Зпмр диагноз: Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение – Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?

Содержание

Задержка развития ребенка. Какая бывает, что делать?

Задержка развития ребенка

Задержки в развитии у детей – насущная проблема для многих современных родителей
Мы хотим предложить вам ее качественное решение без негативных последствий

Предлагаем Вам рассмотреть метод коррекции с помощью принципов натуропатии
Традиционная медицина неспособна объяснить причины данного и других недугов, а натуропатия может объяснять многие процессы
Если Мы пользуемся принципами натуропатии, то соответственно нам не нужны обследования и заключения врачей в поликлиниках

Гораздо более информативными будут наблюдения за поведением и отслеживания улучшений и откатов на диете, продуктах пчеловодства и при других терапиях

Мы корректируем диету ребенка и добавляем продукцию Тенториум

Давайте для начала обозначим и проанализируем каждую разновидность данного недуга. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек

ЗРР – задержка речевого развития

ЗПРР – задержка психоречевого развития

ЗПР – задержка психического развития

ЗМР – задержка моторного развития

ЗПМР – задержка психомоторного развития

Задержка речевого развития или ЗРР

Речь можно считать основой общего развития подрастающего ребенкаЗРР у детей задержка речевого развития

Это один из ведущих показателей того, что маленький человек адекватно воспринимает окружающий мир и готов взаимодействовать с ним
Такая форма общения присуща только людям

А потому, если у ребенка возникают проблемы с речью – это серьезный повод бить тревогу

В каком случае следует обращаться к специалистам для выявления отклонений, а когда все предпринятые меры будут следствием мнительности?

Внимательно следите за тем, соответствует ли развитие вашего ребенка установленным нормам
Конечно, не бывает правил без исключений, и все дети могут взрослеть по-разному
Однако существует тот необходимый минимум, который малыш должен освоить к определенному возрасту

Подробно данные нормы описаны в статье сайта Задержка речи у детей

И помните: чем раньше вы отследите возможные отклонения, тем проще будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников
Как правило, соответствующий диагноз ставится в возрасте до 4-х лет

Виды задержек речевого развития у детей

Чтобы сделать обзор всех видов ЗРР, мы предлагаем взять за основу классификацию, предложенную Л.О. Бадаляном

ЗРР у детей задержка речевого развития Тенториум виды

ЗРР, возникшие в результате поражения ЦНС – центральной нервной системы

Афазии
Алалии
Дизартрии

ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями ЦНС

Заикание
Мутизм

Судромутизм

ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата

Ринолалия
Механические дисплазии

Все остальные ЗРР, возникшие вследствие перинатальных, педагогических  прочих проблем

Каковы основные причины ЗРР – задержки речевого развития у детей?

пренатальные нарушения

В официальных медицинских кругах ЗРР считается довольно сложным недугом, истинные причины которого зачастую остаются невыясненными

Среди основных называют следующие

Перинатальные патологии
Различные родовые травмы

Наследственность
Психические отклонения
Болезни головного мозга
Проблемы со слухом
Травмы головы
Отклонения в развитии ротовых мускулов и мускулов лица

Как устанавливается причина ЗРР?

Для того чтобы вылечить недуг, нужно точно знать, почему он появился
Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное его обследование у врачей традиционной медицины, натуропатам не все обследования нужны, но пройти их не помешает

Пройти специальное тестирование на выявление соответствия умений ребенка его возрасту

Шкала Бейли
Шкала раннего речевого развитияшкала бейли задержки в развитии


Денверский тест
Проверить слух у сурдолога
Определить нарушение моторики лицевых мышц – сложности при глотании
Сравнить процессы понимания речи и ее воспроизведения
Проанализировать способы взаимодействия взрослых с ребенком
Определить, насколько хорошо работает головной мозг, с помощью МРТ, ЭЭГ и других методов
Пройти детского психолога и психиатра, а также посетить логопеда и невропатолога

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующее лечение и в некоторых случаях успешно избавиться от них

Традиционные медицина и врачи предлагает сочетать следующие методы

кортексин задержка речи

Прием медикаментов, назначенных неврологом или психиатром
Они призваны питать нейроны мозга – Кортексин, Лецитин, Нейромультивит и т.п.

Современные аппаратные процедуры, такие как: рефлексо- и магнитотерапия
Они способны активизировать работу головного мозга, улучшить речь, но имеют множество противопоказаний

Занятия с дефектологом и логопедом по индивидуально выстроенным программам, в которые входят различные игровые упражнения

Один из видов логопедического массажа, подобранный для каждого конкретного ребенка

В качестве дополнительных методов лечения родители могут также использовать

дельфино- или иппотерапию

Мы предлагаем вам заменить медикаментозное лечение на уникальную восстановительную программу – эффективную и безопасную
Ведь только живые продукты могут эффективно зайти в клетку и там поработать

ЗРР, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями

отставанием от сверстников
проблемами с учебой
дальнейшим получением профессии

Поэтому основная задача родителей таких особенных детей – вовремя заметить проблему и грамотно избавиться от нее

Задержка психоречевого развития – ЗПРР

Вовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР – задержкой психоречевого развития

Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка
Хотя верна и обратная связь – врожденные проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку

В отличие от ЗРР, диагностируемой в раннем детском возрасте, задержка психоречевого развития, как правило, устанавливается специалистами у детей, перешагнувших пятилетний рубеж
Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР

Опасность состоит в том, что мозг человека, как известно, формируется до 8 летМозг ребенка


И, если печальный диагноз был поставлен слишком поздно, то многие процессы просто стали необратимыми или условно необратимыми, по нашему мнению

В любом возрасте стоит начать работать над улучшением состояния ребенка
В нашей программе есть взрослые дети, которым более 10 лет и у них потрясающие улучшения от применения натуропатии

Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы

Предлагаем вашему вниманию основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития или

аутизм

К 4 месяцам у ребенка отсутствует реакция на родителей, их слова и жесты
В этом же возрасте вас должно насторожить отсутствие у ребенка улыбок

К 9-12 месяцам малыш должен вовсю лопотать, то есть говорить «мама», «баба», «дядя», «гага» и проч
Молчание ребенка – веский повод обратиться к врачу

К полутора годам симптомом задержки психоречевого развития является отсутствие в лексиконе ребенка простых слов вроде «дай» и «баба»
Более того, малыш не только не произносит их сам, но и не понимает, когда их говорят другие

Еще один яркий признак ЗПРР в этом возрасте – неумение жевать или проблемы с пережевыванием пищи

Случается, что к двум годам такие дети все же набирают ограниченный запас простейших слов, но не схватывают на лету новые, как это обычно делают здоровые двухлетки

К двум с половиной годам ребенок все так же использует слова по отдельности
Он не способен сложить их в осмысленную фразу
Как правило, такие малыши многого не понимают, в частности, элементарных названий предметов

К трем годам дети с задержкой психоречевого развития все еще не понимают, что им говорят, сами толком не говорят, не составляют предложения из слов
Если они и произносят слова, то делают это неправильно, скомкано, медленно, протяжно

Нередко такие малыши попросту копируют речь взрослого, слово в слово повторяя за ними фразу вместо собственного осмысленного ответа

Также ребенок, страдающий ЗПРР, в любом возрасте

Страдает повышенным слюноотделением
Невнимателен
Агрессивен
Быстро устает
Плохо развит физически
Медленно соображает

Более того,

У него всегда полуприкрытый рот
Ему свойственна гиперактивность
В его поведении нередки вспышки агрессии

Само собой, с набором таких качеств этим особенным детям очень сложно выстраивать нормальные отношения со сверстниками и посещать обычные учебные заведения
От этого страдает их эмоциональная сфера

Причины задержки психического и речевого развития – ЗПРР

Как правило, причины возникновения и развития отклонений в психоречевом развитии сходны с причинами появления речевых задержек

Это болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременностигипоксия задержка развития
Гипоксия в перинатальный период
Тяжелое протекание родов, а также различные родовые проблемы – обвитие, травмы, в первую очередь, повреждение ЦНС, головного мозга
Инфекционные заболевания, которые перенес сам ребенок в раннем возрасте
Наследственная предрасположенность или генетические дефекты
Педагогические факторы – жестокое обращение с ребенком или же, наоборот, гиперопека
Тяжелая травма психического характера, перенесенная в раннем возрасте

Каждому родителю также следует знать, какие заболевания могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка

Это

Все болезни, связанные с центральной нервной системой
Эпилепсия
Детский церебральный паралич – ДЦП
Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
Ишемия головного мозга
Повышенное внутричерепное давление
Различные патологии сосудов головного мозга
Ликвородинамические нарушения головного мозга
Лейкодистрофия головного мозга

Нередко задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм

Подробно об этой болезни и о ее характерных признаках читайте в ЭТОЙ СТАТЬЕ

Как лечить задержку психоречевого развития – ЗПРР?

Традиционный подход к лечению психического и речевого развития такой же, как и в случае, когда у ребенка страдает только речь
Особенному малышу рекомендуется комплексная помощь в виде аппаратной терапии, медикаментов, психологических сеансов, логопедических упражнений.

Биомедицинский подход предлагает основной упор в лечении таких детей делатьбиомедицина

на диету
и на восполнение дефицита микроэлементов в их организме

Нам близок именно такой путь
Более того, мы взяли его за основу, только немного видоизменили
Как показывает практика, наша программа восстановления детей с ЗПРР и подобных им работает очень эффективно
Если вы хотите знать больше, переходите по ссылке

До сих пор официальная медицина дает детям с задержкой психоречевого развития инвалидность, считая данный недуг неизлечимым
Мы же говорим о том, что все это лечится
Главное – начать спасать ребенка как можно раньше

Задержка психического развития у детей – ЗПР

задержка психического развития

Данный недуг характеризуется

отставанием в развитии памяти ребенка
его внимания
мышления
а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы

Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится уже подросшему ребенку – в предшкольном или младшем школьном возрасте
Нередки случаи, когда указанные отклонения всплывают в процессе тестирования при поступлении в школу

Почему же возникает задержка в психическом развитии у детей?

Причины ЗПР

Они почти полностью повторяют те причины, которые способствуют появлению и развитию психоречевых отклонений у детей
О них уже было сказано выше
Это отклонения биологического и социального характера

Чтобы дать вам наиболее полное представление о видах психических задержек в развитии у детей, воспользуемся классификацией Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога ХХ века
Именно ее систему чаще всего используют отечественные специалисты

Лебединская считает, что ЗПР целесообразно разделить на следующие виды

Конституциональные задержки психического развития у детей, то есть, те, которые определяются наследственностью

Соматогенные ЗПР возникают вследствие недуга, который повлек за собой изменения в работе головного мозга малыша
К ним относятся разного рода инфекции, а также астения, дистрофия, аллергия и проч.

Психогенные отклонения психического характера – результат негативных социально-психологических условий – невнимание родителей, нехватка общения с другими детьми и проч.

Церебрально-органические задержки психического развития, как правило, вызваны тяжелыми перинатальными осложнениями (вредными привычками беременной, перенесенными ею вирусными и инфекционными заболеваниями, сильным токсикозом и проч.)
Перечисленные факторы влекут за собой серьезные нарушения мозговой деятельности

Симптомы ЗПР – задержки психического развитияпсихика

По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?

Как правило, перед самым поступлением в школу эти симптомы уже довольно ярко выражены

Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возраста
Ему сложно обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы, кушать и т.д.
Уже в первый год жизни они развивались медленнее нормы – позже сели, начали ходить и проч.

Такие дети часто необщительны, замкнуты, практически не общаются с другими ребятами

Нередко ребенок, страдающий отставанием в психическом развитии, проявляет агрессию, тревожность, нерешительность

При этом следует отличать задержку психического развития от умственной отсталости
Если признаки ЗПР остаются у ребенка к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи, скорее всего, поставят ему диагноз Умственная отсталость

При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми
При задержке психического развития у вас есть шанс вылечить ребенка

Дети с симптомами ЗПР способны принимать помощь со стороны
Умственно отсталые малыши таким навыком не обладают
Умственно отсталые дети не пытаются понять увиденное и прочитанное, тогда как дети с ЗПР стараются это сделать

Лечение задержки психического развития – ЗПР

Это непростой процесс, но имеющий смысл
Данный недуг поддается лечению при грамотном комплексном подходе
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы педагогов, психологов с одной стороны, а, в первую очередь, конечно же, родителей особенных детей

Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты …
Мы же предлагаем вам иной путь – эффективный и безопасный
Восполняя нехватку жизненно важных питательных веществ в организме и ограничивая в него поступление токсинов, вы значительно активизируете мозговую активность своего малыша
Ткани в организме меняются и начинают выполнять нужные функции, здоровых тканей!

Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей
Ознакомиться с ее основными принципами можно по ССЫЛКЕ

Задержка моторного развития – ЗМР

Данный вид отклонений проявляется уже на первом году жизни ребенка
И он заметен довольно явно
В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает

Причины ЗМР – задержки моторного развитиядвигательные функции

Если у маленького человечка двигательный аппарат хорошо развивается, все перечисленное он делает вовремя или даже раньше нормы
В чем причина проблем с двигательными функциями?

Их несколько

Наследственные факторы
Состояние здоровья родителей
Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери
Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы

Задержка моторного развития: симптомы

Ниже приведены признаки, по которым можно определить ЗМР в том или ином возрасте

К концу первого месяца жизни малыш все еще не держит головку или держит ее меньше положенных 30 секунд

К концу второго месяца ребенок не способен поднимать голову на высоту 5 см от горизонтальной опоры

К концу третьего месяца малыш все так же не держит головку ни в горизонтальном, ни в вертикальном положении (в норме – в течение одной минуты). Его не интересуют игрушки и собственные ручки

К концу четвертого месяца ребенок не пытается приподняться из положения лежа на животе

К концу пятого месяца все еще не умеет переворачиваться с живота на спину и при этом до сих пор толком не держит голову

К концу шестого месяца малыш не тянется к игрушкам

К концу седьмого месяца ребенок с ЗМР не может садиться не то что самостоятельно, но даже при помощи взрослого

К концу восьмого месяца малыш не умеет ползать задом

К концу девятого-десятого месяцев жизни у ребенка не получается уверенно сидеть, ползать, стоять у опоры

Серьезный повод для родителей всестороннее обследовать ребенка с целью выявить задержки моторного развития

Если к окончанию первого года жизни малыш не совершает хотя бы двух шагов
Если к двум годам словарный запас малыша не превышает десяти слов
Если к трем годам он продолжает плохо говорить, много падает, а также не интересуется играми, свойственными его возрасту

Три года – это, конечно, уже слишком запущенный случай

Как правило, моторные отклонения врачи диагностируют гораздо раньше
Этому способствуют

знаменитая шкала оценки новорожденных Апгар
анализ крови на выявление генетических заболеваний
ультразвуковая диагностика мозга
а также регулярные осмотры специалистов, в том числе и невролога, начиная с первого месяца жизни и до года

Лечение ЗМР – задержки моторного развития

Нередко перечисленные симптомы недуга со временем проходят сами собоймассаж ребенку задержки в развитии
Однако в ряде случаев малышу требуется скорая квалифицированная помощь, чтобы в дальнейшем он смог вести полноценную жизнь

Представители официальной медицины при отклонениях в моторном развитии назначают следующий комплекс мер

Регулярные курсы массажа
Физиотерапию
Лекарственные препараты, в том числе и ноотропы, подробнее о вреде которых вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Последний пункт легко можно заменить натуральным источником необходимых организму питательных веществ, о котором мы подробно рассказываем в нашей восстановительной программе для особых детей

Более того, любое лечение задержки моторного развития будет неэффективным без строгой диеты, так как мозг будут продолжать атаковать токсины, а, следовательно, он будет и дальше разрушаться

Правильное питание в сочетании комплексом натуральных витаминов и минералов, а также физиотерапия и физические упражнения творят настоящие чудеса – избавляют детей, одного за другим, от ЗМР и подобных заболеваний
Истории удивительных исцелений и отзывы родителей вы можете прочитать на нашем сайте в специальном разделе

Задержка психомоторного развития – ЗПМР

Этот вид отклонения в развитии ребенка определяется двигательными и психическими нарушениями

Нередко они могут носить неспецифический доброкачественный характер, то есть, без повреждения головного мозга, и протекать при отсутствии неврологических проблем
Такого рода отклонения в психомоторном развитии легко корректируются адекватным уходом за ребенком, правильным питанием и соответствующими занятиями с ним

Те же задержки, которые вызваны повреждением головного мозга и центральной нервной системы, нужно устранять куда более действенными методами
Они называются специфическими или болезненными

Первая степень специфических ЗПМР – преобладают отклонения моторных навыков при небольшой речевой задержке

Вторая степень проблем психомоторного характера характеризуется отставанием ребенка по всем указанным навыкам
При своевременном лечении малыш способен «догнать» сверстников, но при этом ряд его действий так и будет замедленным.

Ребенок с третьей степенью ЗПМР серьезно отстает от своих ровесников – не менее чем на два возрастных интервала
При этом его проблемы все время прогрессируют.

Для начала следует установить причину возникновения данной проблемы

ЗПМР, как правило, появляется в результатегенетика и задержки у детей

Генетической предрасположенности ребенка к подобным недугам
Неприятностей, возникших во время беременности
Родовых травм и отклонений
Тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте

Более подробно обо всех этих причинах мы говорили выше, когда описывали ЗМР – задержки моторного развития детей

Не последнюю роль в возникновении и развитии ЗПМР также играет и социальный фактор

педагогическая запущенность ребенка
недостаток внимания и любви со стороны родителей
плохие условия жизни
неполноценное питание и т.п

О симптомах отставания ребенка в психическом и моторном развитии также было сказано выше
Лечение ЗПМР врачи предлагают традиционно медикаментозное в совокупности с занятиями и физическим воздействием на двигательный аппарат

Мы разработали особую программу восстановления здоровья, которая базируется на специфической диете и восполнении дефицита в организме ребенка питательных веществ
Подробнее об этом инновационном методе вы можете узнать ЗДЕСЬ

Те недуги, которые официальная медицина признает неизлечимыми, эффективно устраняются теми родителями, которые хотят видеть своего ребенка здоровым
И все виды задержек, описанные в этой статье, не исключение

Если ваш малыш страдает подобным недугом, напишите нам, и мы вместе будем бороться за его полноценную жизнь!

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

задержка психомоторного развития

Безобидное, на первый взгляд, выражение «задержка психомоторного развития» по своей сути несет достаточно большие трудности для родителей при воспитании ребенка. Данное патологическое состояние характеризуется отставанием детей по срокам развития в освоении окружающего мира, выработке навыков движения, координации, речи и в обучении.

 

Непосредственно после рождения ребенка начинается стимуляция головного мозга и его постепенное развитие. На первом году жизни малыш должен освоить элементарную двигательную активность – удерживание головы, ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Помимо этого, закладываются основы речевого развития – гуление, односложные слова, различная эмоциональная окраска речи.

Основные признаки ЗПМР

Данный диагноз, зачастую, устанавливается в раннем возрасте на основе отклонений от общепринятых сроков развития малышей. Каждый ребенок индивидуален и, в последнее время, считают, что условные границы приобретения навыков и двигательной активности могут варьировать в довольно широких пределах. Подтвердить диагноз позволит тщательный осмотр невропатолога и дополнительные методы исследования.

Диагноз состоит из двух основополагающих – нарушение психического и моторного развития. Степень отклонений в каждом определенном случае может усугубляться в сторону двигательного или психического компонентов.

Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

1.      К двум месяцам жизни малыш не фиксирует взгляд, не узнает маму и не улыбается ей.

2.     Не выражает свои эмоции в 3 месяца в виде «гуления».

3.     После достижения 6 месяцев нет четкого разграничения у ребенка своих и чужих лиц.

4.     На 8 месяце малютка не может самостоятельно играть любимыми игрушками.

5.     К году не появляются элементарные речевые попытки воспроизвести слова (мама, папа, агу и т.д.).

Признаки отклонений в моторном развитии:

1.      В первые 3 месяца малыш не удерживает голову.

2.     На 4-5 месяце у него не получается перевернуться с живота на спину.

3.     К 6 месяцам малыш не научился сидеть.

4.     До года он не стоит и не ходит (сам или с поддержкой).

Диагностические мероприятия отклонений

После первичного неврологического осмотра необходимо выяснить состояние головного мозга и степень его функциональности, исключить опухолевые поражения или органические дефекты. С данной целью могут быть выполнены неинвазинвые методы диагностики – нейросонограмма, электроэнцефалография, рентген черепа, магнитно-резонансная томография.

Их актуальность определяет детский невролог с учетом тяжести состояния ребенка и выраженности неврологической симптоматики, наличия сопутствующей патологии.

Лечение задержки развития иппотерапией

Эффективность проведенных мероприятий зависит от возраста ребенка, в котором выявлены отклонения. Большинство доступных методов лечения направлены на развитие интеллекта и менее акцентируют внимание на двигательной активности.

В лечебный комплекс должны включаться медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Во вторую группу входят развивающие игры, физиотерапевтические процедуры, массаж.

Положительные отклики и видимые результаты у детей с задержкой психомоторного развития получены после проведения курсов иппотерапии в качестве вспомогательного метода лечения. У дошкольников и школьников она позволяет:

1.      Психологически подготовить детей к посещению детского сада или школы:

— помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах,

— улучшает усидчивость и концентрацию внимания,

— нацеливает на достижение результата и выполнение задачи,

— невербальное общение с животными повышает адаптацию в социуме.

2.     Развить память, повысить скорость мышления, что необходимо для хорошего усвоения материала.

3.     Распределять и планировать свое время с максимальной эффективностью.

4.     Нормализовать процессы возбуждения и торможения, эмоционально расслабить ребенка.

У более младшего возраста занятия верховой ездой и иппотерапией улучшают кровоснабжение в органах малого таза и нижних конечностях, что способствует нормализации развития костно-мышечной системы. Рефлекторно происходит установка позвоночника в вертикальном положении, ускоряется формирование физиологических изгибов в нем, профилактика сколиоза.

Занятия с лошадью стимулируют высшую нервную деятельность и эмоциональные реакции (радость, улыбка, нежность, любовь). Пластичный мозг ребенка поглощает новую информацию как губка, независимо от его активности. Во время регулярных занятий иппотерапией малыш получает все новые и новые эмоции, навыки, тактильные ощущения, улучшается зрительная память и координация движений.

Только комплексный подход к процессу лечения детей с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет свести к минимуму неврологические отклонения и существенно улучшить качество жизни малыша, вселить веру в его здоровое будущее.

Задержка психомоторного развития – причины заболевания, методы, профилактика

ОСТЕОПАТИЯ И ЛЕЧЕНИЕ ЗПР

Многие родители отмечают значительный прогресс в развитии ребёнка даже после курса самого банального общеукрепляющего массажа. Что уж говорить о куда более ёмких, сложных и эффективных техниках остеопатического лечения, которые предполагают далеко не только «разминание мышц», но и комплексную диагностику с последующим лечением даже структур мозга!

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Задержка психомоторного развития (ЗПР) — это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов). Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Признаки

Задержка моторного развития проявляется в том, что ребенок вовремя и самостоятельно…

  • не начинает удерживать головку в вертикальном положении (1-й мес. жизни)
  • переворачиваться (4-5 мес.)
  • ползать (5-6 мес.)
  • садиться (6 мес.)
  • ходить (10-12 мес.)

Задержка психического развития проявляется в том, что ребенок вовремя не начинает…

  • смотреть на маму и улыбаться ей (2-й мес. жизни)
  • «гулить» (3 мес.)
  • четко различать «своих и чужих» (5-6 мес.)
  • самостоятельно играть простыми игрушками (8-9 мес.)
  • «лепетать» (10-11 мес.)

Диагностика

Подтвердить (или развеять) худшие опасения родителей могут только квалифицированные врачи и педагоги. Для выявления причины задержки развития врач может назначить специальные обследования (УЗИ, МРТ, ЭЭГ, рентгенографию), лабораторные анализы, консультации профильных специалистов. Это позволит своевременно обнаружить и вылечить органические (реже – психические) повреждения, препятствующие нормальному развитию ребёнка.

Лечение

Задержка развития требует своевременного назначения лечения. Причём чем раньше – тем более «лёгкая артиллерия» будет назначена, и тем быстрее будут положительные результаты. Ведь у деток на счету каждая минута.

Во многих случаях удаётся достичь хороших результатов посредством нелекарственных методов: активные развивающие занятия с ребёнком, специальные курсы физиопроцедур, массажа. Очень хорошо показало себя остеопатическое лечение.

Иногда требуется и назначение лекарственных препаратов: от витаминно-минеральных комплексов до довольно серьёзных и небезобидных препаратов, стимулирующих мозг. Лечение подбирается строго в индивидуальном порядке, с учётом особенностей, возраста и проблем ребёнка.


Задержка психомоторного развития ребенка (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

    У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

    Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.

  6. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.

    Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

    Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  7. Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.

Профилактика

Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

Записаться на приём

Печать

Задержка психомоторного развития

На первый взгляд, безобидное выражение «задержка психомоторного развития» по сути своей несет достаточно серьезные сложности для родителей при воспитании малыша. Указанное патологическое состояние связано с отставанием деток по срокам развития в выработке навыков движения, координации, речи, в обучении, в общем, в освоении окружающего мира.

Сразу после того как малыш родился, включается стимуляция головного мозга, его постепенное развитие. Уже на первом году жизни ребенку необходимо освоить элементарную двигательную активность, то есть — удерживание головы, самостоятельное ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Кроме этого, в данный период закладываются основы речевого развития человека – гуление, односложные слова, разная эмоциональная окраска речи.

Основные признаки задержки психомоторного развития (ЗПМР)

Зачастую, данный диагноз, устанавливается в раннем детском возрасте на основе обнаруженных отклонений от общепринятых сроков развития детей. Каждый малыш индивидуален и, в наши дни, считается, что в условных границах получения навыков и двигательной активности значения могут варьироваться в достаточно широких параметрах. Подтвердить правильность диагноза позволит только тщательный осмотр невропатолога, а также дополнительные методики исследования.

Данный диагноз состоит из пары основополагающих – нарушение моторного и психического развития. В каждом отдельном случае степень отклонений может усугубляться в сторону психического либо двигательного компонентов.

Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

  1. К третьему месяцу жизни ребенок не фиксирует свой взгляд, не узнает маму, не улыбается ей.
  2. Малыш не выражает своих эмоций в три месяца в форме «гуления».
  3. В шесть месяцев у ребенка отсутствует четкое разграничение своих и чужих лиц.
  4. В восемь месяцев малыш самостоятельно не играет любимыми игрушками.
  5. К одному году у ребенка не проявляются элементарные речевые попытки воспроизвести такие слова, как агу, мама, папа и т.п.).

Признаки отклонений в моторном развитии:

  1. Малыш в первые три месяца не удерживает голову.
  2. На четвертом-пятом месяце у ребенка не получается переворачиваться с животика на спинку.
  3. В шесть месяцев ребенок не научился сидеть.
  4. До года малыш самостоятельно или с поддержкой не стоит и не ходит.

Диагностика отклонений

После начального неврологического осмотра следует выяснить в каком состоянии находится головной мозг, а также его степень функциональности, исключить органические дефекты и опухолевые поражения. В этих целях могут выполняться неинвазинвые методы диагностики такие, как нейросонограмма, рентген черепа, электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография.

Актуальность этих диагностических мероприятий определяет детский невролог с учетом специфики состояния малыша и выраженности неврологической симптоматики, а также наличия сопутствующих патологий.

Нейропсихологическое обследование (начинают его с трехлетнего возраста), ранняя диагностика социального и сенсомоторного развития. Основываясь на указанных обследованиях специалисты получают полную картину слабых и сильных сторон ребенка, появляется возможность прогнозирования наличия сложностей в обучении, формирование нейропсихологического дефицита в старшем возрасте. 

Лечение и профилактика задержки психомоторного развития

Эффективность осуществляемых мероприятий зависит от возраста малыша, в котором выявились отклонения. Большинство доступных методик лечения, в первую очередь, направлены на развитие интеллекта и чуть менее акцентируют внимание на активности двигательной.

В лечебный комплекс важно включать медикаментозные и не медикаментозные варианты лечения. В группу вторую включаются развивающие игры, массаж и физиотерапевтические процедуры.

Видимые результаты и положительные отклики у малышей с ЗПМР получаются после проведения курсов нейропсихологической коррекции, а также мозжечковой стимуляции.

Помните, только комплексный подход к процессам лечения деток с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет сводить к минимуму неврологические отклонения и заметно улучшить качество жизни ребенка, вселить веру в его здоровое будущее.

Мой Логопед — Причины ЗПМР у детей

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)- представляет собой запаздывание формирования двигательных, речевых и психологических функций на любом возрастном этапе. 

 

Причинами задержки психомоторного развития могут быть:

 

* генетическая предрасположенности ребенка к подобным недугам;

 

* неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на плод во время беременности;

 

* родовые травмы; 

 

* врождённые отклонения в развитии;

 

* тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте;

 

* социальные факторы (педагогическая запущенность, плохие условия жизни и не сбалансированное питание). 

 

Выделяют два вида ЗПМР:

 

* 1 вид: ЗПМР, которые имеют неспецифический доброкачественный характер (наблюдаются у детей, не имеющих повреждений головного мозга и неврологических проблем). 

 

Доброкачественная ЗПМР может быть тотальной и носить равномерный характер.

 

В этом случае отставание происходит в развитии всех функций.

 

Или парциальной (не равномерной), при которой происходит отставание в работе одной или нескольких функций. 

 

* 2 вид: Специфические ЗПМР — возникают вследствие повреждения головного мозга и центральной нервной системы. 

 

К основным показателям нарушения психомоторного развития у детей раннего возраста относятся:

 

* отсутствие исследовательского интереса к игрушкам и к окружающим;

* бедность эмоций;

* отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;

* задержка речевого развития. 

 

Для оценки психомоторного развития проводят сбор показателей в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.

 

Если, в ходе диагностики было выявлено отставание психомоторного развития не более чем на 3 месяца, то говорят о лёгкой форме.

 

Средней степенью является отставание в развитии на 3 — 6 месяцев.

В данном случае необходимо провести тщательное обследование, чтобы определить причины заболевания.

 

Если было выявлено отставание в развитии ребенка более чем на 6 месяцев, вследствие поражения головного мозга, то ставят тяжелую степень нарушения психомоторного развития. 

Как развивается детская речь читай тут

Что должен уметь ребенок в 1 год

Записаться на консультацию тут

Пройти диагностику

Автор статьи Нина Никифорова

Выявляем нарушение психомоторного развития ребенка

При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.

Отставание в развитии на 3 — 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.

Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.

В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 — 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 — 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука — лицо», «рука — рука», «нога — нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 — 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 — 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 — 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).



Дополнительная информация:

Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 — 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 — 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.

Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 — 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 — 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 — 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.

источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин , Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)



читайте также:

статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017) [читать] или [читать];

статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать]



читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *