Изложение осень золотая: Изложение по тексту «Золотая осень» И.И. Левитана скачать – Конспект урока русского языка «Школа России» 3 класс: обучающее изложение «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Конспект урока русского языка «Школа России» 3 класс: обучающее изложение «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Конспект урока обучающего изложения «Золотая осень»

1. Организационный момент

— Ребята, всё ли у вас готово к уроку?

— Тетрадь, ручка и хорошее настроение.

— Тихо сели. И приготовились меня слушать.

2. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать о чём, отгадайте загадку :

Дары природы собирая,

И в саду, и в поле

Пришла невеста золотая,

И всё собрала вскоре. (Осень)

3. Работа по теме урока

1) Знакомство с текстом

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

— Понравился вам текст?

— Что было интересным?

— О чём говорится в тексте?

— Что сделала белка?

— Почему она это сделала?

— Куда стали исчезать муравьи?

— Как готовится к зиме ёж?

— Куда улетают птицы?

2) Составление плана

Примерный план

1. Пришла осень.

2. Муравьи готовятся к зиме.

3. Белка

4. Как приготовился к зиме ёж?

5. Куда улетают птицы?

3. Орфографическая работа(Учащиеся называют слова с орфограммами и объясняют их написание)

Из травы, муравьиная, куча, льдинки, постепенно, редко, белочка,стоять, улетают, края.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем –

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5. Продолжение работы по теме урока

Пересказ текста по плану. Текст пересказывают 2 – 3 ученика. Можно организовать работу в парах. Далее повторное чтение текста и написание изложения. На доске опорные слова( Короче, льдинки, куча, редко, недолго, сорвала, колючий, стаями).

( Самопроверка)

6 Подведение итогов

– Что мы сегодня писали на уроке?

— Понравился ли текст, с которым мы работали?

— Что было для вас трудным?

— А что вы приготовили для птиц на зиму?

Зачитать некоторые работы

Обучающее изложение.

Золотая осень.

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

Обучающее изложение.

Золотая осень.

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

Обучающее изложение.

Золотая осень.

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

Разработка урока русского языка по теме: Сочинение-описание «Золотая осень.»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Сочинение- описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Цели: -учить описывать картину;

-формировать умение строить текст в определенной композиционной

форме, определять основную мысль сочинения;

-путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические

ошибки в сочинениях учащихся;

-воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие

окружающей действительности и произведений живописи;

-развивать способность точного употребления слов в устной и

письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,

музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»,

выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки,

переносная доска с материалами словарной работы,

«орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с

эпиграфом урока.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Постановка учебных задач

3. Тема урока

1) Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

Эпиграф урока:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…» (А. С. Пушкин)

-Ребята вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью?

-На уроке изобразительного искусства мы говорили о том, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860- 1900)

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

2) Рассматривание репродукции, картины И. И. Левитана «Золотая осень»

-Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

-Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?

-Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

-Послушайте и скажите, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где- то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто- розовый – кленовый (В. Авдиенко)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном. (А. Плещеев)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье… (А. С. Пушкин)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной… (И. Бунин)

-Каков, по- вашему, замысел художника?

-О чем эта картина?

-Почему она названа «Золотая осень»?

-Когда лес бывает таким, он изображен на картине Левитана, — в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

-Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

-Прямо ли течет река или меняет свое направление?

-Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло голубой?

-Различается ли цвет неба на переднем плане и заднем плане?

-Что видно на высоком берегу?

-Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод- обобщение о замысле художника и путях его воплощения.

-Обычно осень- время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой- то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно- золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатство своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес «Сентябрь. Охота»

-Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

-Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

3) Речевая подготовка

-Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция)

-Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый)

-Найдите неточно употребленное слово и замените его.

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу. Молодые березы сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой. Розоватые легкие облака плавают (плывут) по нежно- голубому небу.

4) Орфографическая подготовка

-Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

5) Составление и запись плана.

1. Какое время года изображено на картине?

2. Какое впечатление производит она на вас?

3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?

4. Какие цвета преобладают в пейзаже?

5. Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5) Написание сочинения

Один из вариантов сочинения.

Перед нами репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березки сплошь покрыты золотистой листвой. Розоватые легкие облака плывут по нежно- голубому небу.

Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке темно- синяя, а вдали голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и темные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и слово ощущались прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

4. Итог урока

5. Домашнее задание

Отредактировать написанное в классе сочинение.

Сочинения учащихся 7 класса на тему «Золотая осень»

Клемин Алексей

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Золотая осень

Моё любимое время года – осень. Сам не знаю почему, но мне нравится дождливая погода, листопад, печальный крик улетающих птиц, первые заморозки с их серебристой пылью на ветках и ледком на лужах – всё, что понимают под словом «осень».

Конечно, осень не только красивое и моё любимое время года, это ещё и начало занятий в школе, и подготовка к зиме, и уборка урожая на дачном участке. Я всё это давно полюбил и не хочу лишать себя удовольствия поработать как следует! Кто ещё из ребят может похвастаться такими чувствами?!

И само собой разумеется, осень – самое поэтичное время года!


Андриевский Игорь

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Осень

Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное краскам, и поэтому многие считают его самым красивым.

В начале осень ещё напоминает лето: такая же зелёная, цветущая пёстрыми астрами и георгинами пора. Но проходит немного времени, и всё начинает желтеть. Вот и листья меняют свой цвет. Однако в палитре осени не только жёлтые оттенки, но и оранжевый, и багровый ,и алый, и малиновый.

Золотая осень – любимая пора русских поэтов и художников. На эту тему создано множество стихотворений и живописных полотен. «Осенняя пора, очей очарованье!» – написал когда-то великий поэт Александр Пушкин. И хочется повторить вслед за ним это много раз!

Начинается листопад. Вся золотая краса падает на землю. Листья шуршат под ногами. В эту пору гулять в парках всегда приятно. Воздух свежий, даже немного морозный, но не холодно. Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые. Яркие краски осени исчезают.

Дождь, туман, слякоть – вот картина поздней осени, написанная серым цветом. Настроение тоже меняется. Бродить часами по улицам уже не хочется. Хочется сидеть дома и смотреть в окно. Однажды просыпаешься, смотришь в окно, а там уже белым-бело. Ночью был снегопад и упрятал всё под своё белое одеяло. Вот и закончилась осень!


Гарагезова Эльвина

7 класс А

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №943

Учитель – Лобанова Марина Николаевна

Золотая осень

Наступает самая яркая пора – золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, надевают золотые одёжки из стремительно желтеющих листьев. Блестит на солнце, переливаясь золотцем, берёзка. С лёгким ветром роняет медные листья клён. Листопад, хороводом кружась, устилает влажную от частых дождей землю. По чёрному зеркалу пруда плывут разноцветные листья-кораблики.  Деревья в лесу пестрят красками золотой осени, вот только дуб осыпался полностью, и, обнажив сухие ветви, раньше всех приготовился к зиме.

Ветер с шумом кружит листья. На небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, стремительно холодает одновременно с появлением обильных проливных дождей. В лучах прохладного сентябрьского солнца на голубеющем небосклоне всё чаще появляются стаи перелётных птиц. Многие уже улетели, а  скворцы и грачи ещё побудут какое-то время с нами, но и их уже тянет в путь. Совсем скоро первые заморозки.

Но вот небо проясняется. Солнышко радует последним теплом, и всё вокруг преображается. Сегодня один из таких дней. На дворе жарко, почти как летом. Только холодный ветерок напоминает, что лето ушло безвозвратно.

Я стою на пригорке и смотрю на лес. Он охвачен жёлто-оранжевым пожаром. И среди этого пламени зеленью проступают островки сосен и елей.

На увядающей траве сверкают нити паутины. Их всегда сравнивают с серебром. Но мне они больше напоминают жемчуг своим перламутровым блеском. Паутина разлетается повсюду. Одна легла мне на лицо, защекотав щёки.

Вот такую осень я люблю. Хочется отправиться в лес, просто так побродить по опавшей листве. Я ощущаю шорох листвы под ногами. Чувствую её аромат. И, оставив все дела, я отправляюсь в осеннюю сказку!

Изложение на тему осень — От Земли до Неба


      Осень – одно из самых красивейших времен года. Когда еще увидишь такое разнообразие красок в природе! Осень восхваляли поэты и посвящали ей стихи, о ней слагались песни и лирические мелодии, ее изображали художники. Так чем же привлекательна осень? А.С. Пушкин когда-то написал замечательные строки: 

                        Унылая пора! Очей очарованье!

                        Приятна мне твоя прощальная краса —

                        Люблю я пышное природы увяданье,

                        В багрец и в золото одетые леса…

      Я считаю, что именно эти строки в полной мере отражают сущность и красоту осени. С одной стороны, это действительно унылая пора, природа увядает, птицы улетают на юг и все готовятся к приходу зимы. Но сколько в этой осени красок! Золотые стройные березки тихо роняют свои листья. Осины зажигаются красным цветом и зовут прогуляться по осеннему лесу. Зелено-коричневые каштаны, как маленькие ежики, затаились на тропинках в лесу. Кленовые листья приятно шуршат под ногами. Бывает, идешь по осеннему парку, остановишься, вдохнешь свежий воздух, да и возьмешь парочку резных кленовых листьев. Принесешь домой, найдешь самую толстую книгу и засушишь в ней листочки. И как потом приятно достать холодной зимой его из книги и вспомнить всю прелесть осени. 

      Я люблю осень. Люблю ее вместе с порывистым ветром, проливными дождями и простуженным голосом. Люблю ловить последние лучики солнца, которое уже не такое яркое и жаркое. Люблю встречать первые заморозки, смотреть, как птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится наблюдать за листопадом. Яркие разноцветные листья тихо кружатся в воздухе и бесшумно падают на землю. На это можно смотреть бесконечно.

      Осеннее небо уже не такое яркое и светлое, как летом. Все чаще на нем появляются большие кучевые облака и тучи. Порой они висят так низко, что кажется, верхушки деревьев могут их достать. 

      Самый любимый период осени – бабье лето. Последние теплые деньки радуют всех. Вот кошка пригрелась в лучах последнего солнца, вот пролетела паутина  — такая бывает только во время бабьего лета. 

      Как жаль, что нельзя все тепло и все краски, запахи осени забрать с собой в  зиму. Холодными долгими вечерами они бы радовали нас и навевали мысли о том, что наступит лето, придет тепло и яркое солнце.

Источник: getsoch.ru

Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

    Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Ещё слышится отовсюду их весёлый гомон, щебетанье, которые вскоре утихнут до новой весны. Ещё не начался сезон затяжных и бурных ливней, однако небо уже изредка хмурится. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца.

    По утрам становится холоднее. Небо в это время удивительно прозрачное, чистое и высокое. Кажется, будто усилившийся ветер разогнал все облака, разметал их по дальним уголкам, чтобы ничто не мешало солнцу дарить нам своё тепло. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды. Все кустарники будто специально приукрасились к началу осени. Ягоды разных размеров тихонько покачиваются, привлекая внимания птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. В воздухе стоит особенный осенний аромат: запах свежескошенной травы, нагретой за лето земли и спелых яблок.

    Природа одевается в яркие осенние краски, стремясь покрасоваться перед приходом чёрно-белой зимы. Это похоже на прощальный карнавал, где золотая осень стремится показать всю свою красоту. Быстрота и резкость жаркого лета уходят, уступая место степенности и неторопливости, что больше соответствует нынешнему времени года. Даже надоедливые насекомые, ранее практически неуловимые, теперь начинают впадать в спячку. Их движения, медлительные и сонные, не дают забыть о том, что осень уже на пороге.

    Но, прежде чем окончательно похолодает и поблекнут яркие краски, предстоит ещё порадоваться последнему привету от тёплого времени года: бабьему лету. Эта граница между летом и осенью по-особенному яркая и заметная. Она будто впитала в себя наиболее яркие и тёплые краски, соединила тепло и яркость лета с медлительностью и уютом осени. В это время можно насладиться

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»

Урок русского языка в 4 классе

Сочинение по наблюдениям

«Осень – золотая волшебница»

Учитель нач. классов: Береза О.В.

Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница».

Цели:

  1. Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
  2. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.
  3. Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.
  4. Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Оборудование урока:

  • выставка рисунков,
  • памятки для проверки сочинения,
  • орфографические словари Д. Ушакова,
  • вазы с веточками, цветами (стоят перед каждым учащимся на парте),
  • стихи советских поэтов.

Предварительная подготовка к уроку:

  • экскурсия в осенний лес;
  • поездка в Болдино;
  • беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа.

Ход урока.

I Вводная беседа.

  • Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу?                                                  (Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).
  • О чем это говорит?                                                                                                                                                                      

(Что скоро будет зима).

  • А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?

(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).

  • Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!
  • Какие?

(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).

II. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

  • Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?

                      (Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в                                              природе осенью)

  • Почему важно было наблюдать?

                      (Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)

  • А кроме наблюдений, где мы еще встречались с  осенью?

                    (Ездили в Болдино, ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)

III. Чтение стихотворений (отрывки).

1.    Ходит осень по дорожке,

       Прочила в лужах ножки.

      Льют дожди, и нет просвета,

      Затерялось где – то лето.

      Ходит осень, бродит осень.

     Ветер с клена листья сбросит

    Под ногами коврик новый,

    Желто – розовый – кленовый.                (В. Авдиенко)

  • О чем говорится в этом стихотворении?

(Что осень – унылая, но очаровательная пора)

2.    Лес, точно терем расписной…

(до слов…Лес пахнет дубом и сосной…)            И. Бунин

  • Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

                       (Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)

  • А с чем сравнивает поэт лес?
  • А что значит «терем расписной»?

IV. Лексическая подготовка.

  • В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?
  • За березой.
  • Что вы можете сказать про березу?

          (с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)

        (листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)

  • За ивой наблюдали.

         (листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)

  • Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?

         (Они падают)

  • А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?

         (листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)

  • Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.
  • Ребята, а что вы можете сказать о земле?

         (укрыта золотым ковром и т.д.)

  • А про воздух, что вы можете сказать?

        (он бодрящий, холодный и т.д.)

  • А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?

       (как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)

      Вывод:  Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.

     (картины художников)          Левитан, Поленов. 

   Великолепную красоту мы с вами видели, когда ездили в Болдино. Вспомните нашу поездку.

Еще ребята, вы сами были художниками и писали свои картины. Посмотрите, какие они чудесные у вас получились!

  (картины детей на доске).

V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.

  • Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.
  • Из скольких частей она будет состоять?

          (из трех)

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Структура сочинения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение
  • О чем будем писать во вступлении?

        (О том, что наступила осень)

       (Волшебница, золотая, красавица, очаровательная, печальная и т.д.)

      (Слова – помощники записаны на доске).

  • О чем мы должны написать в основной части?

          (описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)

  • Когда мы будем описывать осеннюю природу, что нам для этого будет нужно?

(немного фантазии)

  • Дайте название основной части сочинения?

          (осенняя фантазия, осенние зарисовки, осенняя сказка и т.д.)

  • О чем мы будем рассказывать в основной части?

          (как опадают листья с деревьев, кустарников;  как осень без красот и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле и т.д.)

  • Какие листья вы видели осенью?

        (багряные, золотистые, лиловые, пурпурные, красные, бурые и т.д.)

       (слова записаны на доске).

  • Осенью можно бесконечно любоваться и восхищаться красотой деревьев. Но почему же некоторые считают, что осень унылая пора?

         (идут дожди, нельзя гулять во время дождя, мало греет солнышко)

  • Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
  • Как вы закончите сочинение?
  • Как осень влияет на ваше настроение?

План

I. Наступила красавица осень.

II. Осенняя фантазия.

  • Деревья осенью.
  • Осенний ковер.

III. За что я люблю осень.

  1. Наступила красавица осень.
  2. Осенняя фантазия.
  1. деревья осенью
  2. осенний ковер
  1. За что я люблю осень.

VI.    В своем сочинении вы должны отразить испытываемые чувства, рассказать об этом так, чтобы читающий все увидел своими глазами, прочувствовал ваше отношение, понял ваше настроение, представил себе красоту увядающей растительности. Чтобы сочинение получилось хорошее, необходимо добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.

VII.   Написание сочинения.

  • С чего начнем сочинение?

          (с эпиграфа)

         (Эпиграф  выбирают из книг советских поэтов).

         Зачитать 2 – 3 эпиграфа.

VIII. Проверка написанного (по памятке). 

Памятка 1

  • Соответствует ли содержание текста теме?
  • Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  • Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  • Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  • Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  • Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построено предложение?
  • Интересно и понятно ли  все изложение слушателям?

Памятка 2

  • Проверь, не пропустил ли ты буквы?
  • Правильно ли написал безударные гласные?
  • Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

    Не уверен – спроси учителя!

       Памятка у каждого учащегося на парте.

       Зачитать 2 – 3 сочинения.

IX. Итог урока.

       (Свои сочинения учащиеся вывешивают на доску в виде листочков, веточек и т.д.)

  • Каждый из вас, ребята, увидел прелесть осени по – своему, поэтому и сочинения получились разные.

      Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

     Об осени очень много написано стихов, рассказов, песен и т.д. Вы можете обратиться в библиотеку и взять книги про осень.

   (Обращение к выставке книг про осень).

        

Конспект урока «Изложение «Осенняя елочка»

Вступительная беседа

— Ребята, какие виды деревьев мы можем встретить в смешанном лесу?

— Что мы можем сказать о лиственных деревьях в разное время года?

— А чем же отличаются хвойные деревья от лиственных? Какая у них особенность?

— Верно. Сегодня мы будем учиться писать изложение. Посмотрите на заголовок. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

— хвойные, лиственные

— они желтеют, меняют цвет листьев, сбрасывают листья, спят зимой.

— они вечнозеленые.

— о ёлочке, об изменениях елочки осенью.

*Будут участвовать в учебном диалоге

*Будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.

— Приготовьтесь внимательно слушать текст, чтобы проверить наши предположения.

(Учитель читает текст)

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная.

— Теперь ответьте мне, почему автор дал такое название своему тексту?

— потому что текст о ёлочке, которая родилась осенью и праздновала каждую осень свой день рождения.

*Научатся воспринимать услышанный текст

*Будут участвовать в учебном диалоге

* Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру

Всесторонний целенаправленный анализ исходного текста

— Определите тип текста? Почему?

— Какова тема текста, как вы поняли?

— А как бы вы озаглавили этот текст?

— Сколько частей в тексте?

— С чего начинает автор свой текст?

— Откройте тетради, запишите слова по центру: 26 ноября, изложение, «Осенняя ёлочка». С красной строки слово план и двоеточие.

— Озаглавьте первую часть текста? Запишите заголовок себе в план.

— О чем автор рассказывает во второй части?

— Вы догадались какие это подарки?

— Какого цвета были листья – подарки осины, клёна, ивы?

— А с чем их сравнивает автор?

— Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.

— Молодцы!

— Как автору удалось избежать повторения одного и того же слова «дарить»?

— Озаглавьте эту часть текста и запишите себе в план то, которое больше понравится.

— Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?

— Что автор хотел подчеркнуть значением «лиственности» ёлочки?

— Подумайте, в этой части текста ёлочка уже совсем взрослая, высокая и большая?

— А вы любите получать подарки? Как вы думаете, когда автор описывает состояния и чувства ёлочки, кого он себе представлял?

— Какое предложение можно взять заголовком этого текста? Запишите себе в план.

— повествование. В нем есть сюжет.

— Осенняя ёлочка.

— Праздник, молодая елочка.

— 3 части: введение, основная часть, заключение.

— с рассказа о том, как появилась ёлочка; о том, что она увидела, как деревья роняют листья.

— Рождение ёлочки осенью.

— О том, что каждую осень ёлочка празднует свой день рождения и ей дарят подарки другие деревья.

— Это листья деревьев.

— красные у осины, оранжевые у клёна, золотые у ивы.

— с китайскими фонариками, звездами и рыбками.

— не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.

— Автор заменяет его глаголами: роняют, засыпают.

— Подарки ёлочке, празднование дня рождения, Елочке дарят подарки и т.п.

— да. Он говорит, что она счастливая, растерянная, мягкая, лиственная, нарядная, разноцветная.

— то, что все деревья осыпали ее своими листьями и она стоит в них вся усыпанная.

— Нет. Потому что деревья ее осыпают, значит они выше ёлочки. Елочка в этой части еще маленькая.

— Да! Наверное, автор представлял себе ребёнка, а деревья представлял в роли друзей или родителей.

— Вся нарядная и разноцветная.

*Определят тему текста, озаглавят текст

*Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства

*Составят план текста, выделяя микротемы

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли

Обогатят словарный запас языковыми средствами языка

Орфографическая работа

— Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача — вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.

Вдру…,

по..вилась,

ра…двинула,

р…няет,

счас…ливая,

ёлочка станови(ться/тся),

разн…цветная.

(учитель вставляет правильно выбранные буквы детьми после объяснения на доске).

— молодцы. Сейчас внимательно посмотрите на правую доску. Я выписала для вас неизвестные по написанию слова, вы можете их использовать, но также можете заменять их близкими по смыслу.

Удивленно

Много – много

Растерянная

— Как можно заменить известными нам?

(дети записывают слова и объясняют написание)

— Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце.

Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я».

Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный.

Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о».

Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т».

Ёлочка становится — орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.

Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о».

Удивленно- удивилась, озадачилась.

Много – много- очень много.

Растерянная – растерялась, смутилась.

*Проведут орфографическую работу с проговариванием

Вторичное восприятие текста

— Петя, прочитай свой план изложения. Маша, Катя…?

— сейчас, самостоятельно перечитайте текст и приготовьтесь к написанию изложения.

— 1. Рождение ёлочки

2. Подарки в день рождения.

3. Вся нарядная и разноцветная.

*Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию

*Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *