Учим говорить 4 года: Развитие речи ребенка в 3-4 года.

Содержание

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Основные этапы развития речи ребенка

Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить».

Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.

С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.

К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.

Речь развивается постепенно

Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Почему нужно петь колыбельные

Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.

К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

 

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  3. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  4. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  5. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

 

Сад логопедический или обычный?

Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.

Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.

Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.

И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

Как предотвратить заикание

Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.

Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.

Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В глушь, в деревню

Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Как научить ребенка говорить красиво. Советы логопедов

Мы собрали самые полезные советы, которые пригодятся учителям и родителям. Читайте и научите ребенка говорить красиво и правильно.

Речь как психический процесс неразрывно связана с мышлением. А значит, выполняя с ребёнком упражнения на развитие речи, читая сказки и сочиняя собственные истории, вы помогаете ему развить воображение, интеллектуальные и творческие способности, что в будущем поможет быстрее адаптироваться к различным условиям.

Процесс развития речи включает в себя множество этапов. Мы кратко расскажем о наиболее важных из них, укажем основные проблемы и пути их решения.

Этапы речевого развития дошкольника

  • 1 этап — до 2 лет. К двум годам словарный запас ребенка в среднем насчитывает 50-70 слов, ребенок правильно использует местоимения «я», «ты», «мне», усваивает глухие звуки.
  • 2 этап — 2–4 года. В три года словарный запас увеличивается до 400-600 слов, ребенок использует множественное число, может строить простые предложения, правильно называет своё имя и возраст.
  • 2 этап — 5–7 лет. Примерно в 5-6 лет ребенок способен овладеть всеми звуками родного языка, правильно употреблять их в речи, а уже в 7 лет, когда многие ребята идут в первый класс, ребёнок усваивает грамматические правила.

По мнению логопедов, период с 3 до 7 лет является ключевым для формирования речи. Родителям всегда нужно помнить, что ребенок учится говорить, подражая окружающим его взрослым, и чем чаще он будет общаться, тем быстрее сможет овладеть речевыми навыками.

На это нужно обратить внимание при воспитании ребенка 3–7 лет!

  • Словарный запас ребенка.
  • Использование слов, значение которых ребенок не знает или не понимает.
  • Односложная речь.
  • Общение простыми примитивными предложениями.

 

Решить эти проблемы под силу любому родителю! От вас требуется только время и немного терпения. В первую очередь следует выполнять упражнения для развития дикции: начните с гласных звуков, и со временем добавляйте шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, л) и свистящие (с, з, ц).

Потренируйтесь чётко и громко произносить каждый звук, «почувствуйте» его, и только после этого приступайте к занятиям с ребенком. Упражнения на артикуляцию рекомендуют выполнять непосредственно перед зеркалом.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1. Упражнение на чувствование языка — его твёрдости и активности в произношении. Представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да и та-та-та-та-та.

Упражнение 2. Сочетания ЛРА-ЛРЯ, ЛРО-ЛРУ для многих детей бывают трудными, но не стоит бросать занятия после первой неудачной попытки. Данное упражнение поможет ребёнку быстрее освоить сонорные звуки.

Упражнение 3. После того, как малыш освоит звуки, попробуйте выучить с ним небольшое четверостишие, которое нужно будет выразительно рассказать не перед родителями, а перед зеркалом. Такой опыт поможет ребёнку в дальнейшем не волноваться во время публичных выступлений.

Как увеличить словарный запас?

Чтобы увеличить словарный запас, не нужно ограничиваться лишь чтением сказок и рассказов для детей. Используйте такие методики:

  • Попробуйте придумать свою собственную историю, обсудите с ребенком персонажей.  Определитесь с их описанием, задавайте ребёнку наводящие вопросы, например, «Какого цвета были крылья мудрой Совы?» или «Что приготовила бабушка для Саши? Понравилось ли внуку угощение?». Данное упражнение направлено также на развитие воображения и мышления. Для учеников начальной школы можно немного поменять правила. После прочтения рассказа обсудите с ребёнком как ещё могло закончиться произведение, правильно ли с точки зрения ребёнка поступили герои, попросите аргументировать его точку зрения.
  • Рассказ по картинке. Вы можете подойти к обучению творчески и попросить ребёнка сначала нарисовать что-то, а потом описать это, начав рассказ с одного предложения. Каждый раз нужно будет дополнять рассказ, указывая новые подробности, но при этом не забывать повторять уже сказанное.
  • Проговаривание. Заниматься можно даже во время подготовки на прогулку! Проговаривайте, что вы делаете («сейчас причешу тебя, а потом надену футболку» или «уже пора зашнуровать ботинки!»), когда ребенок в достаточной степени овладеет языком. Спрашивайте малыша, что именно он хочет надеть, предлагая 2-3 варианта. При этом одежда не должна лежать на видном месте, ведь односложное «вот это» не поможет развить абстрактное мышление и речь.

Совет: Проговаривайте скороговорки. Помимо историй о сушках, шоссе, раках и кларнете, можете попробовать потренироваться в произношении следующих:

Все бобры любят своих бобрят.
– Выдра у выдры норовила выдрать рыбу.
– У ежа ежата, у ужа ужата.
– Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Интервью. Всем известно, что в игровой форме материал всегда усваивается быстрее. Предложите своему ребёнку взять у вас интервью, назначьте точное время, когда вы сможете уделить разговору 20-30 минут. Ребёнок должен придумать вопросы и составить план, а вы, в свою очередь, — подобрать для себя подходящий образ (даже подыскать костюм!) и придумать логичную историю. Вы можете быть врачом, исследователем динозавров или пиратом. После того, как интервью закончится, проверьте, насколько хорошо «интервьюер» запомнил материал.

Рекомендации логопедов и психологов

Для того чтобы занятия были эффективными, специалисты рекомендуют придерживаться простых правил:

1. Не превращайте обучение в скучный урок.

Монотонная работа, от которой быстро устаёшь, не будет полезна ни вам, ни ребёнку. Уделите занятиям 15 минут несколько раз в день, и очень скоро увидите результаты.

Совет: чередуйте занятия и любимые увлечения ребенка. Например, после 15 минут упражнений над развитием речи можно 15 минут смотреть мультфильмы/играть на планшете/или отправиться на прогулку.

2. Занимайтесь через день.

Дайте ребёнку время на отдых и на обдумывание изученного, но всегда заранее предупреждайте, когда вы собираетесь изучать новый материал, чтобы это не было стрессом и неожиданностью. Детские психологи также советуют заниматься с ребёнком за столом, чтобы тот более ответственно относился к подобным урокам.

3. Добавляйте новый материал постепенно.

Не требуйте от детей того, что им не под силу. Например, при изучении звуков или фразеологизмов, хорошо разберите 4-5 единиц, в течение двух уроков закрепите навыки, а потом добавьте ещё 2-3 звука или фразеологизма, убрав один наиболее изученный.


4. Соблюдайте поэтапность выполнения заданий и постепенно усложняйте их.

Всегда придерживайтесь принципа «от простого к сложному» и время от времени пересматривайте задания — возможно, вашему ребёнку слишком просто выполнять их.


5. Не используйте слова-паразиты!

Прислушайтесь к собственной речи: как часто вы произносите «эээээ» или «ну,…»? Дети в любом случае будут копировать вас, так пусть они «впитают» только хорошее.

Согласитесь, предложение «Когда мне было 8 лет, отец взял меня на речку порыбачить с лодки» звучит куда более приятно, чем «Ну, та мне лет 8 было, короче, то сё, с отцом на речку поехали, рыбу там ловить, ну там такое. Вы, в общем, наверное, сами знаете».

 

Как бороться с «паразитами»?

Игра «Охота на чудовищ». Объясните ребёнку, что в большом мире русского языка живут слова-паразиты, которые портят речь, делая её неуклюжей. Но слова эти уж очень хитрые! Как только человек отвлечётся от темы или задумается, паразиты тут как тут.

Попросите ребёнка помочь вам ловить слова-паразиты: нарисуйте несколько карточек, которые он будет давать вам, если в разговоре услышит одно или несколько слов из нашего списка. Вы можете изменить или дополнить его.

Слова-паразиты!


Тройка лидеров:

1 место – «Ну»

Слово «ну» занимает лидирующую позицию совершенно обоснованно: «ну»  универсально и подходит к любому разговору. Оно побуждает к действию, заполняет неловкие паузы в разговоре, даёт время на обдумывание — и это, ну, неполный список.


2 место — «Короче»

Выполняет практически те же функции, что и «ну»:

– «пойдём, короче»

– «короче, я так тебе скажу…»

– «это, короче, очень долгая история»


3 место — «Типа (типо того)»

Человек, использующий в речи «типа» не очень-то уверен в своих словах. Говоря «Этот провод нужно соединить с этим, или типа того», человек как бы оставляет маленькую лазейку. Если что-то пойдёт не так, то он не виноват.


Другие популярные слова-паразиты:

Походу, Блин, Просто, Вообще, В принципе, Значит, Понимаешь, То есть, Так сказать


При общении с ребёнком ни в коем случае не подражайте ему, повторяя усечённые или звукоподражательные слова, например, заменять слово «машина» на «бибика» или слово «кукла» словом «лялька». Это лишь тормозит овладение словарём.


Как сохранить у школьника желание говорить правильно?

Пожалуй, самым главным правилом можно назвать следующее — всегда следите за собой. Не забывайте, что дети в первые годы жизни во всем подражают взрослым, копируют их речь и поведение.

Со временем круг общения расширяется, и ребята начинают общаться со сверстниками. Бывают случаи, когда дети начинают употреблять грубые слова. В такой ситуации важно не сорваться на крик, а спокойно объяснить ребёнку, что именно это за слово и почему его говорить не стоит.

Представьте, вы занимались с ребёнком, следовали всем рекомендациям, ваш ребёнок пошёл в школу, где у него не возникло проблем с учёбой из-за речевых дефектов — значит ли это, что теперь на качество речи можно не обращать внимания?

Разумеется, нет. Правильная речь очень важна в современном обществе, именно по умению говорить можно оценить интеллектуальные качества человека. Нужно постоянно актуализировать словарный запас, читая книги или статьи в научно-популярных изданиях, также нужно стараться следить за грамотностью при переписках в социальных сетях, рабочих письмах или мессенджерах.

 

Тема поговорить: А вы когда-нибудь имели практику исправления дефектов речи у ребенка? Поделитесь с нами опытом?

Как научить ребенка говорить рано и красиво: советы логопеда

Молчит до 2—3 лет, не произносит звук “р”, путает слоги… С какими только речевыми проблемами ребенка не сталкиваются современные родители. Справиться с ними самостоятельно практически ни у кого не получается, приходится прибегать к помощи специалистов. Мы поговорили с логопедом и педагогом раннего развития Алиной Гулис о причинах задержки речи у детей, первых звоночках речевых нарушений и способах научить ребенка говорить рано и красиво.

— В последнее время многие дети начинают очень поздно говорить. Каковы причины?

— Их множество. Одним из факторов является экологическая среда, в которой мы живем. Все-таки 20—30 лет назад здоровье людей было крепче. С другой стороны, медицина развивается сейчас семимильными шагами. И здесь, казалось бы, надо только радоваться. Сегодня выхаживают даже 500-граммовых детей. Появились медикаменты, стимулирующие роды. С одной стороны, это помогает женщинам, но с другой — вредит здоровью малышей. И они рождаются уже с какими-то заложенными особенностями, в том числе неврологического характера. А неврология очень тесно связана с речью.

Одной из предпосылок речевых проблем является также превалирование мягкой пищи в рационе ребенка. Часто вижу таких молочных малышей — рот открыт, язык вывален, щеки мясные. Захныкал — мама его к груди прильнула или соску дала. А ребенку уже почти 2 года! У него не развиваются ни жевательные, ни мимические мышцы, ни гортань.

Нередко мешают говорить детям аденоиды. Родители почему-то боятся сделать операцию. Но я советую не тянуть с этим. Все чаще встречаются дети с отитами, переходящими в тугоухость. Сегодня операции проводятся быстро, качественно. Дети легко восстанавливаются, снимаются отеки, гипоксия, ведь аденоиды вызывают кислородное голодание мозга.

Не последнюю роль играют гаджеты. Сейчас родителям очень просто чем-то занять ребенка — дали в руки планшет или включили телевизор, а сами стирают, готовят, занимаются другими домашними делами или просто отдыхают. Конечно, гаджеты могут иметь место в жизни ребенка, но очень дозировано. Замечаю, что как только мои воспитанники отказываются от смартфона, планшета, телевизора, у них сразу начинает развиваться речевое общение. Особенно это касается неговорящих малышей. Дети не говорят, потому что не испытывают потребности в общении. Потому что у них всегда рядом “говорящий друг”. Но это не речевой носитель, он не является источником живого общения. Мамы думают, что если включат ребенку познавательные развивающие мультфильмы, то он обогатит свой багаж знаний. Не обогатит. Все это лишь сужает восприятие, мышление, фантазию.

— И сколько, на ваш взгляд, позволительно общаться малышам с такими “друзьями”?

— Не более 30 минут в день. Больше не стоит. Психологи, например, говорят, что до 6—7 лет показывать полнометражные мультфильмы детям вообще нежелательно. У ребенка младшего возраста еще не такой широкий охват внимания. Картинки, песни — все это увлекает малыша. Но длинные просмотры истощают его. После них ему не хочется ни рисовать, ни читать, ни играть вместе с мамой.

— Часто можно услышать от мам, что их ребенок ничем не интересуется. Это тоже последствие длительных просмотров мультиков?

— А еще — лени родителей. Век технологий нас сильно расслабил. Взрослые ленятся заниматься с детками, обуславливая это нехваткой времени. Но вспомните, как в нашем детстве мамы пели над колыбелькой, массажировали малышам ножки и ручки, а ведь занятий у них было не меньше, чем у современных женщин с их арсеналом всевозможных технических помощников. Работаю с детками от 1,5 до 3 лет. Все они у меня делают гимнастику, могут посчитать на пальчиках. Но в этом направлении и родителям надо работать. А чтобы работать, нужно победить свою лень.

фото виталия пивоварчика. — Как можно определить, что у ребенка проблемы с речью?

— Многие родители оправдывают молчание детей какими-то наследственными причинами. Мол, у них в семье поздно заговорили папа, дядя, дедушка или еще кто-то. И откладывают решение проблемы в долгий ящик. Но на самом деле какие-то проблемы с речью можно заметить еще до года. Бить тревогу в этом возрасте, конечно, не стоит. Однако важно отметить для себя те или иные нюансы.

Самый первый звоночек — отсутствие лепета у малыша до 5 месяцев. Стоит внимательно отнестись к ситуациям, когда кроха не улыбается и не оживляется при виде мамы или когда, наоборот, не настораживается, встречая незнакомого человека. Ведь когда нарушен хотя бы один из анализаторов, то и речь, скорее всего, будет с проблемами.

Далее смотрим на наличие первых слогов, слов. Опасна ситуация, когда после года малыш вообще молчит. Здесь могут быть затронуты психология, неврология и даже интеллектуальный спектр. Если ребенок до года лепетал, а потом замкнулся и замолчал, это тоже тревожный звонок.

Требует внимания малыш, у которого нет определенных звуков, который меняет местами слоги, проглатывает их, неправильно употребляет предложно-падежные конструкции. Конечно, это бывает возрастным — фонетика у ребенка формируется к четырем годам. Но есть проблемы или нет — всем советую показываться логопеду. Лишним это не будет. Специалист либо скажет, что все отлично, либо даст какие-то рекомендации, если у ребенка имеются незначительные проблемы.

— В каком возрасте стоит показаться логопеду?

— До полутора лет не нужно. Просто наблюдайте. Но ближе к двум годам стоит посетить специалиста. Не обязательно логопеда. Он не панацея. И, как правило, работает в симбиозе с другими специалистами — психологами, неврологами, нейропсихологами. Тем более что сейчас встречается все больше смешанных дефектов. Сама мама ни через форумы, ни через YouTube, ни через площадные разговоры с другими мамочками не сможет точно определить уровень и степень тяжести речевого дефекта ребенка. Как и сказать, входит он в речевую норму или нет.

— Сколько в среднем длится курс занятий у логопеда?

— Все очень индивидуально. Все зависит от речевой особенности, степени ее тяжести, есть ли моторные нарушения или это что-то неврологическое, психологическое. Иногда только на то, чтобы подобрать ключ к ребенку, уходит несколько занятий. Особенно это касается неговорящих детей. Зачастую они настроены негативно и даже агрессивно. Во многом эту агрессию разжигают сами родители. Как правило, неговорящий ребенок и без того переживает стресс, ведь он не может ответить. Но взрослые начинают наседать: “Ну повтори”, “Давай уже скажи”, “Я тебя не понимаю…”. И, конечно, такие детки воспринимают занятия со специалистом безо всякого позитива. Был у меня ребенок, который и кричал, и кусался, и игрушками бросался… Чего я только ни делала, чтобы наладить с ним контакт. Но стоило мне упасть на ковер — мальчик заинтересовался. Да, логопед не простая профессия. Занимаемся с этим ребенком несколько месяцев, и он уже неплохо говорит. Многое зависит от усилий родителей. Усилия логопеда — лишь 50% успеха. Он может поставить звук быстро, но, если его не автоматизировать, все будет напрасно.

И напоследок хочу поделиться китайской народной мудростью: “Если вы планируете на один год — сейте рис. Если вы планируете на 10 лет — высаживайте деревья. А если вы планируете на всю жизнь — вкладывайте усилия в своих детей”.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

5 простых упражнений, которые помогают поставить правильное звукопроизношение
(из книги Н. Нищевой “Веселая артикуляционная гимнастика”)

“Хоботок”. Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

“Хомячок”. Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

“Котенок лакает молоко”. Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение.

“Иголочка”. Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

“Вкусный мед”. Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот.

СОВЕТЫ ОТ АЛИНЫ ГУЛИС

Прекратите сюсюкать. “Ты мой холосенький, какие нозеньки, мимими…”. Ребенок заведомо слышит искаженную речь. Ваше “мимими” можно передать в поцелуе, объятиях, ласковых словах “зайчик”, “рыбка”, “котик” и так далее.

• Находите время на своих детей. Не отодвигайте в сторону малышей: “Я занята. Две минуты. Потом подойди”. На маникюр, прическу, домашние дела можно найти более удобное время. Разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте, как у них дела, выслушивайте, говорите с ним обо всем на свете, отвечайте на их вопросы, даже самые нелепые, читайте, пойте песни.

• Будьте эмоциональны! Дети должны уметь по вашему примеру выражать свои эмоции. И радоваться, и пугаться, и хмуриться…

• Не додумывайте за ребенка. Сидит малыш и плачет. Ему что-то наверняка нужно. И он хочет с вами поговорить, но не желает переступать через себя, чтобы издать хоть что-то. И что делает мама? Начинает бегать вокруг него: “Тебе принести попить?.. Вытереть нос?.. Ты хочешь в туалет?..” И пока ребенок не кивнет головой или не выдавит из себя “да”, она будет угадывать. Такое поведение убивает потребность в общении. Конечно, сложно смотреть на плачущего ребенка и ничего не делать. Но поверьте, своей гиперопекой вы делаете только хуже. Разумеется, речь не о пятимесячном ребенке, а о более старших детях, которые в принципе уже должны говорить.

• Уберите пустышку после полугода. Соска — удобная палочка-выручалочка для родителей беспокойных детей. Но если сунуть ее ребенку и в год, и в полтора — впоследствии наверняка вылезут проблемы и с зубами, и с речью. Поэтому ищите альтернативы. Встречала мам, которые давали детям вместо соски сушеную папайю, сушки и так далее. Может быть, сразу малыши и противились такому варианту, но вскоре для них соска перестала быть интересной, потому что потеряла свою ценность — она безвкусная, бесполезная.

• Уменьшите количество игрушек. Дети сегодня утопают в машинках, куклах, роботах… Игрушки на любой вкус и кошелек. Ребенку не надо думать. Не то, что было раньше. Мы сами конструировали кукольные домики из картонных коробок, кровати из упаковок из-под печенья и так далее. Создавайте игрушки вместе с детьми. Сейчас, например, возвращается в моду фетровый пальчиковый театр. Почему бы и нет? Развиваются мелкая моторика, фантазия.

• Избавьтесь от слов-паразитов. “Э-э-э, чё, ну такое, как бы” — чем больше их у родителей, тем больше будет и у детей. Учитесь говорить грамотно и красиво.

• Делайте артикуляционную гимнастику. Это основа основ. Родители уделяют ей крайне мало времени. Сейчас много прекрасных авторов. Например, у Наталии Нищевой есть книга “Веселая артикуляционная гимнастика” с милыми животными и забавными стихами. Вот, скажем: “Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — подшутить над ним охота”. Дети любят фантазировать. Бывает, не с первого раза получается, ребенок не хочет повторять и открывать ротик. Ничего, день попробовали, два, три — и появится интерес. Если нет, проявляйте фантазию вы. Можно, например, устроить целый квест — положить маленького бегемотика в коробочку, закопать в гречку. Сколько движений нужно будет сделать ребенку, чтобы его достать!

[email protected]

Как научить ребенка разговаривать — простые способов помочь ребёнку начать говорить

2020-08-04 17:39:08   0