Детство — Википедия
Игра — ведущий вид деятельности ребёнкаДетство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребёнка протекают в определённой культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины XX века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология[1].
В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям.
Младенчество[править | править код]
Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.
Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.
Раннее детство[править | править код]
В период от 1 — 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.
От рождения до года
- Познаёт мир через ощущения.
- Полностью зависим.
- Сосредоточен на себе.
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется.
- Играет сам с собой.
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать.
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
- К одному году начинает ходить.
От года до двух:
В 2 года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
- Ходит всё уверенней.
- Требует внимания к себе.
- Познаёт мир через ощущения.
- Внимание быстро рассеивается.
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
- Слабая координация движений.
- Нет «тормозов», его трудно остановить.
- Решителен.
- Любопытен, жаждет исследовать мир.
- Подражает взрослым.
- Непослушен.
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
- Сосредоточен на себе.
- Учится проситься на горшок
Два-три года:
В 3 года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребёнок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырёх-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребёнка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребёнок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твёрдый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен.
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому побуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится всё более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самоосознание.
- Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).
- Учится засыпать самостоятельно, сам забирается в кровать, дожидаясь, пока его укроют.
Особенности развития речи:
- пассивная речь в развитии опережает активную: ребёнок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
- фонематический слух опережает развитие артикуляции;
- интенсивно развивается активная речь ребёнка;
- ребёнок открывает, что каждый предмет имеет своё название;
- появляются предложения, сначала состоящие из двух-трёх слов, так называемая «телеграфная речь»;
- на границе второго и третьего года жизни ребёнок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
- к концу раннего детства ребёнок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
- в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[2].
Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера.
Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь.
Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребёнка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности
Дошкольный возраст[править | править код]
От 4 до 6 лет:
- Всё более и более независим.
- Любит помогать.
- Играет «до изнеможения».
- Легко утомляется.
- Воображение развито в наивысшей степени.
- Очень доверчив: верит всему, что говорят.
- Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
- Координация движений улучшается.
- Любит поболтать.
- Понимает, что не один на свете.
- Путает факты и вымысел.
- Развивает творческий инстинкт.
- Может испытать подлинное религиозное чувство.
- Четырёхлетние играют вместе.
- Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
- Приобретает уверенность в себе.
- Любит похвастаться.
- Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
- Может подружиться со взрослым.
Школьный возраст[править | править код]
Школьный период в жизни ребёнка начинается в шесть или семь лет и обычно заканчивается к 16 годам. Это период вторичной социализации, когда ребёнок, а затем и подросток усваивает культуру и социальную жизнь общества, в котором ему предстоит жить в качестве взрослого. Ребёнок с 6 — 8 до 16 — 18 лет ходит в школу, познаёт жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребёнка. Условно выделяют младший школьный возраст (до 10 лет) и старший школьный возраст (с 13 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления полового созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчёта нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n × 5) — 20 кг, где n — возраст в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребёнка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.
Этнография детства исследует традиционные способы и формы социализации детей и подростков в разных культурах и у разных народов, как у современных, так и существовавших на протяжении истории человечества. Этнографические и историко-этнографические исследования особенно интересны тем, что дают возможность понять, какие взгляды общества на ребёнка и детство привнесены культурой, а что является общим для всего человечества. Поскольку современные индустриальные культуры не более, как одни из многочисленных культур, населявших наш мир на протяжении тысячелетий, то этнографию детства можно понимать как науку о детстве вообще, где наше собственное общество должно исследоваться методами, принятыми в этнографии и социальной антропологии.
Мир детства — неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Французский историк Ф. Арьес, пишет: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие „детство“ не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребёнка от взрослого, даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребёнок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых.»[5] Как указывает И. С. Кон, крестьянские дети с раннего возраста трудились наравне со взрослыми, часто детей отдавали учениками и подмастерьями в город. При этом никого не волновал внутренний мир ребёнка, да его и не считали особенным, отличным от мира взрослого. Слово «ребенок» не имело в языке современного ограничительного смысла, люди его употребляли так же широко, как мы сейчас употребляем слово «парень». Понимание детства как особого периода в жизни человека, происходит постепенно, начинаясь в эпоху классицизма и продолжает развиваться по настоящий день.
Исследование традиционных первобытнообщинных культур развенчали многие наши представления о детях, которые ранее считались истинными для всего человечества.
По нашим представлениям у ребёнка может быть только один отец и одна мать. Во многих традиционных (первобытных) племенных культурах придерживаются иных взглядов, ребёнок всех женщин племени называет «мама», а мужчин — «папа». Дети с чрезвычайной легкостью переходят из одной семьи в другую, причем лет в шесть-семь ребёнок легко меняет родителей по собственному желанию.
Мы на первое место ставим биологическое родство между родителями и ребёнком. Хотя в туземных племенах есть понятие биологического родства, там принято родство не по зачатию, а по кормлению. Биологическим родителем считается тот, кто кормит и заботится о ребёнке. Поэтому перейдя в другую семью, ребёнок становится похож на принявших его родителей. Он не приемный, но родной, и ничем не отличается от детей собственных. Во время беременности мужчина кормит эмбрион молоком пениса. Если у женщины были связи с несколькими мужчинами, у ребёнка по представлениям аборигенов будет несколько биологических отцов, ведь что такое оплодотворение первобытным народам неизвестно.[6]
Сексуальные отношения между взрослыми и детьми, и, в особенности, между мужчинами и мальчиками во многих туземных культурах (эторо, баруйя[7], азанде[8], кайнганг[9] и др.) не только не порицаются, а считаются сакральными и являются обязательным элементом социализации подростков и подготовкой к прохождению обряда возрастной инициации[7].
Под концепцией детства понимаются социальные установки общества, отношение взрослых к детям и детству. Современное понимание детства как особого периода в жизни человека сравнительно новое.
В Европе, Америке и других странах, созданных европейскими переселенцами, ребёнка традиционно воспринимают как чистого, безгрешного ангела. Такое понимание возникает с первой половины XIX века, когда ребёнка стали воспринимать как существо, во многих отношениях взрослого превосходящее, поскольку, в отличие от взрослого, ребёнок не испорчен соприкосновением с порочным миром. Тогда же взросление стало оцениваться как регресс — утрата чистоты и невинности. Это изменение очень точно формулирует К. Калверт:
«Концепция абсолютного прогресса человеческого развития, выдвинутая в XVIII веке, была перевернута с ног на голову. Кульминационный момент жизни теперь приходился на окруженное ореолом святости детство, а затем линия жизни непрерывно катилась под уклон, ибо взрослый, погруженный в ежедневную суету, неизбежно шел на компромиссы с совестью и подвергался моральному разложению».
Родители считали, что «их дети родились в состоянии святости, из которого сами они давно вышли. Наградой взрослым являлось повторное обретение самого себя через возвращение в собственное детство. Состояние взрослости теперь содержало в себе новое, беспокойное ощущение утраты».[10]
Как результат такое понимание ребёнка привело к возникновению культуры, изолирующей детей от взрослых. Любое неформальное общение со взрослыми вне семьи становится нежелательным, ведь взрослый воспринимается в первую очередь как источник греха и грязи. Чему в этом случае он способен научить ребёнка? В школе взаимодействие с детьми ограничивается формальными рамками уроков, школа — место, где учат, а не воспитывают. Однако попытка перенести воспитание целиком в семью не увенчалась успехом. Как показали исследования, американские родители почти не общаются со своими детьми. В классическом варианте, когда одна семья с детьми приходит в гости к другой, взрослые внизу устраивают вечеринку, где, потягивая виски, ведут свои разговоры, а дети уединяются наверху, где пьют кока-колу и играют. В целом общение с ребёнком у американских родителей занимает, как правило, не больше двух часов в неделю.[11]
Однако ряд обществ в XX веке (СССР, Германия 1930-40-х), современный Китай и сообществах (кибуцы и коммунитарные общины) имели и имеют радикально иное представление о детстве: ребёнок в этих обществах — партнер и соратник взрослого. Граница, проводимая между миром взрослых и миром детей, была зыбкой. Педагогическая технология противопоставляла себя господствующей европейской модели. Она была направлена на разрушение границ мира детства, так заботливо выстраиваемых в европейской культуре, и слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось и в общих вне зависимости от возраста ритуалах, символах и структурах. Для педагогической технологии этих обществ была характерна особого рода работа с культурной памятью: постоянное равнение на идеал. В рамках такого представления возникают неформальные детские объединения: коммунарские отряды, пионерские штабы, театральные студии, туристические клубы и др. В целом неформальные детские объединения основную свою задачу видели в воспитании коллективиста, что совершенно чуждо американскому и европейскому социуму, однако типично для первобытных общин. Но в традиционных культурах воспитание детей просто включено в повседневную жизнь, является её неотъемлемой частью и осуществляется всеми членами сообщества.[10]
Только индустриальные общества вырабатывают технологии, которые призваны сформировать будущего гражданина. Это подразумевает появление профессии, связанной исключительно с воспитанием и обучением. Европейская модель при этом постепенно отказывается от воспитания, целиком посвятив все силы обучению, будь это школа, секция или музыкальный кружок. Обучение — это услуга, которую педагог оказывает не ребёнку, а его родителям. Все услуги вне школы, естественно, платные. Воспитание поручено семье.
Напротив, советская педагогика предполагала воспитание гражданина даже более важным, чем его обучение. Для детей создается гигантская сеть домов и дворцов пионеров, клубов по месту жительства и в домах культуры. Все это бесплатно, более того в советское время ребёнку для занятий не требуется согласие семьи или школы. За системой воспитания детей в подростковом коллективе со взрослым в качестве лидера закрепилось наименование неформальная педагогика.
Подобное воспитание было не ново — в 1900 году первый подростковый коллектив «лесных индейцев» из окрестных мальчишек организовал писатель Эрнест Сэтон-Томпсон в своем поместье[12], а в 1907 году полковник Баден-Пауэлл создал движение Скаутов, основанное на тех же принципах. Однако современный скаутинг имеет мало общего с подготовкой армейских разведчиков, задуманной первоначально его создателем.
Две противоположных концепции детства в настоящий момент создали в России конфликтную ситуацию. С одной стороны западная модель естественным образом проникает в общество вместе с другими элементами американской и европейской культуры. Эта модель активно насаждается и законодателем, который принимает законы, аналогичные европейским и создает институты защиты ребёнка, такие, как ювенальная юстиция и уполномоченные по защите прав ребёнка. С другой стороны российская культура по-прежнему сохраняет наследие культуры советской. Дома и дворцы пионеров существуют под другими названиями и занятия в них бесплатны. Педагоги старой формации и многие родители не хотят принимать европейскую модель школьно-семейного воспитания.
- ↑ Кон И. С. Ребенок и общество. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.
- ↑ Сосновский Б. А. Психология. — М.: Юрайт — 2005. — С. 420.
- ↑ Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4, ISBN 5-271-15458-0, ISBN 978-5-17-040867-2.
- ↑ Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз. — ISBN 978-5-17-053537-8.
- ↑ Ф. Арьес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
- ↑ Н.А. Бутинов. Детство в условиях общинно-родового строя (рус.) // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии : Сборник статей / И.С. Кон. — Москва: «НАУКА», Издательская фирма «Восточная литература», 1992. — С. 5—16.
- ↑ 1 2 Азаров А. И. Основные этапы социализации детей у народов Восточной Меланезии // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: Наука, 1992. — С. 85—119. — 191 с.
- ↑ E. E. Evans-Pritchard. Sexual Inversion among the Azande (англ.) // American Anthropologist, New Series. — 1970. — Декабрь (т. 72, № 6). — С. 1428—1434.
- ↑ Jules Henry. Jungle People. A Kaingang Tribe of The Highlands of Brazil / Ruth Benedict. — New York: Vinage Book, 1964. — 222 с.
- ↑ 1 2 Дарья Димке. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах» // «Социология власти». — 2014. — № 4.
- ↑ Ури Бронфенбреннер. Два мира детства: дети в США и СССР. — Москва, 1976.
- ↑ Мальчишки-дикари Сэтона-Томпсона (неопр.). WildKids | Дикие Детки. Дата обращения 29 декабря 2015.
- Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005
Детство и когда оно заканчивается… Как-то грустно стало…. — когда заканчивается детство — запись пользователя Людмила (SLyudmila) в сообществе Образ жизни беременной в категории Юмор. Что бы почитать??
Детство - это когда свой возраст можно показать на пальцах
Детство это когда ты бежишь из туалета и радуешься что тебя не съел бабайка
Детство-это когда не думаешь матом)
Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления; это и есть детство
Детство - это когда ты целуешься и не думаешь о сексе...
Детство - это когда жрёшь зеленый ягодки... =)
Детство - это когда кажется, что под одеялом безопаснее
Детство это когда ты вставал с горшка и кричал на всю квартиру «МАМАААА вытри мне попу
Детство - это когда ты ложишься спать с игрушкой и делаешь так, чтобы игрушке было удобно
Детство девочек: это когда листаешь с подружками мамин модный журнал, и при виде красивой модели говоришь: "Это я, это я!"
Хорошо когда тебе 4 года. Ты можешь взять сломанный пульт и позвонить маме…
Детство заканчивается когда ты перестаешь ненавидеть своих школьных учителей
Детство заканчивается когда ты перестаешь прятать сигареты от мамы
Детство заканчивается когда ты перестаешь верить в деда мороза
Вот так заканчивается детство. Когда твоя родная мать признает, что ты имеешь право пить виски и слушать про жизнь.
Детство заканчивается, когда перестаешь хотеть быть старше, и начинаешь завидовать младшим
детство кончается тогда, когда попа перестает влазить в качели.
Детство кончается тогда, когда начинаешь обходить лужи
Эх как же хочется вернуться в детство,когда мама после купания ставила тебя на край ванны,вытирала,и несла на ручках в теплую кроватку...)
...Твоя девочка выросла, мама.И больше всего на свете снова хочет стать маленькой, чтобы хвастаться своими успехами перед самыми главными глазами на земле, глазами, которые светятся от радости за нее. Ты так боялась, мама, а она выросла
Куда уходит детство, или Почему границы взрослости и детскости сегодня размыты?
Сегодня можно наблюдать кризис таких простых и «вечных», казалось бы, понятий, как детство и взрослость. Хотя бы по причине того, что между ними уже не столь велика разница. Времена, когда поколения разделялись на авторитетное старшее и неопытное младшее и когда взрослые были проводниками детей в мир знаний, кажется, совсем прошли. Мир наполнен доступной и быстроизменяющейся информацией, на нее и ориентируются современные дети.
Помимо этого, огромное влияние оказали глобальные культурные перемены: острые, злободневные, страшные темы больше не скрываются и давно перешли в разряд публично обсуждаемых явлений. Но мы даже не задумываемся о том, что сам факт того, что от детей больше нет секретов, имеет последствия. По идее, ребенок, пока он таким остается, должен быть уверен, что взрослые не несут в себе никакой опасности, что они могут себя контролировать. Так формируется базовое доверие к миру и уверенность в себе. Безусловно, это не значит, что ребенок не должен знать о темных сторонах жизни. Для этих целей всегда существовали сказки. Они рассказывают на языке ребенка о том же насилии или жестокости, но благодаря счастливому концу и теплому голосу матери, которая их читает, органично и безболезненно вписываются в формирующуюся картину мира. Но как можно верить в «счастливое будущее» и хотеть вступить во взрослую жизнь, когда любой ребенок может увидеть ее «как есть», без какой-либо цензуры? Кому это может понравиться?
Помимо нарушений связи преемственности поколений и влияния средств массовой информации, заметна тенденция к одновозрастности детских групп, которая также тормозит желание взрослеть. Вспомним наше детство: во дворе собирались дошкольники, школьники и подростки. Сегодня же детей подчеркнуто делят по возрасту: в детских садах, например, младшую и старшую группы на прогулки выводят отдельно. Младшие и старшие классы больше не учатся в одном здании. Жесткая дифференциация мешает появиться желанию сотрудничать со старшими: ребенок словно не видит собственного будущего и дальше своего носа. Это все не было бы так страшно, если бы не пропадал естественный интерес детей к тем, кто выше и сильнее, а за ним и стремление получить похожий опыт.
Застревание в детстве свойственно и многим подросткам девяностых, тем, кому сейчас уже за тридцать или около того. Надо сказать, что главным условием развития детей является стремление стать взрослыми. Дети того периода становиться ими не хотели
Основная причина – нежелание походить на тех, кто живет во лжи, лицемерии, несчастливом браке и т. д. И если в шестидесятых, по данным научных исследований, подростки стремились к автономии и обрастали целями и планами, то в девяностых проявились совсем другие симптомы – рост правонарушений и всевозможных зависимостей.
Как сегодня проявляются размытые границы взрослости и детскости? Сегодня многие дети компетентны по совершенно разным вопросам, а в эпоху потребления уже «потребляют» так, что нам в наше время и не снилось.
А мы играем по их правилам – увлекаемся техникой и гаджетами, любим игры и викторины, занимаемся экстремальными видами спорта, каждые выходные пытаемся себя всячески развлечь и, конечно же, все так или иначе обладаем в той или иной степени синдромом Питера Пэна, жизнь которого полна приключений без каких-либо обязательств
Молодость культивируется, дети становятся центром вселенной, так что вопрос о том, кто дома «хозяин», по-прежнему актуален.
Помочь всему миру, как известно, нельзя, но можно что-то сделать в рамках своей семьи. Попытаться не разводиться, прокачивать семейные традиции и привычки, подавать пример не беспечного по жизни человека, а трудолюбивой и целеустремленной личности. И доказывать, что все эти качества – не пустые слова, а реальные ресурсы для адекватной, плодотворной и счастливой жизнедеятельности. Та самая «жар-птица», которую все до пенсии ждут. Но пока у нас этих ресурсов нет, жизнь проходит в ожидании: еще немного – и начнется та самая сказка, та самая жизнь.
Когда заканчивается детство?
Когда заканчивается детство? Босоногое, беззаботное, радостное, веселое и наивное… Вы задавались этим вопросом? Вы замечали, когда оно закончилось у вас? Когда оно, как вы думаете, закончится у ваших детей? Неопределенный вопрос и не однозначный ответ…
Детям часто хочется поскорее стать взрослыми, поскорее покинуть этот возраст и состояние детства. И хотя часто их так называемое взросление — это всего лишь воображение, даже порой нелепое и смешное, но они упорно верят, что становятся взрослыми в этом своем воображении, в этих своих попытках. И горько, увы, видеть, как способом достижения желаемого взросления выбираются не чтение книг и увеличение знаний, а мат, курение и спиртные напитки. В этих подражаниях скверной стороне взрослости они все равно остаются детьми, глупыми и неразумными, плюс ко всему, губящими свое здоровье и портящими свое воспитание, нравственность и достоинство. Нам, взрослым, надо помогать детям в нелегком периоде, когда они скорее хотят стать взрослыми. Помочь советами, а больше даже поддержкой и доверием.
А когда же на самом деле заканчивается детство? Не видимое, а настоящее взросление, когда наступает?
У каждого это происходит по-разному. У кого-то это шаг в создание своей личной семьи, рождение и воспитание собственных детей. У кого-то это личное зарабатывание средств на работе или воплощение каких-либо подобных идей. У кого-то это самостоятельное проживание в съемном или собственном доме. У кого-то это забота о больных близких, когда вся ответственность переваливается на еще хрупкие, но уже самостоятельные плечи, ибо больше не на кого. Разные бывают обстоятельства. Каждый из нас может вспомнить свой уход из детства, свой шаг во взрослую жизнь.
И родители по-разному желают видеть своих детей. Во-первых, дети всю жизнь остаются маленькими в глазах родителей, остаются детьми. А еще… Кто-то из родителей ждет не дождется, когда же его чадо вырастет и покинет отчий дом, будет отдельно и самостоятельно жить. Это в конце концов происходит, но часто проблем и забот о детях это не отбавляет, ведь, как говорится, маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки — большие и бедки. И приходится звонить, искать, устраивать что-то, и, конечно же, постоянно переживать за детей, взрослых и самостоятельных, но все же детей. А кто-то из родителей, напротив, долго-долго не хочет принимать тот факт, что дети выросли и давно уже самостоятельные и самодостаточные и финансово, и морально. Они не хотят переставать ежеминутно заботиться о своих взрослых детях и тем самым очень отягощают и даже мешают их жизни, и личной, и общественной…
И все же детство заканчивается. Рано или поздно, хотим мы этого или не хотим, но оно уходит. Уходит к другим детям, уходит, оставляя нас во взрослой жизни, в жизни, где все зависит лишь от нас, в жизни, где мы самостоятельно выбираем свой путь. И детство теперь лишь в памяти, лишь в воспоминаниях. И мы всю жизнь перебираем его страницы, ностальгируем и мысленно возвращаемся в то время, в беззаботное и счастливое детство.
Елена, www.kraskizhizni.com
Возрастная периодизация — Википедия
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX векаВыготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Детство
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
- Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
- Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
27 человек, которые вдруг поняли, что детство закончилось
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Процесс взросления идет поступательно и незаметно, но в какой-то момент мозг, словно по щелчку, генерирует неожиданное осознание: «Да я же теперь взрослый человек». Для одних отправной точкой становится переезд, для других — груз обязанностей, для третьих — удивительные изменения в собственных привычках и предпочтениях. Впрочем, некоторые стремятся подольше задержаться в детстве и вспоминают о возрасте лишь благодаря настойчивым намекам окружающих на то, что пора бы и остепениться.
Судя по признаниям пользователей сети, у каждого из нас свой рубеж взросления, и AdMe.ru полностью согласен с тем, что цифры «18» и «21» весьма и весьма условны.
1. «Прошло больше недели, а кое-что еще осталось. Думаю, мое детство кончилось»
2. Тетрис для взрослых
3. «Мне только что исполнился 21 год, и теперь мое Рождество — отстой. Родители не слишком деликатно намекают на то, что мне пора съезжать от них»
4. Так вот ты какой, взрослый шопинг
5. «Люди думают, что повзрослеть — значит иметь ипотеку и платить налоги, но на самом деле это лопать хлопья на ужин в 11 вечера»
6. Когда был уверен, что с годами обретешь свободу и независимость, а на деле получил бесконечный день сурка
Ответы Mail.ru: Когда заканчивается детство….
Когда начинаешь об этомзадумываться!
esli pojdew rabotat pojmew,4to detstvo davno za gorami i pomowi krome kak ot sebj ne jdi
Закончила школу, пошла на работу, поняла, что не тому нас учат.
когда в детский сад родители выпинули, тогда и почувствовала, что детство кончилось и пора каждое утро куда-то ходить, сидеть там до вечера зачем-то
У всех по- разному. У кого-то оно не кончается. Я уже не помню отчего плакала в 10-м классе, папа подошел, обнял меня молча, посидел со мной и сказал: «Это у тебя детство закончилось». О чем плакала не помню, но папе поверила, что детство закончилось.
когда перестаёш играть….
в 7 лет, когда развелись родители
Когда рождаются свои дети . .тогда понимаешь, что всё!!! )))))
Когда появляется реальная ответственность за себя или близких людей.. . Детство может кончиться и в детстве (простите за каламбур) : во время войны 10-12летние дети брали на себя заботу о младших братьях, а в некоторых племенах «выгоняют на улицу» 3-7летних детей. Хотя некоторые люди умеют так устроиться, что их детство не кончается никогда и они продолжают жить как у «Христа за пазухой».
Взрослые те же дети, только выросшие… разве взрослым не хочется поиграть, пусть игры даже другие… когда происходят несчастья или нужно решать проблемы мы взрослеем, а если все спокойно и хорошо мы все как дети, шутим, смеемся, радуемся жизни и друг другу, разве не так?