7 вида класс: 7 вид обучения в общеобразовательной школе – Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах

Содержание

Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

коррекционный классКоррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

виды коррекционных классов

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— умственную отсталость;
— ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

коррекционные классы в школах

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

коррекционный класс 5 вида

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

— I – для слабослышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV – для слепых и слабовидящих;
— V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;
— VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;
— VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

коррекционный 3 класс

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

программа для коррекционного класса

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

специальные коррекционные классы

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО

  • слабослышащие, 3 варианта

  • слепые, 4 варианта

  • слабовидящие, 3 варианта

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Что ещё почитать?

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

7 вид -это выход для ребёнка или приговор? — 22 Июня 2015


Блог elena_urievn

Последнее время стало модным, чуть что отправлять ребёнка на комиссию ПМПК. Немного заторможенный, боится отвечать при всех, значит ЗПР, а то и вообще умственно отсталый. Понимаю, что отправлять на комиссию нужно, но не всех поголовно, а внимательно подходить к каждому ученику. В нашей школе из 700 человек 20 — это дети 7 вида, и 9 — ученики 8 вида. Самое ужасное то, что 8 вид как правило не снимают. А если произошла ошибка, и ребёнок не отвечал на вопросы комиссии из-за домашнего или школьного стресса? И куда потом пойти выпускнику школы с зелёненьким свидетельством в руках? В Амурской области единичные СПУ берут таких детей. Так что же такое 7-8 вид? Выход из создавшейся ситуации неуспевающего ученика или приговор «дурачка» на всю жизнь?



Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Год назад моя отличница (пятиклашка) вляпалась в историю. Случайно оказавшись в компании не очень благополучных девочек, была задержана вместе с ними в краже лака для ногтей. Сама она ничего не брала, но на учет была поставлена. В шоке были все. Через год ее сняли с учета и хорошо, что это никак не отразится на ее дальнейшей судьбе. А вот с 7-8 видом никогда не сталкивалась.


Спасибо за комментарий. Хорошая у вас школа, если таких детей нет. А у нас все больше и больше неуспевавающих, вот и приходится отправлять на ПМПК.


Т. е. на комиссию отправляете детей Вы сами?


Кл. рук. и психолог пишут характеристики,  собирают копии контрольных.


Т. е. работники школы? Так? А кто же тогда виноват, что в школе много детей с ОВЗ? Те, кто их послал на комиссию? Так?


Вопрос  странный. А кто виноват в том, что у нас сейчас идет дождь, а у вас засуха? tongue

Если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Либо не выводить коррекционников на 7 и 8 вид, либо работать с ними, учитывая их особенности. Это решение каждого учебного заведения. Ведь часто детей с ОВЗ не направляют на ПМПК, чтобы не было лишних проблем. Но вот ГИА… wink

А на ГИА свои подходы — лазейки


Если ребёнок не успевает, то наш отдел образования требует выяснения причин и как следствие — отправить детей на ПМПК .Единичные случаи — инициатор родители. С двумя нашими детьми — инициатором отправления девочки на ПМПК — стали органы опеки по просьбе бабушек, а мальчика — отдел образования, так как через врачей получить инд. обучение не получилось.


wink

А я сталкивалась, когда подрабатывала в школе 8 вида, там действительного учатся дети с задержкой  психического развития. И если ребенок не отвечает на вопросы комиссии, то он не попадет в эту школу. Нужно ещё собрать целый пакет документов.


Да, но в коррекционнной школе совсем другие условия, и в классе их по 9-12 человек. А у нас таких детей посадили в обычные классы. Сейчас по закону об образовании — всех ЗПР в общеобразовательный класс. Для адаптации так сказать. А что делать с остальными детьми. Да и этот ученик почти весь день просто сидит.


wink

Но ведь направляют в школу 8 вида не только решением ПМПК. Надо обязательно заключение психиатра или психоневролога. А нелеченым детям или впервые обратившимся,  диагноза для вывода из общеобразовательной школы не ставят. А с ЗПР вообще просто. Такие дети могут (и чаще всего) обучаться в обычной школе, но по адаптированной программе. Заключение могут снять, если есть положительная динамика.


Да, мы это знаем. Но у нас таких детей не выводят из школы, а наоборот оставляют в ОБЫЧНЫХ КЛАССАХ. Выводят только агрессивных.


Коррекционные школы закрывают, интегрируя детей с ОВЗ в массовые. Учитель работает с ними по программам 7 или 8 вида.


На которые у школы нет лицензии


У нас лицензия есть.


Нет лицензии — не имеют права обучать.


wink

Как они тогда обучают?


Не знаю. У нас есть лицензия.


У нас лицензия только на общеобразовательную деятельность.


Аттестат не имеют права выдавать


wink

У меня в классе два ребенка 7 вида. Они обучаются по обычной программе, только задания подбираю несколько упрощенные. Когда дети писали КДР, то детей 7 вида считали отдельно. Им для тройки нужно было заработать всего несколько баллов. ГИА такие дети тоже сдают отдельно от остальных и в щадящем режиме. Просто так 7 и 8 вид детям не дают. Их обследуют специалисты неоднократно, и не только районные, но и краевые.


c



Цитата

ГИА такие дети тоже сдают отдельно от остальных и в щадящем режиме.

Если эти дети обучаются в общеобразовательной школе, то сдают такой же экзамен, только на 1,5 часа больше его пишут. Или для них заказывают контрольную работу. Но требования как и к другим. Никто не помогает таким детям. В аудитории также 2 организатора.

Совершенно верно


wink

Для некоторых и 1,5 часа играют значение. Такие дети могут выйти, отдохнуть, покушать. снять стресс во время экзамена, а время экзамена продлевается.


У нас к сожалению только одна ПМПК — областная. Городская есть, но мы к ней не относимся, ведь мы -ЗАТО. Для нас вывезти детей на комиссию большая проблема — областной центр в 4-х часах езды.А по поводу 8 вида. Один ребёнок в начальной школе получил 8 вид, так как молчал на комиссии после развода родителей.


Работая в коррекционной школе, я часто возила детей с контрольным сроком на областную ПМПК. Поверьте, их там не пытают. Что значит «молчал»?


Мы, бывает, готовим документы на 15 — 20 человек, а 7 или 8 вид дают одному — двум детям. Но это такие случаи, что просто без комментариев.


Мы как правило готовим 8-10 детей,и как правило только 1-2 не получают вид.


Как потом выяснилось у девочки был — глубокий невроз, вот она и молчала. А родители у неё до сих пор считаются неблагополучными.


Конечно, просто так 7 или 8 вид никто не даст. Нужно подготовить пакет документов, пройти неоднократное обследование у специалистов.


И наши проходят обследование. Но если -это повторное посещение ПМПК, то психиатр как правило смотрит предыдущее заключение и пишет к примеру в направлении диагноз:F70? А дообследование наши родители проходят с трудом, ведь они часто — неблагополучные. Вот и получается, что вид поставили, а снять его не можем, так как родители никуда не едут. Подскажите, как Вы на них влияете?


К

Крылова Валентина Тимофеевна #5 | 23.06.2015 | 17:36 | wink0wink [Материал]

У меня в классе 2 ребёнка 7 вида. И они не стесняются отвечать, а они не знают, что отвечать. Как же учителю быть? Как остальным детям учится, если внимание сосредоточено больше на этих детей. Ведь кроме учеников 1 класса ещё сидят ученики 3 класса? Кто подумает? Как это на комиссию не посылать. Просто так, действительно, не ставят 7 или 8 вид.


Я с вами согласна по поводу 7 вида. Но 8 не всегда ставят правильно. Ученик 7 вида ещё имеет шанс на нормальный аттестат, а вот с 8-м видом нет.


wink

Конечно, трудно в таком классе детям и учителю.


wink

Очень жаль таких детей и конечно надо поступать очень разумно, не торопясь с выводами.Ведь впереди у них целая жизнь.


Согласна с Вами. Дело даже не столько в виде, сколько в неготовности нашего общества принимать таких детей после школы. Ведь им по сути некуда идти!!!


Вы думаете, что если в 9 классе эти дети (если в свое время им не поставили 7 или 8 вид), успешно сдадут ГИА, смогут поступить учиться, смогут работать наравне с другими? Не смогут они этого! Не их вина, не наша. Так получилось. Эти дети поступают в ПТУ, чаще всего на строительные специальности.  И прекрасно зарабатывают.


Очень рада за ваш регион. В Амурской области таких СПУ — единицы.


Не соглашусь с Вами, что пошла мода — чуть что, отправлять на ПМПК. ПМПК — это не карательный орган, а прежде всего помощь родителям (если они действительно заинтересованы в развитии и здоровье своего ребенка). У нас на этой комиссии сидят очень хорошие специалисты, которые могут оказать профессиональную помощь. И 7 или 8 вид если уж дают — то на это есть все основания, а не просто «ребенок стесняется, или слегка заторможен», как Вы пишете.


wink

Наталья Николаевна, только родители не понимают, что комиссия — это помощь их же детям! Обижаются на учителей!


Это — да, сплошь и рядом. Объясняем — разжевываем, но все равно смотрят, как на врагов. В такие моменты успокаиваю себя фразой: от осинки не родятся апельсинки.


wink

Полностью согласна с Натальей Николаевной. Сейчас не так-то просто отправить ребёнка на ПМПК, нужно согласие родителей, а родители не соглашаются вести, считают, что виноват учитель. Это не приговор, а, действительно, помощь родителям.


c

Очень часто родители даже не понимают, что ребенку никак не дается учение. Они ведь не видят своего ребенка в сравнении с другими учениками класса. Даже если приходят на ПМПК, потом ничего не делают. Сейчас везде нужно согласие родителей.


С 14 лет ребёнок сам может написать заявление на ПМПК.


wink

Но на деле такого не бывает…


В нашей школе у двоих детей — 8 вид поставлен неправильно. У девочки — вид из-за того, что она не отвечала на вопросы комиссии из-за развода родителей. У ребёнка был невроз, который надо было лечить. Второй случай с мальчиком, которого неоднократно оперировали по поводу непроходимости кишечника. Чтобы вывести его на индивидуальное обучение (ходить в школу с пакетом проблемно, не так ли?), его отправили на комиссию и дали 8 вид. Так как его врачи- терапевты решили, что пакет не мешает, ну и что , что он иногда РВЁТСЯ!!!!


Вы можете опротестовать решение комиссии. Но ведь это Ваша школа направила ее на ПМПК? В чем тогда вопрос? Вы направили — Ваше предложение удовлетворили!
К тому же сейчас часто дают детям контрольный срок, чтобы не ошибиться. И диагноз могут снять, и ребенка в массовую школу возвратить.


Пожалуйста расскажите про контрольный срок. У нас такого нет. Это было бы выходом в нашем случае!


wink

Чтобы вывести ребёнка на индивидуальное обучение, его не надо вести на комиссию (ПМПК). Врачи делают обследование  и выдают заключение о необходимости обучения на дому. У нас в школе это бывает каждый год. Лично я проходила к ребёнку все 4 года обучения в начальной школе.


Если родители отказываются (а такое бывает), то школа не имеет права их заставить. Страдает сам ребенок, прежде всего. На ПМПК дают рекомендации, назначают лечение. А школа оказывает только образовательную услугу.


Это и обидно, что школа — оказатель образовательных услуг, а мы с Вами -обслуживающий персонал. Я очень рада, что ваша комиссия такая дотошная. У нас чаще так — вид присвоили, и гуляй Вася. В школе сидит такой «Вася» со всеми в классе и ничего не понимает. Ему бы дефектолога, логопеда, психолога, ан нет! Ведь во многих школах таких специалистов сократили.


Эти дети должны получать помощь квалифицированный специалистов, а «сидеть в классе». Работать нужно с такими детьми намного больше, чем со всем классом.


Но родителей — то не сократили! Это их обязанность искать логопеда, дефектолога и т.д.!


Да, но администрация школы должна контролировать соблюдение рекомендаций.


Заключение ПМПК дает родителям, а не школе или администрации. Если родители не хотят лечить своего ребенка — школа их не заставит.


Но рекомендации там по поводу обучения.


И по поводу обучения в том числе.


В этом я с Вами полностью согласна. Расскажите пожалуйста поподробнее об опыте Вашей школы. У нас пока больше минусов, чем плюсов. Много ли у Вас таких детей? Как Вы влияете на родителей?


Мы живём в ЗАТО и у на 1 школа, до ближайшего населённого пункта 1 час езды, до областного центра — 3,5 часа. Родители чаще всего неблагополучные, и их не волнует ни логопед ни психолог.


А вы не согласились со мной, когда я сказала, что от осинки не родятся апельсинки… tongue

wink

А родители не понимают этого!


wink

А больные дети остались в школе…


wink

У нас родители отказываются идти на комиссию


У нас такие случаи тоже бывают. Как правило, это семьи неблагополучные (вот почему я и сказала выше: от осинки не родятся апельсинки). Возникает такое чувство, что дети нужны больше школе, нежели родителям.
Вчера была шокирована заявлением одной мамочки. Её сын — третьеклассник (!!!) принят в кадетский корпус в областной центр (за 260 км. от родного города). И она очень опечалена, что придется его забирать домой на каждые выходные.
Хотя, может быть, именно так и нужно воспитывать детей — подальше от себя, поближе к самостоятельной жизни.


wink

Для мамочки хорошо, что не надо заботиться о сыне. С глаз долой — из сердца вон!


На полное гос. обеспечение.


wink

Конечно! Пусть государство заботиться о детях! Мамам таким и так забот хватает…


Не согласна с Вами, что от осинки не родятся апельсинки. У нас есть совершенно замечательные дети в семьях пьющих родителей. Единственное, что будущего у них ,к сожалению, нет! Да, на комиссию направлять надо, но не по 15-20 человек в год! У нас уже сейчас 30 детей имеют вид!


wink

Значит, столько детей не совсем нормальных… Ужас!


Эти дети могут быть одарены в какой — то другой области. Каждый из нас по — своему не нормален. Всех под одну гребенку не уравнять.
Я считаю, что 7 или 8 вид — это прежде всего БОЛЬНЫЕ дети, и им нужна квалифицированная помощь медиков. А школа — уже вторично. Не знаю, может быть, я не права.
На СУПе есть коллеги, работающие в коррекционных школах.


wink

Конечно,такие дети не совсем здоровы!


Вот поэтому я и говорю, что на первом месте должно стоять здоровье, а уж обучение — вторично.


wink

Но учить заставляют всех детей. Некоторым больным детям даже домашнее обучение трудно даётся.


У нас коллеги подрабатывают в школе 8 вида (за 60 км. от города). Рассказывали, что там программа адаптированная, по сути — до 9 класса программа начальной школы. В 9 классе основной экзамен  — по труду. Ребенку предлагают убраться в комнате. заправить постель и т.п.


wink

Такой и должна быть программа с этими детьми. Надо учить их простым жизненным навыкам.


Согласна с Вами. Адаптироваться в социуме важнее, чем знать составное глагольное сказуемое.


wink

Конечно! Надо всех детей учить азам жизни! А мы им забиваем головы всякой ерундой…


Но эту ерунду ведь кто — то придумал!


wink

Придумал тот, кто в школе не работает…


Это Вы про МинОбрНауки? tongue

И у нас обижаются и ехать не хотят. Но 30 человек с видом для школы в 700 человек — это тоже я думаю слишком! Ведь большинство -это начальная школа.Неужели мы совсем деградировали?


К сожалению, это не нам решать.


И не нам оспаривать. У ребенка есть законные представители.


wink

Часто родители не хотят показывать детей на комиссию.


Это их право.


tongue

Это точно, не понимают.


Я с Вами тоже согласна, но ситуация о которой я Вам написала — практика нашей школы. И у нас специалисты очень хорошие, но из-за большого потока детей (мы приезжаем из ЗАТО в областной центр) случаются ошибки. Ученица 2 класса получила 8 вид, потому, что молчала из-за развода родителей и дележа детей! Сейчас она перешла в 5-й, а вид никто не решается снять!


А учитель в этом классе есть? Пусть ходатайствует о снятии диагноза, если уж


Цитата

Ученица 2 класса получила 8 вид, потому, что молчала из-за развода родителей и дележа детей!

А кто и зачем направил этого ребенка?

Ребёнка направили органы опеки по сигналу бабушек. Думали родителей затем лишить родительских прав, но их не лишили.


wink

Все считают своих детей умными…


Это понятно, что для каждой матери её ребенок — самый лучший.


Их нужно считать особенными! Ведь каждый ребёнок индивидуален. Он беззащитен перед родителями, часто школой, разными ПМПК. Хорошо, если его любят. А если нет?


wink

Потому и не понимают, что детям трудно в школе!


И вот еще что по поводу трудности снятия диагноза. У нас ПМПК дает заключение только на год!


Заключение ПМПК везде даётся на год, но если родители не съездили на комиссию, то вид то по сути никуда не делся. С мая этого года в Амурской области в заключении пишут, так: Повторное обследование по решению образовательной организации.


Это проблема классного руководителя и родителей, которые не выполнили рекомендации. Повод для разбирательства в прокуратуре.


tongue

Вот и надо образовательной организации взяться за это дело. Надо объективно подойти: протестировать ребёнка и этими данными ехать на комиссию.


tongue 

Цитата

что 8 вид как правило не снимают

Умственную отсталость в коррекционной школе трудно исправить, а в условиях инклюзива, по-моему, вдвойне тяжелее.



Цитата

И куда потом пойти выпускнику школы с зелёненьким свидетельством в руках?

 Это проблема не только Амурской области. В Ростовской области училища перестали принимать выпускников с аттестатами 8 вида.



Цитата

В Ростовской области училища перестали принимать выпускников с аттестатами 8 вида

Положа руку на сердце: а смогут ли такие дети учиться в училищах?

Наши получают строительные специальности: каменщик, штукатур-маляр. Работают.


Расскажите, а что у Вас в регионе есть для девочек. По состоянию здоровья не все могут работать строителями.


У нас пока только одна выпускница по 8 виду получила профессию — стала поваром. Остальные работаю уборщицами или разнорабочими.


wink

У нас тоже для девочек такая работа!


МБОУ г. Иркутска СОШ №12

1. Общие положения

 

                1.1. Специальный (коррекционный) класс VII вида является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации  к школе в системе основного общего образования.

                1.2. Коррекционный класс VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

                1.3. Цель организации указанных классов – создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностико- консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

                1.4. Деятельность классов VII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.

 

2. Организация и функционирование

 

                2.1. Классы VII вида могут быть открыты в общеобразовательной школе  любого типа и вида при наличии специально подготовленных для данной работы кадров, научно-методического обеспечения, соответствующей материально-технической базы для организации учебного процесса и лечебно- профилактической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития.

                2.2. Классы VII вида открываются приказом директора школы на основании заключения  ПМПК на каждого ребенка.

                2.3. Зачисление в классы VII вида производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления.

                2.4. Классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале  второго года обучения  и функционируют до 9 класса включительно.

                2.5. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению ПМПК обучающиеся классов VII вида могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

                2.6. Обучающиеся классов VII вида могут посещать факультативные, кружковые и другие занятия, организуемые для учащихся обычных классов.

                2.7. Распорядок дня обучающихся в классах VII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа данных классов организуется   в 1 смену по режиму продленного дня с организацией бесплатного  двухразового питания и необходимых оздоровительных мероприятий.

                2.8. Наполняемость класса-группы – до 12 человек.

                2.9. Комплексное изучение обучающихся в классах VII вида, динамическое наблюдение за ними осуществляется школьным ПМПК.

                2.10. Выпускники 9 класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.

                2.11. Обучающиеся в классах VII вида, не справляющиеся с учебными программами, по решению городской ПМПК и с согласия родителей (законных представителей)  могут быть определены в коррекционные классы VIII вида или классы интегрированного обучения (классы совместного обучения детей со стандартными образовательными потребностями и детей с особыми образовательными нуждами). 

 

3. Образовательный процесс

 

                3.1. Коррекционно-образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития, классов коррекционно-развивающего обучения, утвержденным Министерством образования Российской Федерации и адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей.

                3.2. Обучение организуется как по специальным учебникам   для классов с задержкой психического развития, так и учебникам  массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.

                3.3. Преподавание ведется как по образовательным программам коррекционных классов, так и программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

                 3.4. Образовательный процесс в коррекционном классе VII вида осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней общего образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года)

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоение – 5 лет).

      3.5. Коррекционное обучение осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартам.

                3.6. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения является:

Активизация познавательной деятельности учащихся;

Повышение уровня их умственного развития;

Нормализация учебной деятельности;

Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

Социально-трудовая адаптация.

                3.7. В целях коррекции отклонений в развитии, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые (не более 3-х) коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента базисного учебного плана и консультативные часы группы продленного дня.

                3.8.  Для оказания логопедической помощи  в штат образовательного учреждения с классами VII вида вводится должность логопеда из расчета 1 штатная единица на 25 человек  с нарушениями речи. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения,  получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а так же в подгруппах из 2-3 человек.

 

4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

 

                4.1. Для работы в классах VII вида назначаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 3х лет,  прошедшие специальную подготовку в ИПКРО или ИРО, или имеющие соответствующую специализацию.

                4.2. В случае необходимости для работы с учащимися классов VIIвида на договорных условиях  при дополнительном финансировании могут привлекаться специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-психиатр, психотерапевт и другие специалисты).

                4.3.  Классным руководителям классов VII вида производится доплата за классное руководство в полном объеме.

 

                4.4.  Педагогическим работникам, специалистам классов VII вида устанавливается надбавка в размере 15-20 % к ставкам заработной платы. Руководителям школ при наличии классов VII вида, создавшим необходимые условия для их функционирования, так же может быть установлена надбавка из надтарифного фонда оплаты труда.

Педагогическая характеристика на учащегося 7-го вида

Характеристика на ученика 5 класса

МБОУООШ № 37

х.Калинина

Багратяна Андраника Атомовича

Багратян Андраник Атомович армянин,30.06. 2005г., проживает по адресу: п. Калинин, ул. Железнодорожная,. Поступил в 5 класс МБОУООШ №37 01.09. 2016 г., до этого обучался в сельской школе Армении с преподаванием на армянском языке. До школы детский сад не посещал.

Воспитывается в армянской полной, многодетной семье (3 детей). Воспитанием занимается мать и бабушка, так как отец постоянно в отъезде на заработках. Дома предпочитают общаться на родном языке

Андраник редко болеет простудными заболеваниями. Хронических заболеваний нет. Режим дня школьника соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам практически отсутствуют.

Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка: имеет средний запас сведений о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, высказать все не может из-за языкового барьера.

Особенности психофизического развития: наблюдается снижение работоспособности, слабое развитие мелкой моторики. Особенности внимания: неустойчивое, с трудом сосредотачивает своё внимание на уроке, не сразу переключается с одного вида деятельности на другой.. Наблюдается низкая активность внимания, повышенная утомляемость в конце учебного дня, урока. Память: слабая, для запоминания материала многократно механически повторяет его, но не всегда осмысленно. Мышление: отличается медленным темпом обдумывания, с трудом понимает объяснение учителя. У Андраника замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Очень переживает из-за непонимания и неумения , наблюдается плаксивость.

Прочность запоминания низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов) неполное, неточное. Делает много ошибок и не замечает их при проверке. Восприятие, осмысливание — замедленные, трудно улавливает главное, не делает выводов, обобщений. Познавательные интересы и любознательность снижены. Эмоциональная уравновешенность: уравновешенный, слабо возбудимый. На уроке не проявляет активность, при выполнении заданий, поручений не просит помощи, поддержки других.

Со сверстниками общителен, предпочитает подвижные игры.

Учебная деятельность на низком уровне. Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по всем основным предметам. Отношение к делу, учению: учиться в школе нравится, особенно уроки физкультуры. Не всегда организован и аккуратен, школьные вещи не всегда в порядке.

Сформированность учебных навыков

Общая оценка учебных навыков — знания, умения и навыки не соответствуют требованиям программы.

Математика : не усвоил программный материал по основным темам, слабо развиты вычислительные навыки , устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел. Таблицу умножения знает, но ошибки допускает на невнимательность. Прослеживаются проблемы пространственной ориентировки, испытывает трудности при выполнении геометрических построений, работе с циркулем; неспособность установить зависимость между величинами, решить текстовую задачу в 3-4 действия. Не умеет пользоваться математической терминологией.

Особые трудности испытывает при решении задач, не умеет устанавливать логические связи, анализировать, рассуждать. Не всегда осознанно читает задачу, затрудняется в выборе действия, часто допускает вычислительные ошибки. Самостоятельные работы выполняет быстро, спешит, не может сосредоточиться и подумать. Затрудняется в решении геометрических задач.

Чтение: слоговое, допускает ошибки при чтении, отсутствует выразительность, читает не осознанно, не может пересказать прочитанное, искажает содержание прочитанного, не даёт полные ответы на вопросы, не может грамотно строить предложения. Учить и рассказывать стихи наизусть не может, как и пересказать тексты, не всегда готов к уроку. Не умеет обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста, привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение. На основании прочитанного не может высказать свою точку зрения, обосновать её, опираясь на текст. Есть проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста, трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем.

Русский язык: слабо усвоил программный материал начальной школы . При письме не всегда соблюдает каллиграфические правила, почерк неустойчивый, работы оформляет неаккуратно. Умеет списывать тексты, но затрудняется делить сплошной текст на предложения, составлять предложения из слов. При письме под диктовку допускает ошибки на изученные правила, не всегда может подбирать проверочные слова. Словарные слова не знает. Контрольные работы выполняет очень слабо. Особую трудность испытывает при написании творческих работ. Недостаточно чётко знает значение общеупотребляемых слов: низкий уровень устной и письменной речи, испытывает сложности при формулировании основной мысли высказывания, её речевом оформлении. Допускает смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания. Затрудняется при определении грамматических признаков различных частей речи, при подборе проверочных слов.

Особенности устной речи : малый словарный запас.

Общетрудовые умения: не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. Редко охотно берется за работу.

Особенности обучаемости : на уроках погружен в себя, не уверен в себе, поэтому с трудом усваивает новые понятия.

Эмоционально-поведенческие особенности: стремится к общению с ребятами, проявляет заботу по отношению к другим ученикам класса, есть друзья в классе. Любит играть в коллективные подвижные игры, на переменах предпочитает быть один.

Дисциплинированность: не нарушает нормы поведения в школе и на уроках.

Выводы и рекомендации педагога: консультация специалистов, обследование.

Подпись педагога (классного руководителя) ____________________ (С.В.Каткова)

« ___» ___________ ______г.

С педагогическим представлением согласен, подпись педагога заверяю:

Директор школы ______________________ ( И.А.Демерчян)

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

  1. Количество человек в классе небольшое (8-12 детей), что помогает учителям уделить больше внимания каждому ученику.
  2. Учителя получили специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
  3. Школьная программа адаптирована под особенности развития ребят с ограниченными возможностями. Так, например, в школах для глухих обучают языку жестов. Нет «лишних» предметов или тем, непосильных для особенных детей. Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
  4. Поскольку требования к детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно: нет косых взглядов, насмешек, ощущения отсталости от остального класса.
Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида

Кононова Вера Олеговна, учитель математики МБОУ «Контошинская СОШ»

Косихинского района, руководитель МО

учителей математики Косихинского района

Из опыта работы по совместному обучению в классе детей, обучающихся по общеобразовательным программам и программам 7-8 вида.

В феврале Министерством образования и науки России были утверждены новые государственные образовательные стандарты – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью. Положения этих документов вступят в силу с 1 сентября 2016 года.

Какие изменения ожидают учебные заведения и каждого ребенка с инвалидностью?

Нормы государственных стандартов распространяются на следующие категории обучающихся: слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.

В основу документов положены нормы Конституции РФ и законодательства России, Конвенция ООН о правах ребенка и правах инвалидов, а также многолетний опыт, наработанный в разных регионах страны. В широкой общественности новые стандарты уже получили название «инклюзивных».

Они представляют собой набор обязательных требований при реализации адаптированных программ в учебных заведениях.

Прежде всего, они регулируют структуру, условия и предполагаемые результаты учебной деятельности.

Стандарты прописывают, как на практике можно добиться того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были дискриминированы, чтобы у них были такие же возможности, как у их здоровых сверстников.

«Инклюзивные» стандарты предполагают создание соответствующих материально-технических условий и кадровую подготовку.

ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ, ГДЕ В КЛАССЕ СИДИТ ТАКОЙ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ?

В нашей школе из__130__детей: 7 вида (ЗПР)-_14__человек, 8 вида (олигофрены) — 7 человек.

В среднем в каждом классе обучается ребенок 7 или 8 вида, а в некоторых и тот и другой. Например, в 7 классе(преподаю математику) 6 человек: 2 – норма, 2 – 7 вида, 2 – 8 вида.

В нашей школе реализуется проект по сопровождению детей с ОВЗ. Первоначально была решена проблема с кадровым обеспечением. У нас работает психолог, социальный педагог и логопед. Таким образом, в нашей школе сформировался психолого-медико-педагогический консилиум, который занимается сопровождением каждого такого ребенка. Диагностируют, заводят специальные карты, составляют планы работы совместно с классными руководителями и педагогами-предметниками и пр. На школьных методических объединениях знакомят нас — предметников с психологической терминологией, рассказывают о диагнозах (т.е. если это олигофрены, то какого типа они могут быть, что от них можно ожидать и др., если это дети с ЗПР, то ещё на какие категории и типы они делятся и т.д. ). И самое главное — они дают нам рекомендации по работе с такими детьми. И не общие рекомендации, а конкретно для каждого ребенка.

Далее решаем проблему с материально-техническим обеспечением.

Мы стараемся обеспечить специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, которые отвечают потребностям ребенка.

При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
(имеется презентация по составлению рабочих программ)

Дети 7-го вида занимаются по общеобразовательным программам, но для них определены специальные критерии оценки.

Для детей 8-го вида составляем отдельные рабочие программы. Школа работает по УМК В.В.Воронковой.

Организация учебной деятельности – непосредственно сам урок.

Задаемся вопросом: Как в течении урока уделить внимание и тем и другим?

Ни для кого ни секрет, учитель идя на урок готовит поурочный план. Изучив методику преподавания в коррекционных классах- все этапы урока точно такие же как и для общеобразовательных. Дальше все зависит от творчества учителя. Смотрю по темам, совпадают, не совпадают, есть ли какие либо пересечения. Например, используем такой прием, как устный счет. Здесь можно вовлечь весь класс. На экране или доске подобрать примеры дифференцированно (возможно дать в качестве домашнего задания на предыдущем уроке). Они участвуют в процессе со всем классом, у них это получается! Они видят свой успех.

Следующий пример, работа у доски – слабые дети в роли помощников. В этот момент они чувствуют себя нужными!

На разных этапах урока применяю схемы-алгоритмы, шаблоны, наглядность и прочее…Индивидуальный подход, дифференцированные задания…

Я для себя отметила на каждом этапе урока должна быть «СИТУАЦИЯ УСПЕХА» и особенно для детей занимающимся по адаптированным программам.

Ну и о результате. По какой бы программе не занимался ребенок, должен быть результат. В рабочей программе мы прописываем требования, что должен знать и уметь ребенок по прохождению темы, или по окончании учебного года по данному предмету. Здесь опять работа ПМПК – отслеживание результатов, диагностика, корректировка в работе. Обязательно работа с родителями.

И в завершении своего выступления: если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и интересно!»

Как писал Косихинский поэт Р.Рождественский

«Все начинается с любви: 
и озаренье, и работа, 
глаза цветов, 
глаза ребенка — 
все начинается с любви»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *