Артикуляционная зарядка в стихах: Картотека (младшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах – Артикуляционная гимнастика в стихах | НАУМЁНОК

Содержание

Картотека (младшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах.

«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах — часики        

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — лопатка        

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Артикуляционная гимнастика в стихах — окошко        

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

«Варенье»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Варенье        

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка        

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки        

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заборчик        

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Дудочка        

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок        

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки        

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

«Качели»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Качели        

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Гармошка        

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Иголочка        

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Пароход        

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Маляр        

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Бульдог        

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор        

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

Артикуляционная гимнастика в стихах | НАУМЁНОК

Гимнастика для рук и ног — дело привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они были ловкими и сильными. А вот зачем тренировать язычок? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы, гимнастика необходима.

Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленные движения для правильного звукопроизношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психологическое состояние ребёнка, мешают ему хорошо учиться и общаться со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение звуков и преодолеть уже сложившееся звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика в стихах

подойдет даже детям от двух лет.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, что делает его язычок.Зрительное восприятие поможет приобрести автоматизированный навык произношения звуков.

Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок
Забыв про лень.

***************************

Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7)

***************************

Расстелил половичок
На крылечке язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10)

***************************

Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра –
В гости к тетушке пора!
(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт»)

***************************

Тетушка Щечка племянничка ждет,


Блинчики с маком к обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)

***************************

На лошадке, по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несется:
Цок, цок, цок, цок, цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее)

***************************

Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,


Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объеденье –
Ням-ням-ням-ням.
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз)

***************************

Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься язычку
«Блл, бллл!» — предлагают.
(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка)

***************************

Ну-ка, детки, с язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз)

***************************

Дайте язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
(Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая)

***************************

Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щечки в щечку покатать


Его не каждый мог!
(Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз)

***************************

Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – бррррр….
(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 секунд)

***************************

Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя…
Отдыхаем все, друзья!
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек)

(Автор стихов Е. Анищенкова)


Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут и язычок малыша станет сильным и послушным.

С уважением, Ольга Наумова

 

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Картотека (средняя, старшая группа): Артикуляционная гимнастика в стихах

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Чтобы ребёнок научился правильно произносить «трудный звук», сначала необходимо разучить с ним артикуляционную гимнастику. Она представляет собой определённый комплекс упражнений для губ и языка. Её цель – укрепить мышцы и улучшить подвижность артикуляционных органов. Работая с малышом над тем или иным звуком, можно сделать это играя. Вместо того чтобы заставлять ребёнка многократно повторять одни и те же упражнения, можно использовать игры со стихами, которые помогут дольше удерживать его внимание.

Заниматься артикуляционной гимнастикой надо следующим образом:

— посадите ребёнка на стул перед зеркалом (лучше если оно будет большим), сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и малыша. Следите за осанкой: спина должна быть прямая.

— начинайте с самых простых упражнений, читая стихотворение, чтобы заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание.

— гимнастику необходимо делать каждый день: сначала по 5-7 мин, затем время можно увеличить до 15 мин.

— начинать надо с 2-3 упражнений, добиваясь их чёткого выполнения, и только тогда разучивать следующие.

— движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.

После того как ребёнок научится правильно выполнять гимнастику для языка, специалисту будет легче заниматься постановкой звуков, а возможно они появятся и сами.

«Улыбочка»

Растяни в улыбке губы

И пропой тихонько: «И-и-и».

Зубки все у нас видны

Сверху, снизу, посмотри!

Описание: растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Удерживать положение под счет до 10.

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,  вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

«Надуваем шарики»

Шарик красный (синий, жёлтый) надувай,

Воздух тихо выпускай.

Описание: губы плотно сжаты, надуть щёки и удерживать воздух под счёт до 10. Воздух выпускать через губы медленно и плавно.

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Широка Нева – река. И улыбка широка.

Зубки все мои видны – от краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Мостик»

Чтобы мостик получился,

Язычок наш изловчился,

Кончик спрятал за зубами,

По нему поедут сани.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык выгнуть «мостиком», кончик поставить за нижними зубами. Если ребёнок не может выполнить задание, попросите его произнести «и-и-и»

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та.

«Заводим мотор»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Заводим мотор        

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

«Чашечка»

Блинчик на губе лежал,

Вдруг поднялся, не дрожал.

Поднимал наверх края –

Это «чашечка» моя!

Описание: выполнить упражнение «Блинчик». Из этого положения поднять язык вверх, загибая боковые края, чтобы получилась форма чашки.

Артикуляционная гимнастика в стихах игры с язычком

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» — Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» — Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

— Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

«Лопаточка»

«Лопаточка» — Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Часики»

— Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Качели»

— Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Змейка»

— Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.

«Чашечка»

— Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Вкусное варенье»

— Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Трубочка-желобок»

— Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.

«Горка»

— Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Маляр»

— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

«Грибок»

— Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

— Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

«Пароход»

— Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы



«Болтушка – индюк»

— Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Барабанщики — дятел»

— Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Картотека по развитию речи на тему: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

«Часики»

 Тик – так, тик – так –

 Ходят часики – вот так!

 Влево тик, Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

 Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

 Рот приоткрою я немножко,

 Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

 Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

 Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

 Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

 Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

 Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

 

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

 Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

 Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

 На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

 

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

 Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

«Качели»

 На качелях

Я качаюсь

 Вверх – вниз,

 Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

 Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

 

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

 Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

 Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

Артикуляционная гимнастика в стихах | Блог Логомамика

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слаженно, и координировано.

Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.

Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

 

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

 

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

Конспекты артикуляционных гимнастик в стихах

Комплексы артикуляционных гимнастик в стихах для детей с ОВЗ

Комплекс артикуляционной гимнастики №1

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Комплекс артикуляционной гимнастики №2

«Показать язык»

Язык наш нужно показать, сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та

(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, пусть немножко подремает.

(счет до 10, язык расслаблен)

«Футбол»

Кончилось уже безделье, Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать. Носик глубоко вдыхает, Язык на губке притихает, Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем, мяч в ворота забиваем.

Комплекс артикуляционной гимнастики №3

«Побелим потолок»

Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело, на губу варенье село,

Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.

«Лошадка»

Будто в цирке выступает, конь подковами играет,

Ты не бойся и смелей, запрягай его скорей.

Комплекс артикуляционной гимнастики №4

«Индюк» 

Ходят по двору подружки – две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: «бл – бл – бл».

«Гармошка»

Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 « Лопатка»

Как волшебник, наш Николка — лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка — острым. Чередовать движения 6 раз.

Комплекс артикуляционной гимнастики №5

«Маляр»

Потолок покрасил гномик, приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

 «Шарик»

Шарик лопнул у Танюшки – плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук «Ш. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

 «Пароход»

Быстро по реке плывёт и гудит наш пароход – «ыыыы»!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики №6

«Грибок»

Вот грибок на тонкой ножке – ты клади его в лукошко.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

 «Дудочка»

Смастерим мы дудочку, дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 5

 «Орешки»

Собираем мы без спешки, словно белочка, орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко .

Комплекс артикуляционной гимнастики №7

«Рыбка»

Не нужны сейчас улыбки – делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

«Блинчик» 

Мы печём, печём блиночки и для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание «пя – пя – пя». Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

 «Барабан»

Петя встал сегодня рано и стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук «д – д – д…» – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики №8

«Лошадка»

На лошадках по дорожке скачут Аня и Серёжа.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать.

 «Часики»

Тик – так, тик – так – ходят часики – вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

 «Качели»

На качелях мы качались, и друг другу улыбались.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.

 «Окошко»

Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот — «холодно».

Комплекс артикуляционной гимнастики №9

«Трубочка»

Сосёт апельсиновый сок из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

«Бублик»

Юля бублик быстро съела, земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука «о». Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

 «Насос»

С братом мы возьмём насос – будет праздник для колёс:

Подкачаем шины папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук «сссссс…» Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Комплекс артикуляционной гимнастики №10

«Бегемот»

Широко разинув рот, зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка, губы сжав, читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

«Хоботок»

Кашку манную мы ели и добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок, плачет великан – ребёнок.

Растянуть губы в улыбке. Произносить «ням – ням – ням» затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууууууу» чередовать упр. 4 – 6 раз.

«Лопатка»

На нижней губке язычок

Расстелем, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о