Развитие девочки в 9 лет: Развитие ребенка в возрасте 9 лет – Развитие ребенка от 9 до 10 лет. Как развивать?

Развитие ребенка в возрасте 9 лет

Малыш

Физическое развитие в 9 лет

В возрасте 9 лет рост может произойти активный «скачок» роста. Однако это характерно не для всех детей. В этом возрасте рост мальчиков 9 лет находится в таком диапазоне — 121-136 см, а вес — 22-31 кг. Девочки в 9 лет весят 23-31 кг при росте 124-137 см.

Начинается возраст, когда ваш ребенок превращается в подростка. В это время детская фигурка может существенно измениться: у одних она становится коренастой, у других прорисовывается худоба. Все индивидуально! Физиологические изменения, которые начинаются в девятилетнем возрасте, зависят от активности ребенка, иммунитета, работы эндокринной системы и генетической предрасположенности.

В возрасте 9 лет начинается развитие вторичных половых признаков: у мальчиков рост волос в паху и в подмышечной впадине, развивается мускулатура. У девочек в 9 лет округляется грудь, повышается чувствительность сосков, происходит выделение ареолы. Гинекологи предупреждают мам, что у каждой десятой девочки в этом возрасте уже начинается менструация.

В девятилетнем возрасте дети очень активны. Их двигательная моторика практически усовершенствована, что позволяет расширить перечень разрешенных видов спорта.

Психологическое развитие в 9 лет

Мамы и папы, ваш ребенок вступает в тот возраст, который психологи называют предпубертатным. Поэтому готовьтесь к появлению нового в детском поведении, в характере и привычках. Если в начале девятого года жизни сын или дочка одинаково ровно общаются с родителями, по мере взросления могут наблюдаться резкие перепады настроения.

Авторитет семьи пока еще довольно силен, однако мнение друзей-ровесников становится все более важным. В этом возрасте в каждой детской группе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Явно выделяются отличники, аутсайдеры, дети, которые лучше других бегают или являются зачинщиками шалостей и генераторами блестящих идей.

Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.

Навыки и умения в 9 лет

В девятилетнем возрасте ребенок уже отлично ориентируется во времени. Читает с удовольствием и для удовольствия (родителям нужно постоянно стимулировать это). Знает правила поведения в обществе, и если в семье их тоже соблюдает, ведет себя хорошо. Имеет чувство юмора. Чувство справедливости в этом возрасте может быть обострённым. Имеет развитые навыки самообслуживания. Способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Достаточно чисто пишет и рисует.

Питание ребенка в 9 лет

Мальчики в девятилетнем возрасте отличаются повышенным аппетитом – едят много и с удовольствием. И это понятно – организм активно растет. Аналогичная ситуация и с девочками. Но если ваша девочка вдруг услышала что-то о диетах, она может отказываться от еды, что чревато нарушениями в развитии.

Следите за тем, чтобы ребенок полноценно ел трижды в день и два-три раза перекусывал полезными продуктами (фруктами, овощами и продуктами, содержащими сложные углеводы).

Мамы, ваша задача – организовать правильное питание ребенка. Мальчики и девочки не должны переедать, увлекаться жирным и сладким. В этом возрасте любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.

Следите за тем, чтобы на вашем столе будут только свежие натуральные продукты без консервантов, подсластителей, загустителей и прочих изобретений современной пищевой промышленности. Магазинным сокам предпочитайте домашние свежевыжатые или собственноручно сваренные морсы и компоты. Вместо покупки колбасы и сыра готовьте буженину; магазинные конфеты и печенье заменяйте сухофруктами и домашней низкокалорийной выпечкой. Пусть ваши дети не знают, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола.

Мама

Вы – супер-мама: и домашний уют обеспечиваете, и ребенку помогаете с учебой, возможно, есть и другие дети, которые нуждаются в вашей заботе и любви. А еще работа, хозяйственные заботы… Как белка в колесе, верно?

Не забывайте о своем здоровье! Детям нужна здоровая, спокойная и счастливая мама! Поэтому используйте время отдыха именно на отдых, а не на другие дела.

Совместные будни

Родителям очень важно активно уделять ребенку внимание, чтобы его внимание не переключилось на что-то другое. Поэтому, папы и мамы, когда вы не работе, будьте любезны, общайтесь с детьми!

На выходных посещайте спектакли, выставки. Детям очень нравятся мюзиклы – не забывайте про них.

Если вы активная семья – вместе катайтесь на велосипедах, роликах, зимой на лыжах и коньках.

Папы могут приобщать сыновей к работе в доме – что починить, например. А мы вместе с девочками печь и готовить.

Уважаемые родители, помогайте ребенку расширять свое мировоззрение (читать литературу, изучать историю и географию вне школьной программы), углубляться в изучение иностранных языков. Возраст 9 лет — творческий порыв школьника к изобразительной деятельности, построению бумажных моделей, лепке, вышивке, плетению гобеленов, бисероплетению.

Если ребенок не пробовал настольные игры, заинтересуйте его ими. Актуальны игры с картами, домино, лото и шахматами. Не теряют популярности пазлы и сложный конструктор. На второй план отходят машинки, пистолеты, куклы и мягкие игрушки.

В этом возрасте детям свойственно все систематизировать, классифицировать вещи по своим придуманным признакам. В большинстве случаев это проявляется в коллекционировании марок, карточек, игрушек, брелоков…

Полезные советы

Будьте своему ребенку другом!

Родители, которые искренне интересуются жизнью своих детей и принимают в ней активное участие, имеют хорошие шансы стать «своими в доску» и всегда быть в курсе того, что происходит в детской жизни.

Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.

В возрасте 9 лет дети начинают проявлять независимость. Как справиться с этой ситуацией: попробуйте признать потребность ребенка в независимости и предоставить ему возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Сделать это можно, закрепив за ребенком определенные домашние обязанности, но с условием, что ребенок сам будет решать, когда приступать к их осуществлению, а вы не будете его контролировать. Если ребенок будет знать, что только от него ожидается выполнение каких-либо дел, он будет чувствовать себя востребованным и полезным, не говоря уже о том, что чувство независимости неизбежно будет расти.

Учите ребенка отстаивать свое мнение

В этом возрасте дети сильно зависимы о мнения окружающих. Они не любят сильно отличаться от сверстников. Поэтому ребенок может не надевать то, что его друзьям не понравится, к примеру. Важно научить ребенка быть индивидуальностью! Убеждайте в том, что все люди разные, и принятие в компании зависит не от физических параметров человека, а от его самоуважения, поведения и личностных качеств.

Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание. Подавайте личный пример: основу рациона должны составлять свежие фрукты и овощи, на столе всегда должны быть зерновые продукты (хлеб, каши, цельнозерновые макароны), молочные продукты с пониженным содержанием жира, рыба и морепродукты, диетическое мясо. Учите ребенка выбирать продукты, богатые сложными углеводами и не содержащие транс-жиров.

Чтобы оградить ребенка от вредных привычек, рассказывайте о вреде курения и употребления алкогольных напитков,

Будьте в курсе успеваемости ребенка, но не смотрите исключительно на оценки, которые зачастую бывают не слишком объективными. Важнее желание ребенка узнавать что-то новое, интерес к предмету, усидчивость и упорство.

Не ждите, пока ребенок окончательно повзрослеет, чтобы говорить с ним о сексе. Многие дети в девять лет знают о взаимодействии полов больше, чем вы можете себе представить. Вы ошибаетесь, если полагаете, что девять лет – слишком ранний возраст для серьезных бесед. Открытый диалог о физиологических и психологических изменениях ребенка очень важен, поскольку только он дает вам гарантию, что ребенок будет владеть правильной информацией о сексе и верно интерпретировать свое и чужое поведение. Если вам некомфортно разговаривать со своим ребенком на такие деликатные темы, попросите школьного психолога или врача провести с ребенком беседу. Рассказывайте ребенку о заболеваниях, передающихся половым путем, и об исключительной важности барьерной контрацепции.

У вашего ребенка сейчас такой возраст, когда важно и нужно знать правила безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь.

Список дел

  1. Каждые полгода с ребенком посещайте детского стоматолога.
  2. Планируйте выходные так, чтобы больше времени проводить с ребенком. Старайтесь разнообразить детский досуг.
  3. Запишитесь на спортивные занятия.
    Хорошо, если это в той же самой спортивной школе, где тренируется и ваш ребенок. Вы и хороший пример будите показывать, и для здоровья (фигуры) полезно.

Психологические особенности, которые присущи девочкам 6-9 лет

В статье мы расскажем о психологии девочек: особенности развития в 6-9 лет. Вы узнаете основные психологические особенности, которые присущи девочкам в 6-9 лет в эмоциональном развитии, общении с родителями, учебой, играми и поведением. 

Мозг вашего ребенка направляет и программирует рост всего тела. Этот рост означает, что структуры мозга, участвующие в обучении, памяти, двигательном контроле и любой другой функции мозга, были созданы к 5 годам. Эти связи, называемые синапсами, являются основой всех движений, мыслей, воспоминаний и чувств человека.

Детям легко учиться и принимать новую информацию в возрасте  6-9 лет, поэтому, в этот период, следует поработать над убеждениями и картиной мира вашего ребенка. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Особенности психологического развития в 6-9 лет у девочек

Рассмотрим по пунктам основные особенности психологического развития у девочек в возрасте 6-9 лет.

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Особенности поведения девочек 6-9 лет

К этому периоду у девочки сформировалось чёткое понимание того, кто есть она и тот образ, на который она хочет быть похожа. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Есть некоторые особенности поведения девочек 6-9 лет, которые характерны именно в этом возрасте:

  • низкая самооценка;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам;
  • отказ от публичных выступлений;
  • замкнутость.    

Также девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду, стараются быть похожими на маму, примеряют ее одежду и одалживают косметику. В возрасте 6-9 лет появляются первые хобби.

Если родители замечают интерес к какому-то виду спорта или занятию, стоит начать развиваться в этом направлении и помогать ребенку определиться с выбором. Возможно, в дальнейшем, хобби перерастет в профессию и принесет большие плоды. 

В этот период для родителей важно показать ребенку его сильные стороны. Это поспособствует развитию уверенности в себе и установлению связи с семьей. Девочка поймет, что родители и близкие — это надежный тыл и им можно доверять. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Общение у девочек 6-9 лет

На этапе 6-9 лет социализация ребенка происходит полным ходом, поэтому этот возраст характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. 

У девочки уже складывается полноценное общение, часто не связанное с куклами и игрушками. Данный возраст позволяет собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Детская психология утверждает, что возраст 6-9 лет проходит через этап очередного кризиса. Особенности общения у девочек 6-9 лет могут заключаться в:

  • меняется оценка своего места в социуме;
  • новая среда —  школа;
  • новые социальные связи; 
  • общественная жизнь.    

В этот период родители должны быть внимательны к эмоциональному состоянию девочки и обращать внимание на то, как она контактирует со сверстниками, есть ли у нее друзья, нет ли социальной тревожности при общении из-за страха оценки. 

Родители не должны обесценивать чувства и переживания ребенка в эти моменты. Расскажите как это было у вас, как вы нашли первых друзей, с чего начинали.

Важно дать понять ребенку, что не нужно нравится всем, его ценность не в том, что думают о нем другие, а в том, что он просто есть. Общайтесь, советуйте и учавствуйте в жизни вашего ребенка, чтобы всегда предложить правильный вектор развития событий. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Эмоциональное развитие у девочек 6-9 лет

С одной стороны возраст 6-9 лет самый простой для родителей, а с другой — он связан с неизбежным началом формирования у ребёнка личного «Я», абсолютно независимого от мамы и папы.

Помогая вашему ребенку справиться с сепарацией сейчас, будет легче в будущем расставаться. Это особенно полезно, если у вашей девочки застенчивый, тревожный или робкий характер, так как она может быть более чувствительной к расставаниям.

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Эмоциональное развитие у девочки 6-9 лет имеет такие характерные особенности:

  • Адаптация к школьной жизни, регулярным учебным нагрузкам, привык к преподавателю, уверенно чувствует себя в коллективе.
  • Девочки 6-9 лет любознательны, настроены на активную познавательную деятельность и освоили некоторые навыки саморазвития.
  • Уже определился некий «статус» ребёнка в окружающем его обществе. Наблюдается активное общественное, социальное развитие.
  • Меняются детские приоритеты, в жизни ребёнка появляются люди, чьё мнение способно перевешивать мнение родителей. Это могут быть лидеры среди сверстников, старших детей или чужих взрослых.
Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Отношения с родителями у девочек 6-9 лет

Поощряйте растущую независимость вашего ребенка. Калифорнийский семейный терапевт Джейн Нелсен, автор книги «Позитивная дисциплина«, считает, что задача воспитания заключается в том, чтобы найти баланс между воспитанием, защитой и контролем вашего ребенка.

Нужно дать ему возможность исследовать, экспериментировать и стать независимым, уникальным человеком. Поэтому позвольте вашему ребенку попробовать что-то новое, например, попробовать другую еду, найти нового друга или покататься на лошади, и не поддавайтесь желанию вмешаться.

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Если вы скажете: «Я сделаю это», это может усилить зависимость и снизить доверие вашего ребенка.

При построении отношений родителей с дочерью 6-9 лет нужно:

  • признать для себя важность более независимых отношений вашего ребенка с другими и ослабить хватку;
  • предложить вашему ребенку пригласить своих школьных друзей домой, чтобы попытаться наладить контакты с кем-то еще, кроме семьи;
  • относиться с глубоким уважением к своему ребенку и без критики при других детях, это тоже поможет сформировать здоровую самооценку. 
Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

 

Игры для девочек 6-9 лет

Одна из самых важных потребностей у девочки в период с 6-9 лет — это общение и принятие. Любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками.

Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться средствами коммуникации, а также взаимодействовать с другими без проявления агрессии.

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Большое значение в развитие навыков общения отводится сюжетным играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки и получает социальный опыт.

Помимо этого, многие сюжетные игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка доброе отношение к окружающим, научат его сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке.

Формированию волевых качеств ребенка способствуют игры, в которых есть элементы соревнования. Игры для девочек 6-9 лет исходя из основных психологических особенностей:

  • спортивные игры;
  • командные игры;
  • ролевые игры;
  • сюжетные игры.
Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Учеба у девочек 6-9 лет

Ведущей деятельностью девочки в возрасте 6-9 лет становится учеба. Именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывала девочка лет четырех, были мимолетными и ситуативными. В возрасте 6-9 лет переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерность, искусственная натянутость поведения.

Особенности учебы у девочек 6-9 лет:

  • появляется новая система отношений «ребенок-учитель»;
  • обучение терпению и кооперативности с помощью опыта;
  • язык — как средство общения и мышления;
  • память ребенка 6-9 лет развивается в двух направлениях —  произвольности и осмысленности.
Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Тревога у девочек 6-9 лет

Детские неврозы — явление не редкое. Факторов может быть много: тип нервной системы, генетика, деструктивные убеждения родителей, черно-белое мышление семьи и так далее. Ребенок,как губка, впитывает всю атмосферу в доме и привыкает к постоянному ощущению опасности. Как результат — высокая тревога с малых лет со всеми вытекающеми. 

Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха — угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой.

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Что нужно делать родителям в случае выявления тревоги у девочки 6-9 лет:

  • доверительная беседа с ребенком о страхах и тревогах;
  • спокойная реакция на ответ ребенка о страхах, без критики и порицаний;
  • попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха;
  • нарисовать страх или инсценировать его в игре, прожить на воображаемом опыте.
Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Первая менструация у девочек 6-9 лет

Девочка в возрасте 6-9 лет может начать задавать вопросы касательно своего взросления, о том, как изменится ее фигура в будущем, откуда берутся дети. Это нормальные вопросы и естественный интерес, но бывает так, что одними вопросами только не обходится и у ребенка в возрасте 6-9 начинается менструация.  

Самые первые месячные в медицине называются менархе. В среднем они начинаются у девочки в 12-13 лет, однако нормой считается также возраст от 9 до 15 лет. Бывают случаи, когда месячные начинаются и в 7 лет. 

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет

Стоит поговорить о менструации до того момента как она началась, когда ребенок неожиданно обнаруживает кровь из половых органов, то часто думает, что умирает и боится сказать родителям. 

По каким признакам можно понять, что у девочки 6-9 лет скоро начнутся месячные:

  • первые белые выделения из влагалища где-то за пол года до начала менструации;
  • увеличение груди и бедер, формирование талии;
  • появление волос в области лобка и в подмышечных впадинах;
  • плаксивость и раздражительность;
  • случаи обмороков за пару недель до первых месячных;
  • сильная потливость.

Теперь вы знаете психологию девочек и особенности их развития в возрасте  6-9 лет, можете воспользоваться нашими советами и помочь своему ребенку пережить сложные периоды. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Высокочувствительные дети: что делать и как помочь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему тревожному ребенку сложнее учиться в школе

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Особенности психологии дошкольника: что нужно знать родителям о детях 5-7 лет

Возрастные особенности развития детей 9-11 лет

«Возрастные особенности развития детей 9-11 лет»

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребёнка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребёнок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем родителей», а представителем общества, имеющим определённый статус, и ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время  младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла   (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребёнок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребёнка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребёнка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребёнка  во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учёбой. Задача взрослых – помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий

  • развитие нового познавательного отношения к действительности

  • ориентация на группу сверстников

Особенности подростков в возрасте 9-11 лет

Признаки развития

  • постоянный физический рост;

  • совершенствование навыков;

  • осознание моральных и нравственных ценностей;

  • способность сосуществовать со своими сверстниками;

  • здравая позиция по отношению к самому себе.

Физическое развитие

Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса 2 кг, окружности грудной клетки 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена нерезко: у мальчиков вес несколько больше, чем у девочек, но у девочек до 10—11 лет относительная длина ног к длине тела больше, чем у мальчиков.

Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте относительно редко болеют и получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Они ищут приключения, впечатления и физические упражнения. В ответ на внешний раздражитель, каким являются физические упражнения, развиваются и совершенствуются условно-рефлекторные связи. В результате возникновения условно-рефлекторных связей, обеспечивающих приспособление организма к новым предъявляемым условиям деятельности, происходят изменения морфологического и функционального характера. Эти изменения благодаря регулирующей и координирующей роли центральной нервной системы и адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы обеспечивают слаженную деятельность всего организма, повышают его работоспособность и функциональные возможности.

Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.

Мышечная сила у детей этого возраста еще недостаточно высокая, средний годовой прирост ручной динамометрии у 9—12-летних мальчиков, по данным Гицевич и Левиной, составляет 2,2 кг. В этом периоде недопустимы упражнения, дающие детям большую силовую нагрузку или требующие выносливости.

Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. К 9—11 годам наступает окостенение фаланг пальцев рук.

Дети этого возраста имеют относительно большую ширину просвета артерий и значительную эластичность сосудистых стенок, что создаёт благоприятные условия для работы сердца. Частота сокращений у детей больше (80—85 ударов в минуту), артериальное давление ниже (1О5/70 мм) и кровообращение совершается быстрее, чем у взрослых.

Регулирующая функция печени в отношении углеводного и жирового обмена у детей этого возраста отличается недостаточностью. Система теплорегуляции функционирует недостаточно.

Для данного этапа развития ребёнка имеется еще одно название – полуподростковый возраст, поскольку именно в этом возрасте начинается, так называемый, «переходной период». Происходит активная физиологическая перестройка организма, например, начинает более активно развиваться сердечно-сосудистая и половая системы, растут голосовые связки, что приводит к ломке голоса. Быстрые изменения могут стать причиной головных болей, быстрой утомляемости, и одновременно вызвать повышенную возбудимость, нервозность.

Психическое развитие

Как и первоклассник, ребёнок этого возраста также является хорошим наблюдателем, но он наблюдает внимательнее и мыслит логичнее. Он по-прежнему задаёт довольно много вопросов, как и дети более младшего возраста. Однако теперь он способен найти свои собственные ответы.

Ребёнку в этом возрасте нравится собирать коллекции. Он будет собирать всё, что угодно, большое или маленькое, и не ради качества, но ради количества. Пока не исполнится одиннадцать, он не будет пытаться каким-либо образом классифицировать свою коллекцию, если конечно, взрослый не поможет ему сделать это раньше. Стремление собирать коллекции может служить образовательным целям, так как таким образом можно заложить основы для изучения научных предметов. Ребёнок становится наблюдательнее, а при обсуждении и обмене коллекциями развиваются и улучшаются межличностные отношения ребёнка.

Детям 9-11 лет нравится исследовать всё, что им не знакомо. Это могут быть новые места на экскурсиях или в походах, или такие привычные предметы, как настенные или наручные часы, или любое механическое устройство. В этом возрасте он уже может понимать законы причины и следствия и обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Ребёнок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше начинает понимать абстрактные идеи.

Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребёнка необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество информации.

В психологическом развитии ребёнка подростковый возраст — это период, в течение которого происходит важнейший в становлении личности скачек от детства к взрослости. В процессе этого перехода, со всеми его составляющими, отмечаются сложные преобразования, выделяются психологически разные уровни, своего рода стадии развития подростка. Первый, который может быть условно назван «локально-капризным», отличается тем, что стремление 10-11-летнего ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому данный период называют локальным, а капризным потому, что в нём преобладают ситуативно-обусловленные эмоции. У одних стремление к самостоятельности проявляется в стремлении утвердить своё право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости. У других оно заключается в жажде получить признание их новых возможностей. У третьих – в желании участвовать в разнообразных делах, наравне с взрослыми, которые носят взрослый характер и получают общественную оценку.

В некоторых исследованиях показано, что возрастной интервал 10-12 лет — это «ничья земля», т. е. и не младший школьник, и не подросток.

Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Некоторые исследователи отмечают возникновение в этот переходный период кризиса самооценки. Причем недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности — общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Анализ психологических достижений ребёнка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения и, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребёнка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребёнку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребёнок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.

Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребёнка к переходу в среднее звено, так как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.

Социальное развитие

Ребёнок в этом возрасте приспосабливается к обществу вне дома и семейного круга. Теперь у родителей появляется возможность помочь ему действовать и думать независимо, подготавливая его к грядущему подростковому возрасту.

Когда ребёнок приспосабливается к обществу вне дома, он становится «присоединяющимся», и несомненно он станет членом какой-либо группы или компании. Эти компании или группы ровесников будут разделены по признакам пола, так как мальчики или девочки вообще чувствуют в этом возрасте определенный антагонизм по отношению к представителям противоположного пола. Родители должны заботиться о том, чтобы нравственные нормы детей, составляющих группу сверстников, не были ниже норм, предъявляемых к друзьям их ребёнка. По мере взросления ребёнка, группа сверстников будет приобретать для него все большее значение. Ни родители, ни учителя не смогут заменить её, но они должны делиться своим опытом с детьми в это время, и в подростковом периоде.

Начало полуподросткового возраста совпадает с переходом ребёнка из младшей в среднюю школу, где количество изучаемых предметов значительно увеличивается. Усиливается интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка. К тому же, у ребёнка начинается быстрый и неравномерный рост тела. Этот процесс часто вызывает временный отказ от нормального восприятия себя нового.

Именно в возрасте с 10 до 12 лет возрастает необходимость накапливать знания сразу во многих сферах и достигать самого высокого результата. Если ребёнку не удаётся быстро реализовать задуманное, то это часто приводит к разочарованиям и потере интереса к обучению. Родителям нужно быть особенно внимательным, ведь в этом возрасте может развиться «комплекс неполноценности». Поэтому важно поддерживать его виденье собственного будущего, даже если оно довольно часто меняется.

В младшем подростковом возрасте, в связи с началом полового созревания, возникают новые ощущения и эмоции (влюблённость, тяготение к противоположному полу). Соответственно усиливается внимание к этому вопросу. Ребёнку необходимо очень корректно, внимательно и доброжелательно рассказать о взаимоотношениях мужчины и женщины. К тому же, важно направить этот интерес в нужное русло и заложить основные морально-этические принципы поведения, ведь это повлияет на всю последующую жизнь ребёнка. Можно, например, предложить записаться в туристический или спортивный кружок, серьёзно заняться музыкой или ходить на уроки современного танца, ведь так можно привлечь внимание противоположного пола и повысить свой рейтинг среди сверстников.

В этом возрасте для ребёнка становится особенно важным признание среди ровесников. Возрастает потребность в коллективной деятельности.

Факторы риска и защиты среди детей 9-11 лет

Младший школьный возраст 7-11 лет в личностном развитии можно обозначить как ступень персонализации. Новой развивающей ситуацией в этом возрасте является поступление в школу, где предъявляются новые, мобилизующие требования, связанные с учёбой и расширением социального контекста. Центральной задачей развития для детей 7-11 лет является полноценное усвоение осмысленных навыков самопознания и познания окружающего мира, развитие способностей к саморегуляции, начало процесса полноценной идентификации. Сюжетно-ролевая игра, межличностное общение и учебная деятельность выступают в этот период в качестве ведущих факторов развития. К этому возрасту, дети должны иметь ряд основных базисных приобретений, которые послужат основой для развития в этом возрасте, а именно к 7-8 годам развиты базисные функций психики, сформирована кондиционная готовность к целенаправленному, систематическому обучению. В качестве основных агентов развития в этот период выступают родители, сверстники, учителя, значимые другие лица. При этом институализированную развивающую среду составляют семья и школа. К концу данного возрастного периода у ребенка должны быть сформированы следующие центральные новообразования возраста: словесно-логическое мышление, способность к рефлексии, анализу, формированию внутреннего плана деятельности; способность к произвольной регуляции поведения с навыками ответственного выбора; сформирован новый тип отношений с окружающими людьми; полноценное формирование навыков самопознания и познания окружающего мира.

Естественное развитие половой функции организма в этом возрасте начинает влиять на психическую жизнь ребёнка, вызывая пубертатный кризис. Поскольку «кризис всегда связан с аффектом», в предпубертатный период усиливается влияние эмоционально-волевой составляющей психики на развитие интеллекта ребёнка. Плавность психогенеза нарушается, что в учебной деятельности младшего школьника обнаруживается через снижение успеваемости, в изменении вектора интересов с учебной деятельности на межличностное общение, что усугубляется особенностями перехода из начальной школы в среднюю. Это время является определённым рубежом в ведущей деятельности детей и от его более или менее успешного протекания зависит многое в школьной, а часто и в дальнейшей социальной жизни человека. В этот период в адаптации, как активном процессе и результате процесса приспособления индивида к условиям социальной среды могут происходить нарушения. Они связаны как с внешней социальной ситуацией развития и названы «проблема пятого класса», так и с психологическими (внутренними) факторами. В случае постоянной неуспешности индивида возникает состояние дезадаптации.

Далее рассмотрим основные факторы и риска и защиты в отношении формирования отклонений поведения, включая потребление ПАВ, для детей в возрасте 9-11 лет. Для этого мы воспользуемся континуальным подходом, где на одном полюсе разместим факторы, определяющие уязвимость детей в отношении отклонений в поведении, а на другом полюсе разместим факторы предохраняющие или сдерживающие. При этом полюс «факторы риска» будем рассматривать как неадекватное развитие или несформированность качеств, свойств и т. д., обозначенных в полюсе «факторы защиты».

Факторы риска

Факторы защиты

академическая некомпетентность

неадекватные методы родительского воспитания и контроля

непринятие со стороны сверстников

школьная фобия

агрессивность

тревожность

депрессия

чувство неполноценности

недоверие

неуверенность

низкая самооценка

академическая компетентность

адекватные методы родительского воспитания и контроля

принятие со стороны сверстников

трудолюбие

эмоциональная устойчивость

инициатива

настойчивость

самоэффективность

межличностное доверие

уверенность

адекватная самооценка

Необходимо отметить, что средний возраст начала для расстройств поведения составляет 9 лет, соответственно профилактические мероприятия в этом возрасте приобретают особую значимость.

К тому времени, когда мальчик достигает 8 или 9 лет, имеется значительная корреляция между текущим уровнем агрессивности и проявлением агрессивных паттернов поведения спустя 10 или 14 лет; в 12—13-летнем возрасте показатели стабильности проявления агрессивности будут ещё выше на протяжении последующих 10 лет, и они являются сильным предиктором проявления агрессивности в будущем.

Мальчики обычно начинают проявлять антисоциальное поведение в возрасте от 8 до 10 лет, тогда как у девочек признаки такого поведения, как правило, появляются в возрасте от 14 до 16 лет.

В полном соответствии с вышеизложенным Дишон, Френч и Паттерсон обнаружили, что непринятие со стороны сверстников в возрасте 10 лет (наряду с сопутствующей академической неуспеваемостью) предсказывало вовлечённость в антисоциальную молодёжную группировку в возрасте 12 лет в большей степени, чем неадекватные методы родительского воспитания и контроля. Связь с антисоциальной молодёжной группировкой, в свою очередь, предвещает дальнейшую эскалацию отклоняющегося поведения. Связь с асоциальными сверстниками играет роль подкрепляющего и поддерживающего стимула для антисоциального поведения, начиная с детских лет и вплоть до подросткового возраста.

Личностно-социальная ответственность предполагает инициативу и настойчивость — способность самостоятельно выполнять какую-то задачу, доводя её до завершения. Два последних фактора проявляются примерно в 10-летнем возрасте и либо слабы, либо отсутствуют у детей меньшего возраста. Они также отражают поведение более высокого уровня, нежели простое удовлетворение первоочередных потребностей.

Депрессивный когнитивный стиль чаще формируется в том случае, если плохое обращение возникает до наступления ребёнку 11 лет, когда дети зависят от своих родителей, которые должны обеспечить формирование у них чувства межличностного доверия и личной компетентности.

Результаты исследований показывают, что отношение ребёнка к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного детства. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием его как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

Следует отметить, что неадекватные аффективные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребёнка, и носят защитный, компенсаторный характер.

Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений в группе. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит. Переживание стыда ребёнок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.

Таким образом, взрослый при взаимодействии с ребёнком должен постоянно помнить об особенностях его эмоциональной сферы, способствуя эффективной регуляции ребёнка и оптимальным способам его социализации. Так, например:

– необходимо научить ребёнка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды;

– не надо пытаться в процессе занятий с «трудными» детьми полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. Важно помнить, что ему нужен динамизм эмоций, их разнообразие;

– чувства ребёнка нельзя оценивать – невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции ребёнка – это результат длительного сдерживания эмоций.

Развитие ребенка в 9 лет (девятилетнего мальчика или девочки)

Ваш девятилетний ребенок проявляет интерес и участвует в семейном принятии решений, таких как куда поехать в отпуск или какие купить продукты питания. Также он любит планировать свой день. Он все более независим, становится все более заинтересованным в людях и событиях вне семьи. Но, в то же время, с домашними обязанностями справляется хорошо.

9 лет – это период развития, который полон изменений и вызовов. Дети находятся на грани подросткового возраста как физически, так и эмоционально. Вскоре они будут решать более сложные задачи в школе и дома, так что родителям и учителям нужно обратить на это особое внимание.

Диета. Приближается период полового созревания, и такие вопросы, как красота, фигура и питание становятся важными для некоторых детей. Родителям важно показать модель здорового питания, регулярные физические упражнения и другие здоровые привычки на собственном примере, чтобы ребенок им следовал.

Факт фактом: какой образ жизни ведут родители, такой образ жизни примут и их дети. Если ваши будни проходят на диване перед телевизором и с чипсами в придачу, то не удивляйтесь, что ребенок делает то же самое.

Сон. Отдых особо влияет на физическое и умственное развитие ребенка. Чем он старше, тем позже ему хочется ложиться спать. Девятилетнему еще нужно спать 10-11 часов, чтобы бодро просыпаться и максимально концентрироваться на уроках. Хотя, все индивидуально. Вероятно, что времени с 23.00 до 7.00 ребенку будет недостаточно, но можно проследить, сколько времени на сон нужно именно вашему отпрыску.

Домашние обязанности. Научить ребенка ответственности? Для этого отлично подойдут домашние роботы. Также этот способ должен помочь ему повысить чувство собственного достоинства и почувствовать, что он вносит важный вклад в семью. Застилать постель и чистить зубы – это ежедневные задачи, которые не могут быть оспорены. А вот в другие обязанности могут быть включены вынос мусора и мойка посуды.

Ребенок может быть недоволен взваленными на него обязанностями. Но если его хвалить и говорить, что каждый член семьи делает что-то для всех, то он привыкнет и у него будет меньше поводов для жалоб.

Физическое развитие ребенка в 9 лет

Как мы уже неоднократно говорили, девятилетние дети находятся на грани подросткового возраста и в ближайшие несколько лет они будут испытывать значительные изменения в физическом развитии. Родители могут помочь сделать этот переход проще, говоря с ребенком о предстоящих изменениях, отвечая на его вопросы.

Рост. 9-тилетние одногодки сильно различаются по размерам. Некоторые дети могут быть выше или ниже других. Кто-то стройней, кто-то коренастей. Это видит ребенок и у него могут возникнуть вопросы. Главное помнить, что ребенок по-прежнему зависит от отношения их родителей к физической активности и фигуре. Когда родители делают зарядку, правильно питаются и здорово выглядят, то они подают хороший пример для своих детей.

Развитие девочки 9 лет (средние данные):

рост — 128,4 — 137,0 см;
вес — 25,5 — 32,0 кг;
окружность головы — 51,3 — 53,9 см.

Развитие мальчика 9 лет (средние данные):

рост — 125,6 — 136,3 см;
вес — 25,6 — 31,5 кг;
окружность головы — 52,5 — 55,5 см.

Двигательные навыки. Моторика у девятилетнего намного развитей, чем раньше. Это значит, что он может работать над укреплением физических навыков (сила, скорость) в спорте, танцах. Вы можете заметить, что координация улучшилась, равновесие и выносливость тоже. Тут ребенок должен определиться, что ему больше по душе: командный спорт (футбол, баскетбол) или все же он может преуспеть в плавании/ катании.

Личная гигиена. Утонченная мелкая моторика и развитие ребенка в 9 лет позволяют ему самостоятельно заботиться о личной гигиене. Некоторые дети в таком возрасте могут обрезать себе ногти. А некоторым приходится регулярно напоминать чистить зубы, мыть руки и умываться. Но что делать, нужно прививать хорошие привычки, чтобы ребенок был готов заботиться о себе сам.

Психологическое развитие ребенка в 9 лет

Девятилетний лучше справляется с разочарованиями и конфликтами. Он становится эмоционально зрелым, проявляет понимание, ценит поступки, помогает другим. Он становится более свободным и независимым, но по-прежнему нуждается в родительской поддержке, в их советах.

Независимость. Многие дети 9 лет станут менее зависимыми от своих семей и будут готовы на совершение самостоятельных поступков. Теперь им больше интересно ночевать у друзей и ходить в кино с семьей товарища. Они могут проявлять эмоциональную привязанность к чужим людям. Они живут, выражают свое мнение и мысли независимо от того, как думают их родители.

Самоуверенность. Ребенок больше склонен к неуверенности и самокритике, чем наоборот. Для него важно мнение друзей о нем. Давление со стороны сверстников может привести к смущению или расстройству. Ребенок будет готов к психическим атакам сверстников, если родители его подготовят, разовьют сильное чувство уверенности. Главное, делать то, что считаешь правильным, но при этом не навредить другим.

Стресс. Также как и взрослые, ребенок может испытывать стресс от повседневной деятельности. В 9 лет он решает более сложные школьные и домашние задания, участвует во внеклассных мероприятиях (спорт, музыка), что отбирает много сил и времени. А больше работы, чем нужно, сопровождается беспокойством и стрессом.

Страхи, связанные с монстрами и кошмарами, теперь заменяются страхами потери близких, бедствий, опасностей, преступлений. Что делать родителям? Как всегда – разговаривать с ребенком, поддерживать его. Еще нужно ограничить просмотр фильмов и телепередач, где показано насилие и ужас. И самое важное – сон, которого должно быть предостаточно.

Чтение и письмо. Девятилетний ребенок умело читает и пишет, использует сложную и совершенную лексику. Он может начать читать не только художественную литературу, а, например, биографию, историю, науку, фантастику.

Сейчас, в информационном веке, дети стали быстрее развиваться, вовсю используя технологии. Вряд ли ребенок пойдет в библиотеку, когда есть Интернет. Но, все зависит от подхода родителей. Ваш отпрыск самостоятельно выполняет задания, обложившись горой литературы? – Хорошо! Вы сидите на форумах, где коллективно решаете задачки за ребенка? – Тоже не плохо! Просто загляните в будущее – каким вы видите своего сына/дочь?

Спасибо, что пользуетесь кнопочками:

Похожие записи

  • Почему плачут грудные дети

    Любая мать не может сохранять спокойствие, когда ее малютка плачет. Ей сразу хочется помочь ему, чтобы слезки перестали литься. Бывает,…

  • Развитие ребенка 12 лет

    Ранний подростковый возраст – это период стремительных физических, эмоциональных и социальных изменений. 12 лет – это начало перехода вашего ребенка…

  • Развитие ребенка 10 лет

    Ребенок 10 лет стоит на пороге подросткового возраста и ведет себя все более подобающе. Он уже и ростом выше и,…

советы для родителей девочек и мальчиков

Современные подростки взрослеют раньше, чем их родители. Не исключено, что следующее поколение будет еще более ранним — ведь за последние 100 лет возраст первой менструации у европейских девочек снижается каждое десятилетие на два-три месяца. И сейчас уже считается нормой, когда у девочек половое развитие начинается в 9-10 лет, а у мальчиков — в 11-12. Поскольку зачастую физиология прогрессирует быстрее, чем мозг, изменения собственного тела могут напугать ребенка. Чтобы этого не случилось, родителям надо подготовить ребенка к переходному возрасту. О каких предстоящих переменах стоит рассказать? Об этом мы говорили с Анжеликой Солнцевой – профессором 1-й кафедры детских болезней Белорусского государственного медицинского университета, главным внештатным детским эндокринологом Минздрава Беларуси.

Когда начинать разговор?

Дети впитывают информацию быстро. Поэтому чем раньше начнется половое воспитание со стороны родителей (а не друзей и интернета), тем лучше.

— Уже в два года ребенок понимает, что он мальчик или девочка, и с этого возраста потихоньку надо об этом говорить, делая акцент на то, что у тебя вот такая фигура, такие наружные половые органы, которых нет у представителей противоположного пола, — советует Анжелика Солнцева.

Рассказывать о конкретных вещах, связанных с половым созреванием, лучше постепенно. Но не надо откладывать эти разговоры на потом, чтобы, например, у девочки, начавшей менструировать в 10 лет, не случился стресс от неведения или неправильного представления о таких вещах.

Родителям не надо бояться, что они что-то скажут не так. Им в помощь сейчас есть достаточно много детской литературы по половому воспитанию, и этим надо пользоваться.

О чем должна знать девочка

— Еще до наступления полового созревания — в 6-7 лет — у девочек начинают интенсивно работать потовые железы. Мамы даже приводят дочек к врачу: «Мне кажется, у моей девочки началось половое созревание — у нее появился взрослый запах». Это естественный процесс, но еще не созревание, — рассказывает Анжелика Солнцева. — Первое, что говорит о взрослении девочек — увеличение молочных желез.

Что ей можно рассказать об этом заранее? Что это естественно для всех девочек. Что грудь будет расти несколько лет, и ты со временем будешь носить, как и мама, красивые бюстгальтеры. Надо предупредить о том, что иногда одна грудь растет быстрее, чем другая, чтобы девочка не комплексовала из-за асимметрии молочных желез, которая может сохраняться в течение первых полутора-двух лет полового созревания.

Вскоре после увеличения молочных желез у девочки начнут расти волосы на лобке и подмышками. Когда мама это заметит, можно заводить разговор о менструации, как о естественном процессе в жизни каждой женщины.

Отдельная тема для разговора — увеличение массы тела. Надо, чтобы девочка понимала, что в определенное время у нее в организме будет все больше и больше женских гормонов, и в связи с этим начнет формироваться красивая женская фигура. Иначе, заметив, как округляются ее бедра, дочка может просто перестать есть с аргументом: «Я толстая, мне надо на диету!».

fito.by

Что рассказать будущему мужчине

— Когда ребенок заведет очередной разговор на тему «Когда я вырасту…», можно обратить внимание на то, что вместе с ним будут расти все его органы – и яички, и половой член, который годам к 13-14 уже может быть как у взрослого.

Больным вопросом для мальчиков в переходном возрасте часто становится их отставание в физическом развитии от девочек, которые в возрасте 10-12 лет значительно (на 12-14 сантиметров) опережают в росте своих сверстников.

Чтобы мальчики не переживали по этому поводу, они должны знать, что со временем они все наверстают, и еще догонят и перегонят девочек в росте.

На что обращать внимание родителям

Переходный возраст у одних детей начинается раньше, у других — позже. Поэтому родители должны всегда внимательно наблюдать за всеми изменениями, что происходят с ребенком, и не оставлять их без внимания.

— У родителей перед глазами всегда есть сверстники их детей. И если вы видите, что ваш ребенок в развитии чем-то отличается от ровесников – это может быть поводом для обращения к врачу. Сначала к педиатру, который больше других врачей общается с вашим ребенком и сможет оценить, есть ли отклонения от нормы, и при необходимости направит к узкому специалисту, — советует Анжелика Солнцева. — Хочется, чтобы сами родители знали, когда в норме начинается половое созревание, и как оно происходит. Я приведу один вопиющий пример. Маленькой пациентке чуть больше двух лет, а у нее уже заметно увеличены молочные железы. Родители считали, что это норма, пока у малышки не появились первые кровянистые выделения из влагалища. Обследование показало преждевременное половое развитие и новоообразование в головном мозге. И это не единичный случай, когда у ребенка аномально рано начинается половое развитие, а на это никто не обращает внимания. Так что родителям самим надо хорошо знать, когда и как у ребенка начнется переходный возраст со всеми его переменами во внешности и поведении.

БУДЬ В КУРСЕ!

Это норма, если:

— в шесть лет у ребенка усиливается потоотделение;

— мальчики отстают в росте от девочек-сверстниц,

— одна грудь у девочки растет быстрее, чем другая

— менструация у девочки начинается в 10-12 лет, а не у в 13-14, как у мамы.

Это повод для визита к врачу, если:

— к 10 годам у девочки нет и намека на рост груди;

— у мальчика волосы на лобке начали расти раньше, чем яички, или увеличивается грудь;

— у девочки до 9-10 лет заметно увеличены молочные железы или хотя бы раз были менструальноподобные кровотечения;

— у маленького мальчика наблюдается эрекция и влечение к противоположному полу.

Есть вопросы специалистам? Ждем ваших писем по адресу: 220005 Минск а/я 192, по электронному адресу [email protected] с пометкой «Переходный возраст».

физическое, психологическое, умственное. Межличностное общение, навыки, интересы детей в возрасте 9-10 лет.

Почти подросток




Возраст с десяти до двенадцати лет принято называть предпубертатом. Дети начинают быстро расти, как физически, так и психически. Некоторые начинают стремительно вытягиваться вверх и взрослеть, у каждой десятой девочки начинается менструация.

К десяти годам в каждой детской группе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются отличники, аутсайдеры, дети, которые лучше других бегают или являются зачинщиками проказ и генераторами блестящих идей. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной, а влияние семьи постепенно снижается.

Период предпубертата для родителей обычно оказывается достаточно простым. Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. Но к концу этого этапа развития вы можете заметить у ребенка резкие перепады настроения. Будьте готовы: ребенок уже почти подросток.


Воспитание и поведение

  • В норме десятилетний ребенок очень общителен. Авторитет семьи пока еще довольно силен, однако мнение друзей-ровесников становится все более важным. Самой важной родительской задачей на этом этапе оказывается поддержание высокой самооценки и помощь в развитии уверенности в себе. Дети, которые чувствуют такую опору, лучше справляются со сложными задачами и легче противостоят негативному давлению извне. Вам необходимо как можно больше времени посвящать ребенку, разговаривать с ним, хвалить за любые достижения и как можно реже замечать неуспехи. Ориентируйтесь на сильные стороны характера своего ребенка и всегда будьте готовы к взаимодействию.

  • Между родителями и ребенком могут возникнуть конфликты, если родители неправильно интерпретируют то, что ребенок ориентируется на ровесников. Это равнение – не что иное как желание быть более независимым и самостоятельным, чем раньше. Решить эту проблему несложно: достаточно признать потребность ребенка в независимости и предоставить ему возможность проявлять самостоятельность и ответственность. Сделать это можно, закрепив за ребенком определенные домашние обязанности, но с условием, что ребенок сам будет решать, когда приступать к их осуществлению, а вы не будете его контролировать. Если ребенок будет знать, что только от него ожидается выполнение каких-либо дел, он будет чувствовать себя востребованным и полезным, не говоря уже о том, что чувство независимости неизбежно будет расти.

  • Дети не любят сильно отличаться от сверстников. Если ваш десятилетний ребенок небольшого роста, худенький и в очках, тогда как большинство одноклассников уже раздались в плечах и вытянулись, убеждайте ребенка в том, что все люди разные, и принятие в компании зависит не от физических параметров человека, а от его самоуважения, поведения и личностных качеств.

  • Дети этого возраста обычно достаточно трудолюбивы, они с радостью помогают бабушке на грядках, маме с покупками, папе с ремонтом (независимо от пола) и ответственно подходят к вопросам заботы о домашних животных.

  • Десятилетние дети любят находиться в компании. Они часами играют на улице: катаются досках, роликах и велосипедах, с увлечением смотрят фильмы, устраивают различные проказы, залезают на чердаки, в подвалы и на крыши. Постарайтесь как можно меньше осуждать ребенка за мелкие шалости, если они не причиняют окружающим ощутимого вреда. Вспомните себя: неужели вы никогда не звонили в двери незнакомых людей, чтобы потом тихо смеяться в кулак на черной лестнице, слушая, как возмущаются потревоженные жильцы? Вместо того чтобы ругать ребенка за проделки, в ближайший же выходной организуйте для всех друзей вашего чада поиск клада в парке. Родители, которые искренне интересуются жизнью своих детей и принимают в ней активное участие, имеют хорошие шансы стать «своими в доску» и всегда быть в курсе того, что происходит с их шалунами.

  • В этом возрасте школа становится очень важным для ребенка местом. Мы говорим не только о компании, но и об учебе. Десятилетнему ребенку обычно не все равно, успевает ли он по всем предметам и насколько отстает от одноклассников. Ребенок уже окончил младшие классы, требования изменились, а нагрузка возросла. И ему очень важно иметь место, где он сможет открыто делиться всеми радостями и огорчениями школьной жизни. Пусть таким местом станет дом. Внимательно наблюдайте за отношениями ребенка в классе. Если вы видите, что ребенку некомфортно, что он не смог ни с кем подружиться, возможно, это повод подумать о переводе в другую школу. Возможно, ваш ребенок обладает такими талантами, которые не ценятся в текущем коллективе, и, чтобы они оказались востребованными, ребенку необходима художественная, музыкальная, языковая или спортивная школа. Что касается учебы, то не пренебрегайте общением с учителями. Будьте в курсе успеваемости ребенка, но не смотрите исключительно на оценки, которые зачастую бывают не слишком объективными. Важнее желание ребенка узнавать что-то новое, интерес к предмету, усидчивость и упорство.


Развитие

Ребенок в десять лет:

  • Прекрасно ориентируется во времени.

  • Читает с удовольствием и для удовольствия.

  • Имеет чувство юмора.

  • Позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали.

  • Обладает обостренным чувством справедливости.

  • Имеет развитые навыки самообслуживания. Способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому.

  • Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует.

  • С удовольствием присоединяется к группе ровесников.


Стоматология

  • Убедитесь в том, что ребенок без напоминаний чистит зубы дважды в день и пользуется зубной нитью.

  • Каждые полгода водите ребенка на профилактические осмотры стоматолога. Объясняйте ребенку, почему гигиена полости рта и своевременное лечение зубов очень важны.

  • Рассказывайте ребенку о вреде табака для зубов и десен.


Питание

  • В возрасте десяти лет дети редко жалуются на отсутствие аппетита. Вы, скорее, встретитесь с тем, что ваши дети едят за двоих, особенно девочки. Следите за тем, чтобы ребенок полноценно ел трижды в день и два-три раза перекусывал полезными продуктами (фруктами, овощами и продуктами, содержащими сложные углеводы).

  • Особенно важно в этом возрасте следить за питательностью продуктов и за тем, чтобы ребенок не переедал и не увлекался жирным и сладким, а также за количеством и уровнем физической нагрузки. В десять лет любой намек на ожирение воспринимается очень болезненно и приводит к развитию комплексов, которые могут сохраниться даже после бесследного исчезновения лишнего веса. Более того, исследования показывают, что дети, имеющие лишний вес в предподростковый период, склонны к полноте во взрослом возрасте.

  • Пусть семейные ужины будут традицией. Создавайте приятную обстановку, ведите за столом располагающие к хорошему настроению беседы.

  • Подавайте за столом пример хороших манер, учите ребенка правилам столового этикета.

  • Пусть на вашем столе будут только свежие натуральные продукты без консервантов, подсластитетелей, загустителей и прочих изобретений современной пищевой промышленности. Магазинным сокам предпочитайте домашние свежевыжатые или собственноручно сваренные морсы и компоты. Вместо покупки колбасы и сыра готовьте буженину; магазинные конфеты и печенье заменяйте сухофруктами и домашней низкокалорийной выпечкой. Пусть ваши дети не знают, что такое фаст-фуд, чипсы и кока-кола.

  • Учите ребенка выбирать продукты, богатые сложными углеводами и не содержащие транс-жиров.

  • Рассказывайте ребенку, что значит здоровое питание. Подавайте личный пример: основу рациона должны составлять свежие фрукты и овощи, на столе всегда должны быть зерновые продукты (хлеб, каши, цельнозерновые макароны), молочные продукты с пониженным содержанием жира, рыба и морепродукты, диетическое мясо.

  • Если школьное питание вас не устраивает, давайте ребенку с собой завтрак, состоящий из свежих овощей и фруктов, батончиков мюсли без сахара и йогуртов.

  • Пищевые привычки формируются в семье, поэтому следите за тем, чтобы все взрослые в вашем доме соблюдали правила здорового сбалансированного питания.


Сон

Не считая редких ночных кошмаров, которые бывают и у взрослых, в десять лет у ребенка обычно нет никаких проблем со сном. Следите за тем, чтобы ребенок спал девять-десять часов в сутки. Ограничивайте просмотр телепередач, сидение у компьютера, учите ребенка делать домашнее задание не перед сном, а ранним вечером.


Сексуальность

  • Не ждите, пока ребенок окончательно повзрослеет, чтобы говорить с ним о сексе. Многие дети в десять лет знают о взаимодействии полов больше, чем вы можете себе представить. Вы ошибаетесь, если полагаете, что десять лет – слишком ранний возраст для серьезных бесед. Открытый диалог о физиологических и психологических изменениях ребенка очень важен, поскольку только он дает вам гарантию, что ребенок будет владеть правильной информацией о сексе и верно интерпретировать свое и чужое поведение. Если вам некомфортно разговаривать со своим ребенком на такие деликатные темы, попросите школьного психолога или врача провести с ребенком беседу. Дайте ребенку почитать литературу о сексе. Сейчас книжный рынок предлагает неплохой выбор книг, которые доступным языком расскажут вашему почти подростку о сексуальной жизни взрослого человека.

  • Для родителей девочек: подготовьте свою дочь к появлению менструаций.

  • Для родителей мальчиков: подготовьте своего сына к поллюциям.

  • Начните разговоры о том, что единственный способ как можно дольше сохранить здоровье – не торопиться начинать половую жизнь.

  • Рассказывайте ребенку о заболеваниях, передающихся половым путем, и об исключительной важности барьерной контрацепции.


Безопасность

Профилактикой различных травм, распространенных среди десятилетних детей, могут быть только семейные беседы, в частности, совместный с родителями просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением поступков персонажей.

Дети этого возраста находятся в группе риска по попаданию в неприятные и опасные ситуации, особенно под воздействием старших товарищей. Десятилетний ребенок очень чувствителен к мнению о нем членов компании, поэтому, невзирая на свои убеждения и воспитание, может совершить неблаговидный поступок, чтобы доказать приятелям, что он «крутой». Будьте внимательны к компании, с которой общается ваш ребенок. Внимательно следите за тем, чтобы на ребенка не оказывалось негативного давления.

  • Убедитесь в том, что в автомобиле ребенок всегда пристегнут.

  • Разговаривайте с ребенком, проигрывая различные ситуации, интересуйтесь тем, как ребенок собирается себя вести и корректируйте его возможное поведение.

  • Вместо того чтобы всячески оберегать ребенка от любых неприятностей, учите его правильным реакциям в различных опасных ситуациях.

  • Оберегайте ребенка от табака и пассивного курения.

  • Объясните ребенку, почему во время пребывания на солнце очень важно всегда пользоваться солнцезащитным кремом.

  • Поскольку десять лет – возраст, когда многие дети ежедневно остаются дома одни, учите ребенка правилам безопасности в квартире. Убедитесь в том, что ребенок знает, как нужно общаться с незнакомцами, звонящими в дверь.

  • Учите ребенка безопасности во время спортивных занятий, в том числе – правильно падать.

  • Учите ребенка не злоупотреблять громкими звуками, особенно громкой музыкой через наушники.


Здоровье

  • Будьте в курсе, чем занимаются, что едят и не употребляют ли никотин, алкоголь и наркотики сверстники вашего ребенка, с которыми он общается.

  • Будьте ребенку примером в ведении здорового образа жизни.

  • Контролируйте количество сна ребенка.

  • Поощряйте регулярные физические упражнения и прогулки.

  • Установите четкие ограничения на просмотр телевизора и игры на компьютере.

  • Убедитесь в том, что ребенок правильно сидит за письменным столом.

  • Проверьте, что ребенок соблюдает правила личной гигиены, включая чистку зубов дважды в день.

  • Убедитесь в том, что в школе ведутся беседы с учащимися о вреде психоактивных веществ.

кризисы у мальчиков и девочек в 9 лет

В девять лет у ребёнка продолжает складываться психика, формируется мировоззрение. Если вы хотите помочь малышу в развитии его личности, то обязательно изучите особенности детского развития и мировосприятия детей в этом возрасте.

Особенности психологического развития детей в 9 лет

К этому периоду у детей сформировалось чёткое понимание того, что есть он и тот образ, на который он хочет быть похожим. При этом внимание уделяется не только поведению и образу жизни, но и внешнему виду.  Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов.

Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа. Чтобы стать непререкаемым авторитетом для своего чада, не нужно быть лучшим. Будьте настоящим, искренним и честным. Ребёнок это оценит и примет вас таким, какой вы есть. В его душе не будет противоречий и сомнений по поводу его родителей.

Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он ранее слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию. Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.

Девятилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. Этот фактор нужно учитывать при выборе методики воспитания своего малыша.

Девочки всё больше внимания уделяют своему внешнему виду. Маме стоит поговорить со своей дочкой по поводу возможности использовать декоративную косметику, украшения для волос и других аксессуаров. Среди основных увлечений девочек могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой.

У мальчишек всё наоборот. Кажется, что они вовсе не знают, что такое усидчивость, ответственность, аккуратность. Они готовы целыми днями играть на улице, проводить время в спортзале или за компьютерными играми. Последнее должно быть в ограниченных количествах.

Компьютерные игры могут вызвать в мальчиках дополнительную агрессию, сделать их поведение ещё более изменчивым. Гораздо полезнее уличные активности. Домашнюю работу можно выполнить вместе с папой или другим уважаемым сыном человеком.

И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность.

Как справиться с кризисом 9 лет

Девятый год жизни постепенно приближает мальчиков и девочек к переходному периоду, возможно, у некоторых он уже начался. Связи с этим возможен поведенческий кризис. Отказ от выполнения правил, сомнение в авторитете взрослых — это нормальные явления кризисного периода в развитии школьников. Надо с пониманием к этому отнестись.

Ругань, запреты и наказания только усугубят ситуацию. Научитесь находить компромиссы. Вместе с ребёнком найдите тот баланс, при котором будут учтены пожелания всех сторон наименьшими потерями.   

Какую методику воспитания выбрать для своего 8-летнего ребёнка?

Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. Их очень тяжело полностью исключить из нашего быта и образования.  

Обязательно следите за получаемым контентом из Интернета. Не позволяйте школьнику находиться у экрана более 1,5 часов в день.

Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, кулинарией, рукоделием.

Для мальчишек важно получить признание и оценку их личного результата. Дайте им больше свободы. Они обязательно захотят поделиться с вами своими достижениями.

Теги по теме: воспитаниедети 7-12

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о