Причины межзубного сигматизма: Межзубный сигматизм: виды и коррекция – Причины возникновения сигматизма у детей — Мои статьи — Каталог статей

Доклад на тему «Боковой сигматизм и пути его преодоления»

МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1«Берёзка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Боковой сигматизм и пути его преодоления».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Учитель – логопед

Рыженкова Н. В.

 

 

 

                                                                          

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Обоянь 2015г.

 

          Для успешного решения задач по осуществлению преемственности между школой и ДОУ, надо подготовить необходимый фундамент знаний в старшем дошкольном возрасте.  В связи с этим встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях ДОУ.

          Нарушения звукопроизношения, нередко встречающиеся у дошкольников, затрудняют овладение ими в дальнейшем правильным чтением и письмом.   

         На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: невропатолог, физиотерапевт. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

 

     Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом.

  Мы знаем, что имеется несколько видов сигматизма:

— Межзубный.

— Губно-зубной.

— Призубный.

— Шипящий.

— Боковой.

— Носовой.

     Я остановлюсь на боковом сигматизме, наиболее трудном виде. Боковой сигматизм требует длительной систематической работы. В основе бокового сигматизма  лежат причины органического хорактера – парезы языка, короткая подъязычная уздечка, к наличию которой часто присоединяется узкое, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти.

     Боковое произношение распространяется на обе группы ( свистящих и шипящих ) звуков, часто присоединяется такое же произ, часто присоединяется такое же произношение мягких пар задненёбных и произношение звука «р».

     При боковом сигматизме  язык ложится ребром. Один его край    поднимается к внутренней поверхности коренных зубов, а  кончик упирается в альвеолы. Воздушная струя идёт не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а в других – влево, или выходит по обоим краям языка.

     Эти уклонения  можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или кусочек ваты, которые отклоняются, попадая под воздушную струю. Звук характеризуется «хлюпаньем».

     Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов.

     Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

     Требуется длительная и кропотливая работа по исправлению бокового сигматизма.

      Начинаю работу с проверки, различает ли ребенок на слух звуки с, з, ц? Для этого  кладу перед ним карточки с написанными буквами с, з, ц. В начале уточняете, какая буква написана на каждой карточке. Затем предлагаете ребенку сосредо­точиться и внимательно слушать. Произносите слова с каким-то из этих звуков в начале. Ребенок должен поднять карточку с буквой, звучание которой он услышал в начале этого слова. Если ребенок плохо справляется с этим заданием, поиграйте с ним в «слова». «Давай будем придумывать слова со звуком с в начале слова (также 3 и Ц).

Как  я провожу работу по исправлению бокового сигматизма? Как и рекомендуется в литературе, сначала я  уделяю большое внимание артикуляционной гимнастике. Вырабатываю правильную воздушную струю, добиваюсь замыкания ротовой полости с боков и образования по середине языка желобка. С этой целью заставляю ребенка дуть на просунутый между зубами широко распластанный передний край языка. А затем, передний край языка перевожу за нижние резцы. При гимнастике выполняю комплекс основных движений: для губ, языка, нижней челюсти — характерных для данного звука. Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик. При произнесении звуков « С, З, Ц» кончик языка опускается за нижние зубы, при звуках « Ш, Ж, Щ »  язык поднимается к нёбу и образовывает щель с твёрдым нёбом. Поэтому я беру в артикуляционную гимнастику упражнения  в процессе которых  вырабатываю положение кончика языка.

     Так, для свистящих  звуков,  язык должен быть опущен за нижние зубы. Для этого провожу  упражнение «Почистим зубки».

Слежу, чтобы язычок касался дёсен за нижними зубами, а не края зубов.

Губы должны быть неподвижны и в положении улыбки.

     Двигая язычком снизу вверх, слежу, чтобы кончик был широким и начинал движения от альвеол за нижними зубами.    Для выработки воздушной струи провожу упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Загони мяч в ворота», «Фокус»  . Слежу, чтобы щёки не надувались, чтобы ватный шарик загонялся в ворота на одном выдохе, не прерывая струю. Таким образом, вырабатываю плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

     Для шипящих звуков «Ж, Ш, Ч, Щ» провожу такие игры:

«Накажем непослушный язычок», «Сделать язычок широким», «Приклей конфетку». Упражнения служат укреплению мышц  языка и подъёму языка вверх.

     Слежу, чтобы работал только язык – нижняя челюсть была неподвижна.

     Чтобы рот был открыт не более, чем на 1,5 см., если ребенок не удерживает позу закрытого рта, то между зубами ставлю ручку, палец.

     Упражнения выполнять в медленном темпе.

     Когда звук я поставила, перехожу к введению поставленного звука в самостоятельную речь.

     Умение свободно и правильно использовать поставленный звук  в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Провожу с ребенком большое количество тренировочных  упражнений, при этом соблюдаю систему упражнений,т.е. перехожу от лёгкого к трудному, от слогов к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от простого предложения к сложному.

     Использую следующие виды работ:

·       Самостоятельное называние слов по картинкам.

·       Повторение за логопедом слогов, слов, фраз, насыщенных нужным звуком.

·       Придумывание слов на заданный звук, составление с ним предложений.

·       Чтение слов и небольших текстов ( в подготовительной группе).

·       Заучивание стихотворений, пословиц, загадок, скороговорок.

·       Пересказ прочитанного логопедом рассказа или сказки.

·       Ответы на вопросы по сюжетным, серийным картинкам.

·       Самостоятельные рассказы из личной жизни, жизни детского сада.

     При этом слежу за убыстрением темпа воспроизведения вновь введённого звука в речь. Делаю с детьми  звукобуквенный анализ слов, определяем порядковое место звука в слове, использую игру «Часы». Выделив нужный звук, я обязательно еще раз уточняю артикуляцию данного звука. С помощью зеркала ребёнок контролирует положение губ, языка, зубов, следит за струёй выдыхаемого воздуха.

     При подборе речевого материала для закрепления изученного звука слежу, чтобы в нём не встречались звуки близкие по артикуляции, например, работая над звуком «Ш» слова со звуком «С» не даю до тех пор, пока ребёнок не научится чисто произносить и хорошо различать на слух слова со звуком «Ш». Затем предлагаю задания на дифференциацию звуков. Обязательно уточняю их артикуляцию. Большое внимание  уделяю сопоставлению аффрикат

«Ц» — со звуками «С, СЬ, Т, ТЬ»

«Ч» — со звуками «Ц, Щ, ТЬ, С, Ш»

«Щ» — со звуками «Ш, Ч, СЬ, ТЬ, Ц»

     Данные звуки чаще всего смешиваются во время письма.

     Если необходимо, провожу артикуляционную гимнастику и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

— жевание и глотание с закрытым ртом.

— упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта, сглатывание слюны.

— статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек., затем 5-10 сек.) .

— упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах) .

— надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз) .

— упражнение «Усики». Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.

— упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.

— упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка) .

— упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки, сухаря.

Массаж: вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца. Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,

— легкая вибрация под подбородком указательным пальцем( 5 сек) в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля, для получения выраженного глоточного рефлекса.

 

симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

В зависимости от разновидности нарушения произношения свистящих звуков, признаки проявления различаются.

  • При межзубном сигматизме вместо звука «с» слышится звук, который напоминает английский «t». Такое звучание свистящего звука объясняется тем, что в момент произношения, кончик языка находится между верхней и нижней челюстью. Не происходит образование желобка посередине языка, что делает исходящую воздушную струю рассеянной. Малыш сможет тактильно ощутить эту волну воздуха, как тёплую.        
  • При боковом сигматизме слышится хлюпающий звук вместо привычного свистящего «с». Это происходит из-за бокового положения языка во время произношения. Один край языка находится вверху, в то время как второй бок располагается внизу. Также такое произношение может быть из-за упирающегося кончика языка в верхние зубы. Происходит направление воздушной струи вбок. Во время произношения звука «с» при боковом сигматизме наблюдается опущение одного уголка губ, при этом зубы раскрыты больше, чем нужно.        
  • Если у ребёнка наблюдается носовой сигматизм, привычный звук «с» будет звучать, как «х». Хорошо слышится «гнусявый» призвук. Объясняется это нерастянутыми губами во время произношения свистящего звука. Язык находится глубоко внутри ротовой полости, а небо находится в опущенном состоянии. Воздушная струя выходит через нос, что отображается на произношении свистящего звука.

Диагностика сигматизма у ребёнка

       Диагностировать отклонение в произношении свистящего звука ребёнком, сможет логопед.        

  • Специалист проведёт осмотр ротовой полости и определит точный диагноз.        
  • При сигматизме может наблюдаться слабость кончика или мышц половины языка.        
  • Открытый прикус спереди также является одной из причин сигматизма.        
  • У ребёнка может быть постоянно приоткрыт рот из-за нарушения аденоидов. Это может затруднять носовое дыхание.

Чем опасен сигматизм для ребёнка? Опасности для здоровья нарушение произношения свистящего звука не доставляет. Но может отрицательно влиять на речь ребёнка в будущем. При своевременной помощи логопеда, устранить сигматизм у ребёнка можно после нескольких занятий. Обычно дефект речи устранятся до школы.

Что можете сделать вы

  • Чтобы устранить нарушение произношение свистящих звуков у ребёнка, необходимы логопедические специальные занятия.       
  •  Если родители не знают, какие упражнения помогают в устранении сигматизма, необходимо показать ребёнка логопеду.       
  •  После занятий мамы и папы могут помогать малышу отрабатывать упражнения, способствующие правильному произношению свистящего звука.

Что делает врач

Как может  вылечить нарушение произношение специалист? Почти в каждом детском саду есть логопед. Он сможет помочь поставить правильную речь ребёнку. Занятия обычно проводятся с детьми 4-5 лет. До наступления этого возраста, неправильное произношение может прекратиться самопроизвольно. С помощью специальных упражнений, которые помогают наладить правильное произношение звука «с». В зависимости от вида сигматизма, упражнения будут различаться.

  • При межзубном сигматизме необходимо выполнять упражнения для укрепления мышц языка. А также занятия помогают правильно направлять воздушную струю. Произношение правильного звука «с» развивается при произношении «и». Благодаря артикуляции звука «и», происходит правильное произношение необходимого звука.        
  • Чтобы устранить боковой сигматизм, следует выполнять упражнения для расширения языка и укрепления его боковых краёв. Умение его расширять и удерживать в таком положении позволяет научиться правильно произносить звук «с». Также следует научиться вырабатывать воздушную струю, чтобы она проходила через середину языка. Нужно следить, чтобы обе половины языка ребёнка работали правильно. Отработка звуков «и» и «ф» также помогает в правильном произношении звука «с».        
  • Для устранения носового сигматизма ребёнок должен научиться правильно формировать речевой выдох. А также рекомендуется удерживать губы в момент улыбки, чтобы произошло обнажение передних зубов. При этом язык должен быть плоским и как можно широким. Основными звуками для отработки произношения свистящего, являются звуки «и» и «ф». Необходимо растянуть губы в момент улыбки, произнося звук «и». И в этот момент ребёнок должен произнести звук «ф». Логопед следит за тем, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. В дальнейшем кончик языка надо убрать за нижние передние зубы.

Как предотвратить нарушенное произношение свистящего звука у ребёнка?

  •  Обычно сигмантизм наблюдается у детей младшего дошкольного возраста.        
  • Когда ребёнок учится говорить, родители могут помогать в развитии речи.       
  •  При обнаружении неправильного расположения языка, необходимо учить ребёнка правильному произношению.       
  •  Методы по устранению сигмантизма у детей, описанные выше, могут помочь в качестве профилактики.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании сигматизм у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как сигматизм у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга сигматизм у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить сигматизм у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания сигматизм у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание сигматизм у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Сигматизм. Клубный Онлайн-Журнал ЛОГО-ЭКСПЕРТ​

Сигматизм — это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение. Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими. 

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются: 

  1. Несформированность артикуляционного праксиса. 
  2. Перцептивные нарушения. 
  3. Нарушения иннервации органов артикуляции. 
  4. Сенсомоторные нарушения. 
  5. Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов. 
  6. Другие функциональные нарушения. 
  7. Аденоиды. 
  8. Неправильный прикус. 
  9. Выпавшие молочные зубы.

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями: 

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания. 
  2. Невритами, парезами мышц рта. 
  3. Бульбарным параличом.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам: 

  1. С и З не произносятся четко. вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж. (Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д. ) 
  2. Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З. язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом. 
  3. Носовой призвук при фонации: гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие. 
  4. Хлюпающие звуки при артикуляции. воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом. 

Виды сигматизма: 

  1. Межзубный сигматизм. Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука «С». Он произносится как английский «t». Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями. 
  2. Губно-зубной сигматизм. Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед. Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень — фирень, зайка — вфайка. 
  3. Призубный сигматизм. Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик — донтик. 
  4. Шипящий сигматизм. С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка — щумка, сад — щад, соль — жоль, зима — жяма. Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З. 
  5. Боковой сигматизм. Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С — хьль, льхь. Суп — хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания. 
  6. Носовой сигматизм. Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Коррекция: 

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Мой Логопед — Артикуляционная гимнастика при сигматизме свистящих

Вы, наверное помните, как в детстве смеялись над теми, кто «шепелявил»?

Так вот это не просто смешное произношение, а нарушение речи, которое называется сигматизм.

Сигматизм – это нарушение звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков.

 

Это нарушение относят к фонетическим.

 

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

 

Сигматизм делится на определенные категории:

 

* Межзубный сигматизм. Во время фонации не образуется желобок посредине языка.

 

* Губно-зубной сигматизм.  Нижняя губа поднимается вверх к резцам.

Призубный сигматизм. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи.

 

* Шипящий сигматизм. Язык вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости.

 

* Боковой сигматизм. Язык отклоняется в сторону, воздушная струя идет в бок.

 

* Носовой сигматизм. Воздушная струя идет в нос.

 

Какие способы устранения существуют?

Чаще всего  используются артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.

Следует учитывать вид нарушения.

Например, на исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

 

Вот некоторые виды упражнений, которые можно прорабатывать дома:

 

* «Трубочка». Для выполнения нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, показав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

 

* «Лопата». Открыть рот, язык положить  на нижнюю губу и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

 

* «Непослушный язычок». Сделать такое же положение языка, как в «Лопате», затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

 

* «Гол». Следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф».

 

* «Чистим зубки». Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке.

 

* «Горка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка.

 

* «Вкусное варенье». Рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.

 

* «Чашечка». Расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка.

 

Выполняя такие простые упражнения несколько раз в день, существенно поможет в устранении нарушения.

Как поставить звуки при сигматизме?

Программа по разработке речевого аппарата тут

Автор статьи Сидорова Наталия

Виды свистящего сигматизма. Парасигматизм свистящих звуков. Коррекция звука С.

С – по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з;.

С — губы в легкой улыбке;

 — зубы сближены на расстояние около 1 мм;

 — кончик языка упирается в нижние резцы;

 — спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха(прохладная, долгая, плавная)  направляется к резцам;

 — боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

 — нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

 — голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

У звука З голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание — этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме  дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних  зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ.

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки,  жямок).

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

НОСОВЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

1. Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)

2.Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)

3.Призубный (с-т, з-д, ц-т)

4. Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

ВОПРОС №28

Ц-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования смычно–щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

     Нома артикуляции                                             Рис. 20. Профиль артикуляции звука ц.

При произнесении звука ц  имеются два момента, быстро сменяющих друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).

                Основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Ш-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный                   

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

Нома артикуляции

Ш— губы несколько выдвинуты вперед;

 — кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

    -спинка языка опущена,корень напряжен

 — боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

 — нёбная занавеска поднята;

 — голосовые связки разомкнуты.

При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ  проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж;  Ж — З,  Д, Ш;  Щ-СЬ, Ш, Т; Ч — Щ, ТЬ, С

                Основные виды нарушений звуков

НАРУШЕНИЯПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

 Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный,  Боковой, Носовой  (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Призубный

Губно-зубной

Внутригрупповые замены

Ч- по наличию преграды —Согласный,

По работе небной занавески- ротовой,

По способу образования —смычно-щелевой,

По месту образования переднеязычный,

По степени палатализации мягкий

 По степени участия голоса глухой,

 Нома артикуляции

Губы -выдвинуты вперед рупором,

 зубы сближены на расстояние 1—1,5 мм,

кончик языка преподнят к передней части тверд неба и образуют смычку,

 боковые края прижаты коренным зубам, смычка мгновенно переходит в щель

спинка и корень языка напряжены и подняты к небу

возд стр короткая резкая голосовые складки разомкнуты не вибрируют

При произнесении ч следуют два момента один за другим:

1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов; 2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.

При произношении щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько более напряжен и образует щель у альвеол.

Таким образом, для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеяться в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих. Варианты сигматизма распадаются на две группы

Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т’ с последующим щелевым ш‘.

Недостатки произношения звука ч. Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т или ш.

Щ-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – переднее-небный

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса — глухой

 Нома артикуляции

— губы выдвинуты вперед;

 — кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;

 — боковые края языка примыкают к коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха;

 вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята;

 — нёбная занавеска поднята.

— голосовые связки разомкнуты

               

Недостатки произношения звука щ. Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

ВОПРОС №32

Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

 Й-по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -сонорный

По способу образования –щелевой

По месту образования –средне-язычный

По степени палатализации –мягкий

По степени участия голоса — звонкий

Нома артикуляции

Губы несколько растянуты,

Расстояние между резцами 1—2 мм.

 Кончик языка уперается в нижних резцов. Спинки языка напряжена сильно поднята к твердому нёбу и образует щель со средней частью твер неба

 Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос

Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки.

Отсутствие Зв (остается только гласный)

Парайотоцизм й-ль,хь,рь,и

К- по наличию преграды —согласный,

 По работе небной занавески —ротовой,  

 По способу образования -смычной,                                    

 По месту образования заднеязычный,

По степени участия голоса глухой,

По степени палатализации твердый

Нома артикуляции

 губы нейтральны.  Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм.  Кончик языка отодвинут от нижних зубов, Корень языка приподнят о образует смычку с задней частью неба. Язык в виде горки, Воздушная струя разрывает смычку,  Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют , 

При каппацизме

1отсутствие звука

2боковой(только у мягких вариантов)

Паракапоцизм

Замена заднеязычных на переднеязычные К-Т,ТЬ

Внутригрупповые замены К-Г,К-КЬ

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным. При фонематических дислалиях необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов. Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии. Прежде чем формировать артикуляционный уклад при механической дислалии, нужно провести работу, которая помогла бы определить такое положение органов артикуляции, при котором звучание окажется ближе всего к акустическому эффекту нормированного звука

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доклад «Исправление шипящего сигматизма»

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и «З».

  •   Кончик языка упирается в нижние передние зубы;

  •   Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;

  •   Зубы в положении «заборчика»;

  •   Воздух выдувается с силой посередине языка;

  •   На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

  •   Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука «З» — работает).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т ид, например: суп— «туп»,самолёт— «тамолёт»,зима— «дима»,зонтик— «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака»,замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С – С – С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.

Исправление шипящего сигматизма.

В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

Методическая разработка по теме «Сигматизм».

Мубаракшина Антонина Гавриловна

учитель – дефектолог

первой квалификационной категории

Сигматизм.

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словестную речь не только в более доступном им письменном виде или дактильно, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли. Для того чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Актуальность данной проблемы вызвана с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию логопедо-педагогических процессов, а с другой стороны — целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик и их организация. Значимость такой работы повышается в связи с тем, что резко увеличились разного рода патологии у детей, в том числе и речевых, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения. И на первый план выходят такие задачи, как своевременно вовлечь логопата в коррекционный процесс; формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения; развитие личности ребенка; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе.

Сигматизм (Sigmatismus) — обозначает весьма распространенный вид расстройства речи, заключающийся в неправильном произношении звуков с и ш. Расстройство это обусловливается неправильным положением языка по отношению к губам при образовании звука с и его сочетаний с другими звуками.

Недостатки произношения свистящих звуков с, з, ц и шипящих ш, ж, ч, щ.

Наиболее распространены следующие недостатки произношения свистящих звуков:

1. Межзубный сигматизм — при произнесении свистящих звуков кончик языка просовывается между резцами;

2. Призубный сигматизм — передний край языка закрывает щель между резцами, что затрудняет выход воздушной струи;

3. Шипящий сигматизм — кончик языка несколько оттянут от зубов, вследствие чего слышится мягкий шипящий звук;

4. Боковой сигматизм — струя воздуха проходит между боковыми краями языка и коренными зубами с обеих сторон или с одной стороны.

Встречаются также губно-зубной сигматизм — в артикуляции звука, помимо языка, принимает участие нижняя губа, которая сближается с верхними резцами; носовой сигматизм — струя воздуха проходит в нос через щель, образуемую мягким нёбом и задней стенкой глотки.

Недостатки произношения шипящих звуков аналогичны многим указанным недостаткам произношения свистящих звуков. Встречается межзубное, призубное, боковое, носовое произношение шипящих звуков.

Распространенным является губно-зубное произношение ш и ж, при котором по своему звучанию они напоминают соответственно согласные ф и в.

Сигматизм может возникнуть при вполне нормальном строении и достаточной подвижности речевых органов как проявление общего недоразвития речи или недоразвития фонетической ее стороны.

Однако нередко возникновению сигматизма способствуют аномалии строения и моторики речевых органов, в частности зубов, дефекты прикуса, нёбная щель, чрезмерная величина языка, недостаточная его подвижность и т. д.

Логопедические занятия в большинстве случаев помогают преодолеть сигматизм. При аномалиях в строении речевых органов иногда необходима медицинская помощь в виде операции, регуляции зубов и протезирования.

Межзубный сигматизм. Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок.

Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Коррекция.еобходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи, отрабатывать звук и, при котором положение языка близко к артикуляции звука с. Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и “пускать длинный легкий ветерок”.

Боковой сигматизм.Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю.

Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов.

Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р.

Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук хьль (хлюп вместо суп)

Коррекция. Случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова.

Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков и, ф.

Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.

Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными.

Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Коррекция. Для устранения полезно применять такой способ — педагог произносит с, з, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка. Ребенок повторяет.

Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами. Затем перевести язык в зазубное положение.

Можно длительно произносить ф, просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию ф и х).

Губно-зубной сигматизм. Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза « Кошка и собака живут недружно» приобретает примерно следующий вид: «Кофка и фабака вивут недрувно»).

Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ).

Коррекция. При губно — зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения «оскал» — «трубочка». Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию с-ф.

Призубный сигматизм. Имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.

2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т и д (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): «Котка и табака дивут недрудно».

Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков.

Коррекция. В случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

Шипящий сигматизм. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих («Шябака и кошька живут недружьно»).

Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Коррекция. Поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка.

Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.

Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух свуки с-щ. Отрабатывать звуки и, ф. Необходимо провести дифференциацию звуков с и щ.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации — последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Литература:

1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., Просвещение, 1971.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления – М., 2005.

3. Волкова Л.С. Логопедия – М., 2004.

4. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М., 1999.

5. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – С.П., 2004.

6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М., Просвещение, 1981.

7. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М., 2000.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

9. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989. 10. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *