Матрешка рисовать: Как нарисовать матрешку поэтапно? ♥ Рисунки карандашом поэтапно – Презентация по ИЗО на тему «Поэтапное рисование матрёшки»»

Как нарисовать матрёшку поэтапно | Хорошие уроки

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать матрёшку по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок «Как нарисовать дом» — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать матрёшку нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Обычные бытовые вещи рисовать проще всего, потому что на матрёшку всегда можно посмотреть, всегда под рукой и можно рассмотреть каждую деталь. Рисовать приходится не с головы, а с натуры, а это гораздо приятней и легче. Если же у вас нет возможности посмотреть на то, что вы рисуете — лучше обратиться к поисковику и посмотреть фотографии, прежде чем браться за урок.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок «Рисуем богатыря». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Вспомним, что в матрешке прячутся матрешки меньших размеров. Например, еще четыре. Поэтому нарисуем всех.

Для начала на листе бумаги произвольно рисуем пять прямоугольников, стоящих рядом. Прямоугольники должны быть один другого меньше. Это мы наметили основу наших матрешек.

В каждом прямоугольнике рисуем формы матрешки. Для этого нужно скруглять углы. А место, где будет голова, делаем немного уже туловища.

На голове рисуем по одному большому кружочку. Это будет лицо матрешки. На туловище рисуем руки.

На лице рисуем глаза, нос, рот и челку. В руки можно вложить (нарисовать) букет цветов. Одежду разрисовываем кружочками.

Ластиком стираем лишние линии. Нужные линии подправляем.

При желании матрешку можно раскрасить акварельными красками.

Вот вы и узнали как нарисовать матрёшку, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок «Как нарисовать курицу» — он такой же интересный и увлекательный. Ну и кнопки социальных сетей тут не просто так =)

Занятие по изобразительному искусству «Рисование на тему «Матрешка»

Тема: Рисование на тему «Матрешка»

Цель — развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.

Задачи:

— Обучающие:

Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов — майдановских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.

— воспитательные

Через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда. Прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.

а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;

б) углубить практические навыки работы кистью;

в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;

г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация, игра «Расписная матрешка» (две матрешки, детали (глаза, губы, волосы, цветы, листики, ягоды для фартука), магниты), словарные слова «Полхов — майдан», букет успеха.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук.

Для учащихся: матрешка – готовая форма, акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, простые карандаши, ластики, листы самооценки.

Ход урока.

  1. Подготовительная часть.

  1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

  2. Создание благоприятного психологического настроя.

Встали ровно, успокоились. Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

Условия урока.

— Ребята, давайте, проверим, какие принадлежности вы приготовили к уроку. Все ли на месте? (Учащиеся перечисляют: акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, ластики, простые карандаши).

— Сегодня мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по стране под названием «Изобразительное искусство». Мультимедийная презентация. Слайд 1.

— А для удачного путешествия с собой возьмем букет успеха: аккуратность, активность, наблюдательность, внимательность, взаимопомощь (слова на цветах)

Я желаю, чтобы все слова, написанные на красивых цветах, сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.

Форма организации.

— А также я хочу пожелать вам хорошего настроения сегодня на уроке, получить много положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в группах, а также выполнять задания самостоятельно.

— Итак, в путь.

  1. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

— Сегодня мы будем учиться рисовать с вами на заданную тему.

— А вот, что будет являться темой урока, вы должны будете определить сами.

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)

— Молодцы! Вы угадали.

Учитель демонстрирует матрёшки

— Тема урока: Рисование на тему «Матрешка». (Написание темы урока на доске).

Сегодня мы научимся расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов-майдановских мастеров,

Сообщение критериев оценки детских работ.

Критерии оценки:

Красный цветок – получите, если справитесь со всеми поставленными задачами: правильно нарисуете матрешку, украсите фартук, раскрасите рисунок аккуратно, подобрав яркие краски.

Зеленый листик – получите, если допустите 1 или 2 ошибки: неправильно нарисуете матрешку, рисунок раскрашен неаккуратно.

— В конце занятия вы оцените свои работы самостоятельно с помощью листов самооценки.

  1. Основная часть.

  1. Актуализация знаний учащихся. Слайд 2

В Нижегорской области есть такое село под названием Полхов – Майдан. Селобольшое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «татарушки» — так мастера называют свои поделки. Занимается этим делом не одно поколение сельчан.

Слайд 3

Русская деревянная кукла – матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Слайд 4

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгой жизни матрешки? Почему она нравится всем? Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», « голубка», — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии.

Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линии женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как доброе воплощение этих чувств живет в наших современных квартирах, появляется в доме француза и американца.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Мультимедийная презентация. Слайд 5.

— Молодцы. А сейчас ребята я предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться на выставку матрешек. (Просмотр видеоролика «Матрешки»).

— Понравилась выставка? (ответы детей).

— Кого вы увидели на выставке? (ответы детей).

— Какие матрешки вам понравились? (ответы детей).

— Какие краски используют для раскрашивания матрешек? (ответы детей).

— Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться знания о матрешках, умение их рисовать? (ответы детей). Можно сделать поделку в любой технике: слепить матрешку из глины, выполнить аппликацию с изображением матрешки, сделать матрешку из модулей. Все эти изделия могут стать отличным подарком, украшением вашей комнаты.

Мультимедийная презентация. Слайды 4,5.

  1. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

— Определим последовательность выполнения работы.

Мультимедийная презентация. Слайды 6,7,8,9.

  1. Сначала. Нарисуем лицо. Волосы. И оформим платок

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно 3

  1. Затем. Нарисуем глаза, брови, нос, губы

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно 4

  1. После этого. На фартуке рисуем чудо- букет. На зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды.

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно 6

4.И наконец. Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки — всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно 8

— Повторим последовательность выполнения рисунка (ответы детей).

— Я предлагаю поиграть в игру «Укрась матрешку».

— Задание: Правильно украсить матрешку.

— Какие качества помогут нам справиться с этим заданием? (ответы детей). Обращение внимания детей к «Букету успеха».

(Учащиеся делятся на две команды, выходят к доске и украшают своих матрешек).

Молодцы! Давайте посмотрим, какая команда правильно справилась с заданием.

На какой матрешке все детали расположены правильно? (ответы детей).

Как работали ваши команды? (ответы детей)

Итак, мы определили последовательность выполнения рисунка, посмотрели, как правильно располагать детали на фартуке матрешки.

  1. Указания к началу работы.

— Для того чтобы движения пальцев рук были уверенными, а мышцы более крепкими выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

 Прежде, чем нам рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор

— Какие качества нам понадобятся во время самостоятельной работы? (ответы детей).

— Итак, вы должны правильно нарисовать матрешку, украсить ее фартук, а также аккуратно раскрасить рисунок.

— Приступаем к выполнению задания, а помогать нам будет красивая музыка.

  1. Самостоятельная работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

Осуществление индивидуального, фронтального и дифференцированного руководства.

Индивидуальная работа.

Физкульминутка. Слайд 10.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают).

И немножко отдохнем (потягиваются).

Вправо, влево повернитесь (повороты),

Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (движения руками)

И на месте прыг и скок (прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку (бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Рассматривание и анализ работ с точки зрения поставленных задач, самооценка, взаимооценка, оценка учителем.

— Ребята, я предлагаю вам самостоятельно оценить выполненные работы с помощью листов самооценки. В первом столбике перечислены задачи, которые вам необходимо было выполнить. Во втором столбике пустое место для цветов и листиков. Если вы считаете, что справились с задачей, рисуете красный цветок, если с помощью учителя – зеленый листик, а если не справились – оставляете место пустым.

Анализ детских работ, самооценка, выставление отметок.

Учащиеся по очереди выходят к доске со своими работами и листами самооценки.

— Какие трудности возникали во время работы?

— Все ли ты правильно нарисовал?

— Что у тебя получилось лучше всего?

— Какие качества тебе помогали в работе?

— Как бы ты оценил свою работу?

— Как оценивают твою работу другие ребята?

— Сейчас мы вместе с вами посмотрели, как вы справились с поставленными на уроке задачами, а также вместе оценили ваши работы.

— Я думаю, наш букет успеха помог нам сегодня, и вы все справились с заданием. Вы согласны со мной? (ответы детей).

— Наше путешествие по стране «Изобразительное искусство» подходит к концу. Но это только сегодня, уже на следующих занятиях мы продолжим учиться рисовать.

— Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы детей).

— Сегодня на уроке мы учились рисовать матрешку, украшать ее фартук.

— Используя опорные слова, продолжите фразу. Мультимедийная презентация. Слайды 12.

— Сегодня я узнал…

— Было трудно…

— Теперь я могу…

— Я попробую…

— Мне захотелось…

— Ребята, а я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Мультимедийная презентация. Слайд 13.

а Как | Как нарисовать матрёшку?

1 шаг


По центру листа рисуем тонкую вертикальную вспомогательную линию. Ориентируясь на эту линию, в верхней части листа рисуем круг – это будет лицо матрешки. Если круг выходит не очень круглым – не беда. Гораздо важнее, чтобы он получился симметричным.

2 шаг


Для того, чтобы определиться с высотой матрешки, дважды откладываем на вспомогательной линии расстояние, равное диаметру ее лица.

3 шаг


Рисуем голову.

4 шаг


Как бы продолжая линии головы, проводим вниз две вспомогательные вертикальные линии. Они помогут нам симметрично нарисовать тело куклы и узор на ее сарафане. Линии рисуем тонко, чтобы потом было легче их стереть.

5 шаг


По нижней отметке на центральной вспомогательной линии рисуем донышко матрешки.

6 шаг


Осталось нарисовать тело матрешки. Вот здесь нам и пригодятся боковые вспомогательные линии. Ориентируясь на них, соединяем симметричными выпуклыми дугами линии головы с донышком.

7 шаг


Контур матрешки готов, и мы приступаем к отрисовке внутренних элементов. Начнем с платочка. В первую очередь рисуем узелок по центру и отходящие вниз от него концы платка. Затем проводим линии влево и вправо. На концах платка и узелке отмечаем складки.

8 шаг


Рисуем верх сарафана – полосу-кокетку с лямками и проймы.

9 шаг


Теперь рисуем руки матрешки. Сначала – пышные рукава блузки, потом – кисти рук. На рукавах прорисовываем складки, на руках – все пальчики.

10 шаг


Начинаем расписывать сарафан. Для начала рисуем по центру неширокую вертикальную полосу.

11 шаг


Украшаем полосу орнаментом. Поскольку главный узор будет на самом сарафане, орнамент делаем неброским, чтобы он не отвлекал на себя внимание. Хорошо будут смотреться обычные треугольнички.

12 шаг


Точно такими же треугольничками украшаем и верхнюю полосу-кокетку сарафана.

13 шаг


Приступаем к рисованию основного орнамента на сарафане. На первый взгляд он кажется сложным, но на самом деле рисовать его очень легко. Фрагмент орнамента состоит из стилизованных цветка и ягодки земляники, которые соединены изогнутой веточкой. С каждой стороны сарафана фрагмент повторяется 2 раза по вертикали и размещается между центральной полосой и боковой вспомогательной линией. Рисуем орнамент сначала на одной стороне сарафана…

14 шаг


…а затем на другой. Сарафан матрешки готов.

15 шаг


Теперь украшаем платочек. Узор для него лучше тоже подобрать несложный и неброский. Например, редкий некрупный горошек такого же размера, что и серединки цветов в орнаменте сарафана.

16 шаг


Приступаем к заключительному этапу – рисованию лица матрешки. В первую очередь рисуем волосы, прорисовываем прядки.

17 шаг


Теперь рисуем глаза с ресничками и брови. При рисовании глаз необязательно добиваться полной идентичности с человеческим глазом. Главное, чтобы глаза получились выразительными. Рисуя брови, стараемся не располагать их слишком близко друг к другу, чтобы наша матрешка не хмурилась.

18 шаг


Чуть ниже середины лица двумя точками рисуем нос и тщательно прорисовываем улыбающийся рот. Тонкими линиями рисуем круги-щеки.

19 шаг


Осторожно ластиком стираем центральную и боковые вспомогательные линии. Наша матрешка готова.

Презентация к уроку ИЗО (1 класс) Рисуем МАТРЁШКУ

— Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница. (Матрешка)

— Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Чуть больше 100 лет назад

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого сергиевопосадский мастер добивался красочности, нарядности.

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

— Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Матрёшки из Сергиева Пасада

Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Матрёшки из Полховского Майдана

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов.

Матрёшка семёновская

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых — розовых, бардовых

Всем вам в подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют.

Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец.

Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки.

Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, её высота 1 метр.

— Интересно, а как же рождается матрешка?

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше …

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

Наша русская матрешка,

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском,

Весь находится секрет.

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме: «Рисование Матрешки»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационно-мотивационный.

Приветствие учащихся.

Закончилась большая перемена,                                      

И снова прозвенел звонок.                                        

Сейчас начнется в нашем классе,

Изобразительный урок

Надеюсь, все у вас в порядке

Краски, кисточки, альбом

И вы готовы все ребятки

Тихо сядем и начнем!

Организация рабочего места.

Для начала давайте вместе правильно расположим наши принадлежности на рабочем столе.
1.Размещать все принадлежности на рабочем столе следует так, чтобы они не мешали тебе работать.
2.Бумага для рисунка лежит точно перед глазами и ничем не загораживается.
3.Над альбомом помещается вода, коробка с красками.
4.С правой стороны (у левшей — слева) располагается карандаш, ластик
кисти.

А теперь отгадайте загадку.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Сломаешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут…

Приветствие учителя.

Слушают стихотворение.

Организация рабочего места.

Матрешка

Личностные;               Коммуникативные

II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Что вы знаете о Матрешках?

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

А знаете ли вы как появилась матрешка?

Однажды в Японии русский художник  Сергей Васильевич Малютин (слайд) увидел интересную игрушку – большеголового деревянного японца, раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Малютин придумал нарядить игрушку в русский наряд, такая  игрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и появились матрешки. (слайд)

Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек.

а) (слайд) Семеновскую матрешку отличает от  других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.

б) (слайд) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.

На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.

в) (слайд) Матрешка в Полховском Майдане неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.

Ответы детей.

Слушают учителя.

-Личностные;               -Предметные.

III.Формулировка учебной задачи и операционные действия.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

А какую цель мы можем поставить?

Обратите внимание на слайд, посмотрите, как еще могут быть оформлены матрёшки.

Рисование матрешек.

Научиться выполнять декоративные работы.

Смотрят на слайды презентации

-Регулятивные:             -Познавательные.

IV.Основной этап.1)Изучение нового материала.

Показ образца

Анализ Матрешки
Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото). 
Матрешка состоит из частей и деталей.

Части это:

-Голова
-Туловище

А детали это

-Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка),
-Руки,

-Платок,

-Платье с узором.
Шаг 1

Подумайте, как лучше разместить лист для рисования Матрешки, вертикально или горизонтально?

Шаг 2

У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Сначала размещаем шаблон в центре листа, затем обводим контур матрёшки.

Шаг 3

Намечаем круглое лицо. Для того чтобы изобразить платок мы проводим горизонтальную линию между головой и туловищем матрешки, по середине прорисовываем узелок и два конца платка. Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук.

Возвращаемся к лицу, глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами.

Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка.

Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Посмотрите на слайде другие варианты оформления работ.

Шаг 4

Четвертым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные.

Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной.

Совместно с учителем анализируют работу.

Совместно с учителем разбирают алгоритм.

-Регулятивные;             -Предметные.

Физминутка.

 Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний, 
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.

Повторяют движения, демонстрируемые учителем.

-Регулятивные.

Основной этап     2) Закрепление материала (рефлексия)

Итак, что же мы будем сегодня рисовать?

Давайте еще раз повторим алгоритм выполнения рисунка.

Повторение алгоритма выполнения рисунка по технологической карте.

-Регулятивные.

VI.Практический.

Выполнение работы.                                                                   Индивидуальная помощь учащимся.

Выполнение практической работы.

-Личностные;                    -Предметные;                         -Регулятивные.

VII.Рефлексивно-оценочный этап.

Поднимите руки те, кто уже справился с работой.

Можете выйти к доске и показать свои работы остальным.

……………………

Рефлексия:

Посмотрите на слайд и закончите предложения.

-Приводим свои рабочие места в порядок.

— Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

-Демонстрация готовых работ классу.

-Рефлексия.

Наведения порядка на рабочих местах.

-Личностные;               -Предметные.

Русская матрешка. Занятие по рисованию в старшей группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Добринский лицей

дошкольное отделение

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Русская матрешка

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Составила:

Воспитатель I квалификационной категории

Тесловская Вера Александровна

ст. Добринка

2013

Образовательная область: Художественное творчество

Интеграция образовательных областей: Познание, здоровье, музыка, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5 – 7 лет

Формы организованной образовательной деятельности: игровые упражнения, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, беседа, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, слушание музыки

Формы организации: группа

Задачи:

— познакомить детей с историей создания русской матрешки;

— вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;

— научить детей украшать силуэт матрёшки новыми способами нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;

— развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;

— развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;

— воспитывать любовь к народному искусству.

Словарь новых слов: умельцы, расписать, монотипия, тычки

Предварительная работа: беседа об истории русской народной игрушки «матрёшка», рассматривание иллюстраций, настоящих изделий матрёшек, игры с матрёшками.

Оборудование и материалы: белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, стаканы с водой, восковые мелки, влажные салфетки, ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, деревянные матрешки, большая деревянная матрешка, презентация «Русские матрешки», диск с записью песен «Я русская матрешка, собою хороша», «На полках, на прилавке матрешечки стоят», ноутбук, проектор, сундучок

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети сидят на стульчиках на ковре.

 В группу входит воспитатель с сундучком.

Воспитатель:
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Спрятана в сундучке игрушка. А какая игрушка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

Дети: Матрешка.

Воспитатель: (открываю сундучок) Правильно, это матрешка. Посмотрите, какая она яркая и нарядная. Но случилась у нашей матрешки беда: осенний дождик смыл с ее подружек всю краску (показываю силуэты матрешек). Стали матрешки совсем белые, некрасивые.

Загрустила матрешка, запечалилась, решила просить у вас помощи. Надо вернуть матрешкам их красочность, сделать их опять яркими и веселыми. Поможете матрешкам?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Матрешка – игрушка необычная. Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам?

Дети: Да, нравится.

Воспитатель: А вы знаете, сколько лет матрешке и откуда она пришла в Россию?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: (показываю слайды) В далекой стране Японии был очень добрый старичок Фукурума (слайд № 1). И был он такой умный – преумный, что даже голова его вытянулась вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри него сидела вся его семья. Сделана была эта игрушка из дерева. Значит, какая она была?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: Правильно, деревянная. Русский художник Сергей Васильевич Малютин приехал в Японию, увидел Фукуруму и решил привезти его в Россию, показать русским умельцам. Им старичок тоже понравился. Сделали мастера свою деревянную куклу. Только переодели они куклу в русский сарафан (слайд № 2). Нарисовали губки бантиком, румянец на щечках. И захотелось им дать этой деревянной куколке русское имя. Назвали куклу Матреной – Матрешкой. Вот так 120 лет назад и появилась русская матрешка. И так же, как в японском старичке Фукуруме, прячутся в русской матрешке игрушки поменьше (разъединяет матрешек, показывает). Вместе с березкой и самоваром, она стала символом нашей страны, России.

Разные мастера по-разному расписывали своих матрешек (слайды № 3, № 4, №5, № 6). Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Посмотрите на них внимательно. (Раздаю детям маленьких деревянных матрешек). Какое лицо у матрешки?

Дети: Веселое, грустное, красивое

Воспитатель: А щечки какие?

Дети: Круглые румяные.

Воспитатель: А глазки?

Дети: Маленькие, круглые.

Воспитатель: А что на голове у матрешки?

Дети: Платочек.

Воспитатель: Какого цвета платочек?

Дети: Желтый платочек.

Воспитатель: Какого цвета сарафан?

Дети: Красный сарафан

Воспитатель: А фартук какого цвета?

Дети: Фартук белый.

Воспитатель: Что нарисовано на сарафане?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Правильно. Наша матрешка очень яркая, у нее красный сарафан, беленький фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки желтый платочек. Глазки черные. Круглые, как бусинки. На щечках – яркие румяна.

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки,

Сами ткут и прядут,

Сами в гости к вам идут.

А теперь вы, как настоящие художники, распишите своих матрешек, поможете стать им снова яркими, нарядными. Но сначала давайте перед работой сделаем разминку. Встали все возле стульчиков.

(Музыка песни «Я русская матрешка, собою хороша»)

Физкультминутка «Нарядные Матрешки»:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,

(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки.

(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,

(Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.

(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

(Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладошки,

Веселые матрешки.

(Хлопают в ладоши)

А теперь приглашаю вас в мастерскую.

(Дети проходят к заранее подготовленным столам. На столах: силуэты матрешек, стаканы с водой, гуашь, восковые мелки, ватные палочки, влажные салфетки, тарелки для использованных ватных палочек).

Расписывать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) – восковыми мелками, гуашью, и ватными палочками. А теперь посмотрите разные способы рисования.

Восковыми мелками рисуем матрешке лицо: круглые глазки – бусинки, брови, носик, ротик. Румяные щечки, темные волосы. Вот и готово лицо матрешки.

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем расписывать своим способом, называется способ рисования «монотипия». Листочек бумаги сгибаем пополам, и на одну половину матрешки ватными палочками, тычком, наносим разноцветную краску. Потом другую половинку припечатываем на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок, похожий на узор (показ воспитателя – работа с «монотипией»). Получилась вот такая нарядная матрешка.

Давайте повторим, как мы будем рисовать.

Дети: Сначала лицо матрешки.

Воспитатель: Правильно. Чем рисуем лицо?

Дети: Восковыми мелками

Воспитатель: Что делаем потом?

Дети: Потом сгибаем матрешку пополам. И на одну половинку наносим краску.

Воспитатель: Верно. Краску чем наносим?

Дети: Ватными палочками. Потом прикладываем другую половинку.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно!

Ну, мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует, помогает в случае затруднения. Готовые работы прикрепляются на доску для анализа. Проводится пальчиковая гимнастика.

Вы устали рисовать?

Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
Отдохнуть вам всем пора.
Поработали на славу! Потрудились от души!

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!

В мире нет товара краше,

Чем наш символ красоты.

Полюбуйся на матрешек,

Оцени скорей их ты!

Я приглашаю вас всех на выставку матрешек.

Звучит музыка «На полках, на прилавке матрешечки стоят».

Посмотрите, какие они все яркие, нарядные.

Какая матрешка вам нравится больше всего? Почему? (Спрашиваю 3- 4 детей)

Дети: Матрешка яркая, красивая.

Воспитатель: Нашей матрешке тоже очень понравились ее новые подружки. Они стали нарядные, яркие, веселые. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! (Даю краткую оценку детских работ) Все вы очень старались, матрешка благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо за своих новых подружек. А сейчас она прощается с вами и возвращается к себе домой.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Литература:

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. М. : Мозаика – Синтез, 2009 г.

Гаврилова В.Г., Артемьева Л.А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий». — Волгоград: Учитель, 2010г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *