Сценарий квеста «Путешествие в страну вежливости»
Сценарий квеста
«Путешествие в страну вежливых слов»
Задачи игры:
1. Пропаганда культуры общения.
2. Формирование у детей умения работать в коллективе.
Правила игры:
Участвует одна команда (5-7 человек). В кабинете № 11 на каждой контрольной «точке» команда выполняет задания и получает подсказку в виде цифр. Команде необходимо разгадать все задания, что бы собрать все цифры и позвонить по данному номеру. Только тогда они смогут покинуть комнату.
Игра начинается с письма, которое лежит на столе.
Дорогие друзья!
Я, Президент Страны Вежливых слов, вынужден просить Вас о помощи! С моим народом происходит что-то ужасное!!! У нас украли самую большую ценность наших отношений — ВЕЖЛИВОСТЬ! Ее заперли в тайной комнате №1. И теперь моя страна на гране гибели! Все стали грубыми и злыми, перестали дружить и радоваться
Я прошу Вас, открыть эту тайную комнату, что бы вернуть Вежливость жителям нашей Страны Вежливых слов, иначе мы все погибнем!
Выполняйте все задания быстро и правильно! Не забывайте, что вместе – вы сила! Первое задание в этом же конверте.
Желаю Вам удачи!
С уважением, Президент Страны Вежливых слов.
Задание 1. Кроссворд:
о
2.
з
д
р
а
в
с
т
в
У
й
т
е
3.
и
з
в
и
Н
и
т
е
4.
а
п
п
е
т
И
т
а
5.
Н
е
п
е
р
е
б
и
в
а
й
1. Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)
2.Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)
3.Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
4.Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке
Плошки расставив, скажет им Рита –
«Еште! Приятного Вам ….. (аппетита)
5. В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)
Задание 2. Полка с книгами – тома И. Бунина. Что бы узнать в каком томе подсказка – провести опыт.
На полке под книгами 5 стаканов с номерами и бутылочка с пахучей жидкостью. Добавьте ее по 1 чайной ложке в каждый стакан. Шипение выдаст нужную цифру-подсказку».
Пахучая жидкость — уксус. В четвертом стакане — сода, там и будет реакция, во всех остальных — мука, ничего не изменится.
Дети открывают и перелистывают книгу, находят часть номера телефона (8-950) и рисунок стола:
Во втором ящике стола спрятано задание № 3 и часть цифр (859).
Задание 3. Загадки и ребусы о вежливых словах.
1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит…
ь
3. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…
д
р
а
в
с
т
в
у
й
т
е
4. Когда нас бранят за шалости, говорим…
е
п
о
ж
а
л
у
й
с
т
а
5. И во Франции и в Дании на прощание говорим всем …
д
а
н
и
я
6.
е
ж
л
и
в
о
с
т
ь
7. Любые вежливые слова, хорошие, добрые, даже светлые,
Ты знать должен их на память сполна. Они называются…
о
м
п
л
и
м
е
н
т
а
м
и
Итоговое слово:
Получают подсказку «КАРТИНА» и листик с цифрами номера телефона (69).
Задание № 4. Картина.
За картиной спрятаны разрезанные листы бумаги. Если их соединить, получаем следующее:
Это зеркальные цифры от 1 до 7. Под каждой цифрой расположена геометрическая фигура. Треугольник расположен под цифрой 2, ромб – под цифрой 7.
Умножаем 2 (треугольник) на 7 (ромб) получаем число 21. Это и есть последние цифры номера телефона. Звоним по данному номеру и вежливо просим открыть дверь. Дверь открывает 2-й ведущий. И вручает ребятам письмо:
Дорогие ребята!
Вы оказали неоценимую помощь мне и жителям моей страны. Но главное даже не в этом. Главное, чтобы каждый из Вас раз и навсегда понял, что ВЕЖЛИВОСТЬ – это самое дорогое, что есть у нас. Берегите культуру речи, родной язык. Ведь от этого зависит вся Ваша будущая!
С уважением Президент страны Вежливых слов!
Конец игры.
Загадки и игры про вежливые слова
Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. Для этого можно использовать загадки и игры про вежливые слова представленные ниже.
Загадки
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
***
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…
(Извинить)
***
До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
***
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай)
***
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо)
***
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
***
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
(Спасибо)
***
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
***
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
***
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)
***
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)
***
Письмо маме написал
Я вчера в ответ,
А в конце передавал
Всем друзьям …
(Привет)
***
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»
(Сколько зим)
***
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела)
***
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)
***
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …
(Добрый день)
***
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо)
***
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры)
***
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
***
Вот идет болонка Жулька,
Модница, воображулька…
А навстречу — кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете иль нет:
Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)
А ниже представлены веселые загадки про вежливые слова автора Олеси Емельяновой.
Игры
1. «Учим волшебные слова»
Расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.
Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу — «Здравствуйте» и «Добрый день», «До свидания» и « До скорой встречи» и т.п.
Или же можете выучить слова вежливости на разных языках мира. Например слово «Привет» или «Здравствуйте».
Привет – самое популярное и полезное слово для путешественника. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам».
Язык | Как звучит |
Азербайджанский | Салам алейкум |
Английский | Hello, Hi |
Арабский (Египет) | Ahlan wa sahlan |
Marhaba | |
Африкаанс | Hola |
Белорусский | Прывитанне |
Болгарский | Здравейте |
Венгерский | Jo napot |
Вьетнамский | Chao |
Гавайский | Aloha |
Голландский | Hallo |
Греческий | Geia sou |
Грузинский | Гамарджоба |
Иврит | Shalom |
Индонезийский | Selamat |
Исландский | Godan daginn |
Испанский | Buenas dias |
Итальянский | Buon giorno |
Латинский | |
Латышский | Lab dien, sveiki |
Литовский | Sveikas |
Немецкий | Guten Tag |
Норвежский | Goddag |
Польский | Dzien dobry |
Португальский | Ola |
Румынский | Buna |
Сербский | Здраво |
Словацкий | Dobry den |
Тайский | Sawatdi |
Турецкий | Merhaba |
Узбекский | Салам алейкум |
Украинский | Привіт |
Финский | Paivaa |
Французский | Bonjour |
Хинди | Namaste |
Хорватский | Zdravo |
Чешский | Dobry den |
Шведский | God dag |
Эсперанто | Saluton |
Эстонский | Tervist |
Японский | Konnichi wa |
2. «Будь внимателен»
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Вам нужно попросить детей исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда Вы назовете «волшебное слово». Ниже представлены примеры команд, можно использовать их, а можно придумать свои.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
3. «Вежливо — невежливо»
Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Также можно придумать другие веселые движения.
Примеры поступков:
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе
Уступить место старшим
Не вставать на обращение учителя
Помочь подняться по лестнице
Попрощаться уходя
4. «Вежливые часики»
Ведущий: Тики-так, тики-так —
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.
Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.
Ведущий: Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?
Дети: Доброе утро!
Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.
Ведущий: Вот и день настал, ребята;
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый день!
Игра продолжается по такому же принципу.
Ведущий: Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.
Дети хлопают в ладоши шесть раз.
Ведущий: Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый вечер.
Ведущий: Молодцы!
5. «Вежливый трамвайчик»
В эту игру лучше играть большой компанией. Потому что в ней участвуют водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.
Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.
Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.
Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
Похожее
Подборка стихов про вежливость
Вежливые слова (загадки)
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом… (Добро пожаловать!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)
Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…» (С добрым утром!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…» (так добры!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь!)
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши … (представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …» (познакомиться!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)
1 класс «Правила вежливости»
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
— Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
-Сегодня 15 февраля, четверг
Погода ясная.
Осадков нет.
Дует слабый ветер.
Температура воздуха -15 С.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Подумайте, какое слово потеряла Маша?
Приходилось ли вам терять такие слова?
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.
СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ
Произносить он не привык.
Простого слова ИЗВИНИТЕ
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае ЗДОРОВО
Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.
А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье,
Ну, я пошёл, пока, всего…
Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?
Может, кто-то узнал в нём себя?
*Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
* А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.
– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?
– “Не часов”, а который “час”?
– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”
*А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.
– Извините, пожалуйста.
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко, и тихо, “простите” сказал,
И мама молчит, улыбается даже:
– Мы купим другую, есть лучше в продаже
“Простите” – казалось бы, что в нём такого,
А вот ведь какое чудесное слово!
– Какое слово автор назвал “чудесным”?
– Прочтите и запомните. Смотри приложение 1.
* Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ.
Вежлив Витя или нет?
Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?
*Игра “Ребята – вежливые ребята”
По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:
“Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: “Садитесь “пожалуйста”. Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову “СПАСИБО”. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Смотри приложение 2.
Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём
“Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова ЗДРАСТЕ! Смотри приложение 3.
В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
Извините – попросить прощение.
Спасибо – Выражение благодарности.
До свидания – приветствие при прощании.
*Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”- говорим.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов”.
– Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?
– Доброе утро
– Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.
*А теперь посмотрим сценку “Волшебное слово”. Смотри приложение 4.
– Почему Лена не давала Павлику красок?
– А почему потом бабушка дала ему лучший пирожок, Лена дала краски, брат пообещал взять кататься на лодке?
– Какое это волшебное слово?
– Как надо говорить волшебное слово?
Ребята ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КАМЕНЬ РАСТОПИТ.
10. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым.
Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
– Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, — заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? — возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.
Какое волшебное слово употребила Лена?
С какой интонацией оно было сказано?
Правильно ли поступила девочка?
*Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.
Получился ли разговор вежливым и понятным.
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго. Смотри приложение 5.
Ситуации (Разговор по телефону)
Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”.
Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Смотри приложение 6.
*Игра “Словарь вежливых слов”.
Отгадайте загадки.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ. Смотри приложение 7.
*Домашнее задание: стр. 54-57,знать правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.
Итог урока:
Какого человека называют вежливым?
Озвучьте картинка, используя вежливые слова.
Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.
Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!
Загадки про вежливые слова и вежливость с ответами
Загадки играют важную роль в жизни ребенка. А загадки про вежливые научать его правилам поведения не только дома, но и в общественных местах. Он никогда не забудет сказать “Спасибо” или “Добрый день”, ведь вежливость – это часть нормального поведения каждого человека.
- Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!) - А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!) - Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте) - Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет) - Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день) - К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!) - Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!) - Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…
(Извинить) - Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините) - Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(Спасибо) - Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!) - До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо) - Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(Спасибо) - Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!) - Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!) - Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!) - Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!) - Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!) - Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
сп
(Простите, пожалуйста) - Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!) - Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»
(Дела) - Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»
(Сколько зим) - Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!) - Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
(вам помочь!) - Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!) - Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!) - Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»
(С добрым утром!) - Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!) - Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …
(Добрый день) - На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!) - Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!) - Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(так добры!) - Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!) - В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …
(Не перебивай) - Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»
(познакомиться!) - Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!) - Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста) - Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания) - И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)
Урок по теме «Употребление в речи этикетных слов»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 «Г» классе.
Учитель русского языка и литературы
Бурмистрова Татьяна Павловна.
Употребление в речи этикетных слов.
Дата проведения:24.10.2014г.
Класс: 5 «Г»
Предмет: русский язык.
Название раздела, темы: Культура речи. Употребление в речи этикетных слов.
Тема урока: Употребление в речи этикетных слов
Тип урока: открытие нового знания.
Образовательные технологии: технология критического мышления, игровая технология, исследовательская технология и дифференцированное обучение.
Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Задачи:
Образовательная: способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Развивающая: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.
Воспитательная: способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и экологической культуры личности.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с терминами: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал, индивидуальная карта учащегося.
Учебник: УМК Русский язык. 5 класс в 1 Ч. : учебник для общеобразовательных учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. М.:Мнемозина. 2012 год.
Методическая литература:
Н.Г.Грудцына. «Азбука общения». Самара.1994год.
Ян Камычек. «Вежливость на каждый день» Издательство «Знание». Москва 1988 год.
В.В.Колесов. «Культура речи-культура поведения». Лениздат.1988.
А.Г.Балакай. «Словарь русского речевого этикета». Москва «Астрель». Хранитель.
Список образовательных Интернет-ресурсов:
http://www/proshkolu.ru
http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari—russkogo—yazyka.htm
.
План урокаМетоды обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Психологический настрой детей на урок.
– Здравствуйте, дорогие ребята!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь. Приложение№ 2 Слайд № 1.
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок: мы отправимся в путешествие в волшебный замок Великого Русского Языка.
Приготовьте листы результативности, здесь вы будете фиксировать свою самооценку на каждом этапе урока. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Дети приготовили таблицу результативности, в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности .
Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация,
регулятивные УУД: целеполагание
Проблемный вопрос:
Подготовка к восприятию новой темы.
— Наш урок мне хочется начать словами Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Подумайте, о каком важном и так нужном в наше время качестве человека говорит Сервантес?
— Есть ли в вашем классе вежливые ученики?
— Почему вы считаете их вежливыми?
— Итак, подведём итог всему сказанному: вежливым человека можно назвать, если он умеет быть деликатным, тактичным, проявляет уважение к человеку в любой ситуации.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число (двадцать четвертое октября), классная работа.
Актуализация знаний:
– Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите, отгадав ключевое слово темы нашего урока. Для определения ключевого слова мы обратимся к лингвистической игре «Составь слово». Слайд № 2
Слово – этика.
-Итак, какие слова мы будем изучать сегодня?
Отгадайте загадку: Слайд № 3.
Любые вежливые слова,
Хорошие, добрые, даже светлые,
Ты знать должен их на память сполна.
Они называются… (этикетные)
— О том, «Что такое этикет или для чего люди изобрели этикетные слова?»,- нам сейчас расскажет Галимова Алия.
Выступление Галимовой Алии с сообщением «Что такое этикет или для чего люди изобрели этикетные слова?» Презентация .Слайды 4-10
Выявление желания знакомиться с новым материалом.
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; представление о понятии термина, что такое речевой этикет.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Актуализация знаний
Целеполагание: Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Употребление в речи этикетных слов».
Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока:
познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами;
учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях.
— А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»?
-Проверьте себя по учебнику Параграф № 21.
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.
Постановка учебной задачи на этот урок.
Ученики сформулировали термин, проверили по учебнику и записали
в тетради.
Речевой этикет – правила речевого поведения.
Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Проверка домашней работы.
Исследовательская работа.
Словесный, познавательный, фронтальный.
Исследовательская работа,выступление перед одноклассниками.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно
выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.
личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение
имеет для меня знание этикетных формул? »
регулятивные УУД:
прогнозирование и получение конкретного результата.
Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.
Ребята, давайте определим самые часто употребляемые в речи этикетные слова.
Прочитаем сказку московской школьницы «Приключения слова Пожалуйста», путешественика по замку Великого Русского Языка.
Беседа о «вежливых словах».
Какие речевые ситуации вы увидели и какие формулы речевого этикета вы услышали в данном сюжете? Назовите?
Приятно ли вам было слышать этикетные слова? Почему? (ответы детей)
Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.
Какие этикетные слова русского языка вы знаете?
Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините, до свидания).
-Давайте послушаем выступления ваших одноклассников, подготовивших небольшие сообщения об истории возникновения и значении некоторых этикетных слов. (Исследовательская работа учащихся по этикетным словам)
Презентация. Слайды № 11-22
-Молодцы, ребята. Спасибо . содержательную работу выступление!
Отвечают на вопросы учителя.
Исследовательская работа по теме: «Речевой этикет».
Сообщения учащихся об истории возникновения и значении этикетных слов: здравствуйте, пожалуйста, извините, спасибо, до свидания.
Одноклассники слушают материал, записывают в тетрадь, затем
оценивают ответы товарищей, опираясь на «Критерии оценивания монологической речи» (Приложение №1).
Физминутка (пауза релаксации)
Профилактика утомления,коррекция нарушения осанки,зрения.Психоэмоциональная разрядка.
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД:
умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.
Физминутка (пауза релаксации).
Видео «Суперфизкультминутка».
Слайды №23-39
Выполняются здоровьесберегающие упражнения.
Беседа о вежливости
Беседа о вежливости.
Чем чаще, к месту, искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.
-Как можно назвать человека, который умеет употреблять в своей речи этикетные слова?
Вежливый – соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный.
Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.
-Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми? Очень хочется надеяться, что среди вас не затерялись герои, о которых идёт речь в сказке «Приключения слова Пожалуйста» и в тексте упражнения № 223
Высказывают свое мнение, аргументируя примерами из жизненного опыта.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Практикум речевых ситуаций.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Практикум речевых ситуаций.
-Теперь, ребята, потренируемся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул в зависимости от речевой ситуации.
Переход к лингвистическому понятию «речевая ситуация». Открываем учебник на стр.101 (учебник «Русский язык. 5 класс»/ С. И. Львова, В. В. Львов), подготовьтесь к чтению по ролям диалога из упражнения № 223.
Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
В а с я: Чао!
Д о к т о р: На что вы жалуетесь?
В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Д о к т о р: Температуру измеряли?
В а с я: Да я градусник вчера кокнул!
Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?
В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Д о к т о р: Да… Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Почему смешон Вася? Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре? Можно ли употреблять такие слова? Давайте изменим этот диалог и прочитаем его со всеми этикетными словами.
Выступление учащихся. Сценка в исправленном виде.
Ребята читают сценку по ролям ,а затем дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Чтение диалога по ролям и его обсуждение.
Выступления учащихся. Сценка в исправленном виде.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа.
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.
Познавательные УУД:
умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач
Организационная работа. Правила работы в группе.
Групповая работа.
По ходу изучения нового материала каждая творческая группа (предварительно организованная) должна была поработать над «Правилами речевого этикета», используя текст упражнения № 220,чтобы помочь нашему герою из сказки «Приключения слова «Пожалуйста».
Совет Владимиру-свету от вас: ввести правила речевого этикета, созданные вами, в обычай своего повседневного речевого поведения
Групповая работа.
Правила вежливости. Слайд №40
1. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам.
2.Научись словесно выражать уважительное отношение к людям.
3.Пожелай другим того, чего желаешь себе.
4.Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
5.Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Этап 6. Подведение итогов урока
Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией, фронтальная работа.
Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Обобщение.
– Вот мы и закончили работу над темой «Употребление в речи этикетных слов».
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним: — О чем мы сегодня говорили? -Чему научились?- Что нового узнали?
Проведем небольшой « блиц-вопрос»:
-Перед началом первого урока вы входите в класс, в котором уже есть учитель, одноклассники. Поприветствуйте их.
-Вы опоздали на урок, заходите в класс. Ваши первые слова?
-Обратитесь с просьбой к преподавателю объяснить непонятный вам материал.
-Поблагодарите преподавателя за интересный урок. Какие слова благодарности вы используете?
-Урок заканчивается. Вы покидаете кабинет. Какое слово нужно произнести?
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.
Отвечают на вопросы учителя.
Самооценка
Самоанализ
Личностные: учатся
давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Регулятивные: умение оценивать результат работы.
Анализ работы учащихся.
Самооценка.
— Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке с помощью листа результативности. Оцените критически, как вы это любите. Довольны ли вы своей работой или нет? Выставьте себе общий балл за весь урок: от 1 до 5 баллов и не забудьте оценить мою работу.
Самооценка работы на уроке.
Домашнее задание
Словесный, наглядный
Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся).
Написать мини-сочинение – миниатюру «Необходимость введения в жизнь правил речевого этикета».
Работа в парах. Выберите любую ситуацию, составьте и запишите диалог:Например, « Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?
« Встреча друга».
« В библиотеке».
Запись задания в дневники.
Листы с домашним заданием распечатаны для каждого ученика.
Рефлексия
Метод контроля,
Познавательно
-рефлексивный, фронтальный.
Личностные: учатся
давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Регулятивные: умение оценивать результат работы.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— В заключение ,ребята, хотелось бы узнать:
-Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
-Кого из ребят вы похвалите за работу?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
В качестве вывода по сегодняшнему разговору выберите себе любое предложение, запишите его.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
Сердечность — такой же дар, как красота и ум.
Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
– Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успеха! Давайте помнить волшебные слова и не стесняться говорить их друг другу!
Выставление оценок.
Итоговый комментарий. Пожелание успехов.
Дают развернутый ответ на вопросы и заполняют таблицу результативности.
Вывод. Этикетные слова необходимы в речи, так как делают общение доброжелательным и приятным, а уместное использование этикетных слов – умение, необходимое каждому воспитанному человеку.
Заместитель директора МБУ «Школа № 88» ________________________ /Л.В. Тулупова/
МП
Приложение №1
«Критерии оценивания монологической речи»
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2).
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом.
Выразительность и точность речи
Высказывание характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций.
Высказывание характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,
но есть нарушения точности выражения мысли,
или /и высказывание характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций.
Высказывание отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций
Стихи и загадки о вежливости для детей
Здравствуйте, дорогие читатели!
Мы поговорили о том, как можно наших детей научить правилам вежливости. Сегодня продолжу эту тему и предложу прочитать детям стихи о вежливости, а также отгадать загадки.
Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее.
А стихи о вежливости станут хорошим помощником. А также помогут детям в воспитании художественного вкуса.
Стихи должны быть красочными, хорошо запоминаться. Наглядный пример-стихотворение Самуила Маршака »Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются правила поведения и как их надо всегда соблюдать.
В стихах есть рифмы, которые быстро и ненавязчиво запоминаются детьми. Ребенок учит правила поведения легко и весело.
Сейчас есть много разных, красочных книг, которые помогут родителям в воспитании детей . Ребенок не всегда понимает, зачем говорить вежливые слова. Тут на помощь придут герои стихов, сказок, мультфильмов и образно покажут, зачем надо быть вежливым.
Стихи надо не только читать, но и поговорить с малышом, обсудить прочитанное, правильно ли поступил тот или иной герой книжки. Только так можно понять, что понял малыш.Задавайте ему вопросы по прочитанному.
Стихи о вежливости для детей
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я »здравствуйте » первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово »спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все »до свидания»
Друг другу всегда говорим,
»Пожалуйста»-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
С. Маршак. »Урок вежливости’‘
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!
Вот такой забавный стишок есть у Самуила Маршака о вежливости.
Загадки
Предложите своим детям загадки-пусть они закончат фразу.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты,сказать спешите
»Прошу вас, пожалуйста-( извините).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…( спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите , пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
Пословицы и поговорки
Учись добру-плохое на ум не пойдет.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Книги, которые можно прочитать детям
Хочу предложить список книг, которые буде полезно прочитать малышам, чтобы они лучше усвоили правила поведения. Читайте, учите стихи, беседуйте, играйте с детьми.
»Мойдодыр» К .И. Чуковского;
»Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;
русская народная сказка »Лиса и журавль»;
»Ежели вы вежливы» С. Маршака;
»Правила поведения для детей» О. Журавлева;
»Волшебное слово» В. Осеевой;
» Уроки вежливости» А. Усачева.
Игры
Поиграйте с малышами в игру »Эхо». Расскажите, что такое эхо. Пусть мама произносит слова, а ребенок за вами повторяет. например, мама здоровается, малыш повторяет, мама извиняется-малыш повторяет.
Игра »Учим волшебные слова»’.
Обязательно расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.
Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу-»Здравствуйте», »Добрый день», » До свидания», » До скорой встречи».
Для младших дошкольников родители-самые близкие люди, которым он доверяет.Если ребенок еще не понимает, зачем надо здороваться, просто объясните ему. Читайте сказки, стихи, посмотрите вместе интересный мультфильм, ребенок усвоит правила этикета быстрее на примерах. Не надо надеяться, что этому научат в детском саду, бабушка или няня. Только сами родители своим личным примером могут научить своего малыша. И не скупитесь на похвалу!
Памятка для родителей
» Как помочь стать вежливым».
- Стремитесь в своей речи употреблять вежливые слова. Помните вы- пример для своих детей.
- Убедите своих родных, окружающих вашего ребенка, что вежливые слова-это норма.
- Расскажите ребенку о силе »волшебных слов.»
- Всегда здоровайтесь и прощайтесь с ребенком.
- И не забудьте, обучая малыша, будьте сами вежливы!
Приятных вам уроков вежливости!
Читаем еще:
1. Стихи об осени
2. Забавные стихи для детей
3. Осенние загадки
4. Загадки для школьников
Пишите комментарии, принимайте участие в конкурсе комментаторов. Делитесь информацией с друзьями, нажимайте на кнопочки соц. сетей.
С уважением, Ольга.
Клубный час «Доброта и вежливость»
Клубный час группы продленного дня на тему:
«Доброта и вежливость»
Выполнила: воспитатель ГПД
Чернова Татьяна Николаевна
2016 год
Цели:
Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах и применении в жизненных событиях;
Углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям;
Воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему;
Развивать у детей умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы.
Ход занятия:
I.Организационный момент
II. Объявление темы занятия:
Воспитатель:
— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте всем известную песенку и догадайтесь сами. Может подпевать.
(звучи песня «Если добрый ты»)
— Чему учит нас эта песня? Правильно, доброте. И вот сегодня мы поговорим с вами о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, — ведь они неразделимы.
— Начать нашу беседу хочу со слов Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому». Как вы понимаете слова «хорошеть самому?» (т. е человек, который делает доброе (хорошее, приятное) другим, чувствует себя счастливым! Доброта (хорошие поступки) делают его обаятельным, красивым, этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах).
II. Ход занятия:
В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. И вот это огромное сердце, которое вы видите на доске – это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу.
Ученик читает стихотворение Николаенко «Доброта»:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это – мама, мама, мама!
Воспитатель: — Мама – мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. А как вы заботитесь о своей маме?
(рассказы детей)
— В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – «доброе слово и кошке приятно». Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
— А какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
— О чем они говорят?
Воспитатель: — А теперь посмотрите внимательно на доску.
(на доске даны слова из пословиц)
Воспитатель: Сейчас вы должны составить из данных слов пословицы.
На доске:
«Добрые дела красят человека».
«Скромность украшает человека».
Воспитатель: — Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети:
а) Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
б) Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет себя перед всеми. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
Воспитатель: — А какие вы знаете народные сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом? («Кот, петух и лиса», «Мороз, солнце и ветер», «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», Кощей Бессмертный» и др.)
Воспитатель: — Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда во всем, быть полезными людям.
— А какие добрые поступки совершили вы? (ответы детей)
Ученик: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Воспитатель: — Есть еще одно человеческое качество, которое неразделимо с добротой. Это – вежливость. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение.
Воспитатель: — Ребята, давайте с вами вспомним рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
— Как звали главного героя этого рассказа? (Павлик)
— Назовите мне волшебное слово, которое старичок сказал Павлику (пожалуйста).
— В каких случаях волшебное слово помогло Павлику? (дети перечисляют)
Воспитатель: — Старичок назвал Павлику только одно «волшебное слово» — пожалуйста.
— А какие еще волшебные слова вы знаете?
(перед вами ручка и лист бумаги, запишите как можно больше добрых слов; на выполнение задания – 2 мин.)
По окончании, дети по очереди читают волшебные слова.
Физминутка:
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
(повороты корпуса в стороны)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше
Может быть, коснемся крыши
(по очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо – влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(наклоны вперед – назад, вправо – влево)
От души мы потянулись,
(потягивания – руки вверх и в стороны)
И за парты вновь вернулись.
(дети садятся за парты)
Ученик: Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Воспитатель: — А теперь, ребята, давайте все вместе решим задачи:
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки.
Ответьте, какие ошибки он допустил? (должен не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» Не часов, а который час. После ответа надо сказать: «Спасибо»).
2. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала.
— У вас упала книга, — закричал мальчик, догоняя прохожего.
— Разве – удивился тот.
— Конечно, — объяснил мальчик, — у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
— Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, — однако, есть правила, которых ты еще не усвоил.
Воспитатель: — Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Воспитатель: — Молодцы! Все ответы были правильными!
— А сейчас отгадайте мои веселые загадки:
Эти загадки особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но эти слова надо говорить не на каждую загадку. Итак, начинаем!
— Кто из вас, проснувшись бодро
«С добрым утром!» скажет твердо?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
— Кто из вас скажите братцы, забывает умываться?
Дети:
— У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Дети:
— Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Дети:
— Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо?»
Дети:
— Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает.
Дети:
Воспитатель: — Молодцы, никто не ошибся. Все знают вежливые слова. Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Давайте всегда говорить друг другу только добрые слова.
— А сейчас я предлагаю вам сделать своему соседу по парте маленький подарок из добрых слов: подарить ему свои комплименты, пожелания и написать их на вот таком восклицательном знаке. Вы можете их сразу вручить своему однокласснику. А потом мы опустим ваши восклицательные знаки в это сердце – кармашек, которое будет всегда с нами на протяжении всех школьных лет.
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель:
— Над какими понятиями мы сегодня работали?
— Какие слова были у нас сегодня в гостях?
— Насколько важны они для вас?
— Давайте будем помнить об этом и постараемся чаще говорить друг другу добрые слова.