Дисгармоничное физическое развитие это: Страница не найдена — РГУ имени С.А. Есенина

Содержание

COMPARATIVE ANALYSIS OF HEALTH STATUS OF ADOLESCENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS IN BURYAT REPUBLIC | Astakhova

In present time medical and demographic problems of indigenous peoples of Russia are becoming more important. Growth crisis, increasing of primary disease incidence are observed in such community. Comparative assessment health status and physical development of adolescent of Soyot and Buryat ethnic group. Thirty two adolescent of Soyot and sixty nine teenagers of Buryat ethnic group aged 13 to 17 years, living in Okinsky region of Buryat republic. Based on these data revealed that the proportion of healthy adolescents is higher among the Buryat ethnic group. The health status of adolescents is characterized by a high level of disease of the digestive system, musculoskeletal and endocrine systems. Analysis of physical development presented that in all groups of interest harmonic mean of physical development have diagnosed. However, among adolescents of Soyot group this index was higher than Buryat ones, whose proportion of adolescents with physical development is above average, disharmonious and sharply disharmonious were large enough. Formation of adolescent health of indigenous peoples is largely due to the environmental conditions of residence, ethnicity and degree of prevention work.


Состояние здоровья подрастающего поколения сохраняет неблагоприятные тенденции и требует пристального внимания к себе всего общества. К особенностям формирования здоровья детей в современных условиях можно отнести выраженное нарастание распространенности функциональных нарушений, уменьшение количества здоровых и увеличение числа хронически больных детей, изменение структуры хронической патологии среди детей и подростков [1]. При этом большую значимость приобретают исследования по изучению региональных особенностей состояния здоровья детей с использованием методов комплексной оценки [11]. Здоровье человека формируется под воздействием сложного взаимодействия наследственно-конституциональных особенностей организма с природой, при этом большое значение имеет географическая и этническая вариабельность нормы и патологии. Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья, могут быть связаны с образом жизни, состоянием окружающей среды, генотипом популяции. В разработке проблем биологии человека, его адаптации к разным экологическим условиям важное место занимает изучение процессов роста и развития подростков разных этнотерриториальных групп, в плане динамики тотальных размеров и пропорций тела, сроков полового созревания, что позволяет оценить вариабельность этих процессов [5]. В связи с этим 24 Экология человека 2017.06 Экология детства здоровье и физическое развитие детского населения служит надежным индикатором экологического благополучия региона. Особую значимость, с учетом демографической ситуации в стране, приобретает проблема сохранения здоровья детей малочисленных и коренных народностей, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях Севера и Сибири [6]. Данные заболеваемости коренных и малочисленных народов в различных регионах страны свидетельствуют о тенденциях к увеличению заболеваемости по отдельным нозологиям и идентичны с общероссийскими. Длительное проживание в особых климатогеографических условиях, характерное для малых этносов, вызывает переход физиологических процессов в организме на другой уровень. Климатогеографические, социально-бытовые условия и этнические особенности территорий Прибайкалья отличаются своеобразием, что диктует необходимость регионального подхода в изучении состояния здоровья подрастающего поколения, проживающего на данной территории [7]. Окинский муниципальный район — муниципальное образование в Бурятии, приравненное к районам Крайнего Севера.

Среднегодовая численность постоянного населения в 2014 году составила 5 401 человек, численность детей и подростков — 1 773 человека. Национальный состав — буряты и сойоты. Окинский район — основное место расселения малочисленной народности сойотов — одного из малочисленных народов России, внесенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации с 2000 года. Сойоты являются потомками саянских самодийцев — части древнейшего самодийского населения Восточных Саян, — оставшихся в пределах своей прародины. Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Численность сойот, проживающих на территории Окинского района, согласно переписи населения в 2002 году составила 2 739 человек, а в 2010-м — 3 579 человек [14]. Территория района целиком расположена в высокогорном поясе с колебанием высот от 700 до 3 400 м над уровнем моря [13]. Климат резко континентальный с продолжительной и суровой зимой, лето короткое и тёплое. Подростки, проживающие на данной территории, испытывают воздействие такого фактора, как суровые климато-географические условия. Длительное воздействие низких температур, их сезонные колебания в сочетании с резкими перепадами атмосферного давления требуют напряжения адаптационных механизмов организма подростка. Целью исследования явилось изучение особенностей состояния здоровья и физического развития подростков сойот и подростков бурятской этногруппы. Методы Методом сплошной выборки осмотрены 197 подростков в возрасте 13-17 лет, проживающих в поселках Орлик, Саяны и Хужир Окинского района Республики Бурятия: 32 подростка сойот, 69 — бурят, 96 — метисов. В дальнейшее исследование включены только подростки бурятской этногруппы и сойоты. Критерии включения в группу исследования: национальность (сойоты и буряты), возраст (13-17 лет), рождение и постоянное проживание на территории Окинского района Бурятии, информированное согласие на участие в исследовании. Средний возраст подростков сойот составил (14,13 ± 0,38) года, подростков бурят — (14,6 ± 0,18) года.
Этническая принадлежность определялась с учетом данных генеалогического анамнеза (подростки, имеющие в трех поколениях родителей одной национальности) и фенотипических особенностей подростка. Были разработаны специальные анкеты-опросники для подростков, а также для их родителей. Все подростки были осмотрены специалистами: педиатром, кардиологом, эндокринологом; проведена УЗИ-диагностика органов брюшной полости и щитовидной железы, выкопировка амбулаторных карт (форма 112). Анализ заболеваемости по основным классам болезней проведен по результатам медицинского обследования в соответствии с международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Степень отклонения в массоростовом соотношении оценивалась по индексу массы тела (ИМТ) [4]: ИМТ = М/Н2, где М — массы тела, кг; Н — рост, м. С учетом возраста обследованных подростков оценку ИМТ проводили согласно рекомендациям ВОЗ (1997): ИМТ < 18,5 кг/м2 — дефицит массы тела ИМТ = 18,5-24,9 кг/м2 — нормальная масса тела ИМТ = 25-29,9 кг/м2 — избыточный вес ИМТ = 30-34,9 кг/м2 — ожирение 1 степени ИМТ = 35-39,9 кг/м2 — ожирение 2 степени ИМТ > 40 кг/м2 — ожирение 3 степени. В работе с группами детей и подростков соблюдались этические принципы, предъявляемые Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki (1964, 2000 ред.). В исследовании использовались вычислительные процедуры методов математической статистики, реализованные в лицензионном интегрированном статистическом пакете комплексной обработки данных: STATISTICA 6.1 Stat-Soft Inc, США. Выборки проверяли на нормальность распределения с применением критерия Shapiro-Wilk. Для проверки статистической гипотезы разности значений использовали критерии Mann-Whitney и х2 (сравнение долей) для двух независимых групп, а также Kruskal-Wallis для нескольких независимых групп. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез принимали p < 0,05. Результаты По результатам комплексного обследования выявлено, что ранговые структуры доминирующих классов болезней идентичны у подростков бурят и сойот.
Так у 25 Экология детства Экология человека 2017.06 бурят первое ранговое место занимают болезни органов пищеварения — 130,4 %о, а у сойот эта патология находится на втором ранговом месте — 93,75 % (Х2 = 0,05, df = 1, р = 0,842). Данный класс болезней у подростков исследуемой территории в основном представлен хроническими гастритами и гастродуоденитами, кариесом, дискинезией желчевыводящих путей. Второе ранговое место в структуре заболеваемости подростков бурят занимает класс болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ — 115,9 %о, у подростков сойот этот класс болезней занимает лидирующие позиции — 187,5 % (Х2 = 0,43, df = 1, р = 0,510). Данный класс болезней сформирован в основном за счет патологии щитовидной железы (диффузный нетоксический зоб), задержкой полового и физического развития. На третьем месте как у бурят, так и у сойот находятся болезни костномышечной системы — 57,9 и 62,5 % соответственно (Х2 = 0,132, df = 1, р = 0,717), сформированные в основном нарушением осанки, деформациями грудной клетки, плоскостопием (рис. 1, 2). Гармоничное по морфофункциональным показателям физическое развитие у подростков сойот диагностировалось в 50 % случаев, у подростков бурят — 65,2 % (х2 = 0,154, df = 1, р = 0,695). Дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие чаще наблюдалось у подростков сойот -31,2 и 18,7 % соответственно (х2 = 0,75, df = 1, р = 0,386), у подростков бурятской этногруппы — 21,7 и 13,1 % соответственно (х2 = 1,261, df = 1, р = 0,261). При отклонении гармоничности морфофункционального состояния от нормы возрастает риск развития каких-либо функциональных отклонений или патологических состояний. Показатели линейного роста подростков сойот расценивались как средние у 53,1 %, ниже средних — у 19,2 % и низкие и очень низкие — у 11,3 %. Показатели линейного роста выше 95 перцентиля, выявленные у 3,1 % подростков, расценивались как высокорослость. Показатели линейного роста ниже 3 перцентиля у 6,25 % подростков расценивались как низкорослость.
У подростков бурят показатели линейного роста расценивались как средние у 69,5 %, выше среднего — у 8,9 %, высокое и очень высо- Рис. 1. Частота выявленных нарушений здоровья у подростков бурят, % Рис. 2. Частота выявленных нарушений здоровья у подростков сойот, % кое — у 11,5 %. В 2,3 % случаев подростки имели показатели выше 95 перцентиля и в 1,4 % — ниже 3 перцентиля (рис. 3). При распределении по ИМТ 56,2 % подростков сойот и 65,2 % (х2 = 0,416, df = 1, р = 0,519) подростков бурят имели величину ИМТ, соответствующую нормальной массе тела, дефицит массы тела диагностирован примерно одинаково в обеих исследуемых группах подростков (28,1 % — сойоты и 27,5 % — буряты, х2 = 0,031, df = 1, р = 0,859), но избыточный вес отмечен только у подростков сойот — 6,2 % (рис. 4). □ подростки сойоты □ подростки буряты Рис. 3. Показатели линейного роста подростков бурят и сойот, 26 Экология человека 2017.06 Экология детства Дефицит массы те;»а Норми Избыточная масса гела □ подростки сойоты □ подростки буряты Рис. 4. Распределение исследуемых подростков по значению индекса массы тела, Преобладающим типом телосложения у подростков сойот и бурят был мезоморфный — 48,5 и 60,1 % соответственно, доля долихоморфного типа телосложения составила 36,3 и 30,7 % соответственно. Обсуждение результатов Анализ полученных данных показал, что сравнительная оценка состояния здоровья подростков бурятской этногруппы и сойот характеризуется высоким уровнем болезней пищеварительной системы, эндокринной и костно-мышечной систем. Анализ структуры общей заболеваемости у подростков коренных и малочисленных народов Республики Бурятия по данным официальной статистики свидетельствует о росте и высоких показателях заболеваемости в 2013 году по классу болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, который занимает второе место — 139,2 %о и классу болезней пищеварительной системы — третье место — 107,6 %о. Из негативных факторов естественной природной среды, являющихся основной причиной развития тиреоидной патологии, следует назвать наличие в регионе проживания обширных геохимических аномалий, характеризующихся дисбалансом химических элементов, главным образом недостаточным содержанием в почве и водных объектах некоторых из них (йод, селен, фтор и др.
), поскольку территория области относится к регионам с йоддефицитом второй степени [3, 4]. Эндемический зоб является наиболее очевидным, но далеко не самым опасным проявлением йодной недостаточности. Главной угрозой йодного «голода» является отставание в росте и развитии, нарушении репродуктивных функций. Комплексная коррекция йоддефицита подростков сельской местности должна включать раннюю диагностику и лечение тиреоидной дисфункции. Индивидуальный подход к лечению и профилактике йоддефицита позволит оптимизировать здоровье подростков [8]. Высокие показатели патологии костно-мышечной системы и соединительной ткани требуют дальнейшего изучения как наследственности (заболеваний в семьях), так и качества питания, качества диспансерного наблюдения и своевременной диагностики и лечения. Изменение традиционного питания коренных народов за счет уменьшения потребления натуральных северных продуктов и увеличения потребления углеводов, консервированных продуктов привело к нарушению процессов метаболизма в организме. Наблюдается отклонение фактического питания коренных народов от генетически адаптированного к условиям высоких широт белково-жирового типа метаболизма к европейскому углеводному типу питания. При анализе анкет выявлено, что лишь 20 % подростков соблюдают режим питания, в рационе приоритетными продуктами наряду с мясными являются мучные изделия. Только 10,2 % подростков регулярно принимают поливитаминные комплексы. Несбалансированное питание является одной из основных причин, способствующих росту заболеваемости органов пищеварения и увеличению числа подростков с дисгармоничным физическим развитием [9]. Физическое развитие — важная характеристика многогранного понятия «здоровье» и зависит от многочисленных эндогенных и экзогенных факторов. Для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной и специфической симптоматики, относящейся к начальному периоду, но нарушения физического развития, в частности соотношения массы и длины тела, торможение роста, уже могут быть неспецифическим, но важным критерием необходимости углубленного обследования ребенка [2, 12]. Чем более значительны нарушения в физическом развитии ребенка, тем более вероятно наличие заболевания. Среднее гармоничное физическое развитие диагностировалось наиболее часто во всех группах обследуемых, однако среди подростков сойот этот показатель в 1,3 раза выше, чем среди подростков бурятской этногруппы, у которых доля дисгармоничного и резко дисгармоничного физического развития достаточно велика, что требует более пристального внимания педиатров и других узких специалистов в связи с повышенным риском возникновения у данной категории подростков патологии эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Антропометрические измерения являются достаточно доступным методом, который оценивает не только оптимальную массу тела подростка, но 27 Экология детства Экология человека 2017.06 также и белково-энергетический ресурс. Величина ИМТ может говорить о наличии хронической энергетической недостаточности, излишней массе тела или ожирении [4]. Большинство подростков сойот (56,2 %) и бурят (65,2 %) имели величину ИМТ, соответствующую нормальной массе тела, что может указывать на пропорциональное соотношение массы и роста подростка. Среди множества патологических процессов наибольший интерес вызывают те, которые приводят к нарушению репродуктивной функции. Одним из нарушений, связанных с отклонениями в физическом развитии, в частности дефицитом массы тела, является недостаточный запас жировой ткани (астеничное телосложение), проводящий к нарушению выработки гормонов и, как следствие, нарушению созревания организма [15]. И если последствия, связанные с избыточной массой тела, в некоторой степени изучены, то влияние дефицита питания на репродуктивное здоровье практически неизвестно. Подобное положение определяет актуальность изучения дополнительных доклинических критериев диагностики эндокринных, биохимических изменений у подростков с избыточной массой тела и ее дефицитом, своевременной диагностики и лечения обнаруженной патологии. Все эти негативные тенденции ухудшения состояния здоровья подростков требуют повышенного внимания медицинских, педагогических и социальных административных органов. Для улучшения состояния здоровья детского населения, проживающего на данной территории, необходима комплексная программа, включающая мероприятия по обеспечению детей и беременных женщин полноценным питанием, создание на базе участковых больниц кабинетов узких специалистов.

T Aleksandrovna Astakhova

Email: [email protected]
Irkutsk, Russia
Scientific Centre for the Family Health and Human Reproduction Problems

L V Rychkova

Irkutsk, Russia
Scientific Centre for the Family Health and Human Reproduction Problems

A V Pogodina

Irkutsk, Russia
Scientific Centre for the Family Health and Human Reproduction Problems

T V Mandzyak

Irkutsk, Russia
Scientific Centre for the Family Health and Human Reproduction Problems

Yu N Klimkina

Irkutsk, Russia
Scientific Centre for the Family Health and Human Reproduction Problems

  1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Модестов А. А. Заболеваемость детского населения России. М.: Педиатрь, 2013. 64 c.
  2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 217 с.
  3. Белоголова Г. А., Коваль П. В., Удодов Ю. М. Тяжелые металлы в пищевой цепи человека Приангарской промышленной зоны. Иркутск, 2004. 154 с.
  4. Дедов И. И. Мельниченко Г. А. Эндокринология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 1064.
  5. Диетология / под ред. А. Ю. Барановского. СПб.: Питер, 2006. 960 с.
  6. Козлов А. В. Клинико-эндокринологическая характеристика состояния здоровья подростков коренного населения Приамурья: дис.. канд. мед. наук. Хабаровск, 2009. 134 с.
  7. Манчук В. Т, Надточий Л. А. Состояние и тенденции формирования состояния здоровья коренного населения Севера и Сибири // Бюллетень СО РАМН. 2010. № 30 (3). С. 24-32.
  8. Маторова Н. И., Долгих В. В., Рычкова Л. В. Разработка подходов к оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье детского населения // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2005. № 8. С. 38-40.
  9. Надточий Л. А. Решение проблем сохранения здоровья коренных и малочисленных народов в отдельных регионах России (медико-социальные аспекты). Красноярск: Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, 2014. 173 с.
  10. О состоянии и об охране окружающей среды в Бурятской республике в 2014 году: Государственный доклад. Улан-Удэ, 2015. 143 с.
  11. Ревякина М. Ф., Костромина С. А. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2015. 158 с.
  12. Рычкова Л. В. Роль психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний детей: дис.. д-ра мед. наук. Иркутск, 2004. 34 с.
  13. Сойоты. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.07.2015)
  14. Социально-демографический портрет России. М.: ИИЦ «Статистика России» 2012. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/portret-russia. pdf. (дата обращения: 15.07. 2015)
  15. Юрьев В. В., Симаходский А. С., Воронович Н. Н. Рост и развитие ребенка. СПб.: ВЛАДОС, 2007. 260 с.
Views

Abstract — 176

PDF (Russian) — 72

Cited-By

Article Metrics

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья

Антонова А.А.1, *, Хуторская Т.А.2

1 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия;

2 Городская поликлиника №5 «ДПО №1», Астрахань, Россия

* Корреспондирующий автор (fduecn-2010[at]mail.ru)

Аннотация

В статье представлены сведения о состоянии здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, проживающих в г. Астрахани. Проанализированы данные, полученные путем выкопировки данных из первичной медицинской документации. Представлены статистические данные. При анализе заболеваемости, ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы и врожденной патологии. Необходимо разработка донозологической диагностики здоровья, направленная на выявление начальных отклонений в состоянии здоровья до появления признаков патологии.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое развитие, заболевание, здоровье.

HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT CONDITION OF PRESCHOOL CHILDREN

Research article

Antonova A.A.1, *, Khutorskaya T. A.2

1 Astrakhan state Medical University, Astrakhan, Russia;

2 Public Enterprise No. 5 “Сhildren’s Out-Patient Department No. 1”, Astrakhan, Russia

* Corresponding author (fduecn-2010[at]mail.ru)

Abstract

The article presents information and statistical data with regard to the health and physical development condition of preschool children living in Astrakhan. The analyzed data was extracted from medical source records. The analysis of morbidity illustrates that the diseases of the musculoskeletal system and congenital pathology are ranked the highest. It is necessary to develop prenosological diagnostics of health aimed at identifying initial deviations in the medical condition before the appearance of signs of pathology.

Keywords: preschool children, physical development, disease, health.

Актуальность

Проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста постоянно привлекает к себе повышенное внимание педиатров, гигиенистов и психологов, так как в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также подготовка к обучению.

Сохранение и формирование здоровья детского населения в России остается приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствует принятый правительством ряд законов: ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2016), «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г.».

Развитие ребенка представляет собой процесс физического, психического и социального развития. Состояние здоровья детского населения зависит от эндогенных, природно-климатических, социально-экономических факторов и служб здравоохранения. Дошкольный возраст наиболее чувствителен к действию различных факторов природной и социальной среды [1], [2], [5].

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на сохранение и укрепление здоровья, формирование и развитие физических навыков и качеств [6], [7].

Детский сад – это дошкольное учреждение, где ребенок получает полноценное, сбалансированное питание, дневной отдых, общеукрепляющие мероприятия, создавая условия для формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Дети с отклонениями в физическом развитии относятся к группе риска возникновения заболеваний. Физическое воспитание детей формирует двигательные навыки, улучшает координацию движений, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию патогенных микроорганизмов, улучшают эмоциональное состояние детей. Кроме того, посредством физического воспитания ребенок получает необходимые знания о физической культуре, побуждается его интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Физическое воспитание включает в себя различные формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения во время прогулки [8], [9], [10].

Ребенок при поступлении в первый класс должен иметь определенный запас двигательных умений и навыков, которые позволят адаптироваться к новым условиям.

Формирование здоровой среды в дошкольных учреждениях основано на комплексной диагностике состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка и наблюдение за динамикой изменений.

Целью настоящего исследования является изучение здоровья и физического развития детей дошкольного возраста г. Астрахани. 

Материалы и принципы исследования

Исследование проводили на базе детского сада г. Астрахани. В обследовании участвовало 260 детей в возрасте от 2 до 7 лет. У исследуемых измерялись следующие показатели: жизненная емкость легких, сила мышц кистей, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД). Данные были собраны путем анализа медицинских карт дошкольников (форма № 026/у). Полученные данные обработаны с помощью программы STATISTICA 8.0, Microsoff Excel.

Результаты и обсуждение

В зависимости от состояния здоровья дети были распределены по следующим группам: I группа (здоровые) – 51 (19,6%), II группа (имеются некоторые функциональные нарушения) – 151 (58,1%), III группа (хронические заболевания в стадии клинической ремиссии) – 55 (21,2%) и V группа (тяжелые хронические заболевания с редкими клиническими ремиссиями) – 3 (1,2%). Наиболее многочисленной оказалась II группа.

Анализ заболеваемости показал, что первое место занимают болезни костно-мышечной системы. Второе место – врожденные аномалии, третье место – болезни органов дыхания (табл. 1).

 

Таблица 1 – Частота выявляемой среди детей дошкольного возраста патологии
по данным углубленных медицинских осмотров

Наименование болезней по МКБ и код заболевания Абсолютное число На 1000
Новообразования A00-B99 1 3,85
Болезни крови и кроветворных органов D50-D89 3 11,5
Болезни эндокринной системы и обмена веществ E00-E99 4 15,4
Психические расстройства F00-F99
Болезни нервной системы G00-G99 3 11,5
Болезни глаза и его придаточного аппарата H00-H59 2 7,7
Болезни уха и сосцевидного отростка H60-H99
Болезни системы кровообращения I00-I99 4 15,4
Болезни органов дыхания J00-J99 7 26,9
Болезни органов пищеварения K00-K99 1 3,85
Болезни кожи и подкожно – жировой клетчатки L00-L99 5 19,2
Болезни костно-мышечной системы M00-M99 16 61,5
Болезни мочеполовой системы N00-N99 4 15,4
Врожденные аномалии развития Q00-Q99 8 30,8
Всего 58 223,0

 

Некоторые дети (1,2%) имели сочетанные полисистемные изменения в состоянии здоровья. У 17,2% детей имели отклонения по двум системам.

Показатели физического развития, являясь важными критериями здоровья детского населения и индикаторами социально-экономического благополучия, демонстрируют преобладание детей с гармоничным развитием (табл. 2).

 

Таблица 2 – Структура физического развития детей дошкольного возраста

Подразде-ление Количество детей Гармоничное развитие Дисгармоничное развитие
кол-во % Дефицит массы Избыток массы Дефицит роста
кол-во % кол-во % кол-во %
Ясли 95 86 90,5 4 4,2 2 2,1 3 3,2
Сад 165 155 94,0 8 4,8 2 1,2
Всего 260 241 92,7 12 4,6 4 1,5 3 1,2

 

Таким образом, основная масса детей (92,7%) среди обследованных, имеет гармоничное физическое развитие. Дисгармоничное физическое развитие составляет 7,3%. Детей с дефицитом массы тела больше, чем с избытком и, следовательно, требующих особого внимания в определении интенсивности физических и учебных нагрузок.

Увеличение роста тела происходит от 98,2±3,8 см в 3 года до 120,3±3,2 см в 7 лет у мальчиков и от 98,0±2,5 см до 118,5±5,5 см у девочек соответственно.

Существует взаимосвязь физического развития детей и развития дыхательной функции легких. Различные нарушения дыхательной системы отрицательно сказываются на состоянии его здоровья. Функциональное состояние дыхательной системы определяли с помощью спирометра у детей с 4-х лет у 165 детей. Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у 70% детей соответствовали возрастной физиологической норме, у 15% были выше среднего и 15% ниже среднего. Показатели ЖЕЛ выше среднего наблюдаются у детей в возрасте 5-7 лет – это период интенсивного прироста величин легочных объемов, что совпадает с периодами наибольших изменений ЖЕЛ. При определении ЖЕЛ у детей, имеющие отклонения в физическом развитии отмечались более низкие показатели.

Кистевая динамометрия у детей проводилась у детей с 3 лет. Мышечная сила мальчиков выше, чем у девочек. У мальчиков трех лет сила кисти составляет в среднем 2,4±0,03 кг, их сверстниц – девочек – 2,0±0,02 кг; мальчиков четырех лет – 6,4±0,03 кг, девочек – 5,6±0,04 кг. К пяти и шести годам сила мышц кисти составляет у мальчиков соответственно 7,0±0,07 кг и 9,0±0,05 кг, у девочек – 6,3±0,04 кг и 8,6±0,09 кг. Выявленные у детей абсолютные показатели силы мышц кистей соответствуют возрастной норме. Рост силы у детей 5 и 6 лет связан с увеличением веса и мышечной массы.

Деятельность сердечно-сосудистой системы определяет физическую и умственную работоспособность ребенка и является одной из важнейших систем, обеспечивающих адаптивно-приспособительные механизмы. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали методом подсчета ЧСС и измерением артериального давления (АД). У 88% детей частота пульса находилась в пределах возрастной физиологической нормы, 0,8% – брадикардия и 11,2% – тахикардия. Анализ АД показал, что у 1,5% выше стандартной возрастной нормы. АД с возрастом детей увеличивается независимо от пола.

В результате исследований функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей выявлены незначительные отклонения показателей АД и ЧСС от возрастных нормативов.

Выводы

Ежегодные профилактические осмотры направлены на выявление скрытых и ранних форм заболеваний. Проведенные нами исследования показывают, что у 92,7% детей сада отмечается высокий уровень гармоничного физического развития, это свидетельствует об их адаптационном благополучии. У 7,3% детей имеет дисгармоничное физическое развитие, в основном за счет дефицита или избытка массы тела. Анализ заболеваемости показал, что ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы и врожденные аномалии у детей дошкольного возраста. Выявленный уровень состояния здоровья детей на этапе подготовки к обучению требует составления плана индивидуального наблюдения и реабилитационных лечебно-оздоровительных мероприятий для каждого ребенка. Таким образом, итогом вышеуказанных изменений, возникающих именно в период дошкольного возраста, становится снижением качества жизни в последующем.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Елизарова И.С. Динамика состояния здоровья детей и подростков Астрахани / И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Т.В. Сердюкова и др. // Аллергология и иммунология. – 2012. – Т. 13. – №1. – С. 101.
  2. Антонова А.А. Состояние здоровья детей раннего возраста / А.А. Антонова, В.Г. Сердюков // Сборник материалов XVII съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». – Москва, 14-17 февраля 2013 г. – С. 18.
  3. Дергунова Е.А. Здоровье детей дошкольного возраста: объективные и субъективные факторы / Е.А. Дергунова, Ю.А. Крикунова // Концепт. – 2017. – №S – С. 1-6. – [Электронный ресурс]: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-detey-doshkolnogo-vozrasta-obektivnye-i-subektivnye-faktory (дата обращения: 19.10.2020).
  4. Рапопорт И.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы / И.К. Рапопорт, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, Е.Н. Сотникова // Российский педиатрический журнал. – 2009. – №2. – С. 49-52.
  5. Ильин А.Г. Состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема, пути решения. / А.Г. Ильин, С.Р. Конова // Справочник педиатра. – 2011. – №3. – С. 5-10.
  6. Яманова Г.А. Гигиеническая оценка эффективности физического воспитания школьников / Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко, А.А. Антонова // В сборнике: Неделя науки – 2016. Материалы Всероссийского молодежного форума с международным участием. – Ставрополь, 2016. – C. 460-463
  7. Баршай В.М. Физическое воспитание дошкольников как основа здоровья современного общества / В.М. Баршай, С.Н. Кривсун // Таврический научный обозреватель. – №11 (16). – 2016. – С. 6-8.
  8. Сердюков В.Г. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, Г.А. Яманова, Д.В. Давыденко и др. // Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора. – Астрахань. – 2019. – С. 71-76.
  9. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В. Гаврючина. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
  10. Чайченко М.В. Уровень нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей дошкольных образовательных учреждениях г. Коломны и Коломенского района Московской области / М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова // Известия Тул ГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во Тул ГУ. – 2013. – С. 175-181.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Elizarova I.S. Dinamika sostoyaniya zdorov’ya detey i podrostkov Astrakhani [Dynamics of the state of health of children and adolescents in Astrakhan] / I.S. Elizarova, A.A. Antonova, T. V. Serdyukova and others. // Allergologiya i immunologiya [Allergology and immunology]. – 2012. – Vol.13. – №1. – P. 101. [in Russian]
  2. Antonova A.A. Sostoyanie zdorov’ya detey rannego vozrasta [State of health of children of early age] / A.A. Antonova, V.G. Serdyukov // Sbornik materialov XVII s”ezda pediatrov Rossii «Aktual’nye problemy pediatrii» Moskva, 14-17 fevralya 2013 g. [Collection of materials of the XVII Congress of pediatricians of Russia «Actual problems of Pediatrics» February 14-17, 2013]. – Moskva, 2013. – pp. 18. [in Russian]
  3. Dergunova E.A. Zdorov’e detey doshkol’nogo vozrasta: ob”ektivnye i sub”ektivnye faktory [Health of preschool children: objective and subjective factors] [Electronic resource] / E.A. Dergunova, Yu.A. Krikunova // Scientific and methodological electronic journal «Concept». – 2017. – Issue 14. – P. 1-6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-detey-doshkolnogo-vozrasta-obektivnye-i-subektivnye-faktory (accessed: 19.10.2020). [in Russian]
  4. Rapoport I.K. Sostoyanie zdorovya vospitannikov detskikh doshkol’nykh uchrezhdeniy Moskvy [State of health of pupils of preschool institutions in Moscow] / I.K. Rapoport, P.I. Khramtsov, I.V. Zvezdina, E.N. Sotnikova // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal [Russian pediatric journal]. – 2009. – №2. – P. 49-52. [in Russian]
  5. Il’in A.G. Sostoyaniya zdorov’ya detey doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta. Problema, puti resheniya [Health conditions of preschool and primary school children. Problem, solutions] / A.G. Il’in, S.R. Konova // Spravochnik pediatra [Pediatrician’s handbook]. – 2011. – №3. – P. 5-10. [in Russian].
  6. Yamanova G.A. Gigienicheskaya otsenka effektivnosti fizicheskogo vospitaniya shkol’nikov [Hygienic assessment of the effectiveness of physical education of schoolchildren] / G.A. Yamanova, D.V. Davydenko, A.A. Antonova // V sbornike: Nedelya nauki – 2016. Materialy Vserossiyskogo molodezhnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem [In the collection: science Week-2016. Materials of the all-Russian youth forum with international participation]. – Stavropol, 2016. p. 460-463. [in Russian].
  7. Barshay V.M. Fizicheskoe vospitanie doshkol’nikov kak osnova zdorov’ya sovremennogo obshchestva [Physical education of preschool children as the basis of health of modern society] / V.M. Barshay, S.N. Krivsun // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel’ [Tavrichesky scientific observer]. – 2016. – №11 (16) – P. 6-8. [in Russian].
  8. Serdyukov V.G. Sotsial’no-gigienicheskie osobennosti usloviy zhizni, kak faktory riska dlya zdorov’ya detey [Socio-hygienic features of living conditions as risk factors for children’s health V.G. Serdyukov, A.A. Antonova, G.A. Yamanova and others // Aktual’nye voprosy obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya: sbornik materialov mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii uchenykh i spetsialistov Rospotrebnadzora [Actual issues of ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population: collection of materials of the interregional scientific and practical conference of scientists and specialists of Rospotrebnadzor]. – Astrakhan. – 2019. – pp. 71-76. [in Russian].
  9. Gavryuchina L.V. Zdorov’esberegayushchie tekhnologii v DOU [Health-saving technologies in preschool institutions] / L.V. Gavryuchina. – M.: Sfera, 2008. – 160 p. [in Russian].
  10. Chaychenko M.V. Uroven’ narusheniy v sostoyanii oporno-dvigatel’nogo apparata u detey doshkol’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh g. Kolomny i Kolomenskogo rayona Moskovskoy oblasti [The level of disorders in the state of the musculoskeletal system in children of preschool educational institutions in Kolomna and the Kolomna district of the Moscow region] / M.V. Chaychenko, M.Yu. Zolotova // News of Tula state University. Physical Culture. Sport. – 2013. – №2. – P. 175-181. [in Russian].

Гречкина Л.И., Карандашева В.О. Морфофункциональные особенности физического развития 15- летних девочек Магадана в зависимости от спортивной специализации

Скачать статью в формате PDF

Дата публикации 01.12.2018 г. 

 УДК. 612.821

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 15-ЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК  МАГАДАНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Л.И. Гречкина, В.О. Карандашева

ФГБУН Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН, Россия, Магадан

Ключевые слова: девочки-подростки, cоматическое развитие , функциональные показатели сердечнососудистой системы, спортивная специализация.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования морфофункционального развития 15-летних девочек – уроженок г. Магадана, занимающихся спортом в ДЮСШ, в зависимости от спортивной специализации (лыжные гонки и художественная гимнастика) и девочек, не занимающихся спортом на постоянной основе. Проведен сравнительный анализ основных соматометрических параметров физического развития: длины тела (ДТ, см), массы тела (МТ, кг) и окружности грудной клетки (ОГК, см) школьниц и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: систолического (САД мм рт. ст.), диастолического (ДАД, мм рт. ст.) и частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин.). Показано, что статистически значимые различия по ДТ наблюдаются между лыжницами и гимнастками; по МТ – гимнастки уступают неспортсменкам и лыжницам, а по ОГК девочки – неспортсменки значительно опережают своих сверстниц – спортсменок. Самая высокая вариабельность показателей и значительная доля лиц с дисгармоничным и микросоматическим типом телосложения (21,1% и 37,9%) характерна для девочек-неспортсменок. Среди девочек-лыжниц и гимнасток больше лиц, имеющих мезосоматический тип (74,6% и 66,7%) и гармоничное физическое развитие (93,7% и 82,2%), соответственно. Установлено, что у девочек-неспортсменок артериальное давление значимо выше, чем у девочек, занимающихся спортом. По ЧСС существенных различий между девочками–неспортсменками и спортсменками не выявлено, но у девочек-гимнасток ЧСС достоверно выше, чем у лыжниц.

MORPHOFUNCTIONAL FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF 15 YEAR-OLD GIRLS OF MAGADAN CITY DEPENDING ON THEIR SPORTIVE SPECIALIZATION

L.I. Grechkina, V.O. Karandasheva 

“Arktika” Scientific Research Center, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Magadan, Russia

Keywords: adolescent girls, somatic development, functional indicators of the cardiovascular system, sportive specialization

Annotation. The paper presents the results of a study of the morphofunctional development of 15-year-old girls all born in Magadan who have been involved in sports with the sports school for children, depending on sportive specialization (skiing and rhythmic gymnastics) in comparison with those girls who are not regularly involved in any sports. The schoolgirls were examined to comparatively analyze the main somatometric parameters of their physical development: Body Length (BL, cm), Body Mass (BM, kg) and Chest Circumference (CC, cm) as well as their cardiovascular system functional parameters: Systolic Blood Pressure (BPS mm Hg), Diastolic Blood Pressure (BPD, mm Hg) and Heart Rate (HR, beats per min). It is shown that statistically significant differences in BL are observed between the groups of skiers and gymnasts. Gymnasts are lighter than non-athletes and skiers in BM. Non-athletic girls are significantly higher in CC than their age mate athletes. The highest variability of indicators and a significant proportion of the examinees with disharmonious and microsomatic body types (21.1% and 37.9% respectively) were typical for non-athletic girls. A mesosomatic type of the body build was observed in 74.6% of the examined female skiers and 66.7% of gymnasts. They also demonstrated a high percentage of harmonious physical development (93.7% and 82.2% respectively). It was found that non-athletic girls have a significantly higher Blood Pressure than girls involved in sports. No significant differences were revealed between athletes and non-athletic girls in the HR, but female gymnasts demonstrated quite higher HR than skiers.

Введение. В настоящее время большое внимание исследователей уделяется вопросам физического развития школьников в контексте спортивно-ориентированного физического воспитания. Изучение особенностей физического развития, функциональных и адаптивных возможностей организма детей и подростков, особенно в сенситивные периоды, которые благоприятны для целенаправленного профилактического воздействия и коррекции физиологических сдвигов в состоянии здоровья, является приоритетной задачей возрастной физиологии и школьного здравоохранения. В работах ряда авторов показано, что занятие физической культурой и спортом оказывает большое влияние на  здоровье, физическое развитие детей и подростков и положительное воздействие на формирование функциональных систем организма молодых спортсменов [1, 2, 5-7, 9,10]. Особую значимость такие работы приобретают в исследованиях детей-северян, занимающихся спортом в различных секциях ДЮСШ [3, 4, 11]. Природно-климатические и экологические условия Северо-Востока России, признанные как экстремальные для проживания человека,  оказывают выраженное влияние на физическое  развитие, состояние и развитие его физиологических систем в процессе онтогенеза. Помимо этого на организм детей и подростков воздействуют большие нагрузки, связанные с обучением в школе, и дополнительные физические и психофизиологические нагрузки во время спортивных тренировок и соревнований[12-14] .

В связи с этим целью нашего исследования является сравнительное изучение соматометрических характеристик физического развития и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы  девочек-подростков, занимающихся спортом в различных секциях ДЮСШ (лыжные гонки, художественная гимнастика), и не занимающихся спортом.

Методы и организация исследований. В иследованиях приняли участие практически здоровые девочки-школьницы в возрасте 15 лет. Проводили исследования в медицинских кабинетах различных школ г. Магадана и на базе Магаданского областного центра медицинской профилактики. Всего обследовано  203 школьницы, из них 95 девочек, не занимающихся спортом, 65 девочек, занимающихся лыжными гонками, и 45 девочек, занимающихся художественной гимнастикой в секциях ДЮСШ. Среди спортсменок высокую спортивную квалификацию (КМС и МС) имели 36 девочек, занимающихся художественной гимнастикой и 9 лыжниц. Разряд от 1 юношеского до 3 взрослого имели 39 лыжниц и 6 гимнасток. Все обследуемые являлись уроженками Северо-Востока России. У испытуемых регистрировались основные антропометрические параметры: длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки в 3-х положениях – в паузе, на максимальном вдохе и выдохе (ОГК, см) общепринятыми методами. Максимальную экскурсию грудной клетки оценивали по разнице: ОГКвдохmax – ОГКвыдохmax. Индивидуальная оценка уровня физического развития девочек по массе тела, длине тела и ОГК проводилась с использованием разработанных нами межвозрастных центильных шкал по методу Р.Н. Дорохова [8]. Гармоничность развития определяли по результатам центильных оценок, полученных для каждого изучаемого параметра (ДТ, МТ, ОГКпауза). При этом учитывалось, что если разность номеров центильных интервалов между любыми двумя из трех показателей составляла 1, то физическое развитие считалось гармоничным, если 2 – дисгармоничным, а если 3 и более – резко дисгармоничным. Принадлежность девочек к микро-, мезо- или макросоматотипу оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для каждого из параметров: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 обследуемого относили к микросоматотипу (МиС), от 11 до 15 – к мезосоматотипу (МеС), от 16 и более – к макросоматотипу (МаС). Индекс массы тела рассчитывали по формуле: МТ/ДТ2 (ИМТ, кг/м², где ДТ – в метрах). Систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление (мм рт. ст.) определяли по методу Короткова в положении «сидя» в спокойном состоянии. Частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин) у обследуемых регистрировали пальпаторно (ЧСС, уд./мин.). Двойное произведение (ДП, усл.ед.) рассчитывали по Робинсону, систолический (СО, мл) и минутный объем кровообращения (МОК, л/мин.) – по Старру. Расчетным путем определяли показатель внешней работы миокарда (ВРМ, усл.ед), вегетативный индекс Кердо (ВИК, %), периферическое сопротивление сосудов (ПСС, дин.с.см-5). Статистическая обработка полученных данных была проведена при помощи стандартных программ Microsoft Excel 2002 и StatSoft Statistiсa-6.0. Вычислялись средние величины показателей (М) и их стандартные ошибки (±m). Статистическая значимость различий оценивалась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок при условии нормальности распределения. Статистически значимым принимали уровень различий при p ≤0,05.

Результаты исследований и их обсуждение. В результате исследования были определены средневозрастные показатели основных соматометрических параметров, являющихся базовыми для оценки физического развития девочек, и функциональных параметров сердечнососудистой системы (табл.).

Таблица

Соматометрические и функциональные показатели сердечнососудистой системы у девочек Магадана, занимающихся спортом (лыжные гонки, художественная гимнастка) и неспортсменок

 

Показатели

Неспортсмены

1

Лыжницы

2

Гимнастки

3

P

n = 95

n = 65

n = 45

Длина тела, см

163,41±0,69

161,87±0,67

163,94±0,82

 *2-3

Масса тела, кг

52,45±0,82

50,92±0,80

48,84±0,82

**1-3

 ОГК, см

пауза

81,94±0,51

79,37±0,64

76,53±0,56

**1-2; ***1-3;  2-3

вдох

86,26±0,53

85,71±0,62

83,09±0,57

***1-3; **2-3

выдох

80,37±0,51

77,46±0,61

74,8±0,57

***1-2; 1-3; 2-3

Экскурсия грудной клетки, см

5,89±0,20

8,25±0,28

8,30±0,12

***1-2; 1-3

ИМТ, кг/м

19,6±0,25

19,39±0,26

18,13±0,22

***1-3; 2-3

САД, мм рт. ст.

114,7±1,2

103,2±1,2

101,0±1,3

***1-2; 1-3

ДАД мм рт. ст.

68,7±1,0

63,7±0,8

60,8±0,9

***1-2; *1-3

ЧСС уд./мин.

75,4±1,2

74,0±1,1

77,7±1,2

**2-3

МОК, л/мин.

5,23±0,12

5,15±0,08

5,56±0,10

**2-3

СО, мл

69,7±1,0

69,6±0,7

71,6±1,0

 

ДП, усл. ед.

86,3±1,9

76,5±1,5

78,4±1,5

***1-2; 1-3

ВИК, усл. ед.

6,7±2,1

13,0±1,7

21,1±1,5

***1-2; 1-3

ВРМ, усл. ед.

5,82±0,08

5,33±0,06

5,30±0,07

***1-2; 1-3

ОПСС, дин.с.см-5

1411±42

1273±30

1136±26

**1-2; ***1-3;  2-3

 

Примечание: статистически значимые различия между группами: * — Р<0,05; ** — Р<0,01; ***Р<0,001

Сравнительный анализ средневозрастных значений показателей длины тела, массы тела и окружности грудной клетки выявил существенные различия между группами девочек–спортсменок с различной спортивной специализацией и девочек–неспортсменок.

Так, статистически значимые различия по ДТ наблюдаются между лыжницами и гимнастками; по МТ – гимнастки уступают неспортсменкам и лыжницам, а по ОГК девочки – неспортсменки значительно опережают своих сверстниц – спортсменок. Необходимо отметить, что несмотря на более высокие показатели ОГК в «паузе» девочки –неспортсменки значительно уступают девочкам-спортсменкам по показателю экскурсии грудной клетки, что свидетельствует о слабом развитии дыхательных мышц и менее эффективном дыхании. Наиболее высокий показатель ИМТ среди сравниваемых групп имеют девочки-неспортсменки, наименьший – гимнастки, а лыжницы занимают по этому показателю промежуточное положение. Параметры индекса массы тела показывают, что у всех трех групп девочек они несколько ниже нормативных показателей (20,8 кг/м2). Особенно отчетливая тенденция  к снижению ИМТ отмечается у девочек-гимнасток, что свидетельствует о дефиците массы тела.

Распределение девочек по уровню развития индивидуальных показателей соматометрических параметров в отдельности в каждой группе было проведено с использованием межвозрастных центильных шкал, разработанных нами на основе базы данных основных соматометрических параметров, сформированной в результате мониторинговых исследований физического развития школьников г. Магадана в период 2003–2014 гг.

Результаты анализа распределения индивидуальных показателей ДТ, МТ и ОГК из общего числа всех обследованных девочек в каждой группе представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение девочек неспортсменок (н/сп.) и спортсменок (лыжные гонки, л/г и художественная гимнастика, х/г) по уровню индивидуальных показателей физического развития: массы тела (МТ), длины тела (ДТ) и окружности грудной клетки (ОГК)

 

Одним из основных критериев, характеризующих физическое развитие, является длина тела, как наиболее стабильный показатель биологической зрелости организма. В результате проведенного сравнительного анализа распределения девочек по этому признаку было установлено, что среди всех обследованных больше всего лиц, имеющих нормальные (средние) показатели длины тела встречается в группе девочек-лыжниц (61,9%), при этом низкорослых – 30,2%, а высокорослых – 7,9%. Самая высокая вариабельность признака характерна для девочек-неспортсменок с большим отклонением как в сторону низкорослости (28,4%), так и высокорослости (23,1%), в то время как у девочек-гимнасток имеет место равное распределение по отклонению от средней (нормы) ДТ в обе стороны (22,2%).

Распределение по массе тела показало, что наименьшая доля лиц, имеющих нормальные (средние) показатели МТ, встречается среди девочек-неспортсменок 51,6%, наибольшая – среди лыжниц — 60,3 %, а гимнастки занимает промежуточное положение – 57,8%. Обращает на себя внимание значительная доля лиц с недостаточной массой тела в каждой группе. Наибольшая вариабельность показателей массы тела характерна для девочек-неспортсменок с значительным отклонением как в сторону недостаточности (29,4%), так и в сторону избыточности признака (19%). Меньше всего девочек с избыточной (2,2%) и больше всего с недостаточной массой тела (30%) встречается среди гимнасток. Это вполне объяснимо, поскольку в художественной гимнастике предъявляются более жесткие требования к поддержанию оптимальной массы тела для достижения высоких результатов.

Распределение девочек по показателям окружности грудной клетки обнаружило довольно высокую вариабельность признака и значительную долю лиц в процентном отношении с недостаточно развитой грудной клеткой в каждой группе, что свидетельствует об астенизации телосложения у магаданских школьниц. При этом больше всего «узкогрудых» встречается среди гимнасток (55,6%), а с нормальным объемом грудной клетки – среди девочек-неспортсменок и лыжниц (65,3% и 55,6%, соответственно).

На рисунке 2 представлены результаты, характеризующие соматотипы и гармоничность телосложения девочек из общего числа обследованных в группах сравнения. Отмечается высокая вариабельность по телосложению девочек в каждой группе.

Рис. 2. Распределение девочек неспортсменок (н/сп.) и спортсменок (лыжные гонки, л/г и художественная гимнастика, х/г) по гармоничности телосложения и соматотипу (%)

МиС – микросоматотип, МеС – мезосоматотип, МаС – макросоматотип

 

Так оказалось, что среди девочек-лыжниц встречается наибольший процент лиц, имеющих мезосоматический тип телосложения (74,6%) и гармоничное физическое развитие (93,7%). Среди девочек-гимнасток отмечается довольно значительная доля лиц с микросоматотипом и дисгармоничным физическим развитием (33,3% и 17,8%, соответственно), что обусловлено недостаточностью массы тела и слабым развитием грудной клетки. Наибольшая вариабельность по соматотипу и гармоничности характерна для девочек-неспортсменок с высокой частотой встречаемости лиц, имеющих микросоматическое и дисгармоничное физическое развитие (37,9% и 21,1%, соответственно).

Сравнительный анализ средневозрастных значений функциональных показателей сердечнососудистой системы: САД, ДАД и ЧСС также выявил существенные различия между группами девочек–спортсменок с различной спортивной специализацией и девочек–неспортсменок (табл.). Установлено, что у девочек-неспортсменок артериальное давление находится в пределах возрастной физиологической нормы (САД — 105-120 мм рт. ст., ДАД – 63-75 мм рт. ст.). У девочек-спортсменок отмечено понижение уровня  артериального давления относительно физиологической нормы, при этом у гимнасток данная тенденция выражена более значительно. Показано, что существенных различий по частоте сердечных сокращений между девочками – неспортсменками и спортсменками не наблюдается, но у девочек-гимнасток ЧСС достоверно выше, чем у лыжниц (Р<0,01).

У девочек-неспортсменок, по сравнению с девочками, занимающимися спортом, отмечаются более высокие значения показателя двойного произведения, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Показатели минутного объема крови наиболее высокие у девочек, занимающихся художественной гимнастикой. Этот показатель достоверно больше у девочек-гимнасток, по сравнению с лыжницами (Р<0,01), что может косвенно свидетельствовать о том, что в покое у них выше уровень энергетического обмена.  Отмечено, что у девочек-гимнасток вегетативный индекс Кердо существенно больше, чем у лыжниц и девочек-неспортсменок. Это свидетельствует о том, что у последних вегетативный баланс в организме смещен в сторону преобладания активности парасимпатического отдела, а у гимнасток – симпатического отдела вегетативной нервной системы. Девочки-неспортсменки имеют значительно более высокие показатели общего периферического сопротивления сосудов по сравнению со спортсменками. Наименьшие показатели ОПСС характерны для девочек, занимающихся художественной гимнастикой. В целом, у девочек-неспортсменок, по сравнению со спортсменками наблюдается снижение резервных возможностей   сердечно-сосудистой системы и возрастание внешней работы миокарда.

Заключение. Таким образом, исходя из анализа соматометрических параметров и гемодинамических показателей, можно сделать вывод о том, что девочки, занимающиеся спортом, имеют более гармоничное физическое развитие и высокие резервные возможности сердечно-сосудистой системы в отличие от девочек-неспортсменок. Наиболее оптимальное морфофункциональное развитие характерно для девочек–лыжниц, в то время как у девочек-гимнасток наблюдается существенный дефицит массы тела и более слабое развитие грудной клетки.

 

Литература

  1. Блинков С. Н. Влияние различных двигательных режимов на показатели центральной гемодинамики школьниц-подростков, имеющих разные соматотипы / С. Н. Блинков // Наука и спорт: современные тенденции. — 2017. — № 4. — С.7-9.
  2. Бухарин В. А., Роль физкультурного комплекса «ГТО» в снижении заболеваемости обучающихся общеобразовательных учреждений 15-16 лет. /  В. А. Бухарин,  Е. Г. Кокорева, М. В. Трегубова // Вестник «Өрлеу» — kst. — 2017. — № 1 (15). — С. 120-126.
  3. Бушева Ж. И. Повышение двигательной активности юных волейболистов младшего школьного возраста, проживающих в условиях Севера / Ж. И. Бушева // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: 2016. — № 50-4. — С. 72-79.
  4. Бушева Ж. И., Исследование показателей физического развития детей 7 лет в условиях занятий спортом на Севере / Ж. И. Бушева,  А.В. Аустер // Научный медицинский вестник Югры. — — № 1-2 (1-2). —  С. 44-46.
  5. Гибадуллин М. Р., Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / М. Р. Гибадуллин,  А. С. Кузнецов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург: 2010. — № 3 (61). — С. 29-33.
  6. Глазова Е. В., Дополнительные занятия легкой атлетикой и спортивными играми как средство укрепления физического здоровья учащихся./ Е. В. Глазова, И. И. Изотова, Н. В. Казанцева, А. А. Малеванный, К. В. Якимов // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 23 марта 2017 г.  — С. 43-48.
  7. Дворкина Н. И., Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности / Н. И. Дворкина, Л. С. Дворкин, А. И. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2017. — № 3. — С. 5-8.
  8. Дорохов Р. Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования / Р. Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 9. — С. 10-12.
  9. Жуманова А. С. Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике / А. С. Жуманова, В. Н. Авсиевич, Т. М. Омашева  // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144).  — С. 385-387.
  10. Каримова М. Н. Сравнительная оценка состояния здоровья школьников, занимающихся спортом и физической культурой. / М. Н. Каримова, Д. Р. Арипова, Н. А. Аманова // Физическая культура и спорт — основы здоровой нации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Чита, 18-19 февраля 2016 г. — С. 197-201.
  11. Кривощеков С. Г. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу / С. Г. Кривощеков, Н. Н. Гребнева // Физиология человека. — 2000. — Т. 26. — № — С. 93-98.
  12. Коньков В. З. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы юных лыжников-гонщиков и лиц, не занимающихся спортом / В. З. Коньков,  О. Л. Нифонтова // Биологические проблемы Севера: материалы Международной научной конференции. Магадан, 2018. — С. 197-199.
  13. Ложечка М. В. Сравнительные данные антропометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста, не занимающихся спортом,и их одноклассников-сумоистов / М. В. Ложечка // Вестник Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко. —   — № 1 (2). — С. 70-75. 
  14. Немцев О.Б. Динамика уровня физической подготовленности, физического развития и психоэмоционального состояния у школьников 11-16 лет. / О.Б. Немцев,  Т.А. Должикова // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург: — № 3 (61). —  С. 83-87.

References

  1. Blinkov S. N. Influence of various motor regimes on the central hemodynamic parameters of teenage girls with different somatotypes / S. N. Blinkov // Science and Sport: Modern Trends. — 2017. — No. 4. — P.7-9.
  2. Bukharin V. A., The role of the physical training complex «TRP» in reducing the incidence of students of general education institutions aged 15-16. / V. A. Bukharin, E. G. Kokoreva, M. V. Tregubova // Bulletin «Orleu» — kst. — 2017. — № 1 (15). — pp. 120-126.
  3. Busheva Zh. I. Increasing the motor activity of young volleyball players of primary school age living in the conditions of the North / Zh. I. Busheva // Problems of modern pedagogical education. Yalta: 2016. — № 50-4. — pp. 72-79.
  4. Busheva Zh. I., Study of indicators of the physical development of children 7 years of age in terms of sports in the North / Zh. I. Busheva, A.V. Auster // Scientific Medical Journal of Ugra. — 2012. — № 1-2 (1-2). — p. 44-46.
  5. Gibadullin M. R., Indices of central hemodynamics of boys and girls 11–13 years old in the process of sports-oriented physical education / M. R. Gibadullin, A. S. Kuznetsov // Scientific-theoretical journal Scientific notes of the PF University. Lesgaft St. Petersburg: 2010. — № 3 (61). — pp. 29-33.
  6. Glazova E. V., Additional classes in athletics and sports games as a means of enhancing the physical health of students. / E. V. Glazova, I. I. Izotov, N. V. Kazantseva, A. A. Malevanny, K. V Yakimov // Trends and Problems in the Russian Economy: Theoretical and Practical Aspects: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk, March 23, 2017 — P. 43-48.
  7. Dvorkina N. I., Age dynamics of the morphological maturity of 7–16-year-old schoolchildren engaged in various types of motor activity / N. I. Dvorkina, L. S. Dvorkin, A. I. Popov // Physical culture: education, education, training. — 2017. — № 3. — p. 5-8.
  8. Dorokhov R. N. Basics and perspectives of age-related somatotyping / R. N. Dorokhov // Theory and Practice of Physical Culture. — 2000. — № 9. — p. 10-12.
  9. Zhumanova A. S. Features of the physical development of young athletes in rhythmic gymnastics / A. S. Zhumanova, V. N. Avsiev, T. M. Omasheva // Young Scientist. — 2017. — № 10 (144). — p. 385-387.
  10. Karimov MN Comparative assessment of the health of schoolchildren involved in sports and physical culture. / M.N. Karimova, D. R. Aripova, N. A. Amanova // Physical culture and sport — the basis of a healthy nation: a collection of articles of the III International Scientific Practical Conference. Chita, February 18-19, 2016 — p. 197-201.
  11. Krivoschekov S. G. Characterization of morphological features and functional state of the body of adolescents in conditions of adaptation to the North / S. G. Krivoschekov, N. N. Grebneva // Human Physiology. — 2000. — V. 26. — № 2. — P. 93-98.
  12. Konkov V.Z. Adaptation capabilities of the cardiovascular system of young skiers-racers and people not involved in sports / V.Z. Konkov, OL L. Nifontova // Biological problems of the North: proceedings of the International Scientific Conference. Magadan, 2018. — p. 197-199.
  13. Spoon M.V. Comparative data of anthropometric and functional indicators of children of primary school age who are not involved in sports, and their classmates, Sumoists / M.V. Lozhechka // Taras Shevchenko Luhansk State University Bulletin. — 2016. — № 1 (2). — pp. 70-75.
  14. Nemtsev, O.B. Dynamics of the level of physical fitness, physical development and psycho-emotional state in schoolchildren 11-16 years old. / O.B. Nemtsev, T.A. Dolzhikova // Scientific-theoretical journal Uchenye zapiski universiteta imeni PF Lesgaft St. Petersburg: 2010. — № 3 (61). — pp. 83-87.

 

Сведения об авторах: Людмила Ивановна Гречкина – к.б.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Виктория Олеговна Карандашева – старший инженер ФГБУН Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Академия медицинских наук Министерства здравоохранения и социальной защиты Республики Таджикистан

ОЦЕНКА ГАРМОНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ДУШАНБЕ

АБДУЛЛАЕВА Н.Ш.
Государственное учреждение «Республиканский научно-клинический центр педиатрии и детской хирургии»
Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан


Цель. Изучить особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Материалы и методы. Физическое развитие изучено у 1493 детей (797 (53,4%) мальчиков и 696 (46,6%) девочек).

Антропометрические исследования включали измерение веса, длины тела, окружности груди по общепринятым методикам. Показатели физического развития и сравнительная характеристика гармонии детей раннего и дошкольного возраста оценивались по региональным модифицированным регрессионным шкалам длины тела.Для дифференцированной оценки гармоничности физического развития использовали индекс массы тела (индекс Кетле II).

Результаты. Более половины всех обследованных детей имели пропорциональное (гармоничное) физическое развитие. Дисгармоничное физическое развитие из-за недостаточной массы тела чаще всего наблюдалось у девочек в раннем и дошкольном возрасте, а избыточная масса тела — у мальчиков.

Значения QI II у детей с гармоничным физическим развитием составили 15,50 ± 0,08 кг / м², с избыточной массой тела — 17,59 ± 0,16 кг / м², с дефицитом массы тела — 14, 18 ± 0,21 кг / м².

Заключение. Исследование соответствия длины и веса тела региональным нормам показало, что 46% детей раннего возраста и 34,7% дошкольников имели негармоничное физическое развитие.

Значения индекса массы тела обследованных детей соответствовали группам физического развития. Это подтверждает оценку гармоничности физического развития по шкалам регрессии и указывает на целесообразность широкого использования данного индекса в практической деятельности.

Ключевые слова: дети раннего и дошкольного возраста, гармония физического развития, индекс массы тела


ССЫЛКИ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Основные механизмы морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник РАМН.2012; 12: 35-40.

2. Грицинская В. Л., Салчак Н. Ю., Санчат Н. О. Комплексная оценка физического развития детей республики Тыва. Бюллетен ВСНЦ СО РАМН. 2013; 3 (91): 60–63.

3. Кирилова И.А., Осипова Е.В. Особенности физического развития детской популяции г.Иркутская [Особенности физического развития детского населения Иркутска]. Бюллетен ВСНЦ СО РАМН. 2016; 1, 5 (111): 195–197.

4. Олимова К. С., Абдуллаева Н. Ш., Пиров Д. Д., Пачаева Р. П. Стандарты и таблицы по индивидуальной оценке физического развития детей от 0 до 6 лет. Душанбе Республики Таджикистан. Стандарты и таблицы по индивидуальной оценке физического развития детей от 0 до 6 лет города Душанбе Республики Таджикистан.Руководящие указания]. Душанбе, Истедод, 2018; 73.

5. Чирятева Т.В., Койносов П.Г., Орлов С.А. Влияние неблагоприятной социальной среды на морфофункциональные показатели детского организма. Науч. мед. вестн. Югры [Научный медицинский вестник Югры]. 2014; 1-2: 231-234.

6. Филатова О. В., Куцева Э. В. Комплексная оценка физического развития детей периода первого детства г.Барнаул [Комплексная оценка физического развития детей (на примере барнаульцев, первый период детства)]. Acta Biologica Sibirica [ActaBiologicaSibirica]. 2015; 1-2: 7-21.


Сведения об авторе:

Абдуллаева Нодира Шомуратовна — старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук, доцент, Республиканский научно-клинический центр педиатрии и детской хирургии Минздравсоцзащиты РТ, (+992) 918625909, nodiraabdullaeva @ mail.ru


Страницы: 5-9