Рассказ о порядочном поступке: Поступок, за который стыдно или которым горжусь?

Содержание

Поступок, за который стыдно или которым горжусь?

Добро или зло, достоинство и честь, честность и уважение, жалость и сочувствие, сострадание или безразличие… Что мы проявим, совершая поступки? Наш выбор очень важен, но важна также и его оценка. Особенно когда мы сами становимся себе судьями. Об этом полезном занятии и размышляют сегодня слушатели школы журналистики. 

 

И ничего нельзя исправить…

У каждого человека в жизни возникали ситуации, за которые впоследствии ему становилось стыдно. К сожалению, я не исключение. У меня тоже была история, вспоминая которую, становится очень стыдно. И ничего нельзя исправить, а очень бы хотелось.

Я училась в 4-м классе. Приближался выпускной в начальной школе. Я очень радовалась и серьёзно к нему готовилась. И хотя была не настолько взрослая, но всё же озабочена множеством дел. Никого вокруг себя не замечала.

Однажды, когда возвращалась домой после школы, услышала крик. Я подходила всё ближе на звук и вдруг увидела такую картину: вокруг девочки примерно моего возраста кружились собаки. Они на неё кидались, кусали, но она, как могла, всё же от них отбивалась. Меня одолел страх, так как я ужасно боялась собак. С криком я побежала домой и рассказала всё родителям, и так как это происходило недалеко от нашего дома, привела их туда. Но на месте уже никого не оказалось.

На следующий день я узнала, что эта девочка из соседнего двора и что она тяжело пострадала. Со множественными укусами она оказалась в больнице. Мне стало очень стыдно. Слишком сильная озабоченность предстоящим праздником, растерянность, страх, и я не смогла оказать нужную той девочке помощь.

Виолетта БЕЛЕНКОВА, ученица Рассказовской школы № 3

 

Поляна стала чистой

Прошедшим летом мы с друзьями поехали на велосипедах на речку. Ехать далековато, но мы были в предвкушении от предстоящего веселья.

Пока ехали, немного устали. Приехав в назначенное место, мы были поражены увиденным. Люди, отдыхавшие здесь до нас, оставили большие кучи мусора. Сначала мы немного растерялись, но потом подруга предложила убрать всё это. Все согласились. После приложенных нами усилий полянка снова стала чистой. А мы были горды и довольны собой.

Анна ГУСЕВА, ученица 9-го класса Иловай-Дмитриевской школы Первомайского района

 

Стыжусь до сих пор

Мне хотелось бы рассказать о поступке, который произошёл со мной в детстве и которого я стыжусь до сих пор.

Тогда мне было лет шесть, и летом я гостила у бабушки в деревне. У нас появился маленький котёнок — полосатый и очень милый. Не помню, как назвала его. Возможно, он был Мурзик, а может, и нет. Но это не важно. В деревне у меня была подруга по имени Настя. Играя вместе с ней на улице, мы устроили игровой магазин. В продажу входили банки с жидким грязным песком, который мы черпали со дна бочки с водой. В качестве дегустатора грязи был взят несчастный котёнок. Я до сих пор не могу понять, чем мы думали, насильно кормя его этим песком. Однако тогда мы мало понимали, что делать этого было ни в коем случае нельзя. К счастью, котёнок не умер — во всяком случае, при мне. Он умер намного позже и, как мне хочется верить, не из-за наших глупых экспериментов (а кормили мы его так неоднократно).

С тех пор прошло десять лет, многие события и детали стёрлись из памяти. Но про того бедного котёнка, попавшего в руки неразумных детей, я вспоминаю до сих пор — со стыдом и виной за то, что натворила.

Ксения ДЬЯКОВА, ученица 10-го класса школы № 31 г. Тамбова

 

Заступаюсь за слабых

Я всегда заступаюсь за тех людей, которых обижают сильные, смеются над ними, унижают.

Я просто не люблю, когда сильные люди унижают слабых людей. Ведь слабые не всегда могут за себя постоять, или им просто не хочется просить о помощи. И если я вижу, что сильный обижает слабого, приказывает ему, обзывает, бьёт, а слабый при этом молча страдает, то я никогда этого так не оставлю, даже если человек мне не знаком. Я всегда пытаюсь за него заступиться и помочь. А если я этого не сделаю или побоюсь, то мне будет плохо оттого, что я не помогла этому человеку. Именно это я и называю хорошим поступком.

Валерия ДУБОВИЦКАЯ, ученица 8-го класса Староюрьевской школы 

 

Не нужно высмеивать человека

Все мы совершаем различные поступки. В жизни каждого из нас наверняка найдётся такой, за который стыдно. У всех он свой, есть такой и у меня…

У меня есть одноклассница. Она немного полновата, и каждый раз, когда проходит мимо, становится темой для всеобщего обсуждения. Однажды у нас, как обычно, зашёл подобный разговор. И так уж случилось, что эта девочка случайно это услышала. После этого она убежала и долго плакала. Больше на эту тему никто никогда не проронил ни слова. А я долгое время просила у неё прощение. Надеюсь, что она меня простила.

Эта ситуация была для меня большим уроком. Не нужно высмеивать человека, если он не такой, как все. Нужно относиться с пониманием к людям.

Александра ШУБИНА, Дом детского творчества г. Рассказово

 

Меня ругали, а я…

Однажды жарким летним днём я по просьбе соседки гуляла с её мамой, бабой Варей.

На улице стояла знойная погода, летнее солнце светило очень ярко и грело всех своими мягкими лучами. Почти невозможно было найти прохладный тенёк, чтобы укрыться от жары. Баба Варя, будучи старой женщиной, быстро устала и захотела пить. Я, решив не мучить старушку подъёмом по лестнице, оставила её сидеть на скамейке около дома, а сама побежала внутрь, чтобы взять бутылочку воды.

Стараясь делать всё быстро, потому что старушке может стать плохо, я выскочила из подъезда с бутылкой освежающей влаги в руках и увидела, что мои опасения сбылись: бабе Варе и впрямь стало очень дурно. Чтобы дойти до её скамейки, мне нужно было перейти дорогу. И я уже собиралась это сделать, как вдруг увидела огромный грузовик, который мчался по дороге, спеша доставить продукты в магазин.

Недолго думая, я решила, что старушка может не выдержать столько времени, и побежала по дороге, чуть не угодив под колёса…

После того, как об этом узнали, меня начали ругать и стыдить, ведь я могла погибнуть. Но от всех этих слов я ни капли не стыдилась, а, наоборот, была собой горда.

Тамара САРГСЯН, ЦДОД г. Моршанска

От «Ровесника». Может, помогая одному человеку, не стоит забывать и о других людях? О родителях, которые волнуются: как они переживут известие о несчастье с ребёнком; о водителе, к которому девочка могла угодить под колёса: его жизнь тоже очень усложнил бы этот случай; о самой себе в конце концов: жизнь могла оборваться в таком юном возрасте… Будьте чуткими и внимательными к тем, кто рядом, кто дорожит вами и любит.

 

Надеюсь, что простила…

В моей жизни тоже был поступок, за который мне до сих пор стыдно.

У нас в классе проходило собрание. Все шумели, и учитель был недоволен нашим поведением. Когда стали выяснять причины посторонних разговоров, у меня тоже спросили: «Ты разговариваешь по пустякам на уроке?» И я ответила: «Да, но только из-за того, что меня отвлекает соседка по парте».

На следующий день подруга со мной не разговаривала. Я попросила у неё прощения, и она меня простила. Но до сих пор мне стыдно за свой поступок.

Вероника ШМЕЛЁВА, ученица 7-го класса Ржаксинской школы № 2

 

Мои четвероногие друзья

У всех людей в жизни есть такие поступки, за которые им стыдно или, наоборот, они ими гордятся. Вот и у меня были такие случаи.

Когда мне было девять лет, в то время я была в 3-м классе, учитель поставил мне двойку по окружающему миру. Я очень обиделась на него за это. На следующий день пришла в школу, вооружившись кнопками. Прозвенел звонок, и я положила кнопку на стул. Вошёл учитель, сел на кнопку и… громко закричал. Конечно же, мою маму вызвали в школу. Вот за этот поступок, когда я выросла, было стыдно перед учителем.

А вот поступок, которым я горжусь. В то время мне было семь лет. Как-то я шла по улице и увидела, как мужчина бьёт собаку. Мне стало очень её жалко, и я попросила разрешения взять её себе. Прошёл год, я шла из школы домой и опять увидела маленькую бездомную собачку. Её я тоже взяла. Сейчас мне 14 лет, и у меня шесть собак. Я их очень люблю и ухаживаю за ними.

Ксения ДРОНОВА, ученица 8-го класса Староюрьевской школы

 

У человека всегда есть выбор

У меня такое мнение, что в наше время люди боятся совершать хорошие поступки. У человека, прежде чем он совершит какой-то поступок, всегда есть выбор. Иногда этот выбор таков: быть героем или остаться человеком, которого будут презирать. Но могут найтись люди, которые будут считать твой поступок неправильным. Но это уже их выбор.

Я приведу пример хорошего поступка. Правда, речь идёт не обо мне, но я хочу об этом рассказать. В социальных сетях один мужчина писал, что однажды в детстве, когда он был маленьким, они с папой пошли в цирк. За билетами в кассу впереди их стояла многодетная семья. Дети очень хотели попасть в цирк. Семья была малообеспеченная, и, когда покупали билеты, не хватило денег. Тогда отец мальчика, недолго думая, взял и положил деньги рядом с человеком, который расплачивался за билеты этой многодетной семьи, сказав: «Мужчина, вы деньги потеряли».

После этого поступка мальчик очень гордился своим отцом. А в цирк они пошли в другой раз.

Татьяна ЧУРИЛОВА, ученица 8 класса Чащинского филиала Мучкапской школы

Фото Анны Беркетовой

Написать мини сочинение на тему: Порядочный поступок моего учителя.

Говорить о том, что слово «порядочность» — однокоренное со словом «порядок» и синоним слова «правильность» излишне – это понимают все. Вопрос в том, что для каждого человека значат эти слова: что такое правильность, порядок? Все мы воспитаны в разных условиях, у каждого из нас своя система ценностей, но есть добродетели, которые не изменяются из века в век: честность, искренность, совестливость, доброта, отзывчивость, и многое другое. Но для меня самое важное – когда человек способен держать свое слово, способен нести ответственности за свои поступки, ведь именно тогда, когда признаешь свою ошибку или помогаешь человеку исправить неверный шаг – наступает порядок. Для меня «честь», «слово», «достоинство» — это и есть порядок. С честью переносить трудности, с честью выходить из неприятных ситуаций, защитить честь женщины или друга, отстоять честь своей страны – это ли не порядок? Это ли не порядочность? Но держать слово – вот что трудно. По – настоящему трудно, особенно перед самим собой. Помните, как в древности было важно слово, когда не было письменных сделок? А сколько стоило «купеческое слово»? Данное слово – всегда было символом порядка, договоренности, соблюдения правил: «Давши слово – держись, а не давши – крепись». Мы часто обещаем выполнить просьбу, услугу, обещаем себе «начать с понедельника» или с «завтра» — но никогда толком не выполняем свои слова. Представьте ситуацию: пообещали сделать другу доброе дело, прошло несколько дней, и уже кажется, что можно и не выполнять, что и без меня как-нибудь обойдется… а в результате невыполненное обещание перерастает в невыполненное дело, которое тянет за собой длинную цепочку из «незавершенок». Где порядок в делах? Где порядочность и где данное слово? Хаос – вот что порождает наше неумение держать слово, прежде всего, перед самим собой. Самодицисплина, ежедневное планирование, выполнение задуманных дел – попробуйте неделю расписывать свой день и четко выполнять все пункты. Будет тяжело, практически невозможно – где-то, но случится сбой. Где наша порядочность в делах и перед самим собой? Как нам можно доверять? С каждым взятым на себя обязательством мы наполняемся силой доверия, надуваемся, как воздушный шарик, и с каждым новым обещанием мы растем в своих глазах и в глазах окружающих. Но вот мы не сдержали слово – в шарике образовался пробой, второе обещание не выполнили – второй пробой, третье не выполнили – сдулись, и из круглого воздушного шарика превратились в висячую резиновую субстанцию, которая не способна плыть по воздуху жизни. Кто захочет иметь с нами дела? Кто назовет нас порядочными? Перестаньте лгать сами себе и начните держать слово!

Сочинение Порядочный человек 5 класс рассуждение

Мы часто слышим слова: «хороший», «честный», «добрый», «плохой», «злой», «эгоистичный», «добросовестный» и «порядочный». Но не всегда полностью понимаем суть этих слов. Что означает же быть порядочным человеком?

К сожалению, таких людей осталось совсем не много, но они все же есть. Людей, для которых: делать добро это утеха, не стыдно протянуть руку упавшему человеку, не сложно помочь бабушке с тяжелыми сумками – действительно можно назвать порядочными и хорошими. Я думаю, что такие люди не способны на плохие поступки. Ведь это настоящие герои нашего общества. Также порядочные люди очень ответственны, и они ни при каких обстоятельствах вас не подведут.

Мне кажется, что порядочный человек объединяет в себе все возможные положительные качества, которые есть на свете. Часто люди пытаются показаться такими, но на самом деле это не так. Как же понять. Какой человек хороший и порядочный, а какой нет?

Такие люди, как правило, хорошо воспитаны, обидеть кого-либо им просто не позволят их моральные принципы. Поэтому они наоборот поддержат и помогут тем, кому это действительно нужно.

Среди учеников школы тоже обязательно найдутся порядочные дети. Они всегда относятся ко всем с одинаковой любезностью, будь то отличник или хулиган. Помогут однокласснику в трудную минуту, заступаться за тех, кого обижают. Для меня порядочный человек это идеал и я всегда стремлюсь к нему.

У всех людей разные представления о порядочности. Кто-то ставит на первое место трудолюбие, кто-то принципиальность, а для меня это доброта и честность. «Когда тебе плохо, ты сделай что-то доброе, и как только в ответ ты услышишь простое «спасибо» – тебе станет намного лучше» – как-то сказал мне очень хороший и порядочный человек.

Для меня самое главное это не казаться добропорядочным человеком, а быть им.

Сочинение на тему Порядочный человек

Кто такой порядочный человек? Это тот, кто хорошо выглядит, одевается в самые дорогие одежды и следит только за своим внешним видом? Или же это тот, кто ездит на дорогих машинах и занимает высокие должности? А может это тот человек, который пользуется большой популярностью и успехом у миллионов? Нет, порядочный человек должен быть порядочен во всем: в собственном внешнем виде, в помощи к близким, а главное, в хорошем отношении ко всем окружающим.

Существует немало признаков порядочности человека. Это любовь ко всему окружающему, уважительное отношение к старшим, помощь ближним и нуждающимся. Порядочный человек никогда не оскорбит и не унизит беспомощного и даже того, кто не прав. Он всегда сумеет грамотно и лояльно объяснить свою позицию и никогда не навязывает свое мнение посторонним.

Порядочный человек – это тактичный, внимательный, заботливый, относящийся с уважением и пониманием к остальным. Вот идешь ты по улице и видишь, женщина несет тяжелую сумку, а ты взял да подошел помочь ей. Или смотришь, пожилая женщина не может быстро перейти дорогу, а ты подойди, да помоги ей в этом.

Порядочный человек никогда на хамство не ответит тем же, он сумеет грамотно и правильно объяснить обидчику, что тот не прав.

Такие люди никогда не шумят в общественных местах и не нарушают покой окружающих. Он никогда не поднимет руку на слабого, а напротив, поможет и подскажет.

Порядочный человек – это воспитанная личность, соблюдающая все правила этикета.

К большому сожалению, сегодня, не часто встретишь порядочного человека. Это становится большой редкостью. Люди стали все чаще хамить друг другу, перестали уступать и подсказывать.

Порядочный человек, находясь в очереди либо заняв место в общественном транспорте, всегда пропустит вперед старшего. Но сейчас это большая редкость. Люди всегда куда-то спешат и не замечают, что кто-то нуждается в их помощи. На это очень больно смотреть со стороны, особенно, когда человек, сам не помогая остальным, ждет и даже требует помощи в свой адрес. А такого не бывает. Будь порядочным человеком, и о тебе будут помнить.

Для 5 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Порядочный человек

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Один день из жизни крестьянина (6 класс)

    Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ.

  • Сочинение Ефим Изварин в романе Тихий Дон Шолохова образ и характеристика

    Ефим Изварин является одним из второстепенных персонажей романа «Тихий Дон», написанного Шолоховым. Из повествования читатель узнает, что его полное имя Ефим Иванович Изварин.

  • План рассказа Будем знакомы Остера 2 класс

    С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость

  • Почему нельзя забывать историю своего народа? Итоговое сочинение

    Все мы в школе учим историю. Кому-то она нравится, кто-то её терпеть не может, но учить её нужно всем. Многие, если не все, задавались вопросом: зачем?

  • Образ и характеристика Николая Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Николай Ростов, представленный писателем в образе молодого человека невысокого роста с курчавыми волосами, имеющего открытое выражение лица

Сочинение на тему «Порядочный человек»

Цитата дня

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта (М. А. Шолохов).


Порядочность — это такая черта характера, за которую мы высоко ценим человека. Порядочный человек, прежде всего, честный и открытый, он руководствуется совестью в своих поступках и не позволяет себе подлого отношения к другим. Порядочный человек идет к своей цели честным путем и не пытается нажиться на несчастье окружающих. Поэтому он заслуживает доверие и вызывает уважение.

Порядочный человек — хороший друг. Можно рассчитывать на то, что он не раскроет твоих тайн и не будет смеяться над твоими проблемами. Он искренне выскажет свои мысли, не оскорбляя тебя, потому что относится к другим с уважением. Да, мне кажется, именно уважение к личности, интересам, желаниям и чувствам других является основной чертой порядочного человека. Однако, это человек не бесхребетный, он имеет свою точку зрения и не поддержит в том, что может навредить.

Можно спорить, является ли порядочность врожденным качеством или ее можно воспитать в человеке. По моему мнению, порядочность — это глубокое понимание того, на какой основе строится мир добрых человеческих взаимоотношений. Кто-то приходит к этому только после того, как сам пережил обиду и непорядочное отношение к себе, осознав, как больно от этого.

Недаром говорят, что репутацию зарабатывают годами, а теряют в один момент. Лишь один неблаговидный поступок — и тебе уже никогда не будут верить, не захотят иметь дело. А ведь мы живем не изолированно друг от друга, поэтому лучше не позволять себе плохого отношения к близким и незнакомым.

Читайте подібні твори

Сочинение «Долг перед родителями»

Сочинение на тему «Поведение человека»

Сочинение на тему человек будущего

Сочинение на тему культурный человек

Сочинение на тему «Вера в человека»


Tweet


«Порядочный человек – это…» | Классный час (4 класс) по теме:

ГБУ КЦСОН Альшеевского района

Республики Башкортостан

отделение помощи детям,

оставшимся без попечения родителей

«Порядочный человек – это…»

Воспитатель: Игнатьева Н. С.

с. Раевский

2012г.

   Цель: Расширить и уточнить представление детей о понятии «порядочность».

Задачи:

учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки друзей,

положительные и отрицательные стороны своего поведения,

 выполнять правила порядочного поведения.

   Ребята, давайте посмотрим на тему нашего занятия и продолжим это предложение: « Порядочный человек – это…» — честный, выполняющий принятые правила поведения (ответы детей).

   Порядочность – это выполнение человеком своих обещаний, основных нравственных правил.

   Обратимся к ситуациям.

 

Ситуация №1

   Вера и Наташа возвращались из школы. Вера жила в центре города, а Наташа – на окраине.

   «Наташа, ты не могла бы набрать для меня каштанов? В окрестностях моего дома нет ни одного дерева» — попросила Вера.

   «Я наберу тебе целый мешок каштанов» — пообещала Наташа.

   На другой день Вера спросила Наташу о каштанах, но Наташа сказала, что забыла это сделать…

   Как вы оцените поступок Наташи? Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не выполняли данных обещаний? Почему это происходило?

   Обещанное всегда выполняй!

Ситуация №2

   Перед контрольной работой по русскому языку, Лена подошла к Свете и попросила, чтобы та на этом уроке сидела с ней. Света согласилась.

   Во время диктанта Лена списывала у Светы все предложения.

   Кто из девочек поступил непорядочно? Почему?

   Не совершай нехорошие поступки!

Ситуация №3

   Петин папа – моряк, он часто и надолго уходит в плавание.

   Однажды Петя пообещал учительнице, что папа привезет ему морские раковины и он подарит их кабинету. Но время идет, а раковин нет, а Петя ничего не говорит.

   Как должен был поступить Петя?

   Если не можешь выполнить сейчас, попроси извинения и скажи, когда сможешь выполнить! Не обещай то, чего не можешь выполнить!

Ситуация №4

   Саша  — человек прямой и честный. Если ему что-то не нравится в поведении других детей, он говорит об этом при всех. Однако дети почему-то неохотно играют и общаются с Сашей. Как вы думаете, почему?

   Свое мнение о другом человеке нужно высказывать лишь ему одному.

Ситуация №5

   Однажды Люда не выполнила домашнее задание. Когда на уроке учительница спросила ее, Люда соврала, будто не сделала домашнее задание, потому что болела голова. Учительница простила ее. Теперь Люда знала, что сказать в таких случаях. Какой вред принесет Люде ее ложь?

   О себе говорить только правду. Никогда нельзя обманывать других людей.

Ситуация №6

   Маша – очень болтливая девочка. Она может разговаривать с подругами. Но когда одна из подруг уходит, Маше нравится обсуждать ее поведение. Дети говорили  Маше, что так поступать не честно, но Маша никак не может отказаться от этого.

   Нельзя говорить человеку в глаза одно, а за глаза – другое!

   Вот и составили мы все вместе правила порядочного человека: 

   

1.Обещанное всегда выполняй.

2.Не совершай нехорошие поступки.

3.Если не можешь выполнить сейчас, попроси извинения и скажи, когда сможешь выполнить.

4.Не обещай то, чего не можешь выполнить.

5.Свое мнение о другом человеке нужно высказывать лишь ему одному.

6.О себе говори только правду.

7.Никогда не обманывай других людей.

8.Не говори человеку в глаза одно, а за глаза – другое.

   А сейчас послушайте рассказ Л.Пантелеева «Честное слово».

Что можно сказать о мальчике?

Как вы оцениваете его поступок?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

 

   Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают; уступить место в автобусе; прийти на помощь старому человеку – все это проявление порядочности.

   Я бы поставила порядочность на первое место в разговоре о дружбе, потому что уверена – лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Те, о которых мечтает каждый из вас.

Сочинение размышление о поступках людей на основе собственных наблюдений

  

После уроков мы домой не спешили, а решили поиграть в футбол, тем более, что последним уроком была физкультура. Мы начали на уроке и продолжили игру после уроков. Но что-то игра не ладилась, наш вратарь пропустил несколько мячей, и мы прекратили игру. Шли домой, о чем-то неважное разговаривали, и неожиданно Кузнец сказал:

  • —        Скучно живем, ребята, не кажется?
  • —        Мне не скучно, — ответил Андрей.
  • —        Ты что-то предлагаешь? — спросил я, ощущая ловушку.
  • —        Я кое-что придумал, — откликнулся Данилло. — Завтра на уроке узнаете. Назавтра первым уроком была история. Мы любим этот предмет и учительницу

Когда начался урок, начали звучать странные звуки, похожие на кошачьи. Все начали хихикать, учительница изумленно смотрела на класс. Конечно, урок было сорван. В скором времени поняли: мяуканье звучит из шкафа с учебной принадлежностями, что стоит в конце кабинета под стеной. Нина Михайловна подошла к шкафу, отворила дверцу, и оттуда выскочил кот, который начал бегать между партами. Наконец кота поймали и вынесли на улицу. На вопрос учительницы, кто это сделал, ответа, конечно, не последовало. Прозвонил звонок, никто не шевельнулся, а староста извинилась перед учительницей.

После уроков Данилло как-то горделиво сказал:

  • —        Я же обещал сюрприз! Сделал.
  • —        А у тебя хватит мужества сказать об этом учительнице? — поинтересовался я.
  • —        А зачем? — пришел в изумление Данилло.
  • —        Ведь ты повел себя, как болван. Нашел время развлекаться! — ответил Андрей. — Пойди и извинись.
  • —        Но же Ксюша уже извинилась. Зачем я еще пойду?
  • —        Ты действовал как трус, действовал украдкой, а это уже не смешно. Тогда я скажу, что это ты! — заявил я. -извиниться. Любишь ехать — люби и санки возить…

     

    Краткий пересказ

    Человек Поступка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

    С. Г. Ильенко,

    профессор кафедры русского языка

    ЧЕЛОВЕК ПОСТУПКА

    Вера Ивановна Чагишева была человеком дела, человеком слова, но прежде всего она была человеком Поступка. Я сознательно написала последнее слово с большой буквы, желая тем самым подчеркнуть, что все ее нравственные и даже прагматические поступки были Поступком с большой буквы. Для Веры Ивановны — Поступок был органичным, касалось ли это заботы об успехе ее главного детища, «Словаря брянских говоров», искренней и бескорыстной любви к своему Учителю и своим Ученикам, или ее выхода в общественные сферы — более 20 лет она была председателем экзаменационной комиссии института — неподкупным, трезвым, решительным, но в то же время очень гуманным.

    Не будучи ни в коей мере приверженцем националистической идеи, В. И. Чагишева обладала чувством национальной гордости и считала своей главной жизненной миссией изучение и пропаганду Русского слова, выбрав для себя ориентацию на несметное богатство народных говоров, — описанием их словарного состава и его лексикографической обработкой она занималась до конца своих дней. Было поучительно наблюдать, как к знанию народной жизни в ее бытовом, социальном, нравственном и эстетическом проявлении она приходила не только благодаря своей наблюдательности во время поездок в областную глушь,

    но и благодаря проникновению в семантическую емкость и динамичность народного слова, благодаря пристальному вниманию к его носителю. (Понятие языковой личности как теоретическая проблема в те годы еще не была сформулирована, но, оглядываясь назад, нельзя не увидеть, что на интуитивном уровне первыми к ней подошли диалектологи . )

    Создавалось впечатление, что без звучащего слова Вера Ивановна просто не может существовать. Впрочем, это не только впечатление. Вспоминаю, как однажды, придя к ней в кабинет, я рассказала свой довольно странный сон. Она же вдруг спросила: «Ну, а слова-то

    в нем произносились?» Я ответила, что не помню. А дальше произошел такой диалог:

    Я. Да ты у нас, известно, истинная поклонница слова. Всегда и всюду его тебе подавай, «без вас

    не мыслю дня прожить» — это про тебя.

    Она. Может, и про меня… Но без слова как наяву, так и во сне мне как-то неуютно.

    Одна книга, посвященная В. И. Далю, претенциозно названа «Охотник за словами». Мне почему-то за Даля обидно. Слово «охотник» несет в себе нечто агрессивное, даже насильственное. Если бы мне предложили найти подобную метафору для В. И. Ча-гишевой, я бы остановилась

    на слове «грибник»: оно «приятно,

    звучно», но главное — с ним «неразлучно» представление о человеке, который не только знает грибные места, не только умеет увидеть самый притаившийся гриб, но очень бережно с ним обращается, ни в коем случае не нанося вреда его корневой системе. Вера Ивановна умела собирать слова, именно собирать, а не охотилась за ними.

    Если она и охотилась, то только за плохо использованным словом. Не терпела, например, развившуюся одно время у «интеллигентов» манеру вставлять в речь якобы «для оживления» простонародные словечки: «теперича» и т. п. Вообще была противница смешения элементов разных речевых систем. Одной аспирантке, пересыпавшей свою речь диалектизмами, тоже, видимо, для оживления, а, может быть, для того, чтобы продемонстрировать свою причастность к популярному диалектологическому кабинету, она сурово сказала: «Вы же лингвист, как же

    вы в одной фразе совмещаете диалектизмы южнорусского и севернорусского наречий?»

    Как была рада и горда Вера Ивановна, когда В. А. Козырева пригласили в качестве консультанта в театр им. Ленсовета, где ставилась пьеса «Станция», персонажи которой были выходцами из различных областей России. Рада, что театральные работники стали обращать внимание на живые реалии диалектной речи, горда тем, что в этой ситуации, требующей высокого профессионализма, привлечен ее любимый ученик.

    Мне мало приходилось встречать людей, которые бы так широко, непредвзято, заинтересованно могли говорить о народной жизни с ее трудностями, невзгодами и надеждами, как диалектолог Чагишева. В деревне Веру Ивановну воспринимали не как несколько отстраненного заезжего столичного профессора, а как вернувшегося в свой родной круг друга и советчика. Жители отдаленных от центра селений никогда не чувствовали в ней нечто чуже-

    родное, признавая при этом ее интеллектуальное превосходство. Выбрав в качестве основного направления своей научной и педагогической деятельности диалектологию, она на кафедре в течение почти четверти века не просто возглавляла это направление, широко привлекая к нему кроме преподавателей (А. В. Королькова, Л. М. Чистякова, Г. И. Демидова, Н. И. Батожок, М. Е. Чумакова, позднее — талантливый выпусник, вернувшийся из армии В. А. Козырев, Л. А. Ба-лясникова, имеющая блис-тательную «диалектологическую родословную», и др.), аспирантов и студентов. Она

    по сути дела готовила и осуществляла пере-ход своего разросшегося научного коллектива от одного этапа к другому, более плодотворному.

    Этих этапов было несколько, условно их можно обозначить как этап застоя, этап выживания и развития, этап расцвета.

    Этап застоя был порожден той растерянностью, которая была вызвана скоропостижной смертью Надежды Павловны Гринковой, виднейшего диалектолога, заведующего нашей кафедрой. Хотя она успела определить основные контуры нового объекта исследования (брянские говоры) и предпринять ряд организационных шагов, тем не менее появились страх и беспокойство, что без ее научного авторитета, без управленческих рычагов, которыми она обладала как заведующий кафедрой, прекрасное начинание может быть загублено. Преемником Н. П. Гринковой стал профессор Алексей Георгиевич Руднев, порядочный, очень благожелательный человек, поощряющий научную работу, всегда создающий все условия для написания докторских диссертаций, но, к сожалению, почти не проявляющий интереса к диалектологии. Правда, положение кафедральных диалектологов заметно улучшилось, когда деканом факультета русского языка и литературы стал лингвист, понимавший роль русской диалектологии в формирова-

    нии филолога-русис-

    та, — Александр Владимирович Бон-

    дарко.

    Хотелось бы подчеркнуть особо, что диалектолог не может работать в одиночку (времена Даля прошли). Диалектолог — это не просто лингвист с определенной специализацией, диалектолог — это участник создания коллективной энциклопедии народной жизни, пусть не всегда печатно в этом качестве представленной. Для решения масштабных задач (сбор материала, организация словарной картотеки, изучение новых диалектологических, лексикографических проблем, не говоря уже о создании итогового труда, каким является областной словарь) необходимо содружество единомышленников . Диалектолог по призванию должен обладать не только исследовательскими способностями и выдающимся трудолюбием, он должен обладать талантом организатора. Всего этого Вере Ивановне было не занимать, но несколько лет она билась почти в одиночку, ставя перед собой цель «диалогического выживания» .

    Сейчас трудно понять, как ее сначала небольшой, но постоянно растущий коллектив не только выжил, но все заметнее развивался и достиг этапа расцвета: была собрана уникальная картотека, состоящая почти из миллиона карточек, изданы первые выпуски

    словаря, регулярно организовывались не только летние, но и зимние диалектологические экспедиции, более чем успешно работал студенческий кружок, активные участники которого уже опубликовали свои первые работы, был открыт диалектологический кабинет. Для того времени дефицита помещений это было большой победой. (Некоторые

    коллеги добродушно посмеивались: Вера Ивановна радуется диалектологическому кабинету, как, наверное, не радовалась бы получению новой квартиры.) Кабинет притягивал к себе: там постоянно были люди —

    работающие над «брянским материа-

    лом», пришедшие к Вере Ивановне на консультацию, выверяющие очередную корректуру словаря или публикации научной конференции. А вечером (Вера Ивановна проводила там целый день) этот диалектологический центр превращался в своеобразный гостеприимный салон, где можно уже было поговорить обо всем на свете, а радушная хозяйка предлагала еще и чай (и даже не пустой).

    Большинство знавших В. И. Чаги-шеву помнят ее именно на этапе расцвета, этапе выдающихся успехов ее и ее учеников, любящих и любимых. С одними она душевно ближе — В. А. Козыревым, Л. А. Балясниковой, Т. А. Бабешкиной, позднее И. Н. Смирновым, В. В. Резцовым, — но и других она всегда выслушает, подбодрит, а если надо, то и поможет. Те, кто помнит ее в эти последние годы, воспринимает ее как человека удачи, успеха, счастья. Думаю, что это действительно был один из самых счастливых периодов ее жизни.

    Увы, так было далеко не всегда — Вера Ивановна получала порой жестокие удары судьбы. Сначала эти печальные страницы ее жизни я собиралась опустить, но потом решила, что без описания их не будет полноты картины. Человека надо видеть и в его счастливые моменты, и несчастливые, в которых он, может быть, проявляется еще полнее. Кроме того, включение эпизодов такого рода позволит моему читателю понять, на чем зиждется противостояние несчастью, умение сохранять свое достоинство и не лишиться благожелательного отношения к людям, не потерять веру в человека. А люди не раз глубоко ее обижали.

    Ни по своему мировоззрению (я бы назвала его общегуманистическим), ни тем более по карьерным соображениям В. И. Чагишева не стремилась попасть в ряды КПСС. Но когда однажды ее бывший научный руководитель и ближайший друг Надежда Павловна Гринкова сказала, что для общего дела и для успешной деятельности конкретного коллектива надо пополнять партию порядочными

    людьми и что она с удовольствием дала бы ей партийную рекомендацию, Вера Ивановна приняла решение вступить в КПСС. Как показало дальнейшее развитие событий, ее решение оказалось опрометчивым — Куйбышевский райком не утвердил постановление факультетского партийного собрания, сославшись на замечания отдельных коммунистов о ее якобы малой общественной активности, особенно проявлявшейся в студенческие годы. Это своеобразное отторжение от активной жизни факультета Вера Ивановна пережила тяжело, но как всегда мужественно.

    С горечью она восприняла и «предательство» кафедры, когда большинством голосов ей было отказано в переводе в докторантуру, хотя тогдашний заведующий кафедрой А. Г. Руднев и наиболее авторитетные преподаватели ее поддерживали.

    А. Г. Рудневу пришлось в свое время возглавить очень непростую кафедру, пережившую идеологические и организационные катаклизмы, разнопрофильную по учебной нагрузке и разноликую по составу. Не прошли даром ни общесоюзные разборки так называемых «марристов» (а кафедра

    числилась марристской), ни трудности, вызванные объединением института имени А. И. Герцена с институтом имени М. Н. Покровского. Под одной кафедральной крышей оказались два коллектива с разными учебно-методи-ческими и научными традициями, с разными установками на жизнедеятельность кафедрального коллектива. «Притираться» друг к

    другу оказалось далеко не легко. Отсутствие общих конкретных целей (а на первых порах так и было) провоцировало обывательские настроения и некоторую суетность.

    Не обошлось и без нелепых сплетен. Коснулись, к несчастью, они и Веры Ивановны. Какой-то злопыхатель присвоил ей амплуа «фаворитки и подхалимки» заведующей кафедрой Н. П. Гринковой. Высокая и искренняя дружба была оскорблена. А между тем эта «фаворитка и подхалимка» готова была в буквальном смыс-

    ле слова отдать жизнь за своего Учителя. Ярче других это может подтвердить весьма выразительный эпизод. Как известно, в советское время над идеологическими отступниками (а марристы оказались в этой роли) нередко устанавливался негласный надзор соответствующими органами. Доцент В. И. Чагишева была приглашена на беседу и, по существу, ей предложили осуществлять слежку за заведующей кафедрой Н. П. Гринковой. Она, естественно, решительно отказалась, но ее предупредили, что разговор не завершен и будет продолжен.

    В этот день под вечер она появилась в Публичной библиотеке и, разыскав меня, попросила пройтись с ней по улице для очень серьезного разговора. Мы вышли, и она рассказала о ситуации, в которую попала, и завершила свое признание следующими словами: «Помни, если меня

    принудят, я покончу жизнь самоубийством. Хочу, чтобы хоть один человек на свете знал об истинной причине моего ухода из жизни». От нее отступились, видимо, поняв, что превратить такого человека в стукача невозможно. Я долго хранила ее тайну и открыла ее самым близким ее ученикам лишь в годы перестройки. Иначе, как подвигом, назвать этот поступок мужественной Веры Ивановны Чагишевой мы не могли .

    Известно, что восстановить репутацию труднее, чем ее создать. Сегодня, когда оглядываешься назад, с трудом веришь, что такой высоконравственный и отважный человек попал в ситуацию восстановления своей репутации. Этот жизненный зигзаг сделал ее более сдержанной, менее открытой, но совсем не отразился на ее отношении к людям — никакой озлобленности в ней не появилось . Ее жизненное кредо по-прежнему сводилось

    к тому, что достоинство и счастье человека определяется умением отдавать, а не губительной привычкой только брать. Говоря

    образно, она в житейском море нау-

    чилась плавать брассом, а не кролем* .

    Вспоминая о В. И. Чагишевой, нельзя пройти мимо ее работы в качестве председателя экзаменационной комиссии института.

    Главное ее достоинство в этом труднейшем амплуа заключалось в том, что она смотрела на каждого абитуриента как на своего будущего личного ученика, который требует не просто экзаменационной проверки, а поддержки и понимания. Это отношение к поступающим в ее институт сказывалось во всем. (Заме-

    чу в скобках, что В. И. Чагишева никогда не отделяла себя от ЛГПИ им. Герцена — ее глубоко возмущали фразы типа: «Вот сколько я сделал

    для института, а звание доцента все еще не получил». Она исходила из тезиса «Делать для института — это делать для самого себя»).

    Такое отношение к строго контролируемым, но в то же время опекаемым абитуриентам проявлялось на всех этапах приемных экзаменов: и

    при выборе экзаменаторов, и при утверждении тем сочинений, и при разборе апелляций, поданных в конфликтную комиссию. В разборе конфликтных случаев была она предельно щепетильна. Несколько раз она мне звонила, когда в комиссии возникали разногласия по трудным случаям выявления и квалификации речевых нарушений. Однажды она спросила, считала ли бы я ошибкой написание при цитировании Ломоносова «на испанском (языке)» вместо ломоносовского «на ишпанском», и если «да», то какой? Мой ответ, что это не ошибка в ее традиционном понимании, а замена одного фонети-ко-графического варианта другим (более современным), что излишний педантизм в подобных случаях мог бы привести в конце концов к тому, что мы увидели бы ошибку при цитировании, например Пушкина, в слове

    Движение стиля брасс сходно с жестом, символизирующим открытость и отдачу, тогда как движения стиля кроль воспринимаются как жест «все подгрести под себя».

    «лес», поскольку в оригинале у поэта «лИсъ», — мой ответ, казалось, не только ее удовлетворил, а даже обрадовал. А я подумала: «Спасает

    еще одного абитуриента».

    В другой раз предметом нашего общения был вопрос о том, можно ли безоговорочно считать кавычки знаком препинания, а, следовательно, их неоправданное введение расценивать как нарушение пунктуационных норм, т. е. как пунктуационную ошибку? Речь шла о конкретном примере абитуриентского сочинения, связанного с интерпретацией «Евгения Онегина». Автор сочинения, раскрывая эпизод посещения Татьяной онегинского дома, так передает речевое поведение ключницы Анисьи: «Показывая Татьяне «барский кабинет», ключница рассказывает, что в нем «он спал», «пил кофе», «при-

    казчика доклады слушал»и «книжки поутру читал»». Пушкинский же текст выглядит так:

    Здесь почивал он, кофий кушал,

    Приказчика доклады слушал

    И книжку поутру читал.

    Пишущий сочинение то точно цитирует Пушкина: «приказчика доклады

    слушал», то прибегает к вольной передаче лишь смысла: «спал», «пил кофе». Однако при этом и в первом, и во втором случае использует кавычки*. Как ни хотелось Вере Ивановне признать правоту абитуриента, но мы сошлись на том, что пунктуационная ошибка здесь есть, пусть совсем не грубая, но есть: в кавычки заключается лишь дословно

    Термин «кавычки» может использоваться не только для обозначения пунктуационного знака, но и приема собственно графического, обладая при этом разными функциональными нагрузками. Чаще всего в них заключаются слова и выражения, когда пишущий хочет показать, что оно употреблено не просто в своем обычном значении, но с какой-то эмоциональной или экспрессивной добавкой (иронией, например). Отсюда идут речения типа «красивый» в кавычках, «храбрец» в кавычках и подобные.

    переданная чужая речь или ее отдельные элементы.

    С такой же трепетностью она относилась к выбору тем сочинений. Их разрабатывали все филологические кафедры, в некоторых случаях они извлекались из опубликованных методических рекомендаций — в итоге В. И. Чагишева оказывалась обладательницей очень разнообразной ценной коллекции тем сочинений. Нужно было отобрать наиболее удачные .

    Александр Дмитриевич Боборыкин, бывший в те годы ректором института, участвовавший, как и Вера Ивановна, в отработке тематики экзаменационных сочинений, не без легкого юмора любил рассказывать о их спорах и «ссорах» по этому поводу. Александр Дмитриевич был падок на оригинальность, в то время как Вера Ивановна отстаивала ясность и функциональную направленность в формулировках. Она, например, не соглашалась с такими темами, как «Почему Кюхельбекер считал для себя возможным сравнение Пушкина с его любимой героиней Татьяной Лариной?», полагая ее вычурной и никак не обеспеченной содержанием школьной программы. Решительно отвергала она и тему «Круг чтения главных героев «Евгения Онегина» и его влияние на формирование их характера». Ей заранее представлялась ее реализация в сочинениях абитуриентов поверхностной и очень неполной. «Вот и будет экзаменатор в резюме ко всем сочинениям писать одно и то же, «тема не раскрыта»», — заметила она в сердцах. Войдя как-то в кабинет ректора, я застала их за очередным спором, увидев одного из них в амплуа «эстетствующего мыслителя», другого в роли защитника «бедных» и «оскорбленных». Желая их примирить, я высказалась за то, чтобы функция проверочного сочинения была расширена за счет того, что экзаменующемуся дается просто название произведения, он же должен самостоятельно сформулировать конкретную тему, а затем ее раскрыть. Но мое предло-

    жение их не заинтересовало: А. Д.

    Боборыкин видел в работе сотрудников института над тематикой не только прагматический смысл, но и научно-методический: «Тематика сочинений, — считал он, — отражает

    лицо института, обнаруживает существующий в нем методикомировоззренческий потенциал». Доводы В. И. Чагишевой были иными: «Для бывшего школьника — это необычная ситуация, что слишком затруднит абитуриента, у него половина времени уйдет на придумывание темы». Я подумала: «Да, в своей

    поддержке поступающих Вера Ивановна всегда последовательна».

    Благодарю судьбу, что из периода своего заведования кафедрой 11 лет проработала с В. И. Чагишевой. Говоря образно, в трудную минуту она тот час же протягивала руку помощи, а еще точнее — готова была подставить оба свои плеча. Ей было присуще чувство соратника. Это прежде всего направляло и укрепляло наши дружеские и доверительные отношения. По природе своей совсем разные, мы любили, уважали или, наоборот, не любили, не уважали одних и тех же людей, одинаково оценивали одни и те же институтские события. У нас было много откровенных бесед, но хочу вспомнить одну — в конце апреля 1974 г. На последнем, апрельском общеинститутском совете обсуждалось так называемое дело профессора Ефима Григорьевича Эткинда. Его «прегрешения» состояли из таких фактов, как связь с А. Солженициным и хранение его рукописей, сочувственное отношение к поэзии эмигранта И. Бродского, на суде которого он выступал в качестве свидетеля защиты, доказывая судьям, что писать и переводить стихи — это вовсе не тунеядство (а именно в этом И. Бродского и обвиняли), собственные «методологически порочные» высказывания и др. С точки зрения партийных органов, крамольного профессора надо было лишить ученого звания и ученой степени. Именно такую инструкцию в обкоме партии

    получили ректор и секретарь парткома, которые были поставлены в положение палачей поневоле. Я не была на том апрельском совете, лежала больной дома, но, зная, что там будет В. И. Чагишева, попросила после окончания заседания ее ко мне приехать. Она приехала. Первыми ее словами были: «Как хорошо,

    что ты не присутствовала при этом сраме!» Ее возмутили выступления многих членов совета. Я сказала: «Нам всегда будет стыдно за это событие». Вера Ивановна мгновенно отпарировала: «Тебе — да, мне —

    да, Александру Дмитриевичу — да, а вот им (она назвала несколько имен из выступивших на совете особенно агрессивно) — вряд ли». Когда же я словно примирительно сказала, что, может быть, мы еще доживем до того, что коллективно покаемся и попросим у него прощения, она мне иронически ответила: «Ну, жди,

    жди!»

    Для того времени моя фраза была чистой риторикой, на которую Вера Ивановна в свойственной ей манере и отреагировала*.

    А потом она призналась, что, когда она ехала ко мне, то все время вспоминала Надежду Павловну Грин-кову, которая в 50-е гг. тоже подверглась проработке. После одной очередной агрессивной статьи она сказала Вере Ивановне: «Если так

    будет продолжаться, то дойдет и до того, что меня лишат ученой степени». Помолчала. И после паузы прибавила: «В подобных акциях есть

    что-то даже смешное: ведь если

    приказать не называть впредь поэта поэтом, он не лишится способности писать стихи, так же как талантливый пианист, не допущенный к концертной деятельности, не перестанет любить музыку». По сути дела, она говорила о себе. Вера Ивановна обобщила все это фразой: «Я увере-

    К сожалению, В. И. Чагишева не дожила до другого заседания институтского совета, который под председательством ректора Г. А. Бордовского вернул Е. Г. Эткинду звание профессора и ученую степень доктора наук.

    на, эти проработки и даже какое-то глумление укоротили жизнь Надежды Павловны». Сама же Вера Ивановна делала все, чтобы продлить жизнь своего Учителя. Она оказывалась рядом во все напряженные моменты. Когда Надежда Павловна решила поехать в Болгарию, она тоже туда поехала — эта поездка оказалась трагичной: Надежда Павловна там

    скончалась. Гроб с телом своего Учителя сопровождала на родину ее преданная Ученица.

    Не могу не сказать — многие идеи, связанные с работой кафедры, у меня возникали в результате моего тесного общения с профессором Чагишевой. Так, вникая все больше и больше в целенаправленность и организационную упорядоченность деятельности кабинета брянских говоров, я пришла к мысли о создании на кафедре проблемных групп, объединяющих сотрудников единой научной проблематики, во главе которой стоял бы один из кафедральных профессоров. Эта перестройка оказалась весьма эффективной.

    Проф. В. И. Чагишева оказывала мне не только фактическую, но и, я бы сказала, психологическую, помощь, когда в качестве председателя Комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР я билась за отмену министерского решения, санкционированного сверху, о лишении пединститутов права издавать областные словари. Что бы я ни предпринимала (обивала пороги высоких начальников, организовывала письма виднейших диалектологов в высокие инстанции и т. п. ),

    «лед не тронулся». И вот когда у меня опускались руки, я сразу же представляла себе наш словарный кабинет, сидящую в нем Веру Ивановну среди своих сокровищ — картотеки, высоко оцененной известными диалектологами (профессором Ф. П. Сороколетовым, А. И. Федоровым и др.), но не имеющей права поделиться этим сокровищем ни со специалистами, ни с любителями русского языка, я приободрялась и начинала все сначала, повторяя в

    разных кабинетах две ключевые фразы: «А что вы, нелингвист, можете

    назвать из лингвистического наследия XIX века? Конечно же, — сло-

    варь Даля» и «Справедливо ли у народа отнимать его народное достояние?». В конце концов победа была одержана. (Объективности ради, хо-

    чу заметить, что важнейшую помощь в осуществлении нашей победы оказал, будучи тогда директором Института русского языка Академии наук СССР, профессор Федот Петрович Филин.)

    В. И. Чагишева была религиозным человеком, хотя ревностного отношения к церкви и церковным обрядам у нее не было. Она просто верила в Высшую силу, которая поддерживает жизнь на Земле, особенно же — нравственную сторону. Я почти уверена, что втайне ей хотелось, чтобы после ее смерти ее отпевали. Но ни своим ученикам, ни своим, даже самым близким, коллегам она на это даже не намекнула, не желая ставить их в двусмысленное положение. Хотя шел уже

    81-й год и разного рода предприятия безбожников поутихли, но в качестве идеологического императива оставалась известная марксистская формула «Религия — опиум для народа». Отсюда атеистическое воспитание школьников и студентов рассматривалось как непреложный составной компонент коммунистического воспитания в целом. Отсюда и та нетерпимость, которая относилась даже к тем, кто проявлял к религии просто лояльность. Даже такой с широкими взглядами и гуманистическим восприятием окружающего человек, как А. Д. Боборыкин, сделал внушение профессору А. Н. Лурье, осудив его за то, что на похоронах математика Поспелова тот «на глазах у студентов» нес к могиле православный крест. (Жизнь,

    однако, часто пред-

    лагает нам удивительные парадоксы. Самого А. Д. Боборыкина отпевали в Невской лавре, и, хотя это было сделано по инициативе

    семьи, нового ректора ЛГПИ им. А. И. Герцена, Геннадия Алексеевича Бордовского, в министерстве, мягко выражаясь, пожурили, — а шел уже 1988-й год) . Так

    если гуманист А. Д. Боборыкин вынужден был взыскивать с преподавателя за проявленную к религиозным обрядам лояльность, так что же было ждать от функционеров партии, воспитавших миллионы безбожников (не правда ли, выразительное слово!) — таковы были реалии нашего

    тогдашнего бытия. Вера Ивановна их хорошо знала и в очередной раз проявила заботу и такт в отношении своих товарищей.

    Словом, Вера Ивановна оставалась Верой Ивановной.

    В период последнего ее пребывания в клинике, где она и скончалась, Владимир Алексеевич Козырев организовал у ее постели дежурство (готовых к этому оказалось достаточно) . Это почти ошеломило соседок по палате, и одна из них мне как-то сказала: «Какие ребята у

    вас хорошие, неужели вся молодежь такой может быть?» Я не смогла ответить на ее вопрос, но подумала: «Те, которых В. И. Чагишева научила любить, быть верным долгу, —

    именно такие. Ведь она своим примером воспитывала из каждого своего Ученика Человека Поступка»*.

    *

    После смерти В. И. Чагишевой В. А. Козырев (теперь первый проректор РГПУ им. А. И. Герцена) опекал ее престарелых теток. Когда же старшая — Татьяна Филипповна — осталась одна, он взял ее к себе в дом, где она прожила до своих последних дней.

    Помогая другому… История добрых дел | Майк Шульц

    Одно из самых прекрасных вознаграждений в жизни — это то, что ни один мужчина не может помочь другому, не помогая себе.

    Ральф Уолдо Эмерсон

    Будь то наши добрые мысли, действия или поведение, рано или поздно помощь другому принесет хорошие результаты. Относитесь к людям с уважением и добротой, и вы обычно будете удивлены тому, что вам ответит.

    Это одна из таких историй.Об этом сообщалось во многих местах без указания автора. Разумеется, этим стоит поделиться.

    Реальная история

    Это реальная история, которая произошла в 1892 году в Стэнфордском университете. 18-летний студент и его друг изо всех сил пытались заплатить за учебу. Он был сиротой, и, не зная, куда девать деньги, ему в голову пришла блестящая идея. Он и его друг решили провести музыкальный концерт в кампусе, чтобы собрать деньги. Они использовали прибыль от мероприятия, чтобы компенсировать неоплачиваемую плату за питание и обучение.Они обратились к великому пианисту Игнацию Падеревски. Его менеджер потребовал гарантированный гонорар в размере 2000 долларов за фортепианный концерт. Сделка была заключена.

    И ребята принялись за работу, чтобы концерт прошел успешно. Настал великий день. Падеревский выступал в Стэнфорде. Но, к сожалению, им не удалось продать достаточно билетов. Общая коллекция составила всего 1600 долларов.

    После концерта мальчики рассказали великому артисту плохую новость. Они дали ему все 1600 долларов вместе с векселем на 400 долларов, объяснив, что заработают эту сумму при первой возможности и отправят ему деньги.Это было похоже на конец их карьеры в колледже.

    «Нет, мальчики, — ответил Падеревский, — так не пойдет». Потом, разорвав записку пополам, он вернул им и деньги. «Теперь, — сказал он им, — возьмите из этих 1600 долларов все свои расходы и оставьте каждому из вас по 10 процентов остатка на свою работу. Дай мне остальное.

    Мальчики были удивлены и горячо его поблагодарили. Это был небольшой поступок доброты. Но он четко выделял Падеревского как великого человека.

    Время идет

    Прошло двадцать лет.Пришла и закончилась Первая мировая война. Падеревский, ныне премьер-министр Польши, стремился накормить тысячи голодающих людей на своей родине. Он был великим лидером, но, к сожалению, в конце мировой войны Польша была разорена. В его стране голодали более 1,5 миллиона человек, и у них не было денег, чтобы прокормить их. Падеревски обратился за помощью к Управлению по продовольствию и гуманитарной помощи США.

    Главой там был человек по имени Герберт Гувер, который позже стал президентом США.Гувер согласился помочь и быстро отправил тонны продовольственного зерна, чтобы накормить голодающих поляков.

    Добрые дела

    Бедствие удалось предотвратить. Падеревский решил пойти и встретиться с Гувером и лично поблагодарить его. Когда Падеревский начал благодарить Гувера за его благородный жест, Гувер быстро вмешался и сказал:

    : «Вы не должны благодарить меня, господин премьер-министр. Возможно, вы этого не помните, но много лет назад вы помогли двум молодым студентам поступить в колледж в США.Я был одним из них.»

    Уроки

    Это одно из самых прекрасных вознаграждений в жизни, когда ни один человек не может искренне попытаться помочь другому, не помогая себе.

    У доброты есть способ вернуться; такова природа зверя. Для возврата не обязательно делать добрые дела. Просто так бывает.

    Уроки добрых дел остаются, чтобы вдохновлять всех делать то же самое. Один акт бескорыстия является маяком для других.

    Помогая другому… История добрых дел | Майк Шульц

    Одно из самых прекрасных вознаграждений в жизни — это то, что ни один мужчина не может помочь другому, не помогая самому себе.

    Ральф Уолдо Эмерсон

    Будь то наши добрые мысли, действия или поведение, рано или поздно помощь другому принесет хорошие результаты. Относитесь к людям с уважением и добротой, и вы обычно будете удивлены тому, что вам ответит.

    Это одна из таких историй. Об этом сообщалось во многих местах без указания автора. Разумеется, этим стоит поделиться.

    Реальная история

    Это реальная история, которая произошла в 1892 году в Стэнфордском университете. 18-летний студент и его друг изо всех сил пытались заплатить за учебу. Он был сиротой, и, не зная, куда девать деньги, ему в голову пришла блестящая идея. Он и его друг решили провести музыкальный концерт в кампусе, чтобы собрать деньги.Они использовали прибыль от мероприятия, чтобы компенсировать неоплачиваемую плату за питание и обучение. Они обратились к великому пианисту Игнацию Падеревски. Его менеджер потребовал гарантированный гонорар в размере 2000 долларов за фортепианный концерт. Сделка была заключена.

    И ребята принялись за работу, чтобы концерт прошел успешно. Настал великий день. Падеревский выступал в Стэнфорде. Но, к сожалению, им не удалось продать достаточно билетов. Общая коллекция составила всего 1600 долларов.

    После концерта двое мальчиков сообщили великому артисту плохую новость.Они дали ему все 1600 долларов вместе с векселем на 400 долларов, объяснив, что заработают эту сумму при первой возможности и отправят ему деньги. Это было похоже на конец их карьеры в колледже.

    «Нет, мальчики, — ответил Падеревский, — так не пойдет». Потом, разорвав записку пополам, он вернул им и деньги. «Теперь, — сказал он им, — возьмите из этих 1600 долларов все свои расходы и оставьте каждому из вас по 10 процентов остатка на свою работу. Дай мне остальное.

    Мальчики были удивлены и горячо его поблагодарили. Это был небольшой поступок доброты. Но он четко выделял Падеревского как великого человека.

    Время идет

    Прошло двадцать лет. Пришла и закончилась Первая мировая война. Падеревский, ныне премьер-министр Польши, стремился накормить тысячи голодающих людей на своей родине. Он был великим лидером, но, к сожалению, в конце мировой войны Польша была разорена. Их было больше 1.5 миллионов человек голодают в его стране, и нет денег, чтобы их прокормить. Падеревски обратился за помощью к Управлению по продовольствию и гуманитарной помощи США. Главой там был человек по имени Герберт Гувер, который впоследствии стал президентом США. Гувер согласился помочь и быстро отправил тонны продовольственного зерна, чтобы накормить голодающих поляков.

    Добрые дела

    Бедствие удалось предотвратить. Падеревский решил пойти и встретиться с Гувером и лично поблагодарить его.Когда Падеревский начал благодарить Гувера за его благородный жест, Гувер быстро вмешался и сказал:

    : «Вы не должны благодарить меня, господин премьер-министр. Возможно, вы этого не помните, но много лет назад вы помогли двум молодым студентам поступить в колледж в США. Я был одним из них.»

    Уроки

    Это одно из самых прекрасных вознаграждений в жизни, когда ни один человек не может искренне попытаться помочь другому, не помогая себе.

    У доброты есть способ вернуться; такова природа зверя.Для возврата не обязательно делать добрые дела. Просто так бывает.

    Уроки добрых дел остаются, чтобы вдохновлять всех делать то же самое. Один акт бескорыстия является маяком для других.

    Майк Шульц — эксперт по цифровому маркетингу и обслуживанию клиентов. Обладая 48-летним опытом ведения бизнеса, он консультирует и пишет о темах, которые помогают повысить эффективность малого бизнеса. Найдите его на G + , Facebook , Twitter , Digital Spark Marketing и LinkedIn .

    Доброе дело в продуктовом магазине

    Поскольку новости о коронавирусе продолжают доминировать в заголовках, всегда приятно слышать историю, которая заставляет вас время от времени улыбаться. В эти тяжелые времена The Signal слышал бесчисленные истории о жителях долины Санта-Кларита, которые сплотились, чтобы поддержать друг друга с добротой.

    Имея это в виду, это первая статья из новой еженедельной статьи «Акт доброты», которая появится в выпусках по четвергам.

    Покрытие потребностей семьи

    Жительница ранчо Стивенсона Энни Джулиан Шериниан на прошлой неделе совершила то, что она называет «поистине удивительным проявлением доброты».

    Она инвалид, мать-одиночка 10-летнего мальчика, которая говорит, что она переживает тяжелые времена после того, как ее бывший муж перестал выплачивать алименты, которые были их единственным доходом.

    «К сожалению, нас выселили из нашей квартиры», — сказала она. «Все плохое, что могло случиться, случилось с нами, и теперь мы бездомные.”

    Они уже пару месяцев живут в отеле Extended Stay America. «Я никогда за миллион лет не подумал бы, что мы окажемся в такой ситуации, но мы работаем над тем, чтобы что-то выяснить».

    В прошлую пятницу Шериниан пошла за продуктами в магазин Ralphs на ранчо Стивенсона, и только когда она добралась до кассы и мило поговорила с кассиром, она поняла, что у нее недостаточно денег на карте EBT. , ни достаточно денег, чтобы покрыть всю покупку.

    В идеальном шторме событий она также недавно аннулировала свою дебетовую карту, с которой были списаны мошеннические платежи, и еще не получила свою новую.

    «Пытаясь выяснить, что мне нужно вернуть, кассир Чарли вытащил свою кредитную карту и оплатил оставшуюся часть моего счета в размере 32,35 доллара, — сказал Шериниан.

    Хотя она возражала и даже предлагала ему отплатить, Чарли настаивал, сказав Шериниану, что это его удовольствие, сказала она.

    «(Он сказал):« Мне приятно знать, что я могу помочь и сделать что-то хорошее для кого-то », — добавила она. «Я был в слезах и просто сдулся … Я не знал, что сказать. Все, что я мог сделать, это благодарить его снова и снова ».

    Выйдя из магазина со всеми своими продуктами, она немедленно позвонила Ральфу, чтобы поговорить с менеджером Чарли и поделиться своим добрым делом, надеясь, что он получит повышение или «заслуженное повышение».

    «Когда кто-то делает что-то подобное, это просто потрясающе», — добавила она.«Это человеческое дело, (но) я никогда не ожидал, что это случится со мной, и я никогда не думал, что мне это понадобится, если честно».

    Шериниан был особенно благодарен за его щедрое пожертвование из-за большой суммы. «Это было не просто 5 или 8 долларов, это было 32,35 доллара, и это грандиозная сделка — это большие деньги».

    «Удивительно, как незнакомец мог сделать такое невероятное, особенно в наши дни и в таком возрасте, что так редко», — добавил Шериниан. «Я просто хочу, чтобы Чарли получил признание за его невероятно удивительный поступок доброты и щедрости.”

    Был ли кто-нибудь добр к вам в последнее время? Если у вас есть история, которой вы хотите поделиться, отправьте ее на номер [адрес электронной почты защищен] .

    Доброе дело Маленького Тумкина — Короткие детские рассказы

    Джонни Грюэль

    Тамбкинс жил в крошечном уютном домике прямо под грибом. Крошечный домик был сделан из паутины, которую Туткинс собрал с кустов и сорняков.Он сплел их вместе с пухом чертополоха, сделав самое красивое маленькое гнездышко, которое только можно вообразить.

    Однажды Тамбкинс проходил через луг, и пошел дождь. «Боже мой! Я промокну! » — закричал Thumbkins, когда он спешил.

    Мама лугового жаворонка, сидевшая на своем гнезде, увидела бегущего Тамбкинса и крикнула ему: «Иди сюда, человечек, и пройди под мое крыло, и я буду держать тебя в тепле и сухости!»

    Итак, Палтус заполз под крылья Маммы Медоу-Жаворонка и, прижавшись к основанию гнезда лугового жаворонка, нашел трех крохотных детенышей луговых жаворонков.Было слишком темно, чтобы Палтус не мог их увидеть, но он чувствовал, что детеныши Медоу-Жаворонков были теплыми, как тосты.

    Thumbkins держался очень тихо, потому что детеныши луговых жаворонков были сонными человечками, и прежде чем он это понял, Thumbkins сам крепко спал, обнимая одного из птенцов.

    Thumbkins не знал, как долго он спал, но когда он проснулся, дождь прекратился. Табкинс знал, что дождь прекратился, потому что больше не слышал, как капли дождя стучат по спине Маммы Медоу-Ларк.Итак, теперь он вылез из гнезда и огляделся.

    Земля вокруг гнезда Лугового жаворонка была покрыта крошечными лужами, а Мамма Медоу-Жаворонок была насквозь мокрой. Она выглядела очень неуютно. Ее перья торчали во все стороны, и капля воды упала с ее головы и скатилась по клюву.

    Thumbkins сначала подумал, что Мамма Медоу-Жаворонок плачет, и сказал: «Тебе холодно, Мамма Медоу-Жаворонок?»

    «Да, конечно!» Мама Медоу-Ларк ответила, покачала взъерошенными перьями, и вода разлетелась во все стороны.

    «Но, видите ли, — продолжала она, — если бы я не прикрывала своих птенцов лугового жаворонка, они бы очень, очень замерзли, потому что у них маленькие лысые головы, на которых нет ни единого перышка, чтобы защитить их! Так что, пока я промокну, это не имеет большого значения, потому что я знаю, что держу своих маленьких птенцов лугового жаворонка сухими, теплыми и уютными, и это, конечно, очень меня радует! И я имел удовольствие держать тебя в тепле и сухости! » Добавила Мамма Медоу-Жаворонок.

    «Возможно, Мамма Медоу-Жаворонок очень счастлива внутри!» Thumbkins подумал про себя, когда он встал и посмотрел на нее.«Но она не выглядит очень счастливой с такими мокрыми перьями».

    «Я бесконечно благодарю тебя, мама Медоу-Жаворонок!» Сказал Thumbkins.

    «Добро пожаловать, — ответила мама Мидоу-Жаворонок, — и в любое время, когда идет дождь, ты можешь вернуться в мое гнездо, проползти под моим крылом и согреться и остаться сухим. Ведь ты крошечный и не занимаешь много места! »

    Тамбкинс еще раз поблагодарил Мамму Медоу-Жаворонка и рассказал ей о своем милом, теплом, уютном гнезде под грибами. «Там всегда красиво и сухо, — сказал он, — потому что дождь стекает прямо с гриба и не касается моего маленького паутиного дома!»

    В ту ночь, когда он лежал в своей маленькой кроватке из чертополоха, Тамбкинс услышал гром.«Я очень рад, что у меня не построили дом прямо на голой земле, как луговые жаворонки!» он сказал. И когда гром стал громче, Тамбкинс перевернулся и попытался заснуть.

    Вскоре капли дождя начали стучать по круглой вершине гриба и «капать» на землю, не намочив ни малейшего количества влаги в домике Тамбкинса. Обычно, когда шел дождь, стук капель дождя по его грибовидной крыше убаюкивал Thumbkins прямо спать, но сегодня Thumbkins лежал без сна и думал и думал.

    «Я не могу заснуть!» Сказал Thumbkins, поэтому он выпрыгнул из своей теплой маленькой кровати и зажег свой крошечный фонарь. Затем, несмотря на очень сильный дождь, он как следует натянул шляпу на голову и выбежал в шторм.

    Да! Мама Медоу-Жаворонок сидела на своем гнезде, подложив голову под крыло, и крепко спала. Но когда он поднес свой крошечный фонарь поближе, Тамбкинс увидел, что она вздрогнула, когда холодные капли дождя упали ей на спину.

    Итак, Палтус побежал в лес, где, как он знал, росли грибы, и, отломив самый большой из них, который смог найти, отнес его туда, где спала на своем гнезде Мамма Медоу-Ларк, и посадил его так, чтобы капли дождя скатились с круглой крыши и совсем ее не трогал.

    Затем, дрожа от холода, он был насквозь промокшим, он побежал домой так быстро, как только мог, снял мокрую одежду, надел пижаму и забрался в свою теплую уютную кровать из паутины.

    Теперь, конечно, Thumbkins был счастлив, потому что он помог другому, и когда человек счастлив, не о чем беспокоиться, а когда не о чем беспокоиться, конечно, ничто не мешает ему уснуть.

    Так Дюймовочка крепко заснула и увидела самые приятные сны.

    И это были такие счастливые сны. Туткинс проспал почти до половины девятого следующего утра.

    Оцените, пожалуйста, эту историю от 1 до 10 звезд. 10 звезд означают, что вам очень понравилось!

    Рейтинг: 8.66 /10. Из 80 голосов.