Развивающие игры речь для детей 2 лет: Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет – Игры для развития речи ребенка в 2 года. Примеры.

Содержание

Игры для развития речи ребенка в 2 года. Примеры.

К 2 годам ребенок становится более самостоятельным. Малыш пробует без помощи взрослых одеваться, раздеваться, держать ложку, развивает и другие навыки. В этом возрасте малыш внимательно наблюдает за родителями и стремится во всем им подражать. Поэтому развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители. Их задача- общаться как можно больше с ребенком, дарить ему чувство заботы, любви и, конечно, играть с ним. Приведенные в нашей статье игры для развития речи ребенка в 2 года помогут при условии их регулярного проведения.

игры для развития речи ребенка в 2 годаРазвивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители.

Игры для развития речи ребенка в 2 года

Для того, чтобы начать развивать речевые навыки ребенка необходимо соблюдать главное условие. Нужно заинтересовать ребенка игровой деятельностью, а не заставлять его заниматься. Малыш должен видеть увлеченность процессом игры в глазах мамы или папы и чувствовать положительный настрой родителей. В противном случае ребенок не проявит желания к выполнению предлагаемых игр. Помимо этого, не пытайтесь провести сразу много игр. Сначала проведите одну игру. Если малыш устал — переключите его на другую деятельность.

Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь (слова, которые малыш понимает и слова, которые может произносить). Нужно развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, работать над грамматикой. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики и активности детских пальчиков.

Примеры игр для развития речи ребенка. Мама играет с дочерью в телефон.Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь

Примеры игр для развития речи ребенка

Чтобы процесс был наиболее эффективным и полезным мы приготовили специально для вас примеры игр для развития речи ребенка в 2 года.

Игра «Маленький-большой»

Возьмите 2 стаканчика разного размера и объема. Вложите маленький стаканчик в большой и покажите их ребенку. Затем достаньте в его присутствии стакан меньшего размера из большого со словами: “Маленький”, “Большой”. Предложите малышу самостоятельно вложить один стакан в другой.

Игра «Контрастные размеры»

После освоения первой игры, можете переходить к ее усложненной форме. Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого. Попросите малыша сложить стаканчики обратно. Ничего страшного, если у ребенка в первое время это не получится.

Игры на развитие речи ребенка в 2 года. Три стаканчика.
Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого.

Аналогичным образом предложите малышу сравнить 3 игрушки разного размера. Расставьте их в ряд: маленькая, средняя, большая. Называйте размеры, попросите малыша повторять за Вами. Затем поменяйте игрушки местами. Пусть ребенок постарается расставить их в изначальном порядке.

Игра «Прятки с картинками»

Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик. Разложите их перед малышом и назовите каждое животное. Затем попросите ребенка показать собаку, например. После того, как покажет, пусть оставит картинку себе. Так проделайте со всеми карточками. В итоге, у малыша окажутся все изображения.

Игры для развития речи ребенка. Карточки с животными.
Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик.

Далее попросите ребенка вернуть карточки. Разложите их в 2 ряда. Скажите: “Сейчас я спрячу зайчика”. Переверните картинку изображением вниз. Аналогичным образом переверните все карточки. Теперь спросите малыша: “Где спрятался зайчик?”. Пусть покажет пальчиком, затем перевернет изображение. Проделайте подобное действие со всеми картинками. Подбадривайте малыша, хвалите за правильные ответы.

Игра «Строим высокую башню»

Научите малыша строить башню. Сначала покажите, как ее создавать из кубиков. Затем предложите использовать для строительства башни нетрадиционные материалы. Это могут быть пластиковые баночки, контейнеры, стаканчики, пластмассовые крышки от бутылок, банок, флаконов, картонные коробочки, крупные пуговицы и многое другое. Устройте веселое соревнование на создание самой высокой башни.

Игра «Проказник — язычок»

Скажите малышу, что язычок не послушался и убежал из дома на улицу. За это его надо наказать. Постепенно высовывайте язык, прикусывая его от кончика до корня, произнося “Та-та-та”. Затем постепенно прячьте язык, также прикусывая его и ругая “та-та-та”. Попросите малыша повторить за Вами.

Игра «Что лежит в мешочке?»

Для игры понадобится маленький непрозрачный мешок. Возьмите 3-5 игрушек (хорошо знакомых малышу) и положите их в мешочек. Доставайте по одной игрушке из мешка (можно поручить это ребенку). Задавайте вопрос: “Что это?”. Если ребенок отвечает правильно, то хвалите его. Не ругайте малыша, когда он искажает слова. Например, вместо слова “машина” говорит “би-би”, вместо “собака” — “ава” и т.д. Ребенку в возрасте двух лет удобнее лепетать. Со временем он начнет говорить правильно. Если же родители постоянно поправляют малыша, он может замкнуться в себе и вообще перестать разговаривать.

Игра «Ворота»

Возьмите 2 стула и сделайте из них ворота. Соберите любимые игрушки малыша и проводите их в ворота. Хоровод лучше проводить под веселую музыку. При этом произносите слова:

Вот, вот, вот, вот,
Водим дружный хоровод !
Ежик с медвежонком,
Белочка с зайчонком!

Игра «Микрофон»

Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон. Например, пусть расскажет стишки, исполнит любимые песенки в караоке. Можно проводить инсценировки, изображать животных. Скажите малышу, чтобы он прислушивался к произносимым звукам.

Примеры игр для развития речи ребенка в 2 года. Игра с микрофоном.
Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон
Игра «Что на картинке?»

Заранее подготовьте колоду карточек с изображением животных, птиц, ягод и фруктов. Можно купить готовые карточки. Можно также изготовить их самостоятельно. Для этого возьмите бумажные картинки, вырежьте и наклейте на картон. Предложите малышу вытянуть любую карточку. Если на картинке будет ягода или фрукт, ребенок должен постараться описать размер, цвет, вкус продукта. Если малыш вытянет карточку с изображением животного, то ребенку нужно рассказать о том, что он знает об этом животном. Пусть попробует изобразить повадки, походку, издать звуки, которые характерны для данного животного.

Игра «Покажи мне, где в комнате…?»

Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения (в этом возрасте ребенок не может выполнить подряд большее число поручений).

Игры для развития речи ребенка в 2 года. Мама рассказывает задание своей дочериПокажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения

Например, “покажи, где в комнате шкаф”, “где твой стульчик?”, “где светильник?”. Или “принеси мне красный мячик”, “покажи, где твоя кроватка”, “покажи, где телевизор”.

Игра «Цветные кубики»

Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе). Затем возьмите кубик одного цвета (при этом назовите цвет). Попросите малыша найти кубик того же цвета. Затем поменяйте кубики местами. Возьмите кубик другого цвета, называя его. Снова ребенок должен найти подобный кубик. После этого называйте цвета каждого кубика в ряду и просите малыша повторять за Вами.

Примеры игр для развития речи ребенка. Игра с цветными кубиками.Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе).

Игра — лучшее средство общения с малышом. Если Вы будете регулярно с Вашим 2-годовалым ребенком использовать описанные игры, то эффект от занятий не заставит себя долго ждать. Хвалите ребенка, когда он правильно выполняет задания. Если у малыша что-то не получилось, то это не трагично. Не обрушивайте на него свой гнев. У ребенка все получится в другой раз.

Если по прошествии двух-трех месяцев систематических занятий речевые навыки малыша не прогрессируют — это повод для обращения к специалистам. Возможно, у малыша имеются серьезные речевые нарушения, причины которых могут быть различны. Подобные нарушения необходимо корректировать медикаментозным или другими видами лечения.

Успехов Вам!

Как научить ребенка говорить в 2 года: занятия, приемы и упражнения

Под воздействием речи у 2-летнего ребенка формируются психические процессы, память, мышление. Посредством общения малыш познает окружающий мир, социальный опыт, управляет собственной деятельностью. В 2 года наступает важный этап в развитии, когда кроха активно овладевает речью. В данный период важно заниматься с малышом, стимулировать речевую деятельность.

СодержаниеСвернуть

Развитие ребенка в 2 года

Знакомство с алфавитом с игровой форме

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи. Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир. Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Ребенок в 2 года говорит набором слов («мама пи» − мама, хочу пить, «баба Паша пошел» − баба и я пошли и т. д.), осмысленность и правильная цепочка слов появляются ближе к 3 годам. Родителям следует не повторять детский лепет, а помогать малышу правильно оформлять предложения, логически выстраивать слова, говорить правильно.

Совместная развивающая игра матери с ребенком

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие. Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Задержка речевого развития

В 2 года из речевых отклонений психологи и неврологи могут диагностировать ЗРР (задержку речевого развития). Необходимо понимать, что диагноз во многом ставится из-за субъективных показателей: малыш не знает счет, стих, не может ответить на вопросы. Каждый ребенок индивидуален, может стесняться при докторе. Либо скудное количество слов, которое наблюдалось в 2 года, перерастает в активное говорение к 3 годам.

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования

Поставить диагноз ЗРР могут по признакам:

  • Ребенок не говорит совсем, указывает на предметы пальцем, вместо слов «мычание».
  • В словах часто встречается замещение звуков, перестановка.
  • Малышу затруднительно отвечать на вопросы взрослого.
  • Кроха с трудом складывает смысловые предложения из 2-3 слов.
  • Не понимает смыслового содержания прочитанной сказки, потешки, стихотворения.
  • Не может повторить за взрослым распространенное предложение («Маша пошла гулять на улицу»).
  • При говорении определенных звуков напрягаются мышцы лица, появляется подёргивание мышц.
  • Активный и пассивный словарь пополняется медленно, чем положено по норме.
  • Ребенку тяжело собирать картинки, кубики, пазлы из 4 частей.

Причины отклонения

Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.

Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.

Ребенок показывает пальцем на нужную вещь

Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.

Среди патологических причин ЗРР выделяют:

  • Неврологические нарушения.
  • Соматические патологии.

Рекомендации психолога и логопеда родителям

Начинать обучение необходимо с раннего возраста, два года − подходящий период для развития психологических процессов, говорения посредством активной совместной деятельности. Проводить занятия с ребенком можно несколько раз в день, дома, во время прогулки. Чтобы запускать процесс овладения речью, следует выполнять ряд простых правил:

  • Помогать крохе осваивать окружающий мир. На улице (особенно в летний период) больше говорить с малышом о явлениях природы, какого цвета окружающие предметы, как называются животные, пробегающие мимо, посещать музыкальные театры, цирк.
  • Развивать моторику мелкую и крупную, заниматься лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразный пластилин: мягкий, кинетический, пластик, цветное тесто. Занятия способствуют развитию психических процессов, усидчивости, что отражается на быстроте освоения речи.
  • Учить с малышом названия животных, как кто говорит.
  • Малыши любят слушать, как взрослые читают сказки и стихи. Ошибочно мнение, что ребенок не развивается при несамостоятельном чтении произведения. При прослушивании развивается мышление, память, восприятие, внимание, осмысливание. Важно задавать ребенку вопросы по ходу чтения сказки, обсуждать героев. Если малыш не разговаривает, родители сами показывают ему пример: «Ух, какая лиса хитрая, да?».

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Игра в ладушки

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Как научить разговаривать ребенка в 2 года? Делюсь опытом!

Автор vikaredaktor На чтение 11 мин. Опубликовано

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.


Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание.

Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым. Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику. Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»). Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля». Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

Поиграем с игрушкой

Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д. Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы. Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

Мохнатый щенок

Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

Едем на паровозе

Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку. «Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

Изучаем животных

Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Разговор по телефону

Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

Накорми зверушек

Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу. Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех. Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

Наводим беспорядок

Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться. Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься. Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

Игра с прищепками

Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

игры для развития речи ребенка примеры

Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

Мамины помощники

Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

Что любит кушать?

Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки. Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д. Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

игры для развития речи детей

Теремок

Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи». Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь. Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

Прячем части тела

Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка». «А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра. Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

Покорми птичку

Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку. Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона. Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.

Успехов Вам!

Игры, задания и упражнения для развития речи. Ч.1.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

 

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.  Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

 

Малышу от года до трех лет необходимы  занятия с развивающими игрушками,  чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые  образцы для повторения:  междометия (ах, ой), звукоподражания  (би-би, мяу),  упрощенные слова  (бух, ляля).

Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить  игры по развитию голоса  (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).

Кроме голоса следует  развивать дыхание.

Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.

У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать  логопедический массаж  и  пассивную артикуляционную гимнастику,  а такжемассаж кистей рук  и  пассивную,  а затем и  активную пальчиковую гимнастику.

Мозг ребенка – очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения.  Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает.  Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.


 

 

Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова,  – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4  см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5  см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»

 

?  Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т.  п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа)  – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Нельзя! (с 1 года)

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

?  Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)

Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т.  п.).

Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»

Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.

?  Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)

Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т.  п.).

Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»


 

 

Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.

 

?  Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)

Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).

Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.


 

 

Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

 

? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

?  С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)

Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

?  Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.

Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)

Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.

Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.


 

 

На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.

 

? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)

С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:

–  Вот кошечка бежит – топ-топ-топ!  (Двигайте игрушечную кошечку.)  Что она говорит?

–  Мяу-мяу! Кушать хочу!

–  Садись, кошечка, за стол!  (Посадите кошку за игрушечный столик.)

–  Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

–  Э-э-э! Кушать хочу!

–  Садись, мишка, за стол!  (Посадите мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.


 

 

Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

 

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет)

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Кто это? (с 2 лет)

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т.  д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т.  д.

Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т.  д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Что делает? (с 2 лет)

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т.  п. (для одной игры – не более пяти картинок).


 

 

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Слушай и выполняй (с 2 лет)

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т.  п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет)

Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».


 

 

Такие же действия произведите с остальными игрушками.

 

? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Игрушки-шалуны (с 2 лет)

Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса?  На  голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска  под  столом,  под  стулом,  под  кроватью» и т.  д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы:  за  шкаф,  за  кресло,  за  спину,  за  дверь,  за  занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит  у  папы,  у  мамы,  у  бабушки и  у  самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»


 

 

В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

 

? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

Кто за дверью? (с 1 года)

Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»

В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.

Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т.  п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»

? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? (с 1 года)

Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»

Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Музыкальные игрушки (с 1 года)

Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу  (ам-ам),  учите ходить  (топ-топ),  а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь  (ля-ля-ля),  танцевать  (тра-та-та),  хлопать в ладоши  (хлоп-хлоп),  прощаться  (пока-пока).

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Голоса животных (с 1 года)

Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т.  д.

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.


 

 

Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

 

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Кто в сказке живет? (с 1 года)

После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Заводные игрушки (с 1 года)

Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.

В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т.  д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.

?  Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Простые упражнения для развития речи детей 2-3х лет — логопедические упражнения для детей 2 3 лет — запись пользователя Лида (li1197) в сообществе Игры с детьми в категории Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, ск

Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

Упражнение «Поцелуй маму». Вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «Покажи зубки». Растягиваем губы в улыбке.

Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

Упражнение «Надуй щеки». Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

Звук [А]

Упражнение «Птенчики». Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“Ам»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут ,но не шумят,

Мама зёрнышко несет!

Открывай пошире рот!

Звук [И]

Упражнение «Улыбка». Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

Звук [О]

Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами , округляем губы и выдвигаем вперед :

Шарик губками возьми,

«О-о-о» тихонько потяни.

Звук [Э]

Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

«Э-э-э», -как мишка вы пропойте ,

Ротик широко откройте.

Звук [У]

Упражнение «Слоник». Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

На слоненка погляжу ,

Губы трубочкой сложу.

Звук [Ф]

Упражнение «Зайка». Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то,что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать ,используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

Ушки — на макушке,

А зубки — на губке:

Ф-ф-ф-ф-ф-ф!

Звук [В]

Упражнение «Ветер».Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейки прижимай,

Голосочек подключай : в-в-в-в-в-в!

Звук [П]

Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

Воздух в носик набирайся,

«П»сквозь губы прорывайся!

Звук [Б]

Упражнение «Голосок». Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса).

Б» легко произнести,

Голосочек подключи.

Упражнение «Колыбельная»

Баю-баюшки -баю,

Баю куколку мою!

Звук [Т]

Упражнение “Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

Кто же так стучит — тук,тук?

Язычок, наш верный друг.

Звук [Д]

Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами , как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом . Чтобы почувствовать работу голоса , используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

Мы построить дом хотим.

Работу язычкам дадим .

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем .

«Д» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

Звук [М]

Упражнение «Корова». Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит : «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

«Му-му-му,- мычит корова.-

Забодаю Таню с Вовой».

Звук [Х]

Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого , затем у себя.

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Звук [С]

Упражнение «Язычок отдыхает».Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

Язычок наш загорает.

Лежит, спокойно отдыхает

И тихонько напевает : «И-и-и».

Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

нормы, упражнения, игры для речевого развития детей

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи детей 1-2 лет

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

От чего зависит развитие речи детей

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Правила развития речи детей

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные упражнения для развития речи

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Логопедические упражнения и игры для развития речи

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о