Рыба блюда из рыбы 6 класс презентация: Презентация по технологии на тему «Блюда из рыбы» 6 класс – Презентация на тему «Кулинария блюда из рыбы» (6 класс)

Презентация на тему «Кулинария блюда из рыбы» (6 класс)

Описание слайда:

Морепродукты Мидия — абсолютно уникальный по своим свойствам моллюск — также обладает полным набором необходимых питательных и превосходных вкусовых качеств в них много жира и углеводов. По богатству аминокислоты метионина белки мидий превосходят белки мяса и рыбы. Жир этих моллюсков отличается исключительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщенных жирных кислот и фосфатидов, особенно много кобальта: почти в десять раз больше, чем в свиной, говяжьей и куриной печени. В мясе мидий присутствуют и другие микроэлементы – их более 30, а также витамины группы В: В1, В2, В6, витамин D и РР. Мидия также привлекательна возможностью ежегодного получения материала в качестве биологически активного вещества, способствующего повышению иммунитета к различным болезнетворным инфекциям. Съедобные части мидии — мускул с мантией и внутренности. Мясо варят, солят, готовят салаты и вторые блюда. Также из мяса мидий производят консервы и паштеты. Мидии часто рекомендуются для диетического питания. Ни одна из морских кухонь мира не обходится без этого полезнейшего морепродукта. Мясо морских жителей полезно при малокровии, нормализует свертываемость крови, выводит токсины из организма. Морская капуста (Ламинария) – дальневосточная водоросль. Особенно ценится Ламинария японская, растущая у Азиатского побережья Тихого океана от Охотского моря до берегов Кореи, в Японском море, у южного побережья Сахалина и Курильских островов. Еще с незапамятных времен этот морепродукт использовался не только в пищу, но и как удобрение. Полезные свойства водорослей знали еще в древности. Восточная медицина в VIII веке использовала их при лечении таких заболеваний как ревматизм, водянка и т.д. Сегодня врачи всего мира рекомендуют съедать ежедневно 20 г. свежей или свежезамороженной ламинарии. Морская капуста богата следующим набором минералов и микроэлементов: бор, железо, йод, содержащийся в достаточно редкой форме – органической, калий, кальций, фосфор и другими. В составе морской капусты много белков, витаминов А, В1, В2, В12, С и D . В пищу ламинарию употребляют в свежем виде, либо в виде консервов. *

Презентация к уроку (технология, 6 класс) по теме: Блюда из рыбы

Слайд 1

Тема проекта: Холодные блюда из рыбы Цель: изучить общие правила, ассортимент, технологию приготовления и правила подачи холодных блюд из рыбы. Подготовили: Батыргареева Анна И Овсянникова Мария Тема Урока: Блюда из рыбы

Слайд 2

Введение Холодные рыбные блюда и закуски характеризуются огромным разнообразием Фи широким ассортиментом. К ним относятся закуски из соленой, копченой и консервированной рыбы, салаты, паштеты, форшмаки, заливные студни, фаршированные блюда и многое другое. Свежую рыбу для холодных блюд и закусок используют с малым количеством костей в припущенном, отварном или жареном виде. Для приготовления и оформления холодных блюд и закусок используют самые разные овощи, зелень, консервированные продукты, фрукты и грибы. Тарталетки (корзиночки) для подачи различных закусок и салатов готовят из сдобного теста.

Слайд 3

При подаче холодных рыбных блюд и закусок весьма широко используются различные соусы, заправки и маринады, что позволяет из одной и той же рыбы получать блюда с самыми разными вкусовыми сочетаниями. Кроме того, они прекрасно ароматизируют блюда, придают им привлекательный внешний вид. Готовить соусы, заправки и маринады следует только в тех количествах, которые требуются для одноразового употребления, поскольку во время хранения их вкусовые достоинства быстро ухудшаются.

Слайд 4

Блюда из рыбы К холодным блюдам из рыбы относятся рыбные гастрономические товары, рыба под майонезом и под маринадом, сельдь с гарниром и рубленая, рыба фаршированная и заливная и др.

Слайд 5

Рыбные гастрономические товары Маринованная рыба Рыба холодного и горячего копчения Икра Рыбные консервы ! Рыбные гастрономические продукты нарезают тонкими ломтиками. При подаче украшают дольками лимона и зеленью.

Слайд 6

Ассорти рыбное Блюдо, состоящее из нескольких видов гастрономических рыбных продуктов, украшенных зеленью, дольками лимонов, розочками из сливочного масла. В ассорти могут входить различные виды солёной и копчёной рыбы, шпроты, икра.

Слайд 7

Сельдь с гарниром Филе сельди без косточек нарезают поперёк на кусочки и укладывают сбоку на тарелку. Рядом укладывают гарнир. Для гарнира используют варёные овощи, укладывая их горкой, каждый вид отдельно. Овощи подбирают по цвету. Украшают блюдо листьями салата, веточками петрушки, кольцами репчатого лука, кружочками варёного яйца

Слайд 8

Рыба жареная под маринадом Блюдо готовят как из филе без кожи и костей, так и из филе с кожей и костями. Порционные куски панируют и жарят на растительном масле. Готовую рыбу заливают горячим маринадом и охлаждают. Подают холодной.

Слайд 9

Рыба заливная Куски рыбного филе отваривают со специями, охлаждают и раскладывают в лотки. На каждом куске рыбы укладывают украшения из лимона, зелени, варёных овощей. Всё заливают желе. Желе готовят на основе рыбного бульона с предварительно замоченным желатином

Слайд 10

Рыба под майонезом Филе рыбы режут кусочками. В качестве гарнира используют варёные овощи, заправленные майонезом.

Слайд 11

Осетрина в соусе Осетрину очистите, нарежьте порционными кусками, посолите, запанируйте в муке и обжарьте до готовности на растительном масле. 2. Для соуса мелко порубите лук и чеснок, спассеруйте на сливочном масле, добавьте муку и пассеруйте все вместе. Слегка охладите, разведите бульоном и проварите 7–10 минут. 3. Измельченные орехи, зелень, специи, желток и уксус хорошо перемешайте и введите в соус, нагрейте, помешивая, но до кипения не доводите. 4. Переложите жареную рыбу на блюдо, залейте горячим соусом сациви и охладите. 5. Подавайте, украсив веточками зелени

Слайд 12

Рыбное филе в майонезе Рыбу (лучше филе) нарезают небольшими кусочками, солят. На дно разогретой сковороды или кастрюли кладут сливочное масло или маргарин, кусочек рыбы, мелко нарезанный репчатый лук, заливают рыбу майонезом и ставят в духовку на 1 час. На стол подают в горячем или охлажденном виде. 1 кг филе рыбы, 1-2 ст. ложки масла, 2-3 большие луковицы, банка (200 г) майонеза

Слайд 13

Бутерброды из рыбы Наиболее распространенная закуска. Их приготавливают из хлеба с маслом (бутерброд буквально — это «хлеб с маслом») и других продуктов. Вместо сливочного масла можно применять специально приготовленные масляные смеси на основе масла, сыра, некоторых рыбных консервов. Масляные смеси придают бутербродам различные вкусовые оттенки.

Слайд 14

Бутерброд классический Хлеб для тостов или батон разрезать на 4 части в виде треугольничков или квадратиков. Каждый кусочек смазать сливочным маслом. Красную подкопченную или слабосоленую рыбу нарезать тонкими ломтиками. Положить на каждый кусочек хлеба ломтик рыбки. Украсить бутербродики зеленью укропа или петрушки, и по желанию тоненькими ломтиками лимона

Слайд 15

Калорийность холодных блюд из рыбы Наименование продукта Калорийность Белки Жиры Углеводы Икра белужья зернистая 235 26,8 13,8 0,8 Осетр 163,7 16,4 10,9 0 Сельдь 88 17,5 2 0 Горбуша соленая 169 22,1 9 0 Балык осетровый вяленый 88 17,5 2 0 Вобла холодного копчения 181 31,1 6,3 0 Шпроты в масле. Консервы 363 17,4 32,4 0 Язь в томатном соусе 88 17,5 2 0 Лещ холодного копчения 160 29,7 4,6 0

Слайд 16

Правила безопасной работы С колющими и режущими инструментами. С горячими жидкостями. С электронагревательными приборами.

Слайд 17

Спасибо за внимание !

Презентация к уроку по технологии в 6 классе по теме «Рыба. Блюда из рыбы».

Инфоурок › Технология ›Презентации›Презентация к уроку по технологии в 6 классе по теме «Рыба. Блюда из рыбы».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Карп- речная рыба Описание слайда:

Карп- речная рыба

2 слайд Карп – это пресноводная рыба семейства карповых отряда карпообразных, фактич
Описание слайда:

Карп – это пресноводная рыба семейства карповых отряда карпообразных, фактически являющаяся окультуренным видом речного сазана

3 слайд ОПИСАНИЕ: Речной карп очень красив – его чешуя темно-золотая, окрас возле пла
Описание слайда:

ОПИСАНИЕ: Речной карп очень красив – его чешуя темно-золотая, окрас возле плавника часто бывает с голубоватым оттенком, а внизу чешуя светло-золотая. Широкий плавник тянется вдоль всей спины. Хвост у карпа темно красного цвета, а нижние плавники имеют темно-фиолетовый оттенок.

4 слайд ВИДЫ КАРПА: Обыкновенный (чешуйчатый) карп Зеркальный карп Голый карп САЗАН З Описание слайда:

ВИДЫ КАРПА: Обыкновенный (чешуйчатый) карп Зеркальный карп Голый карп САЗАН Золотой карп

5 слайд Состав и полезные свойства Мясо карпа сладкое и нежное ,но при этом немного Описание слайда:

Состав и полезные свойства Мясо карпа сладкое и нежное ,но при этом немного костлявое . В карпе есть витамины Е,С,PP,B1,B3,B6, B9, B12, провитамин А. Кроме того карп является рекордсменом по наличию в нем йода. Карп оказывает положительное воздействие на пищеварительную,а также нервную системы,способна регулировать сахар в крови. Калорийность В 100 г карпа в среднем содержится около 124 ккал

6 слайд Зеркальный карп, запеченный в духовке. Зеркальный карп – это уникальная рыба Описание слайда:

Зеркальный карп, запеченный в духовке. Зеркальный карп – это уникальная рыба, из которой готовят массу разнообразнейших блюд, но все же самый вкусный карп – запеченный в духовке. Карпа запеченного в духовке лучше всего фаршировать овощами, поскольку они забирают из рыбы весь лишний жир и придают блюду приятный аромат. Главный элемент, от которого выходит конечный вкус – это специи. Такую рыбу как карп, обязательно нужно замариновать. Филе станет сочным и нежным.  

7 слайд Рецепт с пошаговыми фото Ингредиенты для приготовления зеркального карпа в ду
Описание слайда:

Рецепт с пошаговыми фото Ингредиенты для приготовления зеркального карпа в духовке: 1. Зеркальный карп – 1 шт. примерно на 3-4 кг.; 2. Лук -1 шт.; 3. Морковь – 1 шт.; 4. Сметана – 2 ст. ложки; 5. Лимон – 1 шт.; 6. Смесь специй; 7. Оливковое масло. 8. Соль   Шаг 1. Берём рыбу, промываем её, очищаем, вынимаем внутренности и снова промываем.  Шаг 2. Натираем рыбу с двух сторон специями. Не забываем добавить горсть трав в брюхо рыбы, чтобы маринад пропитал филе,  поливаем рыбу соком половинки лимона. Ставим карпа в холодное место на 2 часа. Шаг 3. После того как рыба промариновалась, раскатываем лист фольги на столе и помещаем на него карпа.    Шаг 4. На спинке карпа делаем неглубокие разрезы и вставляем в них половинки лимона.   Шаг 5.Обжариваем на сковороде лук и морковь до полуготовности и добавляем 2 ложки сметаны. Все тщательно перемешиваем и тушим еще 3 минуты. Шаг 6. Смесь из овощей помещаем в живот нашего карпа. Консистенция должна быть плотной. Если начинка вываливается, то можно использовать зубочистки. Наш карп готов к выпеканию.  Шаг 7. Закрываем его со всех сторон фольгой. Духовку разогреваем до 180 градусов и помещаем в нее зеркального карпа в фольге на 45-50 минут. За 15 минут до готовности фольгу нужно развернуть, таким образом мы получим румяную корочку и насыщенный вкус. Шаг 8. Перед подачей на стол украшаем блюдо листьями салата и помещаем на них зеркального карпа. Зеркальный карп, запеченный в духовке готов. 

8 слайд Спасибо за внимание Описание слайда:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель технологии

Спасибо за внимание

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Презентация к уроку технологии в 6 классе по теме «Рыба. Блюда из рыбы».Рыба — очень ценный продукт питания, из нее можно приготовить большое разнообразие вкусных блюд. В рыбе содержатся многие необходимые человеку питательные вещества. Из всего разнообразия видов рыб природе, в пищу употребляют сравнительно немного видов рыб. Посмотрев эту презентацию, дети познакомятся с такой разновидностью пресноводной рыбы, как зеркальный карп, научатся отличать его от других видов рыб, узнают о питательной ценности этой рыбы, а также узнают несколько из простых вкусных рецептов приготовления блюд из этой рыбы. 

Общая информация

Номер материала: 428795

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Презентация к уроку по технологии (6 класс) на тему: Рыба и морепродукты

Слайд 1

Автор: учитель технологии средней школы №3 г. Лысково Зубкова Н.В. РЫБА И МОРЕПРОДУКТЫ

Слайд 2

Рыба и морепродукты – важнейший источник питательных веществ высокой биологической ценности. Мясо рыбы богато белками, минеральными веществами, жирами и витаминами. Морская рыба богата витаминами A и D , а также йодом. Полезные морепродукты: кальмары, креветки, крабы, водоросли.

Слайд 3

ВИДЫ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ

Слайд 4

Живая рыба

Слайд 5

Охлажденная рыба

Слайд 6

Мороженая рыба

Слайд 7

Соленая рыба

Слайд 8

Вяленая рыба

Слайд 9

Копченая рыба

Слайд 10

Консервированная рыба

Слайд 11

Признаки доброкачественности рыбы: сохранена цельность рыбы; чешуя гладкая, чистая; глаза выпуклые, прозрачные, жабры ярко-красные; мякоть с трудом отделяется от костей; свежий, характерный рыбный запах.

Слайд 12

Наименование продукта Срок хранения, сутки Охлажденная рыба: неразделанная разделанная до 10 при t = 0 ̊С до 15 при t = -5 ̊С Мороженая рыба до 60 при t = -18 ̊С (в морозильной камере) Рыбные полуфабрикаты из свежей рыбы (треска, судак, навага, камбала) 1,5 Рыба жареная 2 Рыба горячего копчения 2 Рыба холодного копчения 15-20 Сроки хранения рыбных продуктов в домашнем холодильнике

Слайд 13

Последовательность обработки рыбы: Оттаивание (для мороженой рыбы) → удаление плавников → очистка от чешуи → вырезание жабр, если будет использована голова → разрезание брюшка → удаление внутренностей, головы → промывание → нарезание порционными кусками → для получения филе – пластование, удаление реберных и хребтовых костей, удаление кожи.

Слайд 14

СПОСОБЫ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ РЫБЫ

Слайд 15

Рыбу варят целиком или порционными кусками с кожей.

Слайд 16

Припускание – это способ приготовления рыбы, при котором в посуде рыбу заливают водой так, чтобы лишь одна треть находилась в воде, и нагревают при закрытой крышке. Таким образом нижняя часть рыбы варится в воде, а верхняя обрабатывается паром.

Слайд 17

При жарении рыбы ее можно обвалять в муке, панировочных сухарях, обмакнуть в кляр.

Слайд 18

Запекать рыбу можно целиком или кусочками сырую или предварительно припущенную или обжаренную.

Слайд 19

Требования к качеству готовых блюд: Отварная и припущенная рыба должна быть хорошо проварена, но при этом не разваливаться. Поверхность жареной рыбы должна быть покрыта ровной корочкой золотистого или светло-коричневого цвета. Мясо жареной рыбы должно легко отделяться вилкой, быть мягким, сочным, но не дряблым. Блюда из рыбной котлетной массы должны сохранять свою форму, не иметь трещин, иметь однородную, хорошо измельченную консистенцию.

Конспект урока кулинарии на тему «Блюда из рыбы» (6 класс)

Урок технологии в 6 классе

Будехина Ольга Германовна

учитель технологии МБОУ СОШ №8 г. Конаково

2016-2017 уч. год

Кулинария

Тема: «Блюда из рыбы. Первичная обработка рыбы. Технология приготовления рыбных блюд».

Цель:

Овладеть знаниями по обработке рыбы и технологией приготовления рыбных блюд.

Задачи урока:

— ознакомить уч-ся с видами и пищевой ценностью рыбы;

— ознакомить с признаками доброкачественной рыбы;

— формировать знания о технологической последовательности первичной обработки рыбы;

— ознакомить с видами тепловой обработки рыбы.

Ход урока

Орг.момент

Приветствие.

Контроль посещаемости.

Проверка готовности к уроку.

Ответ учащихся: Рыба.

hello_html_m109b89b4.png

Тема нашего урока «Рыба. Первичная обработка рыбы. Блюда из рыбы».

Мы узнаем, почему на нашем столе всегда должны быть блюда из рыбы, способы обработки и приготовления блюд из рыб и научимся готовить суп из рыбных консервов.

Актуализация

hello_html_m4b3614be.png

Какие названия рыбы вы знаете?

Карп, сельдь, щука, ерш, сазан, стерлядь, кета, горбуша и т. п.

Часто ли в вашем доме готовят блюда из рыбы?

А знаете ли вы, почему хотя бы раз в неделю необходимо готовить блюда из рыбы? Сегодня мы на уроке мы узнаем ответы на все вопросы.

Открытие нового знания

hello_html_1d2f0596.png

Работа с учебником

п.6 стр.33

Записать в тетрадь

Пищевая ценность рыбы

Многие специалисты в области питания утверждают, что рыбный стол здоровее мясного.

— Как вы думаете, почему?

Рыба — источник полноценных белков. Недостаток белка в питании приводит к значительным нарушениям в организме человека, отрицательно сказывается на трудоспособности, сопротивляемости. Белок и жиры, которые содержатся в рыбе легче и быстрее усваиваются нашим организмом, чем белки и жиры мяса.

Рыба содержит фосфор, калий, кальций, натрий, магний, сера и хлор, в небольших количествах так же обнаружены железо, медь, марганец, цинк, йод, бром, фтор и другие элементы.

В рыбе содержатся многие необходимые человеку витамины.

Мясо рыбы – очень ценный продукт питания. В нём содержатся белки, жиры, которые хорошо усваиваются организмом человека, а также углеводы, витамины A, D, B1, B2, B12, минеральные вещества (железо, фосфор, калий, кальций, йод и др.).

hello_html_7847d77e.pnghello_html_m4b089df0.pnghello_html_647e3aff.png

Виды рыб

— Где обитает рыба?

В реке, в море, в озере.

Рыба делиться на речную и морскую.

— Какую рыбу можно поймать в реке и в озере?

Стерлядь, карп, сом, сазан, ерш, лещ.

— Какую рыбу можно поймать в море?

Ставрида, скумбрия, камбала, треска и т.п.

В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб.

Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.

В древности на Руси ели в основном речную рыбу.

Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь при Петре I.

— А как на нашем столе появляется рыба?

Ее можно поймать в реке, озере или купить в магазине.

В каком виде поступает рыба в магазины?

В магазины рыба поступает живая, охлажденная, мороженая, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, в виде филе и консервов.

Первичное усвоение новых знаний

hello_html_121c2a84.png

Записать в тетрадь

Определение свежести и качества рыбы

Иметь на своем столе только что пойманную рыбу – уже давно этой привилегией пользуются не только жители прибрежных районов. Ведь сегодня в любой уголок страны можно доставить рыбу потребителю в свежем виде за самое короткое время благодаря современным средствам передвижения (железнодорожные вагоны со специальной изоляцией, грузовые вагоны и самолеты с контейнерами-холодильниками).

Важно знать критерии, по которым можно отличить свежую рыбу от испорченной.

Определение свежести рыбы.

Свежая рыба не имеет запаха или приятно пахнет морем и йодом.

У свежей рыбы блестящая упругая кожа.

Чешуя должна плотно прилегать к ней и тоже блестеть.

У свежей рыбы прозрачные глаза, блестящие и немного выпуклые.

При нажатии на рыбу пальцами на ней не должно оставаться вмятин. Это бывает только тогда, когда рыба старая.

У свежей рыбы влажные блестящие жабры, от розового до ярко-красного цвета, но ни в коем случае не могут быть бурыми или серовато-красными.

— Как покупать мороженую рыбу?

Мясо свежего рыбного филе и кусков рыбы должно быть сочным и блестящим, полупрозрачным и иметь красивый вид.

Подсохшие края и изменение окраски характерны для старой рыбы.

Не покупайте также рыбу в поврежденной упаковке.

Обращайте внимание на дату упаковки и срок годности. Нести рыбу домой желательно в отдельном пакете.

Если вы не используете рыбу сразу – немедленно положите в холодильник. Даже в замороженном виде срок годности рыбы и морских продуктов не бесконечен.

— Как узнать срок хранения консервов?

Срок хранения консервов, необходимо посмотреть на крышке банки.

Там указывается шифр, в котором указывается или срок реализации

продукции или срок ее хранения

Первичное закрепление

Работа с учебником п.6 стр.33-36

Виды рыбы и рыбных продуктов

Признаки доброкачественной рыбы

Условия и сроки хранения рыбной продукции

Первичное усвоение новых знаний

hello_html_me466aec.pnghello_html_m1b357fec.pnghello_html_m44646092.pnghello_html_m6a10e3d8.pnghello_html_m41980d39.pnghello_html_m597ecc68.png

Механическая обработка рыбы

Первичная обработка рыбы включает следующие процессы:

Рыбу очищают от чешуи специальным ножом.

Разрезают брюшко и удаляют внутренности. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость, если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде.

Удаляют голову, плавники, хвост – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Из головы, хвоста плавников можно приготовить рыбный бульон.

Промывают потрошеную рыбу холодной проточной водой.

Рыбу пластуют,

разделывают на полуфабрикаты, нарезают на порционные куски, снимают с нее кожу.

hello_html_m366c6b69.png

Приготовление блюд из рыбы

Кулинария знает сотни рецептов приготовления рыбных блюд, и каждый из этих рецептов и по способу тепловой обработки, и по использованию дополнительных продуктов — приправ, гарниров, соусов — может придать блюдам, приготовленным из одной и той же рыбы, своеобразный вкус.

Тепловая обработка рыбы.

Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание.

Варка – нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару.

Припускание – т.е. варка в плотно закрытой посуде с малым количеством жидкости.

Тушение – продукт заливают небольшим количеством соуса или бульона, добавляют пряности. Закрывают крышкой и доводят до готовности.

Жарение – продукты нагревают на сильном жару в жире или горячем воздухе. Существует два способа жарения рыбы – основной с небольшим количеством жира и во фритюре (погружение в разогретый жир)

Запекание – жарение продукта в духовке.

В зависимости от выбранного способа приготовленные порционные куски или целую рыбу можно обвалять в муке, панировочных сухарях (панировать), обмакнуть в кляр (жидкое тесто, приготовленное из муки, молока, яиц и соли). Рыбу можно запечь целиком или кусочками.

Очень вкусны блюда из котлетной массы. Из рыбной котлетной массы можно приготовить котлеты, биточки, тефтели, зразы и рулеты.

Из рыбы готовят закуски, первые и вторые блюда

Рыбу рекомендуется длительное время подвергать тепловой обработке. Во многих водоемах рыба заражена описторхозом.

Посуда для приготовления блюд из рыб

Выбор посуды для приготовления блюд из рыб зависит от способа приготовления:

для жарения – сковороды и сотейники.

для запекания – противни и специальные формы.

для варки – кастрюли.

Из электрооборудования используют микроволновые печи, электросковороды, фритюрницы.

Первичное закрепление

Работа с учебником п.7 стр.39-43

Технология варки рыбы

Технология жарки рыбы на сковороде

Технология жарки рыбы в кляре

Технология тушения рыбы

Технология запекания рыбы

Технология приготовления изделий из котлетной массы

Требования к качеству готовых блюд

Запись рецептов

Блюда из рыбы

Рефлексия

Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучали правила приготовления блюд из рыбы?

Вы сможете сами правильно выбирать рыбу, готовить из нее вкусные блюда, знать какое оборудование нам для этого понадобится, соблюдать при этом определенные санитарно-гигиенические нормы и правила. Мы учимся быть хорошими хозяйками.

Домашнее задание

hello_html_m76cbad17.png

Каждый индивидуально может выбрать домашнее задание для получения дополнительной оценки по предмету.

Вы можете:

Составить кроссворд по теме «Рыба и блюда из рыбы»

Сделать Презентацию по теме «Рыба и блюда из рыбы»

Составить меню ужина с подробными рецептами,

в которое входило бы рыбное блюдо.

Домашнее задание.

В СССР на предприятиях общественного питания был введен рыбный день. Что это за день, когда и почему он был введен?

Ответ: Это понятие вводилось в СССР дважды. Сначала Анастас Иванович Микоян ввёл его в Постановление Наркомснаба «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания» от 12 сентября 1932 года. В связи с недостатком мяса восстановить баланс питания предлагалось восстановить с помощью рыбы. Причём день, в который столовые будут предлагать рыбные блюда, не оговаривался.
Второй раз рыбный день был введён в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 октября 1976 года N 868 «О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными товарами». 
Второе постановление, в отличие от первого, касалось только столовых, а не ресторанов, и привязывало рыбный день к четвергу. На самом деле — это было очень хитрое постановление — оно стимулировало рыбный флот, открытие сетевых магазинов «Океан». Введение рыбного дня имело глубокие экономические причины — нехватка мяса после коллективизации – в первом случае и стимулирование рыбной отрасли во втором.

Полезные советы.

Продолжите предложения:

1. Чтобы устранить неприятный запах, зачастую появляющийся при жарении рыбы, в растительное масло следует положить …

2. Есть мелкую рыбу неприятно, так как всегда попадаются косточки. Поэтому при чистке на рыбе …

3. Замороженное филе рыбы рекомендуется жарить в …

4. Специфический запах камбалы можно устранить,…

5. Рыба во время жарки будет меньше развариваться, если ее …

6. При варке ухи рыбу необходимо класть в …., а для придания пикантного вкуса добавлять ………………

7. Чтобы деревянная разделочная доска при разделке рыбы не пропахла запахом рыбы, ее необходимо …….

8. Чтобы убрать запах рыбы с кухонной посуды, ее нужно ………

9. Вареная рыба готова, если ее плавники легко отделяются. Жареная рыба готова, если…….

10. Рыба, сваренная на сильном огне, становится жесткой, а бульон – мутным. Рыбу следует варить при температуре ………. В таком случае она ……….

1. Чтобы устранить неприятный запах, зачастую появляющийся при жарении рыбы, в растительное масло следует положить очищенный и нарезанный ломтиками картофель.

2. Есть мелкую рыбу неприятно, так как всегда попадаются косточки. Поэтому при чистке на рыбе можно сделать несколько надрезов, и, после варки или жаренья, мелкие косточки вообще не будут ощущаться.

3. Замороженное филе рыбы рекомендуется жарить в большом количестве жира, не размораживая.

4. Специфический запах камбалы можно устранить, удалив кожу с темной стороны.

5. Рыба во время жарки будет меньше развариваться, если ее посолить за 10-15 минут до начала приготовления.

6. При варке ухи рыбу необходимо класть в холодную воду, а для придания пикантного вкуса добавлять свежее яблоко, сладкий перец, укроп, луковицу.

7. Чтобы деревянная разделочная доска при разделке рыбы не пропахла запахом рыбы, ее необходимо протереть кусочком лимона или смочить уксусом.

8. Чтобы убрать запах рыбы с кухонной посуды, ее нужно протереть сухой горчицей или солью, а затем сполоснуть. Можно ополоснуть водой с уксусом.

9. Вареная рыба готова, если ее плавники легко отделяются. Жареная рыба готова, если при нажатии на нее ложкой вытекает прозрачный сок.

10. Рыба, сваренная на сильном огне, становится жесткой, а бульон – мутным. Рыбу следует варить при температуреблизкой к кипению (приблизительно 95 градусов). В таком случае она не разварится и будет меньше крошитьс

Рыба в шубе (на 5-6 чел.)

Рыбное филе (хек, треска, тилапия) — 1000 г

Яйцо куриное — 4 шт.

Сметана — 2 ст. л

Мука пшеничная высшего сорта — 60 г

Картофель — 4 шт.

Соль — по вкусу

Масло растительное — для жарки

hello_html_2e77482c.jpg

Филе нарезать порционными кусочками,

посолить.

hello_html_349362d4.jpg

Приготовить кляр:

Смешать яйца, сметану, hello_html_7b537abe.jpg

муку, немного соли.

Взбить получившуюся массу.

hello_html_18abf226.jpg

Картофель очистить, натереть на тёрке.

hello_html_263c6b90.jpghello_html_2612155a.jpg

Обмакнуть филе в кляр,

затем — в картофель,

hello_html_m74403bb1.jpg

обжарить на растительном масле

с двух сторон до золотистой корочки

на медленном огне.

Рыбные палочки (на 5-6 чел)

Рыбное филе (треска, хек) – 700г

Манная крупа – 1 стак.

Цедра лимона – 1.5 ст. л.

Растительное масло – 1.5 ст. л.

Рубленая зелень (укроп, петрушка) – 1.5 ст. л.

Соль – по вкусу

Лимон

Разогреть духовку до 200 градусов. hello_html_3d58918d.jpg

Противень выстелить фольгой.

Рыбное филе нарезать полосками

толщиной 2 см.

hello_html_d070817.jpg

Панировка:

Смешать манку, тёртую цедру лимона и

мелко рубленую зелень.

Обвалять филе в панировке и hello_html_m1e8cee42.jpg

выложить на подготовленный

противень.

Сбрызнуть филе маслом, посолить.

hello_html_6297812e.jpg

Запекать в течение 20 минут.

hello_html_1c0da8d2.jpg

Подавать с дольками лимона.

Конспект урок » Блюда из рыбы и нерыбных продуктов». (6 класс)

Тема:  Блюда из рыбы и нерыбных продуктов.

Цели урока:

  1. ознакомить учащихся с ролью морепродуктов в питании человека, с признаками доброкачественности рыбы, навыками первичной обработки рыбы;

  2. формировать и развивать умения по тепловой обработке рыбы, приготовлению блюд из рыбы;

  3. прививать навыки культуры труда и аккуратности;

  4. воспитывать эстетический вкус, внимательность;

  5. развивать творческие способности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка списочного состава.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)

  1. Назовите ассортимент молочных продуктов, и что является сырьем для их получения?

  2. Почему молоко является основным продуктом в детском питании?

  3. Назовите виды горячих блюд, которые можно приготовить из молока.

  4. Назовите виды молочных блюд, которые не требуют тепловой обработки?

  1. Объяснение нового материала (20-25мин.)

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе  содержатся витамины  А  и  Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.  

 По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его. Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.
В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом. 

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.  

Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.
Раскапывая стоянки первобытного человека  археологи находят этому красноречивые свидетельства. Им попадаются костяные  рыболовные крючки, гарпуны, и даже куски сетей из бересты. Выходит, что уже в каменном веке люди ловили рыбу. В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Это обуславливалось тем, что славянские племена селились по берегам многочисленных рек и речушек.   Это и определило широкое распространение рыбных блюд в  нашей национальной кухне. Широкому употреблению рыбы способствовали и традиционные посты. Рыбу разрешалось,  есть в периоды многих постов и блюда из нее назывались полупостными.   Было запрещено во время постов употребление мясной и молочной пищи и тогда рыбные блюда приобретали особое значение.

Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь в 18 веке. Особенно,  после того как в 1721 году Петр 1 повелел  «для умножения торговли отдать северные рыбные промыслы в свободное пользование купечеству и другим людям». 
Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства. 

С каждым столетием рыболовный опыт человечества становился все солиднее и прочнее, и уловы росли. В 1800 году на  Земле было выловлено 1,2 миллиона тонн рыбы, по полтора килограмма на каждого жителя планеты, то в1980 году 71 миллион тонн, в среднем по 16  килограммов на человека.

Рыба, подвергнутая  охлаждению до 0°,  называется охлажденной, она обладает практически теми же качествами, что и живая.

Охлажденную до — 6º, — 8º  рыбу считают мороженой. Хранить ее на холоде можно длительное время. Это очень удобно, как в домашних условиях, так и на предприятиях общественного питания.

Соленая рыба бывает слабосоленой, среднесоленой и  крепкосоленой в зависимости от содержания в ней соли 6 -10%, 10 – 14%, 14 и более %.

Вяленой называется рыба, которую слегка просаливают, а потом высушивают при  температуре 20 -25  градусов, в естественных условиях (вобла, тарань, теша, балык).

Сушеная рыба  — обезвоженная  ( высушенная) в естественных или искусственных условиях, предварительно подсоленная. Перед приготовлением блюд ее обычно вымачивают.

Копченая  рыба – продукт, готовый к употреблению.

Доброкачественность рыбы.

Несвежая рыба имеет неприятный гнилостный запах. У недоброкачественной рыбы мутные и впалые глаза, потемневшие жабры. Чешуя легко отстает от кожи, вздутое брюшко, дряблая ткань.

Чтобы проверить доброкачественность замороженной рыбы, разогревают в кипятке нож и проткнув им рыбу, быстро вынимают и нюхают лезвие.

С этой же целью копченую и соленую рыбу протыкают деревянной шпилькой и нюхают.

Доброкачественность рыбы можно определить и по внешнему виду. Свежая охлажденная рыба имеет плотную консистенцию, жабры ярко – красные, глаза прозрачные, чешуя плотно прилегает. При нажатии пальцем ямка либо не образуется, либо быстро восстанавливается.

Первичная обработка рыбы. 

Разделывая рыбу надо быть очень осторожным из-за острых плавников и костей, которые при неумелом обращении с рыбой могут поранить руку.
Замороженную рыбу размораживают в воде комнатной температуры или на воздухе, тщательно моют, освобождая от слизи, которая легче смывается,  если рыбу предварительно натереть солью.
Первичная обработка рыбы заключается в размораживании мороженной или вымачивании соленой, разделке ее.

Разделка включает:

  1. Очистку рыбы от чешуи специальными  рыбочистками или ножом.

  2. Разрезание брюшка от подхвостового плавника до головы.

  3. Удаление внутренностей. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость,  если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде, а у некоторых видов морских рыб она ядовита (например, рыба усач, рыба  маринка.)

  4. Удаление головы, плавников, хвоста – это делается ножом, а плавники, если они не очень крупные можно срезать ножницами. Голова, хвост, плавники не выбрасываются, из них готовится рыбный бульон.

  5.  Потрошеную рыбу тщательно промывают холодной проточной водой.

  6.  Рыбу пластуют при помощи ножа. 

  7. Рыбу разделывают на полуфабрикаты.

Тепловая обработка рыбы.

Тепловая обработка рыбы включает варку,  припускание,  жарение, тушение и запекание.

Варка  — нагревание пищевых веществ в жидкости (воде, бульоне, молоке ) при температуре 100 и более градусов. Наиболее полезна варка на пару, так как в готовом блюде сохраняются все витамины и полезные пищевые вещества.

Припускание – т.е. варка с малым количеством жидкости или в собственном соку продуктов.

Тушение – это варка продуктов в небольшом количестве жидкости (бульоне, воде, соусе) с различными пряностями.

Жарение – продукты нагревают на сильном жару без воды на масле или других жирах.

Запекание – жарение в духовке.

Рыбу используют для приготовления закусок, первых и вторых блюд.

Требования к качеству готовых блюд.

  1. Отварная и припущенная рыба должна быть хорошо проварена, но при этом не разваливаться.

  2. Поверхность рыбы должна быть покрыта ровной корочкой золотистого или светло-коричневого цвета.

  3. Консистенция жареной рыбы мягкая, сочная, мясо легко отделяться вилкой, но не дряблое.

  4. Блюдо из рыбной котлетной массы должны сохранять свою форму, не иметь трещин, состоять из однородной, хорошо измельченной и промешанной массы.

  1. Практическая работа «Приготовление салата из крабов» (40-45мин.)

Текущий инструктаж. Дегустация блюд.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)

  1. Каково значение рыбных блюд в питании?

  2. Перечислите признаки доброкачественности свежей рыбы?

  3.  В чем заключается первичная обработка рыбы?

  4. Какие виды тепловой обработки используют при приготовлении рыбных блюд?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

п.   читать. Записать любимый рецепт блюда (из рыбы) вашей семьи. Найти и записать 5-6 полезных советов по приготовлению рыбы.

Урок по технологии 6 класс «Блюда из рыбы»

Разработка урока по разделу «Кулинария» в 6 классе с использованием ИКТ

«Приготовление блюд из рыбы»

Разработка урока по кулинарии в 6-м классе

«Приготовление блюд из рыбы»

Раздел: кулинария.

Класс: 6.

Тема урока: приготовление блюд из рыбы.

Тип урока: урок сообщения  новых знаний, систематизации знаний и умений.

Цель урока: Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, выполнением санитарно – гигиенических требований.

Задачи:

образовательная — способствовать формированию  навыков культуры труда, учить работам по разделке и приготовлению рыбы.

развивающая – развивать эстетический вкус.

воспитательная– воспитание точности, аккуратности, умению планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.

практическая — научить выполнять первичную обработку рыбы, снимать рыбное филе, оформлять холодные закуски.

Дидактическое обеспечение урока:

методы обучения: инструктаж, практическая работа, дидактические игры.

форма проведения: урок с применением ИКТ

межпредметная связь: география, история, литература, экология

оснащение урока: посуда и инвентарь, инструкционные карты, карточки – задания.

оборудование урока: инструменты и приспособления для первичной обработки рыбы (рыбочистки), доска и нож для сельди, ножи  и доски для вареных овощей, селедочница.

продукты: сельдь – 1 шт (200 – 300г), картофель,  морковь, лук репчатый, свекла , растительное масло, зеленый лук или зелень петрушки.

профориентация -технолог

время: 2 урока по 45 минут.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Здравствуйте девочки!  Я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении.  Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего настроения.

2. Сообщение  темы и задач урока.

Чтобы понять, что мы будем  изучать сегодня на уроке вы должны  отгадать загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток», «Крылья есть да не летает, глаза есть да не мигает, ног нет, да не догонишь».

Ответ: рыба.

Тема урока: «Приготовление блюд из рыбы». Задача нашего урока: научиться определять доброкачественность рыбы, разделывать сельдь и  готовить из нее холодные закуски. (слайд  1)

3. Вводная беседа.

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе  содержатся витамины  А  и  Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням.  (слайд 2)

По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его.
Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира.
В водах нашей страны обитает более 1 тысячи рыб. Многие из них являются промысловыми, т.е. их добывают организованным порядком и продают в магазинах.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом.  (слайд 3).

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака.  (слайд 4).

Рыба служила людям одним из главных продуктов питания с незапамятных времен.
Раскапывая стоянки первобытного человека  археологи находят этому красноречивые свидетельства. Им попадаются костяные  рыболовные крючки, гарпуны, и даже куски сетей из бересты. Выходит, что уже в каменном веке люди ловили рыбу. (слайд 5)

В древности на Руси ели в основном речную рыбу. Это обуславливалось тем, что славянские племена селились по берегам многочисленных рек и речушек.   Это и определило широкое распространение рыбных блюд в  нашей национальной кухне. Широкому употреблению рыбы способствовали и традиционные посты. Рыбу разрешалось,  есть в периоды многих постов и блюда из нее назывались полупостными. Было запрещено во время постов употребление мясной и молочной пищи и тогда рыбные блюда приобретали особое значение. 
Морская рыба стала постепенно появляться на русском столе лишь в 18 веке. Особенно,  после того как в 1721 году Петр 1 повелел  «для умножения торговли отдать северные рыбные промыслы в свободное пользование купечеству и другим людям». 
Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства. 

(слайд 6 или фрагмент фильма «Иван Васильевич меняет профессию» со слов:  «Царь трапезничать желает…

С каждым столетием рыболовный опыт человечества становился все солиднее и прочнее, и уловы росли. В 1800 году на  Земле было выловлено 1,2 миллиона тонн рыбы, по полтора килограмма на каждого жителя планеты, то в1980 году 71 миллион тонн, в среднем по 16  килограммов на человека.
Но запасы рыбы не бесконечны, перемены в климате, различные плотины, которые встают на пути рыб, следующих на нерест, загрязнение водоемов отходами производства, нефтью, мазутом и бытовым мусором, приводят к тому, что рыбы становится все меньше, поэтому во всем мире ведется борьба с загрязнением  рек и других водоемов, запрещен лов рыбы во время нереста. (слайд7)
Однако ученые считают, что ущерб, нанесенный водоемам,  поправим, но пока человечество вынуждено мириться с тем, что ему вместо знакомых леща и судака, предлагают непривычные и незнакомые виды морских рыб.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них  навеки
Студеная и чистая вода.

Стих читаю на фоне слайдов  8, 9, 10.

Вопрос к учащимся: Чем  вы можете помочь в борьбе с загрязнением водоемов?

Вопрос к учащимся: В каком виде  поступает рыба в магазины?

Предполагаемый ответ учащихся:   В торговую сеть рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, а также в виде филе .

Комментарий учителя к ответам учащихся.

Вопрос к учащимся:  Что такое филе?

Предполагаемый ответ  учащихся: Мякоть рыбы без костей. Конечно самая вкусная и питательная рыба – живая. Чаще всего это пресноводная рыба:

речная или выращенная в специальных рыбных хозяйствах. Это толстолобик,  сом, стерлядь, сазан, щука, судак и другие, которые лучше переносят содержание в аквариумах.

Рыба, подвергнутая  охлаждению до 0°,  называется охлажденной, она обладает практически теми же качествами, что и живая.

Охлажденную до — 6º, — 8º  рыбу считают мороженой. Хранить ее на холоде можно длительное время. Это очень удобно, как в домашних условиях, так и на предприятиях общественного питания.

Соленая рыба бывает слабосоленой, среднесоленой и  крепкосоленой в зависимости от содержания в ней соли 6 -10%, 10 – 14%, 14 и более %.

Вяленой называется рыба, которую слегка просаливают, а потом высушивают при  температуре 20 -25  градусов, в естественных условиях (вобла, тарань, теша, балык)

Сушеная рыба  — обезвоженная  ( высушенная) в естественных или искусственных условиях, предварительно подсоленная. Перед приготовлением блюд ее обычно вымачивают.

Копченая  рыба – продукт, готовый к употреблению. Есть два способа копчения горячий и холодный. В процессе горячего копчения рыбу обрабатывают вкусовым посолом и коптят при температуре 75 – 150 градусов, при этом она пропекается в собственном соку, поверхность приобретает золотистую окраску.

Холодным способом коптят подготовленную рыбу при температуре 25 – 35 градусов. Преимущественно она стойка к хранению.
Рыба – скоропортящийся продукт. Поэтому вам надо научиться определять ее доброкачественность.
Несвежая рыба имеет неприятный гнилостный запах. У недоброкачественной рыбы мутные и впалые глаза, потемневшие жабры. Чешуя легко отстает от кожи, вздутое брюшко, дряблая ткань.
Чтобы проверить доброкачественность замороженной рыбы, разогревают в кипятке нож и проткнув им рыбу, быстро вынимают и нюхают лезвие. С этой же целью копченую и соленую рыбу протыкают деревянной шпилькой и нюхают. Доброкачественность рыбы можно определить и по внешнему виду. Свежая охлажденная рыба имеет плотную консистенцию, жабры ярко – красные, глаза прозрачные, чешуя плотно прилегает. При нажатии пальцем ямка либо не образуется, либо быстро восстанавливается.

Первичная обработка рыбы. (слайд 11)

Разделывая рыбу надо быть очень осторожным из-за острых плавников и костей, которые при неумелом обращении с рыбой могут поранить руку.
Замороженную рыбу размораживают в воде комнатной температуры или на воздухе, тщательно моют, освобождая от слизи, которая легче смывается,  если рыбу предварительно натереть солью.
Первичная обработка рыбы заключается в размораживании мороженной или вымачивании соленой, разделке ее.

Разделка включает:

1. Очистку рыбы от чешуи специальными  рыбочистками или ножом. (слайд 12)
2. Разрезание брюшка от подхвостового плавника до головы. (слайд 13)
3. Удаление внутренностей. Очень важно удалить черную пленку, выстилающую брюшную полость,  если ее не убрать появляется горечь в готовом блюде, а у некоторых видов морских рыб она ядовита (например, рыба усач, рыба  маринка.) (слайд 14)
4. Удаление головы, плавников, хвоста – это делается ножом, а плавники , если они не очень крупные можно срезать ножницами. Голова, хвост, плавники не выбрасываются , из них готовится рыбный бульон. (слайд 15)
5. Потрошеную рыбу тщательно промывают холодной проточной водой. (слайд 16)
6. Рыбу пластуют при помощи ножа.  слайд 17)
6. Рыбу разделывают на полуфабрикаты. (слайд 18)

Тепловая обработка рыбы.  (слайд 19)

Тепловая обработка рыбы включает варку,  припускание,  жарение, тушение и запекание.

Варка  — нагревание пищевых веществ в жидкости (воде, бульоне, молоке ) при температуре 100 и более градусов. Наиболее полезна варка на пару, так как в готовом блюде сохраняются все витамины и полезные пищевые вещества.

Припускание – т.е. варка с малым количеством жидкости или в собственном соку продуктов.

Тушение – это варка продуктов в небольшом количестве жидкости (бульоне, воде, соусе) с различными пряностями.

Жарение – продукты нагревают на сильном жару без воды на масле или других жирах.

Запекание – жарение в духовке.

Рыбу используют для приготовления закусок, первых и вторых блюд. (слайд 20)
Рыбу рекомендуется длительное время подвергать тепловой обработке. Употребление плохо проваренной, или плохо прожаренной рыбы может привести к заражению паразитическими червями (широким лентецом). Наш Алтайский край – очень опасная в этом отношении зона. Во многих водоемах рыба заражена описторхозом.

Вводный инструктаж.

Сегодня на уроке мы будем готовить сельдь с гарниром. Во время работы необходимо соблюдать правила санитарии и гигиены и техники безопасности. Давайте вспомним эти правила.

Предполагаемые ответы детей:

1. Работать на разделочных досках, соблюдая маркировку.
2. При работе терками и ножами соблюдать осторожность.
3. Тщательно мыть руки перед, и после работы.

Полезный совет:

1. Чтобы после чистки сельди руки не пахли, перед тем как мыть, их нужно натереть солью.
2. Чтобы уничтожить запах сельди с ножа, надо сначала вымыть его с мылом, а затем протереть бумагой, смоченной подсолнечным маслом.
3. Чтобы не щипало глаза при нарезке репчатого лука, нож нужно опускать в холодную воду.

Работа по инструкционной карте.
Инструкционная карта «Приготовление сельди с гарниром».
(слайд 21)

Инвентарь и посуда: доски разделочные  ВО, СО, разделочная доска и нож для сельди, ножи для овощей,  селедочница.

Норма продуктов: сельдь – 52, гарнир – картофель – 55, морковь 30, свекла 40, лук репчатый -10, лук зеленый (или зелень петрушки) -5, растительное масло -10.

Разделка сельди.

1. Обмыть сельдь.
2. Обрезать край брюшка, хвост, голову и вынуть внутренности, зачистив пленки.
3. Сделать надрезы вдоль спинки и удалить плавник.
4. Снять кожу от головы к хвосту.
5. Разделать сельдь на филе, удалив при этом хребтовую и реберные кости.

Нарезка сельди.

6. Сложив два филе вместе, нарезать его прямо или наискось на кусочки шириной 1,5 – 2 сантиметра.
7. Нарезанные кусочки уложить на селедочницу, приложить голову и хвост.

Приготовление гарнира.

8. Очистить овощи.
9. Картофель, свеклу, морковь нарезать кубиками.
10. Репчатый лук нарезать кольцами.
11. Зеленый лук или зелень петрушки мелко нарезать.
12. Часть овощей нарезать фигурной нарезкой для оформления.

Оформление готового блюда (слайд 22)

13. Разложить нарезанные овощи вокруг сельди,   так чтобы они красиво сочетались по цвету и форме.
14. Перед подачей полить растительным маслом.
Требования, предъявляемые к качеству блюда «Сельдь с гарниром»
1. Сельдь должна быть нарезана примерно на одинаковые по величине кусочки.
2. Овощи, входящие в гарнир должны быть мягкими, не переваренными

3. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу,  разделывают сельдь, чистят и нарезают овощи, оформляют готовое блюдо, моют и убирают посуду.
Затем сервируют стол (слайд 23).

4. Заключительный инструктаж

Снятие пробы. Оценка качества приготовленного блюда. (слайд 24)

5. Закрепление пройденного материала.

Предлагаю учащимся вспомнить названия рыб, и отгадать ребус. (слайд25).

Рог        шуба
Лама    бак
Дар       сани
Вата     сидр
Ад         сук
Лото     столбик
Аз          сан
Вал       топ

Ответы: горбуша, камбала, сардина, ставрида, судак, толстолобик, сазан, плотва.

А теперь,  когда вы все знаете о рыбе пора отправляться на рыбалку.
С помощью импровизированной удочки, вместо крючка у которой прикреплен магнит,  учащиеся поочередно ловят рыбок, изготовленных из бумаги и скрепки, на рыбках с обратной стороны вопросы.

Вопросы для закрепления  пройденного материала.

1. Каково значение рыбных блюд в питании?
2. Перечислите признаки доброкачественности свежей рыбы?
3. В чем заключается первичная обработка рыбы?
4. Какие инструменты и приспособления используют при первичной обработке рыбы?
5. Какие правила безопасности труда надо соблюдать при первичной обработке рыбы?
6. Какие виды тепловой обработки используют при приготовлении рыбных блюд?
7. Составьте меню ужина, в которое входило бы рыбное блюдо.
8. Дайте рецепт приготовления популярного в вашей семье блюда из рыбы.

6. Профминутка (слайд 26)

На протяжении целого месяца мы  учились готовить различные блюда и вы узнали как нелегок , но интересен труд повара, как много повар должен знать и уметь делать.
Земля еще и потому щедра
Что в мире существуют повара
Благословенны их простые судьбы
А  руки,  словно помыслы чисты
Профессия у них добро, по сути
Злой человек не станет у плиты.

Я надеюсь, что и вы с добротой и любовью  будете готовить для своей семьи блюда,  которые научились готовить  на уроках труда.

7. Подведение итогов урока.

Сегодня за работу на уроке вы получили следующие оценки…

8.  Рефлексия.

На доске вешаю рисунок аквариума.

Настало время наполнить наш аквариум рыбками, но запустит рыбку в аквариум лишь тот, кто ответит на вопросы.

1. Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни
2. Интересно ли вам было работать сегодня на уроке?
Всем спасибо за работу!

9. Домашнее задание:

  • Составить кроссворд по теме «Рыба и блюда из рыбы»

  • Сделать Презентацию по теме «Рыба и блюда из рыбы»

  • Составить меню ужина, в которое входило бы рыбное блюдо.

10. Уборка рабочих мест и кабинета.

Дежурные моют и убирают посуду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *