У дин: У Дин — Википедия – У ДИН • Большая российская энциклопедия

Содержание

Дин (религия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Арабское написание слова «дин»

Дин (араб. دين — религия) — многозначный исламский термин, которым обозначают «суд», «воздаяние», «веру», «смирение», «богобоязненность», «единобожие», «почитание» и другие понятия. На русский язык чаще всего переводится в значении религии, которая может быть истинной (дин аль-хакк) и ложной (дин аль-батиль). Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными[1].

В Коране этот термин употребляется свыше 100 раз в разных значениях. В суре Аль-Бакара выражение йаум ад-дин означает «день Суда»[2], в суре Аз-Зумар — «религию», «веру» отдельного человека[3] и религию как систему ритуальной практики[4] . Термин дин прилагается как к исламу[5], так и к язычеству[6], иудаизму или христианству[7].

Основное кораническое значение термина дин связано прежде всего с важнейшей для Корана идеей обязательности подчинения Аллаху и его беспредельной власти. В средневековой мусульманской теологии кораническое понятие дин имело множество толкований. Эти толкования отражали уже иной уровень религиозного сознания, новые проблемы, вставшие перед обществом и воспринимался обычно как совокупность трех составляющих. В зависимости от позиции школы или направления, набор и понимание этих составляющих менялись. Наиболее широкое распространение получило определение дина, как совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам) и совершенствования в искренности веры (ихсан)

[8].

Из всех трёх аспектов дина ханафиты подчеркивали значение веры (иман), ашариты — важность соблюдения религиозных предписаний (исдам), ханбалиты — значение «подлинной традиции» — Корана и сунны. Некоторые ханбалиты отмечали, что дин есть таклид («традиция», «предание»), другие подчеркивали значение «намерения» (ният) человека. Последние были близки с суфийскими авторитетами, выделявшими психологические аспекты веры. Суфии усматривали в дине три последовательные стадии:

  1. шариат (иман) — точное следование заветам Корана и сунны;
  2. тарикат (ислам) — духовное самосовершенствование и самонаблюдение;
  3. хакикат (ихлас) — достижение истинного знания о Боге или даже соединение с ним[8].

Али аль-Джурджани (1339—1413) сопоставил понятие дин, милла и мазхаб. Он считал, что дин — это закон, которому следует подчиняться, милла — закон, который объединяет людей, а мазхаб — закон, которому стремятся следовать люди

[8].

В более широком смысле дин (духовное) противопоставлялась понятию дунья (материальное). Диалектика этих понятий, область действия каждого из них, степень их связи и противопоставления всегда составляли важный элемент религиозной и социальной полемики. Так, египетский богослов М. Р. Рида (1865—1935) относил социальную сферу к дину. «Братья-мусульмане» включали в понятие ислама и дин и даула («государство», «сфера политики»). Сторонники секуляризации считают понятия дин и ислам идентичными. В некоторых арабских именах (например, Салах ад-Дин, Фахр ад-Дин), а также в исламской литературе слово ад-Дин часто употребляется как синоним термина ислам

[8].

О Джин У — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

О Джин У[1] (8 марта 1917[2], Хокусэй (Пукчхон), Корея, Японская империя — 25 февраля 1995, Пхеньян) — военный и государственный деятель КНДР, министр обороны страны на протяжении 19-ти лет, вплоть до своей смерти в феврале 1995 года. Герой КНДР (1968). Маршал Корейской народной армии (1982)

С 1933 года участвовал в движении за независимость Кореи от японских оккупантов. Согласно официальной биографии, воевал в партизанском отряде Ким Ир Сена и в партизанских отрядах объединённой антияпонской армии на территории Северо-Восточного Китая. В 1939 году вступил в Коммунистическую партию Китая. Вместе с Ким Ир Сеном вернулся в Корею в составе в 88-й интернациональной бригады Красной Армии после разгрома японских войск в советско-японской войне осенью 1945 года. Стал членом Трудовой партии Кореи при её создании в 1946 году. С сентября 1945 года — заместитель военного коменданта и начальник милиции Пхеньяна, заместитель начальника школы внутренних войск. С августа 1947 года — начальник штаба, затем командир отдельной пехотной бригады. С мая 1949 года — начальник военного офицерского училища.

Он отличился во время Корейской войны 1950—1953 годов, будучи командиром 43-й пехотной дивизии и 6-го армейского корпуса. Был доверенным лицом Ким Ир Сена вплоть до смерти последнего, что обусловило его стремительный карьерный рост по служебной лестнице в Корейской народной армии. С октября 1953 года был начальником штаба ВВС и ПВО Корейской Народной армии, с октября 1959 — командующим 1-й армией, в октябре 1963 года стал заместителем министра национальной обороны КНДР

[3]. С августа 1967 года — начальник Главного политуправления Корейской Народной армии. С февраля 1969 по сентябрь 1979 года — начальник Генерального штаба — первый заместитель министра национальной обороны КНДР. С мая 1976 года и до своей кончины — министр Народных вооружённых сил КНДР (при этом в 1976—1979 годах совмещая этот пост с должностью начальника Генерального штаба).

Также в 1967-1972 годах являлся членом Президиума Верховного Народного Собрания КНДР, с 1972 года — членом Центрального Народного Комитета КНДР и заместителем председателя Комитета обороны ЦНК КНДР. С апреля 1993 года — первый заместитель председателя Комиссии по национальной обороне. Предположительно из-за конфликта с ним в 1988 году были сняты с должности О Кын Нёль и его заместитель Ким Ён Чхун.

Одновременно занимал высокие посты и в руководстве Трудовой партии Кореи: с 1956 года был кандидатом в члены её Центрального комитета, с июля 1959 года — членом ЦК, с 1966 года — кандидатом в члены Политбюро ЦК ТПК, с 1969 по 1995 годы — членом Политбюро, а с октября 1980 года — член Постоянного комитета Политбюро. С 1968 года — секретарь ЦК ТПК.

В октябре 1994 года лечился от рака лёгких в Париже[4]. Умер в 1995 году. Был похоронен с высшими государственными почестями на Мемориальном кладбище революционеров на горе Тэсон под Пхеньяном. Новый глава Северной Кореи Ким Чен Ир назначил нового министра обороны Чхве Квана только спустя семь месяцев, в сентябре 1995 года.

О Джин У был одним из трёх офицеров в северокорейских вооруженных силах, которые получили звание «Маршал Корейской народной армии». Награждён многочисленными орденами и медалями КНДР.

Воинские звания[править | править код]

  1. ↑ В русскоязычной литература и прессе ранее было принято написание О Дин У.
  2. ↑ В статье об О Джин У в «Советской военной энциклопедии» указана дата его рождения 15 марта 1917 года, иногда в литературе указывается также дата 9 марта 1917 года.
  3. ↑ Из-за крайней закрытости информации о кадровом составе Вооружённых сил КНДР существуют и иные варианты описания военной службы О Джин У, особенно в период 1950-х и 1960-х годов.
  4. WuDunn, Sheryl. O Jin U, the Defense Minister Of North Korea, Is Dead at 77 (англ.), The New York Times (26 February 1995). Дата обращения 13 сентября 2015.
  5. ↑ Согласно биографии О Джин У в «Советской военной энциклопедии», это звание ему было присвоено в 1967 году.
  1. Н. В. Огарков. «О ДИН У» // Советская Военная Энциклопедия: [В 8 томах]. — Москва: Воениздат, 1978. — Т. 6. — С. 28. — 671 с. — 105 000 экз.
  2. Martin, Bradly K. Under the Loving Care of the Fatherly Leader: A History of North Korea and the Kim Dynasty (англ.). — New York: Thomas Dunne, 2004. — P. 61—62. — ISBN 0-312-32221-6.

Дин — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дин — многозначный термин, а также личное мужское имя и фамилия:

  • Дин — китайский сосуд, треножник.
    • Дин — название гексаграммы ䷱ «жертвенный треножник».
  • Дин («суд») — в каббале одна из 10 сфирот.
  • «Дин» — мощный тропический циклон (2007).
  • Дин — лес в Великобритании.
  • Дин — раунд (уровень) телеигры «Пойми меня».
  • Дин, Агнесс (род. 1983) — английская модель и актриса.
  • Дин, Бретт (род. 1961) — австралийский композитор и альтист.
  • Дин, Бэзил Херберт[en] (1888—1978) — английский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер; отец Уинтона Дина.
  • Дин, Сэмюэл Бэзил[en] (1928—2006) — английский музыковед.
  • Дин, Бэшфорд[en] (1867—1928) — ихтиолог, палеонтолог, специалист по средневековым доспехам.
  • Дин, Говард (род. 1948) — американский политик и врач из штата Вермонт.
  • Дин, Джеймс (1931—1955) — американский актёр.
  • Дин, Джеймс (род. 1986) — американский порноактёр.
  • Дин, Джефф (род. 1968) — американский учёный в области информатики и программист.
  • Дин, Джон:
    • Дин, Джон (Ден, Ян) (1679—1761) — офицер военно-морского флота Российской империи.
    • Дин, Джон[en] (род. 1947) — новозеландский велосипедист, чемпион Новой Зеландии в дорожных велогонках (1967), участник летних Олимпийских игр (1968, 1972).
    • Дин, Джон Гантер[en] (1926—2019) — американский дипломат, посол США в Кхмерской республике (1974—1975), Дании (1975—1978), Ливане (1978—1981), Таиланде (1981—1985) и Индии (1985—1988).
  • Дин, Дикси (1907—1980) — английский футболист.
  • Дин, Кристиан (род. 1993) — американский футболист.
  • Дин, Кристофер (род. 1959) — британский фигурист.
  • Дин, Лорен (имя при рождении Лорен Дин Джовичич; род. 1969) — американский телевизионный и киноактёр.
  • Дин, Майк (род. 1968) — английский футбольный арбитр.
  • Дин, Марк (род. 1957) — американский изобретатель и инженер в области компьютеров.
  • Дин, Мешач (1870—1916) — английский футболист, правый полузащитник.
  • Дин, Миллвина (1912—2009) — англичанка, которая была последней из выживших пассажиров «Титаника» и его самой юной пассажиркой.
  • Дин, Патрик (1909—1994) — британский юрист и дипломат.
  • Дин, Сайлас[en] (1738—1789) — американский бизнесмен, политик и дипломат. Сторонник американской независимости, делегат Континентального конгресса и первый дипломатический представитель США во Франции.
  • Дин, Стивен (род. 1968) — современный французский художник.
  • Дин, Тасита (род. 1965) — современная британская художница.
  • Дин, Томас (род. 2000) — британский спортсмен, пловец.
  • Дин, Уилли (род. 1980) — американский профессиональный баскетболист.
  • Дин, Уильям:
  • Дин, Уинтон[en] (1916—2013) — английский музыковед, исследователь творчества Генделя, сын Бэзила Дина.
  • Дин, Уолтер (1854—1912) — американский художник-маринист.
  • Дин, Фрэнсис (более известна под фамилией Дрейк; 1912—2000) — американская актриса.
  • Дин, Чарльз Энтони (1796—1848) — британский изобретатель, инженер, пионер в области водолазного снаряжения.
  • Дин, Шеймас (род. 1940) — ирландский писатель.
  • Дин, Элтон (1945—2006) — британский джазовый музыкант, известный по выступлениям в составе Soft Machine.
  • Дин, Энтони:
  • Дин, Энтони (1638—1721) — английский кораблестроитель.
  • Дин, Энтони (род. 1984) — австралийский скелетонист, выступавший за сборную Австралии с 2009 по 2011 годы.
Дин (кит. 丁) — китайская фамилия, соответствует вьетнамской Динь. Известные носители:
  • Дин Жучан (1836—1895) — китайский адмирал.
  • Дин Моцунь (1901—1947) — китайский политик.
  • Дин Ни (1920—1998) — китайский писатель.
  • Дин Нин (род. 1990) — китайская спортсменка, игрок в настольный теннис.
  • Дин Ся (род. 1990) — китайская волейболистка, олимпийская чемпионка.
  • Дин Цзюньхуэй (Дин Джуньху) (род. 1987) — китайский профессиональный игрок в снукер.
Составная фамилия
ад-Дин, эд-Дин

Джелал ад-Дин:

Джалалуддин, Джалал ад-Дин (араб. جلال الدين‎) — арабское имя, которое в переводе на русский язык означает «величие религии».
  • Дин Винчестер — персонаж телесериала «Сверхъестественное».
  • Дин Гиор (Длиннобородый Солдат) — персонаж из сказок о Волшебной стране.
  • Эдди Дин — герой саги о Темной Башне.

Дин — Википедия

Religionsmajoritaries.png Religious syms.svg

Дин (ар. دِين‎ аз решаи ар. دَانَ يَدِينُ دِينًا‎ — ба маонии ҳисоб, ҷазо (подош), одат, тоат, ислом, тавҳид, мулк, тадбир, сират, ҳол ва тазаллул) — дар истилоҳ ба маънои кеш, ойин ва роҳу равиш.

Дар санскриту «Готҳо» ва дигар бахшҳои «Авасто» мукаррари калимаи «даъно» омада, дин дар «Готҳо» ба маъонии мухталиф — кеш, хасоиси рӯҳӣ, ташаххуси маънавӣ ва виҷдон ба кор рафтааст ва ба маънии ахир, дин яке аз қувои панҷгонаи ботини инсон аст. Аммо дар арабӣ аз решаи дигар ва маъхуз аз забонҳои cамӣ аст ва тозиён ин калимаро маъалвосита аз забони акадӣ гирифтаанд ва дар забони ахир калимоти дану ва дину ба маънии қонун ва ҳаққу доварӣ аст ва дону ба маънии ҳукм кардан ва дияи нав ба маънии қозӣ аст. Дин ва даён аз оромӣ вориди забони арабӣ шуда. Уламои фиқҳуллуғаи исломӣ барои дин маонии мухталифе зикр кардаанд, ки асоси куллия онҳо дар се маънӣ хулоса мешавад: 1. аз асли оромӣ-ибрӣ ба маънои ҳисоб, ки ба истиора аз он ахаз шуда; 2. арабии холис ва маънои он одат ё «истеъмол» аст, ки ҳар ду аз як асланд; 3. калимае аст форсӣ ба маънои диёнат ва калимаи дин ба маънои диёнат дар забони араби давраи ҷоҳилӣ мустаъмал буда ва «одат» ё истеъмол аз ин реша аст. Маҷмӯаи ақоиди мавруси мақбул дар боби равобити инсон бо мабдои вуҷуди вай ва илтизом бар сулуку рафтор бар муқтазои он ақоид. Дин қатъи назар аз чигунагии маншаи он амре аст, ки ҷанбаи иҷтимоии он мусаллам аст ва агарчи фарзияи касоне, ки динро маншаи ҷамеи таҳаввулоти таърих ва мабдаи тамоми ҳаводиси олам мешумурдаанд, имрӯз лоақал комилан, мақбул ва мусаллам нест, лекин таъсир ва нуфузи авомили дин дар ҳаводиси таърих муҳаққақ аст. Таҳқиқи дар бораи дин ва моҳияту аҳволи он мавзӯи илми адён ва милалу наҳл аст, ки имрӯз шуъб ва фунуни муҳим дорад, аз онҷмла аст илмуладёни татбиқӣ, аммо ин мавзӯъ аз ҷиҳати равоншиносӣ, ҷомеашиносӣ, мардумшиносӣ, бостоншиносӣ ва ахлоқ низ мавриди баҳси аҳли назар ҳаст ва аз ҷиҳати таърих, адёнро ба адёни мавҷуд ва адёни гузашта ва ҳамчунин адёни илоҳиву адёни ғайриилоҳӣ метавон тақсим кард. Мақсуд аз адёни илоҳӣ, динҳое ҳастанд, ки бинои онҳо бар эътиқод ба ягонагии Худост ва онро адёни осмонӣ низ гӯянд. Аҳкоми ин адён ба василаи паямбарон аз ҷониби Худо ба халқ иблоғ мешавад, асоси ин адён таслим аст ва дини ислом аз ҷумлаи адёни илоҳӣ ё осмонӣ ва ба амри Ҳақ аст. Мусулмонон динро иборат аз маҷмӯаи қавоид ва усуле медонанд, ки инсонро ба Парвардгор наздик мекунад. Дар тадовул ва истеъмоли омма дар баъзе маворид миллату мазҳаб дар радифи дин ба кор меравад. Аммо дар ҳақиқат дар миёни онҳо тафовуте аст. Дар Қуръон аз миллати Иброҳим ба ҳаниф таъбир рафтааст, ки дини ҳаниф ва дини фитрат хонда шудааст ва гоҳе дин дар маҷмӯъ дин ва мазҳаб ба кор рафтааст. Барои иттилои бештар аз ақволи луғатнависон ва муфассирон руҷӯъ ба тафсири «Кашшоф»-и Замахшарӣ ва «Байзовӣ» ва «Тибён»-и Тӯcӣ ва низ руҷӯъ ба зайли ислом, масеҳият, яҳуд ва руҷӯъ ба «Доирату-л-маъорифи адён» шавад

Решашинохтии исломӣ[вироиш]

Ибни Форис маънои аслии динро фармонбардорӣ ва тоат медонад ва маонии дигарашро ба он бозмегардонад. Ба андешаи забоншиносон вожаи дин ба маънои ҷазо сиғаи ҷамъ надорад, зеро он масдар аст ва адён ҷамъи он танҳо ба маънои тоат, ойин ва кешаст. Роғиби Исфаҳонӣ дар «Муфрадоти алфози Қуръон» мегӯяд, ки дин ба маънои тоат ва ҷазо (подош) мебошад ва ба таври истиора ба маънои шариат ба кор рафтааст. Тамоми маонии луғавие,ки забоншиносон барои вожаи дин зикр кардаанд, дар корбурдҳои қуръонӣ ба чанд маънои аслӣ ба тартиби зер бозмегарданд: а) доварӣ, ҳисоб ва ҷазо, б) тавҳид, ибодат ва тоат, в) ойин ва кеш, г) ислом. Ин вожа дар оятҳои: «Ва чуз ба касе, ки аз дини шумо пайравӣ кунад, имон наёваред!» (Оли Имрон, 3: 73), «Ва ҳарки чуз ислом дине биҷӯяд, ҳаргиз аз вай пазируфта нашавад!» [1].

Ra bracket.png وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلاَمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ Aya-85.png ‎ 

, «Ва чӣ касе дар диндорӣ беҳтар аз он касе бошад, ки худро ба Худо таслим намояд, дар ҳоле ки вай некӯкор бошад!?»[2]

Ra bracket.png وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لله وَهُوَ مُحْسِنٌ واتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَاتَّخَذَ اللّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً  Aya-125.png ‎ 

, «Эй аҳли Китоб, дар дини худ ғулув(ифрот, тундравӣ ва ташаддуд) нанамоед!»[3]

Ra bracket.png يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ وَلاَ تَقُولُواْ عَلَى اللّهِ إِلاَّ الْحَقِّ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَى مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِّنْهُ فَآمِنُواْ بِاللّهِ وَرُسُلِهِ وَلاَ تَقُولُواْ ثَلاَثَةٌ انتَهُواْ خَيْرًا لَّكُمْ إِنَّمَا اللّهُ إِلَـهٌ وَاحِدٌ سُبْحَانَهُ أَن يَكُونَ لَهُ وَلَدٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَات وَمَا فِي الأَرْضِ وَكَفَى بِاللّهِ وَكِيلاً  Aya-171.png ‎ 

ва «Дини шумо барои худатон ва дини ман барои худам»[4]

бо сароҳат ва ё ба таври зимнӣ ба маънои Д, ойин ва диндорӣ ба кор рафтааст.

Дин аз назари ҷомеашиносӣ[вироиш]

Дин аз назари ҷомеашиносӣ аз маҷмуи эътиқодот ва ҷаҳонбиние иборат аст, ки равобити инсонро бо мабдаи ҳастӣ ва ба ғайри он муайян месозад ва аксаран шомили арзишҳои муқаддас, аҳкоми иҷтимоӣ, асосҳои рафторӣ, масоили ҳалолу ҳаром ва мафоҳиме чун зиндагӣ, марг, рӯҳ, дунёи пас аз марг, ғайб, биҳишту дӯзах, ва ғайра мегардад ва аз назари диншиносӣ он барномаи ҳидояти илоҳӣ, усули кулли ҷаҳонбинии тавҳидӣ ва ойини зиндагоние аст, ки аз сӯи Худо ба паёмбаронаш ваҳй гардида, маҷмӯаи низоми эътиқодӣ, барномаи худопарастӣ (ибодатҳо), меъёрҳои ахлоқӣ ва тарҳи амалиеро барои ҳидояти мардум ба сӯи ҳаққу ростӣ, адолати иҷтимоӣ ва хайру саодати дорайн дар заминаҳои номбурда дар бар мегирад.

Маншаи дин ҳарчи буда, он ҷанбаи иҷтимоӣ дорад. Гарчи имрӯз назарияи сарчашмаи тамоми ҳаводиси таърих ва муҳаррики аввали ҳамаи рӯйдодҳо дар ҳаёти башар будани он комилан мақбул ва мусаллам нест, вале таъсир ва нуфуз омили дин дар ҳаводиси таърих муҳаққақ аст. Баъзе соҳибназарони дорои гароиши моддӣ маншаи эътиқод ба динро ҳисси тардид ва заъфу нопойдории инсон дар баробари ҳаводиси табиат ва баъзе дигар ҳисси тарс аз маҷҳул ва надонистаҳо шумурдаанд, Солумун Ринак маншаи онро навъе васвоси виҷдонӣ, Шлойер Мохер ҳисси адами истиқлоли шахсият, Мюллер алоқа ба дарки умури донистанашаванда медонанд, Фон Шленк тасаввури ваҳдат байни инсон ва ҳастии мутлақро сарҷашмаи гароиш ва эътиқод ба дин хондааст. Ин гуфтаҳо ва фарзияҳо агар дар бораи баъзе динҳо рост оянд ҳам, вале дар мавриди ҳамаи динҳо, бахусус динҳои тавҳидӣ, дуруст набошанд. Маншаи гароиш ва эътиқод ба динро метавон маҷмуаи авомили иҷтимоӣ, ғароизи фитрӣ ва бофтаи ба ҳам тофтаи нафс – равони инсонӣ донист. Дар баъзе динҳои мавҷуд дар ҷаҳон, ба монанди дини Канфусиюс, фарзи вуҷуди Худо ҳатмӣ нест, дар баъзе фарзи вуҷуди Худоро зарур аст, вале дар баробари вай ба ширк ва ё ба ваҳдат, ҳулул ва пайвастагии вай бо махлуқ қоиланд, ба монанди кеши Монавӣ, баъзе дигар ба дугонапарастӣ ва ду сарчашма доштани олам ва қисме ҳам ба тавҳид ва ягонагии Худо муътақид ҳастанд.

Тавсияи тамоми динҳои тавҳидӣ[вироиш]

Тавсияи тамоми динҳои тавҳидӣ як чиз: барпо доштани дин ва ҳадафи ҳамаи паёмбарон низ як чиз: дар масири камолоти инсонӣ қарор додани башарият ва ба сӯи Худо – сарчашмаи тамоми камолот ҳидоят намудани он аст: «Худо барои шумо ҳамон динеро ҷорӣ ва муқаррар намудааст, ки (қаблан) Нӯҳро ба он тавсия намуда буд ва он чизеро, ки ба ту ваҳй намудаем ва он чизе, ки Иброҳим, Мӯсо ва Исоро ба он тавсия додаем, ин аст, ки динро барпо доред ва дар он пароканда набошед!»[5].

Ҳамчунин тамоми динҳои илоҳӣ аз назари асосҳои даъват ва ваҳдати эътиқодӣ дар асл як буда ва аз ҷиҳати марҳалаҳои таърихӣ, замони нузул ва мавҷудияти амалии худ бешумор, мустақил ва аз ҳам мутафовит ҳастанд.

Зардуштия (Вахви Даэна Маздаясна – Эътиқоди Нек ки хирадмандиро пеша мегирад) – яке аз динҳои қадимтарин, ки аз тарафи Зардушт тақрибан дар ҳазорсолаҳои 1-2 то мелод ба вуҷуд омадааст, аввал дар Эрони Шарқи ва Осиёи Миёна паҳн шуда буд, баъдтар дар қисмҳои алоҳидаи Шарқи наздик ва Кавказ. Дини Зардушти дини расмии Форсҳо буд ва асосан дар давлати Сосониҳо, ки давлати диниро ташкил кардани буданд. Вале баъди истилои арабҳо ин дин аз байн рафта ба ҷои он дини ислом ба миен омад.

  • А. Боқизода, Тафсири навини Қуръони карим. Лоҳур, 2011
  • Боқизода, РисолаҳоиимомАбуҳанифадарбораиарзишҳоиэътиқодииислом. –Душанбе, 2013
  • دائرة المعارف فارسی. – تهران، 1387 ش
  • لغتنامۀ دهخدا. – تهران، روایت چهارم؛ فرهنگ جامع فارسی آنندراج. ج. 3. – تهران، 1363 ش
  • دانشنامه جهان اسلام (18)/ — تهران، 2013؛موجز دائرة المعارف الاسلامية. المجلد الساىس عشر. – الشارقة، 1418 هـ./1998 م
  • حسين بن محمد بن المفضل المعروف بالراغب الاصبهاني، مفردات الفاظ القرآن. – دمشق، 2004

Инҷоро ҳам бингаред[вироиш]

Commons-logo.svg

Дин, Джеймс — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Джеймс Дин.

Джеймс Ба́йрон Дин (англ. James Byron Dean; 8 февраля 1931 — 30 сентября 1955) — американский актёр. Стал популярен благодаря фильмам «К востоку от рая», «Бунтарь без причины» и «Гигант». Посмертно стал лауреатом премии «Золотой глобус» (1956). Дважды номинировался на «Оскар» (1956, 1957) и оба раза посмертно. Трагическая смерть, легенды и мифы, окутавшие его жизнь, создали культовый статус его личности[1]. В 1999 году Американский кино-институт поставил актёра на 18 место в списке «100 Величайших звёзд кино»[2].

Ранние годы[править | править код]

Джеймс Дин родился 8 февраля 1931 года в номере отеля Seven Gables в городе Марион, штат Индиана, у фермера Уинтона Дина (17 января 1907 — 21 февраля 1995) и его жены Милдред Мэри Уилсон (15 сентября 1910 — 14 июля 1940). Родословная родителей была главным образом английской с небольшими шотландскими, немецкими, ирландскими и валлийскими корнями. Спустя шесть лет Уинтон Дин бросил фермерское дело и стал дантистом, и Дины переехали в Санта-Монику, штат Калифорния. Семья прожила здесь несколько лет, мальчик начал учиться в общественной школе Брэнтвуда, недалеко от Лос-Анджелеса. По мнению окружающих, Джеймс был очень близок со своей матерью Милдред. Майкл Деангелис говорил, что «она была единственным человеком, способным его понять»[3]. К несчастью, мать Дина умерла от рака, когда ему было 9 лет.

Не имея возможности заботиться о сыне, Уинтон Дин отдал мальчика на попечение своей сестры Ортензии и её мужа Маркуса Уинслоу, проживающих на ферме в городке Фэйрмаунт, в штате Индиана, где ребёнок стал воспитываться квакерами, представителями Религиозного общества Друзей. Там Дин подружился со священником методистской церкви, преподобным Джеймсом Диуирдом. Он оказал на мальчика значительное влияние — во многом благодаря ему у Джеймса Дина проявился интерес к бою быков, гонкам и актёрской игре. Билли Джей Гарбин в своей книге о Дине утверждает, что «между Дином и его священником существовала глубокая связь, возникшая, когда Дин учился в выпускном классе школы и продлившаяся долгие годы», намекая, что у них были интимные отношения[4]. В 2011 году, после смерти Элизабет Тейлор, было заявлено, что Дин когда-то признался той, что в 11 лет он подвергся сексуальному насилию со стороны Диуирда. Согласно другим биографическим показания относительно жизни Дина, не было никакого совращения, но Дин, уже будучи подростком, имел с Диуирдом интимные отношения.

В школе Дин считался посредственным актёром, а вот спортсменом он был первоклассным — Дин добился больших успехов в баскетболе и бейсболе. Тем не менее, он продолжал изучать драматическое искусство, а также участвовал в школьных дебатах.

Окончив среднюю школу в городке Фэйрмаунт 16 мая 1949 года, Дин вместе со своей английской гончей Максом вернулся в Калифорнию, к своим отцу и мачехе. Там он поступил в Колледж Санта-Моники, где занимался изучением права. Затем он перевёлся в Калифорнийский университет[5], где полностью посвятил себя изучению актёрского ремесла, что вызвало осуждение отца и привело к его размолвке с сыном. Дин собирался вступить в братство «Сигма Ню», но так и не был посвящён. Учась в Калифорнийском университете, Дин обошёл 350 актёров и получил роль Малькольма в постановке «Макбет». К тому времени Дин уже начал выступать с труппой Джеймса Уитмора. В январе 1951 года он бросил учёбу в Калифорнийском университете и занялся актёрской карьерой[6].

Актёрская карьера[править | править код]

Влияние Джеймса Дина

Дин был самым талантливым актёром, которого я когда-либо видел. Он также был настоящим партизаном, который объявлял войну каждому, кто пытался сдерживать его эмоции. Однажды, переругавшись с режиссёром, он достал выкидуху, приставил тому к горлу и сказал: «Я же тебя убью, сучонок». Я стараюсь подражать Дину во всем — в кино и в жизни. Поэтому у меня так много неприятностей[7].

Джеймс Дин в 1953 году

Первое телевизионное появление Дина состоялось в рекламе «Pepsi Cola»[8]. Между тем Джеймс бросил колледж и занялся актёрской карьерой, вскоре получив роль юноши Джона в специальном телевизионном выпуске по случаю Пасхи в шоу Hill Number One, а также три крошечные роли в фильмах «Примкнуть штыки!», «Кто-нибудь видел мою девчонку?» и «Берегись, моряк». Единственная роль со словами была в последней картине студии «Paramount Pictures», где в главных ролях снялись Дин Мартин и Джерри Льюис — Джеймсу досталась роль тренера по боксу. В ожидании ролей Дин подрабатывал парковщиком на студии CBS и в это время познакомился с Роджерсом Бэкеттом — главой радио в рекламном агентстве, предложившим Дину профессиональную помощь и жильё[9][10].

В октябре 1951 года, следуя советам актёра Джеймса Уитмора и своего наставника Бэкетта, Дин переехал в Нью-Йорк. Там он начинает работать на площадке игрового шоу Beat The Clock, попутно появившись в нескольких шоу CBS — The Web, Studio One и Lux Video Theatre, заслужив право стать частью легендарной Актёрской студии и изучать мастерство под руководством Ли Страсберга. С радостью Дин пишет о своих достижениях семье в 1952: «Это величайшая актёрская школа! Там работают многие великие люди — Марлон Брандо, Джули Харрис, Артур Кеннеди, Милдред Даннок… Не многим удаётся попасть сюда. Это лучшее, что может произойти с актёром. Я один из самых молодых членов коллектива»[9].

Его карьера набирает обороты, и затем следуют появления в таких шоу, как Kraft Television Theatre, Robert Montgomery Presents, Danger и General Electric Theater. Одной из ранних ролей стала роль юноши в сериале Omnibus, очень похожего на Джимми Старка и Кэла Траска (кстати, летом 1953 года это шоу стало одной из первых передач, в которых можно было услышать рок-музыку). Положительные отзывы за исполнение роли Багира в спектакле 1954 года The Immoralist открыли Дину дорогу в Голливуд[11].

До своей трагической гибели актёр успел сыграть всего три серьёзные кинороли. Работы в картинах Николаса Рэя «Бунтарь без причины» и Элиа Казана «К востоку от рая» (экранизация романа Джона Стейнбека) сделали Дина кумиром американской молодёжи 1950-х годов. Последний фильм с участием актёра — «Гигант» Джорджа Стивенса — вышел уже после смерти Дина.

«К востоку от рая»[править | править код]

В 1953 году режиссёр Элиа Казан начал поиски актёра на роль эмоционально запутавшегося молодого человека по имени Кэл Траск в экранизации семейной саги Джона Стейнбека «К востоку от рая». Продолжительная история рассказывает о трёх поколениях двух семей — Трасков и Гамильтонов, проживающих в Долине Салинас в Калифорнии с середины 1800-х по 1910-е годы.

В отличие от романа, в фильме повествование концентрируется на Кэле Траске — проблемном молодом человеке, который так не похож на своего брата-близнеца Арона. До начала съёмок Казан заявил, что хочет видеть в этой роли Марлона Брандо, но сценарист Пол Озборн предложил кандидатуру Джеймса Дина, которого одобрил Стейнбек после встречи с актёром — сам актёр вызвал негативные эмоции у будущего лауреата Нобелевской премии, но тот посчитал, что Джеймс идеально подходит на роль. Казан считал, что кандидатура Дина ставит палки в колёса его постановки. Как бы там ни было, 8 апреля 1954 года Дин покинул Нью-Йорк и направился в Лос-Анджелес на съёмки картины[12][13][14].

Впечатляющее исполнение роли Кэла помогло Джеймсу Дину получить другую, не менее важную для его карьеры и будущей славы — роль Джимми Старка в фильме «Бунтарь без причины».

«Бунтарь без причины»[править | править код]

После экранизации биографического эпика Стейнбека, Дин быстро получил главную роль в следующем фильме — молодёжной драме о подростковом бунте, став культовой фигурой среди подростков не только своего времени: игра Дина в этой картине до сих пор остаётся источником вдохновения для молодых актёров. Вместе с Дином, в фильме снялись тогда ещё молодые звёзды Натали Вуд, Сэл Минео и Деннис Хоппер, а поставил картину Николас Рэй.

«Гигант»[править | править код]

В этой картине Дин исполнил второстепенную роль, сыграв вместе с уже прославившимися Элизабет Тейлор и Роком Хадсоном. Дин решил, что устал от схожих образов, которые он сыграл в двух предыдущих картинах и отказался от главной роли в своём проекте и не зря — здесь Дин играет Джетта, техасского нефтяного магната. Его персонаж был не только старше самого актёра, но и был показан в фильме в довольно преклонном возрасте — Дин подстригся и покрасил свои волосы в серый цвет.

Картина стала последним фильмом в карьере актёра — за неё он получил свою вторую посмертную номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».

Карьера гонщика[править | править код]

Когда Дин получил роль в фильме «К Востоку от Рая», актёр купил себе красную спортивную MG TD, а некоторое время спустя универсал Ford Country Squire Woodie.

Смерть[править | править код]

Последняя прижизненная фотография Дина, автор — всемирно известный фотограф и близкий друг Дина Деннис Сток (Dennis Stock). По версии газеты The Times, это фото вошло в число «фотографий, поразивших мир»

30 сентября 1955 года Джеймс Дин вместе с механиком Рольфом Вютерихом выехал на спортивном Porsche 550 Spyder в Салинас из Competition Motors, где машину Дина готовили к предстоящим гонкам в Салинасе. Сначала Дин собирался отвезти прицеп Ford Country Squire вместе с механиком Хикманом и фотографом Стэнфордом Ротом на борту, планировавшим устроить фотосессию Дина за рулём «Порше». В последнюю минуту Дин передумал, решив, что ему понадобится больше времени, чтобы привыкнуть к машине.

По дороге в 15:30 у заправки Mettler в округе Керн их остановил полицейский и посоветовал сбавить скорость — с 65 миль/час до 55 (со 105 км/ч до 89 км/ч соответственно). Водитель Форда был оштрафован за превышение скорости на 20 миль/час (32 км/ч), так как лимит составлял 45 миль/час (72 км/ч) для всех транспортных средств с прицепом. Позже, оставив прицеп, Дин и Вютерих остановились в Blackwells Corner, района Лост Хиллз, чтобы заправиться — там Дин встретил знакомого гонщика Лэнса Рэвэнтлоу.

Дин ехал по дороге U.S. Route 466 (позже переименованной в State Route 46) недалеко от города Чолам в штате Калифорния, когда чёрно-белый Ford Custom Tudor 1950 года, двигавшийся навстречу и управляемый 23-летним студентом Калифорнийского Политехнического университета Дональдом Торнпсидом, повернул на развилке на дорогу State Route 41, двигаясь наперерез автомобилю Дина, которого Торнпсид не заметил. Две машины столкнулись практически в лоб. Рольф Вютерих получил травмы средней тяжести. Джеймс Дин умер по дороге в больницу, не приходя в сознание.

Памятник на могиле актёра.

Согласно статье, опубликованной 1 октября 1955 года в газете Los Angeles Times, дежурный патрульный Рон Нельсон и его напарник как раз заканчивали допивать кофе, когда получили сообщение о случившейся автокатастрофе. Прибыв на место происшествия, патрульные успели заметить, как Дина, находящегося без сознания и едва дышащего, погрузили в машину скорой помощи. Рольфа Вютериха выбросило из машины, но он был жив, отделавшись сломанной челюстью и другими не столь серьёзными травмами. Скорая помощь с Дином отправилась в госпиталь Paso Robles War Memorial Hospital, где по прибытии врачи и констатировали смерть в 17:39.

Согласно отчёту о вскрытии тела Джеймса Дина, голова актёра ударилась о решётку другой машины. Результатом такого сильного удара стала сломанная шея, раздробленная челюсть, многочисленные переломы ног и рук, а также значительные повреждения внутренних органов. Медэксперты считают, что Дин скончался спустя 10 минут после аварии.

На протяжении многих лет ходили слухи о существовании фотографий, сделанных чуть позднее фотографом, также направлявшимся на гонки в Салинасе, в момент, когда Дин находился ещё в своей машине — мёртвый или умирающий. Спустя много лет после смерти Дина, экспертиза, ссылаясь на положение тела актёра после удара, смогла определить приблизительную скорость его машины в момент столкновения — она составила 55 миль/час (88 км/ч).

Дональд Торнпсид разбил лоб и сломал нос. Полиция не вызвала юношу в суд по делу об аварии. Практически сразу же после аварии газета Tulare Advance-Register взяла у молодого человека интервью, в котором он заверил, что не видел машину Дина. В дальнейшем Торнпсид отказывался вновь когда-либо обсуждать аварию публично. В будущем он стал владельцем крупного бизнеса в сфере заключения контрактов, связанных с электроуслугами, и умер в 1995 году от рака лёгких. Рольф Вютерих после нескольких безуспешных попыток самоубийства погиб в автомобильной аварии в Германии в 1981 году.

Во время завершения съёмок фильма «Гигант» Дин снялся в коротком интервью (эпизоде мини-шоу Warner Bros. Presents) вместе с актёром Гигом Янгом в рамках промокампании картины, в котором Дин предупреждал молодых людей об опасностях быстрой езды. Тогда Дин произнёс одну импровизированную фразу «Жизнь, которую ты спасёшь, может оказаться моей» вместо знаменитой «Жизнь, которую ты спасёшь, может оказаться твоей собственной».

Внезапная смерть Дина вынудила студию переснять эпизод, часть которого так и не увидела свет. Хотя раньше многие считали, что отснятый материал был частью социальной рекламы, позже этот фрагмент можно было увидеть в фильме «Бунтовщик без причины» 2001 и 2005 годов издания.

Ходили слухи, что за несколько дней до смерти Дина ему предсказал эту аварию его друг, знаменитый актёр Алек Гиннесс.

В начале актёрской карьеры Дина, когда он подписал контракт со студией Warner Brothers, рекламный отдел компании стал распространять слухи о многочисленных связях Дина с молодыми актрисами того времени, в основном клиентками Голливудского агента Джимми, Дика Клэйтона. В одном из пресс-релизов студия даже назвала Дина, Рока Хадсона и Таба Хантера «закоренелыми холостяками, которые ещё не пришли к тому периоду своей жизни, когда готовы посвятить себя единственной женщине: актёры утверждают, что их съёмочные графики мешают их планам на женитьбу».

Первым таким слухом стал роман Дина с итальянской актрисой Пьер Анджели, с которой Джеймс познакомился, когда девушка снималась в фильме «Серебряная» (1954) для студии Warner Brothers — Дин даже обменялся с ней какими-то драгоценностями как символами их любви. По слухам, мать Анджели не одобряла этот роман, так как Дин не был католиком.

В автобиографии режиссёр фильма «К Востоку от Рая» Элиа Казан заметил, что вряд ли Дин был бабником, упоминая «роман» Джеймса и Пьер — он будто бы слышал, как Дин и Анджели слишком шумно занимаются сексом в его гримёрке. Очень короткое время даже сам Дин выставлял напоказ свой роман с Анджели, дразня прессу и делясь со своей коллегой, актрисой Джули Харрис, разными подробностями личной жизни. Харрис сказала в одном из интервью, что Дин признался ей, будто до беспамятства влюблён в Анджели.

Как бы там ни было, в начале октября 1954 года Анджели неожиданно объявила о своей помолвке с американским певцом итальянского происхождения Виком Дамоном, вызвав у Дина чувство раздражения. Через месяц Дамон и Анджели поженились, а пресса писала, что Джеймс Дин (или кто-то одетый как он) наблюдал за церемонией с дороги, стоя у своего мотоцикла. В своём интервью своему первому биографу Уильяму Басту Дин опроверг этот слух, заверив, что «не стал бы заниматься такими глупостями». Баст, как и Пол Александр, поверил, что их роман был всего лишь рекламным ходом кинокомпании.

Пьер Анджели заговорила об этом романе только однажды, упомянув в своём интервью лишь романтические прогулки по пляжу, которые тогда ей казались снами наяву, но не более.

Актриса Лиз Шеридан утверждала, что у неё был короткий роман с Дином в Нью-Йорке. Это высказывание Баст также ставит под сомнение, так как Шеридан и Дин проводили вместе очень мало времени.

Также известно о «кратком любовном романе» Дина с актрисой Кристиной Уайт[15].

Религиозная принадлежность — квакер[16].

Сексуальная ориентация[править | править код]

В своё время Дин избежал армии, заявив, что он гомосексуал, — тогда влечение к своему полу правительство США считало психическим расстройством. Отвечая на вопрос о своей сексуальной ориентации, Дин произнёс свою знаменитую фразу: «Нет, я не гомосексуал. Но я также не собираюсь идти по жизни с одной рукой, связанной за моей спиной»[17].

Последние пять лет своей жизни Дин близко дружил с Уильямом Бастом[18], который был его соседом по комнате в Калифорнийском университете, а позже и в Нью-Йорке, и его первым биографом (1956)[19]. В своей книге Баст только намекнул на наличие у Дина гомосексуальных связей, но это породило соответствующие слухи в отношении его с Дином дружбы и спустя несколько лет Баст выпустил обновлённое издание, в котором подтвердил, что у них с Дином были гомосексуальные отношения, но они, по его словам, носили чисто «экспериментальный» характер[20]. В этом же издании Баст поведал, что у Дина были отношения с продюсером радиопостановок Роджерсом Брэкеттом, который поощрял Дина в его карьере и давал ему наводки и контакты. Лиз Шеридан в своих мемуарах в негативном тоне тоже упоминает, что у Дина была интрижка с Брэккетом.

Сценарист и гомосексуал Гэвин Ламберт и режиссёр Николас Рэй утверждали, что Дин был геем, тогда как писатель Джон Хоулетт предположил, что Дин был бисексуалом. Аналогично писатели Гэрри Уозерспун и Роберт Олдрич упомянули Дина в их книге историй о геях и лесбиянках. Тем не менее журналист Джо Хьямс выдвинул предположение, что любая гей-деятельность, в которую так или иначе был вовлечён Дин, была устроена исключительно для его пиара. Баст и другие биографы Дина, однако, оспаривают это мнение. Другой друг Дина, сценарист Джон Гилмор, который вместе с Дином увлекался гонками, признался, что у него были одноразовые гомосексуальные отношения с Дином, но они тоже были «экспериментальными». Он тоже придерживался мнения, что Дин не стал бы провоцировать слухи о своей нетрадиционной ориентации только ради пиара. Другой биограф Дина, Джордж Перри, в своей книге вообще написал, что все гомосексуальные связи Дина были чисто «экспериментами» с точки зрения последнего. Наконец, сам Уильям Баст заявил, что, несмотря на их с Дином отношения и то, что он иногда посещал гей-бары Нью-Йорка, называть самого Дина гомосексуалом, по его мнению, было бы смешно, а Элизабет Тейлор, которая была другом Дина, давая речь на GLAAD Media Awards в 2001 году, прямо назвала его геем.

Кино[править | править код]

Телевидение[править | править код]

ГодРусское названиеОригинальное названиеРольПримечания
1951Семейный театрFamily TheaterДжонЭпизод: «Hill Number One: A Story of Faith and Inspiration»
1951Театр БигелоуThe Bigelow TheatreХэнкЭпизод: «T.K.O.»
1951Шоу Стью ЭрвинаThe Stu Erwin ShowРэндиЭпизод: «Jackie Knows All»
1952CBS Television WorkshopсолдатСегмент: «Into the Valley»
1952Зал славы HallmarkHallmark Hall of FameБрэдфордЭпизод: «Forgotten Children»
1952СетьThe Webон самЭпизод: «Sleeping Dogs»
1952—1953Телевизионный театр КрафтаKraft Television Theatreразные роли3 эпизода
1952—1955Люкс-видео театрLux Video Theatreразные роли2 эпизода
1953Час Кейт СмитThe Kate Smith HourпосланникЭпизод: «The Hound of Heaven»
1953Вы — тамYou Are ThereРоберт ФордЭпизод: «The Capture of Jesse James»
1953Treasury Men in Actionразные роли2 эпизода
1953Сказки завтрашнего дняTales of TomorrowРальфЭпизод: «The Evil Within»
1953Westinghouse Studio Oneразные роли3 эпизода
1953Важный материалThe Big StoryРекс НьюманЭпизод: «Rex Newman, Reporter for the Globe and News»
1953СборникOmnibusБронко ЭвансЭпизод: «Glory in the Flower»
1953Campbell Summer Soundstageразные роли2 эпизода
1953Театр АрмстронгаArmstrong Circle TheatreДжоуи ФрейзерЭпизод: «The Bells of Cockaigne»
1953Роберт Монтгомери представляетRobert Montgomery PresentsПол ЗалинкаЭпизод: «Harvest»
1953—1954ОпасностьDangerразные роли4 эпизода
1954Телевизионный театр ФилкоThe Philco Television PlayhouseРобЭпизод: «Run Like a Thief»
1954Театр «Дженерал Электрик»General Electric Theaterразные роли2 эпизода
1955Час «Юнайтед Стейтс Стил»The United States Steel HourФернард ЛагардЭпизод: «The Thief»
1955Театр звёзд ШлицаSchlitz PlayhouseДжеффри ЛэтэмЭпизод: «The Unlighted Road»

Театр[править | править код]

ГодРусское названиеОригинальное названиеРольПлощадка
1952The MetamorphosisкадетТеатр «Village» (Офф-Бродвей)
See The JaguarУолли УилкинсТеатр «Корт» (Бродвей)
1953ПугалоThe Scarecrowобраз ПугалаТеатр «de Lys» (Бродвей)
1954ИмморалистThe ImmoralistБаширТеатр «Royale Theatre» (Бродвей)
ТрахинянкиWomen of TrachisГиллТеатр «Cherry Lane» (Офф-Бродвей)
В сентябре 2005 года перекрёсток между шоссе 41 и 46 в калифорнийском местечке Cholame, где погиб Дин, был назван в его честь

Более чем через полвека после его смерти интерес к личности Дина продолжает сохраняться, принося наследникам Дина ежегодный доход в размере пяти миллионов долларов.

Авария, в которой погиб Дин, была воспроизведена в эротическом триллере Дэвида Кроненберга «Автокатастрофа».

В 1995 году Дин занял 42 место в списке «100 самых сексуальных актёров мира» по мнению киножурнала «Empire». Спустя два года занял 33 место в списке «100 величайших киноактёров всех времён» по версии того же издания. В 1996 году Почта США выпустила памятную почтовую марку из серии «Легенды Голливуда» посвящённую Дину. (Sc #3082)

В 2009 году Джеймс Дин «воскрес» в рекламе южноафриканского инвестиционного фонда Аллана Грэя. В ролике изображены яркие моменты из жизни Дина, которые он мог бы пережить, если бы не погиб. В частности, актёр, похожий на Дина, получает в рекламе «Оскар», снимает свой собственный фильм, участвует в гонках и возглавляет акцию протеста против войны во Вьетнаме. Завершается ролик слоганом: «Если бы у вас было больше времени, представьте, сколько можно было бы сделать». Ролик получил название «Легенда»[21]. В 2010 году итальянская фирма DOLCE&GABBANA выпустила серию мужских футболок с портретом актёра, коллекция весна-лето.

Гибель Дина произвела большое впечатление на музыканта Марка Болана, который решил никогда не учиться водить автомобиль, чтобы не погибнуть таким же образом. По иронии судьбы, он погиб в автокатастрофе, когда за рулём была Глория Джонс.

Имя актёра упоминается в песнях «Dead end in Tokyo» японской рок группы Man with a mission, «James Dean» группы Eagles, «Jimmy Dean» шведской группы Troll (англ.), «These Days» Bon Jovi, «Speechless» Леди Гаги, «Vogue» Мадонны, «American Pie» певца Дона Маклина, «Style» певицы Тейлор Свифт, «Blue Jeans» и «Children Of The Bad Revolution» певицы Ланы Дель Рей, «Rockstar» группы Nickelback, «Love without Tragedy / Mother Mary» певицы Рианны, «Ghost Town» певца Адама Ламберта, «Jimmy Dean Loved Marilyn» группы Silicon Dream, «JD» A$AP Rocky, «New Americana» певицы Холзи, «Moonlight» певицы Арианы Гранде, «Gorgeous» группы X-Ambassadors, «Ordinary Life» певца The Weeknd, «Mr. James Dean» певицы Хилари Дафф, «Walk on the Wild Side» певца Лу Рида, «These Days» группы Bon Jovi, «Footballer’s wife» певицы Эми Макдональд. В музыкальном видео на песню Моррисси «Suedehead» содержится множество отсылок к жизни Дина, включая его школу и кладбище, где он похоронен.

Флот авиакомпании Lauda Air, принадлежавшей гонщику Формулы 1 Ники Лауда, включал пассажирский самолёт Boeing 767, носивший имя «James Dean».

Документальные фильмы[править | править код]

  • 1957: История Джеймса Дина / The James Dean Story
  • 1974: Воспоминания о Джеймсе Дине / James Dean Remembered
  • 1976: Джеймс Дин: Дружеский портрет (также известен под названием Джеймс Дин) / James Dean: Portrait Of A Friend (a.k.a. James Dean)
  • 1976: Джеймс Дин: Первый подросток Америки / James Dean: The First American Teenager
  • 1988: Навеки Джеймс Дин / Forever James Dean
  • 1991: Джеймс Дин: Последний день / James Dean: The Final Day (эпизод мини-сериала Naked Hollywood, в котором впервые открыто встаёт вопрос о бисексуальности Дина; включает интервью с Уильямом Бэстом, Лиз Шеридан и Майлой Нурми)
  • 2002: Джеймс Дин: За гранью / James Dean: Outside the Lines (эпизод программы Biography, включающий интервью с Родом Стайгером, Уилльямом Бэстом и Мартином Ландау)
  • 2003: Живя во славе: Джеймс Дин / Living Famously: James Dean (австралийский фильм, включающий интервью с Мартином Ландау, Бэтси Палмер, Уильямом Бэстом и Бобом Хинклом)
  • 2005: Джеймс Дин: Жизнь на полной скорости / James Dean: Mit Vollgas Durchs Leben (немецкий телевизионный фильм, включающий в себя интервью с Рольфом Уотхеричем и Уильямом Бэстом)
  • 2005: Джеймс Дин: Вечно молодой / James Dean: Forever Young.
  • 2005: Тёплые воспоминания / Sense Memories
  • 2005: Джеймс Дин: Маленький принц, маленький ублюдок / James Dean: Kleiner Prinz, Little Bastard (английское название James Dean — Little Prince, Little Bastard) — немецкий документальный фильм, включающий интервью с Маркусом Уинслоу-Младшим и Робертом Хэллером
  • 2006: Анатомия катастрофы: Смерть Джеймса Дина / Сrash Science: James Dean’s Death (передача Национального Географического Общества)
  • 2006: 30 сентября 1955 / September 30, 1955

Художественные фильмы[править | править код]

  • 1982: Приходи ко мне на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин / Come Back To The Five & Dime, Jimmy Dean
  • 1997: Джеймс Дин: Наперегонки с судьбой (также известен под названием Джеймс Дин: Живи быстро, умри молодым) / James Dean: Race With Destiny (a.k.a. James Dean: Live Fast, Die Young) (в роли Дина — Каспер Ван Дин)
  • 2001: Джеймс Дин / James Dean (художественный фильм, в роли Дина — Джеймс Франко)
  • 2011: Дерево Джошуа, 1951 год: Портрет Джеймса Дина / Joshua Tree, 1951: A Portrait of James Dean (художественный фильм о гомосексуальной стороне жизни Дина)
  • 2015: Лайф / Life (в роли Дина — Дэйн Дехаан)
  • Alexander, Paul. Boulevard of Broken Dreams: The Life, Times, and Legend of James Dean (англ.). — Viking, 1994. — ISBN 0-670-84951-0.
  • Bast, William. Surviving James Dean (англ.). — Barricade Books, 2006. — ISBN 156980298X.
  1. Goodman, Ezra. Delirium over dead star, Life (September 24, 1956), С. 75–88. Дата обращения 19 декабря 2010.
  2. ↑ Convio: Site Temporarily Unavailable
  3. ↑ Michael DeAngelis, Gay Fandom and Crossover Stardom: James Dean, Mel Gibson and Keanu Reeves (Duke University Press, 2001), p. 97.
  4. ↑ Paul Alexander, Boulevard of broken dreams: the life, times, and legend of James Dean, Viking, 1994, p. 44.
  5. ↑ Notable Actors | UCLA School of Theater, Film and Television (неопр.) (недоступная ссылка). Tft.ucla.edu (11 февраля 2010). Дата обращения 16 октября 2010. Архивировано 13 июля 2010 года.
  6. ↑ The unseen James Dean, London: The Times (March 6, 2005). Дата обращения 6 января 2010.
  7. ↑ ПРАВИЛА ЖИЗНИ — ДЕННИС ХОППЕР.Интервью журналу Empire
  8. ↑ 1950 Pepsi commercial (неопр.). YouTube (13 декабря 1950). Дата обращения 16 октября 2010.
  9. 1 2 Bast, W., Surviving James Dean, New Jersey: Barricade Books, 2006.
  10. ↑ On Dean’s relationship with Brackett, see also Hyams, James Dean: Little Boy Lost, p.79.
  11. ↑ Reise, R. The Unabridged James Dean, 1991
  12. ↑ Holley, pages x-196.
  13. ↑ Perry, pages 109—226.
  14. ↑ Rathgeb, page 20.
  15. ↑ Film on James Dean to be aired this week, The San Bernardino County Sun (15 февраля 1976), С. 52. Дата обращения 30 декабря 2018. публикация в открытом доступе
  16. Melody, Clark The True Story of James Dean (неопр.) (недоступная ссылка). The Hollywood Legend’s Shocking Untold Story. Yahoo Voices (16 April 2010). Дата обращения 24 декабря 2013. Архивировано 28 июля 2014 года.
  17. ↑ Джеймс Дин. Биография на сайте peoples.ru
  18. ↑ Perry, George, James Dean, London, New York: DK Publishing, 2005, p. 68 («Authorized by the James Dean Estate»)
  19. ↑ William Bast, James Dean: a Biography, New York: Ballantine Books, 1956
  20. ↑ Bast, William: Surviving James Dean (Barricade Books, 2006), pp. 133, 183—232.
  21. ↑ Allan Gray: Legend (James Dean) HQ
  • jamesdean.com — официальный сайт Джеймса Дина (англ.)

происхождение, характер, судьба и тайна имени Дин

Значение и характеристика имени Дин

В детстве Дин любознательный и веселый мальчик. Это настоящий сорванец, любит играть на улице, бегать на речку, бродить по разным местам без присмотра взрослых. Дина нельзя назвать аккуратным, внешний вид его не интересует, главное удобство. У мальчика отличный аппетит и крепкое здоровье. В школе он учится кое-как, еле дотягивает до выпуска.

Дин любит свою семью больше всего на свете. Он старается не огорчать родителей, особенно сильно уважает отца. Всегда стоит горой за братьев и сестер. Также Дин ценит друзей. Он никогда не предаст и не подведет товарища.

Дин прямолинеен и справедлив. Он не терпит ухищрений, интриг, излишнего философствования. Ему трудно осилить все это. У Дина всегда должен быть четкий план действий, строгий и понятный. Если такого плана нет, Дин теряется и может не справиться с ситуацией.

Дин не боится работы, он крепок физически и может справиться с любым тяжелым трудом. Не имея склонности к наукам, мужчина с таким именем прекрасно осваивает рабочие специальности: строитель, механик, слесарь, токарь, сварщик и другие. Здесь он может добиться руководящей должности, благодаря умению четко планировать и высокой работоспособности. Не закрыта для Дина и творческая стезя. Он может стать актером или писателем. Дин любит находиться в центре внимания, слава ему приятна.

Как правило, дин хорош собой, у него отличное чувство юмора, он любит жизнь и ее удовольствия. Такой мужчина всегда окружен женщинами, они сами добиваются его внимания. И Дин умеет этим воспользоваться в полной мере. Но когда Дин встретит ту единственную, которая покорит его свей красотой, выдержанностью и интеллектуальностью, он станет верным и заботливым мужем.

Дин может жениться на женщине с ребенком и полюбить его как собственного. Детей он обожает, балует. Это идеальный отец, который не будет читать лекций и нотаций, о том, как нужно жить, а поведет на рыбалку, в лес, устроит поход в горы. Особенно хорошо Дин ладит с мальчиками, но если родится дочь, он будет относится к ней, как к настоящей принцессе.

Дин — Wikipedia

Wiki letter w.svgБу мәкаләнең сыйфатын арттырыр өчен түбәндәгеләрне эшләргә кирәк?:
  • Мәкаләне тулыландырырга (мәкалә бик кыска)
  • Стилистик һәм орфографик хаталарны төзәтергә.
Wiki letter w.svg Wiki letter w.svg Дөньяның төп дини төркемнәрнең таралышы

Дин — татар теленә гарәп. دين‎ (дин) сүзеннән алынмасы — дөньяга карашның иманга нигезләнгән төре. Еш кына дин төрле әхлаки кагыйдәләр системасын да үз эченә ала (шарт түгел).

Христианлык, Ислам, Буддизм һәм Һинд дине бүгенге көндә 5-7 миллиард кешене үзенә алган дип саналучы төп дүрт дини төркем.

Дүрт төп динТотучыларДөнья халкының %МәкаләКалып:Circular-ref
Дөнья халык саны6.99 billion[1]Саннар аерым мәкаләләрдән алынды:
Христианлык2,1-2,2 миллиард33% – 34%Христианлыкның илләр буенча таралышы
Ислам1,5-1,5 миллиард[2]22% – 23%Мөселман халык саны буенча илләр исемлеге
Буддизм0,5-1,9 миллиард[3]7% – 29%[3]Буддизмның илләр буенча таралышы
Һинд дине1,0 – 1,1 billion15,2% – 16,2%Һинд диненең илләр буенча таралышы
Тулаем5,1 – 6,8 миллиард[3]77% – 99%[3]
No iwiki template.svgБашка телле бүлектә тулырак мәкалә бар: Religion (ингл.)

Сез тәрҗемә ярдәме белән бу мәкаләне язып бетереп проектка ярдәм итә аласыз.

No iwiki template.svgБашка телле бүлектә тулырак мәкалә бар: Религия (рус.)

Сез тәрҗемә ярдәме белән бу мәкаләне язып бетереп проектка ярдәм итә аласыз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *