15 коротких рассказов о семье
4.00 avg. rating (81% score) — 7 votes
Василий Сухомлинский
Бабушка отдыхает
Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
Василий Сухомлинский
Все добрые люди – одна семья
Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.
Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.
– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.
Учитель подошел к столу и тихо сказал:
– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.
– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.
– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:
– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.
– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.
– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.
Василий Сухомлинский
Седьмая дочь
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.
Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.
– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.
– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.
Борис Ганаго
Они забыли…
Род, родина, родные, родимый… Увы, кого-то эти слова — пустой звук. Жил Сережа с родителями, да разве являлись они отцом и матерью? Они думали только о выпивке. Напиваясь, отец зверел и избивал своего малыша. Мальчик убегал из дому и ночевал летом в парке, а зимой в подъездах.
Пропив все, родители продали квартиру, забыв, что они отец и мать. И уехали куда-то, не вспомнив про сына.
Сережа оказался один, без дома, а было ему всего пять лет. Пищу он искал в мусорках, иногда голодал сутками.
Как-то он подружился с таким же бездомным мальчиком. Вдвоем было лучше. Однажды они устроились на ночлег в старой машине на свалке и заснули. Что им снилось? Может быть, дом, тарелка с кашей, от которой шел вкусный пар, или мама, еще трезвая мама, поющая колыбельную песню?
Проснулся Сережа от едкого дыма — машина горела. Дверь заклинило, огонь уже обжигал лицо, руки. Сергей изо всех сил толкнул дверцу, выскочил, попытался вытащить друга, но машина взорвалась. Ударной волной его отбросило в сторону. Он потерял сознание; придя в себя и увидев свое обгоревшее лицо, решил только по ночам выходить на поиски пищи. Малыш страдал от сильных ожогов. Ему казалось, что он забыт и брошен всеми.
Однажды – о неисповедимые пути Господни! — его на свалке нашли журналисты. Взволнованные судьбой бездомных детей, они рассказали о мальчике по телевидению.
Уже на следующий день в студию позвонил мужчина, назвавший себя Николаем. Он сказал, что хочет найти Сережу и усыновить его. Вскоре Николай увез мальчика к себе в деревню. Добрые люди собрали деньги на операцию. Теперь ожогов уже не видно. Заживают и душевные ожоги. Сережа учится в школе. Он самый счастливый человек на свете — у него есть дом, есть отец.
Василий Сухомлинский
Сказка о Гусыне
В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.
Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Василий Сухомлинский
Кто кого ведет домой
В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.
Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:
– Пойдем, Василько, домой.
А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:
– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.
Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.
Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.
Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.
В тот же день заболела и Толина мама.
Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.
Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:
– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.
А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.
Василий Сухомлинский
Легенда о материнской любви
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».
Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
Василий Сухомлинский
Я больше не буду
Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.
И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:
– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…
Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:
– Тату, больше этого не будет, извините, тату…
Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.
Василий Сухомлинский
Именинный обед
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
– Почему? – удивилась мама.
– У нее рука дрожит… Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.
Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Василий Сухомлинский
Самые ласковые руки
Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.
– Мама! Где моя мама?
Люди окружили девочку и спрашивают:
– Как тебя зовут, девочка?
– Оля.
– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.
– Маму зовут…. мама… мамочка…
Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:
– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?
– Глаза у нее… самые добрые…
– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?
– Волосы… самые красивые…
Опять улыбнулись люди. Спрашивают:
– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.
– Руки у нее… самые ласковые.
И объявили по радио:
«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».
И мама сразу же нашлась.
Василий Сухомлинский
Как Соловьиха поит своих деток
У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.
Василий Сухомлинский
Юрко – тимуровец
Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.
Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.
Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.
Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.
Василий Сухомлинский
Как родился Василько
– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.
Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.
Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.
Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.
Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.
На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.
Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.
Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.
На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.
Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.
Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.
Врачи спасли ему жизнь.
Так родился Василько.
Тамара Ломбина
У каждого свое счастье
Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.
А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…
Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.
Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.
Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.
Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.
– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?
Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.
– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.
– Можно? А мама пустит?
– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.
Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!
Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…
Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?
Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.
Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.
Борис Алмазов
Горбушка
Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.
Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.
Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!
Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.
– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!
Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.
– Ну, как дела? – спросил он.
– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.
– Так ли уж все нормально?
– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал
кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.
– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?
И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!
– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?
– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!
– Какой горбушкой?
– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня
наказали! Разве это по-честному?
Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.
– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?
– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.
– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?
– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
– А почему их нет? – спросил папа.
– Они погибли на войне.
– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.
– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.
– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.
– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.
– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…
– И все?
– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.
Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.
– Ну, – сказал папа, – найди меня.
Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.
– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.
– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…
– Я обхватил папу руками и закричал:
– Папочка! Накажи меня как хочешь!
– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…
– Я больше никогда не буду! – прошептал я.
– Я знаю, – сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом,
светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!
– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.
Рассказы собрала Тамара Ломбина Член Союза писателей России, кандидат психологических наук. Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир». Источник
Не забудьте подписаться на обновления блога:Подобные записи
4.00 avg. rating (81% score) — 7 votes
10 добрых и забавных семейных историй…)
Что по-настоящему отличает крепкую дружную семью, так это то, что в любую минуту, веселую и грустную, они рядом, они вместе. Все проблемы решаются совместно, нет секретов и больных тайн, потому что каждый из них знает: его дом — его крепость.
Как это просто — создавать счастье и дарить любовь. От каждой из этих зарисовок веет смешным и домашним счастьем, тем, которое из мелочей…
История 1. У меня рост 150 см, у мужа — 157. А у моего отца — 180, и он носит длинную бороду. Когда папа приходит в гости, всегда здоровается: «Ну, привет, хоббиты!» — а муж отвечает: «Здорово, Гендальф!»
История 2. Однажды мой молодой человек пришел к моему отцу просить моей руки, а отец упал ему в ноги с криком: «Спаситель ты наш!» Папа сказал, что, еще в студенчестве услышав этот анекдот, всегда мечтал так сделать.
История 3. Нас в семье четверо: я, жена и две дочки. Сегодня не могли решить, кто пойдет выгуливать собаку. Затеяли игру: кто первый слово скажет, тот и идет. Как только спор вступил в силу, дочка с каменным лицом пошла одеваться, собрала все, что нужно для выгула собаки, обулась. И вот она уже открывает входную дверь, собака на поводке, в прихожей выстроилась вся семья, и мы практически хором: «Молодец, Поля!» А Поля, довольная, начинает снимать куртку и говорит: «Вот вы и попались».
История 4. Каждое утро, просыпаясь, я готовлю завтрак племяннице. Если честно, привык в течение года, и это уже стало даже в радость. И вот вчера утром (у меня был выходной, поэтому будильник я поставил на полчаса позже), я как обычно проснулся, чтобы приготовить яичницу и горячие бутерброды. А у меня на столе стоял чай, лежали 2 бутерброда и был замешен творог со сметаной и сахаром. Племяшка (2 класс, 8 лет), зная, что у меня выходной, решила мне сделать такой подарок. Дети умеют благодарить искренне.
История 5. Когда мне было лет 5-6, я, мама и папа ближе к вечеру выбирались на природу. Папа брал удочку, а там, где должен был быть поплавок, привязывал небольшую деревяшку. Вы ни за что не догадаетесь зачем… Мы ехали на большое-большое поле, выходили из машины, шли немного пешком. И папа, подняв вверх удочку и размахивая ей, издавал звуки, напоминающие писк мыши. Через некоторое время прилетала сова. Настоящая большая сова! Она пыталась взять в клюв деревяшку, но у нее не получалось. А я могла рассматривать ее. Благодаря папе у меня огромная любовь к природе. Любовь к животным. Это были лучшие моменты детства.
История 6. Ехали с братом и нашими семьями (его: жена и дочь 7 лет; мои: муж и сын 11 лет) в село к маме. Решили по дороге купить детям водяные пистолеты, чтобы они в деревне развлекались. Купили прикольные автоматы. Детям было очень весело наблюдать, как их родители устроили себе «Морской бой».
История 7. Стоим с мелкой на почте: она рассматривает журналы, я жду очередь, передо мной две девушки. Мелкая поворачивается ко мне и говорит: «Папа, смотри, вот там журнал с Винкс, там Стелла на обложке». Я глянул, отвечаю ей: «Там не Стелла, а Блум». Обе девушки одновременно обернулись с удивленными глазами… А что? Папа в теме, папа воспитывает дочку.
История 8. Задумалась, почему мы никогда не ссоримся с мужем… Вспоминала все истории подружек про их размолвки, все начиналось с каких-то бытовых мелочей. Огляделась по сторонам: по дивану разбросаны носки и футболки, на столе крошки и немытые кружки, фантики. На ковре куча кошачьей шерсти, на стульях висят джинсы. И меня ничего не «бесит», как говорят мои девочки. Мы сидим на клочке дивана в обнимку и смотрим любимый сериал. Да, мы просто две счастливые свиньи.
История 9. Мой муж рано лишился родной матери, моя мама заменила ему маму. Сегодня он пригласил нас (меня, двоих сыновей и маму) в ресторан и при всех сказал ей «спасибо» за то, что она любит его как родного сына.
История 10. Дочке 8 лет. Вчера прибегает с улицы, гуляла. Наблюдаю за эмоциями на лице, начинает рассказывать: — Папа! Там на улице… Во-о-о-от такую бабочку видели! Разноцветную! — Руками показывает примерно гудзонского ястреба. — Там ее все боялись, никто подойти не хотел… мальчики стояли, убить ее хотели. Но боялись подойти! Даже палкой пробовали раздавить, но боялись!
Прыгает: — И только я, папа, не побоялась! Я взяла палку и… Я, удивленный такой жестокостью дочери, уже открыл рот, чтобы сказать, что бабочек обижать нельзя и вообще «за что вы ее убили», когда дочка продолжила: — Палку взяла и ка-а-ак прогнала тех мальчиков, чтобы они бабочку не убивали! А бабочку спугнула, чтобы она далеко-далеко улетела.
Источник
Картотека (старшая группа) на тему: Картотека «Сказки и афоризмы о семье» 23.04.16.
И. Гамазкова
ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ
В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:
— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!
А Петя:
— Не хочу!
— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?
— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!
— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»
— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»
— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!
— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!
И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!
И тогда Петя закричал:
— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!
И Петя стал слушаться маму.
А мама — папу.
А папа — дедушку.
А дедушка — бабушку.
А бабушка — Петю.
А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!
Семья всегда будет основой общества.
Оноре де Бальзак
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Лев Николаевич Толстой
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.А. Сухомлинский
В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу
В.А. Сухомлинский
СЕРДЦЕ МАТЕРИ.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце… м. СКРЕБЦОВА
От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их!
Леонардо да Винчи
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…
Эмиль Золя
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешенно топать на них ногами…
А.П. Чехов
Волшебное слово.
Автор: В. А. Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка…кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
Во всяком возрасте почитай родителей.
Великая Екатерина
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Василий Александрович Сухомлинский
Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.
А.Н. ОСТРОГОРСКИЙ
«Семь дочек».
В.А. Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
«Птенец»
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прозрачной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
— Я хочу увидеть, что там, — подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
— Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придётся искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
— Какой я неблагодарный, — подумал птенец, — как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
— Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе. Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать.
— Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, — вдруг громко сказал птенец, почувствовав силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
— Благодарю тебя, скорлупа. Ты помогла мне вырасти, укрывала меня от опасностей, но сейчас я хочу увидеть мир, жить в нем и, конечно же, летать. Мне пора. С трудностями, которые встретятся на моем пути, с Божией помощью, буду учиться справляться.
Скорлупа молчала. Наконец она ответила:
— Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, да храни тебя Господь!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в неизвестную и удивительную жизнь.
Детям …
В отчем доме горит огонь родительской любви и согревает его обитателей своим жертвенным теплом. А там, за порогом… Что там? Там не любят нас так, как папа и мама. Но именно там, вне стен родного дома, начинается самостоятельная жизнь. Именно там можно встретить друзей и единомышленников, и, может быть, кто знает, свою будущую большую любовь. И хотя нам всегда есть за что благодарить своих родителей, и то, что мы должны им, не сможем восполнить никогда, но приходит время, когда нужно становиться самостоятельными. Ведь скоро и родным может понадобиться наша помощь.
И их родителям
Хотим ли мы, чтобы наши дети научились летать? Хотим ли, чтобы они воспарили над всеми бурями и невзгодами, обидами и проблемами? Хотим ли, чтобы они, смело и решительно взмахнув крыльями, полетели к своему будущему, которое начинается здесь, в настоящем, научились бороться с трудностями и противостоять неудачам? Хотим ли, чтобы они стали для нас опорой в старости? Давайте дадим им этот шанс.
Рассказы о семье
«Про счастливое сообщество»
Когда однажды меня спросили, что такое семья, то ответ мой был таким: «Семья – это такое сообщество людей, в котором живёт счастье. В этом сообществе нет равнодушия, а есть любовь, добро и взаимопомощь».
В счастливой семье можно спокойно обсудить любой вопрос, а если у кого-то что-то не получается, то помочь ему словом и делом.
Я считаю, что создать хорошую семью непросто, всё хорошее в жизни достаётся немалым трудом. В семье надо уметь слышать друг друга. Если на первый план всё время ставить только своё «я», то вряд ли можно создать в семье тёплые, хорошие отношения. Надо уметь уступать.
Важно, чтобы каждое утро в семье начиналось с хорошего настроения каждого члена семьи. Даже если у тебя нет хорошего настроения, не нужно показывать это другим. Наоборот, улыбайся. И проблемы разрешатся гораздо быстрее.
«Мама, папа, я»
Семья – это мама, папа и я. В хорошей семье всего много: счастья, любви, смеха, добра.
Повезло тем, кто живёт в доброй семье. Такие люди по-настоящему счастливы. Ребёнок, выросший в дружном семейном коллективе, будет стремиться к тому, чтобы и его собственная семья (когда он подрастёт) тоже была счастливой.
Что такое семья? Это когда мы все вместе и чувствуем себя хорошо. Вместе мы можем сделать многое. В доброй семье в отношениях между всеми есть какая-то теплота. Никто не стремится убежать из дома, потому что в нём царит любовь и спокойствие.
У счастливой семьи есть какое-то развитие. У неё всегда много планов. Нужно поехать в путешествие, или сходить в гости, отремонтировать квартиру, или купить нужную вещь.
Когда вся семья в сборе, то каждый может заниматься своим делом, и совсем не обязательно каким-то общим.
«Хорошая семья»
Что такое хорошая семья? Это когда между людьми царят хорошие, добрые отношения. Когда в семье всё мирно, то хочется идти домой, потому что там тебя понимают. Можно поговорить с кем-то из членов семьи, а можно просто помолчать. Помолчать вместе – это тоже хорошо.
Семьи во многих странах находятся под особой защитой государства. И это неспроста. Чем больше будет хороших, крепких семей, тем сильнее будет государство.
Роль отца в хорошей семье очень высока. Отец вообще может многому научить, дать мудрые советы. А когда к нам присоединяется мама, и вся семья в сборе, то мы обязательно что-то придумываем что-то интересное.
Автор рассказов: Ирис Ревю
Рассказы, стихи о семье
Тема. Рассказы, стихи о семье.
Цель: чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде
Характеристика учебной деятельности: участвовать в беседе, находить необходимую информацию, пользоваться прозаической и поэтической речью.
. Орг. момент
. Введение в тему.
— Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (семья).
— Догадайтесь, какова тема нашего занятия?
. Работа по теме занятия
1) Чтение стихов о семье
Сначала стихи читает учитель:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Я РАССКАЖУ СЕГОДНЯ ВАМ, —
МОИМ ЗНАКОМЫМ И ДРУЗЬЯМ
О ВСЕЙ МОЕЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ,
НУ, И КОНЕЧНО О СЕБЕ.
СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ У МЕНЯ
И ВСЕ ОНИ — МОИ ДРУЗЬЯ!
ЕСТЬ У МЕНЯ И БАБУШКА,
ЕСТЬ У МЕНЯ И ДЕДУШКА.
ПАПА, МАМА И СЕСТРЁНКИ, —
ДВЕ ЧУДЕСНЫЕ ДЕВЧОНКИ.
ВСЕ ОНИ МНЕ ПОМОГАЮТ
И СЕРЬЁЗНО НЕ РУГАЮТ.
ПОТОМУ ЗАДУМАЛ Я
РАССКАЗАТЬ О НИХ, ДРУЗЬЯ.
ДЕД
ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ ЭТО ДЕД,
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
СТРОИМ ОСЕНЬЮ КОРМУШКИ,
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ:
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ,
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ:
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!
БАБУШКА
ДОБРЕЕ БАБУШКИ МОЕЙ
НА СВЕТЕ НЕ СЫСКАТЬ, —
УМЕЕТ ЛУЧШЕ ВСЕХ ОНА
НАМ СКАЗКУ ПРОЧИТАТЬ!
НА КУХНЕ ГЛАВНАЯ ОНА, —
ДЕЖУРИТ ПО УТРАМ.
И ОТЛОЖИВ СВОИ ДЕЛА,
ГОТОВИТ ЗАВТРАК НАМ.
ВАРЕНЬЕ ВАРИТ И КОМПОТ
И ПИРОГИ ПЕЧЁТ.
И ОТ РАБОТЫ, ОТ СВОЕЙ,
ОНА НЕ УСТАЁТ.
И СТОЛ У НАС НАКРЫТ ВСЕГДА
ДЛЯ БЛИЗКИХ И ДРУЗЕЙ.
ЗА ТО, СПАСИБО ГОВОРИМ,
МЫ БАБУШКЕ МОЕЙ.
ПАПА
ПАПА В ШКОЛУ ВОЗИТ НАС
И ВСТРЕЧАЕТ КАЖДЫЙ РАЗ.
ШКОЛА ТО НЕ ЗА УГЛОМ, —
НЕ ДОЙТИ ТУДА ПЕШКОМ.
ПАПА ТОЖЕ МНОГО ЗНАЕТ
И ВСЕМУ НАС ОБУЧАЕТ.
ВМЕСТЕ С ПАПОЙ, НА КРЫЛЕЧКЕ,
ПИЛИМ МЫ ДРОВА ДЛЯ ПЕЧКИ.
ВМЕСТЕ ГРЯДКИ МЫ КОПАЕМ,
ПОЛИВАЕМ И САЖАЕМ.
ВМЕСТЕ КРАСИЛИ ЗАБОР,
СТАЛ КРАСИВЕЙ ОН С ТЕХ ПОР!
ВМЕСТЕ ЛЕПИМ МЫ ИЗ ГЛИНЫ,
ЧАШКИ, КРУЖКИ И КУВШИНЫ.
ДО ЧЕГО ЖЕ — ХОРОШИ,
ВЫШЛИ КРУЖКИ – КРЕПЫШИ!
С ЗАКРУГЛЁННЫМИ БОКАМИ,
ДА С ЧУДЕСНЫМИ ЦВЕТАМИ
С РУЧКОЙ, ЗАГНУТОЙ ДУГОЙ, —
НЕ НАЙТИ ТАКОЙ ДРУГОЙ!
КАК-ТО ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕПИЛИ,-
СТОЛЬКО ГЛИНЫ НАМЕСИЛИ,
ЧТО ХВАТИЛО ЭТОЙ ГЛИНЫ
ДЛЯ КОСТРЮЛЬ И ДЛЯ КУВШИНОВ.
ПАПА НАС НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ,
ОН К ТРУДУ НАС ПРИУЧАЕТ.
ЕСЛИ НРАВИТСЯ РАБОТА,
ТО КАКАЯ Ж В ТОМ, ЗАБОТА?
МНЕ ЛЕПИТЬ ВСЕГДА ОХОТА,
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ!
МАМА
НАША МАМА — КНИЖКИ ПИШЕТ,
СОЧИНЯЕТ МАМА ПЕСНИ.
КАК ЖЕ РАДА, ЕСЛИ СЛЫШИТ,
КАК ПОЁМ МЫ ИХ ВСЕ ВМЕСТЕ!
ЕСЛИ МАМИНЫ БЫ ПЕСНИ
ДРУЖНО ПЕЛИ ВСЕ НА СВЕТЕ, —
ЖИТЬ БЫ СТАЛО ИНТЕРЕСНЕЙ,
ВЗРОСЛЫМ И КОНЕЧНО ДЕТЯМ!
СТОЛЬКО ПИШЕТ НАША МАМА
И ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЛЯ НАС.
ВСТАНЕТ УТРОМ РАНО-РАНО
ВМЕСТЕ С СОЛНЫШКОМ ПОДЧАС.
И РАБОТАЕТ УСЕРДНО,
ВДОХНОВЕНИЯ НЕ ЖДЁТ
ПОТОМУ — ТО К НЕЙ НАВЕРНО,
СКАЗКА В ГОСТИ И ИДЁТ.
И ЛОЖАТСЯ НА БУМАГУ
ДРУЖНО БУКВЫ И СЛОВА, —
СЛОВНО В ГОЛОВЕ У МАМЫ,
ЗОЛОТАЯ КУТЕРЬМА!
А КОГДА РОДИТСЯ СКАЗКА
ВСЕ МЫ СРАЗУ ТУТ КАК ТУТ.
ЖДЁМ С НАДЕЖДОЮ И ЛАСКОЙ
НАМ, КОГДА ЕЁ ПРОЧТУТ.
МАМА СКАЗКУ НАМ ЧИТАЕТ,
МЫ СИДИМ, РАСКРЫВШИ РОТ.
СКАЗКА БУДТО ОЖИВАЕТ
В ГОСТИ НАС К СЕБЕ ЗОВЁТ.
СКАЗКИ МАМЫ ХОРОШИ, —
ПОТОМУ, ЧТО ОТ ДУШИ!
ОТ ЕЁ ДОБРА И ЛАСКИ,
САМИ МЫ ЖИВЁМ, КАК В СКАЗКЕ!
СЁСТРЫ
У МЕНЯ ЕСТЬ ДВЕ СЕСТРЫ
И ОНИ КО МНЕ ДОБРЫ.
ПРАВДА, СТАРШАЯ СЕСТРИЦА,
ВОВСЕ ВЗРОСЛАЯ ДЕВИЦА.
НУ, А МЛАДШАЯ СЕСТРЁНКА,
ОХ, И БОЙКАЯ ДЕВЧЁНКА.
В КУКЛЫ ДАЖЕ НЕ ИГРАЕТ,
А КОНСТРУКТОР СОБИРАЕТ.
С НЕЙ МЫ СТРОИМ — КОСМОДРОМ,
КАК ОГРОМНЫЙ ЗВЁЗДНЫЙ ДОМ.
ВМЕСТЕ С НЕЙ ГУЛЯТЬ МЫ ХОДИМ, —
МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДИМ.
ВМЕСТЕ КНИЖКИ МЫ ЧИТАЕМ.
ВМЕСТЕ В ПРЯТКИ МЫ ИГРАЕМ.
Я УЖЕ ЛЕПЛЮ ИЗ ГЛИНЫ,
А СЕСТРА ИЗ ПЛАСТЕЛИНА.
ВМЕСТЕ МЫ С СЕСТРОЙ РАСТЁМ, —
ВСЁ МЫ ДЕЛАЕМ ВДВОЁМ!
ВОТ И ЗАКОНЧЕН МОЙ РАССКАЗ
ПРО ВСЕХ, КТО ЕСТЬ В СЕМЬЕ У НАС.
ПРО ТО, КАК ДРУЖНО ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
МЫ ВСЕ БОЛЬШОЙ СЕМЬЁЙ ЖИВЁМ.
Чтение стихов детьми (раздать на листочках)
2) Чтение рассказа учителем
Василий Сухомлинский
Все добрые люди – одна семья
Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.
Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.
– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.
Учитель подошел к столу и тихо сказал:
– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.
– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.
– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:
– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.
– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.
– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.
3) Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку»
Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=rV8zVXEEUII
— Можно ли по первым минутам сказать, дружная ли семья?
— Как члены этой семьи встретили бабушку?
— Изменились ли отношения в семье после приезда бабушки?
4) Знакомство с притчей.
— Кто из вас слышал слово притча и знает сто это такое?
Притча — малый поучительный рассказ. Близка к басне.
Учитель читает притчу «Семейное счастье» | |
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: – Ну что ты так долго? Посмотрел? – Да! – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы. |
5) Праздник «День семьи, любви и верности»
8 июля россияне уже несколько лет подряд отмечают День семьи, любви и верности. Официально новый праздник в стране был учрежден в 2008 году, но впервые его отметили в городе Муроме еще в девяностые годы. Главные герои праздника — Петр и Феврония, трогательная история любви которых поражает своей чистой, верностью и преданностью. Согласно преданиям, они стойко выдержали все жизненные испытания и никогда не сказали в адрес друг друга грубого слова. Петр и Феврония ушли из земной жизни в один день, приняв в старости монашество, а спустя 300 лет их причислили к лику святых.
Сейчас День семьи, любви и верности признали в 40 странах. У праздника есть свой символ — ромашка, и особенная медаль, на которой изображена супружеская пара, достойная подражания. Медаль торжественно вручают тем семьям, где господствуют любовь и согласие.
Просмотр презентации
Прослушивание аудиозаписи «Гимн семье (Петр и Февронья)
V. Рефлексия занятия
— Чему научило вас, напомнило вам наше занятие?
3
Моя семья. Рассказ о семье
Живу я в небольшом городе, население 250 тыс. Нас в семье 4, но так как старшая сестра вышла замуж и живет отдельно, нас в семье осталось трое (папа, мама и я). Ну, обо всех начну по порядку. Папа работает приемщиком локомотивов и зарабатывает в месяц примерно по 1000 долларов. Я работаю инженером-технологом и зарабатываю примерно 400 долларов. Мама до недавнего времени не работала по состоянию здоровья.
Все началось этим летом, с того времени как к нам приехала в гости моя старшая сестра… Я решил взять в кредит подержанную машину. Для этого мне нужно было 5000 долларов, но так как дома нужно было сделать еще небольшой ремонт и отцу купить двигатель на его машину, взял я 7000 долларов на 3,5года и выплачиваю сейчас за него чуть больше 200 долларов. А в это время мама с сестрой решили открыть свой бизнес и уговорили отца взять кредит на 5000 долларов, (в то время, когда у него уже имелись и другие кредиты). На полученные от отца деньги, мама с сестрой взяли в аренду продуктовый магазин. Аренда обходится примерно 330 долларов, акциз на спиртное 130 долларов, свет, отопление и пр. 130 долларов. Итого если все прибавить, необходимо 590 долларов, ну округлим до 600 долларов. Итого пока все оформляли, товару смогли взять только на 2700 долларов. Ну торговали, потом сестра уехала и мама наняла продавщицу. Короче если взять сумма которая была необходима для того что бы мы выплачивали кредит и ком услуги, составляла 900 долларов. Мама приносила в дом продукты, в общем ни на что не тратились ничего не покупали, и жили в общем нормально, казалось бы должны были даже накопить какую то сумму. Но однажды декабрьским утром я не узнал о случившимся.
За месяц до этого мы решили взять четвертую часть туши лошади. Вся туша стоила 1500 долларов. А отец как назло получил мало 550 долларов которую нам необходимо было внести как аванс. Потом сумму в 1500 разделили на четверых. И люди участвующие с нами в доле отдали нам 1100 долларов. Мои же родители, мало того что не накопили ни копейки, умудрились потратить все деньги, так как им нечего было платить за кредиты, в то время как я, исправно плачу свой самостоятельно и при этом умудряюсь часть своего небольшого дохода отдавать маме.
А дело заключалось в следующем, маме чтоб перекрывать расходы в месяц за продавца, аренду и прочее необходимо порядка 700 долларов (это без собственной выручки). Выручку магазин приносит около 500 долларов в месяц, при этом количество товара увеличилось вдвое, а выручка осталась прежней. Естественно, что мама считает себя гениальным предпринимателем, и совсем неважно, что она мало того, что сама не получает ничего, так еще каждый месяц кидает на ветер по 200 долларов. Главное, что сумма товара выросла! Теперь дальше… Всю декабрьскую заработную плату папа отдает за уже всю тушу лошади. Так как деньги дольщиков успешно были потрачены в ноябре, и платить за кредиты уже не с чего. Ну родители и решили, что те 180 долларов которые у меня остаются после оплаты своего кредита, спасут положение. К сожалению, откуда им взять еще 500 долларов им в голову не приходит. На что я им заявляю, что у меня на единственных джинсах, которые я купил год назад, образовалась прилично натертая дыра и мне нужны новые джинсы. Это мое решение было воспринято в штыки (но все же согласились).
Самое интересное, когда я объясняю маме, что мне уже 27 лет и мне пора создавать свою семью, а для этого мне нужно приглашать, куда-то девушек, естественно тратить деньги на это, они меня отказываются понимать. Они по сей день, наивно предполагают, что 8 долларов вполне достаточно, чтобы культурно развлечься с девушкой, в то время как один билет в кино, стоит 7 долларов. В общем, кручусь, как могу и нахожу дополнительные источники дохода. Дело даже не в этом, когда я выхожу, куда-то гулять, моя мама заявляет мне, что раз тебе можно, то и я начну также, как ты гулять! Я ей объясняю, что она уже замужем и одной ей просто так гулять и тем более считаться со мной бессмысленно, а я гуляю как раз таки потому, что не женат и хочу найти себе хорошую жену, чтоб потом также как вы, смог позволить себе просто сидеть дома! На что, как правило, получаю не совсем внятный ответ, но по маминому лицу можно понять, что я ее не переубедил.
Вернусь опять к деньгам. Объяснил маме, что содержать магазин очень не выгодно, что на те 200 долларов которые ты тратишь в никуда, мы могли бы просто закупать домой продукты и даже останемся в плюсе. Также объяснил, что распродав весь товар, мы сможем погасить хотя бы часть кредитов, и получаемых с отцом денег вполне хватит, чтоб нормально жить. На что как и ожидалось, получил вполне женский ответ – «Теперь вы с отцом живите на свои деньги, а я на деньги вырученные с магазина!». Я попытался ее отговорить говорю ей – «Мама, ты каждый месяц в убытке, единственное что поддерживало твой магазин, это деньги которые тебе давал папа. Что твой доход, это часть папиной получки…..» На что мама попросила, чтоб я ей не морочил голову, и легла злая спать.
Сочинение на тему Моя семья, образцымини-сочинений для 1, 2, 3, 5, 6, 8, 11 класса, как написать рассказ о своей счастливой семье, что значит семья в жизни человека
Сочинение на тему «Моя семья» очень популярно среди школьников всех возрастов, так как умение предоставить небольшой рассказ о своей семье очень важно.
Начиная с самых простых сочинений в начальных классах, данная тема может расшириться до серьезных рассуждений более взрослых учеников.
В своих сочинениях им нужно не просто описать свою семью, но и поразмышлять о проблемах, сформировать мнение о семейных ценностях. Однако столь простая тема порой вводит школьников в заблуждение, ведь она очень широка.
Следуя простым советам, приведенным ниже, каждый сможет с легкостью справиться с заданием.
Contents
- 1 Как написать сочинение на тему «Моя семья»
- 2 Образцы эссе, рассказов и сочинений о семье
- 2.1 Сочинение на тему «Семья» для 1, 2, 3 класса
- 2.2 Сочинение на тему «Я люблю свою семью» 4, 5, 6, 7, 8 класс
- 2.3 Мини-сочинение на тему «Моя будущая семья» для 9, 10, 11 класса
- 2.4 Сочинение-рассуждение на тему «Моя идеальная семья» для 9, 10, 11 класса
- 3 Заключение
Как написать сочинение на тему «Моя семья»
Есть несколько конкретных советов:
- Для начала нужно обязательно составить описание собственной семьи, выделить самые главные характеристики каждого члена, а также вспомнить лучшее семейные моменты. Можно написать о традициях и привычках своей семьи, любимых способах хорошо провести время.
- Необходимо поразмышлять о семейных ценностях, качествах счастливой и идеальной семьи и сравнить со своей.
- Подумать, что в семейном общении приносит самое большое удовольствие, и за что мы любим родных.
- Подвести итоги, опираясь на собственные размышления. Сделать общий вывод о том, что значит семья в жизни человека.
Образцы эссе, рассказов и сочинений о семье
Представленные ниже примеры помогут ученикам создать свой рассказ, выделяя основные составляющие любого грамотного сочинения: введение, основную часть, заключение.
Сочинение на тему «Семья» для 1, 2, 3 класса
Я живу в большой и дружной семье. Я очень люблю маму и папу. Моя мама работает детским врачом в поликлинике, а папа учитель географии. Еще у меня есть старшая сестра Лиза и младший брат Костя. Лиза всегда помогает мне с домашней работой. Костя еще совсем маленький и ходит в детский сад. Мне нравится играть с ним в железную дорогу и строить замки из кубиков.
По выходным мы все вместе обычно ходим в кино или в кафе. На каникулах мы много путешествуем, а также обязательно навещаем нашу бабушку в деревне. Я люблю проводить там время и гулять по лесу. Мои родители никогда меня не ругают, понимают и стараются помочь. Мои родные мне очень дороги, и я не представляю своей жизни без них. Моя семья самая лучшая!
Сочинение на тему «Я люблю свою семью» 4, 5, 6, 7, 8 класс
Как известно, семья – очень важна в нашей жизни. Приятно, когда у тебя есть родные, которые тебя ценят, любят и заботятся. Семью, в которой все друг друга уважают и понимают, можно считать счастливой. Такие отношения и между моими родственниками. Нас всего трое: моя мама, папа и я. Сейчас я дам наше краткое портфолио. Мы мало времени проводим вместе, потому что родители много работают, и папа часто уезжает в командировки.
Однако когда нам удается провести целые выходные вместе – это большой праздник для меня. Мы стараемся взять из этих часов как можно больше. Мы любим ездить на природу и расслабляться там в любое время года. Лыжи – отличный вариант для прогулки по заснеженному лесу. Летом мы обязательно ходим в походы с палаткой, рыбачим и собираем редкие растения. Моя мама также заядлый грибник. Ни одна осень не обходится без сбора грибов.
Мы очень близки с моими родителями, я всегда делюсь с ними своими переживаниями. Я очень горжусь тем, что мама и папа всегда выслушивают меня и уважают мое решение. Они никогда не заставляют меня делать что-то против своей воли и одобряют большинство моих стремлений. Они также никогда не строят планов, не поговорив предварительно со мной.
С детства мама водила меня на множество кружков и занятий. Я долгое время занималась танцами, рисованием и даже пением. Сейчас мама поддерживает мое увлечение фигурным катанием.
Я очень сильно люблю свою семью и уважаю своих родителей за то, что они так много трудятся для нашего семейного благополучия, а также стараются уделить мне время, несмотря на то, что много работают. Семья – это моя крепость. Я самый счастливый ребенок на свете!
Мини-сочинение на тему «Моя будущая семья» для 9, 10, 11 класса
У каждого человека есть свои представления и мечты о семье, которую ему предстоит создавать. Это предложение очень заманчиво, но создание новой ячейки общества – это очень ответственный и важный шаг, который требует огромного труда и полной отдачи. Уход за детьми, их воспитание, работа над отношениями между всеми членами – это довольно сложно. Но зато, какой результат дает такое старание!
Семья делает человека счастливым, так как люди в ней всегда готовы прийти друг другу на помощь и дать руку помощи в трудную минуту. Они бескорыстно и искренне любят и друг друга, и это не может не приносить счастья. Я мечтаю о создании семьи, в которой будет гармония и взаимопонимание.
Я еще с ранних лет всегда любила играть в куклы и всегда представляла себя заботливой матерью. Чем больше я взрослею, тем больше понимаю, что обязана воплотить свои мечты в реальность. Мне кажется, что у меня будет двое детей одного возраста, которые смогут весело проводить время вместе и им не будет так одиноко, как было когда-то мне. Я с детства мечтала о брате или сестренке, с которыми я могла бы постоянно играть и доверять им даже самые сокровенные тайны.
Мне также кажется моя основная роль в будущей семье – духовно воспитывать своих детей. Мне бы хотелось учить их новому, помогать найти себя в жизни и поддерживать любые достойные интересы. Я очень хочу, чтобы моя будущая семья много путешествовала и проводила время вместе. Это очень приятно и воспоминания порой очень греют душу.
Таким образом, моя будущая семья будет очень большой, дружной и самой лучшей! Мы будем очень близки и счастливы, проживая каждый момент вместе.
Сочинение-рассуждение на тему «Моя идеальная семья» для 9, 10, 11 класса
В своем небольшом сочинении я хочу поразмышлять над тем, что для меня значит идеальная семья. Данный вопрос подталкивает на рассуждение о семейных качествах и ценностях. Идеальная семья – это та, в которой царит гармония и взаимопонимание. Семья – это самое дорогое, что есть в жизни человека. Над отношениями между ее членами нужно усердно работать и много жертвовать собой ради общего благополучия.
Из курса обществознания мы знаем, что семейные отношения играют немаловажную роль в социализации человека, помогает ему стать полноценной личностью, благодаря привитым ценностям и моралям. Дети во многом берут пример со своих родителей. Поэтому важно быть достойным человеком, который может научить своего ребенка только хорошим поступкам.
Для чего нужна и что же значит семья именно для меня? Для меня семья – это самые близкие и искренние взаимоотношения, которые только могут быть между людьми. Полноценная ячейка общества состоит из обоих родителей, потому что, ни мама, ни папа не смогут по отдельности дать сыну или дочери необходимое духовное развитие.
Крепкий союз между ними очень важен для детского восприятия окружающего мира. Благодаря этому дети учатся правильным семейным отношениям, которые им предстоит создавать в будущем. Немаловажно правильно воспитывать и общаться с ребенком.
Родители не должны давить, строго наказывать без объяснений, кричать или угрожать. Важно научиться вызывать доверие у своих детей, так как лишь в этом случае они начнут слушаться и чувствовать себя дома комфортно.
Таким образом, семья моей мечты – это счастливый и дружный союз доверяющих друг другу людей.
Заключение
Опираясь на проанализированный подробный план написания, а также на конкретные примеры готовых сочинений, можно правильно и грамотно приготовить как собственный узкий рассказ о семье, так и широко раскрыть тему семейного влияния на человека.