Сообщение о осени 2 класс: Творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) по теме: Сочинения об осени. – Осень (окружающий мир, 2 класс) – растения и деревья в природе

Материал для разработки проекта «Времена года – осень» (2 класс)

Материал для разработки проекта «Времена года – осень»

Проект на тему «Мое любимое время года — осень» делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке

  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4

  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Пословицы и поговорки про осень:

  1. Сентябрь без плодов не бывает.

  2. Осенью и у кошки пирог.

  3. Весна цветами красна, осень снопами.

  4. Осенью и у воробья пир.

  5. В ноябре снег надует — хлеба прибудет.

  6. Осень хвастлива, а весна справедлива.

  7. Весна дает цветы, а осень — плоды.

  8. Осень пришла, урожай принесла.

  9. Осень прикажет, весна свое скажет.

  10. От осени к лету повороту нету.

  11. Осень идет и за собою дождь ведет.

  12. Осень велика, зима долга.

  13. Осень — собериха, зима — подбериха.

  14. Осень — погод восемь.

  15. Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

  16. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Загадки про осень:

***

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? — …

(Осень)

***

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

***

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )

***

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )

Стихи про осень:

Осенние листочки

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,    

Просыпаясь на заре.                     
За ночь землю подморозило,       
Весь орешник в серебре.   

Запоздалый рыжик ёжится,         
Веткой сломанной прижат.           
На его озябшей кожице                
Капли светлые дрожат.    

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

В лесу

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени:

  1. Теплая осень — к долгой зиме. 

  2. Гром в сентябре — к теплой осени.

  3. Большой урожай рябины — к большим морозам. 

  4. Гуси полетели – скоро выпадет снег.

  5. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

  6. Бабье лето ненастно — осень сухая, бабье лето сухое — осень мокрая.

  7. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. 

  8. Много желудей на дубе — к лютой зиме.

  9. Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.

  10. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. 

  11. Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. 

Сезонные изменения в жизни растений осенью:

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад — это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья — сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды — то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

 Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

hello_html_26687346.gifhello_html_m5611852e.gifhello_html_m15fec24a.gifhello_html_m12bf004c.gif

Осенние изменения в живой природе

Здравствуйте, ребята. Вы помните меня? Я Полина, лесная фея.

Прошлый раз я рассказывала вам об осенних изменениях в неживой природе. А сегодня мы с вами понаблюдаем за живой природой и поговорим о том, как изменяется жизнь растений и животных осенью. А поможет мне в этом моё волшебное зеркало. Давайте зайдём ко мне в гости.

Изменения в жизни растений осенью

Слово осень в нашем сознании прочно ассоциируется с золотой порой листопада. Поэтому сначала понаблюдаем за миром растений.

У каждого дерева свой наряд осенью. Например, у берёзы листья осенью становятся золотисто-желтыми, у рябиныкрасновато-бурыми, у

бересклетарозовыми, а у клёна — и вовсе окрашиваются в несколько цветов.

А вот хвоинки ели и сосны не изменяют окраску.

А почему листья изменяют свою окраску? Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество — хлорофилл.

Это вещество легко разрушается. Но летом оно быстро восстанавливается, и листья остаются свежими и зелёными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают. Света становится всё меньше и меньше. Зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, лист бледнеет. Но в клетках листа есть и другие красящие вещества — жёлтые или красные, и теперь, когда зелёное красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют или становятся багряными.

Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.

Ребята, а задумывались ли вы, почему у деревьев и кустарников опадают листья. Осенью световой день уменьшается. Земле достаётся меньше тепла. Почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. В охлаждённой почве резко уменьшается всасывание воды корнями, листья же продолжают её испарять. Значит, осенний листопад помогает растению выжить. Кроме того, учёные установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растения вещества. Да и оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

А почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?

Хвоинки этих деревьев покрыты толстой кожицей. Они испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев.

А что же происходит с животным миром осенью?

Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.

Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.

У птиц тоже много забот осенью.

Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

Оседлые птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам.

Некоторые птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка запасает до 4 кг жёлудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны.

Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях.

Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме.

Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.

Некоторые звери осенью усиленно питаются и  накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.

Сильно жиреет и барсук. Так, например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.

Усиленно питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с добычей.

— Осенью все звери как бы «переодеваются»линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.

—Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.

— А сейчас давайте повторим.

Осенью у растений изменяется окраска листьев. Начинается листопад.

Жизнь животных осенью тоже претерпевает изменения.

Насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение.

Рыбы уходят в глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки.

Оседлые птицы усиленно питаются и накапливают жир. А некоторые (сойка, поползень, синица) делают запасы на зиму. Перелётные птицы (стрижи, ласточки, соловьи, гуси, утки, журавли) собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки, клесты) улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме: запасают корм, усиленно питаются и накапливают жир, линяют (шерсть у них становится густой и пушистой, а у некоторых зверей меняется цвет шерсти).

—  Нам пора прощаться. До свидания.

Конспект урока по окружающему миру на тему «В гости к осени» (2 класс)

Тема. В гости к осени.

Цель:

  • познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой;

  • развивать устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;

  • воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично;

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс. Плешаков А.А. (1 часть), рабочая тетрадь, раздаточный материал и иллюстративный материал

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарина Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Проверьте, ребята, всё ли у вас на партах: тетрадь, учебник, дневник, пенал.

2. Минутка синоптика

— Ребята, сейчас мы побудем с вами в роли маленьких синоптиков. А вы знаете, кто такие синоптики?

— Какое сейчас время года? А какой месяц?

— А ну-ка посмотрите в окошко сегодня день солнечный или пасмурный?

— Наблюдаются ли осадки за окном? В виде чего?

— Ребята, а есть ли сегодня ветер?

— Сейчас мы с вами рассмотрели состояние неживой природы, а теперь давайте перейдем к живой.

— Ребята, а в каком состоянии сейчас находятся деревья, кустарники, травы?

— Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

— Дети, а можем ли мы увидеть в это время года насекомых?

— Каких птиц мы можем увидеть осенью?

— А какие птицы улетели в теплые края?

— Какие звери готовятся к спячке?

— А сейчас мы поговорим о труде людей.

— Чем занимаются люди в это время года?

— Какие работы проводятся на улицах города осенью?

— Ребята, а как нам нужно одеваться, чтобы не заболеть в это время года?

— Молодцы, вы справились с ролью маленьких синоптиков и были очень наблюдательны. Но эту работы мы должны проводить каждый день, это ваше постоянное домашнее задание.

3.Актуализация опорных знаний.

— Сейчас, я вам прочитаю стихотворение. А вы слушайте внимательно.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу:

Приближалась довольно поздняя пора;

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— По каким признакам вы это определили?

— Я вам буду читать пословицу, а вы определите, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ.

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

4. Сообщение темы и цели урока.

— Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

— Тема нашего урока называется «В гости к Осени». А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края!

— Сегодня на уроке мы узнаем об осенних явлениях в живой и неживой природе. Будем учится рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

5. Изучение нового материала.

1) Осенние изменения в неживой природе.

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

— Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите внимательно на таблицу, это задание необходимо будет сделать парами.

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

— Давайте подведем итог:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

— Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе?

— Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

— Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней?

— Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36.

— Что же такое иней? А заморозки?

— Дети, а скажите мне, что такое туман и ледостав?

— Эти термины тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37.

— Хорошо, молодцы.

2) Осенние изменения в живой природе.

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

— А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

— Ребята, обратите внимание, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее.

— Листопад для растений- это защита растений от вредных веществ, которые накопились за лето.

— Ребята, в какие деревья остаются зелеными?

— Ребята, а вы замечаете насекомых? Посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

— С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится все меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм.

— Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Физкультминутка.

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

6. Продолжение изучение нового материала.

Игра «Отгадай животное»

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадки. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.

— Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность.

Зиму всю зарывшись в стог

Спит колючий колобок

(ёж)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.

(белка)

Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный.

(волк)

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!

(рысь)

Зимой беленький, а летом серенький

Никого не обижает, а всех сам боится.

(заяц)

— Молодцы, всех отгадали.

7. Закрепление материала.

1) Работа с тетрадью

— Ребята, давайте сейчас откроем наши рабочие тетради и выполним задание № 3 на странице 16 и задание № 1, 3, 4, 5 на странице 17. После того, как вы самостоятельно выполните предложенные задания, мы все вместе проверим.

8. Обобщение и систематизация новых знаний.

— Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

— Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

9. Итоги урока.

— Дети, продолжите устно предложение:

Из сегодняшнего урока я узнал __________________

Сегодня на уроке я удивился ________________

Сегодня на уроке я задумался _________________

10. Домашние задание.

Учебник страница 36-39. Рабочая тетрадь страница 16 № 1,2.

Творческая игра по русскому языку на тему «В гости к осени». 2–4-й классы

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Обобщить изученный материал по теме «В гости к осени».(слайды 1-3)

Задачи:

  • Учебные: совершенствовать умения делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова; формировать лексическую базу по теме урока;
  • Развивающие: активизировать словесно-логическое  мышление; развивать творческую инициативу каждого участника игры; формировать устойчивость внимания; развивать познавательный интерес обучающихся;
  • Воспитательные: развивать творческую инициативу каждого участника игры; воспитывать товарищество, взаимопомощь, любовь к русскому языку, окружающему миру.

Тип урока: урок-обобщение знаний

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты с изображением зверей, грибов, лиственницы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

Проверка готовности детей к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

Помедли, осень, на опушке года –
С походкой мягкой, рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода.
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса.

Н. Рыленков

– О чем это стихотворение?
– С кем сравнил автор осень? Почему?
– Что же такое осень?

Осень – это разноцветное покрывало земли
Осень – это вкус овощей и фруктов.
Осень – это запах астр и гладиолусов.
Осень – это царица грибов.
Осень – это шорох опавших листьев.

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в гости к осени и порадуем ее своими знаниями. Итак, мы отправляемся!

3. Кроссворд (слайды 4-11)

– Попробуйте найти слово, спрятавшееся в кроссворде по вертикали.

                             1. Л Е Д О С Т А В
2. З А М О Р О З К И
                      3. Л И С Т В Е Н Н И Ц А
                      4. О К Т Я Б Р Ь
                  5. П О Х О Л О Д А Н И Е
                             6. П Е Р Е Л Е Т Н Ы Е
                 7. Т У М А Н
                            8. Д О Ж Д Ь

1. В холодные осенние дни вдоль берегов рек на  мелких местах образуется неподвижный лед. Это говорит о том, что на реках, озерах прудах начинается… (ледостав)

2. На улицах холодает.
Ледок лужи прикрывает.
Иней покрывает землю и траву-
Этот легкий морозец пришел ко двору.
Как называется это явление? (Заморозки)

3. Эта особа летом покрыта зеленой хвоей, а осенью меняет наряд на желтый и постепенно сбрасывает его. (Лиственница)

4. Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

5. Понижение температуры осенью (Похолодание)

6. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют… (перелетные)

7.  Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

8. Шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

Листопад – это явление, которое бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.

4. Игра «Узнай дерево по его листочкам» (слайд 12)

– Какому дереву принадлежит этот лист?

(Учитель по очереди показывает листочки, дети их называют)

2 класс 4 класс
Записать названия деревьев, разделить слова на слоги.

(бе-ре-за, ря-би-на, о-си-на, дуб, клен, каш-тан)

– Как узнать сколько в слове слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Подобрать однокоренные слова к слову лист

(листик, листочек, листок, листва, листовой, лиственница, листопад, листопадничек…)

– Выделить  корень.

(Показать картинку лиственницы и рассказать об этом дереве)

Лиственница летом покрыта зеленой хвоей. А осенью меняет наряд на желтый и постепенно сбрасывает его.)

Листопаднички – зайчики, которые рождаются осенью, во время листопада.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 13)

6. Работа над предложением  

– Давайте вернемся к нашему кроссворду (слайд 11). Посмотрите внимательно на слова. Какое слово здесь лишнее? Почему? (Перелетные – прилагательное, какой?)
– Назовите перелетных  птиц. (Ласточка, зяблик, жаворонок, скворец, грач и др.)
– Ребята, перелетные птицы преодолевают большие расстояния. Летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган, поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. (Слайд 14)

2 класс 4 класс
Задание: Прочитать слова.

К каждому слову 1 столбика подберите подходящее по смыслу слово из 2 столбика.
Соедините стрелочками.

осень         улетает
листья       идет
дождь        падает
птицы        пришла

Запишите предложения, добавляя в каждое предложение по одному слову.
Слова для справок: мелкий, золотая, перелетные, желтые

Подчеркните главные члены предложения.

(Составить схему предложения)

Пример:
Пришла золотая осень.

что сделала?           что?
Пришла                  осень

                                 какая?
                                золотая

Игра «Паровозик»

(Дается короткое предложение из 3-х слов)

1. Летят перелетные птицы.
(Ученик добавляет одно слово и произносит предложение целиком)

2. Клином летят перелетные птицы

Следующий ученик добавляет еще одно слово и произносит предложение и т.д.)

3. В небе клином летят перелетные птицы.
4. В голубом небе летят перелетные птицы.
5. В голубом небе клином летят на юг перелетные птицы.
6. Утром в голубом небе клином летят на юг перелетные птицы.

Разобрать предложение по членам предложения.

(выписать словосочетания)

птицы (какие?) перелетные
летят (где?) в небе
летят (когда?) утром
летят (куда?) на юг
летят (как?) клином
в небе (каком?) голубом

7. Физкультминутка

Мы – листики осенние,                               Ветер снова побежал
На ветках мы сидим.                                   И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели,                             Закружились, полетели
Мы летели, мы летели                                И за парту тихо сели. [3]

8. Игра «Кто больше»

Осень – это царица грибов. И вот мы сейчас с вами отправимся в лес за грибами.

ХИТРЫЕ ГРИБЫ

В. Берестов

Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзинку взял с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной.
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.

– Какие грибы мы можем с вами собрать? (Подберезовики, подосиновики, боровики, шампиньоны, лисички, маслята, опята и др.)
– Как правильно собирать грибы?

Задание: из букв слова СЫРОЕЖКА нужно как можно больше составить новых слов.

(Сыр, сырок, еж, ежик, ор, рожа, коса, сор, рок, река, роса, оса, крыса и др.)

– Кто составил слово из 5 букв?

9. Работа с текстом

2 класс 4 класс
Определить границы предложений.

Быстро пролетело жаркое лето наступила осень часто моросит мелкий дождь по небу поползли серые тучи на лесной поляне порыжела трава в лужах плавают осенние листья.

– Можно ли назвать эти предложения текстом?
– О чем текст?
– Как его можно озаглавить?

Работа с деформированным текстом

Взлетают, листья, кружатся, и, осенние, падают

Вьется, тонкая, в, паутина, воздухе

Цветы, и, травы, в, землю, свои, высыпали, семена

Налетел, ветер, сильный
Закачались, гибкие, растений, стебельки
Пошел, мелкий, дождь, моросящий.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– О чем этот текст?
– Какова основная мысль текста?
– Как можно озаглавить.

(Дети читают предложения)

10. «Мы пишем рассказ – миниатюру»

(Творческая работа с продолжением)

– Каких зверей можно увидеть осенью в лесу? (Зайца, медведя, белку, ежа, волка, лису, лося…)
– Как разные животные готовятся к зиме?
– Сегодня  вы напишите небольшой рассказ о том, как животные готовятся к зиме.
– Закройте глазки и представьте себя любым  животным. Представили?
– А теперь слушайте начало рассказа.

В лесной тиши послышался шелест листьев. На полянку вышел…

– Продолжайте  самостоятельно. (Дети читают 2-3 рассказа)

11. Итог урока. Рефлексия

Игра: «Честно – пречестно»

– К кому мы сегодня ходили в гости? (К осени)
– Как вы думаете, понравилось ли осени, как мы сегодня с вами работали? Почему?
– Что для вас было уже легко?
– Что было еще трудно?
– А что показалось самым интересным?
– Урок окончен. (слайд 15)

Список использованной литературы:

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 2 класса. – М.: Дрофа, 2008.
2. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса. – М.: Дрофа, 2008.
3. Тарасова Л.Д. Русский язык. 2, 4 классы. Журнал «Начальная школа», №1, 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *