Плохой учитель и хороший: Эссе «Чем хороший учитель отличается от плохого?» – Хороший учитель, плохой учитель | Вестишки.ру

Содержание

Эссе «Чем хороший учитель отличается от плохого?»

Чем хороший учитель отличается от плохого?

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» — Л. Толстой.

Как понять, что представляет из себя педагог? Конечно, дети не всегда объективным. И плохими им могут казаться, например, строгие и требовательные учителя. А хорошими – балагуры и шутники, рассказывающие байки вместо школьной программы и ставящие всем пятерки. Но есть моменты, которые должны насторожить.

Переход на личности Такой педагог вряд ли слышал про «индивидуальный подход». Поэтому мерит всех одной меркой. Любимые его фразы: «Как ты станешь жить с таким характером?», «Пойдешь дворником работать!» и прочее в том же духе. Он умело подбирает самые обидные слова, ищет одобрения у класса, отчитывая провинившегося, несколькими шутками может довести до слёз. Обычно в начальной школе дети его не любят и боятся, а в старших классах часто вступают в открытое противоборство.

Снобизм и высокомерие «Вот станешь учителем и будешь командовать!», или «Здесь у меня диплом, а значит, я решаю!», «Мал еще – спорить со взрослыми». Педагог должен держать дистанцию с учениками, но при этом относится к ним с уважением. Приятельские отношения А это – другая крайность. «Ох, ребятки, понимаю – сдалась вам эта физика. Нудятина ещё та. Но что делать – придется писать контрольную. Так и быть, можно списывать», – разрешает учительница. «Ребятки» в восторге – своя в доску. Но беда в том, что авторитет у педагога – нулевой. И как только он попытается наладить дисциплину или чему-то научить, дети взбунтуются. Еще бы, они ж – друзья, какая тут учёба! Наличие фаворитов У такого педагога обязательно есть любимчики – им завышают оценки, их редко спрашивают и всячески выделяют, их обидчиков – наказывают. Минусов сразу несколько. Остальные дети страдают от несправедливости, фавориты – плохо знают предмет и с трудом строят отношения с одноклассниками.

Категоричность Учитель объяснит тему от корки до корки строго по учебнику. Но никогда не станет давать дополнительный материал или пытаться заинтересовать ребят связью пройденной темы с обыденной жизнью. И на вопросы детей не по теме отвечать тоже не будет. Альтернативных точек зрения и слушать не захочет – делай, что говорят, и не спорь. В результате дети учатся зубрить и при этом совсем не учатся думать самостоятельно. Постоянные жалобы «Поговорите с ребёнком!», «Ваня не слушается на уроке!», «Петя ходит по классу во время занятий!». Дневник вашего ребёнка просто пестрит от красных чернил? Позиция такого педагога проста: «Задача учителя – дать материал, а за все остальное отвечают родители». Поэтому у него всегда есть проблемы с дисциплиной в классе, ведь он совершенно не представляет, как заинтересовать детей. По любому поводу он будет вызывать вас в школу и искренне считать, что ваши «разговоры» с ребёнком сделают чудо, и он станет паинькой на его уроках

В жизни каждого из нас был как минимум один действительно хороший учитель, но так же был, откровенно говоря, и плохой. Мы абсолютно точно знаем,  что бы нам понравилось и привлекло в обучении, и, опираясь на наши желания, мы ждем этого от учителя и судим его по своим критериям «добра и зла». Большинство людей определяют хорошего или плохого учителя, опираясь на такие критерии как личность и предпочитаемый стиль обучения. Как бы там ни было, абсолютно все хорошие учителя имеют набор «универсальных качеств».

Прежде всего, одаренный учитель, должен знать свой предмет «на зубок». Вряд ли кто-то сможет учить тому, чего и сам не знает. Это совсем не значит, что хороший учитель должен знать абсолютно все. Учителя всего лишь  должны быть осведомлены в достаточной мере,  дабы вызывать доверие.

Хороший учитель должен быть честным. Достаточно честным, чтобы признать, что ответ на какой-то особенный вопрос ему (ей) неизвестен. Хороший учитель должен быть честным, чтобы, допуская ошибки, он мог согласиться и признать эти ошибки. Ошибки допускают все, но что заставляет других доверять и верить вам, так это способность признать эти ошибки и  исправить их.

Хороший учитель должен быть способен учиться чего бы то ни было от своих учеников. Всегда существует то, чему ты можешь научиться. Даже сомнительная перспектива может превратиться в опыт. Вам не обязательно соглашаться с чьим-либо мнением. Преподавание и обучение не «промывка мозга».

Хороший учитель должен уважать каждого ученика как индивидуальность. Каждый человек – уникален. Учитель должен приветствовать и поощрять разные мнения и отношения к той или иной проблеме.  Классная комната не место для унижения или подавления личности. Это место для просвещения и раскрытия умов.

Хороший учитель должен быть терпеливым и уступчивым. Далеко не все учащиеся воспринимают и прорабатывают информацию очень быстро. Конечно, есть те, кто схватывает идею и смысл очень быстро, но ведь есть и те, кому необходимо время для анализа полученной информации.  Хороший учитель знает о том, что иногда следует снизить темп подачи информации и дать время на ее анализ тем, кто не достаточно ясно понял поданный материал.

Хороший учитель знает «границы». Имеется ввиду, учитель должен знать, как придерживаться и как сохранить отношения «учитель – ученик» в том виде, каком они должны быть.  Учитель , несомненно, должен иметь личностные отношения с каждым из учеников, но уровень этих отношений должен быть не более, чем «учитель – ученик». Все учащиеся равны в глазах учителя ( НО! Каждый – индивидуальность), никаких исключений, приоритетов или поблажек.

Это лишь малая часть качеств, на наш взгляд, которые присущи хорошему  учителю.  Профессию «учитель» нужно любить. Доносить знания – это серьезная ответственность. А делать надо это с талантом, идеально подобранным стилем, изяществом, умом, образованностью и неподдельным желанием.

Притча

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик! — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
— Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:
— Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

Хороший учитель, плохой учитель | Вестишки.ру

 

В фильмах про следователей нередко показывают, что с одним и тем же подследственным работают два следователя, — один «плохой следователь», а другой «хороший» следователь.  

«Плохой» следователь грубо «выбивает» из человека информацию, а «хороший» следователь делает вид, что сочувствует и стремится помочь.

Получается очень результативно!

При обучении бывает нечто подобное. У меня, например, было два учителя математики.

«Плохой» учитель. 

В восьмом классе я изучал математику  у учительницы … домоводства. Дело в том, что в те далёкие времена, в начале шестидесятых годов прошлого века, трудовая пенсия начислялась исходя из заработка за последний год работы. Естественно, что начальство часто шло навстречу своим работникам и в последний, предпенсионный год нагружало их по максимуму.

Поэтому учительнице домоводства, которая к тому же была нашей классной руководительницей,  дали в нагрузку ещё и математику.

Конечно же, в математике она ничего не понимала, но, тем не менее, старательно пыталась разобраться и с логарифмической линейкой, и с корнями квадратного уравнения…. Зачастую это у учительницы получалось хуже, чем у нас, её учеников.

И всё же, характеризуя Марию Андреевну как учителя, я беру слова «плохой учитель» в кавычки. И совсем не потому, что о покойных говорят только хорошее или ничего кроме правды. Необходимо признать, что она обладала множеством положительных личных качеств:

  1. она была честной с нами и даже не пыталась выглядеть человеком,  знающим математику,
  2. она старательно училась, чтобы соответствовать своему статусу, а ведь могла бы и не очень стараться, — уж годик-то  можно было, наверное, как-нибудь перекантоваться,
  3. она, сама того не осознавая, создала конкурентную среду, в которой ученики соревновались в освоении математики,
  4. наконец, она предоставила ученикам, интересующимся математикой, много возможностей для развития: записала в математический кружок при пединституте, рекомендовала после окончания восьмого класса продолжить обучение в специальном математическом классе.

Таким образом, её недостатки сами собой превратились в достоинства. — Мы все или, по крайней мере, некоторые из её учеников, приобрели крепкую уверенность в себе и интерес к математике.

Именно поэтому я и ещё один ученик из нашего класса продолжили изучение математики в другой школе, где был специальный математический класс. Может быть, таких, как мы, было бы больше, но приходилось ездить через весь город в часы пик и в любую погоду в переполненных трамваях, что многих отпугивало.

Хороший учитель.

В середине шестидесятых годов  в Нижнем Тагиле был всего лишь один математический класс, а точнее половина класса. Математику здесь преподавал Борис Соломонович Гельруд — учитель милостью Божьей. Он всех поражал своими энциклопедическими познаниями и при этом был скромным и мудрым человеком. До сих пор светлая память о нём сохраняется в нашем городе.

Когда Борис Соломонович был подростком, он приходил к отцу на работу, бывшим в то время отвественным работником Уралвагонзавода. В кабинете отца была Большая Советская Энциклопедия. Так вот, Борис Соломонович прочитал её всю и очень многое запомнил. Поэтому в нём гармонично сочеталась любовь к математике с глубоким, профессиональным интересом к культуре. В его личной библиотеке было много книг по искусству.

Изучать под его руководством математику было одно удовольствие. Оказалось, что в Казанском университете на физфаке,  где я учился, преподавали то же самое, что и Борис Соломонович, но только очень длинно и нудно.

В математическом классе я не доучился, потому что окончил школу на один год раньше положенного, самостоятельно изучив все требуемые предметы и сдав экзамены экстерном. — В этом Борис Соломонович сыграл решающую роль.

В те времена экстернат был разрешён, но почти не практиковался. Борис Соломонович договорился с городским отделом народного образования, чтобы я мог сдавать выпускные экзамены, т. е. он решил все организационные вопросы. В результате я оказался единственным учеником из Нижнего Тагила, окончившим в тот год среднюю школу досрочно.

Итак, у меня были два совершенно разных учителя математики, и каждый оказал на меня и на мою судьбу громадное влияние.

Случай из моей практики.

Бывает, что хороший учитель и плохой учитель объединятся в одном лице. — Вполне допустимо, если учитель, обладающий авторитетом, покажет перед учениками свою слабость или глупость. Тем более, что для учеников проявление слабости учителя бывает полезным: они убеждаются, что «не боги горшки обжигают».

И вообще, быть иногда слабым или глупым — дело житейское. 

Вспоминается такой случай из моей практики.

На занятии по социальной психологии изучается социометрия. Обсуждается мотивационная сторона социометрических критериев, строится социоматрица, а  я в это время лихорадочно вспоминаю слово «социограмма». Забыл, бывает! Склероз!

Наконец вспомнил и с улыбкой рассказал студентам о своём затруднении. Результат оказался неожиданным. Всплеск учебной активности! Раскрепощённость и желание работать!

Следует отметить, что подобное поведение возможно только в том случае, если учитель обладает авторитетом. В противном случае ученики будут только тем и заниматься, что выискивать огрехи, и, если вслух не скажут, то про себя, уж точно, подумают: «Сам дурак, — а учит!».

Авторитетное мнение.

Нильс Бор, как и Резерфорд, создал крупнейшую на­учную школу теоретической физики. Однажды на вопрос своего ученика академика Л. Д. Ландау о секрете его, Бора, подхода к молодежи, он ответил, что это трудный вопрос, так как методов и рецептов здесь нет.

«Но вот что, пожалуй, всегда было характерно, — ска­зал Бор, — мы не боялись показать молодому человеку, что мы сами глупы. При этом я всегда был против того, чтобы высказывались некие «окончательные и определен­ные» суждения…». Фёдор Кедров. Эрнест Резерфорд (Рождение ядерной физики). М., «Знание», 1980. Гл. Они знали Резерфорда.

Рассмотренные в этом сообщении три ситуации очень «пёстрые», разнотипные. Чему же они нас учат?

Я думаю, что вот чему.

Если учитель авторитетен, и ученики признают его профессионализм, то будет хорошо, если учитель

1. проявит максимальную открытость, и не побоится показать свою глупость или слабость.

2. покажет ученикам, что он не прекращает самообразования и работает над повышением своего профессионального уровня.

3. создаст мягкую конкурентную среду (жёсткая конкуренция может оказаться вредной для учеников со слабой нервной системой).

4. предоставит учащимся максимальные возможности для их развития и проявления их творческого потенциала.

 

©   А.А.Дмитриевский.

 

 

5 признаков действительно хорошего педагога 

Каким должен быть настоящий, профессиональный учитель? У каждого на этот счет будет собственное мнение. Но большинство из нас назовут 5 главных черт педагога «с большой буквы». Вот эти качества настоящего учителя.

Можно сколько угодно выбирать престижную и пользующуюся хорошей репутацией школу для ребенка. Но качество знаний не всегда зависит от учебного заведения. Человеческий фактор никто не отменял, и персона учителя по-прежнему играет ключевую роль в получении образования.  Как правильно выбрать будущего наставника для ребенка? На что в первую очередь следует обратить внимание?

5 признаков учителя — профессионала

Играет ли роль возраст педагога?

Мамы и папы зачастую уверены, что зрелый возраст учителя является ключевым фактором. Но они заблуждаются. Ведь в реальности молодой, полный свежих идей и энтузиазма учитель сможет привить школьникам любовь к знаниям, зажечь в них интерес к учению не хуже старших коллег.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Если педагогу по плечу задача мотивировать детей за партами на изучение конкретного предмета, то никакого значения не имеет, сколько ему лет – 24 или 58.

Еще одно заблуждение: перешагнув 60-летний рубеж, учитель уже не в состоянии полноценно давать знания, которые потребуются в современной жизни. Однако, многие педагоги в данном возрасте активны и энергичны, обучаемы сами и открыты для получения новой информации.

Ключевым фактором в этом вопросе выступают личностные, а не возрастные качества педагога. В каждом возрастном этапе при желании можно отыскать и позитивные, и негативные моменты. Так что ориентироваться лишь на возраст учителя будет ошибкой.

Награды и регалии: хорошо или не очень?

Для многих родителей немаловажным индикатором профессионализма являются свидетельства об участии и победах педагога во всевозможных конкурсах. Но на сегодняшний день подобные мероприятия для учителей нередко становятся чем-то наподобие постановочных шоу, рассчитанных на аудиторию. Последние по большому счету не привязаны к реальному образовательному процессу.

Если у педагога запредельное количество всяческих грамот и наград, то, возможно, надо задуматься? С такой любовью учителя к публичности очень возможно, что вместо получения необходимых знаний ваш сын или дочь станет без конца готовиться к «открытым» урокам.

Быть блистательным теоретиком – одно, но работа с детьми – это ежедневный, кропотливый труд, требующий практического опыта и душевной теплоты.

Главные критерии выбора

Отметить уровень профессионализма педагога можно, посетив урок или два урока. Однако, немаловажно, чтобы вы пришли на «будничное» занятие в рамках расписания, а не посетили постановочный вариант.
Учитель с опытом ставит акцент на трех аспектах:

  • Методические основы. Как сделать так, чтобы ребята лучше поняли новый материал и запомнили его? Для детей важны наглядности, визуальное восприятие. Сегодня учитель вооружен как современными средствами обучения (мультимедийная презентация), так и хрестоматийными.
  • Эмоциональный климат в классе. Дети должны учиться с удовольствием, потому что хороший учитель не вызывает страха, а является ключевой фигурой, участвующей в процессе передачи знаний. Он не карает, а поощряет и стимулирует.
  • Атмосфера на занятиях. Хороший учитель использует индивидуальный подход, готовит задания соответственно уровню способностей разных детей. Он поощряет творчество и не загоняет учеников в рамки страниц учебника.

5 отличительных черт учителя-профессионала

Хороший педагог немыслим без отзывчивости, внимательности, справедливости и доброты. Он умеет внести разрядку, пошутить, чтобы снять напряжение в классе. Но профессиональные навыки, пожалуй, стоят на первом месте в глазах родителей. Какие личностные качества должны быть присущи специалисту высокого уровня?

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

1. Способность заинтересовать своим предметом

Если учитель проводит урок, не опираясь на конспект, с энтузиазмом, подключая интересный дополнительный материал, – это настоящий профессионал своего дела.

Подобные педагоги умело используют игровые моменты, проводят мини-конкурсы и соревнования в пределах класса, готовят детям демократичные призы (ручки, календарики, закладки). Школьники с удовольствием идут на такие уроки!

2. Создание благоприятного микроклимата для обучения.

Хороший педагог знает, как мотивировать учеников. У него нет любимчиков и так называемого «черного списка». Независимо от интеллектуальных возможностей ученика этот учитель отыщет свой подход, который поможет ребенку разобраться в учебном материале.

3. Талант выстраивать доверительные отношения

Дети нуждаются в том, чтобы с кем-то поделиться своими (серьезными и не очень) проблемами. Умение спокойно, не торопясь, выслушать, высказать свое мнение без нотаций, стать настоящим авторитетом для маленького человека – отличительное качество хорошего педагога.

Можно заметить, что хорошего учителя дети буквально окружают на перемене, после урока, чтобы что-то спросить, рассказать, обсудить, поделиться. Это дорогого стоит.

4. Стремление учиться

Хороший педагог неустанно развивается. Он отыскивает новую информацию по своему предмету, проходит курсы повышения квалификации, не останавливается на достигнутом. 

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

5. Ответственность

Хороший учитель ответственен не только за учебный процесс. Он интересуется личными обстоятельствами учеников, которые могут благотворно влиять на учебу и наоборот. Настоящий педагог всегда определит причину, почему ребенок не подготовил домашнее задание, опоздал, не выспался.  Но, вместе с тем, учитель требователен и строг, он не признает панибратских отношений.

Кто имеет право выбора

Желательно, чтобы ваш ребенок лично поприсутствовал на встрече с учителем. Поинтересуйтесь у него, каково его мнение. Дети быстро осознают, насколько им понравился педагог, хотят ли они у него учиться.

Вы знаете своего ребенка как никто другой. Его пристрастия, личные потребности и склонности. И установление эмоциональной связи с учителем – один из первых и важных шагов в налаживании контакта. Поэтому, если педагог вызывает симпатию у ребенка, он будет ходить в школу с удовольствием.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

12 признаков хорошего учителя | Мел

Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).

Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди

Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек

Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

6. Хороший учитель обладает чувством юмора

Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

7. Хороший учитель — взрослый человек

Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.

Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде

Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

10. Хороший учитель — не выгоревший

Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп

Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

10 признаков плохого учителя — Русский язык для детей-билингвов — LiveJournal

Это пост не для учителей, и обидеть я никого не хочу. Это пост для родителей, для того, чтобы выбирая учителя для ребенка, они могли ориентироваться не только на интуицию. Даже если вы не присутствуете на уроке, то из общения до или после урока, из ответов на вопросы вы можете извлечь нужную информацию.

Все герои вымышлены, все совпадения с реальными людьми случайны-)

1. «А сейчас мы будем играть в игру на дифференциацию согласных звуков». Сказал преподаватель группе пятилеток, которые на этой фразе нервно проглотили недожеванное печенье. Детям не обязательно знать, что там учитель собирается тренировать, более того, слово «игра» в таком контексте теряется и скукоживается от страха. Осталось еще стучать указкой и требовать: «Играем серьезнее, не смейтесь мне тут». Тут 2 проблемы. 1. Учитель слишком взрослый, такой взрослый, что уже не умеет играть и не позволяет делать это другим. 2. Учитель грузит детей ненужной информацией. Ничего не случится, если дети еще лет 10 не узнают слова «дифференциация».

2. «У меня есть свой уникальный метод объяснения времен глаголов. Я составляю таблицу времен». Самоуверенность часто демонстрирует теоретическую неподготовленность. «Новейшие» способы преподавания, о которых мне довелось услышать в течение полугода: рисовать на доске, вести диалог с учеником, составлять таблицы, слушать песни и смотреть мультфильмы. Если уникальному методу таблиц времен или пальчиковых игр, или заучивания стихотворений, сто лет в обед, то учитель явно либо изобретает для себя велосипед, либо пускает пыль в глаза.

3. «Корэ ва нэ, ацуй то иу ими десу». Переводной урок. Учитель хорошо говорит на языке среды, и объяснить новую лексику и грамматику на этом языке, конечно, проще, чем изрисовать всю доску, распечатать тонны карточек и станцевать пару шаманских танцев. Я категорически против переводных уроков, против, когда учитель раз в 5 минут переходит на язык среды. Нет никакого смысла искать преподавателя-носителя языка, если он половину урока болтает по-японски (по-английски, по-французски…)

4. «Всего по чуть-чуть». В ответ на вопрос: «По какой методике Вы работаете?» Если вопросы будут конкретнее, то в ответ, вероятнее всего, можно услышать: «Да что мы только ни делаем!» У меня 2 предположения: или у учителя нет плана урока и планирования, поэтому идеи появляются и исчезают на ходу, или он не знает, чем и для чего занимается и как называется то, чем он занимается.

5. «Ты чего тут как курица лапой написала? Елозишь постоянно, возишься, копаешься чего-то поэтому и не получается толком. И спина вон кривая, и работаешь спустя рукава». Учитель не ориентируется на возраст и уровень подготовки. Пример выше — просто пример, наличие или отсутствие критики неважно. Я просто хотела показать, как бессознательно мы намешиваем в пару предложений несколько устойчивых, разговорных выражений и поговорок. Если в классе дети с начальным уровнем, то разговаривать с ними надо на максимально простом и чистом русском языке, многократно повторяя одни и те же фразы в одной и той же форме и использовать уже пройденную (или самую элементарную) грамматику и лексику. Словесный поток надо немного тормозить, потому что дети в нем ничего не поймут и от усталости перестанут распознавать даже знакомые фразы. Обогащать свою речь стоит постепенно.

6. «Открываем тетрадь. Пишем: «Сочинение» С красной строки: «Как я провёл лето». Ну чего не пишите? Пишите. Давайте, до конца страницы. Как я провел лето» Требования без предварительной подготовки. Напиши сочинение, а если не знаешь, как и что там писать, то «значит родители плохо воспитали и вообще в развитии отстаешь, а это уже не мои проблемы». Любая работа должна проходить в 3 этапа: 1. подача нового материала 2. отработка, тренировка и практика в упражнениях. 3. создание своего продукта. Так вот, может быть характер у меня плохой, но я искренне считаю, что начинает урок с пункта 3, проигнорировав пункты 1 и 2 тот самый «плохой учитель».

7. «Урок окончен. Записываем домашнее задание». Домашнее задание без предварительной подготовки — такое же зло, как сочинение с чистого листа. Возможно, в других предметах дело обстоит иначе, но я никогда ничего не преподавала, кроме РКИ. Нельзя отправлять ребенка домой, не просмотрев и не проговорив домашнее задание, не сделав 1-2 примера. Желательно, чтобы в момент выполнения домашнего задания ребенок мог смотреть на подготовленную в классе схему — шпаргалку.

8. «А теперь составьте с новыми словами предложения с только что выученной прямой и косвенной речью». Новая грамматика на старой лексике, новая лексика — на старой грамматике. Такой подход требует немножко большей подготовки, чем выдать всё и сразу. Это не тот случай, когда можно убить двух зайцев, и дети не смогут сконцентрироваться ни на лексике, ни на грамматике, а будут лихорадочно складывать непонятный паззл.

9. «Я уже три года учу тут детей-билингвов, а результата никакого. Без языковой среды обучение невозможно!» Если метод не работает, значит его надо сменить. Учитель годами мучает детей по ужасному учебнику, не видит результатов и жалуется на бестолковость детей и родителей, вместо того, чтобы сменить неработающий метод, выбросить плохой учебник и попробовать что-то еще. Даже в одной и той же школе с разными группами приходится пробовать то одно, то другое, и искать, что же наконец сработает.

10. Сейчас попишем. А теперь давайте споем песенку. А теперь выучим вот эти слова». Урок состоит из совершенно не связанных между собой частей: слова из темы «профессии», песенка про крокодила, по грамматике мы учим предложный падеж места, а потом пытаемся запомнить стихотворение о цветочках, в котором сплошь винительный падеж. Как-то так. План урока и планирование нужны для того, чтобы урок был цельным, дети плавно переходили от практики к игре, от игры к чему-то еще и все в рамках одной и той же темы. Нет никакого смысла в бессвязном уроке, и от таких перескакиваний с темы на тему дети дико устают.

Ошибки и личные неудачи есть у каждого преподавателя, и периодические трудности — это нормальная рабочая ситуация. У всех бывают провальные уроки и «трудные» ученики. Тут вопрос вот в чем. Или есть анализ проблемы, поиск путей ее решения и потом работа над ошибками, или учитель продолжает гнуть свою линию и бережёт себя от выводов и перемен.


Читать еще:

Учитель и ученик: цитаты | NUR.KZ

Учитель и ученик всегда идут бок о бок, взаимодействуя на разных этапах жизни. Чаще всего выпускники с теплотой вспоминают о своих преподавателях, ведь каждый из них вложил в воспитанников частичку мудрости и знаний. В преддверии Дня учителя предлагаем вспомнить лучшие цитаты об учителях и учениках.

Фото: m-club.spb.ru

Цитаты про учителей на День учителя

Каждый из нас учился в школе и получил бесценный опыт. Поэтому за всю историю человечества появилось немало крылатых выражений о профессии учителя и его роли в жизни человека. А так как педагогика зародилась в Древней Греции, первыми, кто составил афоризмы о профессии педагога, стали древнегреческие философы.

Лучшие цитаты об учителе звучат так:

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль).
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека).
Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский).

Фото: Мультиурок

Учителя — это люди, которыми восхищаются, ведь им необходимо не только обладать знаниями, но и любить свою работу. По этому поводу придуманы такие афоризмы:

Учитель — это человек, который может делать трудные вещи легкими. (Ральф Эмерсон).
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Лафайет Хаббард).
Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция. (Жак Барзэн).
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. (Лев Толстой).
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе.(Фридрих Ницше).
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбинский).

Фото: Комсомольская правда

Также великие философы и известные люди рассуждали о сложности профессии и о том, как стать хорошим учителем. Это подтверждают такие цитаты:

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Гёте).
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (Адольф Дистервег).
Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. (Павел Блонский).
Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Марк Порций Катон Старший).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский).

Фото: LiveLib

Профессия учителя весьма трудная, поэтому стоит относиться к ней с уважением. Возможно, прочитав цитаты о педагогах, немного задумаетесь об их роли в жизни каждого человека и измените свое отношения к представителям одной из самых сложных профессий.

Читайте также: Цитаты про образование и учителя

Учитель и ученик: красивые цитаты

Так как учителя и ученики не могут существовать друг без друга, об их взаимодействии также придумано немало афоризмов. В большинстве случаев это изречения о том, какими вырастают дети, окончившие учебное заведение. Об этом говорят такие цитаты:

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. (Леонардо да Винчи).
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Дмитрий Менделеев).
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (Виссарион Белинский).
Хорошие учителя создают хороших учеников. (Михаил Остроградский).
Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя. (Абу Хамид Аль-Газали).
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (Шарлотта Бронте).
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. (Адольф Дистервег).

Фото: Легкополезно

Педагог — это человек, которому необходимо наладить контакт с каждым своим учеником. Важно, чтобы учитель искренне относился к воспитанникам и стремился передать им не только накопленные знания, но и жизненный опыт.

Кроме того, педагогу необходимо постоянно развиваться. Очень важна и обратная связь на уроке: работая с детьми, учитель показывает, как необходимо учиться.

Это подтверждают такие цитаты:

Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников. (Мудрецы Талмуда).
Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всем будут спорить друг с другом. (Брюс Ли).
Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх).
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель).
Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов).
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький).

Фото: zabotaschool.ru

И напоследок немного юмора:

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидское изречение).
На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (Уолтер Селлар и Роберт Йитман).
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством! (Александр Рыжиков).

Фото: top-gid.ru

Каким должен быть современный учитель? Каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Педагоги бывают разными. Внешность, возраст и социальный статус не важны. Главное, чтобы учитель находился на своем месте.

Читайте также: Когда День учителя в Казахстане

5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Плохие учителя бывают. И встречаются довольно часто. Ими оказываются недовольны и родители, и дети, а иногда — даже коллеги. Такие учителя бесят, и было бы здорово никогда их не встречать. Но вы уже точно с ними встретились.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Учитель-пофигист

Обычно в пофигизме обвиняют детей. Конечно, сын у вас — раздолбай, а дочь — лентяйка. Но есть и такие учителя. Стиль ведения урока — минимум усилий. Включил презентацию и что-то там вещаешь 40 минут, на истории — включил Эйзенштейна, а на математике ещё проще — решаем все задачи с 34 по 40 страницы. Что не успели — сделайте дома.


2. Внезапный учитель

Очень требовательный, немного деспотичный. Когда это не касается его самого. Главное — задание дать. А проверить — дело десятое. Контрольные — без предупреждения, домашние задания — по темам, которые не проходили. Обычно все листочки с контрольными (пару работ, конечно, он/она потерял) всплывают под конец четверти. Когда надо выставить оценки, а в журнале пусто. Готовьтесь к сюрпризам.


3. Учитель-философ

Вместо изучения нового материала — милые разговоры о смысле жизни и истории десятилетней давности. Главное — передать бесценный опыт и рассказать, как же всё-таки жить. Ведут детей по полной опасностей тропе жизни и хотят вооружить всем, кроме новых формул или новых правил английской грамматики. Безобидный, но бесполезный тип.


4. Жёсткий учитель

Отчаянный тиран/мучительница. Вводит разные практики, которые не снились всем диктаторам XX века. Его/её боятся все. И даже директор. Репутация — на всю школу. Прозвища разные, но подошло бы «чекист». Вызов к доске похож на вызов в Гестапо. После допроса по параграфу девочки выбегают в слезах размазывать сопли в туалете. Способ воздействия пока не придумали. Ругаться — портить оценки. Сидит в своём кабинете крепко, наводит ужас, уходить на пенсию не собирается.


5. Мягкий учитель

Славный учитель. Никаких претензий: даёт списывать, не делать домашнее задание, об оценках можно договориться. Вроде неплохо, но знаний никаких. Классе в четвёртом совершенно не опасен, к одиннадцатому становится угрозой семейному бюджету. Готовьте деньги на репетиторов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о