Низкая концентрация внимания: Page not found — CogniFit

Содержание

Причины недостаточного внимания школьника — Школа 491

Елена ДАНИЛОВА 
по материалам статьи 
‘Поможем ребенку сосредоточиться’

Наиболее распространенные причины недостаточного внимания школьника:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностьюДети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка.Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системыСвойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузкиЖизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии вниманияВнимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельностиХорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

5 научно доказанных способов улучшить концентрацию внимания — — Блог и новости

5 научно доказанных способов улучшить концентрацию внимания

Исследования показывают, что у большинства из нас невероятно короткая продолжительность концентрации внимания, а по результатам других данных она иногда даже меньше, чем у золотой рыбки! 

Ну конечно, как же сосредоточиться в мире постоянных цифровых атак, больших объемов информации и строгих требований к работе?! Понимание лимитов и возможностей Вашего головного мозга и работа над их совершенствованием поможет улучшить Вашу концентрацию внимания и повысить Вашу работоспособность.

Вот 5 научно обоснованных стратегий для улучшения концентрации внимания:

 

  • Физические упражнения

 

Физические нагрузки и упражнения не только полезны для мышц тела, но и для головного мозга, что напрямую связано с развитием памяти и концентрации внимания. Особенно хороши те виды спорта, которые ускоряют Ваше сердцебиение, например, ходьба или плавание. Благодаря этому увеличивается поток крови к головному мозгу, засчет чего повышается уровень содержания кислорода и улучшается связь между нейронами. Упражнения способствуют улучшению нейрогенеза и нейропластичности, созданию новых нейронов и связей между ними. Ваша физическая активность напрямую может помочь состоянию памяти, развитию воображения и даже Вашей способности планировать и ставить задачи.

 

 

Научными исследованиями доказано, что медитация не только способна менять структуру мозга, но также благоприятно сказывается на состоянии умственного сосредоточения, а это напрямую улучшает когнитивные характеристики. Медитативные практики помогают лучше сконцентрироваться на работе, запоминать больше профессиональной информации и важных деталей, дольше сохранять энергию и меньше подвергаться плохому настроению.

Во время своих исследований ученые применили множество различных методов и тестов для оценки того, каким образом регулярная медитация влияет на способность людей удерживать и контролировать свое внимание. Результаты одного из них показали, что в целом люди, которые медитировали на протяжение всего нескольких месяцев, лучше справляются с задачами, которые направлены на проверку способности «отключаться» от отвлекающих факторов. Те же, кто занимался медитацией более длительное время демонстрируют заметно лучшую способность удерживать внимание и концентрацию, особенно на длительный период времени.

 

  • Здоровое питание

 

Пища — это топливо, которое регулирует уровень Вашей энергии и, конечно же, настроение, а от них зависит и Ваша концентрация внимания. Пища обладает невероятной способностью влиять на ясность Вашего мышления, память и способность сосредотачиваться. Поэтому Вам стоит обратить максимум внимания на то, что Вы употребляете в пищу.

Исследования показывают, что черника помогает повысить уровень концентрации и улучшает память на срок до пяти часов. Антиоксиданты, содержащиеся в чернике стимулируют приток крови и кислорода в мозг и сохраняют ум ясным. Жирная рыба, авокадо, орехи и зеленый чай также богаты эфирными маслами и аминокислотами, которые помогают Вам сосредоточиться.

 

 

Мы все мыслим гораздо лучше тогда, когда хорошо отдыхаем. Ясный ум, полный готовности мозг позволяет нам сосредоточиться, изучить и запомнить больше информации, а также оставаться творческими. Когда Вы начинаете уставать, то Вам становится сложно сосредоточиться на каких-то вещах.
Одним из основных симптомов хронической потери сна является низкая концентрация внимания. Непрерывные 7-8 часов сна до начала насыщенного рабочего дня может внести существенную разницу между состоянием изнуренности и предельной концентрации.

 

  • Тренируйте свой мозг

 

Наш мозг — это умственная мышца, которую можно укреплять и «прокачивать» упражнениями.

Наш мозг по природе своей любопытен и постоянно находится в состоянии интереса к тому, что происходит вокруг нас. Игнорируя этот факт нельзя оставаться сосредоточенным. Отсутствие способности сосредоточиться, формирует большой пробел в степени производительности и работоспособности, тем самым ставит под угрозу шансы на достижение успеха. Хорошая новость заключается в том, что мозг может научиться игнорировать отвлекающие факторы и становиться более сосредоточенными, творческими и продуктивными.

Концентрация внимания также является мышцей, которую Вы можете проработать. Укрепляйте степень концентрации, отключив все отвлекающие факторы, обращая внимание лишь на одну задачу. Начните с малого — с пяти минут в день, и далее увеличивайте этот промежуток времени. Если Вы обнаружите, что начитаете витать в облаках, просто постарайтесь сразу вернуться к выполняемой задаче. Это как тренировка в спортзале — Вам нужно формировать и прорабатывать мышцы фокусировки и концентрации внимания.

К кому обращаться при нарушении концентрации внимания — врачи, лечащие заболевание

Неврологи Москвы — последние отзывы

Внимательный и ответственный доктор. На повторном приеме она подробно ответила на все вопросы и назначила мне лечение. Я уже не первый раз обращаюсь к этому врачу.

На модерации, 05 апреля 2021

Доктор хороший и учтивый. Приём длился около тридцати минут. Врач осмотрела меня, направила на сдачу анализов и назначила лечение.

На модерации, 03 апреля 2021

Немного была разочарована тем, что пришлось подождать порядка 20 минут, пока врач сможет начать приём. Только сейчас понимаю, что это того стоило. Врач очень пристально отслеживал динамику лечения у моего ребенка, корректировал по его ходу. Спасибо за вашу помощь и ответственный подход к делу, Анастасия Андреевна.

Анастасия, 04 апреля 2021

Приём прошёл быстро. Я попала к ней по назначению другого специалиста. Доктор дала мне рекомендации. Она приветливый врач. Я довольна!

Татьяна, 31 марта 2021

Доктор доброжелательный. Он знает свое дело. Врач тщательно меня осмотрел, назначила МРТ, прописал мазь и витамины.

Константин, 02 апреля 2021

Доктор очень хороший. Она сделала блокаду и выписала капельницы. Врач сделала все, что нужно.

Вартан, 02 апреля 2021

Доктор внимательный. Он легок в общении. Врач меня досконально осмотрел, объяснил все проблемы, успокоил и назначил терапию лекарственными средствами. Я приду к нему на повторный приём.

Елена, 02 апреля 2021

Доктор внимательный. Он единственный врач, который сразу поставил ребенку диагноз по КТ и всё объяснил.

Амина, 01 апреля 2021

Доктор дала мне обширные рекомендации и описала проблему полностью. Она внимательный, вежливый и аккуратный в обращении врач.

Ольга, 01 апреля 2021

Я не получила от доктора заключение, поэтому не могу судить о его компетенции. Мне в день посещения были выписаны различные платные исследования, которые я должна была сделать здесь и сейчас, чтобы врач сделал свое умозаключение. Я выполнила рекомендации специалиста. Все что сделал врач — это прописал мне план на дорогостоящие лечение в этой клинике без заключения и каких-то исследований. Выписали чек и сказал, что если хотите лечитесь, а если нет можете уходить. Хотя я обратилась в эту клинику с острой болью, то есть мне должны были помочь здесь и сейчас.

Анастасия, 02 апреля 2021

Показать 10 отзывов из 14237

Проблема дефицита произвольного внимания школьников

есколько родителей школьников младших классов поделились со мной проблемой невнимательности детей.

Пишет мама ученика второго класса: «У сына плохая концентрация внимания, что в школе, что дома. В школе он забывает записать домашнее задание в дневник, теряет школьные принадлежности. Учитель рассказывает, что он не слушает объяснений, отвлекается и отвлекает соседей. Делает глупые ошибки в письме, может перепутать цифры в примере, прочитать одно, а написать совсем другое. Каждый вечер проверяю, как он собрал портфель, и каждый раз он что-то забывает положить. Учить уроки – наказание. Сам он не справляется. Учим вместе, без меня он не может сосредоточиться».

То, что проблема дефицита внимания начинает беспокоить родителей, когда ребенок пошел в школу, не случайно. Внимание необходимо для качественного выполнения любого дела. А какими важными делами занимался дошкольник? Если у него и были обязанности, то взрослые смотрели на качество их выполнения снисходительно. Школа впервые в жизни требует от ребенка качества работы.

Нечему удивляться, что школьник плохо учится из-за невнимательности, ведь способность быть внимательным развивалась слабо, пока он был дошкольником.

К тому же внимание особенно необходимо при обучении.

Когда сознание человека направлено на какой-либо объект (внешний или внутренний) и сосредоточено на нем (при этом все не относящееся к объекту игнорируется), говорят о внимании. Внимание к объекту вызывает потребность что-то с ним сделать (потрогать, поиграть, изучить, разобрать, рассмотреть, обдумать, решить). А действие в свою очередь еще больше сосредоточивает внимание на этом объекте. Внимание вместе с действием создает прочную связь с объектом. Он остается в памяти, присоединяется к накопленному опыту. Этот механизм обеспечивает эффективность обучения.

Виды и свойства внимания

Различают непроизвольное и произвольное внимание. Успех в учебе связан с развитием произвольного внимания.

Непроизвольное внимание свойственно детям дошкольного возраста. Оно не зависит от воли и желания ребенка, возникает само по себе под действием раздражителей. Раздражителями могут выступать:

  • Внешние свойства предметов (яркие краски, свет, все новое, неожиданное, удивительное, красивое, контрастное).
  • Нечто интересное и важное только для этого ребенка (новая модель машины привлечет внимание того малыша, который разбирается в машинах).

Можно сказать, что предметы сами овладевают вниманием ребенка. А вот когда ребенок сделает над собой усилие, чтобы оторваться от интересного занятия, переключить внимание на что-то другое и удерживать его некоторое время, говорят о произвольном внимании.

Дети младшего школьного возраста слабо владеют произвольным вниманием. Хороший учитель начальных классов использует непроизвольное внимание для привлечения к предмету изучения, возбуждает интерес ребенка, подогревает его положительными эмоциями, а затем мотивирует продолжить работу, подключая произвольное внимание. В таких условиях произвольное внимание развивается очень быстро. К девятилетнему возрасту внимание детей улучшается минимум в 2 раза (по сравнению с возрастом поступления в школу).

Важно знать — не все свойства внимания можно развить одинаково хорошо.

  • Сосредоточенность, или концентрация внимания – связана с глубоким, обязательно деятельным интересом к объекту внимания. При высокой концентрации внимания человека сложно отвлечь от объекта посторонними раздражителями.
  • Устойчивость внимания – способность удерживать его на одном предмете долгое время. Чем сильнее мотивация, тем выше устойчивость внимания.
  • Объем – количество предметов, на которые внимание направлено одновременно. У взрослых он колеблется от 4 до 6 объектов, у детей – от 2 до 5. Объем зависит от знания предметов и их связи между собой.
  • Распределение внимания – способность выполнять несколько дел одновременно. При этом одно из них обычно связано с наработанным навыком и доведено до автоматизма.
  • Переключение внимания – способность сознательно, усилием воли переключаться от одной деятельности к другой.

Объем внимания меньше всего поддается тренировке, при этом он очень важен для занятий математикой. Свойство распределения внимания особенно важно для успеха в обучении языку, свойство устойчивости — при обучении чтению. Эти свойства отлично тренируются. На концентрацию и переключение внимания сильно влияют индивидуальные особенности ребенка, но их тоже можно улучшить.

Свойства внимания зависят от общих свойств нервной системы. Дети с подвижной и сильной нервной системой имеют более устойчивое, легко переключаемое и распределяемое внимание, чем дети с инертной и слабой системой. Инертная и сильная нервная система дает высокий показатель концентрации внимания.

На основе глубокого интереса, погружения в предмет может развиться так называемое послепроизвольное внимание. Для решения задачи, продолжения дела уже не нужно будет прилагать волевое усилие. Спадет напряжение, внимание будет сосредоточено на предмете как бы «само собой».

Причины дефицита произвольного внимания

Неразвитость произвольного внимания учеников первого класса (иногда и второго) – это норма. По этому поводу не стоит сильно огорчаться. Бить тревогу следует, если в течение полугода после начала учебы не наблюдается прогресса в развитии устойчивости, концентрации, распределения внимания. Ведь учебная деятельность – оптимальная для такого развития.

Плохое внимание у школьника младших классов может быть вызвано:

  1. Слабой и инертной нервной системой в сочетании с тем, что развитием внимания в дошкольном возрасте занимались недостаточно. Такому ученику помогут упражнения и игры на развитие внимания.
  2. Слабым физическим и психическим здоровьем. Даже взрослые становятся рассеянными из-за стресса или болезни. В этом случае требуется укрепить здоровье ребенка, потом развивать внимание.
  3. Органическими поражениями мозга разной природы. Здесь необходимо обследование и помощь специалиста (невропатолога).
  4. СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Это неврологическое поведенческое расстройство, требующее специального лечения.

Иногда родители видят дефицит внимания там, где на самом деле проблем со вниманием нет.

  • Слова «невнимательность» и «рассеянность» обычно употребляют как синонимы. Но рассеянность, особенно бытовая, может быть вызвана и высокой концентрацией внимания на каком-то постороннем предмете (например, интересной математической задаче, своем внутреннем мире, переживаниях, мечтах и фантазиях).
  • Школьник не приучен к самостоятельности, не умеет сам организовать даже простую работу. Его неудачи списывают на невнимательность.
  • Учебная мотивация школьника снижена. Его воля слишком слаба, чтобы удерживать внимание на предмете в отсутствие правильной и стойкой мотивации. Предложите такому ребенку сложное, но увлекательное задание, — он будет внимателен и быстро с ним справится.

Что влияет на произвольное внимание

Воля

Удержание внимания на любом, даже интересном деле, требует усилия воли. Ко времени поступления в школу у ребенка должны быть сформированы базовые волевые привычки (гигиенические, бытовые, культурные и умственные). Пробелы в воспитании необходимо срочно восполнить, и продолжать тренировать волю.

Изредка поручайте ребенку неинтересное с его точки зрения дело. Проследите, чтобы он довел дело до конца. Это тренирует волю.

У детей должны быть обязанности по дому, пусть небольшие, но регулярные и обязательные. Их выполнение требует волевого усилия.

Организация жизни и деятельности

Жизнь школьника должна быть хорошо организована и упорядочена. Для выполнения уроков дома нужен школьный уголок. Смена занятий, приемы пищи, отдых и прогулки должны быть грамотно продуманы. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Распорядок дня и другие «мелочи» в жизни первоклассника».

Нужно приучать школьника к самостоятельности. Все, что он может делать сам, он должен сделать сам.

Учить уроки тоже нужно уметь. Продумайте подходящий алгоритм решения задачи (примеров), выполнения письменных упражнений. Несколько раз проработайте его вместе с ребенком, откорректируйте при необходимости. В ходе занятий задавайте ребенку вопросы о том, что он делает. Просите его рассказать, что сделано и что еще осталось сделать.

Потом предоставьте ребенку возможность действовать по этому алгоритму самостоятельно.

Во время занятий установите дома относительную тишину. Это не значит ходить на цыпочках и разговаривать шепотом. Но все крупные раздражители (телевизор, компьютер, музыка) лучше исключить.

Дополнительные занятия

Дети младшего школьного возраста, как и дошкольники, любят рисовать, лепить, раскрашивать, собирать конструктор, строить из кубиков. Эти занятия полезны для развития внимания. Не нужно их ограничивать из-за недостатка времени.

Многие ребята посещают кружки и секции. Выбирайте дополнительную нагрузку, которая требует приложения волевого усилия и сосредоточенности. Очень хорошо развивают внимание занятия музыкой, спортом, рукоделие.

Игры, развивающие внимание у дошкольников и школьников

Требуется всего 5-10 минут в день, чтобы в игровой форме потренировать внимание ребенка. Некоторыми играми можно занять ребенка во время поездки, в очереди. Игры можно организовать и с группой детей.

Внимание связано с деятельностью и другими психическими функциями. Оно – как прилагательное – характеризует тот или иной психический процесс (память, мышление, восприятие, воображение). Поэтому многие игры развивают одновременно несколько важных качеств.

«Что пропало?»

Разложите на любой поверхности несколько мелких предметов (15-20 штук). Это может быть все, что угодно: карандаши, мелкие игрушки, монеты, бижутерия, все, что найдется под рукой. Предложите ребенку рассмотреть их и запомнить, как они расположены. Потом ребенок должен отвернуться или выйти из комнаты.

Поменяйте расположение предметов, уберите несколько из них или добавьте новые. Ребенок возвращается и определяет, что изменилось.

«Найди цвет», «Найди форму»

Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все предметы желтого (красного, синего) цвета. Или все круглые (квадратные, овальные) предметы.

Лабиринты и картинки-загадки

Прекрасно развивают внимание разнообразные лабиринты и картинки, в которых требуется найти отличия между одинаковыми, на первый взгляд, картинками. Такие задания обычно печатают в детских журналах и книгах, предназначенных для развития детей.

«Цепочка»

Первый игрок говорит какое-нибудь слово. Второй повторяет его и добавляет еще одно. Следующий игрок повторяет эти два слова и добавляет третье – опять новое. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

Можно усложнить игру, задав условия. Например, слова должны относиться к миру животных. Или описывать какой-то предмет, реальный либо воображаемый. Или начинаться на одну букву. Или быть не связанными друг с другом.

«Муха»

Для игры нужно разделить на клеточки лист бумаги (картона). Клеточки лучше сделать крупными. Чем младше дети, тем меньше должно быть клеточек.

Играют парой. У первого игрока фишка, изображающая муху и листок с клеточками. Муху помещают в любую клеточку и запоминают, где она находится. Потом второй игрок садится так, чтобы не видеть, что делает первый.

Второй говорит: «Муха полетела на две клеточки вправо», и первый игрок двигает фишку в этом направлении. Второй снова и снова задает направление движения мухи. Его задача – чтобы муха не покинула листочек. Если он ошибется, муха улетит за пределы клеточек.

«Не собьюсь»

Считаем до 10, до 30, до 50 – сколько знает ребенок. При этом вместо чисел, которые делятся на 2 (на 3, на 5, или содержат определенную цифру) говорим – «не собьюсь».

Упражнения для тренировки внимания школьника

Школьнику, когда он уже научился хорошо читать и писать, можно предложить более сложные упражнения. Их достаточно выполнять 5 минут в день, но делать это нужно каждый день. В норме после двух месяцев занятий количество ошибок в упражнениях должно сократиться вдвое. Если этого не произошло и после 4-х месяцев занятий, следует обратиться за консультацией к специалисту.

Корректура

Предложите ребенку любой текст, поначалу небольшой. От него требуется находить и зачеркивать буквы в тексте. Сначала это одна буква, потом несколько, причем одна вычеркивается, вторая подчеркивается.

Словарный диктант с комментированием

Читаем вслух слово. После этого разбираем слово – называем, какие слоги в этом слове, сколько их, сколько букв и какие они. Если школьнику известны части слова, то называем корень, приставку, суффикс, окончание.

В процессе разбора слова целиком оно больше не звучит, слово проговаривается только один раз, в самом начале.

После разбора ребенок должен взять ручку и записать слово. Если он не может этого сделать, то ставит прочерк. Прочерк считается ошибкой.

Обнаружение ошибок в тексте

Нужно предложить ребенку короткий текст (5-10 предложений), в котором специально сделаны ошибки. Лучше, если они не будут связаны с орфографией. Это должны быть подмены букв, слов, пропуск букв, смысловые ошибки.

Ребенок должен отыскать и исправить все ошибки.

Чтение текста до заданного выражения

Обговорите словосочетание, встретив которое в тексте, ребенок должен будет прекратить чтение. И читайте.

Найди слова

Требуется отыскать в каждом слове спрятавшееся там более короткое слово.

Дорога, пирожок, коса, зубр, смех, китель, укол, столб, волк, удочка, олень, мель и так далее.

Более сложная разновидность этого задания – длинный, на первый взгляд бессмысленный набор букв, в котором нужно разглядеть правильные слова.

Задание наоборот

Взрослый дает ребенку (или группе детей) две команды: «Слово» и «Линия». Порядок команд произвольный. По команде «Слово» ребенок проводит на листочке линию, по команде «Линия» — пишет определенное слово (например, слово мама).

Подведем итоги

Таких игр и упражнений намного больше, чем здесь перечислено. Их легко найти в специальной литературе и интернете. Посмотрите игры по этой ссылке.

Возраст 6-9 лет – период оптимального развития произвольного внимания. Его слабость и малая устойчивость нормальна для первоклассника. Задача родителей и учителей – построить учебную деятельность школьника так, чтобы она, с одной стороны, опиралась на пусть еще ограниченную способность ребенка быть внимательным, а, с другой стороны, способствовала развитию свойств внимания.

Тогда внимание станет важнейшим приобретением личности ребенка. В подростковом и юношеском возрасте оно поможет справляться со сложной школьной программой. Оно разовьется в наблюдательность – важное качество, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность.

Как улучшить концентрацию внимания ребенка – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *