Шкала менгера: :: :: — DebtExpert.ru – Карл Менгер — биография экономиста, основателя австрийской школы, основные тезисы научных трудов

Содержание

Карл Менгер — биография экономиста, основателя австрийской школы, основные тезисы научных трудов

Имя этого экономиста неизвестно широкой аудитории. Намного популярнее Фридрих Август фон Хайек, его ученик в пятом поколении. Ещё большей узнаваемостью обладает главный идеологический оппонент Менгера — Карл Маркс. Сам же учёный незаслуженно пребывает в забвении, хотя ему обязано существованием целое направление в экономике.

Карл Менгер

Юность и научная карьера

Карл Менгер, сын юриста и мелкого дворянина Антона Менгера, родился в 1840 году. При он получил титул фон Вольфенсгрюн, от которого с лёгкостью отказался в зрелые годы из симпатий к буржуазии.

Детство будущего экономиста прошло в городе Ной-Сандец (современный Новы-Сонч) в Галиции, которая на тот момент входила в состав Австрийской империи. В его семье было десять детей, четверо из них умерли в раннем возрасте. Отец Менгера не дожил до совершеннолетия ни одного из наследников, но успел оставить капитал, который позволил Карлу и его братьям Антону и Максу получить образование. Макс Менгер построил карьеру депутата, Антон Менгер стал юристом и написал ряд выдающихся работ по теории права.

Карл Менгер изучал юриспруденцию и политологию в Праге и Вене, после чего некоторое время работал журналистом в газете и параллельно писал докторскую диссертацию. В 1871 году, уже будучи доктором, он стал доцентом Венского университета. Незадолго до этого Менгер получил должность секретаря в министерском президиуме, чтобы уже через четыре года от неё отказаться ради академической карьеры. Он продолжил писать научные работы и преподавать в университете, а с 1876 по 1878 годы также был наставником кронпринца Рудольфа, наследника императора Франца Иосифа.

В 1878 году под началом Менгера была открыта первая для Венского университета кафедра политэкономии. В 1879 году он стал одним из первых профессоров австрийского происхождения (венское научное сообщество долгое время состояло из немецких профессоров).

Работы Карла Менгера получили мировое признание и принесли ему ряд почётных званий:

  • 1894 г. — член Академии моральных и политических наук;
  • 1896 г. — надворный советник императора Франца Иосифа;
  • 1895 г. — почётный член Эдинбургского королевского общества;
  • 1900 г. — обладатель ордена Франца Иосифа со звездой;
  • 1901 г. — президент научного общества «Французский институт социологии». 

Мемориальная доска на стене Венского университета 

Маржинальная революция

В 1871 году Карл Менгер выпустил свою первую книгу «Основания политической экономии» (другой перевод «Основы народного хозяйства»), в которой перенёс фокус исследования политэкономии с продукта на субъект. Почти одновременно с Менгером похожие мысли высказали английский логик Уильям Стэнли Джевонс в своей «Теории политической экономии» и швейцарский экономист Леон Вальрас в «Элементах чистой политической экономии».

Книги Менгера, Джевонса и Вальраса произвели переворот в экономической теории. Система взглядов, которую они сформировали, получила название маржинализм от латинского margo — «край», поскольку одним из её основных положений стала теория крайней (предельной) полезности.

Концепция маржинализма противопоставила себя классической политэкономии Адама Смита, вступила в спор с набирающим популярность марксизмом и поставила под сомнение трудовую теорию стоимости. По стечению обстоятельств книги маржиналистов стали ответом на первый том «Капитала», опубликованный в 1867 году. 

Учение о благах

Значительную часть «Оснований политической экономии» Карл Менгер посвятил понятию блага. Следуя за мыслью античных и средневековых философов, а также трудами своих современников, он определил благо как предмет, который человек может осознанно использовать для удовлетворения своей потребности в чём-либо.

Менгер стал первым теоретиком, который отделил благо от товара и провёл классификацию благ. Он разделил блага высшего порядка — непосредственно готовые к употреблению, и низшего порядка — опосредованно помогающие удовлетворять потребность. Например, хлеб в его классификации являлся благом первого порядка, мука — благом второго порядка, зерно — благом третьего порядка и так далее.

Наиболее ценным для экономической науки стало наблюдение Менгера, что блага могут быть воображаемыми, то есть предназначенными для удовлетворения неразумных потребностей.

Титул первого издания «Основ политической экономии»

Принцип предельности

По мнению маржиналистов и Карла Менгера, ценность товаров и услуг определяется их субъективной пользой для потребителя. Проще говоря, рыночная стоимость вещей не связана с затратами на производство и зависит только от готовности покупателя платить. При этом поведение потребителя считается предсказуемым: он всегда выбирает товары, которые приносят ему максимум удовлетворения. Базовое удовлетворение потребителя маржиналисты назвали полезностью, а дополнительное — предельной полезностью.

Классическая иллюстрация принципа предельной полезности: у фермера есть пять мешков зерна. Первый мешок предназначен для спасения от голода, второй — для сытости, третий — для откорма кур, четвёртый — для пивоварения, а пятый — для кормления любимого попугая. В итоге ценность зерна для фермера определяется полезностью пятого мешка, то есть предельной полезностью.

Математическое обоснование теории предельной полезности нашлось в трудах прусского экономиста Германа Госсена. За тридцать лет до появления маржиналистов он сформулировал два закона.

  1. Предельная полезность товара убывает по мере того, как потребитель насыщается благом. На практике это значит, что высокополезных товаров не может быть много: когда их количество увеличивается, они дешевеют, теряют спрос и вскоре становятся редкими и дорогими.
  2. Потребитель стремится к равенству показателей предельной полезности товаров, которые приобретает. Иными словами, человек совершает покупки таким образом, чтобы соотношение цены и предельной полезности у всех товаров в его корзине было одинаковым.

На основе расчётов Госсена маржиналисты разработали метод предельного анализа, который сегодня используется при решении задач оптимального программирования и в моделях теории экономического роста. (Менгер эти вычисления не использовал и основывался только на субъективных наблюдениях.) 

Австрийская школа экономики

Идеи Менгера были подхвачены и развиты его учениками. Первые последователи так называемой австрийской школы буквально обучались у экономиста в Венском университете, потом становились его коллегами.

Ойген фон Бём-Баверк (1851–1914) развернул дискуссию о положительной природе капитала и обосновал явление процентной ставки с точки зрения маржинальной теории.

Фридрих фон Визер (1851–1926) ввёл термин «предельная полезность» в научный оборот и создал теорию вменения, согласно которой стоимость товара складывается из трёх составляющих: труда, земли и капитала.

Людвиг фон Мизес (1881–1973) — ученик Бём-Баверка, рациональный социальный теоретик, один из идеологов либертарианства. Рассмотрел теорию денег с точки зрения маржинализма и применил кантовский метод априоризма в экономической теории.

Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) экстраполировал взгляды австрийской школы на социологию, психологию и политическую философию. Совместно с Мизесом основал Австрийский институт экономических исследований.

Мюррей Ротбард (1926–1995) выступил с идеями австрийской школы в США во время Великой депрессии, став антагонистом Милтона Фридмана. Применил методы Мизеса для анализа американской экономики.

В XXI веке традиции австрийской школы продолжают Ганс-Герман Хоппе, Израэль Кирцнер, Роджер Гаррисон и другие экономисты. В США центром научных исследований в парадигме австрийской школы является Институт Людвига фон Мизеса в Оберне, в России — Институт Хайека в Санкт-Петербурге. 

Наследие Карла Менгера

Идеи Менгера навсегда изменили подход к теории ценности и породили множество интересных экономических концепций — от классической теории вменения до таких смелых форм, как радикальный субъективизм Лахмана и «свободные деньги» Гезеля.

Методы маржинализма успешно используются в микроэкономике, так как идеально подходят для решения статических краткосрочных задач. Попытки применить маржинализм в макроэкономике носят теоретический характер.

В 2014 году Союз социальной политики учредил премию имени Карла Менгера, которая присуждается за достижения в области монетарной макроэкономики, денежной и кредитной политики.

Кардиналистский подход к анализу полезности. Шкала Менгера. Равновесие потребителя.


⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9Следующая ⇒

Был предложен в 19ом веке Австрийскими экономистами и представлями математической школой маржинализма.

Экономисты считали, что каждый потребитель может сам измерить полезность и рационально распределить свой бюджет. В реальной жизни мы оцениваем полезность в денежных единицах, в этом случае совокупной или предельной полезностью считается макс. сумма денег, которую мы готовы отдать за некоторое кол-во товаров или за его дополнительную единицу.

В качестве единиц измерения были предложены ютили.

Предельная полезность математически рассчитывается частной производной общей полезности, товарного набора по потреблению.

Свойства полезности

1) Дополнительное увеличение кол-ва блага приносит меньшую полезность чем предыдущая.

2) Потребитель может упорядочить блага по мере убывания их значения

Вывод: количественный подход к анализу полезности и спроса является субъективным и не позволяет решать практические вопросы.

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

Равновесие потребителя

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении

.

MU1 MU2

P1 P2

 

Ординалистский подход к анализу полезности. Кривые безразличия и их свойства

В начале 20го века итальянский экономист Парето выдвинул идею о том, что невозможно измерить предельную полезность и предложил идею перейти к полезности одних благ по сравнению с другими. В качестве инструмента анализа стали использоваться кривые безразличия

Опирается на три аксиомы:

1)предположение о сравнимости , предполагается, предпочтения потребителя уже сформировались и он может сделать выбор между двумя наборами благ например А и Б.

2) предложение о транзитивности (а}b-b}c_a}c)

3)предположение о ненасыщаемости (большее кол-во блага}меньшему)

В порядковой теории термин полезность означает порядок предпочтения, а цель потребителя- выбрать более предпочтительный набор из доступных.

Кривая безразличия- множество точек, каждая из которых представляет такой набор из 2ух товаров, что потребителю безразлично какой выбрать, т.к. их полезность одинаковая.

Свойства

1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, выпуклый относительно начала координат, и никогда не пересекается друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

2) Кривые безразличия никогда не пересекаются

3) Кривая, лежащая выше и правее предыдущей, представляется более предпочтительным набором для потребителя

4) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон

5) Кривые безразличия выпуклы к началу координат

 

Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя в ординалистской теории. Реакция потребителя на изменение цен и дохода.

Кривая производственных возможностей не дает информации о ценах и доходах покупателя. Эту информацию дает бюджетная ограничение.

I это доход высчитывается по формуле Px*x+Py*y

Y=I/Py-Px/Py*x

X=I/Px-Py/Px*y

Бюджетное ограничение показывает наборы, доступные нашему потребителю при его доходе и уровне цен.

Px-цена блага Х Py-цена блага Y; Х,Y-кол-во купленных благ

Реакция потребителя на изменение цен.

Если доход увеличится, бюджетное ограничение сдвигается вправо вверх, точки касания образуют линию, которая получила название кривой «доход-потребление», кривой уровня жизни.

Если угол наклона 45 градусов, то это значит что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции покупает кол-во товаров X и Y . В противном случае-спрос растет только на одно благо.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу координат.

Если данные блага являются заменяющими друг друга в потреблении (субсти-

тутами), то, например, при росте цены на товар-заменитель Х[

объем потребления другого блага Х2 возрастает. Поэтому линия «цена-потребление» для товаров-субститутов имеет отрицательный наклон (рис. 8.6).

Если данные блага являются дополняющими друг друга в потреблении (комплементарными), то, например, при росте цены на дополняющий товар Xt объем потребления другого комплементарного блага Х2 понижается. Поэтому линия «цена-

потребление» для товаров, дополняющих друг друга в потреблении имеет положительный наклон (рис. 8.7).

 

Оптимум потребителя

При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения-ест

 

Фирма в рыночной экономике. Причины возникновения, цели. Классификация основных форм предприятия.

Фирма – организация , экономический и правовой субъект ,занимающийся производством благ и обладающий хозяйственной самостоятельностью.

Функция-заключается в объединении ресурсов, а цель-максимизация прибыли.

Причины возникновения фирм.

В 1937г Америк.Экономист Коузнаписал работу «Природа фирмы», в которой было дано научное объяснение

причин возникновения фирмы. По его мнению , фирма возникает как результат рыночной координации и таким образом сокращает издержки рыночного обмена, которые могли бы нести индивидуальные производители.

В эконом. Теории рассматривались только производственные издержки (трансакционные)

Трансакция-сделка.эти издержки связаны со сбором информации, налаживанием отношений между рыночными объектами.

Коуз выделяет 5 категорий трансакц. затрат:

1) На обработку и сбор информации о поставщиках, покупателях ,ценах, услугах.

2) Затраты на проведение переговоров и заключение контрактов.

3) Издержки оппортунистического поведения — поведение индивида , который уклоняется от условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров (шантаж, вымогательство, скрытие информации)

4) Издержки на юридическую защиту контракта

5) Издержки измерения-прямые затраты на измерительную технику, а также сам процесс измерения(оценка качества продукции, квалификацию работников, гарантии).

Т.е. трансакционные издержки возникают до обмена, в процессе и после него. Их величина зависит от господствующей формы собственности.

Существует несколько критериев, по которым классифицируют фирмы, организации:

1) Организационно-правовые формы предприятий:

· Государственные

· Муниципальные

· Индивидуальное

· Полное товарищество

· Смешанное товарищество

· Акционерное общество (корпорация)

· Объединение предприятий

· Предприятия, созданные на основе арены и выкупа имущества трудовым коллективом

 

2) Организационно-экономические формы предприятий

· Трест

· Концерн

· Консорциум

· Холдинг

· Хозяйственная ассоциация

· Комбинат

· Конгломерат

3) Формы фирменной организации предприятий

· Страховые

· Инвестиционные

· Лизинговые

· Венчурные

· Инновационные

· Аудиторские

· Брокерские

4) По основным целям: коммерческие, некоммерческие.

 

Вид.пред Хар.черты Индивд. Товар-во Акционер.общество
1)Регистрация + просто, дешево +просто, дешево — значительные расходы
2)свобода действий + значит. +значит. Ограничение
3)специализация управления -нет -не значительное + высокая
4)финансирование За счет личных сбережен.,кредита в целом недостаточно - За счет личных сбережений - + эффективное за счет прибыли , средств домохозяйств, фирм, гос-ва
5)имущ.ответств. — полная -полная и + ограниченная +ограниченная
6)налогообложение + льготное Льготное+ -двойное: уплата с прибыли и с дивидендов
7)возможность расширения -небольшая -средняя +значит.
8)продолжит.существ. -непредсказуемая -непредсказуемая +неогранич.
9)возмож.злоуптребл. + нет +небольшая -существенная
10)разделение функций собственности и управления -нет -нет + значительное, возможно сталкивание интересов менеджеров и держателей акции

 

34. Государственные предприятия: причины возникновения, формы.

Государственные предприятия– предприятия на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики.

Причины возникновения. Рынок не способен обеспечивать эффективное производство некоторых товаров и услуг.

Вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и несправедливость, связанные с функционированием рыночной экономики. Под границами государственного предпринимательства понимается степень возможности влияния государства на экономику.

Государственное регулирование, включает установление нормативной базы рыночной экономики и применение экономически методов управления к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

Государственные предприятия в условиях рыночной экономики могут осуществлять свою деятельность на различных принципах. Это могут быть субсидируемые государством предприятия. Которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли. Или это могут быть предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность.

Существуют три основные формы государственных предприятий:

— бюджетные предприятия (называемые иногда казенными или административными) обычно являются административными подразделениями тех или иных министерств, ведомств или муниципалитетов. Как правило, они либо вовсе не обладают, либо обладают весьма незначительной хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью.

— предприятия публичного права – наиболее экономически значимым типом компаний публичного права являются государственные корпорации. Они представляют собой создаваемые, как правило, на основе специальных парламентских актов юридически независимые и экономически самостоятельные предпринимательские организации, функционирующие на принципах самоокупаемости предприятия частного права.

— компании частного права – это, как правило, акционерные общества с ограниченной ответственностью. Нередко доли участия в таких предприятиях принадлежат не одному, а нескольким государственным субъектам.

 


Рекомендуемые страницы:

Альтернативные теории стоимости (теория предельной полезности)

Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бем-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии потребителя полезных вещей. Основные положения данной теории таковы.

Первое положение. Австрийские ученые полагали, что полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами товаров. Полезность, по их мнению, — это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность (синоним стоимости) блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. К. Менгер категорически утверждал, что “ценность не есть нечто присущее благам… Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержании их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует”.

В этом утверждении содержится определенная доля истины. Мы знаем из повседневной жизни, что люди даже в одной семье сильно расходятся во взглядах на значение одной и той же вещи для удовлетворения их потребностей. Они придают тому или другому благу разную ценность для их жизни и благосостояния.

Второе положение. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают ценными для себя. Ибо они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

К. Менгер со своих позиций попытался решить давно возникший парадокс. Самые полезные для человеческой жизни блага далеко не всегда оказываются самыми ценными. О том насколько его взгляды по этому поводу отличаются от представлений Адама Смита, можно видеть из данных приведенных ниже.

Взгляды К. Менгера и А. Смита на полезность и меновую стоимость:

К. Менгер:

Ответ на вопрос, почему, например, фунт вод для питья не имеет для нас никакой ценности при обыкновенных условиях, тогда как весьма малая частица фунта золота или бриллиантов имеет всегда весьма высокую ценность, вытекая из следующих условий.

Бриллианты и золото столь редки, что все доступные распоряжению людей количества первых могли бы поместится в ящике, а все доступные распоряжению людей количества второго – в одной большой комнате. Наоборот, вода для питья имеется на Земле в столь большом количестве, что едва ли можно себе представить резервуар, который вместил бы всю ее”.

А. Смит:

Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем не большую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем не большую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить. … Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров”.

Хотя К. Менгер и А. Смит приводят по существу близкие иллюстрации, их положения принципиально различаются.

В первом случае неодинаковые величины ценности воды и бриллиантов, золота объясняют разной степенью их редкости.

А во втором случае подобное же неравенство меновой стоимости воды и алмазов мотивируется несовпадением величины затрат труда на их получение.

Вместе с тем количественная ограниченность благ должна приниматься в расчет на практике при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразования на продукцию земледелия, где имеется мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.

Третье положение. Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения.

В таком случае можно распределить потребности по определенным родам, характеризующим их значения для обеспечения жизни. В составе каждого рода потребностей выделяются ступени насыщения человеческих запросов.

Так, допустим, удовлетворение потребности в пище на высшем уровне имеет полное значение для сохранения жизни человека. Дальнейшее потребление имеет значение для сохранения здоровья. Наконец, последующее принятие пищи совершается ради удовольствия, которое обычно постепенно понижается. Оно достигает известной границы, когда потребности в пище удовлетворены настолько полно, что пропадает удовольствие. А непрекращающееся питание превращается уже в мучение и может угрожать опасностью здоровью и даже жизни. Подобная картина наблюдается и в отношении значения повышения степени насыщения потребности в жилище и нужд другого рода.

Потребности разного рода и степени их насыщения имеют разное значение для обеспечения жизни и благосостояния человека. Их расположение по мере убывания такого значения показано в шкале Менгера. В ней представлен механизм образования родовой и конкретной полезности блага (римские цифры соответствуют родовым, а арабские цифры – конкретным потребностям).

Шкала Менгера.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

10

9

9

8

8

8

7

7

7

7

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Шкала Менгера построена по принципу убывающей полезности. Она помогает понять, почему блага меньшей родовой полезности могут обладать большей ценностью. Это определяется местом каждого блага в шкале потребностей и степенью насыщения потребности в нем.

Четвертое положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Немецкий экономист Герман Госсен (1810 – 1858) сформулировал этот закон так. Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что, наконец, наступает насыщение.

Каждый человек наверняка испытывал на себе действие закона убывающей полезности. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

Основатели австрийской школы политической экономии стремились придать закону убывающей полезности всеобщее значение. Ф. Визер заявил, что этот закон распространяется на все процессы – от голода до любви.

Пятое положение. Ценность блага определяет предельная полезность, т. е. субъективная полезность “предельного экземпляра”, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).

Если предельная полезность достигает “точки насыщения”, то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как «антиблаго», а полезность превращается во вредность. Такое состояние пресыщения известно многим людям, подрывавшим свое самочувствие и здоровье.

Предельная полезность, а, следовательно, и ценность блага, зависит от “запаса” (наличия количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается “запас”, то предельная полезность вещи снижается. Когда “запас” уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшается его “запас”) цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку “предельного продукта”.

Однако теория предельной полезности не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние противоречия. Вот несколько подтверждений этого.

Во-первых, массовые рыночные сделки нуждаются в каком-то объективном соизмерении всех товаров. Между тем субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения.

В XIX веке некоторые экономисты считали, что существует некоторый количественный измеритель счастья, или полезности, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа ютиль (от англ. utility – полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию счастья он, якобы, получал.

По поводу такого поведения покупателя профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) в своем учебнике “Экономика” заметили следующее. “…Трудно поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода утверждений: “Дик стал бы в два раза счастливее, если бы он съел еще одну шоколадку”.

Во-вторых, субъективно-психологическая теория предельной полезности не смогла решить проблему отыскания единого соизмерителя ценности для всего многообразия благ и для всех людей. Резонно заметить, что у каждого человека должен был бы существовать свой счет ютилей. А общего измерителя сугубо индивидуального восприятия пользы благ для всего человечества в принципе не может быть вообще. Далее спрашивается: разве можно при помощи ютиля соизмерить предельную полезность разного рода благ и услуг, допустим концерта джазовой музыки, устриц и арбуза… Ответ очевиден

В-третьих, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон не применим к подавляющей массе товаров – многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

Итак, основные положения теории предельной полезности в определенной мере отражают реальные рыночные связи. Эти связи можно представить в формуле: потребитель – потребность – полезность блага – его ценность – рыночная цена. Так, по-видимому, можно оценивать товар и экономические отношения со стороны потребителя.

Сторонники концепции предельной полезности считают, что именно потребители, устанавливающие ценность товаров, определяют рыночную цену. Они изображают рынок как арену экономической демократии. Здесь в свободной оценке товаров участвуют все покупатели. Они проводят своего рода “голосование”: отдают за выбранные ими товары рубли, доллары или иные деньги. Таким образом, открывается или закрывается путь всякому продукту в сфере потребления. Итоги этого народного “референдума” отражаются в рыночных ценах.

Критикуя концепцию Ж. Б. Сея о полезности товаров как регуляторе их стоимости, Д. Рикардо писал: “Это было бы верно, если бы стоимость товаров регулировалась только покупателями”. Д. Рикардо отмечал, что полезность товаров, т. е. их потребительная стоимость, необходима для того, чтобы товар обладал стоимостью, однако она не является источником стоимости. “Полезность вещей, — писал он, — представляет, бесспорно, основу стоимости, но степень полезности не может быть мерой стоимости. Товар, производимый с большей трудностью, будет всегда дороже, чем товар, производимый с большей легкостью, даже если бы все люди единодушно считали, что последний более полезен, чем первый”.

После ознакомления с трудовой теорией стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории рыночного ценообразования в целом возникло серьезное противоречие. Английские классики политической экономии решающую роль в установлении цены приписывали предложению производителей, которые исходят из учета труда, затраченного на создание товара. В противовес этому ранние австрийские теоретики предельной полезности значение придавали спросу потребителей. Разрешить это противоречие взялся Альфред Маршалл.

А. Маршалл считал одинаково неправильным отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложения, либо спросу. По его мнению, с равным основанием бесполезно спорить: какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги – верхнее или нижнее?

А. Маршалл положил в основу своей теории динамику функций спроса и предложения, их синтез. Такие экономисты, как Самуэльсон, Линн и др., вслед за Маршаллом сводят цель теории ценности к изучению спроса и предложения на различных отрезках времени и влияния цены на количество произведенных или купленных товаров. Профессор Линн, отправляясь на рынок, отыскивает цену товаров в точке пересечения функций спроса и предложения, движущихся в рамках пресловутых субъективных оценок предельной полезности товара. Но уже Маркс убедительно доказал, что спрос и предложение никак не объясняют процесса ценообразования, ибо они влияют лишь на отклонение рыночной цены от стоимости, но не определяют собой величины стоимости. В X главе III тома “Капитала” Маркс показал, что в случае равенства спроса и предложения силы, лежащие на их стороне, перестают действовать и рыночные цены товаров совпадают с их стоимостью. Спрос и предложение зависят от цен, и их движение может быть объяснено только на основе закона стоимости.

А. Маршалл пытался рассмотреть предложение как сумму цен факторов, затраченных на производство товара. Однако получилось, что назначенная продавцом цена объясняется тоже ценой… А. Маршалл счел нецелесообразным углубляться в рассмотрение сути спроса и предложения. Он ограничился описанием воздействия рыночной цены на экономическое положение покупателей и продавцов.

Задание 4. Теория предельной полезности Менгера как основа рационального поведения потребителя.

В последней трети XIX в. возникло новое направление экономической мысли – маржинализм (от слова marginal, которое означает «предел»). Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.

У маржиналистов были предшественники: Иоганн фон Тюнен (1783-1850) разработал теорию предельной производительности; Антуан Огюстен Курно (1801-1877) написал книгу «Математические основы теории богатства», Жюль Дюпюи занимался проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858) сформулировал законы предельной полезности.

Маржиналистская революция проходила в 2 этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX в. (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас), второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы (А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето).

Карл Менгер (1840-1921) — основоположник австрийской школы маржинализма. Представителями маржинализма были Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923), Джон Бейтс Кларк (1847-1910).

В центре внимания маржиналистов — потребительский выбор.

Маржиналисты первого этапа сохранили понятие стоимости как исходной категории. Но изменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась не трудовыми затратами (как у классиков), а предельной полезностью товара.

Предметом исследования стало не производство (предложение), а потребление (спрос).

Маржиналисты второго этапа отказались от «стоимости» как исходной категории. Осталось понятие цены, определяемой (в равной степени) спросом и предложением. Теперь в основе экономической системы не принцип исходной категории, а принцип равновесия — взаимосвязанности всех элементов экономики.

Отказывавшись от понятия «стоимости», неоклассики фактически объединяют две теории ценности (стоимость обусловливается полезностью и затратами).

В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы» в экономической литературе характеризуют как «маржинальную революцию».

Карл Менгер (1840-1921) — глава австрийской школы маржинализма, профессор, заведующий кафедрой политэкономии Веского университета. В 1871г. издал фундаментальный труд «Основания политической экономии».

Теория стоимости (ценности) К. Менгера построена на базе предельной полезности. Он как бы заново открыл законы Госсена: «ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении».

Менгер считал, что главный элемент в методологическом инструментарии — микроэкономический анализ или индивидуализм. Он утверждал, что выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида.

К. Менгер разделил экономические блага на порядки – так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстрактная полезность разных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, первого, второго, третьего и т. д. килограмма хлеба; первой, второй, третьей и т. д. пары обуви).

Блага первого порядка – это самые насущные блага (потребительские), обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека. Блага более высоких порядков – это блага, которые используются для производства потребительских благ. В результате этого использования потребительские блага наделяют ценностью идущие на них уготовленные производственные ресурсы.

Благами высшего порядка выступают средства производства. К последним К. Менгер также относил «пользование капиталом и деятельность предпринимателей».

На основе идей Менгера Ф. Визером была выдвинута теория вменения, математически разработанная Дж. Б. Кларком.

Обмен возникает, когда блага одного субъекта для него менее желательны, чем блага другого индивида. У последнего такое же отношение к собственным товарам. Обмен для них взаимовыгоден, но неэквивалентен.

Вместе с выгодой обмен, по Менгеру, представляет собой экономическую жертву, отнимающую «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения».

Главным недостатком австрийской школы оказалось то, что при
определении ценности она абстрагировалась от производства – решающего
условия образования стоимости и от труда – единственного её источника.

Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно – психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого – либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.

Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.

 

Менгер, Карл — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Менгер.

Карл Ме́нгер (нем. Carl Menger; 23 февраля 1840, Нёй-Сандец, Галиция, Австрийская империя, ныне Новы-Сонч, Польша — 27 февраля 1921, Вена, Австрия) — австрийский экономист, основатель австрийской школы.

Родился в небольшом городе Галиции, которая тогда входила в состав Австрийской империи. Как материнские, так и отцовские предки Карла Менгера были немецкого и чешского происхождения . Eго дед Антон Менгер и его бабушка Анна Мюллер родились в Галиции. Отец Карла Менгера, чье имя также как и деда было Антон, имел низший чин австрийского дворянства. В 1833 году дипломированный юрист Антон Менгер женился на Каролине Герзабек — дочери богатого купца из Богемии. Антон Менгер до смерти работал в частной юридической фирме, несмотря на трудности со сферой деятельности и подборе клиентов из-за того, что был католиком в преимущественно протестантской Галиции.[5]

У Карла было два брата, которые также стали известными. Старший Макс (нем.)русск. стал политиком, а младший Антон — юристом. Детские годы Менгер провёл в сельской местности Западной Галиции, в которой продолжали существовать феодальные отношения[6][7].

Во времена Третьего рейха считалось, что все представители австрийской школы, включая её основателя Менгера, являются евреями (это было неверно). Фридрих фон Хайек выразил свой протест. 13 октября 1936 года Frankfurter Zeitung (нем.)русск. опубликовала заметку[4]:

Профессор Ф. А. фон Хайек, профессор экономики Лондонского университета, сообщает нам по поводу отчёта, опубликованного в номере 511/12 6 октября относительно конференции Hochschule национал-социалистической «Rechtswahrerbund», что в прочитанной там лекции было сделано ложное сообщение о еврейском происхождении, помимо всех других ведущих членов «австрийской школы» экономической теории, даже её лидера Карла Менгера. Из полученного нами письма следует, что профессор Хайек, занимаясь по заказу Лондонской школы экономической теории подготовкой к публикации собрания сочинений Карла Менгера, собирал материалы для биографической справки и установил на основе документов, принадлежащих сыну Менгера, что Карл Менгер как по отцовской, так и по материнской линии происходил из семей, живших в немецкой Богемии, что может быть прослежено по церковным записям вплоть до XVII и XVIII веков.

Карл Менгер изучал юриспруденцию в венском и пражском университетах, а затем в 1867 году занялся экономической теорией[6]. Защитил докторскую диссертацию в Ягеллонском университете в Кракове[8]. В 1871 году опубликовал «Основания политической экономии» (нем. Grundsätze der Volkswirtschaftslehre) — книгу, которая принесла ему известность и стала основой для формирования австрийской экономической школы. В 1873 году становится профессором Венского университета, где он преподавал в течение 30 лет, до 1903 года. Ф. А. фон Хайек утверждает, что «копии его лекций по государственным финансам студенты пытались раздобыть для подготовки к экзаменам ещё двадцать лет спустя после его отставки»[6].

В 1876—1878 годах являлся наставником наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа, впоследствии покончившего жизнь самоубийством (сопровождал его в путешествиях по Европе, включивших посещение Англии, Шотландии, Ирландии, Франции и Германии). В 1879 году стал заведующим кафедрой политэкономии в Вене. В последующие годы, кроме научной деятельности участвовал в реформировании государственной денежной системы. Был назначен членом Верхней палаты парламента Австро-Венгерской империи[8].

Передав кафедру своему ученику Фридриху фон Визеру, Менгер сосредоточился на научной работе. Умерев в 1921 году он так и не завершил запланированного второго издания «Оснований политической экономии». Составленная из рукописей книга была опубликована его сыном в 1923 году[9].

Сын Карла Менгера, также Карл, получил известность как математик[7], именем которого названа теорема Менгера.

Карл Менгер внёс вклад в экономическую теорию[4][10], методологию экономических исследований[11] и политическую философию[11].

Карла Менгера заслуженно считают основателем Австрийской школы в экономической теории[4][10].

Основной работой по экономической теории является «Основания политической экономии» (нем. «Grundsätze der Volkswirtschaftslehre», 1871).

Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом считается творцом маржиналистской революции в экономике.

Основные элементы экономического учения Карла Менгера[править | править код]

Концепция субъективной ценности[править | править код]

К. Менгер отвергал трудовую теорию стоимости и считал, что ценность имеет субъективный характер и не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага, не является ни источником, ни мерилом его ценности[12].

Особое внимание Менгер уделял парадоксу ценности Адама Смита (известен также как «парадокс воды и алмазов»), суть которого заключается в вопросе: «Почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?». Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) объясняет это противоречие тем, что стоимость товара если и не совсем идентична затраченному на его производство труду, то напрямую от него зависит. Карл Менгер утверждал, что не имеет никакого значения, был ли найден алмаз случайно, или для его добычи понадобился труд тысячи рабочих на рудниках. Более того, в практической жизни никто не задаётся историей происхождения того или иного блага[13]. Из этого Менгер делает вывод, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно редкие товары и услуги. Так, картина Леонардо да Винчи и картина современного посредственного художника, на написание которых был затрачен одинаковый труд, будут иметь различную ценность. Это противоречит трудовой теории стоимости, что дало основание представителям австрийской школы отрицать её. Однако марксистская трудовая теория стоимости изначально рассматривает не любые ситуации, а условия массового товарного производства с применением (или возможностью применения) машин и автоматов; при этом ценообразование произведений искусства, антиквариата, опытных образцов классическая политэкономия обычно не рассматривает или делает это лишь косвенно.

Менгер считал, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность — это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов. Необходимыми условиями для обладания блага ценностью являются следующие[12]:

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. В теории К. Менгера ценность дана через идею убывающей предельной полезности блага[14].

«Изолированно-хозяйствующий земледелец после жатвы располагает двумястами мер зерна. Одна часть этого количества обеспечивает ему сохранение его жизни и жизни его семьи до следующей жатвы, другая — сохранение здоровья, третья служит материалом для посева на следующий год, четвёртая может быть употреблена на производство пива, спирта и других предметов роскоши, пятая — на вскармливание скота; оставшиеся же меры, которые он уже более не в состоянии употребить ни на какие важные удовлетворения потребностей, предназначаются им на вскармливание животных, составляющих предмет роскоши, чтобы всё же как-нибудь извлечь и из этого зерна пользу.»

На основании подхода к ценности с позиции убывающей предельной полезности каждой следующей единицы блага учёный предложил шкалу полезностей, которая получила название «таблиц Менгера»[15]

Таблица Менгера
IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX
10987654321
9876543210
876543210
76543210
6543210
543210
43210
3210
210
10

Если взять за благо I еду, то первая единица блага имеет максимальную ценность, так как необходима для сохранения жизни, вторая — поддержания здоровья, и т. д. Однако, когда человек пресытился любая следующая единица этого блага имеет для него нулевую ценность. На примере вышеприведённой таблицы, под благом V Менгер привёл табак. До тех пор, пока потребность человека в еде не удовлетворена, табак имеет меньшую ценность для индивида. Однако на определённом этапе наступает момент, когда дальнейшие акты удовлетворения потребности в пище будут представлять для индивида уже меньшее значение, нежели первые акты удовлетворения менее важной, но ещё совершенно неудовлетворённой потребности в табаке[16].

На основании концепции субъективной ценности учёный подвергает критике теорию обмена классической школы политической экономии: «Исследователи цены приложили усилия для определения проблемы сведением предполагаемой равности между двумя количествами благ к её причинам. Одни искали эти причины в затратах одинакового количества труда на эти блага, другие — в равных затратах производства, возник даже спор относительно того, обмениваются ли блага потому, что они эквивалентны, или блага потому эквивалентны, что в акте обмена отдаются одно за другое». В действительности, согласно Менгеру, происходит обмен менее ценного для конкретного индивида блага, на более ценное[17].

Учение о благах[править | править код]

Исходным пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями предметов удовлетворять эти потребности. К. Менгер выделяет ряд условий превращения предмета в благо[18]:

  1. существование человеческой потребности;
  2. наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
  3. знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
  4. обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.

Согласно Менгеру, благом является то, что удовлетворяет человеческие потребности. Учению о благах посвящены первые три главы «Оснований политической экономии». Он разделял их на несколько типов: низшего порядка — предназначены для удовлетворения непосредственных потребностей; высшего порядка — для производства благ низшего порядка; комплименты — взаимодополняемые, субституты — взаимозаменяемые; экономические — потребность в которых не превышает их доступное на данный момент количество, неэкономические — количество которых превышает потребность[19].

Он утверждал, что не ценность и цена зависят от издержек производства, а наоборот, благодаря существованию ценности потребительских благ возникает оценка факторов производства, которая и формирует его издержки. Ценность блага высшего порядка, согласно учёному, определяется ожидаемой ценностью благ низшего порядка. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер. Утверждение о том, что существование временно́го интервала, который необходим для превращения благ производственного назначения в потребительные, порождает неопределённость и неуверенность субъектов хозяйствования относительно конечных результатов их деятельности. В дальнейшем эта идея нашла отображение в экономических теориях риска, неопределённости и ожиданий[20]. К. Менгеру принадлежит также идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ высшего порядка. Эта идея получила дальнейшее развитие в современной микроэкономике.

Потребительная и меновая ценность[править | править код]

Потребительной и меновой ценностям посвящена 6 глава «Оснований о политической экономии». При этом он не пытался измерить предельную полезность и субъективную ценность, считая возможным лишь определение порядка потребностей по принципу «от большего к меньшему» (т. н. ординалистский подход)[12][4].

Учение о товаре[править | править код]

Учению о товаре посвящена 7 глава «Оснований о политической экономии». Менгер различает товар и экономическое благо. Определяя товар, как экономическое благо, предназначенное для продажи, и теряющее свойства товара при попадании к конечному потребителю, он впервые разграничивает эти два важных экономических понятия[12]. Также приводится описание основных свойств товаров, как экономической категории — границы способности товаров к сбыту, степени способности к сбыту и способность товара к обращению. Под границами способности товара к сбыту понимается суммарный потребительский спрос. Так, согласно Менгеру, спрос на сочинение о языке индейцев Латинской Америки тупи не превысит 600 экземпляров при минимальной цене, в то время как граница способности к сбыту произведений Шекспира превышает сотни тысяч[21]. Степень способности товара к сбыту важна для товаров, которые не имеют самостоятельного значения, а нужны лишь как составные части других. Менгер приводит пример пружин для механических часов и манометров. Какова бы ни была их цена, количество продаваемых пружин будет зависеть только от производства часов и манометров. В то же время золото и серебро практически не имеют пределов способности к сбыту[22].

Нет сомнения, что и в тысячу раз большее количество золота и в сто раз большее количество серебра, чем имеется теперь, всё ещё нашли бы на рынке покупателей. Правда, в таком случае эти металлы сильно упали бы в цене, и даже менее состоятельные люди стали бы употреблять их в виде посуды и домашней утвари, а бедные — в виде украшения, но всё же и при таком из ряда вон выходящем увеличении их количеств, они поступили бы на рынок не напрасно, но, по-прежнему, находили бы себе сбыт, тогда как такое же увеличение количества лучших научных произведений, прекраснейших оптических инструментов, даже таких необходимых товаров, как хлеб и мясо, вызвало бы невозможность продать эти товары. Отсюда видно, что для владельца золота и серебра очень легко всегда найти сбыт любому количеству своего товара, в крайнем случае с небольшой потерей в цене, тогда как в случае внезапного увеличения количества других товаров, потери в цене бывают гораздо большими, а некоторые из них при таких обстоятельствах и совсем не могут быть проданы.

Способность товара к обращению предполагает лёгкость его циркулирования. Некоторые товары имеют одинаковую почти способность к сбыту в руках любого человека. Крупица золота «найденная грязным семиградским цыганом в песках реки Араньош», обладает одинаковой способностью к сбыту, как и в руках владельца рудника. В то же время предметы одежды, постельное бельё и др. товары подобного рода из рук этого же человека потеряют способность к сбыту, даже если бы он им и не пользовался, а приобрёл для перепродажи[23].

Теория денег[править | править код]

В основу теории Менгера легло понятие способности товаров к продаже, которое впоследствии было исследовано Мизесом[6]. Учению о деньгах посвящена 8-я глава «Оснований политической экономии»[24]. Глава состоит из четырёх частей. В первой описывается сущность и происхождение денег. Он указывает на возникающие сложности при обмене продуктов труда в первобытном обществе. В результате интерес людей приводит к тому, что «индивиды отдают свои товары в обмен на другие, обладающие большей способностью к сбыту, несмотря на то, что для непосредственных целей потребления они в них не нуждаются»[25]. Во второй части он описывает особые для каждого народа и эпохи деньги. В ранние периоды развития большинства народов Старого Света ими стал скот. Развитие культуры и образование городов приводит к тому, что способность скота к сбыту падает в такой же пропорции, в какой она увеличивается у полезных металлов[26]. Забота и содержание животных не представляет сколь-либо значимых экономических трудностей лишь до тех пор, пока индивид обладает неограниченным количеством пастбищ. С развитием общества средством обмена становятся металлы[27].

Согласно Менгеру, первым металлом, который стал использоваться в качестве денег, вследствие наибольшей способности к сбыту была медь. Затем, при расширении торгового оборота медь потеряла свою пригодность к функционированию в качестве денег, уступив эти свойства серебру и золоту[28]. Изучив историю Америки до её завоевания европейцами, он находит подтверждение своей теории о приобретении наиболее лёгкими к сбыту товарами функции денег. Так, в доколумбовой Мексике ими служили зёрна какао, бумажные ткани, медь и олово[29]. Использование звериных шкур у охотничьих народов, соли и рабов в Центральной Африке и т. д., согласно Менгеру, доказывает верность выдвигаемых им утверждений[30].

Научной заслугой стало исследование ценообразования и введения в обиход понятий «цена спроса» и «цена предложения»[31]. В четвёртой части он описывает особенности возникновения монет. Обычный обмен товара на слитки металла, который обладает свойствами лёгкого к сбыту товара, предполагает возникновение трудностей при определении пробы. Чеканка монет со строго определённым содержанием металла является наилучшей гарантией полновесности и качества содержащегося в ней металла[32].

Эта идея о спонтанном возникновении денег оказала огромное влияние на формирование взглядов Ф. А. фон Хайека, Л. фон Мизеса и других представителей австрийской школы.

»

В последней трети XIX ст. между К. Менгером и Г. фон Шмоллером развернулась многолетняя полемика относительно методологии развития экономической науки, получившая название «спор о методах» (нем. Methodenstreit)[33].

Основатель т. н. «молодой» исторической экономической школы Густав фон Шмоллер выступил против индивидуализма представителей классической школы. Он утверждал, что экономика должна быть исторической, основанной на эмпирических и индуктивных исследованиях (то есть логических выводов на основе перехода от частных выводов к общим), этично и практически ориентированной, направленной на междисциплинарный подход и изучение институциональной (комплекса исследований различных объединений людей) динамики[33].

В противовес «историкам» Менгер считал, что экономическая наука не зависит от исторических обстоятельств и национальной специфики. Он утверждал, что задача учёного-экономиста состоит в том, чтобы свести явления народного хозяйства к простейшим элементам[33]. Также он считал, что изучение экономики с помощью методов истории противоречит самой сути данной науки[34]:

«Политическая экономия есть наука теоретико-практическая, и считать её наукой исторической – столь же ошибочно, как если бы пожелали историю или статистику народного хозяйства подчинить методологическим точкам зрения теоретических или практических наук.»

В своём труде «Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности» Менгер подчёркивает, что экономическая наука должна создавать и изучать законы общие для всех времён и народов[35]. Одновременно он пишет об упрёках со стороны оппонентов в «атомизме»[36] (изучении экономической теории вне зависимости от исторической эпохи, влияния общества на конкретные действия отдельного человека) и «космополитизме»[37].

Положительные[править | править код]

Лауреат нобелевской премии по экономике 1974 года Фридрих фон Хайек так охарактеризовал научный вклад Карла Менгера[4]:

Но ни в экономической теории, ни в любой другой отрасли знаний не может быть много историй, когда бы работы автора, революционизировавшего уже сложившуюся науку и получившего признание как новатор, оставались бы столь же мало известными, как работы Карла Менгера. Трудно представить другую ситуацию, когда работа вроде Grundsätze, которая сумела оказать устойчивое и сильное воздействие, оставалась, в силу чисто случайных совпадений, столь мало известной.

Согласно другому известному экономисту Кнуту Викселлю «После „Principles“ Рикардо не было книги …, которая оказала столь же большое влияние на развитие экономической теории, как Grundsätze Менгера»[4]. Ф. фон Визер пошёл дальше и назвал этот труд «архимедовой точкой опоры, с помощью которой можно переделать существовавшую систему экономической мысли»[4].

Критика[править | править код]

Карл Менгер и представители австрийской школы были убеждены, что сложные общественные явления могут быть объяснены как следствие действий конкретных индивидов, которые в своей хозяйственной деятельностью следуют определённым экономическим законам. В сочинениях Менгера многие процессы объясняются на примере человека на необитаемом острове, индивида изолированного от окружающего общества. Строгий методологический индивидуализм привёл к тому, что по образному выражению «австрийцы населили экономическую теорию своими робинзонами»[38]. Изначальная установка, что экономические законы должны быть универсальными, а политическая экономия не может описывать и выделять характерные для определённого общества экономические теории, привела его к конфронтации с представителями немецкой исторической школы[33]. Они инкриминировали Менгеру, как её основателю, «атомизм»[36] и «космополитизм»[37].

При всём своём восторженном отношении Ф. фон Хайек отмечает, что в одном месте учение Менгера характеризуется неполнотой. Он пишет, что теория ценности, предложенная австрийским учёным, не учитывает влияния издержек производства в формировании относительной ценности различных товаров, что делает её неполной[4].

Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности
  • нем. Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, 1871;
русск пер.: «Основания политической экономии»,
издания:
 — Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. — М.: Экономика, 1992. — ISBN 5-282-01471-8.
 — Менгер К. Избранные работы. — М.: Территория будущего, 2005. — С. 59−288. — ISBN 5-7333-0175-9.
  • нем. Untersuchungen über die Methode der Sozialwissenschaften und der politischen Ökonomie insbesondere, 1883;
русск пер.: «Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности».
издания:
 — Менгер К. Избранные работы. — М.: Территория будущего, 2005. — С. 289—450. — ISBN 5-7333-0175-9.
  • нем. Die Irrthümer des Historismus in der deutschen Nationalökonomie, 1884. (рус. Ошибки историцизма в немецекой национальной экономике)[39]
  • нем. Zur Kritik der Politischen Oekonomie, 1887 (рус. К критике политической экономии)[40]
  • нем. Zur Theorie des Kapitals, 1888 (рус. К теории капитала)[41]
  • нем. Grundzüge einer Klassifikation der Wirtschaftwissenschaften, 1889 (рус. Основы классификации экономической науки)[42]
  • «По отношению к благам, находящимся в условиях, обосновывающих их неэкономический характер, мы замечаем картину полного коммунизма. Люди — коммунисты везде, где это возможно, в зависимости от существующих естественных условий.[43]»
  1. 1 2 Комитет исторических и научных работ — 1834.
  2. 1 2 Encyclopædia Britannica
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Хайек, 2009.
  5. ↑ Vgl. Margarete Boos: Die Wissenschaftstheorie Carl Mengers. Biographische und ideengeschichtliche Zusammenhänge. Böhlau, Wien/ Köln/ Graz 1986, S. 3-6.
  6. 1 2 3 4 Селигмен, 1968.
  7. 1 2 Salerno J. T. Biography of Carl Menger: The Founder of the Austrian School (1840-1921) (англ.). сайт института Людвига фон Мизеса. Дата обращения 9 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  8. 1 2 Злупко, 2005.
  9. ↑ Базилевич, 2006, с. 449.
  10. 1 2 Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / пер. с англ. — СПб., 2008.
  11. 1 2 Кубедду Р. Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек / пер. с англ. — М., 2008.
  12. 1 2 3 4 Базилевич, 2006, с. 453.
  13. ↑ Менгер, 2005, с. 158.
  14. ↑ Менгер, 2005, с. 139.
  15. ↑ Базилевич, 2006, с. 454.
  16. ↑ Менгер, 2005, с. 137—138.
  17. ↑ Базилевич, 2006, с. 455.
  18. ↑ Менгер, 2005, с. 66.
  19. ↑ Базилевич, 2006, с. 449—451.
  20. ↑ Базилевич, 2006, с. 450—451.
  21. ↑ Менгер, 2005, с. 248.
  22. ↑ Менгер, 2005, с. 253.
  23. ↑ Менгер, 2005, с. 254—257.
  24. ↑ Менгер, 2005, с. 257—284.
  25. ↑ Менгер, 2005, с. 259.
  26. ↑ Менгер, 2005, с. 268.
  27. ↑ Менгер, 2005, с. 269.
  28. ↑ Менгер, 2005, с. 271.
  29. ↑ Менгер, 2005, с. 272.
  30. ↑ Менгер, 2005, с. 273—274.
  31. ↑ Базилевич, 2006, с. 456.
  32. ↑ Менгер, 2005, с. 283.
  33. 1 2 3 4 Базилевич, 2006, с. 452.
  34. ↑ Менгер, 2005, с. 358.
  35. ↑ Менгер, 2005, с. 365.
  36. 1 2 Менгер, 2005, с. 398.
  37. 1 2 Менгер, 2005, с. 371.
  38. ↑ Базилевич, 2006, с. 447.
  39. Карл Менгер. Die Irrthümer des Historismus in der deutschen Nationalökonomie (нем.). oll.libertyfund.org. Дата обращения 13 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  40. Карл Менгер. Zur Kritik der Politischen Oekonomie (нем.). oll.libertyfund.org. Дата обращения 13 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  41. Карл Менгер. Zur Theorie des Kapitals (нем.). oll.libertyfund.org. Дата обращения 13 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  42. Карл Менгер. Grundzüge einer Klassifikation der Wirtschaftwissenschaften (нем.). oll.libertyfund.org. Дата обращения 13 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  43. ↑ Менгер, 2005, с. 111.

Список произведений[править | править код]

  • Менгер К. Избранные работы. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 496 с. — (Экономика). — ISBN 5-7330-0175-9.

Библиография[править | править код]

  • Базилевич В. Д., Гражевська Н. І., Гайдай Т. В. та ін. Австрійська школа граничної корисності // Історія економічних учень: Підручник: У 2 ч. / Під редакцією В. Д. Базилевича. — К.: Знання, 2006. — Т. 1. — С. 447—470. — 582 с. — ISBN 966-346-149-7.
  • Блауг М. Менгер, Карл // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 210-213. — 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). — 1 500 экз. — ISBN 978-5-903816-01-9.
  • Злупко С. Н. Карл Менгер // Історія економічної теорії. — К.: Знання, 2005. — С. 422—427. — 719 с. — ISBN 966-346-000-8.
  • Кубедду Р. Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, Л. Мизес, Ф. Хайек / пер. с англ. — М.: ИРИСЭН,

Глава 3. Австрийская школа: теория предельной полезности

3.1. Общие положения Австрийской экономической школы

Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. «Основания политической экономии», а в 1887 г. – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности». Другой представитель австрийской школы – Фридрих Визер (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах «Происхождение и основные законы хозяйственной  ценности » (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926). Но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851-1919) – профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о

благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886),

«Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891) и «Теория Карла Маркса и её критика» (1896). В названных изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для австрийской школы. Если К. Менгер формулировал основные положения этой теории, описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк, развивая идеи Менгера и Визера, дал более развёрнутый вариант новой теории, дополнив её субъективистской концепцией процента.

Теория предельной полезности непосредственно противопоставлялась марксистской трудовой теории стоимости, на которой базируется теория прибавочной стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса, заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать несостоятельность его учения о стоимости.

При разработке теории предельной полезности представители австрийской школы использовали различные определения стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали ещё Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена, сформулированные немецким профессором в середине 19 в. Согласно этим законам, в ходе «постепенного насыщения потребностей» полезность вещи якобы падает с увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а,следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен

(1810-18580) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление – как единственный объект исследований. Заслуживающий внимания, и подменял экономику психофизиологией. Именно он в работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) создал первый вариант экономико-математической теории полезности. Но у Госсена полезность последнего блага в запасе называлась не предельной, а «ценностью последнего атома».

3.2 Теория предельной полезности к. Менгера

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

Таблица Менгера

Акты потребления (потребляемые единицы)

БЛАГА

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

ПЕРВЫЙ

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ВТОРОЙ

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

ТРЕТИЙ

8

7

6

5

4

3

2

1

0

ЧЕТВЕРТЫЙ

7

6

5

4

3

2

1

0

ПЯТЫЙ

6

5

4

3

2

1

0

ШЕСТОЙ

5

4

3

2

1

0

СЕДЬМОЙ

4

3

2

1

0

ВОСЬМОЙ

3

2

1

0

ДЕВЯТЫЙ

2

1

0

ДЕСЯТЫЙ

1

0

ОДИННАДЦ.

0

Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже – в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.

К. Менгер при решении проблем  цены  (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады  и  исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях  ценность  того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.

Среди основателей австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности [11].

Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той

наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя  и  пролетария различна, однако они платят одинаковую  цену  за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя  ценность  благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. К. Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчёркивал, что

его теория посвящена рассмотрению отношения между благами и людьми, в которой важную роль вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Этот принцип разрабатывался для анализа индивидуального потребления в натуральном хозяйстве. Однако Менгер использовал его и для исследования товарного производства, так как, по его же словам, он в анализе всех экономических процессов придерживался чисто атомистического подхода, который выявляет определяющую роль субъективных факторов. При решении проблемы стоимости он трактовал капиталистическое производство всего лишь как совокупность индивидов, воли которых сталкиваются в борьбе за выгоду на общественной арене. Но как подтверждает Селигмен, «суждения Менгера по этому важному вопросу временами носили туманный характер. Менгер не смог выяснить и того, как индивидуум станет распоряжаться принадлежащими ему благами, для того чтобы достигнуть максимального удовлетворения своих потребностей»

Австрийская школа экономики

Характерные черты австрийской школы экономики

Определение 1

Австрийская школа представляет собой такое направление экономической теории, в котором основой ценообразования считается концепция «предельной полезности», но игнорируется теория трудовых затрат. Возникновение данного течения произошло в 80-х годах 19-го века в Австрии. На начало 20-го века к известнейшим представителям австрийской школы относились: Г.Госсен, Ф.Визер, К.Менгер и другие. В 20 веке рассматриваемое направление развивали Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Хаберлен.

Цель австрийской школы экономики состояла в установлении общих типов явлений хозяйственной деятельности и открытии точных законов экономики, которые идеально характеризуют хозяйственные процессы.

Приверженцы австрийской школы отрицали общественно необходимые затраты, т.е. объективное основание ценообразования, а считали таким основанием субъективную полезность «предельного экземпляра», который удовлетворяет предельную потребность в некотором товаре. Стоимостная оценка благ зависит от соотношения запасов этих благ и потребностей в них, с увеличением запасов при определенном уровне потребностей предельная полезность и стоимость благ снижаются, а с ростом запасов – повышаются. Следовательно, ценность благ находится в зависимости от интенсивности потребностей.

Долгое время австрийское направление экономической теории рассматривалось в западной литературе экономического характера как движущая сила маржиналистской революции, достигнувшее меньших успехов по сравнению с остальными, так как не имело математического аппарата. Такое его понимание сложилось в середине 1930-х годов, в период образования новой кейнсианской революции. Однако, при ослаблении кейнсианства в начале 1970-х годов и усилении интереса к вопросам макроэкономического анализа выяснилось, что австрийская школа имеет некоторые существенные особенности, отличающие ее от неоклассической парадигмы.

Таким образом, лозаннская и кембриджская школы маржинализма оказались менее долговечны, чем австрийская школа, имеющая наиболее четко очерченный вид.

Методы и основные положения

Замечание 1

Методологической основой австрийской школы является абстрактно-дедуктивные методы исследования в политической экономии, которые предусматривают абстрагирование от обстоятельств усложняющего характера.

В трудах К.Менгера были сформулированы методологические принципы австрийского направления экономической теории.

В австрийской школе основным предметом политической экономии считалось изучение не экономических отношений людей, а явлений экономической деятельности с позиции сознаний хозяйствующих субъектов. Считалось, что все общество капиталистического типа является механической совокупностью субъектов хозяйствования, которые связаны только лишь рыночными отношениями. Задача политической экономии состояла, по мнению теоретиков австрийского направления, в изучении отношений купли-продажи и открытии на их основе вечных, естественных законов общественного экономического развития.

Основные положения австрийского течения:

  • Отказ от применения математических методов в исследованиях;
  • Характерной чертой большинства представителей школы был субъективизм;
  • Акцентирование внимания на изучении психологических особенностей потребительского поведения;
  • Акцент на структуре капитала и изменчивости во времени при изучении проблем макроэкономического характера.

Австрийской школой была разработана теория предельной полезности. Предельной полезностью в данном случае является ценность благ, зависящая от соотношения запасов этих благ и потребностей в нем.

«Шкала Менгера» относится к главной модели предельной полезности, которая выражается в попытке объяснения места каждого блага на шкале полезностей и степени потребностей в нем.

Буржуазно-апологетическая теория процента и прибыли, выдвинутая австрийской школой, являлась противопоставлением марксистскому учению в области прибавочной стоимости. В данной ситуации источник процента просматривался в разнице, которая возникает между наиболее высокой субъективной оценкой блага как блага настоящего и менее высокой оценкой производственных средств как будущих благ. Трудовая деятельность при данной теории рассматривается как будущее благо, а, значит, в каждый момент она должна оплачиваться ниже стоимости произведенной продукции. Также категорически отрицается капиталистическая эксплуатация.

Выводы и теории австрийской школы послужили началом применения теории предельной полезности в развитии буржуазной концепции экономики социалистического типа.

Достоинства и недостатки австрийской школы

Положительные аспекты австрийской школы экономики:

  • Попытки определения ценности товаров и услуг их степенью полезности.
  • Определение необходимости учета ограниченности благ при определении их ценности. Данная идея была позаимствована представителями австрийской школы у Д.Рикардо.
  • Бем-Баверк выделил абстрактную полезность, которая представляет собой возможную общую полезность некоторых благ, независящую от их запасов, и конкретную полезность. Под конкретной полезностью понимается реальная полезность данных благ, которая при насыщении потребности в них для других последующих единиц будет ниже предыдущей.
  • Было определено влияние на стоимость товаров колебаний в спросе и предложении, в связи с насыщением потребностей в данных товарах.
  • Визер и Джевонс обосновали термин «предельная полезность», ее величину.
  • Было определено влияние субъективных оценок индивидов на образование цен.

К недостатку австрийского направления относится понятие о том, что механизм уравнивания предельной полезности осуществляется только при уже имеющихся ценах и доходах потребителей. Это говорит о сомнительности тезиса о вычислении цен при помощи предельной полезности благ, основываясь на субъективных оценках, зависимых от цен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *