Что должны знать и уметь дети 5 6 лет: Консультация (старшая группа) на тему: что должны знать и уметь дети 5-6 лет – Развитие ребенка от 5 до 6 лет: знания, умения, навыки

Консультация (старшая группа) на тему: что должны знать и уметь дети 5-6 лет

Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет

 Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а  главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

 Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

 Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

 Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов:  рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова.  Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

 Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

Материал (старшая группа): Памятка для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»

Памятка для родителей

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК   5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Уметь использовать речь, как средство общения.
  • Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
  • Использовать в речи разнообразные формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и пр.)
  • Правильно и четко произносить звуки родного языка.
  • Различать на слух и отчетливо произносить сходные по звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Определять место звука в слове(начало, середина, конец).
  • Уметь согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (белый, мягкий снег).
  • Уметь поддержать беседу.
  • Уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Уметь составлять по плану и образцу рассказы о предмете, содержании сюжетной картины, серии последовательных картин.

ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • Проявлять интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать загадки, считалки, скороговорки.
  • Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям.
  • Выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ФЭМП

(формирование элементарных математических навыков)

-Уметь создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (по цвету, размеру, форме и т.п.), разбивать множества на части и складывать их.

— Уметь считать до 10, называть цифрыот 0 до 9. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 больше 5 на 1 и т.д.)

— Иметь представление о составе чисел в пределах 10 (на наглядной основе).

— Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

— Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

— Иметь представление о порядковом счете в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?».

—  Уметь устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами и сравнивать их по величине (по длине, ширине, толщине, высоте, по размеру, форме).

— Знать и называетгеометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), знаком с объемными геометрическими фигурами.

— Умеет моделировать геометрические фигуры, составлять из них разные тематические композиции.

— Различает и называет части суток, их последовательность.

— Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева и т.д.).

— Имеет элементарные представления о времени (части суток, раньше-позже, вчера-сегодня-завтра).

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

— Умеет действовать в соответствие с заданным алгоритмом.

— Уметь подчиняться правилам в групповых играх, самостоятельно выбирать дидактическую игру и играть

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

— Имеет представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер и пр.)

— Классифицировать предметы по свойствам (посуда – фарфоровая, стеклянная, пластиковая и т.п.).

-Определяет свойства (прочность, твёрдость, мягкость) разных материалов (дерево, бумага, ткань, глина, стекло, пластмасса, резина, кожа и пр.).

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

— Имеет представления об учебных учреждениях (детский сад, школа, колледж, вуз), различных профессиях и специальностях.

— Имеет представление о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство и пр.)

— Проявляет уважение к труду взрослых и детей.

— Имеет представление о родном крае, стране, государственных символах и праздниках, героях нашей страны (традиции, культура, достопримечательности).

— Имеет элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

-Имеет представления о животном и растительном мире.

— Знает и называет овощи, фрукты, ягоды, грибы, некоторые комнатные, лекарственные, садовые и луговые растения, деревья, кустарники.

— Имеет представления о явлениях и объектах живой и неживой природы, умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

— Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.).

— Знает и называет времена года, признаки и изменения в природе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

— Знает свои ФИО, возраст, домашний адрес, ФИО родителей, телефоны спецслужб.

— Проявляет уважительные и дружеские отношения к взрослым и сверстникам,заботу о младших, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность

— Имеет представление о гендерном развитии, о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.

— Старается оценивать свои поступки и поступки сверстников.

— Проявляет желание трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

-Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах.

-Умеет самостоятельно быстро одеваться и раздеваться; следить за чистотой своей одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.

— Умеет содержать в порядке свое рабочее место.

— Знает и соблюдает основы безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ                                    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству

— Проявляет эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

— Проявляет интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

— Определяет и называет жанры искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Рисование

— Имеет интерес к изобразительной деятельности, художественному и декоративному труду.

— Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов. персонажей сказок, старается располагать правильно предметы в пространстве, соблюдая пропорции.

— Использует в работе различные художественные материалы, знает и различает цвета и оттенки.

Лепка

-Уметь лепить с натуры, по представлению, по образцу.

Аппликация

— Правильно держит и использует ножницы.

— Использует разные приемы вырезания.

Прикладное творчество

— Умеет складывать бумагу разной фактуры разными способами, владеет техникой оригами.

— Умеет работать с природным материалом.

Конструктивно-модельная деятельность

-Умеет создавать разные постройки и конструкции. 

— Умеет самостоятельно подбирать строительный материал. 

— Умеет работать в коллективе.

Музыкальная деятельность

— Проявляет интерес и любовь к музыке.

— Различает элементарные музыкальные понятия, жанры.

— Умеет петь самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него. 

-Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие танцевальные движения и перестроения, самостоятельно придумывает движения по содержанию песни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

-Имеет представления о ценности здоровья: правильном питании, здоровым образе жизни и факторах. разрушающих здоровье.

— Имеет представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.

— Имеет представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

— Знает и соблюдает культурно-гигиенические навыки.Соблюдает правильную осанку

— Имеет потребность в ежедневной двигательной активности (зарядка, разминка, подвижная игра, танцы).

— Проявляет интерес к физической культуре и спорту, спортивным играм и упражнениям.

— Имеет потребность в развитии быстроты, силы, выносливости и гибкости.

— Умеет легко ходить, бегать наперегонки, прыгать отталкиваясь двумя ногами, на одной ноге, умеет ползать, пролезать, подлезать, перелезать через препятствия, действовать по сигналу. 

— Умеет выполнять ведущую роль в игре, соблюдает правила в коллективных играх, самостоятельно организовывает коллективные подвижные игры, стремится участвовать в играх-соревнованиях.

— Знаком с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 1 КЛАСС В 2019 ГОДУ .

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

МАТЕМАТИКА

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

ЧТЕНИЕ

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

КУЛЬТУРА И ОБЩЕНИЕ

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

МОТОРИКА

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общие сведения:

1. Свою фамилию, имя, отчество.

2. Фамилию, имя, отчество родителей (бабушек, дедушек, братьев, сестер).

3. Когда день твоего рождения?

4. Сколько тебе лет сейчас? Сколько будет через год? Через два?

5. Свой домашний адрес, телефон.

6. Где работает твой папа, твоя мама? Кем они работают?

Временные представления:

7. Времена года, уметь ориентироваться в них, знать признаки каждого времени года.

8. Название месяцев по порядку, к какому времени года относится каждый месяц.

9. Дни недели по порядку, уметь ориентироваться в них.

10. Части суток (утро, день, вечер, ночь, уметь ориентироваться в них.

Математика:

11. Прямой счет до 10. Обратный счет от 10.

12. Уметь считать предметы (счетный материал).

13. Ориентация в числовом ряду (какое число идет после 5? какое число перед 7? назови «соседей» числа 3 и т. д.).

15. Уметь сравнивать числа.

16. Знать цифры, узнавать их.

17. Знать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал,

18. Понимание смысла простых задач, выбор действия.

Чтение, речь:

19. Знать буквы.

20. Уметь читать по слогам, понимать прочитанное.

21. Различать гласные и согласные звуки.

22. Определять последовательность звуков в слове, их общее количество.

23. Уметь придумывать слово на заданный звук, сосчитать количество слогов в нем.

24. Уметь пересказать увиденное, услышанное, происшедшее.

25. Уметь выразительно рассказывать по памяти стихи.

26. Уметь придумать предложение, сосчитать в нем слова.

27. Отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

28. Уметь составлять из букв разрезной азбуки короткие слова.

Пространственные представления:

29. Знать левую и правую руки, стороны, верх — низ.

30. Ориентироваться в собственном теле.

31. Уметь сравнивать предметы по величине, ширине, высоте и т. д.

32. Уметь выкладывать по образцу узоры из палочек.

33. Ориентироваться в альбомном листе, аккуратно раскрашивать.

34. Знать основные цвета и их оттенки.

35. Понимать в речи слова «под», «над», «перед», «за», «возле».

Обобщающие понятия:

Овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, кустарники, дикие животные, домашние животные, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, рыбы, насекомые, мебель, одежда, посуда, бытовые приборы, профессии, праздники.

Консультация (старшая группа) на тему: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК 5-6 ЛЕТ.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК 5-6 ЛЕТ

Внимание

Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.

Точно следовать инструкции при выполнении задания. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

Копировать в точности узор или движение.

Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих

Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например: «Услышишь правильный ответ — похлопай в ладоши, услышишь неправильный ответ — потопай ногами».

Мышление

Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь, животные).

Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.

Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.

Находить и объяснять несоответствия. Достраивать простейшую закономерность. Определять последовательность событий.

Делать простейшие умозаключения, например, «Если папа выше сына, значит, сын…»; «Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала…»

Придумывать название к картинке.

Память

Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.

Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.

Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь — малина, зима — снег, кошка — мышка и так далее.

Запоминать простейшие считалки и скороговорки.

Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Развитие речи

Строить сложные предложения разных видов.

Образовывать новые словосочетания по образцу.

Составлять предложения из предложенных слов.

Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу -время, потехе — час».

Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.

Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).

Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика

Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «направо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слепи направо», «справа налево».

Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.

Дорисовывать вторую половину заданного предмета.

С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей.

Различать предметы по размеру, форме, цвету.

Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.

Располагать изображение на всем листе или в заданных местах: на одной линии, на широкой полосе и так далее.

Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

Окружающий мир

Называть свои имя, отчество и фамилию, возраст, а также ими, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.

Знать название города (села), в котором он живёт, а также название столицы своей Родины. Знать название нашей планеты.

Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.

Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от домашних, правильно называть их детёнышей.

Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни недели и их последовательность. Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы; называть и отличать садовые цветы от полевых; называть отличия деревьев от кустарников, приводить примеры.

Называть явления природы, осадки.

Различать одежду, обувь, головные уборы.

Называть различные виды транспорта, а также технику (экскаватор, подъёмный кран, комбайн, пылесос, мясорубка и другие).

Основы грамоты и математики

Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков либо ударов ладони по столу.

Делить простые предложения на слова. Различать гласные и согласные звуки.

Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп», «дыра».

Знать цифры от 0 до 9, знаки « + », «-», «=».

Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».

Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет?»

Что должен знать ребёнок дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Как его зовут (имя, фамилию, отчество).

2. Сколько ему лет (желательно дату рождения).

3. Как зовут родителей (фамилию, имя, отчество).

4. По какому адресу живёт.

5. Название города, в котором живёт, его достопримечательности.

6. Страну, в которой живёт.

7. Транспорт (наземный, воздушный, водный).

8. Домашних животных и их детёнышей, повадки.

9. Диких животных и их детёнышей средней полосы России, жарких   

стран, Севера; повадки.

10. Птиц (зимующих и перелётных).

11. Овощи, фрукты, ягоды.

12. Одежду, обувь, головные уборы.

13. Времена года, месяцы, дни недели,  части суток (сколько месяцев в году, какой сегодня (был вчера, будет завтра) день недели, какое вре¬мя показывают часы и т.п.).

14. Русские народные сказки.

15. Произведения для детей великих русских поэтов и писателей:

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.

Что должен уметь ребёнок дошкольного возраста (5-6 лет) 

1. Различать гласные и согласные буквы и звуки.

2. Определять количество букв и звуков в слове.

3. Делить слово на слоги и определять их количество (по числу гласных звуков, с помощью хлопков, шагов).

4. Называть количество и последовательность звуков в словах типа «рак», «сон», «зуб», «руки», «часы», «лисы», «уши» (из одного — двух слогов).

5. На слух определять мягкие и твёрдые звуки в слове.

6. Называть слог, на который в слове падает ударение.

7. Придумывать предложения из трёх-четырёх слов.

8. Называть слова, из которых состоит простое предложение.

9. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

10. Запоминать скороговорки, считалочки.

11. Знать и уметь рассказать известные сказки, стихи, рассказы для детей.

12. Подробно и правильно пересказать прочитанный или прослушанный текст из трёх-четырёх предложений.

13. Придумать рассказ по рисунку.

14. Определять неточности в картинках, исправлять их.

15. Запоминать семь-десять картинок, предметов, слов.

16. Определять различия между предметами и явлениями.

17. Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине и т. п.

18. Находить лишний предмет в группе предметов, аргументировать свой выбор.

19. Называть «чужое» слово в группе слов, например: Собака, кошка, заяц, ворона, тигр; Чашка, ложка, тарелка, вилка, сахар.

20. Легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.).

21. Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять арифметические действия в пределах 10.

22. Определять последовательность тех или иных событий, действий.

23. Рисовать карандашом вертикальные и горизонтальные линии,

геометрические фигуры, людей; штриховать предметы карандашом, не

выходя за контуры изображения.

24. Уверенно работать ножницами  (резать полоски, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы; вырезать по контуру изображение). 

Консультация (старшая группа): Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет

Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет

 Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а  главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

 Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

 Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов:  рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова.  Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

 Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

                           Консультация для родителей

«Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет»

Воспитатель: Туманова И.А.

Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет

Внимание:

  • Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Точно следовать инструкции при выполнении задания.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Выполнять упражнения на быстроту реакции.

Память:

  • Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
  • Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
  • Запомнить и повторить 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь-малина, зима — снег, кошка — мышка и т.д.
  • Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
  • Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление

  • Группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (транспорт, животные,фрукты и т.д.)
  • Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
  • Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
  • Находить и объяснять несоответствия.
  •  Достраивать простейшую закономерность.
  • Определять последовательность событий.
  • Придумывать название к картинке.

Развитие речи:

  • Строить предложения разных видов.
  • Составлять предложения из предложенных слов.
  • Образовывать новые словосочетания по образцу.
  • Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу — время, потехе — час».
  • Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
  • Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).

Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика:

  • Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слева направо», «справа налево».
  • Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
  • С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, животных, людей.
  • Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
  • Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.
  • Различать предметы по размеру, форме и цвету.
  • Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
  • Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

Окружающий мир:

  • Называть свои имя, отчество, фамилию, возраст, а также имя, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.
  • Знать название города, в котором он живет, а также столицу Родины.
  • Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
  • Называть времена года, месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.
  • Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать домашних животных от диких, правильно называть их детёнышей.
  • Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы.
  • Называть явления природы, осадки.
  • Различать одежду, обувь, головные уборы.
  • Называть различные виды транспорта.

Основы грамоты и математики:

  • Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков.
  • Делить простые предложения на слова.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп».
  • Знать цифры от 0 до 10, знаки «+», «-«, «=».
  • Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
  • Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
  • Различать и называть плоскостные геометрические фигуры. 

Что должен знать ребенок 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Виктория»

«Что должен знать

ребенок 5-6 лет?»

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.


hello_html_10d7d997.jpg

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;

  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;

  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;

  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;

  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;

  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;

  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;

  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;

  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;

  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;

  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;

  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;

  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;

  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;

  • пересказывает содержание сюжетных картинок;

  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;

  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять <р>. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.

  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.

  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.

  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.

  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.

  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.

  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.

  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.

  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.

  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.

  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.

  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;

  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;

  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;

  4. лепит из пластилина мелкие детали;

  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;

  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;

  • моет руки перед едой;

  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;

  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *