Б. Л. Пастернак. Золотая осень, с. 88 – 89
Ответы к стр. 88 — 89
- Придумай ассоциации (слова, образы, картины) к словосочетанию золотая осень. Запиши. Какое настроение они вызывают?
Разноцветные листья, листопад, праздник деревьев, резной наряд, жёлтый, красный, оранжевый, настроение радостное, праздничное.
- Придумай текст на тему «Осень». Определи основную мысль повествования. Подбери слова, которые будут отражать твоё настроение. Запиши свой рассказ.
Царевна-Осень
Царевна-осень каждый день удивляет нас своей красотой. Она приходит, щедро одаривая подарками: от грибов и ягод, до удивительных цветов и красок. Осень — капризная царевна, она меняет своё настроение каждую минуту, то солнечно улыбаясь нам, то хмурясь целую неделю. Попробуй угадай, что будет у неё на уме завтра. Осень, словно плачущая принцесса, может лить дождевые слёзы целую неделю. И всё же она прекрасна! Царевна-осень часто меняет свои наряды: зелёное платье сменяется жёлтым, багряным, красным, оранжевым, охровым. Она кружится в танце и сверкает золотом.
- Перечитай стихотворение «Золотая осень». Сравни его с текстом, который создал ты. Запиши свои мысли.
В стихотворении Пастернака есть яркие, запоминающиеся слова и выражения, например, слово чертог (величественное, богатое помещение). Настроение автора торжественное. Основной цвет — золотой, жёлтый, который создаёт роскошную картину осеннею замка. В стихотворении присутствуют сравнения: как на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочёных рамах; эпитеты: сказочный, небывалой, золотой, подвенечной, прозрачной, золочёный, вишнёвый, древний —
Сравнивая свой текст со стихотворением Б. Л. Пастернака, я сделал вывод, что нужно учиться красоте языка у великих поэтов.
- Рассмотри репродукцию картины «Осенняя песня» В. Борисова-Мусатова (с. 115).
В. Борисов-Мусатов вдохновился красотой Оки. Жёлтые берёзки склонились над озером на высоком берегу реки. За поблёкшей травой поднимается синеющий лес. Широкой полосой открывается серое небо.
На переднем плане ветви берёз, словно кулисы, приоткрывают нам удивительный вид реки, отражающей в своих водах небо. Вдалеке лес и небо сливаются и демонстрируют нам прекрасный вид нашей осенней земли. Пейзаж, который знаком с детства каждому русскому сердцу.
Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной.
«Осенняя песня» — это не только прощальный журавлиный клёкот в поднебесье. Если внимательно всмотреться в картину, то можно услышать красивейшую тоненькую мелодию, исходящую из самого сердца природы. Грустная и светлая песня осени, звучащая в красках художника, проникает в сердце зрителя и оставляет в нём такой же светлый след.
ГДЗ по литературному чтению.
Б. Л. Пастернак. Золотая осень, с. 88 – 89
4 (80.99%) от 323 голосующихБорис Пастернак — Золотая осень: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Анализ стихотворения «Золотая осень» Пастернака
В поздний период творчества Б. Пастернак от сложных для восприятия произведений переходит к стихотворениям, написанным простым и доступным языком. К чистой пейзажной лирике относится стихотворение «Золотая осень» (1956 г.).
Начиная с Пушкина, многие русские поэты с восторгом описывали красоту русской осени, особенно последний теплый период — «бабье лето». Пастернак не стал исключением, испытывая точно такие же чувства к «золотой поре». Эпитет «золотой», заложенный уже в названии, и его различные склонения поэт использует на протяжении всего стихотворения («позолота», «золоченые»). Он точнее всего передает цвет, в который окрашиваются леса в период увядания.
Осенний лес в сознании Пастернака представляется огромным собранием выставочных залов с невероятно богатым количеством экспонатов. Прогулка по этим залам никогда не может наскучить. Восторженному посетителю на каждом шагу будут открываться все новые и новые шедевры: «липы обруч золотой», «лик березы — под фатой». Сказочный лес преображает окружающий мир. Вместо черной земли под ногами расстилается толстый ковер опавшей листвы, образующей неповторимые узоры. Творение человеческих рук — одиноко стоящие флигеля благодаря обступающим кленам получают золотое обрамление.
Лес живет своей жизнью, в которой господствует любовь. Предчувствуя долгий зимний сон, деревья стремятся последние мгновенья провести поближе друг к другу: «на заре стоят попарно». «След янтарный», оставляемый на коре заходящим солнцем, символизирует слезы деревьев, которым предстоит скорая разлука.
Многие поэты отмечали, что осенний лес находится в состоянии хрупкого оцепенения. Вместе с умолкнувшими звуками словно замирает время. Любое движение в абсолютной тишине громко разнесется по всем окрестностям. У Пастернака это явление выражено в «бушевании» листвы под ногами.
Завершается стихотворение очень красивым поэтическим сравнением. Огромная осенняя сокровищница, собрание «старых книг, одежд, оружья» очень скоро закроет двери для посетителей. Наступает время передать ключи строгому сторожу — зиме. Уже начались первые приготовления к этой передаче: «сокровищ каталог перелистывает стужа».
Стихотворение «Золотая осень» — достойный вклад Пастернака в копилку отечественной пейзажной лирики.
Рассказы об осени М. М. Пришвина
Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина Михаила Михайловича в форме заметок передают то трогательное настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. Первые желтые листочки, прекрасное время золотой осени и наступление холодов, события, через которые проходит осенняя природа, с любовью описанная в строках писателем русской природы.
Начало осени
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.
Я оглянулся вокруг себя. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревей. Раньше, бывало, непременно в ямке такой кочки находишь перышко тетерева или глухаря, и если оно рябое, то знаешь, что копалась самка, если черное — петух. Теперь в ямках расчесанных кочек лежат не перышки птиц, а опавшие желтые листики. А то вот старая-престарая сыроежка, огромная , как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в блюде плавает желтый листик березы.
Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Осеннаяя роска
Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи – на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.
Ветреный день
Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чем я рассказывал?» Не вспомнилось, и – ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли.
Роса
С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.
Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.
И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном — не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.
В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.
Листопад
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.
Рябина краснеет
Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.
Заводь
Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра, против нашей Казенной заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал желтым, а осинка ярко-красной, пылающей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаешь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспер, страшный хищник, выбрасывается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевертываются вверх брюхом, и хищник их поедает.
Мелкой рыбицы (мальков) так много в воде, что от удара весла впереди часто выскакивает наверх стайка, будто кто-то ее вверх подбросил. На удочку рыба уже плохо берется, а сомы по ночам идут на лягушку, только лягушек в этом году по случаю сухмени очень мало, так же мало и пауков, и этими красными осенними днями в лесу вовсе нет паутины.
Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые поляны, как белые скатерти.
Лилии белые лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, смериться, то, пожалуй, нас и двух на них не хватило бы.
Иван-да-Марья
Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет земля, а летом принюхаемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.
Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.
Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
– Иван, Иван, где теперь твоя Марья?
Осенние листики
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.
На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.
Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
Последние цветы
Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, – на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетавшие с треском вверх, голубые и ярко-красные.
М. Пришвин «Времена года»
Урок развития речи. Составление рассказа «Золотая осень»
Конспект урока по развитию речи.
Тема. Золотая осень. Составление рассказа «Золотая осень».
Цели и задачи урока: учить составлять рассказ по вопросам и опорным словам; учить детей выделять характерные признаки осени и рассказывать об этом; закрепить представления детей о «золотом» периоде осени, через организацию разных видов деятельности; развивать слуховое восприятие; обогащать активный и пассивный словарь обучающихся; корректировать и развивать связную устную речь, путем ведения диалога; корректировать и развивать письменную речь, через дополнение предложений словами; развивать внимание , мышление; корректировать произношение; воспитывать у детей эстетические вкусы, любовь к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: картинки «Осень», таблички, карточки, презентация «Золотая осень».
Ход урока:
1 Организация класса.
1.- Сядьте ровно.
2.Психологический настрой.
Упражнение «Подберите слова».
— Подберите слова, каким должен быть наш урок?
(Интересным, продуктивным, веселым, светлым, познавательным…)
— А вы на уроке какими должны быть?
(Дисциплинированными, внимательными, собранными, активными, ловкими, настойчивыми, самостоятельными …)
— Итак, если вы будете такими, то мы вместе создадим интересный, творческий урок.
3. Фонетическая минутка.
— Говорите хорошо.
Падают с ветки
Желтые монетки…
Это осень золотая
Дарит листья не считая.
4.Артикуляционная гимнастика. «Подуй на листочек».
(Упражнения для развития напора воздуха).
— Ребята, к нам на ладошку упал кленовый листочек, давайте его отправим в путешествие. (На ладошке лежит листочек. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой).
5.РРР. — Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Какое сейчас время года?
Назови осенние месяцы.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Назовите приметы осени.
Какая сегодня погода?
Какая погода в сентябре, октябре, ноябре?
1. Игра «Мобилочка»
— Чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, мы поиграем в игру «Мобилочка». Буквы в нашем мобильном телефоне расположены под цифрами на кнопках. Каждой цифре соответствует несколько букв. Чтобы отгадать зашифрованное слово, надо выбрать только одну букву. Будьте внимательны:3656710 67260
1 2 3 4 5
АБВ ГДЕ ЁЖЗ ИЙ КЛМ
6 7 8 9 0
НОП РСТ УФХ ЦЧШЩ ЪЫЬ ЭЮЯ
Ответ Золотая осень
2. Ассоциативный куст.
— Подберите слова к слову Осень.
— Что мы делали?
III. Сообщение темы, задач урока
— Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ «Золотая осень».
На уроке мы будем:
1. Играть.
2. Говорить.
3. Работать по карточкам.
4. Отвечать на вопросы.
5. Составлять рассказ.
IV. Работа над новым материалом.
Как вы думаете, почему осень называют «золотой»?
Игра «Волшебный мячик». Кластер.
Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени.
(На улице стало холодно. Солнце светит мало, прячется за тучи. Тучи на небе серые, темные, синие. Часто идет дождь. На дорогах лужи. Листочки опадают с деревьев. Листопад на улице. Деревья стоят голые. Травка пожелтела. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме).
По ходу игры на доске оформляется кластер.
Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
— Ребята, давайте соберём осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Работа по карточкам. Запишите пропущенные слова.
Листья осенью (что делают?) …………( желтеют и опадают)
Дождь осенью (что делает?)……….( моросит, идет).
Урожай осенью (что делают?) ……..( убирают, собирают)
Птицы осенью(что делают?)……….( улетают).
Деревья осенью(что делают?)………….(роняют листья).
Звери осенью (что делают?)…………( готовятся к зиме, меняют шубки).
Взаимопроверка.
Физминутка.
Составление рассказа «Золотая осень».
Учитель показывает корзину с разноцветными листьями. На листочках слова для рассказа. Посмотрите это письмо Осени (наборное полотно). Но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам самим придется догадаться о чем там было написано. Читают текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова , вставляя листочки.
Текст.
Наступила (какая?) ……….. осень. Солнышко светит (как светит?) ……., но греет слабо. В (какой?) ………. воде отражаются (какие?) облака. Деревья стоят в разноцветном уборе. В (какой?)……… наряд оделась осина. Висят (какие?)……… кисти рябины. (Какой?)….. ветер срывает ( какие?)…….. листья с деревьев. Листья (что делают?) ……….. и …………. . Опавшие (что?) …….. шуршат под ногами. Озимь зеленеет на полях.
Словарь: золотая, ярко, холодной, серые, яркий, красные, холодный, пожелтевшие, кружатся и падают, листья.
Чтение рассказа.
1V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
V. Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Какие задания было интересно выполнять?
Если урок вам понравился, то прикрепите к этому дереву красные листочки. Если осталось что-то непонятым – прикрепите желтые. А если вам на уроке было скучно – прикрепите зеленые листочки.
VII. Домашнее задание
Написать рассказ «Золотая осень»