Тема : Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра: Волшебный мешочек.
2 класс. Тема : Определение на ощупь формы предметов.
Дидактическая игра: Волшебный мешочек.
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.
Задачи: Коррекционно-развивающие:
Развивать пространственную ориентацию.
Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции .
Развивать координацию движений .
Образовательные:
Закреплять понятия о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать коллективизм, уважение к друг другу.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие .
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Сейчас мы выполним с вами психогимнастику.
Психогимнастика ( выполняется в положении стоя)
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил!
И улыбки сегодня дарил!
Упражнение на коррекцию слухового внимания «Кулачки – ладошки».
Теперь будьте внимательны. Выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю. (Учитель называет одно движение , а показывает другое.)
2.Основная часть
Упражнение «Определи на ощупь»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, круги, овалы, квадраты, треугольники, прямоугольник разной величины).
Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.
Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).
Содержание: игра проводится в парах. У каждого участника — непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.
Дыхательная гимнастика
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш, (Выдох.)
Накачали шину,
Щ-ш-ш-ш, (Выдох.)
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
Физ.минутка.
Жу — жу — жу,
(3 хлопка)
На лужок хожу
(Шаги с высоким поднятием ног)
На жуков гляжу
(Присесть, ладони поднести к глазам)
Жу — жу — жу
(3 хлопка)
Пальчиковая гимнастика.
«Кольцо»
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти предмет определенного качества ( деревянная линейка, длинный карандаш, маленькую пуговицу и т.д.).
Гимнастика для рук.
Мы с фигурками играли,
Наши пальчики устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем ручками махать.
Пусть немного отдохнут
И опять играть начнут».
Дидактическая игра «волшебный мешочек»
У каждого ребенка мешочек, в котором лежат одинаковые фигуры разных размеров и какая-то другая. Ребенку необходимо определить лишнюю фигуру на ощупь и назвать.
Упражнение для глаз « Солнышко»
3. Заключительная часть
-Наше занятие подошло к концу, скажите с какими геометричсекими формами мы с вами сегодня работали?
— Что вам понравилось на уроке?
Покажите свое настроение с помощью смайлика.
-Молодцы!
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (3-7 лет)
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Первый способ: мешочки, наполненные гречкой, горохом, фасолью, пуговицами — в общем любым мелким наполнителем. Мешочки с крупой — упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Что можно сделать с этими мешочками:
• просто перебирать их в руках
• дать ребенку мешочек с рисом, например. Сказать – там лежит рис. Показать рис на тарелочке, дать потрогать и так же дать потрогать рис в мешочке. Делаем это упражнение с каждой крупой.
• попросить ребенка найти мешочек с рисом, фасолью и т. д. Ребенок трогает и ищет. Здесь не только развитие мелкой моторики, но и памяти, воображения.
• дать малышу в руки один мешочек и просить определить, что за крупа там находится.
• включить в игру можно и … ноги. Необходимо снять носочки и попросить ребенка потрогать мешочек ногой и определить, что за крупа там находится.
Второй способ: мешочки, наполненные геометрическими фигурами.
Третий способ: мешочки, наполненные крупными цифрами (для детей подготовительной группы).
Четвертый способ: мешочки, наполненные мелкими игрушками.
Пятый способ: Игра «Прятки».
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Материал: персонаж колобок, «Волшебные мешочки».
Ход: колобок предлагает поиграть с ребятами в прятки. Он спрятал в чудесный мешочек много разных маленьких мешочков. Надо найти мешочек с фасолью, камешками и т. д.
/дети ощупывают мешочки тактильным методом, находят фасоль или другой заданный наполнитель. /
Шестой способ: Игра «Отгадай».
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: закрытая коробка, а внутри неё тактильные мешочки.
Играют от 2 и более детей. Первый игрок должен, ощупывая мешочек, называть все признаки, а остальные игроки должны отгадать, что в мешочке. Тот, кто правильно отгадал предмет, становится водящим.
Седьмой способ: «Что в мешочке».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или
Восьмой способ: «Найди пару»
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых мешочков.
Сборник «Дети любят играть»
Содержание стр.
Пояснительная записка ——————————————————— 3
Дидактические пособия
Игра «Весёлый снеговик»——————————————————— 4
Игра «Волшебная ниточка»——————————————————- 5
Игра «Волшебные пуговицы»—————————————————- 6
Игра «Волшебный мешочек»—————————————————— 7
Игра «Волшебные фигуры»——————————————————- 8
Игра «Собери снеговика»——————————————————— 9
Игра «Найди детёныша для мамы»———————————————- 10
Игра «Назови предмет»———————————————————— 11
Игра «Волшебный сундучок»—————————————————- 12
Игра «Волшебные кубики»——————————————————- 13
Игра «Кто это?»——————————————————————— 14
Игра «Разноцветные рукавички»———————————————— 15
Игра «Украсим кесе»————————————————————— 16
Игра « Разложи фигуры в домик»———————————————— 17
Игра «Волшебные прищепки»————————————————— 18
Игра «Красочное лото»———————————————————— 19
Игра «Волшебные макароны»————————————————— 20
Из собственного опыта:———————————————————- 21
Игра «Разложи цветы на клумбу»———————————————— 23
Игра «Подари солнце лучик»—————————————————— 24
Игра «Сравни картинки»———————————————————- 25
Используемая литература—————————————————— 42
Пояснительная записка.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.
Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно волевую сферу ребенка.
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
Игра «Весёлый снеговик»
Цели:
-учить обследовать изображение, выделяя части тела снеговика;
-уточнить название предметов одежды и их частей;
-учить расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать шарф.
-развивать мелкую моторику рук.
Игра «Волшебная ниточка»
Цели:
— Обогащать лексику признаками и действиями.
— Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.
— Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.
Игра «Волшебные пуговицы»
Цели:
-знакомить с понятиями «цвет», «форма», «размер»
-закрепить навыки счета.
-развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Нам потребуются: пуговицы различных размеров.
У каждого дома есть пуговицы, ну а если нет, их легко можно приобрести. Пуговицы отличный материал для развития мелкой моторики, да и просто хороший способ время препровождения малыша. Как мы уже говорили ранее, развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи, поэтому если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок стал хорошо разговаривать, используя новые слова, правильно строить предложения и красиво высказывать свои мысли, проводите с ним занятия на развитие мелкой моторики. Найдите в бабушкиной коробочке с пуговицами одинаковые пуговицы, желательно побольше размером. Выложите из них дорожку. Каждая пуговица в этой дорожке — это вагончик. Чем больше пуговиц выстроены в дорожке, тем длиннее поезд. Но это не всё, наш поезд может двигаться. Для этого нужно переставлять пуговицы. Берёте одну пуговицу от конца поезда и положите её в начало и так продолжаете двигать поезд. Так у Вас получится эффект движения поезда. А можно на большие пуговички — вагончики положить маленькие пуговички, они будут выполнять роль пассажиров в Вашем поезде.
Игра «Волшебный мешочек»
Цели:
-развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;
-развивать тактильную чувствительность;
-научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.
Вы оставляете в мешочке 5-6 одиночных фигурок понятной малышу формы, например, яйцо, шарик, скалочку, грибок, мисочку. Вытащив вместе с малышом одну фигурку, Вы называете ее и рассказываете ему какую-нибудь небольшую сказочку, историю, потешку, песенку и т.д., связанную с этой фигуркой. Некоторое количество недель или дней Ваша игра будет заключаться в том, что малыш будет доставать из мешка фигурки, а Вы рассказывать про них истории, добавляя незнакомые формы по мере изучения прежних. В один прекрасный день Ваш ребенок хорошо изучит все фигурки, Вы незаметно добавите пары и познакомите его с настоящими правилами игры.
Игра «Волшебные фигуры»
Цели:
-закрепить понятия: формы, цвета, размера;
-развивать конструктивные навыки;
-формировать интерес к составлению узоров, симметричному расположению фигур;
-активизировать творческие способности детей.
Игра «Собери снеговика»
ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Игра «Найди детёныша для мамы»
ЦЕЛЬ: формировать знания детей о животных и их детёнышах.
Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и ка, и выбрать детёныша кошки.
Игра «Назови предмет»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход:
Воспитатель: « Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови»
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Игра «Волшебные кубики»
Цель: учить собирать из кубиков картинку, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Игровой материал: кубики с картинками.
Игра «Кто это?»
Цель: учить детей составлять рассказ, активизация словарного запаса слов; развивать логику, мелкую моторику рук.
Игра «Разноцветные рукавички»
Цель: формировать представление ребёнка о цвете, развивать логическое мышление.
Воспитатель предлагает подобрать пару рукавичке.
Игра «Украсим кесе»
Цель: формировать у детей представление о цвете, форме, величине; развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: детям предлагается украсить кесе геометрическими фигурами.
Игра «Разложи фигуры в домик»
Цель: формировать представления о цвете, форме; развивать логическое мышление, внимание, развивать мелкую моторику рук.
Игра «Волшебные прищепки»
Цель: формировать у детей представление о цвете, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Игра «Красочное лото»
Цель: учить детей подбирать картинки, развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Игра «Волшебные макароны»
Цель: формировать у детей представление о цвете; развивать логическое мышление, развивать мелкую моторику рук.
Из собственного опыта:
Дети с удовольствием играют в игру «Волшебные макароны», импровизируют. Допустим, выкладывают солнышко, траву, цветы, украшают дерево разноцветными листочками. Смешивают макароны всех цветов и выкладывают радугу.
Любую дидактическую игру дети проигрывают в сюжете. Допустим, из геометрических фигур выкладывают формы знакомых предметов: дом, цветок, машину, паровоз.
Игра «Разложи цветы на клумбу»
Цель: формировать у детей представление о цвете.Развивать логическое мышление. Развивать мелкую моторику рук.
Игра «Подари солнце лучик»
Цель: развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук.
Игра «Сравни картинки»
Цели:
-развивать связную речь детей, употребляя в речи простые и сложные предложения;
-развивать восприятие формы, цвета, величины предметов;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
концентрировать внимание.
Детям предлагается рассмотреть картинки и найти отличие
Литература:
1. Е.М. Минский «От игры к занятиям»
2. А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста
(пособие для воспитателей детских садов под редакцией С.Л.Новосёловой)
4. Сенсорное воспитание дошкольников. Под редакцией А.В. Запорожца,
А.П.Усовой
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников (пособие для воспитателя детского сада под редакцией
Л.А. Венгера).
6. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»
7. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка)
«Тактильный мешочек»: развивающая игра своими руками
В этой публикации я хотела бы поделиться с вами идеей по созданию развивающей игры для детей.
«Тактильный мешочек» — развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра «Волшебный мешочек», где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме, а по текстуре. У Марии Монтессори есть упражнения на сенсорику с шероховатыми табличками, направленными на развитие чувства осязания, тонкой моторики и для подготовки к письму, здесь же этот принцип переведен в интересную игровую форму.
Идея с текстурными бочонками не нова, можно найти такую игрушку в магазине, но мне кажется, что стоимость игры немного завышена.
Поэтому предлагаю вариант по ее собственному изготовлению.
Материалы для изготовления:
1. Одинаковые крышечки из под сока или пластиковых бутылок.
2. Картон.
3. Тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех), гофрокартон.
В каждом доме найдутся необходимые материалы для игры.
Способ изготовления:
- вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока;
- по шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала;
- наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки, как на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
1. Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
2. Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру «Волшебный мешочек».
Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала — не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы, не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева. Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.