Занятия с детьми 3 лет с зпр: Рабочая программа (младшая группа) на тему: Рабочая программа коррекцинно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (ЗПР) 3-4 лет – Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР 3-4 лет «Сказочный теремок»

Содержание

Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР 3-4 лет «Сказочный теремок»

Конспект индивидуального занятия для детей с ЗПР 3-4 лет

Тема занятия: «Сказочный теремок»


Возрастная группа детей: 3 – 4 года

ФИО автора: Малышева Е.А., учитель-дефектолог, д/с №14 «Колокольчик»

Цель: создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах.                                             
Образовательные задачи:
Способствовать закреплению навыков распознавания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Учить находить предметы, сходные по форме.

Закреплять названия основных цветов.
Коррекционно – развивающие задачи:
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Активизировать словарь детей: закреплять слова определяющие величину предметов (большой — маленький)
Воспитательные задачи:

Поддерживать детскую инициативу и самостоятельностью

Стимулировать интерес к математическим играм.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», разучивание гимнастик

Перечень оборудования используемых материалов:

компьютер, презентация к сказке «Теремок», дыхательные тренажеры (цветы),раскраски

Перечень используемой методической и художественной литературы:

1. Математика. Занятия с детьми подготовительной группы. Составитель Р.А. Жукова, Волгоград, «Корифей» 2005.

2. Математические игры в детском саду и в начальной школе. В.П. Новикова. Москва, Мозаика-синтез, 2011

3. Математика в детском саду, В.П. Новикова, Москва, Мозаика-синтез, 2005

4. Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Лебедева Л.В.. Москва, ЦПО, 2009.

5. Формирование математических представлений, Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. Волгоград, Учитель, 2009

6. Комплексные занятия в подготовительной группе. Волгоград, Учитель, 2008.

7. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (С 4 до 5, с 5 до 6 лнт) Н.В. Нищева. СПб, «Детство пресс» 2017

8. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (С 6 до 7 лет) Н.В. Нищева. СПб, «Детство пресс» 2016

9. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста, М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева, -Волгоград, Учитель, 2010

10. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, Т.П. Высокова, Волгоград, Учитель, 2011.

11. Пальчиковые игры, Е.П. Пименова, Ростов на Дону, Феникс. 2007

12. Математика для малышей, О. Александрова, Москва, ЭКСМО, 2012

13. Развитие элементарных математических представлений. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева, Москва, Мозаика синтез, 2008

14. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления и речи. Е.А. Алябьева, Москва, Сфера, 2010

15. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева. Москва, Национальный книжный центр, 2010

16. Школа семи гномов, под ред. Дорофеевой . Москва ,Мозаика –синтез, 2008

17. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

18. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. — 48 с.

19. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95с.

20. Стрельникова О.С. Проектный метод в логопедической работе с дошкольниками.

http://koncpekt.ru/detskiy-sad/raznoe/2411-proektnyy-metod-v-logopedicheskoy-rabote-s-doshkolnikami.html

21. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с.66-72


Содержание ООД
1. Организационный момент.
Дефектолог:
Сегодня я приглашаю тебя в сказку. Называется сказка «Теремок», сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.
Основная часть.

Дефектолог: 
Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. На полянке с теремком есть волшебные цветы. Если на них подуть они будут кружиться.

2.Дыхательная гимнастика «Цветок».
Исходное положение: сесть прямо, руки опущены.
Сделать вдох через нос, затем плавный выдох через рот. Вернуться в исходное положение. (По А.Н. Стрельниковой).
Дефектолог:

А вот появился и первый гость: мышка – норушка. Давай посмотрим, что она принесла.

3. Задания на закрепление пройденного материала

«Задание мышки-норушки»

Мышка принесла круги. Какого они цвета? Чем отличаются друг от друга. Мышка предлагает найти на картинке и назвать круглые предметы.

Дефектолог:

А вот появился второй гость: лягушка — квакушка. Давай посмотрим какие фигуры она принесла.

«Задание лягушки — квакушки»

Лягушка принесла треугольники. Какого они цвета? Чем отличаются друг от друга. Найди на картинке и назови треугольные предметы.

Дефектолог:

А вот появился и третий гость: зайка — попрыгайка. Давай посмотрим, какое задание он тебе принес.

«Задание зайки — попрыгайки»

Какие фигуры принес зайчик? Какого они цвета? Чем отличаются друг от друга. Зайчик предлагает найти на картинке и назвать квадратные предметы.

4.Пальчиковая гимнастика

Дефектолог: 

А вот и следующие гости: лисичка и волк. Они предлагают тебе поиграть с пальчиками и сделать гимнастику.

Вышли пальчики гулять, а вторые догонять.

Третьи пальчики бегом, а четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.


5.Итог
Дефектолог:

 А вот пожаловал и последний гость. Медведь тоже принес задание.

Вспомни ,какие фигуры приносили тебе сказочные герои?

Какого они цвета?
Дефектолог: Молодец справилась со всеми заданиями. За это наши гости говорят тебе спасибо и дарят в подарок раскраску.

Рабочая программа на тему: Занятия с детьми ЗПР на декабрь (ранний возраст) 2 – 3 года

Понедельник

1.Д/у «Кто пришёл?»

(животные — игрушки)

2. Д/у «Топ- топ» Френкель

(движения с речью)

1. Рассказ про корову и кошку

2. Д/у «Кто сказал му?»

«Кто сказал мяу?»

(звуки «м» и «м′»)

1. Рассматривание картинок

«Играем с кубиками»

2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

1. Рассматривание ёлочки с игрушками

2. Хоровод «Ёлочка».

(Речедвиг. игра)

Вторник

1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

2. Д/у «Собери картинки»

(парные о животных)

1. Д/и «Чудесный мешочек»

(домашние животные)

2. Вкладыши «животные»

1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

2.Д/у «Разложи по коробочкам»

(кубики по цвету)

1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

Среда

1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

1.Д/у «Составь целое»

(из 2х частей – животные)

2.Работа с фломастерами

 «Клубочек для киски»

1.Д/у «Нанизывание шаров»

2. Шнуровки «Сапожок»

3.Д/у «Составь целое»

(из 2х частей)

1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

2.Работа с фломастерами

«Шары на ёлке»

Четверг

1.Д/у «1,2,3…повтори »

(движения)

2. Д/у «Большие ноги»

1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

2. Д/у «Парные картинки»

(найти и назвать)

1. Звуки  «м», «с»..

Артик. гимнастика

2. Д/у «Угадай кто позвал?»

 (слух. Вниман.)

1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

2. Д/у «Кто громче?»

Пятница

1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

2. Д/у «Кто спрятался?»

 (из персонажей)

1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

2. Речедвиг. игра

«Вот так вот» Фрида

1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»

2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование занятий с детьми с задержкой психического развития (сложный дефект) в младшем возрасте

Понедельник

                                                                       

1.Рассматривание картины «Пускаем лодочку»  из серии «Мы играем».

2.Д\ у «Догонялки с солнечным зайчиком».

1.Рассматривание веток с листочками.

2.Д\ у «Найди такую же картинку и назови»- парные картинки.

1.Целевая прогулка в природу, на луг. Наблюдение за первой травой, мать-и-мачехой, насекомыми.

1.Рассказ педагога о весне. Рассматривание картинок с признаками весны (солнце, капель, травка, жуки, цветы).

2.Повторение стихов, потешек.

Вторник

1.Счёт и пересчёт предметов до 5.

2.Ориентировка на себе (части тела и лица).

3.Хор. игра «Мы потопаем немножко».

1.Счёт до 5.

2.Закрепить узнавание и называние фигур: круг, квадрат,  треугольник.

3.Д\у «Составь коврик».

4.Пальчиковая игра № 1,2,3,4,5.

1.Счёт предметов до 5.

2.Приём наложения, Понятия «столько», « сколько», «поровну».

3.Сравнение предметов по длине (дорожки).

1.Счёт до 5, пересчёт игрушек по 1. Итоговое число.

2.Приём «приложения», понятие «столько же».

3.Счёт движений.

Среда

1.Работа с  палочками «Солнышко».

2.Работа с карандашом «Весенняя картинка» — скворечник, солнышко, трава.

1.Работа с карандашом «Цветок мать – и – мачехи» — жёлтый и зелёные цвета.

2.Д\у «Собери цветок» — целое из 4 частей .

1.Д\у «Геометрическая мозаика» — собачка, зайчик.

2.Д\у «Разноцветные  дорожки» — мозаика (закрепление  4 основных цветов).

1.Рассматривание цветных шаров,   соотнесение цвета.

2.Д\у «Подбери шарику нитку».

3.работа с карандашом «Разноцветные шары к празднику».

Четверг

1.Артик. гимнастика, звук «Н» — Гербова, №59. Д\у «Угадай, что это?»

2.П.\и «Мышонок и сова».

1.Звуки «М, Н».

2.Д\у «Кто позвал?»

Инсценирование  произведения Е. Ровенской «Петушок», стр.96.

1.Звук «К». Гербова № 63.

2.Д/У «Магазин одежды» — с использованием дидактической куклы..

1.Звук «Г». Гербова № 67.

2.Чтение произведения С. Маршака «Кто колечко найдёт?».

Пятница

1.Разучивание стиха А.Барто «Кораблик».

2.Д/У «Угадай, кто здесь?».

1.Чтение стиха «Греет солнышко теплее…»

2.Игры с пальчиками № 5, 6.

1.Рассказывание сказки «Репка» — настольный театр.

2.Д/У «Чудесный мешочек».

1.Разучивание стиха Ивенсена « На свой флажок на красненький…».

2.Хор. игра «Шарики, шарики…подарили нам».

Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Занятие №3 из коррекционной программы психолога с ребенком ЗПР

Пояснительная записка к программе

Цель занятия:

Создание положительного эмоционального настроя, формирования коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Развитие динамики и координации движений, активизация речевых навыков, памяти, мышления, развитие творческой воображения и внимания.

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР

1. Упражнение — приветствие. (2 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятия эмоционального напряжения.

Ход упражнения: психолог сообщает ребенку, что очень рад его видеть и хочет поздороваться по особому — «двумя руками». Ребенок ставит две руки локтями на стол, ладонями наружу. Психолог здоровается с ним легким хлопком ладонями по ладоням ребенка, называя при этом имя ребенка. Он в ответ также здоровается.

2. Упражнение «Логические цепочки» (5 мин.)

Цель: тренировка мышления, внимания и сообразительности.

Ход упражнения: психолог предлагает ребенку карточки из 4 рисунков, на которых изображена определенная последовательность действий, и просит разложить рисунки по порядку: что должно быть сначала, что потом, чем заканчивается.

 занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр

3.Физминутка (5 мин.)

Покажи, как гремит гром? (На месте потопали ножками)

Как солнышко вышло? (Поднялись на носочки, потянулись, улыбнулись друг другу)

Как ветер играет с листочками? (Руки подняли вверх и помахали в стороны)

Как птицы летят? (Руки в стороны, помахали руками)

Как зайчики прыгают? (Прыжки на двух ногах на месте)

4. Упражнение «Раскрась по цифрам» (5 мин.)

class=»eliadunit»>

Цель: развитие мелкой моторики руки, внимания, тренировки знания цветов и цифр.

Ход занятия: ребенку необходимо раскрасить рисунок с соответствующей инструкцией

 занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр

5. Упражнение «Игра с пальчиками» (5 мин.)

Цель: развитие динамики и координации движений, активизация речевых навыков, памяти, мышления, развитие творческого воображения и внимания.

Дождик

Дождик, дождик, лей-поливай —

Будет румяный у нас каравай,

Будут у нас булочки, будут и сушки,

Будут вкусные-превкусные ватрушки.

(Указательным пальцем одной руки постучать по ладони второй, очертить перед собой руками круг, похлопать по очереди одной ладонью по другой, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, сделав большой круг.)

 занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр

6. Рефлексия. Прощание (5 мин.)

Очень хорошо работали

И как друзья разговаривали.

Поэтому скажи мне:

Что понравилось тебе?

7. Прощание «Подари улыбку» (3 мин.)

Рабочая программа (младшая группа) на тему: РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ № 2»

Принят решением                                                                                 «Утверждаю»

педагогического совета ГДОУ № 2                                                 Заведующий ГДОУ № 2

протокол №______                                                                               ___________Н.А. Савран

от «____»_________20____г.                                                            от «____»________20___г.

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)  КОРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                     Рассчитана на  детей с ЗПР  3-4 лет.                            

 Срок  реализации 1 года

Учитель-дефектолог  

                                                                               Варданян Евгения Фрунзиковна

Г. НОВОМОСКОВСК

2014

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.  

Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

         Данная рабочая программа предназначена для работы учителя-дефектолога с детьми  от 3 до 4 лет. 

Программа составлена в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании»,«Концепцией дошкольного воспитания»,«Приказом Министерства образовании и науки РФ» от 30.08.2013,

№1014, и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

  Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР; ведущих мотивов и потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка, на базе «Основной общеобразовательной программы  ДОУ компенсирующей направленности  с

приоритетным осуществлением  деятельности по квалифицированной  коррекции недостатков в  физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья» , включающая в себя  парциальные программы: «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» Борякова Н.Ю.,  «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада для детей с ОНР»Н.В. Нищева , методические разработки  Волчковой В.Н., Степановой Н.В.,Л.Г. Петерсон. 

      Цель программы. Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Становление нравственной ориентировки.
  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
  3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности.

Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

— Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. На наш взгляд, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.

—  Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития,  с опорой на ведущую деятельность  данного возраста. Для дошкольников это- предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

—  Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

  сентябрь

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета

1 октября – 15 мая

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

 

Количество занятий познавательной деятельности,  реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода   и соответствует  учебному плану.  В   младшей группе в  1 период — 16 занятий, 2 и 3 периоды — 22 занятия по 10 минут.

Программа включает два раздела:

  1. Ознакомление с окружающим, включающее социализация.
  2. Формирование элементарных математических представлений, включающее сенсорное воспитание.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или

иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

    Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

    Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

      В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт детей с ЗПР,   младшего дошкольного возраста; диагностические методики;  список средств обучения: учебно-наглядные пособия,  перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

 

Раздел программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»

Основная цель — обогащение, уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программа включает следующие темы:

1 Растения  

2.Животные и птицы

3.Знакомство с ближайшим окружением  

4.Развитие связной речи (умение рассказать об  увиденном).  

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Образовательные деятельности  должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в

природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве,   жизнью города ).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных в образовательных деятельностях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Образовательные  деятельности   по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Образовательная область /Познание/

Разделы программы

               младший возраст

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 занятие в неделю

 

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 период

2 период

3 период

Растения  

1

Животные и птицы

3

7

Знакомство с ближайшим окружением    

6

5

2

Развитие связной речи

2

2

1

Количество часов

8

11

11

Тематическое планирование  по разделу программы

 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в младшей группе  для детей с ЗПР 

I период (8 недель, 16 занятий)

 Октябрь

  1.  Моя семья.
  2.  Игрушки.
  3.  Я. Части тела и лица.

Ноябрь

  1.  Туалетные принадлежности.
  2. Одежда.  
  3.  Обувь.

                                    II период (11 недель, 22 занятия)

Декабрь

  1. Обувь. Зима.  
  2. Мебель.   
  3. Новый год. Ёлка.

Январь

  1.  Продукты питания.
  2. Посуда.  

Февраль

  1. Посуда.  
  2.  Домашние птицы.
  3.  Домашние животные.

III период (11 недель, 22 занятия)

Март

  1.  Мамин праздник.
  2. Дикие животные 
  3. Дикие птицы.

                                                          Апрель

1.Весна. Дикие животные  весной.

2. Транспорт.

                                                                     Май

  1.  Цветы.
  2. Насекомые.
  3.  Игры с водой и песком.

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны:

1.Социализация:

* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.

* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)

* Адекватно оценивать мимику окружающих.

* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.

* Называть собственное имя, отчество и фамилию.

* Различать имена и фамилии детей группы.

* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.

* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.

* Обращаться к старшим  на «ВЫ».

2.Окружающий мир:

 * Показывать и называть предметы одежды и обуви, некоторые их части  (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле. 

  *Различать, называть и обобщать домашних и диких животных, птиц.

  * Знать и обобщать грузовой и пассажирский транспорт.

  *  Знать название и значение  отдельных предметов посуды и мебели.

* Показывать и называть насекомых и цветы.

Раздел программы

«Развитие  математических представлений детей  с задержкой психического развития»

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами        дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Цель занятий  — формирование математических и  сенсорных представлений детей с ЗПР и  развитие психических процессов.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

  • Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
  • Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.
  • Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.
  • Учить различать свойства и качества предметов.  
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.
  • Создавать разнообразные условия для восприятия свойств и качеств  предметов.
  • Учить считать до3, различать понятия «один-много» « больше-меньше»  «столько же».

Программа состоит из нескольких разделов:

  1.  Количество и счет
  2. Геометрические фигуры
  3. Величина  предметов.
  4. Пространственные и временные представления.

Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики.  Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность   по разделу программы  «Развитие элементарных математических представлений». /Образовательная область /Познание/

Разделы программы

 Младший     возраст

Развитие   математических представлений

1занятие в неделю

 

Развитие   математических представлений

1 период

2 период

3 период

Количество и счет

 2

3

3

Величина предметов

1

2

2

Геометрические фигуры

1

2

2

Цвет предметов

4

2

2

Пространственные и временные понятия

2

2

Количество часов

 8

11

11

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны научиться:

* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального

назначения.

* Делить предметы по форме, величине,  цвету.

* Различать свойства и качества предметов.

* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

*Считать до трёх, сравнивать  группы предметов по количеству.

Диагностика определения уровня по ознакомлению с окружающим миром      детей с ЗПР младшей  группы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Родная природа»  

Задание 1.   Растения

Инструкция к проведению:  Предложить ребёнку узнать и назвать растения, изображённые на картинках. Задание: «посади» их туда, где они должны расти  (овощи, фрукты,   цветы).

Оборудование: набор картинок  

                             «Животные»

Задание 2 .     Дикие и домашние животные

Инструкции к проведению:  назови животных и их детёнышей. Это животное домашнее или дикое? Почему так думаешь?

Оборудование:  картинки с изображением животных и их детёныш

Задание 3,4 . Птицы,    насекомые.

Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением   птиц, насекомых. Где живут? Что едят? Как передвигаются?

Оборудование:  иллюстрации с изображением  птиц, насекомых

«Знакомство с ближайшим окружением»

Задание 5,6,7,8,9. Свойства и значения предмета, профессии людей , части тела человека, мебель, посуда, транспорт.

Инструкция к проведению:   выделения основных качеств и свойств предмета.

Оборудование : предметные картинки.

«Развитие навыка связной речи»

Задание 10. Составление рассказа по наводящим вопросам.

 Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается игрушка (кукла, собака, мяч). Взрослый просит ответить на вопросы(что это?).   Наводящие вопросы по описанию игрушки.

 Оборудование.игрушки

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

 Мир природы  (родная природа, растения, животные)

Низкий  . Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных. Интерес к природе ситуативный.

Средний . Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.

Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.

 Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение.  

Высокий. Ребенок самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и обобщает  предмет. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

Развитие навыка связной речи  

Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями.   В общение по своей инициативе не вступает.  

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает   сказки по вопросам, с помощью вопросов взрослого может  составить простейший описательный рассказ, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.        

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки   при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Диагностика определения уровня  развития детей с ЗПР по  математических представлений  младшей  группы.   

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Количество и счет»

Задание 1.  

Инструкция к проведению:   Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать по порядку от 1 до 3. Педагог предлагает ребенку отсчитать 3 игрушки.

 Оборудование:    игрушки

Задание 2.  

Инструкция к проведению:     педагог предлагает ребенку  сравнить две группы предметов, игрушек ( один-много, больше-меньше)

Оборудование: набор  мелких игрушек.  

Задание 3.  

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 2 игрушки, а на нижнюю —3. Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну?( столько же).

 Оборудование: карточка с 2-мя полосками, мелкие игрушки.

«Величина»

Задание 4.

Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку показать и назвать высокую и низкую елку, длинный — короткий карандаши, широкая — узкая ленты .

Оборудование:  карточки, на которых изображены высокая — низкая елки, длинный — короткий карандаши, широкая — узкая ленты.

 

 «Форма»

Задание 5.

Инструкция к проведению:   педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).  

 

 Задание 6 .

 Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку найти на картинках предметы, похожие на круг, на квадрат, на треугольник.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур, картинки с изображенными на них предметами такой же формы.

«Ориентировка в пространстве»

Задание 7 .

Инструкция к проведению:    педагог предлагает назвать месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади, вверх, вниз)

Оборудование:    лист, на котором  изображены различные предметы, сюжетные картинки(где спрятался мячик?)    

 

«Ориентировка во времени»

Задание 8 .

Инструкция к проведению:   разложить по порядку картинки и назвать правильно части суток(утро-ночь).

Оборудование:   Картинки с изображением частей суток (утро-ночь).    

Задание 9. Цвет.    

Инструкция к проведению:   использовать эталоны как общественно обозначенные свойства   предметов (цвет).   подбирать предметы по цвету.

Оборудование:   логические блоки Дьенеша.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

Действия с группами предметов

Низкий.    Не различает предметы по форме, размерам, самостоятельно  не умеет группировать предметы  по свойствам. С трудом  выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые) с незначительной помощью взрослого. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества.

Размер предметов

Низкий. Ребёнок называет  размер предметов,  группирует их. Затрудняется пояснять свои действия.

Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если… уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий. Не дифференцирует цвета и затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов, но путает.    

Высокий. Знает названия  основных цветов, классифицирует по цвету.

Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), но не  называет  предмет.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур с незначительной помощью взрослого, но затрудняется  в нахождении  предметов  похожих на геометрические тела.  

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.  Самостоятельно  находит  предметы  похожие на геометрические фигуры.  

Количество и счет

Низкий.  Не умеет считать  предметы в пределах 3.Допускает ошибки.  

Средний.  Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов.  С помощью взрослого уравнивает группы предметов.

Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет  уравнивать группы предметов.

Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения:утро-ночь,    пространственные: вверху – внизу. Не различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади).

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения:   утро-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади. С помощью взрослого различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа).

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова:   посередине, перед, справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу,  далеко — близко; временные отношения:   утро-ночь.  

План-конспект занятия (3 класс): Развивающее занятие для детей с ЗПР

Коррекционно-развивающее занятие для учеников 3 класса ( возраст 9 – 10 лет) с задержкой психического развития.

Цель: организовать деятельность детей по выполнению упражнений, направленных на развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных УУД.

Задачи

        1. Коррекционно-развивающие:  развитие логического мышления, обучение навыкам классификации, развитие слуховой памяти и произвольного внимания, пространственной ориентировки, координации движений и тонкой моторики.

2. Образовательные: совершенствовать умение действовать со знаково-символическими средствами, закреплять умение искать и выделять необходимую информацию, учить адекватно и осознанно строить речевое высказывание.

3. Воспитательные: воспитывать умение  выслушать и услышать другого, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: индивидуальные карточки;

                       таблички;

                          рабочие тетради.

                         

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

1.  Мотивация.

     — Сегодня на занятии мы будем тренировать память и внимание, выполнять различные упражнения, рисовать двумя руками одновременно.

2.  Дыхательное упражнение «Певец».

— Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх.

— Задержка дыхания на выдохе.

— Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

— Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны.

— Задержка дыхания.

— Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

— Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди.

— Задержка дыхания.

— Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

II. Основная часть.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

а) Один раз медленно прочитываются 2 группы слов. В каждой по три одно -, двусложных слова:

ХОЛОД, ВОДА, ДЫМ

ТРАВА, ОКНО, СТОЛ

Дается установка на запоминание.

б) Предлагается для запоминания третья группа, состоящая из пяти одно – и двусложных слов (слова зачитываются медленно 1 раз):

СНЕГ, ЛУНА, ДЕНЬ, КРИК, САД.

2. Профилактика нарушений зрения.                                                                        

«Стрельба глазами» вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

3. Упражнение «Что лишнее?».                                                                            

Какое число в ряду лишнее и почему?

     36;               15;               17;                31

4. Упражнение «Обобщение».                                                                                        

Назвать группу предметов общим словом:

           

             А           Б           В            С            Н

5. Упражнение «Слова».                                                                                        

Составить новые слова, добавив одну букву к данным словам:

                   ЛЕЩ —

                   УТКА –

                    ПОЛ –

6. Упражнение на развитие координации движений «Кулак – кольцо».

        Левая рука                                        Правая рука

        кулак                                        кольцо «большой – указательный»

        кольцо «бо – у»                        кулак

        кулак                                        кольцо «большой – средний»

        кольцо «бо – с»                        кулак

        кулак                                        кольцо «большой – безымянный»

        кольцо «бо – бе»                        кулак

        кулак                                        кольцо «большой – мизинец»

        кольцо «бо – м»                        кулак

7.Упражнение на развитие пространственной ориентировки, координации и тонкой моторики.

Нарисовать на бумаге обеими руками одновременно круги и заштриховать в разном направлении.

                   

8. Припоминание трех групп слов (см. упр. 3).

 Записать в блокнот.

9. Упражнение «Классификация».

Прочитай слова, раздели их на группы, дай название каждой группе слов, подчеркни слова каждой группы одним цветом.

        

Николай, Васильевна, Елена, Смирнов, Олег, Петрова, Иванович, Мария, Артем, Маркова, Новиков, Ольга, Анатольевич, Роман, Зайцева, Карпов, Анна, Викторовна, Гусев, Павловна, Галкина, Алексей, Зоя, Якимов.

10. Упражнение на развитие внимания и навыков грамотного письма.

— Внимательно прочитайте текст и исправьте ошибки.

 

                                 Рыбная ловля.

   Костя чайкин жыл в деревне дубровка. Он ходил с братом юрой на рыбалку. На рике тихо. Шумят камышы. Малчики закинули удочьки. Косьтя поймал щюку. Юра – ерша. Хорош улоф! Будет рыпка и коту барсику.

11. Упражнение «Логическая задача».

Три зайчика Пушок, Ушастик и Черныш соревновались по бегу.

Напиши, как зовут каждого из зайчиков, если Пушок занял не второе и не третье место, а Ушастик не третье.

III. Итог занятия.

1. Рефлексия

— Что делали на занятии?

     — Что понравилось на занятии?

2. Подсчет очков.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *