Вежливость — что такое? Правила вежливости
Хорошо воспитанный, культурный человек, владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.
Что такое вежливость
Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым — это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.
Проявление вежливости
Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.
Супруги бывают тактичны по отношению друг к другу и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.
В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.
Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.
Правила вежливости для детей
Что такое правила вежливости, должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.
Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.
Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.
Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится.
Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.
Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.
Волшебные слова
Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.
Основные правила вежливости
- Здороваться первым и отвечать на приветствие.
- Не перебивать других при разговоре.
- Стучаться, когда дверь заперта.
- Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
- Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
- Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
- Избегать конфликтов.
- Не отвечать грубостью на грубость.
Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.
Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим
Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.
С первых дней нужно выстраивать теплые и доверительные отношения с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.
Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.
Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.
Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.
Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.
Беседа о вежливости с учащимися 4 класса
Беседа о вежливости с учащимися 4 класса
Конспект внеклассного занятия на тему: Этикет
Наши дети хорошо знают правила поведения, всегда могут сказать, как трактует правило то или иное поведение, но не всегда сами этим правилам следуют. Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила. В ходе беседы дети должны понять, в чем проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.
Правила вежливости
• Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
• Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
• Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
• Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
• Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку — береги время других людей.
• Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
• Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Правила вежливой беседы
• Вежливость — это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».
• Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
• Не торопись. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.
• Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.
• Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
• Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.
Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно.
Чистоговорки и скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Далее дети могут подготовить короткие инсценировки (на основе небольших рассказов и стихотворений), которые помогут более наглядно увидеть проблемы, связанные с невежливостью людей. Можно инсценировать такие, например, стихотворения, как «Любочка», «В театре» А. Барто, «Песенка о вежливости» С. Маршака, «Одна рифма» С. Михалкова и др.
Важно, чтобы дети увидели, что вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слышать других. Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать помощь или услугу, и делает это охотно.
Работу можно завершить решением кроссворда «Ежели вы вежливы».
По горизонтали: 3. Забавное упражнение для развития дикции. 4. «Родная…! Родная…! Мы все должны ее беречь!» 5. За все хорошее, что сделали для тебя, нужно говорить… 7. Просьбу нужно сопровождать словом… 10. Синоним слова «учтивость».
По вертикали: 1. Это приветствие означает «желаю здоровья». 2. Оптимистическое утреннее приветствие «…утро». 6. У мальчика тетрадки в отличнейшем порядке. Он в школе весь внимание. Вот это…! 8. Синоним слова «разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?
Ответы. По горизонтали: 3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость. По вертикали: 1. Здравствуйте. 2. Доброе. 6. Воспитание. 8. Беседа. 9. Улыбка.
Проект о вежливости 4 класс
Проект «Вежливость»
Цели: — учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста
-знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов
-воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу
-формировать духовно и нравственно развитую личность
Оборудование: цветок ромашка (лепестки), презентация, реквизиты для инсценировки.
Ход мероприятия
I. Беседа о вежливости.
-Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» — человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
-Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)
-Верно. Недаром говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.
— Пословицы и поговорки о вежливости
-Игры о вежливости
-Поэты о вежливости
-Рассказы о вежливости
Группа «Пословицы и поговорки о вежливости»
Ребята, изучая литературу, находят пословицы и поговорки о вежливости. После этого прикрепляют первый лепесток ромашки.
Вежливости открываются все двери.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
В передний угол посоха не ставят.
В просьбе поклон не в потерю.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Группа «Игры о вежливости»(
Игра-разминка «Вежливые часики»
Все ребята изображают часы. Две руки — это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата. Ведущий (дважды):
Тики-так, тики-так —
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.
Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.
Ведущий:
Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?
Дети: Доброе утро!
Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.
Ведущий: Вот и день настал, ребята;
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый день!
Игра продолжается по такому же принципу.
Ведущий: Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.
Дети хлопают в ладоши шесть раз.
Ведущий: Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый вечер.
Ведущий: Молодцы!
Игра «Магазин»
Дети по очереди покупают товар. Учатся просить его правильно и благодарить за покупку.
Игра «Говорящие очки»
Игра предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов.
Группа «Поэты о вежливости»
Предварительно в библиотеке дети изучают произведения о вежливости.
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А.Барто «Вовка добрая душа» и т.д. Несколько учеников зачитывают стихотворения о вежливости. Третий лепесток ромашки готов.
Стихи о вежливости
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво —
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Группа «Рассказы о вежливости»
Дети инсценируют рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»
III. Итог
-Существует «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам.
-Мы всегда должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам людей. Давайте дарить добро и вежливость людям!
Разработка урока по ОРКСЭ на тему «Вежливость» (4 класс)
Вежливость — первая и самая приятная добродетель.
Джон Локк
Вежливость — это искусственно созданное хорошее настроение.
Джефферсон Т.
Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Тема: «Вежливость. Вежливые слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями;
приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях;
формировать у детей нравственное представление вежливости
Планируемые результаты:
Предметные:
воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;
воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета
Метапредметные:
регулятивные:
самостоятельно формулировать задание: определять его цель;
планировать алгоритм его выполнения;
корректировать работу по ходу его выполнения;
самостоятельно оценивать
познавательные:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала
коммуникативные:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других;
высказывать свою точку зрения на события, поступки;
соблюдать правила вежливости и этикета
Личностные:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;
осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;
соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома
Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарём, участие в учебном диалоге
Ресурсы урока: учебник М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»; толковые словари Владимира Даля; игра «Волшебный горшочек», грамзапись песни «Если добрый ты»; карточки с заданиями; плакаты пословицами и с частями пословиц, высказываниями о вежливости
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
Уже звонок нам дал сигнал,
Работать время подошло.
Не будем время мы терять,
Пора трудиться начинать.
II. Актуализация знаний
2. Разгадать ребус
— Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ
3. Чтение стихотворения
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
Доброе утро — солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
— Почему урок я начала с такого задания и прекрасных строк.
— О чём мы будем говорить? ( Мы будем говорить о вежливых словах).
III. Самоопределение к деятельности
1. Постановка проблемы:
— Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. (ответы детей)
— То есть, как я понимаю, вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, добр, воспитан? (ответы детей)
2. Фронтальная работа
— Инсценировка стихотворения:
Поросёнок Хрюша хвост коту прижал,
Кот мяукнул — он не слушал, дальше побежал!
Это не годится, надо извиниться!
Медвежонок Проша кролика задел
Ну и Проша!
Что ж такой ты не хороший?
Это не годится. Надо извиниться!
Жеребёнок Жужжа бегал и шалил.
Проскакал по луже. Всех друзей облил!
Ну и Жужжа!
Всех друзей облил из лужи!
Это не годится. Надо извиниться!
— Можно Хрюшу, Прошу, Жужжу назвать вежливым?
— Почему? Чего не знали герои? (вежливые слова)
3. Притча о вежливости (чтение притчи учителем)
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
— Как вы поняли притчу? (ответы детей)
4. Определение темы и целей урока
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
— Какие цели урока может быть поставлены в связи с темой? (узнать, что такое вежливость; повторить и узнать новые вежливые слова…)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (работать по учебнику, работать самостоятельно и в парах, выполнять задания учителя, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы… )
— Кто нам поможет в достижении поставленных целей? (ответы детей)
5. Работа с лесенкой знаний
— На лесенке знаний отметьте уровень ваших знаний по данной теме.
IV. Открытие нового знания
1. Из истории возникновения слова. Работа с толковым словарём В. Даля
— Слово ВЕЖЛИВОСТЬ произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, учёность.
— Найдите в словаре определение (вежливость). Прочитайте.
2. Чтение высказываний о вежливости
Джон Локк
Джефферсон Т.
Сервантес
3. Из истории вежливости… — 21 ноября – международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики, предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.
4. Работа в парах
— Какие вежливые слова вы знаете? (ответы детей)
— Выполнение задания на карточках
1 группа: Прочитать текст в учебнике с. 29-30. Найти ответ на вопрос: Какова история слов спасибо и пожалуйста?
2 группа: Прочитать текст в учебнике с. 30. Найти ответ на вопрос: Как быть, если тебя оскорбили или несправедливо обидели?
3 группа: Прочитать текст в учебнике на с. 30. Найти ответ на вопрос: Можно ли обидеть словом?
4 группа: Прочитать текст в учебнике на с. 27-29. Найди ответ на вопрос: Как появился обычай здороваться?
5. Отчёты групп
— Выступления детей.
6. Дополнение учителя:
— Послушайте, как в древности люди приветствовали друг друга: Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы.
Рыцари снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым «я тебе доверяю».
— Те времена давно прошли, а обычай остался.
Мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.
— С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки, показывая, что в его ладони не спрятано оружие.
Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
Военные отдают друг другу честь.
V. Физминутка
Прилетели ангелочки –
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили –
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно, тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами,
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
VI. Закрепление изученного материала
1. Игра «Волшебный горшочек»
— Здесь лежат волшебные предметы с вопросами.
1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать? (здравствуйте).
2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (простите)
3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (благодарю).
4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово
(пожалуйста).
5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете? (извини)
6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (спасибо)
7. Какое слово говорят при прощании (до свидания!)
2. Составление правил вежливости
— Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
— Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
— Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
— Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
3. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций
1 ситуация:
— Каждый день по дороге в школу тебе встречается пожилой мужчина, который живёт в соседнем дворе, но ты с ним не знаком. Нужно ли в таком случае здороваться?
2 ситуация:
— Ты играешь во дворе, в это время твоя мама с тяжёлой сумкой в руках возвращается домой. Как ты должен поступить?
3 ситуация:
— На скамеечке сидит пожилой человек. Ты садишься рядом. Кто должен подать первым руку?
4 ситуация:
— Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному12 лет, а другому 14 лет?
4. Работа с пословицами
— Чтение и разбор пословиц, записанных на плакатах
«С поклону голова не заболит»
«Поклоном поясницы не переломишь»
«Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнёшь»
— Игра «Составь пословицу» (Соедините части пословиц, записанных на плакатиках):
Учись доброму — на добрые дела.
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
5. Песня «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам хлопал
Если ясный день это хорошо.
А когда наоборот плохо.2 раза
2.Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот трудно.
3.С каждым поделись
Радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь
С ними веселей
А когда наоборот скучно.
VII. Рефлексия
— Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И в Слаутном и в Палане
На прощанье говорят (до свидания!)
— Оцените свою работу на уроке.
— Что на уроке у вас хорошо получилось?
— Над чем ещё надо поработать?
— На лесенке знаний отметьте уровень ваших знаний по данной теме на данный момент.
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
VIII. Подведение итогов урока
— Ответы на вопросы и задания (учебник с. 38)
IX. Домашнее задание
Учебник: с. 34-36. Прочитать, ответить на вопросы после текста.
Мизинина Татьяна Михайловна МКОУ «Слаутнинская средняя школа» Страница 6
Классный час (2, 3, 4 класс) на тему: про вежливость
МКОУ Гарская ООШ
Сокольского района
Нижегородской области
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Будьте вежливы всегда»
Провела:
учитель нач. классов
Егорова Г. Л.
Цель:
— продолжать знакомить детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать культуру общения, взаимоуважение.
Ход:
-Ребята, мне хочется сегодня поговорить с вами на очень животрепещущую тему, на тему вежливости. Очень часто мне приходится сталкиваться с примерами невежества. Когда я прихожу в школу, то замечаю, что не все дети здороваются при встрече с учителем. Заходя в класс, ребёнок здоровается только с учителем, хотя в классе есть другие дети. Не всегда говорят спасибо повару за вкусный обед, за одолженную у другого ребёнка ручку или карандаш. И таких примеров я могу назвать много. Вот поэтому я сегодня на классный час взяла тему: «Будьте вежливы всегда!»
Вы часто слышите от взрослых: «Будьте вежливы». А что такое вежливость?
(Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться.)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрёка в свой адрес: «Какой он невежа!»
-Давайте каждый из вас назовёт по 1 вежливому слову.
-Назовите первые слова, которыми мы начинаем день?(доброе утро)
Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы день у них сложился удачным, добрым. Вот как об этом хорошо сказано в стихотворении В. Коркина «Я и солнышко».
1чт. Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!-
Сказало.
-Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
2чт. Но если проснёшься,
И дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья всё равно
Придумано мудро:
-Доброе утро
А вот стихи Эммы Мошковской.
3чт. КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое.
Смотрит-небо кислое,
В кислом небе
Кислое облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие.
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
-Почему у всех было кислое настроение? (Потому что им никто не сказал «доброе утро».)
-Так делают только невежи. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязь, но стоит сказать: «доброе утро» — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? ( Надо говорить весело, радостно, от души.)
-А какие слова мы говорим днём, вечером? ( Добрый день, добрый вечер.)
1 чт. ДОБРЫЕ СЛОВА
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« С добрым утром!»-я кричу.
«Добрый день!»-кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер»- так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
2 чт.
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем:
Видел Настю- дошколёнка
Я на улице сейчас.
Настя- славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но… давно уже от Настеньки
Я не слышу слова…Здравствуйте!»
— Когда мы произносим это слово? ( Это слово мы говорим при встрече.)
— Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все эти слова хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья.
Игра «Продолжи»
Если больше есть не в силах, скажем маме мы-спасибо.
Встретил зайку ёж-сосед, говорит ему-Привет!
А его сосед ушастый отвечает: Ёжик, здравствуй!
Трясогуска с бережка уронила червяка
Из-за угощенья рыба ей пробулькала-спасибо
Чудно пел среди ветвей голосистый соловей,
И ему на всю дубраву воробьи кричали- браво!
К осьминожке камбала в понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье ей сказала- до свиданья!
Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, но сказал он-извини.
Говорит лиса Матрёна:Отдавай мне сыр,ворона!Сыр большой, а ты мала, всем скажу, что не дала.
-Ты, лиса, не жалуйся, а скажи-пожалуйста
Бык ромашек накосил и барана пригласил
Тот один съел угощенье, но сказал-прошу прощенья
Толстая корова Лула ела сено и чихнула
Чтобы не чихала снова, мы ей скажем-будь здорова!
Муха Жу хоть не хотела, в скорый поезд залетела
Ей букашки Фло и Фти скажут-доброго пути!
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
(Беседа по прочитанному, ответы на вопросы)
Презентация:
(игра «Вежливо-невежливо», игра «Вежливые слова», «Как надо поступить вежливому человеку»(ситуации), «Пословицы разбежались»(составить пословицы и объяснить их значение)
Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает другому человеку добра и здоровья.
А сейчас я хочу, чтобы всё, о чём мы с вами говорили, ученик обобщил.
Правила вежливости:
-Будь вежлив. Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться..
-Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не на показ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
-Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
-Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку- береги время других людей.
-Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома- скажи, куда пошел, когда вернёшься. И уж не опаздывай.
-Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
А сейчас давайте посмотрим добрый мультфильм «Крошка Енот» и исполним вместе с ним
песню про улыбку.
Рефлексия.
-Что же такое вежливость?
-Чем запомнился этот классный час?
-Что вы для себя уяснили?
Классный час заканчивать пора .
И я надеюсь, что вы станете немного добрее и умнее благодаря этому классному часу.
Классный час «Уроки вежливости»(4 класс).
Классный час «Уроки вежливости»
Цель занятия: пробудить в детях желание быть вежливыми всегда и везде.
Задачи:
Формировать положительные моральные качества.
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах, в кругу близких людей. Развитие речи, расширение кругозора.
Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать своё мнение по теме.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, плакаты с пословицами и поговорками о добре и вежливости, портрет В.А.Осеевой.
Ход занятия
1. Установление психологического комфорта. Звучит песня «Улыбка»
2. -Тема нашего занятия «Уроки вежливости».
— Ребята, что же такое вежливость? Кого мы называем вежливым? (ответы детей)
— Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость — это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.
3 .Послушайте стихотворение Агнии Барто и подумайте, можно ли назвать эту девочку вежливым человеком.
Агния Барто
«Любочка»
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
— Вам понравилась Любочка? (Вначале понравилась, а потом нет)
— Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке? (быть вежливой всегда и везде)
4.-А теперь давайте проверим, что же вы знаете о вежливом поведении, для этого мы сыграем в игру «Хлопай, топай».
Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.
Грубо отвечать
Благодарить маму за вкусный обед
Приходить в школу неопрятным
Помогать взрослым и малышам
Не обращать внимания, когда тебя зовут
С друзьями не обязательно быть вежливым
Уступать место в автобусе пожилым людям
Опаздывать на урок
Здороваться и прощаться
Выражать близким людям свою любовь и восхищение
5.-А теперь посмотрим сценку про отважного пса Трезора.
Добрая собака
Действующие лица: Трезор, Танечка, Прохожие, Мальчик, Мама мальчика.
Посредине сцены стоит Трезор. Прохожие пытаются пройти мимо него.
Трезор: — Гав-гав, как укушу, уходите прочь!
Прохожие: — Какая злая собака! Противная колли!
Убегают. Появляется Танечка.
Трезор: — Ррр-ры, загрызу!
Танечка: — Настоящая колли, какая пушистая! Здравствуйте, как Вас зовут? Почему Вы так рычите?
Трезор: — Ррр-ры, со мной нельзя разговаривать. Меня все должны бояться, а не спрашивать мое имя.
Танечка: — Почему нельзя узнать Ваше имя? У такой красивой собаки и имя, наверное, необыкновенное. А меня зовут Танечка.
Трезор: — Меня зовут Трезор, я всех заставил уважать себя своим гр-р-розным характером.
Танечка: — Нет, Трезор, ты ошибаешься, все уважают колли за то, что они самые добрые в мире собаки и всегда готовы прийти на помощь. Мне мама об этом книжку читала.
Вновь появляются Прохожие. Идут так же, как и в начале, стараясь обойти Трезора.
Прохожие: — Что случилось с колли. Почему он не лает на прохожих с утра до вечера, как раньше?
Трезор: — Добр-р-рое утр-р-ро!
Прохожие убегают.
Танечка: — Не расстраивайся, Трезор, они не знают, какой ты добрый и отважный пес, поэтому боятся.
Вбегает Мама мальчика.
Мама: — Спасите, мой мальчик тонет! Он хотел увидеть свое отражение в воде и свалился в пруд, а я не умею плавать.
Трезор спешит на помощь (выбегает на мгновение за кулисы). Появляется вновь, ведя за руку Мальчика.
Мама: — Спасибо тебе, отважный пес!
Танечка: — Я же говорила, что Трезор — самый смелый и умный!
— Как вы считаете, почему пёс стал добрым? Кто ему в этом помог? (ответы детей)
6.-Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Я вас прошу, выполните 10 приседаний!
Бег на месте начали.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Будьте добры, улыбнитесь!
7. — Сейчас подведём итоги конкурса «Словарь вежливых слов» (Дети зачитывают составленный ими словарь вежливых слов). А теперь проверим, как хорошо вы знаете вежливые слова, для этого сыграем в игру «Доскажи словечко».
Слушайте внимательно, вам нужно будет сказать хором последнее слово.
1.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
2.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
3.
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо)
4.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста)
Молодцы, ребята!
7. Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой.
Кто всех глупее.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.
«Неужели я самый глупый из всех?» — подумал Ваня.
— Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?
9. — Первый класс прочитает стихи о вежливости и доброте. Быть вежливым — это значит быть добрым, честным, смелым.
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то — беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
6. Итак, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего? Что вы нового узнали?
А сейчас, мы с вами ответим на вопросы теста на вежливость. Просмотр презентации по теме «Уроки вежливости».
Я надеюсь, что вас никогда не будут называть невежами. А вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Классный час (4 класс) по теме: Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)
Классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (3-4 класс)
Цели
Дать учащимся определение понятия «вежливость».
Помочь осмыслить свое отношение к окружающим.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Анализ домашнего задания
Учитель. Как вы думаете, что такое вежливость? Как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми?
2. Работа по теме
Учитель. Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям».
-Зависит ли вежливость от образования?
-Кого больше любит вежливый человек — себя или других?
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.
Составление кодекса вежливости
В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто нарушает эти правила.
Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения.
История для обсуждения.
Дети делят тетрадь на 2 части: в 1части пишут вежливые поступки и слова, а во 2 части –ошибки в поведении героя из следующего рассказа.
Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.
«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», — сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»
Упражнение «Объясни».
- Мама послала тебя к соседке взять в долг сахара. Как ты это сделаешь?
- Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты объяснишь ему дорогу?
- Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
- если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?
Чтение и обсуждение литературных произведений.
А) Самуил Маршак — Ежели вы вежливы
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы —
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
—
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» — говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Б) Сергей Михалков
ОДНА РИФМА
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте —
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела —
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно уважать!
Минутка релаксации.
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на кресле. Инст руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики».
Это упражнение повторяется 3 раза..
Упражнение «Продолжи рассказ».
Учитель начинает небольшой рассказ, а дети по очереди его продолжают:
-Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома… (посмотрел, опрятно ли он выглядит, привел в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошел и когда придет).
Вова пришел к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Витя сел за стол и …
Добрые слова для каждого
Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам.
3. Анализ занятия
Психолог задает вопросы для обсуждения:
-Почему в компаниях подростков не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?
-Трудно ли говорить добрые слова друг другу?
Учитель. Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом» (Томас Пэн — американский просветитель, философ).
Работа в группах.
Проанализируйте, часто ли (и с кем) вы бываете вежливы? Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей?
Вывод: вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении.