Особенности развития ребенка в 2–3 года
Главные достижения этого возраста
- Он может выполнить большинство вещей, о которых его просят, без посторонней помощи.
- Ему интересно посмотреть, как ходят в туалет другие люди, — да, это может быть неловко, но наблюдение за действиями других — основной способ обучения в этом возрасте.
- Сам сообщает, когда нужно сменить подгузник.
- Может выполнять простые инструкции, например: «Дай мяч папе».
Как помочь развитию малыша
- Поощряйте освоение бытовых навыков, таких как использование ложки и надевание обуви. Эти действия развивают мелкую и крупную моторику, а также способность малыша размышлять и планировать.
- Говорите с ребенком: называйте предметы, описывайте свои и его действия. Говорите о частях тела, игрушках, посуде или мебели — чем больше разговоров, тем лучше развиваются языковые навыки ребенка. Можно учить ребенка различным оттенкам речи и знакомить со свойствами предметов. Например, «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
- Придайте смысл словам ребенка, слушая его и отвечая на его реплики. Если, к примеру, малыш говорит: «Мама молоко», можно ответить «Ты хочешь, чтобы мама дала тебе молока?». Такая обратная связь позволяет ребенку чувствовать себя ценным и любимым.
- Читайте вслух: совместное чтение стихов и прозы, придумывание историй и пение способствуют развитию речи и воображения.
- Готовьте вместе с ребенком: это поможет малышу заинтересоваться кулинарией, выучить новые слова и познакомиться с математическими понятиями, такими как «половина», «чайная ложка» или «30 минут». Можно давать маленьким детям простые задания — например, перемешать салат или соединить части бутерброда.
Поводы для беспокойства
Как распознать риск ментальных нарушений в развитии ребенка — Российская газета
В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа — дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных появляется один малыш с синдромом Дауна.
Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.
Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?
Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.
Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.
Какие признаки должны насторожить родителей малыша?
Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.
1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.
2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.
3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.
4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).
5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».
И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?
Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.
У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.
Тамара Исаева: Вот учебники, по которым учат детей с нарушениями в развитии. Фото: Ирина Ивойлова/РГ
Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.
А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?
Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.
Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.
Фото: Ирина Ивойлова/РГ
Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?
Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.
Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?
Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.
У них есть потребность трудиться?
Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.
В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?
Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.
Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?
Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.
Здоровый сон ребенка: Основные правила
Здоровый сон ребенка:
Основные правила
Как и для взрослых, для малышей сон – это отличный способ переработать всю информацию, которую мозг получил за день. Сколько надо спать детям, и к чему приводит недосып в юном возрасте?
Сколько надо спать детям
Потребность во сне зависит от возраста. Новорожденные спят около 20 часов в сутки, дети от 2 до 4 лет — около 16 часов, 4-5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон, дети 6–7 лет должны спать 12 часов, а подросткам необходимо 9 часов сна.
К сожалению, в наше время недосыпают не только занятые карьерой и домашним хозяйством родители, но и их дети, По данным статистики, среди детей сейчас примерно 5 процентов недосыпающих аж по 1,5–2 часа в сутки, начиная с ясельного возраста.
Почему дети недосыпают
Часто причина недосыпа в том, что не только мама и папа считают, что полноценный сон для малыша не важен, но и в дошкольных учреждениях перестали строго следить за правильной организацией сна .
Но и дома ребенок получает все возможности спать меньше, чем необходимо. Ему разрешают допоздна засиживаться за уроками, смотреть телевизор перед сном, играть в компьютерные игры.
Если малыш недосыпает
Последствия недосыпания у детей несколько отличаются от того, что происходит у взрослых.
У взрослых в результате дефицита сна, будь то бессонница или недосыпание, снижается производительность труда, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, заболеваемости ишемической болезнью сердца, но у детей сон играет особую роль в развитии.
Во-первых, сон участвует в процессе роста. Почти 80 процентов гормона роста у ребенка вырабатывается в первом цикле сна. Дефицит сна может вызвать отставание в росте и замедление физического развития ребенка.
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, не критичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью.
У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушена работа нервной системы. Дефицит сна снижает у них способность к усвоению и переработке информации, переносу и организации ее в памяти.
Не менее важное отрицательное последствие недосыпа для малышей — снижение способности адаптироваться к стрессовым ситуациям
Эти изменения носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Но у детей, не имеющих по тем или иным причинам достаточно времени для сна, возрастает опасность развития сердечно — сосудистых заболеваний.
Для сна нужны условия
Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры, считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это довольно серьезное заблуждение.
Специальные электроэнцефалографические исследования показали, что в такой обстановке малыш засыпает неглубоко, а, следовательно, нервная система не получает полноценного отдыха.
Если такой неглубокий сон — обычное явление, ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. Не рекомендуется родителям вступать в противоречие с законами физиологии.
Как правильно организовать сон?
С самого раннего детства укладывайте малыша спатьв одно и то же время.
Придумайте ритуал засыпания – умывание, чтение на ночь – и старайтесь не изменять ему никогда.
За пару часов до сна ребенок должен закончить шумные игры, сделать уроки и выключить компьютер. Спокойное чтение или тихая игра с игрушками поможет успокоиться и быстро заснуть.
В спальне малыша должно быть прохладно, темно и тихо, чтобы ничего не мешало спокойно заснуть.
Как только малыш заснул, выключите музыку, работайте на компьютере с наушниками, погасите верхний свет, и разговаривайте вполголоса.
Самое важное о детском сне
Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням. Создайте малышу условия для засыпания и тщательно следите, чтобы ничто не мешало его полноценному сну.
Календарь развития речи ребенка раннего возраста
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.
Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «
4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.
6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).
9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом
К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.
К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Важно знать:
Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.
Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке
К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»
К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым
К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.
Возможные причины нарушений речи
- Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
- Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
- Неблагоприятные роды.
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
- Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар
Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.
Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.
Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.
Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).
Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.
Важно знать:
Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!
Автор-составитель: Михнович О.Ф учитель-логопед
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | ||
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | ||
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | ||
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | ||
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | ||
Ра | Произносит отдельные звуки. | ||
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | ||
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | ||
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | ||
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | ||
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки. | ||
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | ||
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | ||
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. | |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | ||
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | ||
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | ||
Ра | Гулит. | ||
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | ||
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). | |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | ||
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | ||
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | ||
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | ||
Ра | Подолгу певуче гулит. | ||
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | ||
6 месяцев | Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. | |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | ||
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | ||
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | ||
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | ||
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. | |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | ||
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | ||
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | ||
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | ||
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | ||
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | ||
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | ||
ДР | С предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | ||
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | ||
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | ||
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | ||
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | ||
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | ||
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | ||
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | ||
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | ||
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | ||
Н | Умение и навыки закрепляются. | ||
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | ||
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | ||
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | ||
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | ||
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | ||
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | ||
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | ||
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | ||
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | ||
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. | |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | ||
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | ||
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | ||
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | ||
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | ||
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | ||
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | ||
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | ||
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | ||
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | ||
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | ||
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | ||
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | ||
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | ||
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | ||
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | ||
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | ||
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | ||
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | ||
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | ||
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. | ||
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. | |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | ||
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | ||
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | ||
Психика | Без отклонений. |
Дети и COVID-19, что нового?
С каждым днём появляется все больше новой информации о группах риска, течении, лечении новой коронавирусной инфекции. Есть новые сведения и о течении этой инфекции у детей.
Так, в результате крупномасштабного исследования, проведённого в Южной Корее, обнаружили, что дети младше 10 лет передают вирус другим людям намного реже, чем взрослые, хотя риск не равен нулю. Но казалось, что дети старшего возраста и подростки в возрасте от 10 до 19 лет так же заразны, как и взрослые.
Соответственно, мы должны помнить, что школьники — важное звено в передаче инфекции. Важно оставить дома ребёнка с любыми, даже незначительными признаками недомогания.
Почему дети болеют реже, чем взрослые?
Инфицироваться COVID-19 могут дети любого возраста. Около 10% детей рискуют заболеть (с симптомами) новой коронавирусной инфекцией. Один из путей внедрения вируса в организм — его попадание на слизистую носа. Недавнее исследование показало, что по сравнению со взрослыми, в клетках слизистой носа детей меньше рецепторов ACE2, который вирус использует для заражения. Вероятно, по этой причине, вирус не может закрепиться в верхних дыхательных путях детей и развить клиническую картину. Но даже у заболевших детей, в большинстве случаев, инфекция протекает в лёгкой форме и напоминает течение обычной ОРВИ. У детей намного чаще, чем у взрослых отмечаются желудочно-кишечные проявления инфекции, с рвотой, диареей, болями в животе. Но, и классические симптомы COVID-19 (лихорадка, насморк, кашель, боли в мышцах) встречаются достаточно часто. Большинство детей выздоравливают в течение одной-двух недель.
Может ли ребёнок заболеть тяжёлой формой COVID-19?
Несмотря на то, что дети заболевают COVID-19 достаточно редко, некоторым из них необходима госпитализация.
Люди любого возраста с сопутствующими заболеваниями, такими как диабет II типа, подвержены более высокому риску тяжёлого течения COVID-19. Кроме того, дети с врождённым пороком сердца, генетическими заболеваниями, поражениями нервной системы или нарушениями обмена веществ, также подвержены более высокому риску тяжёлого течения COVID-19.
В группе риска дети первого года жизни.
Дети в возрасте до 1 года подвержены более высокому риску тяжёлого течения COVID-19. Вероятно, это связано с их незрелой иммунной системой и меньшим размером дыхательных путей.
Исследование более 2100 детей с подозрением или подтверждённым COVID-19 в Китае в период с конца декабря по начало февраля показало, что чуть менее 11% младенцев перенесли тяжёлую форму новой коронавирусной инфекции. Для сравнения, в группе детей возраста от года до пяти лет такой формой переболели около 7% детей, 4% детей от 6 до 10 лет, 4% детей от 11 до 15 лет и 3% детей от 16 лет и старше.
Если ваш ребёнок болен COVID-19 или вы обеспокоены его симптомами, обратитесь к педиатру.
Маленький ребёнок не скажет, что его беспокоит, следите за его самочувствием.
Заболевающий ребёнок может капризничать, быть более активным или наоборот, заторможённым.
Мышечная боль может вызвать громкий плач, проблемы со сном или капризность у маленьких детей
Распространённый симптом у взрослых — потеря обоняния. У ребёнка такой симптом может проявляться внезапным изменением вкусовых предпочтений.
Важно помнить, что бессимптомное течение новой коронавирусной инфекции у детей не говорит о том, что дети не являются источником инфекции для других. Защитите себя и ребёнка от распространения COVID-19, соблюдайте правила личной гигиены, социальную дистанцию. Постарайтесь оставить ребёнка дома, но под присмотром, когда вы отправляетесь в магазин или по своим делам.
Минздрав дал рекомендации по профилактике и лечению COVID-19 у детей
Симптомы коронавируса у маленьких пациентов, их лечение и реабилитация, меры профилактики описаны с учетом отечественного и зарубежного опыта
Минздрав опубликовал вторую версию Методических рекомендаций «Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей»1. Как и в первой версии, опубликованной 24 апреля, во второй описаны особенности клинических проявлений инфекции у детей, порядок проведения диагностики и схемы лечения, меры профилактики инфекции. Дополнительно документ включает рекомендации по реабилитации детей после COVID-19. При его обновлении учитывался отечественный и зарубежный опыт наблюдения и лечения маленьких пациентов с коронавирусом. В разработке рекомендаций приняли участие российские педиатры, реаниматологи и инфекционисты.
Как болеют дети с COVID-19?
В России среди заразившихся дети составляют 6–7%. Случаи заболевания связаны в основном с контактами с больными взрослыми. Не менее четверти детей переносят инфекцию бессимптомно. Клиническая симптоматика у остальных обычно менее выражена. Заболевание протекает легче, чем у взрослых. Реже требуется госпитализация –в 10% случаев. Тяжелое течение болезни отмечается примерно в 1% случаев. Чаще осложненные формы развиваются у детей с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. В мировой статистике зарегистрированы единичные смертельные исходы заболевания у детей.
Коронавирус регистрируется и у новорожденных. Однако доказательств внутриутробной инфекции не обнаружено. Считается, что во всех случаях дети заразились после рождения.
Наиболее частыми симптомами у детей являются высокая температура, кашель, возможно появление признаков интоксикации – болей в мышцах, тошноты, слабости. Иногда появляются боль в горле, заложенность носа, симптомы поражения желудочно-кишечного тракта, в том числе боли в животе, диарея и рвота, «ковидные» пальцы (внешне похожи на отмороженные). Возможна потеря обоняния и вкуса.
Выздоравливают дети обычно в течение 1–2 недель.
В каком случае ребенка госпитализируют?
Дети с бессимптомной формой заболевания изолируются дома. В домашних условиях лечатся пациенты с подозрением на COVID-19 и больные легкой степени тяжести. Больные со среднетяжелым и тяжелым течением болезни госпитализируются в специализированный инфекционный стационар. Пациенты с дыхательной недостаточностью II и большей степени, тяжелым течением пневмонии, критическими состояниями должны быть переведены в отделение реанимации и интенсивной терапии.
Показания для госпитализации детей:
- температура выше 38,5°С в день обращения или выше 38,0°С в течение 5 дней и больше, дыхательная недостаточность – учащенное поверхностное дыхание, одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, раздувание крыльев носа при дыхании, кряхтящее или стонущее дыхание, хрипы, кивательные движения головы, синхронные со вздохом, и др. ;
- тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений), геморрагическая сыпь, судороги, шок, тяжелая дыхательная недостаточность, тяжелое обезвоживание, сонливость или возбуждение, наличие тяжелого фонового заболевания – иммунодефицитного состояния, онкологического заболевания, болезни с нарушениями системы свертывания крови, заболевания сердца, легких, болезни эндокринной системы (сахарный диабет, ожирение), печени, почек, желудочно-кишечного тракта;
- невозможность изоляции при проживании с лицами из групп риска, отсутствие условий для лечения на дому или гарантий выполнения рекомендаций (проживание в общежитии, учреждении социального обеспечения, пункте временного размещения, в социально неблагополучной семье, при наличии неблагоприятных социально-бытовых условий).
В случае выявления коронавируса у ребенка в зависимости от формы заболевания применяются симптоматическое лечение, кислородная терапия, искусственная вентиляция легких, антибиотикотерапия, назначаются противовирусные препараты, антикоагулянты (лекарства, угнетающие активность свертывающей системы крови и препятствующие образованию тромбов) и т. д.
Как защитить ребенка от коронавируса?
Чтобы не допустить заражения, чаще мойте ребенку руки или обучите его 7-ступенчатой технике мытья рук. Научите его не дотрагиваться до рта, носа, глаз до мытья рук после возвращения из общественных мест, после кашля или чихания, перед едой, после посещения туалета. Соблюдайте масочный режим. Ограничьте использование общественного транспорта. Регулярно дезинфицируйте детские игрушки.
Важно следить за поддержанием иммунитета ребенка. Сбалансированное питание, физнагрузки (но не чрезмерные), умственная активность и эмоциональная стабильность, регулярное медицинское наблюдение и вакцинация помогут предотвратить заражение.
Даже в период пандемии необходимо сделать плановые прививки. Вакцинация не повышает риск заражения коронавирусом и не ослабляет иммунный ответ против возбудителя инфекции.
Особенно внимательно наблюдайте за ребенком, если он контактировал с заболевшим, – измеряйте температуру тела, следите за общим состоянием. При появлении симптомов болезни незамедлительно обращайтесь к врачу. Новорожденные от инфицированных матерей должны быть обследованы и изолированы дома или в отделении в зависимости от их состояния. Грудное вскармливание по возможности рекомендуется сохранить при обеспечении мероприятий по инфекционной безопасности.
1Методические рекомендации Минздрава России «Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей. Версия 2 (3 июля 2020 г.)». Первая версия Методических рекомендаций была опубликована на сайте Минздрава 24 апреля и обновлена 6 мая 2020 г.
вех для 2-летних | Michigan Medicine
Обзор темы
Дети обычно прогрессируют в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть продвинутыми в одной области, например, в языке, но отставать в другой, например, в сенсорном и моторном развитии.
Вехи обычно подразделяются на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие и сенсорное и моторное развитие.
Физический рост и развитие
Большинство детей в возрасте 2 лет:
- С момента рождения выросли примерно на 15 дюймов (38 см).
- Набирают вес и растут стабильными, но более медленными темпами, чем в течение первых 12 месяцев жизни. Ожидайте, что в возрасте от 12 до 24 месяцев ваш ребенок наберет от 3 фунтов (1,5 кг) до 5 фунтов (2,5 кг), вырастет в среднем от 3 дюймов (7,5 см) до 5 дюймов (13 см) и прибавит в норме. около 1 дюйма (2,5 см) в окружности головы (измерение вокруг макушки).Вы можете просмотреть стандартные графики роста на сайте www.cdc.gov/growthcharts.
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)
Большинство детей в возрасте 2 лет:
- Начните понимать простые концепции времени, такие как «сейчас», «позже» или «несколько минут». (Далекое будущее или «навсегда» слишком сложны, чтобы их осмыслить в этом возрасте.)
- Выполняйте простые просьбы, например «Положите книгу на стол». Но двухэтапные инструкции, такие как «Вымой руки и иди сюда», обычно не могут быть выполнены.
- Распознавать базовый символизм, например, кивать головой в ответ «да» или «нет».
- Часто хочется делать две несовместимые вещи одновременно. Например, двухлетний ребенок может захотеть выйти на снег и надеть тапочки.
- Начните играть «притворяться», например разговаривая по игрушечному телефону.
- Начните распознавать и сортировать предметы по форме и цвету.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей в возрасте до 2 лет:
- Развитие самосознания, осознание того, что они индивидуальны и отделены от других людей.Хотя дети воодушевлены своими развивающимися навыками, они также часто борются с возникающей независимостью. Ваш ребенок может сопротивляться вашим утешениям в одну минуту, а в следующую бежит, цепляясь за вас. Они понимают и используют слово «нет» как способ заявить о себе. Иногда такому поведению помогает спокойное перенаправление вашего ребенка или другая формулировка запроса. Но ребенок может упорно сопротивляться направление. Вспышки гнева отражают сопутствующие разочарования и соперничающие чувства.
- Сознавая, что они не всегда могут получить то, что хотят, или что им, возможно, придется этого дождаться. Хотя многие дети также начинают видеть связь между тем, как они действуют, и тем, что происходит дальше, они часто действуют импульсивно. Они часто ведут себя непоследовательно, потому что еще не могут полностью предвидеть последствия своих действий.
- Заинтересован в наблюдении и подражании другим людям.
- Заинтересованы и рады быть с другими детьми.Но они все еще участвуют в параллельных играх — играют рядом с другими детьми, но обычно не с ними. Обычно они не овладели навыками обмена и других навыков сотрудничества.
- Не беспокоятся о гендерных различиях, но начинают осознавать, что они существуют. Обычно они замечают простые подсказки, такие как длина волос или одежда.
Развитие речи
Большинство детей в возрасте 2 лет:
- Использует не менее 50 слов.
- Сложите два слова, например, «без бутылки.«
- Назовите некоторые части тела и знакомые предметы, например «игрушка» или «кошка».
- Говорите, используя выдуманные и понятные слова.
- Повторять слова, которые они слышат, например, из разговоров взрослых.
Сенсорное и моторное развитие
Большинство детей в возрасте 2 лет:
- Хорошо видят и слышат.
- Быстро развивают моторику. Ко второму дню рождения дети обычно могут подниматься и спускаться по лестнице по одной ступеньке, бить по мячу и начинать бегать. Большинство детей также могут стоять на цыпочках. Вы можете видеть, как ваш ребенок носит игрушки, иногда большие игрушки, по дому. Игрушки-тягачи также являются фаворитом в этом возрасте.
- Набирайте и рисуйте простые штрихи мелком. Также они могут выливать игрушки или другие предметы из контейнера и строить башню из 4 и более блоков. Вы можете заметить, что ваш ребенок использует одну руку больше, чем другую.
Кредиты
Текущий по состоянию на: 21 августа 2019 г.,
Автор: Healthwise Staff
Медицинский обзор:
Джон Поуп, доктор медицины — Педиатрия
Кэтлин Ромито, доктор медицины — Семейная медицина
Луи Пеллегрино, доктор медицины — Педиатрия развития
По состоянию на 21 августа 2019 г.
Растущий ребенок: 2-летние | Johns Hopkins Medicine
По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы заметите, что у него развиваются новые захватывающие способности. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих этапов, которых может достичь ваш ребенок в этой возрастной группе:
Хорошо ходит и бегает
Может неуклюже прыгать
Начинает бросать, пинать и ловить мячи
Может мгновенно стоять на одной ноге
Подъемы на детские площадки
Поворотные дверные ручки и крышки
Начинает ездить на трехколесном велосипеде
Строит башни из 10 блоков к 3 годам
Все 20 зубов появляются к 3 годам
Аппетит сильно снижается
К 3 годам развилась правша или левша
Перелистывание страниц в книге по одной
Имеет хорошее управление большим пальцем и пальцем
Можно пить через трубочку
Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник
Можно еще вздремнуть
Может спать от 11 до 14 часов в сутки (включая сон)
Развитие речи очень волнует родителей, поскольку они видят, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. Речь в этом возрасте становится четче, и ребенок начинает строить предложения. Хотя каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые из общих этапов в этой возрастной группе:
Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих этапов, которых дети могут достичь в этой возрастной группе. :
Хотя каждый ребенок уникален и разовьет разные личности, вот некоторые из общих поведенческих черт, которые могут присутствовать у вашего ребенка:
Рассмотрите следующее как способ укрепить эмоциональную безопасность вашего двухлетнего ребенка. :
Пусть у вашего ребенка будет выбор, когда это возможно.Например, скажите: «Хотите банан или апельсин?»
Позвольте ребенку помогать по дому, например вытирать пыль, подметать или сортировать белье.
Читайте вместе с ребенком книжки с картинками и рассказы.
Помогите ребенку научиться мыть руки.
Пусть ваш ребенок попробует снять свою одежду и надеть простую одежду (например, одежду без пуговиц или молний).
Пусть ваш ребенок играет с кубиками, шариками, мелками и / или глиной. Следите за игрой, чтобы ребенок не клал предметы в рот или уши.
Пойте песни, включите детскую музыку и танцуйте вместе с ребенком.
Посмотрите семейные фотографии со своим ребенком и расскажите историю.
Сделайте вырезы в большой картонной коробке, чтобы представить, что это дом или машина.
Используйте игрушки во время купания или получайте удовольствие, переливая воду из одной чашки в другую.
Позвольте вашему ребенку поговорить по игрушечному телефону или сказать несколько слов, пока вы говорите по настоящему телефону.
Играйте в игры «следуй за лидером».
Обучай части тела во время одевания и купания.
Пусть ваш ребенок наклеит стикеры на бумагу, чтобы сделать дизайн.
Считайте вслух, чтобы научить ребенка цифрам (например, считать яйца в картонной коробке, лестницу, когда вы поднимаетесь, или пальцы рук и ног).
Играйте с мыльными пузырями.
Используйте игрушки, которые сортируют формы, например круг, квадрат или треугольник.
Подарите ребенку куклу или плюшевого мишку.
Прочтите своему ребенку сборник стихов.
Подарите ребенку игрушку, чтобы кататься.
Ограничьте время просмотра телепередач и видео.
Обеспечьте социальный опыт вне дома.
Ваш двухлетний ребенок — The New York Times
Возможно, самые заметные социальные и эмоциональные навыки, которые развивает ваш двухлетний ребенок, связаны с игрой. Вашему двухлетнему ребенку должно нравиться находиться с другими детьми того же возраста и рядом с ними, и он должен участвовать в параллельной игре, в которой дети решают выполнять одно и то же действие (например, рисовать или рисовать) рядом друг с другом, но без значительного взаимодействия .Двухлетние дети также начнут играть в простые игры, например, в погоню. Интересно, что именно в этом возрасте некоторые дети начинают маскировать свои эмоции. Они могут сдерживать слезы, например, когда их наказывают за разлив или после того, как они украдут печенье.
Часто задаваемые вопросы о двухлетних
Кажется, как бы я ни старался, мой двухлетний ребенок не будет следовать правилам. Как я могу заставить ее вести себя, не нарушая ее независимости? Для вашего двухлетнего ребенка естественно отстаивать свою независимость, но из-за этого может быть сложно вовремя вывести ее за дверь.Последовательно выбирайте битвы. Если вы хотите соблюдать определенные правила в своем доме (например, есть только на кухне или не носить обувь внутри), сделайте это в обязательном порядке. Если на улице холодно, но не опасно для жизни, позвольте ей отказаться от куртки, но возьмите ее с собой. Позволяя ей принимать решения, особенно те, которые будут иметь довольно легкие негативные последствия (например, простуду), вы предоставляете ей важные возможности для обучения.
Мой двухлетний ребенок постоянно закатывает истерики.У меня плохое яйцо? Конечно, нет. Помните, что неповиновение отличается от истерики, но и то и другое в этом возрасте обычное дело. Когда ваш ребенок сопротивляется, он целенаправленно раздвигает границы, чтобы узнать, что допустимо, а что нет. Ребенок, который впадает в истерику, не ведет себя намеренно или рационально в этот момент, и его не следует считать плохим поведением. Основная цель в борьбе с неповиновением и истериками — обеспечить безопасность вашего ребенка, оставаясь при этом максимально спокойным.
Моя двухлетняя дочь плохо приспосабливается к своему новому брату или сестре. Что я могу сделать, чтобы снять напряжение? Многие дети сталкиваются с новым братом или сестрой в возрасте 2 лет. Если ваша дочь была единственным ребенком до этого момента, это, вероятно, будет таким же большим изменением для вас, как и для нее. Необходимость делиться своим вниманием может быть сложной задачей и может побудить ее вернуться к более незрелому поведению (например, чрезмерно привязаться к вам или не спать всю ночь). Поощряйте ребенка помогать с новорожденным, например, принося соску или одеяло, чтобы он чувствовал себя полезным и включенным.Попросите члена семьи подержать ребенка, чтобы вы могли проводить время с ним один на один. В большинстве случаев будет казаться невозможным все это сделать, и это нормально. Ваш ребенок многому научится у своего нового брата или сестры, как и она у вас; и если вы вынуждены справляться самостоятельно, например, когда вы не можете помочь ей достать игрушку или собрать беспорядок, это сделает ее более независимой.
Мой двухлетний ребенок в пути. Как я могу уберечь его? Двухлетние дети могут начать открывать двери и калитки. Научите своего ребенка безопасно подниматься и спускаться по лестнице, но пока не закрывайте ворота. Избегайте игрушек с сильными магнитами, так как они легко проглатываются и могут вызвать опасные для жизни повреждения кишечника. При использовании скутеров, трехколесных велосипедов или велосипедов следует носить шлем. Если ваш ребенок может открыть какие-либо входные двери, убедитесь, что они заперты, а если у вас есть бассейн, держите его надежно закрытым. Если ваш ребенок часто находится в бассейне или открытой воде, подумайте о поиске программы Infant Swim Resource (ISR) в вашем районе.
Ужасные двойки: Почему двухлетки такие трудные?
Я много слышал об ужасных двойках. Почему двухлетки такие трудные?
Ответ Джея Л. Хоккера, доктора медициныТермин «ужасные двойки» уже давно используется для описания изменений, которые родители часто наблюдают у двухлетних детей. Родители могут воспринимать этот возраст как ужасный из-за быстрых изменений настроения и поведения ребенка, а также трудностей с ними. В одну минуту ваш ребенок может цепляться за вас, а в следующую он или она бежит в противоположном направлении.
Эти изменения, какими бы сложными они ни были, являются нормальной частью развития ребенка. Двухлетние дети претерпевают серьезные двигательные, интеллектуальные, социальные и эмоциональные изменения. Кроме того, дети в этом возрасте могут понимать гораздо больше речи, чем они могут выразить — фактор, который способствует эмоциям и поведению, которые родителям трудно интерпретировать.
Двухлетние дети борются со своей зависимостью от родителей и стремлением к независимости. Они хотят делать что-то самостоятельно, но начинают понимать, что от них ожидают соблюдения определенных правил.Сложность этого нормального развития может привести к ненадлежащему поведению, разочарованию, неконтролируемым чувствам и истерикам.
Ожидайте, что за это время вы и ваш ребенок будете время от времени терять терпение друг к другу. Постарайтесь сохранять спокойствие. Когда ваш ребенок начинает волноваться, попробуйте перенаправить его внимание. Если вы не можете отвлечь своего ребенка, игнорируйте его или ее.
Если вы находитесь на публике, отведите ребенка в сторону без обсуждений и суеты и подождите, пока он или она не успокоится, прежде чем продолжить свою деятельность.Кроме того, постарайтесь избегать сложных ситуаций — например, походов по магазинам во время сна ребенка — и не забудьте похвалить ребенка за соответствующее поведение.
Приняв изменения, через которые проходит ваш ребенок, и проявив к нему любовь и уважение, вы поможете своему ребенку с уверенностью пройти через этот трудный этап.
- Начальные твердые тела
- Развитие речи у малышей
- Шелов С.П. и др.Ваш двухлетний ребенок. В: Уход за младенцем и маленьким ребенком: от рождения до 5 лет. 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bantam Books; 2014.
- Hoecker JL (экспертное заключение). Клиника Мэйо, Рочестер, Миннесота, 6 марта 2019 г.
.
Основные этапы развития от 2 до 3 лет
Дети растут, растут и их навыки. Хотя этот учебный лист не предназначен конкретно для вашего ребенка, он может помочь вам узнать, какие навыки ваш ребенок может развить в этом возрасте.
Дети развиваются по собственному усмотрению, осваивая одни навыки намного быстрее, чем другие. Прогресс тоже начинается и останавливается. По мере освоения некоторых навыков ваш ребенок может на время вернуться к более раннему этапу в некоторых других областях. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом или практикующей медсестрой.
Общая моторика
— навыки, использующие большие мышцы (ноги, руки, туловище и шея)
- Прыжок с места обеими ногами
- подниматься и спускаться по горке для малышей
- педальный трехколесный велосипед
- ходить вверх и вниз по лестнице, когда взрослый держит одну руку
- ненадолго встать на одну ногу, когда взрослый держит одну руку
- ход назад
Мелкая моторика
— навыки, использующие мелкие мышцы (руки и пальцы)
- стопка 1-дюймовых блоков, шесть высотой
- держать мелок большим и пальцами
- Нанизывать большие бусины на жесткую нить
- Надрезать ножницами
- имитирует вертикальные и горизонтальные линии, а также круг
- копировать вертикальные и горизонтальные линии и окружность
Навыки самопомощи
— навыки, которые помогают детям стать более независимыми
- использовать вилку и ложку с проливом
- Вымыть и высушить руки под присмотром
- чистить зубы с помощью
- регулярно пользоваться туалетом (иногда случается несколько аварий)
- Самостоятельно одеваться и раздеваться
- Убрать свои вещи, помогает убрать и убрать вещи
Когнитивные навыки
— умственные способности (мышление, обучение, решение проблем)
- заниматься ролевыми играми и воображением
- Подходящие формы
- понимать концепцию «Я»
- играть бок о бок со сверстниками
- сортировать по цветам
- идентифицирует части тела и их функции
- полные головоломки из 3–4 частей
Речевые навыки
См. Учебные листы «Развитие речи и языка: от 24 до 30 месяцев» и «Развитие речи и языка: от 30 до 36 месяцев.«
Вопросы?
Этот лист не предназначен специально для вашего ребенка, но содержит общую информацию. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, обратитесь к своему врачу, медсестре или терапевту.
Детские больницы и клиники Миннесоты
Обучение пациентов / семей
2525 Chicago Avenue South
Minneapolis, MN 55404
Реабилитация, пересмотренная 6/2015 © Авторское право
Вернуться к началу
Лучшие советы для родителей с двумя детьми в возрасте до двух лет
Растить семью — это увлекательно, но это может быть утомительно, особенно если у вас есть двое малышей рядом.Поначалу может быть сложно иметь одновременно новорожденного и малыша, о котором нужно заботиться. Но с поддержкой ваших друзей и семьи и нашими главными советами вы скоро начнете принимать это в свою очередь и отлично проведете время.
Десять лучших советов для семейной жизни с двумя детьми до двух лет:
1. Помните, что ваш малыш еще младенец
В первые дни воспитания двоих детей младше двух лет совладать с приоритетами и потребностями ваших детей может быть непросто. Не забывайте, что ваш малыш еще маленький и может нуждаться в помощи, чтобы приспособиться к жизни в большой семье.
До сих пор ваш малыш был младенцем в семье и привык получать все ваше внимание. Им нужно будет узнать своего нового брата или сестру и научиться делиться с ними вами.
Полезно подумать о том, как бы вы хотели познакомить своего малыша с новорожденным.
Некоторые родители ждут, пока они не принесут домой своего ребенка, потому что это означает, что их ребенок находится в знакомой среде, когда они впервые встречаются. В то время как другие предпочитают представлять их в больнице или родильном доме.
Некоторым родителям нравится помогать своему малышу выбрать подарок для новорожденного, и они могут также получить подарок от нового брата или сестры. Это может заставить ее чувствовать себя связанной и особенной (KidsHealth, 2016).
2. Поднимите шум своего старшего ребенка
Ваш малыш может чувствовать себя обделенным в первые дни, когда, естественно, так много внимания уделяется новорожденному. Часто вам может потребоваться сначала позаботиться о новорожденном, например, если ему нужно кормить или сменить подгузник.Обязательно поговорите со своим старшим ребенком об их новой захватывающей роли старшего брата или старшей сестры и о том, какую прекрасную работу они делают (KidsHealth, 2016; Today’s Parent, 2016).
Когда к вам приходят родственники и друзья, вы можете попросить их провести время, играя со старшим ребенком или уделяя ему много внимания (Today’s Parent, 2016). Вы, вероятно, найдете бабушек и дедушек, тетушек и дядей или близких друзей, которые любят суетиться над своим старшим ребенком. Им может понравиться вынуть их на некоторое время, чтобы дать вам передышку.
3. Привлекайте вашего малыша, где сможете.
Постарайтесь привлечь малыша к уходу за ребенком, если можете (Родители, 2018). Они могут помочь вам с заменой подгузников, передав вам влажные салфетки или новый подгузник. Или они могут наслаждаться ролевыми играми, меняя подгузник на своего любимого плюшевого мишку или куклу, одновременно с тем, как вы меняете ребенка.
Вы также можете побудить вашего малыша взять на себя новые обязанности и роли, например, приветствовать ребенка, когда он просыпается, или помогать ему выбрать, что он будет носить.Некоторые родители используют сборники рассказов, чтобы подготовить своего малыша к рождению брата или сестры. Вы можете побудить их принять участие в любых приготовлениях к новому прибытию, например, в подготовке детской.
4. Будьте готовы к закускам и рассказам
В первые дни вам может потребоваться заранее приготовить закуски и занятия, чтобы помочь малышу чем-то занять, пока вы его кормите. Это особенно верно, если вы кормите ребенка грудью в течение длительного времени.
Некоторые мамы кормят своих младенцев грудью в тандеме (если оба ребенка находятся на грудном вскармливании), что означает одновременное кормление грудью обоих малышей.Иногда малышу, который ранее прекратил кормить грудью, может быть любопытно попробовать еще раз.
Некоторым малышам может понравиться обниматься с мамой или любимым плюшевым мишкой, пока вы кормите ребенка. Другие могут быть счастливы играть самостоятельно.
Также может быть полезно иметь под рукой задание или сборник рассказов. Таким образом, ваш старший ребенок может сидеть рядом с вами, пока вы читаете ему сказки, решаете головоломку или другое действие поблизости.
5. Удовлетворение потребностей двух
Иногда вы нужны обоим вашим малышам одновременно.Вы не можете делать все или быть везде одновременно, поэтому сначала справьтесь с самой большой потребностью (Родители, 2018). Просто делай то, что можешь в то время.
В зависимости от ситуации вы можете сначала пойти к своему малышу и посоветовать ему помочь вам. Таким образом, вы двое сможете вместе заботиться о ребенке (Today’s Parent, 2016).
В качестве альтернативы вы можете попросить малыша подождать, пока вы будете заниматься его потребностями (Huffpost, 2015). Если ваш малыш упадет, вам, возможно, придется сначала позаботиться о нем.
Если у вас есть возможность организовать присмотр за ребенком, это может помочь провести некоторое время один на один со своим старшим ребенком (Huffpost, 2015). Это означает, что вы можете сосредоточиться на своем старшем ребенке и помочь ему почувствовать себя защищенным и любимым. Хорошо побуждать вашего партнера делать то же самое.
6. Не стесняйтесь обращаться за помощью
Обратитесь за помощью, если она вам нужна, и примите любые предложения о поддержке (Whole Parenting Family, 2013). Будь то ваш партнер, мама, друзья или сосед, обычно есть кто-то, с кем вы можете поговорить и попросить помочь вам.
Если вам действительно трудно в первые дни, поговорить с кем-нибудь о том, что вы чувствуете, — это первый шаг. Если вы боретесь или думаете, что у вас депрессия, обратитесь за профессиональной помощью.
Организация ухода за малышом может помочь вам провести некоторое время с новорожденным и дать вам возможность расслабиться (Whole Parenting Family, 2013). Некоторые родители предпочитают пригласить близкого друга или члена семьи провести время со своим малышом после его рождения для физической и эмоциональной поддержки (KidsHealth, 2016).
7. Гулять с двумя
Если у вас есть активный малыш, то может быть интересно выйти и пообщаться в группах и мероприятиях для малышей. Посещение их обычных групп и общение поможет им почувствовать, что не все в их мире изменилось.
Семья и друзья тоже могут помочь, взяв вашего малыша в обычную игровую группу, чтобы вы могли провести время наедине с новорожденным. Или они могут помочь, отправившись с вами в игровую группу, пока вы набираетесь уверенности, встречаясь с двумя малышами.
В зависимости от того, сколько лет вашему малышу, вы можете подумать о двухместном багги или одноместном с прикрепленной доской для багги. Другой вариант, который выбирают некоторые родители, — это носить ребенка в слинге, что может быть полезно, поскольку ваши руки будут свободны, чтобы заботиться о нем (Whole Parenting Family, 2013). Попробуйте снабдить сумку всем необходимым для выхода в свет, чтобы вам не приходилось готовить ее каждый раз, когда вы выходите на улицу (KidsHealth, 2016).
Вы можете начать с посещения мест, подходящих для детей, таких как ваш местный парк или рассказывать истории в библиотеке.Или вы можете пригласить других мам с малышами к себе на игровое свидание (Родители, 2018).
8. Работа с истощением
С очень активным малышом на ходу и маленьким ребенком на руках вы обязательно почувствуете себя истощенным. Может быть особенно трудно приспособиться к недостатку сна, если ваш новорожденный часто просыпается по ночам, а ваш малыш рано встает и ведет активный образ жизни весь день.
Постарайтесь уделить время только себе и своему партнеру, если можете (Huffpost, 2015). Вы можете нанять няню и пойти куда-нибудь или устроить вечернее свидание дома, чтобы восстановить связь (Родители, 2018).
Постарайтесь немного отдохнуть в течение дня, когда сможете. Будь то сесть и выпить чашку чая в группе малышей или полежать, когда ваш малыш спит. Если ваш малыш ходит в детский сад или к присмотру за детьми, возможно, вы сможете некоторое время отдохнуть с ним (Today Parenting team, 2015; Parents, 2018).
Попросите помощи у вашего партнера, друзей или семьи, чтобы вы могли отдохнуть или вздремнуть. Вы также можете попробовать покатать своих малышей во второй половине дня. Они могут вздремнуть, давая вам возможность подзарядиться.
9. Ожидания против реальности
Вероятно, сейчас не самое подходящее время для того, чтобы вносить большие изменения в этот момент в жизни вашего малыша — иметь нового брата или сестру — это очень сложно приспособиться (KidsHealth, 2016). Некоторые родители считают, что приучению к горшку нужно около двух лет, но с новым ребенком это может оказать слишком большое давление на всех. Не торопитесь и не думайте, что вам нужно торопиться с новыми детскими вехами.
Ваша цель — выжить в первые несколько месяцев, сосредоточившись на самом важном и заботясь о потребностях своих детей (Huffpost, 2015; Today’s Parent, 2016).Неважно, стал ли ваш дом более хаотичным и не таким чистым, как раньше.
Постарайтесь быть максимально гибкими в отношении каждого дня и того, что действительно важно (Today’s Parent, 2016). Также очень важно найти перерыв и позаботиться о себе.
10. Не забывайте наслаждаться
Когда вы задаетесь вопросом, почему у вас когда-либо были дети так близко друг к другу, не забудьте сделать шаг назад и сосредоточиться на положительных моментах небольшой разницы в возрасте. Замечательно видеть, как они узнают друг друга и узнают, как заботиться друг о друге.
Для некоторых родителей может быть облегчением избавиться от проблемных младенцев и малышей за относительно короткий период времени. Наличие рядом детей также может принести практическую пользу. Они с большей вероятностью будут заниматься делами и учиться в одной школе, что может облегчить организацию семейной жизни.
Так что, даже если у вас тяжелый день, не забывайте наслаждаться всеми мелочами, которые заставляют вас улыбаться.
Последнее обновление этой страницы: июнь 2018.
Дополнительная информация
Наша линия поддержки предлагает практическую и эмоциональную поддержку при кормлении вашего ребенка, а также общие вопросы для родителей, членов и волонтеров: 0300 330 0700.
Возможно, вам будет полезно посещение одной из групп NCT Early Days, поскольку они вместе с квалифицированным руководителем группы исследуют различные подходы к важным вопросам воспитания детей и позволяют вам познакомиться с другими родителями в вашем районе.
Подружитесь с другими будущими родителями и молодыми родителями в вашем районе для поддержки и дружбы, узнав, какие мероприятия NCT происходят поблизости.
Советы NHS Choices для молодых родителей и информация о грудном вскармливании.
Мелкая моторика: от рождения до 2 лет
Что такое мелкая моторика?
Обычно под мелкой моторикой понимается движение и использование рук и верхних конечностей, включая дотягивание, хватание и манипулирование объектами руками.
Это список мелкой моторики, которую дети должны продемонстрировать в возрасте от 0 до 2 лет.
3 месяца- Удерживает небольшие предметы в руке (без большого пальца руки)
- Дырка для игрушки
- Коротко держит игрушку
- Следит за объектами глазами во всех направлениях
- Передает предметы из одной руки в другую
- Держит руки открытыми и расслабленными большую часть времени
- Обретает способность брать небольшие продукты, например Cheerios
- Возможность добровольно освободить объект
- Отдает игрушку воспитателю
- Любит исследовать, перелистывать страницы картонных книг
- Помещает предметы / игрушки в контейнер
- Играет обеими руками
- Указывает на предметы указательным пальцем
- Может изолировать указательный палец при закрытых других пальцах
- Можно построить блочную башню из 3-4 блоков
Помощь младенцам и младенцам в развитии мелкой моторики
Вы можете помочь своему младенцу развить мелкую моторику:
- «Время живота». .. Важным понятием в развитии моторики детей в возрасте 0–2 лет является то, что известно как «навыки лежачего положения». Склонность означает лежание на животе; многие терапевты называют это «время животика». Маленькому ребенку необходимо проводить время в «лежачее положение». 3-6-месячный ребенок учится отжиматься на локтях в положении лежа и в конечном итоге может отжиматься на руках. Эти упражнения являются началом стабилизации плеч и развития свода рук, которые позже используются для силовых упражнений, таких как подача мяча, или для точных действий, таких как письмо карандашом.
Поскольку развитие зрения и осязания важно для развития моторики, дети должны уметь видеть и чувствовать то, что находится в их руках, чтобы взаимодействовать с объектами или манипулировать ими.
Помогите своему младенцу развить зрительные навыки:
- Приближаясь … Маленькие дети любят смотреть на лица. Лицо родителей очень выразительно и контрастно, что побуждает детей сосредоточиться и использовать свои визуальные навыки. Расположите лицо на расстоянии около 12 дюймов от лица ребенка. Пойте, говорите и корчите глупые рожи!
- Выбор цвета … По мере того, как младенцы достигают 3-6 месяцев, они начинают наслаждаться предметами с увеличивающимся цветом. Трехмесячным детям часто нравятся «холодные цвета» — лимонно-желтый, голубой и салатовый. Шестимесячные дети готовятся к более ярким цветам — ярко-розовому, красному и оранжевому.
- Предоставление вашему ребенку различных и обогащающих визуальных сред … Если у вас обычно есть детское кресло в берлоге, попробуйте другие комнаты, чтобы у вашего ребенка был другой вид.Если вы часто носите ребенка в колыбели по дому, чередуйте и носите ребенка на уровне плеч, чтобы он мог смотреть на мир с вертикальной позой головы.
Помогите развить сенсорные навыки:
- Позиционирование … Наши чувства зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния развиваются у маленького ребенка. У нас также есть «позиционное чувство»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидим или лежим на животе).Именно из-за этого позиционного чувства младенцы любят, когда их качают. Чтобы помочь им создать более богатую среду, чередуйте покачивание с покачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и измените положение ребенка — закутанный в одеяло, вертикально у вас на плече или лежа на животе у вас на коленях. Отправляйтесь на прогулку с малышом в удобном рюкзаке или рюкзаке для стимуляции.
- Массаж … Для развития осязания или осязания сделайте вашему младенцу массаж рук, ног и туловища.Вы можете использовать детский лосьон или масла, если хотите. Многие YMCA и другие организации предлагают отличные классы массажа для младенцев. Это занятие отлично подходит для того, чтобы провести время с ребенком.
Что делать, если меня беспокоит развитие мелкой моторики моего ребенка?
Эта информация является общим руководством, которое поможет вам определить, прогрессирует ли ваш ребенок темпами, ожидаемыми для его возраста. Имейте в виду, что каждый ребенок уникален и развивает навыки в индивидуальном порядке.Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, врач или детский терапевт могут помочь с оценкой.
Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих адресов:
Примечание. Трудотерапия направлена на решение проблем, связанных с когнитивными, повседневными, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных / перцептивных навыков.
Информация предоставлена Салли Тидман, OT / L, директором терапевтических служб, и Мелани Кох, специалистом по трудотерапии.
.