Правила общения в семье: 15 правил семейного общения – ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Государственное учреждение образования «Домановичская средняя школа»

15 правил семейного общения

15 правил семейного общения

Идеальная семья — этоне подарок судьбы, а кропотливый труд. В такой семье оба супруга работают над самосовершенствованием себя и своего характера, учатся уважать мнение другого человека, учатся уступать и чем-то жертвовать, учатся понимать друг друга. Если вы хотите создать идеальную семью, возьмите себе на заметку 15 правил семейного общения.

  1. Уважайте каждого члена семьи. Уважать – значит считаться с мнением, привычками, интересами, вкусом. Но уважение к себе нужно постоянно поддерживать и самому придерживаться этого правила. В семье не будут уважать человека, который сам никого не уважает.

  2. Научитесь не только разговаривать друг с другом, а слушать и слышать.

  3. Научитесь уступать друг другу, то есть считаться с потребностями другого человека. Проявите здравый смысл, не раздувайте конфликт.

  4. Будьте тактичны, не упрекайте другого в неудачах, даже если он не воспользовался вашим советом. Лучше еще раз подскажите, что делать в трудной ситуации.

  5. Не оскорбляйте друг друга, не используйте бранных слов, даже если вы взбешены поступком. Успокойтесь, дайте себе время «остыть». Постарайтесь поговорить спокойно, иначе вы просто оттолкнете человека, и конфликт затянется.

  6. Муж и жена разбираются в своих проблемах сами без привлечения третьих лиц и без участия (и даже присутствия) ребенка.

  7. Не жалуйтесь друг на друга НИКОМУ.

  8. Не обижайтесь по пустякам.

  9. Не приглашайте гостей в дом, не обсудив это со всеми членами семьи.

  10. Выработайте единые правила воспитания детей: одинаковые требования, система поощрений и наказаний.

  11. Не читайте личные письма и дневники других членов семьи. Входя в комнату (даже к ребенку), нужно постучать.

  12. Не обсуждайте в присутствии детей родственников, а детей при других людях.

  13. Дома вы не на работе, не переносите стереотипы общения домой. Дома все равны, даже если кто-то зарабатывает больше.

  14. Никогда не молчите долго (после ссоры). Это способствует разобщению. А зачем вам в семье разобщение?

  15. Заботьтесь друг о друге, пусть другие чувствуют, что вы их любите.

Такт, умение находить общий язык и взаимная вежливость — вот основа для полноценного общения в семье.

Правила семейного общения — Семья — Воскресная школа — Статьи

Хорошая семья — это не подарок судьбы, а кропотливый труд. В такой семье оба супруга работают над совершенствованием себя и своего характера, учатся уважать мнение другого человека, учатся уступать и чем-то жертвовать, учатся понимать друг друга. Если вы хотите создать хорошую семью, возьмите себе на заметку эти правила семейного общения.

1 Уважайте каждого члена семьи. Уважать – значит считаться с мнением, привычками, интересами, вкусом. Но уважение к себе нужно постоянно поддерживать и самому придерживаться этого правила. В семье не будут уважать человека, который сам никого не уважает.

2 Научитесь не только разговаривать друг с другом, а слушать и слышать.

3 Научитесь уступать друг другу, то есть считаться с потребностями другого человека. Проявите здравый смысл, не раздувайте конфликт.

4 Будьте тактичны, не упрекайте другого в неудачах, даже если он не воспользовался вашим советом. Лучше еще раз подскажите, что делать в трудной ситуации.

5 Не оскорбляйте друг друга, не используйте бранных слов, даже если вы взбешены поступком. Успокойтесь, дайте себе время «остыть». Постарайтесь поговорить спокойно, иначе вы просто оттолкнете человека, и конфликт затянется.

6 Муж и жена разбираются в своих проблемах сами без привлечения третьих лиц и без участия (и даже присутствия) ребенка.

7 Не жалуйтесь друг на друга НИКОМУ.

8 Не обижайтесь по пустякам.

9 Не приглашайте гостей в дом, не обсудив это со всеми членами семьи.

10 Выработайте единые правила воспитания детей: одинаковые требования, система поощрений и наказаний.

11 Не читайте личные письма и дневники других членов семьи.

12 Входя в комнату (даже к ребенку), нужно постучать.

13 Не обсуждайте в присутствии детей родственников, а детей при других людях.

14 Дома вы не на работе, не переносите стереотипы общения домой. Дома все равны, даже если кто-то зарабатывает больше.

15 Никогда не молчите долго (после ссоры). Это способствует разобщению. А зачем вам в семье разобщение?

16 Заботьтесь друг о друге, пусть другие чувствуют, что вы их любите.

Такт, умение находить общий язык и взаимная вежливость — вот основа для полноценного общения в семье.

Консультация: Консультация «Правила общения в семье»

Консультация «Правила общения в семье»

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» — говорил А. С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А. С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» — говорил А. С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

— «Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

— «Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя не дозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

— «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

— «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

— «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» — часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

Статья: Правила семейного общения | Социальная сеть работников образования

Правила семейного общения

    Изучение счастливых семей позволило определить те правила общения, при соблюдении которых устанавливаются добрые отношения между супругами.

Уступайте друг другу. Уступать-значить считаться с интересами и потребностями другого человека, проявлять здравый смысл, снимать возникающий конфликт, избегать недоразумений и ссор. Взаимные уступки – важнейшее условие и путь к созданию дружной и прочной семьи.

    Не навязывайте своих взглядов и суждений. Часто в споре супруги стремятся обосновать свою точку зрения как единственно верную, доказать во что  бы то ни стало свою правоту. Пусть каждый изложит свою точку зрения и подумает над возражениями и аргументами другого, послушает его. После этого лучше перевести разговор на другую тему.

    Уважайте друг друга. Уважать – значить признавать достоинства другого человека, считаться с его мнением, привычками, вкусом. Однако необходимо помнить, что уважать мужа только за то, что он —  глава семьи, хозяин в доме, жена не будет. Муж должен быть достоин уважения, должен постоянно заботиться о том, чтобы это уважение сохранить. Так же и жена, которая хочет добиться уважения мужа, должна прилагать усилия к тому, чтобы мужу  с ней было хорошо.        

    Не может рассчитывать на уважение человек, который не умеет и не хочет уважать других.

   Не унижайте, не оскорбляйте друг друга, стремитесь видеть друг в друге прежде всего хорошее. Брак не может быть счастливым, если супруги выискивают друг в друге отрицательные черты, подлавливают друг друга на оплошностях и ошибках, собирают негативные сведения и используют их при ссорах, пытаясь доказать, что муж или жена – никудышний человек. Такие супруги постоянно выясняют отношения, сваливая друг на друга вину за неудавшийся брак.

    В каждом человеке есть положительные качества. Именно их надо прежде всего видеть, о них надо говорить знакомым, друзьям, родственникам. Супругам надо развивать и поддерживать друг у друга потребности в самосовершенствовании и самовоспитании.

    Управляйте своим поведением, считайтесь с настроением друг друга.        Настроение у человека может быть плохим. Но нельзя «срывать» отрицательные эмоции на близких людях. Ни в коем случае нельзя бросать упрёки: «Опять у тебя плохое настроение», «Тебе ничем не угодишь», «У тебя скверный характер» и т.п. Это ещё больше испортит настроение супруга, и тут уже неизбежен срыв, обоюдные обвинения, ссора.

    Не обижайтесь друг на друга надолго, не будьте злопамятны, не старайтесь отомстить, использовать по отношению к супругу такие же отрицательные средства, какие он использовал по отношению к вам.

    Самокритично оценивайте свои действия и поступки. Стремитесь видеть причины семейных конфликтов прежде всего в себе. Для этого каждый супруг должен поставить перед собой вопросы: «Что я хотел получить (какую цель реализовать?)», «Что я делал (какие средства использовал)?», «Что в итоге получилось?» возможно, цель была выбрана неудачно или она была безнравственна, так как вы хотели обидеть другого человека.

    Если конечный результат не совпал с целью, надо искать причину в средствах, которыми вы пользовались. Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильное и справедливое. Вначале надо изменить своё поведение, а потом требовать этого от других.

     Гармоничные отношения между супругами достигаются нравственными средствами: терпением, выдержкой, умением уступать, считаться с другими, отзывчивостью, нежностью, доверием, поддержкой.

Заповеди для родителей

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть, и больше. Потому что у него ещё1 нет привычки.
  • Не унижай!
  • Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, а кори – если можешь и не делаешь.
  • Помни– для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  • Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Консультация (подготовительная группа): Консультации для родителей «Правила общения в семье»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №36 «Мишутка» 

Воспитатель: Галина Владимировна Подугольникова

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» — говорил А. С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А. С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» — говорил А. С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

— «Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

— «Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

— «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

— «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

— «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» — часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

Памятка для родителей «Правила общения в семье»

Как строить общение с детьми

  1. Совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению

  2. РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге.

  3. УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций позволяет принятие и признание ребенка.

  4. НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

  5. СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребенком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.

Эмоциональный контакт родителя с ребёнком

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Начните с того, что:

— Бывайте чаще (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

— Поддерживайте его успехи, даже малейшие.

— Пусть вашей семейной традицией станут ежедневные «пятиминутки откровения», во время которых ребёнок сможет поделиться с вами своими делами, чувствами и переживаниями.

— Делитесь и своими чувствами и проблемами с ребёнком, он будет чувствовать ваше доверие.

— При общении с ребёнком очень важен контакт глаз, необходимо чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

— От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший».

— Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

— Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

— Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

— Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

.

hello_html_m1c4c43c9.jpg

Наш адрес: 353307

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

АБИНСКИЙ РАЙОН

СТАНИЦА ХОЛМСКАЯ

УЛ. ШКОЛЬНАЯ, 5

Тел/ факс 8 (861 50) 3- 19- 69

ГКУ СО КК «Абинский СРЦН»

Электронный адрес:

SRCN abinsk@msrsp.krasnodar.ru

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «АБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Памятка для родителей

«Правила общения в семье»

hello_html_7431ec8c.jpg

Отделение диагностики и социальной реабилитации №1

Воспитатель: Усачева Анна Васильевна

ст. Холмская,

Консультация для родителей: «Правила общения в семье»

Правила общения в семье!

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. 

Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей

, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо»«можно»«нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» — говорил А. С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А. С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» — говорил А. С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

— «Авторитет любви»Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

— «Авторитет доброты»Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя не дозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

— «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

— «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

— «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» — часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *