Название кружка декоративно-прикладного творчества, рабочая программа, разработка
Выбрать название кружка декоративно-прикладного творчества – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Объединение это создается не на один год, в перспективе заложено развитие кружка. Возможны изменения и дополнения рабочей программы, появление новых направлений и возрастных групп. Все это делает выбор мероприятием ответственным.
Важность дополнительного образования
Дети, посещающие кружок, приобретают умения и навыки, которые помогают им учиться в общеобразовательной школе. Кроме того, занятия творчеством с увлеченным, неравнодушным педагогом делают их более организованными и управляемыми.
Мелкая моторика, которая хорошо развивается на таких занятиях, дает возможность научиться хорошо писать, ставить красивый почерк. Известно, что это также полезно для умственной деятельности детей.
Современное название кружка по декоративно-прикладному творчеству привлечет внимание детей, им будет интересно в него ходить. В процессе создания произведения искусства маленький человек будет преодолевать трудности: научится терпению, узнает о своих возможностях.
Скучные этапы работы, такие как однообразная операция, повторяющаяся много раз, учитель поможет выполнять механически. Тогда голова освобождается для беседы на интересную тему. Пока ребята заштриховывают, приклеивают, вырезают что-то, педагог ведет рассказ на общую тему.
Коллективное творчество крайне важно для социализации ребенка. В процессе создания общего произведения дети постигают взаимопомощь и важность вклада каждого для общего дела. Руководитель кружка при этом и координирует их действия, и сам является участником-исполнителем.
Кружок ДПТ
Такой комплексный подход очень быстро формирует ответственного, дисциплинированного человека. Широко применял его А. С. Макаренко, сразу вовлекая неблагополучных детей в активную кружковую работу. Например, можно подключить детей к выбору названия.
Название кружка декоративно-прикладного творчества для дошкольников может состоять из одного слова. Похожий принцип применяется для названий детских садов. Хорошо зарекомендовали себя названия, отражающие деятельность:
- «Умей-ка».
- «Рисуй-ка».
- «Поделка».
- «Игрушка».
- «Подарок».
- «Мастерилка».
Если программа достаточно обширна для отождествления с одним словом, выбирают общее направление:
- «Несем радость людям».
- «Некогда скучать».
- «Юные мастера».
Название кружка
Современное название кружка по декоративно-прикладному творчеству должно отражать его сущность. Прежде всего, следует определиться с возрастной группой, посещающей кружок. Это поможет определить направления деятельности, по которым после будет составляться рабочая программа. Если направлений деятельности несколько, это отразят лепестки на цветке (подсолнух, ромашка, василек).
В состав может сходить несколько групп:
- Дошкольная.
- Младшая школа.
- Средняя школа.
Могут быть тематические кружки без возрастных ограничений.
Потребуется объединяющее все направления название кружка декоративно-прикладного творчества. В таком случае можно использовать породы птиц:
- «Воробьи».
- «Соколы».
- «Орлы».
Либо — «Птенцы». Все вместе – стая, или стайка. У «Птенцов» – своя, у «Орлов» – своя. Эмблема – деревянная кружевная птица. Можно – «Синяя птица». В Арзамасе есть такой детский клуб.
Оригинальное название кружка декоративно-прикладного творчества
Существуют определенные ограничения на названия. Например, если в них встречается город, нужно получать специальное разрешение. То же самое и с народными промыслами. Закон защищает оригинальные изделия народных промыслов.
Но декоративно-прикладное искусство отличается от народных промыслов технологиями, и названия детских кружков декоративно-прикладного творчества вполне может использовать эту терминологию:
- «Матрешка».
- «Деревянная игрушка».
- «Расписная чаша».
- «Узоры».
- «Золотые цветы».
Эмблемой хорошо выбрать образец оригинального произведения народных промыслов. В работе при составлении планов указываются классические и современные технологии, альтернативные способы достижения аналогичных результатов.
Поскольку ребятам не нужно использовать специальную обработку для пищевого применения изделий, в план можно включить теоретическую часть о ней и экскурсию «Производство изделий заводским способом».
Как назвать кружок? Примеры
Примеры названия кружка декоративно-прикладного творчества приведены ниже:
- «Самоцветы» – бисероплетение, декорирование предметов, создание украшений.
- «Волшебный клубок» – вязание, макраме, кружева, вышивка.
- «Медведик» — мягкая игрушка, авторская кукла.
- «Разноцветный мир» — декупаж, декорирование, скрапбукинг.
- «Кисточки» — рисование, роспись предметов.
- «Пряничный домик» — лепка (соленое тесто, пластика, глина).
О существующих кружках
Для выбора своей дороги полезно провести обзор уже действующих аналогичных объединений.
- Кружок ДПТ «Умелые руки» с. Обильного занимается вышивкой, вязанием, бисеронизанием. «Прекрасное своими руками» — программа занятий, разработанная учителем младших классов Смирновой Е. В. За учебный год дети научатся делать игрушку, гербарий, брошь из кожи, поделки из ракушек.
- Объединение ДПТ «Маленький волшебник», г. Самара. Направления — сувениры, вышивка, мягкая игрушка, кукольный театр. Для 4-7 лет.
- Кружок ДПТ «Чудесная мастерская», г. Уфа. Тряскина Н. М. Пластилиновая аппликация, открытка, бумажные цветы, квиллинг, оригами, соленое тесто.
- Кружок ДПТ при гимназии г.Ставрополя. Учитель технологии Сарычев Ю.А., 5-7 классы. Резьба по дереву. Работы кружка — изумительной красоты.
- Кружок ДПТ «Декупаж – возможности без границ», г. Москва. Волкова Т. М. Программа на 1 год.
Как видно, можно не усложнять деятельность разными смежными видами прикладных искусств. Сосредоточась на одном из них, можно дать ребятам хорошую подготовку и в перспективном планировании наметить участие в выставках.
Выбрать название кружка декоративно-прикладного творчества: разработка
Выбирая название, следует учитывать благозвучность, современность, интерес детей и многое другое. Если название будет «Берегиня», «Василиса» — мальчики, вполне возможно, в него не пойдут. Уж лучше «Иван да Марья».
Не стоит слишком увлекаться выбором в качестве названия имен героев популярных мультфильмов. Они быстро меняются, становятся неактуальны, а зачастую и старомодны. Классические названия со всех сторон выгоднее:
- «Нитка и иголка».
- «Спицы и клубок».
- «Краски и кисти».
Эти названия могли бы просуществовать десятки лет. При смене названия меняются документы, вывески. Это неудобно. К тому же правопреемнику придется их заверять. Поэтому сразу давайте кружку постоянное название.
ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует детское дополнительное образование после уроков. Новые стандарты рисуют выпускников младшей школы или детского сада творческими, способными учиться детьми.
1. Кружок ведет педагог дополнительного образования.
2. Педагог работает в соответствии с образовательной программой, разработанной им в соответствии с методическими рекомендациями.
3. Цель программы – развитие творческой личности.
4. Применение методов ФГОС при проведении занятий.
Название кружка декоративно-прикладного творчества ФГОС не регламентирует. Это означает свободу выбора прикладных искусств для воспитания творческой жилки у ребят.
Обычно у педагога много домашних заготовок, конспектов уроков, тематических книг. Все это пригодится для составления рабочей программы.
Рабочая программа
Это документ, который разрабатывается по действующему ФГОС. Рабочая программа содержит следующие реквизиты, которые печатаются на титульном листе:
- Название кружка декоративно-прикладного творчества.
- Ф.И.О. педагога и квалификация.
- Возрастная группа, посещающая занятия.
- Город, район, школа, детское учреждение.
- Направление деятельности.
- Материалы.
- Техника.
- Год.
Содержание документа включает следующее:
- Пояснительную записку.
- Цель курса.
- Структура курса.
- Задачи каждого уровня.
- Периодичность занятий и их длительность.
- Методы обучения.
- Планируемые результаты.
- Способы оценки достижений учащихся.
- Материалы.
- Техника безопасности.
- Инструкции.
- Перечень навыков, формируемых в процессе обучения.
- Использованная литература.
- Календарный план занятий.
Комплексная программа
Кружок, использующий комплексный подход к развитию творческой личности, имеет несколько другой тематический план. Это может быть план репетиций для подготовки спектакля, совместное изготовление реквизита и декораций и т. п. Педагог сам определяет количество часов, необходимых для учебного процесса.
Название кружка декоративно-прикладного творчества комплексной программы – дело нелегкого выбора. Тут встретились разные виды искусства, их объединить в одно – серьезная задача. Наиболее подходящим представляется отталкиваться от идеи театра. Поскольку театр содержит в себе все виды визуального искусства, можно предложить следующие варианты:
- «Глобус».
- «ПУПС» («Пусть учебе помогает смех»).
- «Арлекино».
- «Буратино».
- «Чиполлино».
Тематические занятия используют музыкальные композиции, картины, песни и другие виды работы с детьми. Декоративно-прикладная составляющая может быть выражена в изготовлении бутафорских предметов.
Кружок для дошкольников
Очень важно правильно подготовить детей к школьным занятиям. Здесь важны не только режим и дисциплина, терпение и скромность. Навыки письма даются легче тем деткам, которые уже умеют что-то делать пальчиками.
Основной целью такого кружка станут работы на мелкую моторику. Это всевозможные задания с бумагой:
- Склеивание.
- Вырезание по контуру.
- Оригами.
- Бумажные поделки.
- Картонные фигурки.
После того как бумажные работы закончены, изделие разрисовывают красками.
Изготовление текстурных панно – это увлекательное занятие не только для детей. Сначала ребята собирают природный материал:
- Листья.
- Желуди.
- Мелкие камни.
- Ракушки.
- Семена различных растений.
- Шишки.
Затем создаются поделки или в виде картин, которые можно повесить на стены помещения, или в виде статуэток. Могут быть изображены сцены из русских сказок. Природный материал можно красить гуашью, а после высыхания покрыть акриловым прозрачным лаком. Он не имеет запаха и растворяется водой.
Названия, подходящие для рабочей программы дошколят:
- «Развиваем умения».
- «Перед школой».
- «Умелые ручки».
Кружок для младших школьников
Прежняя практика факультативов давала ощутимые результаты: ученики, которые их посещали, лучше успевали по предметам. Группа из 10 человек – это оптимальное количество для неформальных занятий.
В процессе учитель часто подходит то к одному, то к другому школьнику. Личная помощь специалиста, причем вовремя, – это залог успеха учащегося. Если записалось много ребят, особенно в начале его работы, объединить всех одним делом поможет общая работа.
Распределение заданий даст каждому почувствовать себя на месте и работа пойдет слаженней. Зимой, когда посещаемость падает, можно будет больше внимания уделять индивидуальному подходу.
Направления, которые с удовольствием изучают дети младшей школы:
- Пластилиновая техника.
- Соленое тесто.
- Декоративная открытка.
Перспективное развитие кружка
Чтобы кружок не закрылся после первого года жизни, следует продумать его перспективное развитие. Программа, которую дети изучали в первый год, останется и на второй для тех, кто впервые пришел заниматься. Второй год – уже другая программа, иначе детям будет скучно.
Тематические планы для каждого года обучения могут иметь собственные наименования. Но постоянным остается название кружка декоративно-прикладного творчества. Рабочая программа каждого года включает и повторение, закрепление полученных ранее навыков, и новый материал.
Технологии, которые требуют постоянного повышения квалификации, хорошо оставить и развивать. Это могут быть следующие виды работ:
- Лепка.
- Рисование.
- Декорирование.
- Шитье.
- Вышивание.
- Вязание.
- Авторская кукла.
Работа с бумагой, скорее всего, уже будет неинтересна ребятам. Хотя для поздравлений близких можно оставить изготовление открытки.
Третий год (или курс для ребят постарше) может делать не просто куклы или мягкие игрушки, а куклы-перчатки. Тогда можно будет разыграть небольшое представление. Это привлечет и внимание родителей.
Участие в выставках – это быстрый способ добиться успеха в выбранной области. Порой учителя не хотят связывать себя этим, объясняя загруженностью. Но дети, которые готовятся к конкурсу, могут посвящать этому много времени. Особенно когда слышат похвалу. Не стоит бояться заявлять об участии в городских, областных и других конкурсах. Это будет хорошей идеей для перспективного развития.
Кружок может получить заказ на изготовление рекламной продукции, сувениров, модели здания и т. п. Это – хорошая реклама. Фотографируйте этапы процесса, делайте заметки в местной газете, и все узнают название кружка декоративно-прикладного творчества. По окончании устройте праздник.
Тогда дети будут на крыльях лететь в свой любимый кружок, а их учитель станет родным человеком.
Программа кружка «Творческая мастерская» для детей младшего школьного возраста.
Программа
кружка «Творческая мастерская».
Разработал воспитатель:
Багаутдинова Эльмира Зуферовна
Чистополь, 2019г.
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка художественного творчества рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 7- 15 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Цель программы
Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Задачи программы
Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Учебно-тематический план
15
121
136
Организация образовательного процесса
Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Таким образом, количество учебных часов составляет:
1 год обучения-34ч,
2 год обучения-34ч,
3 год обучения-34ч,
4 год обучения-34ч.
Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего и старшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.
Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.
Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.
Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе, чаепитий.
Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные.
Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.
В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.
Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно — прикладного искусства.
Приложение 1.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Главные принципы программы
Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Связь с жизнью.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего, проблемного обучения.
Использование проектной технологии.
Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы являются
выставки: тематические, праздничные, творческие конкурсы.
У нас на уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.
Организация тематических творческих выставок поделок.
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Правила техники безопасности.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами.
2. Лепка из соленого теста.
Учатся делать цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить изделия, делать композиции с использованием дополнительного материала.
Изделия из соленого теста.
Ученики делают изделия: « Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного материала.
Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» « Розочки в корзине», оформляют изделие.
Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год»
Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.
3. Работа с пластилином.
Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементы из пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.
Изделия из пластилина.
Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».
4. Волшебная флористика.
Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Руководитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.
Композиции из листьев.
«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес», «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.
5. Работа с пряжей.
Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции.
Изделия из пряжи.
«Весёлые куклы».
Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок», «Грибы», «Чудо — ягодки», «Открытка», «Новогодняя ёлочка» и т.п.
6. Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции для украшения не только листов бумаги, но также пасхальных яиц, коробок, шкатулок, рамок для фотографий и т.п.
Изделия.
Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик !», «Пушистые облака», панно «Цветы», аппликации на тему «Пасхальный благовест» и др.
7.Работа с разными материалами.
Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.
8.Изделия из разных материалов.
Поделки
из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»;
из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»;
из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.
9.Проектная деятельность.
Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.
Цветочная поляна, трава из бумаги.
Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.
Приложение 2.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
Картон: цветной, тонкий, упаковочный.
Открытки, салфетки, фантики.
Ткань, иголка, дырокол.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
Клей ПВА и «Момент».
Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.
Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.
Программа творческого кружка «Фантазия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей детско-юношеский центр г.Вяземский
Вяземского муниципального района Хабаровского края
«Утверждена» Рассмотрена на педсовете.
Директор ДЮЦ: ____________ протокол № от _____________
М.А.Латошина
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Фантазия»
художественно-эстетическая направленность
Составлена: Бей Г.В.
педагогом дополнительного образования.
Возраст обучающихся 7-11 лет, срок реализации – 1 год.
2016 год.
г.Вяземский
Содержание
Пояснительная записка …………………………………….3-5
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности………………………6
Тематический план …………………………………………7
Содержание программы ……………………………………8-9
Методическое обеспечение ………………………………10-11
Литература …………………………………………………12
Календарно-тематический план………………………….13-15
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видно, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Система работы кружка построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет, поэтому в данную профильную группу набраны учащиеся начальных классов по их собственному желанию. Занятия проводятся в школе во второй половине дня.
Цель программы
Формирование художественной культуры школьников через их собственное творчество.
Задачи программы
Приобщение учащихся к художественному творчеству.
Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами.
Формирование практических навыков работы с различными инструментами.
Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
.
Организация образовательного процесса
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество учебных занятий кружка в год по творчеству – 144 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае).
Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.
Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.
Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.
Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества в сельском доме культуры и музее г.Вяземского, проведения праздников в коллективе, чаепитий.
Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные.
Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.
В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.
Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события.
Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
— о разнообразии техник народного творчества;
— о свойствах и качествах различных материалов;
— о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
— планировать свою работу;
— договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
— анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
— создавать индивидуальные работы;
— использовать различные техники и способы создания рисунков;
— аккуратно и экономно использовать материалы.
Учебно-тематический план
№ | План | часы | всего | |
Теор. | Прак. | |||
1 | Введение. Вводное занятие в учебный курс | 4 | 4 | |
2 | Поделки из природного материала | 1 | 8 | 9 |
3 | Проектная деятельность | 1 | 17 | 18 |
4 | Поделки из солёного теста | 1 | 5 | 6 |
5 | Поделки из бумаги и картона | 1 | 33 | 34 |
6 | Работа с пластилином |
| 4 | 4 |
7 | Ваяние из гипса | 1 | 4 | 5 |
8 | Работа с нитями пряжи | 2 | 2 | |
9 | Работа с лекалами из бумаги | 8 | 8 | |
9 | Работа с тканью | 1 | 8 | 9 |
10 | Аппликация из соломки |
| 8 | 8 |
11 | Поделки из спичек | 1 | 2 | 3 |
12 | Волшебная флористика | 1 | 4 | 5 |
13 | Экскурсии |
| 4 | 4 |
14 | Выставки творческих работ |
| 4 | 4 |
15 | Праздники, чаепития |
| 2 | 2 |
16 | Игрушки из бросового материала. | 1 | 18 | 19 |
| Итого: | 15 | 129 | 144 |
Содержание программы.
1. Правила техники безопасности.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами.
2. Лепка из соленого теста.
Учатся делать цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить изделия, делать композиции с использованием дополнительного материала.
Изделия из соленого теста.
Ученики делают изделия: « Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного материала.
Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» « Розочки в корзине», оформляют изделие.
Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год»
Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.
3. Работа с пластилином.
Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементы из пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.
Изделия из пластилина.
Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».
4. Волшебная флористика.
Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Учитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.
Композиции из листьев.
«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес», «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.
5. Работа с пряжей.
Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции.
Изделия из пряжи.
«Весёлые куклы».
Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок», «Грибы», «Чудо — ягодки», «Открытка», «Новогодняя ёлочка» и т.п.
6. Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Плоские и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Изделия.
Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик !», «Пушистые облака», панно «Цветы», аппликации на тему «Пасхальный благовест» и др.
7.Работа с разными материалами.
Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.
8.Изделия из разных материалов.
Поделки
из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»;
из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»;
из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.
9.Проектная деятельность.
Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.
Цветочная поляна, трава из бумаги.
Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и
Формами подведения итогов реализации программы “Фантазия ” являются
выставки: тематические, праздничные,
творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, краевого и федерального масштаба.
На уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.
Работа с родителями.
Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в дополнительном образовании “Фантазия ”, помощь в организации экскурсий.
Организация тематических творческих выставок поделок на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, в сельском ДК.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
Открытки, салфетки, фантики.
Ткань, иголка, дырокол.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
Клей ПВА и «Момент».
Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.
Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.
Литература.
для учителя
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». — 2000, №7
для обучающихся
Большая Детская энциклопедия. Изобразительное искусство. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Детский периодический журнал «Солнечный зайчик»
электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Теор. | Практ. |
1-2 | Введение. Вводное занятие в учебный курс. | 4 | |
3 | Поделки из природного материала. | 1 | |
4-7 | Поделки из природного материала | 8 | |
Композиции из листьев. Заяц. | |||
Композиции из листьев. Слон | |||
Композиции из листьев. Осенний букет из рябины. | |||
Композиции из листьев. Осенний лес. | |||
8 | Проектная деятельность | 1 | |
9-11 | Проектная деятельность. Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п. | 7 | |
12-14 | Поделки из солёного теста. | 1 | |
Поделки из солёного теста. Змея. | 5 | ||
Подкова. Фрукты. | |||
Розочки в корзинке. | |||
15-31 | Поделки из бумаги и картона. | 1 | |
Поделки из бумаги и картона. Разметка и измерение бумаги разной по фактуре | 33 | ||
Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки | |||
Работа по выкройке и чертежу | |||
Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. | |||
Сборка и оформление игрушки. | |||
Разные виды аппликаций: «Весёлый дождик» | |||
Разные виды аппликаций. Панно «Цветы» | |||
Разные виды аппликаций. «Прощай, бабье лето!» | |||
Разные виды аппликаций. «Волшебный цветок» | |||
Разные виды аппликаций. «Пушистые облака», | |||
Разные виды аппликаций. «Весёлый Дед Мороз» | |||
Разные виды аппликаций. «Пасхальный благовест» | |||
32-33 | Работа с пластилином. | 4 | |
Изделия из пластилина. «Весёлый зоопарк» | |||
Изделия из пластилина. «Букет роз». | |||
34- | Ваяние из гипса | 1 | |
35 | Игрушки на елочку. | 3 | |
36 | Работа с нитями пряжи. | 2 | |
37- 40 | Работа с лекалами из бумаги. | 8 | |
Перевод выкройки через кальку и самостоятельная подготовка лекала по заданным размерам, работа с пряжей разного качества. | |||
Поделки из помпончиков. Цыпленок. | |||
Поделки из помпончиков. Пушистые бусы. | |||
Поделки из помпончиков. Гусеница. | |||
41-44 | Работа с тканью. | 1 | |
Платьица для куколок. | 8 | ||
45-47 | Аппликация из соломки. | 6 | |
Панно «лошадки» | |||
48 | Поделки из спичек. | 1 | |
49 | Поделки из спичек. Колодец. | 2 | |
Волшебная флористика. | 1 | ||
50-52 | Сложная композиция из листьев, желудей и орешков. | 4 | |
53 | Игрушки из бросового материала. | 1 | |
54-61 | Игрушки из бросового материала. Из скорлупы яиц | 18 | |
Из капсулы киндер-сюрпризов | |||
Из цедры лимона и апельсина | |||
Из фольги | |||
Из скорлупы орехов | |||
Из перьев и пуха | |||
Из компакт-дисков | |||
62 | Оформление выставки игрушек | 3 | |
63 | Выставка поделок из бросового материала | 1 | |
64-65 | Экскурсия | 4 | |
Весенний лес | |||
Культурный центр «Каскад» | |||
66 | Выставка цветов из различных материалов | 2 | |
67 | Выставка творческих работ | 2 | |
68-71 | Проектная деятельность — выбор проекта — выполнение — оформление — защита | 8 | |
72 | Праздник, чаепитие. | 3 | |
Итого | 15 | 129 |
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | |||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 1 |
|
Культура и техника речи | |||
2 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы»). | 2 |
|
3 | Выпуск газеты «Слово в театре…» |
| |
Ритмопластика | |||
4 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 0,5 |
|
5 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 0,5 |
|
Театральная игра | |||
6 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 1 |
|
7 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 1 |
|
8 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 1 |
|
9 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
|
10 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
|
11 | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
12 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
13 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 1 |
|
15 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 1 |
|
16 | Выступление со спектаклем перед учениками школы | 1 |
|
17 | Анализ дела организаторами и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше). | 1 |
|
Этика и этикет | |||
18 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 1 |
|
19 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 1 |
|
20 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 1 |
|
21 | Привычки дурного тона. (Этикет) |
| |
22 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) |
| |
II полугодие | |||
Культура т техника речи | |||
1 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 0,5 |
|
2 | Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве» | 0,5 |
|
3 | Вечер «Знание – сила» |
| |
Ритмопластика | |||
4 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 0,5 |
|
5 | Сценические этюды «Скульптура», «Реклама», «Абстрактная картина». |
| |
6 | Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 0,5 |
|
7 | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. |
| |
Театральная игра | |||
8 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 1 |
|
9 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд.Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 |
|
10 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 1 |
|
11 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | 1 |
|
12 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 1 |
|
13 | Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». | 1 |
|
14 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.).репетиция отдельных сцен. | 1 |
|
15 | Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 |
|
16 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | 1 |
|
17 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 1 |
|
18 | Выступление перед учащимися группы продленного дня. | 1 |
|
19 | Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня). | 1 |
|
Этика и этикет | |||
20 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | 0,5 |
|
21 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») |
| |
22 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 0,5 |
|
23 | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) |
| |
24 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». |
| |
Театральная игра | |||
25 | Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | 1 |
|
26 | Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | 1 |
|
27 | Творчество Крылова, чтение басни «Слон и Моська». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Слон и Моська». | 1 |
|
28 | Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. | 1 |
|
29 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | 1 |
|
30 | Генеральная репетиция | 2 |
|
31 | Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня). | 1 |
|
32 | Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | 1 |
|
33 | Анализ работы за год. | 1 |
|
Учебно-тематический план 2-го года обучения | |||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | 1 |
|
Культура и техника речи | |||
2 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 0.5 |
|
3 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 0.5 |
|
4 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). |
| |
5 | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | 2 |
|
6 | Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). |
| |
Ритмопластика | |||
7 | Испытание пантомимой. | 0.5 |
|
8 | Тренировка ритмичности движений. |
| |
9 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). |
| |
10 | Совершенствование осанки и походки. | 0.5 |
|
11 | Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». |
| |
Театральная игра | |||
12 | Значение подробностей в искусстве. | 1 |
|
13 | Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | 1 |
|
14 | Основа актерского творчества – действие. «Главное — не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | 1 |
|
15 |
| 1 |
|
16 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | 1 |
|
17 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 1 |
|
18 | Техника грима. Светотень. | 1 |
|
19 | О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. | 1 |
|
20 | Анализ мимики своего лица. | 1 |
|
21 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 |
|
22 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | 1 |
|
23 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | 1 |
|
24 | Генеральная репетиция. Оформление сцены. | 1 |
|
25 | Премьера. (Перед учащимися начальных классов) | 1 |
|
26 | Анализ выступления. | 1 |
|
27 | Обсуждение темы «Вредные привычки». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения. | 1 |
|
28 | Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | 1 |
|
29 | Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | 1 |
|
II полугодие | |||
Этика и этикет | |||
1 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 0,5 |
|
2 | (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. |
| |
3 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 0,5 |
|
4 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). |
| |
Театральная игра | |||
5 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. | 2 |
|
6 | Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | 1 |
|
7 | Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. | 1 |
|
8 | Работа над образом. Сказочные гримы. | 0.5 |
|
9 | Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) |
| |
10 | Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
|
11 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | 1 |
|
12 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | 0.5 |
|
13 | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. |
| |
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | 1 |
|
15 | Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | 1 |
|
16 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 1 |
|
17 | Премьера спектакля. | 1 |
|
18 | Анализ выступления. | 1 |
|
Культура и техника речи | |||
19 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 0.5 |
|
20 | Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. |
| |
21 | Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). |
| |
22 | Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. | 0.5 |
|
23 | Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. |
| |
24 | Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). |
| |
Ритмопластика | |||
25 | Пантомимический этюд – тень | 1 |
|
26 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 1 |
|
Этика и этикет | |||
27 | Круглый стол «Азбука общения» | 1 |
|
28 | Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 1 |
|
29 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). |
| |
30 | Анализ работы за год |
|