Выборочные изложения
Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос.
Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока. Основное назначение таких работ – формирование коммуникативных умений.
Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объём, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра.
Сочинения малой формы бывают как классными, так и домашними. В первом случае повышается спонтанность высказывания, во втором – создаются благоприятные условия для совершенствования текста малого объёма. Классная работа больше ориентирована на зарисовку, домашняя – на создание более совершенного текста.
Знакомя учащихся с новым жанром объёмного сочинения, часто используют текст-образец (на сходную тему, того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Роль образца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым, школьники усваивают, о чём и как следует писать в предстоящем сочинении. Только это будет уже фактически собственный текст, своего рода репетиция.
Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объёма. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы иногда беру фрагмент из текста будущего изложения.
Это та микротема, понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста. В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.).
Примеры текстов изложений
Вариант 1 — выборочное изложение-миниатюра
ВИД ИЗ ОКНА
Борис Райский, студент университета, приехал на лето к своей двоюродной бабушке, Татьяне Марковне Бережковой. Она жила, в маленьком имении, доставшемся Райскому от матери. Какой рай распахнулся ему в этом уголке, откуда его увезли в детстве! Какие виды кругом! Каждое окно в доме было рамой своей особенной картины!
С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой — широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья, пробегает по телу дрожь бодрости. Дом весь был окружён этими видами, этим воздухом, полями, садом с тёмными аллеями, беседкой и скамьями.
Возле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони. Дальше рябина, кучка лип, ельник, березняк. И все кончалось обрывом, поросшим кустами, идущими почти на полверсты вдоль берега Волги. Возле сада, ближе к дому, лежали огороды. Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни.
Перед окнами дома пестрел на солнце большой цветник. Татьяна Марковна любила видеть открытое место перед глазами, чтоб было солнышко и пахло цветами. С другой стороны дома, обращённой к дворам, ей было видно все, что делается во дворе, в людской, в кухне, на сеновале, в конюшне, в погребах. Всё это было у неё перед глазами, как на ладони.
Около дома вились ласточки, свившие гнезда на кровле. В саду и роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы, а по ночам щелкали соловьи. Двор был полон всякой домашней птицы, разношёрстных собак. Утром уходили в поле и возвращались к вечеру коровы и козел с двумя подругами. Несколько лошадей стояли в конюшнях. Над цветами около дома реяли пчелы, шмели, стрекозы, трепетали на солнышке крыльями бабочки. По уголкам жались, греясь на солнышке, кошки, котята.
Полы в доме были выкрашены, натёрты воском и устланы клеёнками. Печи обложены пёстрыми старинными изразцами. Шкафы битком набиты старой посудой и серебром.
На виду красовались старинные фарфоровые чашки, чайники, сахарницы, тяжёлые ложки. Кругленькие стулья, столы, столики жались по уютным уголкам. В доме царили покой и радость. (По И. Гончарову.)
В данной работе проводится обучение следующим умениям:
— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— описывать картину.
Такая работа может предшествовать как обычному изложению с преимущественным типом речи описание, так и сочинению-описанию, сочинению по картине.
Вариант 2 — выборочное изложение-миниатюра
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МУЖИЧОК
Летом даже ленивый и захудалый мужичонка не сходит с полосы, а хозяйственный мужичок просто-напросто мрёт на ней. Он почти не спит; ложится поздно, встаёт с зарей и спешит на работу. И жена, и взрослые дети — все мучатся хуже каторги. Даже подростки разделяют общую страдную муку. Зато в конце августа он уже может рассчитать, что своего хлеба у него хватит до масленой недели. Но сена вдоволь: есть чем и скотину прокормить, и на сторону продать можно. Сено — главная его надежда. Земельный надел так ограничен, что зернового хлеба сеется малость. Сена же он может добыть задаром, то есть только потратив, не жалеючи, свой личный труд на уборку. Если мало его личного труда, он ходит по соседям, собирает подмогу. Обыкновенно на подмогу выходят в праздники, а это тоже доставляет своего рода скорость: прогульных дней меньше. Идут весело, с песнями, работают быстро. Хозяин в первой косе. Хотя с работы возвращаются не поздно, но на миру работа идёт вдвое быстрее. Кроме того, угощенье наполовину дешевле обойдётся, чем ту же пустошь с наёмными рабочими убрать. Да и хозяину веселее, когда кругом все кипит. Это, может быть, одни из редких минут, когда в нем сердце взаправду играет.
Однако к концу страды даже хозяйственный мужичок начинает тощать на работе. Лицо у него почернело под слоем въевшейся пыли. Домашние еле бродят. К счастью, страда кончается. И озимые посеяны, и снопы с поля свезены и сложены в скирды, и последнее сено убрали. Наступает осень, иногда румяная, иногда сопровождаемая ливнями. Осень тоже имеет свою страду, но уже более снисходительную. Работают преимущественно под крышей или вблизи дома, на гумне, на огороде. Слышится стук цепов; воздух насыщается запахом созревших овощей. Но хозяйственный мужичок зорко следит за атмосферными изменениями, потому что и сплошь румяная осень может повредить, и от слишком частых дождей хозяйство, пожалуй, пострадает. Всего лучше, ежели погода перемежается. Тогда его сердце успокаивается до весны. Он ходит в поле и любуется на рост озими. Но и тут уж мелькает в его голове предательская мысль: «Что, если вдруг весна придёт засушливая или сплошь переполненная дождями?»
Но загадывать до весны далеко. Как-нибудь изворачивались прежде, изворотимся и вперёд. На то он и слывёт в округе умным и хозяйственным мужиком. Если рожь не удастся, овёс уродится. Если совсем неурожайный год будет, он кого-нибудь из сыновей на фабрику пошлёт, а сам в извоз уедет или дрова пилить наймётся. Нужда, конечно, будет, но ведь крестьянину нужду узнать никогда не лишнее.
(По М. Салтыкову-Щедрину.)
Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: найти в тексте качества, присущие, по мнению Салтыкова-Щедрина, хозяйственному крестьянину.
В данной работе проводится обучение следующим умениям:
— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.
Вариант 3 — выборочное изложение–миниатюра
БЕРЁЗА
Весной
Ветви берёзы за моим окном еле-еле отходили от долгих морозов. Они ещё были жёсткие, хрупкие, как перекалённый металл. И ветер сквозил в них со звоном.
И ещё не было птиц, чтобы им вить гнезда в ее густой кроне. Но она оживала. Об этом я узнал однажды утром.
К ней подошёл сосед. Он пробуравил в ее стволе длинным буром глубокую дыру. Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. И сок закапал. Светлый, как слезы, и чистый, как смерть.
— Это же не ваша берёза, — сказал я соседу.
— Но и не ваша, — ответил он мне.
Да, она стояла за моим забором. Она была не моя. И не его. Была общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог ее губить, а я не мог ему запретить.
Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил ее.
— Мне сок нужен, — сказал он. — В нем глюкоза.
Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. «Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок?.. Может, она стонала? Может, боялась за свою жизнь?» Я ничего этого не знал. Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. Я мог ее только жалеть…
Но через неделю рану затянуло коричневым. Это она сама себя вылечила. И как раз в это время у неё стали набухать почки. И полезли из них зелёные язычки. Тысячи. Из каждой почки вылез язычок.
Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. Она была мне нужна, эта берёза. Я привык к ней. Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.
(По С. Воронину.)
Текст используется для мини-изложения. Цель учащихся: пересказать только тот материал, который имеет отношение к объяснению причины, по которой автору нужна описываемая берёза.
В данной работе проводится обучение следующим умениям:
— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.
Вариант 4 — выборочное изложение
Летом
Берёза за окном защищает меня. Мой дом стоит метрах в ста от дороги. По дороге идут машины: грузовики, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. Их сотни. Туда, сюда. И пыль. Какая пыль стоит над дорогой! Летит к моему дому, и если бы не она, не берёза, сколько бы ее врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в лёгких! Всю эту пыль она берет на себя. Летом у неё отличная зелень. Она кипит при малейшем дуновении ветра. Густа, непроницаема. Даже солнце не может пробиться в окна. Но летом оно в комнате и не нужно. Куда лучше прохладная тенева. Зато берёза вся в солнце, и листва у неё от этого яркая, сочная, и ветви растут, наливаются силой и становятся прочными.
В июне не выпало ни дождинки, даже травы начали желтеть. Но она, видно, впрок запасла для себя влаги и нисколько не пострадала от засухи. Её листва была все такой же упругой и глянцевитой, только края у листьев стали округлые, а не зубчиками, как это было весной.
А потом налетела гроза. Она весь день кружила возле моего дома, всё мрачнела, глухо — где-то внутри себя — погромыхивала, а к вечеру разразилась. Было время белых ночей. Сначала ветер словно попробовал её — как она, крепка? Устойчива? В ответ она затрепетала листвой, не то чтобы боясь, но как бы волнуясь в предчувствии беды. И тогда ветер взвыл и налетел, как разъярённый бык, и ударил её в ствол. И тут она пошатнулась, и всю листву, что была на ней, откинула по ветру, чтобы ей легче было выстоять. И ветви, как сотни зелёных ручьев, потекли от неё. Сверкнула молния, грянул гром. И ветер стих. И пошёл крупный, тяжёлый дождь. И тогда берёза все свои ветви опустила вдоль ствола, и с них, как с опущенных рук, потекли ручьи на землю. Она знала, как ей себя вести, чтобы выстоять, сохранить жизнь.
В конце июля она осыпала всю землю вокруг себя маленькими жёлтыми самолётиками. И с ветром и без ветра она выпускала их во все стороны, чтобы только подальше от себя. Чтобы не помешала ее могучая крона набирать побольше необходимого им солнца и дождя. Чтобы она не помешала им стать сильными. Да, у неё, не как у нас, свои законы. Она не держит своих детей около себя.
Много в том году появилось берёзовых всходов: на полях, в лугах, в ложбинах, И только не было на дороге.
Если есть что самое несчастное на земле, так это — дороги. На них ничего не растёт. И никогда ничего не вырастет. Где идут дороги, там голая земля.
(По С. Воронину.)
Текст используется для выборочного изложения. Цель учащихся: пересказать только описание берёзы.
В данной работе проводится обучение следующим умениям:
— отбирать необходимый языковой материал по смыслу;
— выделять микротемы;
— передавать своими словами чужой текст;
— использовать приёмы сжатия исходного текста.
Такая работа может предшествовать полному изложению по этому же тексту, а также сочинению-описанию. Выделение из предложенного текста одной составляющей(описания дерева) автоматически обращает внимание на вторую (авторское рассуждение, вызывающее мысли об одиночестве, полезности, стойкости, нужности и т.д.) Следовательно мини-изложение по приведённому тексту может предшествовать и работе над сочинением-рассуждением.
Вариант 5 — подробное изложение
Осенью
Солнце забыло мой дом. Забыло и берёзу за моим окном. И сразу стала желтеть листва. И всё больше, больше, словно заклиная его вернуться. А его нет и нет. Сизые облака, как тревожный, напоминающий войну дым, наступают по всему небу. Идут валом, затягивают всё. Идут низко, чуть ли не касаясь телевизионных антенн. И пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили дожди, и всё стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может потому, что всему растущему влага уже не была нужна.
Я проснулся ночью. Как было темно в комнате! Как тихо!.. Только шорох падающих с ветвей капель. Печальный шорох погибающего и вечно живущего дождя. Я встал, открыл окно и увидел берёзу, еле различимую в тёмном полумраке осени. Она стояла неприкрытая, отданная ненастью. А наутро ударил заморозок. Потом ещё были заморозки, и вокруг берёзы золотым кольцом улеглась листва. И все это было во мгле. Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от неё. Ведь совсем недавно был буйный кипень* зелени, все сверкало, лоснилось, цвело. Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго. Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви деревьев, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие ночи. Зимой они будут ещё длиннее. Завоют метели. Ударят морозы… (По С. Воронину.)
*Кипень — кипени, мн. нет, жен., и кипня, мн. нет, муж. (обл.). 1. Кипяток. 2. Белая пена от кипения (поэт., преим. в сравнениях). «Плечи полные, белые, как молочный кипень» Достоевский. «Как кипень облака» Ахматова // Толковый словарь Ушакова.
Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.
В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.
Вариант 6 — подробное изложение
Зимой
Я уехал на юг. Я не мог смотреть, как с приближением зимы тоскливо отмирает то, что ещё совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. Летел самолётом. Из Симферополя ехал на такси, удивлённо и радостно оглядывал старую зелень тёплого юга. Негромко засмеялся, увидев Чёрное море.Большая тёплая вода. Я зарывался в неё. Уходил лицом ко дну, к ее зелёным камням. Ел виноград. Изнемогал на горячем песке. И глядел на море, на чаек, на вечно голодных чаек, орущих из-за куска хлеба. И снова уходил в тёплую воду, взлезал на волну и скатывался с неё и снова взлезал. Зарывался в горячий песок. И рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. Так было легче и проще. Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдёшь.
И я приехал домой. Всё было в снегу. И она стояла в сугробе. Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. И разодрали ей ствол. Не очень сильно, но белая мякоть, запрошенная снегом, лезла мне в глаза. Я прикоснулся к её стволу. Кора на нем была сухой, грубой. Это была рабочая кора, не то что там, на юге. Тут всё было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут её дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. Да, у неё свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни.
Подул северный ветер. И ветви, как кости, сухо защёлкали одна о другую. Северный никогда не бывает кратковременным. На неделю, на две разыгрывается он. И тогда берегись все живое, да к тому же если ещё мороз. Хорошо, что мой дом хоть в какой-то мере защищает ее. И все равно холодно. И холодно будет так долго, что многие слабые не доживут до весны. Но она дождётся. Она выстоит и ещё не один год постоит перед моим окном… (По С. Воронину.)
Текст используется для подробного изложения. Цель учащихся: пересказать текст максимально полно.
В данной работе проводится обучение умению передавать своими словами чужой текст.
Урок по русскому языку «Подробное изложение» (7 класс)
Дата: 13.12.13
Урок русского языка в 7 «Г» классе
Тема: Подробное изложение
Цели:
— обучающая: формировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты с описанием трудового
процесса, раскрывать тему и основную мысль, использовать языковые средства в
соответствии с идейным замыслом автора;
— развивающая: развивать речевые умения и навыки;
— воспитательная: воспитывать любовь к языку, формировать раннюю проф. ориентацию.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: раздаточный материал, доска, мел.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие. Сбор домашних тетрадей, раздача тетрадей по развитию речи. Целеполагание.
II. Вступительная беседа.
— Ребята, давайте вспомним, какие типы речи вам известны? Что представляет собой тип речи повествование?
— А какие виды изложений вы уже писали?
— Сегодня мы с вами будем писать подробное изложение. Вы должны будете передать содержание близко к тексту. Текст о процессе труда. Что вы можете сказать о процессе труда? Что это? Какой тип речи будет использоваться при его передаче?
III. Чтение текста.
— На ваших партах лежат листочки с текстом нашего изложения. (Приложение 1) Внимательно прочитайте его, чтобы потом ответить на вопросы, и подумайте, как вы его озаглавите. (читают 1-ый раз)
Три года учения позади. Надя стала художником-аэрографистом на Дулевском фарфоровом заводе.
Работа оказалась интересной, хотя и не совсем такой, какой с детства представлялась Наде. Оказалось, что рисунок вовсе не определяется фантазией отдельного живописца. Только принятый и утверждённый рисунок «запускается» в производство большими сериями.
Надя сидит за своим рабочим столом и с удовольствием наносит на чайные чашки узор, который называется «белый горошек». Перевёрнутая вверх дном, пока ещё совершенно белая чашка кладётся на вращающуюся подставку, которая называется «турнеткой». К чашке плотно прилегает трафарет — нечто очень похожее на большого паука с проволочными ножками. Каждая ножка заканчивается кружочком, плотно лежащим на поверхности чашки. Левой рукой Надя медленно вращает турнетку, а правой берёт аэрограф и нажимает кнопку. Струя распылённой краски ровно ложится на фарфор, а места, закрытые кружочками, остаются белыми. Когда Надя осторожно снимает «паука», то на бледной поверхности чашки, как бы покрытой синеватой полутенью, виден красивый симметричный узор из крупных ярко-белых горошин.
Наде всё здесь нравится. А вечерами после работы берёт Надя в руки карандаш и придумывает всякие орнаменты. Очень хочется ей создать свой, оригинальный, неповторимый узор.
IV. Беседа по содержанию текста.
— Итак, ребята, о чем говорится в данном тексте? Какова его тема?
— О каком трудовом процессе идет речь?
— Как мы можем озаглавить текст? (Аэрографист. Творческая работа. Любимая работа.)
— Что нового вы узнали о профессии аэрографиста?
— Каким типом речи является данный текст?
— Найдите в тексте описание и повествование. Зачитайте.
— При помощи каких глаголов передается последовательность труда Нади? (записываем в тетради: сидит, наносит, вращает, берет, нажимает, снимает, придумывает)
V. Повторное прочтение текста. (читают 2-ой раз)
VI. Работа над планом изложения.
— Итак, с чего начинается текст? (ответы и сопутствующая запись пункта плана)
I Художник-аэрографист.
— О чем мы можем здесь написать?
II Интересная работа.
— Что является основной частью текста?
III Нанесение рисунка
Турнетка.
Трафарет.
Готовый узор.
— Чем заканчивается текст?
IV Мечта Нади.
План.
I Художник-аэрографист.
II Интересная работа.
III Нанесение рисунка.
Турнетка.
Трафарет.
Готовый узор.
IV Мечта Нади.
VII. Работа над трудными словами.
— Обратите внимание на доску. На ней записаны новые, незнакомые для вас слова: трафарет, турнетка, аэрограф. (объясняю значение) Запишите эти слова. Как они называются? (профессионализмы)
Обратите внимание на написание следующих слов и словосочетаний: вверх дном, оригинальный орнамент, симметричный узор.
— Подберите синонимы к следующим словам и запишите их: 1 вариант – интересный, 2 вариант – Надя.
VIII. Заключительное прочтение.
Собираю листочки.
IX. Написание изложения.
Сдача тетрадей.
Приложение 1.
Подробное изложение
Прочитайте текст.
Три года учения позади. Надя стала художником-аэрографистом на Дулевском фарфоровом заводе.
Работа оказалась интересной, хотя и не совсем такой, какой с детства представлялась Наде. Оказалось, что рисунок вовсе не определяется фантазией отдельного живописца. Только принятый и утверждённый рисунок «запускается» в производство большими сериями.
Надя сидит за своим рабочим столом и с удовольствием наносит на чайные чашки узор, который называется «белый горошек». Перевёрнутая вверх дном, пока ещё совершенно белая чашка кладётся на вращающуюся подставку, которая называется «турнеткой». К чашке плотно прилегает трафарет — нечто очень похожее на большого паука с проволочными ножками. Каждая ножка заканчивается кружочком, плотно лежащим на поверхности чашки. Левой рукой Надя медленно вращает турнетку, а правой берёт аэрограф и нажимает кнопку. Струя распылённой краски ровно ложится на фарфор, а места, закрытые кружочками, остаются белыми. Когда Надя осторожно снимает «паука», то на бледной поверхности чашки, как бы покрытой синеватой полутенью, виден красивый симметричный узор из крупных ярко-белых горошин.
Наде всё здесь нравится. А вечерами после работы берёт Надя в руки карандаш и придумывает всякие орнаменты. Очень хочется ей создать свой, оригинальный, неповторимый узор.
«Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева»
«Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева»
Урок русского языка в 5-м классе
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, особенности).
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев — выдающийся советский и российский писатель. Автор произведений: «До будущей весны», «Тают снега», «Царь-рыба» и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 30-х), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами. [
РОДНЫЕ БЕРЕЗЫ
Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.
Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то. Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку.
Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки. Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.
В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира: платаны, чинары, кипарисы, магнолии, пальмы. Эти заморские растения удивляли, но не радовали.
Бродил я по приморскому парку и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиною в детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить. Березы часто поливали, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.
Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже.
Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа. Даже за ремешками картузов у парней — березовые ветки. Подкараулив девок с водою, парни бросали им в ведра свои ветки, а девушки старались не расплескать воду из ведер — счастье выплеснуть! В кадках вода долго пахла березовым листом. Крыльцо и пол сеней были застелены молодыми ветками папоротника. По избам чадило таежным летом, уже устоявшимся, набравшим силу. В этот день — в Троицу — народ уходил за деревню с самоварами и гармошками.
Ах, как сладко пахнет береза!
Работа с текстом. Часть 1
– От чьего лица идет рассказ?
(От лица автора)
– Почему главному герою дали путевку?
(Он заболел)
– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
– В каком словаре мы можем узнать значение слов?
(“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)
«Словарь русского языка»
Путёвка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2.Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).
– Каково лексическое значение слова санаторий ?
Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.
Работа с текстом. Часть 1
– Где находится санаторий?
(На юге страны)
Бывал ли там раньше автор?
(Нет, он там впервые)
– Куда пошел гулять главный герой?
(В парк)
Почему парк называется приморским?
– Чем поразил автора этот парк?
(Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
– Какие деревья там росли?
(Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
Фикус
Платан
Чинара
Кипарис
Пальма
Работа с текстом. Часть 1
– Как характеризует автор все эти растения?
(Деревья с африканским отливом в широких листьях)
Как вы понимаете это выражение?
– Что поразило главного героя при виде фикусов?
(Они росли не в кадках, а на улице)
– Автор пишет, что платаны и чинары “воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.
Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь событию, герою, реже предмету.
– На что похожи семена чинар?
(На мохнатые шарики с ниточками)
– Какие пальмы увидел главный герой?
(Низкие, высокие, разлапистые)
– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм?
(С шевелюрами современных молодых людей)
– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.
Работа с текстом. Часть 2
– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части?
(В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)
Такой прием называется противопоставлением.
– Что увидел автор среди заморских кущ?
(Березы)
– Как вы понимаете значение слова куща ?
в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение , которое значит “то, что кустится”.
Запись в тетрадях
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами?
(Глазел, дивился, увидел)
Какое из названных слов является стилистически нейтральным?
(Увидел)
А какие употребляются в просторечии?
(Глазел, дивился)
– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”?
(Березы здесь не растут)
– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос?
(Во фразеологическом словаре)
Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному
– Почему автор называет березы сиротами?
(Так как они одиноки среди заморских растений)
– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.
Запись в тетрадях
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…
– Каково лексическое значение слова лопотали ? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить?
(Говорили неясно)
Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?
– Знакомо ли вам значение слова долу ? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.
– То есть, березы опустили вниз ветви.
– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз ? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чём-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.
– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях
… Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…
– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений?
Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.
– Как появились березки в парке?
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…
– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях
… листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
– Как вы думаете: почему?
(Они будто стремились на Родину)
– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
– Что представляют собой козырьки ворот ? Наличники окон ?
козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.
– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа ”?
Определение типа речи 2 части текста.
– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?
Запись в тетрадях.
Прогулка по парку.
Березки на полянке.
История деревьев.
Воспоминания автора.
– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите.
(Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).
– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут
(какие они: стволы, листики березки)?
– Какой еще тип речи представлен в тексте?
(Описание)
Какой является ведущим?
( Повествование)
(2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)
– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.
- Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
- Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
- Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
- Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
- Прогулка по парку.
- Березки на полянке.
- История деревьев.
- Воспоминания автора.
Определение стиля
– Вспомним автора текста.
(В.П. Астафьев)
– Кто он?
(Писатель)
– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев?
(Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)
– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь?
(Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)
Анализ выразительных средств
– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические средства и заполним таблицу.
Лексические
синонимы
глазел, дивился, увидел
фразеологизмы
глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты
заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры
пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения
березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения
кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова
долу
просторечные слова
глазел, дивился
Подведение итогов.
– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.
художественный
повествование с элементами описания
Любовь к родной земле
Нужно уметь любоваться красотами родных мест
Домашнее задание
– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он , можете употреблять контекстные синонимы главный герой , В.П. Астафьев .
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
- 1. Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – М.: Просвещение, 1999.
- 2. Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
- 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
- 4. http://festival.1september.ru/articles/560805 /
- 5. http://yandex.ru/yandsearch?text= Тема.%20%20Идея.%20рассказа%20Астафьева%20родные%20березы%205%20класс%20изложение& clid=9403&lr=54
- 6. http:// www.uchportal.ru/load/32-1-0-59734
- 7. http:// www.shishkova.ru/students/synopsis07.htm
- 8. http:// sci-book.com/russkiy-yazyik/rodnyie-berezyi-73609.html
- 9. http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F6502%2F166501681.d%2F0_7cc08_9afa3201_XL&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-660-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1426008295406&viewport=wide&p=1&text=пальмы&noreask=1&pos=51&rpt=simage&lr=54
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%F2%E0%F4%FC%E5%E2,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7
Конспект урока русского языка в 7 классе «Выборочное изложение с описанием внешности человека»
Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Класс: 7
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.
Задачи:
Предметные:
— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;
— выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.
Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус
Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.
Оборудование: Тексты, презентация
Ход урока.
В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.
Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.
— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.
2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.
3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).
Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.
Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.
А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.
Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.
Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…
1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.
М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)
В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.
III. Работа с текстом
1. Прослушивание текста.
2. Беседа по тексту.
— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)
— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)
— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)
— Какова композиция текста?
— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;
диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)
— Какое впечатление произвёл на вас текст?
— Чем интересно его содержание?
— Какова тема текста?
— Каково построение текста? Сколько в нём частей?
— Назовите микротемы.
— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?
— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)
— Объясните слова, помеченные звёздочкой.
3. Чтение задания на с.62.
— Что означает термин выборочное изложение?
— Какую работу нам предстоит выполнить?
— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).
4. Составление плана.
Первое впечатление.
Внешность (лицо, одежда и т.д.)
Характерные действия.
— Сколько абзацев у вас получится?
— Каково первое впечатление от героев отрывка?
— Что вы напишите в первом абзаце?
— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?
— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?
Каким пунктам нашего плана это соответствует?
— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)
— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)
— «Белёсые брови» — какого они цвета?
— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?
— Придумайте и запишите заголовок к тексту.
Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».
5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.
6. Обсуждение планов
7. Повторное чтение текста.
V. Написание изложения. (используя причастия).
Домашнее задание (по выбору):
Повторить §§ 9-22; дописать изложение
Приложение №1
Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здорово, браток!
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что……
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……
Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»……
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
1956-1957
Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его. Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…(В. Астафьев)
Изложение (см. памятку на с. 149). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3-го лица изложение. Озаглавьте его. Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…(В. Астафьев) Весной Ветви березы за моим окном еле-еле отходили от долгих морозов. Они еще были жесткие, хрупкие, как перекаленный металл. И ветер сквозил в них со звоном. И еще не было птиц, чтобы им вить гнезда в ее густой кроне. Но она оживала. Об этом я узнал однажды утром. К ней подошел сосед. Он пробуравил в ее-стволе длинным буром глубокую дыру. Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. И сок закапал. Светлый, как слезы, и чистый, как смерть. — Это же не ваша береза, — сказал я соседу. Да, она стояла за моим забором. Она была не моя. И не его. Была общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог ее губить, а я не мог ему запретить. Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь березы и маленькими глотками выпил ее. — Мне сок нужен, — сказал он. — В нем глюкоза. Он пошел к себе, оставив у березы трехлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. «Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льет сок?.. Может, она стонала? Может, боялась за свою жизнь?» Я ничего этого не знал. Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. Я мог ее только жалеть… Но через неделю рану затянуло коричневым. Это она сама себя вылечила. И как раз в это время у нее стали набухать почки. И полезли из них зеленые язычки. Тысячи. Из каждой почки вылез язычок. Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. Она была мне нужна, эта береза. Я привык к ней. Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне. Летом Береза за окном защищает меня. Мой дом стоит метрах в ста от дороги. По дороге идут машины: грузовики, легковые, автобусы, бульдозеры, самосвалы, тракторы. Их сотни. Туда, сюда. И пыль. Какая пыль стоит над дорогой! Летит к моему дому, и если бы не она, не береза, сколько бы ее врывалось в окна, оседало бы на столе, на постели, в легких! Всю эту пылъ она берет на себя. Летом у нее отличная зелень. Она кипит при малейшем дуновении ветра. Густа, непроницаема. Даже солнце не может пробиться в окна. Но летом оно в комнате и не нужно. Куда лучше прохладная тенева. Зато береза вся в солнце, и листва у нее от этого яркая, сочная, и ветви растут, наливаются силой и становятся прочными. В июне не выпало ни дождинки, даже травы начали желтеть. Но она, видно, впрок запасла для себя влаги и нисколько не пострадала от засухи. Ее листва была все такой же упругой и глянцевитой, только выросла и края у листьев стали округлые, а не зубчиками, как это было весной. А потом налетела гроза. Она весь день кружила возле моего дома, все мрачнела, глухо — где-то внутри себя — погромыхивала, а к вечеру разразилась. Было время белых ночей. Сначала ветер словно попробовал ее — как она, крепка? Устойчива? В ответ она затрепетала листвой, не то чтобы боясь, но как бы волнуясь в предчувствии беды. И тогда ветер взвыл и налетел, как разъяренный бык, и ударил ее в ствол. И тут она пошатнулась, и всю листву, что была на ней, откинула по ветру, чтобы ей легче было выстоять. И ветви, как сотни зеленых ручьев, потекли от нее. Сверкнула молния, грянул гром. И ветер стих. И пошел крупный, тяжелый дождь. И тогда береза все свои ветви опустила вдоль ствола, и с них, как с опущенных рук, потекли ручьи на землю. Она знала, как ей себя вести, чтобы выстоять, сохранить жизнь. В конце июля она осыпала всю землю вокруг себя маленькими желтыми самолетиками. И с ветром и без ветра она выпускала их во все стороны, чтобы только подальше от себя. Чтобы не помешала ее могучая крона набирать побольше необходимого им солнца и дождя. Чтобы она не помешала им стать сильными. Да, у нее, не как у нас, свои законы. Она не держит своих детей около себя, поэтому и не вырождается. Много в том году появилось березовых всходов: на полях, в лугах, в ложбинах, И только не было на дороге. Если есть что самое несчастное на земле, так это — дороги. На них ничего не растет. И никогда ничего не вырастет. Где идут дороги, там голая земля. Осенью Солнце обходит мой дом. Обходит и березу за моим окном. И сразу стала желтеть листва. И все больше, больше, словно заклиная его вернуться. А его нет и нет. Сизые облака, как тревожный, напоминающий войну дым, наступают по всему небу. Идут вал ва валом, затягивают все. Идут низко, чуть ли не касаясь телевизионных антенн. И пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили дожди, и все стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может потому, что всему растущему влага уже не была нужна. Я проснулся ночью. Как было темно в комнате! Как тихо!.. Только шорох падающих с ветвей капель. Печальный шорох погибающего и вечно живущего дождя. Я встал, открыл окно и увидел березу, еле различимую в темном полумраке осени. Она стояла неприкрытая, отданная ненастью. А наутро ударил заморозок. Потом еще были замороки, и вокруг березы золотым кольцом улеглась листва. И все это было во мгле. Но когда деревья оголились, выглянуло солнце, и какой грустью повеяло отовсюду, а особенно от нее. Ведь совсем недавно был буйный кипень зелени, все сверкало, лоснилось, цвело. Все было так прекрасно и жизнерадостно и вдруг исчезло. И исчезло надолго. Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви деревьев, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие ночи. Зимой они будут еще длиннее. Завоют метели. Ударят морозы… Зимой Я уехал на юг. Я не мог смотреть, как с приближением зимы тоскливо отмирает то, что еще совсем недавно радовало, вселяло уверенность в жизни. Летел самолетом. Из Симферополя ехал на такси, удивленно и радостно оглядывал старую зелень теплого юга. Негромко засмеялся, увидев Черное море. Большая теплая вода. Я зарывался в нее. Уходил лицом ко дну, к ее зеленым камням. Ел виноград. Изнемогал на горячем песке. И глядел на море, на чаек, на вечно голодных чаек, орущих из-за куска хлеба. И снова уходил в теплую воду, взлезал на волну и скатывался с нее и снова взлезал. Зарывался в горячий песок. И рядом со мной были такие же, как я, сбежавшие со своих мест в эту благодать. Смеялись, шутили, искали на берегу разноцветные камешки и старались не думать о том, что было дома. Так было легче и проще. Но от дома, как от самого себя, никуда не уйдешь. И я приехал домой. Все было в снегу. И она стояла в сугробе. Пока меня не было, ликовали дерущие морозы. И разодрали ей ствол. Не очень сильно, но белая мякоть, запорошенная снегом, лезла мне в глаза. Я прикоснулся к ее стволу. Кора на нем была сухой, грубой. Это была рабочая кора, не то что там, на юге. Тут все было для борьбы с ненастьем, вьюгами, ветрами. И, как всегда, при встрече с ней в голову мне полезли странные мысли. Я стал думать о том, что вот она не ушла со своего места, не покинула эту суровую землю, на которой выросла сама и растут ее дети. Не ушла, а только крепче затаила свои почки, сжала их, чтобы сохранить от морозов и весной взорвать листьями, а потом вырастить семена и отдать их земле, чтобы жизнь была вечной и прекрасной. Да, у нее свои обязанности, и выполняет она их стойко и честно. Как и всегда, надо выполнять то, что необходимо для жизни. Подул северный ветер. И ветви, как кости, сухо защелкали одна о другую. Северный никогда не бывает кратковременным. На неделю, на две разыгрывается он. И тогда берегись все живое, да к тому же если еще мороз. Хорошо, что мой дом хоть в какой-то мере защищает ее. И все равно холодно. И холодно будет так долго, что многие слабые не доживут до весны. Но она дождется. Она выстоит и еще не один год постоит перед моим окном… |
Надо написать изложение 7 класс на тему «Берёза», пожалуйста помогите!!
Meddytall12 авг. 2014 г., 6:33:08 (5 лет назад)
Сочинение на тему: «Береза весной»Радуюсь весне вместе с березкой.Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен и стихотворений посвящено этому дереву. О березовом дереве мы много читали и в народных сказках. Художники очень любят изображать березы на своих пейзажах. Они всегда выглядят очень поэтично — и зимой, и летом. Березовые рощи всегда светлые, очень красивые.У меня есть своя любимая березка. Она растет в парке, недалеко от нашего дома. Когда я иду из школы, я прохожу мимо этой березки и часто останавливаюсь, чтобы полюбоваться ею. У нее белая кора, она очень нежная на вид, а кое-где — розоватая. Когда мы в школе говорим о временах года, я всегда думаю о своем дереве, своей любимой березке. По ней очень хорошо видно, как одно время года сменяет другое. Летом береза вся зеленая, как в песне, в которой поется, что береза стоит в зеленом сарафане. Осенью ее почти круглые желтые листочки напоминают монетки, которые осыпаются очень быстро. Зимой береза самая красивая из всех деревьев — она стоит белая на белом фоне, почти сливается со снегом, только черные полоски на коре выделяются. Но лучше всего выглядит моя березка весной.Едва начинает теплеть, я подхожу к березке и проверяю, начали ли набухать ее крошечные почки на тонких гибких веточках, опускающихся вниз. Для меня это самый главный знак: как только почки чуть-чуть увеличились, значит, весна началась. А потом я начинаю ждать первых листочков, они такие тоненькие, яркие, поначалу совсем маленькие. Одновременно с ними береза выбрасывает и сережки, которые выглядят очень трогательно, подрагивают на ветру. Листва еще такая, что не заслоняет сережек, они смотрятся как настоящее украшение. Но листья растут стремительно. В эти дни я каждый день подхожу к своей березке, наблюдаю, как она все сильнее зеленеет, как все больше и гуще делается ее листва.Весной из берез добывают березовый сок. Это нужно делать до того, как дерево выпустило листья. В коре делают надрез, откуда вытекает сладкий прозрачный сок. Делать это надо, умея, иначе можно погубить дерево. Мне такого видеть не приходилось — только в книжках читать. На моей березе никто этого не делал. Это очень хорошо, а то мне было бы ее очень жалко. Мне бы казалось, что ей очень больно. А я хочу, чтобы моя березка радовалась весне вместе со мной, чтобы она зеленела и шелестела своими листьями на ветру и поднимала настроение всем, кто любуется ею.