающие, которые так или иначе пытаются ее подначивать, порой употребляя это слово в качестве унижения или издевательства, хоть таковым оно и не является) называет того мужчину, который оказывает ей знаки внимания и ухаживает. Женихом считается молодой человек, который имеет намерения жениться на девушке, за которой «бегает», приглашая в кафе или на очередной новомодный киносеанс, достать билеты на который получается очень непросто. Невестой считается девушка, собирающаяся выйти замуж за своего молодого человека.Посаженные – те лица, которые во время венчания выступают в роли родителей невесты либо жениха.
Сожителем называют мужчину, который проживает с женщиной, имеет с ней близкие отношения, не зарегистрированные официально.
Любовником называют женатого мужчину, имеющего близкие отношения с женщиной, аморальные с точки зрения закона. В принципе, и в плане морали таковые отношения являются неправильными. Любовницей считается женщина, которая имеет интимную связь с женатым мужчиной, что также не совсем корректно.
Согласитесь, не так просто самостоятельно разобраться в отношениях с близкими и дальними родственниками, особенно в том случае, если углубляться в хитросплетения через несколько поколений назад — в далекое и недоступное для нашего прямого взгляда прошлое. А ведь тогда не было интернета, чтобы поддерживать связь между родственниками, люди могли удержать в своей памяти столько статусов, что сегодня и представить сложно. Пусть после прочтения этой статьи и у вас будет некоторый набор знаний о близких и дальних родственниках. Использоваться он вами каждый день не будет, однако можно для разнообразия обращаться к близким людям несколько по-другому, показывая свою любовь к знанию традиций. Особенно приятным будет такое обращение к людям старшего поколения, так как они знают традиции еще лучше и оценят ваше стремление по достоинству, одарив милой и щедрой улыбкой.
3.1.1. Родственные и семейные отношения. История британской социальной антропологии
3.1.1. Родственные и семейные отношения
Проблема изучения семейно-родственных отношений стала центральной для социальной антропологии с момента возникновения этой науки. Не случайно и Малиновский уделял ей особое внимание. Как уже отмечалось, многие представления Малиновского о семейно-брачных и родственных отношениях в «примитивных» обществах сформировались на основе идей Э. Вестермарка об универсальности индивидуальной семьи и ведущем значении биопсихического фактора в этой сфере[741]. Эти идеи вошли в функционалистскую концепцию родства, как зачастую называют совокупность представлений Малиновского о семье, браке и отношениях классификаторского родства, хотя антрополог нигде систематически не изложил своих выводов по этой проблеме. Все они разбросаны по разным публикациям и отличаются поразительной противоречивостью, которая обрекла на неудачу попытки ученого соединить свои суждения о родстве в стройную теорию. Его труд под предполагаемым названием «Психология родства», о котором он не раз говорил[742], так и не увидел свет.
Некоторую связность мыслям Малиновского о родстве придают положения его теории культуры, с позиций которых он подходит к объяснению этого явления. Совокупность подобных объяснений можно назвать биопсихологической теорией родства. Согласно этой теории, семья, брачные отношения и отношения классификаторского родства есть «результат и следствие фундаментальных биологических процессов воспроизводства»[743]. Сведение к одной биологической потребности таких разных по своей природе явлений, как семья и система родства, было не случайным.
Наиболее четко Малиновский сформулировал свою трактовку соотношения индивидуальной семьи и системы классификаторского родства в предисловии к книге Р. Фёрса «Мы, Тикопия»[744]. Эта трактовка заключалась в утверждении, что все существующие системы родства представляют собой результат расширения за пределы семьи связей и отношений, существующих между родителями и детьми[745]. Это расширение понималось Малиновским как процесс развития психики ребенка по мере его взросления: «Первоначальная ситуация родства… это повсеместно группа, состоящая из отца, матери, ребенка, а также его братьев и сестер; ограниченное количество людей, каждый из которых дает определенное значение первоначальным употреблениям термина (родства. – А. Н.). В ходе своей жизни тикопиец (житель острова Тикопия. – А. Н.), как и любой другой человек, который приходит к использованию «классификаторских терминов родства», учится расширять первоначальные значения»[746].
В приведенном тезисе Малиновского речь идет о характерной для классификаторских систем родства особенности – в них каждый термин употребляется для называния не одного родственника, а целой группы, класса людей. Во многих системах термином «мать» называют не только родительницу, но и ее сестер – родных, двоюродных и т. д. до определенной степени родства. То же самое относится и к терминам «отец», «брат», «сестра» и др. По Малиновскому, расширение «первоначального», т. е. семейного, термина – это процесс чисто эмоциональный. Так, например, обычай называть сестру матери «матерью», по его мнению, основан на сходстве чувств, питаемых ребенком к обеим категориям родственниц[747].
Отношения между членами семьи и, соответственно, классификаторскими родственниками представляются Малиновскому не социальными, в строгом смысле этого слова, а чисто эмоцио нальными, в духе психоанализа З. Фрейда, как «картина амбивалентного эмоционального отношения между отцом и сыном, возникающая из конфликта между инстинктивными половыми желаниями последнего и культурно усиленными властью и авторитетом отца»[748]. Влияние психоанализа на Малиновского не всегда было одинаковым. Пройдя путь от восторженных отзывов об идеях Фрейда до почти полного отрицания их научного значения, Малиновский, тем не менее, всегда был склонен трактовать эдипов комплекс как первопричину формирования систем родства. В одной из своих последних работ он так объясняет природу экзогамии: «Инцест, – и здесь мы следуем за Фрейдом без оговорок, – является определенным побуждением в рамках семьи. Практика инцеста, в случае если она была бы открыто разрешена и допускалась законом, должна была бы стать разрушительной силой по отношению к семье и браку, а экзогамия – это те же правила запрета инцеста внутри семьи, но распространенные на ее двойника – родственную группу или клан»[749]. Логическое ударение, которое Малиновский делает на инстинктивной и эмоциональной стороне семейных и родственных отношений, далеко не случайно. Именно эти сферы индивидуальной психики, по его мнению, лежат между биологической природой людей и культурой общества и служат передаточным механизмом, посредством которого «основные потребности» порождают «культурные соответствия».
Биопсихологическая концепция родства – своеобразный парафраз теории культуры Малиновского на тему семейных и родственных отношений, и потому наша критика философско-онтологических воззрений антрополога может быть отнесена к этой концепции полностью. Однако специальный анализ биопсихологической концепции необходим, так как она оказывала определенное влияние на анализ эмпирического материала по отношениям родства. С логической точки зрения основополагающий тезис Малиновского о «первоначальной ситуации родства» является уязвимым. В нем неустранима двойственность, выраженная в двух взаимоисключающих положениях. С одной стороны, процесс «расширения» семейного значения терминов рассматривается как проявление универсальной особенности, внутренне присущей психике ребенка. С другой стороны, Малиновский не может не учитывать то обстоятельство, что, появившись на свет, ребенок застает классификаторскую систему родства уже существующей. Исследователь подчеркивает, что ребенок «учится расширять пер воначальное значение», т. е. воспринимает значение терминов в готовом виде. В этой дилемме много неясного. Если особенность детской психики универсальна, то почему в одних обществах ее развитие приводит к созданию классификаторской системы родства, а в других – к описательной? Если ребенок «учится», то почему цель обучения – «расширение», а не просто восприятие существующих терминов родства? Ведь к моменту появления на свет ребенка внутрисемейная терминология существовала не в вакууме, но была составной частью классификаторской системы терминов. Первичность любого из этих двух явлений требует особых доказательств, которых Малиновский не дает.
Главный, с методологической точки зрения, порок рассматриваемого положения заключается в том, что Малиновский пытается эклектически совместить в нем два несовместимых объяснения происхождения классификаторской системы родства. Одно из них является реминисценцией плоского эволюционистского подхода – явление однажды «произошло» в психологии (сознании) индивида и в дальнейшем воспроизводится в ходе обучения. Второе, чисто функционалистское объяснение – явление имеет вневременную универсальную природу и «происходит» постоянно.
Столкнувшись на Тробрианах с непривычными для европейца отношениями в семейной и родственной сферах, которые определялись тесной связью индивидуальной семьи с субкланом жены, Малиновский, и здесь нужно отдать ему должное, описательно верно отразил фактическую сторону такого узла взаимоотношений. Это подтвердили последующие изыскания в данном районе[750]. Но в толковании фактического материала антрополог часто исходил не столько из наблюдаемой действительности, сколько из своей биопсихологической концепции родства.
Адекватно отражая в описаниях сложную систему тробрианских родственных отношений, Малиновский, однако, грубо вычленяет индивидуальную семью как «физиологическую воспроизводственную группу – мужа, жену и их потомков»[751], считая ее основной ячейкой общества. При этом материал, собранный ученым, говорит о том, что экономические и генеалогические связи, отношения наследования имущества и социального статуса в матрилинейном тробрианском обществе объединяют детей не с их отцом, но с субкланом и семьей брата их матери. Как видно, для Малиновского все эти, по сути общественно-родовые связи, менее важны, чем связи биопсихические. Недаром он подчеркивает, что «в реальности дей ствительной жизни отец намного более привязан к собственному сыну, чем к своему племяннику. Между отцом и сыном существуют отношения неизменной дружбы и личной привязанности; между дядей (по матери. – А. Н.) и племянником идеал определенной солидарности нередко омрачается враждебностью и подозрениями, присущими любым отношениям наследования»[752].
Сами по себе факты, свидетельствующие о наличии у тробрианцев индивидуальной семьи, о ее важной роли в повседневной жизни островитян, не подлежат сомнению. Бесспорно и то, что отцы в этом матрилинейном обществе, как и во всяком другом, любят своих детей и заботятся о них. Но Малиновский этими фактами стремится продемонстрировать нечто, строго говоря, из них не вытекающее, а именно показать тробрианскую индивидуальную семью гораздо более автономной и социально значимой общественной единицей, чем она является на самом деле.
Ясно, что подобный подход был вызван теоретической предвзятостью, желанием увидеть в наблюдаемой действительности господство семьи как некоего биопсихического комплекса, постоянно расширяющегося и в этом расширении порождающего все существующие виды социальных связей – общину, клан, племя[753]. Одержимость этой идеей помешала Малиновскому верно оценить на теоретическом уровне значение клана и его территориальных подразделений (субкланов) в тробрианском обществе. Хотя в этнографических работах исследователя эти явления нашли свое отражение, они не укладывались на прокрустово ложе биопсихологической концепции, и Малиновский решил, в противоречие собственному фактическому материалу, объявить их «юридической фикцией», утверждая, что «клана как коллективной сущности нет в социальной реальности и в представлениях туземцев»[754].
Теоретическая предвзятость Малиновского сказалась и на интерпретации им других фактов. Например, используя свою модель эмоционального процесса расширения «первоначального» значения терминов, он прибегает только к тем фактам, которые согласуются с этой моделью, и отмахивается от остальных. Примером может служить отношение Малиновского к тробрианской терминологии родства. Согласно этой терминологии, мужчину его жена и дети называют «тама» (чужак). Этот же термин применяется ими для обращения к широкому кругу лиц, в частности к сыновьям сестры мужчины. Малиновский отнес эту черту к необъяснимым, чисто словарным особенностям тробрианского языка[755], не обратив внимания, что она выражает очень важный принцип кланового сознания. По этому принципу каждый тробрианец разделяет всех членов своего общества, состоящего из четырех дислокальных кланов, на две неодинаковые категории – «своих», т. е. относящихся к одному с ним матрилинейному клану, и «чужих» – тех, кто принадлежит к одному из остальных трех кланов. Это терминологическое разделение отражает существенное социальное разделение, с которым связаны многие аспекты обычного права, экономических отношений и религиозно-магической практики. Объединение отца или мужа с сыном его сестры в одну терминологическую категорию – результат отражения в сознании тробрианцев реального единства их правовых, экономических и прочих интересов.
Рассмотренная нами биопсихологическая трактовка родства далеко не исчерпывает всех воззрений Малиновского на эти отношения. Его методы конкретного и эмпирического анализов, при всей их ограниченности, дали исследователю возможность на описательном уровне вскрыть некоторые существенные особенности тробрианской системы родства. В этнографических описаниях Малиновского отношения родства выступают как своеобразная основа всех видов деятельности тробрианцев, причем эти отношения рассматриваются ученым не столько как самостоятельное явление, сколько как один из главных факторов, влияющих на поступки людей и составляющих содержание того или иного вида деятельности (института).
В работе «Коралловые сады и их магия»[756], посвященной описанию земледелия тробрианцев, наглядно показано, что социально-экономические связи (отношения в землепользовании, в производстве и распределении продуктов земледелия) выступают в виде связей родственно-корпоративных. Занятый описанием объективной реальности, Малиновский как бы забывает порой и об «эмоциональных отношениях родства», и о «первоначальной ситуации родства». Отталкиваясь от справедливого тезиса о том, что «земледелие и все, что с ним связано, глубоко проникает в социальную организацию изучаемого… меланезийского общества… формирует основу политической власти и семейной организации, на нем основаны взаимные обязательства родственников и брачные законы»[757], Малиновский дает описания, из которых видна определяющая роль производственных отношений в группировке тробрианцев по родственному (субклан) и общинно-территориальному (подразделения деревни, деревенская община, группа деревень под властью вождя) принципам[758].
Интересную трактовку Малиновский дал характеру взаимоотношений между классификаторскими родственниками. Эти взаимоотношения, по его мнению, строятся на принципе взаимности (reciprocity). Принцип взаимности, по Малиновскому, – это универсальная черта любых социальных отношений в доклассовых обществах, которая наиболее ярко проявляется во взаимодействии дуально-экзогамных групп. Дуальную экзогамию ученый определяет как «интегрированный результат внутренней симметрии всех социальных действий, взаимности услуг, без которого ни одно примитивное общество не может существовать»[759]. «Каждый человек, – пишет он о тробрианцах, – имеет своего партнера по обмену, оба они должны иметь дело преимущественно друг с другом. Они часто являются родственниками (классификаторскими. – А. Н.)… Обмен устанавливает систему социальных связей, имеющих экономическую природу, часто в сочетании со связями иного рода, между индивидами, родственными группами, деревнями, районами»[760].
Отношения между классификаторскими родственниками всегда воплощены в актах обмена ценностями и услугами при строгом соблюдении принципа взаимности. Малиновский утверждает, что каждый термин родства является своего рода указанием о наборе взаимных обязательств между индивидом и теми, кого он именует «отцы», «матери», «братья» и т. п.[761]. Теорию взаимности Малиновский использует, в частности, в своей описательной трактовке обычая уригубу, играющего чрезвычайно важную роль в регулировании отношений между родственниками на Тробрианах. Согласно этому обычаю, каждый тробрианец обязан передавать значительную часть (до 50 % собранного со своих огородов ямса) урожая мужу своей сестры и, соответственно, получать примерно столько же от брата своей жены. Сторонний наблюдатель увидит на Тробрианах бессмысленную, на первый взгляд, картину ритуальной передачи из рук в руки огромного количества продуктов. Однако, как полагает Малиновский, подобное даче-по лучение имеет глубокий смысл, так как создает и укрепляет социальные связи между различными семьями, родственно-корпоративными группами (субклан) и целыми племенами[762]. Исполняя обычай уригубу, каждый работает на каждого, а все вместе на укрепление социальной структуры. Помимо этого, рассматриваемый обычай способствует стабилизации брачных связей, так как кровные родственники женщины (главным образом ее брат), принимая значительное участие в хозяйственных делах ее семьи, тем самым получают возможность контроля за соблюдением прав женщины[763]. Малиновский был одним из первых антропологов, кто подчеркнул единство двух основных тенденций в брачном праве доклассовых обществ. Он сделал верный вывод о том, что в обществе, где господствует однолинейный принцип счета родства, он (этот принцип) никогда не бывает абсолютным – при господстве матрилинейности, например, существенную роль всегда играет группа отца и наоборот[764].
Способ организации фактического материала в этнографических работах Малиновского нередко свидетельствует против его абстрактно-теоретической догмы, представляющей индивидуальную семью в виде некой «вещи в себе», лежащей в основе социальных отношений. Отражение фактической взаимосвязи явлений позволило Малиновскому на эмпирико-описательном уровне вскрыть некоторые системные качества института семьи в тробрианском обществе. Ученый пришел к справедливому выводу, что «брак – это не просто установление связи между мужем и женой, он также утверждает постоянные отношения взаимосвязи между семьями, из которых вышли супруги», и между значительными по размерам родственными группами[765]. С этой точки зрения не семья определяет отношения классификаторского родства, а, наоборот, «родство контролирует семейную жизнь»[766].
Исследовательская интуиция Малиновского не всегда шла на поводу его философско-онтологических воззрений. За долгие месяцы жизни среди тробрианцев он, как наблюдательный человек, не мог не прийти к верному отражению ряда существенных особенностей культуры островитян и не сделать интересных обобщений по тробрианской системе родства. Обобщения эти, однако, не составили стройной теории. Они часто противоречивы и отры вочны. Но некоторые из них внесли определенный позитивный вклад в разработку проблемы родственных связей.
Подход Малиновского к изучению родства отличается рядом особенностей. Не способствуя решению и даже конкретной постановке задач, связанных с анализом тех или иных аспектов родственных отношений, они, эти особенности, служили указаниями перспектив эффективного изучения проблемы. В созданной уже по возвращении с Тробриан специальной эмпирической методике изучения отношений родства Малиновский предложил использовать для этого изучения ряд подходов – «лингвистический», «биографический», «генеалогический», «пищевой», «резиденционный» и др.[767], которые ориентировали бы внимание исследователя на наблюдение взаимоотношений между родственниками в разных сферах жизни. Так, пищевой подход предписывал фиксировать в отношениях родства значение совместного приготовления пищи и ее принятия, резиденционный был направлен на изучение роли совместного или раздельного проживания в системе родственных отношений.
Первые исследования учеников Малиновского подтвердили перспективность научного поиска в этом направлении, дали возможность по-новому взглянуть на некоторые стороны классификаторских систем родства. Я. Хогбин, например, обнаружил, что сам факт совместного принятия пищи группой папуасов бусама служит для них основанием считать себя братьями и сестрами[768]. Ф. Каберри, изучавшая новогвинейское племя абелям, пришла к выводу, что «совместное проживание само по себе создает “родство” между ними»[769]. Перечисленные особенности меланезийских систем родства имеют аналогии и в других частях света[770].
Этнографические материалы, проанализированные с иных теоретических позиций, свидетельствуют о том, что между так называемыми «семейным» и «групповым» родством в классификаторских системах существует различие. Если «семейное» родство основано на рождении и браке, то природа группового (общинного и кланового) родства иная. Она связана со сферой материального производства[771]. Малиновский был одним из первых, кто указал на несовпадение этих разных типов родства[772] и предложил ряд эффективных приемов их полевого изучения и теоретической интерпретации полученного материала.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Семейная Летопись — Информация
Чем дальше будет продвигаться Ваша работа над составлением родословной, тем более явно перед Вами предстанут разветвленные родственные связи. Это вполне объяснимо – в течение жизни каждый из нас приобретает многочисленных родственников.
Отец и мать, сын и дочь, брат и сестра, дедушка и бабушка, внук и внучка, муж и жена, тесть и теща, свекор и свекровь, дядя и тетя, племянник и племянница, сват и сватья, свояк и свояченица, зять и невестка, шурин и деверь, сноха и золовка – одни понятия знакомы нам с детства, в других бывает очень сложно разобраться.
Термины родства в целом поражают разнообразием, большинство из них зародилось еще в Древней Руси. С давних времен различают три типа отношений: кровное родство — по общему предку; свойство — по брачным союзам; духовное родство — кумовство, побратимство.
Кровное родство имеет сложную иерархическую систему, где можно выделить несколько степеней. Обычно степень родства рассматривается вплоть до троюродных братьев и сестер. Одно колено составляет степень, а цепь поколений — линию. Соответственно, в каждой линии столько степеней, сколько рождений. Следовательно, сын — это первая степень родства, внук — вторая и т.д. Троюродные родственники считаются уже шестой степенью родства.
Об отношениях, основанных на браке — разговор особый. Супруги, как ни странно, родственниками не являются. Их связывает только брак, а никак не родство. Эта система отношений с давних времен строилась по принципу «свой — чужой». Вот основные термины свойства:
Тесть — отец жены
Теща — мать жены
Свекор — отец мужа
Свекровь — мать мужа
Деверь — брат мужа
Золовка — сестра мужа
Зять — муж дочери, сестры, золовки
Шурин — брат жены
Невестка — жена брата или жена сына, жена одного брата по отношению к другому
Сноха — жена сына, невестка
Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу
Свояченица — сестра жены
Свояки — лица, женатые на двух сестрах
Таким образом, один и тот же человек приходится зятем тестю, тёще, шурину и свояченице. Зато своячины, или свояченицы — это, вопреки логике, не жены двух братьев, а жены свояков, то есть сестра жены по отношению к мужу своей сестры.
А вот из терминов духовного родства наиболее распространены кум и кума — крестный отец и крестная мать ребенка по отношению друг к другу и к родственникам крестника.
Хорошие отношения в семье создаются сознательно — следует любить и уважать людей, рядом с которыми живешь, почитать старших. А для того, чтобы ценить своих родственников, близких и далеких, родных и приобретенных — лучше знать, кто из них кем нам приходится, откуда пошло то или иное название, где лежат его корни. Понимание того, что родословное древо очень много значит в нашей жизни, рано или поздно приходит к каждому.
Добрая слава фамилии может сослужить хорошую службу, так же как дурной поступок одного из предков надолго подпортить семейную репутацию. Поэтому важно знать свои корни, понимать ответственность перед родом, задумываясь о будущем собственных детей и их потомков.
Использованы материалы с сайтов
ru.wikipedia.org
genealogia.ru
Кто кем приходится после свадьбы? Родственные связи
Родственные отношения – очень интересная тема, которая после обряда бракосочетания становится особенно актуальной. Кто кем приходится после свадьбы жениху и невесте – вопрос волнующий и серьезный, особенно для новоиспеченных родственников. В старину знать своих прародителей и всех родственников, кровных и не кровных, считалось почетным и важным этапом начала совместной жизни.
В современном мире молодые часто не знают, как называются те или иные родственники правильно и кто кому кем приходится после свадьбы. Если в семье появляется ребенок, ему не составляет труда понять, кто такие мама, папа, бабушки и дедушки, сестра или брат. А вот с другими родственными отношениями возникает если не путаница, то просто элементарная неосведомленность.
Как возникло родство?
Примерно двести лет назад кровные родственники традиционно жили вместе: в одной усадьбе, дворе или большом доме. Было также принято, если в семье рождался сын, строить ему дом рядом с родительским, куда она после свадьбы мог привести свою жену. Бывало, что одна улица в селе состояла только из домов родственников. Тогда понятие о родстве было чем-то обычным, и все знали, кто кому кем приходится в семье после свадьбы.
В старые времена родственные отношения, даже далекие, считались очень крепкими, а взаимопомощь и поддержка не относились к одолжению. Сохранить род, чтобы выжить и продолжить его, – главная цель всех близких людей прошлых столетий, связанных тем или иным образом.
Современное общество далеко от старых представлений о семье. К сожалению, сейчас даже родители и дети, живущие недалеко друг от друга, видятся очень редко, не говоря о дальних родственниках. Кровная связь не поддерживается устоями, безвозмездной материальной помощью, общим семейным укладом, поэтому родственные отношения, особенно далекие, находятся под угрозой и постепенно отмирают.
Родство по крови
Даже если в молодой семье не существует традиции знать всех своих родственников, все равно возникает интерес, кто кем приходится после свадьбы. Родственные связи, независимо от того, крепкие они или нет, имеют определенную степень важности, особенно если они кровные.
Первая степень родственных отношений касается детей и родителей, кровных сестер и братьев, у которых общий отец и мать. Единокровными братьями и сестрами считаются те, кто имеет одного отца и разных матерей, а у единоутробных, наоборот, мать одна, а отцы разные.
Вторая родственная степень принадлежит бабушкам, дедушкам, внукам. Этот уровень родственных отношений также важен, как и первый, ведь от бабушки и дедушки в равной степени, как и от родителей, передается внешнее сходство, заболевания, другие физические и психологические особенности.
Третья степень отношений уже с приставкой —пра: прадедушки и прабабушки. Для внуков это родители их бабушек и дедушек. В эту категорию также входят дяди, тети, племянники, то есть братья и сестры родителей.
Родственные связи
Всего существует три типа родственных связей:
- Родство по крови (родственники).
- Родство по браку (свойственники).
- Связи неродственные.
Любая семья, имеющая детей, так или иначе в будущем обзаведется новой родней, которая не будет относиться к кровной категории родственников – ее еще называют «свойственники». Каждый представитель этой категории имеет свое название и, соответственно, определенный смысл.
Родственники жениха
После законного вступления в брак приобретают особое значение сведения, кто кем приходится после свадьбы. Родственники со стороны жениха для невесты будут обозначаться следующим образом: отец – свекор, мать – свекровь, брат – деверь, сестра – золовка, жена брата мужа – невестка, а муж его сестры — зять. Родители жениха и невесты после свадьбы называют друг друга сватами.
Родня невесты
Для жениха обозначения новоиспеченной родни иные. Кто кем приходится после свадьбы? Родственники со стороны невесты тоже не должны быть забыты. Так, мать жены становится для него тещей, отец – тестем, сестра – свояченицей, брат – шурином, его жена – невесткой, а муж сестры – зятем.
Если в одной семье есть родные братья, а у них – жены, то они друг для друга приходятся ятровками, а мужья кровных сестер – свояками.
Далекие кровные родственники
В настоящие время постепенно стал угасать интерес, кто кем приходится после свадьбы. С рождением новой семьи, которая потихоньку обзаведется своими детьми, большого значения дальние родственники иметь не будут с учетом уклада современной жизни. Для того чтобы отдать дань традициям, нужно иметь много свободного времени, которое ограничено в двадцать первом веке.
Если интересно узнать, кто кем приходится после свадьбы, можно составить родовое дерево, учитывая, что к категории кровных родственников относятся и его боковые ветви. Обычно в начале рода указываются общие прародители, которые являются отдаленной родней. Именно от них начинается отсчет.
Четвертая степень кровной родни представляет собой двоюродных сестер и братьев, дедушек и бабушек, внучатых племянников (внуков родных сестер и братьев).
Пятая степень родства – это двоюродные тети и дяди, племянники.
Шестая, самая далекая, — троюродные сестры и братья, то есть дети двоюродных родственников родителей.
Остальные степени кровного родства считаются очень далекими и многими не отслеживаются.
Родственники не по крови
Весьма полезная и любопытная информация, кто кем приходится после свадьбы, если отношения не кровные. О близких родственниках жениха и невесты можно прочесть выше, но есть и много других, которые связаны между собой некровными узами. Так, если жених имеет ребенка от другого брака, то для будущей жены он будет пасынком или падчерицей. Жена считается для кровного сына или дочери мужа мачехой, а неродной отец – отчимом. Крестная мать и отец (крестившие ребенка друзей) между собой кумовья.
Глубина рода
Род и его продолжительность зависит от численности поколений детей, которые имеют между собой кровное родство. Именно они определяют масштаб родового дерева. Обычно ветви и крона, схематически изображенные, — это семьи детей. В связи со сложностью отслеживания свадеб, смертей и других событий, повлиявших на их род, в старинных аристократических семьях велись специальные хроники.
Сейчас отслеживание семейного рода глубже четвертого поколения считается сложностью, в особенности трудно понять в этой ситуации, кто кем приходится после свадьбы. Родня молодых (некровная) часто не имеет существенного значения, если между этими людьми не существует тесной духовной или дружеской связи.
Ребенок, рожденный в семье племянников, так и называется — племянчатый (племянчатый внук или внучка, правнук или правнучка и дальше по глубине рождения). Внук брата или сестры делает из тети и дяди бабушку и дедушку, а называются такие дети – внучатыми племянниками.
Двоюродный род и его глубина
Если у жениха и невесты есть двоюродные братья и сестры, их еще называют кузенами, то для детей молодых они будут также двоюродными, но уже тетями и дядями. Эти категории считаются кровным родством, но дальним. Знать свою родословную и отслеживать все ветви двести или триста лет тому назад считалась привилегией аристократов и было подтверждением высокого положения в обществе. То же самое касалось и просто богатых людей, помещиков и купцов.
В некоторых странах Европы до сих пор сохранена традиция, чтить своих предков и составлять родословную, которая по обыкновению ведется от отца к сыну. Именно поэтому в королевских и богатых семьях рождение наследника имело первостепенное значение для рода.
Не секрет, что современное общество далеко от идеальных отношений между родственниками, даже кровными. Конфликты на почве семейных неурядиц, сплетен, материальных и жилищных проблем все чаще приводят к настоящим войнам, где нет места любви и почитанию рода. И даже факт создания новой семьи, которой так важно знать, кто кем приходится после свадьбы, родня жениха (или, наоборот, невесты) не всегда может принять по множеству причин.
Племянники
Они относятся к категории близкого кровного родства, а иногда могут заменять даже детей тетям и детям, у которых нет собственных. Племянники – это отпрыски единокровных братьев и сестер. Они также являются двоюродными братьями и сестрами детям родных тети и дяди.
К сожалению, но случается, что кузены или племянники вступают между собой в брак. Это приводит к различным генетическим патологиям и вырождению. В этом случае лучше всего знать, кто кем приходится после свадьбы. Родня невесты и жениха устанавливает семейные отношения, которые нельзя превращать в брачные союзы людей по крови. Тем временем во многих европейских и других странах такие браки не приветствуются официально, но и не преследуются законом.
Внучатые родственники
Это родство более углубленное, и затрагивает оно братьев и сестер разных ветвей генеалогического древа. Например, когда вырастают дети сестер или братьев и заводят свои семьи, они начинают новую ветвь. Поэтому чем больше в таких браках будет детей, тем крона выглядит пышнее и ветвистей. Однако уровень родства во всех семьях определяется только по глубине корней.
Расшифровать значения и смысл именований всех свойственников и близких по крови можно лишь по исследованию семейной жизни конкретного человека. Для того чтобы понять, кто такой внучатый племянник, проследите родственные отношения женщины, которая имеет кровного брата или сестру. К примеру, ее дети будут считаться племянниками для единокровных близких. Со временем вырастая, племянники женятся или выходят замуж, заводят своих детей, которые будут уже именоваться внучатыми. В дальнейшем глубина рода определяется именно племянчатыми внуками, правнуками и дальше с приставкой -прапра.
Кроме известных всем наименований близких родственников и свойственников, существует огромное множество второстепенной и третьестепенной родни, которая может именоваться привычно или же вовсе выходить за рамки родственных отношений. Современные семьи все чаще предпочитают, или же так выходит по объективным причинам, не отслеживать глубину родства, а семейное наследство передается, независимо от пола и числа детей.
Родство и свояцтво, их юридическое значение
 
Важное место среди юридических фактов в семейном праве занимают такие их виды, как родство и свояцтво.
Родство является основанием возникновения многочисленной группы семейных правоотношений, в частности между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушкой, дедом и внуками и т.д..
В семейном законодательстве нет определения понятия «родства». В теории семейного права утвердилась точка зрения, согласно которой родства является кровным связью лиц, происходят друг от друга или от общего пращура1. Практически не отличается от нее понимания родства как кровной связи (кровной общности) между людьми, указывает на происхождение одного лица от другого или обоих лиц от общего пращура2.
Родство как кровную связь человек — это биологическое явление. Однако, будучи связью между людьми, отношениями, оно выступает и как социальное явление. А попадая в сферу права, родства приобретает значение правового явления, сущность которого как двуединой категории может быть познана правильно только тогда, когда оно рассматривается в обоих своих якостях3.
Все родственники — субъекты семейных правоотношений делятся на две группы.
Первую группу составляют родственники, происходят друг от друга — прямая линия родства. Она может быть нисходящей (от предков к потомкам) и восходящей (от потомков к предкам). В прямом родстве находятся, например, мать и сын, дед и внук, прабабушка и правнучка т.п..
Вторую группу составляют родственники, которые происходят от общего предка — боковая линия родства. В таком родстве находятся, например, родные братья и сестры, поскольку их общим предком является мать, отец, а также двоюродные братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы, поскольку их общим предком является бабушка, дедушка.
Родные братья и сестры, которые происходят от общих для них отца и матери, называются полнородными, а те, в которых общим является один из родителей (только отец или только мать), — неполнородные. Неполнородные братья и сестры, которые произошли от одной матери, называются единоутробными, а те, которые происходят от одного отца, — единокровными.
Неполнородные родства порождает такие же юридические последствия, что и полнородные, например, при наследовании после смерти неполнородные братья, сестры или при взыскании с него, ее алиментив1.
Вместе с тем в состав семьи могут входить дети, у которых нет ни общего отца, ни общей матери. Это дети каждого из супругов от предыдущего брака, которые оказались в одной семье. Поэтому один из супругов является для таких детей родителем, а второй — отчимом или мачехой. Детей, у которых нет ни общего отца, ни общей матери, принято называть сводными братьями и сестрами. Между ними в отличие от неполно-родных братьев и сестер есть Отношений родства, а родства.
Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что согласно нормам семейного законодательства не во всех случаях родству придается юридическое значение. Поэтому в семейном праве первостепенное значение имеет степень родства, установление которого необходимо для определения близости родственных отношений.
Степень родства указывает на количество рождений, которые связывают между собой двух человек. При его определении рождения предка (а при боковом родстве общего предка) не учитывается. Так, мать и дочь находятся в родстве первой степени, поскольку для его возникновения необходимо только рождение дочери (рождение матери не в счет), а дед и внучка — в родстве второй степени, потому что для его возникновения необходимы два рождения: сына, дочери, а затем внучки (рождения родителей сына, дочери не учитывается). Согласно прабабушка и правнучка находятся в родстве третьей степени.
Родные братья и сестры также находятся в родстве второй степени, но уже боковой линии, так как для его возникновения необходимо рождения брата и сестры (рождения родителей не учитывается). Тетя, дядя и племянница, племянник являются родственниками третьей степени боковой линии родства, а двоюродные братья и сестры — родственниками четвертой степени этого родства.
В семейном законодательстве придается очень важное значение определению степени родства, поскольку основанием возникновения семейных правоотношений являются только родство первого, второго и третьего степеней прямой линии, а также второй степени боковой линии. Родители и дети, родные братья и сестры, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед и внуки, правнуки являются субъектами семейных правоотношений и, следовательно обладают субъективными семейными правами и должны выполнять определенные семейные обязанности.
Объем субъективных семейных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей родственников, принадлежащих к различным линий и степеней родства, не является одинаковым. Так, родители и дети имеют много субъективных прав и обязанностей в связи с участием в имущественных и личных неимущественных семейных правоотношениях. Другие же родственники (например, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед, внуки и правнуки, братья и сестры) могут быть только субъектами имущественных (алиментных) правоотношений.
Надо отметить, что степень родства учитывается законом, в частности, при установлении очередности привлечения родственников к выполнению обязанностей, связанных с содержанием детей. Так, согласно ч. 2 ст. 51 Конституции и статьями 180 и 198 СК прежде родители обязаны содержать ребенка до достижения им совершеннолетия, тогда как в соответствии со ст. 265 СК бабка, дед обязаны содержать своих малолетних, несовершеннолетних внуков, если у них нет матери, отца или если родители не могут по уважительным причинам предоставлять им надлежащего содержания, при условии, что баба, дед могут предоставлять материальную помощь, то есть они обязательства Вязаное выполнять указанный долг во вторую очередь.
Вместе семейное законодательство согласно ч. 4 ст. 2 СК не регулирует семейные отношения между двоюродными братьями и сестрами, тетей, дядей и племянницей, племянником и между другими родственниками по происхождению. Однако такая степень боковой линии родства согласно ч. З ст. 26 СК является правоперешкод-жаючи юридическим фактом.
Родство по линии отца или матери считается установленным, если в актовом записи рождении ребенка указаны необходимые сведения о них.
Кроме родства в семейном праве фигурирует такой юридическую факт-состояние, как свояцтво.
Определение понятия «свояцтво» в семейном законодательстве нет. В теории семейного права под ним понимаются отношения между родственниками одного из супругов и вторым из них (пасынок, падчерица, отчим, мачеха, теща, тесть, зять, свекровь, свекор, невестка, золовка, шурин и т.д.) или отношения между родственниками обоих супругов (например, между детьми, братьями, сестрами
жены и детьми, братьями, сестрами мужа, между отцом жены и отцом мужа и др.) 1.
Итак, в отношениях родства находятся лица, не имеющие кровного родства друг с другом, но связаны им с одним из супругов. Иными словами, основой родства является брачный союз, не только связывает его лиц заключили, но и приводит к возникновению отношений каждого из супругов с родственниками второй из них, а также между родственниками жены и чоловика2.
Указанные отношения являются побочными последствиями брака. Предпосылкой возникновения родства является пребывание в живых на момент регистрации брака родственников мужа и жены. Не возникает каких-либо отношений родства, когда женятся лица, не имеющие родственников на момент регистрации брака.
Свояцтво прекращается с прекращением брака вследствие его расторжения в органе ЗАГСа или судом, а также в случае смерти одного из супругов или объявления его умершим. Это объясняется тем, шо свояцтво в отличие от родства основывается не на биологическом, а на социальной связи между определенными лицами. К тому же оно является производным по браку. Поэтому отношениям родства семейное законодательство по общему правилу не придает юридического значения. Исключением являются отношения, возникающие между мачехой, отчимом и падчерицей, пасынком, которые при наличии определенных законом условий (статьи 268 и 270 УК) могут порождать алиментные права и обязанности указанных лиц.
Жена и муж тоже не являются родственниками. Однако они находятся в особых супружеских отношениях, которые возникают на основе брачного союза и не охватываются ни понятием родства, ни понятием родства.