Дисгармоничное физическое развитие это: Высокое гармоничное физическое развитие ребенка – Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни

Высокое гармоничное физическое развитие ребенка

 Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое — зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на  начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по  морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где  мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии — измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать  по формулам. Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела — очень важное соотношение. Оно покажет  недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений, когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее.  Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм — о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

Возраст

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

71,4

73,9

75,4

78

80

82,1

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика  в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) — это значит, что у него средний рост. У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см — это показатель ниже среднего, от 71,4 до 73,9 см — низкий. Если в интервале от 78 до 80 см — показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см — высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см — это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача — эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша — средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) — НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) — НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля — он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля — он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля — это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично. Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один — физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи — среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача — эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка: дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при  избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике — важная причина для обязательной консультации невролога.

Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни

Библиографическое описание:

Советхан А. Т., Нургазиева А. Б., Берлибаева И. С., Биболаева А. А., Мырзахан А. К., Бакир А. М. Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/archive/239/55204/ (дата обращения: 23.03.2020).



Актуальность проблемы. Одним из важных критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие. Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются масса тела, длина тела (рост), окружность головы, окружность грудной клетки и пропорциональность этих показателей.

Комплексная оценка физического развития предполагает соматометрию (определение окружностей, длинников и массы тела), физиометрию (исследование функциональных показателей). Рост и вес являются доступными и информативными показателями, характеризующими уровень физического развития детей, а отклонения их от нормативных значений указывают на необходимость углубленного обследования пациента. Рост ребенка ниже 3 и выше 97 перцентилей являются показанием к обязательному обследованию у специалистов (генетика, эндокринолога). Нарушение пропорциональности телосложения является показанием к обследованию у ортопеда (1,2).

Детский организм, особенно на ранних стадиях формирования, отличается необычайной динамичностью показателей физического развития. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. В тоже время физическое развитие может служить основой прогнозирования, а также распознавания различной патологии и должно быть составной частью программы исследования здоровья детей.

Общеизвестно, что у детей с избыточной массой тела значительно чаще регистрируются различные формы гипертонической и ишемической болезней, некоторые хронические заболевания верхних дыхательных путей, а также ряд эндокринных нарушений. Климато-геохимические, экологические условия, урбанизация также существенно влияют на показатели физического развития.

Физическое развитие является чутким индикатором социально-экономических изменений как позитивного так и негативного характера, определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах и позволяет прогнозировать жизнеспособность взрослого поколения. Низкий уровень жизни, обусловленный неполноценным или недостаточным питанием негативно воздействует на ростовые характеристики детей. Различные виды вскармливания комплексно влияют на основные показатели развития ребенка как на физическое, так и на нервно-психическое здоровье, а также на частоту возникновения инфекционных заболеваний (3).

В дошкольном возрасте значение имеют все размеры тела, если учитывать только размер тела без взаимосвязи с весом тела и окружностью грудной клетки, то можно получить необъективные данные физического развития на том или ином этапе онтогенеза. Отсюда следует, что гетерохронизм роста и совершенствования организма является закономерностью процесса развития детей в дошкольном онтогенезе, благодаря которому есть возможность дифференцировать темпы формирования функциональных систем и органов. В каждом возрастном периоде дошкольного онтогенеза процесс физического развития протекает гетерохронно, то усиливаясь, то замедляясь. Было установлено, что с самого рождения ребенка проявляется тенденция полового дисморфизма физического развития. Причем в первые два года жизни эта тенденция прослеживается через каждые три месяца, а с 3 до 7 лет — через каждые шесть месяцев (4).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни.

Материал иметоды исследования. Проведена оценка антропометрических показателей 465 детей в возрасте до пяти лет, прикрепленных в 4-ю и 11-ю городские поликлиники г. Алматы.

Методика определения и расчет показателей физического развития детей.

Для оценки показателей физического развития детей и выяснения пропорциональности антропометрических данных были использованы центильные таблицы с интервалами (зонами, коридорами) с указанием массы тела, длины/роста тела и окружности груди в зависимости от пола (мальчики и девочки). Одновременно с помощью центильных таблиц выяснялась гармоничность (пропорциональность) физического развития детей с уточнением соматотипа. При выявлении дисгармоничности и/или резко дисгармоничного развития, а также микро- макросоматотипа по таблице оценки физического развития, имеющейся в амбулаторной карте ф. 112 определяли наличие избыточного (ожирение) и дефицита веса (истощение).

Результаты исследования. Проведен анализ антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 465 детей от рождения до пятилетнего возраста, из них мальчиков было 240 (52 %), девочек 225 (48 %) (таблица 1).

Таблица 1

Структура детей взависимости от пола ивозраста

Возраст

Пол

Всего (n=465)

Мальчики

Девочки

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

До 12 мес

105

57

79

43

184

40

1–3 года

53

45

66

55

119

26

4–5 лет

82

51

80

49

162

34

Всего

240

52

225

48

465

100

В возрастном аспекте больше всего оценка физического развития проведена в группе детей до 1-го года, что можно объяснить обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела детей данной возрастной группы врачами педиатрами на приеме в поликлинике.

Комплексная оценка физического развития подразумевало оценку каждого отдельного показателя и их совокупности. Во всех трех возрастных группах были выделены дети с гармоничным или дисгармоничным развитием, а так же определены соответствующие соматотипы детей (таблицы 2–4).

Таблица 2

Оценка физического развития удетей ввозрасте 0–12 мес.

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное (при разности коридоров 0–1)

96

53

Дисгармоничное (разность коридоров 2)

74

41

Резко дисгармоничное (разность коридоров 3 и более)

14

6

Всего

184

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип (сумма коридоров 3–10)

82

45

Мезосоматотип (сумма коридоров 11–15)

91

50

Макросоматотип (сумма коридоров 16 и более)

11

5

Всего

184

100

Среди детей с дисгармоничным развитием 11 (6 %) детей были с паратрофией. Лишь 3 (2 %) детей были с дефицитом массы тела, что возможно связано с более внимательным, систематическим и надлежащим внимании и уходе за детьми первого года жизни со стороны как родителей, так и медицинского персонала поликлиники.

Таблица 3

Оценка физического развития удетей ввозрасте от 1— до 3 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

50

42

Дисгармоничное

19

16

Резко дисгармоничное

50

42

Всего

119

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

24

19

Мезосоматотип

60

51

Макросоматотип

35

30

Всего

119

100

В этой возрастной группе обследованных отмечается 11 (10 %) детей с дефицитом массы тела, больше чем в других группах. В данной возрастной категории -самое большее число детей с дис- и резко дисгармоничным развитием, соответственно у 69 (58 %) обследованных.

Таблица 4

Оценка физического развития удетей ввозрасте 4–5 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

100

62

Дисгармоничное

34

20

Резко дисгармоничное

28

18

Всего

162

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

40

25

Мезосоматотип

98

61

Макросоматотип

24

14

Всего

162

100

Количество детей с ожирением и дефицитом массы тела в данной возрастной группе было одинаковым и составило по 7 (5 %) обследованных соответственно.

Таким образом, нами проведена оценка физического развития детей до пятилетнего возраста. В возрасте от 1 года до 3-х лет наиболее часто определялась дисгармоничность развития, которая проявилась дефицитом массы тела, что требует дальнейшего изучения вопросов здоровья, профилактики заболеваемости, обеспечения консультации их у узких специалистов и организации рационального питания детей в средней возрастной группе.

Литература:

  1. Петеркова В. А., Таранушенко Т. Е., Киселева Н. Г., Теппер Е. А., Терентьева О. А. Оценка показателей физического развития в детском возрасте // Медицинский Совет — № 7–2016. — с. 28–35
  2. http://who.int/childgrowth/standards/ru.
  3. Легонькова Т. И., Матвеева Е. В., Степина Т. Г., Войтенкова О. В., Штыкова О. Н. Оценка показателей физического и нервно-психического здоровья у детей при различных видах вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии — № 4–2013. — с. 88–93
  4. Дворкина Н. И., Дворкин Л. С., Трофимова О. С. Мониторинг физичекого развития детей с рождения и до 7 лет // Физическое воспитание детей и учащейся молодежи. — 2015. — № 4 — с. 27–31

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическое развитие детей, возрастная группа, дисгармоничное развитие, дефицит массы тела, грудная клетка, масса тела, разность коридоров, сумма коридоров, ребенок.

Определение гармоничности физического развития — МегаЛекции

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за .инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все «антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
— Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.
— Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуют 90 — 97 центилю.
— Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.



Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком:

Идеальный вес (кг) = рост (см) — 100

Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом:

Для мужчинИдеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) — 100)

Для женщинИдеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) — 100)

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т.д.

По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:

Индекс Кетле = Вес (кг)
Рост2 (м)

Пример: вес обследуемого 67 кг, а его рост 1,74 м. Проведя несложное вычисление, получим результат 22,01. Для его оценки необходимо знать следующее. Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин -20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст — если 30-40; III ст — если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Вес тела и тип телосложения

Несомненно, что между весом тела и типом телосложения имеется связь, при этом одна и та же величина массы тела у хрупкого и плотного человека, при одинаковом росте, характеризует их физическое развитие по разному. Идеальный вес взрослого человека в зависимости от типа телосложения можно узнать из таблиц и номограмм, предлагаемых в дидактическом материале на практическом занятии. Воспользовавшись которыми, оценивают процент отклонения веса тела от идеальной величины. Это делают ниже представленным способом расчета отклонений от идеального веса.

Отклонение от массы тела

Воспользовавшись, одним из предложенных способов (центильным, методом Поля Брока, номограммами) узнают, каким должен быть идеальный вес тела в зависимости от возраста, пола, роста, или других антропометрических показателей. Но не всегда реальный вес соответствует идеальному. Для того, чтобы выяснить имеется ли недостаток или избыток веса тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Дефицит (избыток) веса тела = Идеальный вес — Реальный вес

Если полученное число положительное, то это указывает на дефицит массы тела. А если при вычислении получается отрицательный результат, то это говорит об избыточной массе тела.

В таких случаях бывает необходимо оценить отклонение реального веса от идеального. Делается это следующим образом:

Отклонение от идеального веса тела (%) = (Идеальный вес — Реальный вес) · 100%
идеальный вес

Идеальный вес

Если реальный вес отличается от идеального в пределах 10 % в обе стороны это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы веса на 15-25% соответствует ожирению 1 степени; на 25-50% — 2 степени; на 50-100% — 3 степени; более чем на 100% — 4 степени. Снижение веса ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит составляет 10 до 20% — это гипотрофия 1 степени; от 20 до 30% — 2 степени; более 30% — 3 степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Причины дисгармоничного физического развития детей

В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.

Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.

Материалы и методы

Использовались аналитический, статистический  методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.

Результаты

Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.

Основными причинами низкорослости у детей,проживающих  как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе  конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68%  и 23% соответственно.

По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма  выявлены у  15% детей.

У детей с различными формами нанизма  недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм  были диагностирована в 80% случаев,  синдром Шерешевского-Тернера  — в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.

У детей, с умеренно выраженной задержкой роста  установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).

Выводы:

  • В основном, задержка роста  отмечается  у мальчиков.
  • Отмечается  поздняя диагностика  низкорослости у детей  (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста  на ранних этапах развития ребенка.
  • Более половины низкорослых детей  (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
  • В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
  • Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.

Дисгармоничное развитие личности | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Дисгармоничное развитие – врождённая либо преждевременно обретенная диспропорция психики в ее эмоционально-волевой сфере. Аффективные переживания, появляющиеся в итоге конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при конкретных критериях делаются источником формирования дисгармонической личности.

Внимание! Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Типы дисгармоничного развития:

• Интрапунитивный;
• Экстрапунитивный;
• Апатический.

Экстрапунитивный тип.

В предоставленной подгруппе развития можно отметить разные типы, которые характеризуются прямо противоположной тенденцией феноменологических проявлений, дисфункцией уровней аффективной регуляции и, конечно же, самой разной их структурой и реагирования у детей в самых разных обстановках, при действиях окружающей среды. Характер аффективного реагирования детей и положен в базу определений, «отличительных» обозначений выбранных типов. Наиболее адекватной в терминологическом плане представляется собственно психологическое (экстра и интрапунитивные чувственные реакции: различение направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие — экстрапунитивная реакция, либо на себя самого, с принятием вины и своей ответственности — интрапунитивная реакция.

При экстрапунитивном виде дисгармоничного развития в первую очередность направляет на себя интерес довольно воплощенная особенность поведения малыша: от нарочитой автономии по выраженной демонстративности, время от времени демонстративной негативистичности. В более раннем возрасте (5—7 лет) допустимо беседовать о истоке формирования негативистических и протестных форм поведения, частей демонстративности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.

Дети данного вида, как верховодило, достаточно трудоспособны, но пресыщаемы монотипной деловитостью, как будто нередко и вызывает брутальные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в предоставленном случае будет высочайшей, часто лишней (но отлично контролируемой ребёнком). При данном совместный степень познавательного развития в целом удовлетворенный. Так как среди этих детей чаще, ежели в среднем сообразно популяции, встречаются знаки левшества (варианты атипичного развития, атипичного профиля функциональной ассиметрии), вероятны особые трудности в овладении школьными умениями (чтение, письмо, трудные счетные операции). В данных достаточно часто встречающихся вариантах допустимо беседовать о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного вида аффективного реагирования.

Интрапунитивный тип.

Последующий тип — интрапунитивный тип характеризуется принципиально другими реакциями малыша и, поэтому, чертами аффективно-личностного развития.

Это дети, как правило, боязливые и неуверенные в себе. В том числе и внешне они отличаются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, невысокая. Дети довольно тяжело вступают в контакт, отыскивают взглядом помощи, одобрения со стороны близких, а в их отсутствие — со стороны других взрослых.

Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, однако у одного и того же малыша имеются все шансы значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В не очень благоприятных случаях имеются все шансы быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть очень невысоким. И напротив, дети имеют все шансы показывать довольно высочайшую результативность и темп деятельности в ситуации одобрения и поддержки.
Чаще, чем в среднем по популяции, встречаются случаи неустоявшейся латерализации либо латентное левшество, что осложняет процесс овладения школьной программой, еще наиболее усугубляя нерешительность и тревожность ребенка.

Совершенно естественно, что при предоставленном типе дисгармоничного становления можно говорить о сверх либо суперконтроле (сверхкритичности) из-за своей деятельностью, то есть, как правило, о высочайшем развитии регуляторных функций. При этом, кроме высокой тревожности, неуверенности в собственных силах, нередко встречаются навязчивости, элементы ритуализации, инертность методик эмоционального взаимодействия. Явно понятно, что в предоставленном варианте развития все эмоциональные реакции ориентированы как бы «внутрь», в том числе и в вариантах психомоторного возбуждения, обусловленного диффузной тревогой, страхом. К этому типу детей относятся все варианты психосоматического развития, в особенности очевидно это проявляется в том случае, когда происходит девиация из неравномерно задержанного типа развития (дисгармонический инфантилизм), когда причиной темповой задержки психического развитии являлись соматическая ослабленность либо болезнь ребенка.

Апатический тип дисгармонического развития

Более трудным и в то же время редким считается апатический тип дисгармонического развития. Более выраженные проявления данного типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде. В данном возрасте в первую очередь направляет на себя внимание слабость, равнодушие, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно равнодушие, как к результатам своей деятельности, так и к их оценке. Ребенок имеет возможность быть, сразу пресыщаем и в то же время длительно, монотонно, «безэмоционально» и механически делать какие-либо задания.
Специфическим считается отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, собственно, и различает данный тип развития от одного из вариантов искаженного развития). В некоторых случаях вероятны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негативизм.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах данный тип развития проявляется в наиболее мягких и сглаженных формах, заключающихся в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфичных детских интересов и живости реагирования. Следует различать этот вариант развития от проявлений депрессивных (то есть интрапунитивных) знаков у ребенка, которые, как правило, маскируются обилием соматических расстройств, повышенной чувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, появлением тревожности и т.п.

Внимание! При «остром» возникновении подобной апатии, в особенности в начале подросткового возраста, сочетающемся с выходом в свет «философской интоксикации» либо суицидальных мыслей, нужно экстренное обращение к психиатру для квалификации состояния и необходимого лечения.

Таким же трудным при этом типе дисгармонии считается и анализ структуры базовых составляющих психического развития. Этот тип дисгармонического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах имеет стертую, очень «смазанную» симптоматику, а в выраженных формах он имеет возможность обнаруживаться только в предподростковом и подростковом возрастах, когда структура базовых составляющих в значимой степени интероризировалась и разрешено говорить только об «операционально-технологическом» уровне их функционирования. И в данной ситуации тяжело говорить о какой-либо диагностике и анализе структуры таких базовых составляющих, как произвольность психической активности и сформированность пространственных представлений, так как проблематично обнаружить их в процессе консультирования. Достаточно очевидной особенностью, детерминирующей специфику всего состояния ребенка, считается структура сформированности базовых аффективных регуляций.

Вопрос о вероятной развивающей и коррекционной работе обязан решаться вместе с психиатром, как ведущим в данном случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к использованию психологической коррекции со стороны доктора может проводиться тонизация аффективной сферы за счет равномерно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.

Внимание! Прогноз развития зависит от «остроты» состояния, особенностей возникновения, остальных факторов. Нередко схожее состояние значит начало процессуального заболевания, прогноз которого выходит за пределы компетенции специалиста по психологии. Как правило, в данном случае психиатром выставляется диагноз, описывающий наличие либо начало эндогенного заболевания.

Виды дисгармонического психического развития у детей. Характеристика

Классификация дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое формирование личности у ребенка.

Внимание! Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния именуются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев описывает психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, образовавшиеся в результате нарушения ее формирования, под влиянием разных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми встречается ребенок.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования персоны при психопатических синдромах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет значительные проблемы. Это связано с рядом причин, главной из которых — многообразие психопатических разновидностей личности, их промежуточное положение между нормой и психическими болезнями. Кроме того, важное значение имеют и социальные причины, характеризующие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.
Этиология психопатий обширна, она имеет возможность быть связана либо с генетическими, наследственными причинами, или с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатий имеют как потомственное, так и экзогенное возникновение. Возможно, формирование психопатий перед воздействием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

В отечественной психиатрии классифицирование психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет 3 категории психопатий:

  • конституциональные;
  • органические;
  • смешанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение. К ним относятся:

  • шизоидные;
  • эпилептоидные;
  • циклоидные;
  • психастенические;
  • истерические.

Дисгармоничное формирование детей с психопатическим синдромом по шизоидному типу проявляется в сочетании завышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к собственным родным и близким. Главным свойством их личности является аутизм. Им характерна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Формирование речи обгоняет формирование моторики, в связи, с чем у деток затруднены навыки самообслуживания. В играх детки выбирают одиночество либо общение с взрослыми и наиболее старшими детьми. У основной массы детей с психопатическим развитием по шизоидному типу имеется преобладание интеллектуальных интересов. Они выбирают точные науки, различаются сухостью. Но их аутистические установки никак не проявляются в полном отрыве от находящихся вокруг, как это имеет место при шизофрении. Для них характерно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение с взрослыми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных интересах.

Психопатическое формирование у деток по эпилептоидному типутся в устойчивых характерологических особенностях в облике эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и желаний, в предрасположенности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности чувств.

Циклоидный вид психопатического развития различается очевидной предрасположеностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до завышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в предрасположенности к озорству, в чрезмерной коммуникабельности, которые заменяются подавленностью, апатией и др.

Внимание!Психопатическое формирование по психастеническому виду в детском возрасте видно в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В наиболее старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

УровеньИнтен­сивность функцийВосприятие мира
Эмоциональ­ный контроль+Приятны любые контакты с людьми, маленькая дистанция общения
 Эмоциональ-
ный диском­форт при общении, ослож­нения в оценке эмоций других людей
Сверх-избирательность   в общении, контакт — «борьба с противником»
Экспансия+Мир — место для исследо­ваний и преодоления пре­пятствий, выраженное ощущение своей силы
 Неуверен-
ность в своих силах, острое восприятие неудач
Стремление к компенса­ции неуверенности, труд­ности выбора и принятия решения

Продолжение таблицы

Ведущий мотив деятельностиСпособы реабилитации
Стремление к контакту с людьми и соблюдению групповых нормВхождение в разнообраз­ные группы и сообщества и согласие с их нормами
Общение с ограниченным количеством людей, избе­гание прямого общения, подозрительностьПсихопатия параноидальная
Стремление к борьбе, риску, самоутверждение, преодоление трудностей, стремление привлечь вниманиеДостижение внимания окружающих, доказательство своей исключительности
Чувствительность к оценкам окружающих, стремление к стереотипизации жизниСенситивность и психастения

Одаренные дети с дисгармоничным типом развития

Понятие об одаренном ребенке как о хилом, слабеньким и социально нелепом созданье не всегда подходит в реальности. Однако у доли детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неритмичность психического развития (диссинхрония), которая напрямую воздействует на личность в период ее развития и считается источником почти всех проблем необычного ребенка.

Для таких детей довольно типичным считается существенное опережение в умственном либо художественно-эстетическом развитии. Ясно, что все остальные психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таковым бурным подъемом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает излишняя специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным возможностям.

Внимание! Более важной чертой личности деток с проявлениями яркой одаренности считается особенная система ценностей, т.е. система личных ценностей, важное место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства талантливых детей есть пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, описывающая их представление о собственных силах и способностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высочайшей самооценки у данных детей и молодых людей. Но иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью — от очень высочайшей самооценки в одних случаях тот же ребенок кидается в другую крайность в иных, полагая, что он ничего не может и никак не может. И те, и остальные дети имеют необходимость в психологической поддержке.

Рвение достигнуть совершенства (так называемый перфекционизм) характерен и для данной группы талантливых детей. В целом перфекционизм носит, как уже рассказывалось, положительный характер, способствуя достижению вершин профессионального мастерства. Однако завышенная требовательность имеет возможность превращаться в невыносимую и болезненную неудовлетворенность собой и результатами собственного труда, что плохо влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Часто задачи, которые ставит перед собой ребенок, имеют все шансы намного превышать его настоящие способности на данном шаге обучения и развития. Известен ряд образцов, когда невозможность добиться поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, долгое переживание собственных неудач. Часто у таких детей есть трудности в эмоциональном развитии. У основной массы из них имеется завышенная впечатлительность и связанная с ней особенная эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не очень значительные для обычных детей, становятся для этих деток источником ярких переживаний. Так, к примеру, для данных детей типично принятие на себя ответственности за итоги собственной деятельности, признание, что конкретно в них скрывается причина удач и неудач, что очень часто ведет к не всегда аргументированному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

Дисгармоничность физического развития

Это отклонение имеет место быть в резком несоблюдении пропорций тела: среднее несоответствие массы тела его длине, а еще – обхватных размеров продольным. Кроме того, дисгармоничным следует считать возникновение женских черт строения тела (большой объем бедер и таза при узкой грудной клетке) у мальчиков (юношей) и мужских (узкий таз в сочетании с широкими плечами, избыточная мускулинизация) у девочек (девушек).

Дисгармоничность может появиться в результате некоторых видов спортивной тренировки, особенно в случаях ранней спортивной квалификации. Прежде всего это касается девочек и девушек. Такие виды дисгармонии могут показывать негативное воздействие на динамику роста и становления и сказываться в дальнейшем в течение всей жизни. Травмы, приобретенные в детстве, и ряд остальных болезней, особенно повреждающие позвоночник, имеют все шансы оказаться причиной физиологической дисгармоничности и наиболее серьезных отклонений состояния здоровья. Более популярными видами дисгармоничности физического становления считаются плоскостопие и нарушение осанки.

Плоскостопие – это разная степень уплощения стопы. У человека отлично развитый свод стопы, приспособленный для прямохождения, гарантирует равномерное распределение силы тяжести тела и выполняет рессорную функцию при ходьбе, беге и прыжках, сохраняя мозг от сотрясения. Уплощенная стопа приводит к завышенной усталости ног при состоянии, ходьбе и беге. Сильно выраженное плоскостопие приводит к нарушению координации движений и ограничению двигательных способностей.

Внимание! Для профилактики и лечения плоскостопия более действенным считаются специальные физические упражнения, усиливающие мышцы свода стопы, массаж стопы, контрастные ванны ног, а еще использование специальных супинаторов – обувных прокладок, дозирующих нагрузку на различные участки подошвы ног.

Осанка – это привычное непринужденное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Нарушение осанки, как правило, связано с искривлением позвоночника в том либо другом его отделе. Факторами возникновения данного отклонения чаще всего считаются: не соответствующая возрасту детей мебель и неправильная поза во время занятий. Более эффективным средством профилактики нарушений осанки считаются физические упражнения,тренирующие мышцы спины и шеи, а еще – систематическое поддерживание правильной позы во время занятий и при ходьбе.

В студенческий период обучения, когда в особенности нередко начинают обнаруживаться нарушения осанки из-за увеличения объемов статических нагрузок, связанных с длительным неподвижным сидением (нередко в неправильной позе) нужен постоянный контроль за позой и применение особых упражнений, формирующих мускульный каркас. Определенный результат может дать еще массаж и электростимуляция боковых мышц. В тяжелых случаях бывает нужно хирургическое вмешательство.

Дисгармоничное развитие по Лебединскому

Книга: «нарушения психического развития у детей»
Автор: Лебединский В.В.

Пособие содержит 1-ое постоянное изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд единых закономерностей аномального развития. Показана роль разных причин в происхождении асинхроний развития и патопсихологических новообразований. Автором представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза. Описана их психологическая конструкция. Книжка рассчитана на специалистов по психологии, дефектологов, преподавателей, докторов.

Способ оценки гармоничности физического развития

Изобретение относится к спортивной медицине, физиологии, педиатрии и включает определение роста обследуемого, функциональных показателей его физического развития: жизненной емкости легких и становой силы, и морфологических показателей: массы тела и обхвата грудной клетки в паузе. Определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого. Разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму и определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей. Если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 — как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 — как гармоничное при данном росте обследуемого. Способ обеспечивает точность оценки гармоничности физического развития обследуемого в данный момент времени с учетом влияния различных факторов. 2 пр., 1 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии, спортивной медицине, педиатрии.

Известно моделирование гармоничности физического развития подростков [1]. Однако оно предусматривает измерение и оценку только морфологических показателей физического развития, но не характеризует его в целом.

Известен также способ определения и оценки физического развития растущего организма, основанный на корреляции признаков с длиной тела [2].

Цель изобретения — разработать способ оценки физического развития обследуемого, который бы точно представлял гармоничность его физического развития как в данный момент, так и под влиянием различных факторов.

Поставленная цель осуществляется следующим образом. Обследовано 208 студенток 17 лет. Оценка физического развития проводилась по таблицам корреляции с учетом пола, возраста, причем длина тела оценивалась самостоятельно по 5-балльной системе с учетом отклонения ее от среднегрупповой величины в общих сигмах: средняя величина, если отклонение от средней составляет М±1σ, выше средней — М+1,1σ до М+2σ, высокой — М+2,1σ и больше, ниже средней — М-1,1σ до — 2σ и низкой — М-2,1σ и меньше.

Далее в частных сигмах оцениваются отклонения от их должных для роста других показателей физического развития и составляется отношение суммы отклонений двух функциональных признаков (жизненной емкости легких и становой силы) к сумме двух морфологических (массы тела и обхвата грудной клетки в паузе).

Если это отношение составит — 2,0-1,1, физическое развитие данного человека будет дисгармоничным, если равно -1,0 до +1,0 — пропорциональным, а если оно составит +1,1 до +2,0 — гармоничным, но с указанием оценки роста индивидуума.

Пример 1. Студентка О., 17 лет, имеет длину тела 172 см, массу тела 68 кг, окружность грудной клетки в паузе 93 см, жизненную емкость легких 2500 см3, становую силу 50 кг. В таблице корреляции для 17-летних девушек находим, что длина тела (рост) у нее является выше среднего, а соответствующие ему должные величины этих признаков равны 60,7 кг, 85 см, 3550 см3 и 69 кг. Отклонение от должных росту 172 см величин соответственно составляет 7,3 кг, 8 см, 1050 см3 и 19 кг, а в частных сигмах (σR) это будет равно: +1,14, +1,59, -2,30 и -1,31. Отношение же функциональных признаков к морфологическим в частных сигмах будет равняться:

Таким образом, в целом физическое развитие данной студентки будет дисгармоничным при росте выше среднего.

Пример 2. Студентка К., 17 лет имеет длину тела 158 см, массу тела 55 кг, окружность грудной клетки в паузе 85 см, жизненную емкость легких 3300 см3 и становую силу 65 кг. В таблице корреляции для студенток 17 лет находим, что длина тела (рост) у нее является ниже среднего, а соответствующие ему должные величины равны 53,9 кг, 83 см, 3130 см3 и 58 кг. Отклонения от должных росту 158 см величин соответственно составляет 1,1 кг, 2 см, 170 см3 и 7 кг, а в частных сигмах (σR) это будет равно: +0,17, +0,4, +0,37 и +0,48. Отношение же суммы функциональных признаков к сумме морфологическим в частных сигмах будет равно:

Таким образом, в целом физическое развитие студентки Н. является гармоничным при росте ниже среднего.

Способ показал надежность, простоту и объективность оценки гармоничности физического развития как индивидуальную, так и групповую.

Использованные источники информации

1. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков. — Киев. http://lib.sportedu.ru./press/fkvot/2002N4/p9-13.htm.

2. Сауткин М.Ф., Толстова Т.И. Стандарты физического развития студенток Рязмедуниверситета по данным обследования в 1997-1998 гг. / Здоровье человека: физические и психические аспекты. — Рязань: Издат. РязГМУ. — 1998. — С.80-82.

Таблица
для оценки физического развития девушек 17 лет
Границы сигмальных отклонений для ростаРост, смМасса, кгОкр. груд. клетки в паузе, смЖЕЛ, см3Стан. сила, кг
Низкие (от М-2,1σ и более)15050,182289051
15150,682292052
15251,182295053
15351,582298053
15452,082301054
Ниже средних (от М-1,1 σ до М-2σ)15552,582,5304055
15653,083307056
15753,583310057
15853,983313058
15954,483316058
Средние величины роста (М±1σ)16054,983319059
16155,483322060
16255,983325061
16356,383,5328062
16456,884331063
16557,384334063
16657,884337064
16758,384340065
16858,784343066
16959,284346067
17059,784349068
Выше средних (от М+1,1 σ до М+2σ)17160,285352068
17260,785355069
17361,185358070
17461,685361071
17562,185364072
Высокие(от М+2,1σ и более)17662,685367073
17763,185370074
17863,585,5373074
17964,086376075
18064,586379076
М — средняя арифмет.165,3657,3883,99334963,83
σ — общая сигма4,976,855,06478,815,09
σR — частная сигма6,425,02455,214,5
r — коэф-т корреляции+0,35+0,13+0,31+0,27
R у/х — коэф-т регрессии0,48 кг/см0,13 см/см30 см3/см0,84 кг/см

Способ оценки гармоничности физического развития, отличающийся тем, что у обследуемого определяют рост, функциональные показатели физического развития: жизненную емкость легких и становую силу, и морфологические показатели: массу тела и обхват грудной клетки в паузе, определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого, а разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму, определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей; если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 — как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 — как гармоничное при данном росте обследуемого.

Определение гармоничности физического развития — КиберПедия

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

 

Гармоничность физического развития

  Процентные (Центильные) ряды
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
Масса тела по возрасту 97%           Гармоничное развитие опережающее возраст
90%          
75%     Гармоничное развитие соответствующее возрасту    
50%        
25%        
10% Гармоничное развитие ниже возрастных норм          
3%          
Длина тела по возрасту

 

 

Физическое развитие считается:

— Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.

Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуют 90 — 97 центилю.

Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля.

Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.

Методы оценки физического развития (метод стандартов, центильный метод)

Оценка физического развития Метод сигнальных стандартов Метод центильних стандартов
Очень высокий - Более 97 центилив
Высокий От М +2,1 δ и выше 90-97 центилив
Выше среднего От М +1,1 δ до М +2 δ 75-90 центилив
Средний М ± 15 25-75 центилив
Ниже среднего От М -1,1 δ до М-2δ 25-10 центилив
Низкий От М — 2,1 δ и ниже 10-3 центили
Очень низкий - Менее 3 центили

 

На основании данных физического развития методом стандартов и индексов делают обобщенное заключение о физическом развитии испытуемого и дают соответствующие рекомендации по его совершенствованию. Для уточнения особенностей телосложения определяют состав тела и его удельный вес.



 

РЕЗУЛЬТАТЫ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы по практической работе:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Цель: овладеть методикой функционального тестирования состояния систем организма и уровня физической работоспособности (тренированности).

Необходимое оборудование: велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном

Теоретическое обоснование работы:

Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.

Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы.

1. Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно-, двух-, трех- и четырехмоментные.
2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая.

3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы).

4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты, задержка дыхания и другие.



5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др.

Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности.

Физическая работоспособность — интегральный показатель, позволяющий судить о функциональном состоянии различных систем организма и, в первую очередь, о производительности аппарата кровообращения и дыхания. Она прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, выполняемой с высокой интенсивностью.

Для определения уровня физической работоспособности могут быть использованы тесты с максимальной и субмаксимальной нагрузкой: максимальное потребление кислорода (МПК), PWC170, Гарвардский степ-тест и др.

Методические указания

Алгоритм выполнения задания: студенты, объединившись попарно, выполняют нижеперечисленные методики, анализируют результаты, делают выводы по результатам тестирования и разрабатывают рекомендации по оптимизации работоспособности. Перед выполнением заданий проработать терминологию (см. словарь) по разделу «Функциональные пробы.».

План работы

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC170
Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)
Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по ГСТ
Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба
Задание 5.Определение специальной работоспособности
Задание 6. Определение аэробных способностей организма (МАМ)

 

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC170

Цель: освоение методики проведения теста и умение анализировать полученные данные.

Для работы необходимы: велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном.

Тест PWC170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом и сотр.

ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.

Нагрузка может быть выполнена на велоэргометре, на ступеньке (степ-тест), а также в виде специфической для конкретного вида спорта.

Вариант № 1 (с велоэргометром).

Испытуемый последовательно выполняет две нагрузки в течение 5 мин. с 3-минутным интервалом отдыха между ними. В последние 30 сек. пятой минуты каждой нагрузки подсчитывается пульс (пальпаторно или электрокардиографическим методом).

Мощность первой нагрузки (N1) подбирается по таблице в зависимости от веса тела обследуемого с таким расчетом, чтобы в конце 5-й минуты пульс (f1) достигал 110…115 уд./мин.

Мощность второй (N2) нагрузки определяется по табл. 7 в зависимости от величины N1. Если величина N2 правильно подобрана, то в конце пятой минуты пульс (f2) должен составить 135…150 уд./мин.

 

Для точности определения N2 можно воспользоваться формулой:

N2 = N1 · [1 + (170 — f1) / (f1 — 60)],

где N1 — мощность первой нагрузки, N2 — мощность второй нагрузки, f1 — ЧСС в конце первой нагрузки, f2 — ЧСС в конце второй нагрузки. Затем по формуле вычисляют PWC170:

PWC170 = N1 + (N2 — N1) · [(170 — f1) / (f2 — f1)]

Величину PWC170 можно определить графически (рис.). Для увеличения объективности в оценке мощности выполненной работы при ЧСС, равной 170 уд/мин, следует исключить влияние весового показателя, что возможно путем определения относительного значения PWC170. Значение PWC170 делят на вес испытуемого, сравнивают с аналогичным значением по виду спорта (табл. 8), дают рекомендации.

 

Вариант № 2. Определение величины PWC170 с помощью степ-теста.

Ход работы. Принцип работы такой же как в работе № 1. Скорость восхождения на ступеньку при выполнении первой нагрузки составляет 3…12 подъемов в минуту, при второй — 20…25 подъемов в минуту. Каждое восхождение производится на 4 счета на ступеньку высотой 40-45 см: на 2 счета подъем и на следующие 2 счета — спуск. 1-я нагрузка — 40 шагов в минуту, 2-я нагрузка — 90 (на эти цифры устанавливают метроном).
Пульс подсчитывается за 10 сек, в конце каждой 5-минутной нагрузки.
Мощность выполняемых нагрузок определяется по формуле:

N = 1,3 h · n · P,

где h — высота ступеньки в м, n — количество подъемов в мин,
P — вес тела. обследуемого в кг, 1,3 — коэффициент.
Затем по формуле вычисляют величину PWC170 (см. вариант № 1).

Вариант № 3. Определение величины PWC170 с помещаю специфических нагрузок (например, бега).

Ход работы. Для определения физической работоспособности по тесту PWC170 (V) со специфическими нагрузками необходима регистрация двух показателей: скорости движения (V) и частоты сердечных сокращений (f). Для определения скорости движения требуется по секундомеру точно зафиксировать длину дистанции (S в м) и длительность каждой физической нагрузки (f в сек.)

V = S / f,

где V — скорость движения в м/с. Частота сердечных сокращений определяется в течение первых 5 сек. восстановительного периода после бега пальпаторным или аускультативным методом.

Первый забег выполняется в темпе «бега трусцой» со скоростью, равной 1/4 от максимально возможной для данного спортсмена (примерно каждые 100 м за 30-40 сек).

После 5-минутного отдыха выполняется вторая нагрузка со скоростью равной 3/4 от максимальной, т. е. за 20-30 сек. каждые 100 м. Длина дистанции 800-1500 м. Расчет PWC170 производится по формуле:

PWC170 (V) = V1 + (V2 — V1) · [(170 — f1) / (f2 — f1)]

где V1 и V2 — скорость движения в м/с, f1 и f2 — частота .пульса после какого забега.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)

МПК выражает предельную для данного человека «пропускную» способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста, физической подготовленности и состояния организма. В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5…4,5 л/мин, в циклических видах спорта — 4,5…6,5 л/мин.

Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой равна или больше его критической мощности.

Он небезопасен для обследуемого, так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах, использовании небольшой мощности нагрузки.

К косвенным методам определения МПК относятся метод Астранда; определение по формуле Добельна; по величине PWC170 и др.

Вариант № 1. Определение МПК по методу Астранда.

Для работы необходимы: велоэргометр, ступеньки высотой 40 см и 33 см, метроном, секундомер, номограмма Астранда.

Ход работы: на велоэргометре обследуемый выполняет 5-минутную нагрузку определенной мощности. Величина нагрузки подбирается с таким расчетом, чтобы частота пульса в конце работы достигала 140-160 уд./мин (примерно 1000-1200 кгм/мин). Пульс подсчитывается в конце 5-й минуты в течение 10 сек. пальпаторным, аускультативным или электрокардиографическим методом. Затем по номограмме Астранда (рис.) определяют величину МПК, для чего, соединив линией ЧСС во время нагрузки (шкала слева) и вес тела обследуемого (шкала справа), находят в точке пересечения с центральной шкалой величину МПК.

 

Вариант № 2. Определение МПК по степ-тесту.

Испытуемые выполняют тест попарно. Испытуемый в течение 5 минут производит восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин со скоростью 25,5 цикла, в 1 минуту. Метроном устанавливается на частоту 90. В конце 5-й минуты в течение 10 сек. регистрируется частота пульса. Величина МПК определяется по номограмме Астранда и сравнивается с нормативом со спортивной специализации (табл. ). Учитывая, что МПК зависит от веса тела, вычислить относительную величину МПК (МПК/вес) и сравнить со средними данными, написать заключение и дать рекомендации.

 

Номограмма Астранда

 

Вариант № 3. Определение МПК по величине PWC170.

Ход работы: расчет МПК производится с помощью формул, предложенных В. Л. Карпманом:

МПК = 2,2 PWC170 + 1240

— для спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта;

МПК = 2,2 PWC170 + 1070

— для спортсменов, тренирующихся на выносливость.
Алгоритм выполнения: определить величину МПК по одному из вариантов и сравнить ее с данными в соответствии со спортивной специализацией по табл. 9, написать заключение и дать рекомендации.

 

Вариант № 4. Определение работоспособности по тесту Купера

Тест Купера заключается в пробегании максимально возможного расстояния по ровной местности (стадион) за 12 мин.

При возникновении признаков переутомления (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боли в сердце и др.) тест прекращается. Результаты теста, соответствуют величине МПК, определяемой на беговой дорожке. Тест Купера можно использовать при отборе школьников в секции по циклическим видам спорта, в ходе тренировок для оценки состояния тренированности.

 

 

Вариант № 5. Тест Новакки (максимальный тест).

Цель: определить время, в течение которого испытуемый способен выполнять работу с максимальным усилием.

Ход работы. Испытуемый выполняет нагрузку на велоэргометре из расчета 1 Вт/кг в течение 2-х минут. Каждые 2 минуты нагрузка возрастает на 1 Вт/кг до достижения предельной величины.

Оценка результата. Высокая работоспособность по этому тесту соответствует величине 6 Вт/кг, при выполнении ее в течение 1 мин. Хороший результат соответствует значению 4-5 Вт/кг в течение 1-2 мин. Данный тест может быть применен для тренированных лиц (в том числе в юношеском спорте), для нетренированных и лиц в периоде рековалесценции после болезни. В последнем случае начальная нагрузка устанавливается из расчета 0,25 Вт/кг.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ)

Оценка физической работоспособности производится по величине индекса ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения на ступеньку. Цель работы: ознакомить студентов с методикой определения физической работоспособности по ГСТ. Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер.

Ход работы. Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами, делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл. ). Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на 2 удара — 2 шага подъем, на 2 удара — 2 шага спуск. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек., тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе.

 

Примечание. S обозначает поверхность тела обследуемого (м2) и определяется по формуле:

S = 1 + (Р ± DН) / 100,

где S — поверхность тела; Р — вес тела; DН — отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком.

После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Начиная со 2-й минуты восстановительного периода, за первые 30 сек. на 2, 3 и 4-й минутах измеряется пульс. ИГСТ вычисляется по формуле:

ИГСТ = (t · 100) / [(f1 + f2 + f3)· 2],

где t — длительность восхождения, в сек. f1, f2, f3 — частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно.

В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле:

ИГСТ = (t · 100) / (f1 · 5,5),

где t — время выполнения теста, в сек., f1 — частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода. При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать табл. 12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму трех подсчетов пульса (f1 + f2 + f3) в десятках, в верхней горизонтальной строке — последнюю цифру суммы и в месте пересечения — значение ИГСТ.

Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность (табл.). Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить ее с рекомендуемыми величинами.

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба

Цель: оценить состояние ортостатической устойчивости организма. Теоретическое обоснование. Ортостатическая проба используется для выявления состояния скрытой ортостатической неустойчивости и в целях контроля за динамикой состояния тренированности в сложнокоординационных видах спорта.

Проба основана на. том, что при переходе из горизонтального положения в вертикальное в связи с изменением гидростатических условий уменьшается первичный венозный возврат крови к правому отделу сердца, вследствие чего возникает недогрузка сердца объемом и уменьшение систолического объема крови. Чтобы поддержать минутный объем крови на должном уровне рефлекторно учащается ЧСС (на 5-15 уд. в мин.).

При патологических состояниях, перетренированности, перенапряжении, после инфекционных заболеваний, либо при врожденной ортостатичес-кой неустойчивости депонирующая роль венозной системы оказывается столь значительной, что изменение положения тела приводит к головокружению, потемнению в глазах, вплоть до обморока. В этих условиях компенсаторного учащения ЧСС оказывается недостаточным, хотя оно значительно.

Для работы необходимы: кушетка, сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер.

Ход работы. Выполняется студентами попарно. Результаты сопоставить с рекомендуемыми, разработать способы оптимизации ортостатической устойчивости средствами физического воспитания. После предварительного отдыха в течение 5 мин. в положении лежа определяется ЧСС 2-3 раза и измеряется АД. Затем испытуемый медленно встает и находится в вертикальном положении в течение 10 мин. в ненапряженной позе. Для обеспечения наилучшего расслабления мышц ног необходимо, отступив от стены на расстояние одной ступни, прислониться к ней спиной, под крестец подкладывают валик. Сразу после перехода в вертикальное положение в течение всех 10 мин. на каждой минуте регистрируют ЧСС и АД (за первые 10 с — ЧСС, за оставшиеся 50 с — АД).

Оценка состояния ортостатической устойчивости производится по следующим показателям:
1. Разница пульса, на 1-й мин. и на 10-й мин. по отношению к исходной величине в положении лежа. АД увеличивается на 10-15 %.

2. Время стабилизации ЧСС.

3. Характер изменения АД в положении стоя.

4. Самочувствие и выраженность соматических расстройств (побледнение лица, потемнение в глазах и др.).

Удовлетворительная ортостатическая устойчивость:

1. Учащение пульса невелико и на 1-й мин. ортоположения колеблется в пределах от 5 до 15 уд./мин., на 10-й мин. не превышает 15-30 уд./мин.

2. Стабилизация пульса наступает на 4-5 мин.

3. Систолическое АД остается неизменным либо незначительно снижается, диастолическое АД увеличивается на 10-15 % по отношению к его величине в горизонтальном положении.

4. Самочувствие хорошее и нет каких-либо признаков соматического расстройства. Признаками ортостатической неустойчивости являются увеличение ЧСС более, чем на 15-30 уд./мин., выраженное падение АД и различной степени выраженности вегетосоматические расстройства.

Задание: провести исследование ортостатической устойчивости, используя методику модифицированной ортостатической пробы. Полученные результаты занести в протокол, дать заключение и рекомендации.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Задание 5. Определение специальной работоспособности (по В.И. Дубровскому)

Вариант № 1. Определение специальной работоспособности в плавании.

Проводится на пружинно-рычажном тренажере в положении лежа на животе в течение 50 сек. Тест выполняется по 50-секундным отрезкам в виде гребковых движений. Подсчитывается пульс, измеряется АД до и после теста.

Оценка результата: о хорошей функциональной подготовке пловца говорит увеличение количества гребков в динамике теста и времени восстановления ЧСС и АД.

 

Вариант № 2. Определение специальной работоспособности у хоккеистов.

Испытуемый выполняет бег на месте в максимальном темпе. Всего 55 сек. (15 сек. + 5 сек. + 15 сек. + 5 сек. + 15 сек.). 15-секундные отрезки выполняются с ускорением.

До и после теста определяются ЧСС, АД, ЧД. В ходе теста отмечаются внешние признаки утомления, определяется тип ответной реакции организма на. нагрузку и фиксируется время восстановления.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 6. Определение анаэробных возможностей организма по величине максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности (т. е. возможность проводить работу в бескислородных условиях) определяются энергией, образуемой при распаде АТФ, креатинфосфата и гликолиза (анаэробного расщепления углеводов). Степень адаптации организма к работе в бескислородных условиях определяют величину работы, которую человек может выполнить в этих условиях. Эта адаптация важна при развитии скоростных возможностей организма.

При массовых обследованиях для определения МАМ используется тест Р. Маргария (1956). Определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за небольшое время.

Методика. Лестница, длиной примерно 5 м, высотой подъёма — 2,6 м, наклоном — более 30° пробегается за 5-6 сек. (примерное время максимального бега). Испытуемый находится на 1-2 м от лестницы и по команде выполняет тест. Фиксируется время в сек. Измеряется высота ступеней, подсчитывается их количество, определяется общая высота подъёма:

МАМ = (P · h) / t кгм/с ,

где Р — вес в кг, h — высота подъёма в м, t — время в сек.

Оценка результата: наибольшее значение МАМ отмечается в 19-25 лет, с 30-40 лет оно уменьшается. У детей оно имеет тенденцию к повышению.

Для нетренированных лиц МАМ составляет 60…80 кгм/с, у спортсменов — 80…100 кгм/с. Для перевода в ватты необходимо полученное значение умножить на 9,8, а для перевода в килокалории в минуту — на 0,14.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Выводы по практической работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *