Как первоклассника настроить на учебу: Как настроить первоклассника на учебу? — Общество – Как настроить ребенка на учебу

Как настроить первоклассника на учебу? — Общество

Как настроить первоклассника на учебу?

Начинать подготовку к школе следует с 3-4 лет и сразу давать ребенку позитивную установку

До окончания школьных каникул остались считанные дни. Для многих учащихся первое сентября — событие уже привычное и понятное. Но для детей, только-только готовящихся переступить школьный порог, начало первого в жизни учебного года может стать серьезной проблемой. Новые порядки, правила, незнакомые учителя и одноклассники — как тут не растеряться? О том, как лучше всего подготовить к учёбе будущих первоклассников, рассказала Юлия Бокач, директор одного из благовещенских центров развития детей.

Что волнует взрослого

 

— В каком возрасте лучше всего отдавать ребёнка в школу?

 

— Готовить ребёнка к школе нужно заранее. В нашей стране оптимальным для поступления в школы считается возраст 7 лет. К этому времени у ребёнка формируется достаточно устойчивая память, вырабатываются такие качества, как усидчивость и любознательность, он достаточно сформирован физически для того, чтобы высиживать 30-минутные уроки. Но подготовку к школе нужно начинать гораздо раньше — примерно с 3-4 лет.

 

— Что включает в себя данная подготовка?

 

— Сейчас принятие в школы происходит при участии специальной комиссии и психологов, которые смотрят, готов ли ребёнок к обучению, адаптирован ли он социально. Если он не посещал детский сад или подобные учреждения, мало общался со своими ровесниками, у него могут возникнуть серьёзные психологические трудности при адаптации в школьном коллективе. Обучение искусству общения не менее важно, чем усвоение общеобразовательного материала.

 

— Какие ошибки наиболее часто допускают родители при формировании представления об учёбе и занятиях у будущих первоклассников?

 

 — Родители не всегда верно могут объяснить своему чаду, чем на самом деле является школа. Можно сказать, что мама и папа неосознанно переносят свои собственные страхи в сознание ребёнка. Некоторые родители начинают говорить что-то вроде «теперь ты уже взрослый, ты идёшь в школу, а там сложно, ты уже не сможешь постоянно играть, нужно будет трудиться». Другие — сокрушаются, произносят фразы наподобие «ох, что же нам теперь делать, ты скоро идёшь в школу». Естественно, подобные высказывания не добавят желания учиться и посещать уроки. Наилучший выход — сразу давать позитивную установку.

 

— В чём она выражается?

 

— Для начала самим родителям стоит справиться со своей внутренней боязнью подобных перемен. А затем сформировать правильные представления у своего чада. Стоит донести до ребёнка мысль, что он сам готов к школе, и идёт туда не потому, что так надо. Говорите, что в школе интересно, что его ждут новые друзья, что он уже достаточно взрослый и самостоятельный, потому ему и пора начать учиться. Правда, тут тоже не следует перегибать палку — не стоит слишком сильно давить на мысль, что ребёнок уже абсолютно всё знает и умеет, иначе это может иметь противоположный эффект .

 

О чём беспокоится ребёнок

 

— Какие страхи часто присущи самим детям при поступлении в школу?

 

— Дети дошкольного возраста привыкли к обучению в игровой форме. Примерно 70% времени, которое ребёнок проводит в детском саду, занимают игры — пусть и развивающие, но в сознании детей это именно игры. Конечно, некоторое количество часов уделяется и подготовке к будущей школьной жизни — ребёнок сидит за импровизированной партой, то есть уже имеет некое представление о школьных порядках. Но здесь стоит учитывать, что далеко не все дети ходят в детский сад, не все имеют определённые навыки социализации. Детей, покидающих привычные условия, волнуют вопросы: «а буду ли я играть на новом месте, а будет ли мне с кем там общаться?».

 

— Обоснованы ли подобные тревоги?

 

— Первое полугодие в школе — это плавный переход от детсадовского режима к учебному. Уроки идут по тридцать минут, у детей один учитель — можно сказать, почти тот же воспитатель, часто устраиваются специальные «физминутки» — небольшие разминки, учитель даёт детям на переменках игрушки. Таким образом, дети постепенно привыкают к школьной жизни. Что касается общения — опять же нужно с раннего детства учить  ребёнка общению и давать установку на то, что в школе у него обязательно будут друзья.

 

Как настроить первоклассника на учебу?

Главное — самим родителям справиться со своими страхами, а потом уже объяснить ребёнку, что его ждёт в школе

Фото: Depositphotos

 

— Предположим, ребенок пошёл в школу, ему все нравится, но потом вдруг интерес к учёбе и урокам резко пропадает. В чём может быть причина?

— Ситуации бывают разные. Иногда, действительно, детям в школе становится просто скучно. Первые несколько недель — это привыкание к новой обстановке, иногда некий страх, но в то же время интерес и любопытство. А затем всё становится однообразно и привычно, жить «по режиму» (когда, например, сначала дети изучают биологию, потом читают, а затем идёт физическая подготовка, а просто так на игру уже не отвлечёшься) уже не хочется. Бывает и наоборот — ребёнок обижается, что учитель его «игнорирует».

 

— Как лучше поступать родителям в подобных ситуациях?

 

— Для начала нужно выяснить, в чём именно кроется причина проблемы. А потом уже мягко объяснить, что учительница спрашивает других учеников потому, что им тоже надо получать оценки и уяснять предлагаемый материал, при этом она вовсе не стремится намеренно не замечать других детей. Или сказать, что в скором времени класс начнёт изучать что-то новое и интересное, а скучные уроки закончатся. Очень важно, чтобы ребёнок умел разгружаться от своих проблем, снимать накапливающийся стресс, который со временем может переходить в апатию или агрессию. Это состояние легко корректируется с помощью спортивных секций и различных кружков.

 

— Как поступать, если появились проблемы с общением, с отсутствием контакта со сверстниками?

 

— Пожалуй, стоит отметить, что в большинстве случаев родителям лучше занимать позицию наблюдателя. Это не значит, что нужно вовсе отстраниться от детских переживаний, но и активно вмешиваться в ситуацию тоже не стоит. Очень важно, особенно в первые три-четыре месяца обучения, спрашивать у ребёнка, как прошёл его день, как дела у его друзей, чем они все вместе занимались в школе, но делать это необходимо ненавязчиво, как бы невзначай. Не стоит думать, что за те несколько часов, что ребёнок провёл в школе (в детском саду ведь он проводит гораздо больше времени), ничего особенного там произойти не могло. Если же вы понимаете, что у вашего чада действительно есть проблемы, лучше всего попробовать решить их при участии учителя. Активное вмешательство родителей необходимо, когда без него, действительно, никак не обойтись. Нелишне также помнить, что дети тянутся к тем своим ровесникам, которые здоровы и сильны как психически, так и физически — а подобные параметры складываются из уже перечисленных общеобразовательных и социальных навыков.

 

Справка

 

Прежде чем отправить ребёнка в школу, стоит сделать ряд определённых прививок и посетить врачей. По словам Татьяны Николаевой, заведующей дошкольно-школьным отделением поликлиники № 4, среди обязательных для поступающих в школы процедур значатся реакция Манту (обследование на туберкулёз), прививки от полиомиелита, кори и краснухи, АДС-М (от дифтерии), АКДС (вакцина против столбняка, коклюша и дифтерии) и прочие необходимые сезонные вакцинации. Также следует побывать на приёме у педиатра, окулиста, лора, невропатолога, дерматолога, психолога и гинеколога или уролога.

 

Как настроить ребенка на учебу

Учебный год только начался, а ребенок не чувствует интереса к школе. Выполнению домашних заданий он предпочитает общение с друзьями или компьютером, чтение книг не по программе или другие занятия. Наверное, с такой проблемой сталкивалась не одна семья. И если в некоторых других ситуациях можно выбрать позицию «не хочет – пусть не делает», то в данном случае она по понятным причинам не работает. Как помочь ребенку в учебе, заинтересовать его школьными предметами и создать мотивацию?

Прежде всего, не стоит записывать свое чадо в лентяи или, тем более, в неудачники. Изначально стремление к познанию нового заложено в любом ребенке. И ваша задача – разобраться, почему оно пропало или проявляется не активно. Особенно если ваш ребенок находится на том этапе жизни, который принято называть «пубертатным периодом». Ведь именно в это время происходит переоценка ценностей, смена мотивации. Это маме и папе может казаться, что подросток просто так лежит на кровати. На самом деле он либо находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, либо погружен в свои мысли. В любом случае родители не должны его ругать и критиковать за невнимательность к учебе. Им нужно как можно чаще говорить с ребенком, показывать, что они его поддерживают. Главное не контролировать каждый шаг подростка и не стараться навязать ему свою точку зрения, а слушать его мнение.

Но потеря интереса к познанию нового встречается не только у подростков, но и у учеников младших классов. Как настроить ребенка на учебу в таком случае? Однозначный ответ дать невозможно – ведь детки все разные. Что сработает с одним, может не помочь другому. Поэтому мы рассмотрим несколько разных способов.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Как заинтересовать ребенка учебой? Об этом задумывается ни одно поколение родителей. Прежде всего, ребенок должен понимать, для чего он учится. Это взрослые привыкли выполнять некоторые неприятные дела только потому, что надо. С детьми этот фокус не пройдет. Они должны понимать цели обучения и быть настроенными не на конечный результат (хорошую оценку), а на процесс.

Попробуйте поговорить с чадом о том, кем он хочет стать в будущем. Объясните, что для этого ему необходимо будет хорошо разбираться в тех или иных школьных предметах. Без таких знаний он не только не добьется успеха в выбранной профессии, но и вряд ли вообще сможет ее освоить. Здесь еще важно понимать следующий момент: вы сделаете упор на ряде предметов (понятно, что для каждой профессии существует свой перечень необходимых наук). Но нужно обязательно объяснить ребенку, что при этом он не должен запускать другие школьные дисциплины, которые косвенно могут повлиять на его успех в карьере. Например, если чадо хочет выбрать гуманитарную профессию, ему потребуются и точные науки – они помогут ему научиться мыслить логично, что непременно пойдет на пользу. А если ребенок решил стать, например, ученым-физиком, то должен понимать, что ему предстоят публичные выступления. Таким образом, если он будет плохо знать русский язык, то может попасть в неприятные и глупые ситуации.

Также ребенку нужно объяснить, что чем ты умнее, тем больше и добиваешься в жизни. И что любые знания могут пригодиться. Эти тезисы лучше подкрепить примерами знакомых и героев фильмов/книг. При этом никогда не высказывайтесь внутри своей семьи об преуспевших в учебе людях пренебрежительно. Напротив, примеры всегда должны быть позитивными. То есть нужно рассказать ребенку, как мамина подруга с нуля основала бизнес и за несколько лет существенно развила его, а не о том, как папина одноклассница, защитившая диссертацию, работает уборщицей. Чадо должно понимать, что важно обладать не только теоретическими знаниями, но и умением применять их на практике. И если папина одноклассница не сумела правильно распорядиться тем, что ей дали усидчивость и природа, то это не значит, что любой умный человек неудачник.

Чтобы ребенок получал удовольствие от учебного процесса, важно, чтобы он делал успехи. Понятно, что это удается не всегда – у всех бывают промахи. Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить ряд достижений. Необходимо, чтобы родители оказывали помощь ребенку в учебе, поощряли его успехи и тягу к любым знаниям. Например, если ваше чадо хочет заниматься каким-то предметом дополнительно, то нужно постараться всячески этому способствовать: записать на дополнительные занятия, купить обучающие материалы.

Хвалите своего школьника за любые успехи, не ругайте за неудачи, а лучше постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и как это исправить.

Мотивация ребенка к учебе

Мы уже поговорили об основных способах развития мотивации ребенка к учебе (формирование целей, поддержка интереса, поощрение). Есть и дополнительные методы:

  • больше игры в процессе обучения

Старайтесь соединить познавательный процесс ребенка с его хобби. Так, например, если вашему чаду нравится какой-то мультфильм, то можно приобрести фигурки его героев и разыгрывать между ними диалоги на иностранном языке. Или купить обучающие диски, которые созданы в тематике этого мультфильма.

  • поощрения и наказания

Мотивация ребенка к учебе может быть различной. Можно награждать ребенка за хорошие отметки и «брать с него штраф» за плохие. Например, за плохие оценки он должен делать какую-то работу по дому, а за хорошие получит какую-то сумму денег. Однако этот метод не должен быть основным в вашей семье, в противном случае ребенок будет «учиться за деньги», что вряд ли принесет ему большую пользу. Можно практиковать этот способ для предмета, с которым у школьника особенные трудности.

kak-nastroit-rebenka-na-uchebu-2Подойти к этому необходимо со всей серьезностью, обсудив все тонкости «на берегу», чтобы уже в процессе не выяснилось, что вы друг друга не поняли, и ребенок обидится. Лучше всего требования обеих сторон отразить в «договоре», составленном совместными усилиями, который подпишут и родители, и их чадо.

Также можно обойтись без «денежных отношений». Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок (путешествие в какую-то страну, новый компьютер и т.д). Пообещайте выполнить его желание (и выполните, конечно, если чадо справится со своими обязательствами), если школьник, например, закончит год на одни пятерки (или без троек – возможны варианты).

Старайтесь пробовать разные методы, и тогда вы обязательно отыщете те, которые помогут вам настроить вашего ребенка на учебу.

Как настроить первоклассника на учебный год и мотивировать на учебу » Клуб «Жива»

Елена Шерипова, руководитель телевизионной школы моделей Royal Model Agency

Начнем с того, что очень многое в данном вопросе зависит от настроя самих родителей, их отношения в целом к школе и в частности к учителям. Переживания родителей могут выглядеть как обычное волнение за своего малыша, который идет первый раз в первый класс. Такое волнение – норма для любого родителя. Но чрезмерно волноваться все-таки не стоит: во-первых, ваш малыш уже прошел первую в своей жизни «школу» — детский сад, где получил навыки общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста, он посещал занятия по подготовке к первому классу, делал какие-то упражнения дома, учился считать, писать и читать. С этой точки зрения, можно сказать, что ваш малыш полностью готов стать первоклассником, и по большому счету учебный процесс не должен стать для него чем-то совершенно незнакомым. Да, разница между садом и школой, безусловно, есть: на то, чтобы поиграть со своими друзьями теперь у него будут только перемены и время после уроков, ведь он уже взрослый. О том, как измениться его жизнь, что такое школа, обязательно нужно разговаривать со своим ребенком, причем беседы эти должны быть исключительно позитивными и оптимистичными. Особое внимание в этих разговорах нужно уделить Дню Знаний.

Какими бы ни были ваши малыши способными, талантливыми, умными для любого ребенка 1 Сентября – это, прежде всего, праздник! Причем праздничное настроение должно быть у всех членов семьи, особенно, если ребенок идет первый раз в первый класс или посещает начальную школу.

Постарайтесь не превращать День Знаний в обычное утро, обставьте его как большое событие, огромное достижение вашего ребенка. Первый день в школе для вчерашнего выпускника дошкольного учреждения – это победа! Поэтому ваша задача превратить своего малыша, еще не переступившего порог школы, в победителя. Если же ребенок идет во второй, третий и т.д. класс, он тоже победитель, ведь он становится старше и умнее. Заведите в своей семье замечательную традицию – каждый год поздравлять своего ребенка, и неважно, сколько ему лет и в какой класс он идет, с 1 Сентября. И отмечать этот день походом в кафе или посещением какого-нибудь интересного мероприятия. Ничто так не мотивирует детей на учебу как поощрение и создание атмосферы праздника в День Знаний. Тогда все волнения и переживания, которые свойственны и родителям, и детям, не будут восприниматься остро и проблематично. День Знаний для вас навсегда будет праздником, после которого остаются хорошие воспоминания и приятные эмоции.

Подготовка к школе, как правило, осуществляется заранее, когда происходит покупка рюкзака, тетрадок, пенала и т.д. Делайте это вместе с ребенком, чтобы у него была вовлеченность в процесс подготовки. Покупки и разговоры о предстоящем 1 Сентября и учебе в школе сопровождайте особой позицией, говорите своему малышу: «Теперь ты не просто ребенок! Посмотри, сколько всего тебе нужно! Потому что ты это заслужил. Потому что ты – первоклассник/первоклассница!». Не надо говорить ребенку: «Иди, учись, получай хорошие отметки». Это не мотивирует ребенка на процесс, а выглядит скорей, как указание, что делать, которому, согласитесь, не очень хочется следовать, потому что звучит оно примерно как «отвяжись, займись делом». Это то же самое, что сказать ребенку: «Иди, делай уроки!» или «Тебе, что заняться нечем?», за которыми стоит скрытое желание отдохнуть от ребенка. И дети его прекрасно считывают. Если вы хотите, чтобы ребенок относился к учебе в школе как своему личному достижению, добивался успехов, причем делал это с удовольствием, относитесь к своему ребенку как к победителю, который в данный момент преодолел сложный этап в своей жизни (детский сад) и стоит на пути преодоления нового сложнейшего этапа (первый класс). Ваш ребенок уж молодец и дальше он будет еще большим молодцом, поэтому он заслужил уважение, восхищение и похвалы. Необходимо внушать ребенку уверенность в том, что в школе его ждет много интересного. Поощряйте тягу к знаниям и почаще говорите о то, что нового в этом учебном году узнает ваш ребенок в школе.

Но будьте осторожны! Когда мы говорим о мотивации к учебе, мы имеем в виду те разговоры, которые мы должны вести со своими детьми накануне учебного года, по нашему мнению, они должны повысить их самооценку и желание добиваться успехов. При этом мы часто не замечаем, как наши мотивационные речи подрываются нами же самими, нашим отношением к школе и учителям. Очень часто проблема отсутствия у ребенка мотивации заключается не в том, что мы не объяснили ему, что надо хорошо учиться, а в том, что мы своими репликами, отношением нанесли ядерный удар по авторитету школьных учителей и школы в целом. К сожалению, этим грешит большинство современных родителей. Сначала они стремятся выбрать для своих детей лучшую школу и лучших учителей, но потом ищут в ней изъяны. В школе что-то не покрашено, не сделано, выбранные учителя не соответствуют родительским требованиям, словом счетам и претензиям нет числа. Пожалуйста, держите это все при себе! Ваш ребенок с первого дня учебы в школе должен знать одну простую истину: его учитель самый лучший, он для него и для вас авторитет, его школа – самая прекрасная, другой такой нет, его одноклассники – лучшие друзья на всю жизнь. Именно это надо внушать первоклассникам! И повторять на протяжении всех 11 лет учебы. Только так и никак иначе! Потому что в противном случае, не стоит удивляться, почему ваш ребенок не любит ходить в школу, не слушается учителей, ни с кем не дружит и не делает уроки. Учитель – для ребенка должен быть непререкаемым авторитетом по одной простой причине, потому что именно он учит вашего ребенка ответственному отношению к учебе, дает ему знания, спрашивает с него, занимается его развитием. Поэтому вопрос о мотивации ребенка напрямую зависит от вашего собственного настроя, мудрости и вашего правильного отношения к учителям и той школе, куда вы отдали учиться своего ребенка.

Как настроить ребенка на учебу в школе? Советы родителям

 Советы родителям: как настроить ребенка на учебу в школе? Дети, которые начинают свой новый учебный год, по большей части открыты к новым впечатлениям и знаниям. Особенно это касается тех, кто идет в первый, пятый, десятый класс, то есть начинают новую ступень в своей жизни.

То, как они будут относиться к учебе, зависит от родителей. Если они воспринимают школу как набор проблем: деньги на ремонт класса, бесконечные простуды, домашнее задание, делающееся совместно с кем-то из родителей до полночи, двойки и так далее, то и ребенок будет перенимать их настроение и с неохотой собираться в школу.

Это одна из причин, базовая, детского «не хочу». Иногда только это является причиной нелюбви к школе и урокам, а, как следствие, к парам в институте и к рабочим дням, а конкретная причина будет номинальной и высосанной из пальца (неудобный стул, много задают, некрасивая соседка и так далее).

Это только кажется мелочью, на самом деле это формирует отношение ко всему на свете, ведь то, как человек воспринимает место, в котором находится, так он в нем себя и чувствует. Так что родителям нужно внимательно следить за своим отношением и словами.

Иногда нежелание ходить в школу временно – ребенок просто не успел перестроиться. Первоклассникам обычно нужно на это 2-3 месяца, пятиклассникам – первый семестр. Старшеклассники обычно справляются за первую четверть, но тут есть нюанс: ребенок испытывает огромное давление – будущее поступление, оценки, аттестат, репетиторство… Школа для него становится источником беспокойств, постоянное состояние стресса трудно назвать нормальны.

Остальные проблемы можно разбить на две группы. Ребенок не хочет учиться или ходить в школу? Это разные вещи, и это нужно выяснить в первую очередь.

«Не хочу учиться»
На первый взгляд – традиционная отмазка ленивых детей. Это может быть, но не всегда.

Проблемы с успеваемостью. Чаще всего у школьника возникают трудности с определенным предметом или группой предметов из-за нехватки способностей. Но, получив раз-второй нагоняй и от родителей, и от учителей, ребенок «забивает» и на остальные. Отсюда и нежелание ходить в школу.
Иногда сильное увлечение перебивает тягу к учебе, и фокус школьника уже на хобби, а не на уроках.

Отсутствие интереса часто вызывает апатию. Такие дети попросту не видят смысла в учебе, им все равно: двойка так двойка, техникум так техникум.

Решения. При проблемах с успеваемостью первая реакция родителей – нанять репетитора. А лучше несколько. Тут важно не переусердствовать и не перегрузить ребенка, а выяснить, какие конкретно предметы вызывают сложности и сделать упор на них. И, разумеется, спокойнее относиться к оценкам и поощрять, но не деньгами, а, скажем, походом в кино за пятерку или любимым тортом.

Когда у ребенка сильное увлечение чем-либо, важно не отбирать футбольный мяч или приставку для видеоигр, вместо них суя в руки учебник. Такое поведение сулит молчаливый бунт – ребенок не будет заниматься вообще ничем, и еще таким образом можно отбить напрочь желание увлекаться чем-либо, кроме себя самого.

Так нельзя. Тут важно оговорить с ребенком рамки: например, в будние дни урокам посвящаешь три часа, хобби – один, а в выходные – наоборот. Если оценки падают – на пару дней запрет. Или же за определенные отметки в табеле за четверть – новые струны для гитары. Так создается мотивация.

Еще неплохо найти что-то общее между хобби и школьным предметом – так создается заинтересованность.
Отсутствие интереса чаще всего означает ненайденный интерес. Стоит помочь ребенку его поискать и мотивировать, мотивировать, мотивировать – как в предыдущем случае.

«Не хочу ходить в школу»
Тут проблема глубже. Иногда она может вызывать и неуспеваемость в том числе. Чаще всего это конфликт – со старшими сильными ребятами, с конкретным человеком, с учителем.

Выход – разговаривать. Только знание истинной причины позволит исправить ситуацию. Впрочем, не все дети доверяют родителям безоговорочно, так что разговор может быть и с бабушкой, дедушкой, психологом. Только не стоит давить на ребенка – вероятнее всего, из-за чрезмерного давления у него и проблемы.

Прояснив ситуацию, нужно помочь школьнику с ней справиться, а не решать все на родительском комитете (хотя бывают и такие случаи). Это воспитывает уверенность в своих силах и самоконтроль.

Еще одна причина – «там скучно». Почти так же, как при успеваемости, но тут шире – ребенку не интересно ни на уроках, на внеклассных мероприятиях. Часто за этим стоит отсутствие друзей. Стоит дать время, чтоб ребенок нашел себя, иногда на это уходят годы. Если вне школы ребенку есть чем заняться – не стоит опасений.
А вообще, для того, чтоб первого сентября дети захотели в школу, надо дать им по ней соскучиться. Не нужно каждый день напоминать о списках литературы «на лето», спрашивать «хочешь в школу?», нанимать репетиторов и так далее.

Каникулы – это святое. А за пару недель до начала учебы можно пройтись по магазинам, накупить обновок, сходить в аквапарк – в общем, сделать день-праздник подготовке к школе. Купить небольшой подарок, в конце концов.

Дети обожают новые вещи, даже если это обложки для книг. Если создать такую традицию, то из года в год они с нетерпением будут ждать линейки.

Похожее

Как настроить первоклассника на учебу в школе

Сидеть на уроках, выполнять новые задания и строить отношения с классом — все это будет непривычным для малыша, который идет в школу. Специалисты подсказывают, как сделать учебу желанной для первоклассника.

#1 Отдать в школу, когда ребенок готов

Доктор Комаровский обращает внимание: недаром оптимальным для школы считается возраст 7 лет, потому что именно в это время ребенок физически готов высиживать урок за партой и делать домашние задания. Если он часто болеет или гиперактивен, лучше подождать еще год — это никак не навредит развитию, наоборот, сохранит здоровье, а это уж точно важнее учебы.

Но играет роль не только физическая сторона. В блоге своем блоге педиатр предлагает обязательно оценить, как обстоит дело с эмоциональной, социальной, интеллектуальной и речевой зрелостью ребенка:

  • научился ли он контролировать свои эмоции;
  • отличается ли он усидчивостью;
  • правильно ли он выговаривает звуки и строит речь;
  • умеет ли он концентрироваться и делать выводы;
  • способен ли он учиться;
  • хочет ли общаться со сверстниками и легко ли принимает правила коллектива.

Готовность малыша к учебе проявляется в открытости, любознательности, готовности слушать и самостоятельно действовать среди детей и взрослых. Если в чем-то есть пробел, лучше уделить этому внимание до первого класса.

#2 Не заставлять, а мотивировать

Чтобы настроить ребенка на учебу, важно подготовить его до школы: особенно хороши в этом развивающие курсы и кружки. Также родители могут еще летом начать просматривать вместе с ребенком материалы, которые будут изучаться по школьной программе.

Но, по словам Комаровского, дошкольники познают мир через игру — учиться их мотивирует что-то развлекающее, поэтому, чтобы стимулировать первоклассника учиться, родителям важно поощрять ребенка развивать свои способности и делать учебу интересной лично для своего чада.

Сделайте упор на его любопытство: не заставляйте ребенка усиленно готовиться, а позволяйте ему исследовать, играть и творить. Это даст сыну или дочке ощущение уверенности и психологического комфорта, от которых во многом будет зависеть успех обучения.

Помогите ребенку спокойно чувствовать себя в социуме: пусть он почаще общается с другими детьми, ведь важной частью учебы будет взаимодействие в классе.

#3 Создать атмосферу

В одной их статей психолог Светлана Ройз советует после возвращения ребенка со школьных каникул отметить это событие праздником с вкусным угощением и подарком, чтобы психологически поставить точку в «летней истории». Тот же подход применим и к первокласснику: весело отпразднуйте окончание сада, лета и начало новой истории в жизни ребенка. Это поможет ему настроиться на школьные будни, как на что-то особенное.

Еще один отличный способ — приобрести ребенку красивую современную форму, а также дать ему выбрать канцелярию. Купите новоиспеченному школьнику дневник и тетради, в которых ему захочется писать, и принадлежности, которые так и тянет взять в руки. Не ограничивайтесь самым необходимым — побалуйте ребенка какой-то понравившейся ему детской мелочью для школы.

Чтобы настроить первоклассника на учебу, недостаточно развивающих курсов: гораздо важнее укрепить его физическое здоровье и помочь ему достичь эмоциональной, интеллектуальной и социальной зрелости, необходимых для школы, а также организовать общение со сверстниками, задействовать его любопытство и сделать поход в первый класс красивым и праздничным. И тогда малыш с удовольствием начнет школьную главу своей жизни.

Скоро в школу. Как правильно помочь первокласснику адаптироваться и сформировать у него интерес к учебе

Большинство ребят, которым только предстоит впервые переступить порог школы, ожидают, что это тот же детский садик, где они будут отдыхать, играть и весело проводить время. Как правило, для многих детей становится неприятным сюрпризом то, что учеба — это не веселая игра, а самый настоящий труд. Как родителям настроить ребенка на учебу и воспитать в нем тягу к знаниям?

Готовимся к школе

Следим за здоровьем.Маленький ученик должен быть готов к школе не только морально, но и физически. Именно поэтому предельно важно, чтобы родители обеспечили будущему первокласснику правильное питание, режим, приучили его делать зарядку и давали необходимые витамины (рекомендованные вашим врачом педиатром).   

Мотивируем ребенка.Чтобы первоклассник изначально воспринимал занятия не как наказание, а как источник новых знаний, необходимо, чтобы он действительно хотел идти в школу и достаточно легко отнесся к принятым там ограничениям.

«Подготовить ребенка к данным переменам в жизни помогут специальные игры с определенными правилами. То есть, ваш сын или дочь должны привыкать действовать по заданным условиям и при этом спокойно на них реагировать. Когда ребенок немного освоится с данной системой, желательно начать играть с ним дома в школу. При этом ваш первоклассник должен взять на себя роль учителя, который будет рассказывать «детям» о чем-то очень интересном. Подчеркивайте, что в данной игре именно он должен устанавливать правила. Такой подход поможет вашему ребенку, придя в школу, сформировать «здоровое» отношение к педагогам. Во-первых, он будет внутренне уверен в том, что именно учитель устанавливает правила и их необходимо соблюдать, а во-вторых – с интересом слушать педагога на уроках», – советует детский психолог Анастасия Миллер. 

Также в плане мотивации старайтесь чаще говорить ребенку, что переход в школу означает, что он уже становится взрослым, и теперь у него появится много новых интересных занятий и, самое главное, друзей. Для школьника это очень значимая мотивация. Все ребятки, особенно придя в новый коллектив, всегда опасаются того, что с ними никто не будет играть.    

Если ребенок не ходил в детский сад.Родителям необходимо учитывать, что такие детки не привыкли к шуму и к контактным играм, где до них кто-то дотрагивается, задевает или толкает, и очень остро реагируют на такие прикосновения.

Поэтому, если это ваш случай, начинайте заранее приучать ребенка к развлечениям, связанным с тактильным контактом и шумом. Играйте с ним в салочки, мячики, скакалки… Старайтесь чаще ходить в гости к друзьям, у которых есть дети, или посещать игровые комнаты в торговых центрах. Это поможет вашему ребенку привыкнуть к общению со сверстниками, и его уже не шокирует, когда во время игры кто-то из одноклассников его толкнет или заденет.

Настраиваемся на режим.Сейчас необходимо заранее подготовить первоклассника к школьному графику. При этом вопреки мнению многих родителей, здесь речь идет не только о режиме сна и бодрствования.

«Приучайте своего ученика к тому, что он должен встать около семи утра, позавтракать и собраться. А затем, где-то без четверти восемь, выходите вместе с ним из дома и посвятите два-три часа активным занятиям. Например, это может быть прогулка, во время которой вы расскажете ребёнку что-то интересное, или познавательные игры. То есть режим ребенка должен быть приближен к школьному. И тогда в сентябре ребенок будет просыпаться по утрам и идти на занятия с отличным настроением», – советует психолог.

Первые дни в школе

Движение – залог успешной учебы.Ребята в этом возрасте еще неусидчивые, и им приходится тяжело из-за того, что в школе очень мало движения и они много времени проводят, сидя за партой, из-за чего учителям сложно долго удерживать внимание маленьких учеников. Именно поэтому следите за тем, чтобы после школы ребенок много времени уделял подвижным играм: бегал, прыгал. Ни в коем случае не ограничивайте его в этом, чем больше ребенок двигается после уроков, тем выше вероятность того, что его учеба будет успешной.

 

Помогите ребенку подружиться с одноклассниками. Для этого родителям необходимо организовывать после школы мероприятия, где ребята смогут пообщаться в «неформальной» обстановке, подружиться.

«Это могут быть веселые спортивные соревнования, совместные походы на пикники в хорошую погоду и т.д. Также можно первое время давать ребенку в школу игрушки, которые он сможет показать друзьям и на перемене поиграть с ними. Это также будет способствовать установке контакта между детьми. Напомню, для ребенка очень важно найти друзей в новом коллективе. Это не только поможет ему полюбить школу, но и поспособствует созданию ощущения морального комфорта, который также благотворно повлияет на его успехи в учебе», – советует Анастасия Владимировна.

Поощряйте ученика за его успехи.Можно мотивировать ребенка «вознаграждениями», но не каждый день, а, допустим, в конце каждой недели. И это должны быть не вещи или техника, а новые впечатления, связанные с активным отдыхом: поход в кино, театр, в зоопарк или в парк. Такие мероприятия не только порадуют школьника, но и помогут повысить его усидчивость.

Кружки и секции.Ребенку тяжело привыкать к переменам, поэтому в первые три недели после начала уроков старайтесь не отправлять его на различные дополнительные занятия. По истечении этого времени первоклассник может начать посещать кружки, где он будет заниматься спортом, танцами, в общем – двигаться. А вот посещать те или иные «познавательные» занятия желательно все же со второго класса.  

Если учитель слишком темпераментный. «Если педагог слишком экспрессивный, то обязательно расскажите школьнику о том, что есть такие люди, которые просто, громко и эмоционально разговаривают, и это не значит, что они на него сердятся. Особенно это актуально для семей, где родители практически не общаются на повышенных тонах (по крайне мере в присутствии сына или дочери)», – советует психолог.

И, конечно же, не ленитесь общаться со своим школьником. Спрашивайте, как у него дела, с кем он дружит, что интересного узнал на уроках, что его огорчает, чего он опасается… Помогайте первокласснику с вечера собирать портфель в школу.  

Это необходимо делать, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и знал, что вы за него переживаете и всегда готовы разделить с ним как его трудности, так и его радости!  

Фото: innov.ru; sonan.ru; vlasti.net; vk.com

Статьи. Ребенок. 5 способов настроить ребенка на учебу

После продолжительного отдыха, сна до полудня и веселых игр с приятелями по двору трудно сразу влиться в школьную работу.

1 сентября для одних школьников — радость, для других — испытание. Ваш ребенок не хочет возвращаться за парту после летних каникул? Помогите ему адаптироваться к новому учебному году

После продолжительного отдыха, сна до полудня и веселых игр с приятелями по двору трудно сразу влиться в школьную работу. Придется менять режим дня, больше времени уделять урокам, контактировать с новыми людьми.

«Возвращение в школу — стрессовая ситуация. Причина кроется не только в самом походе в школу. Меняется место проживания, если каникулы ребенок проводит, например, у бабушки в деревне или в детском лагере, а к осени возвращается в город. Возникают проблемы физиологического характера, связанные с сокращением светового дня», — поясняет детский психолог Антон Сорин.

Праздник

1 сентября устройте ребенку праздник в честь начала учебного года, сводите его в кино или парк аттракционов. Отметьте возвращение в школу всей семьей. Можно продолжить веселье и в выходные, выехать на природу, покататься всем вместе на велосипедах. Это поможет создать позитивный настрой и отвлечет школьника от тяжких мыслей о неизбежной участи учиться.

Общение

Всегда держите руку на пульсе по отношению к тревогам и проблемам ребенка. Если видите, что после школы он подавлен или раздражен, попытайтесь узнать, в чем причина беспокойства.

Впечатлений после возвращения в школу у детей много, и родители должны обо всем расспросить: что понравилось, а что — нет. Так вы будете знать, в чем причина проблемы, и сможете предпринять шаги по ее разрешению.

Повторение пройденного

В первые учебные дни, пока уроков еще мало, «пройдитесь» с ребенком по школьным предметам, помогите ему вспомнить забытый за лето материал. Уделите минут 15–20 таблице умножения и словарным словам, правилам и формулам. Хорошо, если такие домашние уроки вы сможете провести в игровой форме, а в конце занятий наградите ребенка его любимыми сладостями.

Интерес

У ребенка должен быть познавательный интерес и мотивация к учебе. Уроки и домашние задания не должны ему казаться помехой ежедневным играм и развлечениям, к которым школьник привык за лето.

«Разговаривайте с ребенком в позитивном ключе, убеждайте его, что начало учебы — это новые интересные предметы, новые друзья, — советует медицинский семейный психолог, руководитель международного проекта „Психотерапия и консультирование“ Ольга Мартынова. — Постарайтесь ему объяснить, что учеба — это необходимый труд, который поможет в будущем приобрести хорошую профессию».

Тренировка

Есть сложные предметы, которые тяжело даются, поэтому продумайте в начале учебного года, как помочь ребенку справиться с этой проблемой.

Мотивация к учебе пропадает, когда школьник не понимает, что ему рассказывают на уроках. У него постоянно что-то не получается, в дневнике появляются низкие оценки. Складывается мнение, что этот предмет ненужный, неинтересный и в жизни не пригодится. Потом ребенок перестает делать домашние задания и прогуливает нелюбимые математику или иностранный язык.

«В такой ситуации нужно вовремя проявить бдительность и поговорить с ребенком о том, что по каким-то предметам было бы неплохо заниматься дополнительно. Учитель, репетитор или вы сами можете доступно объяснить сложную тему и помочь ученику преодолеть трудности перед непонятной наукой», — уверена Мартынова.

Похвала

В начале учебы не требуйте от ребенка идеальной дисциплины и успеваемости, старайтесь не ругать его за просчеты. Напротив, не скупитесь на добрые слова в адрес вашего старательного ученика. Замечайте даже малейшие его успехи и подчеркивайте их важность. «Когда ребенка хвалят, и он чувствует, что все получается, мотивация к учебе восстанавл

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о