Почему лед легче воды окружающий мир 3 класс: Почему лед не тонет в воде: ответы – Методическая разработка (3 класс) по теме: «Вода и её свойства.Снег и лёд»

Почему лед не тонет в воде: ответы

В океане дрейфуют полярные ледяные глыбы и айсберги, и даже в напитках лед никогда не опускается на дно. Можно сделать вывод, что лед не тонет в воде. Почему? Если подумать об этом, то этот вопрос может показаться немного странным, потому что лед твердый и — интуитивно — должен быть тяжелее жидкости. Хотя это утверждение справедливо для большинства веществ, вода является исключением из правила. Воду и лед отличают водородные связи, которые в твердом состоянии делают лед легче, чем когда он находится в жидком состоянии.

Вопрос научный: почему лед не тонет в воде

Представим, что мы находимся на уроке под названием «Окружающий мир» в 3 классе. «Почему лед не тонет в воде?», — спрашивает учительница у детей. И малыши, не имея глубоких познаний в физике, начинают рассуждать. «Возможно, это магия?» — заявляет один из детей.

почему лед не тонет в воде

Действительно, лед крайне необычен. Практически нет никаких других естественных веществ, которые в твердом состоянии могли бы плавать на поверхности жидкости. Это одно из свойств, которое делает воду таким необычным веществом и, если признаться, именно оно изменяет пути эволюции планет.

Существуют некоторые планеты, которые содержат огромное количество таких жидких углеводородов, как, например, аммиак — тем не менее, при замерзании этот материал опускается на дно. Причина того, почему лед не тонет в воде, заключается в том, что при замерзании вода расширяется, и вместе с этим понижается ее плотность. Интересно, расширение льда может разбить камни — настолько необычен процесс оледенения воды.

Говоря научным языком, в процессе замерзания устанавливаются быстрые циклы выветривания и определенные химические вещества, выделяемые на поверхности способны растворять минералы. В целом, с замерзанием воды связаны такие процессы и возможности, которых физические свойства других жидкостей не предполагают.

Плотность льда и воды

Таким образом, ответ на вопрос о том, почему лед не тонет в воде, а плавает на поверхности, заключается в том, что он имеет более низкую плотность, чем жидкость — но это ответ первого уровня. Для лучшего понимания нужно знать, почему у льда низкая плотность, почему вещи всплывают в первую очередь, как плотность приводит к плаванию.

почему лед не тонет в воде химия

Вспомним греческого гения Архимеда, который выяснил, что после погружения определенного предмета в воду объем воды увеличивается на число, равное объему погружаемого объекта. Другими словами, если вы положите глубокое блюдо на поверхность воды, а затем поместите в него тяжелый предмет, то объем воды, который нальется в блюдо, будет точно равен объему объекта. Не имеет значения, объект погружается полностью или частично.

Свойства воды

Вода — это удивительное вещество, которое в основном питает жизнь на земле, ведь каждый живой организм нуждается в ней. Одним из наиболее важных свойств воды является то, что она обладает наивысшей плотностью при температуре 4 °C. Так, горячая вода или лед являются менее плотными, чем холодная вода. Менее плотные вещества плавают поверх более плотных веществ.

Например, во время приготовления салата, можно заметить, что масло находится на поверхности уксуса — это можно объяснить тем, что оно обладает меньшей плотностью. Этот же закон действителен и для объяснения того, почему в воде лед не тонет, а в бензине и керосине — тонет. Просто эти два вещества обладают меньшей, чем у льда, плотностью. Так, если вы запустите в бассейн надувной мячик, он будет плавать на поверхности, если же вы бросите в воду камень — он опустится на дно.

Какие изменения происходят с водой при замерзании

Причина того, почему лед не тонет в воде, связана с водородными связями, которые изменяются при замерзании воды. Как известно, вода состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Они прикреплены ковалентными связями, которые невероятно сильны. Однако другой тип связи, который образуется между различными молекулами, называемый водородной связью, слабее. Эти связи образуются потому, что положительно заряженные атомы водорода притягиваются отрицательно заряженными атомами кислорода соседних молекул воды.

почему лед не тонет в воде 3 класс

Когда вода теплая, молекулы очень активны, много перемещаются, быстро образуют и разлагают связи с другими молекулами воды. У них есть энергия, чтобы приближаться друг к другу и двигаться быстро. Итак, почему лед не тонет в воде? Химия скрывает ответ.

Физико-химия льда

По мере того, как температура воды опускается ниже 4 °C, кинетическая энергия жидкости уменьшается, поэтому молекулы больше не перемещаются. У них нет энергии для перемещения и такого же легкого, как при высокой температуре, разрыва и формирования связей. Вместо этого они образуют больше водородных связей с другими молекулами воды с образованием гексагональных структур решетки.

почему лед не тонет в воде 3 класс окружающий мир

Они образуют эти структуры, чтобы поддерживать отрицательно заряженные молекулы кислорода друг от друга. В середине шестиугольников, образуемых в результате деятельности молекул, много пустоты.

Лед тонет в воде — причины

Лед фактически на 9% менее плотный, чем жидкая вода. Поэтому лед занимает больше места, чем вода. Практически это имеет смысл, потому что лед расширяется. Вот почему не рекомендуют замораживать стеклянную бутылку воды — замороженная вода может создавать большие трещины даже в бетоне. Если у вас есть литровая бутылка льда и литровая бутылка воды, тогда бутылка с ледяной водой будет легче. Молекулы находятся дальше друг от друга в этой точке, чем когда вещество находится в жидком состоянии. Вот почему лед не тонет в воде.

почему лед не тонет в воде а в бензине и керосине тонет

Когда лед тает, стабильная кристаллическая структура разрушается и становится плотнее. Когда вода прогревается до 4 °C, она получает энергию, и молекулы движутся быстрее и дальше. Именно по этой причине горячая вода занимает больше места, чем холодная вода, и плавает поверх холодной воды — она обладает меньшей плотностью. Вспомните, когда вы находитесь на озере, во время купания верхний слой воды всегда приятный и теплый, однако когда вы опускаете свои ноги глубже, ощущаете холод нижнего слоя.

Значение процесса замерзания воды в функционировании планеты

Несмотря на то что вопрос «Почему лед не тонет в воде?» для 3 класса, очень важно понимать, почему этот процесс происходит и какое имеет значение для планеты. Так, плавучесть льда имеет важные последствия для жизни на Земле. Озера замерзают зимой в холодных местах — это позволяет рыбе и другим водным животным выживать под ледяным покрывалом. Если бы замерзло дно, то высока вероятность того, что все озеро могло бы быть заморожено.

В таких условиях в живых не осталось бы ни единого организма.

почему лед не тонет в воде а плавает на поверхности

Если бы плотность льда была выше плотности воды, то в океанах лед бы опустился, и ледяные шапки, которые в таком случае находились бы на дне, не позволили бы кому-либо там жить. На дне океана было бы полно льда — и во что бы это все превратилось? Кроме всего прочего, полярный лед важен, поскольку он отражает свет и предохраняет планету Земля от чрезмерного перегревания.

Окружающий мир (3 класс): провести опыты со льдом, узнать свойства льда.

Главная » Записи » Образование » Школьные задания » Окружающий мир (3 класс): провести опыты со льдом, узнать свойства льда.

Практическая работа по теме «Лед и снег»
в учебнике на стр. 30
led.jpg

 

1) Кусочек льда на ощупь очень холодный.
Известно, что вода превращается
в лед при температуре ниже 0 градусов.
 

led1.jpg

 

2) Если накрыть монету тонким слоем льда, она будет видна.
Лед прозрачный.
 

led2.jpg

 

3) Если сравнить лед с другими жидкостями,
 легко увидеть, что лед не имеет цвета,
этим он похож на воду.
Если в воде были примеси, лед будет мутный (белый).

 

led3.jpg

 

4) Ударим по льду молотком.
Лед крошится. Этот опыт показывает, что лед хрупкий.

 

led4.jpg

 

5) Опустив кусочек льда в воду, мы увидим,
что лед плавает. Значит он легче воды.

 

led5.jpg

6)Лед тает в воде очень быстро, если вода горячая.

 

led6.jpg

 ————————————————-

Благодаря ледяным полюсам и льду на вершинах гор,
на Земле сохраняется запас чистой пресной воды.
Природный лёд чище, чем вода.

 

led7.jpg

 

Зимой лёд образует на поверхности водоемов плавучий покров,
предохраняющий реки и озера от промерзания до дна.

 

led8.jpg

 

Лед служит людям для сохранения пищи.

 

led9.jpg

А в жару охлаждает лимонад.

 

led10.jpg

 

Лед очень важен для нашей планеты и для людей.

 

led11.jpg

 

 

Составил: Острийчук Слава.

Школьные задания // // Просмотров: 17 750

Страницы

← В машине с ребенком родителям запретят курить? Структурируем хранение игрушек. →

Что легче лед или вода? Тут простой ответ на этот вопрос

Многие задаются вопросом о том, что именно легче в окружающей среде: вода или лед? Ведь лед – это замороженная вода, а если посмотреть с другой точки зрения, то жидкость – это растаявшие массы льда. Все в нашем мире можно перевернуть с ног на голову и представить в таком виде, что любой процесс идет в обе стороны. Но, продолжая разговор о тяжести и, следовательно, плотности, нельзя не отметить, что лед во многом обязан своему маленькому весу обыкновенному воздуху.

Секреты льда

Тут и догадываться не надо: причина кроется в небольших полостях, которые возникают при замерзании воды. Эти полости заполняются обычным воздухом и это придает льду меньший вес. Очень полезное явление, но не только по этой причине ледяные пласты легче. Не так давно мы рассказывали о том, что наибольшая плотность воды в нормальных условиях достигается при температуре в 4 градуса Цельсия. Это значит, что нулевая температура воды дает меньшую плотность, то есть, больший объем. Именно по этой причине (поскольку лед не может возникнуть при температуре, больше 0), куски льда плавают.

Все интересное просто

что легче лед или водаКак можно подробнее рассказать об этом интересном явлении? Итак, представим себе процесс, который протекает в воде. Этот процесс называется конвекцией: обмен энергией посредством струек. Течения и струйки есть даже в стоячей воде, от них никуда нельзя деться и даже современные ученые до сих пор не смогли выяснить, что же именно кроется за природой движения воды. Поэтому обмен энергий протекает постоянно. Если идет обмен энергией, то меняется и температура. Добавив к этому изменение плотности, получим, что вода, которая обладает большей плотностью, опускается на дно. Но она не может замерзнуть, ведь она слишком теплая для этого.

Таким образом, на освободившееся место выдвигается вода менее плотная, то есть, уже перешедшая точку в +4 градуса и приближающаяся к нулю. Эта вода имеет все шансы замерзнуть. Итак, основные характеристики, показывающие и доказывающие, что вода более плотная и тяжелая, а лед легче. Прежде всего, это наличие пузырьков воздуха или какого-либо газа (ведь вмерзнуть может как воздух, так и отдельно взятый газ). Во-вторых, низкая плотность и, как следствие, больший объем. Все вместе это дает лишь чуть меньшую плотность.

И если массы льда легче того же объема воды, то совершенно ненамного. Представьте себе разницу лишь в десять процентов. В куске льда может быть огромное количество полостей, но при этом общий их объем будет очень мал. Можно представить себе, что если айсберг плывет по воде, то под кромкой воды скрыто 90% общей массы айсберга. Невероятные объемы и веса, которые порой кажутся просто фантастическими. И все же эти объекты плавают.

Когда в воде есть соль

Все это касается пресной воды. Что же сказать о соленой? Она замерзает при более низкой температуре. Обычно указывают что-то от -3,2 до -3,5 градусов. Получается, что в этом случае, когда плотность воды из-за соли становится больше, а при замерзании ледяные массы частично отторгают соль едва ли не на молекулярном уровне, то разница в плотностях становится куда более весомой. И составляет она уже не десять процентов, а доходит почти до двадцати. То есть, если взять тот же айсберг, то над водой будет находиться 20% его массы, а под водой – 80.

Поскольку очень многое зависит от состава воды, то не всегда можно быстро и объективно сказать, насколько легче объем льда. Но даже без тщательного исследования можно смело сказать, что влага всегда тяжелее, иначе бы сегодня в Арктике нередко попадались подводные айсберги.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Три состояния воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Мы привыкли, что вода — это прозрачная жидкость без цвета и вкуса. Но она бывает и твёрдой, и газообразной. Лёд и снег — это тоже вода. А в воздухе всегда есть вода в виде пара.

 

Вода может быть в трёх состояниях: жидком, газообразном (пар, туман) и твёрдом (лёд, снег, град, иней).

 

1.svg

 

Состояние воды зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода жидкая. На морозе вода замерзает и превращается в лёд. А при нагревании она испаряется и становится водяным паром.

 

При этом изменяется расстояние между молекулами воды. В твёрдой воде молекулы располагаются совсем близко. В жидкой воде они дальше друг от друга, а в газообразной — совсем далеко.

 

2.svg

Превращения воды

Превращение жидкой воды в лёд происходит при температуре ниже \(0\) градусов. Это замерзание.

 

Лёд начинает таять, если температура выше \(0\) градусов. Происходит таяние льда.

 

Превращение жидкой воды в пар — это испарение. Испарение происходит при любой температуре, а полностью вода становится газообразной, если температура выше \(100\) градусов.

 

Водяной пар превращается в жидкую воду при температуре ниже \(100\) градусов. Процесс называется конденсация.

Особые свойства льда

Обыч­но твёр­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек воска тонет в рас­плав­лен­ном воске. Лёд не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в  воду, он будет пла­вать на по­верх­но­сти.

 

При замерзании вода ведёт себя не так, как другие вещества.  Если воду охлаждать, то она начинает сжиматься. Но как только температура воды становится ниже \(0\) градусов, всё изменяется. При замерзании вода опять расширяется. Лёд за­ни­ма­ет боль­ший объём, чем вода, и он легче воды.

 

Если стеклянную  бутылку с водой  оставить на морозе, то она лопается.  То же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замёрзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Тест по окружающему миру 3 класс

Тест 16. Итоговый за I четверть

Вариант 1

А1. Что относится к природе?

1) манная каша 3) ромашка

2) иголка 4) забор

А2. Чем человек отличается от других животных?

1) человек – разумное существо

2) человек способен сам добывать пищу

3) человек много двигается

4) человек стареет

А3. Какой признак относится к характеристике народа?

1) совместное хозяйство

2) территория

3) национальный костюм

4) Государственный гимн

А4. Что даёт растениям почва?

1) углекислый газ 3) энергию

2) воду с минеральными солями 4) свет

А5. Какой предмет относится к естественным телам?

1) клей 3) вилка

2) берёза 4) доска

А6. Что относится к веществам?

1) комета 3) вода

2) муравей 4) гвоздь

А7. Что при нагревании происходит с воздухом?

1) превращается в облако

2) расширяется

3) сжимается

4) превращается в пар

А8. Что входит в состав почвы?

1) дождевой червь 3) личинки жуков

2) корни 4) воздух

В1. Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?

1) химия 3) биология

2) астрономия 4) экология

В2. Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

1) органы чувств 3) все органы

2) сердце 4) органы движения

В3. Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?

1) муравьи 3) дождевые черви

2) кузнечики 4) личинки жуков

С1. Что не относится к символам государства?

1) государственный танец

2) Государственный герб

3) государственный язык

4) Государственный флаг

С2. Какие утверждения верны?

1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик.

2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе.

3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.

4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.

Тест 16. Итоговый за I четверть

Вариант 2

А1. Что относится к живой природе?

1) солнечный луч 3) скала

2) медведь 4) лёд на пруду

А2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов?

1) головной мозг 3) пищевод

2) сердце 4) лёгкие

А3. Какой признак относится к характеристике страны?

1) государственные символы

2) народные песни

3) совместное хозяйство

4) родной язык

А4. Какое растение относится к цветковым?

1) мох 3) морская капуста

2) кедр 4) мать-и-мачеха

А5. Что не относится к телам?

1) планеты 3) волк

2) гранит 4) сода

А6. Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?

1) крахмал 3) кислота

2) вода 4) кислород

А7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?

1) вода прозрачна

2) вода не имеет запаха

3) вода – хороший растворитель

4) вода сладкая на вкус

А8. Выбери правильное утверждение.

1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.

2) Лёд разъедает камни.

3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.

4) Лёд не может разрушать камни.

В1. Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом?

1) микроскопу 3) фоноскопу

2) телескопу 4) микрофону

В2. Что позволяет делать воображение?

1) запоминать 3) представлять

2) делать выводы 4) чувствовать

В3. Какое из этих веществ газообразное?

1) уксус 3) глюкоза

2) кислород 4) вода

С1. Найди среди утверждений доказательства того, что Земля – дом для человечества.

1) На Земле есть воздух.

2) На Земле есть вода.

3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства.

4) Земля – планета.

С2. Укажи все «маски» воды.

1) почва 3) дождь

2) иней 4) туча

Доклад на тему Свойства льда 3 класс сообщение

Лёд и его свойства.

Каждый человек, хотя бы раз в жизни видел лёд. Но не все знают , при какой температуре лёд начинает таять, где  больше всего льда на планете и какие же свойства он имеет. Сегодня мы попытаемся узнать об этом холодном и скользком веществе чуть больше.

Содержание доклада:

1. Что такое лёд и его значение в природе

2. Свойства льда

3. Опыты со льдом

4. Вывод

Что такое лёд и его значение в природе

Даже самые маленькие дети знают, что лёд – это замершая вода. Часто, ложась зимой спать, мы слышим за окном звук падающих с крыши капель, а на утро там уже висит блестящая сосулька. Это самый настоящий лёд. Снежинки, падающие с неба – тоже лёд и даже узоры на окне это тоже кристаллы льда. Видите, как часто лёд можно встретить в природе, особенно зимой?

Больше всего льда находится на материке Антарктида. Там сосредоточено около 86% всех ледников. Именно благодаря айсбергам – огромным скоплениям льда, на Земле остается запас пресной воды.

Также именно лёд служит «одеялом» для рек и озер. Благодаря такой защите вода не промерзает, и в ней могут жить рыбы и другие водные обитатели.

Свойство льда

Лед имеет ряд основных свойств:

  • образуется из воды
  • на ощупь холодный
  • не имеет запаха и вкуса
  • плавает на поверхности воды
  • прозрачный и бесцветный
  • твердый и хрупкий
  • сохраняет свою форму
  • плохо проводит тепло

Опыты со льдом

1) Кто быстрее растает.

Необходимы два кубика льда, кусочек фольги и обычной бумаги или газетного листа. Нужно завернуть одну льдинку в фольгу, а другую в бумагу и оставить на 20-30 минут в одном помещении. В итоге льдинка, которая была завернута в бумагу, растает медленнее, так как теплый воздух из комнаты дольше нагревал бумагу, соответственно и льдинку внутри нее, а через фольгу теплу пройти было легче, поэтому кубик и растаял быстрее. Такое понятие называется теплопроводность. Теперь можно сделать вывод, что у фольги теплопроводность  больше, а у бумаги меньше.

2) Ледяной кораблик.

Нам потребуется упаковка из под творожка, трубочка, бумага для флажка и кусочек пластилина. Сперва на трубочку приклеиваем кусочек пластилина, а на противоположный край закрепляем флажок и прикрепляем ко дну коробочки. Наливаем туда воду так, чтобы ее уровень  доходил до половины, и отправляем в морозильную камеру. Когда вода застыла, можно доставать наш кораблик и запускать его в ёмкость с водой.  Можно заметить, что кораблик будет плавать по воде и не тонуть.

3) Лед и соль.

Знаете ли вы, почему лед зимой посыпают солью? Если нет, то этот опыт поможет узнать, почему так происходит. Нам понадобится два кубика льда и щепотка соли. Один кубик мы посыпаем солью, а другой нет и оставим их при комнатной температуре. Через некоторое время можно заметить, что кубик, посыпанный солью, начал таять гораздо быстрее. А если приглядеться, то можно увидеть, как соль «проедает» лед, делая в нем маленькие ходы.

Вывод

Сегодня мы узнали много новой информации о льде, его свойствах и опытах со льдом. Но лёд – это лишь малая часть нашего огромного и интересного мира, который нужно изучать и любить!

Вариант №2

Лед легко встретить в природе. Зимой при низких температурах воздуха вода, находящаяся на поверхности земли, замерзает. Водоемы покрываются льдом. Лед вещество прочное, но очень хрупкое. Ходить по замерзшим рекам и озерам запрещено. Лед покрывает водоем не равномерно. В разных местах толщина льда отличается. Есть более толстый слой – возле берега. Более тонкий слой в местах течения. Ледяная поверхность под тяжестью может очень легко треснуть. Кататься на коньках можно на специально залитых площадках – катках.

Днем пригревает солнышко и от тепла лед начинает таять, образуются лужи. Но в ночное время температура воздуха снова опускается ниже нуля градусов и вода замерзает — образуется лед. Т.е. лед очень легко превращается в воду и также легко вода превращается снова в лед.  Гололедица – это чуть подтаявший лед на тротуарах и пешеходных дорожках. Такая дорожка очень скользкая. Ходить во время гололедицы нужно очень осторожно.

Во льду молекулы расположены очень близко друг к другу. Поэтому, при замерзании вода легко принимает форму емкости, в которую была налита.

Плотность льда меньше плотности воды, поэтому лед не тонет, т.е. он легче воды, а значит, всегда плавает на ее поверхности. Огромные глыбы льда, отколовшиеся от айсбергов, несмотря на свои размеры, также плавают на поверхности океанов. 

Лед прозрачный, поэтому через него с легкостью проходит солнечный свет. Через замерзшие окна лучи солнца также легко проникают в комнату. Жители водоемов, покрытых льдом, также получают солнечный свет через ледяную поверхность.

Лед не имеет запаха и цвета. Чистая замерзшая вода абсолютно прозрачна и ничем не пахнет. Лед специально готовят в формочках. С помощью таких льдинок можно охладить любой напиток или блюдо. Мешочек со льдом прикладывают к месту ушиба для ослабления боли.

1, 2, 3 класс, окружающий мир

Свойства льда

Свойства льда

Популярные темы сообщений

  • Клевер

    Клевер – это род растений. Этот род включает в себя почти три сотни разновидностей по всему миру. Самым распространенным видом клевера считается клевер луговой – тот самый цветочек, который часто растет на клумбах как сорняк

  • Созвездие Тельца

    Телец представляет собой достаточно большое созвездие. Оно находится между Близнецами и Овном. Площадь его на небе составляет 800 квадратных градусов, среди всех других созвездий оно занимает 16 позицию по величине.

  • Герои нашего времени

    После того, как отгремела Великая Отечественная война, унеся много жизней и сломав миллионы человеческих судеб, в послевоенное время понятие «героизм» ассоциировалось лишь с теми, кто защищал Отечество. Героями считали воинов,

Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода» (3 класс)

Конспект урока-опыта

Тема. Вода

Автор-составитель:

Орлова Мария Владимировна,

Технологическая карта

Тема урока: «Вода»

Класс: 3 класс 1 часть

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Автор программы, учебника: Плешаков А.А.

Педагогическая технология: социально-воспитательная.

(формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, предметных)

1. Личностные:

• Осознание себя членом общества и государства.

• Развитие чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

• Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

• Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

• Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

• Получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

• Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

• Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

• Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания.

• Работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы. 3. Предметные

• усвоить первоначальные сведения о свойствах воды.

• формировать умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности воды.

Основные понятия

Вода, роль воды, свойства воды.

Ресурсы урока (оборудование):

• Учебник «Окружающий мир, 3 класс, 1 часть», компьютерная презентация, конспект. Для учителя: стеклянный стакан, ложка, блюдце, соль, сахар, лимонная кислота, песок, кофейный фильтр, колба с трубкой, цветная бумага, подкрашенная вода, лед. Для учеников: пластиковый прозрачный стакан, пластиковая ложка, пластиковая тарелка, соль, сахар, лимонная кислота, песок, кофейный фильтр.

Организация учебного пространства

Групповая.

Задачи урока:

1. Образовательные:

• повторить свойства и разнообразия веществ.

• сформировать представление о значении воды.

• обратить внимание на проблему охраны воды.

2. Воспитательные:

• воспитать умения слушать и слышать педагога и одноклассников.

• воспитать любовь к природе.

• воспитать чувство коллективизма.

3. Развивающие:

• развить диалогическую и монологическую речь.

• развить зрительную память.

• развить умения устанавливать причинно-следственные связи.

Учебный предмет «Окружающий мир» 3 класс. УМК «Школа России».

Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс, 1 часть

Рабочая тетрадь 3 класс, часть 1. А.А. Плешаков

Тема урока « Вода». Тип урока: урок-опыт

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материал урока

(деятельность учителя, предполагаемые

ответы учеников)

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой детей на учебную деятельность. Проверка уровень усвоения материала предыдущей темы.

— Что вы проходили на прошлом уроке?

— Проверим домашнее задание. Для этого выполним тест. Я вам буду читать высказывания, вам нужно будет поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. То есть, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -.

1. При нагревании воздух сжимается.

2. Воздух голубого цвета.

3. При нагревании воздух расширяется.

4. При охлаждении воздух расширяется.

5. Воздух не имеет запаха.

— Теперь для проверки обменяйтесь листочками с соседом. Возьмите в руку ручку другого цвета и проверяем. (слайд с ответами)

— Все молодцы справились, теперь обменяйтесь обратно листочками. Поднимите руку те, у кого нет ошибок, у кого 1 ошибка, две, три, больше 4.

— Над какой темой работали на прошлом уроке?

Методы: беседа.

Прием: фронтальный ответ учеников класса, классификация.

Деятельность учащихся: ученики проверяют готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

2. Выявление места и причины затруднения.

Сообщение темы урока. Организация выявление и фиксации учащимися места и причины затруднения.

— Вставьте недостающее слово «Воздух, солнце и … – наши лучшие друзья!» (слайд с фразой)

— Что вы знаете о воде?

— В каком состоянии и где она встречается в природе?

— Итак, какую тему сегодня будем проходить на уроке?

— Нам предстоит выяснить где встречается вода, в каком состоянии и какие у нее свойства.

— Проведём небольшую разминку.

1. Под землёй ходит, на небо смотрит. (Родник)

2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

3. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

4. Без крыльев – летят, без ног – бегут, без паруса – плывут. (Облака)

5. Приходил, стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)

6. Вечером на землю слетает, в ночь на земле прибывает, утром опять улетает. (Роса)

7. Когда зимой мороз и стужа, покрыты им и пруд, и лужа. (Лед) (Слайд с ответами)

— Какие из этих слов связаны с водой? (Родник, река, дождь)

— Эти слова огадали легко, а какие слова у вас вызывали трудности? (Туман, облака, роса)

— Вода бывает в трех состояниях – жидком, газообразном и твердом, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Методы: беседа, дидактическая игра, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, установление причин.

Деятельность учащихся: хором отгадывают загадки, формулируют тему урока.

3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Постановка учебной задачи.

Построение алгоритма решения проблемы затруднения.

— Посмотрите на парты. (на партах стоят принадлежности для опытов)

— Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: наблюдения, обобщения или опыт?

— Вспомним правила безопасности при проведении опытов. (слайд «Правила безопасности»)

— Также вспомним правила групповой работы. (слайд «Правила групповой работы»)

Методы: беседа, демонстрация презентации, инструктаж.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: Формулируют шаги учебной деятельности

4. Реализация построенного проекта.

Выявление учащимся конкретного представления о данном объекте.

— Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

— Вода – полезное ископаемое? Почему вы так думаете?

— Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем.

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, обобщение, систематизация.

Деятельность учащихся:

отвечают на вопросы, формулируют выводы.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Опыт 1. Возьмём стакан, блюдце. Нальём воду из крана. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

Опыт 2. Опустим ложку в стакан с водой. Что видим? (ложку) Какой вывод можем сделать?

Вывод. Вода прозрачна.

— Мы использовали чистую воду. А если мы возьмем воду из лужи, она будет прозрачной? (нет) Почему? (Загрязнена). Как люди загрязняют воду? (бросают мусор, выливают отходы) Что нужно делать, чтобы защитить воду? (не мусорить у воды, заводам не сливать отходы, убирать за собой мусор на пляже)

Опыт 3. Смотрим на стакан. (Я ставлю за стакан цветную бумагу, меняю листы). Какого цвета стала вода? А сейчас?… Почему вода разного цвета? Я же не меняла воду. Какой вывод?

Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 4. Выходит 1 ученик. (Наливаю кипяченую воду из термоса в стаканы) Бери 1 ложку сахара, размешай в стакане. Выходит 2 ученик. Бери 1 ложку соли, размешай в стакане. Выходит 3 ученик. Бери 1 ложку лимонной кислоты, размешай в стакане

Видим сахар, соль, лимонную кислоту? (нет) Почему? (растворились)

Вывод. Вода – растворитель.

Опыт 5. Выходит 4 ученик. (пьет чистую воду) Что чувствуешь? Какой вкус у воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Опыт 6. Выходит 5 ученик. Понюхай воду? А пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Опыт 7. В стакане вода с песком. Взболтаем её. Можно ли очистить воду? Кто знает, как ее очистить? (фильтруем воду через кофейный фильтр)

Вывод. Вода фильтруется.

Опыт 8. (показывает учитель) Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Что мы видим? (вода поднимается по трубке). Почему?

Вывод: при нагревании вода сжимается.

Опыт 9. (показывает учитель) Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Что теперь происходит? (вода опускается) Как мы это объясним?

Вывод: при охлаждении вода расширяется.

(слайды с инструкцией по каждому опыту)

Методы: беседа, наблюдение, демонстрация презентации, демонстрация опыта, опыт.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика около доски, сравнение, установление причин, выяснение взаимосвязей.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют опыты в группах, формулируют вывод

6. Физминутка

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)

Устремилось облако Выше, выше, выше

(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания и проверки правильности результатов. Закрепление полученных знаний.

— А теперь проверим себя, поработаем в рабочих тетрадях, страница 13 упражнение 4 и 5. (запись результатов опыта в таблицу, схематичный рисунок молекул воды)

— Свои выводы нам представит (ученик)

Методы: работа с книгой, практическая работа в рабочей тетради, упражнение, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика около доски, обобщение.

Деятельность учащихся: выполняют задание в рабочей тетради

8. Включение в систему знаний и повторение

Систематизация и упорядочение приобретенных знаний.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями,

решать практические и теоретические задачи. Закрепление знания по всей теме урока

— Упражнение 6 выполним в парах. Подумайте, какие вещества из таблицы растворяются в воде. Где в быту используется это свойство воды?

(выслушиваем вывод каждой пары, обобщаем)

Методы: беседа, демонстрация страницы рабочей тетради.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика с места, систематизация, обобщение.

Деятельность учащихся: выполняют работу в парах.

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Осуществлять процесс самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Определить задание для самоподготовки.

— Какие свойства воды вы узнали?

— Каким опытом можно доказать, что вода – растворитель?

— Как можно очистить воду?

— А теперь я проверю, кто из вас самый наблюдательный. Представьте себе такую картину. В стакан налили воды и оставили на ночь на улице при температуре минус 5. Что будет с бутылкой утром?

(бутылку разорвет) Почему? (вода расширяется при охлаждении)

— На столах у вас лежат квадратики. Раскрасьте его зеленым если у вас все получилось и вы довольны уроком, оранжевым – если остались вопросы, красным – если ничего не понятно.

Методы: беседа, распознавание признаков.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, систематизация, аналогия.

Деятельность учащихся:

ученики отвечают на обобщающие вопросы учителя, подводя итог изученному на уроке.

Также ученики оценивают свою работу на уроке, комфортность атмосферы и свое настроение.

Департамент образования

ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского

отделение «Арбат»

2 класс
тема «Охрана окружающей среды»

студента 26 группы, 2 курса

Орловой Марии Владимировны

Конспект

Урок

Анализ

Учитель

Методист

2017-2018 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема урока: «Охрана окружающей среды»

Класс: 2 класс

Образовательные:

• повторить названия птиц, зверей, деревьев.

• сформировать представление о понятии экология.

• закрепить практические навыки охраны окружающей среды.

Воспитательные:

• воспитание умения слушать и слышать педагога и одноклассников.

• воспитание любви к природе.

• воспитание чувства коллективизма.

Развивающие:

• развитие диалогической и монологической речи.

• развитие памяти, мышления, воображения.

• развитие мелкой моторики кистей рук.

Планируемые результаты

Личностные:

• Осознание себя членом общества и государства.

• Развитие чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

• Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

• Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

• Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

• Получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

• Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

• Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

• Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания.

• Работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Основные понятия

Экология, названия птиц, деревьев.

Ресурсы (оборудование):

Для учителя:

Компьютерная презентация, конспект, ватман с полем и небом, рисунки деревьев, пазлы с животными, недлинный канат.

Для ученика:

Компьютерная презентация, клей, цветные карандаши, белый круг из картона.

Организация пространства

фронтальная

Источники информации

Литература:

• Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

• http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563874/

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема урока: «Охрана окружающей среды»

Класс: 3 класс

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материал урока

(деятельность учителя, предполагаемые

ответы учеников)

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Настрой детей на учебную деятельность.

— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (лес)

Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие в лес. Послушайте историю о лесе.

Методы: дидактическая игра, беседа.

Прием: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ученики отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний.

Актуализация знаний по окружающему миру.

Слайд 1 Лес

— Жил был лес.

Слайд 2 Птицы

— Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

— Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Слайд 3 Звери

Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд 4 Человек

— Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд 5 Вырубка леса

— Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд 6 Пожар в лесу

— Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд 7 Загрязнение водоемов.

— Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд 8 Воздух

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд 9 Засорение отходами

— Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 10 Просьба леса

— Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

— И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Прием: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ученики отвечают на вопросы учителя.

3. Объявление темы и задач мероприятия.

Постановка учебной задачи.

Слайд 11 (Экология)

— Почему в лесу никто не живет? (человек разрушил жизнь леса)

— Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? (Экология)

— Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

— Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесу и исправим ошибки человека.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Прием: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ученики отвечают на вопросы учителя.

4. Открытие новых знаний..

Задание 1 (групповая форма)

— По загадкам мы определим, какие деревья мы посадим в нашем лесу.

1.

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

— Как люди вредят рябине? (обрывают ветки с ягодами)

— Почему мы сажаем рябину? (чтобы снегири питались рябиной зимой)

2

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

— Как люди вредят березе? (весной добывают сок)

— Почему мы сажаем березу? (она такая красивая)

3

Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

— Как люди вредят елям? (зимой вырубают)

— Почему мы сажаем ее в наш лес? (чтобы их было больше)

Методы: беседа, дискуссия.

Прием: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся: ученики отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.

4

И гадать не надо даже –

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (Дуб)

— Как люди вредят дубам? (вырубают, делают мебель)

— Почему мы сажаем дуб в наш лес? (это дом для многих животных)

Ученики, отгадавшие загадку, украшают ватман этими деревьями.

— Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

5. Физминутка

Задание 2

— Выберите самого сильного и ловкого игрока из своей группы. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

Цель игры: первым вытащить змею из-под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

6. Первичное закрепление.

Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания и проверки правильности результатов.

Задание 3 (парная работа)

— Кого ещё не хватает в нашем лесу? (Не хватает птиц и зверей)

— На столе у вас лежат конверты. Разбейтесь на пары. Приготовь клей. Достаньте из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное или птицу, прикрепите к ватману. (на пазлах фотографии: медведь, лиса, сова, енот, дятел, снегирь, заяц, свиристель, бобер, волк, белка, сорока)

— Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 4

— Енот Егорка принес следующее задание в этом конверте (на слайде выскакивает конверт). Это кроссворд о природе.

Методы: беседа, упражнение, практическая работа, демонстрация презентации.

Прием: фронтальный ответ учеников класса, выполнение упражнения учениками в паре.

Деятельность учащихся: ученики отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнения, работают в парах.

Слайд 12 Кроссворд

— Отгадаем кроссворд.

hello_html_315f1bae.jpg

Вопросы к кроссворду

  1. Как называется верхний плодородный слой земли?

  2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

  3. Синоним слова звери.

  4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

  5. Житель планеты, наделенный разумом.

  6. Назови синоним слова атмосфера.

  7. Как называется солнце на языке астрономов?

— Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

Слайд 13 Охрана природы

— Нужно ли охранять природу? (да) Почему?

Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

7. Творческая работа.

Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания. Закрепление полученных знаний.

Задание 5 (групповая работа)

— На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на ватмане).

Методы: упражнение (творческая работа).

Прием: выполнение упражнения в малой группе.

Деятельность учащихся: выполняют творческое задание, работают в группах.

8. Проверка результатов творческой работы.

Закрепление полученных знаний.

— Теперь каждая группа продемонстрирует нам свой знак и расскажет о его значении.

Методы: демонстрация творческой работы.

Прием: ответ ученика около доски.

Деятельность учащихся: ответ лидера каждой группы у доски.

9. Итог урока.

Закрепление знания по всей теме урока.

Слайд 14 Итог урока

— Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам. Почему?

— Как нам подписать плакат? (Берегите природу!)

Задание 6

— Возьмите листы, на которых напечатан тест. Ответьте на вопросы.

1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

3. Какую книгу называют “Красной?”

4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

Завершение путешествия (при наличии времени)

(Чтение стихотворения Любови Сироты)

Скворечник

Он сказал с неподдельной любовью: 
«Мне природа – родная сестра. 
Про охоту и рыбную ловлю
Я могу говорить до утра. 
Разве что-то сравнится с азартом
Следопыта, восторгом стрелка
Или, скажем, с дрожаньем внезапным
Пробудившегося поплавка? 
Если надобно выдумать слово –
Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
И блаженную тяжесть улова, 
И ухи ароматный дымок…” 
Дай вам Бог и погоды, и пищи, 

Методы: завершение творческой работы, тест, беседа, демонстрация презентации.

Прием: ответ учеников с места, выполнение задания.

Деятельность учащихся: выполняют тест, отвечают на вопросы.

Только я не за вас – за мальца, 
Что заботливо ладит жилище
Для простого рябого скворца. 
Есть ли дело светлей и безгрешней,
Чем сколачивать, шкурить бока
Золотистой фанерной скворечни –
Деревянного особнячка? 
И, пристроив к доверчивой кроне, 
День за днем, запрокинув лицо, 
Все-то взглядывать из-под ладони: 
Не явился ли гость на крыльцо? 
И – мелькнули на фоне проема, 
На кургузой площадке крыльца
У дверей обретенного дома
Долгожданные крылья жильца! 
Вот он вышел на краешек кровли, 
Шевельнув молодые листы… 
…Есть восторг и в охоте, и в ловле, 
Есть природа – но нет доброты. 
И стоишь, затаивши дыханье, 
И вбираешь, и ловишь, и ждешь
Посвист, щелканье и трепыханье, 
Пестрых перьев счастливую дрожь.

10. Рефлексия.

— На столах лежат кружочки бумажки. Закрасьте их зеленым если вам все понравилось, желтым – если иногда было скучно, красным – если ничего не понравилось.

— Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг «Природа – твой дом» заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

Литература:

  1. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008.

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)

  4. Окружающий мир, 3 класс, 1 часть. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *