Психологические особенности детей в 11-12 лет ~ Счастливый ребенок
ОСОБЕННОСТИ детей в 11 — 12 лет
Дети в 11-12 лет относятся к так называемому «предподростковому возрасту». Уже не дети, но еще не подростки.
Практически все дети этого возраста переживают серьезный кризис. Именно поэтому поведение ребенка может очень сильно измениться – ребенок становится более конфликтным.
Он склонен все делать назло, вразрез с тем, о чем его просили. Такое поведение может проявляться как дома, так и во время учебы или общения с друзьями.
Дети в 11-12 лет склонны постоянно конфликтовать с родителями. Происходит это потому, что сам ребенок уже чувствует себя большим и совершенно самостоятельным человеком. В то время как родители относятся к нему как к ребенку, не желая принимать его самостоятельность.
Отрицание взросления
Если родители будут отрицать взросление своего ребенка, это станет постоянной причиной агрессии и гнева с его стороны. Конечно, в этом возрасте ребенок все еще остается ребенком, но он все ближе к взрослой жизни.
С этим надо считаться. Позволяйте ему почаще принимать самостоятельные решения. Советуйтесь с ним. В рамках допустимого, естественно.
Гиперопека и излишний контроль
Если ребенок находится под гиперопекой и постоянным присмотром родителей, то ему приходится выплескивать все накопленные негативные эмоции в школе. Родители таких детей являются частыми посетителями кабинета директора и постоянно выслушивают жалобы о новых выходках своего чада.
И, как правило, родители недоумевают — как это их ребенок способен на такое поведение, если дома он ведет себя совершенно иначе. Как правило, даже если ребенок имеет постоянные проблемы в школе, дома он ведет себя очень спокойно. В некоторых случаях нежелательное поведение в пределах дома проявится гораздо позже.
Отношения с окружающими
С одной стороны, дети в 11-12 лет недоверчивы к окружающим людям. Они считают, что весь мир настроен против них. Именно поэтому многие дети этого возраста становятся замкнутыми, скрытными, закрытыми от внешнего мира.
С другой стороны, общение вне границ семьи приобретает для них особое значение. Для ребенка в этом возрасте важно иметь близкого друга или друзей, чувствовать себя частью коллектива.
Больше о детской дружбе можно прочитать здесь.
самооценка и Самоутверждение
Особенность детей в 11, 12 лет в том, что их самооценка понижена и нестабильна. Именно из-за того ребенок вынужден постоянно привлекать к себе внимание и самоутверждаться. К сожалению, иногда дети пытаются достичь этого путем насилия над слабыми.
Им кажется, что такое поведение заставит сверстников уважать их, и как правило, дети, того же возраста действительно одобряют такое поведение своего товарища.
Поэтому важно привить ребенку понимание, что это не единственный способ самоутверждения. Стремясь самоутвердиться, ребенок пытается доказать, что он заслуживает уважения, доказывает свою индивидуальность, уникальность, ценность. Он хочет казаться выше и авторитетнее в глазах своих одноклассников, именно поэтому он очень часто конфликтует с учителями, специально нарушая все правила.
Ваша задача на этом этапе — донести до ребенка, что самоутверждаться можно и по-другому.
Помогите ребенку найти то, чем ему нравится заниматься, и добиться в этом успеха. Подчеркивайте его сильные черты. И что еще важнее — его достижения.
Не забывайте, что он — личность. Уважайте его мнение, советуйтесь с ним. Любите его. Ребенок, напитанный любовью, который видит, что близкие уважают его и его мнение, и сам начинает относиться к себе с большим уважением. В этом случае потребность непрерывно самоутверждаться с помощью бунта и насилия, становится не такой сильной и разрушительной.
Внешний вид
На самооценку также влияет и внешний вид ребенка. Этот возраст — период начала полового созревания. Организм ребенка начинает меняться. Из-за этого дети могут сильно комплексовать. Как правило, раннее половое созревание у девочек сильно занижает их самооценку, заставляя стесняться себя. Ранее созревание у мальчиков, наоборот, может сильно повысить самооценку подростка.
Я и коллектив
Примите как данность тот факт, что дети в этом возрасте стремятся быть похожими на сверстников. Это естественно. Не попрекайте их этим. Это этап становления личности. Придет время, и желание коллективной уникальности сменится стремлением к индивидуальной.
Очень важно, чтобы взрослые в этот период относились с пониманием к желанию ребенка быть принятым и походить на других сверстников. Не ругайте и не стыдите его за это.
Тем не менее, если вы видите, что у ребенка начинает появляться желание выделиться и проявить свою непохожесть на других, поощряйте это. Так ребенок ищет себя.
Проявляйте любовь
И не забывайте — ваша любовь — самое сильное средство, которое в любом возрасте позволит ребенку обойти все подводные камни взросления. Ребенок в 11-12 лет — все еще ребенок. Ему все так же нужны ваши любовь, внимание и поддержка. Даже если он не всегда об этом скажет вам. Помните об этом и удачи вам с вашими детьми. )
Вам будет интересно:
Плохое поведение — повод сблизиться
Детский темперамент — четыре типа
Поделиться с друзьями
Ответы Mail.ru: 11 лет — это подросток? Объясните почему
нет какой он подросток? ещё ребёнок. было бы ему 14-15 то да.
Каждый ребенок проходит стадии взросления. И происходит это очень быстро. Еще недавно он был милым и забавным малышом. Лежал себе в люльке и все что можно было услышать — это «Агу» . С другой стороны, вы не заметите, как он повзрослеет. И вот ему уже 11 лет. Что происходит с вашим ребенком в этот период. Мальчики развиваются медленнее девочек. Они вырастают лишь на два-три сантиметра в год. Девочки в этом смысле шустрее. Происходит прибавка в весе, позвоночник начинает фиксироваться. Десять лет это период, когда молочные зубы меняются на постоянные, поэтому стоит следить за возникновением кариеса. В одиннадцать лет происходит процесс полового созревания. Начинается пубертатный период. Гортань мальчиков растет и претерпевает изменения. Девочки так же начинают постепенно становиться девушками. В плане нервной системы происходят разительные перемены. Начинается переходный возраст, с которым связаны различные проблемы. Непонимание родителей, собственные интересы, становление личности. И важно не упустить этот момент. Что происходит в умах этих детей? Давайте попробуем проникнуть в суть вещей. В таком возрасте ребенку присуще стремление к проявлению самостоятельности. Необходимо на данном этапе учесть это и дать ребенку понять его значимость. Он должен понимать, что он достаточно взрослый, чтобы иметь свои дела и нести ответственность за поступки. Ребенку как никогда сейчас нужна ваша помощь. Он школьник и необходимо правильно научить его распределять время на учебу и отдых. Привить еще в этом возрасте правила дисциплины и распорядка дня. Не нужно навязывать строго свое мнение. То, как вы себе представляете жизнь, может быть ошибочно для молодого человека. Лучший вариант – позвольте ребенку самостоятельно решить вопрос планирования дня. Нужно только подсказать основы, а дальше он справится сам. Направьте, дайте ответственное поручение или два. Это может быть уборка по дому или помощь в чем-либо. Так в ребенке разовьется и закрепится чувство ответственности. Не следует ходить за ребенком и постоянно поправлять, следить за каждым шагом. Так вы только сделаете хуже. Лучше предоставить ребенку больше свободы, отвечая на вопросы, если возникнут затруднения и направляя по мере необходимости. Так вы усилите доверие между вами. Многие родители совершают одну простую ошибку. Они стараются навязать свою волю и заставить ребенка все делать так, как они это понимают. Конечно, это преследует только благие цели, вот только метод выбран не правильно. Предлагайте, но не указывайте. Дайте ребенку повод самостоятельно прийти к нужному выводу. Сделайте так, чтобы он сам захотел что-то сделать, и получите результат, превосходящий любые ожидания. А ребенок будет знать, что он самостоятельный, ответственный и может сам решать. При этом будет помнить, что при любой необходимости или трудности к вам можно обратиться за советом. В возрасте 11 лет у ребенка начинается формирование характера, который станет основой его личности всю оставшуюся жизнь. Проявления новых чувств, эмоций, желаний. Все это начинается именно в этом возрасте. Доверяйте ребенку и он будет доверять вам!
11 это подросток, вполне отвечает за свои действия и в состоянии отличить черное от белого) ) а также знает откуда берутся дети
Психология и воспитание детей 11 лет: симптомы кризиса, особенности воспитания
Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.
Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.
В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба успехи в ней, а мнение о ребенке его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.
Особенности воспитания детей в 11 лет
Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.
В этом возрасте важно прививать любовь к труду и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера – необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.
Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества – ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания – это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.
Психология 11-летних детей
Особенности психологии детей в этом возрасте – изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.
В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать – постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос, оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.
Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей
В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто, переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.
Теги по теме: воспитаниедети 7-12Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Ребенок 11 лет, развитие ребенка в 11-12 лет
Главная / Календарь развития ребенка / От 7 лет и старше / Особенности развития ребенка в 11 лет 10 лет 7 8 9 10 1111-12 лет – самое начало переходного возраста. Этот период характеризуется едва заметными, но вполне серьезными изменениями в психологии и физиологии ребенка. Окончанием пубертатного периода станет отдельная личность, полностью сформировавшийся человек, которым станет ребенок. Конечно, такая радикальная перестройка очень сложна, поэтому именно в переходном возрасте необходимо уделять ребенку особое внимание, запастись терпением, любовью и пониманием, чтобы вместе преодолеть все сложности роста.
Именно в этом возрасте наиболее очевидны различие между мальчиками и девочкам. Начать следует с того, что в пубертатный период девочки вступают значительно раньше. Значительное увеличение роста, длинные руки и ноги, намечающиеся талия и грудь, физиологическое созревание могут испугать дочку посеять в ее голове сомнения в привлекательности. Важно убедить ее подождать, научить азам ухода за собой, правилам гигиены. Мальчики растут и развиваются немного медленнее. Наиболее заметны изменения голоса, осанки и походки.
Вне зависимости от пола ребенка, предельно важно участие обоих родителей в воспитании и формировании личности. Необходимо объяснить детям важность процессов, проходящих в их организме. Вадь именно сейчас тело и психика ребенка готовится совершить самый важный скачок развития – преодолеть период полового созревания.
Психология детей 11-12 лет
Поведение детей в начале периода созревания резко портится. Этому есть несколько объяснений, учитывающих как чисто физиологические аспекты гормональных скачков, так и сложности психологической адаптации. Очень легко сейчас потерять контакт с ребенком, который сложно будет восстановить после. Важно не допустить этого.
Все дети так или иначе проявляют себя, спорят со старшими, многое делают «на зло», ввязываются в неприятности, заводят много новых знакомств, перечат, пытаются доказать свою самостоятельность. Существуют два негативных сценария развития дальнейших событий. Либо отношениями между детьми и взрослыми накаляются из-за нежелания последних признать рост и развитие первых. В следствие чего родители «закручивают гайки», пытаясь силой присмирить непослушного подростка. Ребенок в этом случае чувствует себя зажатым и ограниченным, растет бунтарем, доказывающим свои свободы любыми способами. Второй вариант предполагает полное отсутствие родительского контроля, когда ребенок ощущает себя хозяином жизни, которому дозволено все. В этом случае из него вырастает эгоист, не привыкший считаться с окружающими, не уважающий старших и сверстников. Оба вариант: и излишняя опека, и отсутствие рамок, приводят к развитию модели дивиантного поведения у детей. Справиться с такими проблемами будет очень сложно, поэтому важно их предупредить.
Питание детей 11-12 лет
Скачок роста требует много энергии и сил. Аппетит детей в этом возрасте может быть непостоянным, важно напоминать ребенку важность правильно питания, употребления здоровой пищи. В рационе подростка обязательно должны присутствовать крупы, свежие овощи и фрукты, мясо и молочные продукты, масла, орехи и питьевая вода. В зимний период можно кушать соленья, салаты на их основе, соленые супы.
Обязательно плотно завтракать. При этом важно не переедать. На завтрак можно выбрать одно блюдо: омлет, каша или что-то мясное. Обедают дети преимущественно в школе, а вот на ужин лучше выбрать легкое белковое блюдо. Перед сном разрешается выпить стакан молока, йогурта или кефира, это полезно для пищеварения. Культура питания требует есть за столом. Подростки любят ужинать перед компьютером или телевизором, не нужно злоупотреблять таким видом трапезы, лучше соблюдать традиции семейных ужинов. После еды полезно подвигаться, прогуляться на улице или помочь родителям по дому, чтобы пища правильно усваивалась организмом.
Слабым, слишком худым и вялым детям требуется усиленное питание, с четким соблюдением баланса витаминов и минералов. Подросткам, страдающим от лишнего веса, пора задуматься об ограничениях в питании, употреблении обезжиренных молочных продуктов и постного мяса.
Режим дня
Теперь ограждать ребенка от неправильного поведения и следить за выполнением режимных моментов становиться все труднее, т.к. дети много времени проводят в школе, на занятиях и дома одни. Важно, чтобы к 12-ти летнему возрасту ребенок уже осознавал важность здорового сна, правильного питания, наличия физической активности и необходимость личной гигиены. Родителям нужно отслеживать те моменты, на которые они еще могут повлиять: школьное меню для их ребенка, ограничение компьютера и телевизора перед сном, регулярность питания и движения.
Скелет ребенка приобретает свои настоящие очертания, поэтому нужно обращать внимание на походку ребенка и на то, как он сидит за партой или столом. Обычно к этому возрасту все молочные зубы заменяются коренными, поэтому необходимость тщательно следить за полостью рта существенно возрастает.
Занятия для детей 11-12 лет
Именно бытовые знания, полученные в начале пубертатного периода, формируют личность ребенка, его умения и навыки, которыми он будет часто пользоваться всю оставшуюся жизнь. После 11 лет дети начинают осознавать свои сильные стороны, уникальность своих талантов и неповторимость личностных характеристик. Ребенок развивает творчество и креативность, нестандартное мышление и логику, гибкость характера и стрессоустойчивость.
Во время полового созревания дети обретают четкие границы своих предпочтений. Один выбирает математический кружок, другой — спортивную секцию, третий – игру на скрипке. Развивать способности поможет запись в соответствующий кружок или развивающую группу.
Ребенок развивает свое творческое начало, обнаруживает у себя новые таланты, желания и стремления. У младших подростков начинает получается изучать иностранные языки, многие проявляют свои организаторские способности. Важно не мешать детям искать себя, всячески поддерживать их начинания, не ругать за промахи и неудачи, чаще обращать внимание на то, что у них получается.
Игры и игрушки для младших подростков
Любимые мягкие игрушки, роботы и машинки теперь переходят в разряд «почетных талисманов». Ребенок с теплотой относится к игрушкам своего младенчества и детства, старается их беречь. Однако с 11 лет ребенок серьезно увлечен школой, спортом и внеклассными занятиями. Родителям необходимо приобретать игрушки, согласно интересам детей, внимая их просьбам и желаниям. Отлично подойдут логические головоломки, шахматы, карточные настольные игры, сложные задачи на быстроту приятия решений. Дети этого возраста любят много времени проводить за компьютерными играми, важно контролировать такие увлечения. Конечно, нельзя запрещать ребенку играть в агрессивные «стрелялки», однако, необходимо строго дозировать подобные развлечения. Злоупотребление играми такого вида влечет нарушение внимания, сна, способности концентрировать мысли и вдумчиво подходить к решению задачи. К счастью, сегодняшняя индустрия компьютерного развлечения предлагает множество вариантов игр для развития именно этих качеств. Родителям нужно переключить внимание ребенка на аркады, стратегии и головоломки. Пусть игры будут красиво оформлены, качественно прорисованы, с продуманными героями и увлекательным сюжетом.
Особенности воспитания
Главной особенностью пубертатного периода является перестройка нервной системы ребенка, все дети реагируют на эти процессы по-разному. Чаще всего наблюдается психологическая неустойчивость, частая смена настроений, вспышки агрессивности или апатия, депрессивные настроения или беспричинная радость. Ребенок склонен совершать необдуманные поступки, дружить с неподходящими людьми. Авторитет родителей теряется среди множества новых знакомств.
В этом возрасте стремление к самостоятельности у детей возрастает многократно. Однако новые социальные роли, которые осваивает ребенок, сложно поддаются ему без родительской мудрости и поддержки. Однако агрессивные методы воспитания теперь имеют обратный эффект, воздействовать на поведение и жизнь ребенка нужно как можно мягче. Существует два самых действенных метода воспитания младших подростков: дружественные отношения и доверие. Важно, чтобы к началу пубертатного периода между родителями и ребенком был налажен теплый, надежный контакт. Необходимо поддерживать высокий уровень отношений, доверяя своему ребенку, предоставляя ему больше свободы. Пусть он сам принимает решения, относительно организации своего быта, питания, уроков. Полезно доверить ребенку важную домашнюю обязанность, чтобы он ощутил свою нужность дома, важность своей «миссии» в помощи семье.
Дети остро ощущают родительский контроль. Нужно выбирать деликатный стиль общения с ребенком, чаще контактировать с его друзьями и учителями. Поддерживать ребенка, подбадривать, учить спокойно относиться к неудачам и извлекать из них опыт. Пусть дети сохраняют желание быть лучше, совершенствоваться, находить компромисс. Любое решение кризисной ситуации нуждается в максимальном удовлетворении потребности всех участников.
Полезные советы родителям детей одиннадцати лет
Невозможно кратко перечислить все тонкости подхода к воспитанию подростков. Однако стоит остановить свое внимание на двух наиболее ярких моментах.
- Сексуальное воспитание
Это первый момент, на котором стоит остановиться. Дети должны быть подготовленными к предстоящим изменениям в своем организме, чтобы начало менструаций у девочек или поллюций у мальчиков их не пугало. Девочкам необходимо объяснить, что первые несколько месяцев или лет менструальный цикл только формируется и выделения могут быть нерегулярными. Важно объяснить дочери механизм происходящего и необходимость бережного отношения к своему телу, важность личной гигиены. Мальчикам так же нужно разъяснить причины и следствия полового созревания, рассказать об особенностях мужского тела и процессов, происходящих в нем.
В 11-12 лет детский организм все еще не способен размножаться, однако уже сейчас нужно начинать беседы на тему сексуального воспитания. Дети стесняются таких разговоров, поэтому важно выбрать правильный тон и стиль общения на тему секса. Доступным языком нужно рассказать ребенку о беременности и рождении. Можно аккуратно начинать пропаганду чистых отношений и защищенного сексуального контакта.
- Лишний вес
Проблема ожирения – вторая в списке наиболее тревожащих подростков проблем. Современные реалии таковы, что сидячий образ жизни превалирует. К этому плюсуется малоподвижный образ жизни и увлечение неправильным питанием. Наиболее восприимчивы к проблемам с весом, конечно, девочки. Здесь важно участие обоих родителей в формировании у дочери здорового отношения к своему телу. Маме необходимо отказаться от постоянных диет, т.к. дочь будет бессознательно копировать ее поведение. Отцу важно чаще акцентировать внимание на достоинствах внешности дочери, чтобы девочка привыкала любить свою фигуру. При этом никто не отменяет правильных привычек, пусть ребенок на примере видит, что красивое тело формируется за счет правильного питания и спорта, а не диет или голоданий. Ни в коем случае нельзя подшучивать над внешностью дочери, даже безобидно. Дети подросткового возраста очень остро реагируют на любой юмор из-за нестабильности нервной системы. Такое отношение может нанести серьезную психологическую травму, последствия которой могут развиться в душевное заболевание.
Полезные статьи о детях
Все статьиСложности воспитания подростков | Азбука воспитания
Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.
Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.
Переходный возраст
Подростковый период подразделяется на три этапа:
• Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
• Средний: от 14 до 16-17 лет
• Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста
Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.
Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.
Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.
Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.
Трудности воспитания подростка
С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.
Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.
В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.
При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?
Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.
Как решать проблемы подросткового возраста?
Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.
Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.
В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.
Особенности развития подростков
В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):
Физиологическое развитие подростка
Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.
Психическое развитие подростка
Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.
Как воспитывать подростка
В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.
Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого — вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.
Самоподготовка
Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.
Вот что может действительно помочь:
Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.
Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.
Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.
Подготовка вашего ребенка
Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией — только отвечают на вопросы.
Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?
Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте — и Вам — чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.
Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.
Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.
Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.
Как разговаривать с подростками?
Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.
В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.
Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.
Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.
Что еще надо помнить родителям?
Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.
Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.
Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.
При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.
И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.
На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.
Воспитание подростков
Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.
Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.
Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.
Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.
Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.
В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.
Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.
Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.
Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.
Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.
Удачи вам, дорогие папы и мамы!
Автор: Яковлева Светлана Владимировна,
преподаватель Шемалаковской общеобразовательной школы,
Чувашская республика.
Возрастные особенности детей 9-11 лет (для родительского собрания)
Добрый день! Сегодня моя задача – познакомить Вас с основными возрастами особенностями детей 4-х классов (т.е. это 9-11 лет). Но наша задача понять. Не буду бравировать терминами. Давайте схематично нарисуем нашего ребенка. У ребенка выделим три основные сферы — эмоции, физическое развитие и учебная деятельность, что нам важно.
Возраст 9-11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток — это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
«Возрастные особенности развития детей 10 лет».
Десятилетний возраст ребёнка обычно связывают с началом переходного периода, в течение которого дети постепенно присматриваются к взрослым, пока ещё только изучая правила взрослого мира, в который они готовятся полноправно вступить буквально через несколько лет. Пока что ещё рано говорить о переходном возрасте с его сложностями в общении с ребёнком, но это уже определённо предшествующий ему этап.
Физическое и умственное развитие ребенка в 10 лет.
Есть дети 10 лет, у которых в этом возрасте уже активно начинается период полового созревания. Тело ребенка претерпевает определённые перемены, что часто приводит к излишней закомплексованности или смущению.
Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса 2 кг, окружности грудной клетки 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена нерезко: у мальчиков вес несколько больше, чем у девочек, но у девочек до 10—11 лет относительная длина ног к длине тела больше, чем у мальчиков.
Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Они ищут приключения, впечатления и физические упражнения.
Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.
Психологическое развитие ребёнка в 10 лет.
Десятилетние дети уже очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому в своей среде пытаются выстроить вполне взрослые отношения. В связи с этим отношения между ними всё больше и больше приобретают соревновательный характер, они всё чаще стараются проверить друг друга на прочность. Это касается как девочек, так и мальчиков, различается лишь критерий, по которому производится та или иная оценка. Так, для девочек характерно соревнование по поводу внешности или одежды, а для мальчиков силы или смелости.
В детской среде уже активно складываются компании по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых. Стараясь соответствовать тем или иным требованиям той среды, в которой ребёнок вращается, он начинает меняться, всё больше и больше отдаляясь от родителей и стремясь больше времени проводить с друзьями.
Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
расширение интересов;
появление планов на будущее.
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
частые смены настроения;
огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
протесты против запретов.
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
ВАЖНО: Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников и умения заводить новых друзей. Развитие социальных навыков. Речевое развитие .
Учебная деятельность
Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — центральное место в формировании личности.
Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется недостаточно, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Некоторые исследователи отмечают возникновение в этот переходный период кризиса самооценки. Причем недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности — общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Анализ психологических достижений ребёнка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения.
Если процесс формирования у ребёнка проходит успешно, то появляются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребёнку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребёнок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.
Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребёнка к переходу в среднее звено, так как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.
ВАЖНО: Внеклассная, внешкольная деятельность. Помощь в развитии памяти (поощрение к запоминанию) плюс развитие личной мотивации к обучению.
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
Подростки 11–12 лет: почему с ними так трудно?
Поощрение и наказание
Интересно, что у подростков, по данным специальных исследований, реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а отношение к поощрению и наказанию меняется на протяжении подросткового возраста.
Например, в период от 10 до 13 лет подростки более восприимчивы к поощрению, чем к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования «строгих мер» воздействия.
Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.
Превалирование «хочу» над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину деятельности. Позитивное стимулирование эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интереса, увлеченности дают хороший результат.
Мнение сверстников приоритетно
Считается, что формирование «социального мозга» (способность понимать мысли и чувства окружающих людей по движениям, мимике, выражению глаз) у подростков даже после завершения полового созревания не достигает уровня взрослого человека.
Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, зацикленности на себе.
Нотации с требованиями «встань на его место» не дают никакого эффекта, так как подростки имеют низкую степень сочувствия, им необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.
Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу.
Зависимость от сверстников, по мнению исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость «одобрения» сверстниками даже самых рискованных поступков.
Эти данные заставляют по-иному смотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростков. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, противоположный ожидаемому.
При этом призывы к рассудку бессмысленны, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию и нежелание даже обсуждать проблему.
Рекомендации
Итак, выделим те характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками.
Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую надо обсудить – плохой помощник. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку. А уверенный тон – за неуважение.
Менторский тон – даже если взрослый говорит «правильные» слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, но тон давящего превосходства сразу же настраивает его на сопротивление.
Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.
Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, провоцирует новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделают общение с подростком бессмысленным: он не услышит ни одного слова.
Приходится признать, что большинство взрослых не готовы и не хотят принимать во внимание эти особенности, чтобы изменить тактику общения.
Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина в этом случае – не в детях, а в недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь.
Они готовы все обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.