Причины замкнутости в общении
Замкнутость – это нежелание или неумение общаться. Замкнутые люди избегают социума, в коллективе ведут себя отстранено, не делятся своими впечатлениями или мнением. Замкнутость, причины которой рассматриваются в статье, может стать серьезной проблемой как при карьерном росте так и в удовольствии от жизни. Чтобы научиться преодолевать это состояние, сначала следует выяснить в чем причины замкнутости человека?
Замкнутость в общении, по мнению психологов, кроется в:
- Психологических особенностях и характере личности;
- Текущем эмоциональном состоянии человека;
- Потребности иметь личное пространство;
- Детских психотравмах;
- Психических отклонениях;
- Отсутствие любви к себе.
Рассматривая замкнутость, причины этого состояния, мы не будем говорить о психических отклонениях. Речь в статье пойдет о душевно здоровых людях, но чрезмерно погруженных в себя людях, и таких более 90%
Основные причины
Когда возникает замкнутость? Причины чаще всего такие:
- Сложные отношения с родителями. Проблема может иметь корни в далеком детстве, если ребенку не уделялось достаточно внимания и любви. Считается что то, что родом из детства, чаще всего остается с человеком до конца жизненного пути. Но это не совсем так, и чуть ниже я объясню почему.
- Комплексы. Они разнообразны и многочисленны, как листья на деревьях. Одного может волновать внешность, другого – невнятная речь, третьего – бедность, четвертого – социальный статус. Безработный, холост, нет детей, нет машины – все это может спровоцировать замкнутость при общении
. - Чрезмерная стеснительность. Опять же возникает из-за неуверенности в своих силах.
- Ранимость, повышенная чувствительность. Многие такие люди постоянно держат внимание на своей персоне, как пылесос собирая чужие мнения — никто ли о них не думает плохо.
- Страх общения. Молчаливость, замкнутость могут быть следствием негативного опыта в прошлом, когда человека высмеяли или проигнорировали. Это называется психотравмой.
- Банальное неумение общаться, отсутствие навыка. Что говорить, как отвечать, какие вопросы задавать.
- Страх смерти или другие страхи, а это банальное неверие в свои силы и в то, что вы сможете справиться со сложностями.
- Личные переживания. Если человек чем-то расстроен или озабочен проблемами, то ему не до разговоров.
- Физическое недомогание, усталость. Здесь все ясно. После нервной и напряженной суточной смены одолевает такая усталость, что не то что разговаривать, дышать иногда не хочется.
Бывает, что проблема застенчивости человека проявляется в определенном кругу, тогда как с другими он весел и общителен. Тогда это значит, что компания, в которой человек ведет себя чересчур сдержанно, ему неприятна или не соответствует его нормам поведения.
В каждом случае причина замкнутости может быть своя, особенная.
Бессознательная реакция
Давайте вместе подумаем могут ли реально детские травмы влиять на поведение взрослого человека, и вот некоторые примеры:
- Когда мальчика в детском возрасте мама бьет, это разве будет влечь то что из него вырастет тряпка (ведь даже женщина его может обидеть)?
- А если ребенок описался испугавшись, это означает что вырастет трус?
- А кража в детстве влечет то, что он будет воровать во взрослом возрасте?
- Если ребенок плачет когда голоден, значит он не сможет и будучи взрослым противостоять своим сиюминутным желаниям?
Мое пояснение:
Разберемся в чем разница между открытым и замкнутым человеком?
- Открытый человек когда разговаривает он весь сконцентрирован на собеседнике, ему интересно что у него происходит. Замкнутый весь на себе, как я смотрюсь.
- Общительный человек с удовольствием входит на вечеринку сконцентрированный на девушках/парнях которые там находятся, на знакомых с кем он давно не виделся, на обстановке веселья. Замкнутый сконцентрирован на себе. А не смотрюсь ли я глупо, а не стою ли я как истукан? А как мне заговорить и не показаться глупым?
- Общительный при знакомстве с девушкой сконцентрирован на ней. Как ей передать эмоцию, как ей передать свое тепло. Как создать приятное общение. Замкнутый сконцентрирован на себе. Как бы меня не отшили, как бы мне взять у нее телефон, как бы мне ей понравиться?
Комментарий от меня:
Замкнутость — отстраненность от мира
Что из этого списка вы делаете?
- Говорите комплименты или благодарите людей?
- Как часто делитесь теплом с животными
- Интересуетесь ли людьми? Знаете что их сейчас заботит?
- Насколько внимательны к миру и его деталям?
- Видите ли красоту в людях, одежде, детях, природе?
- Среди ваших целей есть ли цель сделать людей лучше, счастливее, богаче?
Как все это связано с замкнутостью? Чем больше вектор на себя, тем больше будет напряжение. Либо вы внутри себя, либо снаружи.
Комментарий от меня:
Как избавиться?
То о чем говорилось в этой статье — перестать смотреть на себя, а начать смотреть на окружающий мир. Подход изнутри наружу. Только таким подходом можно переориентировать свой мозг на открытое общение.
Действовать без смены парадигмы, через тренировки без реальных эмоций — не даст устойчивых результатов. Если вы будете чаще общаться или сходите и попоете в метро (или другом общественном месте), это даст, конечно, новые ощущения, но вектор все также будет на себя. Нужно менять парадигму жизни. Если вы никогда не делаете ничего для других не удивляйтесь что вы замкнуты.
Можно выделить 4 области для развития:
- Область внимания и мыслей;
- Область электронного/виртуального общения
- Область разговоров, тет-а-тет
- Область практики и действий
Комментарий от меня:
И еще, важное о цели когда вы делаете упражнения:
Гормональный фон
Часто причиной того что человек замкнут может являться то, что его гормональный фон перекошен. Ведь наше поведение сильно зависит от тех гормонов преобладающих в крови. Что может вызывать, страх, дискомфорт, желание закрыться и уйти от людей.
Для восстановления гормонального фона принимают либо точечные гормональные препараты (могут быть не безопасны, так как нужно понимать последствия их применения). Также есть средства которые переводят организм в нормальный режим функционирования (тот который заложен при рождении). Из тех которые я изучал, могу лишь посоветовать травяной сбор Мирежче. Это настойка трав, не лекарство. Ударной дозой витаминов и минеральных веществ переводит организм в первоначальный режим функционирования. Продается такой не часто, но найти можно.
Желание быть замкнутым
Напоследок я оставил самый частую и сильную причину быть замкнутым. Это ЖЕЛАНИЕ быть таким. Конечно желание не прямое, но подразумевает что человек должен стать таким. Например:
- Я не хочу конфликтных ситуаций. Я лучше буду дома сидеть, чем спровоцирую конфликт.
- Я боюсь что меня могут наругать.
- Люди злые и жестокие, а я не люблю это.
- Меня хочет и может каждый обидеть.
- Я слабый, а многие люди сильные и злые.
И тысячи других разные установок которые приведут к тому, что человек замкнется. Так как желание человека ВСЕГДА воплощаются в жизнь. Особенно просто это происходит во всем что касается психики, поведения, здоровья. Как это может происходить, посмотрите внимательно в видео, там я рассказываю о работе желаний как на психике, так и во внешнем мире.
Замкнутость — причины, диагностика и лечение
Общая характеристика
Замкнутость характеризует выраженность коммуникативных навыков человека. Она противоположна общительности, часто оценивается как отрицательное качество. Замкнутым людям труднее заводить знакомства, поддерживать дружеские и деловые связи, социализироваться. Дети, имеющие тенденцию к избеганию социальных контактов, часто не успевают освоить школьную программу, интеллектуально отстают от сверстников, более склонны к проявлению агрессии. Основой этого является отрицательное самовосприятие, преувеличение возможных неудач, торможение активности.
Распространено мнение, что малообщительность всегда переживается человеком как серьезная проблема. Однако на практике возможны различные варианты. Замкнутость является поводом для беспокойства, если она возникла вследствие внутреннего противостояния – страха, неуверенности, отсутствия опыта коммуникации. Тогда сохраняется общая ориентированность личности на взаимоотношения, но нет смелости или навыка для того, чтобы стать открытым, общительным.
Другой вариант, когда человек замкнут и ориентирован на внутренний мир – на эмоции, фантазии, идеи. Замкнутость не тяготит его, жизнь интересна, наполнена переживаниями. Про таких людей говорят, что они умеют наслаждаться одиночеством. Они с удовольствием погружаются в чтение книг, просмотр фильмов, компьютерные игры. Многие активно общаются в виртуальном пространстве – на тематических форумах, чатах. Такое взаимодействие не требует эмоциональной включенности, использования невербальных средств (мимики, жестов, интонаций), поэтому более привлекательно для замкнутых личностей.
Отношения между людьми изменчивы, для успешной социализации необходимо проявление как общительности, так и замкнутости. Открытость, разговорчивость помогают устанавливать контакты, реализовываться в профессиональной сфере, неформальных взаимодействиях, таких как дружба. Замкнутость позволяет обратить внимание на внутреннее состояние, оградить себя от неэффективного и неприятного общения, быстрее восстановиться после эмоциональных, стрессовых нагрузок.
Причины
Замкнутость бывает выраженной или незначительной, постоянной или периодической. Иногда она становится временной реакцией на определенные события и успешно контролируется человеком, в других случаях проявляется беспрерывно во всех сферах жизни, сочетаясь со страхами, агрессивностью, недоверчивостью. Характеристики необщительности, степень социальной дезадаптации могут быть обусловлены ситуационными факторами, психологическими проблемами или психическими заболеваниями.
Ситуационная замкнутость
У большинства людей замкнутость провоцируется лишь определенными ситуациями. Она является сознательным выбором или возникает бессознательно, но целенаправленно поддерживается человеком, помогает ему функционировать более эффективно – избегать лишнего напряжения, неприятных эмоций. Умение время от времени ограничивать общительность – признак пластичности, гибкости психики. Возможные причины ситуационной замкнутости:
- Отсутствие собеседников. Человек может казаться замкнутым в малознакомой или незнакомой компании. Его молчаливость объясняется тем, что еще не установлен необходимый уровень доверия к людям, нет четкого понимания специфики беседы. Наблюдение за происходящим происходит активнее, чем непосредственно разговор.
- Отсутствие заинтересованности беседой. Закрытость может возникать при недостаточном интересе к содержанию разговора, его участникам или к ситуации целиком. Человек становится молчаливым, когда беседа скучна, непонятна либо участие в ней вызывает неприязнь. Отстраненность позволяет сэкономить силы, сохранить положительный эмоциональный настрой.
- Подавленное эмоциональное состояние. В состоянии печали, грусти, апатии человек не испытывает желания разговаривать. Причины разнообразны – жизненные неудачи, накопившееся напряжение, ежедневные стрессовые нагрузки. Как только настроение повышается, возвращается прежняя общительность.
- Усталость. Межличностное взаимодействие – это всегда процесс обмена информацией, эмоциями. Если человек устает, то энергии, необходимой для поддержания разговора, недостаточно. Возникает потребность отдохнуть, восстановить силы. Примером может служить молчаливость после рабочего дня, особенно у людей, чья профессия связана с общением.
- Увлеченность мыслями. Иногда снижение интереса к окружающему становится результатом интенсивной мыслительной работы. При этом внимание сфокусировано на идее, проблеме, воспоминаниях. Поглощенность внутренней работой проявляется как отстраненность, закрытость, рассеянность. Пример – ученый, разрабатывающий новую теорию.
- Ролевое поведение. Некоторые ситуации требуют проявления сдержанности и скромности, демонстрации послушания, готовности к подчинению. Образ замкнутого человека является социальной ролью, исполнение которой наиболее выгодно в имеющихся условиях. Так, скрытным становится ребенок, чьи родители часто ругаются, проявляя агрессию. «Тихое» поведение позволяет ему оставаться незаметным.
Психологические факторы замкнутости
Малообщительность, застенчивость, скрытность могут быть не ситуационными реакциями, а стойкими чертами характера, проявляющимися в некомфортных ситуациях либо ежедневно. Причины такого поведения кроются в предыдущем опыте, то есть объясняются типом воспитания, условиями обучения и профессиональной деятельности, произошедшими психотравмирующими ситуациями. Замкнутость как черта личности может быть спровоцирована следующими факторами:
- Низкие коммуникативные навыки. Закрытость, малообщительность могут базироваться на недостаточно развитом навыке межличностных взаимодействий. Распространенные причины – частые болезни, долгое стационарное лечение; физические дефекты, препятствующие установлению отношений; отказ от посещения ребенком детского сада, школы. В этих случаях человек замкнут, потому что не имеет опыта позитивной коммуникации.
- Страх общения. Причины данной фобии – неуверенность, неустойчивая самооценка. Человек принижает собственные качества, не верит, что может нравиться людям, быть интересным. Он боится возможных негативных последствий общения – конфликтов, критики, осуждения или осмеяния – поэтому предпочитает оставаться незамеченным, не проявляет инициативу.
- Негативный опыт отношений. Стремление остаться в одиночестве может проявляться как защитная реакция психики. Отгороженность часто развивается после травмирующих отношений, позволяет избежать повторного предательства, разочарования, переживания стыда или унижения. Например, замкнутым становится подросток после конфликтной ситуации с группой сверстников или женщина после супружеской измены.
- Особенности воспитания. Замкнутые дети вырастают в семьях, где родители не развивают общительность и эмоциональность ребенка. Причины – высокая занятость на работе, отсутствие времени для совместных занятий, эмоциональная холодность матери. Еще один вариант деструктивного воспитания – частое проявление родительской агрессии. Ребенок постоянно испытывает страх, замыкается с целью защиты.
- Свойства темперамента. Иногда, несмотря на общительность родителей и позитивный опыт дружбы, человек с детства остается молчаливым. Это обусловлено особенностями его темперамента, а именно – свойствами высшей нервной деятельности. Людям с малой подвижностью нервных процессов – флегматикам, меланхоликам – трудно привыкать к новому окружению, деятельности, обстановке. Поэтому они предпочитают одиночество или общение в узком кругу друзей.
Замкнутость – симптом болезни
Стойкая тенденция к отчуждению от взаимодействия с людьми – проявление психического расстройства. Замкнутость основывается на подавленном эмоциональном состоянии, выраженной тревожности, страхах, бредовых идеях преследования. Часто больные социально дезадаптированы – не ходят на работу, не имеют друзей, отгораживаются от членов семьи. Малообщительность, скрытность характерны для следующих заболеваний:
- Депрессия. При депрессивных расстройствах снижается эмоциональный фон, ослабевают мотивационно-волевые функции. Больные чувствуют постоянную грусть, теряют интерес ко всем сферам жизни, включая общение. Большую часть времени они проводят уединенно, межличностные контакты тягостны, быстро истощают. При тяжелой апатической депрессии речь может отсутствовать совсем.
- Социопатия. Антисоциальное личностное расстройство – патологическое изменение характера, характеризующееся игнорированием социальных норм, отсутствием привязанностей, склонностью к агрессии и противоправным действиям. Причины неразговорчивости социопатов – подозрительность, озлобленность, мизантропия. Из-за отсутствия симпатий и близких отношений возможно нанесение вреда окружающим.
- Шизоидная психопатия. При данном характерологическом расстройстве люди становятся замкнутыми, нелюдимыми, ориентированными на внутренние переживания. Одиночество не пугает их, присутствует увлеченность собственными мыслями, идеями, образами. Поведение отличается оригинальностью, чудаковатостью. Типична творческая направленность личности – рисование картин, создание музыки, необычной одежды.
- Тревожное расстройство личности. Заболевание проявляется заниженной самооценкой, постоянным беспокойством, стремлением к социальной замкнутости. Больные чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих, недооценивают свое умение общаться, поэтому избегают контактов. Причины замкнутости – боязнь отвержения, осуждения, унижения со стороны окружающих. Расстройство формируется в возрасте 16-24 лет, часто провоцируется травматическим опытом общения со сверстниками, высокими требованиями родителей в детстве, подростничестве.
- Аутизм. Заболевание возникает вследствие нарушений развития головного мозга, проявляется отсутствием потребности в социальном взаимодействии, специфическими отклонениями речевого развития и поведения. Основные симптомы – стремление уйти от контакта, экстремальное одиночество, стереотипные движения и действия. Возможно полное отсутствие речи, погружение в мир собственных переживаний, непонятных окружающим. Больные могут неадекватно реагировать на внешние раздражители, на попытки начать разговор.
- Шизофрения. Это психическое расстройство относится к эндогенным – развивается вследствие определенных внутренних изменений мозга. Причины замкнутости больных – изменение личности, искажение мышления. Происходит разрушение целостного образа «Я», ослабевают интересы и побуждения, нарастает аутизация – уход от внешних контактов к внутренним образам, чувствам, рассуждениям. Нарушения мышления могут включать бред – идеи о том, что окружающие хотят причинить вред. Это также становится основой скрытности.
- Бредовое расстройство. Причины заболевания могут различаться, ключевой признак – наличие систематизированного бреда, лишенного причудливости. Больные становятся молчаливыми, замкнутыми, если такое поведение соответствует тематике их расстройства. Так, при бреде преследования они целыми днями сидят дома, закрывают двери, никого не впускают, ни с кем не разговаривают.
Обследование
Легкие формы замкнутости не требуют специального лечения и диагностики, обычно успешно компенсируются волевыми усилиями и организацией подходящих условий жизни. Психологическое обследование или осмотр психиатра необходимы в случаях, когда скрытность человека всерьез препятствует его социализации: посещению учебного заведения, места работы, официальных и неофициальных встреч. Для определения выраженности застенчивости и ее причины используется группа методов:
- Клиническая беседа. При опросе пациенты отвечают коротко, односложно. Их речь лишена эмоционального компонента либо в ней преобладает тревожность, негативное отношение к обследованию. Тяжелые психические расстройства могут сопровождаться полной неспособностью устанавливать контакт, выстраивать диалог. Тогда получение клинической информации оказывается невозможным без участия родственников или других сопровождающих лиц.
- Наблюдение. Замкнутость выражается поведением пациента – его позой, жестами, мимикой. Характерна скованность движений, общее физическое напряжение. Поза часто «закрытая»: скрещенные на груди или на области живота руки, одна нога лежит на другой (закрыта область таза). Часто как «щит» больные используют сумку, папку с бумагами. Большинство из них во время беседы отводит взгляд вниз или в сторону, визуальный контакт устанавливают редко. Эмоциональные реакции внешне проявляются очень слабо или вообще отсутствуют.
- Психодиагностические опросники. Используются специальные тесты: «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, «Личностный дифференциал» (НИИ им. Бехтерева). Результаты позволяют оценить навыки общения, установить причины скрытности и неразговорчивости, помогают отличить ситуационную замкнутость от психологической, патологической.
- Проективные методики. Рисуночные методы и тесты интерпретации ситуаций применяются для выявления легких форм расстройств коммуникативной сферы, которые не определяются с помощью беседы или наблюдения. Полученные данные указывают на отчужденность, предпочитаемую роль человека в группе (участник, сторонний наблюдатель). Дополнительно устанавливается наличие застенчивости, низкой самооценки, агрессивности.
Лечение
Замкнутость, препятствующая социализации человека и снижающая качество жизни, требует коррекции. При тяжелых психических заболеваниях восстановление коммуникативной функции возможно только при комплексном лечении, включающем медикаментозную терапию, психотерапию, реабилитацию. Если трудности общения связаны с характерологическими расстройствами или психологическими проблемами, хороший эффект дает симптоматическая помощь, представленная индивидуальной психотерапией, групповыми тренингами, целенаправленным созданием условий, требующих поддержания беседы.
Индивидуальная психотерапия
Индивидуальные сеансы позволяют получить опыт позитивной коммуникации. Они необходимы на начальных этапах лечения – психотерапевт создает наиболее оптимальные условия для межличностного контакта, помогает пациенту раскрыться, перебороть страх, почувствовать одобрение, поддержку. После установления доверительных отношений разрабатывается план переноса полученного позитивного опыта в ситуации общения с другим человеком или группой лиц. Также на сеансах индивидуальной терапии проводится обучение аутотренингу, навыкам визуализации, расслабления, позитивного мышления.
Групповые тренинги
Групповая психотерапия является наиболее эффективным методом борьбы с застенчивостью и замкнутостью. Для развития общительности проводятся коммуникативные тренинги, где пациенты проигрывают ситуации различного взаимодействия – конфликтного, дружеского, официального. Обратная связь после занятия позволяет поделиться чувствами, узнать о переживаниях других участников. Дополнительными методами работы являются сеансы арт-терапии, танцевальной терапии и других аналогичных направлений, ориентированных на развитие навыка самопринятия, освоение невербальных способов общения.
Коррекция образа жизни
Для самостоятельной работы пациентам рекомендуется целенаправленно создавать ситуации коммуникации – посещать семейные ужины, культурные мероприятия, встречи с друзьями. Стоит найти работу, требующую ежедневного контакта с разными людьми, тогда ситуации вынужденных бесед сформируют коммуникативный навык и стремление к общению. На начальном этапе, возможно, потребуется параллельная работа с психотерапевтом, использование методов релаксации, снижающих неуверенность или нежелание контактировать с окружающими.
Замкнутый человек: 5 причин закрытости характера
Под замкнутостью психологи понимают недостаточное развитие в людях навыка общения. Замкнутый человек не умеет и не любит общаться, по возможности старается избегать социальных контактов, особенно близких. А уж о том, чтобы впустить людей в свою жизнь по-настоящему и вовсе не может быть и речи. Такое возможное развитие событий вызывает у закрытого человека тревогу, чувство незащищенности и даже опасности. Поэтому действительно комфортно такие люди ощущают себя только наедине с собой, а выход в социум — это своего рода стресс.
На первый взгляд, в этом нет ничего ужасного, ведь все мы разные: есть экстраверты, а есть и интроверты. В конце концов, если человеку комфортно жить в одиночестве, это его право.
Эх, если бы все было так просто! На самом деле, замкнутость — это почти всегда следствие каких-то психологических травм, часто идущих с детства, а также неуверенности и страхов. А все это, если посмотреть на ситуацию глобально, сказывается на качестве жизни в отрицательную сторону. Замкнутый человек испытывает трудности при достижении карьерных высот даже при наличии выраженных способностей и талантов. Ему сложно устраивать личную жизнь, т. к. это требует активной коммуникации. По этой причине от замкнутости, считают психологи, следует избавляться. Особенно если вы видите, что ваша жизнь идет не так, как вам бы хотелось. Для этого следует сначала обозначить причины, которые не дают вам быть собой среди других людей, а затем попытаться их нивелировать. Среди наиболее часто встречающихся:
1. Психическая травма
Замкнутый человек может уходить от общения вследствие пережитого ранее (часто в детстве) травмирующего опыта. Он потерпел поражение, пытаясь выстроить значимый для себя социальный контакт. В результате ему отказали, посмеялись или даже вызвали на конфликт. И здесь тоже требуется помощь специалиста, чтобы разрушить установку, обещающую повторение негативной ситуации, если человек вновь пойдет на контакт с социумом.
2. Родительская нелюбовь
Недополученное внимание и любовь родителей в детстве не позволяет человеку адекватно выстроить свою самооценку. Способ решения проблемы лежит через терапию у психолога, который поможет человеку найти и полюбить себя, а уж затем и окружающий мир.
3. Нет наработанного навыка общения
Что говорить, как говорить, как выбрать тему для разговора? Эти вопросы всерьез озадачивают человека, который в силу каких-то жизненных обстоятельств просто не привык общаться. Например, эта проблема может возникнуть у тех, чья профессиональная деятельность не связана с социальными контактами. У человека попросту нет должного опыта для построения грамотной коммуникации. Здесь совет будет один – делать то, чего не делали ранее. Выходить из зоны комфорта и начинать общаться. Конечно, сразу все гладко не будет. Но всегда держите в голове, что общение – это навык, который можно приобрести!
4. Психологические комплексы
Они есть у всех людей, но у замкнутый человек придает им гипертрофированные масштабы. Мнимые и реальные недостатки внешности, низкий социальный статус, малый заработок – поводом комплексовать может стать любое обстоятельство. Но итог один – человек закрывается от мира. Чтобы поменять установку, ему нужно учиться видеть и принимать свои положительные стороны.
5. Неуверенность
Если человеку кажется, что он недостаточно хорош, трудно ожидать одобрительного отношения со стороны окружающих. Но избегать проблемы не выход. А реальным выходом может стать наработка этой самой уверенности в себе через освоение новых профессий, хобби, улыбчивость, дружелюбие, поиск комфортного для вас круга общения. А также через использование психотехник, поднимающих самооценку, о которых вам может рассказать психолог на консультации.
Текст: Flytothesky.ru
Читайте также:
Как справиться с меланхоличным настроением
Поделитесь постом с друзьями!
Как побороть закрытость?
Что такое закрытость? Чем она опасна для жизни человека? Как влияет на развитие, отношения и бизнес? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из этой статьи и видеоразбора Петра Осипова.
Садитесь поудобнее, и увлекательного вам прочтения.
Что такое закрытость?
Психология определяет закрытость как тенденцию отказа сообщать кому-либо о событиях своего внутреннего мира. Чаще всего это происходит в силу природной или приобретенной недоверчивости, настороженности, подозрительности или собственной враждебности.
Понятие «закрытость» часто ассоциируется с замкнутостью, нелюдимостью, отгороженностью от людей.
Закрытость — это защитная реакция мозга, вызванная множественными угрозами реальности, в которой человек живёт или жил.
Признаки закрытости
Нерешительность. Ответьте, трудно ли вам знакомиться с людьми? Чувствуете дискомфорт в людных местах? Тяжело принимать важные решения? Боитесь перемен? Если ваш ответ «да», то, скорее всего, вы закрытый человек. Но не спешите расстраиваться, ведь это всего лишь стиль поведения. И это поправимо.
Второй признак — нежелание выражать свои эмоции даже в кругу близких и знакомых людей. Зачастую закрытые люди все держат в себе и не доверяют миру, держатся от окружающих на расстоянии вытянутой руки.
Нелюбовь к критике в свой адрес. Для замкнутых людей негативная оценка их деятельности или поведения другими людьми равна катастрофе. Это приводит к тому, что они еще больше закрываются и мучают себя необоснованными переживаниями.
Трудно находить общий язык с людьми. Во избежание ошибок и осуждений со стороны других закрытый человек старается держаться в стороне и не выделяться.
В продолжение предыдущего пункта — страх выражать свои мысли.
Безответственность. Закрытый человек никогда не проявит инициативу и не возьмет на себя ответственность за ведение какого-либо проекта, организацию мероприятия и т. п.
Узкий круг знакомых. Причинами являются нежелание и боязнь знакомства с новыми людьми.
Внешние признаки закрытости
Закрытый в себе человек чаще всего ходит с опущенной головой, чтобы не привлекать внимание со стороны.
При разговоре он прячет глаза и отводит взгляд от собеседника по причине неуверенности в себе.
Чаще всего закрытые люди держат руки в карманах или при общении скрещивают их на груди, как бы ограждая себя от окружающих. Такой жест означает недоверие к миру и людям, желание защититься от всего и всех.
Список можно продолжить, но как вывод обозначим, что закрытый человек — это робкий, неуверенный в себе и своих силах человек, который возвел огромные стены в своем иллюзорном мирке и боится довериться миру и окружающим.
Отсюда возникают проблемы:
– во взаимоотношениях с людьми и миром;
– нехватка денег;
– серость будней;
– прожигание жизни и т. д.
Причины закрытости
Что является корнем проблемы? Однозначного ответа нет. Самые распространённые причины:
1. Влияние родителей. Внушаемые нам с детства убеждения и установки приводят к возникновению множества комплексов и закрытости.
2. Влияние социума. Будучи уже взрослым, можно обрести закрытость под грузом неудач и навеянных мнений со стороны.
Есть и другие причины, но эти занимают первые места.
Как преодолеть закрытость?
Ответ на этот вопрос вы получите из видео разбора Петра Осипова.
Больше информации о том, с чего начать путь изменений, как не сойти с дистанции и достичь поставленной цели, узнаете на бесплатном онлайн-мастер-классе Петра Осипова «Как изменить ход событий».
Записаться
Причины замкнутости | Psylist.net
Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами. Во-первых, такое поведение может быть связано с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует… В данном случае родители должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него «что-то не так», совершенно напрасно. Стремление «перевоспитать» такого малыша, «пока не поздно», грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда малыш действительно спрячется «в свою скорлупку», «уйдет в себя».
Иное дело, когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе… В таких ситуациях родителям просто необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в ваших силах, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.
Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.
Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает ее и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.
А может быть, причина такой перемены поведения малыша в вас самих? Достаточно ли вы уделяете ребенку внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать то, о чем он хочет вам рассказать? А не случалось ли такое, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, смастерил необычный автомобиль из конструктора, вылепил настоящего медведя, а вы резко его оборвали или даже прикрикнули только потому, что вас оторвали от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча?
Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного из членов семьи. Малышу постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит…
Чтобы наверняка определить причину замкнутости вашего ребенка, проведите несложный психологический тест – предложите ему нарисовать свою семью, затем внимательно рассмотрите рисунок. На первый взгляд может показаться, что перед вами ничего не значащие каракули, но при внимательном, вдумчивом рассмотрении этого «творения» можно сделать совершенно определенные и порой совсем неутешительные выводы.
В первую очередь обратите внимание на то, каким ребенок изобразил себя:
- если он нарисован крупным планом, особенно если крупнее всех остальных фигур, он достаточно избалован и требует к себе особого внимания со стороны окружающих его людей;
- если, наоборот, его фигурка слишком маленькая, значит, ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную;
- если ребенок изобразил себя в центре, значит, он чувствует себя самым важным; такой ребенок привык к повышенному вниманию со стороны других членов семьи. Если же в стороне от мамы, папы и других родных, значит, ему уделяется слишком мало внимания и он, скорее всего, считает себя одиноким;
- большая разница в размерах изображенных членов семьи говорит о нарушении гармоничных взаимоотношений внутри нее. Маленькие фигурки изображенных лиц свидетельствуют о незначительности занимаемой ими позиции, крупные – наоборот, об их значимости;
- если все фигуры одинаково крупные, можно с уверенностью говорить, что в семье умеют уважать мнение каждого из ее членов, в каждом видят самостоятельную личность;
- слишком мелкие фигурки свидетельствуют о душевном дискомфорте малыша, поэтому приглядитесь к нему: нормально ли он себя чувствует, не подавлен ли он, не склонен ли к депрессии?
- если малыш рисует себя в кругу семьи, значит, он тянется к общению с родными. Прекрасно, когда ребенок рисует всех взявшимися за руки – это показатель того, что в семье царит дружеская атмосфера, общение друг с другом всем доставляет удовольствие;
- если ребенок разместил всех родных по разным комнатам – это серьезный повод для того, чтобы вы задумались: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живет ли каждый из вас своей собственной жизнью?
- если ребенок вместо семьи нарисовал просто дом, где не видно ни одного человека, значит, общение с родными не дает ему необходимого понимания, более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе;
- если в рисунке рядом с членами семьи присутствует любимая игрушка, собачка или котенок, значит, малышу не хватает тепла; скорее всего, именно домашнее животное или игрушки заменяют ему общение с родителями; об этом же свидетельствует использование в рисунке большого количества мелких деталей;
- если ребенок нарисовал себя среди игрушек, около телевизора или компьютера, значит, он предпочитает «общаться» с этими предметами, а не с членами семьи;
- сильный нажим на карандаши при рисовании говорит о повышенной тревожности состояния ребенка, слабые линии рисунка говорят о его недоверии.
Обратите внимание на то, с каким чувством ребенок взялся за рисунок. Рисует с удовольствием – любит свою семью, чувствует себя в ней комфортно; соглашается только после длительных уговоров – что-то не так в отношении к ребенку или между взрослыми, ребенок не получает в семье должного внимания или душевного тепла.
Можно провести и такой тест: изобразите (схематически) на листке комнату, «расположите» в ней всех членов семьи, кроме ребенка, и предложите ему «разместить» в этой комнате себя. Если он посчитает необходимым «пересадить» кого-либо с одного места на другое, не запрещайте этого, предоставьте ему полную свободу действий.
Последующие выводы:
- в том случае, если ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении к ребенку;
- если ребенок захотел сесть между родителями и для этого попросил пересесть кого-либо из вас, значит, он любит вас примерно одинаково; вы оба смогли окружить его своей заботой, и ребенок прекрасно понимает, что любим и мамой, и папой;
- если же ребенок захотел сесть отдельно в угол на стульчик, вам нужно бить тревогу, потому что малышу в семье одиноко, тоскливо, дискомфортно. Перемените как можно скорее свое поведение, уделяйте ребенку больше внимания и любви, иначе плачевные результаты подобного отношения не заставят себя ждать.
Если результаты вашего наблюдения оказались вовсе не радужными и замкнутость вашего ребенка – следствие дисгармонии в семье, вашего недостаточно чуткого к нему отношения, попробуем вместе разобраться в причинах происшедшего и исправить эту непростую ситуацию.
Итак, ваш малыш замкнут, потому что в семье ему очень одиноко. Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или открыто заявляют о том, что им это вовсе не интересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, коротко отвечает на вопросы. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами, боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.
Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел.
По вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.
Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями… Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.
Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Красиво». Мальчонка просит: «Папа, а давай немного вместе порисуем». А в ответ слышит: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай», – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.
Данная ситуация вовсе не единична, варьировать ее можно до бесконечности: на месте папы может оказаться мама, на месте мальчика – девочка, вместо телевизора может быть утюг, мягкий отказ может смениться грубым окриком или подзатыльником. Общим останется одно: нежелание родителей слышать своего ребенка, в результате которого он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию вашего малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.
Заметим, однако, что в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему часто приносят вред его воспитанию, косвенно отражаются на благополучии семейного климата, на способах общения с ребенком. Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама перестанет стирать или готовить ужин и пойдет с ним играть, от этого будет плохо всем, и ему самому тоже – придется ходить в грязной одежде, остаться голодным. Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие – родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут хотя бы немного отдыхать, они могут серьезно заболеть… Главное – не кричите на ребенка, а постарайтесь внушить ему это спокойным мягким тоном.
Ребенку важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.
Постоянное стремление родителей освободиться от ребенка приводит к тому, что ребенок все реже обращается к ним со своими, на первый взгляд, пустяковыми, проблемами, а в результате уже в совсем недалеком будущем родителям и детям не о чем будет поговорить, нечем поделиться, будет нечего доверить. Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои «проблемы», заранее зная, что мать или отец все равно ответят ему, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями.
Такой опыт, приобретенный в собственной семье, переносится ребенком и на более широкий круг общения, когда ребенок начинает общаться с другими людьми за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, ребенок не находит общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.
Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для малыша чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из «воспитателей» считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.
Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности. Недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают малыша в замкнутого «буку».
Алевтина Луговская
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
Закрытый человек в психологии: как перестать им быть?
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы поговорим о тех людях, которые замкнулись в себе и направили всё внимание в свой внутренний мир, не рискуя открываться вовне. Их называют по-разному, интровертами, шизоидами, или просто – закрытый человек.
Характеристика
Закрытость имеет такие признаки, как неумение устанавливать не только близкие отношения, но и вообще, контакт с другими. Если кто-то обратит внимание и обратится к такому человеку – это вызовет у него массу напряжения, тревоги и порой даже страха. Если это врождённые черты характера, символизирующие закрытость, то он не знает, как устанавливать привязанность и находится рядом с другим человеком, получать его поддержку и внимание. Потому что существует подсознательный страх, что его личность поглотят и уничтожат, и он перестанет существовать, как отдельный и уникальный.
Если же приобрёл в течение жизни, подвергаясь череде разочарований или предательств или став участником психотравмирующей ситуации, он просто будет бояться открыться миру снова. Избегая отношений — он будет избегать боли. Потому что есть иллюзия, что так проще становится жить. Но психология человека такова, что он социальное существо и просто нуждается в близости и общении. Рекомендую ознакомиться со статьей про коммуникационные навыки.
В общении с интровертами и шизоидами вы сможете отследить, что вам редко смотрят в глаза, боясь «столкнуться взглядами». Ведь это грозит тем, что им придётся испытать какие-то чувства, которые по разным причинам чувствовать не хочется. Например, из неумения с ними обращаться, или из нежелания их снова ощущать. А порой, чтоб вы не заметили того, что им в данный момент приходится переживать.
При попытке поговорить искренне и «по душам» вы рискуете натолкнуться на стену интеллектуализации. Ведь это очень помогает не чувствовать, вследствие чего разговор не вызывает интереса и желания продолжать его дальше. Заторможенность – ещё один признак, помогающий ответить на вопрос: «как узнать замкнутого человека?». Да, именно заторможенность, потому что внутренний мир настолько увлекает, что переключиться быстро не всегда удаётся, а чаще всего не хочется. В компании он будет обособленным, где-то рядом, наблюдающим за остальными, как-бы «присматриваясь» к ним.
Причины возникновения
- Помните, я рассказывал, что существуют разные типы темперамента? Если нет, посмотрите тут. Так вот, ребёнок рождается с определённым типом, обычно это флегматик или меланхолик. Ему просто с детства намного интереснее с самим собой, его внутренний мир увлекает намного больше, чем внешний, так что не стоит бить тревогу и пытаться его изменить.
- Ещё почему становится человек замкнутым? Да потому, что в подростковом возрасте не справился с задачей развития ввиду конфликтных ситуаций или непониманий со сверстниками. Вследствие чего испытав массу чувств и не найдя поддержки, решил стать незаметным, чтобы не повторилось всё обратно. Стыд буквально парализует в попытках вести себя непринуждённо в компании незнакомых людей.
- Если родители в детстве не уделяют должного внимания и заботы, ребёнок, не ощущая поддержки, может стать девиантом, или наоборот, замыкается в себе, раз взрослые игнорируют его проблемы, он решает, что и другим нужен не будет. Что значит слово «девиант», можете посмотреть в этой статье.
- Негативный опыт рождения в агрессивной семье, где каждое движение обесценено и наказуемо. Всё, чтобы не сделал ребёнок – не нравится. Со временем каждая попытка выделиться и проявиться будет сопровождаться виной, стыдом, ужасом, страхом и прочими чувствами. Так обычно происходит в семьях, где один из родителей, чаще отец имеет алкогольную зависимость и каждый раз, когда выпьет, становится буйным.
- Как я уже говорил в начале, закрытым человек часто становится вследствие травмирующей ситуации. Например, если изменил муж или предала подруга, психика может не выдержать напряжения, и ради сохранения личности, создать такой защитный механизм, направив внимание вглубь себя. Такой человек вполне может обманывать сам себя, считая, что просто нет потребности больше в других. На самом деле это говорит в нём боль, которая прикрывается равнодушием и напыщенностью. Намного проще ведь обесценить значимость окружающих, чем признать, что стал их сторониться из страха и ощущения своей уязвимости.
Рекомендации
1.Не настаивать
Если в вашем окружении есть близкий, который имеет такой закрытый характер в силу типа темперамента, не давите на него. Не создавайте лишних стрессов, заставляя идти в шумную компанию, пытаясь с кем-то познакомить и прочее. Этими действиями, которые выглядят для него насильственно, вы только усилите сопротивление и желание поскорее запрятаться ещё глубже, чтобы не доставали.
2.Не стоит удерживать эмоции
Это со временем приведёт не только к различным заболеваниям, но и усложнит общение с окружающими. Учитесь приостанавливаться и замечать, почему вам кто-то не нравится или почему вы на него злитесь и не желаете пересекаться.
Осознание первопричины поможет в дальнейшем освободиться от накопившегося негатива и наладить контакт, и, что немаловажно, восприятие других людей. Замечали, что, к примеру, ощущая себя одиноким, вы завидовали счастливой коллеге, и не понимали, ну чем же она вас так раздражает?
3.Дать себе шанс
Как перестать быть замкнутым после предательства родного и близкого? Да просто дать себе шанс жить полноценной жизнью, иногда важно уметь отпускать обиды и разочарования, они хоть и болезненны, но полезны, потому что дают возможность переоценить свою жизнь, осознать себя, свои ресурсы и ограничения. И очень важно сделать шаг в сторону развития, как бы сложно ни было, но чувствовать даже негатив намного лучше бесчувственности.
Поверьте, ведь в бесчувственности вы лишаете себя и радости, счастья, удовольствия… А это со временем приведёт к глубокой депрессии, которая нередко заканчивается суицидом. А вот как бороться с депрессией, посмотрите тут.
4.Зона комфорта
Если же вы ощутили, что стали не таким общительным, как раньше, пробуйте выходить из зоны комфорта, и всё-таки через силу идти в компании, на вечеринки, где будет много пересечений. Со временем ваше напряжение начнёт ослабевать при каждом знакомстве, ведь всё, что мы делаем, превращается в навык. А для того, чтобы узнать, как открыть в себе талант компанейской личности, рекомендую почитать эту статью.
5.Самооценка
А ещё не забывайте работать над своей самооценкой, ведь неуверенность в себе и своих силах часто мешает рискнуть и сделать первый шаг, познакомившись с понравившейся девушкой или заговорить с начальником о повышении. Научившись принимать себя таким, какой вы есть, изначально познакомившись с собой, осознавая поступки, реакции и особенности характера – вам будет намного проще отстаивать свои интересы, свободно общаться и получать от этого удовольствия.
Заключение
Замкнутые люди теряют в своей жизни достаточно удовольствия и радости, у них меньше открытий и ощущения того, что они значимы и нужны, поэтому оглянитесь, не все люди ужасны, рассмотрев поближе, вдруг вы обнаружите интерес к ним и поймёте, что снова можете доверять. А на сегодня всё, берегите себя и близких!
Замкнутость: как побороть?
В той или иной степени такие качества человеческого характера как замкнутость и неуверенность в себе, по мнению психологов, свойственны каждому человеку. Легкие формы проявления естественны, не мешают жить и не требуют дополнительных над собой усилий, а вот если замкнутость становится серьезным препятствием на пути самореализации, общения и установления контактов с другими людьми, формировании связей с окружающим миром, то это повод для начала нелегкой борьбы.
Замкнутость и неуверенность в себе – как две сестры-близняшки: первое обыкновенно вытекает из второго. Именно неуверенность в себе ведет к подсознательному или осознанному восприятию человеком себя как второсортного, недостойного жизненных благ и/или уважительного отношения других.
Другая крайняя причина возникновения замкнутости конкретного человека – его идеализация своей внешности, характера, образа жизни и т.д. Робость и неуверенность в себе не принижает такую личность в собственных глазах, а поднимает настолько высоко над другими членами общества, что он уже не замечает собственных недостатков, которых у него нередко пруд пруди. Такие люди вызывают негативное отношение к себе: их считают высокомерными и тщеславными, а на самом деле их идеализированная позиция по отношению к себе – всего лишь следствие патологической неуверенности и попыток прикрыть ее идеальным в глазах окружающих образом.
Причины появления замкнутости
Если замкнутость начала доставлять неудобства в личной, в общественной жизни и в карьерной реализации, то неплохо бы выяснить причины ее появления. Была ли замкнутость изначально заложена в качестве характерной черты и проявлялась с раннего детства в некоторой самодостаточности? Среди детей младшего возраста немало найдется тех, кто не любит шумные игры, участие в командных соревнованиях, избегает веселых группок детей, предпочитая им уединенный уголок с книжкой или парой любимых игрушек.
Другое дело, если замкнутость и неуверенность в себе возникли на более позднем этапе (в подростковом или взрослом возрасте) и стали следствием негативных жизненных ситуаций, обид, издевательств со стороны сверстников, унижения взрослыми, различных самостоятельных неудач. Моральные травмы – это тяжелый крест, который человеку вовсе не обязательно тащить на спине всю жизнь: задавшейся целью самостановления личности вполне под силу сбросить его собственными усилиями и работой над собой или с помощью специалистов психологии в тяжелых случаях.
Замкнутый человек характеризуется и возникновением того идеального образа самого себя, который постепенно формируется в голове, становится четким и отшлифовывается с каждой вновь возникшей неприятной ситуацией. Позиция «Если бы я был сильным, умным, красивым и т.д., то я смог бы вот это и это» свидетельствует об исключительной робости человека и ставит его ниже других, а более уверенное «Я сильный, умный и красивый» позволяет закрыть глаза на собственные недостатки и неверно спозиционировать себя выше других. На этом этапе следует понять, что люди – разные, и у каждого, без сомнения, есть собственные недостатки (другое дело, как к ним относится конкретный человек).
Замкнутые в себе люди страдают от того, что общение с незнакомыми и малознакомыми людьми дается им с большим трудом – ощущение навалившегося при этом дискомфорта и потеря чувства уверенности толкает их не на разрешение проблемы, а на отказ от общения с другими людьми. В разговоре они напряжены, боятся показаться другим смешными и нелепыми, остаются в тени компании, избегают разговоров на любые темы, а если и при необходимости вступают в беседу, то ограничиваются максимально лаконичными фразами, без полета мысли и слова. Такие люди скрытны, не распространяются о себе и своей жизни, боясь сделаться еще более уязвимыми.
Как избавиться от надуманных недостатков
Спокойно вдохнуть-выдохнуть и беспристрастно посмотреть на себя со стороны, отбросив лишние эмоции и любовь (или нелюбовь) к себе. Объективная самооценка – не самая простая вещь по отношению к себе, но после нескольких попыток можно значительно приблизиться к пониманию собственной сущности. Доброжелательная самокритика, а не самобичевание, отношение с юмором к собственным недостаткам и спокойное восприятие хороших качеств, любить себя таким, какой есть, понимать собственные недостатки и достоинства – вот тот подход, который поможет в самопознании и самопринятии.
Такому человеку рекомендуется поговорить с теми, кто ему действительно дорог: родные, близкий друг (даже у очень ограниченного в общении человека найдется такой), дети, супруг/супруга и т.д. или обратиться за консультацией к психологу или психотерапевту. Важно быть уверенным, что другой человек даст справедливую оценку, не станет врать и приукрашать ситуацию, а выскажет свое видение со стороны.
Как побороть замкнутость?
Поведение замкнутого человека обыкновенно носит депрессивный или созерцательный характер: он не принимает активное участие в жизни общества, не стремится к установлению новых контактов или поддержанию ранее возникших знакомств и связей. Течение его жизни варьируется от спокойного размеренного штиля до чуть бегущего под порывами ветра ручейка, но никогда не превратится в бурлящий поток обстоятельств и контактов с окружающим миром.
Вероятнее всего, даже при кропотливой работе над самим собой получить полную раскованность души и тела не получится, но воскрешение в памяти приятных моментов станет полезным для психологического состояния в любом случае. Рекомендуется вспомнить позитивные моменты общения, удачного проявления инициативы, ситуации, в которых принятое решение или своевременно сказанная фраза вызвали одобрение в окружающем обществе – все это поможет восстановлению правильной самооценки.
Для подростков иногда достаточно вспомнить данный в классе у доски верный ответ или спортивные достижения, пусть даже локального школьного масштаба. Ты – классный танцор, художник или певец? А может юный гений технической мысли? Так пусть об этом узнают и остальные: развитие талантов в детстве – это основа для человека в будущей жизни и профессиональном становлении.
Кстати, спорт – великолепный доктор, специализирующийся на избавлении от замкнутости и неуверенности в себе. При этом рекомендуется выбирать командные виды спорта – это не позволит заняться самокопанием с выявлением собственных недостатков, как может быть в случаях индивидуальных неудач. Общение при игре в футбол, волейбол, баскетбол и т.д. станет необходимостью и позволит человеку органичнее адаптироваться к новому кругу общения. Поддержка соратников по команде в случае промахов (без которых не обходится ни один, даже профессиональный спортсмен) даст почувствовать себя необходимым, ответственным за собственные действия и спозиционировать себя наравне с остальными игроками.
Начните с себя и ближайшего окружения
Если замкнутость не имеет врожденного характера, то в ее основе обыкновенно лежат возникшие в силу обстоятельств комплексы. Как и в каком порядке бороться с такой замкнутостью и неуверенностью в себе?
Стесняетесь собственной внешности или фигуры? Чаще смотритесь в зеркало, отмечая собственные достоинства: сделайте новую прическу, обновите гардероб, посетите спа-салон или начните занятия в тренажерном зале. Женщинам не стоит рядиться в унылые водолазки и заношенные джинсы – подчеркивающие достоинства фигуры одежда и нижнее белье исправляют походку и осанку, делают увереннее в себе и привлекательнее для других.
Оцените себя как: грамотного специалиста, нежную и внимательную мать или дочь, любящую супругу и т.д. — непременно найдется то, за что вас ценят окружающие.
Рекомендуется постепенно расширять собственный круг общения: не начинайте сразу с большой компании – один-два человека из ближнего окружения помогут чувствовать себя увереннее, и постепенно станет возможным свободное раскованное общение с многочисленными друзьями и знакомыми.
Научитесь уверенно держать себя со знакомыми, а потом и с незнакомыми людьми. Да, это сложно и, возможно, придется через силу заставлять себя смотреть в глаза собеседника, сохранять прямую осанку, говорить четко, громко и не мямлить, аргументированно и вежливо выражать собственную точку зрения, даже если она отличается от ожидаемой.
5. Не бойтесь внимания со стороны других людей: наверняка в школьном классе вы поднимали руку и правильно отвечали на вопрос учителя – ответственность за поступки и слова научит уверенности в себе и здоровой раскованности во взрослом возрасте.
6. Чаще наблюдайте за уверенными в себе публичными людьми: как держат себя политики, как ведут себя звезды театра, кино и телевидения, найдите в собственном окружении такого человека и присмотритесь – опыт наблюдений поможет достойно реагировать на колкости, насмешки, нестандартные ситуации и в конечном итоге улучшит качество жизни.
7. Избавьтесь от физического мышечного напряжения в моменты страха и боязни нового. Дыхательная гимнастика, несложные упражнения помогут расслабиться физически и успокоиться психологически. Вот еще один повод заняться собственным здоровьем, не случайно говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!»
8. Для родителей и близких замкнутого в себе ребенка рекомендуется проявлять терпение, чуткость и постоянное внимание к его потребностям. Ускорить раскрепощение такого малыша помогут психологические игры, задания, тренинги.
Замкнутость – это не обязательно негативная черта человека: если рассматривать ее как направление мыслей человека на собственные фантазии и идеи, то живущие в собственном внутреннем мире люди видятся в ином свете. В них отмечается предрасположенность к нестандартному мышлению, творческим мыслям, оригинальным решениям жизненных ситуаций и проблем.