Стефания святая в православии: Мученица Стефани́да Дамасская – Икона “Стефанида Дамасская” в чём помогает

Содержание

Икона “Стефанида Дамасская” в чём помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Значение иконы “Стефанида Дамасская” величественно и трагично одновременно. Неся в себе историю огромную боли и страданий, она стала символом борьбы и веры для многих христиан, ибо в нём заключена вся великая правда Божьего слова и его деяний, что открывают человеку его истинной предназначение, помогают найти свой внутренний путь, предназначение, смысл…492

История иконы “Стефанида Дамасская”

Времена императора Марка Аврелия.  В городе Дамаске жил воин Виктор, праведный христианин, которому было приказано отречься от Христа и принести жертву идолам. Он же не только не сделал этого, но и заявил во всеуслышание, что отныне является воином Небесного Царя и служит Ему одному, а всяческих идолов считает мерзкими и презирает. После этих слов Виктор был предан ужасным мучениям и пыткам, которые мужественно переносил, доказывая свою веру и показывая чудодейственную защиту Господа.

Стефанида Дамасская была женой одного из воинов, что мучили Виктора. Во время пыток она не смогла стерпеть тяжелых мучений и невинных страданий праведника – и заступилась за него. Но это не остановило палачей, которые издевались над воином, напротив, обезумев от крови своих жертв, они озлобились на Стефаниду и сделали её своей новой жертвой.

Умерла девушка страшной смертью – её привязали к двум наклоненным деревьям и разорвали на части. Она была очень молодой: ей было всего 15 лет. Убив невинную Стефаниду, палачи-мучители обезглавили и Виктора. Так Виктор и Стефанида стали святыми мучениками, пострадав за Христа и не отвергнув своей веры.

Интересен и тот факт, что перед своей смертью Виктор предсказал палачам скорую смерть – через 12 дней. В результате так и произошло.

В чем помогает икона “Стефанида Дамасская”

Образ Стефаниды с давних времён нёс в себе не только огромную силу, но и стал для всех православных людей мира символом непоколебимой веры в Господа, преданности Ему. Он всегда ассоциировался с внутренней волей человека, его готовности принести себя в жертву во имя правды и справедливости.

Именно поэтому и сегодня к этому лику приходят люди, дабы обратиться в своих молитвах с такими просьбами:

  • для избавления от недугов физических;
  • о помощи в обретении душевного спокойствия;
  • для усиления воли и внутренней силы для борьбы как с врагами внешними, там и теми, которые находятся внутри;
  • о поиске правды и справедливости;
  • о понимании смысла жертвенности в определённых жизненных ситуациях;
  • для осознания своего внутреннего мира, принципов, приоритетов и верности им.

О чем молятся иконе “Стефанида Дамасская”

Отличительная черта данной иконы в том, что она помогает каждому обратившемуся к ней за помощью в первую очередь обрести и понять самого себя, так как именно в том и заключается весь смысл происходящего. Только осознав себя как личность, как человека верующего и верного Богу, можно определить свою дальнейшую жизнь, дабы она была праведной от начала и до конца.

Еще одной важной идеей этого образа является любовь к ближнему, ибо это не только верное Слово Всевышнего, но и показатель уровня духовности человека, того, к чему он готов ради справедливости, порою даже защищая незнакомого человека, но такого же преданного Богу.

Вот такой короткой молитвой просят у Святой Стефаниды заступничества:

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Стефанида, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Увидеть святой лик Стефаниды можно в любом православном храме, ибо он является важной частью многих богослужений. День памяти иконы – 24 ноября. Чаще всего именно в этот день христиане всего мира почитают её как величайший символ правды и истинной жертвенности во имя Господа.

Чистая и мудрая, честная и праведная – всё это об иконе “Стефанида Дамасская”, которая показала всем настоящую силу простого человека, имя которой – вера.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о мученице Стефаниде:

Именины Стефании (День Ангела Стефании) в 2020 году

Именины не менее важный праздник, чем день рождения. Он посвящен памяти церковного покровителя, имя которого было дано человеку при крещении.

В Древней Греции мужское имя Стефанос в переводе на русский язык означало “диадема, венец или корона”. Стефания же переводится как “носящая венец”. Святым покровителем имени является Мученица Стефания Дамасская.

Стефания имеет довольно упертый и сильный характер. Она самостоятельная и уверенная в себе женщина. Стеша покладистая и любит заниматься домашними делами. Среди недостатков можно выделить вспыльчивость и злопамятность.

Полное имя: Стефания
Церковное имя: Стефанида
Значение имени: от греческого имени Стефанос (Стефан, в русской транскрипции – Степан) — «венок», «венец», «корона», «диадема»

Даты именин Стефании в 2020 году по православному календарю

Поздравления Стефании с именинами

Стефания, с днем ангела, милая!
Желаю успехов и счастья.
Пусть сказка везенья красивая
Придет и прогонит ненастья.

Мечты все твои пусть сбываются,
Решаются пусть все задачи.
А двери судьбы открываются
Навстречу любви и удаче.

Дорогая Стефания!
Искренне поздравляю тебя с Днем Ангела! Ты – интересная и утонченная девушка необычайной красоты. Оставайся такой же замечательной всегда! Будь собой при любых обстоятельствах, и твое счастье не пройдет мимо тебя.

Как отметить день ангела?

В этот день желательно сходить в храм и помолиться своему святому покровителю. После этого, можно посидеть в кругу близких и родных людей. Можно испечь традиционный каравай, или же просто накрыть праздничный стол. Веселые конкурсы также станут отличным дополнением к празднику.

Что подарить на именины?

Как на любой другой праздник, подарок на день ангела необходимо выбирать с учетом потребностей и интересов человека. Наиболее популярные подарки для Стефании:

  1. Молитва или икона Мученицы Стефании Дамасской в красивом обрамлении.
  2. Ювелирные украшения с камнем талисманом-аметистом или лабрадором.
  3. Подвеску с полным именем, или только первой буквой.
  4. Шелковый платок. Подходящие цвета для Стефании-фиолетовый и серебристый.
  5. Именное полотенце, халат или тапочки.
  6. Книга на духовную тематику.
  7. Шоколадные изделия ручной работы.
  8. Шкатулка для мелочей с резным именем.
  9. Подушка с вышивкой святого покровителя.

Молитва святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Стефания, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Икона Стефаниды Дамасской — помощь Божия в любви и в опасности

Образ юной мученицы Стефаниды почитается христианами всех веков как пример чистоты, веры и преданности Господу. Мучения юной Стефаниды, которая могла просто отречься от Бога ради жизни, но не предала ни Господа, ни своих единоверцев, стали свидетельством великой силы человека, которая появляется при помощи Божией и готовности принести себя в жертву ради других, ради истины и милосердия.

Вот почему мученице Стефаниде молятся во многих нуждах:

  • об избавлении от болезней, ран, страданий;
  • о помощи и укреплении в душевных тяготах;
  • для обретения силы воли в борьбе с врагами, нападающими на вас людьми и бесами, которые искушают нас греховными страстями;
  • в отстаивании истины и справедливости;
  • в необходимости принятия решений, поиске истины в двусмысленных ситуациях;
  • в поиске собственного смысла жизни, необходимости обретения принципов собственного мировоззрения.

Образ святой мученицы помогает всем молящимся ей обрести смысл жизни, то, за что стоит бороться и что отстаивать. Человек может стать успешным только с помощью Божией, поняв свои таланты и жизненный путь. Святая Стефанида не смогла прожить долгую жизнь, но просияла своей преданностью к Богу, показав, что великая сила простого человека появляется при Божьем содействии.

Другим уроком и добродетелью, обрести которую помогает святая, является любовь к ближнему. Ведь она заступилась за почти незнакомого ей солдата, исполнившись жалости к нему. Заступничество за другого — это показатель нравственности, духовности человека, готовности отдать ради спасения другого жизнь. Такие люди во все времена были героями: вспомним подвиги Матросова и Гастелло. Впрочем, и сегодня заступиться за человека, несправедливо обманутого или наказанного, например, начальником — зачастую риск и подвиг. Помогайте другим людям, и Господь не оставит вас.

День памяти святой Стефании, когда икона ее торжественно полагается посредине храма и совершается молебен ей – 24 ноября.

Молитва святой Стефаниде Дамасской о заступничестве проста, ее можно читать в любое время на русском языке онлайн:

Молись к Богу обо мне, святая угодница Божия Стефанида, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощницы во всем и молитвенницы о душе моей.

Агница Твоя, Иисусе, Стефанида, зовет громко: Тебя, Жених мой, люблю, и ищу Тебя, страдаю, распинаюсь и погребаюсь с Тобой, крещусь во имя Твое, ради тебя испытываю муки, чтобы царствовать на Небесах с Тобой, и умираю за Тебя, чтобы жить с Тобой. Как жертву непорочную прими меня, с любовью Тебе себя жертвующую. Молитвами Стефаниды мученицы, как милостивый Бог, спаси, Господи, души наши

Молитвами святой Стефаниды да хранит Вас Господь!

Мученик Ви́ктор и мученица Стефани́да

Краткое житие мученика Виктора Дамасского

Свя­той му­че­ник Вик­тор был во­и­ном во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Фило­со­фа (161–180). Ко­гда им­пе­ра­тор на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, Вик­тор от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Та­кое обя­за­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние яв­ля­лось про­вер­кой пре­дан­но­сти во­и­на бо­гам, им­пе­ра­то­ру и оте­че­ству. Свя­той пре­дан был на му­че­ния, но про­шел сквозь все пыт­ки невре­ди­мым. Си­лой мо­лит­вы он по­бе­дил ча­ро­дея, ко­то­рый с тех пор от­ка­зал­ся от волх­во­ва­ний и стал хри­сти­а­ни­ном. По мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли вне­зап­но ослеп­шие во­и­ны. Ви­дя чу­де­са, яв­лен­ные Гос­по­дом через свя­то­го Вик­то­ра, мо­ло­дая бла­го­че­сти­вая су­пру­га од­но­го из му­чи­те­лей, Сте­фа­ни­да, от­кры­то про­сла­ви­ла Хри­ста, за что бы­ла пре­да­на лю­той каз­ни: ее при­вя­за­ли к двум со­гну­тым паль­мам, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Свя­то­го му­че­ни­ка Вик­то­ра обез­гла­ви­ли. Му­че­ни­ки по­стра­да­ли в Да­мас­ке во II ве­ке, где и пре­да­ны по­гре­бе­нию их чест­ные остан­ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (он же Ан­то­нин, 161–180 гг.), в го­ро­де Да­мас­ке (Си­рия) слу­жил во­и­ном хри­сти­а­нин Вик­тор, ро­дом из Ита­лии. Ко­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­сле­до­вать хри­сти­ан, во­е­во­да Се­ва­сти­ан по­тре­бо­вал от Вик­то­ра, чтобы он от­рек­ся от Хри­ста и при­нес жерт­ву идо­лам. «Ты во­ин на­ше­го ца­ря, и обя­зан ис­пол­нить его при­ка­за­ние», – за­явил Се­ва­сти­ан. «Нет, – от­ве­тил Вик­тор, – те­перь я во­ин Небес­но­го Ца­ря, и Ему од­но­му бу­ду слу­жить, а мерз­ких идо­лов я пре­зи­раю!» То­гда Се­ва­сти­ан пре­дал Вик­то­ра раз­лич­ным му­че­ни­ям. Па­ла­чи пе­ре­ло­ма­ли Вик­то­ру паль­цы на ру­ках и но­гах и вы­вер­ну­ли их из су­ста­вов. Во вре­мя пы­ток свя­той Вик­тор мо­лил­ся Бо­гу и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния.

По­том па­ла­чи ста­ли при­нуж­дать Вик­то­ра про­гло­тить мя­со, отрав­лен­ное кол­ду­ном. По­мо­лив­шись и пе­ре­кре­стив мя­со, му­че­ник Вик­тор про­гло­тил его. На гла­зах у всех про­изо­шло яв­ное чу­до: Вик­тор остал­ся невре­дим. Слу­чи­лось то, что Гос­подь неко­гда обе­щал Сво­им уче­ни­кам: «Ес­ли что смерт­но вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18). Кол­дун, уви­дев, что Вик­тор ни­сколь­ко не по­стра­дал от его отра­вы, уве­ро­вал во Хри­ста. Он луч­ше дру­гих по­ни­мал, что ни­ка­кая зем­ная си­ла не мог­ла обез­вре­дить его страш­ней­ший яд.

То­гда свя­то­го Вик­то­ра под­верг­ли еще бо­лее тяж­ким пыт­кам. Сте­фа­ни­да, же­на од­но­го из во­и­нов, му­чив­ших Вик­то­ра, не мог­ла боль­ше смот­реть на тя­же­лые и со­вер­шен­но невин­ные стра­да­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли му­че­ни­ка Хри­сто­ва и за­сту­пи­лась за него. Обе­зу­мев­шие от кро­ви па­ла­чи, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся, озло­би­лись на Сте­фа­ни­ду и уви­де­ли в ней свою но­вую жерт­ву. Они при­вя­за­ли ее к двум на­кло­нен­ным паль­мам и разо­рва­ли на ча­сти. Так умер­ла Сте­фа­ни­да, бу­дучи еще со­всем мо­ло­дой: ей бы­ло толь­ко 15 лет. Убив Сте­фа­ни­ду, му­чи­те­ли воз­вра­ти­лись к ис­тя­за­ни­ям Вик­то­ра и обез­гла­ви­ли его. Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор и Сте­фа­ни­да по­стра­да­ли за Хри­ста в 175-ом го­ду.

Пе­ред сво­ей смер­тью му­че­ник Вик­тор пред­ска­зал па­ла­чам, что они умрут через 12 дней, а во­е­во­да через 24 дня бу­дет взят в плен. Так все и слу­чи­лось.

Из кни­ги еп. Алек­сандра (Ми­ле­ан­та) «Из­бран­ные Жи­тия свя­тых»


См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Вик­то­ра и Сте­фа­ни­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

«Стефанида Дамасская» — икона православных христиан

Для большинства христиан знаком веры и борьбы, что осуществляется через боль и мучения, стала икона Стефаниды Дамасской. В этой церковной реликвии сконцентрирована вся сила слова Божьего, которая указывает человеку на его назначение и правду жизни, помогает встать на праведный путь.

стафенида дамасская икона

«Стефанида Дамасская» — икона, которая дает возможность человеку сконцентрировать всю свою внутреннюю волю, чтобы быть готовым пожертвовать собой во имя справедливости. Многие праведные почитают ее, изучают ее историю и значение. Эти и другие вопросы более детально будут рассмотрены в данной статье.

Икона «Стефанида Дамасская»: история

В 175 году, когда в Сирии было правление Марка Аврелия, в городе Дамаске проживал один из его бойцов по имени Виктор, который был истинным христианином. Ему был отдан приказ преподнести жертву идолам, отрекшись от Христа. Но воин возразил, крикнув открыто и громко, что он есть воин Царя Небесного и будет почитать только его одного. После случившегося мужчину предали всяческим мучениям. Ему переламывали пальцы, жгли тело огнем, вытягивали из живого жилы, травили ядом и прочее. Все свои муки Виктор переносил с мужеством, не переставая молиться Богу. Несмотря ни на что, он оставался жив.

икона стефанида дамасская в чем помогает

Жена одного из солдат, которую именовали Стефанидой, заступилась за воина, прославив его страдания. Она также была христианкой, но втайне. А когда Стефанида Дамасская, икона которой знакома многим, увидела спускающихся с небес ангелов, она поняла, что ей также нужно постоять за веру во Христа. Палачи увидели в молодой женщине жертву для мучений. Они привязали ее к двум деревьям, чтобы расчленить ее тело на части. Одну ногу женщины прикрепили к верхушке наклоненного дерева, а другую ко второму и отпустили их. Когда деревья, поднялись в высоту, они разорвали Стефаниду на две части. Душа женщины словно птица, что освободилась из западни, нашла себе приют на небе. После всего этого палачи отрубили Виктору голову. Так, Стефанида и Виктор Дамасские, пострадав за Христа, доказали свою веру в Господа, показали всем его чудодейственную силу.

Значение

Икона «Стефанида Дамасская» помогает человеку, который обращается к ней, понять самого себя, осознать себя как личность, тем самым обрести спокойствие и умиротворение. Верующему человеку икона помогает определиться со своей дальнейшей жизнью, сделать ее праведной до самого конца. Еще одной отличительной чертой иконы является любовь к ближнему, что определяет уровень духовности людей, ведь каждый христианин ко многому готов ради справедливости, иногда даже встать на защиту незнакомого ему человека.

Чудодейственная сила иконы

Сегодня к святому лику приходит множество людей, обращаясь к нему с различными просьбами. Всех просящих всегда ждет икона «Стефанида Дамасская». В чем помогает эта святая — было рассмотрено выше. Она избавляет человека не только от душевных расстройств, но и от физических недугов. Святой лик усиливает волю людей, помогает обрести внутренние силы для борьбы как с внешними врагами, так и с внутренними демонами.

икона стефанида дамасская история

«Стефанида Дамасская» — икона, что дает возможность каждому христианину понять смысл жертвенности в различных жизненных ситуациях, придерживаться своих принципов и воззрений, быть всегда им верным.

Почитание

Виктор и Стефанида Дамасские были убиты одиннадцатого ноября 175 года в городе Дамаске. Этого числа и по сей день почитают память святых великомучеников. Их мощи, по некоторым данным, находятся в городе Фано (Италия). До этого времени они были размещены в Константинополе. Увидеть же икону можно в любом православном храме, поскольку она является частью богослужения.

Иконография

В православной иконографии мученица Стефанида изображена молодой женщиной, одетой в синего цвета тунику. Поверх туники обычно надета красная мантия в виде длинного покрывала, что застегнуто на вороте и спускается до колен. Она символизирует отречение от идолопоклонничества, а красный ее цвет — мучения Стефаниды, а также победу жизни над смертью. По краям мантия отделана голубой каймой. Синяя туника олицетворяет небесную чистоту мученицы, является символом вечного мира. В руки великомученицы обычно помещен крест.

икона стефанида дамасская значение

Святая мученица Стефанида на иконе изображена с покрытой головой, поскольку молящаяся женщина уже тогда должна была крыть свою голову как знак власти над нею ангелов. Так, покрытая голова является свидетельством пребывания мученицы в молитве, ее расположения к смирению. Белый цвет материи, что покрывает голову, символизирует Божественный свет, чистоту, святость и простоту. Только праведные души были облечены в белые одеяния. Над головой у мученицы виден нимб – сияние света и Божественной славы. Он преображает человека, что соединился с Богом.

«Стефанида Дамасская» — икона, ставшая символом веры в справедливость многих христиан. Великомученицу считают чистой и мудрой, честной и праведной. На сегодняшний день святой лик Стефаниды помог многим людям обрести себя, выбрать свой жизненный путь и праведно идти по нему.

Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон

Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Свя­той апо­стол Сте­фан, пер­во­му­че­ник и ар­хи­ди­а­кон

Краткое житие первомученика и архидиакона Стефана

Свя­той Сте­фан про­ис­хо­дил из ев­ре­ев, жив­ших за гра­ни­цей, т. е. вне Свя­той Зем­ли. Та­кие евреи на­зы­ва­лись эл­ли­ни­ста­ми, так как в них чув­ство­ва­лось вли­я­ние гре­че­ской куль­ту­ры, до­ми­ни­ро­вав­шей в Рим­ской им­пе­рии. По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов Цер­ковь ста­ла быст­ро рас­ти, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­бо­тить­ся о си­ро­тах, вдо­вах и бед­ных во­об­ще, при­няв­ших Кре­ще­ние. Апо­сто­лы пред­ло­жи­ли хри­сти­а­нам вы­де­лить семь до­стой­ных му­жей для опе­ки нуж­да­ю­щих­ся. По­свя­тив этих семь че­ло­век в диа­ко­ны (что зна­чит по­мощ­ни­ки, слу­жи­те­ли), апо­сто­лы сде­ла­ли их сво­и­ми бли­жай­ши­ми по­мощ­ни­ка­ми. Сре­ди диа­ко­нов вы­де­лял­ся сво­ей креп­кой ве­рой и да­ром сло­ва мо­ло­дой Сте­фан, на­зы­ва­е­мый ар­хи­ди­а­ко­ном, т. е. пер­вым диа­ко­ном. В ско­ром вре­ме­ни диа­ко­ны, кро­ме по­мо­щи бед­ным, ста­ли при­ни­мать бли­жай­шее уча­стие в мо­лит­вах и бо­го­слу­же­ни­ях.

Сте­фан про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме сло­во Бо­жие, под­креп­ляя ис­тин­ность сво­их слов зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Успех его был очень боль­шой, и это воз­бу­ди­ло про­тив него нена­висть рев­ни­те­лей за­ко­на Мо­и­сея – фа­ри­се­ев. Они схва­ти­ли его и по­влек­ли в си­нед­ри­он – выс­шее су­ди­ли­ще у ев­ре­ев. Здесь фа­ри­сеи пред­ста­ви­ли лож­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые утвер­жда­ли, что он в сво­их про­по­ве­дях оскорб­ля­ет Бо­га и про­ро­ка Мо­и­сея. В свое оправ­да­ние свя­той Сте­фан из­ло­жил пе­ред си­нед­ри­о­ном ис­то­рию ев­рей­ско­го на­ро­да, по­ка­зы­вая на яр­ких при­ме­рах, как евреи все­гда про­ти­ви­лись Бо­гу и уби­ва­ли по­слан­ных Им про­ро­ков. Чле­ны си­нед­ри­о­на слу­шая его, все бо­лее раз­го­ра­лись гне­вом.

В это вре­мя Сте­фан уви­дел, как над ним рас­кры­лось Небо, и он вос­клик­нул: «Я ви­жу небе­са от­вер­стые и Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га» (Деян.7:56). Услы­шав это, чле­ны си­нед­ри­о­на при­шли в ве­ли­кую ярость. За­ты­кая свои уши, они бро­си­лись на Сте­фа­на и по­влек­ли его за го­род. Здесь, как за­кон по­веле­вал, сви­де­те­ли, пер­вые об­ви­нив­шие Сте­фа­на, пер­вы­ми ста­ли по­би­вать его кам­ня­ми. При этом при­сут­ство­вал юно­ша, име­нем Савл, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но сте­речь одеж­ды по­би­ва­ю­щих кам­ня­ми. Он одоб­рял уби­е­ние Сте­фа­на. Па­дая под гра­дом кам­ней, Сте­фан вос­клик­нул: «Гос­по­ди Иису­се! Не вме­ни им гре­ха се­го и при­ми дух мой». Со­бы­тие это и речь Сте­фа­на в си­нед­ри­оне опи­сал еван­ге­лист Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов, гла­вы 6-8.

Так ар­хи­ди­а­кон Сте­фан стал пер­вым му­че­ни­ком за Хри­ста в 34 го­ду по­сле Р.X. По­сле это­го на­ча­лось в Иеру­са­ли­ме пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от ко­то­ро­го они вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать в раз­ные ча­сти Свя­той Зем­ли и в со­сед­ние стра­ны. Так хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ча­стях Рим­ской им­пе­рии. Кровь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на не про­ли­лась да­ром. В ско­ром вре­ме­ни Савл, одоб­ряв­ший это убий­ство, уве­ро­вал, кре­стил­ся и стал зна­ме­ни­тым Пав­лом – од­ним из са­мых успеш­ных про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия. Мно­го лет спу­стя Па­вел, по­се­тив Иеру­са­лим, был то­же схва­чен разъ­ярен­ной тол­пой иуде­ев, хо­тев­ших по­бить его кам­ня­ми. В сво­ей бе­се­де с ни­ми он вспом­нил о невин­ной смер­ти Сте­фа­на и о сво­ем уча­стии в ней (Деян.22).

2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана

Пе­ре­не­се­ние из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль мо­щей свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на бы­ло око­ло 428 го­да. По­сле то­го, как свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан был по­бит иуде­я­ми кам­ня­ми, свя­тое те­ло его бро­си­ли без по­гре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Од­на­ко на вто­рую ночь зна­ме­ни­тый иудей­ский за­ко­но­учи­тель Га­ма­ли­ил, на­чав­ший скло­нять­ся к ве­ре в Иису­са Хри­ста как в Мес­сию и за­щи­тив­ший апо­сто­лов в си­нед­ри­оне (Деян.5:34-40), по­слал пре­дан­ных ему лю­дей взять те­ло пер­во­му­че­ни­ка. Га­ма­ли­ил пре­дал его по­гре­бе­нию на сво­ей зем­ле, в пе­ще­ре, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Ко­гда скон­чал­ся тай­ный уче­ник Гос­по­да, Ни­ко­дим, при­хо­див­ший к Нему но­чью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Га­ма­ли­ил так­же по­хо­ро­нил его близ гро­ба ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. За­тем и сам Га­ма­ли­ил, при­няв­ший Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте со сво­им сы­ном Ави­вом, был по­гре­бен при гро­бе пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и свя­то­го Ни­ко­ди­ма. В 415 го­ду мо­щи свя­тых бы­ли чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­те­ны и тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Иеру­са­лим ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном вме­сте с епи­ско­па­ми Елев­фе­ри­ем Се­ва­стий­ским и Елев­фе­ри­ем Иери­хон­ским. С то­го вре­ме­ни от мо­щей на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.

Впо­след­ствии, при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450), мо­щи свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на бы­ли пе­ре­ве­зе­ны из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в церк­ви в честь свя­то­го диа­ко­на Лав­рен­тия, а по со­зда­нии хра­ма в честь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на пе­ре­не­се­ны ту­да 2 ав­гу­ста. Дес­ни­ца пер­во­му­че­ни­ка хра­нит­ся в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

Полное житие первомученика и архидиакона Стефана

Свя­той апо­стол пер­во­му­че­ник и ар­хи­ди­а­кон Сте­фан был стар­шим сре­ди се­ми диа­ко­нов, по­став­лен­ных са­ми­ми апо­сто­ла­ми, по­это­му его на­зы­ва­ют ар­хи­ди­а­ко­ном. Он был хри­сти­ан­ским пер­во­му­че­ни­ком и по­стра­дал за Хри­ста в воз­расте око­ло 30 лет. По вы­ра­же­нию Асте­рия, это был «на­ча­ток му­че­ни­ков, учи­тель стра­да­ний за Хри­ста, ос­но­ва­ние доб­ро­го ис­по­ве­да­ния», ибо преж­де Сте­фа­на ни­кто не из­ли­вал кро­ви сво­ей за Еван­ге­лие».

Бу­дучи ис­пол­нен Ду­ха Свя­то­го, свя­той Сте­фан с дерз­но­ве­ни­ем убе­ди­тель­но про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ское уче­ние и по­беж­дал иудей­ских за­ко­но­учи­те­лей в спо­рах. За это иудеи окле­ве­та­ли Сте­фа­на, буд­то бы он про­из­но­сит ху­лы на Бо­га и на Мо­и­сея. С та­ким об­ви­не­ни­ем свя­той Сте­фан пред­стал пе­ред си­нед­ри­о­ном и пер­во­свя­щен­ни­ком. Он про­из­нес пла­мен­ную речь, в ко­то­рой из­ло­жил ис­то­рию ев­рей­ско­го на­ро­да и сме­ло об­ли­чил иуде­ев в го­не­ни­ях на про­ро­ков и в каз­ни ожи­дав­ше­го­ся ими Мес­сии, Иису­са Хри­ста. Во вре­мя ре­чи свя­той Сте­фан вдруг уви­дел небо от­вер­стым и Иису­са Хри­ста во сла­ве, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га. Он гром­ко про­воз­гла­сил об этом. То­гда иудеи, за­ты­кая уши, на­бро­си­лись на него, по­влек­ли его за го­род и по­би­ва­ли кам­ня­ми, а свя­той му­че­ник мо­лил­ся за сво­их убийц. Вда­ли, на воз­вы­ше­нии, сто­я­ла Ма­терь Бо­жия со свя­тым апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и усерд­но мо­ли­лась за му­че­ни­ка. Пе­ред смер­тью Сте­фан про­из­нес: «Гос­по­ди Иису­се, при­и­ми дух мой, Гос­по­ди, не вме­ни им это во грех», – и за­тем ра­дост­но пре­дал Хри­сту свою чи­стую ду­шу. Те­ло свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, остав­лен­ное на съе­де­ние зве­рям, тай­но взял из­вест­ный ев­рей­ский учи­тель Га­ма­ли­ил с сы­ном сво­им Ави­вом и пре­дал по­гре­бе­нию в сво­ем име­нии. Впо­след­ствии они оба уве­ро­ва­ли во Хри­ста и при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

 

 

Матушка СтефанияСвятые покровительницы России. Три блаженные Матроны

Святые покровительницы России. Три блаженные МатроныСвятые покровительницы России. Три блаженные Матроны

Предисловие

Не стоит село без праведника

Прошедший век был для нашей страны трагическим. Десятки миллионов сынов и дочерей России погибли не только в борьбе с внешним врагом, но и по вине безбожной неправедной власти. Не счесть тех, кто пострадал за веру. Православные миряне, монахи, священники подверглись гонениям, многие приняли мученический венец.

Слава Господу, эпоха воинствующего атеизма закончилась. На Архиерейском соборе 2000 года более тысячи новомучеников и исповедников были причислены к лику святых.

Никогда еще не бывало, чтобы за такой краткий срок у верующих людей в нашей стране появилось столько небесных заступников. Мне хочется верить, что времена самых тяжелых потрясений остались позади и народ больше не повторит трагических ошибок, совершенных в прошлом веке, сумеет отличить пастырей от волков.

Согласно мудрой русской пословице, не стоит село без праведника. Быть может, и великую победу в войне, и возрождение Православной церкви Всевышний даровал России потому, что были праведники и подвижники, молившиеся за тех, кто был обманут, за грешников, отступников, маловерных.

Днем памяти пострадавших за веру в XX веке по постановлению иерархов Русской православной церкви является 10 февраля. В этот же день совершается поминовение всех мучеников, которые предпочли смерть отречению от Бога.

Среди сотен святых, спасавших в то страшное время своими молитвами страну и народ, были две необыкновенные женщины, родившиеся в крестьянских семьях и носившие одно имя – Матрона Дмитриевна Никонова и Матрона Григорьевна Белякова. Господь подверг их тяжелым, поистине нечеловеческим испытаниям, и обе сумели совершить подвиг, за который Всевышний щедро наградил их, наделив даром творить чудеса, предвидеть будущее, исцелять душевные и телесные недуги. Эти праведницы – святая блаженная Матрона Московская и святая блаженная исповедница Матрона Анемнясевская.

Первая из них была слепа от рождения. Когда ей исполнилось 17 лет, у нее отнялись ноги, и всю жизнь она не могла передвигаться без костылей.

Другая ослепла в 7 лет от оспы. Три года спустя родная мать так избила ее, что девочка навсегда осталась калекой и перестала расти. До самой смерти она не вставала с постели.

Обе блаженные подвергались гонениям. Матрона Московская долгие годы скиталась, спасаясь от ареста. Матрона Анемнясевская незадолго до кончины была заключена в Бутырскую тюрьму.

Еще при жизни многие верующие считали этих женщин святыми. Они исцеляли прикосновением рук, спасали от смерти, слышали тех, кто молил о помощи, находясь за сотни километров от них. И сейчас они слышат верующих, обращающихся к ним с молитвами, а иконы с ликами блаженных обладают чудотворной силой.

Матрона Петербургская (ее называли в народе Матроной-босоножкой) скончалась в 1911 году, до наступления роковых для России времен. Она не признана святой, и сейчас мало кто знает о Матроне-босоножке, хотя в конце XIX века ее почитали в городе на Неве не меньше, чем блаженную Ксению, духовный подвиг которой она повторила.

Блаженные и юродивые

Все три женщины, о жизни которых будет рассказано в этой книге, названы блаженными. Что значит это слово? Блаженными издавна было принято считать тех, кто непосредственно общается с Господом, что приносит наивысшее счастье (блаженство). В то же время блаженные составляют особую категорию (лик) святых, понять сущность которой не так просто.

Например, благоверными святыми были правители, которых канонизовали за благочестивую жизнь, укрепление Церкви. Мученики – святые, принявшие смерть за веру. Исповедники также подвергались гонениям, но в отличие от мучеников после перенесенных страданий они оставались в живых. Все эти лики однозначно определены.

На Руси блаженными называли людей «не от мира сего». (Вспомним слова Христа: «Царство мое не от мира сего».)

Блаженные либо не могли жить, как обычные миряне (вследствие болезни или увечья), либо добровольно отказывались от такого существования (раздавали все имущество бедным, становились скитальцами).

Блаженными часто считали юродивых, которые старались казаться безумными. Юродивые – святая Ксения Петербургская, всю жизнь просившая, чтобы ее называли именем покойного мужа, и ее последовательница Матрона-босоножка. Обе после смерти супругов отказались от имущества и стали бездомными странницами, то есть совершили поступки, противоречащие житейскому здравому смыслу.

«Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: он ест мясо во время поста, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный, – замечает А. Виноградов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Юродивый внешне атакует норму поведения, но при этом указывает на отклонение общества от этой нормы… С помощью мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах и пытается направить людей на путь исправления».

В XVI–XVII веках на Руси особенно почитали юродивых. В Москве тех времен они могли высмеивать и обличать любого человека вне зависимости от его социального статуса, не боясь наказания.

В отличие от мирян, часто считавших юродивых Божьими людьми, Церковь относилась к ним настороженно.

Действительно, юродство иногда нелегко отличить от обычного сумасшествия или от своеобразного вызова окружающим путем демонстрации собственной неполноценности. «Так как это подвиг крайности, очень трудно в точности оценить юродство Христа ради», – считает отец Дамаскин (Орловский).

В XVIII веке признали святой всего лишь одну юродивую (блаженную Ксению Петербургскую). Матрона-босоножка не канонизована до сих пор.

Матрона Анемнясевская, действуя подобно юродивым, обличала неправедных священников (обновленцев, признавших советскую власть), хотя понимала, чем ей это грозит. Однако это единственный признак юродства в ее поведении. Как и Матрону Московскую, ее нельзя признать юродивой.

Часть I Блаженная Матрона Петербургская

По примеру святой Ксении

О святой Ксении Петербургской знают, наверное, почти все жители города на берегах Невы. Многие считают ее покровительницей Петербурга, небесной заступницей, хранящей его от всех напастей. Гораздо менее известна судьба блаженной Матроны, которая повторила духовный подвиг святой Ксении. Матронушку можно назвать ее ученицей, хотя эти женщины не могли встречаться – Матронушка-босоножка (так называли блаженную) родилась в 1814 году, то есть почти через 40 лет после смерти святой Ксении.

В отличие от своей великой предшественницы Матрона Щербинина не принадлежала к дворянскому сословию. Ее родители – крестьяне деревни Ванино Костромской губернии. Девочка была четвертым ребенком в семье, имела трех братьев. О ее детских годах ничего не известно.

Матрона вышла замуж за костромского мещанина Егора Мыльникова. Ей не удалось, подобно Ксении, обрести семейное счастье. Как говорится в жизнеописании блаженной, в брачной жизни она перенесла много огорчений. Материальное положение супружеской четы было, конечно, гораздо хуже, чем в свое время у Ксении и Андрея Петровых (муж Ксении имел чин полковника), но Егор и Матрона не бедствовали – у них был свой домик и бакалейная лавка.

В 1877 году началась война с Турцией. Егора призвали в армию, а Матрена отправилась вместе с ним на фронт как сестра милосердия. Уже тогда в полной мере проявился дар сострадания и любви, которым эту женщину наградил Господь. Даже жалованье, которое она получала за службу, Матрона полностью отдавала солдатам.

Егору пришлось воевать недолго – в 1878 году он умер, став жертвой эпидемии холеры. Овдовев, Матронушка вернулась на родину и приняла то же решение, что и Ксения после смерти своего мужа, – посвятить всю оставшуюся жизнь служению ближним и Богу.

Матрона продала имущество, раздала деньги нищим и, как Ксения, превратилась в бездомную странницу, живущую подаянием. До самой смерти она ходила только босиком, всегда носила легкую летнюю одежду.

Матронушка побывала у соловецких чудотворцев, посетила все святые места России и четыре раза совершала паломничество в Иерусалим. Там, в этом святом городе, она приняла схиму, но дала обет скрывать от всех, что является монахиней.

Последние 30 лет жизни Матронушка-босоножка провела в Петербурге. Она жила сначала на Петербургской стороне, а затем – у Скорбященской церкви, получившей свое название от иконы

Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Блаженная молилась у церковной часовни – босая, с неизменным посохом в руке, в белой одежде, символизирующей стремление к ангельски чистой, безгрешной жизни.

Как и Ксению, Господь наделил Матрону даром исцелять больных и предвидеть будущее. Слова блаженной, обращенные к Богу, обладали огромной силой, но Матрона всегда заставляла людей, просивших о помощи, молиться вместе с ней.

И происходили чудеса: пьяницы избавлялись от алкоголизма, страдающие от недугов выздоравливали, у бездетных супругов рождался долгожданный ребенок. От Матронушки исходило тепло Божественной любви, и все ее многочисленные посетители, даже самые богатые и знатные господа, ощущали себя рядом с ней беспомощными детьми, нуждающимися в совете и утешении.

В квартирке блаженной на Шлиссельбургском проспекте побывали люди всех сословий, чинов и званий. Многих Матрона предостерегала от надвигающихся несчастий, учила, как уберечься от беды.

Офицеры, отправляющиеся на фронт, и чиновники, обязанные служить в местах, охваченных эпидемией, спешили за помощью к Матронушке. Старица благословляла их, кропила святой водой, и они избегали смертельной опасности. Впрочем, иногда Матрона отказывалась помогать и даже безошибочно определяла день смерти человека.

 

Богачи порой платили блаженной за помощь немалые деньги. Матронушка раздавала их бедным, помогала монастырям и приходам, покупала Евангелия и иконы и дарила их тем, кто приходил к ней.

Фото 1. Матронушка-босоножка

Житие блаженной Ксении изобилует случаями, которые нельзя понять на уровне обычного здравого смысла. Не меньше чудес связано и с пребыванием в Петербурге другой праведницы – блаженной Матроны.

К Матронушке пришел некий чиновник с женой. Едва супруги появились на пороге, блаженная обхватила голову руками и закричала: «Ой, голова! Голова болит!» Чиновнику предстояло принять важное решение, он хотел посоветоваться с Матроной, но она не давала ему произнести ни единого слова, крича: «Ой, голова как болит!» Гости ушли несолоно хлебавши, а на третий день после посещения старицы у чиновника сильно разболелась голова. Ему пришлось лечь в больницу, и домой он уже не вернулся – через несколько месяцев умер от тяжелого заболевания мозга.

Людей, отмеченных знаком смерти, блаженная узнавала безошибочно, духовное зрение никогда ее не обманывало.

Одна женщина уговаривала Матронушку поехать к заболевшему знакомому – помолиться о его выздоровлении. Старица сказала: «Не поеду. Для него уже место на кладбище приготовлено». Через три дня больной скончался.

Не все посетители были уверены в том, что Матрона способна им помочь, были среди них сомневающиеся, маловеры и даже «экспериментаторы», желающие проверить, действительно ли блаженная имеет дар предвидения.

Студент, убежденный атеист, придумал, как ему казалось, хитрый план с целью разоблачения «шарлатантки». Но прежде, чем он успел что-то сказать, Матрона спросила: «Зачем ты пришел ко мне? Ты не веришь в колдовство, но я-то не ворожея!»

Пренебрежение советами блаженной приводило к беде. Так бывало, когда людей ослепляли жадность и другие низменные страсти.

Стрелочник Николаевской железной дороги считал, что ему повезло, у него появилась возможность зарабатывать гораздо больше, обслуживая стрелку главного пути. На всякий случай решил посоветоваться с Матроной и был удивлен: старица категорически запретила ему менять место работы: «Привык к своей стрелке, так и стой возле нее, позаришься на большее – потеряешь то, что имеешь».

Жадный стрелочник не придал значения словам блаженной и был наказан: вскоре он попал под поезд, потерял руку и получил другие увечья.

Матронушку просили помочь в самых разных делах, подчас не самых важных. Блаженная не отказывала никому.

В мае 1910 года некая дама попросила старицу помолиться за сына, сдававшего выпускные экзамены в коммерческом училище. Матронушка сказала женщине, что сын будет одним из первых. В результате юноша оказался на четвертом месте по успеваемости из 50 выпускников.

Иногда посетители сами не понимали, что им нужно. Зато старица всегда знала, что их ждет впереди.

П., занимавший высокую должность в полиции, в начале 1904 года получил новое назначение – он должен был отправиться в Восточную Сибирь. Предварительно П. явился к Матронушке попросить ее благословения. Старица благословила его иконой Успения Пресвятой Богородицы, принесенной ей из Иерусалима. Передав икону П., она сказала: «На вот тебе! Благословляю! Царица Небесная сама будет всегда твоей заступницей и покровительницей. Ты с иконой никогда не расставайся. А куда поедешь – бери с собой, и ни одна пуля не заденет». П. не понял, о каких пулях говорит блаженная, – он отправлялся не на фронт, а в тыл, к тунгусам.

Смысл сказанного П. осознал только через год: в 1905 году по всей стране, включая Сибирь, начались волнения. Он мужественно боролся с революционерами, неоднократно сам участвовал в перестрелках. Террористы вынесли ему смертный приговор, несколько раз покушались на его жизнь. Но, как предсказывала Матронушка, он остался невредим.

Через пять лет П., возвратившись в Петербург, сразу посетил блаженную, все ей рассказал, горячо поблагодарил и вернул икону. Матронушка завещала после своей смерти передать образок великой княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено.

Вероятно, в 1918 году, роковом для нее, у Елизаветы Федоровны уже не было чудотворной иконы. Она разделила участь других членов царской семьи и приняла мученическую смерть от рук большевиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *