Рассказы о дружбе для детей 3 класса: Рассказы для детей 7-8-9-10 лет. Рассказы для 2-3 класса. – Сказки про Дружбу и о Дружбе

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Внеклассное чтение, 3 класс. «Рассказы о дружбе. В.Ю. Драгунский».

Урок  внеклассного  чтения

3  класс  гимназии  № 446

Учитель: Медведева М.В.

      16. 03. 2010 года

Тема  урока:  Рассказы  о  дружбе.

                          Виктор  Юзефович  Драгунский.

Цели:

Продолжить  изучение  особенностей  творчества  В.Ю.Драгунского. Знакомство  с  биографией  автора.

Учить  определять  главную  тему  творчества  писателя,  а  также  тему  и  идею  произведения.  Формирование  умений  и  навыков  работы  с  текстом.

Работа  над  составлением  характеристики  героев  произведения.

Повторение  и  закрепление  библиографических  знаний:  части  книги,  серии,  предисловия  и  послесловия.

Развитие  творческих  способностей  детей  через  литературное  произведение,  театрализацию,  кинофильмы.

Воспитание  уважения  друг  к  другу,   взаимопонимания  среди  детей.

                                                                                                                                                                                                     

Ход  урока:   

1.  Организационный  момент.

2.  Работа  над  биографией  В.Ю.Драгунского. Определение  темы  урока.

— Ребята,  к  этому  уроку  вы  читали  рассказы  Виктора          Драгунского,  познакомились  с  некоторыми  фактами  его  биографии.  Творчеству  В. Драгунского  мы  посвящаем  данный  урок.

— На  доске портрет В. Драгунского.  Что  можно  сказать  о  В.Драгунском,  как  о  человеке,  глядя  на  это  лицо?  

— Можно  ли  писателя  назвать  нашим  современником?  Докажите.

— С  чего  начинался  творческий  путь  В. Драгунского? /театр,  цирк  и  много  других  занятий/

— Отразилось  ли   это  на  его  литературном  творчестве?  Какие  рассказы  могут  это  подтвердить?

— Сколько  всего  рассказов  для  детей  написал  В. Драгунский?  /90/

Библиографическая  страничка.

— Покажите  сборники  рассказов,  которые  вы  выбрали  для  урока?

На  доске  выставка  книг.

— Что  общего  у  всех  этих  книг?  Какое  отличие?

— Дома  вы  сделали  свои  обложки  для  книги  рассказов  В. Драгунского.

Какие  серии  вы  придумали?

Почему  у  всех  ребят разные  названия  книг?

Какие  издательства?

      — Почему  книги  В. Драгунского  очень  популярны  среди  детей?

     /смешные,  забавные,  понятные  детям,  над  ними  можно                      подумать,  поразмышлять/

Особенности    творчества    В. Драгунского.

— Главные  герои? /дети/

— Их  возраст? /школьники  6 – 10 лет/

— Воспользуйтесь  толковым  словарём  и  найдите  значение  слова  «прототип».

— Кто  является  прототипом  Дениски  рассказов  В.Драгунского?

/сын  автора/

— Дениска – главный  герой  многих  рассказов  В. Драгунского.  В  литературе  такого  героя  называют  сквозным  героем.

/Например:  Мишка  в  рассказах  Н.Н.Носова/

— Что  вы  можете  сказать  о  друзьях  Дениски?/высказывания  детей/

— Возьмите  карточку  №1.  Прочитайте.

             

Главные  герои  —  дети: Мишка,  Дениска,  Алёнка.

Доверчивые                               Бескорыстные

Деятельные                                Пытливые

Простодушные                          Завистливые

Эгоистичные                              Мечтательные

Умеют  сочувствовать             Щедрые  душой          

-Подумайте, какими  качествами  обладают  наши  герои? Зачеркните  лишнее.  Работа  в  парах.

— Найдите  и  прочитайте  отрывки  из  произведений,  которые   подтверждают  наличие  того  или  иного  качества  у  детей.

Инсценировка  отрывка  рассказа  «Сверху  вниз,  наискосок»

— Как  этот  поступок  расцениваете  вы?

— А  взрослые  герои  рассказа?

— А  кто  такая  «индейка»,  о  которой  шла  речь  в  рассказе?

— Почему  Алёнка  употребила  это  слово?

— Как  сказать  правильно?

— А  какие  интересные  слова  ещё  вам  встретились  в  процессе  чтения  рассказов?

— Можно  ли  сказать,  что  речь  героев  смешная  и  очень     понятна  вам,  маленьким  читателям?  Почему?

/Вы  тоже  пользуетесь  такими  же  «детскими»  словами/

Своеобразная  детская  речь – тоже  особенность  рассказов  В. Драгунского.

Карточка  №2.        Перевести  эти  слова.

Особенный  «детский»  язык  произведений                           В.Драгунского.

Раскромсал ( яйцо) =________________________________

Лопнутый ( круг) =__________________________________

Добрость =________________________________________

Гамкнула (собака) =________________________________

Нахлобучка (у  шланга) =____________________________

 

Смешные  слова,  игры,  поступки  героев.  А  каким  чувством  обладали  как  герои  рассказов,  так  и  сам  В. Драгунский?

                                               /юмором/

— Можно  ли  этих  ребят  назвать  друзьями?  Докажите,  подтвердив  своё мнение  словами  из  текста.

— Рассказы  В.Драгунского – хороший  материал  для  детских  художественных  фильмов.

— Сейчас  мы  посмотрим  фрагмент  фильма  «Где  это  видано,  где  это  слыхано?»   Подумайте,  удалось  ли  актёрам  передать  характеры  Дениски  и  Мишки.    

          — А  среди  вас  есть  друзья?

—  Что  же  в  вашем  понимании  означает  «дружба»?  

    Ф  и  з  к  у  л  ь  т  м  и  н  у  т  к  а.

Творческая  работа  в  парах.

— Во  многих  книгах  имеются  предисловие  и  послесловие.  Для  чего  они  нужны?

— В  домашней  работе  вы  должны  были  составить  своё  предисловие  или  послесловие   к  книгам   рассказов   В.Драгунского.  Пользуясь  накопленным  материалом /обложка,  портреты  писателя,  карточки  №1  и  №2,  предисловие/,  сделайте  литературный  листок,  посвящённый  творчеству  В.Драгунского.  Работа  в  парах.

            Готовые  работы – на  выставку.  Анализ  работ.  1 – 2  ученика,  пользуясь  литературным  листком,  рассказывают  о  творчестве  писателя  по  плану:  

                                        1. С  чего  начинался  творческий  путь  писателя.

                                        2. Особенности  творчества  В.Драгунского.

                                        3. Какие  рассказы  этого  автора  я  прочитал.                                                                                                                  

                                        4. Мои  впечатления  о  них.

Итог  урока.  Домашнее  задание.

— Кому  понравились  рассказы  В.Драгунского? У  автора  много  рассказов  о  школе,  в  которых  главные  герои — мальчишки  и  девчонки  вашего  возраста,  новые  истории  и  приключения.  Хотите  узнать  какие?  Возьмите  сборники  рассказов  В.Драгунского  и  вы  получите  огромное  удовольствие  от  прочитанного.

Урок дружбы — Пляцковский М.С. Читать онлайн с картинками.

Поучительная короткая история про то, что не надо быть жадным. Воробей Чик получил коробку пшена и не поделился с другом. Однако друг Чирик, найдя несколько зерен, сразу понес лакомство приятелю. Тем самым показав, как должен поступать настоящий друг!

Урок дружбы читать

Жили два воробья — Чик и Чирик.

Урок дружбы - Пляцковский М.С.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Урок дружбы - Пляцковский М.С.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

Урок дружбы - Пляцковский М.С.

— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

— Не надо… Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и клюй!

— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы…

(Илл. изд. Малыш, 1992 г.)

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9 / 5. Количестов оценок: 55

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4719 раз(а)

Классный час «Что такое дружба?». 3-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Книги о дружбе. Конспект библиотечного урока

План-конспект

библиотечно-библиографического урока

«Книги о дружбе»

4 класс (10-11 лет)

Цели урока: через книгу формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

формирование у учащихся устойчивого интереса к чтению;

— развитие познавательной активности;

— развитие дружеских отношений в классном коллективе;

– воспитание чувства коллективизма, толерантного отношения друг к другу.

Условия проведения урока: библиотечный урок можно проводить и в классе, и в библиотеке.

Форма проведения: урок-презентация с элементами игры.

Методы проведения урока

: рассказ, беседа, чтение, инсценировка рассказа.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка книг о дружбе, текст рассказов В.А. Осеевой, басен Л.Н. Толстого.

Подготовительный этап урока: оформление книжной выставки о дружбе. Учащиеся к уроку готовят стихи, пословицы, поговорки, рисунки, инсценировку по рассказу В.А. Осеевой.

Ход урока.

Вступительное слово педагога-библиотекаря.

Дружба является одной из главных жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал,  не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Без друзей человек не может быть счастлив. Но дружбу нужно заслужить. Для этого надо самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Эпиграф к презентации.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить,

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

М. Пляцковский

Вспомним правила работы на уроке:

— Слушать товарищей внимательно: один говорит – все слушают.

— Быть доброжелательным.

— Задавать уточняющие вопросы и слушать ответы.

Друзья мои! Начнем мы сегодня наш разговор с размышления о том, что же такое дружба и нужна ли она? Может быть, без дружбы можно прожить? (Ответы учащихся ). Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Кто вам поможет научиться дружить? (Ответы учащихся).

Научиться дружить вам помогут: ваши родители, бабушки, дедушки, учитель и, конечно, умная, добрая книга.

Слайд 3 Что же такое дружба?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает это слово?

Значит что оно? Л. Измайлов

Хотите узнать значение этого слова? Тогда давайте обратимся к «Толковому словарю».

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». (Ожегов С. И. Толковый словарь.)

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.

Слайд 4 Легко ли жить человеку без друзей? Конечно, нет. Дружба греет сердца. Она нужна и детям, и взрослым в любой жизненной ситуации.

С чего же начинается дружба? Конечно, с улыбки!

Ученики читают стихотворение

Слайд 5. Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев. Инсценировка рассказа В.А. Осеевой «Синие листья»

О настоящей дружбе этот рассказ или нет? Ответы детей.

Сколько замечательных пословиц о дружбе придумал наш народ! А какие пословицы о дружбе знаете вы? Ответы детей.

Слайд 6. Ребята! А вы читали рассказ В.А.Осеевой «До первого дождя»? (Напомнить содержание рассказа)

Вопрос детям: «Как вам кажется, осознала Маша свой проступок? Можно ли спасти их дружбу? Если да, то как?» Ответы детей.

Соответствуют ли пословицы данной ситуации?

Слайд 7. Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения? Что значит «настоящий друг»? Вы читали басню Л.Н.Толстого «Два товарища»? Как вы думаете, можно ли назвать настоящим другом мальчика из этой басни, который бросил своего друга в минуту опасности? Ответы детей.

Ребята! Я советую вам перечитать замечательные произведения В.А.Осеевой и Л.Н.Толстого. В них вы найдете много поучительного.

Слайд 8 Друга потерять очень легко, если его не ценить. Давайте посмотрим на жизненные ситуации, в которые может попасть каждый из вас. Как бы в каждой из них поступил настоящий друг?

Ситуация 1. В эстафете ваш одноклассник прибежал последним, он заплакал от обиды. Ваши действия?

Слайд 9. Ситуация 2. Ваш одноклассник подвернул ногу на уроке физкультуры и не может идти дальше. Ваши действия …

Слайд 10. Ситуация 3. Ваш одноклассник долго болеет и не ходит в школу. Ваши действия…

Слайд 11. Закончи пословицу

Так кто же он, настоящий друг? Ответы детей

Слайд 12. Друг – это тот, кто… (вывод)

1. Помогает, поддерживает, выручает, утешает, защищает, приходит на помощь и уважает.

2. Друзья – это те люди, которые дорожат тобой, а ты дорожишь ими!

Слайд 13. Законы дружбы (Дети читают по очереди).

  • Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

  • Не ябедничай, лучше сам поправь.

  • Не обманывай друга.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое.

  • Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

  • Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.

  • Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

  • Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Слайд 14. О дружбе размышляли во все времена и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Вашему вниманию предлагаются книги замечательных детских писателей, которые учат дружить.

Слайд 15. Книга, которую любят и знают все дети не только в нашей стране, но и за рубежом, — это «Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского. Если вы не читали эту книгу, то возьмите её в нашей библиотеке.

Слайд 16. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». В этой замечательной книге рассказывается о дружбе Малыша и веселого, озорного Карлсона, который живет на крыше. Прочтите её обязательно!

Слайд 17. Катаев В. «Цветик-семицветик» Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков “исполнения желаний”. На что только Женя не потратила лепестки! Но вдруг она встретила Витю, захотела с ним подружиться, побегать, да не получилось. Почему? Что произошло потом? Вы узнаете, когда прочтёте эту книгу.

Слайд 18. В книге, которую вы видите на экране, собраны веселые рассказы о мальчике Дениске Короблёве и его друзьях. Они любят озорничать, играть. С ними всё время происходят разные удивительные истории. Прочтите её, ребята! Вы убедитесь, что эта книга о настоящей дружбе.

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Слайд 19. Герои этой сказки — мальчик Кай и девочка Герда. Их связывает трогательная детская дружба. Однажды злая Снежная королева похитила Кая. Чтобы спасти своего друга, Герда отправляется в замок Снежной королевы. Эта книга о невероятных приключениях, дружбе и взаимопомощи. Я вам советую обязательно прочитать книгу Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Слайд 20. У детского писателя Е. Пермяка много замечательных рассказов. Рассказ «Надежный человек» один из них. Из него вы узнаете о настоящей дружбе, взаимопомощи и доверии. Прочтите эту книгу, ребята, и посоветуйте её своим друзьям!

Слайд 21. « Приключения Тома Сойера» М. Твена. Главный герой произведения Том Сойер — веселый и сообразительный мальчишка, которому неведома скука… Есть у него и друг – беспризорник Гекльберри Финн. Их объединяет любовь к приключениям и путешествиям. Герои книги ценят в людях честность, отзывчивость, искренность, дорожат дружбой. Прочтите её обязательно, ребята! Она сеть в нашей библиотеке.

Слайд 22. Ребята из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» делают добрые дела, не рассчитывая на благодарность и зачастую тайно. Они помогают пожилым людям, защищают маленьких детей, чьи отцы служат в Красной Армии. Герои книги умеют дружить, а еще они борются с хулиганами, которые вредят жителям поселка.

Эта книга есть в нашей библиотеке. Обязательно прочтите эту книгу, ребята, и обсудите её со своими друзьями.

Слайд 23. Все книги Н.Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Книга «Витя Малеев в школе и дома» одна из них. Прочитав её, ребята, вы узнаете о приключениях двух друзей: Вити Малеева и Кости Шишкина. Эта книга сеть в нашей библиотеке.

Слайд 24. И. Пивоварова « Рассказ Люси Синицыной, ученицы третьего класса». Рассказы о жизни Люси Синицыной давно любимы многими поколениями людей, что совсем не удивительно. Ведь это весёлые, добрые, забавные истории. В этой книге рассказывается про двух девочек — Люсю Синицыну и Люсю Косицыну, про их дружбу и шалости.

Слайд 25. «Баранкин, будь человеком» — весёлая повесть Валерия Медведева о приключениях двух друзей — Юры Баранкина и Кости Малинина. Эта книга — самая любимая у всех ребят!

Слайд 26. В. Крапивин «Самолет по имени Сережка». Это повесть об удивительных приключениях Ромки, Сережки и девочки по имени Сойка. Повесть, в которой сплелись мечты, сны и реальность. В повести рассказывается о мальчике Роме Смородкине, который не может ходить. Но судьба подарила ему друга — Сережку, который умеет превращаться… в самолет. Прочтите эту замечательную книгу вместе с родителями!

Слайд 27. В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их далёкий мир…

Слайд 28. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Д. Дефо описывает удивительные приключения Робинзона Крузо, прожившего на необитаемом острове двадцать восемь лет. Эта повесть о сильном, мужественном человеке, о его преданном друге Пятнице. Эту книгу с удовольствием читали ваши родители и ваши бабушки.

Слайд 29. Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц». Герой этой повести маленький мальчик, который живет на планете Б-612. Маленький принц отправляется в путешествие по разным планетам. Под номером семь у мальчика оказалась Земля. Она была самой населенной. Там принц познакомился со змеёй, Лисом и летчиком. Змея пыталась предупредить принца о том, что он всё же будет грустить по своей родной планете, Лис объяснил принцу , что каждый должен нести ответственность за тех, кого приручаешь.

Слайд 30. Заключение:

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Как вы понимаете слова пословицы «Дружба да братство дороже любого богатства»?

3. Какую книгу из этой презентации вы хотели бы прочитать?

4. «Доброе слово доходит до сердца». Ваше пожелание другу? (игра)

Передаётся «сердце» от ученика к ученику с добрыми пожеланиями.

Педагог-библиотекарь:

Друзья! Наш урок подошёл к концу. Давайте сделаем нашу жизнь интересней, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей! И, конечно, будем читать добрые, умные книги!

Рекомендательный список книг, о которых вы сегодня узнали, находится на нашей книжной выставке.

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки

Звучит песня о дружбе.

Результативность проведения мероприятия: после проведения такого мероприятия у учащихся повышается интерес к чтению, увеличивается посещаемость и книговыдача в библиотеке.

Источники

  • https://yandex.ru/images/search?

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка./М.: Рус.яз, 1989.- 924с.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Литература./ М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.-448 с.

  • Осеева, В.А. Волшебное слово. Синие листья /Валентина Осеева.- Москва: Дет.лит.,2008. -253 с.

  • Осеева, В.А. Волшебное слово. До первого дождя /Валентина Осеева.- Москва: Дет.лит.,2008. -253 с.

  • Толстой, Л.Н. Два товарища/ Лев Толстой.- Москва:

  • Дет.лит.,1976.-239 с.

  • Успенский, Э.Н. Крокодил Гена и его друзья/Эдуард Успенский.
    — Москва: Дет. лит.,1984.-324 с.

  • Линдгрен, А. Малыш и Карлсон/ Астрид Линдгрен.-Москва:
    Дет. лит.,1986.- 415 с.

  • Катаев, В.П. Сказки / Валентин Катаев.- Москва: Дет.лит, 1987.-32 с.

  • Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы/ Виктор Драгунский. –Москва: Астрель: АСТ, 2009.-414 с.

  • Андерсен, Г. К. Снежная королева/ Ганс Кристиан Андерсен. –Москва: «Стрекоза – Пресс»,2007.-63 с.

  • Пермяк, Е. А. Рассказы/ Евгений Пермяк.- Москва: «Стрекоза», 2007.-63 с.

  • Твен, М. Приключения Тома Сойера/ Марк Твен.- Москва: Правда,
    1987.-528 с.

  • Гайдар, А.П. Тимур и его команда/ Аркадий Гайдар.-
    — М: Дет. лит.,1986.-186 с.

  • Носов, Н.Н. Витя Малеев в школе и дома/ Николай Носов-
    — М: Дет. лит., 330 с.

  • Пивоварова, И.М. Рассказ Люси Синицыной, ученицы третьего класса/ Ирина Пивоварова.- Москва: «Стрекоза», 2011.-128 с.

  • Медведев, В.В. Баранкин, будь человеком!/ Валерий Медведев.
    — М: «Стрекоза», 2000.- 87 с.

  • Крапивин, В. П. Самолёт по имени Серёжка/ Владислав Крапивин.- Москва: ИД Мещерякова, 2014.-180 с.

  • Осеева, В.А. Васёк Трубачёв и его товарищи/ Валентина Осеева.
    — Москва: «Стрекоза», 2000.-133 с.

  • Дефо, Д. Робинзон Крузо/ Даниель Дефо.- Москва: АСТ:
    Астрель, 2007. -446 с.

  • Сент-Экзюпери, А де. Маленький принц/ Антуан де Сент-Экзюпери. –Москва: АСТ: Астрель, 2007. -299 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №38

с углублённым изучением предметов

эстетического профиля г. Орла

Тема урока:

Библиотечно-библиографический урок

« Книги о дружбе»

Выполнила: Зудина Галина Васильевна,

педагог — библиотекарь.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о