Федор Тютчев — Листья: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Анализ стихотворения «Листья» Тютчева
Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.
В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности. Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век.
Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.
С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.
Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.
Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.
Михаил Лермонтов — Листок: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ. Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.
В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»). В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя». Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».
Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.
Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла. Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны. Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.
Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта. Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы. Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.
Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.
Последний лист- стихи Владимира Лактионова ~ Поэзия (Лирика пейзажная)
Посвящается ребятам Серебрянского детского дома.
Дорогие ребята! Примите в дар эту замечательную осень
Владимира Лактионова, озвученную мной(вашей феей)).
Благодарим вашу маму,Нину Захарову за великолепный
видеоряд! Будьте счастливы ребята!
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
Под ветра свист
Последний лист
Срывается в полёт.
И старый клён
Земной поклон
Ему вдогонку шлёт.
Как солнца луч,
Блеснул средь туч
Осенней желтизной.
Так долго ждал
И не упал,
А в даль летит стрелой.
Этюд
Тучи разогнав с рассвета,
Нам последнее тепло
Подарило бабье лето…
Ледяным ветрам на зло.
Светит солнце на поляны,
Лес искрится золотой.
Тают белые туманы
Над осеннею листвой.
Зеленоградская осень
Туман над Чёрным озером клубится.
Зеленоград в сиянье золотом.
Над городом проплыли клином птицы
За уходящим солнечным лучом.
А под ногами золотом блестящим
Листва легла жарка и горяча,
Как будто плат узорный шелестящий
Царица- осень сбросила с плеча.
По воздуху летают паутинки,
И тает иней капельками слёз.
Но слёзы скоро превратятся в льдинки
На голых ветках плачущих берёз.
Туман над Чёрным озером клубится.
С полей осенним тянет холодком.
И осень, словно щедрая царица,
Пересыпает злато серебром.
Королева осени.
Отцветают и цветы, и травы
У природы свой круговорот.
И осенний ветер для забавы
Листья разноцветные несёт.
Пусть они летят, как птичья стая,
Поднимаясь к утренней звезде,
И вернутся снова, дорогая,
Поплывут, как лодочки в воде.
Листья с позолотой на дорожку,
Где ты королевою пройдёшь
И побудешь Осенью немножко.
И уйти не сможешь ты из леса,
Опьянит осенний аромат.
Королева ты или принцесса,
Только я знакомству очень рад.
Осенний мотив
Лаская светом и теплом,
луч солнца заглянул в окошко,
И осень выстлала дорожку
Узорным золотым ковром.
Берёзка прядями ветвей
Скрывает наготу,как дева.
Ей ветерок поёт напевы,
Ствол обнимая всё сильней.
Прощаясь, улетают птицы,
Пронзая клином синь небес.
Прикрыв еловые ресницы.
Привет!
Из разноцветных листьев
Я соберу букет,
Рябины красной кисти
Добавлю в жёлтый цвет
И осень, как подружка
Вдруг улыбнётся мне
Проводит до опушки.
Привет всей ребятне!
Ссылка https://www.chitalnya.ru/work/1786429/
Мелодия интернет. Мелодия осени
Федор Тютчев — Первый лист: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Лист зеленеет молодой —
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, —
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа!..
Анализ стихотворения «Первый лист» Тютчева
Федор Иванович Тютчев известен философичностью своей поэзии, однако и в пейзажной лирике ему нет равных. Об этом свидетельствует стихотворение «Первый лист».
Стихотворение написано в мае 1851 года. Его автору 48 лет, он уже вернулся в Россию из Европы, начал служить в Министерстве иностранных дел. До сих пор он не опубликовал ни одного сборника своих стихов.
По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с опоясывающей рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской. Композиция единая, одночастная. Лирический герой — сам автор. Поэт воспевает круговорот и торжество жизни, весеннее обновление природы и чувств. Как настоящий живописец, Ф. Тютчев тончайшими нюансами рисует такую узнаваемую, но вечно новую картину весеннего преображения природы. Задумчивые многоточия подчеркивают любование поэта красотой, восклицание в последней строфе — своеобразная кульминация всего стихотворения: о, первых листьев красота с новорожденною их тенью!
О том, что смерти нет, свидетельствуют слова: давно им грезилось весной и летом. То есть, зимой и дерево было живо, и еще нераспустившиеся листочки уже ждали своего часа. Эта фраза о победе жизни над смертью относится не только к природе. Вся эта потрясающая земная красота невозможна без ее извечного наблюдателя, человека.
Лексика возвышенная, ликующая, местами устаревшая (листьем молодым). Развернутые олицетворения: лист молодой, им грезилось. Эпитеты: зеленью полупрозрачною, воздушной, сквозной, летом золотым, живые грезы, мертвого листа. Сравнения: как дым.
Множество повторов, увеличивающих экспрессивность произведения. Например, повтор однокоренных слов: зеленеет, зеленью, молодой, молодым, листьем, листьев, листа. Дважды подчеркиваются слова «первый» и «весна». Уже во второй строке следует настойчивый и восторженный призыв поэта к читателю: смотри. Гипербола: в этих тысячах и тьмах. Преувеличением можно назвать и выражение: не встретишь мертвого листа. Понятно, что и в свежей поросли можно найти поврежденные, заглохшие листочки. Поэт не только смотрит, рисует, но и слышит: и слышно нам по их движенью. Синекдоха: лист (употребление единственного числа вместо множественного). Инверсия: стоят березы. Пример типичной градации: 4 и 5 строки.
Ф. Тютчева по праву можно назвать певцом природы. Времена года всегда являлись основой для глубоких размышлений поэта о тайнах бытия. Пронзительная юная красота майских деревьев легла в основу стихотворения «Первый лист».
Валерий Брюсов — Сухие листья: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Трепещут сучья под тусклым ветром;
Сухие листья, под тусклым ветром,
Что говорят нам, нам шепчут что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!
Меж черных сучьев синеет небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как будто небу земли не жаль.
Сухие листья шуршат о смерти,
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья,- чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!
Анализ стихотворения «Сухие листья» Брюсова
В «Сухих листьях» Валерий Яковлевич Брюсов культивирует подходы символизма к разрабатываемой пейзажной лирике.
Стихотворение написано осенью 1913 года. Его автору в этот момент исполнилось 40 лет, он признанный мэтр-символист, в его багаже множество изданных книг, более того, выходит из печати его собрание сочинений. Этот период также отмечен отношениями с поэтессой Н. Львовой, которые завершились трагедией, смертью оставленной женщины. По жанру – пейзажная лирика, рифмовка сложная, с подобием охватной и нерифмованными строками. Лирическим героем является автор. Произведение состоит из четырех шестистиший. Музыкальность в нем поставлена во главу угла. Прием аллитерации – основной в создании необходимого поэту настроения. Итак, рефрен «сухие листья» в начальных строках словно топит читателя в ворохе опавших листьев. Ветер тускл, поддавшиеся ему листья падают вниз, что-то шепча в предсмертной истоме. Поэт задается вопросом: что говорят? Лексический повтор с эпитетом: «тусклый ветер» возникает и во второй строфе. Сучья сотрясает дрожь, шепот проносится вздохом среди деревьев, чувствующих приближение зимы. «Слов не понял никто!» — в этом вскрике одно из двух восклицаний этого стихотворения. Инверсия «синеет небо» (это еще и эпифора) неприятно поражает поэта. Выходит, гибель и распад в «черный прах» листьев и сучьев небо не интересует. Даль прозрачна, ясна и светла. В небе разлита нежность. А шорох смерти только усиливается. Неизбежен закон природы: они блестели, им время тлеть. Поэт здесь проводит параллель и с человеческой жизнью. Вновь контраст неба и земли. Однако в финале герой неожиданно провозглашает с оптимизмом: жизнь после смерти существует. Листья вскормят весенние цветы, их краски перейдут на разнотравье. В последней строке – завершающее восклицание. Круговорот жизни не остановить, если еще недавно он пугал героя, теперь же он признает его власть. В смене времен года и поколений заложен куда более глубокий смысл, не следует предаваться напрасным сожалениям. Анафора: так странно. Следует отметить, что стихотворение создано уже в период кризиса символизма как литературного течения. Подобного рода напевность уже многократно обыгрывалась и самим В. Брюсовым, и, скажем, К. Бальмонтом.
Произведение «Сухие листья» В. Брюсова впервые было опубликовано в ежедневной газете «День» весной 1914 года.