Методическая разработка (2 класс): Задания на внимание
Найдите и зачерните эти буквы: А, Л,К
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К
К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С
Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.
5 7 3 2 5 9 0 5 15
10 8 5 3 12 15 30
15 5 23 7 13 29 27
10 11 12 3 4 17
513 2 6 10 18 30
Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж
Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке
Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп
Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфы
Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю
Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсч
Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд
Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.
ИГРУШКИ
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.
Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.
В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.
Ох, уж эти звонки!
Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.
В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой.
Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
1 | 12 | 20 | 7 |
16 | 15 | 5 | 2 |
9 | 8 | 14 | 18 |
4 | 19 | 10 | 13 |
Найдите слова в каждой строке и подчеркните их.
нтмкчпбрекахяткфбфофющщукасеваюлащыэутрмтзфятзюпятакожзояулийю
чйгюгжкмыстяцчэыфиналвтхлебхэеффбочкабямавпщдчмашинавюнутройшэ
сырйешбхзкоготьйммкялбедодящуэмайвчюбабочкаяпнйеэфяйцоиндюкзщкш
ыжшишкайверрвсмчюсэыхпгюзйкотронциызхлрекавнрмищкаююйкобрабнмг
Найди и обведи только эти цифры 5, 2, 8
2 4 1 6 9 8 1 2 5 7 8 2 7 9 0
4 2 6 8 7 4 3 9 2 2 7 4 1 5 9
6 4 1 2 4 6 8 1 3 2 7 1 9 5 3
5 9 2 9 1 7 6 3 4 5 3 2 1 6 8
1 7 3 5 2 8 7 9 8 9 4 7 7 1 5
8 5 6 3 1 5 3 2 1 8 7 6 4 2 2
Задания на развитие внимания учащихся 2 класса.
Предложенные задания способствуют развитию внимания младших школьников. Расположены по нарастанию сложности и объёма. От учащихся требуется концентрация, распределение внимания, логика, умение действовать по образцу. Ребята попытаются расшифровывать и составлять слова, отыскивать «спрятавшиеся» в тексте названия птиц и т.д. Предложенные в игровой форме задания призваны развивать познавательный интерес.
Просмотр содержимого документа
«Задания на развитие внимания учащихся 2 класса. »
НАБОР №1
1.Найдите и зачерните эти буквы: А,Л,К
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С______
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О______
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К______
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О______
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С______
2.Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности
Набор №2
Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.
5 7 3 2 5 9 0 5 15
10 8 5 3 12 15 30
15 5 23 7 13 29 27
1 10 11 12 3 4 17
5 13 2 6 10 18 30
Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж
Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке
Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп
Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфыв
Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю
Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсчс
Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд
3.Нарисуй такую же рыбку, но смотрящую влево.
Набор №3
Цель: развитие избирательности внимания.
Задание 1 . Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.
ИГРУШКИ
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.
1 строка | 2 строка | 3 строка |
Набор №4
Расшифруй слово:
Составь слова:
Образец:
Цветок …….? УГ УГРОЗА
П + = ПРОЗА
Г ГРОЗА
Крупная собака
АДКА ___________________
ОВОР ___________________ОНЯЛКИ_________________
Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.
Набор №5
В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.
Ох, уж эти звонки!
Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Набор №6
В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой.
1 | 12 | 20 | 7 |
16 | 15 | 5 | 2 |
9 | 8 | 14 | 18 |
4 | 19 | 10 | 13 |
Набор №7
Найдите слова в каждой строке и подчеркните их.
нтмкчпбрекахяткфбфофющщукасеваюлащыэутрмтзфятзюпятакожзояулийю
чйгюгжкмыстяцчэыфиналвтхлебхэеффбочкабямавпщдчмашинавюнутройшэ
сырйешбхзкоготьйммкялбедодящуэмайвчюбабочкаяпнйеэфяйцоиндюкзщкш
ыжшишкайверрвсмчюсэыхпгюзйкотронциызхлрекавнрмищкаююйкобрабнмг
Зачеркните синим цветом цифры числа меньшего 3, зелёным — большего 8.
08916577292131832287825757096262574129500964647854
43172602926505582671658649292343318999458556291839
75177276332395604584263372308136183353649813943993
66382449053257357608403456575942298674311406437293
Набор №8
Зачеркни лишнюю фигуру:
Найди и обведи только эти цифры 5, 2, 8
2 4 1 6 9 8 1 2 5 7 8 2 7 9 0
4 2 6 8 7 4 3 9 2 2 7 4 1 5 9
6 4 1 2 4 6 8 1 3 2 7 1 9 5 3
5 9 2 9 1 7 6 3 4 5 3 2 1 6 8
1 7 3 5 2 8 7 9 8 9 4 7 7 1 5
8 5 6 3 1 5 3 2 1 8 7 6 4 2 2
Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности.
Статья (2 класс) по теме: Упражнения на развитие внимания
Особенности внимания младшего школьника.
«Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира». (К. Д. Ушинский)
Часто психологи и врачи слышат: «Мой ребенок — умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:» И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море.
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся.
Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление действительности. Оно связано с волевым усилием.
Внимание и его свойства.
Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.
Концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Распределение — возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Упражнения на развитие внимания
Упражнение № 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова. А затем расшифровать их. Например:
Аворок , алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Упражнение №2. Корректурная проба.
В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать буквы А, М, К, З.
Зонеафюстжмпсвюкчффложббюр
Мфдлитгедишафялзихоюнзкиш
Втюфгрвкдуекбжяапрсоютбге
Упражнение № 3.
В ниже приведённых рядах букв можно предложить найти « спрятавшиеся» там слова.
Аврогазетаатмнивслшктдомрвмчевгнмшь ( газета, дом)
Шаонскрвикымочкиивглмстимсрпнпакетрвнп(очки, пакет)
Рагуиберёзатсмвекшгщлдбючкнигалвапкдлбчф(берёза, книга)
Вонгарсиыпчцтмбюджзкошкавцасчмивеснажщ(кошка, весна)
Звнкцпеналблдарнгшсиавуцылесбдлзжхонеацуф(пенал, лес)
Упражнение№4.
Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой слова.
Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна
Книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
Упражнение№5.
Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой предложения.
Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахорошаясветитсолнцедетирадуютсятёплымлучам.
Упражнение №6.
Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.
Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходморелисрыбанебодетиморе
Упражнение№7. «Каждой руке – свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
Упражнение№8. Игра “Пуговица”
Играют 2 человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти.
Упражнение № 9
Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
16 | 21 | 7 | 3 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
22 | 15 | 10 | 2 | 8 |
Норма 30–50 сек на 1 таблицу.
Упражнение № 10
Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов
Упражнение № 11 Пляшущие человечки.
Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков трех-четырех видов. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут рассматривать ряды пляшущих человечков и отмечать карандашом человечков только одного вида.
Затем вы можете подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком, и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре.
Игру можно усложнить, введя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпы, обувь и т.п.), можно предложить это же задание , но с геометрическими фигурами.
Материал (2 класс) на тему: Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие внимания.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Корректурные задания
Выполнение корректурных заданий помогает развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.
Потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводяться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.
Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
2. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.
При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата.
При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выполнялось кем-то другим – «другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.
Упражнения на основе точного воспроизведения образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата
«Найди слова»
Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или «змейкой»).
Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
Перепуганные линии
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Найди отличия
Систематическое обучение сравнению способствует развитию активизации внимания.
Для сравнения можно предлагать какие-либо предметы, картинки, различающеся определенным числом деталей (Найди 10 отличий…).
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Упражнения основаны на запоминании порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выкладывать картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрыть их и предложить игрокам перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы на 8-10 секунд, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить назвать исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы игроки перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Более сложный уровень — игра «Меморина» («Парочки»).
Для игры нужен набор парных карточек с изображениями ( предметов, животных, героев книг, букв, цифр…). Перед началом игры все карточки перемешивают и выкладывают изображением вниз. Задача игрока — собрать парные картинки. Переворачивать можно одновременно только две карточки. Если открытыми оказались парные картинки , игрок забирает их себе ( или оставляет на игровом поле открытыми). Если изображения непарные, карточки возвращаются в игру. Играть может как один, так и несколько человек. При групповой игре при не совпавших картинках ход переходит следующему игроку.
Играть можно как с реальными карточками, так и в онлайн режиме.
Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один игрок начинает перечисление, другие его дополняют.
ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения определяется эффективность выполнения каждого задания.
Каждой руке — своё дело
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Чтение с помехой
1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм.
2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.
Упражнение на тренировку распределения внимания
Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.
Методическая разработка по физкультуре (2 класс): Игры и задания на развитие внимания на уроках физической культуры
Развитие внимания на уроках физической культуры
Упражнения на развитие внимания, которые предложены ниже, можно применять в практике на уроках физической культуры, где избирательно и целенаправленно воздействуя на школьника, можно добиться положительных результатов в этой области.
Вначале – чтобы «собрать», сконцентрировать их внимание, в конце урока – с целью вывести из состояния усталости, и в основной части – чтобы переключить их с одного вида деятельности на другой.
1. Бег номеров.
Команды, построенные в колонну или в шеренгу, рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. Руководитель называет номер, после чего бегуны под этим номером стартуют, добегают до указанного места и возвращаются обратно. Кто быстрее займет свое место, тот и приносит команде очко. Команды можно располагать в линию, колонну, лежа, сидя.
Команда, набравшая больше очков выигрывает.
2. Комбинированный бег номеров.
Группы, рассчитанные по порядку номеров, расположены как указано на рис. 2. Каждая команда имеет свою букву, а каждый игрок свой порядковый номер.
Если руководитель называет, например, АС, то бегун названные команды; на сигнал «3» стартуют только третьи номера и т.д. Игра проводится как на личное первенство, так и на командное. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
3. Вызов номеров с заданием.
Построить команды в шеренгу.
Команды рассчитываются по порядку.
Каждый игрок запоминает свой номер и получает определенное задание.
Например, игроку под номером 1 соответствует задание «бег на четвереньках спиной вперед»; по номером 2 – бег «тараканчиком», под № 3 – прыжки на левой и правой ноге; под № 4 – ходьба «гуськом», по № 5 – бег, и т.д.
Руководитель называет номер, после чего участник под этим номером стартует, выполняя задание.
Выигрывает команда, набравшая больше очков.
4. «Займи свое место»
Руководитель строит детей в одну шеренгу. По первому сигналу – свистку, хлопку и т.д. дети разбегаются по залу. По второму сигналу они строятся опять в одну шеренгу, занимая свои места.
5. Капитаны.
Все играющие выстраиваются в одну шеренгу. Руководитель, стоящий лицом к детям, подает различные команды, которые они должны выполнять в том случае, если он предварительно произнесет слово «капитаны». Если слово капитаны предварительно не прозвучит, выполнять команду нельзя. Игрок, совершивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть. Совершив вторую ошибку, он опять делает шаг вперед. По окончании игры выявляются самые невнимательные.
6. Угадай, чей голосок.
Играющие становятся в круг.
Один из них, водящий, встает в середину круга и закрывает глаза. Руководитель указывает на игрока, который будет говорить: «Скок, скок, скок». Этот игрок поднимает, чтобы все, кроме входящего видели его.
Все играющие идут по кругу и говорят:
«Мы составили круг
Повернитесь разом вдруг (все поворачиваются вокруг себя)
А как скажем:
Скок, скок, скок …
Угадай чей голосок»
Водящий, который стоит в середине круга с закрытыми глазами, должен угадать, кто произнес «скок, скок, скок», или точно указать направление, откуда раздался голос. Узнанный игрок идет в середину круга, а входящий занимает его место. Если входящий не угадает, то остается в середине круга.
7. Угадай, кто подходил.
Игроки стоят на месте. Руководитель указывает на кого-нибудь из игроков, и тот подходит к водящему, который стоит спиной к игрокам с закрытыми глазами, слегка дотрагивается до его плеча, изображает голос какого-либо животного, и называет водящего по имени измененным голосом. Когда этот игрок возвращается на свое место, водящий по команде руководителя открывает глаза. Он должен отгадать, кто именно к нему подходил. Правила те же, что в игре № 6.
8. Делай то, что я говорю, а не то, что делаю.
Игроки строятся в шеренгу на расстояние вытянутых в стороны рук. Руководитель называет упражнение, которое должны выполнить игроки, а показывает совершенно другое упражнение. Невнимательные повторяют упражнения, которые показывает руководитель. Кто ошибается, тот делает шаг вперед.
В этой игре мы развиваем смешанное внимание и слуховое и зрительное.
9. Делай то, что я делаю, а не то, что говорю.
Условия этой игры те же, что и в предыдущей.
Эти игры № 8 и № 9 я провожу последовательно с целью быстрого переключения внимания с одного действия на другое.
10. Гонка мячей по кругу
Игроки образуют круг. В зависимости от возраста и количества игроков командам можно выдать один, два или три мяча. Руководитель называет игрока, на котором заканчивается игра. Мяч – в руках у названного игрока. По команде руководителя «Внимание, марш!» мяч передается из рук в руки против часовой стрелки 1 круг и почасовой стрелке один круг. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее. Игрок с мячом, который начинает игру, заканчивает, понимая руки с мячом вверх. Команда, потерявшая мяч, начинает игру с начала.
В старших классах добавляется 2–3 мяча, соответственно должно быть два или три ведущих игрока, на которых игра начинается и заканчивается.
11. Гонка мяча по кругу со счетом.
Мяч передается по кругу, как и в игре № 10, только при передаче надо вести счет от 1 до 100. Причем числа, которые заканчиваются на 5, не произносить, а вместо этого топнуть ногами (левой, правой) и продолжать счет дальше с передачей мяча. Невнимательные дети допускают ошибки, теряют мяч. Игра заканчивается, когда команда досчитает до 100. Если сбились со счета или потеряли мяч, игра начинается сначала.
12. Гонка мячей над головой и под ногами.
В этой игре мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются кругом, широко расставляют ноги и обратно передают мяч из рук в руки под ногами.
На протяжении игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Гонку мячей можно проводить 2 – 3 раза подряд и только тогда засчитывать результат. Команда, потерявшая мяч, начинает игру сначала.
13. Шишки, желуди, орехи.
Играющие становятся в круг группками, по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи. По сигналу водящий говорит, допустим: «орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если это ему удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз названные меняются местами. Передвижение при смене мест происходит по часовой стрелке или против часовой стрелки. Заранее это оговаривается.
14. Запрещенное движение.
Играющие, вместе с руководителем, становятся в круг, или играющие становятся в шеренгу, а руководитель становится от них на расстоянии 5 – 6 шагов. Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного движения, заранее оговоренного руководителем. Например, «руки к плечам». Руководитель начинает делать разные движения, и играющие повторяют их. Неожиданно руководитель делает запрещенное движение. Участники игры, которые выполнили запрещенное движение, делают шаг вперед. Игра продолжается 4 – 5 минут. Можно усложнить игру, включив музыку (раздражитель). В конце игры отличаются самые внимательные и самые невнимательные игроки.
15. Ориентируемся по слуху.
Игра проводится на площадке. Все играющие выстраиваются в одну шеренгу или полукругом с интервалом 2 – 3 шага. Каждый завязывает себе глаза повязкой. Руководитель становится в 80 – 100 м от играющих. Руководитель подает свистком сигнал. Все играющие с завязанными глазами начинают идти в том направлении, откуда послышался сигнал. По второму сигналу руководителя (два свистка) все останавливаются, а руководитель переходит на новое место и опять дает сигнал. В конце руководитель дает сигнал об окончании игры – три свистка, после чего все останавливаются и снимают повязки с глаз. Кто будет ближе находиться к руководителю, тот и выигрывает.
16. Разведчики.
Игроки становятся произвольно рядом с руководителем. Руководителем ставится задача: «Назвать все предметы в зале, которые начинаются на букву «с», «ф» и т.д. Дети внимательные эти предметы видят сразу, и быстро их называют:скамейка, сетка, стул, стенд, стол и т.д. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
17. Светофор.
Игроки с руководителем становятся по кругу. Руководитель объясняет, что по команде «Красный!» — все игроки хлопают в ладоши, по команде «Желтый!» — прыгают, по команде «Зеленый!» — топают ногами. Руководитель называет цвета не по порядку: зеленый – желтый – красный, а вперемешку. Игроки должны выполнить задание, которое соответствует данному цвету. Выигрывает тот, кто не допустит ни одной ошибки или тот, кто сделал их меньше всех.
18. Слушай сигнал.
Класс идет в обход по залу с интервалом 3 шага друг от друга. предварительно игроки рассчитываются на 1-ый, 2-ой. По свистку 1-ые номера принимают упор лежа, 2-ые номера перепрыгивают через них. По хлопку, наоборот, 2-ые номера принимают упор лежа, а 1-ые перепрыгивают их.
19. Слушай музыкальный сигнал.
Класс делится на группы или отделения. В зале находится несколько станций, заранее подготовленных учителем. Каждая группа занимает место возле определенной станции и должна пройти за урок все станции. Учитель включает музыку, и группы выполняют задания на своих станциях до тех пор, пока играет музыка. Со сменой музыки дети организованно переходят по кругу к другому месту занятий. В этом задании развивается слуховое внимание, то есть надо не пропустить переход от одной музыки к другой и т.д.
Станция № 1 – кувырок вперед, назад;
станция № 2 – бросок в кольцо;
станция № 3 – прыжки со скакалкой и т.д.
20. Чувство времени.
Руководитель объясняет игрокам, что после того, как будет включен секундомер, игроки должны перемещаться по площадке в течение 1-ой минуты.
Тот из игроков, который чувствует, что минута закончилась – останавливается. Выигрывает тот из игроков, у кого чувство времени развито лучше.
21. Назвать мелкие детали.
Глядя на картину или в окно, более внимательные называют их больше и сразу.
22. Поставь предмет на место.
Команды строятся в колонны. Напротив команд на определенном расстоянии ставятся предметы: мячи, скакалки, кегли, кубики т.д. по количеству игроков. Руководитель говорит игрокам, какой предмет принадлежит каждому из них. По сигналу руководителя игрок стоящий впереди быстро добегает, берет свой предмет, возвращается и становится назад. То же самое выполняют все игроки. Затем, не останавливаясь, когда очередь доходит до игрока, который начинал игру, все выполняется в обратном порядке, то есть игроки должны положить предметы на место. Выигрывает команда, которая сделает это быстрее.
23. «Пишущая машинка».
Каждому ученику присваивается одна из букв алфавита, можно две-три буквы. Класс превращается в живую пишущую машинку. Учитель задает фразу, которую хочет напечатать. Например: «Буря мглою небо кроет…», первый встает и называет букву «Б» ученик, которому присвоена эта буква, затем ученик, которому присвоена буква «У» и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.
24. Видение других.
Эта игра на внимательность друг к другу.
а) один игрок садится спиной к игрокам. Он должен описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прическу, обувь и т.д.
б) называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента, например за последние 10 минут.
25. Загадка: какое животное спряталось в алфавите?
( задание для младших школьников).
Даю карточки командам. В карточках зашифровано слово «ЕЖ»:
« …Г Д Е Е Ж….», чья команда быстрее расшифрует, та и выигрывает.
26. Упражнение «Самооценка внимания».
Также даю карточки на каждую команду.
Задание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее просматривая текст, найти и выписать на листок эти слова.
Текст. БСОЛНЦЕУГКРАЙОНАВСТНОВОСТЬШЗЩКУЦЭКЗАМЕН и т.д.
Выигрывает команда, которая справится быстрее.
27. Сосчитай. (также по командам)
Даю одинаковый текст каждой команде. Задание: сосчитать количество букв «а» в данном тексте.
28. В конце урока прошу рассказать подробно последовательность урока.
Психологическое занятие на тему»Развитие внимания» (2 класс)
Разработка психологического занятия
педагога-психолога: Рыжковой А.Ю.
Тема занятия: «Развитие внимания»
Цель занятия:
Класс: 2 «а»
-Здравствуйте ребята! Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу!
Упражнение мозговой гимнастики «Горизонтальная восьмерка» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Задание 1. «Буквоедка»
Буквоедка очень любит буквы, но больше всего ей нравиться буква «А». Давайте её спасём. Для этого в тексте надо вычеркнуть все буквы «А» (корректура). В течение 3 минут.
Задание 2. «Птица — не птица»
Дети внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подают сигнал — хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке!
Задание 3. .»Выполни по образцу»
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
Задание 4. «Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
Задание 5. «Найди слова».
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Задание 6. «Найдите отличия»
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Виды заданий на развитие внимания на уроках
Виды заданий на развитие внимания на уроках.
На уроках математики:
1) На этапе устных упражнений и оргмомента – числовые таблицы Шульте.
1 класс 2 класс
— Найдите числа по порядку от 1 до ….., называя их вслух .Затем, можно продолжить работу по этим таблицам:
— Найти сумму(разность) чисел 1 и 2 строки каждого столбца
— Числа 1 столбика увеличить, уменьшить на…., в…..
2) Графические диктанты.
Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.
3) Копирование
3)Кодирование.
— Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока:
6
1
4
5
3
7
е
о
д
я
т
с
к
Десяток
— Зашифруйте слова: круг, угол, луч
к
у
г
р
ч
л
1
2
3
4
5
6
7
2534 3417 736
С этими числами возможны различные задания ( прочитать, разложить на разрядные слагаемые, назвать общее количество сотен, десятков, единиц )
— Кодирование числовых выражений ( как индивидуальные карточки, так и коллективная шифровка)
на доске:
у ребёнка:
4) Подсчитывание
— Раскрасьте столько предметов, сколько написано под каждым рисунком.
— Попробуйте, не водя рукой по рисункам, сосчитать количество тонких параллельных линий в каждом из них
5) Угадывание по описанию
Что это за число?
На один больше пяти.
Сосед восьмёрки справа. А слева?
На два меньше трёх. А на один больше?
На два меньше количества людей в квартете. А на три больше, чем в дуэте?
Сосед тройки справа. А четвёрки слева?
На один меньше, чем дней в неделе. На пять больше, чем месяцев во времени года.
6) Расстановка чисел в определённом порядке.
— Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания:
3861729
10 4 6 5 1 8 2
5 2 4 9 1 7 11
7) Игра «Пропусти число»
Участники игры находятся в кругу.
условия игры: ведущий предлагает подросткам посчитать по кругу вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Тот игрок, который называет запрещенное число, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто остается последним.
8) Игра «Числа»
Участники игры находятся в кругу.
условия игры-, ведущий предлагает участникам игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящиеся на 4, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто остается последним.
9)Путаница ( на любом этапе урока).
-Подсчитывание количества спрятанных предметов.
— Не водя рукой, напишите, где кончается каждая линия. Например, 1 — 6